Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Оплакивание христа статуя. Пьета Микеланджело — история создания и разрушения шедевра. Интересные факты о Пьете Микеланджело

Оплакивание Христа. Микеланджело

Самая известная и самая великолепная работа гения Микеланджело Буонарроти, датируемая 1499 годом. Находиться в соборе Святого Петра в Ватикане

Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы св. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: "Vergine Madre, figlia del tuo figlio" – "Богоматерь, дочь своего Сына".

1496 г. молодой скульптор Микеланджело Буонаротти в поисках работы и влиятельных покровителей приезжает в Рим. Ему 21 год. За его спиной год учебы в мастерской известного флорентийского живописца Доменика Гирландайо, где он прошел хорошую школу рисунка и в совершенстве изучил анатомию и перспективу. Затем обучение в художественной школе, основанной Лоренцо Великолепным в "Садах" Медичи при монастыре Сан Марко. Скульптура оказалась именно тем видом искусства, которое наиболее отвечало художественному дарованию юноши. Впоследствии он, шутя, скажет своему биографу Джорджо Вазари: "…из молока своей кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи", имея в виду, что эта кормилица была женой каменщика.
Довольно скоро у него появился влиятельный покровитель - Якопо Галли, богатый банкир и собиратель античных древностей. Для него Микеланджело исполнил мраморную статую античного бога вина Вакха. Он же помог художнику заключить договор с французским кардиналом Жаном Билэром де Лагрола на скульптурную группу "Оплакивание Христа", так называемую "Пьету". В договоре Галли ручался, что Микеланджело закончит "упомянутое" произведение в течение года и что это будет лучшее мраморное изваяние, существующее сегодня в Риме, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше. Скульптор трудился над ней два года, ему исполнилось всего 25 лет!

Создавая свое "Оплакивание", Микеланджело ограничился изображением только двух фигур: сидящей богоматери и лежащего у нее на коленях тела мертвого Христа, хотя обычно в подобных композициях изображалось несколько человек. Мария выглядит очень юной. Она кажется, скорее, сестрой Иисуса, чем его матерью. На необычный облик мадонны обратили внимание уже современники скульптора. Оправдываясь, он говорил, что непорочные девы не стареют, а у Божьей матери молодость поддерживалась особой благодатью. На самом деле он просто стремился соединить античный идеал красоты с христианской идеей. Прекрасное лицо Марии выражает глубокую печаль и внутреннюю сосредоточенность. И жест ее левой руки тоже передает состояние души богоматери - "в нем и сила ее скорбного чувства, и сознание трагической неизбежности случившегося и безмолвный вопрос".
"Пьета" принадлежит к наиболее законченным работам Микеланджело, в ней все гармонично и уравновешенно. Чтобы добиться такого впечатления, скульптору пришлось преодолеть немало трудностей. Особенно сложно было соединить две фигуры, взятые в натуральную величину в одну композицию и при этом не нарушить естественных пропорций и равновесия.
Римская "Пьета" сделала Микеланджело известным во всей Италии. "Все понимали, что этот мастер не только превосходил всех своих современников и предшественников, но мог соперничать с древними мастерами".

Вазари сообщает, что прекрасное произведение вызвало всеобщий восторг, когда было установлено в капелле девы Марии в соборе св. Петра. Микеланджело часто приходил туда, и однажды он стал невольным свидетелем разговора каких-то ломбардцев, которые утверждали, что скульптуру сделал миланский мастер Гоббо. В ту же ночь при свете фонаря он вырезал на перевязи, идущей через левое плечо свое имя - "Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил". Это - единственное произведение, подписанное самим Микеланджело.

Микеланджело Буонарроти. Ватиканская Пье … Википедия

- (от итал. pieta – милосердие), в живописи и скульптуре изображение Богоматери, оплакивающей мёртвого Христа, лежащего у неё на коленях. Этот иконографический тип часто встречается в западноевропейском искусстве 13–17 вв. Наиболее известна «Пьета» … Художественная энциклопедия

- (Michelangelo Buonarroti) (1475 1564), итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. Еще при жизни Микеланджело его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения. Юность. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в … Энциклопедия Кольера

Микеланджело - Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) 1475, Капрезе 1564, Рим. Итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Один из величайших мастеров итальянского Возрождения. Работал во Флоренции (кон. 1480 х 1490 е, 1501 1505, 1520 1533), Болонье (1495 … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

- (Michelangelo Buonarroti) (1475 1564) итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического … Большой Энциклопедический словарь

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Книги

  • Галерея Брера. Милан , Милюгина Елена. Альбом знакомит читателя с историей создания и художественными сокровищами миланской галереи Брера. Основанная на базе Академии изящных искусств как школа шедевров для начинающих художников и…
  • Галерея Брера Милан , Милюгина Е.. Альбом знакомит читателя с историей создания и художественными сокровищами миланской галереи Брера. Основанная на базе Академии изящных искусств как школа шедевров для начинающих художников и…

Это самая известная и самая узнаваемая в мире скульптура на религиозную тему. Микеланджело изваял этот шедевр, когда ему было 24 года. Это единственная скульптура, на которой он нанес свое имя. Своей красотой она на всех производит неизгладимое впечатление.

Микеланджело родился в Капрезе в 1475 году, а вырос и получил образование во Флоренции под покровительством семьи Медичи. Его всемирно известные работы – «Пьета » Оплакивание Христа »), «Давид » и захватывающие фрески на потолке Сикстинской капеллы .

Как художник, Микеланджело был непревзойденным автором работ возвышенной красоты, которые выражают весь спектр человеческого существования. Он оставил бессмертные произведения в скульптуре, живописи, архитектуре и поэзии. Благодаря своим обширным и многогранным способностям, Микеланджело оставил неизгладимый след в мировой культуре. Ни один другой художник никогда не достигал столь высокого уровня мастерства во всех этих четырех областях художественного творчества.

Хотя фрески на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане, вероятно сегодня, самая известная из работ Микеланджело, но художник считал себя прежде всего скульптором. Микеланджело ваял скульптуры из мрамора всю свою жизнь, в то время как в других видах искусства проявил себя только в определенные периоды.

Скульптура высотой 174 см. изготовлена из каррарского мрамора. Микеланджело долго и придирчиво выбирал в карьере мраморный блок , поскольку считал, что скульптура уже живет в куске мрамора и ее нужное оттуда извлечь.

«La pieta» в переводе с итальянского языка означает сострадание или жалость, но едва ли они выражают чувства матери. У нас скульптура известна как «Оплакивание Христа».

За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. Тем не менее, мы знаем, что любовь между матерью и сыном была постоянной и неизменной. От начала до конца, Дева Мария всегда была уверена в силах Иисуса Христа, и окружала его нежной заботой. Одной из последних мыслей Иисуса была забота о матери. В страшный день распятия Дева Мария , ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу. Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери.

{mp4}Pieta-Michelangelo{/mp4}

Мы можем представить себе муки матери от того, что ее сын страдает от этой жестокой и позорной смерти. Он жил и делал добро, а теперь он умирает, как невинная жертва.

Мы можем представить себе, что после снятия с креста все отошли, что бы оставить на минуту мать и сына наедине. Именно эту минуту и изобразил великий Микеланджело в скульптуре «Пьета».

Идут года, Мария снова держит его на коленях, так же как и тогда, когда он был младенцем. Вся материнская нежность, которая накопилась в ее сердце, теперь переполнилась. Если иногда она чувствовала себя немного одиноко из-за того, что сын не нуждается в ее заботе, то в эту минуту потери Мария забывает об этом. Он до сих пор ее ребенок.

На материнских коленях лежит стройная, молодая фигура мертвого Иисуса Христа. Голова откинута назад, тело находятся в расслабленном состоянии смерти. Страдание не оставило никаких следов на лице. Раны на руках и ногах, раны на боку являются единственными признаками его распятия.

Мать, кажется, находит утешение, глядя на сына. Возможно, его смерть открыла смысл его жизни. Если это так, Мария может не огорчаться. Он закончил работу, которую суждено ему сделать, а смерть есть начало бессмертия. Так скорбь уходит. Она снова гордится сыном. Надежда, с которой Мария не расставалась с рождения Христа, исполнилась.

Скульптура «Пьета» имеет пирамидальную структуру, а вершина совпадает с головой Марии. Статуя расширяется постепенно вниз за одеждой Марии. Большая часть тела Марии скрыта ее монументальной драпировкой, и внешне представляется вполне естественным. Пропорции достаточно хорошо выполнены и тело взрослого Христа естественно, как в колыбели, лежит на коленях Марии.

Говорят, что Микеланджело был подвергнут критике за то, что изобразил Деву Марию слишком молодой, так как она, на самом деле, должна быть около 45-50 лет, когда умер Иисус. Микеланджело ответил, что он сделал это намеренно, поскольку время не может испортить девственную свежесть этой самой благословенной женщины. Он также сказал, что думал о лице своей матери. Ему было всего пять лет, когда она умерла: лицо матери является символом вечной молодости.

{mp4}Pieta-Ave_Maria{/mp4}

Микеланджело безмерно гордился своим шедевром, когда в 1499 году скульптура была выставлена на всеобщее обозрение. К его ужасу, он услышал, как группа людей приписывает работу другому скульптору. Он вспылил и, прокравшись в церковь, когда его никто не видел, высек на поясе, который пересекает грудь Марии следующие слова: «MICHAELAGELUS BONAROTUS FLORENTIN FACIEBA» ("Микеланджело Буонарроти флорентинец сделал это" ). Позже он пожалел о своей вспышке гордости и поклялся никогда не подписать другие работы.

В последующие 500 лет скульптура неоднократно передвигалась с места на место. Не обошлось без повреждений.

В 1736 году восстановлены 4 пальца на левой руке Марии, которые были отколоты во время перемещения.

В 60-х годах двадцатого века было проведено рентгеновское исследование скульптуры и оказалось, что левая рука Девы Марии была отколота и искусно прикреплена обратно, где-то в 17-18 веке. Никаких упоминаний об этом и автора этой работы найти не удалось.

Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. В церковный праздник 21 мая психически ненормальный геолог Ласло Тот перепрыгнул через перила и нанес 15 ударов молотком по скульптуре. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде. Был сколот нос. Ласло Тот утверждал, что он есть Иисус Христос, и что Мария не может смотреть на все, как и его мать. Более 50 осколков удалось собрать, несколько осколков вернули зрители, которые оказались в это время на месте преступления. Несколько осколков найти не удалось. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест.

{mp4}The_attack_Pieta{/mp4}

После нападения скульптура «Пьета» Микеланджело Буонарроти была кропотливо восстановлена и возвращена на свое место в соборе Святого Петра в Ватикане, и в настоящее время она защищена пуленепробиваемым акриловым стеклом.

Копию скульптуры из мрамора «Пьета» Микеланджело Буонарроти можно заказать в нашей компании – Stone2art Group . Эта реплика скульптуры из мрамора «Оплакивание Христа» десятилетия будет привносить в Вашу жизнь, Ваших детей и внуков жизнеутверждающие каноны, и нести божественное вдохновение в дела всей Вашей семьи.

Купить копию скульптуры из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group» . В разделе "Наши товары" можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями .

Дополнительная информация:
Статья:"Скульптура Италии XVI века"

Все по-настоящему ценное - ценно во все времена! (с) Stone2art Group

В переводе с итальянского, Pietà – «сострадание, скорбь, жалость, сочувствие». Сюжет этой иконографической скульптуры не упоминается в 4-х текстах Евангелия, нет его и в апокрифах. Но в католицизме Пьета великого мастера – один из самых сильных образов по воздействию на умы и сердца верующих.

Пьета Микеланджело – скульптурная композиция пирамидальной формы, высеченная из цельной глыбы светлого мрамора. Рука мастера отсекла все лишнее, и миру явился потрясающий образ скорбящей матери, утратившей сына. Скульптура находится за бронированным стеклом, ее нельзя рассмотреть со всех сторон. Но есть в ней нечто, влекущее любопытные взгляды туристов и порождающее особые чувства у тех, кто уверовал в искупительную жертву Иисуса Христа.

В XIV веке в христианстве зародилось почитание скорбей Девы Марии, что находило отражение в европейском искусстве того времени. На ребрах и кистях рук безжизненного Иисуса – следы от ран после Голгофы. Поразительно, как молодому удалось в фигуре Святой Марии, держащей на руках умершего Сына, выразить весь трагизм произошедшего.

Цельный образ скульптурной композиции Микеланджело Буонарроти передает всю глубину трагедии скорбящей над телом Христа Богоматери.

Правая рука удерживает тело в привычной для женщин позе – так кормят грудью младенцев. Но это зрелый мужчина, и его голова ниспадает с плеча матери. Левая рука как бы вопрошает – это немой вопрос, выраженное пальцами скорбящей матери недоумение о бесцельной смерти безгрешного Христа. Накидка на голове как бы небрежно заломлена, небольшие складки ткани максимально открывают чело и последний взор Богоматери.

Мария изумленно смотрит не на лицо Иисуса, а на пронзенные рёбра и кисть руки, пытаясь запечатлеть малейшие детали перед тем, как отдать Его тело на погребение. Изломы грубой ткани искусствоведы ассоциируют с изломами души – от невосполнимой утраты. Ее лицо не искажено гримасой скорби, такое ощущение, что это все уже позади, остался последний взгляд на фигуру Сына и осмысление происходящего. Возможно, скульптор хотел передать ее воспоминание о пророчестве Христа, который обещал воскреснуть на 3-й день. А, может, так выглядит смирение – немое безучастие оттого, что ничего не исправить?

На материнских коленях – безжизненное тело 33-летнего Христа. Лицо не выражает перенесенных Им страданий, голова откинута назад, вся фигура расслаблена, но удерживается Марией. Кисти рук и стопы ног – со следами от гвоздей после распятья. Рёбра Иисуса были проколоты на кресте уже после его смерти, перед тем, как Его сняли римские воины (так повествует Святое Писание).

Фигуры персонажей библейского сюжета выполнены в полный рост. Реалистичность также выражена в очевидных признаках распятия и скорбном и смиренном лике Марии.

Мать Христа изображена молодой, без глубоких возрастных морщин, хотя ей во время распятия Первенца было около 50 лет. Теологические каноны были нарушены, но искусствоведы настаивают на идее, что так во времена Ренессанса было принято изображать чистоту души и одухотворенность Непорочной Девы. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Но в христианстве принято говорить о ней как Пречистой и Святой Деве Марии, Богородице и Матери Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.

Работа была затяжной и кропотливой, мало кто верил, что никому неизвестный 24-летний художник и начинающий скульптор справится с такой задачей . Но результат превзошел все ожидания – никто не смог превзойти этот шедевр Микеланджело, как по эстетике, так и силе эмоционального воплощения.

Микеланджело Буонарроти был задан вопрос: «Как Вам это удается – не совершить ни единой ошибки, ведь это камень, а не глина?» Мастер ответил: «Ничего сложного, я держу в уме совершенный образ и отсекаю от глыбы мрамора всё лишнее!»

Разрушение шедевра и его реставрация

Одна из известнейших статуй неоднократно была повреждена – при транспортировке и нападении сумасшедшего вандала. В 1972 году статую повредил молотком одержимый венгр Ласло Тот (геолог, работавший в Австралии), возомнивший себя одним из воплощений Христа. Скальным молотком он отбил около 50 кусков мрамора, пока его не схватила охрана и передала полиции.

От акта вандализма пострадал лик Богородицы, отбита часть носа и покрывала, а также рука Христа. Часть кусков было утрачено, но многие были тут же возвращены служителям храма туристами и очевидцами. После реставрации она обрела первоначальный вид, хотя утраченные фрагменты были вырезаны из маловажных участков скульптуры на заднем плане.

Спектральный анализ показал, что пару столетий назад была отбита часть левой руки Марии (до локтя), но отлично восстановлена. Во время одной из недавних транспортировок были отбиты 4 пальца левой руки, но реставрационные работы исправили и этот изъян.

С тех пор скульптура Пьеты надежно защищена от неуравновешенных посетителей закаленным стеклом. А безумец был схвачен и передан властям. Итальянские реставраторы сделали все возможное, чтобы Пьета Микеланджело Буонарроти, выставленная в Соборе Св. Петра (Ватикан) выглядела как новая. Композиция подсвечена на возвышении, чтобы и за акриловым стеклом была отлично видна паломникам и многочисленным туристам главного храма Ватикана.

История создания Pietà

Интерес к библейскому сюжету о времени между распятием Иисуса и его чудесным воскресением давно волновал умы христиан разных конфессий. Начиная со времен готической скульптуры и искусства , мастера Италии в других соседних с ней европейских стран воспевали скорбный образ Марии, утратившей Первенца. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г.) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.

Никто не верил в успех Микеланджело, но он не только отлично справился с задачей, но и превзошел своих талантливых учителей. Его Пьета не только прославила его на весь вскоре о его работе заговорила Италия и Франция, куда должна была отправиться работа.

Но в религиозных и богемных кругах не все могли принять, что никому не известный, но способный юноша способен внести весомый вклад в искусство и превзойти шедевры Античности и . Он частично нарушил каноны, в чем-то использовал удачные находки предшественников, но отказался от второстепенных фигур «очевидцев».

Пьета была сотворена для кардинала Жана Билэра де Лагрола, служившего французским послом при дворе папы Александра VI Борджиа во времена Карла VIII. Мраморная композиция предназначалась для капеллы Святой Петрониллы, принадлежавшей французской общине. Маловероятно, что серьёзный заказ мог получить молодой скульптор, но за него поручился влиятельный патриций – римский банкир Якопо Галли, покровитель таланта Микеланджело.

Пришлось приложить все усилия, чтобы оправдать высочайшее доверие и отработать щедрый гонорар в 450 золотых дукатов.

Договор был заключен 26 мая 1498 года, и в карьер за глыбой мрамора скульптор отправился в Каррару с подсобными рабочими, которые обязались доставить материал на место работы. Галли поручился перед заказчиком, что за год Пьета Микеланджело предстанет взору скептиком и завистников. Работать пришлось дольше, но было выиграно пари, что скорбная скульптура станет красивейшим мраморным творением Рима.

Факт признания шедевра подтвержден множественными копиями по всему миру. Некоторые кустарные мастерские выполняют грубые подделки для состоятельных заказчиков, желающих видеть Пьету у себя в саду, у фонтана или среди скульптурных копий мировых шедевров.

Единственная подписанная работа Микеланджело

«Оплакивание Христа» – одна из самых любимых работ великого Микеланджело. Завершив ее, скульптор отбыл во , но очевидцы свидетельствовали, что при каждом удобном случае он посещал своё величайшее творение в Риме. Никто не знал, влекла ли его эстетика собственного шедевра или глубина образа с восхитительным контрастом живого и мёртвого тела…

Микеланджело, как утверждали его современники, жил как аскет, был немногословен, никогда не вступал в споры, не отстаивал своё авторство, которое нередко ставили под сомнение. Вероятно, сторонним наблюдателем было сложно признать гениальность юного скульптора. А бездарные завистники не могли согласиться с тем, что его руками из камня высечен неподражаемый шедевр, признанный эталоном.

Это неподписанное творение послужило поводом для курьёзного случая – Микеланджело не оставлял подписей на своих творениях. А на Пьете был оставлен автограф, да ещё и с ошибкой!

Во время посещения своей статуи Микеланджело, изображая постороннего, наблюдал за тем, как реагируют на его произведение искусства наблюдатели. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Великий мастер не стал спорить с неосведомленными соотечественниками, решив увековечить подлинность своего шедевра автографом по перевязи Марии. Об этом рассказал миру (Giorgio Vasari), поэт и биограф нескольких итальянских художников.

Намерение было настолько твердым, что Микеланджело решил на ночь остаться в базилике, где стояла его скульптурная композиция, и выбить на мраморе свое имя. Однако «бедный художник» был полуграмотным, поэтому допустил ошибку в начертании своего имени. До сих пор её никто не исправил:

«МИКИЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ»

Никто не посмел исправить неверную 4-ю букву, нарушив целостность автографа, хотя мрамор – мягкий камень. Глыбу чистейшей породы почти без вкраплений и трещин скульптор выбирал лично, отправившись в Карарские каменоломни. Его усилия и хлопоты оправдались – великолепная статуя телесного цвета превзошла все ожидания.

Хотя заказчик не дожил до завершения шедевра, слухи о превосходном творении быстро разошлись по всему Риму. Вскоре вся Италия говорила про «Пьету» Микеланджело Буонарроти, и многие спешили это видеть. Гениальный образец был удостоен самого почетного места в Ватикане – Соборе Святого Петра. А молодых скульпторов учителя обязывали осмотреть ее в качестве образца для подражания.

До наших дней дошел еще один автограф великого мастера, хотя большинство эскизов и работ было уничтожено им собственноручно, как «далёкие от совершенства». На аукционе Sotheby’s с молотка ушли 30 исторических документов с автографами знаменитостей, включая подпись Микеланджело от 1521 года – контракт об оплате работы 2-х ваятелей. Они помогали Буонарроти работать над статуей Христа в церкви Санта-Мария Сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) в Риме. Но тот шедевр остался без подписи.

Увидеть статую Христа можно во время индивидуальной на рассвете.

  1. Сюжет скорбящей Марии над снятым с креста телом Иисуса Христа не новый, ран ее он находил отражение на полотнах и в скульптурах мастеров Раннего Ренессанса. Сила трагизма этих работ, скорее всего, и побудила к работе Микеланджело Буонарроти, который решил все сделать немного иначе.
  2. Сложная задача – соединить в общую скульптурную композицию 2 фигуры во весь рост, не нарушая пропорций, но мастер блестяще справился. Стоит напомнить, что это мрамор, и многотонная глыба после работы должна была сохранять равновесие.
  3. Натурализм выражен в росте фигур Пьеты. Специалисты подсчитали, что рост Христа (если бы Он поднялся) составлял бы около 175см, Марии – немного больше. Но это естественно для композиции скорбящей Матери с Сыном на руках.
  4. Фигуры прославленной композиции были высечены из мрамора для кардинала из Франции. Такой шедевр нельзя было оставлять неизвестным. Его объявили «национальным достоянием» итальянцев и «образцом для подражания», поэтому перенесли в Ватикан в XVIII веке.
  5. Размеры многотонной скульптуры 174×195×69см. Основание для пьеты изготовлено в 1626 г. . Это единственная работа Микеланджело, где стоит его подпись (на перевязи Богоматери), поскольку еще до завершения шли споры об авторстве и ее подлинности.

Где находится, как посмотреть работу великого мастера

Пьета Микеланджело выставлена на всеобщее обозрение за пуленепробиваемым стеклом в главном культовом сооружении Ватикана – Соборе Св. Петра

Доступ свободный, сразу у входа справа в первой капелле. Но она находится на некотором удалении от присутствующих, видна только с переднего ракурса.

Собор открыт ежедневно – с 7:00 до 18:30. Тут всегда многолюдно, и чтобы рассмотреть шедевр поближе, многие предусмотрительные туристы спешат к открытию, а самые любознательные посещают авторскую экскурсию .


Шедевр в деталях. Пьета - Микеланджело Буонарроти

Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе - 18 февраля 1564, Рим)- итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождени и раннего барокко.


Микеланджело
Пьета 1499год
Мрамор. Высота 174 см
Святого Петра, Ватикан

«Оплакивание Христа» - первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи

Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Ватиканская «Пьета» - одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.

Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери.

По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса