Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Жизнь и карьера: стратегическое управление. Исследование жизненных стратегий в отечественной и зарубежной литературе

Есть Я-сегодня, и будет Я-завтра. И когда наступит завтра, Я буду себе так благодарен(а) за то, что сделал(а) вчера, ну т.е. сегодня прямо сейчас - помыла посуду вечером перед сном, или выучила уроки перед контрольной, или продержался день без обеда и ужина, или позвонил в ООО "Ромашка" Петру Петровичу ну и т.д.). Это очень хорошая мотивация, которая помогает сделать сегодня то, что очень хочется отложить на завтра. Этот принцип жизни помогает не откладывать дела на потом.

Да-да, сегодня надо заставить себя сделать, и да-да, это и правда нелегко. Зато завтра-завтра будет триумф вашей славы, предвкушайте это выполняя то что надо сделать, но не хочется (то что наступит завтра - сомнений нет, ведь так? ;0)

"Ключевые частности для победы"

Ключевая частность это то, без чего не победить, если даже сделать все остальное, и наоборот иногда делать всего не надо, достаточно только "Ключевой частности для победы" .

"Сила в безразличии к препятствиям"

Представьте себе ракету, и не просто ракету, а баллистическую ракету, т.е. ракету в которую поместили координаты цели, карту местности и маршрут до нее.

И вот ракета полетела. На пути к цели ей встречаются препятствия, которые отмечены в ее маршрутной карте и она их просто огибает по изначально заданной траектории. Но есть еще и препятствия, которые не отмечены на карте, например пролетающая птица.

Электроника ракеты видит неопознанный предмет, закладывает маневр уклонения, огибает птицу и возвращаемся на прежний маршрут, продолжая полет к цели. Ракете все равно, что это было за препятствие, ей все равно какие еще будут на ее пути препятствия, она их просто огибает. Она их обогнет для того, чтобы долететь и уничтожить цель.

У ракеты есть миссия - уничтожить цель, все остальное помехи, которые нужно просто обогнуть, чтобы выполнить миссию.

Безразличие к препятствиям означает, что не важно какие препятствия встречаются по пути, их нужно просто обогнуть и исполнить миссию - достичь цели. Принцип жизни Сила в безразличии к препятствиям хорошо работает при выполнении запланированных дел и реализации планов.

"Сила в безразличии к «длинному» результату"

Представьте себе бочку, которую нужно наполнить водой. У вас есть ведро, и вы знаете, что бочка это 100 ведер воды. Наполнить бочку водой это «длинный» результат, а 100 ведер это 100 шагов к этому длинному результату.

Забудьте о длинном результате, сосредоточьтесь на результатах конкретных шагов.

Если каждый раз вы будите приносить ведро с водой (тут важно следить за качеством результата шага «приносить ведро с водой»), то бочка будет наполнена через 100 ведер.

Качество результата шага «приносить ведро с водой» состоит из:
- ведро с водой, в котором воды по вот это деление т.е. полное ведро воды
- вся вода из ведра вылета в боку.

Если каждый раз вы будите приносить ведро с водой и следить за качеством результата шага «приносить ведро с водой», то длинный результат «наполнить бочку водой» будет выполнен автоматически при достижении 100 ведер воды.

По дороге к «длинному результату», делая конкретные шаги, нужно время от времени сверяться с качеством длинного, наполняется ли бочка водой все ли ОК, но делать это по ходу дела, и основной фокус внимания на ведрах с водой. Этот принцип жизни помогает там, где длинный результат очень далеко, чтобы не потеряться за ежедневной рутиной в пути к цели, а достичь ее и сделать это качественно.

Если постоянно думать о длинном результате, не уделяя должного внимания конкретным шагам, то ведра будут например одно полное, другое на половину, третье на три четверти, и т.д., то результат "наполнить бочку водой" через 100 ведер не будет достигнут, так как не хватит еще нескольких ведер.

"Ошибка есть часть победы, если извечен урок"

От того, какие вопросы вы задаете себе зависят ваши дальнейшие действия и результат этих дальнейших действий. Это как камень на распутье двух дорог налево пойдешь будет "то", на право будет "сё", а решить куда идти надо прям сейчас.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? - Чашка разбилась. (то что есть, т.е. сам факт без оценки)

КАКАЯ ВЫГОДА КАКИЕ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ? - Теперь можно купить новую чашку.
(надо найти выгоду в этой ситуации и в любой другой. Выгода от ситуации какая бы ситуация не была всё равно есть. Выгода от этой ситуации - можно купить новую, та была уже старая и надоела)

КАК СДЕЛАТЬ ПО-ДРУГОМУ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ? - В следующий раз быть аккуратнее и чашку ставить дальше от края стола.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
КАКАЯ ВЫГОДА КАКИЕ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ?
КАК СДЕЛАТЬ ПО-ДРУГОМУ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ?
Эта цепочка вопросов это как раз тот камень на распутье к неудаче или к успеху, и задавая эти вопросы с каждой критической ситуацией ваша сила будет увеличиваться, ошибка будет перерабатываться в новую возможность в еще одни шаг вперед к победе

"Упаковывай свой поступок"

Во всем, что нас окружает есть форма (то что снаружи), и есть содержание (то что внутри), и это так же верно и в отношении поступков. Когда мы совершаем какой-то поступок, мы добиваемся какого-то нужного нам результата.

Совершая поступок помните, что все мы живем в социуме среди людей, и любой ваш поступок будет обязательно оценен другими, хотим мы этого или нет. Для того, чтобы добиться результата и при этом получить «5 баллов» от окружающих вас людей, то есть оставить о себе хорошее впечатление, сохранить отношения - нужно своему поступку придать ту форму, которая будет воспринята с одобрением. Упаковывай свой поступок - это одна из древних китайских мудростей, которая с успехом применяется и в наши дни в политике, на работе и в быту.

Люди могут забыть, что конкретно Вы сказали, люди могут забыть что Вы сделали, но они точно никогда не забудут, что Вы заставили их почувствовать при этом. Поэтому упаковывайте свои поступки в ту упаковку, которая понравиться окружающим (форма), а делайте то, что приведет Вас к результату (содержание).

"16 правил успеха в жизни от Боба Парсонса"

Когда мы находимся в своей зоне комфорта, не происходит ничего, что имело бы значение. Люди часто говорят: «Мне важна стабильность». Мой ответ на это прост: «Стабильность для мертвецов».

    • 2. Никогда не сдавайтесь.

С первой попытки почти никогда и ничего не получается. Если то, что вы делаете, не работает, это не значит, что так будет и дальше. Это значит всего лишь то, что вы выбрали неправильный подход. Если бы это было просто, этим бы занимались абсолютно все, и у вас не было бы шанса отличиться.

    • 3. Если вы готовы сдаться, значит вы куда ближе к успеху, чем предполагаете.

Есть старая китайская поговорка, которую я просто обожаю. Вот она: «Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы».

    • 4. Что касается всех тех вещей, которые вас беспокоят.

Заранее смиритесь с худшим, что может произойти, причём постарайтесь в подробностях понять, как именно это худшее может выглядеть.

«Самые плохие» последствия едва ли бывают хуже последствий «неопределенных». Когда я из кожи вон лез, пытаясь запустить Parsons Technology, мой отец мне частенько говорил: «Роберт, если у тебя ничего не получится, тебя за это никто не съест».

    • 5. Сконцентрируйтесь на ваших желаниях.

Запомните эту старую поговорку: «Мысли материальны».

    • 6. Берите на себя ровно столько работы, сколько можете сделать за один день.

Неважно, насколько сложна ситуация, вы всё равно сможете из неё выкарабкаться, если не будете пытаться заглянуть слишком далеко в будущее и обратитесь к настоящему. Любую проблему можно решить, если заниматься ей ровно в том объеме, с которым можно справиться за день.

    • 7. Всегда двигайтесь вперёд.

Никогда не прекращайте развиваться. Никогда не прекращайте совершенствоваться. Никогда не прекращайте заниматься чем-нибудь новым. В тот момент, когда вы перестанете пытаться сделать своё дело лучше, оно начинает погибать. Поставьте себе цель становиться лучше каждый день, пусть даже в чем-то малом. Руководствуйтесь японской концепцией кайдзен: небольшие ежедневные улучшения в результате приводят к большому успеху.

    • 8. Принимайте решения быстро.

Любимая поговорка генерала Джорджа Паттона: «Молниеносно выполненный план сегодня в тысячу раз лучше идеального плана на завтра».

    • 9. Измеряйте всё, что для вас значимо.

Клянусь, это работает. Всё, что постоянно учитывается, измеряется и наблюдается, становится лучше.

    • 10. Все, что оставлено без присмотра, разрушается.

Если вы хотите отыскать еще неизвестные вам проблемы, тщательно присмотритесь к вещам, на которые давно не обращали внимания. Я вам гарантирую, что именно там и окажутся проблемы.

    • 11. Следите за своими конкурентами, но еще внимательнее следите за собственным делом.

Когда вы изучаете своих конкурентов, помните, что издалека всё кажется идеальным. Даже планета Земля, если достаточно далеко от неё отлететь, выглядит как мирное место.

    • 12. Никогда и никому не давайте себя запугать.

В нашем правовом обществе, в условиях равенства, у вас столько же прав заниматься своим делом, сколько и у всех остальных — при условии, конечно, что ваше дело не противозаконно.

    • 13. Не ждите от жизни справедливости.

Жизнь несправедлива. Поблажки будут, только если вы сами себе их устроите. Вы достигнете цели только тогда, когда перестанете размышлять о справедливости.

    • 14. Решайте сами свои проблемы.

Как только вы сможете сами находить ответы на свои вопросы, вы станете конкурентоспособны. Масура Ибука, один из основателей Sony, сформулировал это правило наилучшим образом: «Вы никогда не добьётесь успеха в науке, бизнесе или чём-либо другом, если будете следовать за остальными». Есть еще старая восточная пословица, которую я часто вспоминаю по этому поводу. Вот она: «Мудрый человек — сам себе советник».

    • 15. Не судите себя слишком строго.

Расслабьтесь. Довольно часто (как минимум в половине случаев) своим успехом мы обязаны чистому везению. Никто из нас не управляет своей жизнью в той мере, в какой нам кажется.

    • 16. Всегда есть повод улыбаться.

Найдите этот повод. В конце концов, вы уже везунчик, раз вы живы. Жизнь коротка. Я всё больше и больше согласен со своим младшим братом. Он всегда напоминает мне: «Важно прожить жизнь не долго, а весело».

"Сила Духа есть Ключ к победе"

[материал готовиться к публикации]

"Каждый человек есть боевое заряженное оружие."

Каждый человек вокруг тебя есть боевое заряженное оружие. Будь деликатен и говори с уважением. Например, хрупкая женщина, которая оказалась рядом с вами в вагоне метро носит с собой вязальные спицы, потому что у нее такое хобби - вяжет свитер по дороге домой. Сегодня у нее критические дни и жуткое настроение. Кто-то кого-то случайно толкнул. Простая словестная перебранка может закончиться очень плачевно, потому как спица рядом, настроение плохое, а критические дни не дадут подумать что она делает направляя спицу в какого-то неприятного ей "мужика" или "бабу". Сил на это у нее точно хватит, времени 0,1 секунда, а последствия могут быть летальными.

Еще пример: профессор института, которого обозвали в маршрутке козлом (возможно) из вежливости просто промолчит, ит-шник (возможно) огрызнётся в ответ, водитель дорожного катка (возможно) полезет с кулаками, а тот кто отсидел в местах не столь отдаленных (возможно) достанет нож. Кто перед вами профессор, ит-ник, водитель или уголовник - от этот в следующую секунду будет зависеть как будут разворачиваться события.

Поэтому самое простое придерживаться правила говорить уважительно и деликатно с каждым, и учитывать, что каждый незнакомый человек может сам по себе быть боевым заряженным оружием. Этот принцип жизни для личной безопасности.

Говорите и думайте хорошими для жизни фразами и словами
Как избавиться от чувства вины - это проще, чем может показаться
Применяйте одновременно c 21 эксперимент

Основные типы жизненных стратегий в современном обществе : стратегии благополучия, успеха и самореализации.

Для более детального рассмотрения данного вопроса необходимо учесть социальное расслоение российского общества для выяснения того, что индивид, принадлежащий к определенному слою, какую имеет жизненную позицию.

Различают такие классы, как рабочий класс, крестьянство и буржуазия.

Буржуазия - это господствующий класс капи­талистического общества, владеющий средствами производства и эксплуатирующий наемный труд.

Рабочий класс - это наемные -работники, не имеющие средств производства и живущие за счет продажи рабо­чей силы, то есть своей способности к труду.

Рабочий класс является основной производитель­ной силой индустриального общества. В индустри­ально развитых государствах происходит изменение состава рабочего класса. В категорию работающих по найму в настоящее время кроме промышлен­ных и сельскохозяйственных рабочих включаются конторские и торговые служащие, работники сфе­ры услуг.

Крестьянство - класс, который имеет двой­ственную природу, так как совмещает функции хозяина и работника в одном лице.

Понятие «класс» активно используется в совре­менной науке. Вслед за К. Марксом (1818-1883) и М. Вебером (1864-1920) современные исследовате­ли рассматривают экономические признаки в ка­честве основных для выделения классов.

Традиционно сегодня выделяют такие классы, как: 1) высший класс, 2) средний класс, 3) рабочий класс, 4) крестьяне.

Высший класс представлен людьми, владеющи­ми собственностью или осуществляющими непос­редственный контроль за ее распоряжением, то есть имеются в виду крупные промышленники, финан­совые магнаты.

Средний класс - это служащие, так называемые «белые воротнички» и специалисты.

И наконец, рабочий класс - это люди, занятые преимущественно промышленным физическим тру­дом.

Маргиналы - это особая социальная группа. Маргинальность, если перевести с латыни, означа­ет «находящийся на краю». Примером маргиналов могут послужить бродяги. Как правило, маргиналы занимают пограничное, промежуточное положение по отношению к каким - либо социальным общностям, на­пример классовым, национальным, культурным. У маргиналов нарушается социальная регуляция поведения, их поведение становится асо­циальным.

В зависимости от принадлежности личности к различным социальным группам определяется, в основном социальный статус личности.

В рамках социологического знания огромное значе­ние имеет изучение положения личности в обществе, т. е. социального положения индивида. Это положение определяется понятием «социальный статус». Социальный статус включает в себя атрибутивные (принадлежность к коллективу, классу, социальной группе и пр.), функциональные, оценочные (престиж) и нормативные признаки. В этой связи поведение, поступки личности оцениваются другими в соответствии с социальным статусом.

Социальныесвязи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций (ролей, например, учитель, шофер, отец, дочь и т. п.), которые обозначают положение людей в социальной структуре общества. Под социальным статусом личности и понима­ют положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т. д. Иными словами, речь идет о правах, обязанностях, социально-экономическом положении и уровне жизни индивида.

Человек в жизни исполняет множество ролей и под­чиняется множеству ролевых предписаний. В поликли­нике он - больной, в театре - зритель, на службе - занимает определенную должность и т. д. Можно сде­лать вывод о том, что социальная роль - это ожидаемое от индивида поведение, совокупность действий, кото­рые он должен выполнить, занимая определенное поло­жение в обществе, т. е. обладая определенным соци­альным статусом.

Но индивид не только обладает определенным соци­альным статусом и ролевым набором, его постоянно оценивают другие индивиды, группы и общество, в котором он живет. Эта оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами, называется престижем. А степень признания обществом личных и деловых качеств кого-либо определяется как авторитет.

Некоторые черты, влияющие на социальное положе­ние человека, имеют объективный характер, т.е. не за­висят от его желаний (национальность, пол, происхож­дение и пр.). Но главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и престиж лич­ности сегодня, - это образование, квалификация и дру­гие личные и социально значимые качества, которые при реализации гарантируют благополучие и успех в личной и общественной жизни. Стратегия благополучия и успеха присуща всем индивидам вне социальной принадлежности. Чертами этой стратегии можно считать:

1. Наличие здоровья и физического совершенства как и стремления к этому совершенству.

2. Получение престижного образования и работа в фирме за значительное денежное вознаграждение и продвижение по служебной лестнице.

3. Благополучный брак и крепкая семья.

4. Наличие собственного жилья (европейского образца).

5. наличие легкового автомобиля (автомобилей).

6. Наличие дачи, яхты, вертолета, самолета и других существенных благ, позволяющих жить комфортно.

7. Здоровый моральный образ жизни и участие в престижных морально-нравственных проектах.

8. Высокая духовность, нравственность и душевная красота.

9. Трансформация добра и неприятие зла.

10. Другие существенные черты преуспевающего и благополучного человека.

Самореализация личности – это процесс и состояние уровня достигнутого при определенном возрасте. Уровне – позволяющем себя реализовать (образование, воспитание, профессия, уровень научности, социальной активности), то есть свое оформившееся «Я» материализовать в жизни при этом, несомненно достичь благополучия, успеха и признания обществом своего вклада в ту или иную сферу человеческой деятельности.

В жизни, как правило, процесс и факт самореализации осуществляется не полностью. В этом случае личность, ее качественные и другие характеристики, способности и желания не востребуются обществом. Личность так и не реализуется как личность в силу того, что процесс самореализации ограничен по возрасту (нижний предел – это возраст активной деятельности, а верхний активный предел – это пенсионный возраст. Однако, и после ухода на отдых отдельные личности продолжают процесс самореализации, но это более как исключение, а не правило.

Интересы.

Современное поколение вступает в мир не только новых ры­ночных отношений, духовных ценностей и идеалов, но и возрас­тающих материальных возможностей. И надо уметь правильно соотносить материальные и духовные потребности. Интересы людей выливаются в сохранении или преобразовании тех усло­вий (институтов, норм взаимоотношений), от которых зависит распределение благ. Бывает, к сожалению, и так, что следование выбранному образу принимает форму чисто внешнего подража­ния. В таких случаях человек, исходя из определенных интере­сов, играет ту или иную роль, не совпадающую с его действи­тельной сущностью. Так, робкий играет роль повесы, жизнерадо­стный надевает «маску» пессимиста, трусливый стремится пре­вратиться в эдакого «супермена» и т.д. В обществе существуют различные интересы: индивидуальные, групповые интересы об­щества в целом. По направленности интересы делятся на эконо­мические, социальные, политические, духовные, личные. Дея­тельность людей проявляется в различных сферах жизни обще­ства, ее направленность, содержание, значение бесконечно многообразны.


Похожая информация.


Отечественные ученые посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества.

Понятие «стратегия» означает способ рационального отношения к жизни. В справочных изданиях термин «стратегия» определяется чаще всего как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» . Он обозначает так же определенное направление деятельности организации, связанное с обоснованием, разработкой и претворением в жизнь концепций и решений производственного и социального характера . Однако в отличие от других способов жизни (жизненных целей, планов и т.д.) - это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего. Оно конкретизирует содержание понятий «жизненный мир» и «жизненный путь». Отметим, что далеко не все ученые рассматривают стратегию только как рациональное образование, формирующееся в определенной структуре деятельности личности. Часть из них полагает, что стратегии - суть явления деятельности мозга. «Исходным материалом, - пишут В.А. Горянина и И.К. Масалков, - для декодирования субъективного опыта являются стратегии. Стратегия представляет собой отрабатываемую мозгом последовательность репрезентаций и операций, ведущую к конкретной цели, но при этом независимую от содержательной направленности поведения. Каждый фрагмент стратегии - это этап ментального процесса (программы), для которого характерно использование одного из пяти чувств (внутреннего или внешнего)» .

Таким образом, в определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко - как система целей, планов и ценностных ориентации. Так, Е.И. Головаха предпочитает использовать вместо понятия «стратегия жизни» понятие «жизненная перспектива», обосновывая это тем, что последнее не так жестко и формально фиксирует рамки будущего жизненного пути. «...Жизненную перспективу, - подчеркивает он, - следует рассматривать как целостную картину будущего сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» . На наш взгляд, наиболее теоретически обоснованной является точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, которые в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе.

Исследованиями жизненных стратегий в отечественной науке занимались К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов, известные своими работами по проблемам социологии и психологии личности.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, личность выступает активным субъектом своей жизни, способным к самоорганизации и саморегуляции. Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. Качества личности как субъекта деятельности не зависят напрямую от возрастных этапов или стадий жизненного пути. Жизненную стратегию как способ организации жизни необходимо отличать также от других способов - жизненной позиции и жизненной линии. В отличие от них стратегия является интегративной характеристикой жизненного пути. «Жизненная стратегия в самом общем виде - это постоянное приведение в соответствие личности (ее особенностей) и характера и способа своей жизни, построение жизни сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем с теми, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности…» .

Стратегия есть интегральная характеристика жизненного пути. В основе ее построения лежит поиск соответствия типа личности со способом жизни. Другими словами, построение жизненной стратегии должно осуществляться с учетом типологических различий индивидуальной траектории жизни личности. При этом этот процесс происходит только в активном состоянии личности. Активность есть предпосылка построения стратегии жизни. Она определяет меру соответствия и баланса между желаемым и необходимым, личным и социальным . Н.Ф. Наумова предприняла попытку осмыслить стратегию жизни человека в условиях переходного общества, в качестве которого она рассматривает Россию. «Общество в переходный период, - поясняет она, - это особая, неустойчивая система, которая не соединяет его старое и новое состояния, а интенсивно и почти неуправляемо формирует последнее» . Именно поэтому, по ее мнению, нельзя применять к изучению сознания людей, живущих в данном обществе, структурно-функциональные и близкие к ним подходы, которые эффективны лишь при анализе стабильных социальных систем.

По мнению Н.Ф. Наумовой, теории постсовременности не могут дать в полной мере ответ на вопрос о том, что представляет собой сегодня человек, находящийся в ситуации неопределенности и стремящийся, ориентироваться в будущем. Такие существенные характеристики постсовременного общества, как страх перед неизвестностью, экзистенциальная неопределенность, роль солидарности и воображаемых сообществ, плюрализм власти и исключительная роль выбора, не могут выразить основные тенденции развития переходного периода. Нормативизм и склонность к обобщениям приводят в тупик теорию постмодерна. Поэтому она не может служить объяснительной схемой для изучения переходного общества.

«Представляется, - подчеркивает Н.Ф. Наумова, - что сегодня наиболее перспективные подходы к исследованию переходного общества и формирующихся в нем жизненных стратегий связаны, во-первых, с применением теории сложных, развивающихся систем и, во-вторых, с анализом, обобщением того огромного первичного эмпирического материала, который собран в рамках социологии катастроф, изучения социального стресса и экстремальных ситуаций, социальных проблем и кризисов» .

В работах Ю.М. Резника, Т.Е. Резник, Е.А. Смирнова стратегии жизни рассматриваются как символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания идеальные образования, реализующиеся в поведении человека ориентиры и приоритеты. Идеальность стратегии проявляется, с одной стороны, субъективно как нечто, содержащее уникальные и неповторимые, ситуативно возникающие и надситуативные личностные смыслы и цели, с другой - объективно как нечто, включающее культурно обусловленные образцы, стандарты, нормы и ценности, усвоенные человеком в процессе социализации. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий. Идеальность стратегии тесно связана с ее реальностью, т.е. стратегическим поведением, под которым понимается внешняя, предметно-чувственная форма выражения жизненной стратегии .

В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые: А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.

Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него -- это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием.

К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего в создании новых граней собственной личности. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.

Стратегия творчества предполагает способ жизни «здесь и теперь». Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек -- активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.

По А. Адлеру каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве. Жизненные цели всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели - амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека". Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно - они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу - это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Человек формирует свою личность.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ

РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ

Формирование жизненных стратегий развивающейся личности приобретает сейчас особое значение, поскольку трансформации, происходящие в различных сферах нашего общества, влияют на ценности, определяющие выбор молодыми людьми способов конструирования собственной жизни.

В тоже время, в сознании молодежи все больше укореняются западно- ориентированные жизненные стандарты, которые формируют завышенные, не обоснованные притязания. Невозможность их реализовать чаще приводит к разочарованиям и замещению нравственных оценок и, безусловно, влияет на выбор учащимися критериев социального успеха и на отношение к образованию.

Проведенное анкетирование молодежи в Челябинской области лишь подтверждает современную модель жизненного успеха: наивысшим достижением считается максимальная независимость от общества. Типичными формулировками на вопрос «Что необходимо сделать сейчас, чтобы быть успешным в жизни завтра?» стали: «надо иметь хорошее образование и высокооплачиваемую работу, чтобы ни от кого не зависеть». При этом общественная жизнь и политика заняли последние места в списке их интересов и активностей. Объясняя свои ответы, респонденты чаще указывали на нестабильность, неопределенность, непредсказуемость российского общества, а это, по их мнению, «мешает осуществлению личных планов».

Таким образом, «трансформирующееся общество России», формирующееся в сложной социально-экономической и политической ситуации. Типичные жизненные стратегии наших родителей все чаще оказываются не востребованы, а новые типы жизненных стратегий, адекватных новым социально-экономическим условиям, еще не сформировались.

Термин «жизненные стратегии» пришел из социальной психологии.

Вслед за исследователями К.А. Абульхановой-Славской, Т.Е. Резник и Ю.М. Резник, мы рассматриваем понятие «жизненные стратегии» как способ сознательного конструирования собственной жизни, (способ жизненного самоопределения и самореализации), базирующийся на смысложизненных и ценностных ориентациях развивающейся личности, ее планах и прогнозах самоосуществления.

Понятие «жизненная стратегия личности» также можно рассматривать и в следующих аспектах:

    это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.

    это система, состоящая из следующих, связанных друг с другом и взаимовлияющих элементов, которые можно отразить в двух направлениях.

С одной стороны, это содержание будущего жизненного пути. Оно определяется выбором жизненной позиции (обобщение субъективных и объективных личностных достижений, открывающих ту или иную перспективу жизненного движения, совокупность жизненных ценностей индивида, позволяющих так или иначе строить образ идеального будущее) и жизненных целей личности (характеризующих доминирующую сферу жизни личности и определяющих идеальный образ будущей жизни человека).

С другой стороны, можно говорить об организационных характеристиках жизненной стратегии, которые одновременно выступают критериями ее сформированности. Это протяженность временной перспективы (насколько далеко в будущее человек планирует собственную жизнь и насколько глубоко в прошлое обращается за необходимым жизненным опытом), направление временной перспективы (прошлое-настоящее-будущее), то есть психологическая ориентация во времени и, соответственно, жизненные планы, и, наконец, структурированность планируемого жизненного пути (насколько насыщены событиями различные планируемые периоды жизни человека, какие этапы жизненного пути более структурированы, какие менее).

Таким образом, жизненная стратегия личности является внутренним образованием личности. Мы можем характеризовать ее каксформированную при условии наличия осмысленных жизненных целей, системы ценностных ориентаций и определенной жизненной позиции. Личность со сформированной стратегией жизни планирует свою жизнь далеко в будущее, жизненный путь разрабатывается подробно, каждый его этап насыщен предполагаемыми событиями. Жизненная цель представлена на каждом этапе в виде шагов по ее реализации.

Человек анализирует события своей жизни, их изменения, влияние на нее, оценивает собственные возможности и личностные особенности. Он способен выходить за пределы собственного «Я» в анализе ситуации и прогнозирует дальнейшие изменения своей жизни. В соответствии с этим происходит планирование будущего и выстраивается жизненная стратегия личности.

В современной отечественной социально-психологической литературе можно выделить два основных подхода к исследованию жизненных стратегий, различающихся по тому, что выбирается в качестве основания для их типологизации.

Первый подход (Н.Ф. Наумова и др.) характеризуется тем, что за основу типологизации жизненных стратегий берется тип социальной адаптации человека. Так, Н.Ф. Наумова выделяет три типа стратегий в зависимости от социальных и личностных функций, выполняемых человеком в обществе переходного периода:

    cтратегия успешной внешней адаптации;

    cтратегия эффективной внутренней адаптации;

    cтратегия выживания.

Стратегия успешной внешней адаптации ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, идентификация направлена на первичные (семья и др.) и профессиональные группы. Стратегия эффективной внутренней адаптации ориентирована на прошлое и отдаленное будущее, идентификация направлена на большие группы – страна, народ. И, наконец, третья стратегия – стратегия выживания – характеризуется невысоким статусом и ухудшающимся материальным положением индивида, который идентифицирует себя с группами людей похожей судьбы.

Второй подход (Ю.М. Резник и др.), в качестве основы типологизации жизненных стратегий выделяет позицию, которую занимает человек по отношению к своей собственной жизни и связанную с этим активность. Считается, что человек может занимать три разные, хотя и взаимосвязанные позиции:

    «иметь» (рецептивная активность);

    «достигать» (мотивационная или «достиженческая» активность);

    «быть» (творческая или «экзистенциальная» активность).

Первый тип активности человека (рецептивная или «приобретательская») является основой стратегии жизненного благополучия, второй тип активности выступает предпосылкой стратегии жизненного успеха и третья (творческая, «экзистенциальная») активность характерна для стратегии самореализации личности.

При определенных различиях в подходах можно провести некоторые аналогии между жизненными стратегиями в обоих случаях и свести их в таблицу

Таблица 1. Типологии жизненных стратегий.

Если первые две аналогии не вызывают особых сомнений, то в третьем случае бросается в глаза некоторое несоответствие терминов – «стратегия выживания» и «стратегия жизненного благополучия». Действительно трудно совместить благополучие и выживание. Эти типы жизненных стратегий наиболее распространены и, может быть, более удачным названием для них было бы – повседневные или обыденные стратегии.

В зависимости от выбора основания для определения типа жизненной стратегии можно предположить наличие различных типов жизненных стратегий. Попытаемся систематизировать различные основания, по которым можно произвести классификацию жизненных стратегий:

    по степени осознания индивидом – сознательные и бессознательные;

    по направленности изменений, происходящих в индивиде – прогрессивные, регрессивные (конструктивные, деструктивные);

    по характеру активности индивида – активные, реактивно-адаптивные, пассивные;

    по локусу контроля – экстернальные, интернальные (экзогенные, эндогенные);

    по способу восприятия условий жизни – гедонистические и основанные на чувстве долга, ответственности;

    по степени совпадения с целями и задачами общества – просоциальные, асоциальные и антисоциальные;

    по степени реализации – эффективные (целедостигающие), малоэффективные и неэффективные;

    по характеру и способу самореализации – стратегии самоактуализации и манипуляции;

    по характеру соотношения эмоциональности и рациональности – аффективные, когнитивные;

    по приоритетности в социальном обмене – присваивающие, отдающие или сбалансированные (гармоничные);

    по наличию элемента творчества – креативные (созидающие) и обыденные (повседневные) или стратегии выживания (последняя - по Наумовой Н.Ф.);

    по типу активности – успеха, благополучия и самореализации (по Резник Т.Е. и Резник Ю.М.);

    по «базисным тенденциям» (Ш. Бюллер) – стратегии удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установлением внутренней гармонии;

    по целям и средствам (Р. Мертон) – подчинения, инновации, ритуализма, ретретизма, мятежа;

    по типу личностной организации времени и отношения к нему (Ковалев В.И.) – обыденная, функционально-действенная, созерцательно-рефлексивная и созидательно-преобразующая стратегии жизни личности;

    по типу приспособления к меняющейся внешней социальной среде (по Федотовой Н.Н.): две пассивные – рефлексивно-запаздывающая и умеренно-приспособительная; три активные – карьерная, инструментальная, криминальная;

    по степени аффилиации – индивидуальная и коллективистская.

Выбор жизненных стратегий зависит от социально-экономического состояния общества, уровня развития его культуры, определяется способом производства и отношениями собственности, уровнем и качеством жизни, принадлежностью к определенной социальной страте и когорте, влиянием традиций, идеалов и ценностей, доминирующих в обществе в данный исторический момент времени. Можно предположить, что выбор жизненных стратегий личности зависит также от пола, возраста, национальности, социального положения и других социально значимых признаков.

Таким образом, жизненные стратегии можно классифицировать по различным основаниям, но в целом их можно дифференцировать на несколько основных типов: стратегии самореализации, стратегии достижения успеха и повседневные (обыденные) стратегии. Жизненные стратегии можно представить как динамическую систему представлений личности о будущей жизни, реализующуюся в повседневном поведении посредством соответствующих способов и ресурсов.

Рассмотрим одну из технологий определения и осмысления нашей жизненной стратегии. Технология «Кораблик»:

Рассмотрим все элементы данного рисунка:

Стрелка, условно обозначает ветер, который подгоняет кораблик двигаться быстрее в направлении. Стрелкой мы обозначим наши мотивы, то есть все то, что мотивирует нас двигаться быстрее, например, время, интерес, предвкушение результата;

Волны, они условно обозначают сопротивление, которое преодолевает кораблик на своем пути. Волны – это наши страхи, сомнения, размышления, например, страх о том, сто я буду не таким как все, меня не поймут, или не примут, или не оценят;

Корма кораблика, условно обозначает его основание, его опору, говоря о жизненных стратегиях, корма – это наши жизненные ценности, это то, что нерушимо для каждого из нас, например, семья, друзья, забота о близких, доверие, понимание, помощь;

Флаг корабля – это наши цели, достижение которых нас двигает в жизни, двигает вперед к нашей главной цели.

Задание: нарисуйте свой кораблик жизненной стратегии, определите в нем каждую составляющую и опишите ее. У вас должно быть по 7 пунктов в каждой составляющей, то есть 7 мотивов, 7 страхов, 7 ценностей и 7 целей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса