Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое патриотизм примеры. Необычный подход

любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. При переходе племен к оседлому земледельческому быту патриотизм получает свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле. Это чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент патриотизма – привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям, расширяясь в своем объеме, но, не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произвели бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного, человечного существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение, отечество не было только географическим и этнографическим термином – оно было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, был более или менее отдаленной трансформацией умершего родоначальника. Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и патриотизм совпадал с благочестием. Не культ зависел от родины, а родина, как таковая, создавалась культом: отечество было землей отцовских богов, и потому беглецы, уносившие с собой этих богов, через них основывали новое отечество. Забирать к себе чужих богов было самым прочным средством для завоевания чужих земель, как это и делалось римлянами. Мирный синкретизм различных культов, преобладавший у эллинов, также содействовал ослаблению местного патриотизма. К концу древнего мира греческое смешение и римское поглощение привели к образованию двоякого патриотизма, окончательно упразднившего этнографические и географические границы: патриотизм общей государственности и патриотизм высшей культуры. В сознании пророков и апостолов первое, земное отечество должно было погибнуть, чтобы возродиться во всеобъемлющем царствии Божьем. К познанию и созиданию этого царства призывались равно все народы, и этим освящался патриотизм национальный, но лишь под условием всечеловеческой солидарности, т.е. как любовь к своему народу не против других, а вместе со всеми другими. Не только для исполнения, но и для сознания большинством человечества этого высшего требования нужен был еще не окончившийся доныне переходный процесс, характеризуемый преобладанием исключительно национального патриотизма и враждебного соперничества народов. В средние века вражда народов не имела принципиального значения, уступая теократической идее царства Божия в двух ее исторических материализациях – церковной и государственной. Естественная любовь к ближайшему отечеству существовала, но решительно подчинялась в нравственном сознании требованиям высшего универсального порядка. Как некогда пророк Иеремия проповедовал евреям политическое самоотречение и покорность чужому завоевателю, как Исайя видел спасителя своего народа в персидском царе Кире, так величайший патриот Италии, Данте, призывал для спасения своего отечества немецкого императора из-за Альп. Первоначально отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога, теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим предметом поклонения и служения. Такое идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель. В историческом процессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющих человечество, так что исключительное национальное обособление становится физической невозможностью. Сознание и жизнь приготавливаются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы».

Об этом мы говорили на Петербургском Международном Молодёжном Форуме. Многие начинания в этой сфере, случается, оказываются далеки от чаяний целевой аудитории. Наверное, потому что далеко не каждый чиновник осознает смысл служения Родине в полной мере. Вот и получается, что с главной сцены этого форума его директор (подрядчик) заявил, что сам по себе патриотизм устарел. После таких выпадов, проводимых за счёт гос.бюджета, какие-то либеральные журналисты ещё и ругают такие форумы. Так ведь всё как им надо - с главной трибуны охаивается патриотизм.

Но есть и другие, более молодые, люди. Они организуют секции в рамках подобных форумов и напрочь лишены подобной «разрухи в головах». Данил Шишкин, главный редактор газеты «Вольтер», пригласил меня выступить на секции «Патриотизм». В рамках нашей аудитории звучали совсем другие тезисы.

Когда людям задают вопрос о том, что же такое «патриотизм», многие теряются. Вроде бы сказать просто «любовь к Родине» - слишком банально. Кто-то плывёт в словах, начиная выискивать различные варианты. Вот поэтому ещё при написании книги «Разруха в головах. Информационная война против России» я для себя вывел чёткое определение этого понятия.

Патриотизм - это система взглядов человека, основанная на знании и понимании истории собственной страны.

Причём понимание истории имеет не менее важную роль, чем её знание. Ведь можно знать множество фактов, различные эпохи и разных государственных деятелей. Но не представляя себе общее полотно истории, взаимосвязи между событиями, деяниями и персоналиями, невозможно построить тот фундамент, на котором зиждется любовь к Родине.

При этом, конечно, для того, чтобы любить Отечество (страну наших отцов и дедов), не надо знать всю историю досконально. Можно, конечно, к этому стремиться. Но далеко же не каждый назовет, например, даты рождения Николая II и Александра III. Или же кем приходился равноапостольный князь Владимир знаменитому варягу Рюрику. Однако, важны не столько конкретные детали, сколько общее понимание роли России в истории всего человечества.

Один из выступающих, студент истфака МГУ Игорь Ильин, озвучил хороший тезис: «Русская культура - первооснова для русского патриотического чувства» .

Что любит патриот? Родину. А что такое Родина? Это не флаг, не очерченное поле на карте, это не население страны. Отечество – это не осязаемое понятие. И более того, я убежден в том, что Родина может существовать только внутри человека. Все двуглавые орлы, красные звезды и триколоры бессмысленны без внутреннего чувства.

На протяжении веков наш народ творил, искал и осмысливал жизнь. Долгие годы зрела культура нашего народа, творимая лучшими национальными гениями. Каждые следующие поколения принимали эстафету и создавали свое. Представляете, какое это наследие?

Мне хочется поговорить о музыке. Никто не станет отрицать, что она влияет на психику человека. Никто не станет отрицать, что музыка сообщает человеку определенную информацию. Способен ли он осознать ее рассудком – это другой вопрос.

Я хочу обратить внимание на то, что вплоть до недавнего времени (по историческим меркам) у нас в России за столом на праздники пелись народные песни. Я застал это в раннем детстве у бабушки с дедом в станице. Но сейчас, вы знаете это сами, песен не услышать не только на застольях, но и по телевизору, на радио. Я не знаю, может быть, сегодня мне подскажут радио-частоту, где крутят русскую музыку и песни, но в любом случае это исключение лишь подтвердит общее правило – ничего, что имеет отношение к русской культуре никак не воспроизводится в СМИ.

Поскольку моя очередь держать слово выпала сразу после Игоря Ильина, тезис о музыке был продолжен.

В русских семьях традиционно было принято не только петь за столом народные песни. В любой русской семье день начинался и заканчивался молитвой. Любой приём пищи также начинался и заканчивался молитвой. И любое доброе дело также начиналось с молитвы. Наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки молились семьями, каждый друг о друге и о всех сразу, чтобы Господь был милосерден и даровал благословение на пищу, дело, день и час.

Сегодня, наверное, разве что люди с совсем промытыми мозгами, у которых напрочь стёрта национальная идентичность, могут не любить народные песни. Но в сравнении с молитвой песни - это как молодые цветы в сравнении со столетним деревом. Как бы милы и хороши не были песни времён Первой Мировой и Великой Отечественной войн, но именно молитвы прошли с нашим народом весь его исторический путь.

Напомню слова Президента, сказанные в процессе Послания Федеральному Собранию 4 декабря сего года, в двунадесятый православный Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы:

И, наконец, произошло историческое воссоединение Крыма и Севастополя с Россией.

Для нашей страны, для нашего народа это событие имеет особое значение. Потому, что в Крыму живут наши люди, и сама территория стратегически важна, потому что именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь.

Князь Владимир крестился в Корсуни в 987 году - и именно этот момент стал точкой создания будущей единой страны в том виде, в котором мы её знаем.

Сегодня при поддержке из-за рубежа в наших краях расплодились языческие секты. , главная цель подобных сект - внести смуту в народ, сбить его с толку. Главная проблема идолопоклонников в том, что им приходится выдумать мифологию, т.к. никакой реальной истории за язычеством нет. Количество их аргументов жёстко ограничено, и все они не имеют под собой каких-либо реальных оснований. Так, например, утверждая, что православие - это чужая религия, они забывают что само язычество пришло в раздробленные славянские племена из Индии. Например, Веды - это древние индуистские писания. В общем, подобные секты никогда не наберут какой-либо значимой численности в силу своей несостоятельности.

Однажды один человек сказал что-то в духе «у нас молодое государство, ему всего 20 лет» . В этих словах выкристаллизована вся суть современного либерализма. Человек без рода и племени - кто он? Это ребёнок. Ребёнок, который не знает своих корней. Ребёнок при опекуне, который ему говорит - что делать можно, а что нет. Известно, что это за опекун.

Развивая разговор о музыке, я вспомнил песню Игоря Растеряева:

«За окнами весенний лес летит. Я еду в ленинградской электричке. Напротив меня девочка сидит с Георгиевской ленточкой в косичке. Сегодня это ленточку носить на сумке можно, можно в виде брошки. Но я прекрасно помню и без лент, как бабка не выбрасывала крошки…»

Как бабка не выбрасывала крошки… Каждый из нас может почувствовать своё место в истории нашей страны, обратясь к истории собственной семьи. Пока ещё живы наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, мы имеем уникальную возможность из первых уст узнать свидетельства реалий предыдущей исторической эпохи. Узнать контекст различных событий. И вот, если ты узнал от отца, что твой прадед защищал родной город в Советско-Финскую войну 1939—1940гг., а после в Великую Отечественную, то в твоих руках оказывается та путеводная нить, потянув за которую, ты можешь узнать намного более для себя, что просто изучая историю в рамках какой-нибудь школьной или вузовской программы.

К сожалению, многие в современном мире совершенно не интересуются историей собственной страны. И вот от этого и получается «разруха в головах». Такая «разруха», как у некоторых либеральных журналистов.

Оказывается, с самого начала нашего разговора в зал прокралась журналистка с «Фонтанки». Это популярная питерская жёлтая интернет-газета, которая принадлежит шведскому медиахолдингу Bonnier Business Press . Сидела тиха как мышка, ни одного вопроса не задала, зато потом по итогам нашей секции разразилась публикацией (надо же зарпалту отрабатывать).

На примере «потерянного поколения» можно проследить, как исказила суть эта дама:

«А нацисты вокруг»

Помог аудитории определиться с точками над i автор книг «Разруха в головах. Информационная война против России» и «Россия. Крым. История» (в соавторстве с Николаем Стариковым) Дмитрий Беляев. Ссылаясь на неких иностранцев, он утверждал: Запад Россию не понимает и хочет переделать под себя. «Мы ведь дали вам все: свободу в кавычках, демократию, либеральный рынок. Почему вы до сих пор ходите в церковь?»- цитировал Беляев якобы его знакомый почему-то часами водил по столичным храмам.

Вредность Запада писатель объяснил очень просто - там запрятались нацисты. «Украина, США и Канада высказались против запрета героизации нацизма, все из-за того, что их туда бежало много», – рассудил Беляев. И вот теперь эти страны пытаются очернить родину. Например, придумывая коррупцию - ведь ее в России нет. А организация «Трансперенси Интернешнл» ставит родину на самые последние места в своих рейтингах, и ведь явно под заказ. «В России все процессы уже обратно идут, это очевидно. Следственный комитет это не какой-нибудь Навальный, который кричит «здесь украли, здесь!», следователи работают тихо - сажают пачками. Поэтому коррупция нивелируется, зарплаты повышаются в бюджетной сфере и даже ГИБДДшник с тебя уже не спросит никакой взятки».

Рецепт патриотизма от Беляева - воспитание с самых ранних лет, уже беременной жене необходимо вслух читать сказки Пушкина, потом можно переходить и на Бердяева. Кстати, после выступления публициста вдохновилась сказать пару слов сидевшая в зале организатор православного кукольного театра, именно в воспитании подрастающего поколения ее коллектив «Виноград» помогает горожанам - уже несколько лет православные куклы странствуют по школам и детским садам со сказками про Рождество, Пасху и День народного единства.

Я от души посмеялся, когда прочитал подобный «отзыв». Бедные люди, у них работа такая - искажать и осквернять всё за кусок хлеба. Не даром шведы владеют контрольным пакетом управляющей этим СМИ компанией.

«Неких», «якобы», «почему-то» - каким местом слушала эта барышня мой рассказ? Остаётся только догадываться.

Я начал с того, что представился научным сотрудником . Это аналитический центр, который входит в состав Администрации Президента Российской Федерации . Учредитель РИСИ - лично Президент Российской Федерации .

Очевидно, журналистка побоялась упоминать РИСИ в своём пасквиле, чтобы не остаться без работы.

«Ссылаясь на неких иностранцев» - это мой подробный рассказ про международный симпозиум, который недавно прошёл в Питере:

Это не некие иностранцы, а вполне конкретные люди. Я, в частности, говорил про г-на Хоффмана:

«Цитировал Беляев якобы высокопоставленных британских разведчиков, которых его знакомый почему-то часами водил по столичным храмам» - якобы журналистка якобы побоялась якобы называть конкретные имена. Ведь речь шла о директоре РИСИ Леониде Петровиче Решетникове, который до вступления в должность был генерал-лейтенантом Службы Внешней Разведки. И вот он-то мне как раз эту историю и рассказал. Не «почему-то», а как я прямым текстом пояснил во время выступления - его попросили встретить и сопроводить делегацию британских коллег. Вот и всё.

«Вредность Запада писатель объяснил очень просто - там запрятались нацисты» - таким образом истрактовала журналистка озвученные мною результаты голосования в ООН:





«А организация «Трансперенси Интернешнл» ставит родину на самые последние места в своих рейтингах, и ведь явно под заказ» - ставит и явно под заказ. И я уже . Журналистка же в рамках оплаченного формата не соизволила опровергнуть хотя бы один из тезисов.

«Рецепт патриотизма от Беляева - воспитание с самых ранних лет, уже беременной жене необходимо вслух читать сказки Пушкина, потом можно переходить и на Бердяева» - в реальности я ни слова не говорил про Бердяева. Ведь каждому понятно, что ребёнку сказки Пушинка читать можно и нужно, а вот понимание великих русских философов вроде Николая Александровича Бердяева приходит во много более позднем возрасте. Таким образом добавив от себя «маленький штришок», бедолага полностью исказила картину сказанного.

Конечно, в конце надо было примешать речь руководительницы кукольного театра, которая вышла уже после моего выступления. Ведь для западников и либералов православие - как ладан для чёрта.

Что в итоге? Подобный «очерк» в известном питерском таблойде - хороший знак.

Во-первых, обращает внимание людей на суть вопроса (хоть и в своей искажённой форме).

Во-вторых, прочитав подобный «отзыв», знающий подноготную «Фонтанки» человек поймёт, в чём тут суть.

В-третьих, было очень здорово обменяться мнениями по ходу прошедшей встречи.Возможно, заронить зёрна благочестия в сознании либерального журналиста.

В очередной раз убеждаюсь в том, что «разруха в головах» требует лечения.

Как говорил великий учёный эпохи Екатерины II Михаил Васильевич Ломоносов:

«Народ не имеющий прошлого, не имеет будущего.»

И эта фраза наиболее полно относится к тем, кто отказывается от истории собственной страны.

Благодарю Данила Шишкина и Викторию Березину за предоставленную возможность внести смысл на прошедшем форуме.

Виды патриотизма

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

  1. полисный патриотизм - существовал в античных городах-государствах (полисах);
  2. имперский патриотизм - поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;
  3. этнический патриотизм - в основании имеет чувства любви к своему этносу ;
  4. государственный патриотизм - в основании лежат чувства любви к государству .
  5. квасной патриотизм (ура-патриотизм) - в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.

Патриотизм в истории

Автомобильный магнит - популярный способ демонстрации патриотизма у всех партий в США 2004 г.

Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада », «Италия »); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации ; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости » и «Марсельеза ». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) - приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению .

Отвержение патриотизма универсалистской этикой

Патриотизм и христианская традиция

Раннее христианство

Последовательный универсализм и космополитизм раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма . Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового <человека>, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос » (Колоссянам, 3, 11). По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику , «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные» Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня» .

Современные христианские авторы о патриотизме

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

<…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

Алексий II. Интервью газете «Труд»

С другой стороны, по мнению православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек - существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» .

Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает патриотизм антихристианской ересью . По его мнению, патриотизм ставит родину на место Бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины» .

Современная критика патриотизма

В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное - безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.

Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. - Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.

Л. Толстой. Патриотизм или Мир?

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона : Патриотизм - это последнее прибежище негодяя . Владимир Ильич Ленин в Апрельских тезисах идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством . Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом , в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс : если патриотизм - добродетель , а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны ; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель .

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Противоположностью патриотизма обыкновенно считается космополитизм , как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей». . В частности, подобное противопоставления в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» .

С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм - хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь - выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви» . Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта . Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка , М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви . По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране». .

В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв , полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов». . В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части» . С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» .

Примечания

  1. в Брокгаузе и Ефроне содержит слова о П., как нравственной добродетели.
  2. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошанных поддерживает патриотические лозунги.
  3. «Культурный шок » от 2 августа , дискуссия о русском патриотизме, Виктор Ерофеев, Алексей Чадаев, Ксения Ларина. Радио «Эхо Москвы ».
  4. на сайте ВЦИОМа .
  5. Пример трактовки патриотизма: «Протоиерей Димитрий Смирнов: „Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой“ » - Интервью Протоиерея РПЦ Димитрия Смирнова Борису Клину, газета «Известия », 12 сентября . Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.
  6. Информационный материал ВЦИОМа . Отчёт об опросе общественного мнения 2006 года на тему российского патриотизма. В данном отчёте не наблюдается единого представления общества о патриотизме и патриотах.
  7. Пример трактовки патриотизма: Вирус предательства , неподписанный материал, статья из подборки сайта ультраправой националистической организации РНЕ . Содержит мнение, будто в обязанности настоящего патриота входит поддержка антисионистских акций.
  8. Георгий Курбатов Эволюция полисной идеологии, духовной и культурной жизни города . Архивировано из первоисточника 19 ноября 2012. Проверено 12 ноября 2012.
  9. См. англ. Википедию
  10. http://ippk.edu.mhost.ru/content/view/159/34/
  11. http://kropka.ru/refs/70/26424/1.html
  12. Послание к Диогнету: Иустин Мученик
  13. Э. Ж. Ренан. Марк Аврелий и конец античного мира
  14. Алексий II. Интервью газете «Труд» / 3 ноября 2005 г.
  15. о. Пётр (Мещеринов). Жизнь в церкви. Размышления о патриотизме.
  16. Д. Таланцев. Ересь патриотизма / Клад истины: Христианский журнал
  17. http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0750-1.shtml
  18. Paul Gomberg, "Patriotism is Like Racism, " in Igor Primoratz, ed., Patriotism , Humanity Books, 2002, pp. 105-112. ISBN 1-57392-955-7 .
  19. Космополитизм - Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  20. «космополиты». Электронная еврейская энциклопедия
  21. Клайв Стейплз Льюис. Просто христианство
  22. http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=6746&issue=188
  23. Универсализм прав человека и патриотизм (Кантовское политическое завещание) (Ридель М.)
  24. Борис Межуев
  25. [ Патриотизм] - статья из Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
  26. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

См. также

Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Подобное чувство предполагает гордость за свою страну и уверенность в том, что она всегда тебя защитит. Это главные критерии в определении, хотя имеются и другие трактовки.

Что такое «патриотизм»?

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот - личность, каковая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Это – самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:

  1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
  2. Гордость за свершения своего народа.
  3. Реальная оценка действий своего государства.
  4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.

Бизнес-патриотизм - что это?

В 21 веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов. Речь не только о том, чтобы отдавать предпочтение отечественным товарам, свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма. Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз. Нужны условия для роста в нескольких направлениях:

  1. Образование. Развитие молодежного предпринимательства, проведение мастер-классов.
  2. Поддержка в реализации планов и способствование росту коммерции.
  3. Бизнес-клуб. Место, где можно обмениваться опытом, контактами и наработками.

Национализм и патриотизм - разница

Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:

  1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть и патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.
  2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.

Зачем нужен патриотизм?

Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.

Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.

Виды патриотизма

Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:

  1. Государственный . Когда интересы державы превыше всего.
  2. Российский, как феномен . В течение многих веков для славян, а потом – и для советских людей, главным было понятие «родина», ее сравнивали с невестой, матерью, которую надо защищать.
  3. Национальный . Основывается на истории и культурном наследии народа, формирование такой любви развивает чувство гордости, стремление преумножать существующие ценности.
  4. Местный . Проявляется в любви к своему селу, городу, улице, дому. Характерной особенностью советской идеологии было воспитание чувств от частного к общему, от верности своему краю до готовности отдать жизнь за свою страну.

Воспитание патриотизма

Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.

Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.

Церковь и патриотизм

С давних времен патриотизм и православие были неразрывно связаны, примером тому – благословение церковью на ратный бой защитников отечества. Эта традиция насчитывает тысячи лет, даже в годы Второй мировой войны, когда все советские люди были атеистами, служились особые молебны, а священники собирали средства на покупку танков и самолетов. Если же обратиться к официальным церковным документам, то понятие патриотизма излагается так:

  1. Христиане не должны забывать о своей земной родине.
  2. Быть патриотом – это любить не только родную землю, но и ближних, свой дом, оберегать их. Поскольку жертва за отечество приносится не только на поле брани, но и ради детей.
  3. Любить свой край, как место, где сохраняются вера и православная церковь.
  4. Любить другие народы, как исполнение заповеди любви к ближнему.

Патриотизм - книги

Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:

  1. А. Фадеев. «Молодая гвардия» . Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.
  2. «Слово о полку Игореве» . Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов.
  3. Л. Толстой. «Война и мир» . Важные исторические эпизоды 19 века - Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев.
  4. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке» . Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.

В начале третьего тысячелетия признаки патриотизма гражданина России, которые могут являться основой отбора и структурирования его содержания, можно сформулировать следующим образом:

  • - чувство Родины (ощущение связи с Родиной) и преданности ей, основанной на традиционных стародавних навыках общинности, соборности, инициативы и ответственности;
  • - отношение к Родине (позиция в пространстве-времени актуального существования индивида в пространстве малой и большой Родины);
  • - безграничная вера и деятельная, практическая любовь к Родине и народу как творческий акт духовного самоопределения;
  • - гордость за героическое прошлое Отечество, судьбоносным периодам его истории, приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа, чувство долга перед Родиной, готовность защищать, сохранять и приумножать честь и славу своего Отечества;
  • - служение интересам Отечества (включающим защиту физической, территориальной, политической, культурной целостности государства, сбережение нации);
  • - ответственность за судьбу Родины и своего народа, за их будущее, стремление использовать свои собственные силы в сохранении и приумножении ее славы;
  • - представление о своей стране как о субъекте мировой системы, целостном, фундаментально неизменном государственном образовании;
  • - гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, идущие во благо Отечества.

В настоящее время существуют следующие виды патриотизма:

государственный, российский общенародный, национально-этнический, гражданский, местный или региональный и т.д., и хотя все они взаимосвязаны, однако каждый из них выявляет в нем (патриотизме) нечто свое, особенное.

Смысловой предпосылкой подхода к выяснению типологий патриотизма могут служить распространенные в народе понятия большой и малой Родины, духовности, служения Отечеству, защиты Родины и др.

Под большой Родиной ранее имелась в виду Российская империя, позже - Советский Союз, Россия, Российская Федерация. Малая Родина - губерния (позже -- область, край, национальная республика) либо уезд (район), город, деревня, хутор и т.д.

Родина - как сложное естественно-духовное, социально-природное образование; природа отечественной цивилизации, основанная на ценностях величайшей гуманистической культуры, благородных традициях российской государственности.

Государственный патриотизм связан, прежде всего, с единой и высшей целью каждого человека, коллектива и общества в целом - интересы государства и национальной безопасности являются приоритетным началом в системе «личность - коллектив - общество - государство».

Политическими регуляторами государственного патриотизма является понятие государства, государственность, а основным принципом, поддерживающим и развивающим отечественную культуру, защищающим национальную независимость и государственную территориальную целостность, является принцип державности.

С позиций государственно-патриотического воспитания, патриотизм-это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, предполагающая на основе любви и служения Отечеству. Приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества. С позиций же индивидуального самосознания, формируемого и превалирующего в условиях рыночной экономики, патриотизм предполагает более рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов.

Российский общенародный патриотизм в большей степени связан с эмоциональным миром человека. Его духовно-нравственной основой является понятия «Отечество» (отчий дом) и «Родина» (место рождения). Они раскрывают духовную основу патриотизма, содержание патриотического опыта народа, его ценности. В своей совокупности Отечество и Родина представляют народ как семью, проживающую в многонациональном и едином политическом пространстве.

Национально-этнический (русский, татарский, башкирский и т.д.) патриотизм опирается на свою этнонациональную культуру, т.е. сохраняет духовное содержание этнических и социальных форм. Он должен пробуждать чувство любви к Родине в ее этнической форме, национальную гордость, способствовать развитию национальных чувств и национального характера, традиций, формировать чувство высокой нравственной ответственности за созидание этнокультурных форм жизнедеятельности социума.

Местный, региональный патриотизм проявляется в любви к окружающей природе, своей малой Родине, семье и близких, духовной культуре своего народа. Природные, исторические, кровные и бытовые связи должны стать предметом патриотической любви как элементы духа своих предков и своего народа.

Гражданский патриотизм, в основе которого лежат любовь к Родине в ее государственном масштабе, национальное и правовое самосознание, гражданская мораль и естественная поддержка природных инстинктов: гордость свой народ, регион, страну.

Необходимо отметить такую форму патриотизма как ложный патриотизм, который имеет питательную среду в атмосфере нетерпимости, неприязненного отношения, а зачастую и открытой агрессии по отношению к людям другой национальности, другого вероисповедания. Его параметры определяются от полного безразличия к судьбе Отечества до воинственного, немотивированного национализма.

Причинами проявления лжепатриотизма, являются:

  • - ослабление патриотического воспитания школьников в общеобразовательных учебных заведениях;
  • - конкуренция на рынке труда между иммигрантами и сезонными рабочими из ближнего и дальнего зарубежья;
  • - проблема международного терроризма, которая непосредственно коснулась России;
  • - сложившийся десятилетиями «комплекс неполноценности», питающий зависть и презрение к иностранцам;
  • - национальное мифотворчество питает чувство униженности и не способствует укреплению веры в возрождение сильной и богатой России.

Эти причины, появившиеся в период «перестройки», представляет собой суррогат идей вокруг так называемых «общечеловеческих ценностей», которые усиленно навязывались общественному сознанию. Еще одно течение лжепатриотизма связано с чрезмерной национализацией его сущности, содержания и, что особенно важно, внешнего (реального) проявления. Оно может быть названо национал-патриотизмом. Его возникновение и развитие вызвано тотальностью и агрессивностью антинационального по своей сущности космополитизма.

Его сторонники считают, что на пути к глобализации происходит неравномерное развитие стран, что ведет к усилению экстремизма. Национал-патриотизм опасен тем, что часть российской молодежи ассоциирует его с такими понятиями, как «шовинизм», «фашизм», «политический экстремизм», «антисемитизм», «черносотенство», «ксенофобия», «неприязнь к другим народам».

Уверения национал-патриотов в преданности и верности Отечеству нередко оборачиваются предательством его коренных, стратегических интересов.

Таким образом, носителями патриотического общественного сознания выступают субъекты различных уровней - социальные группы, классы, государство и общественные организации. Но, прежде всего, патриотическое сознание общества во всем своем многообразии воплощено в сознании реальных конкретных личностей. Все указанные нами субъекты не только являются носителями патриотического сознания, но и одновременно творят его как на обыденном и теоретическом, так и на уровне общественной патриотической психологии и идеологии. В этом смысле патриотическое сознание создается, реализуется всей многосторонней деятельностью субъектов данного общества людей. Патриотическое общественное сознание нельзя представлять как сумму, совокупность индивидуальных сознаний конкретных личностей и социальных групп, которое никаким своим качеством, помимо этой количественной характеристики, не обладает. Было бы неверно полагать, что патриотизм сводится к совокупности духовного сознания отдельных людей. Укажем, что патриотизм - явление духовно-практическое и не сводится лишь к патриотическому сознанию общества, которое хотя и вырабатывается, в конечном счете, личностями, но при этом сохраняет достаточную самостоятельность и независимость. Каждая из этих форм патриотического сознания - общественная и индивидуальная - предполагает другую и немыслима без нее, их взаимосвязь и взаимопроникновение означает их нераздельное единство. Все это в полной мере присуще и национальному сознанию.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса