Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чем известен черный квадрат малевича. Где находится черный квадрат

Специалисты Третьяковской галереи обнаружили, что картина Казимира Малевича «Черный квадрат» 1915 года написана на холсте, где ранее содержались два изображения. Кроме того, искусствоведам удалось прочитать авторскую надпись на живописной работе.

«Было известно, что под «Черным квадратом» было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два.

И доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого вы видите в кракелюре, — это протосупрематическая композиция», — рассказала телеканалу «Культура» научный сотрудник отдела научной экспертизы ГТГ Екатерина Воронина.

Она также сообщила, что вместе со своими коллегами Ириной Рустамовой и Ириной Вакар ей удалось расшифровать надпись на «Черном квадрате», которая считается авторской.

Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере».

Эта фраза отсылает к названию картины французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», написанной в 1882 году и представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.

«У Малевича сложный запутанный почерк и некоторые буквы пишутся одинаково: «н», «п» и даже «и» в некоторых текстах очень близки по написанию. Мы работаем над вторым словом. Но то, что первое слово «Битва», вы все можете увидеть в экспозиции», — пояснила Воронина.

«Черный квадрат» — самое мифологизированное произведение изобразительного искусства XX века. Его интерпретации неисчислимы. Безусловно одно: картина воспринимается как эстетический манифест целого поколения художников и как символ важнейшей эстетической эпохи.

Сам Малевич на вопросы о значении и смысле «Квадрата» отвечал, что называется, уклончиво. Говорил, что сам не ожидал такого эффекта и не вполне ясно понимает, что все это может значить.

Некоторых исследователей эти слова натолкнули на мысль о сверхъестественном, мистическом происхождении живописного символа.

Однако считается, что впервые изображение черного квадрата появилось у Малевича в 1913 году в эскизах декораций к постановке футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем». В 1915-м квадрат был представлен в виде законченного живописного полотна в ряду других геометрических работ, которые, в общем, ознаменовали появление нового художественного направления — супрематизма.

Работы впервые были обнародованы на футуристической выставке «0, 10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года.

Супрематические картины Малевича занимали там отдельный зал, а «Черный квадрат» висел в так называемом красном углу — том месте комнаты, где в русских избах держали иконы.

Последнее обстоятельство было многими критиками и журналистами воспринято как вызов и подкоп под нравственные основы. Впоследствии многие скептики пытались объяснить «Черный квадрат» прагматически — тем, что художник что-то писал на холсте, не задалось, и он закрасил изображение так, как ему в тот момент пришло в голову.

Этой смелой гипотезе, впрочем, противоречит тот факт, что Малевич неоднократно делал авторские повторения «Квадрата». Сегодня нам известно о четырех повторениях: два хранятся в Третьяковской галерее, одно — в Русском музее, еще одно — в Эрмитаже.

Таким образом, по-видимому, нынешняя находка искусствоведов из ГТГ важная для истории шедевра Малевича, но ровно ничего не добавляет к нашему пониманию или непониманию картины. Разве что прямая

Имя Алле, конечно же, в связи с Малевичем звучало и раньше. Его четыре работы 1882-1883 годов, представляющие собой синий, черный, белый и красный прямоугольники с названиями вроде «Первое причастие страдающих анемией девушек в снегу», были показаны на выставках «Отвязанного искусства». В связи с Малевичем это все часто вспоминали, но было не вполне ясно, как шаловливая французская затея относится к монументальному российскому символу нового искусства. Теперь, по-видимому, можно воспринимать искания русских авангардистов, в частности, и как отклик на французские штучки.

Есть произведения искусства, которые знают все. Ради этих картин туристы стоят в длинных очередях в любую погоду, а затем, попадая внутрь, просто делают селфи на их фоне. Однако, если спросить у туриста, отбившегося от группы, почему он так рвется посмотреть на шедевр, – он вряд ли объяснит, ради чего он страдал, толкался и мучился с фокусным расстоянием. Зачастую дело в том, что из-за постоянного информационного шума вокруг конкретного произведения забывается сама его суть. Наша же задача в рубрике «Великое и непонятное» вспомнить, почему всем надо ходить в Эрмитаж, Лувр и Уффици.

Первой картиной в нашей рубрике стало полотно Казимира Малевича «Черный квадрат». Оно является, пожалуй, самым известным и спорным произведением русского искусства и при этом самым узнаваемым на Западе. Так, в Лондоне сейчас проходит масштабная выставка , посвященная творчеству художника. Главным экспонатом стал, конечно, «Черный квадрат». Можно даже утверждать, что у европейских критиков русское искусство ассоциируется не с Карлом Брюлловым и Ильей Репиным, а именно с Малевичем. При этом, к сожалению, мало кто из посетителей Третьяковской галереи или Эрмитажа может четко сказать, чем же так известно это полотно. Сегодня попытаемся это исправить.

Казимир Малевич (1879 - 1935) «Автопортрет». 1933 год.

1. Это не «Черный квадрат» , а «Черный квадрат на белом фоне»

И это важно. Этот факт стоит запомнить, как теорему Пифагора: в жизни вряд ли пригодится, но не знать ее как-то неприлично.

К.Малевич «Черный квадрат на белом фоне». 1915 год. Хранится в Третьяковской галерее

2. Это не квадрат

Сначала художник назвал свою картину «Четырехугольник», что подтверждается линейной геометрией: здесь нет прямых углов, стороны не параллельны друг другу, а сами линии неровные. Таким образом, он создал подвижную форму. Хотя, конечно, пользоваться линейкой умел.

3. Зачем Малевич нарисовал квадрат?

В своих воспоминаниях художник пишет, что сделал это бессознательно. Однако развитие художественной мысли можно проследить по его картинам.

Малевич работал чертежником. Неудивительно, что сначала его увлекал кубизм своими правильными формами. Например, картина 1914 года – «Композиция с Джокондой». Здесь уже появляются черные и белые прямоугольники.


Слева – Казимир Малевич «Композиция с Джокондой». Справа – Леонардо да Винчи «Мона Лиза», она же «Джоконда»

Затем, при создании декораций для оперы «Победа над солнцем», появилась идея квадрата как самостоятельного элемента. Однако картина «Черный квадрат» появилась только спустя два года.

4. Почему именно квадрат?

Малевич считал, что именно квадрат является основой всех форм. Если следовать логике художника, круг и крест являются уже вторичными элементами: вращение квадрата образует круг, а перемещение белых и черных плоскостей – крест.

Картины «Черный круг» и «Черный крест» были написаны одновременно с «Черным квадратом». Все вместе они составили основу новой художественной системы, но главенство всегда было именно за квадратом.

«Черный квадрат» – «Черный круг» – «Черный крест»

5. Почему квадрат черный?

Для Малевича черный – это смешение всех существующих цветов, в то время как белый – отсутствие всякого цвета. Хотя, это полностью противоречит законам оптики. Все помнят, как в школе рассказывали, что черный цвет поглощает остальные, а белый – соединяет весь спектр. А потом мы делали опыты с линзами, разглядывая получившуюся радугу. Но у Малевича все наоборот.

6. Что такое супрематизм и как его понять?

Малевич основал в середине 1910-х годов новое направление в искусстве. Он назвал его супрематизмом, что в переводе с латыни означает «наивысший». То есть, по его мнению, это течение должно было стать вершиной всех творческих поисков художников.

Супрематизм легко узнать: различные геометрические фигуры объединены в одну динамическую, обычно асимметричную композицию.

К.Малевич «Супрематизм». 1916 год.
Пример одной из многих супрематических композиций художника.

Что это значит? Подобные формы зрителем обычно воспринимаются, как разбросанные по полу детские разноцветные кубики. Согласитесь, нельзя две тысячи лет рисовать одни и те же деревья и дома. Искусство должно находить новые формы выражения. И не всегда они понятны для обывателей. Например, полотна малых голландцев когда-то были революционными и глубоко концептуальными. На натюрмортах через предметы отображалась жизненная философия. Однако сейчас они воспринимаются, скорее, как красивые картинки, современный зритель просто не задумывается над глубоким смыслом произведений.


Ян Давидс де Хем «Завтрак с фруктами и омаром». Вторая четверть XVII века.
Каждый элемент в голландских натюрмортах несет определенный символический смысл. Например, лимон – символ умеренности.

Эта стройная система рушится при знакомстве с картинами авангардистов. Здесь не работает система «красиво – не красиво», «реалистично – не реалистично». Зрителю приходится думать, что же могут означать эти странные линии и кружочки на полотне. Хотя, на самом деле, в лимонах на голландских натюрмортах смысла не меньше, просто посетителей музея не заставляют его разгадывать. В картинах XX века надо сразу понимать идею произведения искусства, что намного сложнее.

7. Неужели только Малевич был таким умным?

Малевич был не первым художником, который начал создавать подобные картины. Многие мастера Франции, Англии и России были близки к постижению беспредметного искусства. Так, Мондриан в 1913 – 1914 годах создавал геометрические композиции, а шведская художница Хильма аф Клинт писала так называемые цветные диаграммы.


Хильма аф Клинт. Из серии SUW (Звезды и Вселенная). 1914 – 1915 годы.

Однако, именно у Малевича геометрия приобрела четкий философский подтекст. Его замысел ясно вытекал из предыдущего художественного течения – кубизма, где предметы дробятся на геометрические формы, и каждая из них раскрашена отдельно. В супрематизме перестали изображать первоначальную форму, художники перешли к чистой геометрии.

Пабло Пикассо «Три женщины». 1908 год.
Пример кубизма. Здесь художник еще не отказывается от формы-прототипа – человеческого тела. Фигуры похожи на работу скульптора-плотника, который как будто создал свое произведение с помощью топора. Каждый «срез» скульптуры закрашен оттенком красного цвета и не выходит за границы.

8. Как квадрат может быть подвижным?

Несмотря на внешнюю статичность, эта картина считается одной из самых динамических в истории русского авангарда.

По замыслу художника, черный квадрат символизирует чистую форму, а белый фон – бесконечное пространство. Малевич употреблял прилагательное «динамический», чтобы показать, что эта форма находится в космосе. Это похоже на планету во Вселенной.

Так что фон и форма неотделимы друг от друга: Малевич писал, что «самое главное в супрематизме – два основания – энергия черного и белого, служащие раскрытию формы действия». (Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. М., 1995. Том 1. С.187)

9. Почему у «Черного квадрата» две даты создания?

Полотно было создано в 1915 году, хотя сам автор на оборотной стороне написал 1913 год. Это было сделано, видимо, чтобы обойти своих конкурентов и утвердить первенство в создании супрематической композиции. На самом деле, в 1913 году художник занимался оформлением оперы «Победа над солнцем», и в его эскизах, действительно, был черный квадрат как символ этой победы.

Но в живописи замысел был воплощен только в 1915 году. Картина была представлена на авангардистской выставке «0, 10», причем художник поместил ее в красный угол, место, где в православном доме обычно висят иконы. Этим шагом Малевич провозгласил значимость полотна и оказался прав: картина стала поворотным пунктом в развитии авангарда.


Фотография, сделанная на выставке «0, 10». «Черный квадрат» висит в красном углу

10. Почему «Черный квадрат» есть и в Эрмитаже, и в Третьяковке?

Малевич несколько раз обращался к теме квадрата, так как для него это самая главная супрематическая форма, после которой в порядке важности идут круг и крест.

В мире существует четыре «Черных квадрата», однако они не являются полными копиями друг друга. Они различаются размерами, пропорциями и временем создания.

«Черный квадрат». 1923 год. Хранится в Русском музее

Второй «Черный квадрат» был создан в 1923 году для биеннале в Венеции. Затем, в 1929 году, специально для своей персональной выставки художник создает третью картину. Считается, что его попросил директор музея, потому что оригинал 1915 года уже к тому времени покрылся сеточкой трещин, кракелюром. Художнику идея не понравилась, он отказался, но затем передумал. Так в мире стало на один квадрат больше.


«Черный квадрат». 1929 год. Хранится в Третьяковской галерее

Последнее повторение было создано предположительно в 1931 году. Никто не знал о существовании четвертого варианта, пока в 1993 году некий гражданин не пришел в самарское отделение Инкомбанка и не оставил эту картину под залог. Больше загадочного любителя живописи не видели: за полотном он так и не вернулся. Картина стала принадлежать банку. Но ненадолго: он банкротился в 1998 году. Картину выкупили и передали на хранение в Эрмитаж.


«Черный квадрат». Начало 1930-х годов. Хранится в Эрмитаже

Так, первая картина 1915 года и третий вариант 1929 года хранятся в Третьяковской галерее, второй вариант – в Русском музее, а последний – в Эрмитаже.

11. Как современники отнеслись к «Черному квадрату»?

Если надежды на понимание творчества Малевича уже не осталось, не стоит печалиться. Даже последователи русского авангардиста не до конца осозновали глубокий замысел художника. До нашего времени дошли дневники одной из современниц мастера – Веры Пестель. Она пишет:

«Малевич написал просто квадрат и закрасил его сплошь розовой краской, а другой черной краской и потом еще много квадратов и треугольников разных цветов. Нарядной была его комната, вся пестрая, и хорошо было переходить глазу с одного цвета на другой - все разной геометрической формы. Как спокойно было смотреть на разные квадраты, ничего не думалось, ничего не хотелось. Розовый цвет радовал, а рядом черный тоже радовал. И нам понравилось. Мы тоже стали супрематисты». (Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2 томах. М., 2004. Том 1. С. 144-145)

Это все равно, что сказать о натюрмортах малых голландцев – зачем вдумываться.

Впрочем, есть и более разумеющие замечания. При том, что не все понимали философский подтекст полотна, его значимость все-таки оценили. Андрей Белый так сказал о супрематизме:

«История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами - нуль!» (Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2 томах. М., 2004. Том 1. С. 108).

Александр Бенуа, основатель движения «Мир искусства», был крайне возмущен выходкой Малевича, но все равно понимал значение, которое приобрела картина:

«Черный квадрат в белом обрамлении - это и есть та «икона», которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих Венер. Это не простая шутка, не простой вызов, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения...». (Бенуа А. Последняя футуристическая выставка. Из "Малевич о себе...". Т.2. С.524)

В общем, картина произвела двоякое впечатление на современников художника.

12. Почему я не могу нарисовать «Черный квадрат» и прославиться?

Можете нарисовать, но прославиться уже не получится. Смысл современного искусства не только в том, чтобы создать что-то совершенно новое, но и правильно это преподнести.

Например, черные квадраты рисовали и до Малевича. В 1882 году Пол Билхолд создал картину с неполиткорректным названием «Ночная драка негров в подвале». Еще раньше, в XVII веке, английский художник Флад написал полотно «Великая тьма». Но именно русский авангардист обозначил картиной новую философию и эксплуатировал ее на протяжении нескольких десятилетий. Сможете так? Тогда вперед.

Роберт Флад «Великая тьма». 1617 год.

Пол Билхолд «Ночная драка негров в подвале». 1882 год.

January 25th, 2014

Marek Raczkowski.

Это конечно же все знают, но я соберу пожалуй все в одном месте. Вполне возможно вы откроете для себя что то новое в этой теме.

В 1882 (за 33 года до «Черного квадрата» Малевича) году на выставке «Exposition des Arts Incohérents» в Париже поэт Пол Било представил картину «Combat de nègres dans un tunnel» («Битва негров в туннеле»). Правда это был не квадрат, а прямоугольник.

Французскому журналисту, писателю и эксцентричному юмористу Альфонсу Алле идея так понравилась, что он развил её в 1893 году, назвав свой черный прямоугольник «Combat de nègres dans une cave, pendant la nuit» («Битва негров в пещере глубокой ночью»). Картина была впервые выставлена на выставке «Отвязанного искусства» в Галерее Вивьен.

Выглядел этот шедевр следующим образом:

Дальше больше. И белый, и красный квадрат тоже были впервые изображены Алле Альфонсом. «Белый квадрат» назывался «Первое причастие бесчувственных девушек в снегу» (выполнен также в 1883 году). Выглядел этот шедевр вот так:

Спустя полгода, следующая картина Альфонса Алле была воспринята как своего рода «колористический взрыв». Прямоугольный пейзаж «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» представлял собой ярко-красную одноцветную картину без малейших признаков изображения (1894 год).

Картины Алле Альфонса были восприняты как чистой воды стеб и эпатаж – собственно только на эту мысль и наводят нас их названия. Видимо поэтому мы так мало знаем об этом художнике.

Таким образом, за двадцать лет до супрематических откровений Казимира Малевича маститый художник Альфонс Алле стал «неизвестным автором» первых абстрактных картин. Также Альфонс Алле прославился тем, что почти за семьдесят лет неожиданно предвосхитил известную минималистическую музыкальную пьесу «4′33″» Джона Кейджа, представляющую собой четыре с половиной «минуты молчания». Пожалуй, единственное отличие Альфонса Алле от его последователей заключалось в том, что он, выставляя свои ошеломляюще новаторские работы, нисколько не пытался выглядеть многозначительным философом или серьёзным первооткрывателем.

Кто же он? Альфо́нс Алле́ (20 октября 1854, Онфлёр (департамент Кальвадос) - 28 октября 1905, Париж) - французский журналист, эксцентричный писатель и чёрный юморист, известный своим острым языком и мрачными абсурдистскими выходками, на четверть века предвосхитившими известные эпатажные выставки дадаистов и сюрреалистов 1910-х и 1920-х годов.

Альфонс Алле практически всю свою жизнь был эксцентричным писателем, эксцентричным художником и эксцентричным человеком. Он был эксцентричен не только в своих афоризмах, сказках, стихах или картинах, но и в повседневном поведении.

Наскоро закончив обучение и получив к семнадцати годам звание бакалавра, Альфонс Алле (в качестве ассистента или стажёра) поступил в аптеку собственного отца.

Отец Альфонса с большой гордостью наметил для него карьеру великого химика или фармацевта. Будущее покажет: Альфонс Алле с блеском оправдал надежды своего аптечного отца. Он стал более чем химиком и глубже чем фармацевтом. Однако даже и самое начало его деятельности в семейной аптеке уже оказалось весьма многообещающим. В качестве дебюта Альфонс провёл несколько смелых опытов по воздействию на пациентов высококачественного плацебо своей оригинальной рецептуры, синтезировал оригинальные поддельные лекарства, а также «собственноручно» поставил несколько необычайно интересных диагнозов. О своих первых маленьких аптечных триумфах он с удовольствием расскажет немного позднее, в своей сказке: «Высоты дарвинизма».

«…У меня кое-что нашлось и для дамы, жестоко страдавшей желудком:

Дама: - Я не знаю, что со мной, сначала еда поднимается наверх, а потом опускается вниз…

Альфонс: - Прошу прощения, мадам, вы случайно не проглотили лифт?»

(Альфонс Алле, «Обхохотался!»)

Увидев самые первые успехи своего сына в области фармацевтики, отец с удовольствием отослал его из Онфлёра в Париж, где и прошёл остаток жизни Альфонса Алле.

Отец направил его стажироваться в аптеку одного своего близкого знакомого. По более близком рассмотрении, спустя несколько лет эта аптека оказалась привилегированным масонским кабаре «Чёрная кошка», где Альфонс Алле с большим успехом продолжал составлять свои рецепты и залечивать недужных. Этим уважаемым делом он занимался практически до конца своей жизни. Его дружба с Шарлем Кро (знаменитым изобретателем фонографа) должна была бы вернуть его к научным исследованиям, но этим планам снова не суждено было сбыться. Фундаментальные научные работы Альфонса Алле представляют собой вклад в науку, хотя сегодня они значительно менее известны, чем он сам. Альфонс Алле успел опубликовать свои серьёзнейшие исследования по цветной фотографии, а также пространную работу по синтезу каучука (и вытягиванию резины). Кроме того, он получил патент на собственный рецепт приготовления лиофилизированного кофе.

В возрасте 41 года Альфонс Алле женился на Маргарит Алле, в 1895 году.

Он умер в одной из комнат отеля «Британия», где Альфонс Алле провёл много свободного времени. Накануне врач строжайшим образом прописал ему шесть месяцев не вставать в постели, только тогда выздоровление представлялось возможным. В противном случае - смерть. «Забавные люди, эти врачи! Они серьёзно думают, что смерть страшнее, чем шесть месяцев в постели»! Едва только врач скрылся за дверью, Альфонс Алле быстро собрался и провёл вечер в ресторане, а другу, который провожал его обратно до гостиницы, он рассказал свой последний анекдот:

«Имейте в виду, завтра я буду уже труп! Вы найдёте, что это остроумно, но я уже не буду смеяться вместе с вами. Теперь вы останетесь смеяться - без меня. Итак, завтра я буду мёртв!» В полном соответствии со своей последней весёлой шуткой, он скончался на следующий день, 28 октября 1905 года.

Альфонс Алле был похоронен на парижском кладбище Сент-Уан. Спустя 39 лет, в апреле 1944 года его могила была стёрта с лица земли и исчезла без малейшего остатка под дружественными бомбами французской освободительной армии Шарля де Голля. В 2005 году воображаемые останки Альфонса Алле торжественно (с большой помпой) были перенесены на «вершину» холма Монмартр.

После Второй мировой войны во Франции была организована и до сих пор активно действует политическая Ассоциация Абсолютных Апологетов Альфонса Алле (сокращённо «A.A.A.A.A.») Эта сплочённая группа фанатично настроенных людей представляет собой общественный орган, в котором выше всех прочих прелестей жизни ценят юмор Альфонса. ААААА, кроме всего прочего, имеет свой юридический адрес, банковский счёт и штаб-квартиру в «Самом Маленьком Музее Альфонса Алле» на Верхней улице города Онфлёр (Кальвадос, Нормандия, Аптека).

Каждую субботу ближе к вечеру музей Альфонса открыт для свободного посещения всех желающих. К услугам посетителей лабораторные опыты «а-ля Алле», химические дегустации «а-ля Алле», диагнозы «а-ля Алле», недорогие (но очень эффективные) желудочные таблетки «пур Алле» и даже прямой разговор по старинному телефону «Алло, Алле». Все указанные услуги можно получить за какие-то полчаса в сумрачных кулисах онфлёрской аптеки, где родился Альфонс Алле. Это чрезвычайно тесное помещение также было объявлено самым маленьким музеем в мире, не исключая также и самый маленький в мире музей «аутентическая комната» Альфонса Алле в Париже, и самый маленький музей «Шкаф Эрика Сати» в министерстве культуры Франции. Эти три самых маленьких музея в мире соперничают за звание, кто меньше. Бессменным экскурсоводом Алле долгие годы является некий человек, Жан-Ив Лорио, постоянно имеющий при себе официальный документ, подтверждающий, что он является незаконной реинкарнацией великого юмориста Альфонса Алле.

Альфонс Алле порвал с аптеками и начал регулярно публиковаться очень давно, это было, кажется, в 1880-82 году. Первый неосторожный рассказ Альфонса положил начало его 25-летней писательской жизни. Ни в чём он не терпел порядка и прямо заявлял «Даже и не надейтесь, я - непорядочный». Писал в кафе, урывками, над книгами почти не работал, и выглядело это примерно так: «Не говорите глупостей…, чтобы я сидел, не отрывая задницы, и корпел над книгой? - это же невозможно смешно! Нет, лучше я всё-таки её оторву!»

В основном его литературное творчество состоит из рассказов и сказок, которые он писал в среднем по две-три штуки в неделю. Имея «тяжкую обязанность» вести смехотворную колонку, а иногда даже целую колонну в журнале или газете, ему и поневоле приходилось чуть ли не через день «смеяться за деньги». За свою жизнь он сменил семь газет, некоторые имел по очереди, а три - одновременно.

Таким образом, прежде всего живой эксцентрик, потом немного журналист и редактор, и только в последнюю очередь писатель, Алле работал вечно в спешке, писал десятки своих «сказок», сотни рассказов и тысячи статей на левой коленке, впопыхах и чаще всего - за столиком (или под столиком) в кафе. Потому многое из его работ утеряно, ещё большее утеряло ценность, но более всего - так и осталось на кончике языка - ненаписанным.

Альфонс Алле никогда не останавливался на чём-то одном. Он желал написать сразу всё, охватить всё, преуспеть во всём, но ни в чём конкретно. Даже чисто литературные жанры у него вечно путаются, рассыпаются и подменяют один другого. Под видом статей он писал рассказы, под названием сказок - он описывал своих знакомых, вместо стихов писал каламбуры, говорил «басни» - но имел в виду чёрный юмор, и даже научные изобретения в его руках приобретали жестокий вид сатиры на человеческую науку и человеческую природу…

Кроме занятий литературой «под столиком в кафе», Альфонс Алле имел в своей жизни ещё немало важных для общества обязанностей.

В частности, он был членом правления клуба почётных гидропатов, а также одним из основных участников, принятых в руководящие органы масонского кабаре «Чёрный кот». Именно там, в Галерее Вивьен, во время выставок «Отвязанного искусства» он впервые экспонировал свои знаменитые монохромные картины.

Пожалуй, единственное отличие Альфонса Алле от его последователей заключалось в том, что он, выставляя свои ошеломляюще новаторские работы, нисколько не пытался выглядеть многозначительным философом или серьёзным первооткрывателем. Именно это, пожалуй, и обусловило отсутствие профессионального признания его вклада в историю искусства. Своими работами в области живописи Альфонс Алле очень точно пояснил старый как мир тезис: «Не так важно, что ты делаешь, гораздо важнее - как ты это подаёшь».

В 1897 году он сочинил и «привёл в исполнение» «Траурный марш для похорон великого глухого», который, впрочем, не содержал ни одной ноты. Только тишину, в знак уважения к смерти и понимания того важного принципа, что большие скорби - немы. Они не терпят ни суеты, ни звуков. Само собой, что партитура этого марша представляла собой пустую страницу нотной бумаги.

«Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра».

«…С деньгами даже бедность переносится легче, не правда ли?»

«Труднее всего пережить - конец месяца, особенно последние тридцать дней».

«Пока мы соображаем, как бы получше убить время, время методично убивает нас».

«Отъехать - это совсем немного умереть. Но умереть - это очень сильно отъехать!»

«…Как говорила вдова человека, умершего после консилиума трёх лучших врачей Парижа: «Но что же он мог сделать один, больной, против троих - здоровых?»

«…Нужно быть терпимее к человеку, всё же, не будем забывать о том, в какую примитивную эпоху он был сотворён».

(Альфонс Алле, «Штучки»)

А что же квадрат Малевича?

Казимир Малевич написал свой «Чёрный квадрат» в 1915 году. Это полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне, написанный тонкой кисточкой. По утверждению художника, он писал её несколько месяцев.

Черный квадрат 1915 г. Малевич,

Справка:

Казимир Северинович Малевич родился (11) 23 февраля 1878 года близ Киева. Однако есть и другие сведения о месте и времени его рождения. Родители Малевича были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко (по другим данным отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист). Мать была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем в семье.

Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе. В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма. Позже художник стал одним из активных участников футуристических выставок.

Нам жизнь К.Малевича кажется невероятно насыщенной, полной контрастов, взлетов и падений. Но по мнению самого мастера она не была слишком долгой и насыщенной событиями, как он мечтал. Долгое время Малевич мечтал посетить Париж, но ему так и не удалось это сделать. Он побывал за границей лишь в Варшаве и Берлине. Малевич не знал иностранных зыков, о чем на протяжении всей своей жизни очень жалел. Он не выезжал дальше Житомира. Ему не удалось испытать множество эстетических и житейских радостей, доступных его более обеспеченным и образованным коллегам.

«На бульваре», 1903 г.

«Цветочница», 1903 г.

«Точильщик» 1912г.

Малевич самостоятельно прошел весь путь от скромного самоучки до всемирно известного художника, он принимал участие в двух революциях, сочинял футуристические стихи, реформировал театр, выступал на скандальных диспутах, увлекался теософией и астрономией, преподавал, писал философские труды, сидел в тюрьме, был директором солидного института и безработным… Пунин писал, что Малевич принадлежал к тем людям, которые были «заряженны динамитом». Не каждый из знаменитых художников мог так поляризовать общественное мнение. Малевич всегда был окружен преданными друзьями и страстными соперниками, у критиков он вызывал самую грубую брань, «ученики его боготворили, как Наполеона армия». Даже в наше время можно встретить людей, которые имеют резко противоположное отношение и к наследию Малевича, и к его личным человеческим качествам.

Всем смыслом жизни Малевича было искусство. Свойственную его характеру взрывную энергию Малевич привнес в свое творчество. Его эволюция живописца действительно похожа на серию взрывов и катастроф. Они были не особо стихийные, исследователи говорили, что это был «»испытательный полигон», на котором искусство живописи проверяло и оттачивало свои новые возможности». По этому можно определить направления в истории искусств начала XX века. Малевич был выдающимся художником, которые внес свою лепту в развитие искусства того времени.

«Квадрат» Малевича был написан к выставке, проходившей в огромном зале. По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем совершались неоднократно. Однако ученые и критики посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб.

Википедия сообщает нам, что Черных квадратов у Малевича на самом деле тоже не один, а четыре:

*В настоящее время в России находятся четыре «Чёрных квадрата»: в Москве и Санкт-Петербурге по два «Квадрата»: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. Одна из работ принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который его приобрёл у Инкомбанка в 2002 году за 1 миллион долларов США (около 28 миллионов рублей) и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж.

Черный квадрат 1923 г. Малевич, Википедия

Чёрный квадрат 1929 г. Малевич, Википедия

Черный квадрат 1930 гг. Малевич, Википедия

Есть у Малевича и Красный квадрат и Белый квадрат, и много чего еще. Но всемирную славу завоевал почему-то именно этот, Черный квадрат. Однако мало того, что на картине Малевича нарисован не квадрат (углы не прямые!) так он еще и не совсем черный (по крайней мере, файл с картиной содержит около 18000 цветов),

Умудренные искусствоведы пишут:

Концептуальное содержание «Черного квадрата» заключается прежде всего в том, чтобы вывести сознание зрителя в пространство иного измерения, к той единой супрематической плоскости и экономической и икономической. В этом пространстве иного измерения можно выделить три главных направления – супрематии, экономии и икономии. Сама по себе форма в супрематизме ввиду ее беспредметности ничего не изображает. Наоборот, она уничтожает вещи и обретает смысл как первоэлемент, всецело подчиненный экономическому началу, которое в символическом выражении есть «ноль форм», «черный квадрат».

Опять-таки учитывая, что черное, опредмеченное и выраженное в виде «черного квадрата», неразрывно связанно с белым фоном и без него проявление цвета всегда остается неполным и тусклым. Отсюда выясняется и другая, не менее существенная формула «черного квадрата» как символа: «Черный квадрат» есть выражение единства противоположных цветов. В этой наиболее обобщенной формуле черное и белое могут быть выражены как свет и и несвет, как два атрибута Абсолюта, существующие и нераздельно, и неслиянно. То есть они существуют как одно, одно – благодаря которому одно на другом , а вот . Посмотрите еще на работы Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Казимир Северинович Малевич родился в 1878 году в семье сахаровара и домохозяйки в Киеве. У него были польские корни, в семье говорили по-польски, но Малевич считал себя украинцем. Детство художник провел в украинской глубинке, и, как писал он сам, народная культура повлияла на всё его творчество. Он наблюдал, как селянки раскрашивали печи, посуду, вышивали геометрические узоры на рубахах.

В будущем художник много раз в своих работах описывал детские воспоминания, которые в дальнейшем повлияли на выбор профессии. Отец взял маленького Казимира с собой в Киев. Разглядывая витрины магазинов, он увидел холст, на котором девушка чистила картошку. Малевич был шокирован, как реалистично была изображена кожура. Или, увидев маляра, красящего крышу в зеленый цвет, был поражен, как она постепенно становится такого же цвета, как и деревья.

В 15 лет мама подарила ему краски, а уже в 16 он нарисовал свою первую картину: пейзаж с лодкой, рекой и луной. Друг художника отнес полотно в магазин, где его купили за 5 рублей - средняя зарплата рабочего за 2 дня. Дальнейшая судьба картины неизвестна.

Затем в жизни Малевича происходило много интересных событий: работа чертежником, провал вступительных экзаменов в художественную академию, выставки, преподавание в университете, немилость советской власти - но речь сейчас пойдет о его главных работах.

«Корова и скрипка», 1913 год

Наверное, именно с этой картины Малевич объявил войну традиционному искусству. Была она написана в 1913 году в Москве, когда у художника катастрофически не хватало денег. Поэтому он разобрал шкаф и написал 3 картины на полках. На них даже остались отверстия под крепления сбоку. Отсюда и такой необычный размер холста.

Малевич придумал «алогизм» - новый стиль живописи, противопоставляющий себя логике. Суть его была в совмещении несочетаемого. Художник бросил вызов академическому искусству, всей обывательской логике. Искусство всегда создавалось по определенным правилам: в музыке есть четкая структура, поэзия была заточена под традиционные ритмы типа ямба и хорея, в живописи картины писали так, как завещали мэтры.

В картине «Корова и скрипка» Казимир Малевич поставил вместе вещи с двух противоположных берегов. Скрипка как предмет классического искусства, к тому же один из любимых предметов изображения Пикассо, и корова, которую художник срисовал с вывески мясной лавки. На обороте он написал «Алогическое сопоставление двух форм - „корова и скрипка“ - как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками». Там же он поставил дату «1911 г.», чтобы ни у кого не возникало сомнений по поводу того, кто первый придумал алогизм.

Впоследствии художник развивал это направление, например в своей работе «Композиция с Джокондой». Здесь он изобразил знаменитую работу Леонардо да Винчи, перечеркнул ее и наклеил сверху объявление о продаже квартиры. Знаменит его перформанс на Кузнецком мосту, месте сбора нынешней золотой молодежи: он прошел по нему с деревянной ложкой в петлице пиджака, что стало обязательным атрибутом в одежде многих авангардистов того времени.

Казимир Малевич стал основоположником алогизма, но развивал его недолго. Уже в 1915 году он пришел к своему знаменитому черному квадрату и супрематизму.


«Черный супрематический квадрат», 1915 год

В этой картине загадочно всё - от происхождения до интерпретации. Черный квадрат Малевича на самом деле совсем не квадрат: ни одна из сторон не параллельна друг другу или рамке картины, это просто прямоугольник, который невооруженным глазом напоминает квадрат. Для своей работы художник использовал особый раствор из красок, в котором не было ни одной черной, так что название картины не совсем соответствует реальности.

Написана она в 1915 году для выставки, но сам Малевич на обороте поставил дату «1913». Возможно, это связано с тем, что в 1913-м была поставлена опера «Победа над солнцем» в которой художник рисовал декорации. Это была не принятая обывателем постановка, состоящая из нечленораздельной речи, авангардных костюмов и странных декораций. Там впервые фигурировал черный квадрат в качестве фона, закрывающего собой солнце.

Так в чем смысл этой картины, что хотел сказать нам художник? Сложность однозначной интерпретации была изначально заложена автором в работу. Изначально многие художники стремились изобразить как можно точнее и похоже объект рисования. Древний человек старался показать охоту в своей наскальной живописи. Позже появился символизм, когда помимо изображения действительности живописцы вкладывали некий смысл в свои работы. Помещая в свои картины различные объекты, художники стремились показать свои чувства или мысли. К примеру, изображение белой лилии подразумевало непорочность, а черная собака в христианской культуре обозначала неверие и язычество.

В годы жизни Малевича был очень популярен кубизм, где художник не старается реалистично изобразить форму объекта, а показывает его содержание с помощью геометрических фигур, линий. Казимир пошел еще дальше: он уничтожил саму форму, изобразив нуль всех форм - квадрат.

Он создал новое направление - супрематизм. Это, как он считал, высшее проявление живописи. Черный квадрат стал первой буквой алфавита, с помощью которого создавались его шедевры. Художник называл супрематизм новой религией, а квадрат - его иконой. Не зря на выставке картина висела вверху в углу, где у православных висели иконы, так называемый красный угол.

Кроме черного квадрата на выставке были представлены «Черный круг» и «Черный крест». И если «Черный квадрат» был первой буквой алфавита нового искусства, то круг и крест - второй и третьей. Все три картины составляли триптих, одно целое, кирпичики, с помощью которых будут построены картины супрематизма.

Известно как минимум 4 версии черного квадрата, которые Малевич рисовал позже для различных выставок. Первая и третья версия находятся в Третьяковской галерее, вторая - в Русском музее в Петербурге. Про четвертый черный квадрат стало известно лишь в 1993 году, когда кредитор принес картину в качестве залога в банк. Картину он так и не забрал, а после разорения банка ее выкупил за символический миллион долларов российский миллиардер Владимир Потанин и передал в Эрмитаж.

В 2015 году сотрудники Третьяковской галереи под первым черным квадратом обнаружили сложные геометрические линии и узоры. Эксперты утверждают, что под квадратом находятся картины, причем не одна, а две. Кроме этого, нашли еще и надпись: «Битва негров в темной пещере». Это является отсылкой к художникам XIX века Полу Билходу и Альфонсу Алле, которые уже рисовали черные прямоугольники и давали им похожие названия. Так что картины Малевича хранят еще множество тайн.


«Супрематическая композиция», 1916 год.
Главным здесь является синий прямоугольник, расположенный поверх красного луча. Наклон супрематических фигур создает эффект движения. Это самое дорогое произведение русского искусства

Самое удивительное в этой картине - ее история. Малевич выставлял ее на выставке в Берлине в 1927 году, но ему срочно пришлось уехать. Он оставил свои работы на хранение архитектору Гуго Герингу, но судьба сложилась так, что картины Малевич больше не увидел. Когда к власти пришли нацисты, все его работы должны были быть уничтожены как «дегенеративное искусство», но друг художника вывез из страны более 100 его картин. Позже наследники архитектора продали их голландскому музею, который затем много лет устраивал крупнейшие выставки картин Малевича в Европе. Намного позже родственники художника судились с музеем за свое наследство и спустя 17 лет часть картин возвратили их законным владельцам.

В 2008 году данная картина была продана за 65 миллионов долларов и стала на тот момент самым дорогим полотном среди картин русских художников. В 2018-м «Супрематическая композиция» обновила свой рекорд и была продана на аукционе за 85 миллионов анонимному покупателю.


«Белое на белом», 1918 год

Развивая тему беспредметности, Малевич создал белый квадрат, или «Белое на белом». Если супрематизм стоит выше всякого другого искусства, то белый квадрат стоит во главе самого супрематизма. Что может быть беспредметнее, чем белое «ничего», да еще и на белом фоне? Правильно, ничего.

Есть легенда, что художник, нарисовав картину, потерял квадрат из вида и решил очертить его границы и более оттенить фон. В таком виде работа и дошла до зрителя.

Белый цвет у супрематистов был символом пространства. Малевич же считал белизну вершиной созерцания. По его мнению, человек как бы погружается в транс, растворяется в цвете. Художник сам был в восторге от своей работы. Он писал, что разрушил цветовой барьер. После окончания работы над картиной Малевич находился в состоянии депрессии, ведь ничего лучше он создать уже не мог.

Впервые работа была показана на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» в 1919 году в Москве. В 1927-м она оказалась на выставке в Берлине и уже никогда не появлялась у себя на родине. Сейчас находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Полотно является одной из немногочисленных картин, доступных для западного зрителя. В советской России же белый квадрат прочно ассоциировался с белым движением. Возможно, именно поэтому картина у нас не так знаменита, как на Западе. В США белый квадрат по популярности сравним разве что с черным квадратом в России.


«Скачет красная конница», 1928–1932 годы

Советская власть не сильно любила супрематизм, да и всё творчество русского авангарда в целом. Единственной признанной картиной Малевича Советами считается «Красная конница». Думаю, не надо много говорить, почему. Даже на обороте была сделана надпись «Скачет красная конница из Октябрьской столицы на защиту советской границы». Художник поставил дату в углу - «1918 г.», хотя картина была написана явно позже.

Здесь явно выражены 3 элемента - небо, всадники и земля. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд, мало кто из критиков трактует полотно как дань Красной армии.

Линия горизонта проходит ровно по золотому сечению - эталону пропорций: земля относится к небу так же, как и небо к целому. Такое разделение картины в те времена было очень редким, возможно, сказывалась работа Малевича чертежником еще в молодые годы. Кстати, золотое сечение присутствует и в пятиконечной звезде, была ли это отсылка к советской власти, можно только догадываться.

В картине часто фигурируют числа три, четыре и двенадцать. На полотне присутствуют три группы всадников по четыре человека в каждой, что в сумме дает 12. Каждый всадник как бы разделяется еще на 4 человека. Земля поделена на 12 частей. Версии трактовки разные, но, вероятнее всего, Малевич зашифровал здесь отсылку к христианству: 12 апостолов, 4 всадника Апокалипсиса, Святая Троица… Хотя может быть что угодно: 12 знаков зодиака, 12 месяцев, 3 богатыря. Возможно, эти числа вышли у художника случайно, но, знакомясь с творчеством Малевича всё ближе и ближе, не веришь в такие совпадения.

Новейшие методы томографического сканирования помогли экспертам обнаружить под слоем краски скрытое изображение, объясняющее мистический магнетизм «Черного квадрата». Согласно реестрам «Сотбис» стоимость этой картины оценивается на сегодня в 20 миллионов долларов.


В 1972 году английский критик Генри Вейтс писал:
«Казалось бы, что может быть проще: на белом фоне черный квадрат. Любой человек, наверное, может нарисовать такое. Но вот загадка: черный квадрат на белом фоне - картина русского художника Казимира Малевича, созданная еще в начале века, до сих пор притягивает к себе и исследователей, и любителей живописи как нечто сакральное, как некий миф, как символ русского авангарда. Чем же объясняется эта загадка?».
И продолжает:
«Рассказывают, что Малевич, написав “Черный квадрат”, долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. И действительно, эта картина - результат, видимо, какой-то сложной работы. Когда мы смотрим на черный квадрат, то под трещинами видим нижние красочные слои - розовый, лиловый, охровый, - по-видимому, была некая цветовая композиция, признанная в какой-то момент несостоявшейся и записанная черным квадратом ».

Томографическое сканирование в инфракрасном излучении показало следующие результаты:




Открытие взбудоражило искусствоведов и культурологов, заставив их вновь обратиться к архивным материалам в поисках объяснений.

Каземир Северинович Малевич родился в Киеве 23 февраля 18 79 года. Он рос способным ребенком, и в школьном сочинении написал: «Мой папа работает управляющим на сахарном заводе. Но жизнь у него не сладкая. Весь день он слушает, как рабочие матерятся когда напьются бражки из сахара. Поэтому вернувшись домой папа часто матерится на маму. Поэтому когда я вырасту, то стану художником. Это хорошая работа. Не надо материться с рабочими, не надо таскать тяжести, и воздух пахнет красками, а не сахарной пылью, очень вредной для здоровья. Хорошая картина стоит много денег, а нарисовать ее можно всего за один день» .
Прочитав это сочинение мать Кози, Людвига Александровна (в девичестве Галиновская) подарила ему на 15-летие набор красок. А в возрасте 17 лет Малевич поступил в Киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко.

В августе 1905 года, он приехал в Москву из Курска и подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в училище его не приняли. Возвращаться в Курск Малевич не захотел, он поселился в художественной коммуне в Лефортово. Здесь, в большом доме художника Курдюмова, жили около тридцати «коммунаров». Платить за комнату приходилось по семь рублей в месяц — по московским меркам, очень дешево. Но и эти деньги Малевичу часто приходилось брать в долг. Летом 1906 года он снова подал документы в Московское училище, однако его не приняли и во второй раз.
С 1906 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф.И. Рерберга в Москве. На этот период его жизни проливают свет письма художника А.А. Экстера музыканту М.В. Матюшину. В одном из них описывается следующее.
Для поправки своих финансов Казимир Малевич начал работу над циклом картин о женской бане. Картины продавались не дорого и требовали дополнительных расходов на натурщиц, но это были хоть какие-то деньги.
Однажды, проработав с натурщицами всю ночь, Малевич уснул на диване в своей мастерской. Утром туда вошла его жена, чтобы взять у него денег на оплату счетов бакалейщика. Увидев очередное полотно великого мастера, она вскипела от негодования и ревности, схватила большую кисть и закрасила холст черной краской.
Проснувшись, Малевич пытался спасти картину, но безуспешно - черная краска уже подсохла.

Искусствоведы считают, что именно в этот момент у Малевича родилась идея «Черного квадрата».

Дело в том, что многие художники задолго до Малевича пытались создать что-то подобное. Эти картины не получили широкой известности, но Малевич, изучавший историю живописи, несомненно о них знал. Вот лишь некоторые примеры.

Роберт Фладд, "Великая тьма" 1617

Берталь, «Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети», 1843



Пол Билход, "Ночная драка негров в подвале", 1882



Альфонс Алле, "Философы ловят черную кошку в темной комнате", 1893

Больше всех в подобном творчестве преуспел Альфонс Алле, французский журналист, писатель и эксцентричный юморист, автор популярного афоризма «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра».
С 1882 по 1893 год он нарисовал целую серию подобных картин, совершенно не скрывая своего юмористического отношения к этим «творческим исследованиям внематериальных реальностей».
Например, абсолютно белый холст в рамке назывался «Малокровные девочки, идущие к первому причастью в снежной буре». Красный холст назывался «Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря», и т.п.

Малевич несомненно понимал, что секрет успеха подобных картин таится не в самом изображении, а в его теоретическом обосновании. Поэтому он не выставлял «Черный супрематический квадрат», пока не написал в 1915 году свой знаменитый манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» .

Однако и этого оказалось недостаточно. Выставка прошла довольно вяло, поскольку различных «супрематистов», «кубистов», «футуристов», «дадаистов» «концептуалистов» и «минималистов» к тому времени в Москве развелось довольно много, и они уже порядком надоели публике.
Настоящий успех пришел к Малевичу лишь после того, как в 1929 году Луначарский назначил его «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА». В рамках этой должности Малевич повез свой «черный квадрат» и другие работы на выставку «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в Цюрихе. Затем прошли его персональные выставки в Варшаве, в Берлине и в Мюнхене, где также была опубликована его новая книга «Мир как беспредметность». Слава о «Черном квадрате Малевича» пошла по всей Европе.

От московских коллег не укрылся тот факт, что Малевич использовал свою должность не столько для международной пропаганды советского искусства, сколько для пропаганды своего собственного творчества. И по возвращении из-за границы осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД по доносу как «германский шпион».
Впрочем, благодаря заступничеству Луначарского, в тюрьме он провел всего 4 месяца, хотя и расстался с должностью «народного комиссара изобразительных искусств» навсегда.

Итак, первый «Черный супрематический квадрат», о котором здесь и шла речь, датирован 1915 годом, ныне он находится в Третьяковской галерее.
Второй «Черный квадрат» Малевич нарисовал в 1923 году специально для Русского музея.
Третий - в 1929 году. Он тоже находится в Третьяковке.
И четвертый - в 1930 году, специально для Эрмитажа.

В этих музеях хранятся и другие работы Малевича


Каземир Малевич, " Красный супрематический квадрат, 1915



Каземир Малевич, "Черный супрематический круг", 1923


Каземир Малевич, "Супрематический крест", 1923


Каземир Малевич, "Черное и белое", 1915


Однако следует отметить, что имя Малевича навсегда вписано в историю искусства вполне заслуженно. Его «творчество» является наиболее яркой иллюстрацией к законам психологии, согласно которым среднестатистический человек не способен мыслить критически и самостоятельно отличать «искусство» от «неискусства», и вообще правду от неправды. В своих оценках посредственное большинство руководствуется в основном мнением общепризнанных авторитетов, что позволяет легко убедить общественное мнение в верности любого, даже самого абсурдного утверждения. В теории «психологии масс» этот феномен так и называется - «эффект Черного квадрата». На основе этого феномена Геббельс сформулировал один из основных своих постулатов - «Ложь, повторенная в газетах тысячу раз, становится правдой». Печальный научный факт, широко используемый для политического пиара и в нашей стране, и в наши дни.

Каземир Малевич, автопортрет, 1933,
Государственный Русский музей

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса