Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Музей орсе в париже. Фото музея Орсе. Музей Орсе: часы работы

Музей д’Орсэ (Париж, Франция) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские во Францию
  • Горящие туры по всему миру

Крупнейшая коллекция импрессионизма - то, чем в первую очередь славен Музей д’Орсэ, один из самых посещаемых музеев французской столицы. Моне и Мане (запоминалка: первый - пятна, второй - люди), воздушно-балеринный Дега, меланхоличный Лотрек, солнечный Ренуар, экзотичный Гоген - вот неполная часть его собраний. Впрочем, не одними живописными полотнами славен Музей д’Орсэ - его коллекции расположились в здании бывшего железнодорожного вокзала, так что интерьеры здесь не менее интересны, чем экспонаты.

Немного истории

Музей д’Орсэ занимает здание одноименного вокзала и прилегающего к нему отеля. Вокзал д’Орсэ был построен к Всемирной выставке 1900 года, чтобы разгрузить другие железнодорожные узлы Парижа и окрестностей в ожидании прибытия тысяч посетителей. Под застройку был выделен участок в самом центре столицы, на левом берегу Сены, напротив Лувра . Технологии использовались самые новаторские: д’Орсэ стал первым в мире электрифицированным вокзалом. После выставки, однако, интенсивность движения поездов здесь упала в разы, и к сороковым годам 20 века вокзал опустел. Здание простояло заброшенным до 1971 года, когда всерьез заговорили о необходимости его сноса, однако за вокзал вступился сам Жорж Помпиду - и в 1980 году началась работа по реконструкции д’Орсэ и превращению его в музей. Поводом к этому послужило еще и то, что фонды Лувра буквально ломились от невыставленных работ. Музей д’Орсэ открылся шестью годами позже - и сегодня является одним из самых популярных музеев Парижа с внушительным списком выставленных шедевров и массой интересных выставок.

Музей д"Орсэ

Что посмотреть

История музейных фондов начинается с основанного в 1818 году Луи XVIII Музея Люксембурга, призванного представить на суд публики работы современников. По указу короля, по истечении десяти лет со смерти художника, чьи работы получили всемирное признание, его картины автоматически передавались в Музей Люксембурга. Позже коллекцию стали пополнять переданные в дар живописные полотна, приобретения на выставках и т. д. - и сегодня фонды насчитывают более 4000 произведений искусства.

Роскошная коллекция работ импрессионистов и постимпрессионистов - главная гордость Музея д’Орсэ. В числе шедевров - «Завтрак на траве» и «Олимпия» Эдуарда Мане, серия «Руанский собор» за авторством Клода Моне, «Бал в Мулен-де-ла-Галетт» Ренуара, «Цирк» Сера, автопортрет Ван Гога, работы Синьяка, Сислея, Тулуз-Лотрека, Дега, Коро, Курбе, Писсарро, Энгра и многих других.

Живопись - не единственное, чем можно наслаждаться в Музее д’Орсэ: коллекции скульптуры и декоративно-прикладного искусства здесь не менее выдающиеся. Непременно стоит обратить внимание на работы Родена (например, известную «Бронзовый век»), Камиллы Клодель («Зрелость») и великолепную скульптуру Дега «Маленькая танцовщица четырнадцати лет» (балерины - везде!). Собрание предметов интерьера представлено резными стенными панелями из ценных пород дерева, коллекцией посуды, витражей и мебели.

Практическая информация

Адрес: 62, rue de Lille; ближайшая станция метро - «Solferino»; под землей находится выход станции «Музей д’Орсэ» линии C пригородных электричек RER.

Время работы: с 9:30 до 18:00, по четвергам - до 21:45; понедельник - выходной.

Вход: 14 EUR; каждое первое воскресенье месяца - бесплатно.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Музей Орсе (фр. Musée d"Orsay) прежде всего, известен как единственный музей в мире, владеющий крупнейшей коллекцией работ импрессионистов и постимпрессионистов. Все стремятся попасть сюда, чтобы увидеть такие бесценные шедевры как: «Завтрак на траве» и «Олимпия» Эдуарда Мане, «Бал в Мулен де ля Галет» Ренуара, «Голубые танцовщицы» и бронзовую статую «Маленькая 14-летняя танцовщица» Дега, серию «Руанский собор» Клода Моне или «Происхождение мира» кисти Курбе...

В дополнение к традиционным видам искусства, экспозиция музея представлена тысячами работ из таких областей, как архитектура, кинематограф, мебель и фотография. На 57.400 м² непрерывно выставляются более 4000 работ. Они представляют исключительное художественное богатство с 1848 года по 1914 год, то есть, как звенья в художественной цепи, - захватывают период в хронологическом порядке, между экспозициями Лувра и современного Центра имени Жоржа Помпиду .

Бывший вокзал остается местом для путешествий более чем 3 миллионов посетителей в год… Путешествий во времени и истории искусства.

От вокзала до музея

Расположенный на левом берегу реки Сены, Музей Орсе в Париже основался в бывшем железнодорожном вокзале: светлом, просторном здании с красивыми «коронованными» главными часами и стеклянным куполом. Это строение само по себе произведение искусства, потому что у него не совсем обычная история.

Электрифицированный Гар д`Орсе (Gare d"Orsay) был построен архитектором Виктором Лалу и запущен к Всемирной выставке, 14 июля 1900 года. Здесь обслуживалось направление Париж – Орлеан. На вокзале помещались 16 платформ, многочисленные роскошные помещения, отель и многое другое. Но очень скоро оказалось, что полотна путей недостаточно, чтобы принимать длинные составы поездов, и с 1939 года он больше не использовался в качестве ж.д. станции. После закрытия, здесь располагалась почта, дом для бывших военнопленных освободительной войны, театр и аукционный залы. Орсе собирались сносить, но ему была уготована великолепная судьба. С легкой руки Жоржа Помпиду в здании начали капитальный ремонт. А 1-ого декабря 1986 года Франсуа Миттеран торжественно объявил об открытии Орсе в качестве музея. Недавно были проведены колоссальные и дорогостоящие реставрационные работы, и Музей Орсе стал еще великолепней. Днем и ночью, внутри и снаружи, с воды и суши – это потрясающий своей сказочной красотой настоящий «Дворец искусств».

Экспозиции

Жанры: Неоклассицизм, Романтизм, Реализм, Эклектизм, Академизм, Символизм, Импрессионизм, Натурализм, Постимпрессионизм и другие.

У входа в Музей Орсе не забудьте взять с собой план-схему – бесплатно.

Представленные жанры живописи и скульптуры

Даже те, кто ничего не знает о живописи, обязательно получат эстетическое удовольствие в Музее Орсе: от шедевров Ван Гога, Ренуара, Сезанна, Матисса, Тулуз-Лотрека, Писарро…

Коллекции расположены в хронологическом и тематическом порядке. Каждой «творческой революции» посвящены отдельные залы, а расстановка экспонатов основана на «четырех слонах» искусства: скульптуре, живописи, архитектуре и декоративно-прикладном.

Постоянные выставки размещены на трех уровнях здания (цокольном – 0 эт., среднем – 3 эт., и верхнем – 5 эт.). Весьма интересным представляется размещение экспонатов: всемирно известные шедевры гармонично соседствуют с малоизвестными работами. Все снабжено объяснительными табличками.

На центральной аллее цокольного этажа (там, где ранее находились ж/д пути) расположен зал скульптур. Вокруг - галереи с выставками предимпрессионистов, работ живописцев Эдуарда Мане, Анри Руссо, Камиля Коро, основателя «реализма» в живописи Гюстава Курбе, импрессиониста Клода Моне, Базеля, Делакруа, Кабанеля. Здесь также находятся экспозиции кино, прикладного, декоративного искусства, фотографии. Тематический порядок размещения повторяется на каждом уровне музея.

Архитектура

Данная секция посвящена архитектуре Второй Империи (1852-1870). В музее находится интересный макет одного из округов Парижа – Опера (le quartier de l’Opéra). Продольный срез макета Оперы Гарнье позволит рассмотреть в деталях зал, сцену, оборудование и другие элементы.

Декоративно-прикладное искусство

Эклектизм (1850-1880) в музее представлен восхитительными вещами и убранством интерьера, созданными в симбиозе предметов, привезенных из путешествий и выставок, времен колонизации, восточных мотивов, новых промышленных и практичных форм. Здесь также можно увидеть изящные посеребренные предметы, которые стали популярными благодаря способу гальванизации металлов.

Французский Ар-Нуво (Модерн)

Этот красивый, и возможно, последний художественный стиль появился под влиянием новых изобретений и декоративности (растительные сюжеты). Под девизом «Искусство во всем», Ар-Нуво объединил многочисленные художественные мастерские. Среди самых ярких представителей этого жанра: Мажорель, Лалик (известная фирма по изготовлению украшений и предметов из стекла), Грюбер, Карабен и другие. Стрекозы и бабочки от Lalique находятся в зале 63.

Начиная с 1800-ого года, ар-нуво становиться тенденцией в Великобритании, а затем, и в других странах. Представители: бельгийцы Ван де Вельде и Виктор Орта, австрийцы Лус и Тонет, американец Райт и шотландец Макинтош.

Инфраструктура

Выставочные залы, рестораны, кафе, библиотека-магазин, гардеробные, инвалидные коляски и складные табуреты для людей с ограниченными физическими возможностями, легкие трости-коляски для детей (коляски других видов не допускаются), лифты и пандусы для инвалидов и посетителей с детьми в колясках, туалеты, пеленальная комната (уровень -1).

Стоянки для автомобилей: паркинг у кольцевой Лувра (Parking du carrousel du Louvre); стоянка Бак Монталамбер (Parking Bac Montalembert).

События

Здесь проводятся временные выставки и различные мероприятия – концерты, театр теней Черного кота, спектакли для юной аудитории, конференции и симпозиумы, «литературные кафе». Ежегодно проводится кинофестиваль. По всему миру существуют несколько «Клубов друзей Музея Орсе». На официальном сайте можно зарегистрироваться и через личную страницу получать информацию о выставках и других событиях в музее, загружать обои для компьютера, заказывать каталоги, открытки и др.

Условия бесплатного посещения

Посетить Музей Орсе бесплатно может каждый первое воскресенье месяца; всегда: молодежь до 18-ти лет, инвалиды в сопровождении, владельцы Paris Museum Pass ; члены сообществ «Друзья Музея Орсе».

В течение 8-ми дней с даты выпуска билета, можно будет воспользоваться скидками на покупку билета в государственный Музей Густава Моро (с 15 июля 2013 закрыт на ремонт на 5 мес.) и бесплатное посещение Дворца Гарнье Национальной Оперы Парижа (фр. Palais Garnier Opéra national de Paris).

Обзорное видео

Французская столица способна покорить своими достопримечательностями кого угодно. Насыщенная культурная жизнь выделяет этот город среди многих других. Не последнюю роль в этом играют музеи. Знаменитый Лувр не отпугивает туристов даже длинными очередями. Не менее популярен и музей Орсе. Чем он прославился, когда был открыт и что в нем обязательно стоит посмотреть?

Где находится музей?

Если идти по бульвару Сен-Жермен, то вскоре вы доберетесь до поворота к реке, сможете перебраться на другой берег по мосту Согласия и окажетесь на набережной Вольтер. Она интересна не только видом на но и тем, что именно тут располагается легендарный музей Орсе, который является одной из самых посещаемых Войти в здание можно с улицы Лежьон-д’Оннер. Если вы планируете путешествовать на метро, необходимо будет выйти на станции под названием «Solferino».

Экскурс в историю

В этом удивительно красивом здании не всегда располагался музей д’Орсе. Париж принимал всемирную выставку 1900 года, и для нее на этом месте был построен железнодорожный вокзал. Он обслуживал юго-западную часть страны до 1939-го. Маршрут Париж - Орлеан пользовался спросом, составы становились все длиннее, и вскоре оказалось, что они просто не помещаются на перрон. Пришлось сменить профиль этого вокзала. Он стал обслуживать лишь небольшие пригородные составы, а часть здания была отведена под почтовый центр. После Второй мировой вокзал использовался театральной труппой Рено-Баро. В залах проводились аукционы и была восстановлена гостиница, которую закроют лишь в 1973. Только в 1977 здесь было решено разместить музей д’Орсе. Началась масштабная реконструкция, которая заняла почти десять лет. Уже к первому декабря 1986 года был открыт один из самых знаменитых музеев мира. Церемонию торжественно провел президент Франции Миттеран. С тех пор музей Орсе не прекращает свою работу.

Экспозиция первого этажа

Музей Орсе разделен на три уровня, каждый из которых представляет разные культурные направления. На первом, который располагается под удивительно красивой стеклянной крышей, выставлены два ряда скульптур. Размещение их напоминает о прошлом помещения, создавая очертания железнодорожных путей. По бокам в дополнительных залах размещаются картины. Весь этаж связан с произведениями, созданными до 1870 года. Лучшим образцом скульптуры является работа Карпо. Она изображает Уголино, чудовищного графа из поэмы Данте, грызущего свои пальцы от предвкушения возможности съесть тела собственных детей. Еще одна работа скульптора - гипсовая группа «Четыре части света, поддерживающие небесную сферу». Оригинал, воплощенный в бронзе, можно увидеть в Люксембургском саду. Там же музей д’Орсе предлагает вниманию посетителей полихромные бюсты африканцев, созданные скульптором Кордье из камня.

Экспозиция боковых крыльев

На южной стороне этажа представлены полотна живописцев Делакруа и Энгра. Их основная коллекция размещается в Лувре. Вместе с ними музей Орсе в Париже размещает и художников, которые выставлялись в салонах середины девятнадцатого века. В следующих залах размещены полотна Пювиса де Шавана, юного Дега и В северном крыле размещаются представители Барбизонской школы с художниками-реалистами. В этих залах можно увидеть работы Коро, Домье, Милле и Курбе. В числе первых они отказались от устаревших норм и перестали изображать идеализированные сюжеты. Картина Добиньи «Снег» сильно повлияла на будущее течение импрессионизма, а работа Курбе под названием «Начало мира» шокирует посетителей откровенностью. В этой же части музея можно найти картины Мане, например, провокационное полотно «Олимпия», созданное мастером в 1863.

Коллекции импрессионистов

Чтобы осматривать экспозицию в хронологическом порядке, нужно отправиться на верхний этаж. Там располагается коллекция, которой больше прочих гордится музей Орсе - импрессионисты и постимпрессионисты с их лучшими работами. В камерных залах, располагающихся под крышей, находится собрание, созданное историком искусства Моро-Нелатоном. Выдающемуся коллекционеру принадлежали лучшие работы Клода Моне, например, «Маки» или «Завтрак на траве», когда-то приводивший критиков в ярость. В соседних залах продолжается импрессионистская экспозиция - там представлены Дега, Ренуар, Сислея, Писарро. Потрясающие бытовые сценки и пейзажи отражают первые годы новой эпохи, в которую у художников было принято размещать свой мольберт прямо на улице и искать вдохновение там же. Здесь можно увидеть легендарную работу Дега - его танцовщицы выделяются из других картин данного направления вниманием не к цветам, а к линиям и движениям. Представлена так же «Колыбель» Берты Моризо - первая женская работа в стиле импрессионизм.

Лучшие произведения

Самые важные шедевры, которыми владеет музей Орсе в Париже, выставляются в залах 34, 39 и 35. Это первые пять на которых изображается и поздние работы Ренуара. Зал 35 наполняет буйство красок - там выставлен Орсе владеет и полотнами Сезанна, например, знаменитым натюрмортом «Яблоки и апельсины». На верхнем уровне располагаются также кафе и небольшие залы с пастелями Дега. Последний ряд помещений под крышей отдан психологическим, острым сюжетам - Гогену, Руссо, пуантилистам Сера и Синьяку. Лучшей работой этой части экспозиции является полотно с портретом Оскара Уайльда, принадлежащее кисти Тулуз-Лотрека.

Экспозиция среднего уровня

Музей Орсе, часы работы которого позволяют успеть посмотреть экспозицию всем желающим - по четвергам он открыт даже в девять вечера, а единственным выходным является понедельник, - стоит посещать, прогуливаясь по всем уровням. На среднем представлен постимпрессионист Каганович, а на террасе Лилль можно увидеть полотна Боннара и Вюйяра. От глаз публики их скрывает гигантская скульптура белого медведя, созданная Помпоном. Вюйяр и Боннар - известные участники группы ар-нуво, которая прославилась под названием «Наби». В их полотнах прослеживается не только влияние начала двадцатого века, но и следы импрессионистских течений, и некоторые детали традиционной Коллекция в этой части музея заканчивается работами символистов - Климта, Мунка.

Скульптурные террасы

Адрес «Музей Орсе, Париж, Франция» манит не только ценителей живописи. Сюда едут и поклонники скульптуры. Экспозиция не ограничивается первым уровнем. На среднем представлены многочисленные работы Родена. Его версия «Уголино» еще более мрачна, чем такая же скульптура Карпо с первого этажа. Есть и другая его работа с трагичной историей - «Мимолетная любовь», которая стала символом конца его отношений с ученицей и любовницей. Если после всех этих прогулок остаются силы - обязательно посетите последние залы, где выставлена мебель и образцы прикладного искусства эпохи ар-нуво. Несмотря на меньшую значимость, это очень интересные артефакты, которые позволяют составить представление о быте прошлых лет. Если вы побывали в музее, но успели осмотреть не все, при возможности, повторите визит в первое воскресенье месяца - так вам не придется снова оплачивать билет.

Стоимость посещения

Точная цена билетов в музей может меняться, но стандартно она равняется девяти евро. С посетителей моложе восемнадцати лет плата не взимается по традиции. По воскресеньям и ежедневно после четырех вечера предоставляются скидки на билеты. Но не думайте, что вам удастся быстро посмотреть экспозицию, если вы пришли поздно - касса закрывается за час до прекращения работы музея. Чтобы сэкономить, вы можете купить специальный парижский билет для туристов - он универсальный и подходит для шестидесяти разнообразных заведений и достопримечательностей. Вы сможете пройти без очереди и не задумываться о дополнительных тратах, оплатив всего один раз.

По мере того как бульвар Сен-Жермен достигает 7-го округа, он поворачивает к реке, и весь транспорт по мосту Согласия перебирается на Правый берег.

В восточной стороне этой части квартала располагаются магазины произведений искусства и антиквариата, входящие в так называемый комплекс «Карре Рив-Гош», ограниченный улицей Университет и набережной Вольтер.

Ближе к западной части набережной Вольтер, которая смотрит на сад Тюильри на противоположном берегу, располагается самая посещаемая достопримечательность Парижа – Музей Орсе (Musee d"Orsay), вход в который находится со стороны улицы Лежьон-д’Оннёр. Работает музей – вторник-суббота, 10.00-18.00, четверг, 10.00-21.15, воскресенье, 9.00-18.00; стоимость 7.50 евро; вход свободный для посетителей до 18 лет и в 1-е воскресенье месяца; метро Solferino/RER Musee-d’Orsey.

В музее Орсе выставлена коллекция живописи и скульптуры, охватывающая период между 1848-1914 годами и заполняющая, таким образом, хронологический зазор между Лувром и Центром Помпиду . Шедевры коллекции – выдающиеся работы импрессионистов и постимпрессионистов.

Здание музея было возведено для Всемирной выставки 1900 года в качестве железнодорожного вокзала. Оно замечательным образом сочетает в себе классицизм XIX столетия и более современный индустриальный стиль. Его изысканный, строгий каменный фасад удачно скрывает внутреннюю конструкцию арки железнодорожного вокзала, выполненную из стекла и стали. В качестве вокзала здание обслуживало поезда юго-западного направления французских железных дорог вплоть до 1939 года.

К тому времени стало ясно, что платформы вокзала слишком короткие для современных поездов, и вокзал был закрыт. Именно здесь 19 мая 1958 года генерал де Голль провозгласил государственный переворот – в результате войны Алжира за независимость появилась реальная угроза развала страны, поэтому его возвращение во власть имело для Франции мессианское значение.

К 1960-м вокзал настолько обветшал, что режиссер Орсон Уэллс решил, что это место идеально подходит для съемок его фильма по роману Кафки «Процесс»: с целью создать необходимое для фильма кошмарное ощущение клаустрофобии он заполнил высокие узкие коридоры здания вереницей кабинетов.

Несмотря на богатую историю, здание ожидала печальная участь: на его месте собирались построить современный гостиничный комплекс. И только огромная волна общественного негодования и сожаления по поводу недавнего сноса исторического Центрального рынка помогла спасти здание вокзала для истории Парижа .

Разработка проекта по превращению здания вокзала в музей д"Орсе (Musee d"Orsay) была поручена талантливой итальянской женщине-архитектору из Милана Гаэ Ауленти. В результате реализации ее проекта вокзал превратился в хорошо сбалансированное и необычайно красивое музейное здание, но с одним существенным недостатком: отделу импрессионизма было отведено в нем помещение под самой крышей, поэтому самые многолюдные толпы посетителей вынуждены теперь тесниться в сравнительно небольших залах.

Если у вас есть свободное время, можете провести в музее Орсе полдня или даже целый день, спокойно осматривая залы музея в соответствии с их номерами, то есть в хронологическом порядке. Однако если вы ограничены во времени, лучше воспользоваться планом музея и посмотреть те отделы, которые вас особенно интересуют, поскольку каждый зал отличается особой атмосферой.

Экспозиция музея начинается на первом этаже, под огромным сводом из стекла и стали, затем переходит к помещениям верхнего уровня и наконец заканчивается на среднем уровне, откуда открывается вид на центральную галерею.

Для восстановления сил можете посетить и другие приятные места музея: это расположенное на верхнем уровне здания кафе с открытой террасой и прекрасным видом на Монмартр через огромные вокзальные часы, а на среднем уровне – великолепный, украшенный позолотой ресторанный зал и чайный салон. Чай с пирожным обойдется вам в 10 евро.

Экспозиция первого этажа музея Орсе

На первом этаже, расположенном под огромной стеклянной арочной крышей, вдоль центральной галереи тянутся два ряда скульптур, напоминающих железнодорожные пути, а по обеим сторонам в небольших боковых залах демонстрируются произведения живописи.

Этот этаж посвящен произведениям искусства, созданным до 1870 года. Из образцов скульптуры середины XIX столетия в центральной галерее среди прочих выставлена скульптура Уголино , работы Карпо, изображающая отвратительного графа Уголино из «Божественной комедии» Данте, который, обезумев от голода, грызет свои пальцы в предвкушении возможности съесть тела своих умирающих детей.

Еще одна работа Карпо – авторский гипсовый вариант фонтанной группы «Четыре части света, поддерживающие небесную сферу», бронзовый оригинал которой можно увидеть в качестве основания фонтана в Люксембургском саду . Рядом выставлены необычные полихромные бюсты чернокожих африканцев, выполненные Шарлем Кордье в бронзе и цветном камне.

На южной стороне первого этажа, граничащей с улицей Лилль, – террасе Лилль – в первых залах (1-3) представлены полотна Энгра и Делакруа, чьи основные работы находятся в Лувре , а также классические произведения тех художников, которые выставляли свои работы в художественных салонах середины XIX века. Далее (залы 11-13) экспонируются интересные работы Пювиса де Шаванна, Гюстава Моро и молодого Дега.

Знаменитая Барбизонская школа и художники-реалисты представлены на северной стороне, со стороны Сены – на террасе Сена (залы 4-7). Это, прежде всего, полотна Домье, Коро, Милле и Курбе, которые первыми нарушили установленные нормы морали и не захотели больше изображать идеализированное прошлое.

Пейзажи в мягких тонах, выполненные Милле и Коро, а также динамичные сцены на картинах Добиньи, таких как «Снег», оказали большое влияние на пришедших им на смену классических импрессионистов. Выставленная в зале № 7 картина Курбе «Начало мира» настолько откровенна, что способна шокировать даже современную аудиторию.

В зале № 14 внимание посетителей привлекает наполненная ярким светом картина Моне «Женщины в саду» (1867), отражающая ранние искания художника. Здесь же вы увидите провокационное полотно Мане «Олимпия» (1863), возвестившее о наступлении эры импрессионизма.

Последняя работа в свое время вызвала немало яростных споров как по поводу цветовых сочетаний и чувственных форм, так и по поводу того, что на ней Олимпия изображена в виде женщины легкого поведения высшего класса, которая в ответ на пристальные взгляды публики с невинным видом демонстрирует полное к ней пренебрежение.

Верхний уровень: импрессионизм и постимпрессионизм

Чтобы продолжить осмотр картин в хронологическом порядке, направляйтесь на верхний уровень, залы которого выглядят более камерно и похожи на художественные мастерские под крышей. Сначала вашему вниманию предлагается частная коллекция, подаренная музею Орсе усердным коллекционером и историком искусства Моро-Нелатоном (зал 29).

Она включает некоторые из наиболее известных образцов импрессионизма, в их числе «Маки», а также «Завтрак на траве» Клода Моне . Когда в 1863 году появилась картина «Завтрак на траве» критики пришли в такую ярость и негодование при виде голых моделей, что их едва не хватал апоплексический удар. На выставку в «Салон» в тот год картину не приняли.

Для того чтобы далее по достоинству оценить живую новаторскую силу импрессионизма, вам придется все время бороться с настойчивым ощущением чего-то очень знакомого и узнаваемого – это «Абсент» Дега, «Бал в Мулен де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне. В залах 30-32 вы увидите работы Ренуара, Сислея, Писарро и Моне – целую вереницу небольших пейзажей и уличных сценок, которые обязаны своим блеском и великолепием новому обычаю устанавливать мольберт прямо на открытом воздухе.

Многие из этих работ были написаны на берегах Сены. К менее типичным полотнам относятся изображения танцовщиц Дега, которые отражают глубокий интерес художника не к свету, что в целом характерно для импрессионистов, а к движению и линиям. Особняком стоит также картина «Колыбель» (1872) Берты Моризо – первой женщины, которая присоединилась к импрессионизму на его раннем этапе.

Более весомые шедевры выставлены в залах 34 и 39, которые посвящены среднему и позднему периодам творчества Моне и Ренуара. Развитие излюбленной темы Моне прослеживается на примере пяти картин из его серии соборов Руана , где каждая картина написана с присущим только ей освещением.

Зал № 35 наполнен пылающими красками и тревожными ритмами Ван Гога, тогда как творчество Сезанна, представляющее собой еще одно отклонение от основных принципов импрессионизма, наглядно демонстрируется в зале 36. Одно из полотен, которое наиболее точно выражает его художественное кредо, – это натюрморт «Яблоки и апельсины» (1895-1900), где разные части картины написаны с разных точек зрения.

Пройдя мимо кафе , а также небольших залов (37 и 38), где висят наполненные воздухом пастели Дега, вы окажетесь в тускло освещенном невеселом зале (40), демонстрирующем пастели Редона, Мане, Мондриана и других. Следующая и последняя вереница залов на этом этаже отдана различным представителям последующих этапов развития импрессионизма, в работах которых ощущается более острое и современное восприятие, с большим акцентом на психологический аспект.

Экспозиция открывается фантастической картиной Руссо «Заклинательница змей » (1907), затем идут загадочные таитянские полотна Гогена, их сменяют пуантилисты – Сёра (знаменитая картина «Цирк»), Синьяк и другие. Заканчивается экспозиция лучшим образцом отточенного в ночных клубах карикатурного творчества Тулуз-Лотрека – огромным полотном, изображающим Оскара Уайльда.

Коллекция среднего уровня музея Орсе

Направляясь на средний уровень, постарайтесь не пропустить желанную коллекцию Кагановича (залы 49 и 50) – маленькую, но с отчетливым акцентом на постимпрессионизме. На среднем уровне живописную часть экспозиции на террасе Лилль продолжают работы Вюйяра и Боннара (залы 71 и 72), скрытые от публики непомерной скульптурой белого медведя работы Помпона.

Вюйяр и Боннар начали свою карьеру как члены группы ар нуво, известной под названием «Наби» («Пророки»); в декоративном панно Вюйара «Общественные сады» (1894) и картине Боннара «Партия в крокет» (1892) отчетливо ощущается влияние японской живописи. Импрессионистическое внимание к свету здесь тоже присутствует, но оно подчинено весьма четкой цветовой гамме, где краски одновременно приглушенные и насыщенные.

На террасе Сена (залы 55-58) демонстрируются менее известные работы конца XIX столетия, в том числе некоторые крупноформатные, эпические, натуралистические работы, такие, как волнующее полотно Детайя «Сон» (1888), «Каин» Кормона (1880), а также известный декадентский «Портрет Марселя Пруста» Жака-Эмиля Бланша.

Коллекция живописи заканчивается несколькими волнующими работами символистов из разных стран: зал № 60, выходящий на Сену, почти полностью занят полотном Климта «Кусты роз под деревьями», с бесформенной массой листьев и лепестков, а также несколькими менее известными работами Мунка.

На параллельных скульптурных террасах мраморные фигуры XIX века на террасе Сены смотрят на скульптуры XX столетия, расположенные на противоположной террасе Лилль, а соединяющая их терраса Родена приютила все остальные экспонаты.

Скульптура Родена «Уголино» выглядит еще более мрачной, чем одноименная скульптура Карпо на первом этаже. Другая работа Родена – «Мимолетная любовь», ставшая ответом на выставленную рядом скульптуру его ученицы и любовницы Камиллы Клодель «Зрелый возраст», красноречиво символизирует конец их отношений. К сожалению, мало у кого остаются силы для посещения еще нескольких залов, где демонстрируется мебель и другие произведения прикладного искусства в стиле ар нуво.

Музей Орсе в Париже является одним из наиболее известных музеев столицы Франции. Его название еще иногда переводят с французского как д’Орсе. Занимает он бывшее здание вокзала, находящегося на левом побережье Сены. Его по праву можно назвать одним из интереснейших и необычных музеев прикладного и художественного искусства в мире. Поэтому он является обязательным для посещения в списке культурных и исторических мест Парижа.

Немного об истории музея…

Когда-то в красивейшем здании музея находился железнодорожный вокзал, который был построен ко всемирной выставке 1900 года. Он обслуживал всю юго-западную часть страны (направление Париж - Орлеан) до 1939 года. В этот период длина перронов вокзала уже соответствовала большим железнодорожным составов. Поэтому красивейший вокзал стал обслуживать лишь пригородные направления. В период Второй Мировой войны некоторые его помещения использовались в качестве почтового центра.

Через какой-то промежуток времени здание стало домом для артистов театральной труппы, в помещениях вокзала размещались аукционные дома, и даже была восстановлена знаменитая привокзальная гостиница под названием Hotel Drouot, которая была закрыта лишь в январе 1973 года.

И вот в 1977 году правительство решило разместить музей Орсе в немного обветшавшем здании вокзала, которое на тот момент уже утратило свой былой лоск. Реконструкция и ремонт длились около десяти лет. И в декабре 1986 года президентом Франции Франсуа Миттераном был торжественно открыт один из лучших мировых музеев, который получил название Орсе.

Таким образом железнодорожный вокзал, построенный в 1900 году по проекту знаменитого архитектора Виктора Лалу, обрел вторую жизнь.

Музей Орсе: часы работы

Если вы планируете во время пребывания в Париже посетить Орсе, то неплохо бы знать график его работы. Итак, заведение принимает посетителей во все дни недели, кроме понедельника, который является выходным днем. Время работы: 9.30-18.00. И только по четвергам музей Орсе имеет более продолжительный рабочий день: 9.30-21.45. Во сколько обойдется посещение галереи? Билеты в музей Орсе для людей старше восемнадцати лет стоят от 5 до 8 евро, а вот молодежь (до 18 лет) может посещать экспозиции совершенно бесплатно.

Предистория импрессионизма…

Художественная жизнь Франции второй половины девятнадцатого века - это история настоящего противостояния между новаторским и традиционным искусством, между творческими поисками чего-то нового и старыми канонами, и догмами. В ту далекую эпоху творчески мыслящие художники именовали себя «независимыми».

В маленькой деревеньке Барбизон, что под Парижем, несколько художников (Милле, Тройон, Добиньи и другие) работали над новым видом пейзажа, названным живописью на пленэре. Их работы послужили основой для художников-импрессионистов, которые стали совершенно иначе изображать на полотнах пейзажи Бретани, Иль-де-Франса и Нормандии. Центральными объектами картин стали воздух и свет. Именно они заставили играть и вибрировать всевозможными оттенками красок полотна Писсаро, Мане, Моне, Дега, Сислея и Ренуара. Работы художников порой походили на незавершенные этюды, словно люди передавали свои впечатления от всего увиденного. Благодаря журналисту Леруа новое направление было названо импрессионизмом, что в переводе с французского означает не что иное, как «впечатление».

Импрессионисты внесли большой вклад в искусство. Они самым решительным образом обновили технику живописи и сюжеты. Современные реалии предстали на их полотнах во всем разнообразии… Все сюжеты изображались в совершенно непринужденной манере, с присущей импрессионистам яркостью, красочностью и оптимистичностью. Художники словно любовались жизнью, природой, игрой воды и света. Появились серии картин на один и тот же мотив: собор, стог сена, кувшинка на воде. А портреты вообще были далеки от реальной психологической характеристики. Художников привлекала красочная и праздничная сторона жизни, основное внимание они уделяли игре света и теней, передаче воздушного пространства, мимолетным состояниям природы.

В дальнейшем материальный мир настолько "ушел" из работ импрессионистов, что вновь пришло время перемен, наступила эпоха новых подходов. Этот период назвали «постимпрессионизмом». Наиболее известными его представителями является Поль Сезан, Гоген, Ван Гог, Жорж Сера, Руссо… В то же самое время появились такие новейшие направления, как модерн, ориентализм, символизм и реализм.

Знакомство с коллекцией музея

Музей Орсе в Париже выделяется среди других подобных заведений знаменитейшими экспонатами, которые в свое время были отобраны их разных французских галерей и даже частных собраний. Сложно себе представить, сколько их представлено в Орсе. Собрание музея Орсе насчитывает свыше четырех тысяч величайших произведений искусства.

Галерея также известна тем, что в ней экспонаты имеют необычное расположение. Здесь великие шедевры соседствуют с малоизвестными работами. Такой контраст позволяет почувствовать подлинную атмосферу эпохи модерна, которая считается наиболее значимой в истории мировой культуры.

Шедевры музея Орсе в Париже размещены на трех этажах здания. Экспозиция первого состоит из скульптур. Но несколько комнат отведены под работы таких известных живописцев, как Камиль Коро, Эдуард Мане, Анри Руссо и других.

На цокольном этаже размещены скульптуры 1840-1875 годов. Знаменитые полотна импрессионистов и пост импрессионистов выставлены на верхнем этаже, с него, пожалуй, и стоит начинать осмотр посетителям. На промежуточных этажах выставлены скульптурные работы второй половины девятнадцатого века, а также живопись натуралистов и символистов. Здесь же можно посмотреть примеры декоративного искусства тех времен.

Экспозиция первого этажа

На первом этаже представляет интерес не только экспозиция галереи, но и потрясающая архитектура интерьеров, в которых металлические конструкции удивительным образом сочетаются с декоративными элементами, выполненными в стиле модерн. Как мы уже упоминали, здание в свое время строилось, как вокзал, а не музей. Оно выполнено в том же стиле, что и многие другие строения той эпохи: Малый и Большой дворцы, Эйфелева башня, универмаги о Бон Марше и Мамаритен.

Если вы хотите посмотреть работы импрессионистов, то для вас будет невероятно интересен поход в музей Орсе. Скульптуры, размещенные на первом этаже галереи, достойны пристального внимания посетителей. Кроме того, здесь есть несколько комнат, в которых представлены работы Эдуарда Мане, Анри Руссо, Камиля Коро, Оноре Домье. Один из залов выделен для работ Гюстава Курбе, который является основателем реализма в живописи. Так же здесь есть помещение, посвященное творчеству Клода Моне, в котором можно увидеть такие произведения, как «Женщина в саду», «Регата в Аржатей» и многие другие.

Экспозиция второго этажа

Очень много известных произведений хранит в своих стенах музей Орсе. Картины, представленные в экспозиции второго этажа - это живопись натуралистов и символистов, работы «академической школы». Кроме того, здесь находятся образцы декоративного искусства, относящиеся к эпохе модерна, и скульптуры Майоля, Бурделя, Родена.

На втором этаже обязательно нужно не пропустить скандально известную статую «Бальзак» Огюста Родена. Не все современники скульптора позитивно восприняли его работу, поскольку он изобразил писателя в халате, такое он нашел художественное решение для своего произведения. Такой новаторский подход многих в то время просто возмутил. Не менее интересна для посетителей статуя танцовщицы знаменитого Дега. Это далеко не первая работа скульптора, но именно она стала наиболее известной.

Экспозиция третьего этажа

Ценителям живописи непременно стоит посетить музей Орсе. Произведения, представленные в галерее, способны принести истинное наслаждение знатокам. Именно третий этаж привлекает наибольшее количество гостей, спешащих увидеть вживую полотна гениальных Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдуарда Мане. На верхнем этаже также находится отдельная галерея с экспонатами восточного искусства.

Стоит отметить, что очень много потрясающих работ хранит в своих стенах музей Орсе. Произведения, составляющие экспозицию галереи сейчас известны и признаны, а ведь многие из них в свое время даже не хотели выставлять, как, например, скандальное полотно «Завтрак на траве» Э. Мане. В те времена культурная общественность была крайне возмущена тем, что художник изобразил обнаженную девушку в компании одетых мужчин. Мане даже было отказано в возможности выставить полотно в Парижском салоне. Подобные произведение было разрешено демонстрировать только в «Салоне отверженных». Но даже на этой выставке произведение стало настоящей сенсацией. Далеко не всем зрителям она пришлась по душе: одни высказывали много критики, а другие, наоборот, восхищались необычными техническими приемами художника.

Ван Гог

Музей Орсе привлекает поклонников работ Ван Гога. Его полотно «Звездная ночь над Роной» смело можно назвать жемчужиной галереи. Перед этой картиной всегда множество восторженных посетителей. Безусловно, ни одна репродукция не в состоянии передать в полной мере величие этого произведения. «Звездная ночь» - это не обычный пейзаж, а картина мира глазами художника.

Музей Орсе интересен тем, что в нем выставлены работа представителей классической школы и представителей «Салона отверженных». Это позволяет каждому гостю сравнить полотна противоположных школ и увидеть те новаторские приемы, которые были характерны для творчества импрессионистов.

Где находится музей?

Музей Орсе находится на левом берегу Сены, в седьмом округе Парижа, расположенном в самом центре города. Рядом с галереей находятся такие достопримечательности, как сад Тюильри, аббатство Сен-Жермен-де-Пре, Латинский квартал и Лувр.

Как добраться до галереи?

Добраться до Орсе можно на метро: 12 линия, станция (конечная) Solferino. Кроме того, возле музея проходят автобусы: 94, 84, 83, 73, 69, 68, 63, 24. Если же вы решите воспользоваться сетью скоростных поездов, то нужно выходить на конечной станции Musee d’Orsay.

Музейные туры

Администрация галереи в случае необходимости предлагает провести туры по музею на английском языке. Возможны следующие экскурсионные программы:

  1. Шедевры музея. Тур рассчитан на полтора часа. В него входит осмотр постоянной экспозиции.
  2. Искусство девятнадцатого века. Такая экскурсия рассчитана на тех гостей, которые хотят получить более глубокое представление о ключевых художественных направлениях девятнадцатого века.

Музей оборудован всем необходимым для людей с ограниченными возможностями. Пандусы позволяют гостям спокойно перемещаться по зданию.

На территории галереи работает сувенирная лавка и книжный магазинчик. На втором этаже посетители могут побывать в ресторане, который известен потрясающими фресками на потолке и резными орнаментами. Стоимость обеда в заведении обходится примерно 25-50 евро.

Вместо послесловия

В заключении разговора хочется отметить, что те посетители, которые ограничены во времени и не имеют возможности в полной мере посмотреть всю экспозицию музея, могут получить при входе в галерею план здания. Это поможет быстрее сориентироваться и посмотреть лишь самые интересные экспонаты. Туристам стоит знать, что в Орсе еще очень часто проводятся всевозможные тематические мероприятия и выставки, которые могут быть тоже интересны настоящим ценителям искусства.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса