Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Возникновение кубизма. Харктерные особенности кубизма. Пабло пикассо и жорж брак как представители кубизма

Кубизм Кубизм

(франц. cubisme, от cube - куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) первой четверти XX в. Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину "Авиньонские девицы" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрублённые фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. В 1908 в Париже образовалась группа "Бато-лавуар" ("Лодка-плотомойня"), куда входили Пикассо, Ж. Брак, испанец X. Грис, писатели Г. Аполлинер, Г. Стайн и др. В этой группе сложились и были последовательно выражены основные принципы К. В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и оформившуюся в 1912 на выставке "Сексьон д"ор" ("Золотое сечение"), вошли популяризаторы и истолкователи кубизма - А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с кубизмом, - Ф. Леже, Р. Делоне, чех Ф. Купка. Слово "кубисты" впервые употребил в 1908 французский критик Л. Восель как насмешливое прозвище художников, изображающих предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объёмов (куба, шара, цилиндра, конуса).

Кубизм, родившийся в условиях острого кризиса буржуазной культуры эпохи империализма, знаменовал собой решительный разрыв с традициями реалистического искусства. Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости живописи позднего импрессионизма. Сводя к минимуму, а зачастую и вовсе отказываясь от изобразительно- познавательной функции искусства, стремясь строить свои произведения из сочетания элементарных, "первичных" форм, представители кубизма обратились к конструированию объёмной формы на плоскости, расчленению реального объёма на геометризированном тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения. Входя в круг бунтарских буржуазно-индивидуалистических течений, кубизм выделялся среди них тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др.). Это особенно характерно для раннего этапа кубизма, сложившегося под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907) и африканской скульптуры. В этот "сезанновский" период кубизм (1907-09) геометризация форм подчёркивает устойчивость, предметность мира; мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на поверхности холста, образуя подобие рельефа; цвет, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает, и дробит объём (П. Пикассо, "Три женщины", 1909, ГЭ; Ж. Брак, "Эстак", 1908, Художественный музей, Берн). В следующей, "аналитической" стадии кубизма (1910-12) предмет распадается, дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга; предметная форма как бы распластывается на холсте (П. Пикассо, "А. Воллар", 1910, ГМИИ; Ж. Брак, "В честь И. С. Баха", 1912, частное собрание, Париж). В последней, "синтетической" стадии (1912-14) побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Пикассо, "Гитара и скрипка", 1913, ГЭ; Ж. Брак, "Женщина с гитарой", 1913, Национальный музей современного искусства, Париж); появляется интерес ко всякого рода фактурным эффектам - наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям на холсте, то есть отказ от изображения пространства и объёма как бы компенсируется рельефными материальными построениями в реальном пространстве. Тогда же появилась кубистическая скульптура с её геометризацией и сдвигами формы, пространственными построениями на плоскости (неизобразительные композиции и ассамбляжи - скульптуры из неоднородных материалов Пикассо, произведения А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, геометризированные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица, вогнутые контррельефы А. П. Архипенко). К 1914 кубизм начал уступать место другим течениям, но продолжал влиять не только на французских художников, но и на итальянских футуристов, русских кубофутуристов (К. С. Малевич, В. Е. Татлин), немецких художников "Баухауза" (Л. Фейнингер, О. Шлеммер). Поздний кубизм вплотную приблизился к абстрактному искусству ("абстрактный кубизм" Р. Делоне) одновременно через увлечение кубизмом прошли, преодолев его воздействие, некоторые крупные мастера XX в., стремившиеся к выработке современного лаконичного экспрессивного художественного языка, - мексиканец Д. Ривера, чехи Б. Кубишта, Э. Филла и О. Гугфрёйнд, итальянец Р. Гуттузо, поляк Ю. Т. Маковский и др.

П. Пикассо. "Дама с веером". 1909. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

Литература: М. Лифшиц, Л. Рейнгардт,. Кубизм, в кн.: Модернизм, 3 изд., М., 1980; Der Kubismus, Kцln, (1966); Alexandrian S., Panorama du cubisme, P., 1976.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

куби́зм

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Кубизм" в других словарях:

    Одно из первых направлений в искусстве авангарда. Годом возникновения считается 1907, когда Пикассо выставил свою программную кубистич. картину “Девицы из Авиньона”, а несколько позже Брак свою “Ню”. Название К. было дано направлению в… … Энциклопедия культурологии

    Кубизм - Кубизм. П. Пикассо. Портрет А. Воллара. 1910 г. Москва. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. КУБИЗМ (французское cubisme, от cube куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве 1 й четверти 20 в. Развивалось … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Направление в живописи, зародившееся во Франции около 1908 года, которое может быть рассматриваемо, как реакция импрессионизму, (см это слово) с его тяготением к световой полноте картины, от чего терялась четкость деталей отдельных предметов, как … Литературная энциклопедия

    Кубизм - КУБИЗМ Направление в живописи, зародившееся во Франции около 1908 года, которое может быть рассматриваемо, как реакция импрессионизму, (см это слово) с его тяготением к световой полноте картины, от чего терялась четкость деталей отдельных… … Словарь литературных терминов

    - [фр. cubisme] иск. авангардистское (АВАНГАРДИСТСКИЙ) течение в изобразительном искусстве начала XX в.; кубисты разлагали предмет на плоские грани или уподобляли его простейшим телам шару, конусу, кубу. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

    - (франц. cubisme от cube куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве 1 й четв. 20 в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис), в других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты конструирование… … Большой Энциклопедический словарь

    КУБИЗМ, кубизма, мн. нет, муж. (от куб1) (иск.). Направление в живописи (частично и в др. искусствах) в начале 20 века, изображавшее предметы действительности разложенными на простейшие геометрические фигуры, без соблюдения внешнего сходства с… … Толковый словарь Ушакова

    КУБИЗМ, а, муж. В изобразительном искусстве начала 20 в.: формалистическое направление, последователи к рого представляли предметный мир в простых геометрических формах (куба, конуса, граней). | прил. кубистический, ая, ое и кубистский, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова

    кубизм - а, м. cubisme < cube. Авангардистское формалистическое течение в европейском изобразительном искусстве нач. 20 в.; стремясь выявить геометрическую структуру объема, кубисты разлагали предмет на плоские грани или уподобляли его простейшим телам … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Пабло Пикассо, Авиньонские девицы, 1907 Кубизм (фр. Cubisme) модернистское … Википедия


В авангардном искусстве одним из главных художественных течений начала ХХ века является кубизм (от фр. «cube» - куб). Данное направление в искусстве подразумевает использование подчеркнуто геометрических форм для изображения реальных предметов и объектов. Это примитивное искусство, воспринимающие окружающий его мир посредством геометрических форм, и стремящееся «раздробить» его на отдельные стереометрические элементы.

Как новое течение в живописи кубизм возник в 1905-1907 годах и его появление связано с именами таких французских художников как Пабло Пикассо и Жорж Брак, именно они являются основателями кубизма и его наиболее известными представителями. Термин «кубизм» появился на свет после реакции Жоржа Брака на критическую статью художественного критика Луи Вокселя, который назвал серию картин художника «кубическими причудами».

Кубизм в живописи

(Paul Cezanne "La Montagne Sainte Victoire Cezanne" )

Считается, что истоки кубизма были заложены французским художником Полем Сезанном, который в письме молодому художнику Пабло Пикассо рекомендовал рассматривать окружающий его мир как некую совокупность различных геометрических фигур - цилиндров, квадратов, конусов, сфер. Следуя советам Сезанна, а также находясь под впечатлением от искусства изображения африканских масок, в 1907 году Пикассо создает свою первую картину, написанную в стиле кубизма «Авиньонские девицы» (дерзкие, рубленые линии, заостренные углы, практическое отсутствие теней, тон нейтральный, близкий к натуральному).

(Пабло Пикассо "Хлеб и фруктовые блюда на столе" )

Полотна в стиле кубизм отличает их двумерный, плоский вид, они изобилуют большим количеством разнообразных геометрических фигур, различных линий, острых углов, причем цветовая гамма в это же время выполнена в скромных, нейтральных тонах. Художник-кубист не рассматривает объект или предмет с какого-то одного определенного угла, а пытается раздробить его на отдельные элементы, а полученные части уже потом складывает в одно единое целое.

(Пабло Пикассо "Девочка на шаре" )

Выделяют три стадии формирования кубизма как отдельного направления в авангардном искусстве:

  • Сезанновская . Начальная стадия формирования, объекты имеют абстрактную и упрощенную форму. На Пикассо оказывают огромное влияние работы Сезанна, он создает своих «Авиньонских девиц» и встречается с Жоржем Браком;
  • Аналитическая . Постепенно исчезают образы предметов, стираются отличия между формой и пространством, появляются переливистые краски, не имеющие отчетливого расположения, перекрещивающиеся за полупрозрачными плоскостями. Это заметно в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо в 1910 году;
  • Синтетическая . Третья стадия формирования, к кубистам примыкают новые последователи испанский художник Хуан Грис, французский поэт Гийом Апполинер и американская писательница Гертруда Стайн. В картинах Гриса отвергается третье измерение в изобразительном искусстве и делается акцент на фактуру поверхности, с помощью которой конструируется новый предмет.

(Поль Сезанн "Пьеро и Арлекин", картина в сочетании с импрессионизмом )

Наиболее известными картинами, написанными в стиле кубизма, являются полотна Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин», Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», «Три музыканта в масках», Жоржа Брака «Мандора», «Дом в Эстаке», Хуана Гриса «Фантомас», Фернана Леже «Дама в голубом», «Строители».

Кубизм в архитектуре

Первые сооружения архитекторов-кубистов были построены в первую очередь не в Париже (там в 1912 году на одной из выставок тоже демонстрировался макет дома, выполненного в данном стиле), а в Праге, столице Чехии, которая стала в начале ХХ века одним из крупнейших центров популяризации кубизма. Здесь можно найти работы таких выдающихся архитекторов-кубистов как Павел Янак, Йозеф Гончар, Властислав Гофман, Эмиль Коаличек, Йосеф Хохол.

(Дома-кубы архитектора Пита Блома )

Наиболее выдающиеся здания в стиле кубизм находятся в Роттердаме (Нидерланды), здесь в 80-х годах по проекту архитектора Пита Блома был построен целый жилой комплекс, состоящий из домиков-кубов, их главная отличительная особенность - все стены (кроме находящихся посередине) расположены под углом. Дома имеют три этажа, первый - комната для приема гостей и кухня, второй - спальня и ванная комната, на третьем (сверху стеклянная крыша) обычно размещаю оранжерею, детскую комнату или кабинет.

Cпособности и фантазия человека порой поражают. Живопись стала именно той областью, в которой люди развивают свое творчество в различных направлениях. Для того, чтобы удивить общество новыми веяниями в искусстве, художники стараются изобразить окружающее в новом свете. Авангардизм - результат развития некоторых творческих идей.

Одним из направлений в авангардистском изобразительном искусстве стал кубизм . Он зародился в начале ХХ века. Кубизм можно охарактеризовать как использование художниками четких геометрических форм условного типа. Они стремились раздробить объекты реальности на стереометрические примитивы.

Зарождение кубизма

1906 - 1907 года - то время, в которое зарождался кубизм . Пабло Пикассо и не менее известный Жорж Брак - именно с ними и связывают появление кубизма в живописи. Сам термин «кубизм» появился на свет в 1908 году. Он был связан со словами художественного критика Луи Воселя. Картины Брака он назвал «кубическими причудами».

А уже начиная с 1912 года в авангардистском направлении зарождается производная от кубизма - синтетический кубизм . Основных принципов и целей как таковых у него нет. При этом кубизм делится как бы на фазы: сезанновский, аналитический и синтетический.

Известные достижения кубизма

На всем протяжении существования кубизма можно выделить наиболее впечатляющие произведения. Кстати, именно они стали известны на весь мир. Картины Пабло Пикассо - «Гитара» и «Авиньонские девицы», а также работы других художников, таких как Фернан Леже, Хуан Грис, Марсель Дюшан - те произведения, которые передают дух настроения кубистических живописцев. Кроме того, четко просматривается настроение и в скульптуре, например, известной творческой личности А.Ахипенко.

Поль Сезанн решил поэкспериментировать с формами, что и привело к тому, что впоследствии сформировался кубизм . Пабло Пикассо стал увлекаться искусством этого художника.

Плод его увлечения - произведение «Авиньонские девицы», которые и стали первым шагом к новому направлению в живописи - кубизму . Возможно, именно в этой картине
Все кубисты стремились выявить самые простые геометрические формы, которые лежали в основе предметов. Они не хотели передавать истинный внешний вид, стремились разложить тот или иной объект на отдельные формы, впоследствии совмещая их в одной картине. То, что кубисты хотели разделить вещи на формы, привело и к тому, что и цвета стали использоваться строго по определенной схеме. Если выступающие элементы окрашивались в теплые тона, то удаленные - в холодные.

Аналитический кубизм

Вторая фаза кубизма - это аналитический кубизм . Исчезают образы предметов, постепенно стираются различия между пространством и формой. Этот период характеризуется появлением переливчатых цветов полупрозрачных пересекающихся плоскостей. Формы постоянно располагаются в пространстве по-разному. Визуальное взаимодействие пространства и формы - именно то, чего добились кубисты в период аналитического кубизма .

В 1909 году в работах Брака появились первые признаки второй фазы развития кубизма . Что касается работ Пикассо - то первые картины с такими элементами появились у него в 1910 году. Однако наиболее интенсивно стал развиваться аналитический кубизм тогда, когда появилось на свет художественное объединение под название «Золотое сечение», членами которого стали многие известные на тот момент художники. В книге Гийома Аполлинера были сформированы принципы эстетики кубизма . Художнику стала отводиться роль создателя способа видения нового типа мира.

Синтетический кубизм

Ответвлением основного направления стал синтетический кубизм. Его элементы появились в работах Хуана Гриса, который стал ярым приверженцем кубизма с 1911 года. Это направление стремилось обогатить реальность окружающего мира создание объектов эстетики. Характерной особенностью синтетического кубизма является отрицание третьего измерения в живописи и акцент на живописной поверхности. Фактура поверхности, линия и узор - все используется для того, чтобы сконструировать новый объект.

Зародился синтетический кубизм в 1912 году. Однако более активно он начал проявляться в работах кубистов 1913 года. Разные очертания из бумаги наклеивались на холст. Таким образом, художники создавали самодостаточный объект, отрицая иллюзорное воспроизведение реальности окружающего мира. Чуть позже кубисты прекратили использовать в своих работах аппликации, потому что им казалось, что настоящий художник может создавать богатые комбинации и не пользуясь бумагой.

Российский кубизм

В нашей стране кубизм объединился с элементами футуризма итальянского происхождения. Кубофутуризмом - именно так называют первую фазу кубизма в России. Для нее характерно упрощение форм предметов и склонность к абстракции.

Как сказал Андре Сальмона, один из исследователей современного искусства, кубизм - это реакция на отсутствие в импрессионизме формы. Само же развитие кубизма - последствие идей постимпрессионистов. Толчок к зарождению указанного направления в живописи дали художники-символисты, которые решили противопоставить живописным интересам и целям импрессионистов смысловые явления.

По их мнению, художник не должен имитировать облик вещей в момент их изменения. Нужно создавать формы символического характера для воплощения идей. Такое понимание роли художника привело к анализу средств, которые находились в распоряжении живописца, выяснению их возможностей. Как следствие, утвердился идеал чисто экспрессивного искусства, результаты которого стали теми произведениями, которые сейчас традиционно относят к кубизму.

Значение кубизма

Кубизм оказал самое противоречивое влияние на мировое искусство. С одной стороны, художники и скульпторы стремились выразить свое отношение к окружающей их жизни, что явилось положительным моментом в развитии всего изобразительного творчества.

Однако можно сказать, что кубисты просто-напросто выплеснули свое видение жизни, и на этом все закончилось. Ведь уже к 20-м годам прошлого века кубизм практически перестал существовать. Но работы, например, того же Пикассо продолжают жить и являются ценностью для современного общества. Поэтому стоит считать положительное влияние кубизма на мировое искусство более существенным, чем кратковременный всплеск эмоций и фантазии.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 14.07.2015 13:25 Просмотров: 5015

Возникновение кубизма относят к 1906-1907 гг. Обычно это направление в искусстве связывают с именем Пабло Пикассо и считают его родоначальником кубизма.

Это так. Но новое явление в искусстве никогда не появляется внезапно: всегда есть предшественники и предпосылки. Вот об этом мы и поговорим.

О термине

Термин «кубизм» пришёл в искусство с французского языка: cubismе, cube – куб. А впервые применил его критик Леон Восель в 1908 г., описывая работы Ж. Брака.

Жорж Брак (1882–1963) – французский художник, график, скульптор и декоратор; он является создателем кубизма вместе с Пикассо. В 1908 г. Брак создал серию пейзажей, по тем временам новаторских. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном (объединение деятелей искусства во Франции, основанное в 1903 г.). Анри Матисс сказал тогда, что пейзажи составлены из кубиков. Отсюда и произошло слово «кубизм». Давайте рассмотрим эти работы Ж.Брака.

Ж. Брак «Дорога близ Эстака» (1908)

Ж. Брак «Гавань в Нормандии» (1909)

История кубизма

В 1907 г. П. Пикассо создал картину «Авиньонские девицы», она произвела сильное впечатление на Ж. Брака . В 1908 г. Брак и Пикассо начали работать в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, как бы «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Ж. Брак считал, что «чувства деформируют, рассудок – формирует». Таким образом, можно предполагать, что к кубизму художник пришёл не интуитивно, а рассудочным путём – именно в этом направлении он смог более полно реализовать себя.
В 1912 г. они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов.
Как пришёл к кубизму П. Пикассо? Тоже не сразу.

Пабло Пикассо (1881-1973)

П. Пикассо «Автопортрет»

П. Пикассо – испанский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер. Его творчество оказало исключительное влияние на развитие изобразительного искусства XX в. Он является известнейшим художником среди живших за последние 100 лет, к тому же очень «популярным» среди похитителей картин.

Х. Грис «Портрет П. Пикассо» (1912). Художественный институт (Чикаго)
Сначала были эксперименты с цветом. С 1901 по 1906 гг. – «голубой» и начало «розового» периода его живописи. Затем было стремление к передаче настроения – это стремление к формулам, отображающим типическое, универсальное в искусстве, что отвечало глубинным процессам европейской цивилизации на рубеже веков. Наконец, Пикассо обратился к анализу формы: сознательная деформация и деструкция (от лат. destructio – «разрушение, рассыпание конструкции») натуры.

П. Пикассо «Авиньонские девицы» (1907). Холст, масло. 243,9 х 233,7 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк
В 1907 г. им были написаны «Авиньонские девицы». Считается, что эта картина положила начало кубизму в творчестве художника, а затем и целого художественного направления. А истоки его – в односторонней интерпретацией системы Сезанна, который рекомендовал молодому художнику Пикассо «рассматривать натуру как совокупность простых форм – сфер, конусов, цилиндров». Считается, что Пикассо, как и Ж. Брак, этот совет воспринял буквально. К тому же в этот период Пикассо интересовался африканской скульптурой, что также отразилось в его новой работе.
На картине мы видим деформированные, огрубленные фигуры при отсутствии перспективы и светотени. Картина демонстрирует радикальный разрыв с традиционной точкой зрения в живописи. Пять обнаженных женщин с фигурами, состоящими из плоских геометрических фигур и неровных осколков, некоторые из них в африканских масках. Эта картина – стратегия будущего развития кубизма в творчестве Пикассо.
Кубизм отвергал традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства. Он означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры, преобладавшим в европейской живописи со времён Ренессанса. Творческой целью Пикассо и Брака было конструирование объёмной формы на плоскости, расчленение её на геометрические элементы. Сюжеты картин художников-кубистов (пока мы говорим только о творчестве Пикассо и Брака) незамысловаты, особенно это относится к раннему периоду – его называют «сезанновским» кубизмом (1907-1909). Он сложился под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. На холсте изображены мощные объёмы, а цвет этот объём усиливает ещё больше.

П. Пикассо «Женщина с веером» (1908)

П. Пикассо «Три женщины» (1909)
Период в кубизме 1910-1912 гг. называют «аналитическим»: предмет дробится на мелкие грани, чётко отделяющиеся друг от друга, предметная форма на холсте теряется, цвет практически отсутствует.

Ж. Брак «Посвящение И.С. Баху» (1912)

П. Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара» (1910)

П. Пикассо «Скрипка» (1912)
Последний период известен как «синтетический» кубизм (1913-1914). Для него характерны красочность, бо́льшая декоративность, картины становятся похожими на красочные панно. В рисунке появляются буквенные трафареты, наклейки, образующие коллажи.

П. Пикассо «Харчевня («Ветчина») (1914)

П. Пикассо «Ваза для фруктов и гроздь винограда» (1914)

В этот период к кубистам присоединяется Хуан Грис (1887-1927), испанский живописец, скульптор, график и декоратор. Работал главным образом в Париже, где жил с 1906 г. Именно он считается родоначальником «синтетического» кубизма. В 1920-х гг. Грис отходит от строгих геометрических форм. В числе его работ – ряд книжных иллюстраций и многочисленные театральные декорации и костюмы, в том числе для балетных постановок Дягилева.

Х. Грис «Мужчина в кафе» (1914), Нью-Йорк
Конечно, Пикассо считается наиболее выдающимся представителем кубизма. Он виртуозно превращал формы в целые геометрические блоки, как сделано это на картине «Фабрика в Орта-де-Эбро».

П. Пикассо «Фабрика в Орта-де-Эбро» (1909)
В «Портрете Фернанды Оливье» он рассекает форму на плоскости и грани и заполняет ими всю картину.

П. Пикассо «Портрет Фернарды Оливье» (1909)
Иногда кажется, что Пикассо уже отходит от кубизма – первоначальная цель кубизма состояла в том, чтобы более убедительно воспроизвести ощущение пространства и тяжести масс, но картины Пикассо часто становятся непонятными ребусами. Например, картина «Обнажённая».

П. Пикассо «Обнажённая» (1910)
Первая мировая война положила конец сотрудничеству Брака и Пикассо. В это же время заканчивается и кубистический период в творчестве Пикассо, хотя в некоторых произведениях художник использует отдельные кубистические приёмы вплоть до 1921 г.

До кубизма в европейском искусстве одной из основных всегда оставалась проблема жизнеподобия. Несколько веков искусство эволюционировало, не беря эту задачу под сомнение. Даже импрессионисты, открывшие в истории живописи новую главу, посвященную свету, фиксации мимолетного впечатления, тоже решали вопрос: как запечатлеть на холсте этот мир.

Стимулом к развитию нового языка искусства, пожалуй, стал вопрос: зачем рисовать? К началу XX в. основам "правильного" рисования можно было научить практически любого. Активно развивалась фотография, и стало понятно, что изображения фиксационного, технического плана станут ее вотчиной. Перед художниками встал вопрос: как искусству остаться живым и актуальным в мире, где изобразительные образы становятся все доступнее и все легче тиражируются? Ответ Пикассо чрезвычайно прост: в арсенале живописи есть только ее собственные специфические средства - плоскость холста, линия, цвет, свет, и их совершенно не обязательно ставить на службу природе. Внешний мир лишь дает толчок для выражения индивидуальности творца. Отказ от правдоподобной имитации предметного мира открывал перед художниками невероятно широкие возможности. Шел этот процесс по нескольким направлениям. В области "освобождения" цвета лидировал, пожалуй, Матисс, а Брак и Пикассо - основатели кубизма - больше интересовались формой.

Изначально Пикассо под влиянием отчасти иберийского и африканского искусства, отчасти идей Сезанна стал огрублять и упрощать очертания фигур и предметов (это период раннего кубизма, 1906/07-1909 гг.). Примером могут послужить произведения 1908 г. Фигуры в "Фермерше" , "Дриаде" , "Трех женщинах" и "Дружбе" легко вычленяются в контексте полотна, но при этом сведены к определенной комбинации переданных цветом объемов. Сезанн говорил: "Все природные формы можно свести к сферам, конусам и цилиндрам. Начиная с этих простых основных элементов, можно сделать, что угодно". Вполне "сезанновской" в этом смысле является работа "Две обнаженные фигуры" , где человеческие тела уподоблены формам окружающего мира, практически слились с ним. Сезанн говорил: "Следует не воспроизводить натуру, а представлять ее, но какими изобразительными средствами? Посредством формирующих цветовых эквивалентов". Пикассо ему вторит: "Кубизм никогда не был чем-то иным, кроме живописи ради самой живописи, в которой исключаются все понятия несущественной действительности. Цвет играет роль только постольку, поскольку он помогает изображать объемы".

Во многих натюрмортах 1909 года видны игры с точкой зрения на предметы: например, в полотне "Хлеб и ваза с фруктами на столе" на вазу и фрукты взгляд направлен сверху, а на перевернутую чашку - сбоку и чуть снизу, ведь мы не видим ее дна. Все более свободно мастер манипулирует средствами изобразительности, теперь он действительно волен делать с ними "все, что угодно".

Начинается период "аналитического" кубизма (1909/10-1912). Эту манеру можно рассмотреть на портрете Амбруаза Воллара , над которым Пикассо работал в 1910 году Лицу маршана придан естественный цвет, поэтому оно легко выделяется из смешения граней, отрывочных форм, линий (в портрете Даниэля Анри Канвейлера лицо цветом почти не подчеркнуто, и работа кажется более формальной и холодной). Цвет в произведениях этого периода лишь подчеркивает объемы и позволяет выявлять пластическую суть объекта изображения. О разложении формы цельного предмета на мелкие разнородные детали Пикассо говорил так: "Зритель видит картину только по частям; всегда лишь фрагмент за раз: например, голову, но не тело, если это портрет; или глаз, но не нос или рот. Следовательно, все всегда правильно".

В произведениях синтетического кубизма, датирующихся 1912-1914 годами зачастую использовалась техника коллажа , они включали в себя дотоле "посторонние" искусству элементы (газеты, ткани, крупинки песка, земли) и превратились в некие арт-объекты, составляющие которых лишь обозначали подобия, соответствия, давали смотрящему на картину определенные ориентиры, но не показывали предмет в его "данности" (в качестве примера можно привести работы "Гитара" 1913 года и "Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей" 1914 года).

Тем не менее все большее разложение и искажение форм (особенно периода аналитического кубизма) привели к тому, что зрители стали воспринимать кубистические работы как абстрактные, а это Пикассо никак не устраивало. Для него было важно, чтобы зритель, во-первых, эмоционально реагировал на полотно, во-вторых - улавливал авторский посыл, заложенный в произведении, и - желательно - подчинялся ему. С чистой же абстракцией это далеко не всегда возможно. Таким образом кубизм, открывший массу новых возможностей для изобразительного искусства, постепенно перестал интересовать мастера, создавшего его.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса