Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основные направления работы классного руководителя с родительским комитетом в начальной школе. Роль классного руководителя в начальной школе

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который
называется воспитанием в широком смысле этого понятия.
В воспитании нет главного и второстепенного, как нет
главного лепестка среди многих лепестков, создающих
красоту цветка.
В. Сухомлинский
Быть классным руководителем – не самое простое дело. Обладать умением из
таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это
искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь
прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это
талант. Этими качествами и должен обладать настоящий классный
руководитель.
В школе формируют у детей навыки социализации, которые будут
необходимы детям в будущем, и принимать участие в этом процессе должна
не только школа, но и семья. Насколько человек социализирован к моменту
окончания школы, зависит его будущая жизнь. Воспитание должно развивать
активную позицию человека в жизни, он не должен оставаться равнодушным и
черствым, новому поколению должно быть чуждо безразличие, которого
сегодня в нашем обществе с избытком. Если классный руководитель
начальных классов человек творческий, он с интересом и личной
заинтересованностью подходит к этому делу. Главный его ориентир –
результат, которого он достиг, а это означает уровень успеха в его работе.
Работа классного руководителя начальной школы заключается в тесном
контакте с семьей каждого ученика. Если взаимопонимание достигнуто,
только тогда появится успех в многолетнем тяжелом деле воспитания
ребенка. Если хорошие условия созданы, взаимоотношения сложились, в
таком образовательно­воспитательном процессе комфортно всем.
Методы работы классного руководителя строятся на основании нескольких
основополагающих принципов, таких, как (слайд 2)
­деятельностный творческий подход,
­ сотрудничество,
­открытость

­ системность.
В основе всего этого лежит взаимное уважение, которое строится на основе
возрастных особенностей каждого участника воспитательного процесса. И
ориентирован преподаватель на успех, при этом он обязательно выделяет у
каждого ученика его личную «зону успеха».
Поскольку в основе воспитания класса учитель закладывает формирование
дружного коллектива, соответственно поощряются и развиваются
толерантные отношения между учениками в классе. Это ключевая задача,
которая стоит перед классным руководителем.. Вся работа с детьми строится
так, чтобы личность духовно развивалась, а в общешкольные дела был
вовлечен весь класс. В таких условиях формируется единый, полноценный
коллектив. Эта цель комплексная, и чтобы ее реализовать, приходится решать
другие задачи, частного порядка, которых не так уж мало. Прежде всего,
необходимо создать благоприятные условия для каждого ученика, чтобы он
мог гармонично развиваться как личность. Поощрять познавательный интерес
ребенка, чтобы он стремился получить дополнительные знания, расширял
свой кругозор и эрудицию. Необходимо создавать условия, при которых
творческий потенциал каждого ученика может быть раскрыт.
Работа классного руководителя начальной школы направлена на поощрение
творчества, самореализации в нем любого учащегося, причем это
распространяется как на уроки, так и на любые виды деятельности вне
уроков. И очень важный момент – воспитание такой жизненной позиции,
чтобы человек умел проявлять сочувствие, был активным гражданином,
которому чуждо безразличие, который не пройдет мимо, если где­то
требуется помощь или участие.
Культура общения также закладывается в раннем возрасте, и примером
должен стать учитель. Межличностная культура должна быть в общении
детей со взрослыми, и друг с другом. Чтобы оценить свои результаты на
поприще воспитания, педагог должен регулярно проводить мониторинг, на
каком уровне сплоченности его коллектив находится, каковы в его классе
отношения между учениками. Прежде, чем дружный коллектив будет
сформирован, процесс проходит ряд важных этапов.
Первым этапом можно считать первое полугодие в первом классе.
(слайд3)

Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к
школьной жизни. Учитель им в этом помогает. Он изучает интересы каждого
ребенка, его потребности, изучает основные личностные характеристики.
Рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом.
На втором этапе, а это второе полугодие первого класса и второй класс,
учитель помогает ученикам принять правила жизни и деятельности
коллектива. Помогает укрепить межличностные отношения между детьми.
Создает для каждого развивающую среду и сплачивает коллектив, чтобы дети
не чувствовали себя разрозненно.
Третий этап наступает с третьего класса. В этот период дальнейшее
слияние отдельных детей в коллектив происходит на основании
индивидуальности каждого ребенка, здесь уже приходится опираться на
воспитание. Творческая индивидуальность раскрывается ярче, определяются
явные лидеры группы.
В четвертом классе, уже на четвертом этапе, дети могут
самовыражаться, все условия для этого уже созданы. Они открывают в себе
свое собственное «я». Класс в каких­то ситуациях может что­то делать
самостоятельно, классные дела они планируют сами, также дети способны
распределить между собою обязанности. Подходит пора для подведения
итогов, то есть всего того, что было наработано в начальной школе.
Методы работы классного руководителя постепенно меняются, потому что
коллектив развивается, он меняется и укрепляется, и руководить им старыми
методами уже нельзя. Когда на начальном этапе классный руководитель
единолично управляет, это правильно. Но дети подрастают и взрослеют, и
такое управление становится неактуальным. Учитель должен поменять свою
тактику, он должен развивать самоуправление, прислушиваться к мнению
класса, а на самом последнем этапе сотрудничать со своими детьми.
(слайд 4)
Формы и методы работы с классом у преподавателя могут быть самыми
разными, здесь и проведение классных часов с организацией бесед на темы
нравственности, при этом необходимо учитывать актуальные проблемы
класса и отдельных учеников, здесь и целевые прогулки, и экскурсионные

мероприятия. Могут быть проведены творческие выставки и тематические
вечера, преследующие эстетическую цель. Организуются всевозможные
праздники и конкурсы, викторины и интересные проекты. Во всем этом дети
принимают самое активное участие, все эти мероприятия способствуют
сплочению группы.
Классный руководитель должен быть увлеченным своим делом, чтобы дети с
удовольствием следовали за ним и помогали в организационных вопросах.
Очень важно, чтобы каждый ученик чувствовал сопричастность к
проводимому мероприятию, чтобы мог получить опыт, свой собственный, от
взаимодействия с социумом. В таких условиях лучше раскрывается потенциал
ученика. Именно поэтому любая деятельность класса должны быть
содержательной и разнообразной. Дети не любят обтекаемых и пустых
занятий, им важно чувствовать результат, и после всего необходимо
поощрение. Перед детским коллективом лучше всего ставить увлекательную
цель, чтобы она манила их и тянула за собой, подвигая к деятельности.
Сплочению коллектива способствует не только участие в делах школы или
класса, детям нравится такая совместная деятельность, которая организует
их свободное время. В современном мире дети большую часть времени
проводят перед монитором, играют в электронные игры, и живое общение и
подвижные игры на улице в явном дефиците. Именно поэтому экскурсии и
совместные прогулки вызывают бурную радость. Дети хотят быть полезными
для окружающих, и их нужно вовлекать в такие занятия. Работа классного
руководителя начальной школы заключается, в первую очередь, в создании
психологического комфорта в классе. Его главной задачей является
сформировать сплоченность между детьми.
В заключение хотелось бы привести «10 заповедей «классного»
руководителя»: (слайды 5,6)
Умей выслушать ­ ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.
Не кричи. Не подавляй голосом ­ ибо твои авторитетные слова, сказанные
тихо, будут быстрее услышаны.
Найди, за что похвалить ­ ибо доброе слово и кошке приятно.
Будь справедливой ­ ибо обиды больно ранят детскую душу.
Умей видеть положительные качества ученика ­ ибо хорошего в детях
больше, чем плохого.
Зарази собственным примером ­ ибо кто­то должен быть паровозом.

Защищай своего ученика даже перед педагогами ­ ибо в негативных
моментах есть свои причины.
Не ябедничай родителям по пустякам ­ ибо в собственном бессилии
расписывается только слабак.
Поощряй инициативу учеников ­ ибо сделать все самой невозможно.
Употребляй во время общения много ласковых слов ­ ибо классный
руководитель ­ мать от завтрака и до обеда.
(слайд 7)
Хотелось бы, чтобы каждый классный руководитель помнил и
руководствовался в своей работе с детьми словами В.А.Сухомлинского: «У
каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только
отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и весёлым звоном».

1. Формирование и развитие классной воспитательной системы

Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально-психологического климата, творчества атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности.

Мною приветствуется путь воспитания основанный на терпении и разговоре (демократичный). Если этот путь пройти до конца, то я думаю, что результат превзойдёт ожидания. Человек вырастит личностью, определившей свою жизненную позицию и путь к её достижению. Люди такой категории вызывают интерес общества, так как они спокойны, уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и умеют любить.

Моя педагогическая цель – воспитать именно таких людей: жизнелюбивых, творческих, честных, добрых, ответственных и активных в своей жизни. Одним словом – воспитать личность. Но для этого нужно постепенно самосовершенствовать личность. Именно поэтому мною используется система саморазвития личности в воспитательной работе. Данная система основывается на следующих положениях:

  • ученик – субъект, а не объект процесса воспитания и обучения;
  • воспитание и обучение приоритетно по отношению к развитию опережает развитие;
  • воспитание и обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью (самоутверждающие механизмы личности).

Вот уже третий год воспитательная система класса направлена на саморазвитие и самосовершенствование личности. В основе системы лежит курс Г.К. Селевко “Самосовершенствование личности”. С моей точки зрения данный курс очень актуален на современном этапе развития общества, поскольку переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества.

Кроме этого по Закону РФ “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на “обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации”, должно обеспечивать, в частности “интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирования человека и гражданина, подготовленный к выступлению в современном ему обществе и национального не совершенствование этого общества…”.

Эти задачи обеспечиваются организацией педагогических условий, воздействий, но одновременно в психике ребёнка идут внутренние процессы самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации. Курс “Самосовершенствование личности” ставит целое педагогическое руководство этими процессами, активизацию психогенных факторов развития, побуждение школьников к самосовершенствованию.

В учебном плане средней школы отсутствуют дисциплины, которые объяснили бы учащимся основу содержания и закономерности формирования их личности. Данный курс предназначен для теоретической ориентировки, методологического осмысления учащихся своей школьной и внешкольной жизнедеятельности, для создания теоретического фундамента их саморазвития. Курс представлен в систематизированном виде (с 5-го по 11-й кл.), где излагаются знания о человеке, отношениях между людьми друг с другом и обществом, о нравственных ценностях, культуре поведения и жизнедеятельности – о многом, что необходимо развивающемуся человеку.

Система курса основана на том, что в каждом возрастном периоде создаются особо благоприятные предпосылки для формирования определенных сфер самосовершенствования личности. Кроме того потребностей, обоснования А. Маслоу.

Весь круг “Самосовершенствование личности” разбит на 7 разделов по классам и охватывает все основные этапы и компоненты процесса самосовершенствования.

Класс Раздел общего курса самосовершенствования личности Названия пособия
5 Самопознание Познай себя
6 Самовоспитание Сделай себе сам
7 Самообразование Научи себя учиться
8 Самоутверждение Утверждай себя
9 Самоопределение Найди себя
10 Саморегуляция Управляй собой
11 Самоактуализация, самореализация Реализуй себя

Процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребята должны осознать, кто они есть, как себя оценивают, что и почему с ними происходит. Поэтому система технологии начинается с доступного пятиклассниками обзора с психологических качеств человека, приводит в некоторую систему имеющиеся у ребят представления о своей личности, помогает или понять себя, создать осознаваемый образ своего “Я”.

Особенность работы по технологии саморазвития личности – работа с внутренним миром ребёнка, с его переживаниями, интеллектуальными проявлениями, интересами, отношениями.

Опыт работы по технологии саморазвитие личности позволил мне увидеть то, что многие ребята переосмысливают своё поведение, жизнедеятельности, отношение друг к другу и миром в целом. Анализ работы по этой технологии позволил понять, какая иерархия ценностей формируется у отдельных детей, построить индивидуальный подход к ним. При разыгрывании различных ситуаций совместно с ребятами, я увидела взаимное доверие, заинтересованность. Вот именно в таких условиях происходит обогащение жизненного опыта учащихся.

2. Развитие самоуправления в классе

Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Это самостоятельность организованной социальной общности в решении собственных дел.

Уже третий год в моём классе развивается самоуправление. Первоначальной целью самоуправления было сплотить учеников в дружный и крепкий коллектив.

Классное самоуправление развивается поэтапно.

Первый этап пришёлся на 5-й класс. В первую очередь, учащимся были сообщены знания о значении самоуправления. Затем шло постепенное формирование положительных мотивов у учащихся к самоуправленческой деятельности. Для того, чтобы всего этого достичь, в основном мною приводились примеры из личной школьной жизни и жизни предыдущего классного коллектива. На этом этапе учащиеся начали вести “Летопись классной жизни”. В первое время функция ребят была исполнительская. Моя же позиция как классного руководителя была – учитель. Проводилось анкетирование с целью выявления склонностей и интересов к чему-либо. Выявив интересы, ребята получали задания, поручения. На начальном этапе для того, чтобы привлечь их к самоуправлению я сама назначала ответственных, присматривалась, кто на что способен. Постепенно

учащиеся начали оценивать события в классе, осуществлять самоконтроль и взаи-моконтроль. У них появилась первая самооценка. Уже после первого полугодия были видны результаты самоуправления. Радовало то, что ребята перестали быть равнодушными друг к другу, начали проявлять инициативу в жизни класса и школы. Дети сами стали предлагать мероприятия, в которых хотели бы принимать участие. В классе выявилась группа лидеров, которые были справедливы в отношении одноклассников, те, кто имел явные достижения в ценимых деятельностях (в спорте, учёбе, творчестве) и те, кто мог повести других ребят за собой.

Был выбран актив класса, которым были разработаны классные нормы общения, поведения, отношений в форме классных заповедей, правил, законов, девизов на год. За год актив класса менялся три раза и почти все ребята выполняли какие-то поручения в классе. В конце года уже было видно рождение самого настоящего коллектива. Изначальная цель почти достигнута. Это подтвердили и итоги ежегодного школьного конкурса “Ученик года”. Из четырёх номинаций среди 5-7 классов два ученика нашего класса стали победителями: “Самый лучший ученик – 2005” и “Самый талантливый - 2005”.

Второй этап рассчитан на два года – 6 и 7 классы. В начале 6-го класса был сформирован постоянный актив класса на год демократическим путём – путём выборности. Для более интересной классной жизни было предложено переименовать класс в “государство”. На собрании актива было принято решение:

  • форма самоуправления – Республика (РИД)
  • глава Республики интересных дел (РИД) – президент (классный руководитель)
  • министры государства (замы главы РИД):

“Министрами государства” были приняты и утверждены устав, герб, гимн “республики”, предложенные всеми членами “государственной думы” - учениками класса.

Ученическое самоуправление не столько вводится, сколько выращивается в самом коллективе. Смысл ученического самоуправления в нашем классе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Участие в самоуправлении помогает учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.

На конец 6-го класса достигнуты следующие результаты классного самоуправления:

  • хорошо налажено дежурство по классу и школе;
  • хорошо поставлены трудовые дела (уборка территории, утепление класса, благоустройство и генеральная уборка в классе);
  • организация досуга (проведение классных огоньков, вечеров, поездок, экскурсий, конкурсов и других мероприятий);
  • выпуск всевозможных тематических газет;
  • проведение спортивных мероприятий; - проведение тематических классных часов;
  • сбор денежных средств на поездки.

В конкурсе “Ученик года – 2006” нами были взяты все четыре номинации: “Самый лучший ученик – 2006” I и II степени, “Самый активный – 2006”, “Самый спортивный -2006” и “Самый талантливый – 2006”. У каждого победителя конкурса имеется портфолио достижений.

Итоги 7-го класса подтвердили правильную направленность нашего классного самоуправления. Члены актива класса (министры) стали организаторами работы с ребятами по интересам. Не всё, конечно, гладко, бывают и трудности. Но с этими трудностями мы уже справляемся вместе, т.е. моя позиция изменилась – я стала консультантом.

На классных часах моя роль как классного руководителя стала в основном консультирующая и достаточно “теневая”. На мой взгляд, классные часы дают возможность развивать одновременно и талант организаторский и талант актёрский.

Перед классным коллективом всегда стоят какие-то цели, задачи. Мои воспитанники придерживаются десяти главных глаголов:

1) думать;
2) ставить цели;
3) решать;
4) делать;
5) помогать;
6) уважать;
7) дружить;
8) веселиться;
9) творить;
10) отвечать за всё и всех.

На мой взгляд, самоуправление в классе необходимый компонент современного воспитания. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Они приобретают организационные, коммуникативные, трудовые и творческие навыки. Д.Уэбстер сказал: “Люди могут вместе совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим”. Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими воспитанниками.

Я часто думаю и представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОреализации.

В своей педагогической деятельности мне близко высказывание Ш.А. Амонашвили: “Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, на конец жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом”.

3. Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся

Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя.

Организация взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся требует соблюдения определённых правил и норм общения.

При взаимодействии с родителями мною используются различные психолого-педагогические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, тренинги, материалы детского творчества.

Начиная работать с детским коллективом, я попыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече (в сентябре) с родителями мною использовалась следующая диагностика.

Мой ребёнок.

1. Ф.И.О. ___________________________________

2. Интересы моего ребёнка ______________________________

3. О здоровье своего ребёнка могу рассказать следующее_______________________

4. В начальной школе к нему (к ней) относились так, что мы____________________

5. Его (её) отношения с учителем в начальной школе были______________________

6. Моему ребёнку нравится, когда___________________________________________

7. Моему ребёнку не нравится, когда________________________________________

8. Его (её) положительными качествами является то, что он (она) всегда__________

9. Его (её) отрицательными качествами является то, что он (она) может___________

10. Трудности в воспитании нашего ребёнка связаны с тем, что___________________

11. Я хотел бы, чтобы классный руководитель обратил внимание на его (её) способности к _.

12. Мы надеемся, что с помощью классного руководителя мы сможем развить в своём ребёнке следующие качества ________________________ и преодолеть следующие качества.

Результаты данной диагностики мне помогли ближе познакомиться с детьми и дали представление об их родителях.

Есть много различных диагностик изучения семьи, отношений между педагогами и родителями, детьми и родителями и т.д., которые используются в моей педагогической деятельности.

Родительские собрания являются одной из основных форм работы с родителями, поскольку они обычно включают многие важные элементы работы (от индивидуальных бесед до групповых обсуждений). Но я решила изменить сам подход к организации и проведении традиционных родительских собраний. Главная цель нового подхода – привлечь большинство родителей к принятию решений в классе. Вопросы дисциплины и успеваемости отдельных учащихся не обсуждаются на общих собраниях. Такие вопросы решаются, как правило, индивидуально, в отдельных беседах с родителями. Для этого помимо встреч с любым педагогом предусматриваются и дни открытых дверей (по субботам), когда родители могут решать вопросы с любым учителем и администрацией. А на родительских собраниях активными участниками и даже организаторами иногда становятся сами родители, на которых обсуждаются актуальные вопросы жизни в классе и в школе. В 2005 – 2006 уч. году родителями, в частности членами родительского комитета, было проведено два тематических собрания (“Роль семьи в развитии моральных качеств подростка”, “Поощрение и наказание в воспитании ребёнка”). Было приятно, что родителей взволновали эти проблемы и в бурной дискуссии обсуждали, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям. Многие родители обратили внимание на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы. Я познакомила родителей с результатами исследований учёных о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств детей. На мой взгляд, такие родительские собрания имеют большую воспитательную эффективность.

Тематика родительских собраний весьма разнообразна, поскольку широк круг проблем, с которыми сталкиваются родители.

В нашем классе уже стало традицией проведение последнего итогового родительского собрания совместно детей и родителей. Это собрание всегда бывает праздничное, как бы творческий отчёт о проделанной работе и своих достижениях. Радует то, что и родители не остаются в стороне, всегда показывают своё “ответное слово”.

Кроме родительских собраний родители принимают активное участие и во многих классных мероприятиях (в составе жюри, в проведении классных часов, совместные поездки, литературные вечера и т.д.). Только с помощью совместных дел, родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность.

Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование, дискуссии на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. Но в некоторых семьях наблюдается излишняя строгость и требовательность к ребёнку, а в некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. Благодаря совместной деятельности, родители начали осознавать, что с ребёнком необходимо общаться как с равным, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главное средство в воспитании.

4. Активное участие учащихся в жизни школы

2005-2006 уч. год

Результаты традиционного школьного конкурса “Ученик года – 2006” доказали активность классного коллектива в жизни школы. Все четыре номинации конкурса среди

5-7 классов выиграли воспитанники моего класса: “Самый активный” - Ларюшкина А.; “Самый творческий” - Колпакова В.; “Самый спортивный” - Лупенкова Л.; “Лучший ученик 1 степени” - Гукова В.; “Лучший ученик 2 степени” - Саломатина Т.

Помимо победителей, участие в жизни школы принимают и другие члены классного коллектива. За период 2005 – 2006 учебный год 6 “А” принял участие в таких мероприятиях, как:

1. Участие в празднике: “День первоклассника”. (8 человек).

2. Участие и победы в осенних и весенних школьных олимпийских играх (весь класс)

3. Соревнование по пионерболу среди 6 – 7 х классов (победа).

4. Участие в городском смотре театрального искусства – спектакль “Красная шапочка”. (14 человек)

5. Школьный выпуск календаря знаменательных дат:

1) геологу В.А. Русанову;
2) сказочнику – режиссеру А. Роу.

6. Участие в областной олимпиаде по экологии (школьный тур) - 9 человек

7. Участие в новогоднем представлении для 5 – 8 классов (3 человека)

8. Участие в концерте: “Встреча с ветеранами” (4 человека)

9. Участие в Международном математическом конкурсе – игре “Кенгуру” (11 чел.)

10. Участие в городском смотре творчества: “Пою о том я, что люблю”. (10 чел.)

11. Участие и победа в школьной учебно – практической конференции (4 чел.)

12. Участие и победа в городской учебно – практической конференции (3 чел.)

13. Активное участие и победы в спортивных соревнования (гор. , обл. ) – 5 человек.

2006-2007 уч. год. На участие в традиционном школьном конкурсе “Ученик года – 2007” от класса было подано 9 заявок. Все четыре номинации конкурса среди

5-7 классов выиграли воспитанники моего класса: “Самый активный 1 степени” - Заболотний Е.; “Самый активный 2 степени” - Ларюшкина А.; “Самый творческий” -Гукова В.; “Самый спортивный” - Лупенкова Л.; “Лучший ученик 1 степени” - Ларюшкина А.; “Лучший ученик 2 степени” - Саломатина Т.

Каждый ученик класса имеет свой пакет достижений – портфолио .

2006-2007 уч. г. 7 “А” принял участие в таких мероприятиях, как:

1. Участие в празднике: “День первоклассника” (10 человек).

2. Активное участие и победу в осенних школьных олимпийских играх (I место)

3. Соревнование по волейболу среди 7-8 х классов (I место)

4. Соревнование по мини футболу среди 6-7 х классов (I место)

5. Представление школьного спектакля “Кошкин дом” на новый лад в новогоднем поздравлении для уч-ся 5-6 и 7-8 классов. (18 человек)

6. Школьный выпуск календаря знаменательных дат:

1) 100 летие со дня рождения конструктора ракет Сергея Королёва
2) 270 лет со дня рождения архитектора Василия Баженова

7. Участие в областной олимпиаде по экологии (школьный тур) - 11 человек

8. Участие в новогоднем представлении для 5-8 классов (7 человек).

9. Участие и победа в конкурсе песен: “ И помнит мир спасённый” (14 чел.)

10. Активное участие и победы в спортивных соревнования (гор. , обл. ) (7 чел.).

11. Участие в школьном смотре творчества: “ Славься, город родной”, (10 чел.)

12. Выпуск газет на “Школьный Арбат”: 1) “Что Новый год готовит?”

2) “Город- герой – Курск” 3) Военноначальники, уроженцы г. Кимовска и Ким-го р-на.

13. Участие и победа в областной (II место) научно-практической конференции. (2 чел.)

14. Участие в литературных гостиных (7 чел.)

15. Участие и победа в школьной и городской учебно – практической конференции (9 чел.)

Используемая литература: 1. Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова Самосовершенствование личности. М.: Народное образование, 2001.

Классный руководитель – педагог, призванный координировать учебную и воспитательную деятельность одного класса, формировать ученический коллектив и организовывать разного вида деятельность этого коллектива. Учитель начальных классов одновременно является и классным руководителем. Деятельность классного руководителя определяется специальным положением, в котором обозначены его основные функции : когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно-сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Когнитивно-диагностическая функция заключается в постоянном наблюдении, анализе и учете морального и физического состояния учеников класса. Классный руководитель должен следить за уровнем воспитанности учеников и корректировать недостатки воспитания, знать о состоянии здоровья детей в данный период времени. В отличие от учителей-предметников, у классного руководителя есть возможность глубинно разобраться в психологических особенностях личности каждого ученика вверенного ему класса. Анализируя и перерабатывая эту информацию, классный руководитель должен доводить ее до сведения других учителей, работающих в классе, для достижения наилучшего эффекта обучения и возможности реализации индивидуального подхода.

Организаторско-стимулирующая функция заключается в том, чтобы привлечь учеников к внеклассной деятельности. Участие в таких видах деятельности не является обязательным, однако оно играет значительную роль в формировании личности, расширяет кругозор, помогает приобрести новые умения и навыки, раскрыть в себе новые интересы и способности и т. д. В связи с этим, необходимо организовывать внеклассную работу таким образом, чтобы ученики стремились принять в ней участие, проявили активность в ее организации и подготовке. Для этого каждому нужно отвести определенное место в осуществлении такого вида деятельности, каждый ученик должен чувствовать себя причастным к общему деру, четко понимать свою роль и обязанности, тогда у него возникнет ощущение полезности и необходимости. Важно подбирать обязанности таким образом, чтобы они были посильны и интересны ученику, совпадали с направлением его склонностей и способностей. Кроме того, нужно стремиться к эстетичному оформлению различных праздников, совместно с ребятами разрабатывать интересные сценарии, учитывая потребности и интересы учеников, соответствующие их возрасту. Каждый раз нужно придумывать что-то новое, развивая и сохраняя при этом уже сформировавшиеся и полюбившиеся традиции класса.



Объединительно-сплачивающая функция . Эта функция заключается в формировании здорового, закономерно функционирующего ученического коллектива. Классный руководитель должен стремиться развить между ребятами дружественные, сотруднические отношения, побуждать их к единству основных целей и стремлений, заботиться друг о друге, принимать ответственность за состояние коллектива класса, реагировать на отдельные проявления его членов. В то же время, классный руководитель обязан следить за всеми внутренними отношениями, возникающими в коллективе с целью предотвращения образования групп негативной направленности, подавления одними учениками других. Во избежание отрицательных проявлений в коллективе необходимо чаще проводить различные совместные мероприятия, развивая тем самым интересы учеников в положительном направлении.

Координирующая функция. Классный руководитель должен координировать усилия педагогов и родителей класса, для достижения единого подхода к воспитанию и обучению учеников, исключая возможные противоречия и создавая как можно больше возможностей для осуществления индивидуального подхода. Для этого устраиваются родительские собрания, педагогические советы и проводятся индивидуальные беседы с родителями и педагогами. По возможности стоит привлекать родителей к различным видам внеклассной деятельности. Недочеты домашнего и самостоятельного обучения компенсируются за счет организации домашнего чтения, различных заданий и поручений ученикам.

Личностно-развивающая функция. Педагогическое воздействие на учеников должно способствовать развитию их личностных качеств. Выполнение этой задачи входит в функции классного руководителя. Для этого необходимо тщательное изучение личности каждого ученика и создание условий для его полноценного развития, оказание помощи и поддержки со стороны педагогов, родителей и ученического коллектива. В обязанности классного руководителя по этому вопросу входят следующие:

1) изучение личностей учащихся;

2) контроль успеваемости учащихся, регулирование объемов домашних заданий;

3) разъяснение и контроль соблюдения правил поведения;

4) проведение классных собраний;

5) вовлечение учеников во все виды внеклассной деятельности (кружки по интересам, трудовая деятельность, благотворительная помощь);

6) активное участие в управлении учебно-воспитательной деятельностью в школе, внесение предложений о методиках воспитания, принятых в школе;

7) работа, направленная на установление единого подхода к воспитанию и обучению учащихся;

8) налаживание и поддержание контактов с родителями и семьями учеников;

9) ведение личных дел учащихся.

Работа классного руководителя сложна и многообразна, поэтому требует высокой квалификации педагога, творческого подхода и личной заинтересованности в успешном развитии каждого ученика класса и ученического коллектива в целом.

2.21. Разнообразие современных технологий воспитательной работы с младшими школьниками и их характеристика.

Технология воспитания (воспитательные технологии) – это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно. « Как?» – коренной вопрос технологии в области воспитания. Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур:

Определение четкой конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта.

Разработка «пакета» теоретических оснований: реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания, т.е. определенные педагогические концепции.

Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональ-ная, контрольная, итоговая).

Анализ результатов (мониторинг – коррекция – рефлексия).

Эффективность воспитательных технологий должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на
«Я – концепцию» и как способствует самоопределению личности.

В современной педагогической литературе описаны десятки вариантов классификации воспитательных технологий: В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Ф.А. Мустаева, Л.Е. Никитина, И.П. Подласый, Г.К. Селевко.

Воспитательные технологии классифицируют:

По философской основе: материалистические; прагматические; гуманистические, антропософские.

По научной концепции: поведенческие; деятельностные; интериоризаторские, нейролингвистического программирования.

Признаки воспитательных технологий:

Технология разрабатывается на конкретный педагогический замысел и в основе ее лежит определенная методологическая позиция автора;

Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации и дифференциации, диалогического общения;

Элементы педагогической технологии должны гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;

Органической частью педагогических технологий являются диагностические процедуры.

Примером воспитательной технологии является технология организации «ситуации успеха» (идеи Н.Е. Щурковой):

Культивирования настроения доброжелательности;

Снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь;

Авансирование ребенка (термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств;

Усиление мотивов деятельности;

Педагогическое внушение;

Педагогическая оценка.

Технологический алгоритм воспитательного мероприятия:

Определение цели;

Построение содержания;

Подготовка мероприятия;

Проведение мероприятия;

Анализ итогов мероприятия.

«Самый опасный результат образования

– это прекрасно информированные люди,

не отягощенные совестью»

(Эрнст Боуэр, амер. педагог-психолог).

В последние десятилетия условия жизни нашего государства и личности значительно изменились. Быстрое развитие информационных технологий, небывалые темпы научного прогресса привели к остро ощущаемому «гуманитарному голоданию». Анализ событий, под влиянием которых живет общество в последнее время, приводит к мысли, что ему задаются идеалы, которые противоречат не только духовной жизни, но и природной сущности человека. В педагогической деятельности нравственные ориентиры перестали быть доминирующими. В сознании взрослеющего школьника они не находят себе места, а «свято место пусто не бывает». Становление человека не может сводиться только к рациональному познанию. Острота нравственных проблем на современном этапе развития общества требует существенных изменений в подходе к учебно-воспитательному процессу школы. Одна из основных задач педагогики – открывать новому поколению людей мир общечеловеческих культурных и нравственных ценностей. Отсутствие необходимого морального фундамента, заложенного в младшем школьном возрасте, обрекает ученика, не имеющего нужных нравственных ориентиров, следовать внешним формам поведения, далеким от идеала.

Проблема нравственного образования как система знаний о моральных ценностях общества впервые официально поставлена в ФГОС. Как построить в школе воспитательный процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными? Человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми. Научить этой системе отношений сможет тщательно продуманная система внеклассной работы под началом классного руководителя.

Если мы рассмотрим ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ", то среди семи направлений, реализуемых в рамках этого проекта, на первом месте мы увидим направление «классное руководство».

- Классное руководство

Лучшие учителя

Талантливая молодёжь

Федеральные университеты

Бизнес-школы мирового уровня

Школьное питание

Образование военнослужащих-контрактников

На классного руководителя в современной школе ложится большая ответственность. Вместе с родителями и службой сопровождения (психолог и социальный педагог) классный руководитель решает проблемы адаптации и социализации ребенка. Их совместная деятельность оказывает подрастающему человеку реальную помощь в процессе освоения им социокультурного опыта.

Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся. С чего начинается формирование детского коллектива? Поскольку эта работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников, то работа классного руководителя в начальных классах начинается с формирования родительского коллектива.

Работа с родителями учащихся – приоритетная в начальной школе. Только при единстве учителя и родителей достигается положительный результат. Классный руководитель продумывает свою деятельность так, чтобы максимально вовлечь все семьи в школьную деятельность. Это требует большого такта от педагога и индивидуального подхода к каждой семье. Родители добровольно выбирают то направление, по которому они хотели бы сотрудничать со школой (культмассовое, учебно-социальное, хозяйственно-трудовое, спортивно-оздоровительное). Когда с первого класса удается наладить работу этих направлений, то в дальнейшем облегчается вся воспитательная работа в детском коллективе.

Основные формы работы с родителями в начальной школе следующие:

Родительские собрания;

Общешкольные конференции;

Анкетирование и тестирование;

Открытые мероприятия для родителей;

Совместные экскурсии;

Привлечение всех родителей к классным праздникам;

Знакомство с родословной семьи.

Говоря о наших творческих делах в начальных классах, хочется отметить энтузиазм и большое желание, с которыми ученики и их родители берутся за работу. При правильной расстановке приоритетов каждая семья вносит посильный вклад в общее дело. Формы работы очень разнообразны:

Тематическая мастерская поделок и игрушек;

Спортивные эстафеты;

Фольклорные праздники;

Участие в различных акциях и конкурсах;

Календарные и школьные праздники.

Анализируя мой опыт классного руководителя, хочется отметить, что сначала (1-2 класс) дети нуждаются в помощи родителей, но постепенно становятся более самостоятельными, проявляют инициативу, расширяют свой кругозор, учатся планировать свою работу. В 3-4-м классах дети уже способны создавать коллективные творческие работы, которые используются на уроках, викторинах, конкурсах, классных праздниках и т.д. К окончанию начальной школы учащиеся выходят на участие в проекте, в котором не только реализуют свой накопленный опыт, но активно познают окружающий их мир (проекты «Чудесный город», «Школа взаимопонимания», «Планета Знаний» и многие другие). Так работа моя и моих учеников над проектом «Школа взаимопонимания» нашла отражение в районном конкурсе классных руководителей Красносельского района г. Санкт-Петербурга «Самый классный «классный ». Положение конкурса предписывает участие в нем два года. В первый год формируется папка педагогических достижений классного руководителя, в которую входят сценарии, методические разработки классных часов, планы ВР и другие материалы. Во второй год создается презентация «Мое педагогическое кредо», которое оценивается членами жюри, представляется коллегам-участникам. Итогом конкурса является открытое внеклассное мероприятие. В моем случае – это фольклорный праздник по теме «День Калевалы», на котором присутствовали не только члены жюри конкурса, но и все родители учащихся. Это внеклассное мероприятие дало простор фантазии учащихся. Они легко включились в игровые действия, стали непосредственными участниками народного праздника. Ребята осознали, что культурное событие «День Калевалы» носит межнациональный характер. Итогом участия в конкурсе стало 2 место в районе.

Четыре года работы классного руководства в начальной школе имеют значимые ожидаемые результаты. Подводя итоги педагогического воздействия, важно помнить, что речь идет о воздействии на нравственную сторону личности, особого мира, куда не всегда впускают другого человека. Ситуация облегчается тем, что младший школьник сам стремится к выяснению оценок взрослого, ориентируется на его мнение. Взрослый, таким образом, осуществляет социальный контроль. Ряд диагностических методик помогут ориентироваться в некоторых результатах работы. Диагностика не является основанием для оценки личности ребенка. Это информация для педагога и для его индивидуальной работы с детьми. Результаты нельзя считать окончательными, потому что ребенок постоянно изменяется и совершенствуется. Но выпускнику начальной школы по силам:

Осознать моральные нормы и правила, принятые в обществе;

Стремиться быть нравственным;

Подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми

«Настоящая подлинная нравственность - есть стремление к нравственности» (Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961).

Современное общество не только предъявляет новые требования к системе образования, но и открывает новые возможности для работы педагогов. Особая роль при этом отводится использованию интернет-ресурсов и информационных технологий в педагогической практик классного руководителя. Эффективное применение информационных ресурсов расширяет образовательное пространство педагога, делает учебный и воспитательный более насыщенным и продуктивным.

Htpp://www.innovativeteachers.ru – сеть творческих учителей.

Заканчивая эту статью, хочется процитировать слова «Классное руководство – это не обязанность, а бесконечное творчество».

С уважением - учитель лицея № 395 г. Санкт-Петербурга Наталия Викторовна Зязенкова.

Список использованной литературы:

Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.Каирова.- М.: Просвещение, 1975;

Азбука нравственного взросления/ Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007;

Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961.

Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов/ Богданова О., Петрова В.- М.: Просвещение, 1978;

- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №7 – З.А.Булатова. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики;

- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №12 – М.В.Лимина. Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки;

Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе. Классный руководитель - профессионал-педагог, организующий систему отношений между обществом и ребёнком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка и осуществляющий свою деятельность в образовательном процессе общеобразовательного учреждения.

В соответствии с концепцией Р.Х. Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые Р.Х. Шакуров относит к группе целевых .

Традиционно среди педагогических функций доминирующее значение имеет функция воспитания учащихся. Перед классным руководителем стоит проблема интеграции усилий всех педагогов, направленных на решение этой задачи.

Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми функциями, приоритетной является социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства. Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка - это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.

Социальная защита как функция классного руководителя - это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем - это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и другие, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова - это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях .

Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

Критерием эффективности деятельности классного руководителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объективные - это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д. Субъективные показатели характеризуют степень удовлетворенности или неудовлетворенности детей их социальной защищенностью.

Таким образом, функции воспитания и социальной защиты ребенка являются стержнем, вокруг которого строится система деятельности классного руководителя и наполняется соответствующим содержанием.

Для достижения поставленных целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют социально-психологические функции, к которым относятся, прежде всего, организаторские.

Главное назначение классного руководителя - поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент классным руководителем делается не столько на организацию учащихся, сколько на помощь им в самоорганизации.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение учащихся, являющееся частью досуга школьников .

В процессе работы с классом представляется важным реализовывать функцию сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей. Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является развитие ученического самоуправления.

Реализация диагностической функции предполагает постоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их анализ, поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, прослеживать результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика из инструмента исследования и изучения ребенка в руках классного руководителя (классного воспитателя) может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста учащихся и уровня сформированности классного коллектива доля участия классного руководителя (классного воспитателя) в этом процессе будет меняться.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса. Реализация функции контроля предполагает, с одной стороны, выявление положительных результатов, а с другой - негативных результатов и причин имеющихся недостатков, а также возникающих проблем в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителя как с классом в целом, с группой учащихся, так и с отдельными учениками. Процесс контроля следует рассматривать не только со стороны администрации, других членов педагогического коллектива, учеников, но и как реализацию функции самоконтроля классным руководителем. Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Систематически и грамотно реализуемая функция контроля и коррекции в деятельности классного руководителя (классного воспитателя) имеет большое воспитывающее, развивающее и организующее значение, повышает эффективность воспитательного процесса .

Вышеперечисленные функции определяют содержание деятельности классного руководителя.

Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса. Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее опытных и авторитетных учителей. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе. Всю эту работу классный руководитель проводит не в порядке самодеятельности, а как официальное должностное лицо. Классный руководитель несёт ответственность перед руководством школы и органами народного образования за содержание и организацию воспитательной работы в порученном ему классе .

Основные обязанности классного руководителя сформулированы в Уставе средней общеобразовательной школе.

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга.

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя - это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.

Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения .

Организация и воспитание классного ученического коллектива - это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина - важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе.

Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы - ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления - идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.

Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя - обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе .

Следующий раздел деятельности классного руководителя - работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.

Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.

Классный руководитель по сравнению с другими учителями выполняет дополнительно очень важные функции по воспитанию учащихся. Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности .

Вывод: Основные функции классного руководителя - диагностическая, воспитания, социальной защиты, поддержка положительной инициативы учащихся, функция сплочения коллектива, целеполагания, контроля и коррекции.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса