Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Экспрессионизм в литературе черты. Экспрессионизм в литературе: определение, основные черты, писатели-экспрессионисты

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце XIX — начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа(ов) (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.

Общая характеристика стиля экспрессионизм:

Само название стиля экспрессионизм предполагает эмоциональный (конечно, в положительном смысле) интерьер. Самым важным при создании стиля экспрессионизм в интерьере является произвести впечатление на присутствующих в помещении людей, и не имеет значения, позитивным или негативным является это впечатление.
Экспрессионизму присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры.

Основные элементы стиля экспрессионизм:
. легкость, живость и яркость;
. сочетания ярких и блеклых красок: сочные, яркие и блеклые, размытые;
. создание настроения с помощью оригинального освещения;
. наличие оригинальных деталей без перебора;
. яркий текстиль;
. мебель простых форм, плетеная мебель.

Слово экспрессионизм произошло от латинского expressio, что в переводе означает «выражение». Это течение в европейском искусстве активно развивавшееся с конца ХIX по начало XX века преимущественно на немецкой и австрийской почве.
Экспрессионизм в архитектуре представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу /Ф. Кафка/, музыку /А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер/, кино /Р. Вине, Р. Райнер/, изобразительные искусства /В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее/. Если в литературе и музыке экспрессионизм сформировался в самом начале века, то в архитектуре его первые яркие проявления относятся к 1919-1922 rr.
Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное Э. Мендельсоном в 1921 г здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием “Башня Энштейна”.

Особенности стиля экспрессионизм:

Экспрессия подразумевает жизнерадостность. Этот стиль является продолжением авангардизма, но более душевен, мягок. Интерьер экспрессионизма дает легкость, живописность мыслей. Это достигается отнюдь не бесшабашным весельем, множеством несерьезных картинок, а гармонией решений, продуманным сочетанием цветов и красок.. Наиболее подходящие цвета для такого дома — сочные, яркие и блеклые, размытые. Красный, голубой, зеленый, лимонный. Главное — избегать тяжелых и глубоких тонов.
В экспрессионизме важно создать настроение. Попробуйте призвать на помощь освещение: параллельно с «центральным» светом разместите в комнате подсветку в виде необычных бра и торшеров, дающих мягкий свет. Прекрасно смотрится цветная подсветка — зеленоватая, розоватая. Абажуры ламп делаются из легких материалов светлых тонов — плетеных, пластиковых, из тонкого фарфора или ткани.

Нередко, выразительными приемами экспрессионизма в интерьере, является намеренное искажение пространства , придание ему некой заостренной вычурности и даже гротескности, а также отказ от классических правил построения композиции.
Не последнюю роль в оформлении квартиры в стиле экспрессионизма играют шторы — яркие, обращающие на себя внимание. Ведь интерьер в стиле экспрессионизм, это как раз тот случай, когда смело можно украсить окно красными, лимонными, фиолетовыми занавесками. Здесь нет места вычурным рюшам и воланам, складкам и вуалям.
Пластиковые и матерчатые жалюзи, легкие короткие занавески — вот что нужно, если вы выбрали стиль экспрессионизм. Оригинальная форма штор приветствуется. Помните так же, что для таких штор не стоит брать глубокие тяжелые тона. Неплохо будут смотреться жалюзи, которые создают впечатление легкости и света.
В экспрессионизме можно дать полет фантазии сочетая, например африканский декор с элементами хайтека. Да, да, казалось бы несовместимые стили, прекрасно сочетаются в экспрессионизме. Рядом со стеклянным столиком и плетеным креслом прекрасно будет смотреться статуэтка в форме туземного идола и большая плазменная панель.
В экспрессионистской спальне можно сосредоточиться на чередовании цветов. Например, деревянная кровать светло-коричневого цвета заправлена зеленым покрывалом и полосатыми бело-красными подушками.

Таким образом, для создания интерьера в стиле экспрессионизм:
. Используйте сочетания ярких и блеклых красок, но избегайте кислотных и темных оттенков. Хорошо подойдут красный, голубой, нежно-желтый и зеленый цвета.
. Для пола лучше применять материалы, которые дают абсолютно гладкую поверхность, такие как ламинат или линолеум. Хорошо подойдут для оформления коврики с экспрессивными рисунками.
. Освещение очень важно для формирования интерьера в духе экспрессионизма. Лучше всего использовать помещение с большими окнами или даже со стеклянным потолком. Искусственное освещение должно лишь дополнять естественное. Возьмите, к примеру, бра с абажурами легких светлых оттенков, которые будут подсвечивать ваше помещение розовыми или голубыми тонами.
. Для окон можно использовать белые или серые жалюзи. Однако иногда в интерьерах в стиле экспрессионизма используют легкий тюль ярких расцветок.
. Стены можно окрасить в неброские цвета, например, в светло-лимонный. Хорошо подойдут для оформления картины художников-экспрессионистов.
. При выборе аксессуаров стоит отказаться от обилия бесполезных вещей. Однако для стиля экспрессионизм могут хорошо подойти цветные пластиковые вазы, люстры замысловатых форм, картины.
. Используйте мебель простых форм из цветного пластика или дерева. Можно также использовать плетеную мебель. Для этого стиля лучше не применять дорогую кожаную мебель или мебель с большим количеством декора. Важно создать впечатление от идей оформления интерьера, а не от количества драгоценных материалов, использованных при украшении дивана или шкафа.

Экспрессионизм - это, скорее, молодежный стиль, покоряющий своей динамикой и энергией.

В экспрессионизме нельзя допускать появление мрачных, тяжелых тонов — весь стиль строится на ярком, хорошем настроении. Этот стиль для тех, кому надоела обычная обстановка и хочется чего-то яркого, оригинального и экзотического.

По материалам блога http://homy.com.ua

Введение

В литературе существует такое направление, как экспрессионизм. Это направление появилось в начале XX века. С помощью него писатель или поэт мог наиболее явно выражать своё отношение к окружающей действительности.

Меня заинтересовал вопрос: может ли такое, как экспрессионизм, направление использоваться в музыке.

Наиболее часто экспрессионизм используется в таком музыкальном направлении как рок. Я решила выявить основные закономерности и особенности экспрессионизма. Какими средствами автор достигает нужного эмоционального воздействия на слушателя? Можно ли рок считать искусством?

Для исследования я взяла песню Юрия Шевчука «Песня о Гражданской войне» и попыталась выяснить, относится ли эта песня к такому направлению как экспрессионизм.

Определение - экспрессионизм

Экспрессионизм - это направление в искусстве, провозглашающее основой художественного изображения подчёркнутую нервную выразительность образа. Искусство резких, тревожных красок, искусство крика. Основной предмет изображения в экспрессионизме - внутренние переживания человека (боль, страдания, любовь, вера, надежда), выраженные предельно - эмоционально - как вопль отчаяния или безудержно - восторженное утверждение. В войны главной темой экспрессионизма стали кошмар бессмысленной войны и резкий протест против неё.

Для экспрессионизма характерен сильнейший социально критический пафос (разоблачение механизма цивилизации, протест против подавления личности). Стилистика экспрессионизма определяется тяготением к абстрактности, острой эмоциональностью высказываний автора, использованием гротеско.

Для экспрессионизма характерен принцип всеобхватывающей субъективной интерпретации реальности, возобладавшей над миром первичных чувственных ощущений. В центре художественного мира писателя - сердце человека, истерзанное равнодушием людей и бездушием мира.

В музыкальном искусстве наиболее лучшему пониманию таких чувств и переживаний человека способствует сама музыка, мелодия, её темп и ритм. Певец должен сам переживать то, о чём он поёт и понимать то, что он поёт.

Главную роль играют слова. Тяжелая жизнь, вечная борьба за заработок, неулыбающиеся лица на улицах - таково сегодняшнее состояние нашего общества. Избыток проблем в быту требует какой-то разрядки, выплескивания энергии. Поэтому прослушивание песен с острыми социальными текстами не располагает к отдыху, а наоборот, усугубляет чувство отчаяния, навеваемое жизнью.

Основные особенности экспрессионизма

1) Предметы, явления, характеры подвергнуты излому и деформации, превращаются в формальные средства выражения субъективных эмоций, трагического мироощущения.

2) Доминирует жестокость, ложь, человеческие страдания и тревожное предчувствие катастрофы как неизвестного следствия действующих законов жизни.

3) Лирический герой рок - поэзии проявляется в момент наивысшего напряжения духовных сил: он выразитель сильных эмоций.

4) Эстетические приёмы экспрессионизма: заострённость, резкость, ударность, выделение одной - двух черт, способность одним приёмом создавать образ.

5) Пейзаж: серая зарисовка, чаще всего показан город, врывающийся во внутреннюю жизнь человека, его психику. Это разорение, запустение; милитаристический пейзаж, мир, теряющий жизненность.

6) Цветовая палитра типично - экспрессионистская, преобладают красный, чёрный, серый и синий цвета. Функция цвета необычна, поскольку он часто заменяет собой описание самого предмета.

7) Жизнь - выразительное перевоплощение действительности; обыденная повседневная жизнь изображена как трагическая и абсурдная, в ней господствует ужас и безумие.

8) Художественные средства: частые повторы, антитезы, гиперболы, гротеск, инверсии.

9) Мироощущение лирического героя трагическое, напряжённое. Однако мир в представлении лирического героя способен к обновлению.

Худ.Егон Шиле. Альберт фон Гютерслог, 1918, Миннеаполис, США.

Экспрессионизм (от франц. Expression - выражение, выразительность) - литературно-художественная стилевая тенденция авангардизма , сформировавшейся в Германии в начале ХХ века . Имел своих сторонников в искусстве Франции, Австрии, Польши, немецкоязычной Швейцарии.


1. Возникновение

Основной творческий принцип экспрессионизма - отражение обостренного субъективного мировоззрения через гипертрофированное авторское "Я", напряжение его переживаний и эмоций, бурную реакцию на дегуманизации общества, обезличивание в нем человека, на распад духовности, заверенный катаклизмами мирового масштаба начала ХХ в. Из всех направлений нового искусства 20 в. экспрессионизм остро запечатлевший конфликт художественной личности, человека вообще с трагической и антигуманной буржуазной действительностью. В произведениях одних мастеров экспрессионизм приводил к чрезвычайного обострения трагического мировосприятия, в других - к художественным утопий, элитарности, замкнутого среды, которое воспринималось островком спасения духовных и гуманистических ценностей. Этот конфликт приводил к радикальности художественных решений, к мятежному противопоставления и разрыва с академическими традициями.

Противоречия самого экспрессионизма, излишне агрессивные формы его, сразу бросались в глаза, вызвали неприятие как консервативной публики, так и радикальных политических систем - фашизма в Германии, Италии, коммунизма в СССР. Во времена Гитлера произведения многих экспрессионистов в Германии или продавали за границу, либо уничтожали. Значительные цензурные ограничения были эти произведения и в СССР времен сталинской империи.

Стилистика экспрессионизма в 20 веке отразилась в кино, живописи, графике, литературе, скульптуре, всего в архитектуре.


2. Отличительные черты экспрессионизма

Марианна фон Веревкин. Красный город, 1909 г.


3. Главные представители в живописи


4. Галерея


5. В литературе Украины

В украинской литературе экспрессионизм начал Василий Стефаник , который от декадентских стихотворений в прозе перешел на принципы экспрессионизма. Классический экспрессионизм утвердил Осип Турянский повестью "Вне боли". В стилевом течение экспрессионизма частично вписывается творчество Николая Кулиша ("97"), частично - Бажана (сборник "17-й патруль"), а особенно проза Николая Хвылевого (включая произведение "Я (Романтика)"), Ивана Днепровского , Юрия Липы , Тодося Осьмачки .


Источники

  • Paul Raabe & Ludwig Greve: Expressionismus. Literatur und Kunst 1910. Eine Ausstellung des Deutschen Literaturarchivs im Schiller-Nationalmuseum Marbach aN, vom 8. Mai bis 31. Oktober 1960. Katalog Nr. 7, Marbach aN 1960 (wird im DLA laufend neu aufgelegt).
  • Paul Raabe: Die Autoren und Bcher des literarischen Expressionismus. Ein bibliographisches Handbuch in Zusammenarbeit mit Ingrid Hannich-Bode, Stuttgart: JB Metzlersche Verlagsbuchhandlung 1992, .
  • Theodor Sapper: Alle Glocken dieser Erde. Expressionistische Dichtung aus dem Donauraum, Wien: Europaverlag Wissenschaft 1974, .
  • Die expressive Geste. Deutsche Expressionisten und afrikanische Kunst, Hatje Cantz Verlag, Ostfildern 2007,
  • Nicole Leonhardt: Die Farbmetaphorik in der Lyrik des Expressionismus. Eine Untersuchung an Benn, Trakl und Heym. Ubooks Verlag, 2004.
  • Silvio Vietta u. Hans-Georg Kemper: Expressionismus. Mnchen 1975. (= UTB. 362.) - 6. Aufl. Ebd. 1994,
Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 22.08.2015 17:28 Просмотров: 5896

Экспрессионисты стремятся к предельной выразительности эмоций в своих произведениях. В переводе с латинского expressio обозначает «выражение», «выразительность».

Но этой характеристики недостаточно, чтобы понять суть экспрессионизма, т.к. выражение чувств – прерогатива не только экспрессионизма, но и других художественных течений: сентиментализма , романтизма , фовизма , постимпрессионизма и др. Экспрессионисты хотели не только изображать жизнь, но и выражать её, творчески воздействовать на неё. Экспрессионизм – выражение наполняющего душу, захватывающего целиком чувства человека в самый высший момент его переживания. Но самое главное, что отличает экспрессионистов от художников других направлений, – это стремление к выражению внутренней сущности явлений. Такая творческая установка изначально обречена на субъективизм и предельную гиперболизацию. Но, выражая чувства, экспрессионизм стремится к очистительному огню всеобъемлющей и всечеловеческой любви.
Хочется привести в связи с этим строки поэта С. Надсона, которые были написаны в 1882 г. и которые выражают сущность экспрессионизма.

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!

Возникновение и развитие экспрессионизма

Наибольшее развитие экспрессионизм получил в первые десятилетия XX в. в основном в Германии и Австрии. Возник он как острая и болезненная реакция на Первую мировую войну и революционные движения. Действительность художникам этого времени воспринималась крайне субъективно, через призму разочарования, тревоги, страха. Поэтому в их произведениях выражение преобладает над изображением.
Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. И в таком понимании экспрессионизм не ограничивается рамками времени – он существовал всегда. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в.

Эль Греко «Вид Толедо» (1604-1614). Музей Метрополитэн (Нью-Йорк)
А это пример экспрессионизма XXI в.

Картина современного французского экспрессиониста Лорана Парселье

Экспрессионизм в литературе

Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). Но отдельные писатели-экспрессионисты работали и в других европейских странах: в России – Л. Андреев, Е. Замятин, в Чехословакии – К. Чапек, в Польше – Т. Мичинский и др.
Произведения раннего экспрессионизма испытывали влияние французского и немецкого символизма , в особенности Артюра Рембо и Шарля Бодлера. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения».
Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма , погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны.

В стихотворениях «Война» и «Грядет большое умиранье...» позже многие увидели предсказания будущей европейской войны.

В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль . Стихотворное наследие Тракля невелико по объёму, но оно оказало значительное влияние на развитие немецкоязычной поэзии. Трагическое мироощущение, символическая усложнённость образов, эмоциональная насыщенность позволяют причислить Тракля к экспрессионистам, хотя сам он формально не принадлежал ни к одной поэтической группировке.
Временем расцвета литературного экспрессионизма считаются 1914-1924 гг. (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др.). Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления.
Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. Кафка и Г. Майринк). В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского.
Л. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма.

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919)

Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. Недовольство его героев окружающим миром и порядками выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил.
Литературный язык Андреева также полон экспрессии, символичен.

Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)
Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина . Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому . Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь), идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».

Экспрессионизм в живописи

Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами; деформированными телами; светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. В этом была их схожесть с фовистами . Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм.

О. Мюллер «Влюблённые»
Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства , в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм , и футуризм .
Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов . Драматические полотна Винсента ван Гога , Эдварда Мунка и Джеймса Энсора переполнены эмоциями восторга, негодования, ужаса.

Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.
Самая известная работа Мунка – картина «Крик». Охваченный ужасом человек на этой картине не может никого оставить равнодушным.

Э. Мунк «Крик» (1893). Картон, масло, темпера, пастель. 91 х 73,5 см. Национальная галерея (Осло)
Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы».
Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Предпочтение отдавалось цветам предельно контрастным с тем, чтобы усилить воздействие на зрителя, не оставить его равнодушным.

«Синий всадник»

В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник», идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. Объединение выпускало одноименный альманах.
Кроме Кандинского и Марка, в объединение входили Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и Пауль Клее . В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Их объединял интерес к средневековому и примитивному искусству и движениям того времени фовизму и кубизму.
Август Маке и Франц Марк придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.

М. Верёвкина «Осень. Школа»

Экспрессионизм в архитектуре

Архитекторы находили для самовыражения новые технические возможности использования кирпича, стали и стекла.

– лютеранская церковь в Копенгагене. Названа в честь датского богослова, церковного деятеля и писателя Н.-Ф.-C. Грундтвига. Является одной из самых знаменитых церквей города и редчайшим примером культового сооружения, построенного в стиле экспрессионизма. Её строительство продолжалось с 1921 по 1940 гг. В архитектуре храма переплетаются черты традиционных датских деревенских церквей, готики , барокко и разнообразных модернистских течений. Строительный материал – жёлтый кирпич.

Чилихаус (Гамбург) – 11-этажное здание склада товаров, импортируемых из Чили. Здание было построено в 1922-1924 гг. по проекту немецкого архитектора Фрица Хёгера и является одним из наиболее значительных памятников экспрессионизма в мировой архитектуре. Также известно под названием «нос корабля».

Башня Эйнштейна (Потсдам) – астрофизическая обсерватория на территории Научного парка имени Альберта Эйнштейна на горе Телеграфенберг в Потсдаме. Революционное для своего времени творением архитектора Эриха Мендельсона. Построена в 1924 г. В башне планировалось проводить эксперименты, доказывающие теорию относительности Эйнштейна. Башенный телескоп принадлежит Потсдамскому астрофизическому институту.

Экспрессионизм в других видах искусства

Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)
Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. Экспрессионистская музыка сложно воспринималась и вызывала противоречивое отношение критики. Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. Она страшная, эта музыка. Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Но она страшная. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете».

Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)
К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского.
В 1920-1925 гг. в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм.
Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания.
Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло, и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса. Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов.
Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924).

Содержание статьи

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (фр. еxpressionismе, от лат. expressio – выражение, выразительность) – направление в искусстве и литературе первых десятилетий 20 в., особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии; а также тенденция, периодически возникающая в изобразительном искусстве, литературе и кино, характеризующаяся стремлением к деформации или стилизации форм, динамизму, экзальтации и гротеску ради создания мощной выразительности художественного образа и отражения мировоззрения автора.

Экспрессионизм в искусстве.

В изобразительном искусстве экспрессионизм отличается необычной силой, мощью и энергией в работе с различными материалами и техникой, а также яркими, резко контрастирующими друг с другом цветами, использованием грубой, шероховатой поверхности, искажением естественных форм и пропорций предметов и человеческих фигур. До 20 в. художники не стремились специально работать в такой манере, но тем не менее значительное число произведений прошлого могут быть названы экспрессионистическими. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т.ч. фигурки, связанные с культом плодородия и имеющие нарочито преувеличенные половые признаки, или средневековая скульптура, особенно отталкивающие изображения чертей и нечистой силы, и т.п.

В 20 в. художники, особенно немецкие, сознательно стремились передавать при помощи искусства свои чувства и ощущения. На них оказали глубокое влияние произведения примитивного и средневекового искусства, африканская пластика, а также в высшей степени эмоциональная живопись голландского художника Винсента ван Гога и его норвежского современника Эдварда Мунка . В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер , Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн , считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т.е. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи.

Позднее, в 1911–1914, в Мюнхене существовала группа «Синий всадник» («Blauer Reiter»). В 1912 вышел альманах «Синий всадник». Члены группы – Василий Кандинский , Франц Марк , Пауль Клее , Лионель Файнингер (1871–1956) и др. – оказали значительное влияние на развитие абстрактного экспрессионизма. Программные позиции членов объединения были основаны на мистических установках: «внутренние закономерности» и трансцендентные сущности природы художники пытались выразить с помощью отвлеченной красочной гармонии и структурных принципов формообразования.

Среди других выдающихся экспрессионистов – Оскар Кокошка , Макс Бекманн (1884–1950), Жорж Руо и Хаим Сутин . Это направление развивалось также в искусстве Норвегии (Эдвард Мунк), Бельгии (Констан Пермеке), Голландии (Ян Слёйтерс).

В Америке эскпрессионизм возник в конце 1940-х. Несмотря на то, что представители абстрактного экспрессионизма, такие, как Клиффорд Стилл (1904–1980), Джексон Поллок и Ханс Хофманн , совершенно отказались от изобразительного, их приемы работы в технике живописи создают ощущение такой личностной эмоциональности и энергии, что это оправдывает их причисление к экспрессионизму.

Понятию экспрессионизм нередко придается более широкий смысл, им обозначают различные явления в изобразительном искусстве, выражающие тревожное, болезненное мироощущение, присущее различным историческим периодам.

К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. Некоторые из работ позднего периода творчества Микеланджело, с искаженными пропорциями и участками необработанного камня, могут быть названы экспрессионистическими. Французский скульптор 19 в. Огюст Роден также деформировал некоторые черты лица или тела модели, свободно обращался с материалом, передавая плоть или складки ткани, и часто отдельные части фигур в его работах выступали из блока необработанного камня. Среди скульпторов 20 в., работавших в экспрессионистической манере, – Эрнст Барлах , использовавший грубо высеченные фигуры с массивными драпировками, и Альберто Джакометти , известный своими непомерно вытянутыми фигурами, оставляющими ощущение одиночества, даже когда они составляют скульптурную группу.

В архитектуре влияние экспрессионизма выразилось в использовании криволинейных, неправильных форм, нетрадиционных углов и драматического освещения. В отличие от живописцев и скульпторов, архитекторы-экспрессионисты интересовались созданием формальных эффектов больше, чем выражением своего личного индивидуального мировоззрения.


Экспрессионизм в литературе и кино.

Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910–1925. Черпая вдохновение в психоанализе Зигмунда Фрейда, с его приматом подсознательных эмоций, в философии Анри Бергсона , подчеркивавшей значение интуиции и памяти, и в работах таких писателей, как Достоевский и Стриндберг, писатели-экспрессионисты стремились донести до читателя реальность субъективных ощущений и своего внутреннего мира. Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887–1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883–1914).

Наивысшего расцвета в литературе экспрессионизм достиг в драматургии. Драматурги-экспрессионисты отвергли театральные условности, несущественные для выражения главных идей своих пьес. Декорации и реквизит сводились к минимуму и часто выполнялись не в реалистическом ключе, сжатые диалоги давались в телеграфном стиле, действие развивалось не хронологически, а движения актеров были условны и стилизованы. Персонажи представляли собой не индивидуальности, а скорее типы, вроде «солдата», «рабочего», или были персонификацией абстрактных идей. Наконец, неодушевленным предметам приписывалась собственная воля и сознание, а человек, напротив, изображался как механическое устройство или существо, подобное насекомому. Многие драматурги, в числе которых были немцы Георг Кайзер и Эрнст Толлер (1893–1939), чех Карел Чапек и американец Элмер Райс , писали экспрессионистические пьесы, в которых выражался протест против дегуманизации современного индустриального общества. Например, в драме Чапека R.U.R. (1920) группа механических людей, названная им роботами, убивает своих хозяев – людей. Однако не все экспрессионистические пьесы о пороках механизированного общества. Например, в пьесе Юджина О"Нила Император Джонс (1920) декорации, освещение и непрекращающийся звук тамтамов используются для выражения психологического состояния главного героя.

Как формальное течение в литературе экспрессионизм закончился в середине 1920-х годов, однако он оказал глубочайшее влияние на авторов последующих поколений. Его элементы можно обнаружить, например, в пьесах Серебряный кубок (1928) и За оградой (1933) Шона О"Кейси, Убийство в соборе (1935) Т.С.Элиота, Наш городок (1938) и На волосок от гибели (1942) Торнтона Уайлдера. Такие черты экспрессионизма, как акцент на внутреннем сознании и прием «реорганизации» реальности для отражения точки зрения этого сознания, также характерны для творчества Вирджинии Вулф , Джеймса Джойса, Уильяма Фолкнера, Сэмюэла Беккета и Джона Хоукса (род. в 1925).

В кино экспрессионизм достиг пика в немецком фильме Кабинет доктора Калигари (1919). В этой картине странно искаженная обстановка является выражением мировосприятия главного героя – сумасшедшего. Для немецкого экспрессионистического кино 1920-х и 1930-х годов характерно использование необычного угла съемки и подвижной камеры, что подчеркивает важность субъективной точки зрения. В кино все, что сделано путем искусственных манипуляций – угол съемки, убыстренное или замедленное движение, медленные наплывы, быстрая смена кадров, слишком крупный план, произвольное использование цвета, специальные световые эффекты, – относится к экспрессионистическим приемам.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса