Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Школьная энциклопедия. Путешествие» как жанр художественной литературы

Книги про путешествия - идеальный выбор для читателей, мечтающих на время отвлечься от будничных проблем и погрузиться в красочный мир приключений. Увлекательные произведения позволяют познакомиться с чужими странами и их обитателями, не покидая пределов собственного дома. Итак, с какими литературными шедеврами непременно стоит ознакомиться?

Книги про путешествия: классика

Существуют авторы, с творчеством которых читатели знакомятся еще в детстве, а затем не могут распрощаться и во взрослом возрасте. К их числу принадлежит и Жюль Верн, произведениями которого люди зачитываются уже на протяжении двух столетий. Редкий автор способен так же увлекательно описать приключения странников, как удалось этому писателю.

«Пять недель на воздушном шаре» - одно из лучших его произведений. Доктор Фергюсон и его верные соратники решаются на исследование африканских земель, выбрав для своего путешествия весьма необычный транспорт. Речь идет о воздушном шаре, оборудованном уникальным механизмом, создающим условия для длительных перелетов. Персонажей ждут удивительные географические открытия, а также знакомство с местным населением, которое далеко не всегда настроено дружелюбно.

«Дети капитана Гранта» - еще одно увлекательное произведение, автором которого является Жюль Верн. Вместе с главными героями, занятыми поисками пропавшего капитана, читатели смогут побывать в Австралии, Южной Америке, Новой Зеландии. Тем же, кто предпочитает необычные странствия, придутся по душе такие романы писателя, как «Двадцать тысяч лье под водой», «Путешествие к центру Земли».

«Вокруг света за 80 дней»

Сколько времени требуется для того, чтобы совершить Ответ на этот вопрос поклонники Верна узнают уже из названия одного из самых знаменитых его романов. Главный герой произведения «Вокруг света за 80 дней» - флегматичный мистер Фогг. Знакомые Филеаса привыкли к его эксцентричным выходкам, но однажды он превосходит сам себя. Фогг заключает пари с приятелем, согласно которому берет на себя обязательство совершить кругосветное путешествие, потратив всего 80 дней.

Если современным читателям срок покажется слишком большим, им стоит вспомнить о том, что действие романа разворачивается в 19 веке, и технические возможности транспорта соответствуют тому времени. Книга «Вокруг света за 80 дней» позволяет узнать увлекательные подробности не только о чужих странах, но и о средствах передвижения, которые использовались в 19-м веке. Конечно же, главных героев на каждом шагу будут поджидать опасные приключения.

Перемещения во времени

Конечно же, исследовать вместе с писателями можно не только чужие страны. Увлекательные книги про также не позволят читателям заскучать. К примеру, заслуживает внимания роман «Дом на берегу», написанный талантливой Центральный персонаж волею судьбы перемешается из нашего времени в средневековый Корнуолл. Он получает возможность наблюдать не только за историческими событиями, но и за людьми, которым довелось жить в суровые времена Средневековья. Борьба за власть, интриги, приключения - от книги сложно оторваться, не прочитав ее полностью.

Достойны внимания и другие интересные книги про путешествия во времени. Скажем, Гарри Гаррисон является автором произведения «Туннель во времени», в котором реальные исторические события ловко переплетаются с выдумками писателя. Альтернативный мир, созданный творцом, выглядит необычайно реалистично, покинуть его раньше времени читателям точно не захочется.

«Шантарам»

Многие книги про путешествия посвящены такой удивительной стране, как Индия, загадки которой можно разгадывать бесконечно. Влюблен в эту страну и замечательный писатель Грегори Дэвид Робертс, в чем читатели смогут убедиться, ознакомившись с его увлекательным произведением «Шантарам». Описания, которые предлагаются автором, настолько красочны, что после прочтения книги хочется незамедлительно отправиться в это государство.

Главный герой произведения - беглый заключенный, который пытается спрятаться в недрах Индии. Читатели смогут убедиться в том, что страна буквально состоит из контрастов. Только здесь роскошные дворцы мирно соседствуют с трущобами бедняков, шумные города неожиданно превращаются в глухие деревеньки, органично сочетается культура Востока и Запада. Книга хороша настолько, что ее хочется перечитывать вновь и вновь.

«Сила мечты»

Книги про путешествия особенно удаются тем, кто на самом деле их совершает. К числу «опытных» авторов принадлежит и имя которой известно всему миру. Объехать всю планету на яхте девушка решила еще в 12-летнем возрасте. Копить деньги, необходимые для она начала в 14 лет, подрабатывая мойщицей посуды в ресторане. Кругосветное путешествие Джессика совершила, едва отметив 16-летие, разумеется, немедленно стала знаменитостью.

«Сила мечты» - книга, сюжет которой позаимствован из дневников мисс Уотсон, в 2010 году сумевшей установить новый рекорд. Произведение, написанное девушкой, которую не удержали от рискованной затеи возражения родителей, отсутствие средств и опыта, достойно внимания читателей.

История о человеке, меняющем мир

Перечисляя авторов, с произведениями которых непременно следует ознакомиться, нельзя не упомянуть такого талантливого человека, как Грег Мортенсон. «Три чашки чая» - удивительный рассказ о том, как простой человек, вооруженный лишь упорством, меняет к лучшему мир. Сразу после выхода книга завоевала многотысячную армию поклонников.

Увлекательные путевые заметки

Заслуживают внимания читателей и рассказы, которые написал Гилл Адриан Антони. «На все четыре стороны» - сборник его произведений, благодаря которым можно с новой стороны открыть для себя такие страны, как Япония, Шотландия, Индия. Чтение вызывает желание безотлагательно отправиться в путешествие, пройтись по местам, которые описываются в рассказах.

Путевые заметки этого автора обязательно стоит прочесть, так как он наделен способностью замечать нюансы, ускользающие от внимания других путешественников. В правдивость некоторых сведений даже сложно поверить, настолько они удивительны. Фактически книга «На все четыре стороны» представляет собой ценный источник информации о нашей планете.

«В диких условиях»

Роман, созданный писателем Джоном Кракауэром, придется по душе читателям, которым нравятся истории о «диких» путешествиях. Как и многие другие книги про произведение основывается на событиях, имевших место в реальности. Главный герой - парень, отказавшийся от успешной карьеры во имя приключений. Он решил странствовать по землям Америки, постепенно оставляя цивилизованный мир позади. Читатели смогут узнать, что вышло из этого.

Книга завоевала множество поклонников, в связи с чем было принято решение о ее экранизации. Известно, что число паломников, желающих посетить Аляску, где находятся места кульминации произведения, резко возросло. Не удивительно, ведь приключения юного романтика не оставили равнодушными сотни тысяч людей.

Русская литература

Лучшие книги про путешествия, написанные нашими авторами, также обязательны к прочтению. Начать стоит со знаменитого произведения, авторами которого являются Ильф и Петров. «Одноэтажная Америка» - произведение, щедро приправленное юмором. Однако легкость чтения - вовсе не главное достоинство, которым обладает эта книга, представляющая собой ценный источник информации для начинающих путешественников.

Как можно догадаться из названия, действие разворачивается на территории США. Центральные персонажи произведения - советские корреспонденты, гостящие в этой стране. Несмотря на то что с момента написания книги прошло уже много лет, она до сих пор актуальна как «карта» Америки, ее смогут использовать для разработки уникального маршрута начинающие путешественники.

Разумеется, есть и другие интересные книги про путешествия, авторами которых являются жители России. «Записки русского путешественника» - оригинальное произведение, созданное Евгением Гришковцом. Оно представляет собой пьесу, которая «разыгрывается» двумя случайными попутчиками, разговорившимися о путешествиях и тех, кто на них отваживается. Любители классики могут обратить внимание на произведение «Письма русского путешественника», написанное Николаем Карамзиным. В нем представлен интересный взгляд на повседневную жизнь обитателей европейских стран.

«Ешь, молись, люби!»

Книга ориентирована в первую очередь на женскую аудиторию, однако может заинтересовать и представителей мужского пола увлекательным описанием чужих стран. Главная героиня - женщина, решившая после развода изменить свою жизнь, неожиданно для всех друзей и родственников отправившаяся в длительное путешествие, из которого ей не захотелось возвращаться. Она посетила три государства - Индонезию, Индию и Италию, во время исследования незнакомых стран сумела найти саму себя и обрести душевную гармонию.

Как и другие интересные книги про путешествия, это произведение насыщено красочными описаниями, увлекательными подробностями, касающимися чужих культур. Читатели не должны удивляться, если после знакомства с книгой у них появится непреодолимое желание взять отпуск и отправиться на поиски приключений.

Количество сюжетов в мировой литературе ограничено. С этим фактом сталкивается почти каждый человек, который решил однажды заняться писательским ремеслом. И это количество не только ограничено, но и подсчитано! Существует несколько типологий, которые дают довольно убедительный ответ на вопрос: «Сколько же всего сюжетов есть в наличии?»
Впервые этой проблемой заинтересовался византийский писатель (и по совместительству константинопольский патриарх) Фотий, еще в IX столетии составивший «Мириобиблион» - собрание кратких описаний произведений древнегреческих и византийских авторов, включая литературу церковную, светскую, историческую.
Тысячу лет спустя, интерес к этой проблеме вспыхнул с новой силой, причём теперь уже список сюжетов стремились составить как можно более краткий!

Хорхе Луис Борхес заявлял, что существует всего четыре сюжета и, соответственно, четыре героя, которых он и описал в своей новелле «Четыре цикла».
1. Самая старая история - история об осажденном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен и сопротивление бесполезно. (Это история о Трое, и главный герой - Ахилл, знает, что погибнет, так и не увидев победы. Герой-мятежник, сам факт существования которого - вызов окружающей реальности.
2. Вторая история - о возвращении. История Одиссея, скитавшегося по морям десять лет в попытке вернуться домой. Герой этих историй - человек отверженный обществом, бесконечно блуждающий в попытках найти себя - Дон Кихот, Беовульф.
3. История третья - о поиске. Эта история чем-то похожа на вторую, но в данном случае герой не является отверженным и не противопоставляет себя обществу. Наиболее известный пример такого героя - Ясон, плывущий за золотым руном.
4. История четвертая - о самоубийстве бога. Атис калечит и убивает себя, Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем, римские легионеры распинают Христа. Герой «гибели богов» - теряющий или обретающий веру, находящийся в поиске веры - Заратустра, булгаковский Мастер, Болконский.

* * *
Кристофер Букер в своей книге «The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories» ("Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории") описал, как можно догадаться, семь базовых сюжетов, на основе которых, по его мнению, написаны все книги в мире.
1. «Из грязи в князи» - название говорит само за себя, самый яркий пример, знакомый всем с детства - Золушка. Герои - обыкновенные люди, открывающие в себе что-то необычное, благодаря собственным усилиям или по стечению обстоятельств оказывающиеся «на вершине».
2. «Приключение» - трудное путешествие в поисках труднодостижимой цели. По мнению Букера, сюда попадают и Одиссей, и Ясон, кроме того, в эту категорию попадают и «Копи царя Соломона», и «Вокруг света за восемьдесят дней».
3. «Туда и обратно». В основе сюжета попытки героя, вырванного из привычного мира, вернуться домой. В интерпретации Букера это и «Робинзон Крузо», и «Алиса в зазеркалье», и многие другие.
4. «Комедия» - Определенный вид сюжета, который развивается по собственным правилам. В эту категорию попадают все романы Джейн Остин.
5. «Трагедия» - кульминацией является гибель главного героя из-за каких либо недостатков характера, обычно любовной страсти или жажды власти. Это, прежде всего, «Макбет», «Король Лир» и «Фауст».
6. «Воскресение» - герой находится под властью проклятия или темных сил, и из этого состояния его выводит чудо. Яркий пример этого сюжета - Спящая красавица, пробужденная поцелуем принца.
7. «Победа над чудовищем» - из названия ясно, в чем заключается сюжет - герой сражается с монстром, побеждает его и получает «приз» - сокровища или любовь. Примеры: Дракула, Давид и Голиаф

* * *
Но наиболее нашумевшим стал список сюжетов, составленный драматургом Жоржем Польти, который включал в себя тридцать шесть пунктов (кстати, первым число тридцать шесть было предложено еще Аристотелем и намного позднее поддержано Виктором Гюго). Тридцать шесть сюжетов и тем Польти охватывают, в основном, драматургию и трагедии. Вокруг этого списка велись споры, его неоднократно критиковали, но опротестовать само число 36 почти никто не пытался.

1. МОЛЬБА. Элементы ситуации: 1) преследователь, 2) преследуемый и умоляющий о защите, помощи, убежище, прощении и т. д., 3) сила, от которой зависит оказать защиту и т. д., при этом сила, не сразу решающаяся на защиту, колеблющаяся, неуверенная в себе, почему и приходится её умолять (повышая тем самым эмоциональное воздействие ситуации), чем больше она колеблется и не решается оказать помощь. Примеры: 1) спасающийся бегством умоляет кого-нибудь, могущего его спасти от врагов, 2) умоляет об убежище, чтобы в нём умереть, 3) потерпевший кораблекрушение просит приюта, 4) просит власть имущего за дорогих, близких людей, 5) просит одного родственника за другого родственника и т. д.
2. СПАСЕНИЕ. Элементы ситуации: 1) несчастный, 2) угрожающий, преследующий, 3) спаситель. Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что там преследуемый прибегал к силе колеблющейся, которую нужно было умолять, а здесь спаситель появляется неожиданно и спасает несчастного не колеблясь. Примеры: 1) развязка известной сказки о Синей бороде. 2) спасение приговорённого к смертной казни или вообще находящегося в смертельной опасности и т. д.
3. МЕСТЬ, ПРЕСЛЕДУЮЩАЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Элементы ситуации: 1) мститель, 2) виновный, 3) преступление. Примеры: 1) кровная месть, 2) месть сопернику или сопернице или любовнику, или любовнице на почве ревности.
4. МЕСТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ЗА ДРУГОГО БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ. Элементы ситуации: 1) живая память о нанесенном другому близкому человеку обиде, вреде, о жертвах, понесенных им ради своих близких, 2) мстящий родственник, 3) виновный в этих обидах, вреде и т. д. - родственник. Примеры: 1) месть отцу за мать или матери за отца, 2) месть братьям за своего сына, 3) отцу за мужа, 4) мужу за сына и т. д. Классический пример: месть Гамлета своему отчиму и матери за своего убитого отца.
5. ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ. Элементы ситуации: 1) содеянное преступление или роковая ошибка и ожидаемая кара, расплата, 2) укрывающийся от кары, расплаты за преступление или ошибку. Примеры: 1) преследуемый властями за политику (например, «Разбойники» Шиллера, история революционной борьбы в подполье), 2) преследуемый за разбой (детективные истории), 3) преследуемый за ошибку в любви («Дон Жуан» Мольера, алиментные истории и т. п.), 4) герой, преследуемый превосходящей его силой («Прикованный Прометей» Эсхила и т. д.).
6. ВНЕЗАПНОЕ БЕДСТВИЕ. Элементы ситуации: 1) враг-победитель, появляющийся самолично; или вестник, приносящий ужасную весть о поражении, крахе и т. п., 2) поверженный победителем или сраженный известием властитель, могущественный банкир, промышленный король и т. п. Примеры: 1) падение Наполеона, 2) «Деньги» Золя, 3) «Конец Тартарена» Анфонса Додэ и т. д.
7. ЖЕРТВА (т. е. кто-нибудь, жертва какого-нибудь другого человека или людей или же жертва каких-нибудь обстоятельств, какого-либо несчастья). Элементы ситуации: 1) тот, кто может повлиять на судьбу другого человека в смысле его угнетения или какое-либо несчастье. 2) слабый, являющийся жертвой другого человека или несчастья. Примеры: 1) разорённый или эксплуатируемый тем, кто должен был заботиться и защищать, 2) ранее любимый или близкий, убеждающийся, что его забыли, 3) несчастные, потерявших всякую надежду и т. д.
8. ВОЗМУЩЕНИЕ, БУНТ, МЯТЕЖ. Элементы ситуации: 1) тиран, 2) заговорщик. Примеры: 1) заговор одного («Заговор Фиеско» Шиллера), 2) заговор нескольких, 3) возмущение одного («Эгмонд» Гете), 4) возмущение многих («Вильгельм Телль» Шиллера, «Жерминаль» Золя)
9. ДЕРЗКАЯ ПОПЫТКА. Элементы ситуации: 1) дерзающий, 2) объект, т. е. то, на что дерзающий решается, 3) противник, лицо противодействующее. Примеры: 1) похищение объекта («Прометей - похититель огня» Эсхила). 2) предприятия, связанные с опасностями и приключениями (романы Жюль Верна, и вообще приключенческие сюжеты), 3) опасное предприятие в связи с желанием добиться любимой женщины и т.д.
10. ПОХИЩЕНИЕ. Элементы ситуации: 1) похититель, 2) похищаемый, 3) охраняющий похищаемого и являющийся препятствием для похищения или противодействующий похищению. Примеры: 1) похищение женщины без её согласия, 2) похищение женщины с её согласия, 3) похищения друга, товарища из плена, тюрьмы и т. д. 4) похищение ребёнка.
11. ЗАГАДКА (т. е. с одной стороны задавание загадки, а с другой - выспрашивание, стремление разгадать загадку). Элементы ситуации: 1) задающий загадку, скрывающий что-нибудь, 2) стремящийся разгадать загадку, узнать что-нибудь, 3) предмет загадки или незнания (загадочное) Примеры: 1) под страхом смерти нужно найти какого-нибудь человека или предмет, 2) разыскать заблудившихся, потерявшихся, 3) под страхом смерти разрешить загадку (Эдип и Сфинкс), 4) заставить всяческими хитростями человека открыть то, что он хочет скрыть (имя, пол, душевное состояние и т. д.)
12. ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕГО-НИБУДЬ. Элементы ситуации: 1) стремящийся чего-нибудь достигнуть, домогающийся чего-нибудь, 2) тот, от чего согласия или помощи зависит достижение чего-нибудь, отказывающий или помогающий, посредничающий, 3) может быть ещё третья - противодействующая достижению сторона. Примеры: 1) стараться получить у владельца вещь или какое-нибудь иное жизненное благо, согласие на брак, должность, деньги и т. д. хитростью или силой, 2) стараться получить что-либо или добиться чего-либо с помощью красноречия (прямо обращенного к владельцу вещи или - к судье, арбитрам, от которых зависит присуждение вещи)
13. НЕНАВИСТЬ К БЛИЗКИМ. Элементы ситуации: 1) ненавидящий, 2) ненавидимый, 3) причина ненависти. Примеры: 1) ненависть между близкими (например, братьями) из зависти, 2) ненависть между близкими (например, сын, ненавидящий отца) из соображений материальной выгоды, 3) ненависть свекрови к будущей невестке, 4) тёщи к зятю, 5) мачехи к падчерице и т. д.
14. СОПЕРНИЧЕСТВО БЛИЗКИХ. Элементы ситуации: 1) один из близких - предпочитаемый, 2) другой - пренебрегаемый или брошенный, 3) предмет соперничества (при этом, по-видимому, возможна перипетия сначала предпочитаемый оказывается потом пренебрегаемым и наоборот) Примеры: 1) соперничество братьев («Пьер и Жан» Мопассана), 2) соперничество сестёр, 3) отца и сына - из-за женщины, 4) матери и дочери, 5) соперничество друзей («Два Веронца» Шекспира)
15. АДЬЮЛЬТЕР (т. е. прелюбодеяние, супружеская измена), ПРИВОДЯЩИЙ К УБИЙСТВУ. Элементы ситуации: 1) один из супругов, нарушающий супружескую верность, 2) другой из супругов - обманутый, 3) нарушение супружеской верности (т. е. кто-то третий - любовник или любовница). Примеры: 1) убить или позволить своему любовнику убить своего мужа («Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, «Тереза Ракен» Золя, «Власть тьмы» Толстого) 2) убить любовника, доверившего свою тайну («Самсон и Далила») и др.
16. БЕЗУМИЕ. Элементы ситуации: 1) впавший в безумие (безумный), 2) жертва впавшего в безумие человека, 3) реальный или мнимый повод для безумия. Примеры: 1) в припадке безумия убить своего любовника («Проститутка Элиза» Гонкура), ребёнка, 2) в припадке безумия сжечь, разрушить свою или чужую работу, произведение искусства, 3) в пьяном виде выдать тайну или совершить преступление.
17. РОКОВАЯ НЕОСТОРОЖНОСТЬ. Элементы ситуации: 1) неосторожный, 2) жертва неосторожности или потерянный предмет, к этому иногда присоединяется 3) добрый советчик, предостерегающий от неосторожности, или 4) подстрекатель, или же тот и другой. Примеры: 1) из-за неосторожности быть причиной собственного несчастья, обесчестить себя («Деньги» Золя), 2) из-за неосторожности или легковерия вызвать несчастье или смерть другого человека, близкого (Библейская Ева)
18. НЕВОЛЬНОЕ (по неведению) ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ (в частности кровосмешение). Элементы ситуации: 1) любовник (муж), любовница (жена), 3) узнавание (в случае кровосмешения), что они находятся в близкой степени родства, недопускающей любовных отношений согласно закону и действующей морали. Примеры: 1) узнать, что женился на своей матери («Эдип» Эсхила, Софокла, Корнеля, Вольтера), 2) узнать, что любовница - сестра («Мессинская невеста» Шиллера), 3) очень банальный случай: узнать, что любовница - замужем.
19. НЕВОЛЬНОЕ (по незнанию) УБИЙСТВО БЛИЗКОГО. Элементы ситуации: 1) убийца, 2) неузнанная жертва, 3) разоблачение, узнавание. Примеры: 1) невольно способствовать убийству дочери, из ненависти к её любовнику («Король веселится» Гюго, пьеса, по которой сделано оперы «Риголетто», 2) не зная своего отца, убить его («Нахлебник» Тургенева с тем, что убийство заменено оскорблением) и т. д.
20. САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ВО ИМЯ ИДЕАЛА. Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий собой, 2) идеал (слово, долг, вера, убеждение и т. д.), 3) приносимая жертва. Примеры: 1) пожертвовать своим благополучием ради долга («Воскресение» Толстого), 2) пожертвовать своею жизнью во имя веры, убеждения…
21. САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ РАДИ БЛИЗКИХ. Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий собой, 2) близкий, ради которого герой жертвует собой, 3) то, что герой приносит в жертву. Примеры: 1) пожертвовать своим честолюбием и успехом в жизни ради близкого человека («Братья Земгано» Гонкура), 2) пожертвовать своей любовью ради ребёнка, ради жизни родного человека, 3) пожертвовать своим целомудрием ради жизни близкого или любимого («Тоска» Сорду), 4) пожертвовать жизнью ради жизни родного или любимого и т. д.
22. ПОЖЕРТВОВАТЬ ВСЕМ - РАДИ СТРАСТИ. Элементы ситуации: 1) влюблённый, 2) предмет роковой страсти, 3) то, что приносится в жертву. Примеры: 1) страсть, разрушающая обет религиозного целомудрия («Ошибка аббата Муре» Золя), 2) страсть, разрушающая могущество, власть («Антоний и Клеопатра» Шекспира), 3) страсть, утолённая ценой жизни («Египетские ночи» Пушкина). Но не только страсть к женщине, или женщины к мужчине, но также страсть к бегам, карточной игре, вину и т. д.
23. ПОЖЕРТВОВАТЬ БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ В СИЛУ НЕОБХОДИМОСТИ, НЕИЗБЕЖНОСТИ. Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий близким человеком, 2) близкий, который приносится в жертву. Примеры: 1) необходимость пожертвовать дочерью ради общественного интереса («Ифигения» Эсхила и Софокла, «Ифигиния в Тавриде» Эврипида и Расина), 2) необходимость пожертвовать близкими или своими приверженцами ради своей веры, убеждения («93 год» Гюго) и т. д.
24. СОПЕРНИЧЕСТВО НЕРАВНЫХ (а также почти равных или же равных). Элементы ситуации: 1) один соперник (в случае неравного соперничества - низший, более слабый), 2) другой соперник (высший, более сильный), 3) предмет соперничества. Примеры: 1) соперничество победительницы и её заключённой («Мария Стюарт» Шиллера), 2) соперничество богатого и бедного. 3) соперничество человека, которого любят, и человека, не имеющего права любить («Эсмеральда» В. Гюго) и т. д.
25. АДЮЛЬТЕР (прелюбодеяние, нарушение супружеской верности). Элементы ситуации: те же, что в адюльтере, приводящем к убийству. Не считая адюльтер способным создать ситуацию - сам по себе, Польти рассматривает его как частный случай кражи, усугублённой предательством, при этом указывает на три возможных случая: 1) любовник(ца) более приятен, нежели твёрд, чем обманутый(ая) супруг (а), 2) любовник(ца) менее симпатичен, чем обманутый(ая) супруг(а), 3) обманутый(ая) сугтруг(а) мстит. Примеры: 1) «Мадам Бовари» Флобера, «Крейцерова соната» Л. Толстого.
26. ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ. Элементы ситуации: 1) влюблённый(ая), 2) любимый(ая). Примеры: 1) женщина, влюблённая в мужа дочери («Федра» Софокла и Расина, «Ипполит» Эврипида и Сенеки), 2) кровосмесительная страсть доктора Паскаля (в одноимённом романе Золя) и т. д.
27. УЗНАВАНИЕ О БЕСЧЕСТИИ ЛЮБИМОГО ИЛИ БЛИЗКОГО (иногда связанная с тем, что узнавший вынужден произнести приговор, наказать любимого или близкого). Элементы ситуации: 1) узнающий, 2) виновный любимый или близкий, 3) вина. Примеры: 1) узнать о бесчестии своей матери, дочери, жены, 2) открыть, что брат или сын убийца, изменник родины и быть вынужденным его наказать, 3) быть вынужденным в силу клятвы об убийстве тирана - убить своего отца и т. д.
28. ПРЕПЯТСТВИЕ ЛЮБВИ. Элементы ситуации: 1) любовник, 2) любовница, 3) препятствие. Примеры: 1) брак, расстраивающийся из-за социального или имущественного неравенства, 2) брак, расстраивающийся врагами или случайными обстоятельствами, 3) брак, расстраивающийся из-за вражды между родителями с той и другой стороны, 4) брак, расстраивающийся из-за несходства характеров влюблённых и т. д.
29. ЛЮБОВЬ К ВРАГУ. Элементы ситуации: 1) враг, возбудивший любовь, 2) любящий врага, 3) причина, почему любимый является врагом. Примеры: 1) любимый - противник партии, к которой принадлежит любящий, 2) любимый - убийца отца, мужа или родственника той которая его любит («Ромео и Джvльeттa»,) и т. д.
30. ЧЕСТОЛЮБИЕ И ВЛАСТОЛЮБИЕ. Элементы ситуации: 1) честолюбец, 2) то, чего он желает, 3) противник или соперник, т. е. лицо противодействующее. Примеры: 1) честолюбие, жадность, приводящая к преступлениям («Макбет» и «Ричард 3» Шекспира, «Карьера Ругонов» и «Земля» Золя), 2) честолюбие, приводящее к бунту, 3) честолюбие, которому противодействуют близкий человек, друг, родственник, свои же сторонники и т. д.
31. БОГОБОРЧЕСТВО (борьба против бога). Элементы ситуации: 1) человек, 2) бог, 3) повод или предмет борьбы. Примеры: 1) борьба с богом, пререкание с ним, 2) борьба с верными богу (Юлиан отступник) и т. д.
32. НЕОСОЗНАВАЕМАЯ РЕВНОСТЬ, ЗАВИСТЬ. Элементы ситуации: 1) ревнивец, завистник, 2) предмет его ревности и зависти, 3) предполагаемый соперник, претендент, 4) повод к заблуждению или виновник его (предатель). Примеры: 1) ревность вызвана предателем, которого побуждает ненависть («Отелло») 2) предатель действует из выгоды или ревности («Коварство и любовь» Шиллера) и т. д.
33. СУДЕБНАЯ ОШИБКА. Элементы ситуации: 1) тот, кто ошибается, 2) жертва ошибки, 3) предмет ошибки, 4) истинный преступник Примеры: 1) судебная ошибка спровоцирована врагом («Чрево Парижа» Золя), 2) судебная ошибка спровоцирована близким человеком, братом жертвы («Разбойники» Шиллера) и т. д.
34. УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ. Элементы ситуации: 1) виновный, 2) жертва виновного (или его ошибка), 3) разыскивающий виновного, старающийся его разоблачить. Примеры: 1) угрызения совести убийцы («Преступление и наказание»), 2) угрызения совести из-за ошибки любви («Мадлен» Золя) и т. д.
35. ПОТЕРЯННЫЙ И НАЙДЕННЫЙ. Элементы ситуации: 1) потерянный 2) находимый(ое), 2) нашедший. Примеры: 1) «Дети капитана Гранта» и т. д.
36. ПОТЕРЯ БЛИЗКИХ. Элементы ситуации: 1) погибший близкий человек, 2) потерявший близкого человека, 3) виновник гибели близкого человека. Примеры: 1) бессильный что-нибудь предпринять (спасти своих близких) - свидетель их гибели, 2) будучи связанным профессиональной тайной (врачебной или тайной исповеди и т. д.) он видит несчастье близких, 3) предчувствовать смерть близкого, 4) узнать о смерть союзника, 5) в отчаянии от смерти любимого(ой) потерять всякий интерес к жизни, опуститься и т. д.

* * *
Признаюсь честно, мне кажется, что Польти составил свой список слишком общо, слишком размашисто, и хотя я не раз изучал этот список, интересовался им, но не могу сказать, что он устраивает меня целиком и полностью. Я согласен с той мыслью, что количество тем мировой литературы ограничено, но из существовавших ранее типологий и списков, ни один не кажется мне совершенно адекватным.
И потому, я готов предложить свою типологию, вернее свой список, а чтоб не повторять старших товарищей, я определю круг самых часто встречающихся сюжетов, самых популярных, к которым, однако, сводится-таки большинство произведений литературы, драматургии и кинематографии. Причем, опишу я не базовые темы, не в общем и целом, а конкретизирую.
Итак, основных сюжетов, по версии Макса Акимова, двенадцать:

ПЕРВЫЙ сюжет, самый заезженный - Золушка. Он очень стабилен, все вариации укладываются в четкую сюжетную канву «эталона». Сюжет любим авторами дамской литературы, часто применятся сценаристами мелодрам. Примеров огромное множество.
ВТОРОЙ сюжет - Граф Монте-Кристо - тайный герой, становящийся явным к концу пьесы, откуда-то получающий богатство, или возможности. Его миссия - отомстить, или свершить справедливость! Сюжет очень любят авторы приключенческих романов и детективов. Появился он задолго до Александра Дюма, но данный романист наиболее успешно «раскурил» это сюжет, и уж после него многие пользовали и пользовали вышеназванный сюжетец.
ТРЕТИЙ сюжет - Одиссея. Этот сюжет можно назвать и первым, он необычайно популярен. Вариации на его основе могут быть разные, но стоит лишь приглядеться, и ушки-то торчат вполне явственно. Фантасты, фэнтезисты, авторы приключенческой литературы, романов-путешествий и некоторых других жанров очень любят этот древний сюжет, а порой копируют и детали древнегреческой истории, которую условно можно считать отправной, эталонной.
ЧЕТВЁРТЫЙ сюжет - Анна Каренина. Трагический любовный треугольник. Имеет корни в древнегреческих трагедиях, но наиболее ярко и подробно сумел выписать его Лев Николаевич. В двадцатом столетии, особенно в начале и середине века, этот сюжет был одним из самых популярных, (даже обычных копий, списанных у Толстого, когда авторы-умельцы меняют лишь имена-фамилии, исторические декорации и прочий антураж, я видел несколько). Но много и талантливых вариаций на данную тему.
ПЯТЫЙ сюжет - Гамлет. Сильная личность с подвижной психикой. Надломленный герой, рефлексирующий и яркий, сражающийся за справедливость, вкусивший предательство близких людей и прочие прелести. Ничего, в финале, не добивающийся, способный лишь измучить себя, но достичь некоего духовного просветления и очищения, к чему побуждает и зрителя. Интересный до безобразия.
Тут и комментарии давать нечего. Сюжет стабильный, очень популярный, в нём много достоевщины, (родной и близкой русскому сердцу, и моему в частности). В нынешний момент данный сюжет популярен как никогда.
ШЕСТОЙ сюжет - Ромео и Джульетта. История счастливой любви. Общее количество повторений этого сюжета превышает количество повторений всех прочих сюжетов, но отчего-то талантливых произведений очень мало, буквально на пальцах можно пересчитать. Однако в нынешних сериалах, в беллетристике (особенно женской), в драматургии и песенном творчестве сюжет необыкновенно популярен.
Сюжет, опять же, чрезвычайно стабильный, как пошло с древности, так и доныне, особых вариаций немного.
СЕДЬМОЙ сюжет - Отцы и дети. Истоки его древнегреческие, сюжет сложный, и вот уж в нём-то простор для вариаций очень большой. Сюда же можно условно отнести сюжет о невесте Ясона, которая вынуждена выбирать между отцом и женихом, жертвовать одним из них. Короче говоря, всё многообразие родительского эгоизма, сталкивающегося с эгоизмом детей, описывает этот древний клубок сюжетов, похожих друг на друга. Встречается и альтруизм родителей, а ещё реже альтруизм детей, но обычно и это заканчивается трагедией (будто сглазил кто весь наш человеческий род. Короля Лира спросите, он вам расскажет).
ВОСЬМОЙ сюжет - Робинзон. Отчасти перекликается с Гамлетом, прежде всего в звучании темы одиночества, и немного с Одиссеем, однако историю Робинзона можно-таки назвать отдельным большим сюжетом мировой литературы. Нынешние писатели и сценаристы нередко копируют, слово в слово, произведение Даниэля Дефо. Но есть и немало талантливых и самобытных вариаций. Герой, чаще всего, абсолютно один на острове, но это не обязательное условие, бывает, что несколько героев оказываются в некоей оторванности от большого мира, пытаясь выжить и остаться личностями, чтоб в конце концов спастись. Моя самая любимая вариация - рассказ Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил».
ДЕВЯТЫЙ сюжет - Троянская тема, тема войны. Противостояние двух систем, вражда и ненависть, оборотная сторона которой - благородство и самоотречение. Этот сюжет, как правило, наслаивается на другие сюжеты, или они наслаиваются на него, но нередки и классические военные романы, описания войн в деталях, с различной степенью художественности. Органической частью этой категории сюжетов является сюжет «Спартак» - рассказ о борце, о герое, личность которого порой является противоположностью характеристик рефлексирующих героев, поскольку суть Спартака - жёсткая борьба как образ спасения, как образ жизни и образ мыслей, борьба напряженная, явная, бросающая вызов.
ДЕСЯТЫЙ сюжет - Катастрофа и её последствия. Классический античный сюжет. В нынешнюю пору его затаскали так, что говорить неохота. Очень много бездарных копий, однако изредка встречаются и любопытные. Сюжет очень узкий в плане смысловых вариаций, но очень широкой в плане описательных возможностей, антуража и деталей. Но, по совести говоря, почти каждый следующий роман повторяет предыдущий, хоть к гадалке не ходи!
ОДИННАДЦАТЫЙ сюжет - Остап Бендер - плутовской роман, авантюрный роман. Истоки и классические образцы - в литературе Франции Нового Времени. Чрезвычайно популярный в наши дни, чаще всего комедийный. Клубок сюжетов довольно яркий, нередко попадаются и удачные вариации, но все они, так или иначе, копируют пару-тройку шаблонов, созданных ещё в начале двадцатого века.
К подобию этого же сюжета можно условно отнести и многочисленные романы, повести и рассказы, эксплуатирующие образ ироничного частного детектива (или следователя), который выступает как «Остап Бендер наоборот». Нынче популярен и востребован некий «плутовской детектив» (иногда «плутовской боевик»), главный герой которого раскрывает преступления, или аферы (а иногда тайны прошлого).
Этот сюжет часто дополняется литературным приёмом, который можно условно назвать «рассказ-ребус», на нём строится большинство телевизионных сериалов (детективного формата), а также немало книжных серий, в обилии разложенных на полках магазинов.
ДВЕНАДЦАТЫЙ сюжет - Машина времени, путешествие в будущее. Его зеркальное отражение - стилизация путешествий в прошлое, исторические романы. Однако данный вид произведений, как правило использует «путешествие в прошлое» лишь как антураж, а сюжет прослеживается один из тех, которые я перечислил выше, в то время как «путешествие в будущее» нередко бывает «чистым сюжетом», то есть суть его сводится именно к описанию того, как оно всё там устроено в этом неведомом будущем .

Ну вот, таков примерный список самых часто применяемых, часто затрагиваемых писателями сюжетов. Нередко сюжеты попадаются в эталонном виде, но тот писатель, который поумней, который читал немало, он, прежде чем сесть за письменный стол, старается отыскать для себя синтез сюжетов, то есть в одном произведении комбинировать несколько базовых сюжетов, а также максимально видоизменять исходную идею сюжета.
Существует и такое явление, как бессюжетная проза, что-то наподобие рассказа-зарисовки, романа-зарисовки, (определять эти жанры можно по-разному). Литературные достоинства таких текстов бывают разными, порой неплохими, в них могут звучать философские мотивы, подражание Овидию и тд.
Но всё же, нередко встречаются довольно отчётливые модификации тех двенадцати сюжетов, которые я перечислил.

Путешествие как литературный жанр

Зинаида Блинова

Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Сима

Тема: Понятие о путешествии как литературном жанре.

1. Рассказать учащимся об истории развития и особенностях этого литературного жанра.

2. Проанализировать элементы путешествия в конкретных литературных произведениях.

3. Определить требования к школьному сочинению о путешествии.

План-конспект

I. Чтение эпиграфа.

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

А.Т. Твардовский

II. Определение жанра.

Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.

Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить философские, публицистические, психологические и другие задачи. Это могут быть также повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика).

III. История жанра.

1. Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для него испытанием.

Миф (фольклор) – тотем (герой) – странствие (испытание).

2. Исторические вехи развития – два плана.

а) Внешний план. Странствующий герой активно перемещается в пространстве как наблюдатель чужого мира, о котором он (потом) рассказывает читателям (слушателям):

– Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) – о путешествии на Восток, в Китай.

– Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век - об индийских впечатлениях.

– Тур Хейердал, норвежский учёный-путешественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы – о культуре о. Пасхи.

б) Внутренний план. При восприятии читателем литературного путешествия его внимание переместилось на чувства и переживания странствующего, внешние элементы перемещения в пространстве уже не имели решающего значения.

– Стерн. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», XVIII век. В этом произведении писатель как бы играет с пространством, переосмысливает мотив реального странствия для выражения своих переживаний, чувств; Карамзин. «Письма русского путешественника»; Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

– Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»; Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в которых культ экзотики, а “духовные скитания” романтического героя показаны как “бегство” из неволи.

– Лермонтов. «Герой нашего времени»; Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера героя.

3. Литературное путешествие как объект пародии. Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется.

– Сервантес. «Дон Кихот» – пародия на рыцарское путешествие.

– В.Ерофеев в поэме «Москва–Петушки» пародирует Радищева.

IV. Многообразие жанровых форм.

1. Собственно путешествие (путевой дневник).

– Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос).

2. Разновидность поэмы, сюжетной и композиционной основой которой становится путешествие.

– Вергилий. «Энеида»; Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».

– М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

4. Основная часть произведения.

– «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин».

– Пушкин. «Путешествие в Арзрум».

6. Свободное повествование.

Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу и исповедь, авторские размышления и поток сознания героя.

Свобода жанра практически не знает границ, поэтому столь притягательна для авторов и читателей.

V. Основные элементы путешествия.

Что является необходимым, обязательным атрибутом перемещения в пространстве и времени?

– Маршрут, транспортные средства, дороги;

– пейзаж, архитектура и достопримечательности городов и селений, интерьеры домов;

– люди: этнографические наблюдения, диалоги, лица, рассказы, исповеди;

– сценки;

– вкусовые ощущения.

Как организовать эти элементы?

Каков общий закон использования их?

– Внешние впечатления – чувство, оценка увиденного – общечеловеческий (публицистический) вывод.

Следовательно, литературное путешествие относится к художественно-публицистическим жанрам.

VI. Чтение отрывков из очерка Пушкина «Путешествие в Арзрум», анализ его с целью выявления элементов путешествия.

Из 1-й главы: от слов “Из Москвы поехал я...” до “...потому что неестественна”.

Маршрут – поездка к Ермилову – внешность генерала в восприятии автора: от “До Ельца дороги ужасны” до “...вершины Кавказской цепи”

Состояние дорог – пейзаж – этнографическая зарисовка калмыцкого быта – пейзаж.

Из 2-й главы: от “Человек мой...” до “...не оставляя по себе следов...”

Пейзаж – встреча с сопровождающими тело убитого Грибоедова – оценка этого события.

Обобщающая беседа.

Какова цель Пушкина в этом очерке?

– Возможно более точно описать увиденное.

Имеет ли очерк публицистическую направленность и в чём она?

– Да, имеет. Автор при описании любого момента, будь это внешность Ермолова, кавказская природа, калмыцкий чай с бараньим жиром или убитый Грибоедов, обязательно выражает своё отношение к нему, своё непосредственное впечатление.

VII. Краткий обзор книги Вл.Солоухина «Владимирские просёлки».

1. Писатель совершил путешествие по Владимирской области в 1956 году.

2. День одиннадцатый. Юрьев-Польский район и г. Юрьев-Польский.

Пейзаж – воспроизведение записи летописца – заметки о Георгиевском соборе – исторический экскурс о селе Сима – обращение к книге Калачёва о селе Вёска – рассказ о Липецкой битве.

3. Комментарий к обзору: писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркие элементы, такие, которые важны ему и которые, вероятно, заинтересуют читателя. При этом странствующий в своём движении вперёд в пространстве сворачивает на историческую тропу, в прошлое, а то и вовсе останавливается полюбоваться чем-то и поразмышлять. Именно эти моменты становятся наиболее публицистическими.

VIII. Обобщение по занятию.

Чем можно объяснить столь частое обращение различных авторов к жанру литературного путешествия?

– Универсальностью данного жанра, богатыми возможностями формы;

– возможностью непосредственного выражения своих мыслей и чувств.

Домашнее задание. Написать сочинение о своём путешествии.

Литература по теме

1) Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

2) Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997.

3) Развивайте дар слова. Факультативный курс по теории и практике сочинений разных жанров. Пособие для учащихся. М., 1977.

Урок развития речи

в 9-м классе

Тема. Анализ темы сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Собирание материала к сочинению.

Цель. Сделать попытку практического применения знаний о путешествии как литературном жанре.

I. Повторение.

1) К какой группе жанров относится жанр путешествия?

– К разновидности художественно-публицистических жанров.

2) Назовите элементы путешествия. Обязательно ли в художественном произведении использовать все эти элементы?

3) Почему художник слова прибегает к этому жанру?

– По разным причинам. Вероятнее всего, для выражения своей позиции в более яркой и привлекательной для читателя форме.

II. Обсуждение темы «Путешествие по грибоедовской Москве».

А. Определение объёма и содержания темы в соответствии с тезисами.

Первый тезис

Путешествие по грибоедовской Москве – это странствие в её историю.

1) Московская топонимика и маршруты перемещений героев.

Кузнецкий мост, Покровка, Английский клуб, дом московского богача Позднякова с крепостным театром, дом Фамусова.

Кузнецкий мост – улица в центре Москвы, место, откуда шло наибольшее влияние иностранного на московскую дворянскую молодёжь; с Покровки Хлёстова час тащилась до дома Фамусова в центре города; Английский клуб – любимое место встреч влиятельных дворян; крепостной театр Позднякова имел славную и несчастную историю.

2) Картины быта и нравов.

Наряды, моды, причёски, средства передвижения, балы, заседания в клубе, развлечения, обычаи, проблемы карьеры, привычки героев и так далее.

3) Разгадки прототипов.

Московские тузы, племянник Скалозуба, Чацкий, влиятельные дамы, влиятельные лица, формирующие общественное мнение, и его распространители.

Второй тезис

Путешествие по Москве возможно благодаря ярким картинам жизни Москвы в комедии Грибоедова «Горе от ума», которые стали нашим путеводителем.

1) Условия сватовства в грибоедовской Москве. Требования к жениху со стороны невесты, родителей, практическая цель ухаживаний. Особенности любовного треугольника, восприятие мужа в качестве пажа, решающая сила дамской власти.

2) “Московские всё” лица на балах и развлечениях. Гости Фамусовых, их одежда, разговоры.

Загорецкий и его дифирамбы талантам посетителей Английского клуба, интересы гостей и хозяев.

3) Сплетня как зеркало убеждений московских бар.

Распоряжения Фамусова Петрушке о записях в календаре, причины сплетен, распространение их, поведение и речи сплетничающих, результат сплетни.

Третий тезис

Путешествие по грибоедовской Москве – это возможность понять замысел автора в комедии «Горе от ума».

1) Московские достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга. Разница этого восприятия, разная оценка влияний Кузнецкого моста Фамусовым и Чацким, различное отношение к Английскому клубу у Чацкого и Загорецкого.

2) “Визитные карточки” московских знаменитостей, составленные Чацким, Софьей Фамусовой, другими героями.

Кузьма Петрович, Нестор, любитель балета, гости Фамусовых, дамы московского света.

3) Зарисовки быта и нравов Москвы.

История сватовства Чацкого и оценки его как жениха.

Б. Определение вступительной и заключительной частей.

Заключения

К первому тезису:

Большая познавательная ценность путешествия по Москве с “экскурсоводом” Грибоедовым.

Ко второму тезису:

Незабываемые впечатления от грибоедовской Москвы.

К третьему тезису:

Неизбежность одиночества Чацкого в Москве начала XIX века.

Вступления

К первому тезису:

Своеобразный путеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века.

Ко второму тезису:

Место действия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

К третьему тезису:

Замысел Грибоедова в комедии «Горе от ума».

III. Оформление планов к сочинениям.

Первый вариант

1. Своеобразный путеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века.

2. Путешествие по грибоедовской Москве – это увлекательное странствие в её историю:

– московская топонимика и маршруты экскурсий;

– яркие картины быта и нравов барской Москвы;

– интригующие загадки прототипов.

3. Большая познавательная ценность путешествия по Москве с экскурсоводом Грибоедовым.

Второй вариант

1. Место действия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2. Путешествие по Москве возможно благодаря ярким картинам жизни Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», своеобразному путеводителю по столице:

– условия сватовства в барской Москве;

– московские лица на балах и развлечениях;

– сплетня как зеркало нравов московских бар.

3. Незабываемые впечатления от грибоедовской Москвы.

Третий вариант

1. Замысел Грибоедова в комедии «Горе от ума».

2. Путешествие по грибоедовской Москве – это возможность понять замысел автора комедии «Горе от ума»:

– московские достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга;

– “визитные карточки” московских знаменитостей;

– зарисовки быта и нравов города Москвы.

3. Неизбежность одиночества Чацкого в Москве начала XIX века.

IV. Словарная работа.

Отбор лексики, речевых оборотов, обязательных для сочинений данного типа. Обдумывание переходов от части к части.

Домашнее задание. Написать сочинение по любому варианту плана.

Литература

1. Вл.Орлов. Грибоедов. Л., 1967.

2. А.Лебедев. Куда влечёт тебя свободный ум. М., 1982.

Примечания

На уроке обдумывания и анализа темы «Путешествие по грибоедовской Москве» ввиду недостатка времени следует ограничиться проработкой одного, выбранного учениками, варианта тезиса. О других учитель может поставить класс в известность, может зачитать свои предложения по их проработке.

Особого внимания перед сочинением о путешествии требует словарная работа. Это слова, наименования, словосочетания, связанные с обозначением предметов путешествия, действий путешественников. Желательно попытаться подобрать как можно больше синонимов.

Урок развития речи в 10-м классе

Тема. Разработка темы сочинения «Путешествие по России с П.И. Чичиковым». Отбор материала.

Цель. Закрепить знания о путешествии как литературном жанре и развить умение писать сочинения такого типа.

I. Повторение.

1. Какие виды путешествий вы можете назвать?

– Реальные, в которых человек действительно перемещается в пространстве;

– книжные, литературные, в которых читатель странствует с автором и его героем.

2. Назовите элементы путешествия и объясните, по какому принципу автор отбирает их при описании путешествия.

3. К какому типу литературных жанров относят путешествие и почему?

– К художественно-публицистическому: описывая путешествие, автор более свободно и открыто выражает свою позицию, чем в обычных художественных произведениях.

II. Обдумывание темы «Путешествие по России с П.И. Чичиковым».

А. Определение объёма темы.

Тему следует раскрыть на большом объёме материала почти всей поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» – всё, что связано с описанием поездок Чичикова, его дорожных впечатлений и наблюдений. Это, конечно, приезд Чичикова в губернский город NN, его прогулка по городу, чтение газеты, восприятие номера в гостинице, обеда в трактире, его разговоры-расспросы о демографических особенностях края. Материалом к сочинению станет повествование о поездках Чичикова к помещикам и приключениях, что с ним произошли: дорожно-транспортных, авантюрных, комических, сентиментальных, кулинарных и так далее.

Всё это и станет компонентами его путешествия.

В него не войдут, например, «Повесть о капитане Копейкине», рассказ о биографии Чичикова, о торжестве херсонского помещика, авторские отступления, то есть те части текста, в которых не повествуется о перемещениях героя по российским просторам.

Б. Определение содержания темы.

Почему Н.В. Гоголь использовал путешествие Чичикова по России в качестве основы поэмы «Мёртвые души»?

– Именно путешествие героя помогло писателю сделать поэму «Мёртвые души» поэмой – обозрением жизни России XIX века и широко изобразить жизнь всех социальных слоёв в соответствии со своим замыслом.

Путешествие с П.И. Чичиковым по России – это прекрасный способ познания (изучения) жизни России XIX века (николаевской России).

Аргументы.

1. Дорожно-транспортные приключения с Чичиковым на российских дорогах.

2. Редкостные, неповторимые достопримечательности города NN.

3. Разнообразные интерьеры гостиных.

4. Объекты наблюдений героя из окна его кареты.

5. “Говорящие” меню в распоряжении гостя губернии.

6. Достойные деловые партнёры ловкого приобретателя.

Вывод. Большое познавательное значение путешествия с Чичиковым.

В. Вступление.

а) Замысел Н.В. Гоголя в поэме «Мёртвые души».

б) Особенность поэмы Гоголя.

Г. Составление и запись плана сочинения.

1. Жанровая особенность поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

2. Путешествие с П.И. Чичиковым по России – прекрасный способ познания жизни николаевской России:

а) дорожно-транспортные приключения Чичикова на российских просторах;

б) редкостные достопримечательности города NN;

в) разнообразные интерьеры гостиных;

г) объекты наблюдения героя из его кареты;

д) “говорящие” меню в распоряжении гостя губернии;

е) достойные деловые партнёры ловкого приобретателя.

3. Большое познавательное значение путешествия с Чичиковым.

III. Собирание материала к сочинению.

Отбор цитат. Характер комментариев. Переходы между частями текста. Устный вариант отрывка текста по любому из аргументов.

Урок развития речи в 10-м классе

Тема. Обсуждение темы «В поисках счастливого. Путешествие по России с некрасовскими правдоискателями».

Цель. Обобщить знания учащихся о литературном путешествии как жанре, проконтролировать их умение анализировать такие темы и писать по ним сочинения.

I. Повторение.

1. Что означает путешествие как литературный жанр?

Литературное путешествие относится к художественно-публицистическим жанрам и обладает богатыми возможностями для глубокого, яркого и точного выражения замысла автора, для большей художественной, читательской привлекательности произведения.

2. Являются ли многочисленные элементы путешествия обязательными для автора?

II. Вопросы для беседы.

1) Перечитайте формулировку темы и объясните, чего она от вас требует.

– «В поисках счастливого. Путешествие по России с некрасовскими правдоискателями».

Тема требует:

а) показать поиск;

б) как шёл этот поиск;

в) где и среди кого искали счастливого;

г) как оценивали “счастье” претендентов;

д) как они (претенденты) сами понимали счастье.

– Тема называет жанр сочинения – это путешествие, значит, потребуется отобрать его наиболее яркие элементы из поэмы Некрасова.

– Тема напоминает нам, что ходили именно мужики-правдоискатели и искали счастливого со своих позиций, следовательно, весь материал поэмы надо будет рассматривать их глазами.

– Тема указывает, что и поиск, и хождение мужиков организовал автор – Некрасов, значит, следует выявить его позицию.

2) Какой вывод из анализа формулировки темы нужен?

– В формулировке темы нет ни одного лишнего слова. Каждое из них означает ёмкое понятие, которое надо и растолковать, и учитывать в согласовании с другими понятиями.

3) Содержит ли формулировка готовый тезис для сочинения? И как нам далее действовать?

– Нет. Значит, нужно провести логические операции для его выявления: поставить вопрос, ответить на него, из ответа сформулировать тезис.

4) Какие вопросы содержатся, по-вашему, в формулировке?

– Зачем Некрасов “организует” поиск счастливого мужиками-правдоискателями?

– Как читатели относятся к такому поиску-хождению?

– Нашли ли счастливого крестьяне Некрасова?

5) Какой из этих вопросов может дать нам наиболее интересный тезис, а значит, наиболее удачный поворот в раскрытии темы, полноценное сочинение?

– Например, второй.

6) Попробуем ответить на него.

– нам нравится...;

– описание этого хождения производит на нас сильное (яркое, незабываемое, необычное, странное) впечатление, потому что автору удалось как бы провести и нас по Руси.

7) Попытаемся сформулировать из ответов тезис, используя наиболее подходящие формулировки, и согласовать их с остальными словами темы.

Возможен такой вариант первого тезиса:

– яркие впечатления читателей от совместного хождения с некрасовскими правдоискателями в поисках счастливого в России шестидесятых годов XIX века.

8) А как ответили бы вы на первый вопрос?

– Некрасову так удобнее, легче показать широко жизнь России после реформы.

– Поэт может без усилий и натяжек “организовать” встречу пешеходов с людьми всех социальных слоёв России и познакомиться с распространённым мнением о счастье.

9) Значит, для поэта путешествие – это удобная форма, прекрасная возможность для чего-то?

– Да, для выражения его собственных мыслей, личного мнения, замысла.

10) Сформулируем же из ответов на первый вопрос второй тезис.

– Хождение крестьян-правдоискателей по России в поисках счастливого – это возможность показать широко жизнь России после реформ и решить проблему счастья.

11) Итак, два тезиса, значит, два разных сочинения, так как, используя один и тот же материал, мы будем рассматривать его с разных позиций.

По отношению к первому тезису мы занимаем такую позицию: наша задача – показать яркие впечатления от...

12) Будут ли общие моменты в этих разных сочинениях? Какие?

– Да, будут; это элементы путешествия: дорога, география хождений, достопримечательности, люди, встречи со “счастливыми” и так далее.

13) Подберём аргументы к первому тезису.

1. Образная точная топонимика “счастливых местечек” России.

2. Природно-погодный календарь хождения.

3. Живописные достопримечательности русских селений.

4. Незабываемые встречи со “счастливыми”:

а) общее народное “счастье” на “ярмонке”;

б) исповедь счастливой “губернаторши”;

в) жалобы помещика на утрату счастья.

14) Можем ли мы использовать эти аргументы в доказательстве второго тезиса?

– Конечно. Только, вероятно, следует откорректировать формулировки.

1. Отражение жизни народа в географических названиях “счастливых местечек” России.

2. Наблюдение природно-погодных условий глазами крестьян-путников.

3. Изображение условий жизни народа через обрисовку достопримечательностей селений.

4. Организация встреч путешественников с очень широким кругом жителей России:

а) сцены общего народного “счастья” на “ярмонке”;

б) знакомство со счастливой “губернаторшей” и её исповедь;

в) выслушивание жалоб помещика на утрату счастья и народных легенд;

г) наблюдение за деревней Вахлаки.

5. Отрицательный результат хождений мужиков (возможно, в заключении).

Вывод. Следовательно, получится два разных текста.

15) Продумать наиболее логически точные заключительные и вступительные части.

Заключения

К первому тезису:

Художественный талант Некрасова.

Ко второму тезису:

Мнение Некрасова о состоянии России после реформ и о человеческом счастье.

Вступления

К первому тезису:

Пристальное внимание Некрасова к форме своей поэмы.

III. Материалы к сочинению.

Попытки составления устных вариантов текстов по одному из аргументов – похожему – двух разных тезисов.

IV. Обобщение.

Домашнее задание. Написать сочинение.

Список литературы

В двух поэмах-эпопеях, написанных в 4060-х гг. XIX в., "Мертвые души" Н.В. Гоголя и "Кому на Руси жить хорошо?" Н.А. Некрасова, тема путешествия играет немаловажную роль. Ведь оба автора хотели написать произведения, в которых бы отражалась реальная жизнь Руси во всем ее разнообразии. "Какой огромный, оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем", – писал Гоголь в начале работы над "Мертвыми душами". Предмет изображения произведения Некрасова характеризует высказывание критика Н.К. Михайловского: "Россия познает самою себя".

Авторы по-разному изображают сюжет путешествия в своих поэмах. У героев Некрасова – семи временнообязанных мужиков – цель странствия бескорыстна. В путь их зовет стремление познать страну, в которой они живут, и узнать, "кому живется весело, вольготно на Руси". Они даже жертвуют собой, чтобы разрешит свой спор, обрекая себя на разлуку с женами и детьми и на все неприятности, связанные с путешествием. Эта возможность мужиков "сняться" с места, оставить семью, хозяйство очень показательна. Ее появление связано с освобождением крестьян из-под гнета помещиков вследствие проведения реформы в 1861 г. Путники Некрасова увидели и "ярмонку" со всей ее пестротой и многоголосицей, и сенокос, и пир "на весь мир", побывали в других деревнях, в одной из которых крестьяне, например, почти добровольно подчиняются прихотям выжившего из ума помещика, в другой, затерянной в лесах, наоборот, отказываются служить барину.

Композиционная целостность поэмы "Кому на Руси жить хорошо?" достигается развитием сюжета путешествия. Оно дает возможность познакомиться с большим количеством людей: помещиками и верными слугами, крестьянами-предателями (такими, как староста Глеб), честными работящими людьми (Ермилой Гириным и Власом), народными заступниками (Гриша Добросклонов) и бунтарями (Савелий). Но не со всеми из них путники встречаются лично. Так, например, о Савелии, губернаторше, Демушке мужики узнают из рассказа Матрены Тимофеевны, о Ермиле Гирине и Григории Добросклонове от других рассказчиков, с которыми сталкиваются на своем пути.

Если обратиться к произведению Гоголя, то в его поэме герой Чичиков не ищет ни счастливого, ни истину. Цель, заставляющая его путешествовать по окрестностям города NN, мелочна и цинична, но проворачивает он гигантскую аферу, чтобы разбогатеть: скупает души умерших крестьян, которые еще не учтены в "ревизских сказках". Для этого он путешествует от помещика к помещику в своей бричке. Дорога, выбранная Чичиковым, извилиста и темна, так же, как и его цель. Этот талантливый по-своему человек растрачивает свои силы и способности впустую, им движут жадность и стремление обогатиться. Может быть, поэтому бричка не раз завозит его не по адресу. Символична ситуация, когда он попадает к Коробочке из-за непогоды и легкомысленности его кучера Селифана. Так и жизнь героя поэмы напоминает дорогу заблудившегося путника. В то же время не следует забывать, что в последующих томах Гоголь хотел показать моральное и духовное исправление своего героя.

Так же, как и поэме Гоголя, в поэме Некрасова образ дороги выполняет роль символа жизненного пути, когда автор рассказывает о народном заступнике Грише Добросклоновом. Перед Гришей стоит вопрос о выборе дальнейшего пути. "Одна – просторная, дорога торная, страстей раба; по ней громадная, к соблазнам жадная идет толпа", "другая тесная – дорога честная, по ней идут лишь души сильные, любвеобильные, на бой, на труд". Далее Некрасов пишет, что "сманила Гришу узкая, извилистая тропочка". Он выбрал тот путь, на котором "ему судьба пророчила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь".

Песня о двух дорогах перекликается по своей тематике с лирическим отступлением из поэмы "Мертвые души" о выборе пути писателем. Гоголь, так же как и Некрасов, восхищается людьми, избравшими второй, более трудный путь. С сюжетом путешествия связано еще одно лирическое отступление в поэме "Мертвые души", когда автор сам предстает как путешественник и размышляет о скоротечности жизни, об изменении идеалов: "Прежде, давно, в лета моей юности…мне было весело подъехать в первый раз к незнакомому месту…Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприятно, мне не смешно…и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя свежесть!". Что же касается философского сюжета в произведении Некрасова, то его формирует изображение автором обычных людей, склонных к постановке философского вопроса, поиск ответа на который и является причиной их путешествия. Чем больше ответов получают путники, тем глубже оказывается сущность и содержание этих ответов. Тем самым возникает усложненное представление о счастье, которое также обуславливает философский сюжет.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо?" присутствуют также элементы фольклора, который как благословляет ее героев на путешествие. В роли "волшебного дарителя" выступает говорящая пеночка, а в качестве "волшебного предмета" – скатерть-самобранка, подаренная мужикам этим сказочным персонажем. Скатерть-самобранка кормит и поит путников на протяжении всего их путешествия.

Поэмы "Мертвые души" и "Кому на Руси жить хорошо?" остались незаконченными, поэтому в обоих произведениях развитие сюжета путешествия не нашло своего логического завершения. Но, несмотря на это, авторам все же удалось показать многие стороны жизни на Руси, хотя главный вопрос остался без ответа: "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ: не дает ответа".

Подписывайтесь на наш анимационный YouTube канал про сторителлинг и видеомаркетинг.

Представляем вольный перевод статьи Ffion Lindsay .

Построение сюжета — сложная задача даже для опытных сценаристов. Кажется, что вариантов бесконечное количество. А что, если в основе всех историй лежит только 7 универсальных сюжетов? Если найденный однажды правильный сюжет, может раз за разом увлекать ваших зрителей?

  • Рассказ о следовании к цели, несмотря на все трудности встречающиеся на пути.
  • Обсуждение жизненных уроков, чему учит преодоление препятствий.
  • Демонстрация того, как вы, ваша команда или компания стали сильнее благодаря преодолению трудностей.

Из грязи в князи

Герой — скромный, возможно униженный, вдруг получает желаемое; деньги, власть, любовь, но вскоре вынужден расстаться с тем, что приобрёл, чтобы обрести снова, но уже через преодоление трудностей, в борьбе за своё счастье.

Обычно герой «откусывает больше, чем может съесть», не справляется со своим успехом, т.к. не готов ещё к нему. Он должен вырасти как личность и добиться желаемого сам.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Рассказ о важности учиться на своих ошибках и приобретать счастье через преодоление трудностей.
  • Обсуждение умения рисковать и принимать неудачи.
  • Демонстрация того, как герой заслужил свой успех.

Путешествие и возвращение

Главный герой попадает в незнакомое место, встречается с новыми персонажами и преодолевает трудности, пытаясь вернуться домой. Приобретённые в этом путешествии друзья и накопленная, благодаря преодолению препятствий — мудрость, позволяют ему найти путь домой.

Этот сюжет распространён в детской литературе, довольно часто можно увидеть рассказ, о том, как герой попадает в сказочную страну и путешествует по ней, участвуя в различных приключениях.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Рассказ о пользе открытости новому опыту.
  • Рассказ, о том, чему герой научился в своём путешествии, как изменился.
  • Демонстрация силы дружбы.

Приключение (Квест)

Герой отправляется на поиски конкретного приза, подвергаясь на своём пути различным искушениям и испытаниям. Чтобы достичь цели, он должен будет преодолеть все свои недостатки, возможно ему придётся столкнуться со своими страхами и прошлым.

Герой, чаще всего, сопровождается группой друзей, которые дополняют его своими навыками, поддерживают на пути и помогают достичь цели.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Рассказ о важности придерживаться своих убеждений.
  • Если нужно показать как, стараясь преуспеть, герой эмоционально растет.
  • Демонстация силы командной работы.

Комедия

Комедия — это беззаботная история, в центре которой часто бывает некая путаница, недопонимание, которые приводят к конфликту, но в конце все благополучно разрешается и возвращается на свои места.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Рассказ о начале трудностей партнёрских отношений — романтических, дружеских или деловых.
  • Обсуждение того, какой опыт получил ваш герой в сложившейся сложной ситуации.
  • Демонстрация того, как обе стороны начинают принимать и поддерживать друг друга.

Трагедия

Главным героем выступает негативная или неприятная личность, часто злодей и нам рассказывается история его падения.

Иногда злодей начинает каяться, обычно к концу истории, но часто для него бывает слишком поздно. И он, в любом случае, погибает или оказывается побежденным. Падение отрицательного героя позволяет положительным участникам истории процветать.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Использование сильного, принципиального характера для освещения проблем в обществе.
  • Сопоставление своих собственных принципов с принципами отрицательного персонажа.
  • Демонстрация того, как не нужно поступать, мы можем учиться на ошибках отрицательного героя.

Перерождение

Главный герой — отрицательный персонаж, который, по ходу истории, осознаёт свои ошибки и искупает их.

Обычно, в сюжете появляется персонаж, который помогает отрицательному герою совершить переход к перерождению (возрождению) своей личности. Часто, таким побудительным фактором выступает любовный интерес героя к одному из персонажей или появление ребенка и привязанности героя к нему. Их задача показать герою его извращенное мировоззрение и открыть ему глаза на истинную суть вещей.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Рассказ о поучительном опыте.
  • Когда нужно показать важность наличия поддержки со стороны близких.
  • Демонстрация того, что каждый человек может измениться к лучшему.

Все эти типы сюжетов имеют аналоги, в которых счастливый конец изменяется и история заканчивается мрачно. Исключение из этого — трагедия, концовка которой, по умолчанию, не подразумевается счастливой.

Конечно эти типы сюжетов, не истина в последней инстанции. Если у вас есть идея, которая не соответствует этим типам сюжетов, или же сочетает несколько из них — здорово! Но, надеюсь, это краткое руководство помогло вам выбрать тип сюжета, который лучше всего сможет раскрыть ваш замысел и донести ваше сообщение.

Перевод — студии видеодизайна «Тут инфографика»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса