Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

15 апреля отмечается международный день культуры. Международный день культуры. Культура - почитание света

Необходимо вернуться к пониманию того, насколько значим труд в жизни человека и общества, – утверждают ученые в сегодняшних научных публикациях. При этом отмечается, что «выдающиеся социальные мыслители современности бьют тревогу, связывая с кризисом труда самые негативные последствия для общественного развития» .

(Сидорина Т.Ю. Труд: его кризис и будущее
в контексте трендов мирового цивилизационного развития.–
ОНС (Общественные науки и современность). – 2016. – № 3. – С.23.)

Включение темы эволюционной роли труда в перечень обсуждаемых сегодня вопросов можно считать чрезвычайно актуальным, поскольку, прежде всего, важно определить именно те основы и ценности, опираясь на которые, человечество получает возможность развития и, отрицая которые, оно впадает в хаос, разложение и самоистребление. При этом развитие понимается не просто как любое качественное или иное изменение, но прогрессивное изменение, т.е. совершенствование, которое невозможно определить без ответа на вопрос о цели и смысле человеческого существования. Об эволюции, ее целях и назначении передавали знания людям лучшие представители человечества на протяжении всей истории, определяя направления развития общества. Знание и нравственность, духовность и красота – те вершины, к которым не только достойно стремиться, но это определено и самими законами мироздания. И именно труд лежит в основе достижения всех этих вершин, будь то результат творческой деятельности человека или усилия по самосовершенствованию личности.

В наше время, когда в обществе и в мире происходят качественные преобразования, когда утверждается новое космическое мышление, нужны новые подходы к осознанию многих понятий, особенно таких фундаментальных, которыми являются Культура и Труд. Самоотверженный труд на Благо общее лежит в основе культуры и эволюции. Всем усилившимся разрушительным тенденциям в современном мире противопоставить можно только труд, самые активные действия по утверждению в жизни принципов культуры. Создавая среду для созидательного творчества, наполняя пространство светлыми формулами, можно тем самым, способствуя мирному строительству, реально уменьшать физическое поле войны – об этом говорилось в свое время при подготовке международных документов по утверждению принципов Знамени Мира. «Мы строим Культуру, – писал инициатор Пакта о защите культурных ценностей Н.К.Рерих. – В чем же строительство Культуры, как не в самоотверженном, просвещенном, прекрасном труде?»

Отношение человека к труду определяет качество его сознания, вырисовывает круг его нравственных ценностей и, в конечном итоге, может служить характеристикой его миропонимания.

Тема Труда так же необъятна, как и тема Культуры. В общепринятом понимании, труд характеризуется как целесообразная деятельность человека, как работа, требующая умственных и физических усилий, напряжения. В некоторых источниках добавляется: «…целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей», – в таком контексте речь идет об общественно полезном труде. Лишь посредством труда можно осуществить эволюционные преобразования в обществе и в самом человеке.

Воспитание в гражданах правильного отношения к труду создаст предпосылки успешного решения социальных и других проблем государства. Поэтому в российских нормативах образования Труд и Творчество, уважительное отношение к труду обозначены как базовые ценности, которые должны быть положены в разработку образовательных программ. Однако, для того, чтобы вошло в жизнь углубленное понимание труда – в его эволюционной, космической значимости, что соответствует современному научному мировоззрению, необходимы новые знания, содержащие представления о духовных законах развития человечества, о проявлениях психической энергии в процессе труда. Труд заключает в себе огонь жизни, или жизненно важную энергию. В этом состоит его спасительная функция. Отнимите у человека труд – и он неминуемо впадёт в психическое расстройство, иначе говоря, утеряет огонь жизни. Труд приносит радость и дополнительную жизненную силу – особенно в том случае, когда труд для человека стал естественным состоянием. Ежедневная работа со сменой видов деятельности есть накопитель жизненно важной энергии, поскольку именно смена занятий, но не бездействие приносит отдых. Об этом необходимо знать каждому человеку, поскольку эти знания облегчают жизнь и, в итоге, могут сделать человека счастливым.

Понимание значения труда в жизни человека, в культурном развитии общества должно закладываться с детства, чтобы труд стал насущной потребностью. О необходимости труда, о важности качественного выполнения любой работы нужно говорить с детьми с малых лет – в семье и школе творить будущих тружеников и творцов.

И замечательно, когда с малых лет труд устанавливается как основа жизни, как самосовершенствование. Всякий труд дает человеку возможность усовершенствования своих качеств – в области развития чувств и развитии воли (когда требуется дисциплина в организации собственного труда), а также в области развития мышления: добиваясь качества выполняемой работы, человек тренирует свой мыслительный аппарат, утончая и обостряя мысль, развивает творческое воображение. И усвоив полезность труда в детстве, пронеся любовь к труду через всю жизнь, труженик в зрелом возрасте спасен от многих проблем со здоровьем и, в частности, от распространенных в наше время болезней мозга. Нужно отметить, что долгожители – как правило, люди трудолюбивые.

К сожалению, в социуме чаще встречается отношение к труду как к обременению и даже как к наказанию, бытует страх перед трудностями. Людям трудолюбивым, труженикам даются пренебрежительные прозвища, подчас граничащие с цинизмом. Так сложилось в веках, что труд был опозорен рабством, и многие еще воспринимают труд как проклятие. И как следствие, сегодня, наряду с добровольным трудом, существует труд принудительный и труд вынужденный. И если в случае с принудительным трудом о гуманистической функции его говорить не приходится, то вынужденный труд может быть все же облагорожен правильным к нему отношением, где возможно творчество, так же, как и в труде добровольном.
Необходимо отметить, что именно в деятельности педагога, воспитателя заложена возможность решения проблемы, связанной с подготовкой восприятия эволюционной роли труда в развитии человека. Для этого можно успешно использовать тему самосовершенствования, близкую каждому. Большинству людей свойственно стремление к улучшению жизни, своих качеств.

В любви, красоте и действии заключаются пути совершенствования, и эти пути составляет основу творческого труда. Любовь, красота и действие – формула международного языка, которая всегда принадлежала искусству. Теперь ей надлежит широко войти в повседневную жизнь. Труд, имея в основе своей действия, тогда становится творческим, когда сопряжен с любовью (к своему делу, к людям, к Высшему началу) и устремлением к красоте. Каждый воспитатель, направляя мысль к Высшему, к Идеалу, тем самым помогает решать проблему качества труда через красоту, активно включая ее во все виды творчества. Здесь много поможет пример красоты подвига великих тружеников, выдающиеся дела которых легли в основу духовной сокровищницы мировой культуры.

Если в целом труд помогает выработать важнейшие личностные качества, такие как воля, упорство, ответственность, добросовестность, наблюдательность, то труд совместный вырабатывает дополнительно еще и качества, которые способствуют сотрудничеству – дружелюбие; доброжелательность; терпимость; искренность; уважение к чужому труду, к мнению других людей; готовность помочь; отзывчивость; чуткость; благодарность и др. Эти важнейшие качества необходимы для эволюции, для утверждения в жизни принципов культуры, утверждения путей лучшего будущего.
Работа педагога, воспитателя, стремящегося приобщить ребенка к труду и культуре, где примером служат высокие идеалы, сегодня осложняется тем, что культуре труда противостоит массовая культура с ее индустрией развлечений. Если Культура зовет каждого к труду на пользу его собственного духовного развития и для общего Блага, то массовая культура представляет ее потребителю жизнь в забавах, извращая все высокие понятия. «Что же должно делать человечество в этих случаях явной порчи основных понятий? – писал Н.К. Рерих. – Не должно ли оно немедленно очищать их и возвращать их к естественному первоначальному значению?» Особенно это относится к таким понятиям, как Труд и Культура.

Таким образом, учитывая высокое воспитательное значение труда как фактора мироздания, роль труда в космической эволюции человечества и в Культуре, необходимо приложить все усилия для того, чтобы довести высокое значение труда до сознания современников, особенно, до подрастающего поколения. Сознательное отношение к труду и правильное его понимание приведет к созидательной работе, тем самым будет выполняться задача воспитания творческой, духовно развитой личности – Человека Культуры.

Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета,–
Все счастье земли – за трудом!

(Валерий Брюсов)

Исходя из вышесказанного, предлагается День Культуры 15 апреля 2017 года посвятить теме труда как важнейшей культурной ценности, как основе совершенствования личности.

Пояснительный материал для педагогов по данной теме будет размещен в декабре 2016 года .
________________________________________

Рерих Н.К. Держава Культуры // Рерих Н.К. Держава Света; Священный дозор. – Рига: Виеда, 1992. – С. 194.
Рерих Н.К. Синтез // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991. – С. 27.

К Международному дню Культуры, празднуемому 15 апреля в честь принятия в 1935 г. Пакта Рериха

Учение Живой Этики, Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи о Культуре

Иерархия, п. 249. Конечно, эволюция духа требует утончения, без которого невозможно строить. Каждый, считающий себя служителем культуры, должен принимать утверждение явленного синтеза, ибо как слагать ступени культуры без бережного отношения? Потому каждое основание должно быть охранено для утверждения миру. Слагается культура не грубостью отношения к тонким энергиям и мышлению, но творческим отношением бережности и ответственности. Потому нужно в строительстве помнить об утончении и устремлении в Высшие Сферы, – так достигается эволюция духа.

Иерархия, п. 331. Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее.

Мир Огненный, ч. 1, п. 190. Можно лишь признаками Культуры строить Новую Эпоху. Так Культура будет произнесена как единственная самозащита от разложения. Ныне можно стремиться лишь по этому направлению. Наш Приказ - не упускать каждый случай, чтобы напомнить о Культуре. Пусть считают фанатиками идеи, но слушают и привыкают. Так Мы вносим мозговые рисунки.

========================

Н.К. РЕРИХ

КУЛЬТУРА - ПОЧИТАНИЕ СВЕТА

Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.

Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты.

Осуждение, умаление, загрязнение, уныние, разложение, все порождения невежества не приличны Культуре. Ее великое древо питается неограниченным познаванием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным.

Камни великих цивилизаций укрепляют твердыню Культуры. Но на башне Культуры сияет алмаз-адамант любящего, познающего бесстрашного Сердца.

Любовь открывает эти Врата прекрасные. Как всякий настоящий ключ, и любовь эта должна быть подлинная, самоотверженная, отважная, горячая. Там, где истоки Культуры, там источники горячи, и бьют они из самых недр. Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура как истинная духовная ценность бессмертна.

Потому и радостна пашня Культуры. Радостна даже в самых крайних трудах. Радостна даже в напряженных битвах с самым темным невежеством. Зажженное сердце не ограничено в великой Беспредельности.

Праздник труда и созидания. Звать на праздник этот - значит лишь напомнить о нескончаемом труде и о радости ответственности как о достоинстве человеческом.

Труд работника Культуры подобен работе врача. Не одну болезнь знает истинный врач. Врач не только спасает от уже случившегося, но он мудро предусматривает на будущее. Не только изгоняет болезнь, но он работает над оздоровлением всей жизни. Сходит врач во все подвалы темнейшие, чтобы помочь осветить и отеплить их.

Не забывает врач о всех улучшениях, украшениях жизни, чтобы порадовать дух поникающий. Знает врач не только старые эпидемии, но готов распознать и симптомы новых несчастий, вызванных гниением устоев.

Имеет здоровое слово врач и к ребенку, и к старцу, для каждого готов его совет одобряющий. Не прекратит врач познавания свои, иначе он не ответит действительности. Не утеряет врач терпение и терпимость, ибо ограниченность чувств оттолкнет от него болящих.

Не устрашится врач видом язв человеческих, ибо он мыслит лишь об исцелении. Собирает врач всяческие травы и камни целебные, знает он об изыскании их благого применения. Не утомится врач поспешить на помощь к больному во все часы дня и ночи.

Работнику Культуры присущи те же качества. Так же точно готов он на помощь во благо в любой час дня и ночи. Подобно сокольскому зову, работник Культуры доброжелательно отвечает: «Всегда готов». Он открыт сердцем ко всему, где опыт и знание его могут быть полезны. Помогая, и сам он вечно учится, ибо «в даянии мы получаем». Он не устрашается, ибо знает, что страх открывает врата тьмы.

Работник Культуры всегда молод, ибо не дряхлеет сердце его. Он подвижен, ибо в движении сила. Он зорок на постоянном дозоре во Благо, в Познание, в Красоту. Знает он, что есть сотрудничество.

Нитями сердечными объединены работники Культуры. Горы и океаны не препятствия для этих сердец возжженных. И не мечтатели они, но строители и пахари улыбающиеся.

Посылая привет о Культуре, нельзя послать его без улыбки, без зова дружбы. Так и сойдемся, так и соберемся и потрудимся во Благо, во Знание, в Красоту. И сделаем это неотложно, не упустив ни дня, ни часа для строительства доброго.

===================

Истинная Культура мысли растет культурою духа и сердца. Потому, стремясь к знанию, пусть не забудут Тех Духовных Водителей, Те Великие Умы, которые, истинно, творили сознание человечества. Проникновением в культуру Их Духа можно найти истинный путь эволюции.

Е.И. Рерих. Письма, т. 1, 03.03.1930

В служении великой Культуре мы не должны ограничивать себя одною стандартной программою. Каждый стандарт ведет к тирании. Основное пламя Культуры будет едино, но искры его в жизни будут индивидуально и драгоценно многообразны. Как заботливый садовник, истинный носитель Культуры не будет вырывать те цветы, которые расцвели не со стороны главной дороги, если они принадлежат к тем ценным породам, которые он охраняет.

Выявления Культуры так же многообразны, как бесчисленны разнообразия самой жизни. Они облагораживают Бытие. Они, как истинные ветви единого священного древа, корни которого держат мир.

Н.К. Рерих. Сожжение тьмы. Привет Молодым. Март 1930 г.

Именно теперь человечество всеми силами духа должно заняться охраною этих творческих сокровищ - писал Н.К. Рерих, - Если Знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то все же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия. Тоже и Знамя, нами предложенное для охраны культурных сокровищ, если оно и не всегда спасет драгоценные памятники, то все же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения. Это Знамя внесет в сознание еще один стимул, стимул Культуры, стимул уважения ко всему, что создает эволюцию человечества. Мы, собиратели, имевшие много дела с музеями, мы знаем Голгофы бесчисленных творений искусства и науки. Никто не дерзнет сказать, что желание охранить сокровища творчества может быть излишне или не нужно. Нет, каждое углубление этого сознания приносит новые культурные возможности. Так, наше предложение откроет возможность просмотреть и каталогизировать истинные сокровища и поставить их под защиту всего человечества, не только во время войны, но, усиленно подчеркиваю, и во время так называемого мира.

Н.К. Рерих. Конференция в Брюгге, 1931 год,

Письмо г-ну К. Тюльпинку. «Держава Света»

Эта Лига укрепит всемирное сознание, что истинная эволюция свершается лишь на основах Знания и Красоты. Лишь ценности Культуры дадут разрешение труднейших житейских проблем. Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспеть. В самом корне этого священного для нас понятия заключено все почитание Света, все служение Благу. Именно понятие Культуры предполагает не отвлеченность, не холодную абстракцию, но действенность творчества, оно живет понятием неустанного подвига жизни, просвещенным трудом, творением. Не для нас самих, ибо мы это уже знаем, но для подрастающих поколений повторим, что во все лучшие периоды человеческой истории возрождение и расцвет создавались там, где вырастала традиция почитания Культуры.

Н.К. Рерих. Обращение к Международной Конференции Знамени Мира в Брюгге, 1931 г.

Культура, так тесно связанная с духовностью, прежде всего выражается в изысканном, многообразном творчестве. Творчество же, в существе своем, при единстве мировых законов, всегда свободно, покоясь лишь на сознательной дисциплине духа. Эта сознательность духа приводит нас к сотрудничеству, тоже сознательному и строительному. Таким образом, Общества наши прежде всего созидательны во Благе, творящи в красоте и крепки накоплением Знания.

Мы уже достаточно знаем, что не богатство создавало и Красоту и Знание, но создавал их дух человеческий. Если Вы возьмете всемирные списки творцов, созидателей, то Вы не найдете там сказочных богатств материальных, но, конечно, найдете неиссякаемую сокровищницу духа творящего.

Н.К. Рерих. Привет нашим обществам Культуры

Священный пламень Культуры не терпит невежественных ограничений. Заметим ли мы животворный светоч в хижине или будет он озарять палаты дворца, он будет нам одинаково ценен, ибо вспыхнул этот светоч от того же всевозносящего света. Пусть это условие ляжет краеугольным камнем наших строений и охранит нас от разодрания когтями невежества.

Н.К. Рерих. Держава Культуры.

Декларация Комитету Французского Общества и русской секции. 1931 г.

Выше панацеи Культуры не знало человечество. Да и не будет знать, ибо в Культуре сумма всех достижений огненного творчества.

Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. Человечество ни в какой мере не может гордиться, что оно сделало достаточно для расцвета культуры. После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой культуры.... Представим себе всемирный день культуры, когда одновременно во всех школах и просветительных учреждениях всего мира будет возвещено об истинных сокровищах нации и человечества.

Н.К. Рерих. Знамя Мира. Конференция в Бельгии. 1931 г.

Если благословенны трудности, то, прежде всего, благословенны они во имя Культуры, воплотившей и Свет, и Служение, и неуклонность подвига, и красоту, и познание. Если препятствия хранят в себе потенциал возможностей, то именно трудности во имя Культуры расцветают серебряным Лотосом. Лишь бы не обронить Камень и не расплескать Чашу. Беспредельность не имеет конца. Не отвлеченность, но жизнь.

Дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния. Просветительные и учебные заведения хотя и будут под непосредственным управлением правительства, но они никогда не обойдутся и без общественного участия. Чем ближе будут всякие общества друзей музеев, чем активнее будут родительские комитеты при школах, тем большее живое сотрудничество возникнет.

Цивилизация вытеснила понятие Культуры, и многие не понимают, что можно быть цивилизованным дикарем. Упускается из виду, что наслоения Культуры накапливаются веками, но цивилизация может быть создана в одно десятилетие.

Культура не может быть чем-то необоснованным, отвлеченным. Если Культура есть следствие лучших накоплений знаний, есть утверждение Примата Духа, есть стремление к Красоте, то она же будет утверждением и всех правильных расчетов построений.

Родной Рихард Яковлевич, Вы пишете, что, перечитывая статью Н.К. «Культура», внимание Ваше остановилось на втором абзаце. Я тоже очень люблю эту статью, рисующую современное положение вещей в мире, когда политика и культура в существе своем разошлись, тогда как именно по существу и то и другое должно служить улучшению жизни. Но, увы, никто больше не прислушивается к мудрым речениям мыслителей древности. Несомненно, как пишет Н.К., платоновская общественность не укладывается в узкие рамки теперешней политики. Современная государственная политика опирается на ту или иную партию, но истинное водительство, опираясь на основы Культуры, должно стоять вне партийности или, вернее, поверх всякой партийности, ибо оно являет собою синтез. У Вас имеется книжечка «Напутствие вождю». Не сомневаюсь, что именно жажда по культурной общественности живет в глубинах Вашего чуткого сердца, и потому именно Вы поймете, как нужно строить добрые отношения на обмене культурными достижениями даже с трудными людьми. Знаю, как многие люди стараются уклониться от участия во всякой политике, но подумали ли они – возможно ли это в действительности? Существует мнение, и очень распространенное, что ведать и вести политику страны могут лишь специалисты в ней, но на это можно было бы привести слова одного мудрого человека: «Беда в том, что невозможно отграничивать или определить, где начинаются и кончаются пределы политики. Каждый гражданин страны вольно или невольно только и делает, что творит политику». Потому самая лучшая мера для улучшения и оздоровления политики – это начать с правильного воспитания народа в духе дружелюбия и неограниченности познавания. Вдумайтесь в эти мудрые слова, и они объяснят причину всех бедствий, происходящих от человеконенавистничества, внедряемого с молоком матери. У многих народов недоброе чувство по отношению того или иного соседа уже стало атавизмом, и, чтобы бороться с таким злом, нужна большая культурность и сила духа.

Е.И. Рерих. Письма, т. 7. Р.Я. Рудзитису. 08.02.1940

Очень радовалась Вашим словам о новой молодежи из России. Мое сердце всегда знало эту врожденную чистоту русского характера. Чистота эта и есть мощь и рост нации и страны. Циничное отношение к женщине, умаление и унижение ее возможны только среди народов уходящих. У меня одна молитва – это чтобы Россия оберегла свою чистоту и не заразилась бы язвою пошлости и растления, разъедающей целые страны.

Будем бороться всеми силами духа с пошлостью, с легкомыслием в мышлении и во всех жизненных проявлениях и утвердимся на несении подвига. Россия стала на правильный путь уважения к женщине и почитания иерархии Знания. Именно это и есть единая законная Иерархия и ведущая к эволюции, к совершенствованию и счастью человечества. Изучающие законы Природы должны знать эти Космические Законы, уявленные во всем Мироздании.

Е.И. Рерих. Письма, т.7. В.Л. Дутко. 16.08.1944

Мир через Культуру – наш постоянный девиз. События доказали, насколько необходим человечеству щит Культуры. Если кто-то воображает, что "цивилизованный" человек не может одичать – он ошибается. Цивилизованный дикарь – самое отвратительное зрелище. Итак, опять потрудимся во имя Красного Креста Культуры.

Лига Культуры, Всемирная Лига Культуры нужна. Твердим. Ячейки ее в самых разнообразных областях помогут отбирать добрые зерна от сорняков, от пустоцветов. Не правительства, но народы озаботятся сплочением лучших элементов. Отбор по внутренней Культуре будет делаться малыми содружествами, которые, как живые родники, сольются в широкие русла. Мир всего мира, мир по Культуре! Каждое десятилетие лишь подтверждает неотложность призыва по Культуре. Воины Культуры, Герои Культуры, вы составите непобедимое воинство.

Дата связана с подписанием 15 апреля 1935 года в Вашингтоне договора "Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников", получившего известность в международно-правовой практике как Пакт Рериха.

С инициативой отмечать день подписания Пакта как Международный день культуры выступила в 1998 году общественная организация Международная лига защиты культуры, учрежденная в 1996 году Международным центром Рерихов.

С этого времени во многих городах России и всего мира 15 апреля проходит торжественное празднование Дня культуры с поднятием Знамени Мира. В некоторых городах России Международный день культуры проводится с 1995 года.

В декабре 2008 года по инициативе общественных организаций России, Италии, Испании, Аргентины, Мексики, Кубы, Латвии, Литвы было создано Международное движение за утверждение 15 апреля Всемирным днем культуры под Знаменем Мира.

Предложение о проведении Всемирного дня культуры было выдвинуто художником Николаем Рерихом в 1931 году в бельгийском городе Брюгге на конференции, посвященной продвижению международного договора об охране культурных ценностей. Рерих считал культуру главной движущей силой на пути совершенствования человеческого общества, видел в ней основу единения людей разных национальностей и вероисповеданий. Тогда же была названа основная задача Дня культуры — широкий призыв к красоте и знанию.

Николай Рерих писал: "Будем же утверждать и Всемирный День Культуры, когда во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни".

Рерихом был предложен первый международный правовой акт об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.

Идея о необходимости заключения специального соглашения об охране памятников культуры во время войн возникла и была высказана им в 1904-1905 годах во время русско-японской войны на заседании русского архитектурного общества. В 1929 году Рерих выступил с проектом Пакта и обратился к народам и правительствам всех стран.

В 1930-е годы развернулось общественное движение сторонников заключения Пакта, в ряде стран были созданы общества Пакта Рериха. В 1931-1932 годах в бельгийском городе Брюгге состоялись две международные конференции, посвященные Пакту, в 1933 году в Вашингтоне была проведена третья конференция, которая рекомендовала правительствам всех стран подписать документ.

Подписание Пакта Рериха состоялось 15 апреля в 1935 году в Вашингтоне в Белом Доме представителями 21 государства американского континента. В поддержку Пакта выступили в свое время Франклин Рузвельт, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Герберт Уэлс, Альберт Эйнштейн.

Международному дню культуры ежегодно посвящены различные мероприятия — выставки, круглые столы, конференции и др.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

«Культура» в переводе с санскритского дословно означает «почитание света», выражающее стремление к познанию прекрасного, идеалам и самосовершенствованию.

Изучать культуру, помнить о ней и оберегать её необходимо постоянно. Ведь именно потребительское отношение к природе, разрушение исторических памятников, кризис духовности в обществе, погоня за материальными ценностями – всё это первейшие признаки бескультурья. А совесть, сострадание, гордость… – эти чувства присущи только человеку, и воспитывать и развивать их можно только с помощью истинной культуры.

Поэтому, чтобы еще раз подчеркнуть важность всех сфер деятельности культурного мира, был учрежден специальный праздник – Международный день культуры (World Day of Culture), который отмечается во многих странах мира ежегодно 15 апреля.

Он был учрежден в честь принятия 15 апреля 1935 года международного договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», который стал известен в международно-правовой практике как Пакт Рериха. С инициативой отмечать дату подписания Пакта как Международный день культуры выступила в 1998 году Международная лига защиты культуры, учрежденная за два года до этого Международным центром Рерихов. Это общественная организация, деятельность которой направлена на защиту и преумножение достижений культуры, искусства, науки, религии.

Позже также вносились предложения об учреждении данного праздника, и он даже отмечался в ряде стран. А в 2008 году по инициативе общественных организаций России, Италии, Испании, Аргентины, Мексики, Кубы, Латвии, Литвы было создано Международное движение за утверждение 15 апреля Всемирным днем культуры под Знаменем Мира. И сегодня данный праздник отмечается в разных странах мира.

Хотя День культуры был учрежден не очень давно, но он имеет уже вековую историю.

Идея создания организованной охраны культурных ценностей принадлежит выдающемуся художнику и деятелю русской и мировой культуры Николаю Рериху, который считал культуру главной движущей силой на пути совершенствования человеческого общества, видел в ней основу единения людей разных национальностей и вероисповеданий.

В самом начале 20 века, в период войн и передела территорий, при изучении памятников отечественной старины, он понимал, как важно их сохранить, и в 1914 году обратился к русскому правительству и правительствам других воюющих стран с предложением обеспечить сохранность культурных ценностей путем заключения соответствующего международного соглашения. Однако, это обращение осталось тогда без ответа.

В 1929 году Рерих подготовил и опубликовал проект договора о защите культурных ценностей , сопроводив его обращением к правительствам и народам всех стран. Проект договора получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности.

В поддержку идеи Николая Рериха выступили Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс, Морис Метерлинк, Томас Манн, Рабиндранат Тагор.

Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта. Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом.

Он консолидировал прогрессивную общественность, стал идеологом и создателем документа по защите мирового культурного наследия, который был задуман как международно-правовой акт универсального характера.

И 15 апреля 1935 года, накануне Второй мировой войны, в Белом Доме в Вашингтоне главами 21 государства был подписан первый в истории Земли международный договор «О защите учреждений, служащих целям культуры, науки и искусства, а также исторических памятников», названный по имени его создателя «Пакт Рериха».

В Пакте содержатся общие принципиальные положения о защите культурных ценностей и уважении, которое следует им оказывать. Положение о защите объектов носит в Пакте безусловный характер и не ослабляется оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность охраны культурных ценностей в условиях вооруженных конфликтов.

Универсальность Пакта состоит в том, что в нем содержатся общие, принципиальные положения об охране культурных ценностей, а также в том, что он мог быть воплощен в действие посредством заключения как всемирного, так и региональных договоров. Этот договор был использован в качестве основы для многих документов современного международного сотрудничества в области охраны культурного наследия. В том числе в ряде актов ЮНЕСКО.

В сам же Международный день культуры во многих странах проходят различные праздничные мероприятия. Так, в российских городах устраиваются торжественные концерты, выставки национальных культур, конференции и лекции на различные культурные темы, музыкальные и поэтические вечера, танцевальные и театрализованные представления и многое другое. Также в этот день поднимают Знамя Мира, поздравляют всех работников культуры с их профессиональным праздником.

Благодаря установлению традиции – ежегодного празднования Международного Дня Культуры, который проводится уже 20 лет в школах Санкт-Петербурга 15 апреля, в день подписания Пакта Рериха, имеется возможность осуществлять на практике важнейшие просветительские задачи – усвоение и закрепление в сознании юного поколения понятия культурных ценностей, осознания и понимания того, что именно этими ценностями живо человечество.

Называя Культуру самым значительным понятием мира, Николай Константинович Рерих разъяснял, что День Культуры позволяет не только напоминать о прошлом, что соединено с Культурой, но направлять ум к будущему. Светлой вестью зажечь молодые сердца, позвать к творчеству, деловому сотрудничеству, объединив взрослых и юное поколение в мыслях о священном, прекрасном и познавательном, в делах на пользу общую. «Только подумайте, с какими малыми средствами человечество, в единении, может создать традицию высокого значения для молодых поколений!» – призывал Рерих (Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995. – С. 73 ).

В 2018 году, по инициативе Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, Международный День Культуры в школах Санкт-Петербурга проводился под девизом «Пылайте сердцами, творите любовью! »

В преддверии Дня Культуры в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга были организованы два городских конкурса: ежегодный городской конкурс сочинений среди школьников Санкт-Петербурга ко Дню Культуры 15 апреля под общим девизом «Пылайте сердцами, творите любовью!» и смотр-конкурс оформления тематических выставок в библиотеках общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга по теме «Герой как создатель и защитник культуры». Организаторами конкурсов выступили СПб отделение Международного Центра Рерихов и Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования при поддержке Ассоциации школьных библиотекарей Русского Мира.

Юным участникам конкурса сочинений было предложены следующие темы для размышления: «Пылайте сердцами, творите любовью!», «Без любви продвижения нет», «Лишь неравнодушные мир меняют к лучшему», «Стремление к Общему Благу в пламенном сердце живет», «Мы живем для того, чтобы творить добро» (тема для начальной школы). Целью организаторов конкурса было утверждение в сознании подрастающего поколения оптимистического мировоззрения, активной жизненной позиции в преобразовании окружающего мира на основе высоконравственных духовных принципов, к которым в первую очередь относятся такие понятия как сердечность и любовь.

Ход развития современной цивилизации с его явным уклоном в сторону техники и технологий неизбежно привел при выборе норм поведения к преобладанию прагматизма и отодвинул в сторону духовные аспекты развития общества – все это значительно усложняет эволюцию человечества. Проблема заключается в непонимании того, что истинное совершенствование общества и каждого отдельного человека может осуществляться лишь путями духа, где нравственный, моральный, духовный аспект сознания играет главенствующую роль.

И на этих путях совершенствования особое место отводится работе по воспитанию сердца. Нравственный аспект сердца – его способность сосредотачивать самые высокие человеческие чувства, наряду со способностью накапливать и распределять психическую энергию, – обеспечивает человеку иммунитет, как духовный, так и физический.

Великий смысл, который несет в себе сердце, заключается в том, что оно, являясь духовным аспектом нашего сознания, соединяет земное с небесным и приобщает человека к Источнику жизни, к Высшему Миру. Когда человек обращается в сознании своем к лучшему и прекрасному, то в этом деянии участвует человеческое сердце, но не рассудок. Без такого соединения – сердца с Высшим Миром – немыслимо человеческое существование.

Но ничто не может зажечь огонь сердца так, как любовь. В стремлении к совершенству и гармонии путь Любви – самый краткий. И на вопрос: «Где же поиски совершенства?» можно ответить: «В любви, красоте и действии». Любовь зажигает свет Красоты, и действие воплощает эту Красоту в жизнь. Без любви нет созидания.

И молодые сердца участников конкурса сочинений отозвались на призыв утверждения в жизни этих высоких принципов мироздания. В своих творческих работах они, соглашаясь с утверждениями в предложенных темах сочинений, приводят много примеров из истории, литературы и современной жизни, которые показывают, что все самоотверженные действия на общее благо и бескорыстная помощь нуждающимся основываются на сердечности и любви.

На конкурс было представлено более 200 творческих работ школьников из 53 образовательных учреждений 15-ти административных районов Санкт-Петербурга.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса