Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Артистизм как психолого-педагогическая проблема

Сколько не клади зубы на полку, но творческие люди нуждаются в самовыражении. И дабы раскрыть актерский талант, усовершенствовать сценическое мастерство, нужно упорство и терпение. Приобрести и отточить все навыки, необходимые профессиональному актеру, помогут упражнения по актерскому мастерству. Ведь актер на сцене непросто механическая кукла, которая бездумно выполняет установки режиссера, а кукла, умеющая мыслить логично, просчитывать действия на несколько шагов вперед. Профессиональный актер пластичен, имеет хорошую координацию, выразительную мимику и внятную речь.

Прежде чем начинать на полную катушку изучать и прорабатывать этюды и сценки, нужно немного разобраться в себе. Настоящему актеру необходимы определенные черты характера, которые надлежит активно в себе развивать. Другие же качества стоит запрятать в дальний угол и вспоминать о них крайне редко.

Рассмотрим такое качество, как любовь к себе. Казалось бы – нормальное состояние для каждого человека. Но у этого качества есть 2 стороны:

  • Самолюбие – заставляет каждый день развиваться и учиться, не опускать руки. Без этого качества стать знаменитым актером не сможет даже очень талантливый человек.
  • Себялюбие и самолюбование – тупик для актерской карьеры. Такой человек никогда не сможет работать на зрителя, все внимание будет приковано к собственной персоне.

Хороший актер не может быть рассеянным. Он не должен отвлекаться на посторонние шумы во время игры на сцене. Ибо актерское мастерство по своей сути подразумевает постоянный контроль себя и партнера. В противном случае роль просто станет механическим представлением. А внимание позволяет не упускать важные детали во время обучения, просмотра театральных постановок, мастер-классов и тренингов. Для того чтобы научиться концентрироваться, используйте упражнения для развития внимания из сценического мастерства.

Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры

Развитие внимания начинается не со специальных упражнений, а с повседневной жизни. Начинающему актеру следует много времени проводить в людных местах, наблюдать за людьми, их поведением, мимикой, характерными особенностями. Все это в дальнейшем можно использовать для создания образов.

Заведите творческий дневник – это обычный дневник творческого человека. В нём выражайте свои мысли, чувства, записывайте все изменения, которые произошли с окружающими предметами.

После заполнения творческого дневника, можно переходить к отработке сценок и этюдов. Начинающий актер обязан максимально точно передать образ и мимику человека, за которым наблюдал. Нужно помещать прототипы в нестандартные ситуации – именно такие постановки показывают, насколько актер смог понять и вжиться в образ неизвестного человека.

«Слушаем тишину»

Следующее упражнение – умение слушать тишину, нужно научиться направлять внимание на определенную часть внешнего пространства, постепенно расширяя границы:

  • прислушаться к себе;
  • слушать, что происходит в комнате;
  • прислушаться к звукам во всем здании;
  • распознать звуки на улице.

Упражнение «Тень»

Оно не только развивает внимание, но и учит осознано двигаться. Один человек медленно делает какие-либо беспредметные действия. Задача второго – максимально точно повторять все движения, стараться их предугадать, определить цель действий.

Пантомимы и инсценировки

Хороший актер умеет выразительно передавать эмоции словами и телом. Эти навыки помогут вовлечь в игру зрителя, донести до него в полной мере всю глубину театральной постановки.

Пантомима – особый вид сценического искусства, основанный на создании художественного образа посредством пластики, без использования слов.

  • Лучшее упражнение, чтобы научиться пантомиме – игра «крокодил» . Цель игры – без слов показать предмет, фразу, чувство событие. Простая, но веселая игра прекрасно тренирует выразительность, развивает мышление, учит быстро принимать решения.
  • Инсценировка пословиц . Цель упражнения – при помощи небольшой сценки показать известную пословицу или афоризм. Зритель должен понять смысл происходящего на сцене.
  • Игра в жесты – при помощи невербальных символов актер может очень многое сказать на сцене. Для игры надо не менее 7 человек. Каждый придумывает себе жест, показывает его окружающим, затем показывает какой-нибудь чужой жест. Тот, чей жест показали, должен быстро повторить его сам, и показать следующий чужой жест. Кто сбился – выбывает из игры. Эта игра – комплексная, развивает внимание, учит работать в команде, улучшает пластику и координацию рук.

Упражнения для развития пластики

Если с пластикой дела обстоят не очень хорошо, можно легко исправить этот недостаток. При регулярном выполнении следующих движений дома можно научиться лучше чувствовать собственное тело, умело им управлять.

«Красим забор»

Хорошо развивает пластику кистей и рук упражнение «красим забор». Необходимо красить забор, используя кисти рук вместо кисточки.

Какие упражнения делают руки послушными:

  • плавные волны от одного плеча к другому;
  • невидимая стена – необходимо руками прикасаться к невидимой поверхности, ощупывать ее;
  • гребля невидимыми веслами;
  • выкручивание белья;
  • перетягивание невидимого каната.

«Собери по частям»

Более сложное задание – «собери по частям». Надо собрать по частям какой-нибудь сложный механизм – велосипед, вертолет, самолет, создать из досок лодку. Взять невидимую деталь, ощупать руками, показать размер, вес и форму. Зритель должен представлять, какая запчасть находится в руках у актера. Установить деталь – чем лучше пластика, тем быстрее зритель поймет, что собирает актер.

«Гладим животное»

Упражнение «гладим животное». Задача актера – погладить животное, взять его на руки, покормить, открыть и закрыть клетку. Зритель должен понимать – это пушистый заяц или скользкая, извивающаяся змея, маленькая мышка или большой слон.

Развитие координации

Актер должен обладать хорошей координацией. Этот навык позволяет выполнять сложные упражнения на сцене, выполнять несколько движений одновременно.

Упражнения на развитие координации:

  • Плаванье. Вытянуть прямые руки параллельно полу. Одной рукой совершать круговые движения назад, другой – вперед. Двигать руками одновременно, периодически менять направление движений каждой руки.
  • Постучать - погладить. Одну руку положить на голову и начать гладить. Другую руку поместить на живот, легко постукивать. Движения делать одновременно, не забывая менять руки.
  • Дирижер. Руки вытянуть. Одна рука совершает движения вверх-вниз на 2 такта. Другая – совершает произвольные движения на 3 такта. Или рисует геометрическую фигуру. Действовать обеими руками одновременно, периодически менять руки.
  • Путаница. Вытянуть одну руку, прямой рукой совершать круговые движения по часовой стрелке, при этом одновременно вращать кистью в другом направлении.

Эти упражнения первое время выполнять непросто. Но постоянная практика дает результаты. Каждое упражнение стоит повторять не менее 10 раз каждый день.

Сценки и этюды для начинающих актеров

Начинающему актеру необязательно все придумывать с нуля. Умение качественно копировать и подражать – неотъемлемая часть сценического мастерства. Нужно просто найти фильм с любимым персонажем, постараться максимально точно скопировать его мимику, движения, жесты и речь, передать эмоции и настроение.

Задание кажется простым, но на первых порах могут возникнуть затруднения. Только регулярные занятия помогут отточить мастерство подражания. В этом упражнении не обойтись без внимания и умения сконцентрироваться на мелочах. Хорошим даром подражания обладает Джим Керри – у него есть чему поучиться.

Упражнение «Додумай»

Актерская профессия предполагает хорошо развитую фантазию и воображение. Развивать эти навыки можно при помощи упражнения «додумай». Необходимо пойти в места большого скопления людей, выбрать человека, понаблюдать, обратить внимание на внешний вид и манеру поведения. Потом придумать ему биографию, имя, определить род занятий.

Сценическая речь

Хорошая сценическая речь подразумевает не только четкое произношение и хорошую артикуляцию. Хороший актер должен уметь тихо кричать и громко шептать, одним только голосом передавать эмоции, возраст и душевное состояние героя.

Чтобы научиться предавать эмоции словом, необходимо какую-либо простую фразу произнести с точки зрения разных персонажей – маленькой девочки, зрелой женщины, мужчины в возрасте, знаменитого актера или политического деятеля. Нужно найти особенные интонации для каждого персонажа, использовать типовые речевые обороты.

Упражнения для развития сценической речи:

  • Задуваем свечи . Набрать побольше воздуха, поочередно задуть 3 свечи. Количество свечей нужно постоянно увеличивать, задействовать при вдохе мышцы диафрагмы.
  • Отрабатываем технику выдоха . Для этого упражнения подходит стихотворение «Дом, который построил Джек». На одном дыхании необходимо произносить каждую часть произведения.
  • Улучшаем дикцию . Невнятная речь недопустима для хорошего актера. Нужно честно определить проблемные звуки в своей речи, ежедневно произносить скороговорки, которые направлены на устранение проблемы. Заниматься надо не менее получаса 3–5 раз в день. Скороговорки учат четко говорить в быстром темпе, что крайне важно в актерской деятельности.
  • Интонация играет видную роль в создании правильного образа . Для тренировки необходимо ежедневно читать вслух художественные драматические тексты.

Упражнения по актёрскому мастерству можно изучать самостоятельно, на помощь придут различные тренинги. Но лучше заниматься в компании таких же единомышленников – можно пойти на курсы или устраивать дома театральные вечера. Главное, никогда не сдаваться, всегда верить в собственный талант, двигаться к намеченной цели.

Артистизм - умение передавать эмоциональную информацию с помощью движений, мимики, выражения глаз и голоса. Причем информация может быть как правдивой, так и ложной. Артистизм это искусство перевоплощения, позволяющее человеку надевать определенную «маску». Вживаясь в роль, человек временно меняет свою личность, не изменяя при этом глубинные личностные установки.

Артистизм является полезным человеческим качеством, которое сопровождает нас в повседневной жизни и на работе. В первую очередь артистизм необходим актерам, но немаловажен он и в других сферах деятельности - к примеру, без него сложно работать бизнесменам, преподавателям, журналистам, торговым представителям и всем, кто имеет дело с людьми. Крайне важен он и в обычной жизни, потому что для сохранения хороших отношений нам часто выгоднее вести себя не так, как хочется, а так, как того требует ситуация.

Артистизм является врожденным человеческим качеством - посмотрите, насколько артистичны дети, как старательно и без стеснения они вживаются в образы персонажей своих игр, как разговаривают разными голосами за кукол, как легко становятся принцессами и злыми волшебниками. Но со временем взрослые искореняют в них детскую непосредственность, малыши учатся сдерживать свои эмоции, подчиняются созданному обществом имиджу сознательного человека, которому не пристало бегать по квартире в костюме индейца и поражать воображаемых врагов из игрушечного лука. Умение сдерживать эмоции тоже является одним из проявлений артистизма, о чем мы поговорим ниже.

Женщины более артистичны, чем мужчины. Дамы более открыты и эмоциональны, привычны проявлять больший спектр чувств, чем представители сильного пола, которым с детства внушают, что нельзя плакать и жаловаться, что «телячьи нежности» удел женщин и детей, что открытое проявление умиления и восторга - не мужское дело. У мужчин остается лишь узкий спектр внутренних качеств, которые позволено показывать на публике - уверенность, спокойствие, храбрость, сила характера.

К счастью, человек - строптивое существо и не всегда склонен прислушиваться к общественному мнению, поэтому среди мужчин немало артистичных личностей, способных сыграть любую роль, которую от них потребует жизнь или режиссер фильма.

Что такое артистизм для нас в первую очередь? Это инструмент управления собой и людьми. Звучит странно… Но вдумайтесь - для чего люди играют определенные роли? Чтобы вызвать отклик в душе зрителя. А добившись нужных эмоций, возможно направить человека по тому пути размышлений, который выгоден артисту.

Прекрасный пример - блеф в покере. Игрок делает вид, что у него хорошие карты, поднимает ставки, пока противники не струсят и не бросят карты на стол. В покере артистизм является наиболее важным качеством победителя - непросто сидеть со спокойным и уверенным выражением лица, когда на руках не самый лучший расклад, а на кону крупные суммы денег.

Блеф уже давно перекочевал из покера в бизнес и другие сферы жизни человека, и мы прекрасно знаем, что от качественно разыгранного «спектакля» нередко зависит судьба сделок и целых компаний.

Артистизм - это притворство. Когда человек демонстрирует другим не то что чувствует на самом деле, это практически то же самое, что неприкрыто лгать.

Так могут полагать люди, привыкшие искренне выражать свои эмоции и чувства. Но если вдуматься, даже самому правдивому человеку ежедневно приходится надевать новые маски.

К примеру, некто видит на улице человека с крайне изуродованным лицом - естественным желанием будет подойти и рассмотреть поближе. Но ведь мы с детства знаем, что людей с физическими недостатками нельзя открыто разглядывать, их это обижает и оскорбляет. Поэтому наш правдивый человек пройдет мимо, сделав вид, что ничего не заметил. После трудного рабочего для он зайдет к старенькой больной маме, и будет усиленно притворяться, что у него все хорошо, хотя в семье появились проблемы и образовались крупные долги. Но ведь он не может расстраивать маму, у которой плохо с сердцем… На следующий день, встречаясь с важными партнерами, он произнесет зажигательную и убедительную речь, доказав целесообразность продолжения сотрудничества - хотя в действительности он очень устал и мечтает лишь нормально выспаться.

Кроме того, артистизм не обязательно является демонстрацией несуществующих эмоций - иногда очень важно донести до оппонента свое личное отношение к ситуации: озабоченность проблемой, сопереживание, любовь, огорчение. Часто бывает, что решение проблемы зависит именно от того, насколько вторая сторона уверена в заинтересованности первой. Например, если муж не сумеет продемонстрировать свое искреннее раскаяние за проступок или обеспокоенность состоянием здоровья супруги, жена будет думать, что безразлична ему - на этой почве семья может даже распасться. А может, он действительно ее любит, но не умеет выражать свои эмоции?

Как видите, артистизм является немаловажным компонентом взаимодействия с людьми, а его отсутствие значительно усложняет жизнь. К счастью, его можно развивать и тренировать, и в этом помогут различные несложные упражнения и задания.

1. Играйте в игры. В статье упоминался покер - это прекрасная игра для развития качеств артиста. Правда, это не значит, что нужно идти в казино и просаживать там всю зарплату. Лучше играть с друзьями на желания - это не только сохранит бюджет участников, но и сослужит хорошую службу. Ведь, исполняя желания, проигравший продолжает развивать артистизм - обычно друзья дают шутливые задания, связанные с посторонними людьми. Признайтесь в любви прохожему, сходите к соседям в полночь и попросите у них топор, прокричите в окно какую-нибудь глупость. Это сделает жизнь веселее, а вас - намного храбрее и увереннее в себе.

Кроме того, существует немало игр для взрослых и детей, которые помогут сделать человека более артистичным. Например, «Море волнуется раз» или «Царевна Несмеяна». Такие игры можно устраивать на праздники в большой компании или во время выездов на пикник.

2. Идите в ногу со временем. Вы знаете, что такое «сэлфи» ? Конечно, знаете! Сейчас оно настолько модно, что даже бабушки выкладывают в интернет снимки, сделанные в зеркало или с вытянутой руки. Используйте это веяние современности для улучшения своих актерских навыков. Выпишите на лист бумаги все известные вам эмоции, и фотографируйте себя, пытаясь изобразить их. Посмотрите, что получается. Для большего эффекта можно выложить фото в социальную сеть, чтобы друзья и знакомые смогли выразить свое мнение по поводу ваших талантов.

Почти у всех есть видеокамеры, встроенные в фотоаппарат или телефон, можно делать видеозаписи с веб-камеры. Записывайте видеообращения, читайте стихи с выражением, рассказывайте на камеру свои соображения по каким-либо волнующим вас вопросам. Это раскрепощает и дает возможность посмотреть на себя со стороны, понять, над чем нужно поработать. Может, хромает произношение, или вы все время трете нос рукой, а может, «бегают глазки». Разглядывая записи, вы сможете создать свой образ общения, более обаятельный и приятный, чем сейчас.

3. Научитесь испытывать нужные эмоции. В чем заключается успех самых лучших актеров? Им нельзя играть - наигранные чувства не вызывают доверия. Чтобы изобразить какую-то эмоцию, ее необходимо переживать. Для этого нужно вспомнить события, провоцировавшие чувства, которые собираетесь изобразить: для радостных переживаний подойдут счастливые моменты из детства, а чтобы вызвать у себя горе и тоску, вспомните о самой большой потере в жизни - смерть близкого человека, пожар в доме, болезнь. Вспомните и сосредоточьтесь на деталях и зрительных образах, позвольте себе погрузиться в прошлое - и тогда нужные эмоции сами отразятся на лице.

4. Держите себя в руках. Развитие артистизма предполагает не только демонстрацию «правильных» эмоций, но и подавление тех, которые на данный момент не стоит показывать. Есть, например, такое выражение как «сбивать цену» - это прием из сферы актерской игры в повседневной жизни. Что предпринимает человек, чтобы сбить цену? Он делает вид, что вожделенное приобретение не так уж ему нужно - для этого приходится сдерживать в себе чувство желания, нетерпения, предвкушения близости желаемого объекта. Этот прием действует и в торгах, и в отношениях между людьми - когда человек видит, что его предложение мало интересует покупателя, он снижает цену. К данному методу, например, относится непреложное правило девушек: не брать трубку сразу, чтобы парень не подумал, что она ждала звонка.

Как научиться не выдавать своих истинных чувств на публике? О том, как управлять эмоциями , существует немало статей в интернете, поэтому остановимся лишь на одном, самом простом и действенном способе. Чтобы эмоция не контролировала вас, нужно поверить, что она является не душевным, а физиологическим проявлением. Это так и есть: эмоции - лишь химические реакции мозга на какие-то события. Если хорошенько проанализировать их, получится, что они выражаются в каких-то физических симптомах - начинает усиленно биться сердце, перехватывает дыхание, бросает в жар или в холод, «тянет» живот. Если относиться к этому как к физическому явлению, удастся воспринимать эмоцию как слабую боль, на которую можно не обращать внимание. Ведь порезавшись, вы не страдаете всю неделю над своей ранкой, пока та не затянется - вы стараетесь забыть о дискомфорте и работать так, как будто ничего не случилось. На эмоции можно точно так же не обращать внимания, делая то, что необходимо: когда страшно - абстрагироваться и призвать на помощь состояние спокойствия через воспоминания о чем-то, что приносило умиротворение в прошлом. Хорошо развитая артистичность невозможна без умения управлять эмоциями, поэтому над этим придется поработать.

***
Как в любом явлении, в артистизме есть крайности. Бывают живые и артистичные, но чересчур искренние личности, способные показывать лишь настоящие эмоции, не вдумываясь в результаты своего поведения. Таких людей обычно считают глупыми, недальновидными и примитивными: «Прямой, как стол!» или «Простой, как пять копеек!» - говорят о них. Вряд ли это похоже на комплимент. Противоположная крайность - патологическое лицемерие, при котором человек никогда не демонстрирует своих истинных намерений.

Две других крайности - это полное отсутствие артистизма и наоборот, претенциозность, слишком демонстративное поведение, привлекающее много внимания. Абсолютно не артистичный человек больше похож на робота, запрограммированного только на одну эмоцию - спокойствие, уныние или молчаливое недовольство; слишком артистичный - раздражает и утомляет своими бесконечными всплесками.

Конечно, любые крайности - это плохо, необходимо найти золотую середину, чтобы добиваться поставленных задач с помощью своих врожденных актерских способностей. Без работы над собой артистизм напоминает грубый алмаз - его необходимо огранить и довести до совершенства, и тогда он станет ярким украшением личности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Сущность понятия «артистизм»

Феномен артистизма привлекает внимание различных ученых, занимающихся проблемами философии, эстетики, психологии, педагогики, и педагогики музыкального образования в том числе.

Артистизм в эстетике и искусствознании рассматривается как особое выразительное качество, проявляющее себя в разных видах и жанрах искусства. Предметом анализа становится многогранность понятия «артистизм», его разнообразные эстетические профили: от доминирования виртуозности, игрового начала, импровизации, до утверждения ценности сиюминутного переживания, способности парадоксального снятия антиномической напряженности элементов художественной формы, обнаружения граней внутреннего, скрытого артистизма произведения (О.А. Кривцун, О. Семенов, А.К. Якимович).

Философы осмысляют вариации артистического начала как важнейшую онтологическую составляющую искусства, порождающую «смысл поверх смысла», вносящую новое измерение в художественное содержание. Б.М. Берштейн отмечает, что особенности проявления артистизма исследованы как в классическом искусстве, так и в приемах неклассической выразительности, в особых формах жизнетворчества, в разных художественных течениях и стилях, на материале живописи, литературы, архитектуры, рекламы, истории костюма, музыки.

Теоретическая и практическая разработка проблемы развития артистизма стала предметом тщательного исследования К.С. Станиславского. «Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою как личностью и своим волнением». Первая ступень в овладении искусством актера заключается, по утверждению К.С. Станиславского, в умении привести себя на сцене в «правильное, почти совершенно естественное человеческое самочувствие», вопреки всем условностям сценического представления. Это «правильное, естественное» самочувствие актера К.С. Станиславский называет творческим самочувствием и одной из наиболее важных составляющих артистизма. К.С. Станиславский различает внутреннее, внешнее и общее сценическое самочувствие.

Проблема формирования артистизма занимает весьма существенное место в системе К.С. Станиславского. Он настойчиво подчеркивает естественный, органичный характер творческого (сценического) самочувствия. «К удивлению, то, что так хорошо нам известно, что в подлинной жизни происходит естественно, само собой, то бесследно исчезает или уродуется, лишь только артист выходит на подмостки. Нужна большая работа... для того чтобы вернуть на сцену то, что в жизни так нормально для каждого человека».

Наиболее существенным моментом, противодействующим проявлению артистизма, является публичность творчества. Самочувствие артиста характеризуется, прежде всего, потерей самообладания, ощущением «зависимости от толпы». «Когда человек-артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, конфуза, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать, ходить, действовать».

Таким образом, артистизм -- достаточно сложное понятие, объединяющее целый ряд разноуровневых (как физиологических, так и психологических) характеристик. В физиологическом плане артистизм-- это не превышающий определенных пределов уровень активации в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки. В психологическом плане -- это определенный характерологический уровень тревожности, под которой принято понимать отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, «горячки», взбудораженности, переходящих в ажиотацию возбуждения непродуктивного, демобилизующего характера.

Результаты предпринятого анализа позволяют выделить три группы разноуровневых характеристик, связанных со способностью проявления артистизма в специфических условиях творчества:

  • 1. Характеристики, обеспечивающие возможность быстрого и динамичного угашения «эмоциональных помех», «выбивающих» актера из оптимального творческого состояния.
  • 2. Характеристики, обеспечивающие возможность активного (произвольного) сосредоточения актера на сценическом действии, формирующем «сценическую доминанту» -- устойчивый очаг возбуждения, подавляющий влияние отвлекающих, дезорганизующих творческий процесс факторов.
  • 3. Характеристики, обеспечивающие возможность реализации направленности «вовне», на перспективу роли, главную цель персонажа (сверхзадачу), тем самым «отвлекающие» актера от своих собственных не связанных с «жизнью роли» переживаний отрицательного характера, не в меньшей мере чем сама по себе публичность творческого процесса, способных дезорганизовать сценическое поведение .

Для музыканта артистизм становится ключевым условием развития интерпретационных способностей, умения быстрой смены персонажных состояний и самочувствий, настройки на тот или иной эмоциональный модус, присвоения характера, мышления героя произведения и действования в русле его логики. Здесь возникает вопрос о владении музыканта специальной психотехникой, которая побуждает певца к актерскому самовыражению. Чтобы явить на сцене персонаж, исполнителю необходимо силой воображения, ума и воли создать его в своей душе, а затем отчасти подчинить ему свое психофизическое существо. Ф.И. Шаляпин выразил суть перевоплощения в формуле, подразумевающей объективацию сознания персонажа посредством психофизического аппарата исполнителя: «Правда актера, но независимо от него. Через актера-творца независимо от актера-человека» .

Силантьева И.И., исследуя проблему перевоплощения музыканта -в вокально-сценическом искусстве, отмечает, что в процессе перевоплощения в исполнителе постепенно реализуется «художественный тип». Среди значимых психологических препятствий к проявлению свойств художественного типа личности видятся неведенье возможностей собственной эмоциональной природы, а также боязнь сильных переживаний, склонность к щадящему душевному режиму, нежелание эмоциональных затрат. Агрессия культуры «видео», невостребованность мирового литературного наследия и связанное с этими факторами ослабление функции воображения снижают потенциал сопереживания миру и рефлексии как залога самовыражения в искусстве. В этом, по мнению Силантьевой И.И., заключается один из важнейших аспектов психолого-педагогической проблемы развития артистизма .

Говоря о проблеме развития артистизма Н.В. Суслова отмечает, что полиперсонализм сознания, присущий исполнителю-объективисту, подразумевает множественность Я в одной личности. Многогранность личности как результат многовариантности сознания проявляется в разнообразии персонажных жизней.

Несмотря на различные взгляды ученых на рассматриваемую нами проблему, объединяющим все теории моментом является признание того факта, что способность к перевоплощению во многом определяет фактор памяти. В период работы над ролью от замысла до сценического воплощения память непрерывно и емко заполняется разнообразными впечатлениями, из элементов которых строится личность персонажа. В результате непрерывного процесса присвоения персонажных содержаний складывается суммарное Я эволюционирующей личности исполнителя .

Важная особенность артистической памяти - уметь «помнить, забыв»: она обусловливает возможность исполнителя не допустить к процессу персонажного существования собственную память о будущем своего героя, так чтобы персонаж, во всеведущем исполнителе мог каждое мгновение своего виртуального бытия проживать и переживать экзистенциально - «здесь и сейчас», в соответствии с правдой сценической жизни.

Память, в которой продолжают жить впечатления и переживания человека, обеспечивает исполнителя в условиях персонажного существования аффективными чувствами, которые «профильтрованы» временем, очищены от бытового привкуса и утратили болевую остроту, в силу их вторичности и осознанности творческой задачи сценического переживания. Содержания памяти, облекая их в образы, реорганизует и синтезирует воображение.

Воображение в контексте проблемы перевоплощения рассматривается учеными, работающими в области музыкальной психологии прежде всего как инструмент создания виртуальной реальности: оно направляет, сосредоточивает и удерживает психическую энергию в сфере персонажного сознания. Детальное, интенсивное и долговременное воображение дает содержание и саму жизнь персонажу, потому что его сценическое бытие это непрерывное воображание исполнителем умственного и душевного состояния персонажа в каждое текущее мгновение. Даром природы исполнителю является способность процессуального внутреннего видения, не уступающего в яркости восприятию реального мира, а также чувственное воображение, призрачное прикосновение которого вызывает физиологическую реакцию у певца, вплоть до влияния на фактуру голоса.

Яржемский Г.Л. говоря о психологических механизмах развития артистизма отмечает, что многие, обусловливающие перевоплощение, факторы опираются на скрытые в бессознательном механизмы психологической защиты: актуализацию одной из латентных личностей, проекцию, конгениальность или дополняющую контрастность; потребность забыться в созерцании или переживании чужой душевной жизни; исповедальность под маской героя; альтруистическую любовь к душевным качествам иного Я; потребность правдиво изобразить прекрасную душу как идеал. Среди глубоко скрытых импульсов, приводящих в активное состояние творческую энергию, упоминается и сублимация .

Резюмируя вышеизложенное следует отметить, что артистизм как качество представляет собой системное образование, включающее такие компоненты как понимание содержания, музыкальная память, воображение, эмпатия.

Можно ли развить способности естественно выражать эмоции, владеть голосом, мимикой, жестами, быть пластичным и лучше понимать партнера? Преподаватели актерского и ораторского мастерства отвечают, что развитие артистизма у взрослых возможно, только нужно чуть больше времени и усилий. А главное – настойчивости.

Что значит артистизм?

В определении понятия «артистизм» часто встречается краткое, лаконичное толкование: художественная одаренность, склонность к искусству, мастерство. Когда мы смотрим кино или спектакль, то обращаем внимание, насколько искренне передана эмоция, создана атмосфера, ограничен актер с персонажем. Получилось или нет? Так значит, у актеров не все решает природный талант. И как развить в себе артистизм?

Иногда кажется, люди ходят на спектакли, потому что забыли, как играли в детстве, наблюдают чужую игру, чтобы почувствовать себя естественными, получить эстетическое удовольствие, освободиться от эмоций. Во время действия зритель становится пассивным участником всего происходящего на сцене. А если попробовать поиграть? Для этого существуют упражнения, развивающие навык перевоплощения.

Вспомните, какими вы были в детстве: активными, напористыми или скромными и стеснительными. В течение десяти-пятнадцати минут побудьте полным своим антиподом. Часто противоположности не вызывают симпатии. Развитие артистизма помогает лучше узнать окружающих людей, наладить социальные связи.

Дикция и не только

Артист должен четко, внятно произносить слова. Это нужно взять на вооружение. К концу предложения многие говорят приглушенно, собеседник может не расслышать концовку фразы. Некоторые слова настолько похожи по звучанию, что могут сбивать с толку, если их комкать. В таких случаях помогают скороговорки. Важно четкое отделение, «упругость» произносимых слов.

Можно взять диск с любым произведением, попробовать подражать чтецу на записи. Войдя в роль, вы почувствуете точку опоры, основание, которое позволяет голосу литься легко, звонко, свободно. Точка опоры находится в животе, который нужно подобрать, а плечи, по возможности, расслабить.

Тренировка мастерства

Голос, интонация, речь – необходимо развивать людям разных профессий. Чтобы вас слушали, важно говорить не монотонно, а живо. Изучить разные интонации позволяют многие произведения, где присутствует насыщенный диалог. Представьте персонажей, манеру речи – изобразите в небольшом отрывке.

Подражание детским голосам в актерской разминке похоже на подражание героям мультфильмов. Как происходит озвучивание? Актер смотрит на действие и произносит слова по листочку. В доме обязательно где-то лежат детские книжки, например, про Винни-Пуха. Попытайтесь озвучить его, Пяточка и Ослика. На всех — не больше одной минуты. В этой скорости чередования образов есть определенный смысл: сознание не успевает сковывать действия.

Для тренировки хорошо включить мультфильм и произносить фразы за героями. Играя, вы освобождаетесь от негатива. Здесь артистизм помогает необыкновенно.

В актерской разминке присутствует смена образов:

  • Скучный профессор;
  • Зазывала;
  • Ворчащий бюрократ;
  • Ведущий дискотеки.

Пребывание в каждом образе не дольше одной минуты развивает искусство перевоплощения. Высвобождается положительная энергия, развивая творческие способности.

Смена ролей: выберите одну фразу и произнесите ее с позиций разных героев (девочка, мама, бизнесмен, руководитель). Добавьте смену эмоций.

Мимика и пластика

Выражение лица – самый мощный, красноречивый инструмент для передачи внутреннего состояния человека. Лицо передает больше, чем тысячи слов. Актеры, преподаватели, бизнесмены, руководители, дипломаты, родители иногда вынуждены сдерживать проявление эмоций.

Но чрезмерная сдержанность приводит к противоположному результату: общение сильно беднеет из-за скованных жестов, мимики, интонаций.

К определенному возрасту характер человека читается по его застывшим мимическим морщинам. Поэтому полезна зарядка для лица, как развить артистизм упражнения:

  • Произносить протяжно звуки: а, о, ы;
  • Усиленно поднимать и опускать брови;
  • Широко улыбнуться, затем сложить и вытянуть губы вперед;
  • Жмуриться и широко открывать глаза.

Перед зеркалом попытайтесь изобразить радость, удивление, печаль, возмущение, гнев, восторг, задумчивость.

Пластика развивает способность расслаблять зажимы тела. Сбрасывать лишнее напряжение можно прыжками, танцевальными движениями. Пластику развивают упражнениями «волна» — вытянуть в стороны руки, пустить волну через плечи, «стена» — ладонями перебирать по невидимой стене, «покраска забора» — движения кистью, «гребля» — имитация гребли на веслах.

Новые возможности

Преподаватели актерского мастерства рекомендуют перед сценой делать упражнение на напряжение-расслабление. Встаньте прямо, поднимите руки, посмотрите на них, поднимитесь на носочки и потянитесь вверх в течение десяти секунд, а затем расслабьтесь. Упражнение снимает скованность. Если представится возможность сыграть роль на вечеринке у друзей – не отказывайтесь. Вы можете себя приятно удивить.

Артистизм или артистичность относятся к врожденным (иногда – приобретенным) качествам. Артистичному человеку свойственны особое изящество манер, чувство ритма, утонченное восприятие окружающей действительности. Совсем не обязательно подобные качества присущи людям искусства. Иногда они бывают востребованы в обычной жизни. По мнению специалистов, человек с более высокой внутренней организацией легче переносит стрессовые ситуации, быстрее адаптируется к различным средам. Обо всем этом можно будет узнать, ознакомившись с материалами данной статьи.

Понятие «артистизм»

С точки зрения эстрады и сценического искусства в данную категорию включаются:

  • способность быстрой перестройки в соответствии с внешней обстановкой;
  • изменение манеры поведения, темпа речи, артикуляции;
  • гибкая адаптация к новым правилам игры, умение принять ситуацию, не изменяясь внутренне.

Не нужно путать составляющие артистизма с лицедейством или фиглярством: это абсолютно разные проявления, хотя неискушенному в тонкостях могут показаться одним и тем же. А вообще, как утверждал великий Шекспир, к сцене и ее подмосткам можно причислить весь мир. Стало быть, и самый обычный человек, не задумываясь об этом, играет каждый день какую-то свою роль, особенно важен .

Что такое творческий подход и зачем он нужен

Прежде всего, это означает стремление к движению вперед, активный жизненный статус и одновременно гармоничные отношения с окружающим миром. Иногда жизненные перипетии ставят нас в жесткие рамки, навязывая правила игры.

Совсем не обязательно речь идет о профессиональных киноактерах, периодически примеряющих на себя разные судьбы и характеры. Кстати, они, чаще всего, «меняются» только внешне: наносят грим, добавляют какие-то неуловимые нюансы, составляющие грани личности, а внутренне – это один и тот же человек.

Примерно такие же требования диктует серьезный бизнес. Только в нем «роли» более функциональные и времени на их разучивание отводится меньше. Да и ставкой, зачастую, может быть карьера и материальное положение.

Важно. Во время презентаций, публичных выступлений, популярных сегодня вебинаров, главное не переигрывать – помнить, что все хорошо в меру: все-таки шанса на второй дубль может не быть, а результат, в отличие от блокбастеров, не всегда оправдывает вложенные средства.

Правила, в общем-то, почти такие же, как в любительском театре. Разучивая новые роли, расширяя свой репертуар, порой приходится вырабатывать самоконтроль, тщательно маскировать свои настоящие эмоции. При этом внешне все совсем не так: человек выглядит открытым, предельно коммуникабельным, а настоящая его суть где-то хорошо спрятана.

Тренеры предлагают, как развить артистизм: проделать несколько простых, но . Например, разучить какую-нибудь мелодию или композицию, которая близка по уровню эмоциональных переживаний, запомнить ее до самых мельчайших подробностей. А потом немного изменить условия: научиться петь так, чтобы для слушателей песня звучала на пределе (что называется, брала бы за душу), но у исполнителя не вызывала никаких серьезных волнений.

Второе упражнение – на лояльность. Бывает, что какие-то люди вызывают острую негативную реакцию. С точки зрения духовных практик это серьезный недостаток, который разрушает личность и мешает установлению гармоничных отношений с окружающим миром. Однако и его можно обратить во благо, если подчинить свои эмоции жесткому ментальному контролю. Результат можно считать достигнутым, когда удается без видимых усилий общаться с «неприятным» собеседником, ничем не выдавая своих чувств.

Третье задание помогает развить способности к управлению собой, речевой артистизм с коммуникационным эффектом. Достаточно выбрать в своем окружении человека (или ситуацию), который приводит в растерянность, мешает сосредоточиться и надолго выбивает из колеи.


Осознанное общение с этой личностью (хотя бы по несколько минут в день) принесет успех в виде развития хладнокровия, быстрой адаптации к стрессовой ситуации. При этом поведение должно быть абсолютно естественным, не наигранным. В качестве примера такой практики можно привести басню Эзопа о лисице и льве. Впервые увидев царя зверей, лиса очень испугалась и убежала. Во второй раз она едва совладала с собою, но уже задержалась возле льва чуть дольше. И в третий раз лиса настолько осмелела, что позволила себе обратиться к нему с речью.

Внимание. Психологи утверждают, что научившись ставить все более сложные и неординарные задачи, преодолевая их, человек быстрее совершенствуется и движется вперед.

Как можно применять артистизм в повседневной жизни

Принято считать, что с точки зрения психологии женщина – существо более гибкое, чем мужчина. Причин этому множество: стандартные табу для мальчиков в современном обществе на открытое проявление своих эмоций, многолетнее стереотипное восприятие настоящего мужчины, как расчетливого, хладнокровного, полностью закрытого супермена.

Диагностика уровня развития артистизма в средней группе школьников обычно демонстрирует ошеломляющие результаты, но со временем, взрослея, дети учатся скрывать свои настоящие чувства, становятся замкнутыми. В некоторых обществах, например, в средневековой Японии, отказ от искренней демонстрации своих чувств и свободы проявления воли заменяли беспрекословным подчинением, считая, что именно в этом состоит истинный путь (дао) воина.

К счастью, современные правила морали более лояльны к персональным чувствам. Именно поэтому из мужчин иногда выходят прекрасные актеры. Однако вернемся к артистизму и его пользе – явной или мнимой. Человек, в большей или меньшей степени, живет своими настроениями, переживаниями: первая любовь, успешная сдача экзаменов, развитие карьеры, покупка нового автомобиля – все эти события вызывают определенные химические реакции в мозгу, внешне выражающиеся в эмоциях.

Не было бы яркого отклика на какие-либо события – исчезла бы серьезная составляющая жизни человека. Но иногда открытые, неконтролируемые эмоциональные вспышки «по системе Станиславского» не столько помогают, сколько вредят. Один из самых характерных примеров – покер, точнее прием, применяемый игроками (блеф).

В английском языке выражение «с лицом, как в покере» служит синонимом непроницаемого, скрытного игрока, поступки которого тяжело просчитать. Сильный соперник должен внушить остальным участникам игры, что у него на руках хорошие карты, а для этого нужно овладеть блефом в совершенстве.

В реальной жизни ведущий себя с достоинством, буквально излучающий уверенность человек имеет гораздо больше шансов получить вакансию, кредит в банке или повышение, чем запинающийся, робкий и слишком нервный. Это могут подтвердить работники рекрутинговых агентств: по статистике, работодатель, при всех прочих равных условиях (уровень квалификации, опыт работы, возраст), выберет соискателей, умеющих четко выражать свои мысли и контролировать эмоции.

Важно. Акционеры отдадут свой голос тому, кто умеет убеждать и говорит уверенно. Это же относится и к избирателям: робкие, застенчивые кандидаты (даже если они обладают целой плеядой других замечательных человеческих качеств) вызывают неприятие на подсознательном уровне. И с этим ничего поделать нельзя.

Упражнения на развитие артистизма

Развитие артистизма у детей необходимо, поскольку способствует более полному развитию личности. Тем более, кто знает, может быть, из них в будущем вырастет знаменитый певец, актер или писатель. Обычно у творческих личностей их путь в большое искусство начинался именно с занятий в любительских театрах или танцевальных кружках в детстве.

Простые упражнения на развитие артистизма будут очень полезны людям, застенчивым от природы и стремящимся изменить себя, сделать лучше. Как известно из истории, многие выдающиеся личности в юности страдали недостатками и только с помощью упорных тренировок смогли добиться успеха. По легенде, знаменитый античный философ и оратор Демосфен поначалу был косноязычен, не умел выражаться четко и внятно, да вдобавок обладал неприятной привычкой подергивать плечом.

Репетируя на берегу моря, под шум волн, набрав в рот мелкие камешки, он развил речевой артистизм: научился говорить громко, ясно формулировать свои мысли и усовершенствовал дикцию. А от тика помог избавиться меч, который был подвешен под потолком и каждый раз больно колол оратора.

Современные психологи советуют людям, страдающим дефектами речи ( , шепелявость, картавость), больше говорить и даже петь: такая практика поможет разработать связки, разовьет уверенность в себе. Специалисты утверждают, что большинство болезней человека имеют соматический характер, то есть являются проявлениями нарушений в работе органов или реакцией на внешние воздействия.

Поэтому в качестве совета, как развить артистизм людям с ДЦП и простым взрослым, вполне сгодятся приведенные выше рекомендации. Главное – это не бояться трудностей и верить в свой успех.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса