Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация на тему: русский импрессионизм в искусстве. «Импрессионизм» Основные черты импрессионизма в живописи. этих художественных течения

МХК, 11 класс

Урок № 22

Импрессионизм

и постимпрессионизм

в живописи

Д.З.: Глава 20, ?? (с.236-237), тв. задания (с.237-241)

© ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • Содействовать осознанию учащихся роли импрессионистов и постимпрессионистов в изобразительном искусстве;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров школы импрессионистов и постимпрессионистов.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • импрессионизм (в живописи);
  • постимпрессионизм (в живописи);
  • (в живописи) «Салон Отверженных»;
  • импрессионисты;
  • Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар;
  • пейзажи впечатления;
  • К. Моне, А. Сислей, К. Писсарро, П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и А. Тулуз-Лотрек, К. А. Коровин, В.А. Серов, И. Э. Грабарь

Универсальные учебные действия

  • прослеживать эволюцию определять ценность выявлять способы и средства находить ассоциативные связи определять роль искусства
  • перечислять существенные признаки импрессионизма и соотносить его с определенной исторической эпохой;
  • характеризовать основные черты , образы и темы искусства импрессионизма;
  • прослеживать эволюцию творческого метода в произведениях известных представителей направления;
  • исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира;
  • определять эстетическую, духовную и художественную ценность искусства художников-импрессионистов;
  • выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами импрессионизма, представленными в различных видах искусства;
  • определять роль искусства импрессионизма в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи;
  • разрабатывать план-проспект выставки о творчестве импрессионистов с последующим оформлением экспозиции;
  • проводить самостоятельный анализ лирического стихотворения «Импрессионизм» О. Э.Мандельштама;
  • знакомиться с лучшими зарубежными и отечественными коллекциями произведений художников-импрессионистов

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Пейзажи впечатления.
  • Повседневная жизнь человека.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество импрессионистов и постимпрессионистов?


подвопросы

  • Художественные искания импрессионистов. «Салон Отверженных» - решительный вызов официально признанному искусству. Поиски новых путей в живописи. Подвижность и изменчивость мира как главный объект изображения. Мастерство в передаче света, цвета и тени (на примере известных картин художников-импрессионистов). Творческие поиски в области композиции (Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар).
  • Пейзажи впечатления. Стремление художников запечатлеть мельчайшие изменения в состоянии природы (на примере известных произведений К. Моне, А. Сислея, К.Писсарро).
  • Повседневная жизнь человека. Внимание художников к жизни и интересам простого человека (на примере творчества О. Ренуара).
  • Последователи импрессионистов. Индивидуальный характер творчества П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена и А. Тулуз-Лотрека. Поиски нового художественного решения. Последователи импрессионизма в русской живописи (К. А. Коровин, В.А. Серов, И. Э. Грабарь)

Стилевые направления художественной культуры в Западной Европы XIX века

I треть XIX века

I половина XIX века

Середина XIX века

70-80 е г. XIX века

Конец XIX века – начало XX века


Париж, 1863 год , Дворец промышленности

Жюри знаменитого Салона отклоняет около 70% представленных работ.

В разразившийся скандал вмешался Наполеон III , который милостиво разрешил представить полотна в другой части Дворца промышленности.

Так 15 мая 1863 года была открыта выставка, получившая выразительное название «Салон Отверженных».

Среди них - Клод Оскар Моне (1840-1926), Камиль Писсарро (1830-1903), Пьер Огюст Ренуар (1841-1919), Альфред Сислей (1839-1899), Эдгар Дега (1834-1917) и др. Битва за новое искусство продолжалась вплоть до 1886 г., когда состоялась последняя, восьмая выставка этих художников.


Публика привыкшая к академическому искусству на этой выставке пребывает в полном недоумении…

Взрыв хохота вызывает «неприличная»

картина Эдуарда Мане

«Завтрак на траве»

Эдуард Мане

(1832 - 1883)


Э.Мане

Олимпия

На защиту картины встал писатель

« Он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней, которую он встречает на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинявшую шаль… Место господину Мане в Лувре уже обеспечено».


Вокруг Мане объединились немало талантливых художников, которые как и он не признавали официальное искусство и решили идти своим путём.

Франция

70-80-е годы 19 в.

«Салон Отверженных»

Эдуард Мане

1832-1883

Камиль Писсарро

1830-1903

Клод Оскар Моне

1840-1926

Пьер Огюст Ренуар

1841-1919

Альфред Сислей

1839-1899

1834-1917


Так в конце 19 века во французском искусстве появилось новое направление-импрессионизм. С французского impression- впечатление

Своим названием он обязан картине Клода Моне , впервые представленной на выставке отверженных художников в 1874 году .

Она называлась «Впечатление. Восход солнца».

«Зарождение импрессионизма

было радостно, как ранняя весна.

Первые импрессионисты вышли

на свет из темной комнаты и

по-детски радовались свету,

краскам».

Максимилиан Волошин


Особенности живописного языка импрессионистов .

Неважно, ЧТО изображено, важно – КАК.

Работа на

пленэре

Техника

пастели

Изобразить

подвижность

и изменчивость

мира

Общие

принципы

Восприятие

цвета на

расстоянии

Чувственное

восприятие,

впечатление

Живая

подвижная

композиция


Впервые художники – импрессионисты вышли из темных мастерских

на пленэр (фр. plein air вольный воздух).

Альфред Сислей. Дорога на опушке леса .

Камиль Писсарро. Весна в Эраньи.

Маки


Художников –импрессионистов объединяло

субъективное переживание света, цвета, тени, отражений на поверхности предметов

Эдуард Мане. Сирень.

Клод Моне. Цветущий сад.

Клод Моне. Руанский собор.

Камиль Писсарро. Мороз.

Камиль Писсарро.

Бульвар Монмартр

в Париже.


1. Подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения.

С помощью света и цвета художники пытались запечатлеть «мимолетные видения», поэтому они наносили краски на холст быстрыми мазками, заботясь только об общем впечатлении от увиденного.

Здание парламента в Лондоне.


Подвижность и изменчивость

Клод Моне. Парламент.

Чайки. Река Темза.

Клод Моне. Парламент. Закат.


Клод Моне. Осень .

2. Передачи света и цвета .

С их помощью можно передать изменчивость и быстротечность жизни. Художники учитывали законы восприятия цвета на расстоянии и никогда не смешивали краски на палитре. Использовалось сочетание цветов солнечного спектра.

Альфред Сислей. Город Вильнев на берегу Сены.

Огюст Ренуар. Качели.


3. Техника пастели (фр. pastel – живопись цветными карандашами или красочным порошком) открывала огромные возможности в использовании цвета.

Фактура пастели бархатиста, она способна передать вибрацию цвета, который кажется как бы светящимся изнутри.

Голубые танцовщицы.

Танцовщицы

в зале

для занятий.

Танцовщицы

на поклонах.


4. Пейзажи впечатления.

Реалистическим пейзажам художники – импрессионисты предпочли

пейзажи впечатления. Любящими, заинтересованными глазами они

наблюдали за малейшими изменениями в состоянии природы,

пытаясь запечатлеть ее «душу»

Вокзал Сен-Лазар.


Берег Сены у Буживаля.

Мост в Марэ ранним утром.

Альфред Сислей

Камиль Писсарро.

Оперный проезд в Париже.

Набережная Малаке в солнечную погоду.


5. Повседневная жизнь человека

Эдуард Мане. Бар в Фоли Бержер.

Огюст Ренуар. Танец в Буживале.

Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри.


Огюст Ренуар.

«Ренуар превосходен

в портретах. Он не

только схватывает

внешние черты,

но и детально

воссоздает их

характер и внутренний

Теодор Дюре.

Прогулка

Портрет Жанны Самари.

Дама с веером.


Говоря о творчестве

импрессионистов,

нельзя

не отметить их поиски

в области живописных

композиций.

Эти художники во многом

обновили

принципы их построений,

отказавшись от академических

требований

неподвижности,

симметрии,

порядка и четкости.

О.Ренуар. Лодки на Сене.

К.Моне. Тюльпаны Голландии

А.Сислей. Регата.

К.Моне. Мост Ватерлоо.

Э.Мане. Весна.(Жанна)

А.Сислей. Лужайки весной.

К.Моне. Пруд в Монжероне

К.Моне. Эртрет. Закат.

Э.Мане. Скачки в Булонском лесу.


Постимпрессионизм

Цель через изменчивую видимость природы передать ощущение ее постоянства. Максимально яркие художественные образы. Яркие краски.

Ван Гог «Дорога в Провансе»

Поль Гоген «Таитянские пасторали»

Поль Сезанн «Натюрморт с луком»


Поль Гоген.Таитянские женщины.

Франция.

Голландия.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи

Жорж Сера. Цирк

Вид на Мартинику.

Терраса кафе ночью.

Поль Сезанн. Дорога в Шантийи.


Германия.

Андерс Цорн.

Купание у скал.

Волны Лапландии.


Россия.

Игорь Грабарь.

Февральская лазурь.

Константин Коровин.

Бульвар Капуцинок.


Валентин Серов.

Портрет Зинаиды Юсуповой

Девочка с персиками


Задание на дом

Портрет Жанны Самари


Винсент

Ван Гог

Автопортрет

Аральские дамы


Поль Гоген


Поль

Сезанн

Натюрморт с драпировкой


Камиль

Писсарро

Сена и Мост Искусств


Пьер Ренуар

Девушка с веером




Эдуард Мане

«Перед зеркалом»

Контрольные вопросы

1. Какие открытия в области художественного творчества были

сделаны импрессионистами? Проиллюстрируйте их на примере

известных вам произведений. Почему реалистическим пейзажам

художники-импрессионисты предпочли пейзаж и впечатления?

2. Почему современные французские критики увидели в картине К.

Моне «Впечатление. Восход солнца» «дерзкий вызов прекрасному»,

«оскорбление общественного вкуса»? Какие именно «впечатления» и

почему стремился выразить в ней художник? Чем можно объяснить

приверженность К. Моне к жанру пейзажа? Какими живописными

средствами ему удавалось передавать изменчивость мира,

неповторимое очарование и волшебство образов?

3. Какая почва была подготовлена импрессионизмом для

возникновения постимпрессионизма? Что сближало и отличало два

этих художественных течения?

4. Расскажите об истоках творчества Ван Гога. Что отличало его

художественную манеру? К каким сюжетам, темам и образам он

обращался? В чём особенность трактовки мира природы и человека

в его произведениях?

5 . Какие художественные открытия в жанре натюрморта были

сделаны П. Сезанном?

6. Используя картину К. А. Коровина «Париж. Бульвар Капуцинов»

(см. с. 238), поясните, почему художника причисляли в

определённый период его творчества к последователям

импрессионизма.



Темы проектных исследований или презентаций

  • Эстетическая программа и живописная система импрессионизма.
  • Художественные искания импрессионистов.
  • Художественная организация пространства в произведениях К. Моне.
  • Особенности использования цвета, света и тени в произведениях К. Моне.
  • Колористическая реформа К. Моне.
  • Проблема традиции и новаторства в творчестве Э. Мане.
  • Мастерство в создании женских портретов Э. Мане.
  • Творческий диалог и художественные аналогии Э. Мане и Ван Гог (Ф. Гойя, П. Пикассо, С. Дали - по выбору).
  • Художники русского импрессионизма - по выбору К. А. Коровин, В А. Серов, И. Э. Грабарь.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ», р.п. Ермишь, Рязанская область

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Презентацию на тему "Импрессионизм в живописи" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Начало поисков импрессионистов относится к 1860 годам, когда молодых художников уже не устраивают средства и цели академизма, в следствии чего каждый из них самостоятельно ищет иные пути развития своего стиля. В 1864 году Эжен Буден приглашает Моне в Онфлёр, где он прожил всю осень, наблюдая как его учитель пишет этюды пастелью и акварелью, а его друг Йонкинд накладывает краску на свои работы вибрирующими мазками. Именно здесь они научили его работать на пленэре и писать светлыми тонами.

Слайд 3

Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 г. в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего - 165 работ. Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий - разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на первичные, или основные и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой: Голубой - Оранжевый Красный - Зелёный Жёлтый - Фиолетовый Таким образом стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это же в последствии стало поводом отказа от чёрного.

Слайд 4

Затем импрессионисты перестают концентрировать всю работу над полотнами в мастерских, теперь они предпочитают пленэр, где удобней схватить мимолётное впечатление от увиденного, что стало возможным благодаря изобретению стальных туб для краски, которые в отличие от кожаных мешочков можно было закрыть, чтобы краска не высыхала. Также художники использовали укрывистые краски, которые плохо пропускают свет и непригодны для смешивания поскольку быстро сереют, это позволило им создавать картины не с «внутренним», а «внешним» светом, отражающимся от поверхности. В целом в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основной движения были Эдуар Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Дега Альфред, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо.

Мастера импрессионизма

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Картины Берты Моризо, представленные на первой выставке импрессионистов, были вполне добропорядочны. Если бы не манера письма, её полотна «У колыбели», «Игра в прятки», «Чтение» (всего 9 картин) не вызвали бы нареканий. Собственно, к ней у критиков, ругавших выставку, претензий было меньше, чем к другим художникам. В своих работах Берта воспевала обыденную жизнь обеспеченной буржуазной семьи – материнство, домашний быт, отдых с детьми на природе и т.п. Верность этой теме она сохранила до конца своих дней. Дело Берты Моризо продолжила дочь Жюли. Она и на самом деле стала талантливой художницей, причем её манера живописи была близка к той, в которой предпочитала работать её мать.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.



  • Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.). В 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола) Моне "Впечатление. Восходящее солнце"


    Когда импрессионисты организовали свою первую выставку, они уже не были неопытными, начинающими художниками; это были люди, перешагнувшие за тридцать, имевшие за плечами свыше пятнадцати лет усердной работы. Они учились в Школе изящных искусств, обращались за советами к художникам старшего поколения, обсуждали и впитывали различные художественные течения своего времени - классицизм, романтизм, реализм. Поль Сезанн. Мост через Марну в Кретее Эдгар Дега. Гладильщицы Эдуард Мане.Прогулка в лодке


    Однако они отказались слепо руководствоваться методами прославленных мастеров. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент. Клод Моне. "Сорока" Поль Сезанн. «Натюрморт»


    Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. Камиль Писсарро. Утреннее солнце на снегу Клод Моне. "Сад художника"




    Клод Моне "Пейзаж. Парк Монсю. Париж". "Белые кувшинки". "Завтрак".

    Урок МХК в 11 классе

    Тема «Импрессионизм и постимпрессионизм

    в живописи»

    Учитель Сидоренко Л.С.

    МБОУ СОШ г. Пионерского

    Калининградской области


    Цель урока:

    знакомство с импрессионизмом и постимпрессионизмом

    Задачи урока:

    - сформировать представление о художественных направлениях в живописи рубежа 19-20 вв.;

    - сформировать навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;

    - развивать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству:

    - активизировать творческую и познавательную деятельность учащихся.


    Импрессионизм - направление в искусстве последней трети

    XIX - начала XX в., представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни.

    Импрессионизм зародился в 1860-х гг. во Франции, когда живописцы Э. Мане, О. Ренуар и Э. Дега внесли в искусство многообразие, динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира.

    В постимпрессионизме , повысившем интерес к философским и символическим началам искусства, к художественной форме (построению пространства, объёма), к декоративной стилизации, отразилась атмосфера противоречивых поисков нравственных ценностей периода начинающегося кризиса европейской культуры.




    Впервые картины импрессионистов были представлены в Салоне Отверженных.

    Э. Золя, назвавший Мане «классиком современной живописи», предсказал, что творения художника со временем войдут в Лувр - сокровищницу Франции.

    Картины находятся в собственности французского государства и демонстрируются в экспозиции музея Орсе в Париже.

    Э. Мане

    (1832- 1883)



    Картина «Впечатление. Восход солнца», написанная в 1873 г. с натуры, дала название художественному направлению «импрессионизм».

    Впервые экспонировалась в 1874 г. Из парижского музея Мармоттан была украдена в 1985 г. с другими картинами. Лишь в 1991 г. вновь заняла своё место в экспозиции.

    К. Моне

    (1840-1926)


    Эдгар Дега

    «Голубые танцовщицы»


    Картина «Голубые танцовщицы» хранится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств

    имени А. С. Пушкина

    с 1948 г.

    Автопортрет

    Э. Дега

    (1834-1917)



    Картина «Наводнение в Порт-Марли»

    написана в 1872 г.,

    находится в Национальной галерее искусства Вашингтона

    А. Сислей

    (1839-1899)



    Картина «Оперный проезд в Париже» написана в 1899г., хранится в Москве, в Государственном Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

    К. Писсарро

    (1830 – 1903)




    Пьер Огюст Ренуар

    3 портрета

    актрисы театра

    «Комеди Франсез» Жанны Самари



    Автопортрет

    П. Ренуар

    (1841-1919)



    Картина

    «Персики и груши»

    написана в 1895 г., хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина

    П. Сезанн

    (1839-1906)


    Винсент Ван Гог «Звёздная ночь»

    «Глядя на звезды, я всегда начинаю мечтать. Я спрашиваю себя: почему яркие точки на небосклоне должны быть менее доступны нам, чем чёрные точки на карте Франции?»


    Картина «Звёздная ночь» написана в 1889 г., находится в Музее современного искусства,

    в Нью-Йорке

    Ван Гог

    (1853 - 1890)


    Источники информации:

    https://yandex.ru/images/

    https://ru.wikipedia.org/

    http://impressionism.su/sisley/Flood_at_Port-Marly.html

    http://www.nearyou.ru/artsovr/pisarro1.html

    Г.И. Данилова. Мировая художественная культура: от XVIII века до современности. 11 класс. Базовый уровень. М. : Дрофа, 2011.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса