Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Общество как целостная динамическая система. Общество как сложная система

С1 . Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

С2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?

СЗ. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?

С4 . Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «втор­гаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».

Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.

С5 . Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.

С6

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную

склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятель­ности или прямого

насилия, идущих от религиозных, в частности хри­стианских, традиций... Так

цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все

возможные пути и средства - ми­грацию, колонизацию, завоевания, торговлю,

промышленное разви­тие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-

помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по

установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее фи­лософии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно расту­щее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, же­лания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но да­же и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приоб­щиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздира­ют многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и ус­мирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле си­лой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не по­мышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдель­ных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два пред­положения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С7. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мыс­ли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе.

1. «Я - гражданин мира».

(Диоген Синопский)

2. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».

(Ж. Волъфром)

3. «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченно­сти. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание нико­гда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здоровое. Пред­ставлять цивилизацию творением элиты значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно различные вещи». (А. Камю)

С8 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей дуг с другом и с природой…

Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей кА общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»

1) Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

2) Учёные называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.

4) Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счёте лежит человеческий труд».

С9 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н.Н.Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге…

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идёт … о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, то есть такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.

(В.А.Лекторский)

1) Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?

2) Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.

3) Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.

4) Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположение.)

Ответы

Часть 1 Уровень А

№ задания ответ

Часть 2 Уровень В

№ задания ответ
естественная
регресс
АБВГ
В;А;Г;Б
В;Г;Ж
В;А;Б;Г
духовная
2,3,4
духовное
1,3,4,5,6
1,2,4,6
ручной
1,2,4,6
3,5,6
ВВАБГ
Общественными
БВА
3,4,2,1,5
Сферы, сферами
Общественный прогресс
Б;А;Г;В
1-а,б,д,з,к,л,о,п,т,ц,ю,я; 2-в,е,и,м,н,с,у,ф; 3-г,ж,р,ф,х,ч,ш,щ,э
Г;В;Б;Д;А
1)2,3,7,8,9,12; 2)4,6,8,11; 3)1,5,10
1,3,4.7,9
5,10,12,13,14
3,4,5,7,8,9

Часть 3. Уровень С

С1 .Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

Целостность;

Состоит из взаимосвязанных элементов;

Элементы изменяются с течением времени;

Меняется характер взаимосвязи между системами;

Меняется система в целом.

Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ:

Первобытную

Рабовладельческую

Феодальную

Капиталистическую (буржуазную)

Социалистическую (коммунистическую)

СЗ . Традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустри­альное.

Признаки:

Доиндустриальное общество: основа - сельское хозяйство;

Индустриальное общество: основа - крупная промышленность;

Постиндустриальное (технотронное, технологическое) общество: осно­ва - информация.

С4. Правильный ответ может содержать следующие позиции:

Общество и природа взаимосвязаны;

Природа - естественная среда обитания общества;

Цель производства - удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде;

Столетиями человек пользовался богатствами природы, загрязняя ат­мосферу, вырубая леса, добывая полезные ископаемые, заражая воду, уничтожая почву;

В результате возникла угроза глобальной экологической катастро­фы - необратимых изменений естественных условий жизни на Земле, грозящих деградацией и даже гибелью человека;

В нынешнем Уголовном кодексе РФ предусмотрена серьезная ответст­венность за такие экологические преступления, как нарушение пра­вил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, незаконная охота и т.д.

Могут быть приведены другие позиции.

С5 . Могут быть приведены любые три примера взаимосвязи глобальных проблем современности, например:

Угроза экологического кризиса отражается на экономике: развитые страны стремятся переводить «вредные» производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север - Юг»;

Угроза международного терроризма переплетается с проблемой угрозы ядерной войны в связи со стремлением террористов к доступу к техно­логиям производства оружия массового поражения;

Демографическая проблема в современном мире выступает прежде все­го как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает разрыв в экономическом отношении с развиты­ми странами.

С6 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Выделены проблемы:
- ограниченность ресурсов;

Неравномерность развития (проблема «Север - Юг»);

Демографическая;

Последствия НТР.

2) Могут быть сделаны предположения:

Наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальных преобразований создает угрозу самой жизни на Земле;

Формирование общества потребления делает скорость и комфорт при­оритетными ценностями.

Могут быть сделаны другие предположения, не искажающие смысла суждения.

3) Могут быть указаны, например:
коммунистические утопии;

Вера во всемогущество научно-технического прогресса;

Вера в идеалы свободы и справедливости в понимании деятелей Про­свещения.

Могут быть приведены другие примеры, не искажающие смысл сужде­ния.

4) Если дается отрицательный ответ, то приводятся аргументы:
демографическая ситуация в бедных странах усугубляет их отставание от богатых стран;

в результате - слабое участие в мировом разделении труда;

как следствие - однобокое развитие экономики и зависимость от бога­тых стран. Могут быть приведены другие аргументы.

С8 . Текст.

1) Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) реалии современного общества:

- «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»;

- «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами»;

2) сущность нового понимания гуманистического идеала:

«идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге».

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.

2) В ответе могут быть приведены следующие фразы:

1) «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится… как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»;

2) «свобода понимается… как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;

3) «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации».

3) Могут быть приведены следующие объяснения:

1) Установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды.

2) Необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества.

3) Существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество.

4) Установка господства распространилась и на отношение человека к себе подобным, общественным интересам.

Могут быть приведены другие объяснения.

4) Правильный ответ может содержать следующие предположения:

1) «отношения с природными процессами»: использование человеком природосберегающих и ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления;

2) «отношения с другим человеком»: признание безусловной ценности личности другого человека, уважение его свободы;

3) «отношения с ценностями иной культуры»: толерантное отношение к ценностям иной культуры и носителям этих ценностей;

4) «отношения с социальными процессами»: отказ от установки личного и группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру;

5) «отношения с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»: внимательное отношение к собственному психологическому состоянию, щадящая его корректировка в необходимых случаях, максимальное использование в деятельности собственных психических возможностей и состояний.

Могут быть высказаны другие предположения.

С9 .Текст.

1) Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) «люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утончённая сфера духа»;

2) «производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.».

2) Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

1) живая система;

2) целостная система;

3) самоорганизованная система.

3) Правильный ответ может содержать следующие аргументы:

1) только в отношениях с другими людьми человек может раскрыть и развить свои качества (социально значимые), отличающие его от животных;

2) общество выполняет многочисленные функции, обеспечивающие физическое выживание и относительно комфортное существование человека;

3) только в обществе удовлетворяются социальные и духовные потребности человека.

Возможны иные имеющие основание аргументы.

4) Правильный ответ может содержать, например, следующие объяснения:

в процессе труда

1) согласно теории эволюции, предки человека приобретали и развивали свои человеческие качества;

2) реализуются многие социальные и престижные потребности человека;

3) удовлетворяются материальные потребности общества;

4) формируется определённая социальная организация;

5) формируются духовные институты.

Новости и общество

Что характеризует общество как динамичную систему? Основы вопроса

26 июня 2014

Социология становится все более популярной наукой, как и раздел обществознания, изучаемый еще в школе. В чем секрет? Конечно же, в том, что общество становится все более современным и развивает науки, касающиеся социальной сферы. Информационные технологии ушли далеко вперед, но это никак не отменяет ценности гуманитарных дисциплин.

Общество

Что же мы имеем в виду, когда говорим слово "общество"? Есть столько значений, что можно написать целый словарь. Чаще всего мы называем обществом совокупность людей, которые нас окружают. Однако есть и более узкие смыслы этого понятия. Например, говоря об этапах развития всего человечества, мы называем рабовладельческое общество, подчеркивая тот тип строя, который существовал в то время. Национальная принадлежность также выражается через данное понятие. Поэтому говорят об английском обществе, отмечая его изысканность и чопорность. Кроме того, можно выразить и сословную принадлежность. Так, дворянское общество в прошлом веке считалось наиболее престижным. Цели группы людей выражаются через это понятие весьма ясно. Общество защиты животных отображает собой совокупность единомышленников.

Что характеризует общество как динамичную систему? И что есть общество? Если говорить более широко, то обществом можно назвать все человечество. В таком случае следует подчеркнуть, что данное понятие обязательно должно объединять в себе аспект связи с природой и людей друг с другом.

Признаки общества

Что характеризует общество как динамичную систему? Этот вопрос закономерен. И возникает он потому, что это связано со следующим аспектом в изучении обществознания. Для начала стоит уяснить, что обозначает термин "система". Это нечто сложное, обозначающее совокупность элементов. Они одновременно едины и взаимодействуют друг с другом.

Общество - очень сложная система. Почему? Все дело в количестве частей и связей между ними. Структурные подразделения здесь играют первичную роль. Система в социуме открыта, так как он взаимодействует с тем, что его окружает, без каких-либо видимых помех. Общество материально, потому что есть в действительности. И, наконец, социум динамичен. Общество как динамичную систему характеризует наличие перемен.

Видео по теме

Элементы

Как уже говорилось выше, социум сложен и состоит из различных элементов. Последние можно объединить в подсистемы. В жизни социума их можно выделить не одну, а четыре. Если общество как динамичную систему отличает признак изменчивости, то подсистемы равноценны сферам жизни. Экономическая сторона отражает прежде всего распределение, производство и потребление благ. Политическая сфера отвечает за связи между гражданами и государством, организацию партий и их взаимодействие. Духовная связана с религиозными и культурными изменениями, созданием новых предметов искусства. А социальная - в ответе за взаимоотношения классов, наций и сословий, а также граждан разных возрастов и профессий.

Социальный институт

Общество как динамичную систему характеризует его развитие. Кроме того, важную роль в этом играют институты. Социальные институты существуют во всех сферах жизни, характеризуя ту или иную ее сторону. Например, самый первый "пункт" социализации ребенка - это семья, ячейка, преобразующая его задатки и помогающая жить в обществе. Затем выделяется школа, где ребенок учится не только пониманию наук и развивает навыки, но и приучается к процессу взаимодействия с другими людьми. Высшую ступень в иерархии институтов будет занимать государство как гарант прав граждан и самая большая система.

Факторы

Что характеризует общество как динамичную систему? Если это перемены, то какие? Прежде всего, качественные. Если общество становится сложнее по характеру, значит, происходит его развитие. Оно может быть в разных случаях. Факторы, которые на это влияют, также бывают двух видов. Природный отражает изменения, которые произошли из-за смены климата, географического положения, катастрофы соответствующего характера и масштаба. Соцфактор подчеркивает, что изменения произошли по вине людей и общества, в котором они состоят. Перемены не обязательно несут положительный характер.

Пути развития

Отвечая на вопрос, что характеризует общество как динамичную систему, мы указали на его развитие. А как именно оно происходит? Существуют два пути. Первый называют эволюционным. Он означает, что перемены происходят не сразу, а с течением времени, иногда очень долгого. Постепенно общество меняется. Этот путь носит естественный характер, так как процесс обусловлен рядом причин. Другой путь - революционный. Он считается субъективным, потому что происходит внезапно. Не всегда знания, используемые для действия революционного развития, правильны. Зато скорость его явно превышает эволюцию.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Инструкция

Динамической называют систему, которая постоянно находится в состоянии движения. Она развивается, меняя собственные черты и признаки. Одной из таких систем является общество. Смена состояния общества может быть вызвана влиянием извне. Но в ее основе иногда лежит внутренняя потребность самой системы. Динамическая система отличается сложной структурой. Ее составляет множество подуровней и элементов. В мировом масштабе человеческое общество включает в себя много других обществ в виде государств. Государства составляют общественные группы. Единицей общественной группы является человек.

Общество постоянно взаимодействует с другими системами. Например, с природой. Оно использует ее ресурсы, потенциал и т.д. На протяжении всей истории человечества природная среда и природные катаклизмы не только помогали людям. Иногда они тормозили развитие общества. И даже становились причиной его гибели. Характер взаимодействия с другими системами формируется благодаря человеческому фактору. Под ним обычно понимают совокупность таких явлений, как воля, интерес и сознательная деятельность индивидуумов или социальных групп.

Характерные признаки общества как динамической системы:
- динамизм (изменение всего общества или его элементов);
- комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты и т.д.);
- самодостаточность (система сама создает условия для существования);
- (взаимосвязь всех компонентов системы);
- самоуправляемость (способность проявлять реакцию на события вне системы).

Общество как динамическая система состоит из элементов. Они могут быть материальными (здания, технические системы, учреждения и т.д.). И нематериальными или идеальными (собственно идеи, ценности, традиции, обычаи и т.д.). Так, экономическую подсистему составляют банки, транспорт, товары, услуги, законы и т.п. Особый системообразующий элемент - . Он имеет возможность выбора, обладает свободной волей. В результате деятельности человека или группы людей могут происходить масштабные изменения в обществе или отдельных его группах. Это делает социальную систему более подвижной.

Темпы и качество изменений, происходящих в обществе, могут быть разными. Порой сложившиеся порядки существуют несколько сотен лет, а потом изменения происходят достаточно быстро. Их масштабы и качество могут быть различны. Общество постоянно находится в развитии. Оно является упорядоченной целостностью, в которой все элементы находятся в определенной взаимосвязи. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы. Еще одна особенность общества как динамической системы - самоуправляемость.

    С давних пор люди, живя а коллективе, задумывались об особенностях и закономерностях совместной жизни, стремились ее организовать, обеспечить ей стабильность.

    Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом.

    Человек – существо общественное, не может жить изолированно.

Общество - это совокупность отношений между людьми, разумно организованная жизнь и деятельность их больших групп.

Система (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.

КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕСТВА:

    Народ- это историческая форма общности людей, связанных с условиями производства материальных и духовных благ, языком, культурой и происхождением.

    Нация - историческая форма организации жизни какого-либо одного народа (или нескольких близких). Это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экон. связей, языка, культуры.

    Государство- это основанная на праве и законе форма организации жизни народа или нации. Осуществляет управление населением определенной территории.

    Природа- это совокупность естественных условий существования человеческого общества(находятся в тесной взаимосвязи).

    Человек- это живое существо, которое оказывает максимальное воздействие на природу.

Общество – совокупность отношений между людьми, складывающиеся в процессе их жизнедеятельности.

Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;

В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни .

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод)

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

    Экономическая сфера- это совокупность общественных отношений, которые возникают в процессе производства материальных ценностей и существуют по поводу этого производства.

    Политико-правовая сфера- это совокупность общественных отношений, которые характеризуют отношения власти(государства) к гражданам, а также отношения граждан к власти(государству).

    Социальная сфера- это совокупность общественных отношений, организующих взаимодействие между различными социальными группами.

    Духовно-нравственная, культурная сфера- это совокупность общественных отношений, которые возникают в духовной жизни человечества и функционируют как ее основа.

Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни.

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод).

Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Институт семьи – первичный социальный институт, связанный с воспроизводством человека как биолог. Вида и его воспитанием и социализацией как члена общества. Родители-дети, любовь и взаимопомощь.

Общество – сложная динамическая саморазвивающаяся система, которая состоит из подсистем (сфер общественной жизни).

Характерные черты (признаки) общества как динамической системы:

    динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов).

    комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты).

    самодостаточность (способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей).

    интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы).

    самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе).

Человек - разумное существо. Он выбирает жильё, еду и куда приложить силы. Однако, бессмысленно иметь свободу выбора, если твой выбор никто не оценит.

Мы нуждаемся в обществе. Природа наделила нас неизменной чертой - жаждой общения. Благодаря этой особенности, мы думаем не только о себе. В рамках семьи или целой планеты, человек принимает решения ради общего прогресса. Благодаря жажде общения мы толкаем мир вперёд .

Стоило нашим предкам спуститься с пальмы, они столкнулись с возрастающей враждебностью природы. Маленький примат не мог победить мамонта. Естественной шкуры недостаточно, чтобы согреться зимой. Спать на открытом воздухе опасно втройне.

Зарождающееся сознание понимало - выжить можно только сообща . Праотцы создали примитивный язык, чтобы понимать друг друга. Они собирались в общины. Общины делили на касты. На охоту ходили сильные и бесстрашные. Потомство растили мягкие и понимающие. Лачуги строили умные и практичные. Уже тогда человек занимался тем, к чему предрасположен.

Но природа давала лишь грубое сырьё. Из одних камней нельзя построить город. Камнями тяжело убить животное. Пращуры учились обрабатывать материалы, чтобы эффективнее работать и дольше жить.

В широком определении общество - приручившая природу часть природы, использующая волю и сознание для выживания.

В группе мы можем не распыляться на поверхностные знания. У каждого из нас свои склонности. Профессиональный сантехник и за миллионную зарплату не станет с удовольствием выращивать бонсай - мозги у него заточены технически. Союз позволяет нам заниматься любимым делом, а остальное доверить другим.

Теперь мы понимаем узкое определение общества - осознанное собрание личностей для работы ради общей цели .

Общество как динамическая система

Мы — винтики в общественном механизме. Цели определяет не кто-то один. Они приходят как общие потребности. Общество за счёт сил отдельных его членов решает бесконечный поток проблем. Поиск решений заставляет общество становиться лучше и порождает новые сложные проблемы. Человечество строит само себя, что характеризует общество как динамичную систему, способную саморазвиваться.

У общества сложная динамическая структура. Как и любая система, оно состоит из подсистем. Подсистемы в группе делятся по сферам влияния . Социологи отмечают четыре подсистемы общества :

  1. Духовная - отвечает за культуру.
  2. Политическая - регулирует отношения законами.
  3. Социальная - кастовое разделение: нация, класс, социальный слой.
  4. Экономическая - производство и распределение благ.

Подсистемы - это системы по отношению к отдельным их членам. Они работают, только когда все элементы на месте. Как подсистемы, так и отдельные части неразрывно связаны. Без производства и регулирования духовная жизнь теряет смысл. Без человека другому жизнь не мила.

Общественная система непрерывно движется. Её приводят в движение подсистемы. Подсистемы двигаются за счёт элементов. Элементы делятся на:

  1. Материальные — заводы, жилища, ресурсы.
  2. Идеальные — ценности, идеалы, убеждения, традиции.

Материальные ценности больше характеризуют подсистемы, тогда как идеальные - человеческая черта. Человек - единственный неделимый элемент в общественной системе. У человека есть воля, стремления и убеждения.

Система работает благодаря общению - социальным отношениям . Социальные отношения — главное связующее звено между людьми и подсистемами.

Люди играют роли. В семье мы играем примерного отца. На работе от нас ждут беспрекословного подчинения. В кругу друзей мы - душа компании. Мы не выбираем роли. Их диктует нам общество.

У каждого человека не одна личность , а сразу несколько. Каждая личность по-своему себя ведёт в разных ситуациях. Вы ведь не можете ругать начальника так же, как ребёнка, верно?

У животных фиксированная социальная роль: если вожак «сказал», что ты будешь спать снизу и есть последним, так будет всю жизнь. И даже в другой стае особь никогда не сможет принять роль вожака.

Человек универсален. Каждый день мы надеваем десятки масок. Благодаря этому мы легко приспосабливаемся к различным ситуациям. Вы главный, в чём разбираетесь. Вы никогда не станете требовать подчинения у грамотного лидера. Великолепный механизм выживания!

Учёные делят социальные отношения:

  • между отдельными личностями;
  • внутри группы;
  • между группами;
  • локальные (внутри помещения);
  • этнические (в рамках расы или нации);
  • в пределах организации;
  • институциональные (в границах социального института);
  • внутри страны;
  • международные.

Мы общаемся не только с кем хотим, но и по необходимости. Например, мы не хотим общаться с коллегой, но он сидит с нами в одном офисе. А работать мы должны. Поэтому отношения бывают :

  • неформальные - с друзьями и близкими, которых мы сами выбрали;
  • формализованные - с кем мы обязаны контактировать по необходимости.

Вы можете общаться с единомышленниками и с врагами. бывают:

  • кооперативными - отношениями сотрудничества;
  • конкурентными - противоборства.

Итоги

Общество - сложная динамичная система . Люди лишь однажды её запустили, и теперь она определяет каждый этап нашей жизни.

  • гибкость - регулирует все сферы жизни, даже если они ещё не появились;
  • подвижность - непрерывно меняется по необходимости;
  • сложный отлаженный механизм из подсистем и элементов;
  • самостоятельность - общество само создаёт условия для существования;
  • взаимосвязь всех элементов;
  • адекватная реакция на изменения.

Благодаря динамичному общественному механизму человек - самое живучее существо на планете. Ибо только человек меняет мир вокруг себя.

Видео

Из видео вы узнаете, что есть общество, его понятие и взаимосвязь человека и общества.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса