Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Палеолитические Венеры. Первобытные венеры Палеолитические венеры изображались в искусстве какого века

25 апреля 2016, 09:23

Женская красота всегда была предметом споров и обсуждений. Мы сравниваем эталоны прошлых лет или веков с современными идеалами, ругаем или восхищаемся стандартами, ищем недостатки и отмечаем достоинства. Да, женское тело это тема острая, конфликтная, почти как политика или религия. Я обычно в подобные дискуссии не вступаю, потому что, как показывает практика, заканчиваются они не самым лучшим образом или, в хорошем варианте, просто ничем) и данный текст (кстати первый опыт на сплетнике) не исключение.

Это мирный пост о древнейших известных миру изображениях женщин. Очень необычно смотреть на фигурки, созданные несколько десятков (в некоторых случаях и сотен) тысячелетий назад.

На протяжении 19-20 вв в разных регионах мира археологи находили статуэтки, изображающие женское тело. Их окрестили первобытными венерами. Датировки колеблются между 230 - 20 тыс до н.э. Однако основные открытия принадлежат эпохе верхнего палеолита (35-10 тыс днэ).

Напомню, что каменный век (т.е век, когда люди использовали каменные инструменты) условно разделен на три больших периода: палеолит (2млн- 10 тыс.лет до н.э), мезолит (10-6 тыс до н.э), неолит (6-2 тыс до н.э). Палеолит делится на ранний (2,5 млн лет до н.э - 200 т.лет до н.э) средний (200-35 тыс.лет до н.э) и верхний(35-10 тыс.лет до н.э).

Наиболее изученным является верхний палеолит и большинство находок, в том числе и Венер, относят к этому периоду. Именно в верхнем палеолите завершился последний ледниковый период, а homo erectus переквалифицировался в Homo sapiens sapiens.

Тем интересней первые две Венеры, найденные на Голланских высотах (Берехат-Рам) и в Марокко (Тан-Тан). Ученые датируют их примерно 230 тысячелетием до н.э. Это эпоха среднего палеолита, следовательно создателем статуэток является человек прямоходящий (homo erectus), таким образом обе Венеры являются древнейшими образцами первобытного искусства. Однако, до сих пор ученые не пришли к единому выводу - считать ли эти камешки статуэтками. Нет никаких доказательств того, что форма и насечки - дело рук человека. Возможно такой облик всего лишь ирония сил природы. Тем не менее, не доказано и обратное. На камнях сделаны насечки, значит все-таки человек к ним руку приложил. Вот, вы можете судить сами.

Венера из Берехат-Рама (Голланские высоты) Представляет собой антропоморфный камень из горной породы туф , 35 мм в длину.

Венера из Тан-Тана, Марокко (58 мм)

Однако, традиционно палеолитическими Венерами называют барышень эпохи верхнего палеолита, в рукотворном происхождении которых сомнений не возникает, как и не возникает двоякой трактовки изображаемого. Все предельно понятно)

Вот эти красавицы, наслаждайтесь)

Виллендорфская Венера (28 -25 т л до н.э). Австрия, 11 см. Сделана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности, что свидетельствует о передвижениях народов.

Это, наверное, самая знаменитая Венера. Её изображение растиражировано поболе Милосской. На мой взгляд, это самая аппетитная Венера. Вся как пончик. Очень хорошо передана прическа, автор явно долго работал над ней. А вот лицо и руки совершенно не проработаны. Эта черта общая почти у всех Венер. Видимо, статуэтки использовались как амулеты для культовых действий.

Скорее всего, это олицетворение плодородия и фертильности (способность к деторождению). Соответственно, первобытный скульптор, в первую очередь, выделял и акцентировал те места, которые с этими качествами ассоциируются: грудь и вульву. А вот лицо, руки и ноги в этом отношении автора занимали мало. Хотя, как мы увидим внимание к деталям было совершенно не чуждо первобытному искусству. Иногда такие акценты на мелочах проявляются самым неожиданным образом (как я уже сказала- завитки в прическе Виллендорфской Венеры - каждое колечко вырезано).

Венера из Холе-Фельс (Венера Швабская, Венера Шельклингенская), Германия. 35-40 тыс лет назад,. Бивень мамонта, 6 см

Если не считать первых двух Венер "за людей", в чем действительно есть серьезные сомнения, то эта Венера является самым древнейшим из известных произведений искусства и прародительницей всех остальных Венер. Интересно, что на месте головы у нее сделано отверстие, предполагается, что статуэтку использовали как кулон. Так что это еще и древнейшее из известных украшений. Учитывая, что статуэтка вырезалась из бивня мамонта, в эпоху, когда инструменты были каменными, можно себе представить насколько это была долгая и кропотливая работа (интересно и то, что автор решил украсить её резьбой - один из примеров неожиданного внимания к мелочам).

Кстати, у этой Венеры самая красивая грудь (еще у танцующей Венеры хороша форма - увидите ниже) - в отличии от остальных - она задорно торчит вверх!

Венера Гальгенбергская, Австрия, 30 т л днэ, 7 см, серпентит (минерал)

Тут уже попытка изобразить движение. Скорее всего ритуальный танец. Эту Венеру называют танцующей, она обладательница самой изящной фигурки. И здесь автор попытался передать движение. Кстати, несмотря на грубость работы, есть в этой статуэтке трогательное очарование)

Венера из Лосселя, Франция,20000 л до н.э. Барельеф на известняке, раскрашенный красной охрой

Эта Венера интересна тем, что в руке у нее изображен турий рог (который использовался как емкость для питья). То есть бытовой жанр, можно сказать.

Венера Вестоницкая. Моравия, Чехия, 29-25 т лет до н.э. Керамика, 11 см

Венера Брассемпуйская,Франция,22 000 лет до н.э. Слоновая кость.

Эту Венеру называют "дама с капюшоном". Она первая из обнаруженных Венер (нашли в 1892). По иронии, это единственная из Венер с лицом, однако, лишенная всего остального. Опять же резьба капюшона, учитывая уровень инструментов, которыми пользовался скульптур, впечатляет.

Венера Леспюгская, Франция (26~24 т лет до н.э.) ,15 см, слоновая кость

Вот еще один пример того, как первобытный автор может акцентировать совсем, казалось бы, второстепенные вещи. Есть предположение, что эта Венера одета в юбку из скрученных нитей.

Венера Савиньянская, Италия,28-20 тыс лет до н.э. Серпентин. 22 см - одна из крупнейших

Венера Мораванская, Словакия,22-23 тыс лет до н.э. Бивень мамонта 7,6 см

Ну и напоследок - наши отечественные Венеры. Десять статуэток было найдено в селе Костенки, Воронежской области. Они создавались по схожему канону - гипертрофированные размеры тела, маленькие руки, ноги и голова. Возможно, это связано с культом древней Богини плодородия и деторождения, который же Именно в верхнем палеолите человек начал переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству и благосклонность богини стала особенно важна)

Всем спасибо, не судите строго!)

С чего начиналась культура Человека? Когда и в какой форме он перестал быть животным и стал разумным существом? Очевидно это случилось, когда он стал отражать окружающий его мир в духовных образах. А также пытаться воспроизводить их. Ведь ни одному животному такого пока что не удалось! Но с чего он начал? С изображений на стенах пещер или к ним добавлялось еще что-то? И, да, действительно – ему захотелось отразить увиденное и прочувствованное и он это сделал. Вот только почему-то в скульптурах тучных «Венер палеолита» - названия, ставшего обобщающим для множества найденных доисторических статуэток женщин, имеющих между собой много общих признаков и датируемых эпохой верхнего палеолита. Статуэтки эти главным образом находят в Европе, но встречаются они и далеко на востоке, например, на стоянке Мальта в Иркутской области, так что можно без преувеличения сказать, что их территория – это вся Евразия: от побережья Атлантики и до района сибирской тайги.

Доисторическая эпоха Богемии, Моравии и Словакии (Национальный музей, Прага)

Как известно, культура верхнего палеолита включала в себя несколько сменявших друг друга культур: Ориньякскую (существовавшую во Франции и Испании 30-25 тыс. лет до н. э.), Граветтскую (35-19 тыс. лет до н. э.), Солютрейскую - 19-16 тыс. лет до н. э. и Мадленскую культуру. Были свои культуры, разумеется, находившиеся на других территориях, просто большинство находок принадлежит к граветтской культуре, хотя были обнаружены ранние статуэтки, что принадлежат Ориньякской культуре. Это и знаменитая «Венера из Холе-Фельс» (изготовленная примерно 35 тыс. лет назад); и те фигурки, что специалисты относят к мадленской культуре.


«Венера из Петраковицы» и «Венера из Вестоницы» - национальные сокровища Чехии. Подлинники хранятся в сейфе и перевозятся в бронированном автомобиле под охраной. (Национальный музей, Прага)

Материал, из которого они вырезаны – это кости, (например, бивни мамонтов) и мягкие породы камня (мергель, известняк и им подобные). Есть статуэтки, слепленные из глины и обожженные на огне, то есть керамические, древнейшие в своем роде, поскольку керамика появилась только в эпоху неолита, и даже не в самом его начале. Ну, а всего к нашему XXI веку таких «венер» нашли более ста, причем все они невелики по размерам и имеют высоту от 4 и до 25 см.


Фигурки из музея в Брно. Тоже копии…

Первую «венеру» эпохи верхнего палеолита обнаружил маркиз Де Вибре в местечке Ложери-Бас в департаменте Дордонь на юго-западе Франции еще в 1864 г. Название своей находке он дал несколько неприличное - «Венера распутная», таким образом противопоставив ее известной к этому времени знаменитой «Венере Медицейской». Со временем выяснилось, что она принадлежит к мадленской культуре, то есть творение это исключительно древнее. У фигурки не было ни головы, ни рук, ни ног, однако имелся четко сделанный надрез, указывающий на ее гендерную принадлежность. Следующим признанным образцом «венер» довелось стать «Венере Брассемпуйской», которую Эдуард Пьетт нашел в 1894 году на территории городка Брассемпуй во Франции. Сначала термин «Венера» к ней, как и к другим таким же фигуркам, не применяли, но затем спустя четыре года Саломон Райнах описал целую группу статуэток этого типа из пещер в Бальци Росси, сделанных из стеатита, и стало очевидно, что их необходимо как-то типологизировать. Ну, а потом специалисты начала XX века, изучавшие первобытное общество, посчитали, что в этих фигурках, вполне возможно, воплощены доисторические идеалы женской красоты и назвали их «венерами» по имени римской богини любви и красоты, добавив только слово «палеолитические» в целях точного указания на время их создания.


«Венера из Галденберга». (Австрийский музей естественной , Вена)

Сентябрь 2008 г. принес научному сообществу новое открытие: археологами из Тюбингенского университета была найдена статуэтка женщины из бивня мамонта высотой шесть сантиметров, получившая название «Венеры из Холе-Фельс». Возраст ее определили в 35 тыс. до н. э. В настоящий момент - это самый древний образец скульптуры вообще. Правда, существует еще статуэтка «Венеры из Тан-Тана», и ее оценивают в 300-500 тыс. лет, однако ее датировка является спорной и точного вердикта по ней не вынесено. Фигурка из пещеры Холе-Фельс в Германии это самая типичная «Венера» с подчеркнутым большим животом, массивным бюстом и широкими бедрами.


«Венера Брассемпуйская». (Национальный музей археологии, Сен-Жермен эн Лэ, Франция)

И вот все эти особенности как раз и являются общими типологизирующими признаками «палеолитических Венер». Наиболее распространенными являются фигурки ромбовидных очертаний, сужающиеся вверху и к низу (соответственно голова и ноги), и максимально широкие в своей средней части (живот и бедра). Живот, ягодицы, груди и половые органы воспроизведены очень тщательно, тогда как лица, например, часто вообще нет (видимо по принципу «с лица воду не пить» или «по ночам все равно темно»), но кроме него также отсутствуют руки и ноги, хотя и не всегда. Головы у «Венер» есть, но они относительно невелики по размеру и лишены каких-то бросающихся в глаза деталей. Хотя иногда на голове изображена прическа или головной убор типа купальной шапочки.

А вот это часть тела, найденная там же, где нашли и «брассемпуйскую Венеру. Кость мамонта. (Национальный музей археологии, Сен-Жермен эн Лэ, Франция)

Нужно отметить, однако, что далеко не все из «палеолитических Венер» такие уж и тучные и имеют явно подчеркнутые фемининные черты. Также и не все из фигурок не имеют лица. Но поскольку имеется большинство статуэток, очень похожих друг на друга как по стилю, так и по их основным пропорциям, можно доказательно утверждать, что в далеком прошлом уже выработалось общее для огромных территорий понятие единого художественного стиля или канона, в соответствии с которым грудь и бедра вписываются в круг, тогда как сама фигурка – в ромб.


А это их совместное фото. Может быть они когда-то были как-то связаны друг с другом? Кто знает? (Национальный музей археологии, Сен-Жермен эн Лэ, Франция)

Некоторые из статуэток, например, «Венера Виллендорфская» и «Венера Лоссельская» были покрашены красной охрой. Зачем это было сделано объяснить сегодня невозможно в принципе, но идущее из древности понятие о красном цвете, как являющегося символом жизни, как «цвет крови», может указывать явно на какой-то обряд. То есть красными их сделали не просто так, а с определенной и, скорее всего, магической целью.


Ну, а это все аналогичные находки на станции Брассемпуй.

Интересно, что основная масса находок «палеолитических Венер» датируются верхним палеолитом (в основном они принадлежат к таким его культурам, как граветтская и солютрейская). В то время преобладающими были фигурки тучных форм. В более позднее время мадленской культуры их формы более грациозны, и к тому же их отличает значительно более тщательная проработка деталей. Различают же их обычно чисто географически, в соответствии с классификациями Генри Дельпорта, просто назвавшего все те регионы, где нашли ту или иную «Венеру». И получилось, что есть «венеры» пиринейско-аквитанские (франко-испанские), есть «венера» с острова Мальта, есть рейнско-дунайского региона, среднерусского (погребения Костенки, Зарайск и Гагарино) и «венеры» сибирские. То есть ареал их распространения был исключительно широк, но это же и означает, что и люди того времени имели между собой определенные культурные связи.


Впрочем, изображали тогда не только женщин, но и вот таких лошадей… (Национальный музей археологии, Сен-Жермен эн Лэ, Франция)

Для чего точно они были нужны нашим предкам этого мы никогда не узнаем. Но можно предположить, что они могли быть талисманами, символами плодородия, или служили изображениями Богини-Матери. Очевидно и то, что никакого практического применения они иметь не могли и, следовательно, могли относиться только лишь к объектам духовной культуры. Находят их, однако не столько в погребениях, сколько в пещерах и остатках жилищ, так что с культом умерших, скорее всего, они связаны не были.

Так, у села Гагарино в Липецкой области, в овальной полуземлянке диаметром около 5 метров нашли сразу семь таких фигурок, которые вполне могли выполнять роль оберегов. На стоянке у села Мальта в Прибайкалье их также нашли внутри жилища. И, видимо, в «домах» того времени их не только не прятали, а напротив, они находились у всех на виду. Так что, когда в жилище попадал человек из чужого племени, он их видел, а увидев – уносил ее образ с собой. Очевидно только так и можно объяснить столь широкое географическое распространение этих фигурок.


Регион Альб-Донау, возраст 35000 – 40000 лет. (Национальный археологический музей Бад-Вюрстенберга, Германия)

Что касается тучности фигурок, то в условиях полуголодного существования именно тучность символизировала достаток, плодородие и представлялась красивой. Недаром даже в ХХ веке в русских деревнях (и мордовских, соседских!) красота женщины определялась так: «Кака красива девка, полна!» Однако такого рода сравнения и сопоставления есть не более, чем результат умозрительных заключений, но никак не научно доказанный факт.


Женская фигурка из Акролити, 2800 – 2700 до н.э. (Доисторический музей Тиры, остров Санторин)

Недавно было найдено еще два очень древних каменных артефакта (датировка 500000 - 200000 лет назад), которые, как считают некоторые специалисты, являются также изображениями женщин. Это «Венера из Берехат-Рама», найденная на Голанских высотах, и «Венера из Тан-Тана», которую нашли в Марокко. Но вот вопрос: обработал ли их человек, или же свою форму они приняли благодаря воздействию природных факторов? Пока что на 100% не доказаны оба эти предположения.


Фигурка из Берехат-Рама. Теперь понятно, почему о ее происхождении ведутся столь горячие споры?

Ряд ученых, изучавших «палеолитических Венер», считают, что между ними и изображениями женщин более поздней эпохи неолита, и затем меднокаменного и бронзового века, есть прямая связь. Однако, эта точка зрения на сегодня не согласуются с тем удивительным фактом, что такие изображения почему-то отсутствуют в эпоху мезолита. Что такого тогда случилось, что эти фигурки перестали делать, и случилось ли вообще? Может быть просто сменили материал, перешли, скажем, на дерево и поэтому все они не сохранились? Кто знает… истина всегда где-то там…

Ещё одним кругом верхнепалеолитических находок, имеющих значение, выходящее за пределы этой обыденной посюсторонней жизни, являются многочисленные фигурки, рельефы и рисунки женщин. Разумеется, и этот сюжет был сначала истолкован вполне материалистично, как проявление эротических наклонностей древнего человека. Но, надо сознаться, эротизма в большинстве этих изображений немного.

Фигурки палеолитических «венер», относящиеся большей частью к Ориньяку и в Мадлене исчезающие, показывают, что интерес к женщине тридцать тысяч лет назад весьма отличался от нынешнего. Лицо, руки и ноги проработаны в этих фигурках очень слабо. Подчас вся голова состоит из одной пышной причёски, но вот всё что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка — всё это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Огромный зад, бёдра, беременный живот, отвисшие груди.

Палеолитическая Венера — это не грациозное создание, пленяющее воображение современного мужчины, и не цветущая женственность луврской Афродиты, но многорожавшая мать. Таковы наиболее известные «венеры» из Виллендорфа (Австрия), Ментоны (Итальянская Ривьера), Леспюжю (Франция). Таков и примечательный рельеф из Луссель (Франция), на котором стоящая в фас женщина держит в правой, согнутой в локте руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это — знак присутствия Бога-Зубра.

И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал — головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Находки, сделанные на Украине К. Поликарповичем, проясняют смысл странных статуэток. В святилище на Десне кроме черепов и бивней мамонта, кроме ревунов им была найдена и женская фигурка из слоновой кости типа «венер». Она раньше была прикреплена к чему-то и являлась частью заупокойного святилища .

Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «Матери-Земли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни . Может быть, сущность, так изображавшаяся, была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь.

На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок располагались по стенам землянки мадленцев. Они стояли в специальных нишах. Это безусловно был объект поклонения . Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она — вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение .

Надежды кроманьонцев не ограничивались землёй, они душой стремились к небесному Богу-Зверю, всемощному подателю жизни. Но из опыта повседневности они прекрасно знали, что семя жизни должно найти ту почву, в которой только и может прорасти. Семя жизни давало небо, почву — земля. Поклонение Матери-Земле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века .

Весьма ошибается Мирча Элиаде, когда во введении к «Священному и мирскому» утверждает: «Ведь очевидно, что символика и культы Матери-Земли, плодовитости человека,... священности Женщины и т. п. смогли развиться и составить широко разветвлённую религиозную систему лишь благодаря открытию земледелия. Столь же очевидно, что доаграрное общество бродяг-номадов было не способно также глубоко и с той же силой прочувствовать священность Матери-Земли.

Различие опыта — это результат экономических, социальных и культурных различий, одним словом — Истории».

«Очевидное» — ещё не истинное, это лучше других должен был знать религиовед. Культы Матери-Земли охотников верхнего палеолита заставляют нас предположить, что религиозное не есть всегда продукт социального и экономического, но, подчас является их причиной и предпосылкой.

Для лучшего понимания всей неоднозначности причин и следствий в человеческой культуре особенно интересны фигурки «венер» из Дольни Вестонице.

Вестоницкие «венеры» сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые в истории человечества образцы терракоты (25 500 лет назад). Древний мистик, должно быть, старался в самом материале запечатлеть великую идею земли, соединяющейся с небесным огнём для принятия в себя небесного семени. Может быть удар молнии, оплавившей почву, навёл его на эти образы. От бытовой керамики, появляющейся в раннем неолите, эти специально обожжённые на огне глиняные статуэтки Матери-Земли отделяют не менее двенадцати тысячелетий.

Очень характерна и обнаруженная в конце 1950-х годов под навесом скального укрытия Англе сюр л"Англи (Angles-sur-l"Anglin, Вьенна, Франция) сцена мадленского времени. Три женщины, с ясно подчёркнутыми знаками своего пола, стоят близ друг друга. Одна — с узкими девичьими ещё бедрами, другая — беременная, третья — старая, обрюзгшая. Первая стоит на спине зубра, поднятый хвост и наклонённая голова которого показывают, что он изображён в возбуждении гона.

Не отображает ли этот рельеф ритм жизни и не подчёркивает ли он, что для кроманьонца жизнь эта была не случайностью, но божественным даром, семенем Божиим, которой надо правильно распорядиться, дабы обрести вечность? А может быть это первое из долгого ряда изображений Великой Богини в трёх её образах — невинной девушки, матери и старухи-смерти, изображений — столь характерных для позднейшего человечества? Смерть, уведение от жизни в этом случае оказывается не полным исчезновением, но только этапом бытия, за которым следует новое зачатие божественным семенем, новое рождение.

    • Предмет и основные понятия истории религии
    • Всеобщность веры
    • Почему человек верит в бога
      • Почему человек верит в бога - страница 2
      • Почему человек верит в бога - страница 3
  • Ранний и средний палеолит
    • Палеоантропология как предмет истории религий
    • Современный «дикарь» и доисторический человек
    • Что можем мы сказать о религии древнейшего человека?
      • Что можем мы сказать о религии древнейшего человека? - страница 2
    • Религиозные представления среднего палеолита. Мустьерские погребения
      • Религиозные представления среднего палеолита. Мустьерские погребения - страница 2
    • Медвежий культ в среднем палеолите
    • Этические представления неандертальца
  • Религия верхнего палеолита
    • Религия верхнего палеолита
    • Погребения верхнего палеолита
    • Души умерших
    • Религиозный смысл верхнепалеолитической живописи
    • Идея бога в верхнем палеолите
      • Идея бога в верхнем палеолите - страница 2
    • «Великий колдун»
    • «Палеолитические Венеры»
    • Этические представления верхнего палеолита
  • Религиозные представления неолита
    • Теория «неолитической революции»
    • Мистика зерна и начало земледелия
    • Почитание предков и начало оседлой жизни
    • Мать - сыра земля
    • «Незнаемый бог» неолита
    • Святилище и храм
      • Святилище и храм - страница 2
    • «Мир мертвых» и «мир живых»
      • «Мир мертвых» и «мир живых» - страница 2
    • Человеческие жертвоприношения
  • Мегалитическая религия
    • Культура «больших камней»
    • Кто и когда создал мегалитическую цивилизацию
    • Зачем возводились постройки из «больших камней»
    • «Должно вам родиться свыше»
    • «Совиноглазая богиня»
    • Отец небесный
      • Отец небесный - страница 2
    • Конец мегалитической религии
  • Религии современных неписьменных народов: бог и духи загадки неписьменных культур
    • Загадка неписьменных культур
    • Представления о боге-творце у неписьменных народов
      • Представления о боге-творце у неписьменных народов - страница 2
      • Представления о боге-творце у неписьменных народов - страница 3
    • Мать-земля
    • Мир духов
      • Мир духов - страница 2
    • Тотем
    • Мировое древо и сверхъестественный переход
  • Религии современных неписьменных народов: человек и его мир
    • Многосоставный человек
    • Человек - бог или зверь?
    • Зеркало вместо инобытия
      • Зеркало вместо инобытия - страница 2
      • Зеркало вместо инобытия - страница 3
    • Нравственный императив в религиях неписьменных народов
      • Нравственный императив в религиях неписьменных народов - страница 2
    • Каннибализм и человеческие жертвоприношения
      • Каннибализм и человеческие жертвоприношения - страница 2
      • Каннибализм и человеческие жертвоприношения - страница 3
      • Каннибализм и человеческие жертвоприношения - страница 4
    • «Неписьменные народы» - причины социальной стагнации
  • Шаманизм
    • Происхождение и смысл понятия шаманизм
    • Кто такой - шаман
    • Кто и как становится шаманом
    • Шаманское посвящение
    • Внутренний смысл шаманского посвящения
      • Внутренний смысл шаманского посвящения - страница 2
    • Загадка тудинства
    • Что такое камлание?
    • Собирание духов
    • Магический жар и шаманский полет
    • Исцеление
    • Сохранение спасенной души
    • Заключительное кормление и роспуск духов
    • Шаманизм как культурно-религиозное явление
      • Шаманизм как культурно-религиозное явление - страница 2

«Палеолитические Венеры»

Еще одним кругом верхнепалеолитических находок, имеющих значение, выходящее за пределы этой обыденной посюсторонней жизни, являются многочисленные фигурки, рельефы и рисунки женщин. Разумеется, и этот сюжет был сначала истолкован вполне материалистично, как проявление эротических наклонностей древнего человека. Но, надо сознаться, эротизма в большинстве этих изображений немного.

Фигурки палеолитических «венер», относящиеся большей частью к Ориньяку и в Мадлене исчезающие, показывают, что интерес к женщине тридцать тысяч лет назад весьма отличался от нынешнего. Лицо, руки и ноги проработаны в этих фигурках очень слабо. Подчас вся голова состоит из одной пышной прически, но вот все что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка - все это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Огромный зад, бедра, беременный живот, отвисшие груди.

Палеолитическая Венера - это не грациозное создание, пленяющее воображение современного мужчины, и не цветущая женственность луврской Афродиты, но многорожавшая мать. Таковы наиболее известные «венеры» из Виллендорфа (Австрия), Ментоны (Итальянская Ривьера), Леспюжю (Франция). Таков и примечательный рельеф из Луссель (Франция), на котором стоящая в фас женщина держит в правой, согнутой в локте руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это - знак присутствия Бога-Зубра.

И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал - головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Находки, сделанные на Украине К. Поликарповичем, проясняют смысл странных статуэток. В святилище на Десне кроме черепов и бивней мамонта, кроме ревунов им была найдена и женская фигурка из слоновой кости типа «венер». Она раньше была прикреплена к чему-то и являлась частью заупокойного святилища.

Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «Матери-Земли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность так изображавшаяся была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь.

На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок располагались по стенам землянки мадленцев. Они стояли в специальных нишах. Это безусловно был объект поклонения. Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она - вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение.

Надежды кроманьонцев не ограничивались землей, они душой стремились к небесному Богу-Зверю, всемощному подателю жизни. Но из опыта повседневности они прекрасно знали, что семя жизни должно найти ту почву, в которой только и может прорасти. Семя жизни давало небо, почву - земля. Поклонение Матери-Земле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века.

Весьма ошибается Мирча Элиаде, когда во введении к «Священному и мирскому» утверждает: «Ведь очевидно, что символика и культы Матери-Земли, плодовитости человека,... священности Женщины и т. п. смогли развиться и составить широко разветвленную религиозную систему лишь благодаря открытию земледелия. Столь же очевидно, что доаграрное общество бродяг-номадов было не способно также глубоко и с той же силой прочувствовать священность Матери-Земли.

Различие опыта - это результат экономических, социальных и культурных различий, одним словом - Истории» - «Очевидное» - еще не истинное, это лучше других должен был знать религиовед. Культы Матери-Земли охотников верхнего палеолита заставляют нас предположить, что религиозное не есть всегда продукт социального и экономического, но, подчас является их причиной и предпосылкой.

Для лучшего понимания всей неоднозначности причин и следствий в человеческой культуре особенно интересны фигурки «венер» из Дольни Вестонице. Вестоницкие «венеры» сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые в истории человечества образцы терракоты (25 500 лет назад). Древний мистик, должно быть, старался в самом материале запечатлеть великую идею земли, соединяющейся с небесным огнем для принятия в себя небесного семени. Может быть удар молнии, оплавившей почву, навел его на эти образы. От бытовой керамики, появляющейся в раннем неолите, эти специально обожженные на огне глиняные статуэтки Матери-Земли отделяют не менее двенадцати тысячелетий.

Очень характерна и обнаруженная в конце 1950-х годов под навесом скального укрытия Англе сюр л"Англи (Angles-sur-l"Anglin, Вьенна, Франция) сцена мадленского времени. Три женщины, с ясно подчеркнутыми знаками своего пола, стоят близ друг друга. Одна - с узкими девичьими еще бедрами, другая - беременная, третья - старая, обрюзгшая. Первая стоит на спине зубра, поднятый хвост и наклоненная голова которого показывают, что он изображен в возбуждении гона.

Не отображает ли этот рельеф ритм жизни и не подчеркивает ли он, что для кроманьонца жизнь эта была не случайностью, но божественным даром, семенем Божиим, которой надо правильно распорядиться, дабы обрести вечность? А может быть это первое из долгого ряда изображений Великой Богини в трех ее образах - невинной девушки, матери и старухи-смерти, изображений - столь характерных для позднейшего человечества? Смерть, уведение от жизни в этом случае оказывается не полным исчезновением, но только этапом бытия, за которым следует новое зачатие божественным семенем, новое рождение.

«Палеолитические Венеры»: древнейшие произведения искусства

С начала зарождения цивилизации особое место в жизни людей играло искусство, которое в древние времена носило ритуальный характер. Многим знакомы так называемые «палеолитические Венеры» — статуэтки эпохи верхнего палеолита, изображавшие тучных или беременных женщин. О самых значимых из таких находок и пойдет речь далее.

Доисторические статуэтки женщин, которые ученые назвали обобщающим понятием «палеолитические Венеры», были найдены в основном на территории Европы, но ареал таких находок простирался и на большую часть Евразии вплоть до озера Байкал в Восточной Сибири.

Западноевропейские находки в большинстве относятся к граветтской культуре, датирующейся 28-21 тысячелетиями до н. э., но были найдены статуэтки, которые относились и к более ранней ориньякской культуре (33-19 тысячелетия до н. э.).

К таким древнейшим произведениям искусства относится Венера из Холе-Фельс, обнаруженная в одноименной пещере недалеко от немецкого города Шельклинген. Это древнейшая из известных науке «палеолитических Венер», ее возраст определяется в промежутке между 35 и 40 тысячами лет. Эта статуэтка признана древнейшим произведением фигуративного искусства. Венера Швабская, как еще называют эту статуэтку, выполнена из бивня шерстистого мамонта и представляет собой фигуру тучной женщины с ярким акцентом на грудях и вульве. Статуэтка сохранилась без некоторых фрагментов, однако из уцелевшей части ученым ясно, что она использовалась как кулон.

В наше время известно более ста «палеолитических Венер», которые выполнены из мягких пород камня, костей, бивней и даже вылеплены из глины с применением обжига. Размер таких статуэток варьируется от 4 до 25 см. Иногда такие «Венеры» находили и в форме барельефов (Венера Лоссельская).

Одной из первых найденных «палеолитических Венер» стала Венера Брассемпуйская, или «Дама с капюшоном». Ее обнаружили возле французского поселка Брассемпуи в 1892 году. От статуэтки остался лишь фрагмент, изображающий лицо женщины. Это изображение считается одним из самых ранних реалистичных изображений человеческого лица в целом.

В 1908 году в долине реки Дунай в Австрии была найдена еще одна знаменитая «палеолитическая Венера» под названием Венера Виллендорфская. Статуэтка высотой 11 см была вырезана из оолитового известняка. Этот материал не встречается в данной области, а это говорить о передвижениях древних людей. Статуэтка подкрашена красной охрой и датируется примерно 24-22 тысячелетиями до н. э. Венера Виллендорфская также выполнена в гипертрофированной манере, имеет четко выраженный пупок, половые органы и груди, на которых сложены руки.

Древнейшей керамической статуэткой, известной науке, является Вестоницкая Венера, найденная в Моравии (Чехия) в 1925 году. Ее возраст датируется в пределах 29-25 тысячелетия до н. э. Примечательно, что при томографическом исследовании статуэтки на ней был найден древний отпечаток детской руки, оставленный перед обжигом.

Культурное значение этих статуэток, возможно, никогда не станет известным, так как в случае и с другими доисторическими артефактами, ученые оперируют лишь малым количеством фактов в попытках интерпретировать их значение. Археологи предполагают, что «палеолитические Венеры» могли быть талисманами, амулетами и оберегами, символами плодородия и способности женщин давать жизнеспособное потомство. В захоронениях такие статуэтки встречались редко, чаще всего их находили на местах древних поселений.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса