Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Христианство. Традиции в повседневной жизни. Духовные истоки Святой Руси. Традиции православного воспитания

Учитель: Как вы понимаете эпиграф? Как его можно соотнести с темой урока?

Ученики: Молитвы, поклоны – это обряды и обычаи нашей церкви. Это священные действия православных христиан в форме прошения у Бога милости и благословения.

Учитель: Какие обряды вы знаете?

Ученики: К основным обрядовым действиям Русской Православной Церкви относят: молитвы, освящение жилища, освящение хлеба, яиц, куличей, крестные ходы и т.д.

Учитель: Обряд есть любой внешний знак благоговения, выражающие молитву, - это крестное знамение и поклоны, а также зажигание церковной свечи и лампады.

2 слайд

– Запишем в тетрадь определение обряд и формы обрядов.

Обряд – это совокупность действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления (словарь Ожегова).

Формы обрядов :

  1. Любое церковное богослужение (например, освящение воды)
  2. Таинство (таинство брака совершают в обряде венчания)
  3. Молитвы (их сопровождают крестным знамением, преклонением колен)

Крестное знамение

Слово “знамение” (сделать акцент, что ударение падает на первый слог ) означает “знак”. Таким образом, крестное знамение – это знак креста, его изображение. Христиане совершают крестное знамение, прося помощи и защиты у Бога, для свидетельства своей веры в Иисуса Христа, Его смерть на кресте, Его воскресение.

В наше время принято совершать Крестное знамение в след последовательности:

Согласно православному учению, сила крестного знамения, подобно молитве, призывает Божью и ограждает от воздействия демонических сил. Кроме того, из жизнеописаний святых известно, что порой крестного знамения было достаточно, чтобы рассеять бесовские чары и совершить чудо.

До V века крестное знамение совершалось одним пальцем, скорее всего указательным. Наложение полного крестного знамения (лоб – живот - плечи) впервые упоминается в грузинских источниках – в “Житии святой равноапостольной Нины”. Крестное знамение с помощью двоеперстия стало использоваться после V века. Такой способ был принят для того, чтобы подчеркнуть единство Божественной и человеческой природы Христа. По тому как крестится человек, можно определить какого он вероисповедания. На прошлом уроке было предложено индивидуальное задание: “Использование двоеперстия”.

Ученик рассказывает подготовленный материал.

Учитель: Когда необходимо креститься?

  1. В начале, конце и во время молитвы.
  2. При приближении к той или иной святыне.
  3. При входе в храм и выходе из него.
  4. Перед тем, как поцеловать крест или икону.

Во всех значимых случаях жизни (опасность, испытание, радость, горе, труд и т.д.)

Поклоны

Учитель: После крестного знамения православные христиане совершают поклон. Как вы думаете, что означают поклоны?

Ученики: В православии поклоны означают смирение человека, сознание своей греховности и воздание чести Величию Божию.

Учитель: Церковный устав требует, чтобы православные христиане совершали поклоны в храме неторопливо и тогда, когда это нужно. Различают два вида поклонов: поясные и земные.

Поясные поклоны совершаются:

  1. По окончанию молитв
  2. При произнесении имени Господа или Богородицы
  3. При троекратном “Аллилуйя”

Земные поклоны

Для того чтобы знать, как вести себя в храме, не надо пытаться “выучить” все положения церковной жизни: следует просто почаще ходить в храм, а собираясь в него, думать о встрече с Богом, а не о том как отнесутся к действиям “новичка”.

Обычай ставить свечу

Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику. Зажигать свечи перед священными предметами – древний обычай. Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции.

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи. С одной стороны, это была необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего проходили по ночам. Но по другой, и главной, причине освещения имело духовное значение. Светильники, свечи использовались для того, чтобы изобразить Христа – Свет Несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме.

Когда на церковь гонения прекратились, обычай возжиг7ать свечи остался. Перед иконами святых, гробами мучеников принято возжигать свечи и лампады, как перед святынями.

Русско-византийские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак даже в самый солнечный свет. Это символизировало земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха, но в котором светит свет веры.

Учитель: Куда ставят свечи?

Ученики: Свечи ставят в ячейки подсвечников, оплавляя нижний край для устойчивости.

Учитель: Сколько ставят свечей?

Ученики: Церковная свеча – видимый знак горячей любви. Если в душе человека их нет, - свеча как знак ничего не выражает. Количество не имеет значения.

Учитель: Когда ставят свечи?

Ученики: Во внебогослужебное время и до начала богослужения.

Учитель: Воск в древности был приношением верующих в храм в качестве добровольной жертвы. Чистый воск означает чистоту людей, его проносящих. Воск приносится в знак нашего раскаяния и готовность к послушанию Бога подобно мягкости и податливости воска.

8 слайд

Освящение воды

У православных христиан есть обычай употреблять освященные в церкви хлеб и воду. Почти каждый верующий хранит себя бутылочку со святой водой и просфору.

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их приемников. Когда Иисус Христос принял крещение в Иордане, стихия воды освятилась и стала источником освящения для человека. Отсюда берет свое начало христианская традиция освящать воду в церкви. Считается, что такая вода получает благодатную силу освящать, исцелять, защищать и охранять от зла.

Освященная вода может храниться много лет, оставаясь свежей. Известен случай, когда преподобный Амвросий Оптинский послал бутылочку со святой водой смертельно больному человеку и тот исцелился.

Учитель: В каких случаях используется святая вода?

Ученики: 1. В таинстве крещения для погружения в купель. 2. При освящении храмов, жилых домов, построек. 3. Для окропления верующих на молебнах и во время крестных ходов. 4. Для раздачи верующим.

Учитель: Следует помнить, что, по учению Церкви, чудесные свойства воды открываются лишь искренне верующим.

9 слайд

Освящение хлеба

К хлебу было всегда особое отношение. Именно хлеб использовал Иисус Христос, говоря: “Ешьте, это тело Мое”, когда впервые совершил главное для христиан таинство – причащение.

Учитель: Как называют хлеб для причащения?

Ученики: Просфора.

Учитель: (ударение падает на последний слог) – так называют хлеб, который приносили для литургии. Он состоял из двух частей, что символизировало хлеб земной и хлеб небесный. Каждая часть просфоры изготавливается одна от другой, и только потом они соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IC и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НИКА (Победа).

Нижняя часть просфоры соответствует земному составу человека, верхняя часть с печатью – духовному началу в человеке.

Просфора делается круглой в знак вечности Христа, в знак того, что человек сотворен для вечной жизни. Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку о здравии или об упокоении. Просфора является святыней и вкушается вместе со святой водой натощак.

Предлагаем вспомнить обряд освящения куличей и яиц. Ребята делятся своими впечатлениями.

Хочется напомнить, что освященные яйца нельзя выбрасывать, их нужно или съедать, или подобно испортившейся просфоре, относить в церковь или сжигать.

Итак, сегодня мы познакомились с основными обычаями и обрядами Православной Церкви: крестное знамение, поклоны, обычай ставить свечу, освящение воды и хлеба.

08.07.2015

В древней Руси жизнь наших предков была тесно связана с церковью. Как перед едой, так и во время её готовки, православные обязательно молились, при этом находились в мирном состоянии души. Молиться Богу – значит просить его о прощении наших грехов, о том, в чём мы нуждаемся. Бог – наш Отец, который заботится обо всех нас, даёт нам все блага в жизни. Мы им живём, именно поэтому должны молиться. Многие люди сегодня заняты своими делами, но нужно обязательно находить время для того, чтобы вспомнить о Боге. В течение всего дня нужно стараться вспоминать о Боге. Как только вы просыпаетесь, нужно прочитать молитву, так же и перед сном. Так же во время молитвы нужно обязательно креститься, особенно произнося «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Православные традиции важны для каждого человека, именно они обуславливают правильное духовное развитие.

Брачный союз в православии

Православная семья – живая часть православия, представлена союзом мужчины и женщины. Важнейшей целью православной семьи является – сохранение брачного союза, который заключается во избежание похоти и недоверии. Православный брак построен на любви друг к другу, на полном доверии друг другу, которое закреплено и подтверждено благословением Божьим на брак.

Семейные традиции в православии

В православной семье, как правило, много детей, при этом каждый из них одинаково любим. В такой семье царит доверие, взаимопонимание и любовь друг к другу. Совместные молитвы сближают родных, дают привыкнуть детям к тому, что нельзя жить, не говоря с Богом, при этом делают их более духовно развитыми. Старшие дети помогают родителям с воспитанием младших. Маленькие дети растут с чувством Веры, которую им прививают родители. Прививать ребенку веру в Бога легче с младенчества, нежили с осознанного возраста. Соблюдая запреты родителей, их указания, ребенок осознаёт, что они направлены на то, чтобы жить правильно, но не для того, чтоб сломать его характер или унизить. В такой семье дети не чувствуют гнева родителей, так как их наказывают или ругают с любовью, очень важно для правильного развития ребенка. Наблюдая за тем, как родители по православному любят ребенка, он перенимает опыт, благодаря которому всё более стремится к Богу. Сохраняя православные традиции, мы становимся частью Церкви. В любой обстановке – в застолье, в быту на различных праздниках, поведение православного должно нести религиозный характер. Очень сложно себе представить православную семью, в которой бы не передавались традиции от прадеда. Передача духовных и религиозных ценностей – на сегодняшний день самая главная задача православной семьи.


Венчанием является церковное таинство, при котором супруги обязуются перед Богом хранить верность друг другу, уважать и почитать друг друга. Бог же дает свое благословление. Готовиться к таинству венчания нужно...



С приближением поста, многие православные задумываются о том, как приобщить ребенка к посту. Не будет ли это ему вредно, какие нюансы необходимо знать и как быть с питанием в школе. Стоит понимать, что пост для...



В середине декабря, ежегодно отмечается праздник покровителя путешественников и детей Николая Чудотворца. До сих пор христиане по всему миру считают, что в этот день могут происходить чудеса. До сих пор сохраняется...

Троица - один из самых значительных и почитаемых всеми христианами праздников. Выпадает он традиционно на лето, на июнь месяц. Отмечается в воскресенье, на пятидесятый день от Пасхи. Потому другое название праздника - Святая Пятидесятница. Сопровождается он различными, очень интересными обрядами и традициями.

История праздника

Троицы имеет ещё несколько названий. Во-первых, это день рождения Церкви Христовой. В сказано, что создана она не человеческим умом, а благодатью самого Господа. И так как Божественная сущность представлена в трёх видах - Отец, Сын и Дух - то и праздник этот - Троица. Пятидесятница славится ещё и тем, что в этот день на апостолов, учеников Христа, снизошёл Святой Дух, и людям открылись вся святость и грандиозность божественных замыслов. И, наконец, третье название: в народе издавна день считался Зелёным святом. Кстати, еще есть и четвёртое: девичьи святки.

Традиции и обычаи

Многие на Руси (имеется в виду Русь историческая, древнеславянская) отмечались и отмечаются ныне в те дни, на которые приходятся и старинные языческие. Таким образом, происходило наложение двух эгрегоров: молодого, связанного с новой религией, и древнего, уже "намоленного". Особенно важно это было в первые века христианства. Да и сейчас ещё не потеряло своей актуальности. Отголоски языческих обрядов явственно видны во многих традициях. Например, в день Святой Троицы принято дома и церкви украшать и трав, ветками берёзы, сирени. Девушки плели венки для себя и своих суженых, устраивали игрища. Семейные собирались в луга и леса на трапезы. Одним из обязательных блюд была яичница.

Старинные обряды

День Святой Троицы всегда отмечался на природе. Главным праздничным деревом считалась берёза. Венки из берёзовых веток девушки бросали в реку, надеясь по ним узнать свою дальнейшую судьбу. С раннего утра по деревням шёл сладкий дух свежих калачей, на которые приглашались друзья и соседи. Затем начиналось самое главное веселье. Под берёзами стелились скатерти, на них ставилось угощение и те самые утренние караваи, которые тоже украшались полевыми цветами. Девушки пели, хороводничали, показывали новые наряды, заигрывали с парнями, а те высматривали себе, кого бы присватать. Стоит отметить, что хлебушек, венки и скатерочки, которыми пользовались в этот праздник - день Святой Троицы - имели особое значение и играли в девичьей жизни особую роль. Каравай высушивали, а когда девушка выходила замуж, его крошки засыпались в свадебный хлеб, что должно было обеспечить молодым дружную, счастливую жизнь в достатке и радости. Троицына скатерть стелилась по обряду на стол, когда родители будущего жениха приходили в дом невесты на смотрины. Магическая энергетика Троицына дня должна была окутать девушку невидимым флёром и представить её в самом выгодном свете. А венки они дарили своим возлюбленным в знак верности, подтверждая святость данных обетов. Травы, собранные на Зелёное свято, сушили и ими потчевали больных. Считалось, что имеют они особую великую целебную силу.

Девичьи гаданья

День Святой Троицы 2013 года выпал на 23 июня. Конечно, сейчас на дворе 21 век, век нанотехнологий и общей компьютеризации. А ещё два столетия назад, заслышав кукушку, девчата спрашивали её, сколько им ещё порог батюшкиного дома топтать. И с замиранием сердца считали, ведь каждое «ку-ку» означало год незамужней жизни. И венки бросая в речку, примечали: плывёт он мерно, спокойно - жизнь тоже такой будет, без потрясений и проблем. Кидает его волна из стороны в сторону, крутят водовороты - не сулит будущее ничего доброго. А уж если потонет веночек - жди беды, не доживёт девушка до следующего Троицына дня.

Много таинственного, необычного, интересного происходило в этот день. По погоде примечали, какими будут лето и осень. Задабривали и поминали духов умерших родственников. Ходили в храмы, отстаивали службы. Особая светлая энергетика праздника ощущается и по сей день.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Смоленский индустриальный техникум

Христианство. Традиции в повседневной жизни

Выполнил:

Бавтриков М.А.

Основная идея христианской религии - спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, смерть, все зло в мире. Христианство утверждает, что спасение открыто Иисусом Христом, который, будучи Сыном Божиим, воплотился и стал Человеком, через добровольные страдания на Кресте умертвив греховность природы человека и воскресив ее для вечной жизни. Спасение - в вере в него. Это общее христианское положение различно интерпретируется в разных христианских исповеданиях: православии, католичестве, протестантизме.

Православные церкви сохраняют ранние христианские традиции полицентризма, т.е. принадлежат к нескольким церквям. В настоящее время насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Американская и другие.

Основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры. Это 12 параграфов, содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви.

Православные верят в единого Бога, сотворившего весь мир, в том числе и человека. Бог триедин: Бога Отец, Бога Сын и Бог Дух Святой;

в первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева;

во второе пришествие Иисуса Христа - Сына Бога, добровольно принёсшего себя в жертву за грехи человечества, и он придет во второй раз в силе и славе, чтобы судить живых и мертвых и установить свое вечное царство на земле, как и на небе.

Православные верят в бессмертие души. Они считают, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад, где пребывают души умерших до страшного суда.

В православии с вероучением тесно связана система культовых действий. Основы составляют семь главных обрядов - таинств: крещение, причащение, покаяния, миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

1. Таинство крещения совершается над всеми, кто становится христианином. Крестящегося три раза погружают в освященную воду. (В исключительных случаях допускается крещение не при помощи погружения, а в виде обливания водой.) В православной церкви таинство крещения традиционно проводится над младенцами, но не запрещается крещение и взрослых людей. православие христианский обряд

2. Таинство миропомазания совершается после крещения. Ароматическим маслом (миром) крестившемуся смазывают лоб, глаза, уши и другие части тела.

3. Таинство покаяния совершается в форме исповеди - подробного рассказа о совершенных грехах.

4. Таинство причащения является центральным событием в ходе литургии, во время которого верующие вкушают тело и кровь Иисуса Христа (под видом хлеба и вина).

5. Таинство брака было установлено для освящения семейной жизни и благословения супружеского союза Церковью. Оно совершается во время обряда венчания.

6. Таинство елеосвящения производится над больными для того, чтобы на них снизошла исцеляющая благодать. При елеосвящении (соборовании) читаются молитвы и освященным маслом (елеем) смазывают лоб, щеки, губы, руки и грудь больного.

7. Таинство священства связано с возведением верующего в сан священнослужителя. Помимо совершения таинств, православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым, а также соблюдение всех постов и праздников.

Православные праздники, которые отмечают в России в наше время:

Рождество Христово

День Святой Троицы

Крещение Господне

Благовещение Пресвятой Богородицы

Успение Богородицы

Пасха (Воскресение Христово) - главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа. Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Обычно праздник приходится на время с 22 марта/4 апреля по 25 апреля/8 мая.

В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени. Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех

Рождество Христово.

Рождеством Христомво - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти (воплощения) Иисуса Христа.

Большинство Церквей празднует Рождество Христово 25 декабря. Римско-католическая Церковь и большинство протестантских церквей -- отмечают Рождество по григорианскому календарю. В Армянской Церкви Рождество, как в древней Церкви, празднуется в один день с Крещением Господним -- 6 января. C 1991 года в России, на Украине и в Белоруссии 7 января -- официальный государственный праздник.

В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.

День Святой Троицы.

В основе православного праздника Троицы лежит библейское повествование о сошествии Святого Духа на апостолов. Она рассказывает о событии, происшедшем в Иерусалиме через десять дней после Вознесения Иисуса Христа на небо. С того дня, когда Дух Божий в виде огненных языков почил на апостолах, Он неизменно пребывает в Церкви, поэтому Пятидесятница есть день рождения Церкви. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали День Пятидесятницы и заповедовали воспоминать его всем христианам.

После Божественной литургии в праздник Троицы в храмах совершается особая вечерня с чтением коленопреклоненных молитв: священник читает молитвы, стоя на коленях в Царских вратах, лицом к верующим, прихожане при этом также встают на колени, впервые после Пасхи. В этот день храмы украшают зеленью, обычно березовыми ветвями, и цветами, которые приносят верующие как символ жизни и обновления.

Крещение Господне.

Крещение Господне -- христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Также праздник установлен в память о представлении Иисуса Христа народу как Сына Божьего.

В Православии древний праздник Богоявления постепенно стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем в православии Богоявление и Крещение это разные названия одного праздника.

В день Крещения после литургии к проруби отправлялся крестный ход в сопровождении всех деревенских жителей. Священник проводил молебен, в конце которого три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все присутствующие набирали из проруби воды, которая считалась святой, обливали ею друг друга, а некоторые парни и мужчины, чтобы очиститься от святочных грехов, купались в ледяной воде. В ряде деревень перед молебном, когда снималась с проруби крышка, присутствующие выдергивали из нее колышки, чтобы обрести счастье на целый год.

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Благовещение - праздник православного календаря, установленный 25 марта/7 апреля. «Благовещение - самый большой праздник у Бога, даже грешников В аду не мучат», - говорили крестьяне. Величие праздника подчеркивалось и рассказами о том, что в утро Благовещения солнце играет на небе, т. е. переливается разными цветами. В этот день большим грехом считалось делать любую, даже самую простую работу. Приговаривали, что Я Благовещение даже «девица косы не плетет, а птица гнезда не вьет». Людей, которые нарушают запрет, по поверью, ждет Божье наказание. Замужние женщины в этот день рассказывали младшим сестрам и дочерям историю о наказании непослушной девицы, севшей прясть в Благовещение: Бог превратил ее в кукушку и даже запретил иметь свое гнездо.

Благовещение, приходившееся на день весеннего равноденствия, воспринималось народным сознанием как установление весенне-летнего периода: «На Благовещение весна зиму поборола». Считалось, что в этот день Бог благословляет землю «на сеянье», а природа пробуждается от зимнего сна: «открывается» земля. С этими представлениями было связано множество языческих обычаев и обрядов.

В этот день «гукали весну», т. е. торопили ее приход, «угощали» пирогами, которые оставляли на ночь на возвышенном месте, разжигали за околицей деревни костры, чтобы «погреть землю». Существовало множество обрядов охранительного и очистительного характера: в горящий костер выбрасывали старую солому из постелей, старые лапти, рваную одежду, окуривали одежду дымом, снимая сглаз, прыгали через костер, надеясь избавиться от порчи и приобрести здоровье. В этот день гоняли голубей и выпускали из клеток на волю птиц, «чтобы они пели во славу Божью».

Успение Богородицы.

Успемние Пресвятомй Богоромдицы -- праздник православной и католической церкви. Празднуется 15 августа (28 августа нов.ст.). Посвящён Успению -- праведной кончине Божией Матери. Согласно преданию, в этот день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить погребение Её пречистого тела.

В православии праздник Успения имеет один день предпразднства и 9 дней попразднества. Празднику предшествует двухнедельный (Успенский) пост с 1 по 14 августа. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно - в Иерусалиме, в Гефсимании).

Заключение

Я считаю, что даже в наше современное время вера и традиции занимают важное место в жизни каждого отдельного человека, семьи. Вера способна сделать наше общество добрее, терпимее друг к другу, что очень важно в это время, когда кругом столько равнодушия и озлобленности в человеческих сердцах. В наш скоростной век люди забыли о любви милосердии и о вере. Вера в Чудо, как в Рождественскую ночь, очищение и обновление сердца, как в праздник Пасхи способны сделать жизнь каждого человека полной, радостной и не равнодушной к окружающим!

Список литературы

1. Сочинения» А. С. Хомякова (т. II, «Сочинения Богословские», М., 1876);

2. «Историч. и критические опыты» проф. Н. И. Барсова (СПб., 1879; ст. «Новый метод»);

3. статьи Овербека о значении православия по отношению к зап. вероисповеданиям («Христианское Чтение», 1868, II, 1882, 1883, 1 -- 4 и др.) и «Православное Обозрение», (1869, 1, 1870, 1 -- 8);

4. Геттэ, «Основные начала православия» («Вера и Разум», 1884, 1, 1886, 1);

5. архим. Федор, «О православии в отношении к современности» (СПб., 1861);

6. прот. П. А. Смирнов, «О православии вообще и в частности по отношению к славянским народам» (СПб., 1893);

7. «Собрание духовно-литературных трудов» прот. И. Яхонтова (т. II, СПб., 1890, статья «О православии российской церкви»);

8. Н. И. Барсов, «Вопрос о религиозности русского народа» (СПб., 1881).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Догматическая деятельность восточной Церкви в эпоху Вселенских Соборов. Сущность, история и порядок осуществления семи таинств, установленных для блага и спасения верующих: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2011

    Крещение. Вода - символ очищения, символ жизни, но одновременно и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды - священный акт приобщения к чередованию жизни и смерти. Миропомазание. Евхаристия. Покаяние. Брак. Священство. Елеосвящение.

    реферат , добавлен 17.11.2004

    Таинство как священнодействие, в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Божия. Описание основных таинств, признаваемых католической церковью: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, елеосвящение, священство и брак.

    презентация , добавлен 28.01.2014

    Роль религии в жизни человека. Вера в Бога, Иисуса Христа. Приход христианства на Русь. Историческое содержание Библии. Святыни России: Соловки, Новый Иерусалим, село Годеново, монастыри Валам и Псково-Печерский. Архитектура Троице-Сергиевой Лавры.

    презентация , добавлен 17.03.2014

    Таинства христианства. Христианские обряды. Крещение. Венчание. Соборование. Елеосвящение. Погребение усопших. Суточный круг церковного богослужения. Христианство имеет длительную историю. Принципы народного самосознания, принявшие христианскую форму.

    реферат , добавлен 29.04.2007

    Авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Численность приверженцев вероучения в разных странах мира. Христианские конфессии и учения. Храмы Иисуса Христа. Палестина - родина христианства.

    презентация , добавлен 06.09.2011

    Христианство как авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанная в Новом Завете. История и основные этапы зарождения и развития данной религии, причины ее распространенности и популярности на современном этапе.

    презентация , добавлен 20.12.2010

    Новый и Ветхий Завет о возрождении. Его результаты (оправдание, усыновление, уверенность в спасении, ненависть к греху, любовь к Богу). Участие человека и Бога в возрождении. Обращение и покаяние. Вера в Иисуса Христа как Спасителя. Крещение Духом Святым.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2013

    Источники информации о жизни Иисуса и его учении. Жизнеописание Иисуса Христа, его родословие, дата рождения, сретение. Принятие им крещения от Иоанна Крестителя на реке Иордан. Выступление с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего.

    доклад , добавлен 11.04.2015

    Понятие смерти и бессмертия. Взгляды древнегреческих философов на проблему бессмертия души. Смерть и бессмертие в христианстве, исламе и буддизме. Представления о жизни души после смерти в иудейской культуре. Бессмертие в культуре египтян и тибетцев.

Обычаи и обряды православия

«Обряд (взятый сам по себе), – говорит священник Павел Флоренский, – есть осуществленная ориентированность на Бога, во плоти пришедшего, всей нашей земли».

Говоря о церковных православных обрядах, следует отметить их принципиальное отличие от типично языческих обрядов, которые также имеют место в жизни русских людей. Например, святочные гадания отнюдь не приветствуются православной церковью, хотя их можно полноправно назвать обрядовым действом. Таинства, согласно Священному Писанию, – это глубокая, сокровенная мысль или действие, в силу которого верующим сообщается невидимая благодать Божия. Обряды же представляют собой своеобразную лестницу, по которой человеческое разумение восходит от земного к небесному и нисходит от небесного к земному, т. е. обряд, являясь частью земной действительности, возводит дух к созерцанию Таинства, направляет сознание к подвигу веры.

В православии известны такие обряды, как великое освящение воды в канун и праздник Крещения Господня – Богоявления, малое освящение воды, иноческий постриг, освящение храма и его принадлежностей, освящение дома, вещей, пищи. Эти обряды – явления тайны спасения, где Божие и человеческое соединяются воедино. Помимо этого, обряды введены в храмовую и личную жизнь христианина для того, чтобы через них благословение Божие нисходило на жизнь и деятельность человека, укрепляло его духовные и моральные силы.

Условно христианские обряды можно разделить на три вида: во-первых, обряды богослужения, являющиеся частью литургической жизни церкви. Сюда относятся помазания верующих освященным елеем на утрени, великое освящение воды, освящение артоса в первый день Пасхи, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и др.

Во-вторых, в православии есть обряды, которые можно условно назвать житейскими, т. е. освящающими житейские нужды людей: поминовение усопших, освящение жилища, продуктов (семян, овощей), благих начинаний (поста, учения, путешествия, строительства дома).

И, в-третьих, символические обряды, служащие для выражения религиозных идей и воспринимающиеся православным сознанием как путь к Богообщению. Уместно привести в пример крестное знамение: оно совершается в воспоминание страданий Христа на кресте и одновременно служит реальным способом ограждения человека от влияния злых демонических сил.

В этой главе будут рассмотрены самые известные церковные обряды и обычаи. И одним из самых главных является, конечно, крещение. В настоящее время даже не являющиеся истинными христианами люди стремятся крестить родившегося ребенка, на подсознательном уровне понимая всю важность и необходимость этого действа. Таинство крещения символизирует духовное рождение человека. Принимающему крещение через это действо подается особая Божья благодать. С момента крещения жизнь нового члена становится церковноличной, т. е. взаимосвязана с жизнью церкви. Если обратиться к истории православия, нельзя не заметить, что обряд крещения совершается не только над новорожденными. Раньше крещение человек принимал осознанно, по своей собственной воле. Крестились в Древней Руси, переходя от язычества к православию, крестились апостольские мужи.

Как проходит обряд крещения? Крещение осуществляется в следующей последовательности: сначала происходит оглашение (наставление в истинах веры), следом – покаяние с отречением от прежних заблуждений и грехов. Затем крестившийся должен произнести устное исповедание веры во Христа, а последним происходит само духовное рождение при погружении в воду с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Другой необходимый церковный обряд – наречение имени. Прежде, во время зарождения христианства, было принято сохранять и языческие имена (например, под языческими именами были известны Владимир, в святом крещении Василий, Борис – Роман, Глеб – Давид и др.).

В XVI в. количество молитв возросло, и, когда нужно было дать имя младенцу, иерей вставал в дверях дома или храма и говорил молитву прежде всего «храму, в нем же младенец родися», а затем «молитву жене, егда родит». После этого священник кадил дом и, освящая ребенка крестным знамением, читал молитвы «имя нарещи младенцу», «жене по рождении и всем женам прилучившимся» и «бабе», принимавшей роды.

Обычно имя новорожденному давали родители в честь одного из святых, почитаемых в русской церкви. Наши предки давали имена своим детям также по имени святого, память которого приходилась на день рождения или на день их крестин. Иногда имя ребенку избирали в честь святого, особо почитаемого всей семьей. Имя нарекалось либо отцом семейства, либо священником.

Крестившийся должен также погрузиться в освященную воду. Этот обычай существует еще со II–III вв. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, писал, что «вода должна быть прежде освящена священником, чтобы при Крещении она могла омыть грехи человека крещаемого».

Обряд освящения воды для Таинства крещения из греческой церкви перешел в русскую. В исторических источниках говорится, что «вода Крещения осенялась крестным знамением». Помимо этого, произносилась мирная ектения и читалась молитва на освящение воды.

Позже добавился обычай перед началом крещения кадить воду и трижды благословлять ее свечой. При троекратном произнесении слов «Велий еси, Господи…» священник трижды благословлял воду. При словах «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы» он согласно позднейшей греческой практике только дул на воду и благословлял ее, но перстов в нее не погружал.

Само крещение всегда совершалось через троекратное погружение в воду во имя Святой Троицы. Со времен Древней Руси на новокрещенного надевалась белая одежда и возлагался крест, предварительно освященный. У нас крещение совершалось через троекратное погружение принимающего крещение в освященные воды купели. После крещения следовало облачение новокрещенного в белые одежды без произнесения и пения слов «Ризу мне подаждь…». За облачением следовала ектения, в которой были особые прошения о новокрещенном.

Священник, крестящий младенца, должен был взять ребенка в руки и произнести слова «Благословен Бог просвещаяй и освящаяй всякого человека…» и троекратно погрузить его в купель. При первом погружении священник говорил: «Крещается раб Божий, имярек, во имя Отца – аминь», при втором: «И Сына – аминь», и при третьем: «И Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Нельзя не сказать о таком обычае в православной религии, как освящение елея. Согласно Священному Писанию, Ной получил «знамение примирения» в виде масличной ветви, принесенной голубицей по прекращении потопа. Постигая «благодати Таинство», священник просит Бога: «Сам благослови и сей елей, силою и действием, и наитием Святого Твоего Духа: якоже быти тому помазанию нетления, оружию правды, обновлению души и тела…» Также освященным елеем помазуется вода в купели крещения. В этом случае елей, соединяясь с водой, уподобляется масличной ветви, полученной Ноем как радостное знамение примирения Бога с миром. Помазуясь им, принимающий крещение утешается и укрепляется упованием на милосердие Божие и надеется, что погружение в водную стихию послужит его духовному возрождению.

Одно из значений слова «елей» подчеркивает назначение его в Таинстве – быть знаком укрепляющего действия благодати Божией на душу принимающего крещение. Характерно, что помазуемые части тела – чело, грудь, междорамие (между плеч), уши, руки и ноги – говорят, что преимущественное назначение елея освящать мысли, желания и действия человека, вступающего в духовный завет с Богом.

После помазания «елеем радования» принимающему крещение предстоит вступить в «завет с Богом» через «три погружения единого тайнодействия». Погружение в воду означает приобщение его к смерти Христа Спасителя, распятого на Кресте. Крест – знамение искупления и освящения. Им освящается все в христианстве, крестным знамением завершается каждая молитва.

Затем иерей облачает новокрещенного в белые одежды. Грех некогда открыл Адаму и Еве их наготу и заставил прикрыть ее одеждой. До этого они были облачены в Божественную славу и свет, в невыразимую красоту, составляющую подлинную природу человека. Облачение человека в крещальную ризу означает возвращение его к целости и невинности, которыми он владел в раю, к единению с миром и природой. В удостоверение этого поют тропарь «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш».

Вышедшему из купели и облаченному в белые одежды вручается свеча, символизирующая свет веры и славы будущей жизни.

Таинство миропомазания завершает благодатный процесс вступления нового члена в Церковь. Участие в этом обряде сподобляет нового члена Церкви быть причастником Тела и Крови Христовых. Слово «миро» в греческом языке означает «благовонный елей». Миро употреблялось для освящения еще во времена Ветхого Завета. Приготовление мира Священное Писание именует святым делом, а само миро – «святыней великой».

Таинство миропомазания состоит из двух раздельно совершаемых священнодействий: приготовления и освящения мира и собственно помазания освященным миром новокрещенного, которое совершается священником непосредственно после таинства крещения. Между этими действами существует внутренняя органическая связь, несмотря на то что они совершаются в разное время.

В русской церкви помазывают чело, ноздри, уста, уши, сердце и ладонь одной руки. Также к особенностям миропомазания относятся облачение в белые одежды, возложение червленого венца и вручение свечи. Под венцом подразумевается либо повязка, покрывающая лоб миропомазанного, либо куколь – «одеяние главе», на котором вышивалось три крестика. При помазании миром положено произносить слова: «Печать дара Духа Святаго». Младенца после миропомазания одевают в новые одежды со словами «Одевается раб Божий…».

Следующий обряд, о котором будет рассказано, менее известен, нежели предыдущие. Троекратное хождение принимающих крещение вокруг купели появилось после отделения Таинства крещения и миропомазания от литургии. После миропомазания священник входил с новокрещенным в алтарь и мальчика прикладывал к четырем сторонам престола, а девочку – к трем, исключая переднюю. Выходя из алтаря, священник пел: «Блажени, имже отпущены суть беззакония…» После этого следовала литургия, и новокрещенный причащался святых Христовых таин.

После миропомазания священник и восприемник с младенцем трижды обходили вокруг купели, после чего священник брал дитя и нес мальчика в алтарь, а девочку – до Царских врат, не внося ее в алтарь.

Согласно обычаям древней церкви спустя 7 дней после совершения Таинства миропомазания новокрещенные приходили в храм, чтобы быть омытыми руками священников.

Новокрещенный был обязан хранить на себе печать помазания святым миром. Поэтому новокрещенные не снимали одежд, одетых при крещении, и не омывались до восьмого дня. В XVI в. новопросвещенный присутствовал на литургии. Во время великого входа он с зажженной свечой в руках шел впереди священника, несущего приготовленные для освящения дары. По окончании литургии в сопровождении родных и знакомых, которые имели зажженные свечи, он удалялся домой. В течение 7 дней он обязан был присутствовать на богослужениях утрени, вечерни и литургии, стоя с горящей свечой. Далее священник читал молитвы и тропари.

Также хотелось бы вспомнить о таком православном обряде, который соблюдают почти все люди. Речь пойдет, конечно, о Таинстве брака. Сейчас многие молодожены венчаются в церкви, по православному обряду, соблюдая традиции и обычаи, установленные еще в древности. Даже те, кто в Бога не верит (мы не говорим о проповедующих атеизм), так или иначе стремятся заключить брачный союз в православном храме, призывая Бога освятить брак и сделать его счастливым и удачным. Что же такое брак с христианской точки зрения?

Христианское учение признает брак союзом, в котором мужчина и женщина принимают на себя обязанность неразрывно жить вместе всю жизнь как муж и жена, помогая друг другу в житейских нуждах. Крепкая взаимосвязь, основанная на любви, доверии и уважении, создает благополучные условия для рождения и воспитания детей, т. е. продолжения рода человеческого.

Обратимся к Библии, чтобы узнать, как же возник брачный союз между мужчиной и женщиной. Книга Бытия знакомит нас с историей первого брака, совершенного в раю Господом Богом.

Сотворив первого человека – Адама, Господь создал из ребра его женщину – Еву, так как одиночество могло тяготить Адама, лишать его самых близких и понятных средств для всестороннего развития его личности в любви и послушании Богу. Таким образом, был заключен самый первый брачный союз в раю.

История ветхозаветного человечества показывает, что верующие ценили благословение Божье на брак, которое воспринимали сначала от родителей, а затем и от священника. На протяжении многих веков формировались сложные брачные обряды, которыми сопровождалось вступление в брак. Это и добровольное согласие жениха и невесты, и родительское благословение на брак, подарки невесте и ее родителям со стороны жениха, составление брачного договора при свидетелях, брачный обед с соблюдением предписанного этикета. Интересен обычай заключения брака в русской церкви. Как и в Византии, на Руси заключение браков начиналось обращением жениха и невесты к архиерею с прошением благословить их брак. Позже заключение браков сопровождалось «зарядом» – договором, предусматривающим выплату денежной компенсации в случае расторжения брака. В эпоху Святейшего синода в России венчать брак мог только приходской священник жениха или невесты. Желающему вступить в брак необходимо было объявить об этом своему приходскому священнику, священник же объявлял о предполагаемом браке в храме. Если отсутствовали сведения о препятствии для вступления в брак, то священник вносил в обыскную книгу об этом запись, т. е. обыск. Он скреплялся подписью жениха и невесты, их поручителей и священником. Это действо совершалось при личном присутствии жениха и невесты, а также их свидетелей, которые подтверждали акт бракосочетания своими подписями в метрической книге. Такой порядок был установлен в русской церкви с 1802 г.

Почему же так важно совершать обряд венчания именно в церкви? Согласно Библии, церковь – это Тело Христово, в нем Христос – Глава, а все, кто рожден от воды и Духа, – члены его Тела. Поэтому заключение брачного союза совершается только в церкви с благословения епископа или священника. В христианском браке муж берет на себя крест семейной жизни, а жена должна быть ему помощницей и другом. Святость христианского брака делает его непохожим на любой другой брак, заключенный вне церкви, так как на основе его из семьи создается «домашняя церковь». Семейная жизнь будет гармонична тогда, когда оба супруга питают любовь к Богу и друг к другу. Это – залог прочной и крепкой семьи, способной оставить после себя достойное поколение.

Начальным этапом брачного обряда является обручение, которому предшествует благословение родителей и духовного отца. Знаком утверждения этого союза в мире, любви и согласия является вручение жениху и невесте колец с молитвой священника о Небесном благословении их обручения. В древности обручение жениха и невесты совершалось их родителями и родственниками. Благочестивый обычай заручиться еще и благословением епископа возник по той причине, что православные христиане имеют, помимо своих родителей, духовного отца в лице епископа. Заручившись благословением родителей и духовника-священника, нареченные жених и невеста, посоветовавшись со старшими, назначают день свадьбы. Сначала брак должен быть зарегистрирован в гражданской инстанции – загсе, после чего совершается Святое Таинство, в котором новобрачным преподается Божественная благодать, освящающая их союз и сообщающая им благословение Божие на совместную жизнь, рождение и воспитание детей.

Обычай предписывает в самый день или накануне гражданской регистрации служить молебен Господу Иисусу Христу о начале благого дела. В день браковенчания родители после произнесения молитв должны совершить благословение своих детей. Сына благословляют иконой Спасителя, дочь – иконой Божьей Матери.

В день обручения молодые люди, любящие друг друга, должны получить Божье благословение, и для этого по обычаю прибывают в храм. Первым в церкви появляется жених, сопровождаемый шаферами и кем-то из детей, несущих впереди жениха икону Христа Спасителя. В храме жениха встречают одним из церковных песнопений, приличествующих случаю. Помолившись Богу, жених отходит с середины храма на правую сторону и ожидает приезда невесты. Невеста прибывает в храм чуть позже и совершает поклонение Богу и выслушивает церковное песнопение. Затем она отходит на левую сторону храма.

До начала обручения кольца новобрачных полагаются священником на святом престоле, чтобы их освятил Господь, так как ему новобрачные с этого момента вручаю свою жизнь.

Обручение начинается изнесением из алтаря на середину храма святых Креста и Евангелия, которые полагаются иереем на аналое. В притворе священник подводит жениха к невесте и, соединив руку жениха с рукой невесты, поставляет их на середине притвора, где и будет происходить чин обручения. Таким образом, жених и невеста встречаются в храме, где их окружают родные, друзья и прихожане. Церковь становится свидетельницей обетов жениха и невесты, которые они дают друг другу пред Богом, а благословение священника это их слово утверждает святым соединением, после чего иерей дает жениху и невесте возжженные свечи. Горящие свечи являются символом в христианстве: они изображают духовное торжество, славу целомудренного действа и свет Божественной благодати. Пламя свечей озаряет начало новой жизни, в которую вступают молодые, свидетельствуя о радости встречи этих людей и об общей радости присутствующих. Собственно чин обручения начинается с прославления Отца Небесного.

Наверно, мало кто знает, откуда пошел обычай обручения кольцами. В православном христианстве этому обряду предписан глубокий смысл. Вручением колец, принесенных от святого престола, священник выражает жениху и невесте веру церкви в непрерывность их союза, даруемого им Божьей волей. Кроме того, обмен кольцами свидетельствует, что на взаимное согласие обручающихся есть и согласие родителей.

Почему кольцо невесты вначале находится у жениха, а кольцо жениха – у невесты? В этом усматривается древняя практика, когда обручение было отделено от венчания на продолжительный срок и обрученные хранили у себя обручальные кольца как знак своей любви и верности, а в момент венчания возвращали друг другу сохраненный знак своей любви, что символизировало готовность вступить друг с другом в согласие во всех своих делах, полагая начало обмену мыслями и чувствами, заботами и трудами.

Заканчивается обручение сугубой ектенией, молитва которой подчеркивает церковное признание намерений и чувств жениха и невесты, скрепляет данное ими друг другу слово. Духовная семья теперь связана со Святейшим Патриархом, священноначалием церкви, друг с другом и со всеми братьями во Христе.

Обручением завершается подготовительный этап к нераздельному жительству мужа и жены. Затем следует обряд венчания, который проводится также согласно христианским обычаям.

Молодые жених и невеста входят в храм с зажженными свечами, и священник поставляет молодых пред аналоем с Крестом и Евангелием на разостланный на полу кусок белой материи, являющейся символом единства и нераздельного жительства в супружестве.

По окончании пения псалма иерей говорит жениху и невесте поучение, в котором обращает их внимание на великую тайну брачного союза, на смысл священнодействий Таинства. Этим самым он настраивает их сердца к восприятию жизни Царства Божия.

По окончании слова иерей вопрошает сначала жениха, а потом невесту о согласии вступить в брак. Муж прежде всего должен понимать свою ответственность за создание семьи, так как он есть глава семьи, а жена – его помощница. Поэтому и невеста, и жених должны понимать всю важность принимаемого решения, чтобы осознанно отвечать на вопрос иерея. Вопросы, задаваемые священником, важны еще и потому, что Церковь стала свидетелем добровольности вступления в совместное жительство супругов.

Таинственное священнодействие венчания начинается прославлением Царства Святой Троицы. Собравшиеся в храме христиане испрашивают у Бога, прославляемого в Святой Троице, спасения для новобрачных, благословения брачного союза, сохранения их телесной и духовной чистоты и священного покрова в совместной жизни.

По окончании мирной ектении священник произносит три молитвы, в которых просит Бога благословить настоящий брак, сохранить сочетавшихся браком, как некогда сохранил Ноя в ковчеге, Иону – во чреве кита, и даровать им радость, какую испытала блаженная Елена, обретя Честный Крест Господень. Иерей молит Бога даровать вступающим в брак мирную жизнь, долгоденствие, взаимную любовь и доброчадие.

Завершив чтение молитв, священник приступает к главному моменту Таинства, благословляя брачный союз во имя Триединого Бога. Взяв венец, иерей благословляет им жениха и говорит: «Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». Потом таким же образом священник венчает голову невесты, говоря: «Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)…»

Следом за этим на жениха и невесту возлагают венцы. Они символизируют славу союза Христа с церковью. Этим обрядом церковь воздает жениху и невесте честь за целомудрие и сохраненное девство и делает очевидным благословение Божие – быть супружеской чете родоначальниками потомства. Возложение венцов и слова священника «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)» запечатлевают Таинство брака. Церковь провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи – малой, домашней церкви, указывая путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза.

Просительная ектенья включает в себя прочтение молитвы «Отче наш», в которой новобрачные свидетельствуют о своей решимости служить Господу и выполнять волю Его в семейной жизни. В конце этого они испивают общую чашу. Общая чаша – это чаша с красным вином, которую священник при произнесении слов «благослови благословением духовным» единожды благословляет. Супруги троекратно испивают из общей чаши: вначале муж, затем жена. Вкушение вина напоминает о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской. Этот обряд символизирует полное единство супругов, запечатленное в совершившемся таинстве. Отныне у мужа и жены общая жизнь, одни мысли, желания, идеи. В этом неразрывном союзе они будут делить между собой чашу радостей и скорбей, печалей и утешений.

После этого действа священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает соединенные руки епитрахилью и поверх нее кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой церкви, соединяющей их во Христе навеки.

В христианских обрядах присутствует множество символов. В Таинстве брака, помимо обручальных колец, встречается образ круга, символизирующего вечность. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Троекратное обхождение совершается во славу Святой Троицы, которая призывается во свидетельство обета перед церковью вечно хранить супружеский союз. При первом торжественном шествии вокруг аналоя поется тропарь «Исаия ликуй…», в котором прославляется Пресвятая Дева, послужившая тайне воплощения Сына Божия. При обхождении второго круга поется тропарь «Святые мученицы…», где прославляются святые подвижники и мученики, победившие греховные страсти, дабы они укрепили в новобрачных готовность к исповедническим и духовным подвигам.

В третий раз во время шествия вокруг аналоя поется тропарь «Слава Тебе, Христе Боже…». В нем церковь выражает надежду, что семейная жизнь сочетавшихся будет живым проповеданием единосущной Троицы в вере, надежде, любви и христианском благочестии.

После троекратного обхождения муж и жена поставляются на свое место, и священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены, обращаясь к каждому со словами приветствия. Потом священник читает две молитвы. В первой он просит Господа благословить сочетавшихся и воспринять их непорочные венцы в Царствии Небесном. Во второй он молит Пресвятую Троицу даровать супругам долгоденствие, преуспеяние в вере, а также обилие земных и небесных благ.

Затем идет целование и поздравление вступивших в супружество и новое родство. В конце полагается «Молитва на разрешение венцов в осьмой день». Это связано с тем, что в древности вступившие в брак 7 дней носили венцы, и в восьмой день священник с молитвой снимал их.

По окончании венчания новобрачные возвращаются в свой дом, где их встречают родители жениха и невесты, подносят им по обычаю хлеб-соль и благославляют их иконами Спасителя и Божией Матери. Поцеловав иконы и руки родителей, муж и жена вступают в свой дом, чтобы поставить в передний угол «благословенные образа», затеплить перед ними лампаду, чтобы создать в доме молитвенную атмосферу храма.

Завершим эту главу описанием обряда, проводимого по окончании земного пути человека. Речь пойдет о богослужениях погребений и поминовения усопших. Без обычая, сопровождающего переход от земной жизни к загробной, не мыслится ни одна религия. В православии этому событию придается особая важность: смерть – это великое таинство рождения человека из земной, временной жизни в жизнь вечную. Разлучение души с телом происходит таинственно, и человеческому сознанию недоступно постичь суть этого явления.

По исходе из тела душа человека попадает в совершенно новые условия, где важнейшее значение приобретает глубокая духовная связь умершего человека с церковью, которая продолжает заботиться о нем так же, как и при жизни. Тело усопшего христианина готовят к погребению и совершают молитвенные последования об упокоении его души для того, чтобы умерший очистился от грехов и приблизился к Божественному покою. В случае, если усопший был праведником, молитва за него вызывает ответную молитву их пред Богом за самих молящихся.

В настоящее время существуют следующие чины отпеваний сообразно возрасту и состоянию умерших: погребения мирских людей, иноков, священников, младенцев.

Что же такое отпевание и как его проводят согласно православной вере?

Отпевание – это заупокойное богослужение, и совершается оно над умершим лишь однажды. В этом заключается его принципиальное отличие от других заупокойных служб, которые могут повторяться неоднократно (панихиды, литии).

Отпевание призвано осуществлять моление за усопших, т. е. испросить отпущение за совершенные при жизни грехи. Чины отпевания имеют цель даровать душе усопшего духовный покой. Однако этот обряд приносит пользу не только умершему: как и все заупокойные службы, отпевание помогает родственникам и близким почившего справиться с горем, исцелить душевные раны, смириться с утратой. Скорбь, индивидуальное горе приобретают форму вселенскую, форму чистой человечности, а сам скорбящий получает освобождение и некоторое облегчение.

Мирского человека отпевают по следующей схеме, состоящей из трех частей.

I часть

«Благословен Бог наш…»

Псалом 118 (три статии, первые две заканчиваются ектенией)

По третьей статии: тропари по «Непорочных»

Ектения: «Паки и паки…»

Тропари: «Покой, Спасе наш…», «От Девы возсиявый…»

II часть

Канон «Яко по суху…», глас 6-й

Стихиры самогласны преподобного Иоанна Дамаскина: «Кая житейская сладость…»

«Блаженны…» с тропарями

Прокимен, Апостол, Евангелие

Разрешительная молитва

Стихиры при последнем целовании

III часть

Вынос тела из храма

Лития и опускание тела в могилу

Помимо отпеваний, совершается и такое богослужение, как панихида. Панихида – это заупокойное богослужение, на котором к Богу возносится моление за усопших. По своему составу эта служба напоминает утреню, но по продолжительности совершения панихида гораздо короче отпевания.

Панихиды поются над телом умершего, в 3-й, 9-й и 40-й день после смерти, а также в годовщину смерти, день рождения и тезоименитства. Панихиды бывают не только индивидуальные, но и общие, или вселенские. Существует полная, или великая, панихида, называемая «парастас». От обычной панихиды она отличается тем, что на ней поются «Непорочны» и полный канон.

Лития об усопших совершается при выносе тела умершего из дома и на литургии после заамвонной молитвы, а также после вечерни и утрени. Она короче панихиды и бывает вместе с панихидой. По церковному обычаю в память усопшего ставится кутья, или коливо, – сваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Эта пища также имеет религиозное значение. Во-первых, семена заключают в себе жизнь, и, чтобы образовать колос и дать плод, они должны быть положены в землю. Тело усопшего должно быть предано земле и испытать тление, дабы восстать потом для будущей жизни. Следовательно, кутья не что иное, как выражение уверенности верующих в существовании загробной жизни, в бессмертии почивших, в их воскресении и последующей вечной жизни через Господа Иисуса Христа, даровавшего своим земным рабам воскресение и жизнь.

Неотделимой частью общественного и келейного богослужения является молитва о собратиях живых и усопших. Церковь дает стройную, последовательную систему поминовения. Церковный устав подробно и точно определяет, когда и какие заупокойные моления могут совершаться, в каких формах их следует произносить. К примеру, ежедневное богослужение, состоящее из девяти суточных служб, совершается в три приема: вечернее, утреннее и дневное. Первой службой наступающего дня будет вечерня, за ней следует повечерие, оканчивающееся ектенией «Помолимся…». Утреннее богослужение начинается полунощницей. Вся вторая половина этой самой ранней службы посвящается молению об усопших. Ввиду особой важности полунощного моления об усопших оно не только включается в состав общественного богослужения, но и выделяется в особую, самостоятельную часть, отделенную от первой части полунощницы. Но вместе с тем оно кратко и ограничивается двумя очень краткими псалмами, после которых следуют Трисвятое, два тропаря и кондак заупокойные. Заканчиваются песнопения Богородичным, а затем следует особая заупокойная молитва. Особенность ее в том, что она в другое время нигде не повторяется. Полунощное моление об усопших церковь считает таким важным и необходимым делом, что отпускает его только в седмицу Пасхи, когда особый строй всей службы просто не оставляет места для полунощницы.

Дневное богослужение соединяется с литургией, на которой, помимо прочих обрядов, совершается поименное поминовение живых и усопших. На самой литургии по освящении Святых Даров вторично совершается поминовение живых и усопших по именам. Эта часть является самой важной и действенной, так как души, о которых приносится моление, получают отпущение грехов.

Заупокойные моления наиболее усиливаются по церковным праздникам. Например, в две Вселенские родительские субботы перед неделями мясопустной и Пятидесятницей совершаются усиленные молитвы об умерших, скончавшихся в истинной вере. Поминовения совершаются и в период Великого поста, и на Пасху, а также в каждую субботу. Святая Церковь избрала субботы, особенно когда поется Октоих, преимущественно для воспоминания всех христиан, почивших от земных трудов. В положенных на субботу песнопениях церковь объединяет всех умерших – как православных, так и не православных, ублажая первых и призывая молиться за вторых.

В состав любого богослужения входят молебные пения. По сложившейся традиции молебным пением (или молебном) называется особое богослужение, при котором церковь обращается с молитвенным призывом к Господу, его Пречистой Матери или святым угодникам Божиим с мольбой о ниспослании милости либо благодарит Бога за полученные блага. Обычно молебны совершаются во время каких-либо событий в церковной жизни: храмовых праздников, дней памяти святых и пр. Кроме этого, молебны приурочены к датам радостных или печальных событий в жизни Отечества, города или церковной общины. Сюда относятся победы над врагом или нашествия неприятелей, стихийные бедствия – голод, засуха, эпидемии. Молебны служат и по просьбе верующих в связи с событиями в их жизни. Например, молебные пения совершаются о здравии конкретного человека, перед поездкой или началом какой-либо деятельности. Для верующих людей даже частные события в жизни требуют освящения: молитвы совершаются перед любой деятельностью.

В молебнах церковь освящает и благословляет:

1) стихии – воду, огонь, воздух и землю;

2) жилище и другие места обитания православных христиан, такие как дом, корабль, монастырь, город;

3) пищу и предметы обихода – семена и плоды выращиваемых растений, домашний скот, сети для ловли рыбы и пр.;

4) начало и завершение какой-либо деятельности – учебы, работы, путешествий, сева, жатвы, строительства жилищ, воинской службы и т. д.;

5) духовное и телесное здоровье человек (сюда относятся молитвы об исцелении).

Как же проходят молебные пения? Молебен начинается возгласом священника «Благословен Бог наш» или возгласом «Слава Святей Единосущней и Нераздельной Троице». После этого поется «Царю Небесный», читаются Трисвятое по «Отче наш», а затем псалом, избранный в соответствии с целью и предметом моления.

Иногда после псалма читается Символ веры – в основном в молебном пении речь идет о недужных, а в день Рождества Христова – пророчество святого пророка Исайи: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог».

Следом произносится великая ектения. В нее включаются прошения, относящиеся к предмету моления. После ектении поются «Бог Господь» и тропари.

Иногда за ними сперва читается 50-й псалом или 120-й псалом «Возведох очи мои в горы…». После 3-й песни канона бывает сугубая ектения «Помилуй нас, Боже». После 6-й песни произносится малая ектения и читается Евангелие. Канон оканчивается пением «Достойно есть» в обычные дни, а по праздникам – ирмосом 9-й песни праздника.

Затем читается Трисвятое по «Отче наш», поется тропарь и произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже». Потом следует возглас «Услыши ны, Боже, Спасителю наш…» и читается особая молитва сообразно предмету моления или благодарения. Часто она читается с коленопреклонением.

После молитвы идет отпуст, который священник произносит, держа в руках крест.

В заключение добавим: в данной главе были рассмотрены лишь некоторые из православных обрядов. Существует еще множество Таинств и церковных обычаев, свято чтимых Русской православной церковью и христианами. Все обряды проходят согласно выработанным на протяжении веков православным канонам.

4. Cтpанные обычаи Любoe общество страдает некоторым снобизмом, и Лхаса не была исключением. Многие среди тех, кто занимал в ней высокое положение, презирали нас и считали чужаками, поскольку мы были земледельцами и прибыли из Амдо. Я узнала об этом через несколько лет после

Из книги Япония до буддизма [Острова, заселенные богами (litres)] автора Киддер Джейн Э.

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Обычаи под запретом Некоторые обычаи древних культур, современных Израилю, изображены как мерзкие для Бога и, соответственно, они были запрещены для Израиля. Наиболее ясной формулировкой требования к Израилю отличаться от остальных является двойной запрет в Лев. 18, 3: «По

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Обычаи под запретом Во–первых, Ветхий Завет приводит нас к пониманию, что некоторые элементы падшего человеческого общества необходимо отвергнуть как мерзкие для Бога. Единственным обоснованным христианским ответом на них будет отказ и отделение от них. Также Ветхий

Из книги Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники автора Пономарев Вячеслав

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Пасхальные обычаи В Великий Четверг после Литургии принято приготавливать угощение к пасхальному столу. Традиционными для этого праздника являются изготовленные по особому рецепту куличи и творожные пасхи. Но главным символом Пасхи с древнейших времен являются

Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

Из книги "Православные колдуны" –кто они? автора (Берестов) Иеромонах Анатолий

Обычаи и обряды австралийских аборигенов, индейцев Америки, туземцев Африки, Азии и Океании Австралия Убийство на расстоянии Магические ритуалы австралийских аборигенов, призванные убивать и калечить на расстоянии, были необычайно эффективны, напоминая по своему

Из книги Обряды и обычаи автора Мельников Илья

Обычаи эфиопов Древние эфиопы в войнах использовали только деревянные луки, обожженные для твердости на священном огне. Луками были вооружены и эфиопские женщины-воительницы. Перед началом битвы женщины продевали через губу медное кольцо, считавшееся ритуальным, а

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Традиционные обычаи Новый годНовый год – праздник, пришедший к нам от древних народов. Правда, много веков назад Новый год отмечался не 1 января, а в начале марта или в день весеннего солнцестояния, а также в сентябре или в день зимнего солнцестояния, 22 декабря. Весенний

Из книги автора

ПОД МАСКОЙ «ПРАВОСЛАВИЯ», или КАКУЮ «ДУХОВНОСТЬ» БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ОТЕЦ ВЯЧЕСЛАВ? ? Подсознание может говорить «чужим» голосом? Православные обряды как наживка для доверчивых? «Пропуск на молебен» ? «Кто главный дока в «Доке»? ? «Канонические» заговоры Впрочем, не лучше ли

Из книги автора

Обычаи и обряды Долгие годы существования христианства в мире, породили особую культуру, даже скорее цивилизацию, именующую ныне христианской. Эта культура охватила Европу, Америку и Австралию, отдельными вкраплениями включалась в жизнь Азии и Африки. Для христианской

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса