Перспективное планирование по художественной литературе в старшей группе. Перспективный план "Чтение художественной литературы" календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему Детская литература для стар
Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе
По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы
Нравственное воспитание
рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости
рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского
рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения
рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним
рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу
С. Михалков «А что у вас?»
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения
Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.
Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа
Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания
Мицкевич Адам «Друзьям»
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких
В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.
Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)
Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев
Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу
А. Барто «Вовка - добрая душа»
Е.. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме
А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома
«Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям
Самообслуживание, труд
рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке
К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков
К. Чуковский «Федорино горе»
рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда
А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова
Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города
Е. Сегал «Машины на нашей улице»
Познавательное развитие ФЭМП Считалки
Герои сказок
С. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами
Ознакомление с социальным миром Г. Х. Андерсен
«Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран
С. Михалков «А что у вас?» Знакомство с важностью любой профессии
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки
А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»
Продолжать расширять представления детей о Российской армии.
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера
М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам
А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.
А. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада
С. Махотин «Старшая группа»
О. Высоцкая
«Детский сад»
Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа
М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.
Б. Алмазов. «Горбушка» Приобщение к российским ценностям;
Ознакомление с миром природы
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок» Расширять представления о жизни животных
Г. Снегирев «Пингвиний пляж»
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;
В. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»;
Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу
С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе
Речевое развитие
Развитие всех сторон речи
Знакомство с жанрами
Объяснение незнакомых, устаревших слов
Художественно-эстетическое развитие
Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами
И. Билибин
Е. Чарушин
ИЗО деятельность Рисование иллюстраций по произведениям
Музыкальная деятельность П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты) Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений
П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты)
Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)
С. Прокофьев «Петя и волк»
Физическое развитие
НОД и досуги по сюжетам произведений
Герои произведений
Скачать Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС
Ребёнок 5-6 лет, как утверждают физиологи, психологи и педагоги, находится как раз в том возрасте, когда его мышления и восприятия в полной мере готовы к всестороннему развитию. Он действительно хочет учиться, и физиологически организм детей соответствует тем нагрузкам, которые связаны с Старший дошкольный возраст - самое эффективное время, чтобы начать активно осваивать не только азы чтения, но и продвигаться вперёд в этом направлении.
Цели и задачи
Как и любая программа, чтение в старшей группе художественной литературы не является процессом спонтанным или пущенным на самотёк. Главная его цель - воспитание стойкого интереса к книге. С ней связана ещё одна, не менее значительная: формирование навыков беглого, осмысленного чтения. Цель определяет и задачи:
- Расширенное знакомство с лучшими образцами художественной литературы.
- Разборчивость и сознательный подход в выборе книг.
- Заинтересованное, вдумчивое чтение. В старшей группе художественной литературы для активного ознакомления предоставлен широчайший выбор. Важно, чтобы ребёнок осознавал, что именно его привлекает в той или иной книге, умел
- Воспитание критического подхода к процессу и объекту чтения, правильная оценка той информации, которую черпает дошкольник из печатных изданий.
- Чтение в старшей группе художественной литературы не должно превращаться в простое заполнение свободного времени, средство от скуки или безделья. Одна из главных задач процесса - воспитание читателя творческого, чувствующего и понимающего красоту слова, умеющего отличать подделку от настоящего произведения.
- И наконец, чтение в старшей группе художественной литературы преследует такие серьёзные, особенно остро стоящие сейчас задачи, как любовь к книге, заботливое, бережное обращение с ней и активное обогащение лексикона дошкольников, обучение их культуре речи, умению выражать свои мысли точно, грамотно и красиво.
Багаж для школы
Какие же навыки должно сформировать у детей дошкольного возраста чтение художественной литературы? Старшая группа - последнее звено перед переходом учащихся к обучению в школе. Поэтому они должны иметь довольно глубокое представление о литературных художественных жанрах, анализировать поступки персонажей, давать им оценку, пересказывать содержание всего произведения или отдельных его эпизодов, строить свою речь в соответствии с правилами русской стилистики.
Выбор произведений
Чтение сказок в старшей группе не должно занимать превалирующих позиций. Воспитателю важно грамотно сочетать доступные по возрасту произведения разных жанров: поэзию, драматические фрагменты и т.д. Если же говорить о сказках как основном типе произведений, то следует предлагать детям не только русские, но и других народов мира, а также литературные. Например:
- народные сказки «Сивка-Бурка», «Заяц-хвастунишка»;
- повести о Карлсоне, произведения братьев Гримм, Ш.Перро, некоторые рассказы про Маугли, сказки Пушкина;
- рассказы Толстого, Бианки, Кассиля;
- стихи о природе, родине, временах года, дружбе и т.д., с заучиванием наизусть.
Руководствуясь общими положениями программы, каждый воспитатель может подобрать такой список произведений, который будет изучаться детьми старшей группы с удовольствием.
Сохраняю для себя! Делюсь с вами. Всем спасибо!
Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет.
Художественная литература
Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.
Для чтения детям
Русский фольклор
Песенки.
«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,
«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,
«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,
«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».
Заклички.
«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,
«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».
Русские народные сказки.
«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;
«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;
«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;
«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;
«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;
«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.
В. Брюсов. «Колыбельная»;
И. Бунин. «Первый снег»;
С. Городецкий. «Котенок»;
С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;
А. Майков. «Летний дождь»;
Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);
И. Никитин. «Встреча зимы»;
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);
А. Плещеев. «Мой садик»;
А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);
И. Тургенев. «Воробей»;
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;
А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;
М. Цветаева. «У кроватки»;
С. Черный. «Волк»;
Я. Аким. «Жадина»;
А. Барто. «Веревочка»;
Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;
В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;
С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,
Д. Хармс. «Веселые чижи»;
Ю. Мориц. «Домик с трубой»;
Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;
Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;
М. Яснов. «Мирная считалка».
Проза.
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;
С. Черный. «Кот на велосипеде»;
Б. Алмазов. «Горбушка»;
М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;
В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;
Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;
М. Москвина. «Кроха»;
Н. Носов. «Живая шляпа»;
Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;
К. Паустовский. «Кот-ворюга»;
Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».
Фольклор народов мира
Песенки.
«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;
«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);
«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;
«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;
«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;
«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.
Сказки.
«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;
«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;
«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);
«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;
«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;
А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;
Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;
В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;
Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.
Литературные сказки.
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;
О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;
Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;
Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.
Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.
Для заучивания наизусть
«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;
И. Белоусов. «Весенняя гостья»;
Е. Благинина. «Посидим в тишине»;
Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;
С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;
М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;
М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);
А. Плещеев. «Осень наступила...»;
И. Суриков. «Вот моя деревня».
Для чтения в лицах
Ю. Владимиров. «Чудаки»;
С. Городецкий. «Котенок»;
В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;
Э. Успенский. «Разгром». (мы этот мульт обожаем))))
Литературные сказки.
А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
Н. Телешов. «Крупеничка»;
Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);
П. Бажов. «Серебряное копытце»;
В. Бианки. «Сова»;
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);
Б. Заходер. «Серая звездочка»;
В. Катаев. «Цветик-семицветик»;
А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;
Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;
Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».
Елена Щербакова
Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе
Картотека
художественной литературы
в разных образовательных областях в старшей группе
По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы
Составила: Щербакова Е. В.
Нравственное воспитание
рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости
рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы, пер. с фин. Э. Успенского
рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения
рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним
рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу
С. Михалков «А что у вас?»
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения
Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.
Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа
Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания
Мицкевич Адам «Друзьям»
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких
В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.
Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)
Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев
Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу
А. Барто «Вовка - добрая душа»
Е. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме
А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома
«Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям
Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке
К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков
К. Чуковский «Федорино горе»
рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда
А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова
Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города
Е. Сегал «Машины на нашей улице»
Познавательное развитие ФЭМП Считалки
Герои сказок
С. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами
Ознакомление с социальным миром Г. Х. Андерсен
«Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран
С. Михалков «А что у вас?» Знакомство с важностью любой профессии
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки
А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»
Продолжать расширять представления детей о Российской армии.
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера
М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам
А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.
А. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада
С. Махотин «Старшая группа»
О. Высоцкая
«Детский сад»
Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа
М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.
Б. Алмазов. «Горбушка» Приобщение к российским ценностям;
Ознакомление с миром природы рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок» Расширять представления о жизни животных
Г. Снегирев «Пингвиний пляж»
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;
В. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»;
Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу
С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе
Речевое развитие Развитие всех сторон речи
Знакомство с жанрами
Объяснение незнакомых, устаревших слов
Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами
И. Билибин
Е. Чарушин
ИЗО деятельность Рисование иллюстраций по произведениям
Музыкальная деятельность П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты) Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений
П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты)
Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)
С. Прокофьев «Петя и волк»
Физическое развитие
НОД и досуги по сюжетам произведений
Герои произведений
Публикации по теме:
НОД во второй младшей группе. Чтение художественной литературы «Мой мишка» З. Александрова Примерная технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Вид образовательной деятельности: чтение художественной литературы.
Чтение, заучивание художественной литературы в старшей группе по темам Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Здравствуйте дорогие коллеги. Хочу предложить вашему вниманию материал по.
Картотека подвижных игр «Разных народов» АФРИКАНСКИЕ САЛКИ ПО КРУГУ (Танзания) Играют 10 и более человек. Ход игры: Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За.
Конспект НОД. Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группе «Никита Кожемяка» Разработала: Бондарева Елена Дмитриевна. Студентка "Волгодонского педагогического колледжа" Цель: развитие умения коротко пересказывать.
Ху дожественная литература
Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.
Для чтения детям
Русский фольклор
Песенки.
«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,
«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,
«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,
«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».
Заклички .
«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,
«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».
Русские народные сказки.
«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;
«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;
«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;
«Финист —Ясный сокол», обр. А. Платонова;
«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;
«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.
В. Брюсов. «Колыбельная»;
И. Бунин. «Первый снег»;
С. Городецкий. «Котенок»;
С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;
А. Майков. «Летний дождь»;
Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);
И. Никитин. «Встреча зимы»;
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);
А. Плещеев. «Мой садик»;
А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);
И. Тургенев. «Воробей»;
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;
А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;
М. Цветаева. «У кроватки»;
С. Черный. «Волк»;
Я. Аким. «Жадина»;
А. Барто. «Веревочка»;
Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;
В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;
С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,
Д. Хармс. «Веселые чижи»;
Ю. Мориц. «Домик с трубой»;
Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;
Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;
М. Яснов. «Мирная считалка».
Проза.
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;
С. Черный. «Кот на велосипеде»;
Б. Алмазов. «Горбушка»;
М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;
В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;
Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;
М. Москвина. «Кроха»;
Н. Носов. «Живая шляпа»;
Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;
К. Паустовский. «Кот-ворюга»;
Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».
Фольклор народов мира
Песенки.
«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;
«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);
«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;
«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;
«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;
«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.
Сказки .
«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;
«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;
«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);
«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;
«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;
А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;
Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;
В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;
Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.
Литературные сказки.
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;
О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;
Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;
Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.
Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.
Для заучивания наизусть
«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;
И. Белоусов. «Весенняя гостья»;
Е. Благинина. «Посидим в тишине»;
Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;
С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;
М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;
М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);
А. Плещеев. «Осень наступила...»;
И. Суриков. «Вот моя деревня».
Для чтения в лицах
Ю. Владимиров. «Чудаки»;
С. Городецкий. «Котенок»;
В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;
Э. Успенский. «Разгром».
Литературные сказки.
А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
Н. Телешов. «Крупеничка»;
Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);
П. Бажов. «Серебряное копытце»;
В. Бианки. «Сова»;
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);
Б. Заходер. «Серая звездочка»;
В. Катаев. «Цветик-семицветик»;
А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;
Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;
Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».