Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что построил м ф казаков. Казаков, Матвей Фёдорович. Градостроительно-архитектурные разработки Казакова

Сегодня, 7 ноября, день рождения архитектора Матвея Казакова (не путать с Родионом Казаковым). Что касается меня, то... "ВИНОВАТ, Я МОСКВЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ БЕЗ ТАКОГО, КАК ОН, КОРОЛЯ" - ОН, это МАТВЕЙ КАЗАКОВ, а не Ленька, как у Булата Окуджавы, простите за перефразирование, но МАТВЕЙ КАЗАКОВ - настоящий КОРОЛЬ московской допожарной архитектуры, да и послепожарной тоже.
И раз уж я начала с себя-любимой и своего впечатления от работ Казакова, а его творения сопровождали меня всю жизнь, то хочу показать Вам одно его здание, не самое лучшее, не самое известное,но очень родное и близкое мне самой:

Матвей Казаков Усадьба Муравьева-Апостола на Старо-Басманной улице.

У этого здания очень интересная история. И дело не только в том, что в нишах цокольного этажа, тогда еще облупленных, среди пыли и мусора, сиживали мы с однокурсниками и листали свои конспекты, пытаясь, вопреки известной пословице (*поговорке???) "надышаться перед"... экзаменом, или просто коротали время между лекциями.Было это в самом начале 70-х. И тогда никто еще не знал, что усадьба спроектирована Казаковым. В доме жили люди, которым не повезло с отдельной квартирой, но повезло с проживанием в центре. Жили и во флигелях, и в пристройках. Дом собирались расселять, за право владения освободившимся зданием боролся наш институт - нам катастрофически не хватало территории. Но, когда строители приступили к освобождению фасада от переделок, выяснилось, что это и есть то самое здание, чертежи которого за подписью Казакова сохранились в архиве, а вот постройка по ним считалась неосуществленной. Так это здание "восстало из пепла" или забытья, почистилось, приобрело первоначальный вид и стало "Музеем ДЕКАБРИСТОВ". Правда, в начале 2000-х выяснилось, что построено это здание по проекту не казакова,а его ученика И.Д.Жукова, просто ученики часто наследуют почерк учителя...
А совсем рядом, через скверик, на бывшей Гороховской, а теперь в Гороховском переулке, находился известный и знаменитый дворец Николая Никитича Демидова - институт геодезии и картографии - там муж моей подруги преподавал рисунок. Так что кое что из "далекого" оказывается вполне близким.



Дом Демидова в Гороховском переулке. Архитектор М.Казаков, 1781-1791 годы.
Ну а так как я жила в то время на Ленинском проспекте, то в окно троллейбуса, который вез меня в центр, видела Годицинскую больницу.

М. Ф. Казаков. Голицинская (ныне 1-я городская) больница в Москве. 1796 - 1801. Центральная часть.

Доехав до конечной остановки и посмотрев направо (если стоишь лицом к Манежу (архитектор Бове), увидишь здание Университета, слегка измененное после пождара 1812 г. архитектором Жилярди.


Московский университет (старое здание на Моховой).

А если посмотреть налево, то видишь Кутафью башню Кремля и сразу захочется пройти по Троицкому мосту и войти туда, в святая святых Москвы. Слева между Никольской и Спасской башнями находится построенное по проекту Казакова здание Сената. Его зеленый купол виден и на Красной площади.



Здание Сената в Кремле



Вид на здание Сената с Красной площади

Совсем недалеко воспоминание из детства: Новогодняя Ёлка в колонном зале, спроектированном тоже Казаковым.



Колонный зал



К этим воспоминаниям можно добавить и более ранние - дом на Мясницкой, бывшей Кировской улице (работала одно время рядышком, да и в детстве родители возили на Кировскую к родственникам), и более поздние - недостроенный Большой дворец в Царицыно, куда возила детей на экскурсии, и Путевой дворец, мимо которого пробегала, торопясь в гости к родственникам, и уже построенный дворец Ельцинского периода, находящийся в "шаговой доступности от моего сегодняшнего дома.



М.Казаков.Дом Барышникова.


Царицыно. Большой дворец до реставрации.



Петровский путевой дворец.



Большой Дворец сегодня.

Но это только мои воспоминания о постройках по проектам московского Казакова,а есть еще и постройки в очень интересном городе Голутвин (Коломна), там по проекту Казакова построены башни Старо-Голутвинского монастыря и некоторые постройки в центре города...
Предлагаю вам статью о творчестве Матвея Казакова, написанную специалистами, а не ностальгирующим элементом вроде меня:

Матвей Федорович Казаков (1738-1812)

При входе в Москву меня охватило удивление, смешанное с восхищением, потому что я ожидал увидеть деревянный город, как многие о том говорили, но, напротив, почти все дома оказались кирпичными и самой изящной, и самой современной архитектуры. Дома частных лиц были похожи на дворцы, настолько они были богаты и красивы", - так писал из Москвы один из офицеров наполеоновской армии в сентябре 1812 г. Великий пожар ещё не испепелил древней столицы. Город, оставленный жителями, поразил даже француза, избалованного великолепными постройками Парижа. Одним из создателей московской архитектуры, её знаменитых общественных зданий, дворцов и домов был архитектор Матвей Фёдорович Казаков. В Москве он родился, жил, учился и сделался признанным мастером. Родному городу посвятил он всю свою трудовую жизнь, свои знания и талант выдающегося зодчего. Матвей Фёдорович Казаков родился осенью 1738 года. Отец его служил в московском интендантстве, дослужился до "подканцеляриста" и был на хорошем счету. Ввиду его беспорочной службы, уже после его смерти, М. Ф. Казаков в 1751 г. был зачислен в незадолго перед этим открытую архитектурную школу архитектора Ухтомского. Она образовалась из его мастерской и по обычаю того времени носила название "архитекторской команды".
Наряду с изучением теории ученики обучались здесь и практической работе. Их посылали на различные стройки, которые вёл начальник школы Ухтомский. Они не только помогали рабочим и десятникам, но следили и за качеством постройки, составляя обо всём замеченном рапорты. Такое обучение давало прекрасные результаты, помогая ученикам сделаться самостоятельными архитекторами. К концу пребывания М. Ф. Казакова в школе ею были получены из-за границы книги по архитектуре. Среди них были сочинения современных французских зодчих и знаменитые архитектурные трактаты Витрувия, Палладио и других мастеров прошлого. Их изучение не только расширило познания юного архитектора, но и на всю жизнь определило его любовь и не знающую сомнений веру в идеалы классического искусства. В 1761 г. М. Ф. Казаков окончил школу с чином "архитектурии прапорщика" и был назначен в мастерскую главного "городового архитектора" Москвы П. Р. Никитина. В мае 1763 г. дотла сгорела Тверь. Тверской пожар потряс страну. Уже через несколько дней правительство отдало приказ о восстановлении сгоревшего города. В Тверь выехала группа архитекторов во главе с Никитиным. В его новой "команде" был и М. Ф. Казаков. В Твери надо было восстанавливать правительственные здания и дома населения. Но это не было простое восстановление старого. Предстояло создать новый город, отвечавший тогдашним правилам городской планировки.
Пять лет провёл М. Ф. Казаков в Твери. Он участвовал и в разработке генерального плана города и в составлении проектов отдельных зданий. Никитин поручил ему проект, а затем и постройку Тверского дворца. Первоначально это здание предназначалось для местного архиерея, поэтому оно долгое время называлось "архиерейским домом". Дворец стоял недалеко от древнего городского Кремля, на средней из трёх основных улиц города, которые расходились от полукруглой городской площади наподобие трезубца.
М. Ф. Казаков задумал дворец без ненужного украшательства и сложности. Перед простым прямоугольным зданием располагался парадный двор. С боков его охватывали лёгкие галлереи - переходы, шедшие к угловым павильонам. Убранство дворца было красивым, простым и ясным. Стены местами были украшены лёгкими лепными гирляндами и венками. Вместо колонн с пышными капителями М. Ф. Казаков применил плоские лопатки-пилястры. Для придачи им большей выразительности он покрыл их канелюрами - полукруглыми бороздками-выемками. Это создавало частые красивые теневые полосы, видные не только в солнечные, но даже и в облачные дни. Несмотря на простоту общей композиции и скромность убранства, дворец в новой Твери бесспорно явился лучшим зданием. Законченное в 1767 г., оно принесло его автору не только признание, но и известность. Один из московских помещиков - Нащёкин - заказывает ему проект своей подмосковной усадьбы Рай-Семёновское. М. Ф. Казаков прекрасно справился с этим, повидимому, первым крупным частным заказом. Ещё полный впечатлений от планировки Твери и романически переживая замысел своего первого здания, он создал план усадьбы, во многом похожий на план основной части Твери. От дома, как от тверского Кремля, шла центральная аллея, обсаженная липами и берёзами. Прерывающий её пруд походил на большую тверскую площадь. Рядом, на холме, М. Ф. Казаков поставил усадебную церковь. По своему внешнему убранству она напоминала павильоны Тверского дворца. Уже в этих ранних произведениях М. Ф. Казакова обнаруживается одна его характерная черта: зодчий, найдя удачное решение, не раз возвращается к нему, варьируя и разрабатывая отдельные его формы и детали.
В следующем, 1768 году молодой зодчий начал большую работу у Баженова. Пять лет, проведённые М. Ф. Казаковым на разработке баженовского проекта Большого Кремлёвского дворца, сделались годами его второго учения, были его высшим образованием.
Екатерина поручила Баженову составить проект дворца в Кремле. В нём крайне нуждался двор, часто наезжавший в эти годы в Москву. В основу проекта была положена идея прославления русского народа и его военной славы в связи с блистательными победами над турками и освобождением русских земель на юге. По замыслу Баженова, дворец должен был быть не только местом пребывания императрицы, но и грандиозным общественным зданием. В его обширных дворах размещались все древние постройки Кремля, а прилегающие новые площади предназначались для всенародных собраний, торжеств и празднеств. Величие, красота и разнообразие архитектурных форм, применённых в проекте дворца, поражали современников. Несмотря на то что эта грандиозная постройка по ряду причин не была осуществлена и осталась лишь в модели, она оказала большое влияние на русскую архитектуру тех лет. Талант М. Ф. Казакова вырос и окреп в работе над этим проектом. Он долгие годы служил источником вдохновения для многих произведений М. Ф. Казакова.
Работая бок о бок с Баженовым, М. Ф. Казаков постиг то, чем так виртуозно владел знаменитый русский архитектор.
Работа над проектом и моделью Кремлёвского дворца приучила М. Ф. Казакова к систематичности, целенаправленности и логике архитектурного построения. Он на практике понял, что успех архитектурного замысла зависел от продуманности, цельности и ясности проекта.
Постройка увеселительных зданий на Ходынском поле по случаю празднования Кучук-Кайнарджийского мира была поручена Баженову, который и здесь был назначен главным архитектором. Праздник, посвящённый национальной победе над турками, экзотика восточной архитектуры и большая свобода в постройке зданий павильонного типа побудили Баженова избрать совершенно новый стиль. Позднее он получил название псевдоготики благодаря частому применению стрельчатых арок. Стены из красного кирпича с белокаменными деталями, многие приёмы, заимствованные из древнерусской архитектуры XVII в., как, например, кувшинообразные колонки у входа, остроконечные пирамиды с шарами наверху и т. д., особенно нравились М. Ф. Казакову. Поэтому полученный им заказ на постройку подъездного Петровского дворца (теперь помещение Академии Воздушного флота), расположенного в непосредственном соседстве с ходынскими увеселительными постройками, был выполнен им в этих же сказочных формах. Башенки, ограды различной высоты и рисунка окружают здание дворца. Последний стоит посредине большого двора. Затейливые белокаменные наличники украшают его окна. Крыльцо с широкой лестницей с пузатыми колонками встречает входящего. Здание венчается куполом, в основании которого расположены стрельчатые окна. М. Ф. Казаков с исключительным чутьём воспринял праздничный характер русской национальной архитектуры и воплотил его в своём новом произведении. Успех этой постройки определил дальнейший путь молодого мастера.

С этого времени начинается его всё возрастающий успех как архитектора. Биография М. Ф. Казакова бедна житейскими, бытовыми фактами, но она богата тем великим наследием, которое он нам оставил. Жизнь М. Ф. Казакова как бы заключена в его произведениях.
Ещё не был закончен Петровский дворец, как М. Ф. Казаков получил новый заказ. Ему было поручено составление проекта здания Сената в московском Кремле. Сенат предполагали построить напротив Арсенала. Участок был неудобный, треугольной формы, но и его М. Ф. Казаков сумел использовать как основу для возводимого им здания. Центр всей композиции занял грандиозный купольный зал. М. Ф. Казаков рассчитал своё здание так, что купол зала пришёлся как раз за башней, расположенной в центре Красной площади, между Спасскими и Никольскими воротами. Таким образом, здание Сената являлось не только кремлёвским зданием, но и сделалось общегородским, войдя как звено в общий ансамбль зданий важнейшей площади древней столицы. Смелость решения всего здания, в особенности его купол, поразила современников и даже вызвала среди московского общества опасение в прочности сооружения. Для опровержения подобных опасений М. Ф. Казаков при раскружаливании стоял со своими помощниками на куполе. "Криками "ура" был встречен Казаков", отмечают современники. Екатерина II, приехавшая осмотреть здание, воскликнула: "Какое искусство!". Постройка здания Сената поставила М. Ф. Казакова в ряд лучших архитекторов, работавших в это время в России. Оно и сейчас украшает московский Кремль.

Успех М. Ф. Казакова рос. Частные лица всё чаще обращались к нему с просьбой о составлении проектов домов или дворцов. С годами заказов становилось всё больше и больше, у М. Ф. Казакова появляются ученики и помощники.
В архитектуру городского дома М. Ф. Казаков вносит много нового. Он перерабатывает старую усадебную систему планировки дома. Последний, окружённый службами, обычно ставился в глубине участка. М. Ф. Казаков, наоборот, выдвигает его к фронту улицы, ставит на красную линию. Тем самым его дома включаются всей своей, нередко прямо-таки дворцовой, архитектурой в общий облик города. Несколько десятков превосходно созданных им домов и дворцов, не считая многих крупных общественных зданий, украшали улицы и переулки столицы. Особенно известны дом Демидова в Гороховском переулке (ныне Институт геодезии), Гагарина на Петровском бульваре (здание Поликлиники), Меньшикова на Б. Никитской, Барышникова на Мясницкой (ныне в нём помещается одно из медицинских учреждений) и многие другие.
Среди построек 70-80-х годов XVIII в., выполненных М. Ф. Казаковым, выдающееся место занимает усадьба в Петровском (близ ст. Алабино Киевской ж. д.). По мысли владельца Демидова строение должно было быть не обычной усадьбой с хозяйственными постройками, а сложно скомпанованным ансамблем, включавшим церковь с отдельно стоящей колокольней, парк с многочисленными скульптурами и отдельные здания хозяйственного назначения. Кроме того, дом должен был быть увенчан статуей Екатерины.
Основную часть этой усадьбы М. Ф. Казаков распланировал в виде правильного квадрата. На его углах стояли небольшие флигели, центр же был занят главным домом. Со всех четырёх сторон его украшали колонные портики. На срезанных углах были сделаны балконы, опиравшиеся на две небольшие колонны. Благодаря срезанным углам здание казалось треугольным, а не квадратным. Церковь, колокольня и службы располагались вдоль основной дороги, ведшей к главному дому. С противоположной стороны к дому примыкал парк с многочисленными и искусно распланированными аллеями. Остроумная планировка дома с круглым залом в центре дала возможность объединить комнаты и залы различной формы и размера.

С конца 70-х годов М. Ф. Казаков фактически становится главным архитектором Москвы. Его исключительная честность, спокойствие и приветливость привлекали к нему людей. Вокруг него быстро сложилась безгранично преданная ему школа учеников. Он никогда не заискивал перед "сильными мира сего", что было так свойственно в те времена и носило меткое название "искательства". Ни один зодчий не пользовался таким успехом, такой популярностью, которые сопутствовали М. Ф. Казакову. По своему происхождению, воспитанию и работе М. Ф. Казаков принадлежал к той нечиновной интеллигенции Москвы, которая выдвинула из своей среды лучших культурных деятелей эпохи. Он создаёт свои архитектурные проекты с редкой лёгкостью. Но эта лёгкость была лишь кажущейся, так как за ней лежали годы упорного труда и всё совершенствующегося мастерства. Во всех его произведениях красной чертой проходит единство его творчества, его стиля. Классика являлась для него вечно живым идеалом. Он безраздельно предан её красоте и обаянию.
Помимо большого количества частных работ архитектурного порядка, М. Ф. Казаков выполнял многие государственные заказы. То надо было ехать в Екатеринослав (теперь Днепропетровск) для застройки центральной части города, то по такому же делу ехать в Калугу. Затем следуют работы в Коломне и её округе и много других.

Пожар Москвы 1812 года уничтожил внутреннее убранство большинства зданий Казакова. Из значительного количества созданных им произведений сохранились лишь так называемые "Золотые комнаты" дома Демидова и восстановлен знаменитый Колонный зал дома Долгорукова. Если "Золотые комнаты" говорят о высоком мастерстве зодчего в области декорирования небольших комнат, то в Колонном зале, являющемся центром теперешнего Дома Союзов, М. Ф. Казаков достигает исключительного впечатления торжественности, притом очень простым способом. Вдоль стен стоят коринфские колонны. Их пышные капители, расположенные между ними люстры и балюстрада балконов являются единственными декоративными деталями убранства зала. Этот парадный, бальный зал - один из лучших в русском классицизме.
В эти же годы М. Ф. Казаков строит ряд общественных зданий Москвы - Московский университет, присутственные места, дворец в Царицыне и здание "Нового Комиссариата" (здание Интендантства на быв. Б. Садовнической ул.). Все они по-разному разрешают тему общественного здания. Так, здание Московского университета (его фасад и зал переделаны архитектором Д. Жилярди после пожара в 1812 г.) исходит в своей планировке из схемы городской усадьбы (парадный двор между двух выступающих боковых крыльев). Дворец в Царицыне, выстроенный на месте дворца, сооружённого по проекту Баженова и сломанного по распоряжению Екатерины, представляет собой два больших почти квадратных многоэтажных корпуса, соединённых продольным, значительной высоты, с выходом в центре. Царицынский дворец был выстроен в том же стиле "псевдоготики", что и Петровский подъездной дворец. В "Новом Комиссариате" М. Ф. Казаков воспользовался старыми образцами промышленных сооружений древней Руси. Они обычно окружались стенами с башнями по углам. Тот же замысел лежит и в грандиозном здании М. Ф. Казакова, занимающем целый городской квартал. В его центре, со стороны Москва-реки, он поставил большое здание с колонным портиком, которое входило в систему корпусов, стоящих вокруг квадратного двора. На его углах высились круглые башни с низкими куполами.

Остатки Царицынского дворца

В 80-е годы XVIII в. талант М. Ф. Казакова достигает своего расцвета. Лучшим зданием, созданным им в это время, был мавзолей для Барышникова в Николо-Погорелом Смоленской области (1783 г.). Круглый в плане мавзолей, несущий ступенчатый купол, окружают, точно венок, шестнадцать ионических колонн. Основные части здания выложены из прекрасного белого камня, а стены окрашены в розовый цвет. Больше тридцати скульптурных панно украшают это изумительное здание, стоящее на высоком спуске к Днепру. Их выполнил знаменитый русский скульптор Ф. Шубин.
Форма мавзолея настолько совершенна, слияние архитектуры со скульптурой настолько органично, прорисовка деталей настолько закончена, что этим памятником можно любоваться часами. Кажется, что бессмертное творение мастера живёт и дышит в лучах солнца и окружающем его изумительном ландшафте. Мавзолей по своей архитектуре может быть вполне сравнён с прекрасными памятниками античности.
Составление чертежей, деталей, смет, наблюдение за постройкой, естественно, требовали не только внимательных, но и одарённых помощников. Сменив Баженова на посту начальника "Кремлёвской экспедиции", М. Ф. Казаков организует при ней архитектурную школу. Характерна при этом забота М. Ф. Казакова о создании именно русских мастеров зодчества. В прошении об организации училища он так и указывал, что оно нужно для того, чтобы иметь совершенных "мастеров российских, что смогут заимствовать и прочие губернии и потому не будет нужды в иностранных, которые несведущи ни в доброте здешних материалов, ни в том, что здешний климат производить может". Он составляет подробную программу обучения будущих архитекторов. Среди намеченных курсов были: "рисовальный, чистой математики, механики..., перспективы и живописи пейзажной и орнаментальной, живописи живых фигур". Организуется чертёжная. М. Ф. Казаков велит "наполнить чертёжную чертежами и рисунками не только лучших зданий и видов в России, но и прочих именитых зданий и видов всех четырёх частей света. Стараться собрать сколько возможно чертежей и видов древних зданий, паче в Кремле находившихся, уже уничтоженных, иметь чертежи тех частных зданий, кои с дозволения начальства производимы будут архитекторами и помощниками экспедиции, хранить лучшие чертежи обучающихся, заводить части моделей".

Мавзолей в Николо-Погорелом Смоленской области

Эта его инструкция свидетельствует не только о большом кругозоре и глубоких знаниях мастера, но и о большой любви к русской национальной архитектуре.
М. Ф. Казаков создал подлинную школу мастеров. Отсюда вышли: Еготов, Таманский, Бове, однофамилец Родион Казаков и сыновья самого основателя школы Матвей, Василий и Павел. После пожара 1812 года О. И. Бове становится главным архитектором Москвы и воссоздаёт сожжённую столицу.
В 90-х годах М. Ф. Казаков создаёт ряд новых оригинальных зданий. Среди них дом Разумовского занимает одно из первых мест. Дом выстроен в виде буквы П, охватывающей парадный двор. В центре под фронтоном расположена большая полукруглая ниша. По её бокам стоят, выступая вперёд, лёгкие колонные портики. Между ними помещены лестницы, ведущие к главному входу. Стройные колонны портиков и сама ниша придают этой части здания необычайную лёгкость и воздушность. Скромность и строгость обработки боковых крыльев дома подчёркивают богатство решения его центра.
В 1796 г. М. Ф. Казаков приступает, по заказу Голицына, к постройке больницы на Калужской улице. Это была лебединая песнь мастера, так как вскоре после окончания этого выдающегося здания болезнь приковала его к постели. Голицынская больница (ныне Вторая градская) - одно из лучших произведений в творчестве М. Ф. Казакова. Старая усадебная планировка дома с флигелями, кажется, вновь оживает в этом здании. Но это лишь первое впечатление, так как М. Ф. Казаков применяет здесь такие новые приёмы, которые существенно изменяют старые привычные формы. Он ставит боковые корпуса вдоль улицы, сохраняя одновременно положительные черты старой планировки, т. е. помещает центральную часть с колонным портиком и куполом над ним в глубине участка. Этот оригинальный приём не только выделял основную часть здания, но связывал больницу с улицей, вводя её как определённое звено в организм города. За портиком высится большой купол с характерными полукруглыми окнами-люкарнами. Он расположен над круглым помещением церкви. Стены её внутри украшены двумя ордерами колонн, которые Казаков, вопреки всем канонам, переставил: между большими ионическими колоннами поставлены меньшие коринфские, несущие арки (обычно ионический ордер был подчинён коринфскому). Этот неожиданный приём говорит о неослабевающем упорстве престарелого мастера, ищущего всё новых решений в кругу классических форм и деталей.

Голицынская больница

В год окончания постройки больницы М. Ф. Казаков уходит в отставку. Его последним трудом было собрание чертежей его собственных построек. Начальник "Кремлёвской экспедиции" Валуев, поддерживая прошение престарелого мастера об отставке, писал о нём: "Только знаменитый и искуснейший архитектор, статский советник Казаков, прославленный и по всей России отличнейшими познаниями сего художества и практическим производством..., наполнил не толико Москву, но и многие края России хорошими архитекторами..., оставивши по себе весьма много и великие его искусства..., остаток дней своих желает посвятить архитекторской школе...".
Уйдя в отставку, М. Ф. Казаков не перестаёт интересоваться художественной жизнью любимого им города. По словам его сына, в эти последние годы его жизни он "любопытствовал узнавать что-нибудь для него новое и старался знакомиться с людьми, в которых замечал какие-либо познания".
При приближении французов к Москве в 1812 году семья увезла М. Ф. Казакова в Рязань. Здесь узнал он об ужасном пожаре. "Весть сия, - писал его сын, - нанесла ему смертельное поражение. Посвятив всю свою жизнь зодчеству, украся престольный град великолепными зданиями, он не мог без содрогания вообразить, что многолетние его труды превратились в пепел и исчезли с дымом пожарным".
Душевное потрясение от полученного известия усилило его недуг. 7 ноября 1812 года знаменитый зодчий, строитель Москвы, скончался.
Значение творчества Казакова для архитектуры Москвы и русского искусства трудно переоценить. Без преувеличения можно сказать, что Казаков создал новую классическую Москву XVIII века. Всё его творчество отличается цельностью художественных идеалов, являясь выражением подлинного национального художественного мастерства.
О М. Ф. Казакове : Бондаренко И. Е., Архитектор Матвей Фёдорович Казаков (1738-1812), М., 1912 (новое переработанное издание, М., 1938); "Архитектура СССР", 1938, № 1 (статьи, посвященные 200-летию со дня рождения М. Ф. Казакова); Ильин М., Матвей Фёдорович Казаков, М., 1944.

Казаков Матвей Федорович - выдающийся архитектор 18 века, один из первых, кто начал строить в Москве сооружения в стиле русского классицизма. В годы правления Екатерины II он перестроил практически весь центр города в "палладианском" стиле - одной из ранних форм классицизма, основанной на работах итальянца Андреа Палладио. Казаков вошел в историю как самый плодовитый русский архитектор, который оставил после себя невероятное количество построек. Долгой была и жизнь архитектора, и более 50 лет из нее он работал. Еще одна огромная заслуга Казакова в том, что он создал обширный архив графики, где запечатлены образцы московской архитектуры периода до 1812 года - практически только по этим рисункам сейчас можно составить представление о том, как выглядела Москва до большого пожара. Именно благодаря Матвею Казаковы Москва из "большой деревни" превратилась в красивый город с замечательной архитектурой. Причем, работу архитектора осложнял тот факт, что застройку нужно было вести в уже сформировавшемся городе, а не строить с нуля, как это было, например, с Санкт-Петербургом.

Матвей Федорович Казаков родился 28 октября 1738 года. Его отец, Федор Казаков, в прошлом был крепостным. По какой-то причине помещик отдал Федора Казакова в матросы, а по счастливой случайности молодой человек остался служить при Адмиралтейской конторе копиистом. Так отец будущего знаменитого зодчего стал свободным человеком, а его трудолюбие помогло сыну в будущем. Семья Казаковых жила небогато, их дом размещался в Садовниках, вблизи Кремля и Боровицкого моста. Федор Казаков рано умер, и грамоте маленький Матвей обучался у дьяка в Космодамиановской церкви.

Когда Матвею исполнилось 13 лет, его мать подала прошение об определении мальчика на службу. В сенатском указе, последовавшем за этим прошением, говорилось: "К обучению архитектуре Главного комиссариата умершего подканцеляриста Казакова сына Матвея… определить с награждением жалования против младших учеников по рублю в месяц". Вполне вероятно, что положительное решение было принято с учетом безупречной службы отца - Федора Казакова. В дальнейшем Матвею помог М.М. Измайлов, бывший тогда главой Комиссариата. Он заметил, что мальчик постоянно делает зарисовки на строительстве, и помог ему устроиться в первую архитектурную школу князя Д. В. Ухтомского - главного архитектора Москвы. Это было молодое учебное заведение, которое открылось всего двумя годами раньше - в 1749 году. Ученики школы Ухтомского не только чертили и рисовали, но и активно приобщались к практике: их учили контролировать строительство, поручали составлять рапорты о выявленных ошибках. Теорию будущие архитекторы изучали по трактатам зодчих прошлого и их знаменитых творений. В то же время, не забывали и о древнерусской архитектуре, прививая ученикам уважение и любовь к национальным архитектурным традициям.

Почти десять лет Матвей Казаков осваивал теорию и практику строительства и архитектуры: обмерял древние постройки, реставрировал ветшавшие здания Кремля, составлял сметы и чертежи, работал на строительстве. К концу обучения Казаков стал младшим помощником Ухтомского, и под его руководством принимал участие в строительстве Кузнецкого моста через реку Неглинную, достраивал Арсенал в , перестраивал здания, выделенные для открывшегося Московского университета и это далеко не полный перечень того, чем занимался Матвей.

В 1760 году Дмитрий Васильевич Ухтомский ушел в отставку, а его место занял Петр Романович Никитин, его заместитель. Став руководителем школы, Никитин предложил на место своего заместителя Казакова, который как раз окончил обучение, и получил чин "архитектурии прапорщика". Первое серьезное дело Матвею Казакову довелось выполнять в 1763 году, когда от пожара практически полностью выгорела Тверь, и мастерской Никитина доверили восстанавливать город. То, что пожар почти ничего не оставил от Твери, произвело впечатление на всю Россию, а особенно на тех, кто отвечал за градоустройство. Дело в том, что многие города развивались по старинке. Скученность застройки, кривые и узкие улицы и переулки - все это приводило к тяжелым последствиям в случае пожара. Стало понятно, что назрела необходимость планировать строительство по-новому.

Сам Никитан разработал генеральный план застройки Твери, а Казакову поручили его детализацию и создание планов фасадов. Для Твери Казаков спроектировал торговую контору Н.А. Демидова, провиантские магазины, фасады зданий присутственных мест на главной площади, общественные и жилые дома, в том числе типовые проекты, рассчитанные на различные социальные слои. Поскольку Тверь была крупным населенным пунктом, который стоял на дороге между Санкт-Петербургом и Москвой, императрица Екатериа II поручила Матвею Казакову построить на месте сгоревшего архиерейского дома новый дворец. Так в Твери появилось одно из самых главных и красивых зданий - путевой дворец императрицы или Тверской дворец. Никитский и его команда архитекторов отстроила Тверь всего за два с половиной года, что было рекордно мало по тем временам. Это был ценный опыт, и о Казакове заговорили как о талантливом архитекторе, умеющем строить в новом стиле. У молодого архитектора стали появляться частные заказы. П.Ф. Нащокин заказал Матвею Казакову проект церкви для своей подмосковной усадьбы. Следующим заказчиком стал И.И. Бецкой, который задумал построить в Москве Воспитательный дом. Для этого учреждения Матвей Федорович разработал не только проект фасада, но и распланировал ландшафт всего участка.

Большое влияние на Казакова оказало сотрудничество с . Казаков получил специальность в России, а Баженов обучался в Петербургской академии художеств, а также в признанных европейских художественных центрах: Париже, Риме, Флоренции. Матвею Казакову было чему научиться у своего наставника, и в некоторых более поздних его работах можно увидеть приемы, присущие Баженову.

В 1768 году Баженов пригласил Казакова поработать в "Экспедиции по строению Кремлевского дворца". Это сотрудничество длилось семь лет, и его плодом должно было стать с одно из знаковых сооружений Москвы - Большой Кремлевский дворец. Правда, довести это строительство до конца не удалось. Доходы казны упали, а проект оказался слишком затратным, и в 1774 году строительство прекратили.

В 1775 году Матвея Федоровича Казакова утвердили в звании самостоятельного архитектора, но он продолжил работать с Баженовым в "Экспедиции" до середины 1780-х годов. В этот период архитекторы разработали проект оформления Ходынского поля, на котором собирались устроить массовые гуляния в честь окончания Русско-турецкой войны 1768-1774 г.г., и заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Казаков изготовил серию офортов, на которых были изображены "Ходынские увеселительные строения". Напротив павильонов по поручению Екатерины II Казаков должен был возвести новый Петровский путевой дворец. Строительство этого архитектурного ансамбля сделало Казакова одним из самых значительных представителей неоготики или, как ее еще называли, русской или ложной готики. С этого момента успех и признание не покидали Казакова. В 1776-1787 годах Матвей Федорович создал одно из своих самых знаменитых и значительных произведений - здание Сената на территории Кремля. Сенат строился также по заданию Екатерины II, здание выполнено в классическом стиле.

Отличительной чертой таланта Михаила Федоровича Казакова была разносторонность. За что бы он ни брался, будь то усадьбы, дворцы, правительственные здания или церкви, все получалось одинаково удачным. Казаков придумал применить классическую форму ротонды для строительства храмов. Примером могут служить его церкви-ротонды Вознесения на Гороховом поле, Святых Космы и Дамиана на Маросейке, а также церкви святителя Филиппа митрополита Московского.

Основная часть проектов Казакова имела важное градостроительное значение. Особенно это касается казенных и частных зданий, которые стали лучшими примерами русского классицизма. В 1782 году Казаков приступил к строительству здания Московского университета на Моховой. Этот масштабный проект был разбит на три этапа, и осуществлялся на протяжении 10 лет. Архитектор выбрал для здания простой и величественный стиль, лишенный сложных декоративных элементов и вычурности. В итоге здание гармонично вписалось в окружающую застройку, а внешне напоминало богатую городскую усадьбу.

К 1786 году Баженов окончательно попал в немилость в Екатерине II, которая была недовольна строительством дворцов в Царицыне. Также существуют версии о политической подоплеке охлаждения императрицы, а еще говорили, что нрав у Баженова был довольно сложный. Как бы там ни было, в 1786 году Баженов ушел с поста главы "Кремлевской экспедиции", и сменил его на этом посту Казаков. Фактически это означало, что Матвей Федорович стал главным архитектором Москвы, так как "Эспедиция" занималась всеми основными государственными строительными работами.

Был у Матвея Федоровича и педагогический талант. Он открыл архитектурную школу, из которой вышли такие известные архитекторы как Еготов, Бакарев, Карин, Мироновский, Таманский, Селехов, Родион Казаков, братья Поливановы и другие. Среди учащихся школы Казакова были и сыновья архитектора: Василий, Матвей и Павел. Василий обучался в школе на протяжении 10 лет, но в 33 года попросил отставки из-за слабого здоровья - он болел чахоткой, как тогда называли туберкулез. Павел и Матвей подали прошение о зачислении на службу в один день, при этом Павлу было всего 13, а Петру - 15 лет. Спустя год оба брата получали жалование в размере 100 рублей в год, и по тем временам это было немало. В 1800 году отец и сыновья работали над составлением "фасадического плана Москвы". Но насколько Казаков был удачлив в профессиональной деятельности, настолько тяжело сложилась его семейная жизнь. Все сыновья прожили недолго. Павел умер в возрасте 25-ти лет в 1810 году. Немногим раньше туберкулез свел в могилу Василия, а Матвей, также известный московский архитектор, умер в 39 лет.

Важной заслугой Казакова является плановое обустройство улиц и площадей Москвы. Благодаря Казакову в Москве появилась единственная в 18 веке московская улица, здания на которой стояли сплошной фасадной линией с соблюдением высотности - это была . На этой улице стоял дом купцов Калинина и Павлова (до нашего времени не сохранился). Это был один из первых домов, в которых совместились жилые и торговые функции. - одна из центральных улиц города, почти вся была застроена дворцами знати. После того, как во время пожара 1773 года почти все деревянные постройки на Тверской сгорели, а каменные были повреждены, появилась возможность застроить улицу в едином архитектурном стиле. На протяжении почти 20 лет Казаков отстраивал все наиболее важные дома, а затем разработал и воплотил план оформления Тверской площади. В застройке тверской наиболее отчетливо прослеживалось стремление Казакова к максимальной регулярности застройки и соблюдению одинаковой этажности.

Также Казаков создал новый классический тип городской усадьбы. Это были дворцы с фасадами, выдвинутыми на красную линию улицы. Флигели и хозяйственные службы дворцов размещались либо по бокам, либо переносились внутрь двора. Такими дворцами были дом Голицына на Лубянке, дома Прозоровского и Козицкой на Тверской, Демидова в Гороховском переулке и Губина на Петровке. Казаков строил как большие доходные дома, так и компактные особняки, которые в то время только начали появляться в Москве. Большое внимание архитектор уделял и интерьерам. В качестве декора он использовал колонны, карнизы, пилястры и росписи. До наших дней сохранились интерьеры "Золотых комнат" в доме Демидова, здания Сената, Колонного зала дома Благородного собрания.

В 1799 году Академия художеств по предложению ее вице-президента Баженова издала указ об издании книг "Российская архитектура", включающих чертежи с планами, фасадами и разрезами построенных зданий и нереализованных проектов, которые заслуживали внимания специалистов. Казаков составил для издания альбомы казенных и партикулярных (частных) строений. Кроме того, Казаков занимался составлением аксонометрического плана Москвы, позволявшего оценить строения "с высоты птичьего полета", а также проводил съемку генерального плана города с отображением всех построек. По этим чертежам можно узнать, как изначально выглядели здания, сохранившиеся до нашего времени, а также, как выглядела Москва до пожара 1812 года.

Когда в 1812 году наполеоновская армия приближалась к Москве, родственники вывезли Казакова в Рязань. Здоровье Матвея Федоровича было очень слабым, и, узнав о том, что в пожаре погибло большинство его творений, он не вынес потрясения, и умер. Это случилось 7 ноября 1812 года. Похоронили Матфея Федоровича Казакова в Троицком монастыре.


Историческая справка:

28 октября 1738 г. – родился Матвей Федорович Казаков
1751 г. – Казаков поступил на обучение в первую архитектурную школу князя Д. В. Ухтомского
1775 г. - Матвея Федоровича Казакова утвердили в звании самостоятельного архитектора
1776-1787 г.г. - Матвей Федорович построил здание Сената на территории Кремля
1782 г. - Казаков приступил к строительству здания Московского университета на Моховой
1786 г. – Казаков возглавил "Кремлевскую экспедицию"
7 ноября 1812 г. – Казаков Матвей Федорович умер

Матвей Фёдорович Казаков (умер 1738, Москва; - умер 1812, Рязань) - русский зодчий, представитель стиля классицизм , работал также в стиле псевдоготики. Матвей Казаков родился в 1738 в Москве, в семье мелкого чиновника. С 1751 по 1760 учился в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1768 работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения, в частности с 1768 по 1773 участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 - в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле. В 1775 Казаков был утверждён в звании архитектора. Наследие Казакова включает множество графических работ - архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774-1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов, А. Н. Бокарев, О. И. Бове и И. Г. Таманский, а также собственные сыновья - М. М. Казаков и Р. М. Казаков. В 1805 школа была преобразована в Архитектурное училище. Во время Отечественной войны 1812 г. родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань. Там зодчий узнал о пожаре Москвы - это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября) 1812 в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря. Его именем в 1939 названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне.

Известные сооружения:
Здание Сената в московском Кремле (1776-1787);
Здания университета на Моховой (1786-1793, после пожара 1812 г. перестроены Доменико Жилярди);
Дом архиепископа Платона впоследствии Малый Николаевский дворец (1775)
Путевой дворец (Тверь);
Дом Козицких в Москве (1780-1788)
Церковь Вознесения (1790-1793, Москва);
Церковь Косьмы и Дамиана (1791-1803, Москва);
Мавзолей в Николо-Погорелом (Смоленская обл., 1784-1802);
Голицынская больница (1796-1801);
Павловская больница (1802-1807);
Дом-усадьба Демидова (1779-1791);
Дом-усадьба Губина (1790-е);
Дом-усадьба Барышникова (1797-1802);
Генеральный план Коломны 1778 года;
Вознесенская церковь Коломны;
Церковь Спаса в селе Рай-Семеновское, достраивал в 1774-1783
Петровский путевой (подъездной) дворец (1776-1780);
Здание мэрии Москвы (1782).

Белецкая Е. А. Архитектурные альбомы М. Ф. Казакова. М., 1956.
Бондаренко И. Е. Архитектор Матвей Федорович Казаков (1738-1813). М., 1938.
Власюк А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А. Казаков. М., 1957.
Михайлова М.Б. Казаков в ряду европейских зодчих - своих современников // Матвей Федорович Казаков и архитектура классицизма / Ред. Н.Ф.Гуляницкий. - М.: РААСН, НИИТАГ, 1996. - С.69-81.
ru.wikipedia.org

Творчество выдающегося зодчего XVIII столетия Матвея Федоровича Казакова, одного из основоположников архитектуры русского классицизма в Москве, можно с полным правом считать замечательным явлением истории русской культуры.

СЫН ЗОДЧЕГО ТАК ПИСАЛ ВПОСЛЕДСТВИИ ОБ ОТЦЕ:

«НИ У ОДНОГО ИЗ ИНОСТРАНЦЕВ НЕ БРАЛ ОН УРОКОВ

И НИКОГДА НЕ ВЫЕЗЖАЛ ИЗ РОССИИ; РУКОВОДСТВОВАЛСЯ

ПРИРОДНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ И ПРИМЕРАМИ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ СВОИХ...»


ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Деятельность Матвея Федоровича Казакова охватывает более чем 50-летний период, начиная с 60-х годов XVIII столетия и кончая первым десятилетием XIX века. «Трудолюбивый гений» оставил след в истории архитектуры и как самый плодовитый русский зодчий XVIII века, количество его московских построек почти неправдоподобно велико. Произведения Казакова и его знаменитых современников — В. И. Баженова, И. Е. Старова и других — выдвинули русскую классическую архитектуру на первые роли в истории мирового зодчества. Их сооружения и проекты свидетельствуют о блестящем творческом развитии приемов и принципов мирового архитектурного наследия, о гармоничном сочетании нового искусства с художественными традициями национального зодчества. Так, в Петербурге Старов создал воспетый поэтами Таврический дворец, в Москве Баженов разработал проект грандиозного Кремлевского дворца и построил знаменитый дом Пашкова, Казаков в том же городе возвел величественное здание Сената и непревзойденное здание университета, а также множество других прекрасных общественных и частных домов. При этом он не получал заграничного образования, не учился в Академии, а воспитывался в московской среде под воздействием ее культурных и художественных традиций. Зодчий почти не соприкасался с архитектурной жизнью Петербурга, оставаясь в стороне от громадной строительной деятельности быстрорастущей столицы. Кроме того, он оставил большое графическое наследство: изобразил лучшие образцы классической архитектуры Москвы, чуть ли не полностью погибшей в пожаре 1812 года.

Теперь имя Матвея Федоровича Казакова определяет целую эпоху в архитектуре Москвы. Благодаря Казакову древняя столица превратилась из «большой деревни», как ее называли жители Петербурга, в город с прекрасной архитектурой. Хотя деятельность зодчего далеко перешагнула границы родного города, его творения зачастую называются «казаковской Москвой» — целостным и большим по значению понятием, раскрывающим особенности искусства русского классицизма конца XVIII столетия.

АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Матвей Федорович Казаков родился 28 октября 1738 года. Его отец, Федор Казаков, выходец из крепостных, был мелким служащим московского старого Комиссариата. Небогатая семья жила в Садовниках около Кремля, в районе Боровицкого моста. Первоначальные познания в грамоте мальчик получил у дьячка соседней Космодемьянской церкви.

Он рано лишился отца. На прошение, поданное матерью Казакова об определении сына на службу, последовал сенатский указ: «К обучению архитектуре Главного комиссариата умершего подканцеляриста Казакова сына Матвея... определить с награждением жалования против младших учеников по рублю в месяц». Помощь мальчику оказал М. М. Измайлов, бывший тогда главой Комиссариата. Он обратил внимание на подростка, ходившего по лесам строек и постоянно рисовавшего. Так в 1751 году, в 13-летнем возрасте, Казаков вступил в знаменитую первую архитектурную школу князя Д. В. Ухтомского, открытую двумя годами раньше. Особое внимание в ней уделялось рисованию и черчению, приобщению к практической работе. Обучение происходило по прославленным трактатам Витрувия, Палладио, Виньолы, сочинениям французского теоретика XVIII века Блонделя. Помимо теории архитектуры эти книги содержали превосходные гравюры известнейших зданий классической древности, произведений великих зодчих и XVI-XVIII веков. Вместе с тем ученикам настойчиво прививалась любовь к древнерусской архитектуре.

Юность Казакова прошла в упорном постижении теории в тесной связи с практикой, которая состояла из тщательных обмеров древностей, реставрации ветшавших зданий Кремля, составления чертежей и смет, работы на стройках учителей. Это и оказалось его главной школой. Отсюда характерная особенность всего творчества Казакова — синтез основ классики и традиций древнерусского зодчества. Вскоре он стал младшим помощником Ухтомского, который в эти годы возводил Кузнецкий мост через реку Неглинную, достраивал Арсенал в Кремле, «запасной дворец» у Красных ворот, реконструировал здание Главной аптеки и приспосабливал здания бывших присутственных мест для новооткрытого Московского университета. Впоследствии все теоретические принципы и практические занятия были увековечены уже сложившимся мастером Казаковым в «новом» классическом стиле.

В 1760 году Ухтомский ушел в отставку. Школу возглавил П. Р. Никитин, бывший до того его помощником. На свое место он выдвинул молодого Казакова, который в этом же году вышел из школы и получил чин «архитектурии прапорщика».

ПЕРВЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Матвей Федорович был назначен в команду Никитина, ставшего главным архитектором Москвы. В это время Казаков вел строительство в городе Яблоневе, вместе с тем работая в Московском Кремле. В одном из кремлевских храмов он выполнил проект иконостаса, который был перенесен позднее в собор Василия Блаженного.

Впервые одаренность Казакова проявилась особенно ярко при восстановлении Твери после пожара 1763 года, когда город сгорел почти целиком. То событие произвело на всю страну огромное впечатление: стала очевидной необходимость провести серьезные градостроительные реформы во многих городах, так как скученность застройки, кривые улицы и переулки способствовали стихийным бедствиям и пожарам.

В Тверь была направлена команда архитекторов во главе с Никитиным, который включил в нее и молодого Казакова (туда также входили: Квасов, Белецкий, Карин, Селехов, Еготов, Обухов). Никитин в короткий срок продумал проект новой Твери, заслуженно считающийся одним из лучших в русском градостроительстве XVIII века. Детализацию и уточнение общего замысла, создание планов фасадической застройки доверили Казакову. Здесь зодчий выступил уже как самостоятельный мастер: он проектировал торговую контору Н. А. Демидова, провиантские магазины, фасады зданий присутственных мест на главной площади, «деловые» и жилые дома, в том числе типовые проекты, рассчитанные на различные социальные слои. Екатерина II, придававшая большое значение Твери как крупному населенному пункту на пути между Петербургом и Москвой, поручила Казакову возвести, «не щадя труда человеческого», на руинах сгоревшего архиерейского дома путевой дворец императрицы — главное здание в городе.

Восстановление Твери за два с половиной года, короткий по тому времени срок, сразу выдвинуло Казакова в ряды первых архитекторов страны. Он привлек внимание и как талантливый мастер, умевший строить в «новом вкусе». Поэтому именно ему П. Ф. Нащокин заказал проект церкви в своей подмосковной усадьбе Рай-Семеновское. С первым серьезным частным заданием Казаков прекрасно справился. И когда у И. И. Бецкого возникла мысль устроить в Москве Воспитательный дом, то для выполнения проектов «фасадической части» был приглашен Матвей Федорович. Он составил план фасада и всего огромного участка с живописной обработкой площадей, зеленых насаждений, набережных и красивых спусков к Москве-реке.


СОТРУДНИЧЕСТВО С БАЖЕНОВЫМ

Большое значение для творческого роста Казакова имело сотрудничество с В. И. Баженовым, который в 1768 году позвал его, как ближайшего помощника, в «Экспедицию по строению Кремлевского дворца». Судьба объединила усилия и таланты двух замечательных русских архитекторов на семь лет ради сооружения «наиславнейшего в свете здания» — Большого Кремлевского дворца. Эта работа стала для Казакова высшей архитектурной школой. Баженов обучался в крупнейших художественных центрах Европы: Париже, Риме, Флоренции; за его плечами была Петербургская академия художеств. Его широчайшая архитектурная эрудиция, необычайный творческий размах дополнили и отшлифовали талант Казакова. В творениях Матвея Федоровича обнаруживаются приемы, схожие с приемами его начальника: в композициях планов и объемов, в архитектуре фасадов.

Грандиозный замысел Баженова не был осуществлен до конца: начатое в 1773 году строительство дворца было отменено в 1775-м из-за чрезмерности предстоящих затрат и осадки кремлевских соборов. В том же 1775 году Казаков был утвержден в звании самостоятельного архитектора, но все-таки до середины 80-х годов XVIII века продолжалась его совместная работа с Баженовым в «Экспедиции».

На этом этапе они разработали в формах русской архитектуры проект оформления Ходынского поля, где планировались празднества по случаю завершения Русско-турецкой войны (1768-1774) Кючук-Кайнарджийским мирным договором. В серии офортов Казаков запечатлел «Ходынские увеселительные строения». Он немало потрудился над составлением проектов отдельных залов и их постройкой. Екатерина II, отмечая свое удовлетворение работой зодчего, поручила Казакову проект нового Петровского «подъездного» дворца, расположившегося напротив ходынских павильонов. Выстроив этот ансамбль, Матвей Федорович встал в один ряд с крупнейшими представителями направления псевдоготики: русской, или ложной готики, к формам которой он неоднократно возвращался в своей творческой деятельности. Так развернулась широкая деятельность Казакова, выросшего к тому времени во вполне зрелого архитектора. Огромный успех с тех пор не покидал его до самой смерти.


ПЕРВЫЕ КРУПНЫЕ ПРОЭКТЫ

В 1770-х годах Казаков показал высокое мастерство в своих первых крупных постройках в Москве. Самостоятельно продолжая реконструкцию Московского Кремля, он также возвел в 1776-1787 годах здание Сената — одно из самых своих значительных творений, в котором принципы русской архитектуры второй половины XVIII века уже отчетливо обозначились. Одновременно Казаков строил усадьбу Петровское-Алабино (1775-1785) в имении Демидовых под Москвой. Особенностью ансамбля была необычная композиция. В центре квадратного парадного двора расположилось главное здание, имеющее в плане форму квадрата со срезанными углами, отчего объем здания казался треугольным. По проекту Казакова в 1776 году для князя С. В. Гагарина у Петровских ворот была выстроена городская усадьба, ее стиль раннего московского классицизма, тектоника, легкое декоративное оформление были совершенны.

Отличительная черта творчества Казакова — разносторонность. С одинаковым совершенством он строил монументальные правительственные здания, дворцы оригинальной архитектуры, большие усадьбы. Ему принадлежит идея классической формы выражения храмовых сооружений — церкви -ротонкоторая использовалась им при возведении мавзолея Барышникова в Никольском-Погорелом (1774-1802), в Москве — при создании церквей святителя Филиппа, митрополита Московского (1777-1788), Вознесения на Гороховом поле (1788-1793), Святых Космы и Дамиана на Маросейке (1791-1793)и других.

В конце 1770-х — 1780-х годах велось крупное дворцовое и усадебное строительство, в особенности частных, или, как они назывались, «партикулярных», домов в Москве. Становлению архитектуры русского классицизма сопутствовал подъем градостроительной мысли. С точки зрения градообразования построенные в это время Казаковым казенные и частные здания имели огромное значение, были в числе высших достижений русского классицизма.

В 1782 году Матвей Федорович начал возведение здания Московского университета, которое осуществлялось в три этапа более десяти лет. Зодчий отказался от усложненных элементов, обилия скульптуры, добиваясь простоты и величественности строения. В результате здание университета органично вошло в ансамбль центра Москвы, а своим обликом напоминало крупную городскую усадьбу.

В 1786 году Казаков возглавил «Кремлевскую экспедицию», которая вела основные государственные строительные работы в Москве. Фактически он стал главным архитектором города. В это время его талант раскрылся наиболее полно. Зодчий непрерывно получал заказы на возведение частных дворцов и домов, а также исполнял государственные поручения по проектированию в Москве и других городах Российской империи (Екатеринославе, Истре, Коломне и других). В те годы старая столица переживала настоящую «строительную горячку».


ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ-АРХИТЕКТУРНЫЕ РАЗРАБОТКИ КАЗАКОВА

Из градостроительно-архитектурных разработок Казакова интерес представляет обустройство центральных площадей и улиц Москвы. Возведенные им дома определили облик Ильинки — единственной в XVIII столетии московской улицы, здания на которой стояли «сплошною фасадою» с соблюдением единой высоты. Среди них — дом купцов Калинина и Павлова (не сохранился), построенный в конце 1780-х годов на месте разобранного старого Посольского двора. Он знаменит тем, что был одним из первых строений в Москве, совмещавших жилые и торговые функции и отвечавших практическим требованиям времени, то есть являлся чем-то вроде жилого Гостиного двора. И общественножилое назначение здания было новшеством.

Этот дом занимал немалую часть улицы и выходил торцом на нее, таким образом оформляя парадный подъезд к планировавшейся на Ильинке новой площади. Сообразно занимаемому месту и общественной значимости он был выполнен в торжественных монументальных формах, а его ведущее место в создававшемся ансамбле было подчеркнуто «сильным» коринфским портиком. Квартал рядом с ним занимал дом Хрящева (не сохранился), имевший скругленные углы и огибавшую его галерею; он был близок по высоте с соседним калининским домом, но выполнен в других архитектурных формах. Обозреваемый главным образом с улицы, а не с площади, он был без крупных пластических перепадов. В нем преобладали горизонтальные членения, подчеркнутые сильно вынесенным и обогащенным модульонами карнизом, завершавшим второй этаж.

Наиболее цельной по характеру архитектуры в то время была Тверская улица в отрезке между Охотным Рядом и Тверским бульваром. Это была парадная улица города, чуть ли не целиком занятая дворцами знати. В 1773 году во время пожара деревянные дома на ней выгорели, а каменные почти все были повреждены, что предоставило возможность застроить Тверскую в относительно едином архитектурном облике. Двадцать лет Казаков возводил и реконструировал на этом участке почти все наиболее значительные здания и разработал проект планировки и архитектурного оформления Тверской площади. Здесь проявились отличительные черты творчества Казакова, стремившегося к максимальному усилению регулярности и приданию уравновешенности сторонам улицы. Это особенно явно демонстрировали вынесенные на красную линию здания, ордерность архитектуры, примерно одинаковая этажность и высота зданий. Дом генерал-губернатора (ныне — мэрия Москвы) на Тверской площади Казаков выстроил и дополнил корпусами в 1782 году. Для него уже имелся проект и даже был выложен цокольный этаж. Это единственный случай, когда зодчий строил здание по чужому плану. Но подъезд с улицы, интерьеры и главная лестница были спланированы им лично. В начале 1790-х годов, одновременно с окончанием строительства здания университета на Моховой улице, архитектор завершил и Университетский благородный пансион на Тверской (дворянский институт с пансионатом), украсив его строгим тосканским портиком.


НОВОЕ ВИДЕНИЕ ЖИЛОГО ДОМА

Велика роль Казакова и в создании нового классического типа городского жилого дома конца XVIII века — дворца, который выдвигался на красную линию улицы, а флигели и службы размещались по бокам дома или переносились за него. Из возведенных Казаковым жилых домов в Москве общностью композиционной схемы отличались дом Голицына на Лубянке, дома Прозоровского и Козицкой на Тверской, Демидова в Гороховском переулке и Губина на Петровке. Характерными для них являлись компактность плана и объема, а также пропорциональные соотношения длины, высоты и ширины (приближающиеся к соотношениям двух квадратов и их диагоналей, или трех квадратов). Однако при общности основных построений архитектура их разнообразна по художественным приемам. Матвей Федорович строил усадьбы и по традиционной схеме русских дворянских имений — с курдонёром, что зачастую определялось укладом жизни заказчиков.

Казаков первым в Москве построил большие доходные дома, а также сравнительно небольшие удобные жилые особняки, которые тогда только начали появляться в городе. Эти здания — мастерские образцы единства функциональных, конструктивных и эстетических начал архитектуры. В них Казаков смело использовал новые приемы, внедряя в зодчество достижения науки и техники своего времени. Глубокая осмысленность архитектуры с точки зрения ее жизненного, общественного назначения, большая экономичность, целесообразность и остроумие планировочных и конструктивных приемов, художественное совершенство целого и каждой детали отличали сооружения Казакова.

Проектируя жилые дома, Матвей Федорович стремился к большей выразительности архитектурных элементов и, следуя особенностям развития стиля, отходил от измельченности, больше выявляя тектонику стены. В конце 1780-х годов сложилась, ставшая характерной для его творчества, система трехчастного построения фасада с портиком большого ордера в центре и малым ордером в обрамлении окон или балконных дверей боковых ризалитов. Этим приемом была достигнута выразительность дома Барышникова на Мясницкой улице.

Много внимания зодчий уделял и разработке интерьеров, монументальность которых в большинстве случаев была подчеркнута простыми объемами залов, перекрытых куполами или зеркальными сводами. В их декоративной обработке использовались колонны, пилястры, карнизы. Архитектурная декорация стен дополнялась росписью. Сохранившиеся интерьеры «Золотых комнат» в доме Демидова, здания Сената, Колонного зала дома Благородного собрания позволяют судить о Казакове как об изумительном мастере внутреннего декоративного убранства.

В одних из последних и наиболее значительных произведениях Казакова — Голицынской и Павловской больницах — получили обобщение прогрессивные черты русской архитектуры второй половины XVIII века.

К началу 1800-х годов архитектурные формы сооружений Казакова делаются еще более лаконичными, и в его творчестве начинают прослеживаться приемы, получившие дальнейшее развитие в зодчестве первой четверти XIX века.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ КАЗАКОВА

Необходимо отметить, что Матвей Федорович обладал большим педагогическим талантом, организовав новую систему обучения. Его дом в Златоустовском переулке был не просто жилищем семьи Казаковых: именно здесь под руководством мастера много лет действовала архитектурная школа, из которой вышли Еготов, Бакарев, Бове, Карин, Мироновский, Таманский, Селехов, Родион Казаков, братья Поливановы и другие. Все три сына зодчего — Василий, Матвей и Павел — стали его помощниками и, направляемые отцом, осуществляли свои проекты. Непрерывная преемственность связывает «казаковскую школу» с нынешним Московским архитектурным институтом.

В 1799 году Академия художеств по предложению ее вице-президента Баженова выпустила указ об издании книг «Российская архитектура», включающих чертежи с планами, фасадами и разрезами зданий и нереализованных проектов различного назначения, «кои, по хороше му вкусу своему и архитектуре, то заслуживать будут». Казаков принял активное участие в подготовке неосуществленного издания чертежей, составив альбомы «казенных» (10) и «партикулярных» (6) строений Москвы. В первом альбоме представлены чертежи 19 зданий Казакова, из которых до наших дней в первоначальном виде дошли только пять: дом Долгорукова (позже — здание Благородного собрания), дом Губина на Петровке, дом Барышникова на Мясницкой улице, дом Демидова в Гороховском переулке, дом Гагарина в Армянском переулке. В это же время Казаков выполнял сложную работу по составлению «фасадического», то есть аксонометрического плана Москвы и съемке генерального плана города с показом всех его строений. Они осуществлялись не для фиксации архитектуры города, но и чтобы обозначить «ситуацию» для дальнейшей его застройки. Одной из особенностей «фасадического» плана явилось иллюстрирование таблиц атласа выполненными в крупном масштабе видами архитектурных ансамблей города. По чертежам Казакова можно судить о первоначальном облике немногих дошедших до нас зданий, которые были уничтожены пожаром 1812 года.

При приближении в 1812 году французской армии к Москве семья Казакова вывезла больного зодчего в Рязань. Здесь он узнал о пожаре в старой столице и о том, что почти все, созданное им на протяжении жизни, превратилось в пепел. Он не перенес этого потрясения, и 7 ноября 1812 года великий строитель Москвы скончался. Матвей Федорович Казаков погребен в Троицком монастыре на окраине города.

В творческой биографии Казакова обращает на себя внимание необыкновенное многообразие практической деятельности мастера. Полный список работ этого зодчего занимает много десятков страниц. Для своего времени он был передовым архитектором и крупным градостроителем, создавшим ряд замечательных ансамблей Москвы конца XVIII века и во многом определившим новые пути развития архитектурного облика города. В отличие от зодчих Петербурга, возводивших город, по существу, на пустом месте, мастер смог удачно вписать произведения «нового» стиля в древние кварталы Москвы. В лучших произведениях Казакова русский классицизм выступает как глубоко самостоятельный архитектурный стиль, как явление русской художественной культуры, врывающейся полноводным и мощным потоком в общее русло мирового зодчества.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА МАТВЕЯ ФЕДОРОВИЧА КАЗАКОВА

Комплекс Воспитательного дома (совместно с К. И. Бланком) 1763-1765 Москва,
Участие в составлении регулярного плана Твери (под руководством П. Р. Никитина) 1763 Тверь, Россия
Руководитель работ по застройке Твери 1760-е Тверь, Россия
Путевой дворец Екатерины II 1765-1775 Тверь, Россия
Совместная работа с В. И. Баженовым над проектом Большого Кремлевского дворца 1767-1774 Москва, Россия
Пречистенский дворец 1774-1775 Москва, Россия
Дворец князя С. В. Гагарина (перестроен Бове в 1826; ныне — городская клиническая больница № 24) 1774-1776 Москва, Россия
Дом М. П. Губина 1774-1776, 1780-е Москва, Россия
Петровский путевой дворец (ныне — Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского) 1775-1782 Москва, Россия
Усадьба Петровское-Алабино для Демидовых 1775-1785 Московская область, Россия
Здание Сената в Московском Кремле 1776-1789 Москва, Россия
Церковь Святителя Филиппа, митрополита Московского (совместно с С. А. Кариным) 1777-1778 Москва, Россия
Генеральный план Коломны 1778 Коломна, Россия
Успенская церковь 1778 Коломна, Россия
Дом генерал-губернатора (надстроен Д. Н. Чечулиным в 1943; ныне — мэрия) 1782 Москва, Россия
Планировка Екатеринослава 1783 Днепропетровск,
Планировка и застройка Калуги 1780-е Калуга, Россия
Тихвинская церковь, дом архиерея, башни Старо-Голутвина монастыря 1780-е Московская область Россия
Дом Дворянского собрания (восстановлен А. Н. Бакаревым в 1814; перестроен А. Ф. Мейснером в 1903-1905) 1770-е и 1784- 1787 Москва, Россия
Дом М. Ф. Казакова середина 1780-х Москва, Россия
Школа М. Ф. Казакова (перестроена К. М. Быковским в 1875) 1785-1800 Москва, Россия
Перестройка Лобного места на Красной площади 1786 Москва, Россия
Здание Московского университета (восстановлено Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьевым в 1817-1819) 1786-1793 Москва, Россия
Перестройка усадьбы Царицыно 1786-1797 Москва, Россия
Дворец в усадьбе Царицыно 1786-1797 Москва, Россия
Усадьба А. Ф. Талызина (ныне — Музей архитектуры им. А. В. Щусева) 1787 Москва, Россия
Дом А. К. Разумовского (ныне — Институт физической культуры) 1790-1793 Москва, Россия
Церковь Вознесения на Гороховом поле 1790-1793 Москва, Россия
Участие в составлении плана Москвы 1791 Москва, Россия
Храм Святых бессребреников Космы и Дамиана 1791-1793 Москва, Россия
Бутырский тюремный замок 1794 Москва, Россия
Голицынская больница (ныне — городская клиническая больница № 1) 1796-1801 Москва, Россия
Картинная галерея при Голицынской больнице 1796 Москва, Россия
Жилой дом С. И. Плещеева 1797 Москва, Россия
Дом Дурасовых (ныне — Военно-инженерная академия) конец XVIII века Москва, Россия
Усадьба Д. П. Бутурлина конец XVIII века Москва, Россия
Дом графа В. Г. Орлова конец XVIII века Москва, Россия
Дом А. Б. Куракина конец XVIII века Москва, Россия
Главный корпус Павловской больницы (ныне — городская клиническая больница N° 4) 1801-1807 Москва, Россия
Усадьба Н. Н. Демидова (с 1876 — Басманная больница) начало XIX века Москва, Россия

на тему: «Творчество архитектора М.Казакова».

Введение 3

1Началосамостоятельной работы 4

1.1 Годы учения 4

1.2 Начало самостоятельной работы 5

2 Творческий расцвет. Последние годы жизни 7

Список использованных источников 10

Приложение А (иллюстрации) 11

Введение

Казаков Матвей Федорович (1738-1812) - русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-87), университет (1786-93), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-91), Губина (1790-е гг.) псевдоготический Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775-82). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов). Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Про творческий расцвет, самостоятельную работу и последние годы жизни этого замечательного архитектора я расскажу в своем реферате.
1 Начало самостоятельной работы

1.1 Годы ученичества

Казаков Матвей Федорович , русский архитектор, один из основоположников классицизма в русской архитектуре 18 веке. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства. Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Родился в семье копииста главного Комиссариата. Его отец был выходцем из крепостных, семья постоянно бедствовала. В 1751 после смерти отца мать определила 12-летнего Матвея в архитектурную школу известного зодчего князя Д. В. Ухтомского, откуда в 1760 он с чином «архитектурии прапорщика» был переведен в мастерскую городового архитектора П. Р. Никитина. Участвовал в работах по строительству Головинского дворца, восстановлению Черниговского собора и церкви Спаса «на бору». Первая крупная работа была связана с восстановлением Твери после пожара 1763: участвовал в составлении плана города, проектировал и строил Путевой дворец для Екатерины II (1763-67).

В 1768 произошло событие, определившее дальнейшую творческую судьбу Казакова - он начал работать с В. И. Баженовым в «Экспедиции строения Кремлевского дворца» (в чине «заархитектора»). С этого времени все его работы были связаны с Москвой.

Работа с Баженовым для начинающего архитектора была прекрасной школой и способствовала глубокому освоению принципов применения классических форм и пропорций, что повлияло на его дальнейшую деятельность. Казаков стал соавтором Баженова при разработке проекта оформления Ходынского поля для празднования заключения Кючук-Кайнарджийского мира.

1.2 Начало самостоятельной работы

В 1775, став полноправным архитектором, Казаков получил право на самостоятельную работу. Это было время становления классицизма в русской архитектуре. Одной из первых крупных самостоятельных работ зодчего было строительство здания Сената в Московском Кремле (1776-87) - монументального сооружения, треугольного в плане. При его строительстве Казаков впервые в России применил купольное покрытие большого диаметра. Возвышающаяся над Кремлевской стеной ротонда с куполом (над центральным залом Сената) стала акцентировать поперечную ось Красной площади.

Вторым крупным сооружением Казакова был Московский университет (1786-93), ставший одним из опорных сооружений в системе центральных площадей города (позже перестроен Д. И. Жилярди). По поручению императрицы Казаков возвел подъездной дворец - Петровский замок (ныне Военно-воздушная академия; 1775-82), в декоре фасадов которого при сохранении классической основы здания были использованы псевдоготические и древнерусские элементы.

Одновременно со строительством университета Казаков занимался перестройкой дома князя Долгорукого-Крымского в Охотном ряду (ныне Колонный зал Дома Союзов). Перекрыв внутренний двор дома и расположив по периметру великолепные колонны коринфского ордера, он превратил его в парадный Колонный зал. Основные конструкции зала, выполненные из дерева, в значительной степени способствовали его прекрасной акустике (после пожара 1812 перестроен учеником Казакова архитектором А. Бакаревым).


2 Творческий расцвет. Последние годы жизни

В работах Казакова органично сочетаются широта градостроительных начинаний, рациональность плановых построений с возвышенностью архитектурных образов. Его талант в наибольшей степени раскрылся в многочисленных проектах жилых домов и усадеб. Они свидетельствуют не только о высоком профессиональном мастерстве зодчего, но и о своеобразии его художественного языка. Эти постройки в значительной степени определили облик допожарной Москвы, в частности, Тверской улицы (дома: московского главнокомандующего, Бекетова, князя С. Голицына, Ермолова и др.), и повлияли на масштаб и характер ее дальнейшей застройки.

Расцвет творчества Казакова приходится на 1780-90-е гг., когда им были построены десятки частных дворянских особняков, усадеб, общественных зданий, церквей. Среди них: усадьба Демидова в Петровском-Алабине, дом заводчика М. И. Губина на Петровке (1790-е гг.), усадьба Барышникова на Мясницкой (1797-1802), Голицынская (ныне 1-я городская; 1796-1801) и Павловская больницы (1802-07) и др.

Особенностью их композиционного построения является двуплановость, когда главный корпус располагается в глубине обширного двора, а арки ворот, флигели, ограды выходят на красную линию улицы. Здания, основная часть которых акцентируется портиками большого ордера и куполами, отличаются простым четким планом и скупостью декора. Выразительность интерьера достигается не только использованием большого ордера, как в Колонном зале, но и введением скульптуры (Сенат, университет), а также живописностью декора (так называемые Золотые комнаты дома Демидова, 1779-91). Целостные пластичные архитектурные формы преобладают и в культовых сооружениях Казакова (церкви: Филиппа Митрополита, 1777-88, Вознесения, 1790-93, Косьмы и Дамиана, 1791-1803, - все в Москве).

По распоряжению императрицы Казаков сменил Баженова на строительстве императорской усадьбы в Царицыне (1786), где возвел новое здание дворца, оставшееся недостроенным.

В 1800-04 работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов (13) наиболее значительных московских зданий. Сохранилось несколько «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103 «партикулярных строений» самого архитектора и его современников. Благодаря альбомам можно проследить эволюцию типов московского жилого дома и усадьбы.

Организовал архитектурную школу при «Экспедиции кремлевского строения», откуда вышли многие выдающиеся зодчие (И. В. Еготов, О. И. Бове и др.).

Автор многочисленных акварельных рисунков, архитектурных чертежей, офортов: «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (1774-75; тушь, перо), «Строительство Петровского дворца» (1778; тушь, перо), виды Коломенского дворца (1778, тушь, перо).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса