Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Современные проблемы науки и образования. Жизненные стратегии личности и истоки их конструирования субъектом

Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование) – одно из направлений «гуманистической психологии», которое изучает:

1) проблемы времени, жизни и смерти;

2) проблемы свободы, ответственности и выбора;

3) проблемы общения, любви и одиночества;

4) проблемы поиска смысла существования.

Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей экзистенциальной психологии является решение проблемы восстановления аутентичности личности - соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. В практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители экзистенциальной психологии - Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.

В отечественной психологии проблема бытия личности развивалась на основе субъекто-деятельностного подхода С.Л.Рубинштейна. К.А.Абульханова-Славская создала концепцию стратегии жизни, М.М.Бахтин разработал жизненную (нравственную) философию, В.А.Роменец свое творчество посвятил философско-психологической теории поступка.

Отечественный философ и психолог Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 - 1960) в своей последней работе «Человек и мир» воссоздает картину культурфилософской антропологии, в центре которой находится человек в единстве его существования, развития, деятельности, творчества и т.д. Самое важное у Рубинштейна - обращение к человеку как смысловому центру мира, как субъекту жизни, как субъекту межчеловеческих отношений.

Личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и поступков. Это и есть качество личности как субъекта жизни, который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности. Человек как субъект жизни рассматривается с точки зрения:

1) психического склада - индивидуальных особенностей психических процессов и состояний;

2) личностного склада - мотивации, характера и способностей, в которых обнаруживаются движущие силы личности, ее жизненный потенциал и ресурсы;

3) жизненного склада - способности использовать свой ум и нравственные качества для того, чтобы ставить и решать жизненные задачи, активности, мировоззрения и жизненного опыта.

С этой точки зрения Рубинштейн определяет основные жизненные образования личности – это активность, сознание и способность к организации времени жизни .

Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. «Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю!» Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни - сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Личность как субъект жизни - это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.


Ксения Александровна Абульханова-Славская (1932 г.р.) , развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни она видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека.

«Личностная зрелость проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию».

Абульханова-Славская предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен.

! Жизненная стратегия - это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни.

& Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - С. 67.

Психология личности и образ жизни / Акад. наук СССР, Ин-т психологии; отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.: Наука, 1987. - 219 с.

Согласно концепции поступка, которая разработана Владимиром Андреевичем Роменцом (1926 - 1998) , феномен смысла жизни следует отнести к последействию поступка. Поступок как объяснительный принцип психологии признается более удовлетворительным, чем рефлекс или действие именно потому, что его можно распространить на сложные феномены смысловой сферы личности без редукции особого содержания последних. В.А.Роменец, отстаивая достоинства поступкового механизма как логической и историко-психологической ячейки истории всемирной психологии, показал, что поступок является опосредующим звеном между психикой и ее объективным коррелятом (миром, другими людьми), между психикой и телом, а также между структурными компонентами психического. Поступок представляет собой способ самодетерминации человеческого поведения на основе самопознания и самотворчества и связан с формированием смысла жизни. Человек познает себя, осуществляя поступок и анализируя его следствия, создает себя, консолидируя смысл жизни. Проявлениями смысла жизни могут считаться конкретные установки, которые воплощаются человеком в его поступках. В историко-психологических работах В.А.Роменца раскрыта логическая структура поступкового механизма, которая связана с его исторической структурой, тем акцентом, который делала каждая культурная эпоха на одном из ее элементов.

Элементами логической структуры поступка являются ситуация, мотивация, действие и последействие. Формирование смысла жизни личности происходит на этапе последействия, которое есть следствие рефлексии по поводу действия, а последнее, в свою очередь, воплощает результаты мотивационной обработки ситуационной определенности.

Последействие характеризуется актуализацией самопознания на основе осуществления поступка и самосозиданием человека через консолидацию смысла жизни. В поступковом последействии осуществляется особый вид внутренней деятельности, которая характеризуется познанием и созданием новых психических подструктур, что можно определить как процесс поиска смысла жизни.

Австрийский психиатр и психолог Виктор Эмиль Франкл (1905 - 1997) - автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Человек не задает этот вопрос, а отвечает на него своими реальными поступками . Роль смысла выполняют ценности - смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества.

Франкл описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (в первую очередь труд); ценности переживания (в частности, любовь) и ценности отношения (сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить). Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым себя; самоактуализация - это лишь побочный продукт осуществления смысла. Совесть - орган, который помогает человеку определить, какой из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, является для него истинным.

Франкл выделял три онтологических измерения (уровня существования) человека: биологическое, психологическое и духовное . Именно в последнем локализованы смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль в детерминации поведения. Воплощением самодетерминации человека выступают способности: к самотрансценденции, направленности вовне себя; к самоотстранению; к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Свобода воли в понимании Франкла неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в произвол.


! Задание 5.3. Прочитайте работу В.Франкла и определите связь категорий поступка и смысла жизни.

& Франкл, В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

_______________________________________________________

УДК 316.723

ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИИ

© 2012 Алиев Ш.И.

Дагестанский государственный университет

В данной статье дана развернутая характеристика понятию и типам жизненных стратегий, таким категориям как: жизненные стратегии, жизненные притязания, жизненные перспективы, жизненные цели, жизненные ориентиры, жизненный успех и жизненные планы. Рассмотрена идеальная модель, формирующаяся в сознании индивида, представляющая собой систему целей и задач человека во всех сферах его жизнедеятельности, а также способов их достижения и репрезентирующая смысл его жизни

The author of the article gives a detailed description of the concept and types of life strategies, categories such as: life strategies, life aspirations, perspectives on life, life goals, life orientation, success in life and life plans. He considers an ideal model that is formed in the mind of the individual, which is a system of goals and objectives of the rights in all spheres of its activities, as well as ways to achieve them, and represented the meaning of his life.

Ключевые слова: человек, общество, диалог, методология, национальность, народ, право, социальный статус, государство, реформа, жизненные стратегии, жизненные притязания, жизненные перспективы, жизненные цели, жизненные ориентиры, жизненныйуспех и жизненные планы

Keywords: people, society, dialogue, methodology, ethnicity, nation, law, social status, state reform. life strategies, life aspirations, perspectives on life, life goals, life orientation, success in life and life plans.

Категория «жизненные стратегии» является своего рода интегративной категорией, которая, с одной стороны, включена в такие науки, как социальная философия, психология, социология и антропология; с другой стороны, может быть понята только при аккумулировании знаний, полученных этими науками.

Термин «стратегия» первоначально использовался исключительно в военной сфере (гр. strategia: stratus - войско, ago

Веду) и означал часть военного искусства, включающую вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне и ее ведению. Стратегию в целом можно рассматривать как перспективу или определяющее направление в любой деятельности, на реализацию которой нацелен весь потенциал субъектов этой деятельности.

Для человека стратегия - это «способ и усилия для осуществления перехода из настоящего в желаемое будущее»; это

субъектное видение своих целей жизни и этапов их достижения, а также способов разрешения противоречий жизни в создании жизненных ценностей.

Любая стратегия, независимо от области применения, имеет две ключевые составляющие:

стратегические цели (то, что благодаря стратегии предполагается достичь) и план действий (пути и средства, с помощью которых предполагается достичь намеченных целей). Поэтому предварительное определение

жизненных стратегий может выглядеть следующим образом: «Жизненные

стратегии - это основная линия жизни, избранная индивидом, исходя из его представлений о смысле жизни,

ценностей и образа будущего, а также оценки своих ресурсов и потенциала».

Исследование проблемы личности выводит на другую важнейшую

проблему - проблему будущего

конкретного человека, а также его представлений о своем будущем.

В гуманитарных науках данную проблему изучают прежде всего в рамках следующих категорий: жизненные стратегии, жизненные притязания, жизненные перспективы, жизненные цели, жизненные ориентиры, жизненный успех и жизненные планы.

Прежде чем нами будет проанализирована основная для нашего исследования категория «жизненные стратегии», рассмотрим остальные категории, близкие по своему значению.

Категория «жизненные притязания» была введена в научный оборот школой немецкого психолога Курта Левина. Феномен притязаний был впервые наглядно продемонстрирован в опытах Т. Дембо. Т. Дембо также ввела понятие «уровень притязаний», под которым она подразумевала совокупность

сдвигающихся с каждым достижением целей, ожиданий и притязаний к будущим собственным достижениям.

Наиболее глубоко жизненные притязания были исследованы другим представителем школы К. Левина, его учеником Фердинандом Хоппе. Ф. Хоппе интерпретирует уровень притязаний в общем виде как цель последующего действия. По мнению Ф. Хоппе, основанному на

экспериментальной базе, испытуемые приступают к работе с уже конкретно поставленной целью: они хотят и

стремятся достичь определенного уровня результатов. Это и есть их уровень притязаний - то, к чему они стремятся.

Анализируя динамику выбора цели, Ф. Хоппе вводит важное разграничение. Он выделяет два вида целей: реальную цель - ту, которую, по мнению испытуемого, он может достичь в данных конкретных условиях, которая непосредственно вытекает из структуры задания, и идеальную цель. Последняя понимается Ф. Хоппе как широкая, всеохватывающая цель, превышающая временные, реальные цели; это цель, которую в идеале хотел бы достичь испытуемый в предлагаемой работе, которая, хотя и не воплощается в данный

момент, но все же стоит «за» соответствующей отдельной целью и управляет поведением человека.

Идеальная цель, как правило, соответствует верхним пределам задания, поэтому расстояние между реальной и идеальной целями бывает разным и варьируется в ходе действия. В то время как уровень притязаний повышается после успеха, идеальная цель остается той же, так как она с самого начала является максимально высокой.

Концепт «жизненные притязания» в отечественной науке стал широко использоваться после его введения В. С. Магуном. В. С. Магун под термином «жизненные притязания» подразумевает разновидности родственных

потребностей, выбираемых человеком самостоятельно, свободно, для себя; они отличаются от тех потребностей,

которые он вынужден принимать под воздействием обстоятельств . Ученый ссылается на аналогичное определение, данное термину

«жизненные притязания» в

американском «Современном

социологическом словаре», вышедшем в Нью-Йорке в 1969 году. В словаре отмечается, что притязания - это

«стандарт достижения, который индивид устанавливает для себя и который он ожидает достичь». В своих работах В. С. Магун дает также и свое видение соотношения жизненных притязаний и стратегий. Стратегии им понимаются как выбор средств для осуществления притязаний.

притязаний», определяемая главным образом через потребности и являющаяся преимущественно

направленности в жизнедеятельности личности и не разъясняет ее жизненной цели.

В социологических исследованиях, посвященных развитию личности,

достаточно часто используется концепт «жизненные перспективы». Через данный концепт выражается четко определяемая возможность будущего человека, заложенная в имеющемся у него в настоящий момент потенциале: материальных ресурсах, образовании, здоровье и т.д. Однако понятие «жизненные перспективы» имеет определенные ограничения для анализа жизненных целей и задач личности. Оно не дает представления как о сознательном выборе самого человека, так и о тех методах, через которые эти перспективы будут реализовываться. Поэтому, на наш взгляд, предпринимаемые отдельными

исследователями попытки подменить понятие «жизненные стратегии» понятием «жизненные перспективы» не имеют под собой основания. Также нельзя согласиться и со следующим определением понятия «жизненной перспективы»: «Под перспективой

жизни понимается система ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной» . Приведенное определение ближе к определению понятия «жизненные стратегии», хотя и не раскрывает его полностью. Жизненные перспективы - это стартовая площадка, которая обусловливает проектирование стратегий и

включенных в них механизмов реализации.

Жизненные стратегии непременно содержат в себе жизненные цели. Социологическое определение термина «жизненные цели» отсутствует. Слово «цель» не носит конкретного наполнения, а обозначает то, к чему следует стремиться, или то, что надо осуществить. Жизненные цели могут быть кратковременными и

перспективными, определенными или абстрактными. К кратковременным и определенным жизненным целям можно отнести, например, окончание вуза; к перспективным и абстрактным - быть счастливым.

Жизненные цели являются идеальной и в определенной степени

редуцированной формой выражения смысла жизни или его достижения.

В научной литературе жизненные цели чаще всего рассматриваются как основные ориентиры на жизненном пути или на отдельных его этапах. Признавая верность этого определения, можно отметить тождественность в

определенных случаях понятий «жизненные цели» и «жизненные

ориентиры».

Однако категории «жизненные цели» и «жизненные ориентиры» не дают представления о способах и методах их достижения. Это ограничивает возможность использования данных категорий для экспликации картины будущего, представляемой современной российской молодежью.

Близкими по своему смыслу являются концепты «жизненные стратегии» и «жизненное ориентирование». Это

приводит в научной литературе к разной трактовке их соотношения. Например, известный российский психолог К. А. Абульханова-Славская считает

жизнеориентирование одним из трех признаков стратегии жизни; а отечественный философ Ю. М. Резник, наоборот, репрезентирует жизненные стратегии как особый класс более широкой системы жизненного ориентирования. Нам ближе первая точка зрения.

В отличие от ранее рассматриваемых категорий, в категорию «жизненный

успех» определенным образом включаются как жизненные цели, так и способы их достижения. Под жизненным успехом можно понимать реализацию целей, поставленных человеком на основе его собственной самооценки, включающей в себя результаты своих усилий, культурные стандарты и социальное сравнение с достижениями других людей.

противоречивый феномен, который в последнее время в России находится в центре внимания. В исследованиях по данной проблеме, во-первых, отмечаются противоречия

субъективного и объективного в успехе.

С одной стороны, успех субъективен, так как соотносится с личностными критериями успешности-неуспешности, с индивидуализацией своей личности в социальной среде. С другой стороны, успех объективен, так как обусловлен социальными стереотипами успешности, стремлением не быть изолированным от окружения, стремлением быть

признанным в социальной группе, самоутвердиться в ней. Во-вторых, жизненный успех, с одной стороны, является результатом

жизнедеятельности личности,

выстроенной в логике последовательных достижений; с другой стороны, отправным пунктом, целью,

направляющей личность на ее жизненном пути. В-третьих, существует противоречие между жизненными

притязаниями и реальными

возможностями для их реализации. Это обусловлено, с одной стороны, нестабильностью социальной среды, с другой - неготовностью, неумением личности к проектированию своей жизни .

Понятие жизненного успеха зачастую имеет коннотацию - достижение одной цели. Этот дополнительный смысл в определенной степени сужает

возможность использования данной категории при исследовании

представлений молодежи о ее будущем и поэтому, на наш взгляд, менее

предпочтителен, чем концепт

«жизненные стратегии».

Нацеленность на будущее

репрезентируется и в понятии

«жизненные планы». Жизненные планы

Это способы символического конструирования жизни, которые

определяются жизненной позицией и жизненными целями личности.

Жизненные планы отражают усилия личности, направленные на сознательное изменение ею своей будущей жизни в данной социокультурной ситуации.

В жизненных планах аккумулируются представления о будущей жизни во всех ее сферах: общественной и личной. Жизненные планы особенно большую роль играют для подрастающего поколения, для которого они имеют

двоякую ценность. Так, Л. С. Выготский считал, что роль целевой регуляции, включающей отдаленные жизненные планы, в общем контексте развития личности заключается, во-первых, в том, что жизненный план как определенная система приспособления к окружающей действительности впервые осознается человеком в подростковом возрасте, а во-вторых, в том, что этот план является внешним коррелятом сложнейшего процесса овладения ребенком своим внутренним миром, оформления его личности и мировоззрения .

Жизненные планы, на наш взгляд, по сути совпадают с жизненными стратегиями и представляют собой проектирование жизни. Однако по своей этимологии слово «стратегия» в отличие от слова «план» имеет коннотацию изменения, динамики, что особенно важно при рассмотрении взглядов молодежи на свое будущее.

В отечественной науке наиболее признанным в настоящее время является понятие жизненных стратегий, данное К.

А. Абульхановой-Славской. С ее точки зрения, стратегия жизни (такой термин ею употребляется для обозначения жизненных стратегий) -

принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию . К. А.

Абульханова-Славская считает, что стратегия жизни человека имеет три основных признака. Первый признак стратегии жизни - выбор основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинение этих этапов. То есть стратегия возникает сначала как замысел жизни, как ее смысл, идеальный план, затем требует реализации на практике.

Второй признак стратегии жизни -это решение противоречий жизни между тем, что хочет человек, и тем, что предлагает ему жизнь; достижение человеком своих жизненных целей и планов. Жизненная задача человека не только в том, чтобы выбрать, где

применить свои силы, как проявить себя. Он должен решать возникающие противоречия, определять пути самореализации, создавая для этого условия, которых нет в наличии.

Третий признак стратегии жизни состоит в творчестве, в созидании ценности своей жизни, в соединении своих потребностей со своей жизнью в виде ее особых ценностей. Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком.

То есть в качестве основных признаков жизненных стратегий К. А. Абульханова-Славская репрезентирует жизнеориентирование, жизнестроительство и жизнетворчество .

К. А. Абульханова-Славская считает, что само наличие жизненной стратегии личности является свидетельством ее социально-психологической зрелости, ее способности решать жизненные противоречия. «Последняя проявляется в умении соединять свои индивидуальные возможности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность

осуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию» .

Разработки К. А. Абульхановой-Славской имеют большую ценность для анализа жизненных стратегий молодежи, однако выполненные полностью в рамках психологической парадигмы, они не являются достаточными для социологических исследований.

Значительный вклад в разработку проблемы жизненных стратегий в поле социологических исследований внес Ю. М. Резник, который в соавторстве с Т. Е. Резник, Л. Г. Костюченко, Е. А. Смирновым опубликовал ряд работ, посвященных данной теме . Ю. М. Резник и его соавторы прежде всего рассматривают жизненные стратегии «как символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за

пределы сознания идеальные

образования, реализующиеся в поведении человека его ориентиры и приоритеты» . Ими

разделяются понятия жизненных стратегий и стратегического поведения, которое представляет, с их точки зрения, внешнюю, предметно-чувственную форму жизненной стратегии. По мнению Ю. М. Резник, в социологическом понимании жизненные стратегии «есть динамическая саморегулирующая

система социокультурных

представлений личности о собственной жизни, ориентирующая и направляющая ее поведение в течение длительного времени. Она предполагает определение или принятие наиболее значимых ориентиров и приоритетов на долговременную перспективу» .

К изучению жизненных стратегий Ю. М. Резник применяет

институциональный подход и системный анализ. Исходя из институционального подхода, жизненные стратегии он предлагает рассматривать как социально обусловленную систему ориентирования личности на долговременную перспективу.

При использовании системного подхода Ю. М. Резник рассматривает жизненные стратегии как важнейший компонент системы жизненного ориентирования личности. Им выделяются основные признаки жизненных стратегий, которые он определяет в виде надситуативных, интегративных, долговременных и перспективных ориентаций личности. Жизненные стратегии, с точки зрения Ю. М. Резника, определяют личное, социальное и культурное будущее личности.

В работе Ю. М. Резника и Е. А. Смирнова «Жизненные стратегии личности (Опыт комплексного анализа)» в анализе стратегий жизни на первый план выступает сознательный аспект. Жизненные стратегии, по мнению авторов, есть «способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем

поэтапного формирования ее будущего» .

Иной взгляд на жизненные стратегии высказывает Г. В. Иванченко. Она считает достаточно дискуссионным вопрос о «весе» сознательного, рационального компонента в жизненной стратегии, который, с ее точки зрения, может быть минимальным . «Наличие жизненной стратегии, - пишет

В. Иванченко, - не предполагает

«автоматически» самостоятельности в построении своей жизни - ориентация на социальную поддержку, например, может минимизировать индивидуальные компоненты жизненной стратегии» . Г. В. Иванченко определяет жизненные стратегии как «обобщенные способы разрешения жизненных

ситуаций и выбора значимых альтернатив» .

Проблема жизненных стратегий решается Г. В. Иванченко через проблему самоопределения личности в сфере возможного. Жизненные стратегии представляются ею как

способы самоосуществления человека в разных сферах его жизни, являющиеся интегральной характеристикой

самоопределения личности .

Разработка анализа жизненных стратегий в переходный период, в условиях нестабильного общества связана прежде всего с работами Н. Ф. Наумовой. Ею было высказано мнение, что «наиболее перспективные подходы к исследованию переходного общества и формирующихся в нем жизненных стратегий связаны, во-первых, с

применением теории сложных, развивающихся систем, и, во-вторых, с анализом, обобщением того огромного первичного эмпирического материала,

который собран в рамках социологии катастроф, изучения социального стресса и экстремальных ситуаций, социальных проблем и кризисов» .

Н. Ф. Наумова с большой убедительностью показала, что в условиях нестабильного общества усиливается зависимость жизненной стратегии человека от его социального и индивидуального жизненного ресурса и,

прежде всего, социального статуса. Различия в социальных статусах влекут за собой различия в поведении в интервале от рациональности к иррациональности. Чем выше социальный статус, тем более рациональным оказывается поведение человека. Н. Ф. Наумова справедливо отмечает, что «элементом жизненной стратегии является не «уровень», а тип рациональности, то есть способ не только решения, но и постановки некоторой жизненной задачи, целеполагание, притязания, приоритеты, социальные средства и т.д.» .

Характеризуя переходное общество через ее другую особенность -нелинейность, Н. Ф. Наумова предлагает процесс формирования жизненных стратегий рассматривать с выделением в нем различных стадий. Основными же факторами, которые определяют переход от одной стадии к другой в условиях России 90-х годов XX века, она называет: фактор недоверия к власти; фактор изменения ценностных ориентаций; фактор восприимчивости к внешнемувлиянию.

Проведя анализ наиболее

разработанных концепций жизненных стратегий человека и основываясь на теориях личности и социализации личности, мы предлагаем следующее определение жизненных стратегий: жизненные стратегии - это идеальная модель, формирующаяся в сознании индивида, представляющая собой систему целей и задач человека во всех сферах его жизнедеятельности, а также способов их достижения и репрезентирующая смысл его жизни. Основными характеристиками

жизненных стратегий личности являются их динамичность и интегральность.

Каждый индивид самостоятельно, осознанно или бессознательно формирует свою жизненную стратегию, в которой находят отражение как сама личность индивида, так и все аспекты социокультурной реальности, его окружающей. Поэтому жизненные стратегии сугубо индивидуальны. Однако на основе определенных критериев

возможна типология жизненных

стратегий.

Одной из наиболее известных

типологий жизненных стратегий является типология Ю. М. Резника. Им предложены три основных типа жизненных стратегий личности: стратегия жизненного благополучия,

стратегия жизненного успеха, стратегия жизненной самореализации. В основе

данной типологии используется

комплексный критерий, отражающий характер социальной активности

личности .

А. Ю. Согомонов определяет иные типы жизненных стратегий

(биографических проектов), которые соответствуют двум культурно-

цивилизацион-ным традициям -стратегия (культура) достижительской выделенности и достижительской не-выделенности . Первый тип -достижительской выделенности -«мотивирует человека на жизненные успехи, поощряет его желание самоидентификации через свои персональные достижения, через тот комплекс индивидуальных свойств,

которые расцениваются его социальным окружением как «успешные»... Второй тип - достижительской невыделенное™ -предполагает, «в принципе не

препятствуя естественным

социокультурным потребностям человека

в «узнаваемости» ., напротив, проявляет скрытую... тенденцию к всевозможным формам культурной репрессии индивидуальных успехов.» .

Нами предлагается своя типология жизненных стратегий, которая исходит из критерия главной цели. Исходя из этого критерия, жизненные стратегии можно разделить на три большие группы: целерациональные,

ценностнорациональные и

традиционные.

Целерационалъные стратегии

предполагают ориентацию на какую-либо определенную цель: материальное благополучие, профессиональная

карьера и т.п. Ценностнорационалъные ориентированы прежде всего на определенные ценности: семейные,

религиозные, нравственные и т.д. Традиционные стратегии - это не вполне осознанные стратегии, стратегии по принципу «живу как живу» и/или «все так живут».

Таким образом, жизненные стратегии можно рассматривать как идеальную модель, формирующуюся в сознании индивида, представляющую собой систему целей и задач человека во всех сферах его жизнедеятельности, а также способов их достижения и репрезентирующую смысл его жизни

Примечания

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 2. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М. : Изд-во «Лабиринт», 1999. 3. Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М. : ПЕРСЭ, СПб. : ИМАТОН-М, 2000. 4. Иванченко Г. В. Самоопределение личности как открытый проект // Человек. 2005. № 3. 5. Иванченко Г. В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора // Мир России. 2005. № 2. 6. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003. 7. Магун В. С., Энговатов М. В. Межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985-2001 гг. // Отцы и дети: поколенческий анализ современной России / Сост. Ю. Левада, Т. Шанин. М. : Новое литературное обозрение, 2005. 8. Наумова Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 2. 9. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995. 10. Резник Ю. М.,

Общественные и гуманитарные науки

Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (Опыт комплексного анализа). М., 2002. 11. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. № 5. 12. Сборник научных трудов СевероКавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». 2005. № 2(14). 13. Согомонов А. Ю. Генеалогия Успеха и Неудач. М. : ООО «Солтэкс» при участии ООО «Невский простор», 2005. 14. Чудновский В. Э. Психологическая составляющая оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. 2003. № 3.

Прочитано: 768

Выживание заложено в нас генетически. Об этом позаботилась эволюция. Неприспособленные к выживанию особи вымирали, остальные – развивались и шли вперед. Постепенно человечество выработало 4 жизненные стратегии, о которых сегодня особенно интересно рассказывает Радислав Гандапас. По его лекциям сделана данная статья, в которой перечислены основные стратегии и названа лучшая стратегия в жизни.

Основные стратегии жизни

Человечество выживало, приспосабливаясь. Решая вопросы рисков и ресурсов. При этом под термином:

  • риск – понимались все действия, чтобы выжить, прожить максимально долго и оставить после себя потомство;
  • ресурс – все базовые потребности человека (вспоминаем пирамиду Маслоу).

Если ресурсы и риски разложить по двоичной системе координат, то получится вот такая матрица. В ней есть четыре сектора, каждый из которых – своя программа стратегии жизни.

Интересно, что и сегодня мы живем по тем же стратегиям, что и предки, но используем их не для выживания, а для достижения повседневных и значительных успехов. Под рисками понимаем усилия, вложения, эмоциональные или финансовые траты; под ресурсами – материальные и культурные блага и прочие прелести повседневности.

Итак, предлагаю углубиться в матрицу и узнать, какие стратегии управляют нашими результатами.

Формирование стратегии в жизни

Каждая стратегия «имеет место быть». Варианты не хороши и не плохи. Они просто есть. По ним живут – причем неплохо, достигают поставленных целей, развиваются и радуются жизни.

  • «Аутсайдер». У данного термина будет немного вольная трактовка, так как в стратегиях жизни аутсайдерской можно назвать позицию «самообмана». Человек не может иметь то, что он реально хочет, поэтому убеждает себя, что это излишества, туфта, «переплата за бренды». Короче, довольствуется малым и счастлив. Его риски и ресурсы идут по нижним границам – этакое комфортное болото бытия. Зато напрягаться не нужно.

  • «Герой». Уникальная каста людей, которые рискуют чрезмерно – непропорционально получаемым за это ресурсам. Это все испытатели, военные, силовики, а также работники социальной сферы, где вложения превышают отдачу. В том числе и материальную.

  • «Лидер». Данная категория ради достижения ресурсов готова рисковать, и часто это приносит успех. Лидерскую позицию занимают все бизнесмены и фрилансеры, так как их результат напрямую зависит от приложенных усилий.

Какая стратегия жизни лучшая? Очень просто: при которой жить комфортно по всем параметрам – не страдает самооценка, присутствует позитив, устраивает все и по большинству критериев.

Если заменить «риски» на «напряги» (как сильно мы готовы напрягаться для достижения целей), а «ресурсы» на «ништяки» (какой объем благ, ценностей нам хочется иметь), то матрица стратегии жизненной легко превращается в матрицу личного успеха.

Возможна ли стратегия новой жизни

На самом деле это самый интересный вопрос: можно ли перемещаться между секторами. Смену стратегии у взрослеющего ребенка в расчет не берем.

В принципе это возможно. Но надо понимать, что умение/желание рисковать и стремление к большему часто заложено в нас, если не генетически, то воспитанием. Для перехода на новый уровень нужно:

  • сломать сформированные стереотипы;
  • повысить собственные амбиции;
  • понять цель движения вперед;
  • разработать собственную стратегию развития;
  • выйти из «зоны комфорта».

Отлично помогают в этом инструменты тайм-менеджмента, понимание процессов работы мозга, различные лайф-хаки. Косвенными регуляторами становятся упражнения и практики, так как они помогают ощутить то, чего еще не было и напитаться уверенностью.

Вывод: смена жизненной стратегии возможна, но этого надо действительно захотеть.

Есть Я-сегодня, и будет Я-завтра. И когда наступит завтра, Я буду себе так благодарен(а) за то, что сделал(а) вчера, ну т.е. сегодня прямо сейчас - помыла посуду вечером перед сном, или выучила уроки перед контрольной, или продержался день без обеда и ужина, или позвонил в ООО "Ромашка" Петру Петровичу ну и т.д.). Это очень хорошая мотивация, которая помогает сделать сегодня то, что очень хочется отложить на завтра. Этот принцип жизни помогает не откладывать дела на потом.

Да-да, сегодня надо заставить себя сделать, и да-да, это и правда нелегко. Зато завтра-завтра будет триумф вашей славы, предвкушайте это выполняя то что надо сделать, но не хочется (то что наступит завтра - сомнений нет, ведь так? ;0)

"Ключевые частности для победы"

Ключевая частность это то, без чего не победить, если даже сделать все остальное, и наоборот иногда делать всего не надо, достаточно только "Ключевой частности для победы" .

"Сила в безразличии к препятствиям"

Представьте себе ракету, и не просто ракету, а баллистическую ракету, т.е. ракету в которую поместили координаты цели, карту местности и маршрут до нее.

И вот ракета полетела. На пути к цели ей встречаются препятствия, которые отмечены в ее маршрутной карте и она их просто огибает по изначально заданной траектории. Но есть еще и препятствия, которые не отмечены на карте, например пролетающая птица.

Электроника ракеты видит неопознанный предмет, закладывает маневр уклонения, огибает птицу и возвращаемся на прежний маршрут, продолжая полет к цели. Ракете все равно, что это было за препятствие, ей все равно какие еще будут на ее пути препятствия, она их просто огибает. Она их обогнет для того, чтобы долететь и уничтожить цель.

У ракеты есть миссия - уничтожить цель, все остальное помехи, которые нужно просто обогнуть, чтобы выполнить миссию.

Безразличие к препятствиям означает, что не важно какие препятствия встречаются по пути, их нужно просто обогнуть и исполнить миссию - достичь цели. Принцип жизни Сила в безразличии к препятствиям хорошо работает при выполнении запланированных дел и реализации планов.

"Сила в безразличии к «длинному» результату"

Представьте себе бочку, которую нужно наполнить водой. У вас есть ведро, и вы знаете, что бочка это 100 ведер воды. Наполнить бочку водой это «длинный» результат, а 100 ведер это 100 шагов к этому длинному результату.

Забудьте о длинном результате, сосредоточьтесь на результатах конкретных шагов.

Если каждый раз вы будите приносить ведро с водой (тут важно следить за качеством результата шага «приносить ведро с водой»), то бочка будет наполнена через 100 ведер.

Качество результата шага «приносить ведро с водой» состоит из:
- ведро с водой, в котором воды по вот это деление т.е. полное ведро воды
- вся вода из ведра вылета в боку.

Если каждый раз вы будите приносить ведро с водой и следить за качеством результата шага «приносить ведро с водой», то длинный результат «наполнить бочку водой» будет выполнен автоматически при достижении 100 ведер воды.

По дороге к «длинному результату», делая конкретные шаги, нужно время от времени сверяться с качеством длинного, наполняется ли бочка водой все ли ОК, но делать это по ходу дела, и основной фокус внимания на ведрах с водой. Этот принцип жизни помогает там, где длинный результат очень далеко, чтобы не потеряться за ежедневной рутиной в пути к цели, а достичь ее и сделать это качественно.

Если постоянно думать о длинном результате, не уделяя должного внимания конкретным шагам, то ведра будут например одно полное, другое на половину, третье на три четверти, и т.д., то результат "наполнить бочку водой" через 100 ведер не будет достигнут, так как не хватит еще нескольких ведер.

"Ошибка есть часть победы, если извечен урок"

От того, какие вопросы вы задаете себе зависят ваши дальнейшие действия и результат этих дальнейших действий. Это как камень на распутье двух дорог налево пойдешь будет "то", на право будет "сё", а решить куда идти надо прям сейчас.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? - Чашка разбилась. (то что есть, т.е. сам факт без оценки)

КАКАЯ ВЫГОДА КАКИЕ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ? - Теперь можно купить новую чашку.
(надо найти выгоду в этой ситуации и в любой другой. Выгода от ситуации какая бы ситуация не была всё равно есть. Выгода от этой ситуации - можно купить новую, та была уже старая и надоела)

КАК СДЕЛАТЬ ПО-ДРУГОМУ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ? - В следующий раз быть аккуратнее и чашку ставить дальше от края стола.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
КАКАЯ ВЫГОДА КАКИЕ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ?
КАК СДЕЛАТЬ ПО-ДРУГОМУ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ?
Эта цепочка вопросов это как раз тот камень на распутье к неудаче или к успеху, и задавая эти вопросы с каждой критической ситуацией ваша сила будет увеличиваться, ошибка будет перерабатываться в новую возможность в еще одни шаг вперед к победе

"Упаковывай свой поступок"

Во всем, что нас окружает есть форма (то что снаружи), и есть содержание (то что внутри), и это так же верно и в отношении поступков. Когда мы совершаем какой-то поступок, мы добиваемся какого-то нужного нам результата.

Совершая поступок помните, что все мы живем в социуме среди людей, и любой ваш поступок будет обязательно оценен другими, хотим мы этого или нет. Для того, чтобы добиться результата и при этом получить «5 баллов» от окружающих вас людей, то есть оставить о себе хорошее впечатление, сохранить отношения - нужно своему поступку придать ту форму, которая будет воспринята с одобрением. Упаковывай свой поступок - это одна из древних китайских мудростей, которая с успехом применяется и в наши дни в политике, на работе и в быту.

Люди могут забыть, что конкретно Вы сказали, люди могут забыть что Вы сделали, но они точно никогда не забудут, что Вы заставили их почувствовать при этом. Поэтому упаковывайте свои поступки в ту упаковку, которая понравиться окружающим (форма), а делайте то, что приведет Вас к результату (содержание).

"16 правил успеха в жизни от Боба Парсонса"

Когда мы находимся в своей зоне комфорта, не происходит ничего, что имело бы значение. Люди часто говорят: «Мне важна стабильность». Мой ответ на это прост: «Стабильность для мертвецов».

    • 2. Никогда не сдавайтесь.

С первой попытки почти никогда и ничего не получается. Если то, что вы делаете, не работает, это не значит, что так будет и дальше. Это значит всего лишь то, что вы выбрали неправильный подход. Если бы это было просто, этим бы занимались абсолютно все, и у вас не было бы шанса отличиться.

    • 3. Если вы готовы сдаться, значит вы куда ближе к успеху, чем предполагаете.

Есть старая китайская поговорка, которую я просто обожаю. Вот она: «Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы».

    • 4. Что касается всех тех вещей, которые вас беспокоят.

Заранее смиритесь с худшим, что может произойти, причём постарайтесь в подробностях понять, как именно это худшее может выглядеть.

«Самые плохие» последствия едва ли бывают хуже последствий «неопределенных». Когда я из кожи вон лез, пытаясь запустить Parsons Technology, мой отец мне частенько говорил: «Роберт, если у тебя ничего не получится, тебя за это никто не съест».

    • 5. Сконцентрируйтесь на ваших желаниях.

Запомните эту старую поговорку: «Мысли материальны».

    • 6. Берите на себя ровно столько работы, сколько можете сделать за один день.

Неважно, насколько сложна ситуация, вы всё равно сможете из неё выкарабкаться, если не будете пытаться заглянуть слишком далеко в будущее и обратитесь к настоящему. Любую проблему можно решить, если заниматься ей ровно в том объеме, с которым можно справиться за день.

    • 7. Всегда двигайтесь вперёд.

Никогда не прекращайте развиваться. Никогда не прекращайте совершенствоваться. Никогда не прекращайте заниматься чем-нибудь новым. В тот момент, когда вы перестанете пытаться сделать своё дело лучше, оно начинает погибать. Поставьте себе цель становиться лучше каждый день, пусть даже в чем-то малом. Руководствуйтесь японской концепцией кайдзен: небольшие ежедневные улучшения в результате приводят к большому успеху.

    • 8. Принимайте решения быстро.

Любимая поговорка генерала Джорджа Паттона: «Молниеносно выполненный план сегодня в тысячу раз лучше идеального плана на завтра».

    • 9. Измеряйте всё, что для вас значимо.

Клянусь, это работает. Всё, что постоянно учитывается, измеряется и наблюдается, становится лучше.

    • 10. Все, что оставлено без присмотра, разрушается.

Если вы хотите отыскать еще неизвестные вам проблемы, тщательно присмотритесь к вещам, на которые давно не обращали внимания. Я вам гарантирую, что именно там и окажутся проблемы.

    • 11. Следите за своими конкурентами, но еще внимательнее следите за собственным делом.

Когда вы изучаете своих конкурентов, помните, что издалека всё кажется идеальным. Даже планета Земля, если достаточно далеко от неё отлететь, выглядит как мирное место.

    • 12. Никогда и никому не давайте себя запугать.

В нашем правовом обществе, в условиях равенства, у вас столько же прав заниматься своим делом, сколько и у всех остальных — при условии, конечно, что ваше дело не противозаконно.

    • 13. Не ждите от жизни справедливости.

Жизнь несправедлива. Поблажки будут, только если вы сами себе их устроите. Вы достигнете цели только тогда, когда перестанете размышлять о справедливости.

    • 14. Решайте сами свои проблемы.

Как только вы сможете сами находить ответы на свои вопросы, вы станете конкурентоспособны. Масура Ибука, один из основателей Sony, сформулировал это правило наилучшим образом: «Вы никогда не добьётесь успеха в науке, бизнесе или чём-либо другом, если будете следовать за остальными». Есть еще старая восточная пословица, которую я часто вспоминаю по этому поводу. Вот она: «Мудрый человек — сам себе советник».

    • 15. Не судите себя слишком строго.

Расслабьтесь. Довольно часто (как минимум в половине случаев) своим успехом мы обязаны чистому везению. Никто из нас не управляет своей жизнью в той мере, в какой нам кажется.

    • 16. Всегда есть повод улыбаться.

Найдите этот повод. В конце концов, вы уже везунчик, раз вы живы. Жизнь коротка. Я всё больше и больше согласен со своим младшим братом. Он всегда напоминает мне: «Важно прожить жизнь не долго, а весело».

"Сила Духа есть Ключ к победе"

[материал готовиться к публикации]

"Каждый человек есть боевое заряженное оружие."

Каждый человек вокруг тебя есть боевое заряженное оружие. Будь деликатен и говори с уважением. Например, хрупкая женщина, которая оказалась рядом с вами в вагоне метро носит с собой вязальные спицы, потому что у нее такое хобби - вяжет свитер по дороге домой. Сегодня у нее критические дни и жуткое настроение. Кто-то кого-то случайно толкнул. Простая словестная перебранка может закончиться очень плачевно, потому как спица рядом, настроение плохое, а критические дни не дадут подумать что она делает направляя спицу в какого-то неприятного ей "мужика" или "бабу". Сил на это у нее точно хватит, времени 0,1 секунда, а последствия могут быть летальными.

Еще пример: профессор института, которого обозвали в маршрутке козлом (возможно) из вежливости просто промолчит, ит-шник (возможно) огрызнётся в ответ, водитель дорожного катка (возможно) полезет с кулаками, а тот кто отсидел в местах не столь отдаленных (возможно) достанет нож. Кто перед вами профессор, ит-ник, водитель или уголовник - от этот в следующую секунду будет зависеть как будут разворачиваться события.

Поэтому самое простое придерживаться правила говорить уважительно и деликатно с каждым, и учитывать, что каждый незнакомый человек может сам по себе быть боевым заряженным оружием. Этот принцип жизни для личной безопасности.

Говорите и думайте хорошими для жизни фразами и словами
Как избавиться от чувства вины - это проще, чем может показаться
Применяйте одновременно c 21 эксперимент

Для чего необходима обычному человеку?

Что она даст вам и как она может изменить вашу жизнь, если вы будете использовать принципы стратегии жизни?

Личная эффективность и успешность жизни основывается на жизненной стратегии.

Только тот человек, у которого есть – путь, по которому он идет, может считаться человеком успешным и только он может быть эффективным.

Личная эффективность

Но прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, что такое личная эффективность.

Личная эффективность – это те навыки, знания, способности, которые ведут к максимальному развитию потенциала человека и реализации его истинных жизненных целей.

И для этого обязательно необходима карта, по которой вы будете идти потом, чтобы реализоваться.

Эта карта и называется стратегией жизни.

Представьте себе ящик с деревянными шарами. Если мы положим в этот шар железный шар и закроем его, а затем откроем, то ничего не измениться. Если мы снова закроем этот ящик и хорошенько потрясем, то железный шар окажется внизу этого ящика, потому что у него есть свой путь и каждое изменение окружающей среды он использует для того, чтобы продвинуться по нему.

Также человек, у которого есть стратегия жизни, любые изменения окружающего мира: будь то положительные или негативные, неважно, использует для продвижения к своим целям. Чтобы не случилось, какие бы беды и невзгоды не произошли бы в жизни, искушения или позитивные события, человек, имеющий свою стратегию жизни, использует это всегда в свою пользу.

Представьте себе человека в переполненном автобусе, которому пора выходить, он использует каждую кочку, торможение или другие раскачивания, для того чтобы как можно быстрее приблизиться к выходу. У него есть свой путь, он знает куда идет.

А что управляет вашей жизнью?

Как вы реагируете на то, что происходит в вашей жизни? Всегда ли ваши реакции и действия продвигают вас вперед, также как человека в переполненном автобусе.

Постарайтесь хотя бы вспомнить вчерашний день.

Чем вы руководствуетесь в своих обычных делах в течение дня? Думаете ли вы о своих глобальных целях?

Оценивая сейчас вчерашний день, чтобы вы могли сделать по-другому в течении дня, чтобы день был более эффективным для вас?

Если вы за день приблизились к своим глобальным целям, и если эти цели действительно ваши, то и удовлетворение от этого дня вы получаете намного больше.

Следовать своим истинным целям – это наиболее положительный способ проживать каждый день как невероятное приключение.

И стратегия жизни по сути – это карта вот этого приключения жизни.

Что значит иметь стратегию жизни?

Иметь стратегию жизни – это означает принимать мир таким, каков он есть, со всеми его недостатками и сложностями, но при этом — также со всеми его ресурсами, возможностями, которые он дает. Принимать то, что окружающий мир и другие люди вам ничего не должны. И одновременно с этим окружающий мир дает вам все ресурсы и возможности для достижения ваших целей.

Да! Все что вам необходимо для достижения ваших целей у вас уже есть. Вопрос в том, видите ли вы это и принимаете ли вы на себя ответственность за свою жизнь?

Принимать мир таким, каков он есть означает брать ответственность на себя за вашу жизнь и все, что в ней происходит.

И когда вы принимаете ответственность за свою жизнь, вы начинаете управлять своей жизнью. Только с этого момента. А управляя своей жизнью, вы уже начинаете изменять мир вокруг себя. И вот с этого момента человек, имеющий стратегию жизни, начинает управлять миром вокруг себя. Мир начинает меняться в соответствии с картой приключений вашей жизни. Необходимые вам ресурсы как — будто сами появляются на вашем пути. Хотя, конечно, ничего в этом сверх естественного нет, вы просто раньше их не видели, не обращали внимание, потому что это было неважно, потому что фильтр вашего восприятия был бессознательно настроен как-то по-другому.

В первом приближении, конечно, у вас сразу не получится идеальная картина, идеальная стратегия, включающая ваши реальные истинные цели.

Чтобы до этого дойти нужно разобрать ваши желания и цели нижних уровней.

Структура ваших целей


На первом уровне у нас находятся наши страхи, тревоги, то, что заполняет обычную жизнь 95% населения, то, чем обычно руководствуются обычные люди.

Если вы хотите достигать того, что и все, то можете оставаться и дальше на этом уровне. Для того, чтобы продвинуться дальше, необходимо решить проблемы этого уровня и подняться на следующий.

На следующем уровне находятся разные нереализованные желания из прошлого.

Пока вы их не закроете, пока вы не исполните то, чего вы когда-то хотели, но так и не получили, вы не увидите того, что находится выше.

А выше находится уровень, который также необходимо пройти, уровень навязанных целей. Того, что вы принимаете как бы своим, но которое, по большому счету, не является вашим. Это то, что дается вам социумом.

Ну, например, то, что у человека должна быть большая машина, квартира и т.д. Совсем не обязательно, что вам это действительно необходимо. Но пока вы не осознаете для себя, что вам действительно необходимо, вы будете жить в рамках этих навязанных внешних желаний.

Когда же вы решите и дойдете до своих реальных целей – за этим за всем кроется нечто большее, то, что мы называем миссией или предназначением в жизни человека.

Верно выстроенная стратегия жизни всегда основывается на изменении мира к лучшему. И чтобы к ней прийти нужна долгая и упорная работа, поэтому очень мало кто доходит до этого. Но это дает свои плоды.

Когда стратегия жизни выстроена…

Когда вы сформируете свою стратегию жизни, вы получите огромные ресурсы энергии.

Каждый день вы будете просыпаться в отличном настроении и в предвкушении новых побед.

Каждое ваше действие будет подчинено вашим целям и будет продвигать вас к еще большей эффективности и успеху в жизни. Окружающий мир всегда будет благоволить вам. И вы всегда будете получать то, чего вы хотите, будете чувствовать себя полным сил, проживая максимально эффективно каждый момент своей жизни. И естественно, что за вами будут тянутся люди и будут помогать вам в продвижении к вашим целям, для того, чтобы самим прикоснуться к этому источнику энергии, которая идет из вас.

О том, как составить стратегию эффективной жизни вы узнаете в статье «Как сформировать стратегию жизни?»

© «Элатриум» — пространство гармонии и процветания.

Статья «Что такое стратегия эффективной жизни? » подготовлена специально для

Копирование статьи (частично или целиком) возможно лишь с указанием ссылки на источник и с сохранением целостности текста.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса