Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Культурно-образовательная деятельность художественного музея. Массовая просветительская работа музеев Научно просветительская работа в музее

В наше время повышается интерес людей к таким культурно-просветительским учреждениям таким как музей. К посещению музеев привлекается молодое поколение, проводятся интересные выставки,экскурсии.Выставки - главная площадка взаимодействия музея с публикой. Именно по разработанной выставочной программе чаще всего посетители судят об успехе или неудаче музея. В наше время возрастает досуговая функция посещения музеев. Отключение от повседневной суеты, появление особого душевного настроя при общении с высочайшими достижениями культуры - в этом и проявляется значение музейных выставок для поддержания духовного здоровья человека. Четко сформулированная выставочная политика, правильно выстроенная экспозиция является залогом успеха и методика организации и проведения музейной выставки является востребованной и актуальной.

Целью работы является проанализировать методику организации и разработать собственную программу взаимодействия школы и музея.

Задачи работы:

1. дать представление о музее, истории его развития;

2. дать понятие терминам культура, просвещение, культурно-просветительская деятельность.

3. рассказать о эстетическом воспитании личности при посещении музейной выставки;

4. привести пример музейной выставки в Туле и Тульской области;

5. разработать собственную программу взаимодействия школы с музеем.

Объект исследования – культурно-просветительская деятельность.

Предмет исследования - музей, как культурно-просветительское учреждение

Данная курсовая работа скорее направлена на студентов, учащихся на факультете культуры и на людей занимающихся преподавательской деятельностью.

Новизна работы состоит в том, что во второй главе составлена программа взаимодействия образовательного учреждения с музеем Тульской области, где предлагается использование методов разных современных технологий для проведения успешной работы. А так же в работе приводится примеры музейных выставок некоторых музеев в городе Тула.

Скачать:


Предварительный просмотр:

………………………………………………………………………..3

Самые знатные и образованные люди устраивали такие мусеи, или кабинеты, вблизи от мест погребения своих давних предков, и таким образом подобные центры являлись одновременно и местами погребальных церемоний.

Мусеи были очень важными центрами интеллектуальной жизни наших предков. Свойственная культуре Древней Греции состязательность накладывала отпечаток на характер и формы занятий интеллектуальной элиты: как правило, это были диспуты среди философов, состязания в ораторском искусстве, соревнования поэтов, музыкантов, спортсменов.

Наряду с такими центрами светской интеллектуальной жизни, коллекции собирались и в сокровищницах древнегреческих храмов. Как известно, приношения жертв богам составляли неотъемлемый элемент культа в древнегреческой религии. Со временем древнегреческие жертвоприношения сменились на предметы-символы, похожие на старинные натуральные предметы, например: глиняные, бронзовые, серебряные, золотые предметы, изображавшие виноградную лозу, деревья, различных животных и растения, а также и человека. Специальные предметы не употребляющихся в быту стали изготавливаться для божества, которые хранились в Храме. Они представляли из себя статуи и вазы. Однако сокровищницы храмов, посвященные Аполлону, Афине, Артемиде, имели более многообразный состав.

В трудные в экономическом и политическом отношении периоды сокровищницы в храмах рассматривались как своеобразные "банки": они играли роль общественной казны. Также в древних храмах хранились и кости гигантских животных, известных в наше время как окаменелости.

На начальном этапе создания и социального бытования памятников в римской культуре существовала четко выраженная связь с греческой традицией, т.е. сохранялась функциональная преемственность бытования вещи. В римской культуре происходило возрастание в храмовых собраниях доли предметов, связанных с природой и культурой завоеванных стран.

Выставленные на широкое обозрение, эти реалии способствовали пробуждению в людях любознательности.

Эпоха Возрождения, на рубеже позднего средневековья и нового времени, знаменательна возникновением первых протомузейных учреждений.

Становление музея как социокультурного института проходило в условиях глубокого интереса к античному наследию как эталону.

Существенными факторами, стимулирующими возникновение и дальнейшее развитие музеев, явились также географические открытия, познакомившие европейцев с другими разнообразными культурами и традициями.

Первые музеи были основаны на частных собраний светских и духовных правителей. В таких коллекциях преобладали такие экспонаты как оружия, портреты выдающихся военачальников, т.е. предметы, связанные в частности с войной.

Такие собрания (оружейные комнаты, пантеоны славы, коллекции военного оружия и др.) заложили основы для возникновения впоследствии специфических музеев, а так же различию и разнообразию музеев уже в современном мире.

Первый музей в России был открыт в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1917 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились".

В наши дни существует классификация музеев.Рассмотрим классификацию музеев.

Классификация музеев – это их группировка по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности. Современное музееведение состоит из нескольких систем классификации музеев: по масштабам деятельности (центральные, региональные, местные музеи); по форме собственности (государственные,ведомственные,общественные,частные музеи); по административно-территориальному признаку (краевые, областные, городские, районные и т.п.).

Кроме того, есть классификация по типам . В соответствии с этой классификацией музеи делят на исследовательские, учебные, просветительские .

Исследовательские музеи чаще всего создаются при научных учреждениях. Формирование фондов и их изучение (т.е. он выполняет по преимуществу научно-документационную, охранную и научно-исследовательскую функции) – главное в его работе. Такой музей может вовсе не иметь экспозиционно-выставочных площадей, не организовывать экспозиций, не проводить выставок.

Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, образовательной функции. Как правило, они создаются при школах, вузах и др. учебных заведениях, иногда при ведомствах. Школьные, вузовские и др. музеи формируют коллекции, помогающие приобрести необходимые навыки в процессе образования, а также помогающие в реализации учебных программ и педагогических методик. Но учебные музеи достаточно часто относятся к музеям закрытого типа: их экспозиции доступны ограниченному числу посетителей.

Просветительские музеи (массовые музеи) ориентированы на посетителя всех возрастов, социальных групп и т.д. Главное в его деятельности – организация работы с посетителем (через экспозиции, организацию доступа исследователям к коллекциям музея, проведение рекреационной работы и т.п.). Деятельность просветительского музея, как правило, связана с выполнением всего многообразия социальных функций современного музея. Именно эти музеи относятся к музеям в полной мере публичным (общедоступным).

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод,что музеи способствовали пробуждению интереса общества к прошлому. Представленные в их собраниях реалии экзотической природы и "чужих" культур свидетельствовали о многообразии мира и открывали перспективы его исследования с помощью музейных экспонатов.

1.2 Понятие и основные формы культурно-просветительской деятельности и их характеристики

В рабте современного педагога особое значение приобретает культурно-просветительская деятельность, целью которой является привитие школьникам уважения к культурным ценностям города, края, страны; любви к прекрасному; формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всему окружающему. Эта деятельность способствует обогащению эмоциональной сферы личности и ее чувственного опыта; повышает познавательную активность учащихся; оказывает влияние на познание нравственной стороны окружающего мира.

Культура (от лат cultura , от глагола colo , colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.Культура является предметом изучения философии , культурологии , истории , искусствознания , лингвистики (этнолингвистики), политологии , этнологии , психологии , экономики , педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком в целом навыков и умений.

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

Просвеще́ние - передача, распространение знаний и культуры , а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве

Культурно-просветительская деятельность - это составная часть деятельности педагога. Он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся - с основами самовоспитания, популяризирует и разъясняет результаты новейшихпсихологопедагогических исследований, формирует потребность в психологопедагогических знаниях и желание использовать их как у родителей, так и у детей.

Культурно-просветительская деятельность носит гуманистический, культурологический и развивающий характер. Она включается в себя следующие функции:

Развивающую;

Информационно-просветительскую;

Культурно-творческую и др.

Существуют разнообразные формы культурно-просветительской деятельности. Это экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра.

Каждую из этих форм можно описать с помощью ряда устойчивых характеристик, часть которых считаются основными, а часть - дополнительными.

Основные характеристики форм.

1.Экскурсия представляет собой пример одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-просветительской деятельности музея. Одной из главных ее особенностей является динамичность, и в этом смысле экскурсия попадает в очень немногочисленную группу музейных форм, которые требуют от посетителя движения. Это пример групповой формы: индивидуальные экскурсии представляют собой исключение. В последние годы в наших музеях появился современный вариант экскурсионного обслуживания - автогид. Получив наушники, посетитель музея имеет возможность прослушать индивидуальную экскурсию, но это экскурсия вне общения,вне коллективного переживания, и является чем-то неполноценненным.

Экскурсия в основном удовлетворяет потребность аудитории в познании и предполагает, несмотря на естественность и необходимость использования приемов активизации экскурсантов, пассивное поведение аудитории.

2.Лекция принадлежит к числу традиционных,и является одной из наиболее ранних по времени возникновения форм. Во многих музеях лекции в качестве формы общения с аудиторией начали использоваться раньше, чем экскурсии. Музейные лекции, удовлетворяющие потребность в познании, были заметным фактом общественной жизни и проходили обычно при большом скоплении народа. Это объяснялось, прежде всего тем, что читались они выдающимися учеными.

Со временем музейные лекции утратили значение формы, имеющий столь широкий общественный резонанс. Они стали читаться главным образом сотрудниками музея, но вследствие этого, быть может, выиграли с точки зрения своей музейности. Использование музейного предмета в качестве атрибута стало важным требованием, предъявляемым к лекции.

3. Другая базовая форма, также вполне традиционная для музея, консультация - практически единственная, имеющая индивидуальный характер (идет ли речь о консультациях в экспозиции или в научных отделах музея). Эта форма никогда не имела значительного распространения, хотя и не исчезала из музея. Представляется, что она очень перспективна в связи с тенденцией увеличения в музеях индивидуальных посетителей, осматривающих экспозицию без экскурсовода.

4.Научные чтения (конференции, сессии, заседания) также относятся к числу классических, традиционных форм, возникших в период становления культурно-образовательной деятельности музея. Они являются средством «публикации» и обсуждения группой компетентных лиц результатов проводимых музейными сотрудниками исследований, способом установления и развития контактов с научной общественностью.

Перечисленные базовые формы предполагают главным образом пассивное участие аудитории. Однако среди традиционных форм есть и такие, которые направлены на включение людей в активную деятельность. Это клуб, кружок, студия. Активность аудитории является их общим признаком, но это качество проявляется в названных формах с различной степенью интенсивности.

5 .В клубе (мы не имеем в виду те, которые больше напоминают лекторий) оно выражено наиболее определенно. Клуб как центр общения людей, объединенных общим интересом, осуществляет свою деятельность главным образом путем самоорганизации.

Нередко на основе выставок организуются семинары.

В отличие от клуба, кружок объединяет чаще всего небольшую группу детей, которые работают под руководством музейного сотрудника. В кружке осуществляется приобщение подростков и молодежи к музейной работе. В кружках исторического профиля они изучают исторические события и биографии деятелей, которым посвящен музей, в художественно-технических - постигают основы моделирования, занимаются декоративно-прикладным искусством, в музееведческих готовят себя к роли исследователей или экскурсоводов.

Традиционно термин студия чаще всего используется в художественных музеях. Это форма, близкая к кружку, предусматривает эстетическое развитие детей или взрослых и направлена на формирование навыков художественного творчества и мастерства.

6.Конкурсы, олимпиады, викторины, связанные с тематикой музея, также относятся к тем формам культурно-образовательной деятельности, которые являются средством выявления активности аудитории, объединения знатоков и приобщения их к работе музея. Эти соревнования организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей к музейным коллекциям: задания предполагают не только знание фактов, но и экспозиций, памятников, отдельных видов исторических источников. Жюри оценивает умение участников доказать свою точку зрения и вести дискуссию. Обычно подобные соревнования устраиваются для молодежной аудитории, являясь частью работы со школой.

7 .Перейдем теперь к формам, которые в большей степени ориентированы на удовлетворение потребности людей в рекреации, отдыхе, разумных развлечениях. К ним, безусловно, можно отнести такую, как встреча с интересным человеком.

8 .Потребности в рекреации соответствуют и такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр. Как и большинство базовых форм, они, прежде всего концерты и литературные вечера, были частью жизни музея рубежа веков.

9 . Появляется термин праздник, который ранее не употреблялся. Причем речь идет о весьма разнородных явлениях, отличающихся друг от друга не только сюжетом, а методами организации. Новый термин праздник закреплял нечто общее, что стало присуще всем этим действам. Общность и новизна заключаются в неформальной атмосфере праздничности.Особенность праздника еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство. Праздник служит их сохранению и возрождению.

Теоретическую и методическую часть культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика. Она создает новые методики и программы работы с посетителями.

Так постепенно формируется модель музея,которую можно назвать просветительской.Она основана на отношении к музею как демократическому по своему характеру и просветительной направленности институту,призванному быть средством реформирования школ и одновременно частью единой системы внешкольного образования. Данная позиция породила термины культурно-просветительская работа,которые использовались для формирмирующегося направления-работа с аудиторией.

1.3 Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки

Музейная педагогика - это научная дисциплина на опыте музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей, как образовательную систему. Областью музейной педагогикой являются все виды контактов музея с аудиторией, самые различные способы обращения к человеку как участнику процесса музейной коммуникации. Музейная педагогика начинается тогда, когда возникает (или ожидается) эффект встречи музея с человеком.

Роль музея в эстетическом воспитании определяется его специфическими возможностями как учреждения, которое выполняет две основные взаимосвязанные социальные функции - документирование объективных процессов и явлений в природе и общественной жизни на основе подлинных памятников, а также образования и воспитания. Для осуществления данных функций музей имеет такие средства воздействия, как музейный предмет и музейная среда.

Подлинники, включенные в музейное собрание, обладают научной, историко-культурной и эстетической значимостью.

Эстетические качества музейного предмета нередко проявляются уже в его внешних признаках (форма, фактура, цвет), однако его эстетическая ценность определяется, прежде всего, историко-культурным контекстом. Именно контекст формирует отношение к предмету как к прекрасному или безобразному, низкому или высокому, комическому или трагическому. В контексте музейный предмет полностью обретает свою эстетическую ценность. Используя разные средства для раскрытия исторического контекста музейного предмета в экспозиции, можно оказывать воздействие на эстетические вкусы, взгляды и идеалы, т.е. на эстетическое сознание посетителя.

Однако не только музейные предметы, но и сама музейная среда (здание музея, экспозиция, комплекс историко-архитектурных памятников, территория), предстающая перед посетителем как некое пространство культуры, потенциально, т.е. при условии соответствующего уровня архитектурно-художественного решения, является эстетически значимой и воспитывающей. Эстетическая функция музейной информации последовательно выражается в экспозиции, в ее образном решении.

Существенно, что и музейный предмет, и музейная среда обладают значительными возможностями эмоционального воздействия. Обыденные предметы, став элементами экспозиционного образа музейной выставки, приобретают значение символа определенной эпохи, явлений, событий. Выступая носителем эмоционально-образной информации, выставка способна оказать воздействие на развитие образного мышления. Сплав рационального и эмоционального компонентов при восприятии, как показывают результаты социологических исследований, в значительной степени определяют привлекательность музеев для всех категорий посетителей, включая самых юных, а также эффективность их воздействия.

Главное направление эстетического воспитания музейными средствами - это самое широкое приобщение детей, подростков, молодежи к культурному наследию, которое определяется как "совокупность доставшихся человечеству от прошлого культурных ценностей" , актуализация и включение их в систему ценностей новых поколений с тем, чтобы современный человек мог "освоить культуру прошлого во всей ее целостности и многомерности, ощутить себя звеном непрерывного культуротворческого процесса" .

Целью эстетического воспитания музейными средствами - является воспитание целостной, гармонически развитой личности, у которой сформировано ценностно ориентированное отношение к историко-культурному наследию.

Первая задача - активное приобщение подрастающего поколения к музейным ценностям, формирование у детей, подростков, молодежи устойчивой потребности в общении с историко-культурным наследием.

Вторая задача - формирование эстетических вкусов, потребностей, взглядов и идеалов, т.е. - эстетического сознания личности. Способность чувствовать, переживать, эмоционально улавливать красоту и другие эстетические качества явлений действительности и искусства" .

Третья задача - развитие эмоциональной сферы личности, воображения и фантазии, способности к творческой деятельности. Как отмечал известный философ Э.В. Ильенков, воображение - это та самая "драгоценнейшая способность, которая составляет необходимый момент творчески человеческого отношения к окружающему миру" .

Четвертая задача - формирование исторического сознания личности. Под историческим сознанием мы понимаем осознание человеком своего положения в социальном времени и пространстве, своей связи с прошлым, настоящим и будущим. По словам академика М.А. Барга, "историческое сознание - это духовный мост, ведущий человека из прошлого в грядущее" .

Пятая задача является условием реализации эстетического воспитания. Воспитание музейной культуры посетителя, обучение языку музея.

Музейная культура определяется такими поддающимися измерению характеристиками, как частота посещения музейных выставок, целенаправленность посещения музея и осмотра экспозиции, обращение к различным источникам информации о музее на предварительном этапе или во время осмотра, умением ориентироваться в музейной среде, смотреть выставочную экспозицию.

Глава 2. М етодика приготовления и организации музейной выставки

  1. Музеи Тулы и Тульской области.

В Туле и Тульской области существует большое разнообрази музеев,таких как : музей «Тульский кремль» , музей-усадьба Ясная Поляна, Тульский государственный музей оружия , Музей «Тульские самовары» , Музейно-выставочный центр «Тульские древности» , Музей «Некрополь Демидовых» , музей Филимоновской игрушки, Дом-музей В.В. Вересаева , Мемориальный музей Н.И.Белобородова , Музей П.Н.Крылова , Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово Поле» и многое другое.

Остановимся в подробности на некоторых из музеев города.

Более пяти веков существует Тульский кремль. Построенный в начале XVI века, он длительное время предоставлял надежную защиту от набегов кочевников. Кремль имеет 9 башен, четыре из них с воротами: Спасская, Одоевская, Никитская, Ивановская, Башня Ивановских ворот, На погребу, Водяных ворот, Наугольная и Пятницкая.

Кремль - это «город в городе». В крепости жило почти все население, как военное, так и гражданское. Первая улица Тулы находилась в кремле и называлась Большой Кремлевской.

На территории Кремля находятся два собора. Успенский собор в стиле барокко построен в 1766 году и Богоявленский собор, построенный в 1855-1862 годах в память о воинах-туляках, погибших в Отечественной войне 1812 года. В настоящее время в Богоявленском соборе размещается Музей Оружия.

Музей Тульский Кремль является государственным музеем,очень часто учащиееся разных школ города посещают этот музей,так же приезжают гости из других городов.

Государственный музей оружия. Новый музей, «Шлем».

В 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации музей получил статус государственного. Одновременно было принято решение о строительстве для него нового здания. Это было продиктовано не только стремлением освободить культовое здание, но и необходимостью расширить экспозиционные площади, так как за последние годы коллекция музея значительно пополнилась современными образцами оружия.В музее регулярно проходят современные выставки, демонстрирующие уникальные коллекции музея и посвященными важнейшим событиям отечественной истории. Новый музейный комплекс имеет два конференц-зала, библиотеку с читальным залом, кафетерий.

Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово Поле».

Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле" был создан в октябре 1996 г. Музей расположен на месте Куликовского сражения, произошедшего 8 сентября 1380 года, и включает в себя место битвы с прилегающей к нему территорией. Заповедник «Куликово поле» находится на юго-востоке Тульской области, он занимает участок ландшафта в районе верхнего течения Дона.
На просторах заповедника сохранились фауна и флора, близкие к первозданным. Там сосредоточено великое множество архитектурных и археологических памятников. Часть из них сохранились со времен Куликовской битвы, и являются яркими свидетельствами богатого исторического прошлого России. Победа русского народа в Куликовской битве отражена в экспозициях музея, мемориальных памятниках и

обелисках.

Данный музей является одним из самых популярных музее в городе,учащиееся часто выезжают на экскурсию,данный музей так же сотрудничает с одной из местных школ,в музее проводятся музейные уроки. Это сотрудничество помогает воспитывать патриотизм у школьников, гордость за свой знаменитый родной край, школьники узнают от работников музея-заповедника много новых интересных фактов по истории Куликова поля и самого сражения.

2.2. Внеклассное мероприятие (экскурсия) .

Развитие художественного творчества детей является основной задачей стоящей перед педагогом на протяжении всего периода становления ребенка. Одной из основных залач является раскрытие в ребенке его творческого начала,ведь дети-это маленькие исследователи,с удивлением и радостью открывающие для себя окрудающий мир.Я считаю что приобщение детей к музеям такого типа занимает особое место в жизни ребенка,так же не дает нам забыть о русско-народном фольклере. Соломенникова О.А.в одном из своем проекте отмечала: “Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми”.

Исследователи народного искусства отмечают,что оно имеет ярко выраженные черты,традиционность,коллективный характер творчества,высокое совершенство языка,человечность,связь с окружающей жизнью.Я считаю,что если человек не итересуется творчеством своего народа,не изучает его историю,то он не может в полной мере считаться гражданином своего Отечества. Много национальных традиций тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время, и чем он жил раньше, поэтому, рассматривая работы мастеров прошлого, мы заглядываем в историю народно - прикладного искусства многонациональной России. Тульский край издавна славился своими мастерами и ремесленниками. Далеко за его пределами восхищались изделиями кузнецов, гармонщиков, самоварщиков, мастеров резьбы по дереву и гончаров, работающих с глиной.

Возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных промыслов и ремесел является приоритетным направлением в культурной жизни Тульской области. Сохранить и развить промысел одной из стариннейших игрушек нашей родины (по некоторым данным ей около 700 лет) – филимоновской – одна из важнейших задач мастеров Тульского края. Филимоновская игрушка - это сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала произведение народного искусства, которое воспитывает в детях чувство гордости за мастеров своей малой родины. Большую роль оказывает народно-прикладное искусство в трудовом воспитании школьников.

Народное искусство оказывает глубокое идейное влияние на детей, поднимает темы большого гражданского содержания. Оно помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Таким образом, работа в этом направлении не только дает мне возможность помочь учащимся соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия народных мастеров, а также помогает школьникам освоить тайны мастерства ремесла, найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Я решила составить мероприятие(экскурсия) с музеем Филимоновской игрушки в городе Тула. Данный план мероприятие направлен на учащихся 5 класса.

Экскурсия “Филимоновская игрушка”Тульская обл.,Одоев.

Цель мероприятия:

Знакомство детей с лучшими образцами народного декоративно- прикладного искусства: филимоновской игрушкой.

Задачи мероприятия:

В доступной форме донести историю талантливого русского народа, создающего сказочные образы;

Раскрыть технологию создания игрушки;

Показать многообразие видов игрушек;

Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла;

Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей;

Формирование интереса к истории и культуре своего народа.

Оборудование:

Образцы изделий, набор шаблонов

Компьютер, презентация.

Для успешного проведения экскурсии и с целью заинтересованности была проведена подготовительная работа. Предварительно, за неделю до экскурсии, ребятам предлагается прослушать небольшую лекцию о игрушке и некоторые учащиеся самостоятельно подготовили рассказы о филимоновской игрушке (ПриложениеA) и посетить фото-галерею (Приложение B) ,после чего учащиеся получат брошюры о музее(Приложение C).

Ход мероприятия

1. Сообщение темы мероприятия.

У Филимоновская деревушка

Синий лес, холмы, косогор

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники, павлины

И солдатиков войско цвет.

Учитель. Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Ребята, вы уже, наверное, догадались, о чем сегодня пойдет речь? Да, сегодня мы будем говорить о игрушке и промысле.. Но не об обычных игрушках, а о народных.

2 . Орг. момент

С какими видами народных игрушек мы познакомились на уроках изо?

(дымковскими, филимоновскими, каргопольскими)

3. Экскурсовод рассказывает о истории игрушки,создании,разных видах игрушки.

4 .Учащиееся посещают мастер класс и некоторые из них делают игрушки сами.

5 . Викторина-игра . Сейчас каждая команда возьмет по карточке (Приложение D), где изображены образы глиняной игрушки. Вы должны подумать и рассказать, что же символизирует каждый образ в жизни древних славян. Эти образы – воплощение языческих верований, которые таят мифологию жизни в древних дохристианских формах славянского культа. (Вспомним их).

1-ая команда. Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

2-ая команда. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Учитель . Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

6 . Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)

  1. Где возник промысел филимоновской игрушки?
  2. Почему игрушка называется филимоновской?
  3. Особенности филимоновской игрушки?
  4. Какие цвета традиционны при росписи игрушки?
  5. Как ласково филимоновцы называют свои цвета ?
  6. Какие символы встречаются в филимоновской игрушки?
  7. Ход росписи в филимоновской игрушке.

7 .Заключительный этап.

Учитель: Мы познакомились лишь с малой частью великого русского наследия, которое нам оставили предки.

- Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение- и ниточка, связывающая нас с далекими предками- не рвется. Произведения, созданные наши народом, хранятся в музеях, показываются на выставках и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее. Может быть, кто-то из вас тоже станет мастером и его игрушки также будут дарить людям красоту и радость взрослым и детям.

Заключение

Музей может рассматриваться сегодня как состояние души общества в настоящее время, и именно музею необходимо направить все усилия на восстановление утраченной культуры, чего так не хватает в современном мире.

Сущность музея – быть посредником между обществом и его культурой, между культурой прошлого и культурой настоящего, а не конкретное содержание музейной деятельности, обусловленное социальным заказом времени.

Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в исследованиях. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является музей.

В музее человек получает возможность по-новому взглянуть на привычные для него вещи, получить полезную информацию с удовольствием, нет необходимости заучивания и закрепления полученных знаний,так же музеи играют большую роль в культурно-просветительском аспекте.

Таким образом, работа школы совместно с музеем, так же подкрепляется региональным компонентом. Так реализуется педагогическая идея о развитии духовных потребностей, достигается уровень, необходимый для осознания, осмысления, усвоения культурных ценностей.

Список используемых источников

  1. Барг М. А Эпохи и идеи: становление историзма. - М., 2001.

2 .Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело. Вып. 21. Музей - культура - общество. М., 1992 г.

  1. Ильенков Э.В. Искусство и идеал. - М., 2000.
  2. Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб.тр. ИПРИКТ. М., 2002 г.
  3. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. - М., 2005.
  4. Музей и школа. Сб. науч. Трудов. М., 2004 г.
  5. Нагорский Н. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. - 2005. - № 5.
  6. Носик Б.М. «Художественные промыслы», М., «Планета», 2001 г.
  7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для ВУЗов/ И.П. Подласый. - Кн.2 - М.: Владос, 2004
  8. Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. - 2002. - №5.
  9. Юхневич М.Ю. «Я поведу тебя в музей», учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001 г.
  10. http://www.inmsk.ru/news_culture
  11. http://www.filimonovo-museum.ru/
    12.
    http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_9_39_10987.pdf

Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. - М., 2001. - С. 11

Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. - Л., 1998. - С. 14


Самарский Городской Публичный Музей изначально задумывался как «учреждение, которое образовывалось бы с целью умственного и нравственного развития общества» 1 7 . Подготовительной комиссией , которая была создана Самарской Городской Думой для выработки предложений к юбилею царствования Александра Второго, Музей был признан таким учреждением, которое к тому же отвечало потребностям самарского общества.

В том же докладе Подготовительной Комиссии подчеркивалось, что музеи являются одним из действенных средств народного образования и признаются одним из лучших способов проведения необходимых и полезных знаний в народную массу.

Поэтому Самарский Музей рассматривался не просто как хранилище эстетических и научных образцов и технического опыта, но прежде всего Музей и музейное собрание рассматривалось как первоисточник знаний, используемый для образования и удовлетворения любознательности. То есть, как определила Подготовительная Комиссия, Самарский Музей должен был «иметь образовательный характер и вместе с тем служить средством изучения Самарского края в отношении естественном, сельскохозяйственном, промышленном, техническом, историческом и археологическом». 1 8

Эти цели культурно-просветительского характера были отражены в проектах П.В.Алабина в 1880 г. и 1886 г. В проекте 1886 г. эти цели были раскрыты гораздо шире и глубже, Как уже упоминалось, Самарский Городской Публичный Музей имел т.н. «специальную цель» - «наглядное ознакомление с Самарским краем в отношении: антропологическом, историческом, географическом, с его живым и растительным миром , сельским хозяйством и промышленностью (заводской, ремесленной, фабричной, кустарной)». Кроме того, перед Музеем ставилась задача - «развивать эстетический вкус в своих посетителях не только выставленными произведениями искусства, но и образцами и моделями действующих и изобретаемых орудий и, служащих для облегчения труда». 1 9

Поэтому можно сказать, что основной деятельностью Самарского Музея подразумевалась прежде всего культурно-просветительская деятельность, а коллекция, формированием которой Музей занимался в течении всего своего существования, явилась средством этой деятельности. Основным же методом культурно-просветительской деятельности Самарского Музея явилась экспозиция музейных предметов.

Естественно, что культурно-просветительская деятельность музеев на экспозиции музейных предметов не ограничивается.

Следует упомянуть, что 15 ноября 1886 года (через два дня после официального открытия Самарского Городского Публичного Музея) был издан «Проект нормального устава губернских земских естественноисторических музеев, выработанный Санкт-петербургским обществом Естествоиспытателей», в котором содержались задачи и основные виды деятельности естественноисторических музеев.

Научные задачи Музея, состоявшие в естественноисторическом изучении края и распространения соответствующих знаний среди местного населения достигались:


  • путем научных исследований по геологии, минералогии, зоологии и другим наукам; результаты исследований (коллекции почв, руд, полезных ископаемых , минералов, карт, планов, моделей местностей и т.п.), помещались в музее.

  • «ознакомление публики наглядным путем с предметами музея»;

  • «публичные чтения»;

  • «печатанье и распространение дешевых брошюр о предметах музея «и вообще по естественной истории края».
Существовали также практические задачи музея, которые заключались в следующем:

  • «возможное содействие к разрешению разных сельскохозяйственных вопросов»;

  • «таковое же содействие к разрешению вопросов, относящихся к промышленности края»;

  • «разрешение вопросов, имеющих отношение к народной школе (снабжение земских училищ местными естественноисторическими коллекциями, организация экскурсий с сельскими учителями для ознакомления их с местной флорой, фауной, горными породами, почвами)». 2 0
Таким образом , задачи народного образования и проведения необходимых и полезных сведений в народную массу решались с помощью наглядного ознакомления с коллекцией музея, с помощью чтения публичных лекций и распространения литературы о предметах музейной коллекции; а также с помощью практической деятельности – содействия в разрешении сельскохозяйственных вопросов, вопросов, связанных с промышленностью и вопросов народного образования.

О всех видах культурно-просветительской деятельности самарского городского Публичного Музея можно судить в основном только по отчетам, которые выпускались администрацией до 1914 г.

Очевидно , что задачи культурно-просветительской деятельности начали решаться Самарским Музеем только со времени открытия его для посещений.

Официальное открытие Музея состоялось в мае 1899 г. – через 13 лет после основания и через 19 лет после начала формирования коллекции. «После окончания работ по расстановке коллекции.... в день Святой Троицы (24 мая 1899 года), после молебна» Музей был открыт. 2 1

Администрация публиковала подробные списки всех посетителей музея. Причем информация о посещениях появляется только в отчетах 1900 - 1914 годов.

Та часть отчета, где печаталась информация о посетителях имела определенную структуру: называлось общее число посетителей , затем – количество местных платных и количество приезжих платных посетителей, затем – общее число бесплатных посетителей. Кроме того, печатался особый список бесплатных посетителей. Здесь же следует отметить, что количество бесплатных посетителей намного превосходило количество платных (например, в отчетах за 1904 года соответственно 1099 и 721 , в отчёте за 1905 год – 1511 и 699).

В среднем музей в год посещало 2-3 тысячи человек (от 4978 человек в 1903 года до 2240 в 1905 году).

Что касается особых списков бесплатных посетителей – перечислялись только учащиеся. Ежегодно Музей посещали ученицы Первой и Второй Женской Гимназии, ученицы Гимназии Хардиной Н.А. и ученицы Гимназии сестер Харитоновых, ученики Самарского реального училища, ученики Епархиального училища, а также учащиеся различных приходских школ, земских школ, Самарских смешанных училищ. Кроме того, Музей почти каждый год посещали учащиеся из училищ, школ, гимназий из многих российских городов. В частности – кадеты Сибирского корпуса (в 1904 и в 1905 годах), ученики Тульского и Московского коммерческих училищ, учащиеся из Оренбурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Твери, Костромы, Красноярска, Казани, Орла и многих других русских городов. В числе бесплатных посетителей Музей посещали также и студенты.

При этом в каждом годовом отчете указывалась конкретная цифра – сколько учеников из каждой школы, училища и гимназии посетили Музей в данный год.

Поэтому можно сказать, что Самарский Городской Публичный Музей отличался достаточно приличной посещаемостью. Довольно значительную долю составили посещения учащихся – около трети всех посетителей. В данном случае Музей выполнил свою прямую функцию – культурно-просветительскую.

Из всех перечисленных ранее видов культурно-просветительской деятельности первое место принадлежит экспозиции, иными словами, - постоянно действующей выставке всех имеющихся в музейной коллекции предметов. О ней можно судить по самим отчетам о посещении Музея.

Что касается содержания этой экспозиции, то она представила из себя всё то, что собрано в музее за данный период. Наиболее наглядное представление о содержании экспозиции ко времени открытия Музея для посещений дает «Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее», составленный Н.М. Федоровым и изданный в 1898 г. Это ни что иное , как каталог экспонатов и коллекций Музея. Все перечисляемые в этом «Указателе...» предметы распределялись не просто по отделам, а ещё и по комнатам и витринам. Так как Музей имел только две комнаты, то в каждой размещалось по несколько отделов. То есть пролистав «Указатель...» можно было получить представление и об экспозиции Музея.

Экспозиция, которая предполагала осмотр и ознакомление со всеми экспонатами и коллекциями Музея, имела свою положительную сторону. Сам по себе осмотр всего, что есть в Музее давал достаточно полное представление о Самарском крае, его животном и растительном мире, геологии, минералогии, этнографии, археологии, истории.

В частности самым богатым в Самарском Публичном Музее был минералогический отдел, перечисление экспонатов которого в «Указателе...» Н.М.Федорова заняло 18 страниц. Разнообразным был также археологическо-исторический отдел, обладающий многими ценными предметами, экспонаты этого отдела (мечи, копья, наконечники стрел, металлическое зеркало, кресты, образа, фигурки идолов и т.п.) располагались в трех витринах. Богатым был также сельскохозяйственный отдел, который содержал в основном образцы семян различных растений и располагался в двух витринах. Большой интерес представили также и художественный отдел Музея, где были собраны произведения искусства не только самарских художников , но и известных русских мастеров.

С 1904 года в Самарском Публичном Музее начал формироваться новый отдел: было начато комплектование коллекции по теме «Русско-Японская война». Это означало, что все предметы так или иначе связанные с тематикой Русско-Японской войны, распределялись не по соответствующим отделам, а собирались в т.н. Русско-Японский отдел.

Точно также в Музее в 1914 г. начал формироваться отдел «Россия в Первой Мировой войне». Таким образом , можно сказать, что Музей не имея возможности для проведения тематических выставок шёл по пути создания дополнительных тематических отделов, которые по замыслу не должны были расформировываться, а должны были существовать наравне с уже действующими отделами.

То есть, в дореволюционный период комплектование фондов и экспонирование музейной коллекции было единым целым. Иными словами – демонстрация всей собранной Музеем коллекции. При этом посетители на экспозиции могли наглядно знакомиться со всеми предметами, которыми на данный момент обладал Музей.

Доподлинно известно также и о еще одном виде культурно-просветительской деятельности – «печатанье и распространение дешевых брошюр о предметах Музея и вообще по естественной истории края».

Пожалуй, такой литературой можно назвать ежегодные отчеты, публикуемые администрацией Самарского Городского Публичного Музея. Они действительно содержали информацию о предметах Музея, но лишь о тех, которые поступили в отчетном году. В этой связи следует особо выделить отчеты за 1902 – 1903 годов, которые были изданы одной брошюрой. Помимо подробных списков подаренных и приобретенных предметов здесь содержится небольшое введение, где отмечены самой администрацией особо ценные для Музея приобретения, сделанные в 1902 – 1903 годах.

В частности, по отделу археологии и истории «Музею удалось приобрести довольно редкую рукописную книгу под заглавием «История скифская», сочинения Андрея Лызлова», в конце отчёта «прилагались.... в виде особой библиографической заметки» сведения об авторе и о судьбе книги.

В том же отделе «особо выделялась записка И.С. Тургенева на имя неизвестного лица», в отчете была дана тачная копия этой записки.

Кроме того, отмечались приобретения для зоологического отдела – это чучела птиц «местно живущих, или бывающих здесь временно».

Были отмечены также ценные пополнения в виде гербария, список которого был дан в приложении. Особо отмечалось, что «при той скудости ботанических сведений о Самаре и Самарской губернии , какая наблюдается в специальной литературе. Список этот имел известное значение».

Таким образом , отчеты 1902 – 1903 годов помимо перечисления приобретенных предметов содержали познавательную информацию, особенно та часть введения, где кратко описывалось географическое положение Самарского края как перекрестка дорог для перелетных птиц». 2 2

Среди подобной литературы можно выделить также и «Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее Н.М. Федорова – помимо перечня музейных предметов, он содержал также небольшой рассказ по истории создания музея в Самаре.

Наибольшее познавательное значение имела небольшая брошюра, которая была выпущена музейной администрацией в 1901 году и носила название «Самарский Городской публичный Музей. Краткие указания для собирания различных коллекций». Это было обращение администрации Музея с просьбой помочь в пополнении собираемой коллекции. Само оно заняло не более полутора страниц. Наибольший интерес представляют указания по собиранию тех или иных коллекций для каждого отдела Музея, при этом по каждому отделу в брошюре содержалась задача данного отдела и подробнейшие указания на что прежде всего следует обратить внимание, каким образом собирать предметы и коллекции, что требуется для Музея прежде всего. В частности в разделе «Указания по ботанике» содержались подробнейшие инструкции по сбору и сохранению образцов различных растений, а также по формированию гербариев, в книге они заняли около пяти страниц.

В разделе «Указания по зоологии» имелись инструкции и способы «собирания и переноски в Музей найденных остатков древних животных» (шкурки, отдельные части скелета и т.п.).

Что касается другого вида культурно-просветительской деятельности – «публичных чтений по предметам , соответствующим задачам музея», - то таковыми можно назвать устные объяснения «которые могли бы быть даваемы специалистами по различным предметам при обозрении Музея группами посетителей, преимущественно учащимися в учебных заведениях». 2 4

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Функц М: экспозиционно-выставочная; экскурсионная; научно-исследовательская и образовательная. Культ-образоват деятельность - одно из основных направлений деятельности М, теоретической основой которой является музейная педагогика - обучение регионал. истории средствами музейного предмета образоват деят-ти. Формы культ-образовательной деятельности М разнообразны: экскурсии (обзорные, тематич, историч, архитектурно-градостроит); музейные уроки; научные конференции.

Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные.

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественно-научные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие. Исторические музеи делятся на:

Общеисторические музеи (широкого профиля); (Государственный Исторический музей в Москве);

Археологические музеи; (археологический музей-заповедник «Танаис»);

Этнографические музеи; (Российский этнографический музей в Петербурге);

Военно-исторические музеи; (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Москве);

Музеи политической истории; (Музей политической истории России в Петербурге);

Музеи истории религии; (Музей истории религии в Петербурге);

Историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ; (Музей городского быта «Старый Владимир»);

Монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу; (Музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда);

Прочие исторические музеи; (Музей истории Москвы, Музей истории политической полиции России XIX–XX вв. в Петербурге).

Художественные музеи делятся на:

Музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); (Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве);

Музеи декоративно-прикладного искусства; (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве);

Музеи народного искусства; (Музей народного искусства Научно-исследовательского института художественной промышленности в Москве, Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров);

Монографические; (Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологодской обл.);

Прочие художественные музеи.

Естественно-научные музеи делятся на палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и прочие.

Существуют музеи, собрания и деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля . Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль.

Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли , созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, например, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художественным профилем обладает один из крупнейших музеев Московской области – «Новый Иерусалим».

Развитие науки, техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп. Например, изобретение акваланга в 1940-х гг. положило начало возникновению подводной археологии. Результаты подводных раскопок в сочетании с разработкой новых технологий в области реставрации и консервации мокрого дерева обусловили появление среди исторических музеев новой профильной группы – музеев подводной археологии. В их собраниях – остовы и фрагменты кораблей, грузы и разнообразные предметы, поднятые с морских глубин. Наибольшей известностью среди музеев этой профильной группы пользуются музей «Васа» в Стокгольме, где экспонируется шведский военный корабль XVII в.

Наряду с профильной классификацией используется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общественного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные.

Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы прежде всего на специалистов. Примером этого типа музеев может служить Научный музей Института мозга Российской академии медицинских наук или, например, Музей внеземного вещества в составе Института геохимии и аналитической химии Российской академии наук (Москва).

К самому распространенному типу относятся научно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. Таковы, например, Политехнический музей и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве; Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии в Петербурге.

Главное назначение учебных музеев – обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах – Музей лесоводства им. Г.Ф. Морозова Петербургской лесотехнической академии, Музей декоративно-прикладного искусства Петербургского высшего художественно-промышленного училища. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя. Таковы, например, некоторые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.

Типология по признаку общественного назначения музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не существует. Научно-просветительные музеи используются в учебном процессе, а их собрания – в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика.

Существует и другая типология музеев, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осуществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространенные формы этого типа музеев – музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.

Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев, которые создаются на основе недвижимых памятников, музеефицированных на месте их нахождения с сохранением или восстановлением историко-культурной и природной среды. Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедников , например, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Особую типологическую группу образуют и мемориальные музеи , создающиеся с целью увековечить память о выдающихся людях и событиях. Мемориальность иногда ошибочно смешивают с профилем музея, хотя она никак не связана с характеристиками профильной классификации.

Понятие «мемориальный музей» за время своего существования претерпело существенную эволюцию. Исходя из этимологии слова, к мемориальным музеям в 1920-х – начале 1960-х гг. относили все музеи, посвященные выдающимся деятелям и историческим событиям, даже те их них, которые создавались в местах, не связанных с этими людьми и событиями, и которые не имели в своих экспозициях мемориальных предметов. Позже усилиями исследователей

A.M. Разгона и С.А. Каспаринской в понятие «мемориальный музей» стал вкладываться иной смысл. Необходимым компонентом мемориальности стала считаться подлинность места: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документальной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие. Такое понимание мемориального музея, необходимыми критериями которого являются мемориальное здание или место, коллекция мемориальных предметов и мемориально-бытовая экспозиция, закрепило «Положение о мемориальных музеях системы Министерства культуры» (1967). Что касается профиля мемориального музея, то он определяется содержанием события или характером деятельности человека, которому посвящен.

Типология по признаку осуществления функции документирования тоже носит в известной мере условный характер, поскольку коллекционные музеи могут находиться в архитектурных памятниках, сохраняемых в исторической неприкосновенности (например, Эрмитаж), а музеи-ансамбли не ограничивают свою деятельность только сохранением памятников архитектуры, но и создают профильные коллекции.

Как профильная классификация, так и типология направлены на выявление групп сопоставимых музеев. Это позволяет координировать работу музеев одного профиля или одного типа, выявлять закономерности их развития, способствовать большей эффективности музейной деятельности в целом.

В основе классификации музеев может лежать административно-территориальный признак.

По принадлежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.

Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. Большая их часть находится в ведении Министерства культуры РФ. Вместе с тем существует значительная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства. Их примером могут служить: Зоологический музей Московского университета им. М.В. Ломоносова, находящийся в ведении Министерства общего и профессионального образования; Центральный музей железнодорожного транспорта России Министерства путей сообщения (Петербург); Медицинский музей Российской академии медицинских наук, Военно-медицинский музей Министерства обороны (Петербург). Существенная часть ведомственных музеев находится в ведении Российской академии наук: 51 музей по данным на 1998 г. Среди них есть музеи, пользующиеся мировой известностью – Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера», Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Литературный музей (Пушкинский дом).

К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируют общественные музеи те учреждения, при которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественный музей» использовался термин «народный музей». Традиция создания общественных музеев стала складываться в России на рубеже XIX–XX вв.; большой размах музейное строительство получило в 1920-е гг. в связи с подъемом краеведческого движения и работой по созданию «летописей» фабрик и заводов. Однако в 1941 г. лишь около 10 общественных музеев сохраняли свой статус. Современная сеть общественных музеев начала формироваться со второй половины 1950-х гг., и по состоянию на 1 янв. 1990 г. в ней насчитывалось 4373 музея, действующих на территории 26 республик, краев и областей России.

В н. 1990-х гг. изменения в общественно-политической и экономической жизни страны привели к значительному сокращению сети общественных музеев. Закрылись музеи революционной славы, комсомольской и пионерской славы, боевой и трудовой славы; музеи, посвященные деятелям коммунистической партии. Но одновременно стали возникать и такие музеи, создание которых было ранее невозможно по идеологическим причинам – музеи А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, B.C. Высоцкого. В 1994 г. органы культуры курировали деятельность около1000 общественных музеев.

В последнее десятилетие ушедшего столетия в России стали складываться условия для возрождения частных музеев , то есть музеев, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра. В начале 1990-х гг. музеи такого рода были созданы в Москве (Музей природы), Ярославле (Музей русской старины), Иркутске (Минералогический музей) и других городах.

В 1993 г. в Москве был зарегистрирован первый частный художественный музей – Русский национальный музей искусств. В его фондах представлены произведения русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы приобретать выдающиеся работы, музей занимается активной выставочной деятельностью и регулярно проводит аукционы, на которых выставляет отдельные предметы из своего собрания. За счет продажи вполне достойных, но не вписывающихся в концепцию музея произведений, он имеет возможность постоянно обновлять и совершенствовать коллекции. Средства, полученные на аукционных торгах, позволяют делать ценные приобретения, некоторые из которых достойны крупнейших государственных музейных собраний.

Одна из важнейших функций музея – образовательно-вос­питательная – осуществляется посредством культурно- про­светительской работы.

Просветительская деятельность нашего музея многообразна по формам организации и проведения. Формы этой работы можно разделить на основные категории: традици­онные (экскурсии, лекции) и массовые мероприятия.

Музейная экскурсия – это “коллективный осмотр музея посетителями, объединенными в экскурсионные группы”. В музее проводятся обзорные, тематические, учебные экскурсии.

Обзорные экскурсии проводятся по всей экспозиции музея и имеют своей целью ознакомление посетителей с музеем вообще. Обзорная экскурсия носит общеобразовательный характер.

Тематические экскурсии, которые проводятся в музее, отличаются четкой тематической определенностью по хронологии и содержанию, они посвяще­ны конкретному вопросу. Поэтому они проводятся не по всему музею, а по материалам одного из залов или конкретного раздела экспозиции. Тематические экскурсии по своему целевому назначению носят учебный характер. Экскурсоводами музея составлены и проводятся следующие экскурсии: «Сівая памяць даўніны», “Прыйшла ў наш край няпрошана вайна”, “Валожыншчына сягодня”, “Час і мы”, “Жывая памяць” и другие.

Экскурсии учебно-образовательной направленности предна­значены для расширения знаний, которые учащиеся получили по учебной программе в лицее, их конкретизации на основе подлинных памятников – музейных предметов. Такими являются экскурсии по истории (тема “Великая Отечественная война”), по курсу “Человек. Общество.Государство” (тема “Человек в системе рыночных отношений”) и др.

Учебные экскурсии весьма разнообразны по форме проведения. Это и уроки-экскурсии, проводимые на экспозиции экскурсоводом или самим педагогом, и экскурсии-семинары с выступлением слушателей.

Разработкой экскурсий в нашем музее занимаются учащиеся из группы экскурсоводов. Главным источ­ником содержания экскурсии является экспозиция и музейные предметы.

В основу построения маршрута музейной экскурсии положены три принципа – хронологический, тематичес­кий, тематико-хронологический.

Напри­мер, в основе маршрута обзорной экскурсии лежит хронологи­ческий принцип, а маршрут тематической и учебной экскурсии строится по тематическому принципу.

цель экскурсии, значимость ее темы, называются основные вопро­сы, раскрывающиеся в ходе экскурсии. В заключении даются обобщающие выводы

по теме экскурсии.

Кроме экскурсий в нашем музее проводятся лекции. Они отличаются от экскурсий целью и подачей матери­ала. Основная цель музейной лекции – донести до слушателей теоретический материал, проиллюстрировав его музейными предметами. Успешно прошли лекции под общим названием «Ведаю, што нарадзіўся б толькі тут…”

- “Архітэктура Валожыншчыны”,

- “Помнікі гісторыі і культуры г. Валожына”,

- “Навучальныя ўстановы г. Валожына”,

- “Прамысловыя прадпрыемствы горада”.

Самыми разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые просветительские мероприятия. Это вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям, встречи с интересны­ми людьми, викторины, спектакли. Так, на протяжение, 2008-2009 гг. на базе нашего музея прошли следующие мероприятия: круглый стол «И помнить страшно, и забыть нельзя», урок мужества «Память сердца», историческая викторина «Борьба за Беларусь», устный журнал «Листая страницы военной поры», литературно-музыкальная композиция «Дорогами войны», литературная гостиная «В памяти народа вечно» и другие.

Фондовая работа

Собрания нашего музея состоят из основного и научно–вспомогательного фондов. Все материалы, хранящиеся и экс­понируемые в музее, составляют фонд музея.

Наиболее ценная и главная в количественном и качествен­ном отношении часть музейных фондов - основ­ной фонд . Сюда входят только подлинные памятники истории и культуры, имеющие статус музейного предмета. Это

Экспонируется в музее и вещественные археологические материа­лы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, предметы быта и одежды, нумизматичес­кие материалы: монеты, печати. Большой интерес для посетителей музея представляет оружие времен Великой Отечественной войны (штыки, снаряды, гильзы от снарядов и винтовок, и др.)

Имеются письменные музейные предметы следую­щих видов: рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, удостоверения, партийные, комсомольские, проф­союзные билеты), периодические и непериодические издания, книги, листовки. В фондах нашего музея имеются личные свидетельства «Ausweis, красноармейская книжка времен войны,

Изобразительными музейными предметами являются произведения декоратив­но-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., фотографии. Из фонозаписей музей хранит аудиокассеты с воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны, документальные фильмы о войне.

Кроме основного в музее имеется вспомогательный фонд, представляющий собой сложное сочетание различных материалов, которые не имеют статуса музейного предмета. Это материалы, изготовленные музеем для экспозиционной и пропагандистской работы.

Юридическими документами в музее являются акты поступлений, акты выдачи, книги поступлений.

Учет преследует две цели: обеспечение сохранности самого предмета и его научную охрану, то есть обеспечение сохранности имеющихся сведении о

Главные направления просветительской и популяризаторской работы были определены Комиссией по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры. Уже 23 февраля 1919 года П.А. Флоренский провел первую экскурсию по ризнице. С 1921 года экскурсии стали систематическими, в том же году музей посетило около трех тысяч человек. В отчетах комиссии от 1923 года говорилось «Сотрудникам часто приходилось бросать текущую работу и вести … экскурсии. …Как не отрывает такой порядок от работы, но члены комиссии охотно выполняют эту обязанность, признавая, что в ней главнейший смысл существования музея».

Члены комиссии были выдающимися личностями, представителями плеяды замечательных русских интеллигентов начала ХХ века. Сейчас, зная историю жизни Ю.А. Олсуфьева, П.А. Флоренского, можно сказать, что их деятельность по организации музея определялась не только внешними историческими обстоятельствами, но их духовной активностью. Приоритеты в научно-просветительской работе менялись в зависимости от общественно-политической и экономической ситуации в стране, а также господствующих идеологических установок.

В 1920-е годы основной формой научно-просветительской деятельности музея были экскурсии. Этой работой занималось Бюро просветительной работы, куда входили не только сотрудники музея.


Уже с конца 1930-х гг. огромное внимание уделялось подготовке экскурсоводов: учебные экскурсии проводили старшие научные сотрудники и заведующие отделами; курсы лекций читали преподаватели московских высших учебных заведений; консультации по вопросам истории и искусства осуществляли ведущие специалисты нашей страны: А.В. Арциховский, С.В. Бахрушин, В.И. Лебедев, Н.Н. Соболев, И.В. Жолтовский.

В конце 1940-х гг. были разработаны первые методические пособия по всем существовавшим в то время экспозициям (в форме текста экскурсии с определением цели и идеологических установок). Одновременно создавались методические пособия по проведению экскурсий для младших школьников (3 - 4 классы). Некоторые из них строились в форме беседы с вопросами.

В 1951 году был создан отдел научной популяризации искусства. В Положении о Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, утвержденном приказом Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР определялись основные формы его работы: экскурсии, лекции, кружки, консультации и семинары для учащейся молодежи и педагогов.



В 1960-е гг. базой для успешного осуществления научно-просветительской работы являлись разнообразные вновь создаваемые экспозиции музея, системно знакомившие с историей Троице-Сергиева монастыря, его некрополем, архитектурным ансамблем и методами его реставрации, древнерусской живописью, древнерусским прикладным искусством, русским искусством XVIII - XIX вв., русским народным и современным декоративно-прикладным искусством. Эти экспозиции насчитывали более 40 залов и занимали площадь в 4500 кв. м.

В 1969 году на конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, где поводились итоги всей деятельности музея, были впервые рассмотрены вопросы научно-просветительской работы. Значимость музея как центра популяризации национального искусства предопределили включение в 1969 г. города Загорска во всесоюзный туристический маршрут по древнерусским городам России «Золотое кольцо». С этого времени начинается поступательный рост приезжих посетителей, пик посещаемости достигается в 1979 г. (700 000тыс.). Вся деятельность научно-просветительной службы была направлена на прием, в основном, иногородних туристов, и поэтому приоритетной формой работы стала маршрутная (обзорная) экскурсия, ориентированная на взрослую аудиторию.

Тем не менее, с середины 1970-х гг. музей стал уделять особое внимание работе со школьниками и учащейся молодежью. В 1975г. была разработана перспективная программа по эстетическому воспитанию детей, начиная с первого класса и кончая 10 классом, имевшая своей целью воспитание потребности в индивидуальном эстетическом переживании, развитие творческой активности учащихся. Программа осуществлялась в сотрудничестве с местными педагогами, в основном, в школах города и района.




Наряду с традиционными формами, такими как тематические экскурсии, циклы лекций, организация кружков, проведения Дня открытых дверей, впервые в музее стали проводить выставки детского творчества, уроки по декоративному рисованию, тематические музейные мероприятия. К середине 1980-х гг. в музее сложилась определенная система, направленная на воспитание учащейся молодежи, учитывающая возрастные особенности.

С 1980-х гг. в практику научно-просветительской работы входит проведение тематических вечеров, посвященных творчеству художников народных промыслов, коллекциям музея, истории и культуре родного края, различным направлениям музейной деятельности. Разнообразные по сюжету и структуре мероприятия помогали раскрыть связь современного творчества с культурным наследием, выявить его историческое и художественное значение, наглядно показывали, почему памятники прошлого так ценны для нас.

Своеобразным итогом этого периода работы стала конференция 1985 года, впервые посвященная исключительно научно-просветительной деятельности музея. В докладах был дан серьезный анализ ее состояния на тот период, отражены особенности проведения экскурсий для различных категорий посетителей, рассмотрена система подготовки экскурсоводов, представлены различные аспекты эстетического воспитания учащихся, развитые в музее. Разнообразие форм работы, профессионализм сотрудников, созданная устойчивая и, как показало время, жизнеспособная система их подготовки позволили адаптироваться к условиям перестроечного времени, когда произошел по объективным причинам значительный спад посещаемости. Тем не менее, музей не стал сокращать научно-просветительские службы, а начал активно развивать новые формы, все более целенаправленно работать с местной аудиторией.




Новой формой стала организация и проведение фольклорных праздников, приобщающих посетителей к народной культуре, к ее истории, традициям и предполагающих включение посетителей в познавательные процессы. Традиционными стали праздники «Рождественские чудеса на Конном дворе», «Широкая масленица».

Экскурсии являются их неотъемлемой частью. Гармоничное сочетание одной из основных форм музейной работы – образовательной экскурсии на экспозиции с праздничным представлением и народными потехами дает поразительный результат: информативность музейных предметов становится такой же доступной для восприятия маленьких детей, как и содержание новогодней сказки и речей Деда Мороза.

Основные посетители музея с начала 1990-х гг. – это учащаяся молодежь разных возрастов. Экскурсии, оставаясь основной формой работы, качественно изменяются. Все более востребованными становятся экскурсии, включающие элементы игры, выполнение определенных ролевых функций, использование интерактивных материалов. Как выяснилось, они пользуются успехом не только у школьников, но и у взрослой аудитории.




К примеру, обладая прекрасной коллекцией этнографических памятников, используя фольклорный материал старинных свадебных обрядов, музей уже не один год принимает у себя молодоженов и юбиляров. Наряду с праздничной свадебной программой в музее проводится и игровая – «Давайте поиграем в старинную русскую свадьбу». Для привлечения посетителей в музей создаются программы, тематически объединяющие архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры с экспозициями и выставками, расположенными за ее пределами, а также окрестными достопримечательностями.

Участие музея в долгосрочной межрегиональной программе «Мы - Россияне», разработанной для молодежи Калининградской области, потребовало новых форм экскурсий. Были освоены технологии синхронного приема и распределения потока экскурсионных групп, созданы программы, сочетающие традиционную экскурсию с интерактивным занятием. Это позволило сделать знакомство учащихся с достопримечательностями и историей Радонежской земли и национальными традициями и культурой центральной России в целом увлекательным и запоминающимся.

В целях успешной реализации новых задач в 1999 году был создан отдел музейной педагогики, призванный обеспечить тесное взаимодействие с системой образования. Педагоги музея при активном участии научных сотрудников и экскурсоводов разработали образовательные программы для разных возрастных групп. Для детей младшего школьного возраста – это специальные циклы экскурсии и занятий в игровой форме с выполнением экскурсантами творческих заданий, что помогает детям полнее усвоить предлагаемый материал. Учитывая возрастные особенности детей, музейными педагогами было разработано несколько тематических экскурсий: «В гостях у домовенка Прошки», «Мы ищем клад», «Чудесные превращения», «Как русские дети в Троице ходили» и др.




Для детей младшего возраста и их родителей организован воскресный историко-эстетический клуб, который работает уже в течение 10 лет. Программа клуба рассчитана на 4 года. Занятия проводятся в экспозициях музея, в художественных мастерских, в музеях Москвы и Подмосковья. Атмосфера занятий способствует сближению родителей с детьми, выработке общих интересов, получению не только знаний по истории и искусству, но и воспитанию эстетического вкуса. Специально для первоклассников был создан музейный праздник «Давай дружить!»

Для учащихся 6-8 классов разработана образовательная программа «Этот город – самый лучший на земле», для студентов – «Живое наследие», для преподавателей учебных заведений города и района – «Историческое краеведение». Особой формой работы стала районная олимпиада, которая выросла из программы по историческому краеведению для учащихся 6-8 классов. Она организуется с 2001 года совместно с Департаментом по образованию г. Сергиева Посада. Тщательно продуманная методика мероприятия, система подготовки и проведение заключительного этапа обязательно в музее, с поощрением всех участников превратили его в яркий и волнующий праздник.

Более 20 лет в музее работает археологический кружок, члены которого принимают самое активное участие в ежегодных археологических экспедициях музея. Традиции специализированных занятий по декоративному искусству 1980-х гг., обязательным элементом которых были уроки рисования, проводившиеся в экспозициях, продолжают в настоящее время кружки «Художественной керамики» и «Художественной росписи по дереву».




В 2004 и 2005 гг. были проведены две конференции, и состоялся Туристический форум 2007 года, на которых был обобщен накопленный за последние два десятилетия опыт в области научно-просветительской работы. Сообщения, зачитанные на ней сотрудниками Сергиево-Посадского музея-заповедника, познакомили с разнообразием ее форм, практикуемым в настоящее время, их особенностями на данном этапе и новыми направлениями.

В 2008 г. руководством музея-заповедника и Советом ветеранов Сергиево-Посадского района была утверждена двухгодичная благотворительная культурно-образовательная программа «Народный университет». Целью программы стало объединение людей старшего возраста, повышение качества культурной жизни, их социальной адаптации в современном обществе. Тематика занятий на сформированных факультетах – «Беседы об истории» и «Беседы об искусстве» – была сформирована с учётом многообразия интересов будущих слушателей.

В начале 2000-х годов в музее стали проводить праздники в честь «Дня славянской письменности и культуры». В 2009-2010 гг. в Сергиевом Посаде впервые прошли два международных фестиваля «Славянский путь», приуроченных к этой памятной дате. Музей также принимал и принимает участие в различных фестивалях, праздниках и конкурсах, проходящих в других городах России. Как например, XI Московский детский фестиваль искусств и ремесел «Мастера» в 2008 г. и Международный конкурс-фестиваль детского декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо» в 2012 г. Сергиево-Посадский музей-заповедник является постоянным участником Всероссийского музейного фестиваля «Интермузей» и туристической выставки «Интурмаркет».





В последнее десятилетие (2008-2018) просветительская служба музея ввела в практику своей работы много новых, современных мероприятий: интерактивные программы на выставках, игры-квест, кинолектории, музыкальные и литературные вечера, флеш-мобы на открытом воздухе во время массовых празднований, интеллектуальные гостиные и др. Кроме обычных экскурсий разработаны разнообразные интерактивные занятия на экспозициях и выставках музея.

Музейные педагоги за последние годы разработали много интересных программ для детей, школьников и семейных групп в музейном комплексе "Конный двор".
Можно отметить: «Музеёнок» (программа для детских садов), «В мире первобытного человека», «Загадки из сундука. В гости к Домовенку», «Секрет старого мастера (программа в интерактивной, игровой развлекательной форме знакомит с промыслами России).




Большим интересом у школьников пользуются такие квест-игры, как «Спасти императрицу» (для студентов и школьников от 14 лет на выставках и экспозициях),
«Победа одна на всех» (старт квест-игры – мемориал Славы с вечным огнем), «Учимся у Шерлока Холмса» и др.
Ежегодно проводятся праздники, привлекающие многочисленных жителей Сергиева Посада и других городов: Новогодние елки, «Широкая Масленица», фестиваль «Русская матрёшка», всероссийские акции «Ночь музеев» и «Ночь искусств».

В последние годы жители нашего города всё чаще стали отмечать в музее свои праздники: свадебные церемонии, дни рождения детей, школьные выпускные.




Все праздничные музейные программы («Татьянин день в музее», «Старый новый год в музее», «День журналиста в музее», «День семьи, любви и верности», «Встречай Покров - готовься к свадьбе») неразрывно связаны с экспозициями и выставками музея и привлекают разных посетителей.

В связи с тем, что 2019 год объявлен Годом Театра, музей подготовил специальный проект «Театральные подмостки. Играем в театральных декорациях». В проекте уже приняло участие 320 чел.

В летние месяцы музей превращается в творческую площадку для фестивалей: «Фестиваль первобытной культуры», «Подкова на счастье», «Три Спаса - всё богатство лета», фестиваль «Русская матрешка». Фестиваль уличной культуры «Музей & Street Art» прошел под темой «Метаморфозы игры», где с помощью игр, мы соединили время и пространство, классику и современность.

Литература
1. Т.Н. Манушина. Научно-просветительная работа музея Сергиево-Посадского музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 297-312
2. Т.И. Круглова, С.Г. Наумова. «Приходите к нам в музей» (Музейно-педагогическая деятельность Сергиево-Посадского музея-заповедника) /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 312-327
3. Интеграция личности в национальную и мировую культуру как основа совершенствования современного общества. //Материалы научно-практической конференции, г. Сергиев Посад, Моск. Обл., 22-23 апреля 2004 г. – Сергиев Посад: ООО «Все для Вас», 2004.
4. Гуманитарное развитие личности – забота современного общества. //Сб. научных трудов. /Центральный институт управления экономики туристского бизнеса – филиал РМАТ. – Сергиев Посад: ООО «Все для Вас», 2005.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса