Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Истинные и ложные ценности в романе «Война и мир» (Толстой Лев Н.). Истинные ценности

«Сделанное тобой, к тебе же и вернётся».

Уинстон Черчилль

Наши поступки проходят красной нитью через всю нашу жизнь, тем самым определяя её качество. На чём основываются наши поступки, каков их фундамент? Ответ весьма прост: фундаментом любого поступка являются наши внутренние качества, они же ценности нашей жизни. Когда мы совершаем то или иное действие, мы, прежде всего, должны обращаться к своему внутреннему миру, опираться на свои внутренние ценности.

Истинные ценности нашей жизни – это не материальные блага. Не машина, квартира, одежда, драгоценности и многие другие вещи. Хотя мы почему-то часто ценим эти вещи больше, чем людей. При этом абсолютно неважно родной это человек, коллега по работе или просто прохожий. Мы забываем, что уважая других - уважаешь себя. Я нисколько не отрицаю, что квартира, машина и прочие атрибуты являются необходимыми и важными, но прошу вас понять, что они не являются нашими истинными ценностями. Мы часто относимся враждебно к другим людям, при этом возносим обыкновенные вещи в ранг божества и поклоняемся им. Мне кажется, мы все немножко запутались в этой жизни, сделав внешние блага важнее внутренних качеств. Вспомните, пожалуйста, когда вы последний раз помогали людям, которые существуют рядом с вами, которые вас окружают? Как часто вы совершаете хорошие поступки и проявляете уважение к другим?

Порой очень полезно отвечать себе на вопросы, которые касаются вашего внутреннего мира. Ответ на них может помочь сформировать внутренний стержень, выработать у себя верные принципы, на которые всегда можно будет опереться, какая бы жизненная ситуация не произошла.

Одной из таких опор могут стать наши внутренние ценности, которые помогут нам ориентироваться в этой жизни. Под внутренними ценностями я подразумеваю качества, которыми мы руководствуемся, принимая то или иное решение. Эти качества носят следующий характер: благородство, добродетель, уважение, ответственность, честность, дружелюбие, взаимопонимание и многое другое, что вы способны найти в недрах своего сердца.

Безусловно, эти качества могут иметь только положительное значение и ни в коем случае не могут быть отрицательными. Почему они не могут быть отрицательными? Неужели совершённые нами плохие поступки могут сделать нашу жизнь лучше, гармоничнее, счастливее, неужели они могут помочь другим людям? Есть известная пословица – «Не рой другому яму, сам в неё попадешь» или «Что посеешь, то и пожнешь».

И это правда, скорее даже закон, который придумала сама жизнь. Идти против законов жизни весьма неразумно. Ведь если вы прыгните с крыши, закон притяжения непременно сделает своё дело, конечно, если вы не Нео из фильма «Матрица». Кстати, Нео - это олицетворение истинных внутренних ценностей, оплот добра и благородства. Он спасает мир от забвения, пытаясь открыть людям правду жизни.

Порой спасение мира подразумевает разрушение, которое является борьбой с чем-то тёмным внутри нас. Так же и мы можем пролить свет на то невежество, темноту, которые пытаются укорениться в нас, во всем нашем существе. Мы можем сломать свои старые шаблоны поведения, которые ведут к разрушению себя, отношений с родными нам людьми, и всего нашего мира в целом. Мы можем создать новые принципы, маяком для которых будут истинные ценности.

Как могут быть определены истинные ценности? Представьте, что в вашей жизни существует множество ролей, которые вы играете. Эти роли проявляются в различных сферах жизни, например: семья, друзья, работа, хобби, социум в целом. Теперь давайте рассмотрим некоторые из таких ролей.

Начнём с семьи, самого близкого и ценного для нас. Вы можете быть: отцом, матерью, сыном, дочерью, сестрой, братом и т.д. Разберём пример отец/мать. Теперь представьте, а лучше запишите, каким отцом/матерью вы бы хотели быть. Какие качества вы бы хотели проявлять по отношению к вашим детям? Хотели ли бы вы быть чутким к ним, дарить любовь и заботу, воспитывать их в обстановке уважения и взаимопонимания, верности и честности? После того, как вы запишите данные качества, постарайтесь последить за собой в реальной жизни. Соответствует ли ваше поведение и действия тем качествам, которыми вы бы хотели обладать? Если нет, то подумайте почему, и как вы можете это изменить.

Следующую роль, которую я бы хотел рассмотреть, это роль которую мы играем на работе. Допустим, вы являетесь тренером по плаванию и учите детей плавать. Помимо того, что вы обучаете детишек плавать, вы так же являетесь для них примером и ориентиром. Обучение проходит не только на воде, но также и в головах детей, вы учите их моральным принципам. И то, как вы ведёте себя во время занятий, то, исходя из каких принципов вы действуете и на какие ценности опираетесь, формирует, во-первых, ваше поведение, а во-вторых, поведение ребёнка, которое он может перенять от вас.

Из этого следует, что наши внутренние ценности, в какой бы из ролей мы не прибывали, должны быть сформированы в одном ключе. И этот ключ должен открывать только те двери, за которыми находятся наши положительные качества.

Относитесь к другим детям так, как вы относитесь к своему ребёнку. Наблюдайте за своим поведением, как в семье, так и во всех сферах жизни, и всегда помните про истинные ценности.

У нас есть возможность пройтись по всем ролям нашей жизни и увидеть те качества, о которых мы знаем, но почему-то не применяем их как ориентир, не используем их как фундамент. Наши внутренние ценности подобны яркому свету маяка, который освещает наш путь, помогает нам идти верным путём и не потеряться в пучине страстей, которые словно туман окутывают нас и нашу жизнь.

Истинные ценности должны быть основой нашей личности, должны служить нам ориентиром и вести в верном направлении, пронизывая весь наш путь. Я надеюсь, что вашими ценностями станут добродетель и порядок, любовь и сострадание, благородство и уважение. И, конечно, я надеюсь, что все они будут освещать вашу жизнь, жизнь вашей семьи и всех людей на нашей планете.

Приложение 2

Методическая разработка классного часа, направленного на духовно-нравственное воспитание школьников

Тема : «Ценности современного мира: истинные или ложные?»

Класс : 5-6

Цели классного часа :

Обратить внимание учащихся на изменение ценностных ориентаций нынешнего поколения;

Показать, что ложные ценности современного мира ведут к духовной деградации;

Научить отличать истинные ценности от ложных.

Оборудование: мультимедийное устройство, интерактивная доска, раздаточный материал для рефлексии (см. Приложение №1)

Ход классного часа

I . Самоопределение к деятельности

Учитель (или заранее приготовленный ученик) читает стихотворение:

Время сейчас такое…

Искренность? Нет, не видел…

Люди теперь с ценою

В самом гламурном виде.

Книг электронных мода,

Ценности так банальны.

Вместо секретов - коды,

Радости виртуальны.

Кажется всё подделкой -

Сердце внутри пустое…

Искренность стала мелкой.

Время сейчас такое…

Мир в цифровом формате.

Нравственность? Нет, не знаю…

Совесть теперь не катит,

Лучше про связь «Вай-Фая».

Время сейчас такое:

Овцы рычат на волка.

Искренность? - Спит с покоем

Правда - в стогу иголка…

(Ирина Самарина-Лабиринт)

Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (Стихотворение о том, что мир сильно изменился, и не в лучшую сторону, мы живем неправильно, «ценности стали банальны» и т.п.)

Подумайте теперь, как стихотворение связано с темой нашего классного часа, и попробуйте определить его тему (Тема классного часа - ценности, мы поговорим о том, какие ценности правильные, а какие - нет)

II . Актуализация знаний

Ребята, вы абсолютно правы. Мы сегодня поговорим о ценностях современного мира и попробуем ответить на вопрос: истинные они или ложные. А как вы понимаете слово «ценность»?

(Ответы учеников)

III . Работа по теме классного часа

Посмотрите на экран, прочтите словарное определение этого слова:

«ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом» (Большой энциклопедический словарь)

Теперь, когда мы с вами точно знаем, что такое ценность, несложно определить, какие ценности являются истинными, или правильными.

Свои ответы ученики вписывают в таблицу, которая изображена на экране интерактивной доски.

Примерные ответы (в пример взяты ответы учеников 6 класса «Токурской СОШ»)

Истинные ценности

Семья, родители

Дружба, друзья

Настоящая любовь

Искреннее общение

Здоровье

Молодцы, ребята, совершенно верно определили ценности, которые должны быть у любого человека. Но вот такие ли они сейчас? (Нет, не всегда, не у всех)

Действительно, ценности меняются и, к сожалению, не в лучшую сторону, становятся ложными. И эта актуальная проблема нашего общества не оставила равнодушным кубинского художника Анхеля Болигана. Он создал ряд ироничных иллюстраций, которые помогут нам увидеть современные ценности и призадуматься.

Работа с иллюстрациями (выводятся на экран), параллельно заполняется правая часть таблицы - «Ложные ценности».

Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на ней? (Обычная семья проводит время вместе в Новый год)

Так ли мы должны проводить самый добрый, семейный праздник - Новый год? (Нет, праздник - это повод собраться всем вместе, поговорить по душам, весело провести время, это момент единения всей семьи. А иллюстрация нам показывает, что каждый член семьи занят собой и своим гаджетом, вроде бы вместе, а на самом деле - врозь. Вместо теплой атмосферы паутина проводов)

Какая истинная ценность здесь подменена на ложную? (Гаджеты, дорогая техника (записываем в таблицу) здесь важнее семьи и времени, проведенного с родными)

Ребята, перед нами еще одна иллюстрация Анхеля Болигана, ее название - «Сохранить дух Рождества». Какую проблему изобразил художник? (Человек копирует елочные игрушки и этими копиями украшает елку. Он заменяет настоящую радость, истинный «дух Рождества», дух праздника на бумажные копии)

А вы встречались с тем, чтобы мы истинное, настоящее заменяли бездушными копиями? Тяжело ответить? А вспомните, как часто мы вместо того, чтобы улыбнуться друг другу, поговорить лично за чашкой чая, погулять на свежем воздухе, просто отправляем сообщение со смайликом? Какую ценность мы подменяем? (Радость искреннего общения на бездушные копии, мы часто притворяемся, надеваем маски)

Думаю, ситуация, изображенная на иллюстрации под названием «Одинокий игрок», вам знакома. Какую проблему здесь поднял художник? (Мальчик, выйдя на улицу, чтобы поиграть с друзьями в футбол, видит, что виртуальные игры вытеснили реальные. Яркие, настоящие эмоции заменяются ложными, ненастоящими, а дружба и друзья - телефонами)

А чем это может для нас обернуться? Над чем заставляет задуматься кубинский художник? (Мы можем потерять близких друзей, стать одинокими, ведь ничто не заменит настоящего общения)

Ребята, а эта иллюстрация Анхеля Болигана поднимает экологическую проблему. Что изображено на картинке? (Перед Новым годом вырубили все елки в сквере перед домом, чтобы на пару недель поставить их у себя дома, а потом выбросить)

Какую проблему поднимает художник? (Мы не бережем природу, не заботимся об экологии. Временные удовольствия для нас важнее, чем возможность для наших будущих детей дышать свежим воздухом)

Ребята, подмена истинных ценностей на ложные волнует не только кубинца Анхеля Болигана, но и польского карикатуриста Павла Кучински . Давайте рассмотрим одну из его иллюстраций. Что она нам показывает? (Иллюстрация показывает, что у каждого человека есть два пути: познавать мир через книги или через телевизор. Первый путь сложнее, но он позволяет нам достичь духовного совершенства. Второй путь гораздо проще, но он делает нам духовными инвалидами)

Здесь Павел Качински увидел, на мой взгляд, довольно серьезную проблему нашего мира. Как вы считаете, какую? (Хоть здесь и изображен значок «Фейсбука», но речь идет о социальных сетях вообще. Мы не видим реального мира, мы смотрим на него сквозь призму социальных сетей и Интернета)

Действительно, я тоже замечала, что многие даже говорят статусами из социальных сетей, а не высказывают собственное мнение. Но так мы с вами никогда не сформируемся как личности, не наберемся жизненного опыта. Именно поэтом Павел Качински и показывает нам нашу зависимость от соцсетей в виде тюремной решетки. А ведь перед нами открыты двери в реальный мир, который может нас научить гораздо большему.

По итогам беседы у нас получилась такая таблица:

Истинные ценности

Ложные ценности

Семья, родители

Гаджеты, дорогая техника

Дружба, друзья

Компьютерные игры

Настоящая любовь

Искреннее общение

Развитие внутреннего мира, образование

Бездумный просмотр передач по телевизору, зависимость от соцсетей

Здоровье

Окружающая среда, природа, экология

Временные, эгоистичные удовольствия

IV . Делаем выводы

Ребята, посмотрите на таблицу, которая у нас получилась. Устраивает ли вас современное положение дел? К чему могут привести такие ценности? (Мы перестанем ценить любовь и дружбу, внутреннюю красоту и искренность. Мы станем одинокими, нам не к кому будет обратиться за помощью, мы станем одинокими. Мы перестанем мыслить, не будем иметь собственного мнения, и нами легко будет управлять)

А что нужно сделать, чтобы этого не произошло? (Нужно изменить мир, а начать с себя)

V . Рефлексия

Спасибо вам за работу, ребята. Напоследок я попрошу вас представить, что вы пишете телеграмму своем товарищу. Вам нужно коротко написать о том, чему научил вас этот классный час, что в вас изменилось.

Ответы (выдержки) шестиклассников:

«Знаешь, лучше посидеть попить чай с другом, чем играть в виртуальные игры»

«Главное - это любовь и уважение. Во мне изменилось состояние души»

Https://post-pak.ru

Приложение 1

Бланк телеграммы для этапа рефлексии

Не существует абсолютных по содержанию ценностей, к которым бы стремились все люди, но существуют абсолютные по значению ценности, к которым явно или неявно тянутся все люди. Это истинные ценности. Слово “истина” в аксиологическом контексте отличается от его истолкования в гносеологии. Тут истина означает не соответствие знания действительности, а, напротив, соответствия действительности житейской или политической мудрости. Истинность или ложность ценности в аксиологии неотделима от мудрости. Исходя из этой связи, ценности можно разделить на истинные и ложные . Истинными ценностями являются те ценности, которые делают жизнь данного человека и близких ему людей, социальной группы, общества счастливой. Напротив, ложные ценности, отнимая у людей силы, время и средства, делают их несчастными. Истинность или ложность ценности лучше всего видна на примерах индивидуальных судеб людей. Девиз Сократа “Познай самого себя” имеет прямое отношение к истинности ценности. Человек, хорошо знающий свои материальные, интеллектуальные и психологические возможности, выберет верный путь, верного спутника в жизни и будет счастлив независимо от своего положения в обществе . Напротив, незнание самого себя и окружающей социальной среды, либо преобладание чувств над рассудком приводят к тяжким ошибкам в жизни, к потере времени, которого уже не вернуть . “Не всё то золото, что блестит”, - гласит народная мудрость, но как трудно порой распознать, что стоит за внешним блеском. Ценности придают смысл жизни человека, они определяют направленность активности личности . Следует, однако, заметить, что таким свойством обладают не только истинные, а и ложные ценности, быть может, даже в большей мере, чем истинные ценности. Причиной тому является двойственность природы человека. Как животное человек “запрограммирован” на совершение определённых рефлекторных действий. Совершение этих действий не требует ни интеллектуальных, ни физических усилий, отсутствует ситуация выбора, индивид-животное действует автоматически, причём легко автоматически. Биологическая эволюция обо всём “позаботилась”. Сложнее положение у индивида-носителя культуры. Совершение действий требует определённых, порой немалых, интеллектуальных и физических усилий. В более сложных случаях сложнее и соотношение обеих сторон природы человека, но ложные ценности формируются легче и прельщают людей сильнее ценностей истинных . Когда, например, человеком движет алчность, возникает вопрос о её источнике; источником же выступает тело человека . Алчность показывает человека как животное, а не как творца и носителя культуры . Потребность в самоутверждении может, в частности, удовлетворяться обладанием вещами (материальными объектами). Ценной оказывается не столько сама вещь, сколько именно обладание нею . Мне радостно не оттого, что я имею эту вещь, а оттого, что вы её не имеете. Потребности индивида, а они могут быть только у индивида, удовлетворяются разными средствами, однако милее всех средства, выражающие его биологическую природу. Потребности не бывают истинными или ложными, этим свойством обладают лишь желания, которые, хотя и возникают на основе потребностей, но определяются воспитанием, содержанием получаемой информации, сложившейся ситуацией и другими обстоятельствами. Отсюда проистекают по большей части ложные ценностные представления . .Ложные ценности - это ценности функционирования , а не развития . Функционирование есть хождение по кругу, а не качественное изменение, не развитие. Ложные ценности охватывают порой и целые народы. Если рассматривать в аксиологическом плане причину крушения Римской империи, достаточно легко можно видеть эрозию тех ценностей, которые возвысили Рим. Стремление к обогащению, разврат, тяга к наслаждениям стали более значимы, чем почитание богов, патриотизм, уважение к праву . Субъект общества - население, и чем больше в его составе находится людей, руководствующихся ложными ценностями, тем ближе крах государства и разложение общества. . В настоящее время в обществе возобладали некоторые ценности западной культуры. Их вполне можно назвать ложными. Нет сомнения в том, что рано или поздно ценности обогащения, славолюбия, секса, острых ощущений и др. заведут ориентирующихся на них людей в тупик. Поскольку западные ценности доминируют в мире, тревога за будущее охватывает самих западных учёных. Для предпринимателя его занятие представляет некий особенный вид спорта. Деньги из средства превращаются в цель, которая опять превращается в средство и т. д. Предпринимателя (за немногими исключениями) интересует не благосостояние населения, которое он использует как материал для своих операций, его интересует норма прибыли. К имеющемуся миллиону надо добавить второй миллион и так до бесконечности. Ж.-Ж- Руссо был прав, говоря, что богачу легче заработать второй миллион, чем бедняку первый грош . Люди, называющие себя музыкантами, пишут и поют песенки- однодневки, понижая и без того невысокий уровень музыкальной культуры населения. Завтра будут новые песенки, которые споют безголосые певцы. На худой конец можно испоганить классику, это не запрещено законом. “Звёзд” развелось уже так много, что их, как в астрономии, уже стали различать по “величинам”. Благо, родное государство позволяет им занимать теле- и радиоэфир. А также обогащаться, что вдвойне приятно кандидатам в “звёзды” и самим “звёздам”. Ценность денег и предметов роскоши привела к расцвету преступности. Ценность человеческой жизни оказалась ниже ценности денег, оттого редко на экранах телевизоров появляются фильмы без выстрелов и трупов. Когда встаёт вопрос о смертной казни преступников, тут же вспоминают о ценности человеческой жизни, как будто, сами преступники не уменьшили её значимость . Каждое общество обладает определённым запасом прочности, но если периодически не производится коррекция политического курса, то рано или поздно наступает предел прочности, а с ним и катастрофа.

Виды ценностей

Ценности делят по самым разным основаниям . Самое простое из них - содержание деятельности. По этому основанию выделяют ценностиполитические, экономические, правовые, религиозные, нравственные и др. Но более актуальным в философии и общественных науках является деление ценностей по субъекту , носителю ценностей. В этом плане можно выделить пять видов ценностей.

1. Ценности личной жизни, индивидуальные . Бесконечное разнообразие ценностей не означает их одинаковой значимости для всех людей. Люди не всеядны, каждый из них признаёт лишь те ценности, которые соответствуют индивидуальным особенностям и личному мировосприятию. Но на первом месте стоит ценность самой жизни . За исключением самоубийц, все хотят жить, причём как можно дольше, невзирая ни на какое качество и уровень жизни. Стремление к жизни является естественным правом человека, которое даровано ему Богом, а не государством . Второй по значимости является ценность здоровья достаточного для активной жизнедеятельности. Чем старше становятся люди, тем яснее им становится значимость этой ценности: качество жизни здорового человека явно выше качества жизни больного человека. Здоровый человек может работать, учиться, радоваться жизни, а больной проходит курс лечения, дожидаясь выздоровления. Поэтому в ряду приоритетов многих людей здоровье занимает важнейшее место. Другие ценности личной жизни трудно расположить в порядке убывания их значимости, однако, несомненно, они оказывают большое влияние на мотивы поведения людей. Таковы ценность свободы воли человека, любви, дружбы, семьи, достатка, престижа, карьерного роста, уважения окружающих, образования, способностей, общения, гостеприимства, увлечений и др. Большое количество ценностей личной жизни позволяет индивиду достаточно часто менять ценностные ориентации, “тактику” личной жизни.

2. Ценности малых социальных групп. Малой социальной группой является совокупность людей, которые систематически общаются между собой . Малую группу не следует отождествлять с коллективом, поскольку коллектив как совокупность свободных личностей представляет собой лишь одну из разновидностей малых социальных групп. Каждый из нас является членом нескольких малых групп - семьи, трудового или воинского подразделения, учебной группы, спортивной секции, клуба по интересам и т. д. Малая социальная группа предъявляет к своим членам весьма определённые, порой жёсткие, требования. “Мы” преобладает над “я”, в противном случае группа нестабильна или даже распадается. Скрепляющим группу “цементом" являются ценности . Семья создаётся не ради продолжения рода, как обычно глупо отвечают люди, а ради более высокого качества жизни - фактической, а не воображаемой свободы человека. Ценность семейной жизни сильнее взрослых ощущают дети. На семейных фото обычно отображены молодые родители и счастливые дети. Другие малые группы, которые лишь для удобства обозначения называют коллективами, также имеют свои ценности. Среди них ведущую роль играет солидарность членов группы перед лицом вероятного противника, в каком бы образе он не представал . Неважно, по какой причине мы оказались в одном “коллективе”, но коль уж скоро мы оказались вместе, следует соблюдать нормы поведения, позволяющие нам сосуществовать . Поэтому члены малой группы обязуются помогать друг другу или, по меньшей мере, хотя бы не мешать друг другу. В “коллективе” часто обнаруживаются такие ценности как помощь и взаимопомощь, сотрудничество, обмен опытом и др . Лучшая часть жизни многих людей проходит на работе или службе, поэтому общение в малых группах оставляет глубокий след в их душах.

3. Ценности больших социальных групп. Большая социальная группа - это совокупность людей, которые сходны между собой по какому-либо значимому для общества признаку. К большим группам относятся классы, нации, расы, религиозные, профессиональные, половые, возрастные и другие социальные группы. В отличие от малых групп, члены больших социальных групп почти всегда лично не знакомы и не общаются друг с другом. Тем не менее, они знают о существовании себе подобных благодаря деятельности государства, средств массовой информации, различных социальных институтов. Индивид одновременно является членом нескольких не только малых, а и больших социальных групп. Он принадлежит к определённому классу общества, нации, поколению, полу и т. д. Знание о себе подобных позволяет каждому отдельному человеку идентифицировать (соотносить) себя с той или иной группой. В соответствии с принадлежностью индивида к той или иной большой социальной группой выявляются общие для членов группы ценности . Самое существенное основание деления на большие группы - отношение к собственности на средства производства и предметы потребления . По этому основанию люди делятся на классы богатых и бедных (хотя имеются и другие признаки классов). Как богатым, так и бедным присущи ценности классовой солидарности, сплочённости, единства действий. Двадцатый век прошёл под знаком усиления национальных движений как в глобальном масштабе, так и в пределах территорий государств, что само по себе свидетельствует о возрастании значимости национальных ценностей. К ним относится, прежде всего, независимость данной нации от других наций. Как отдельному человеку дорога его личная свобода, так и нации дорога её независимость. Нация - это совокупность людей, живущих одной культурой (языком, обычаями, традициями, праздниками, верованиями, фольклором, искусством и др.) Подлинная жизнь нации состоит в “пользовании” ею элементов своей культуры. Эти элементы и есть национальные ценности . Для членов общества, исповедующих определённую религию, ценностями выступают догматы и культ данной религии. . Сторонники каждой религии считают единственно “истинным” именно свою религию, а все остальные ложны. У мужчин и женщин также имеются разные ценности, обусловленные их полом, о чём написано и сказано немало. Достаточно упомянуть о феминизме - идеологии женского пола, основанной на якобы превосходстве женщины над мужчиной . Разные ценности имеются и у представителей разных поколений, чем и обусловлен известный, постоянно воспроизводящийся в каждом поколении конфликт “отцов и детей”. Одежда, причёски, манера поведения, музыка, досуг - всё отличает представителей разных поколений.

4. Ценности общества (общественные ценности). Общество - не совокупность физических тел индивидов, а совокупность социальных отношений между ними и большими и малыми группами . Содержание таких отношений бывает различным и это в решающей степени зависит от ценностей, которыми руководствуются люди. Поведение людей определяется не только индивидуальными ценностями и ценностями малых и больших групп, к которым они относят себя.Существуют ценности более высокого порядка - общественные . К ним относится та или иная форма правления либо тип государства, форма собственности, патриотизм политическая стабильность, экономическое процветание, социальная справедливость, престиж профессии, престиж государства на международной арене, высокий уровень развития науки, военная мощь и др. Большая или малая значимость тех или иных общественных ценностей проверяется в смутные времена, когда неясен и тревожен дальнейший ход событий в данной стране. Одной из известных политических ценностей является ценность демократии. Но в последние несколько столетий она приобрела совсем иное значение, чем это было на её родине - древней Греции. Если в небольших греческих городах-полисах демократия действительно означала власть народа (свободных граждан, обладающих определённой собственностью), то с завоеванием буржуазией государственной власти в новое время демократия стала обозначать забеги денежных мешков . У кого денег больше и кто сумеет ими лучше распорядиться, тот и победил на “выборах”. В особенности, если претендент на начальствующее кресло щедро проплатил холопствующий “народ”. Бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль называл буржуазную демократию мерзкой штукой, но лучше которой, по его мнению, будто бы люди ничего не придумали. Вряд ли, с У. Черчиллем согласились бы жители султаната Бруней, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов, других арабских эмиратов. В этих странах господствуют монархи, а уровень жизни такой, которому позавидовали бы граждане демократических государств.

5. Общечеловеческие ценности. Длительное время на роль общечеловеческих ценностей претендовали заповеди Моисея. Однако эти заповеди первоначально были обращены только к евреям и не относились к другим народам.. В популярных заповедях не выражены идеалы справедливости, свободы, равенства, поэтому заповеди Моисея выражают культуру одного народа. Не убий еврея, не обмани еврея и т. д. К представителям других народов данные заповеди не относились. Они не согласовались с необходимостью возмездия за злодеяния, уничтожения маньяков, защиты семьи или родины от врагов. Неудивительно, что представители других народов столь редко прислушивались к этим заповедям. Общечеловеческими следует считать те ценности, которые признаются всеми людьми в ту или иную историческую эпоху. Эти ценности вечны, не временны, и разделяются практически всеми сколько-нибудь цивилизованными обитателями планеты. Духовными общечеловеческими ценностями является культура, в особенности религия и язык, идеалы справедливости, свободы и равенства и др . Хотя различны религии, языки, понимание указанных идеалов, никто из людей не отказывается от них. Менее понятны материальные ценности. К материальным ценностям следует прежде всего отнести ценность частной собственности на средства производства и предметы потребления . Частная собственность не отрицает, а дополняет другие формы собственности (муниципальную, корпоративную, государственную), но она традиционно признаётся всеми людьми. И это неудивительно: ведь ценность частной собственности заключается в том, что она является материальной основой свободы человека, свободы действительной, а не мнимой. К материальным общечеловеческим ценностям относятся также плодородные почвы, мягкий климат, достаточное количество осадков, наличие полезных ископаемых, драгоценные металлы и камни, экологический баланс между обществом и природой и др . Совпадение ценностей людей порождает большую энергию, позволяет организовать их совместное сосуществование. Однако ввиду множества различий между людьми возникает такое же множество их индивидуальных и иных ценностей . Значимость их может быть невелика, поэтому несовпадение ценностей не приводит к осложнению отношений. Эти несовпадения могут перекрываться в совпадениях более значимых ценностей. Но следует отметить, что любые ценности, начиная от индивидуальных и заканчивая общечеловеческими, не ведают компромиссов. Многие конфликты между индивидами, малыми и большими социальными группами, народами и государствами возникают потому, что различны их ценности, либо потому, что они по-разному понимают одни и те же ценности . Пристрастия и интересы не всегда позволяют им придти к согласию. Ключ к пониманию (не обязательно к согласию) всевозможных трений, напряжённости, конфликтов - познание ценностей людей.

Ценность дружбы

В наборе индивидуальных ценностей видное место принадлежит дружбе и любви. В современную эпоху раздаются жалобы на оскудение дружбы, что вызвано, видимо, индивидуализмом и эгоизмом, которыми поражена западная культура. У “традиционных” народов значимость ценности дружбы не подвергается сомнению. В дружбе видят социальную опору личности. Как гласит восточная мудрость: “Человек без друзей - то же, что дерево без корней”. Феномен дружбы возникает при разложении родового строя, когда, с одной стороны, ослабевают родственные связи, и когда, с другой стороны, усложняется сеть социальных отношений между людьми. Праславянское словоdrugb означает “приятель, товарищ, иной, другой, следующий”. Усложняющаяся социальная структура общества требует упрочения социальных связей и большего количества людей, на которых мог бы положиться индивид в час испытаний судьбой. Возникает обычай побратимства . Обычно он обставлен тожественным ритуалом, например, побратимы надрезают пальцы, сливают кровь в чашу и делят её между собой. Внешне дружба выступает имитацией родственных связей, что дошло до наших дней. Известны так называемые крёстные отцы и матери, братья и сёстры. Внутренне же дружба дополняет родственные отношения или компенсирует их недостаточность. В то же время интуитивно люди понимают необходимость весьма умеренного количества друзей, если, конечно считать друзьями тех, кто не предаёт в трудную минуту, а не тех, кто друзья “по случаю”, поскольку их изобилие не удовлетворяет требованию качества отношений. Поэтому пословица “...а имей сто друзей”, вряд ли, отвечает социальным реалиям. Друг - наше второе “Я”, ближе друга может быть только родственник. Количество друзей должно быть небольшим. У племён Африки, Новой Гвинеи и других народов количество друзей ограничивается тремя особами . Друзья не должны быть родственниками, они назывались “братьями по ножу” и были обязаны оказывать взаимную помощь, особенно материальную. У индейцев Америки друг побратим оказывается даже дороже родного брата. Отказать в помощи побратиму или бросить его на поле битвы означало покрыть себя несмываемым позором. Представления о ценности дружбы отразились в трудах философов. Платоновский Сократ утверждает, что “без дружбы никакое общение людей не имеет ценности”. Сам Платон писал о друзьях, как о людях, которые гораздо ближе друг к другу, чем мать и отец, дружба между ними прочнее, потому что связывающие их духовные качества прекраснее и бессмертнее. Аристотель в “Никомаховой этике” излагает теорию дружбы. Дружба, по его мнению, - самое необходимое в жизни. Никто не выберет жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага. Аристотель выделяет три вида дружбы: 1) утилитарную, которая основана на соображении взаимной или односторонней выгоды; 2) гедонистическую , которая основана на эмоциональной привязанности и совершается ради удовольствия, приятности, это дружба ради дружбы; 3) нравственную или совершенную, в которой объединены утилитарные и гедонистические мотивы, это дружба, переходящая в любовь. Понимание дружбы происходит не только под влиянием ценностно-мотивационного подхода к ней. С точки зрения структурно-функционального подхода дружба классифицируется по её объективным функциям в рамках определённой социальной системы и по месту в ряду социальных институтов .

1) Одной из таких функцией является слияние: дружба сливается с каким-либо иным видом деятельности, например, с сотрудничеством, с пребыванием в местах, которые хотелось бы поскорее оставить (“друзья по несчастью”) или более значимой социальной ролью. Люди дружат, поскольку занимают ответственные равнозначные посты в государстве. При иных обстоятельствах они, вряд ли, оказались бы друзьями.

2) Замещение. Дружба заменяет, компенсирует какие-либо недостающие роли. Человек, не имеющий родственников, заменяет их дружбой с другими людьми или общением с животными. Одинокие, пожилые люди привязываются к животным, ухаживают за ними, как за детьми, поскольку у них явный дефицит общения. Иногда животных предпочитают людям за их искренность и преданность, которых не находят у людей.

3) Дополнение . Дружба дополняет другие социальные роли, не сливаясь с ними. В семье существуют хорошие отношения между папой, мамой и их детьми, однако, дети желают дружить со сверстниками.

4) Конкуренция. Дружба выступает антитезой другим социальным ролям и конкурирует с ними. “Дружба дружбой, а табачок врозь”... Случается, что дружеские отношения соперничают с семейными или служебными отношениями. Дружба мужчин, равно как и женщин иногда может серьёзно осложнить отношения в семьях. На работе человек проводит большую и лучшую часть своей жизни, на работе не редкость в дружбу заводятся “служебные романы”, происходят нарушения трудовой дисциплины и др. Принцип “дружба дружбой, а служба службой” оказывается трудновыполнимым для людей, ложно понимающим сущность дружбы. Оба подхода к пониманию дружбы не противопоставляются, а дополняют друг друга. В реальной жизни, вряд ли, кто-нибудь рефлектирует по поводу завязывания дружеских отношений и их перспективы. Дружба начинается обычно спонтанно, добровольно, под влиянием симпатии и доверия людей друг к другу. В то же время дружба весьма избирательна, далеко не с каждым индивидом установит тёплые отношения имярек. Избирательность определяется некоторыми условиями: однородностью темпераментов, единством ценностей, сходством социальных статусов и ролей (“люди одного круга”), наличием совместной деятельности. Отсюда и пословица: “Скажи мне, кто твой друг...” При выполнении данных условий дружба между А и Б возможна, хотя ей могут помешать некоторые неучтённые факторы, например, порочащая субъекта А или Б информация. В любой макро- или микросреде существуют неписанные правила дружбы. Они сводятся к следующему: друг моего друга - мой друг; враг моего друга - мой враг друг моего врага - мой враг; враг моего врага - мой друг. В более развитых обществах возможна и такая позиция: не друг и не враг, а так... Дружба разнообразна, что свидетельствует о её объективной необходимости и неувядающей ценности для людей. Дружат индивиды, семьи, коллективы, города и народы. Как писал Эпикур, “дружба с пляской обходит вселенную, объявляя нам всем, чтобы мы пробуждались к прославлению счастливой жизни”. О счастливой жизни как результате дружбы говорить сложно, поскольку кроме друзей достаточно и недругов. Но несомненным итогом дружбы выступает сотрудничество и взаимопомощь, что не так мало для приемлемой жизни. Ценность дружбы состоит в усилении и сохранения социальных связей, такого общения людей между собой, которое повышает удовлетворённость человека своей жизнью.

Ценность любви

Любовь более сложное явление душевной и духовной жизни человека. По существу она тождественна счастью, так как любящий человек не знает ничего более высокого и значимого для него. О любви сложено бесчисленное количество стихов и песен, по частоте употребления слово “любовь” занимает первое место среди тысяч других слов. Но тема любви занимала не только литераторов и музыкантов. Большое внимание оказывали ей и философы. Любящий человек не одинок. Гегель писал: “Любовь означает вообще сознание моего единства с другим, то, что я не изолирован для себя, а обретаю моё самосознание только как отказ от своего для-себя-бытия и посредством знания себя как своего единства с другим и другого со мной. Но любовь есть чувство, другими словами, нравственность природного в форме: в государстве любви уже нет, в нём единство сознаётся как закон, в нём содержание должно быть разумным, и я должен его знать. Первым моментом в любви является то, что я не хочу быть самостоятельным лицом для себя и что, если бы я был таковым, я чувствовал свою недостаточность и неполноту. Вторым моментом является то, что я обретаю себя в лице другого, что я обладаю в нём значимостью, которую он, в свою очередь, обретает во мне”. Любящий человек, по Гегелю, забывает себя в любимом и выходит из любимого, обогащённый его любовью . Философ XX века Эрих Фромм, анализируя феномен любви, выделяет несколько её обязательных моментов. Любовь есть способность давать, а не получать. Отдавать не означает жертвовать и страдать, отдавая, человек живёт . “Отдавать много радостнее, чем получать, - писал Э. Фромм, - не потому, что это лишнее, а потому что, отдавая, я ощущаю, что живу. Любящий человек испытывает ответственность за любимого и не считает ответственность тягостной повинностью. Ответственность сопровождается уважением к любимому и доскональным знанием о нём. Поистине любящий человек живёт любимым ”. Столь высокая оценка явления любви показывает её фактом духовности. Однако понимание любви очень сильно осложняется и опошляется связью любви с сексом. Сексуальный уклон в понимании любви имеет место во многих работах, хотя духовная сущность любви видна невооружённым глазом. В эпоху “массовой культуры” секс даже прикрывается маской любви. Чего стоит одно лишь название американского фильма “Давай займёмся любовью”. Как будто любовью можно “заняться”... Секс, может быть дополнением к любви, может совершаться без любви, но никак не способен заменить её. В мифологии эрос понимался в качестве созидающей силы природы. Было распространено представление о всемирной “симпатии” вещей, о том, что любовь создала мир и движет им. Применительно к межличностным отношениям эрос понимался как стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюблённость, направленная на плотское или духовное. Филией называлась любовь-дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором. Сторге - это любовь-привязанность, особенно семейная, а агапе - жертвенная, снисходящая любовь к ближнему. Платон несколько иначе строит свою “лестницу” любви-красоты. Первой и низшей ступенью является стремление получить физическое удовольствие, естественной целью которой является рождение детей. В качестве второй ступени выступает любовь к конкретным образцам физической красоты. Третья ступень - любовь к красоте в целом. Четвёртая (высшая) ступень - агапе, то есть любовь к мудрости, которая, как и религиозные переживания, позволяет познать абсолютную истину. Любовь высочайшего типа является делом души, делом двух благородных умов, соединяющихся с целью создания духовного потомства, к которому способны лишь мужчины. В диалоге “Пир” Платон излагает учение об андрогинах - людях не существующего в настоящее время третьего пола: “Когда-то наша природа была не такой, как теперь... Люди были трёх полов, а не двух, как ныне - мужского и женского, ибо существовал ещё третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя...- андрогины, ... они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского. Тогда у каждого человека тело было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько и рук, и у каждого на шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевших в противоположные стороны, была общей... Было этих полов три... потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский - от Земли, а совмещавший оба этих - от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала... Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов... Они пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов”. Далее, по Платону, угроза побудила богов к решительным действиям. Зевс разрезал андрогинов пополам и создал гомосексуалистов, когда мужская половина стремится воссоединиться с мужской, лесбиянок, когда женская половина стремится воссоединиться с женской же половиной, и гетеросексуалов, когда стремятся к воссоединению мужская и женская половины. Гетеросексуалы считались низшей сексуальной категорией. С тех пор, по словам Платона, людям свойственно влечение друг к другу, они пытаются восстановить единство. Процесс воссоздания единства - любовь, представляющая собой томительное чувство воссоединения в целостную индивидуальность. Миф об андрогенах стал традиционно истолковываться в смысле полового влечения мужчин и женщин друг к другу, чем человек низводился до уровня животного. Потомки подправили Платона, его именем стала называться любовь без секса . Строго говоря, любая любовь секса не предполагает. Обыденное сознание отождествляет похоть с любовью, но похоть явление биологическое, а не духовное. Необходимость продолжения рода и создания семьи далеко не всегда вызывались любовью. Хотя античный мир знал романтическую любовь, она не всегда фиксировалась как любовь мужчины и женщины. Процветала однополая любовь. Древнегреческий писатель Лукиан в произведении “Две любви” устами своих героев признаёт необходимость семьи, однако считает подлинной любовь мужчин к мальчикам. Но качественное отличие любви от секса проявляется даже в тех видах любви, которые традиционно связываются с сексом. 1) Любовь мужчины и женщины воспета во множестве литературных и музыкальных произведений. Речь в них идёт вовсе не о жажде поскорее броситься в постель. Любимые желают быть вместе и им этого достаточно. Тут, действительно, проявляется стремление если не восстановить, то хотя бы установить духовное единство мужчины и женщины. 2) Однополая любовь, может быть, не существует без секса, но и не сводится к нему .3) Любовь родителей к детям и детей к родителям представляет собой почти чисто духовное отношение, хотя в некоторой мере детерминирована биологически. Известна такого рода “любовь” животных к своим маловозрастным детёнышам. Впоследствии “мамы”, не говоря уже о “папах”, становятся совершенно равнодушными к своим детям и даже отгоняют их от себя. Любовь родителей-людей сохраняется всю жизнь.4) Любовь к делу, труду характерна высокой степенью самопожертвования, отказа от некоторых других видов деятельности, иногда даже от семьи. Фанатики в лучшем смысле этого слова свели воедино увлечение и работу, в наше время их зовут трудоголиками. 5) Любовь к Родине малой и большой . Любовь к малой родине (населённому пункту, местности, в которых вырос данный человек) обусловлена щемящими воспоминаниями детства. Любовь к большой родине (обществу, членом которого является индивид) обусловлена степенью духовного развития личности, когда человеку бывает “за державу обидно”. 6) Любовьк природе проявляется не только в созерцании чудесных пейзажей, но и в деятельности по сохранению этих пейзажей . 7) Любовь к самому себе обычно ассоциируется с эгоизмом. Действительно, себялюбие является эгоизмом, но лишь в том случае, когда эгоист ущемляет интересы других людей или наносит им вред . В иных случаях любовь к самому себе нравственно оправдана, поскольку не любящий, не заботящийся о себе человек, вряд ли, вызовет доверие других людей. Таким образом, в явлении любви видна её связь с биологической и духовной природой человека. Первые три вида любви обусловливаются обеими сторонами природы человека, остальные - исключительно духовной природой человека. Ценность любви состоит в стремлении к единству с предметом любви, а применительно к другому человеку в стремлении жить его жизнью, его чувствами и мыслями.

Каждый человек в своей жизни имеет свою категорию ценностей, и в соответствии с ней он живёт и определяется, как личность в обществе. Для одних – это материальные ценности, для других – духовные. И к сожалению для каждого из нас и для общества в целом категория первых растёт, а категория вторых – убавляется. И всё чаще можно услышать горестные вздохи людей пожилого возраста: « А вот в наше время так не было…». В чём же причина такой переоценки ценностей в обществе?
Вспомним произведения, на которых росли наши папы и мамы, бабушки и дедушки – это были произведения классиков: Тургенева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Толстого и других прекрасных поэтов и писателей. Возвышенные образы и характеры главных героев побуждали нас подражать им в их верности, мужественности, культуре общения, тонкому юмору, развивали в нас правильные понятия о долге и чести; изобличали и высмеивали такие черты характера, как ханжество, лживость, угодничество, подхалимство, неверность, предательство и многое другое.

Если мы сейчас откроем практически любое печатное издание художественной литературы, какой-либо журнал, или газету, включим телевизор или пойдём в кино, то что мы видим? Всё то, что раньше считалось подлым, постыдным и неприемлемым в обществе – сейчас процветает и даже рекламируется за нормальный образ жизни и поведения. А все те истинные ценности, такие как честность, порядочность, долг, верность и другие считаются устаревшими и не модными понятиями отсталых от жизни людей.

Сегодня приверженцы бескультурья громко провозглашают: «Надо жить в ногу со временем», и они утверждают свою категорию ценностей. И, к сожалению, первое место в этой категории занимают деньги и ради денег люди сегодня идут на обман, всякого рода неправду, и даже более тяжкие преступления.

Один человек сказал: «Из-за кого больше всего погибло людей? Из-за Гитлера, Сталина? – нет, знакомьтесь, Бенджамин Франклин, изображённый на 100долларовой купюре». Мы, конечно, понимаем иронию этого высказывания, но к великому сожалению эта категория ценности человека полностью обезличивает его, делая его жестоким, завистливым, лживым, лицемерным и прочее. В Библии очень точно сказано, что корень всех зол есть сребролюбие .

Нередко можно услышать возмущение новыми законами в стране, деятельностью правительства, но если задуматься – а что составляет мою шкалу ценностей . Может лучше начать с себя и взглянуть на то, какие книги я читаю, какие передачи смотрю, какое кино мне нравится, в конце концов, почему люблю я мужа или жену и люблю ли я их вообще. Раньше была очень распространена поговорка: « Скажи мне кто твои друзья, и я скажу кто ты». Она не потеряла актуальности и сегодня. Кто-то сказал, что никогда ещё человек не был одинок, как в 21 веке. А ведь у каждого из нас кажется мобильные телефоны забиты списком так называемых друзей. Я говорю «так называемых», потому что они, по сути, и не являются друзьями. Они нам или мы им нужны, мы друг от друга получаем какое-то взаимовыгодное сотрудничество и не более. Случись что со мной, никто не вспомнит, почему? Да потому что я стану никому не нужен.

Один человек попал в автокатастрофу и стал инвалидом – колясочником, от него ушла жена; в другой семье родился ребёнок слепой, его отдали в детский дом; ещё в одной семье сын стал наркоманом и родители отказались от него и выгнали его из дома. А где же милосердие, доброта, верность, выручка, взаимопомощь, родительский или сыновний долг?

Можно приводить десятки и сотни примеров подобных человеческих трагедий, которыми сегодня наполнен мир из-за того, что люди выбирают себе неверные ценности, которые по сути таковыми не являются.

Итак, от того, что мы выбираем сегодня, зависит будущее наших детей . И если наша категория ценностей – это деньги, положение в обществе, слава, величие и т.п., то не удивляйтесь, если завтра ваши дети посчитают вас лишними и отправят в дом престарелых; или, что ещё хуже, навестят вас только на ваши похороны, чтобы принять в наследство ваше жильё и имущество.

Универсальная природа как на Земле, так и в космосе, проявляет себя в двух аспектах, один из которых мы называем высшей природой, соответствующий Божественной истине, другой её аспект мы называем низшей природой, который на поверхности кажется противостоящим Божественному. Если высшая природа воплощает в себя идею абсолютного знания и всеобщего единства, то низшая природа под покровом неведения стремится к максимальному всеобщему разделению. Высшая природа - это в основном царство богов или дэвов, а в низшей природе правят бал асуры, имеющие свою иерархию сил. Для богов или дэвов (В индийской ведической культурной традиции дэвы - это боги, в авестийской же традиции, дэвами называются асуры. Автор придерживается ведической терминологии - прим. ред.) характерно восприятие и осознание реальности мира изнутри, в то же время асуры воспринимают реальность мира только с его внешней стороны. Отсюда, дэвы осознают суть событий в их единстве и смысл, и цель всего происходящего в мире; асуры же, отделенные пеленой неведения от истинной сути всего сущего во вселенной и от её цели, способны воспринимать и манипулировать только материальными ценностями этого мира. Для них недоступно постижение истинной цели, так как это возможно только при восприятии реальности мира в его неразрывном единстве, от которого они отделены неведением. В связи с этим они для его познания и овладения им, используют разделение. Дэвов и асуров можно сравнить с людьми, имеющими нормальное и близорукое зрение. Рассматривая картину, дэвы видят её всю целиком, а асуры могут её рассматривать по частям и, поэтому, вся картина для них недоступна. Они подобны трём слепым, изучающим слона, каждый из которых при этом воспринимает только его часть. После такого рода восприятия, по результатам своих исследований, они могли бы высказывать свои мнения, каждое из которых было только частью знаний, но не всем знанием. Отсюда следует вывод, что люди, являющиеся проводниками и исполнителями асурической воли не могут знать истинной цели всего сущего во Вселенной и, конечно же, на Земле. Не зная истинной цели, они подменяют её различными планами, выполнение которых становится их целью.

Асурические силы, пораженные слепотой неведения, не в состоянии осознать непреодолимый поток Божественной эволюции, в котором они только исполнители Божественной воли, а немногие из них, которым дана возможность осознания этого потока, пытаются противостоять ему. Но как те, так и другие не знают, что любые их действия санкционированы Божественным для его собственных целей, которые им знать во всей полноте, не дано.

Есть одна очень важная особенность влияний и взаимодействий всего сущего во Вселенной - они происходят по созвучию. И следствием этой особенности является трансформация человеческой личности, когда она в чем-либо созвучна силам универсальной природы.

Человек, в отличие от асуров и дэвов, содержит в себе все бесконечные возможности Вселенной и те из них, которые созвучны вибрациям асуров, при их влиянии не только раскрываются, но и разрастаются, оттесняя все остальные человеческие качества. В то же время, человек не может что-либо изменить в асуре, имеющего только те возможности, которые направлены на раскрытие в человеке всего низкого, деструктивного. Отсюда, внешний проявленный мир - это поле низшей природы, на котором раскрываются возможности, имеющие низкие деструктивные вибрации. Это раскрытие необходимо для того, чтобы отделить «пшеницу от плевел», а для людей, идущих духовным путём - осознание своих несовершенств с целью их трансформации.

Человек принадлежит универсальной природе, соответственно он так же разделен на два полюса - один из которых находится под влиянием высшей природы, другой - низшей. И если первый обращён к Божественной истине и находится под влиянием Божественных сил, то второй, к которому относится внешняя часть человеческого существа, обращён к ценностям проявленного мира и находится во власти асуров. Это асур пытался соблазнить Иисуса Христа, когда говорил ему что даст власть над всеми царствами земными, если он, падши поклониться ему. Это о нём Иисус Христос сказал обличающим его: «Ваш бог дьявол». Разве не исполняют волю асура люди, стремящиеся к власти и богатству? Не через них ли он удовлетворяет свою страсть к безраздельной власти и поклонения ему, и не они ли вполне сознательно подготавливают человечество к приходу зверя (антихриста), развращая религии и растлевая человеческие души? В настоящее время повсюду распространяется символ его имени - «666» (Апок. 13, 18.). эти люди не только подготавливают человечество к приходу зверя, создавая ту атмосферу, которая созвучна ему, но везде размещая символы его имени, они как бы приглашают его поторопиться со своим приходом. Примером может быть штрих-код. Далее я беру цитату из книги С. В. Вальцева - «Закат человечества»: Штрих-код - номер как номер, если бы не одно НО. В каждом штрих-коде зашифровано число 666. А значит, любой товар, а теперь и наши документы помечены знаком Антихриста. Действительно ли это так? Каждому знакома белая этикетка на упаковке с чёрными полосками и цифрами под ними…

Изобрели этот способ записи чисел в XIX веке в США. Штрих-код говорит о стране производителе, качестве, наименовании, иногда стоимости продукта. Современный штрих-код - это компьютерный тип счисления, где каждой цифре соответствуют разные по толщине линии.

Любой человек может убедиться, что в каждом штрих-коде в начале, в середине и в конце имеются тонкие близлежащие параллельные линии, которые несколько длиннее всех остальных. Называются они «параллелями безопасности». Правда, эти линии не подписаны никакими цифрами, но они графически тождественны только одной цифре - шесть. Получается, что абсолютно любой штрих-код включает в себя три шестёрки. Многие специалисты, работающие с вычислительной техникой, уверяют нас: «использование знака цифры 6 в качестве разделительной линии не имело никакой необходимости».

Таким образом, «князь мира сего» и исполнители его воли строят на Земле свой рай, который, конечно же, будет соответствовать их основной сути. Для примера, лягушка, если бы это было для неё возможно, построила бы на Земле свой болотный рай. А что творят в современном мире исполнители воли асуров, очень хорошо показал в своем фильме «Кин-дза-дза» режиссёр Данелия Георгий Николаевич.

Когда Шри Ауробиндо сказал, что надо жить изнутри, он имел в виду, что человек в своей деятельности в этом мире должен опираться на своё сердце. Осознавать мир изнутри - это способ восприятия реальности Вселенной богами или дэвами. Жить изнутри, - это значит, не быть привязанным к этому проявленному миру, живущему по асурическим принципам, ведущим человечество к деградации, и в то же время, использовать реальность этого мира для восхождения сознания. Для человека, живущего изнутри, не требуются какие-либо моральные правила или законы, потому что жить изнутри - это значит, быть в высшей гармонии со всем миром

Сознание человека имеет два полюса - один из них обращён во внешний мир, другой - во внутренний. И если во внешнем мире царствует низшая природа, то во внутреннем - высшая. Асурические силы не заинтересованы в том, чтобы человек воспринимал изнутри мир внешних ценностей, так как в таком случае он уходит из-под их влияния.

Только те ценности этого мира могут быть истинными, которые созвучны божественной истине. Те же, которые звучат в диссонанс с ней - это ценности ложные. Возможно еще и другое определение: истинные ценности не привязывают человека к ценностям материального мира и не делают его зависимым от них. И есть ещё одна важная особенность - движение в сторону истинных ценностей всегда требуют волевых усилий, в то же время ложные ценности сами по себе заманчивы и от человека не требуется каких бы то ни было усилий, чтобы двигаться в их направлении, требуется только молчаливое согласие, которым они тут же воспользуются и сделают его зависимым от себя, и соответственно, в последствии трансформируют его мировоззрение. При этом происходит своеобразная психическая кастрация человека, после которой он перестаёт замечать всё, что созвучно Божественной истине, а в сердце его стихает голос совести. Теперь человек не будет искать высокой гармонии в своих взаимодействиях с миром, и его вполне устроит или гармония чувственная или же гармония ментальная, опирающаяся на эго и внешние законы и правила.

Истинные и ложные ценности имеют своё различие только внутри человека, во внешнем же мире они неразличимы. Во внешнем мире - это только грани одной и той же реальности. Поэтому, если человек живёт умом своим, поддерживаемым телом желаний, то для него ложные ценности будут истинными, а истинные - ложными. Среди ложных ценностей особое место занимает фетишизм. Фетиш - это то, что является предметом безусловного признания, слепого поклонения (Словарь иностранных слов Л. П. Крысин изд. Эксмо 2008 год). К фетишу относятся очень многие грани реальности этого мира, которые могут носить для человека, как созидательный, так и разрушительный характер. Это связано с тем что фетиш суживает сознание человека и этим самым не позволяет ему воспринимать реальность такой, какова она есть в действительности. Например, на социальном плане для нас является авторитетным социальное положение человека, хотя это положение является только маской, замещающей истинное лицо этого человека. Но мы некритичны, потому что фетиш вызывает у нас безусловное признание социального статуса человека и соответствующие этому статусу его психологические особенности. Мы совершенно некритично относимся к так называемому священному писанию. Мы верим, что оно священно даже тогда, когда в нём утверждается ложь, агрессия, предательство и многие другие низкие стороны человеческой психологии. Слепая вера опасна тем, что человек не видит реальность такой, какова она есть в действительности. Различные высказывания авторитетных для нас лиц, даже если эти лица неприятны для нас, могут в значительной мере изменить наше отношение к реальности, о которой высказываются эти авторитетные лица. А чего стоят различные праздничные даты, которые действуют на человека как спусковой крючок. И мы сами толком не понимаем, почему нам в назначенный праздничный день празднично. Нам покажут фейерверк и мы приходим в праздничное настроение. Мы придаём истинное смысловое значение слову «демократия», хотя это слово уже давно является только маской, за которой царят беззакония и ложь. Если внимательно присмотреться ко всему, что окружает человека, то легко обнаружить, что люди живут среди символов, во многом символичной жизни, среди которой фетиш занимает почётное место.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса