Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Исторические памятники кубани. Памятники Кубани. Памятники природы, истории Кубани. Достопримечательности, история Кубани. Декабристы на Кубани Памятник влюбленным собакам - место свиданий краснодарцев

Уникальность Кубани, это не только ее природные условия - прекрасный климат и множество природных ландшафтов - степей, лесов и горных вершин, покрытых вечными снегами, бурных и равнинных рек, теплых морей и самых субтропиков.
Есть на нашей Кубани и такие уникальные древние памятники культуры, которые в России не найти больше нигде. Только здесь, в Краснодарском крае, вы можете встреть следы древнегреческой культуры, не покидая пределы нашей страны. Подобные памятники прошлых веков есть еще и в Крыму, но это уже, как ни печально, не Россия.
Итак, только наш край остается обладателем культурных ценностей древней Эллады,
Одним из таких уникальнейших исторических памятников является античный город Горгиппия, расположенный на месте современной .
В отличие от других крупных городов Северного Причерноморья, расположенных на землях Керченского и Таманского полуостровов, - Ольвии, Херсонеса, Пантикапеи, - Горгиппия стала раскапываться сравнительно недавно. Только с 1960 г. в Анапе постоянно начинает работать экспедиция Института археологии АН СССР.
Древняя Горгиппия вместе с некрополем находится под самым центром современного курорта Анапы. Бурное строительство многоэтажных жилых домов в городе позволило производить раскопки древнего поселения на широких площадях, что превратило ранее малоисследованный объект в памятник высокой культуры.
Греческое поселение на берегу Анапской бухты возникло во второй половине 4 в. до н.э. Сначала оно занимало совсем небольшую площадь около современной гостиницы "Анапа". Скорее всего, это был независимый полис. На рубеже 5 и 4 вв. до н.э. Анапский полис вошел в консолидацию других, подобных ему, которую возглавил Пантикапеи. Это был фундамент Боспорского государства. В Первом веке до н.э. Боспор входил в состав обширного Понтийского царства, но в первые века н.э.он оказался в зависимости от Римской империи.
Вместе с Боспором Горгиппия пережила несколько разрушений, которые сменялись периодами расцвета и процветания. Этому способствовали плодородные земли, прилегающие к городу, на которых выращивался знаменитый виноград, а также удобная и тихая бухта, мягкий и теплый климат. Наибольшего подъема город достиг во 2 в. н.э.


Горгиппия обладала четко организованной сельской территорией, которая кормила его, обеспечивала производство товарного хлеба. Зерно вывозили в Афины и другие города Средиземноморья. В городе находился порт, а судовладельцы были объединены в союз. Жители города поклонялись всем известным в античном мире богам. Но наиболее почитаемым богом у них был, конечно же, Гермес - бог торговли. В честь его проводили игры со спортивными состязаниями. Для обучения юношей в городе был свой гимназий.
Планировка Горгиппии была заложена в 4, в. до н.э., она имела все элементы радиальной сетки. Город имел перестраивавшиеся оборонительные стены, торговый комплекс с подвалами - хранилищами. Все основные постройки города возводились с применением ордера. Что интересно, так это то, что в архитектуре общественных и жилых зданий использовались все основные ордера той эпохи: помпезный и самый парадный - коринфский, и более строгий и в меру изысканный - ионический, и со¬всем аскетический, простой и прямой - дорический ордер. С чем все это было связано? Почему такой разброд стилей и вкусов? Все просто: переход из одной эпохи в другую. Но люди не ощущали этого рeбежа. Они жили по законам своего времени: что красиво и рационально - то приемлемо для жизни.
Две с половиной тысячи лет назад там, где мы купаемся в теплом и ласковом море, жили не только для того, чтобы выжить, но и сделать свою жизнь достойной и красивой.
Мы с вами, живущие на этой земле, должны помнить и знать "древний город."

М. А. Аверьянов


Памятники Кубани

КУБАНЬ И ЧЕРНОМОРЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ III - II ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Заселение Кавказа первобытным человеком шло с юга и было длительным и сложным. Древнейшие остатки жизни человека у нас в крае относятся ко времени за 700-600 тысяч лет назад. Установить это помогла одна случайная находка. На берегу р. Псекупса было найдено орудие первобытного человека - ручное рубило.

Фото природы Кубани

Климат края был тогда относительно теплый. Земли его отличались и прежде плодородием. Растительность была самой разнообразной. В степной части поражали разнотравье и продолжительность зеленого покрова. Сохранялись в, то время в большей мере такие растения, как самшит и тис. Изобиловали разнообразным животным миром горы и леса. Тут встречались олени и косули, зубры, медведи и барсы. Во¬ды края и омывающие его моря изобиловали рыбой. Человек бродил, собирая съедобные растения, корни, плоды и охотясь на животных. Следы пребывания этого древнейшего человека найдены не только на р. Псекупсе, но и по течению соседних речек Апчас, Марты, а также на р. Белой. С постепенным похолоданием климата, связанным с наступлением с севера ледника, жизнь человека изменялась. Охота па крупных животных становится одним из основных занятий человека. В качестве жилищ он использует пещеры, а там, где их не было, селится под скальными навесами, строит простые жилища, обтягивая их шкурами животных. Известно много пещерных стоянок. Это - Большая Воронцовская пещера, Хостинские, Навалишенская, Ацинская, Лхштырская.

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ВОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ - КАСКАД ВОДОПАДОВ НА РЕКЕ АГУРЕ (В РАЙОНЕ СОЧИ); -ВОДОПАДЫ РЕКИ РУФАБГО; - ОЗЕРО СОЛЁНОЕ (ТАМАНЬ) - ТУРЕЦКИЙ ФОНТАН (ТАМАНЬ)

"Сердце Руфабго" Водопад Руфабго "Девичьи Косы"

На южном берегу Тамани, между мысом Железный Рог и Бугазским лиманом, расположено озеро Соленое. Летом озеро высыхает и на его поверхности остается слой поваренной соли, под которой скрывается пласт черной целебной грязи. Отдыхающие, ничуть не смущаясь, пользуются лечебными свойствами грязи прямо на озере. А потом, похожие на пингвинов издалека, идут "смывать с себя грязь" в Черном море, которое находится в 100 м от Соленого озера.

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ - ГУАМСКОЕ УЩЕЛЬЕ (АПШЕРОНСКИЙ РАЙОН); - АХТАНИЗОВСКАЯ СОПКА (ТАМАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ); -СКАЛА ПЕТУШОК (ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ); -СКАЛА ПАРУС (ГЕЛЕНДЖИК); -СКАЛА ОРЛАН; -ПЕЩЕРЫ (СТАЛАКТИТЫ, СТАЛАГМИТЫ, СТАЛАГНАТЫ);

СКАЛА ПАРУС Автором этого величественного сооружения является матушка природа. Высота нерукотворного паруса достигает почти тридцати метров, и любой желающий может увидеть его, проехав полтора десятка километров южнее известного кубанского порта Геленджик. Завораживающий вид памятника дополняет роща знаменитой пицундской сосны, расположенная неподалеку от скалы.

Ахтанизовская сопка расположена в северной части Таманского полуострова на юго-западной окраине станицы Ахтанизовской Темрюкского района, в виде конуса, возвышающегося над уровнем моря на 67 м. На вершине сопки находится главный кратер эллипсовидной формы. В нем пузырится темно-серая, илистая масса. Время от времени она вдруг поднимается и переливается через края, растекаясь по склонам. Выделяющиеся пузырьки газа (преимущественно метана СН 4) создают впечатление будто грязь кипит, в действительности она холодная»

АЗИШСКАЯ ПЕЩЕРА Сталакти ты (греч. Σταλακτίτης - натёкший по капле) - хемогенные отложения в карстовых пещерах в виде образований, свешивающихся с потолка (сосульки, соломинки, гребёнки, бахромы и т. п.).

АЗИШСКАЯ ПЕЩЕРА Сталагмиты - "сосульки", растущие из пола пещеры. Сталагмиты обычно толще сталактитов, ведь вода при падении разбрызгивается и кристаллики рассыпаются. И сталактиты, и сталагмиты растут очень медленно - сотни и тысячи лет. сталагмиты и сталактиты со временем срастаются, образуя СТАЛАГНАТЫ

БОТАНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ - СОЧИНСКИЙ СЕЛЕКЦИОННЫЙ САД ПРИ НИИ ГОРНОГО САДОВОДСТВА И ЦВЕТОВОДСТВА; -СОЧИНСКИЙ ДЕНДРАРИЙ; -ДУБЫ: ВЕЛИКАН И ВЕКОВОЙ В АБИНСКЕ; ВЫСОКИЙ, ТИТАН, БОГАТЫРИ В КРАСНОДАРЕ; - МАССИВЫ МОЖЖЕВЕЛЬНИКА, ФИСТАШКИ. КИПАРИСА; -ПАРКИ, АЛЛЕИ (ПАРК ПРИ КУБАНСКОМ АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)

Одним из самых любимых мест отдыха сочинцев и особенно гостей города является Дендрарий. Это своеобразный музей природы, в котором собраны представители флоры не только Кавказа, но и многих стран мира. На площади более 49 гектаров мы можем увидеть около 1700 видов и форм растений со всего земного шара.

Необычный дуб растет во дворе дома на Орджоникидзе, 25 в Краснодаре. Остается только догадываться, сколько человеческих поколений перевидал он за свою жизнь – по одним данным дереву более трехсот лет, по другим - за четыреста, а если верить биоэнергетическому тестированию – 644 года. В любом случае дуб видел еще первых казаков, пришедших на Кубань 215 лет назад

Благодаря особому микроклимату, в Хосте сохранился уникальный памятник природы – Тисо-самшитовая роща. Роща является самым крупным участком диких зарослей древнего леса. Здесь можно увидеть 2000 -летний тис, высотой до 30 метров (он старше столицы нашей родины Москвы на 200 лет), и дуплистые старые липы; Тисовые леса – реликтовые, очень редкие – являются ценнейшими ботаническими и культурно-эстетическими памятниками природы мирового значения. Тис – вечнозеленое хвойное дерево, не содержащее смолу. Самшит – самое тяжелое дерево (тонет в воде). Растет очень медленно 1 мм. в год. Живет до 300 -500 лет. Это реликтовое растение третичного периода.

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ - МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ ГОРГИППИЯ (АНАПА); - МУЗЕЙ АТАМАНЬ (СТ. ТАМАНЬ); -ПАМЯТНИК КАЗАКАМ НА ТАМАНИ (ХУДОЖНИК КОСОЛАП); - СВЯТО-ЕКАТЕРИНИНСКИЙ СОБОР (АРХИТЕКТОР МАЛЬГЕРБ); -ПАМЯТНИК 200 -ЛЕТИЮ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА

Памятник в честь 200 -летия Кубанского казачьего войска, 1897 г. (восстановлен в 1999 г.), архитектор В. А. Филиппов, автор восстановленного памятника А. А. Аполлонов. Находится на пересечении ул. Красной и ул. Буденного

Свято-Екатерининский кафедральный собор. между современными улицами Мира и Орджоникидзе, Коммунаров и Седина, в 1814 году была построена церковь св. Екатерины. Инициатором её строительства был войсковой протоиерей Кирилл Россинский. . Свято-Екатерининский кафедральный собор, является главным храмом епархии. При храме действует воскресная школа. Ещё Екатерининский собор называют Красным собором

Горгиппия – античный город, располагавшийся на месте центральной части современной Анапы. Город возник не позднее начала V в. до н. э. Первоначальное наименование города не известно. Наименование Горгиппия город получил в честь члена царского рода Спартокидов Горгиппа во второй половине V в до н. э.

ТЕСТ: ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. На какой реке находится каскад водопадов в районе Сочи? А) Пшада б) Агура в) Руфабго 2. Что извергает Ахтанизовский вулкан? А) грязь б) мин. воду в) лаву 3. В районе какого города находится скала Петушок? а) Геленджик б) Горячий ключ в) Сочи 4. Архитектором памятника 200 -летию Кубанского казачьего войска является? А) Мальгерб б) Филлипов в) Косолап 5. Где находится знаменитый Турецкий фонтан? А) ст. Ахтанизовская б) ст. Северская в) ст. Таманская 6. Как называются сосульки, растущие с земли? А) сталактиты б) сталагмиты в) сталагнаты

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ 1 -б; 2 -а; 3 -б; 4 -б; 5 -в; 6 - б. 6 баллов – « 5» 4 -5 баллов – « 4» 3 балла- « 3»

Почти в каждом памятнике искусства есть двойное дно

Великий итальянский скульптор Микеланджело Буонаротти на вопрос, как создать гениальное творение, отвечал, что надо просто взять глыбу материала и отсечь от нее все лишнее. Практически в каждой из статуй есть загадка или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поможем вам сделать это на примере знаменитых памятников Краснодарского края, России и мира…

Чудеса Краснодара

Восстановленная императрица

Михаил Микешин, Борис Эдуардс, Александр Аполлонов, памятник Екатерине II, 1895 г., 2006 г.

Начнем с самой дорогой для кубанцев скульптуры. Памятник Екатерине Великой располагается в центральной части Екатерининского сквера, территория которого считается местом основания Краснодара. Это уже второй монумент, посвященный императрице. Первый возвели еще в 1907 году - в благодарность за подаренные казакам плодородные кубанские земли. Проект памятника был разработан знаменитым художником и скульптором Михаилом Микешиным в 1895 году - к празднованию Кубанским казачьим войском своего 200-летнего юбилея. Скоропостижная кончина не позволила Микешину завершить работу - ее продолжателем стал Борис Эдуардс. Однако в 1920 году скульптура была варварски разрушена большевиками. О том, что здесь когда-то стоял памятник императрице, забыли надолго. Лишь в 2000-х годах его решили восстановить по старым чертежам. Новый памятник - детище известного кубанского скульптора, члена Союза художников России Александра Аполлонова. Работа по восстановлению монумента длилась четыре года. Торжественное открытие памятника Екатерине II состоялось в 2006 году. Он сразу же стал символом кубанской столицы.

Казак… на коне или на лошади?

Александр Аполлонов, памятник «Казакам - основателям земли Кубанской», 2005 г.

7 апреля 2005 года, в один из самых почитаемых праздников Православной церкви - Благовещение, в краевом центре состоялось поистине историческое событие - торжественное открытие памятника кубанскому казачеству на площади перед зданием администрации Краснодарского края. В бронзовой фигуре воплощен собирательный образ казака-защитника, просветителя и первопроходца. Историческим прототипом стал войсковой судья Антон Головатый. Первоначально он был одет по образу запорожских казаков. Однако по распоряжению тогдашнего губернатора Александра Ткачева в окончательном варианте проекта использована форма казаков-черноморцев. Сам монумент представляет собой всадника на коне. Кстати, по поводу половой принадлежности животного разгорелись нешуточные страсти. Первоначально это была… лошадь. Но казачество возмутилось - ведь настоящий казак в те времена никогда не позволил бы себе скакать на кобыле. Поэтому скульптору пришлось приделать животному гендерное различие.

Богиня из троллейбуса

Иван Шмагун, Евгений Лашук, памятник «Аврора», 1967 г.

«Аврора» - несомненно, одна из главных достопримечательностей кубанской столицы, ее визитная карточка. Общая высота статуи, выполненной из кованого алюминия, составляет 14 метров, а вместе с постаментом - 16,8 метра. Установлена скульптура около одноименного городского кинотеатра в центре Краснодара. Она олицетворяет собой комсомольскую богиню-победительницу. Однако мало кто знает, что на самом деле «алюминиевую леди» зовут Таисия Гордиенко. Она - коренная краснодарка, родилась еще до Великой Отечественной войны. Богиней в буденновской шинели, с винтовкой за плечом и звездой в руке стала совершенно случайно. Как-то 20-летняя Тая спешила на свидание. Ехала в троллейбусе, и вдруг к ней подошли двое солидных мужчин. Они долго рассматривали девушку, переговаривались, а потом предложили стать моделью. Чтобы остановить преследование, Таисия пообещала мужчинам прийти в назначенный день. Скульптор Иван Шмагун и архитектор Евгений Лашук поверили, хотя ни имени, ни адреса девушки не знали. Слово Тая сдержала. Явилась - такая хрупкая и невысокая. Но именно в ней художники разглядели комсомольскую богиню: строптивый взгляд, широкие скулы, горделивый нос… Уже спустя восемь лет «Аврору» признали памятником искусства, а в 1981 году - архитектурным достоянием Краснодара.

Влюбленные собачки

Валерий Пчелин, скульптура «Влюбленные собаки», 2007 г.

Десять лет назад во время празднования Дня города Краснодар получил своеобразный подарок - памятник влюбленным собакам. В своей скульптуре автор Валерий Пчелин запечатлел двух братьев наших меньших, которые встретились на первом свидании под зданием с часами, на углу улиц Мира и Красной, и пошли гулять, взявшись за лапки. Вдохновило скульптора стихотворение Владимира Маяковского «Краснодар», написанное в столице Кубани, в котором город именуется не иначе как «собачкина столица». По мнению автора композиции, теперь молодой человек, ждущий опаздывающую девушку, не почувствует себя одиноким. Когда смотришь на эту скульптурную группу, сразу улучшается настроение и хочется улыбнуться. Кроме того, многие краснодарцы верят, что если потереть собакам лапки, загаданное желание сбудется…

Чудеса Кубани

Источник жизни

Гурген Наджарян, мемориальный комплекс «Долина смерти», 1974 г.

Мемориальный комплекс «Долина смерти» находится в поселке Мысхако города-героя Новороссийска. Он включает в себя несколько памятников, а также платан, лично высаженный генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым 6 сентября 1974 года. Мемориал переносит нас в 1943 год, напоминая о героической обороне советскими воинами маленького плацдарма площадью 30 кв. километров, названного Малой Землей. 7 месяцев фашистские самолеты и пушки обстреливали этот небольшой кусок суши, на котором не осталось ни метра площади, куда бы не упал снаряд или бомба. Перед въездом в мемориальный комплекс стоит стела, надпись на которой гласит: «По этой долине осуществлялось обеспечение левого фланга войск Малой Земли боеприпасами, продовольствием и всем необходимым для жизни, ведения боя. Здесь находился единственный источник питьевой воды...» Этим источником был колодец в Мысхако, расположенный в неглубокой долине около Колдун-горы. Сейчас к нему ведут крупные каменные ступеньки. Во время войны бойцы называли его не иначе как «источник жизни в Долине смерти».

Добрый доктор

Василий Поляков, скульптура «Доктор Айболит», 2011 г.

Памятник доктору Айболиту в Анапе - это уникальное творение. Нечто подобное есть только в Вильнюсе. Такой подарок был сделан для жителей и гостей курорта 6 лет назад. Автор скульптуры Василий Поляков не зря выбрал для своей работы именно этого персонажа Корнея Чуковского. Доктор стал символом здоровья, за которым, собственно, и приезжают отдыхающие в Анапу. «Самого доброго врача» можно встретить в Центральном парке сидящим под деревом в окружении своих любимых пациентов - различных зверьков, также отлитых из бронзы. Несмотря на юный возраст композиции, с ней уже связана парочка городских легенд. К примеру, чтобы избавиться от всех недугов, необходимо потереть медицинский крест на самом Айболите. А если погладить по голове белочку, пройдут проблемы с суставами…

Чудеса России

Великая страна

Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман, монумент «Тысячелетие России», 1862 г.

Памятник, расположенный в Великом Новгороде, был возведен здесь в честь тысячелетия призвания варягов на территорию Руси. Этот монумент являет собой всю историю России вместе с ее многочисленными славными полководцами, государственными деятелями и представителями мира культуры. Многие патриотически настроенные россияне считают, что «Тысячелетие России» отражает в себе дух нашей великой страны. Сам памятник представляет собой шар-державу, который установлен на особом постаменте в виде колокола. Каждая часть этого тематического монумента символизирует отдельные периоды истории России, а весь он излучает гордость за страну и символизирует ее величие. Во время Великой Отечественной войны немецкий генерал фон Герцог приказал разобрать памятник и вывезти его в Германию. Зимой 1943-1944 гг. начались работы по его демонтажу, однако довести задуманное до логического завершения оккупантам так и не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобожден советскими войсками. После этого начались работы по восстановлению скульптуры в прежнем ее виде. Уже ко 2 ноября 1944 года состоялось второе торжественное открытие композиции «Тысячелетие России».

Мистический Медный всадник

Этьен Фальконе, памятник Петру I, 1768-1770 гг.

Медный всадник - памятник, окруженный таинственными историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I

приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе памятник Петру I. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и рассказал, что его преследует один и тот же сон. Батурин видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I.

Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел Россию? - говорит ему Петр Великий. - Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкий галоп». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил решение об эвакуации памятника. Он остался на месте!

Колокол, который никогда

не звонил

Иван и Михаил Моторины, монумент «Царь-колокол», 1735 г.

Это настоящий памятник русского литейного искусства XVIII века. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр - 6,6 м; масса - 202 тонны. Установлен в Московском Кремле возле колокольни «Иван Великий». Царь-колокол появился на свет с легкой руки императрицы Анны Иоанновны. Возможно, в этот памятник императрица пожелала уместить все свои амбиции, так как при объявлении желаемого размера иностранные мастера подумали, что императрица «изволила пошутить». Желание царственной особы восприняла всерьез только семья скульпторов Моториных. Отец с сыном натерпелись много неудач с созданием колокола, так как одно только утверждение проекта заняло целых три года. Первая отливка завершилась полным крахом, которого не выдержал старший Моторин. Его сын все-таки довел дело до конца, и теперь «Царь-колокол» гордо возвышается над брусчаткой Красной площади. Несмотря на огромное количество затраченных усилий, голоса колокола так никогда и не услышали…

Чудеса мира

Рогатый Моисей

Микеланджело Буонаротти, «Моисей», 1513-1515 гг.

В своей знаменитой скульптуре Микеланджело изобразил Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что, когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идет именно о лучах света - лицо Моисея сияло, а не было рогато…

Цветная Античность

Античная статуя «Август из Прима-Порта».

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования ученых подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

Страдания Русалочки

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене - одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят портить вандалы. История существования скульптуры очень бурная. Ее ломали и распиливали на множество кусков. И сейчас можно обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости менять голову статуи. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 годах. В 1984 году ей отпилили правую руку, а в 2006-м горемыку забрызгали зеленой краской. И совсем недавно неизвестные активисты, возмущенные массовым забоем китов на Фарерских островах, облили Русалочку красной краской, а также оставили послание: «Дания, защити китов Фарерских островов!»

«Поцелуй» без поцелуя

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Известная статуя Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини» - в честь изображенной на ней знатной итальянской дамы XIII века, чье имя обессмертила «Божественная комедия» Данте. Женщина полюбила Паоло - младшего брата своего мужа Джованни Малатеста. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры, их обнаружил, а затем убил муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. На самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. Переименование статуи в более отвлеченное - «Поцелуй» (Le Baiser) - было сделано критиками, впервые увидевшими ее в 1887 году.

Секрет мраморной вуали

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре материала, использовавшегося для этих целей. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя - один прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какой именно мрамор ищет. Работал с ним специальным образом. В итоге остатки прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

Потерянные руки Венеры

«Венера Милосская», примерно 130-100 гг. до н. э.

Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения она была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.

Совершенное

несовершенство

«Ника Самофракийская», II в. до н. э.

Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора скульптура на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный автор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Неоднократно предпринимались попытки восстановить изначальное положение рук. Однако все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой - совершенна в своем несовершенстве…


Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения. Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица. "Ныне в этом отставшем от современного значения граде, - писал в своей книге "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" историк И. Д. Попко, - насчитывается до 2000 домов, то есть хат, изваянных из глин и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железною крышей несколько. Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано: "Вольно, ребята".

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу "общее во всей империи городское устройство", право на самоуправление и обращение всех горожан в сословие мещан. Во второй половине XIX - начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории - в три раза.
В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в первое десятилетие XX в. - 400 построек в год.
С 1867 г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церковь (1899 г.). Екатерининский собор (1900 г.), трехэтажный дом Армянского благотворительного общества (1911 г.), четырехэтажное здание коммерческого училища (1913 г.) и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы "Метрополь", реконструировал гостиницу "Центральную", проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. - войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь (1881-1883 гг.), церковь Св. Александра Невского в станице Фонталовской (1884 г.), Покровская церковь (1888 г.), Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия (1886-1888 гг.), часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака (1895 г.), епархиальное женское училище (1898-1901 гг.), здание Общества взаимного кредита, особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.

Архитектору Н. Г. Петину (1875-1913 гг.) принадлежат проекты Ильинской церкви, гимназии, нового корпуса Екатеринодарского духовного мужского училища и др.

Уроженец станицы Пшехской архитектор З.П. Коршевец (1873-1943 гг.) проектировал здание Кубанского Александро-Невского религиозно-просветительного братства ("Народная аудитория"). По заказу Комитета попечения о бесприютных детях он строит "Убежище", затем перестраивает летний театр, в той или иной степени участвует в постройке многих домов в Екатеринодаре. С 1908 г. он занимает должность екатеринодарского городского архитектора.

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны "в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г."

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате. В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова также был сооружен памятник, посвященный этой знаменательной дате в жизни кубанского казачества.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II. Сам Микешин не дожил до этого дня (умер в 1896 г.), поэтому сооружение памятника завершал скульптор Академии художеств Б. В. Эдуарде. К сожалению, это великолепное творение российских зодчих "боевым приказом" Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку.
Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.

Архитектура каждого города есть отражение его истории - с этим утверждением, думаю, спорить никто не станет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара- Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.

Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города - очень редкая - имела сугубо утилитарный характер: типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом. Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г. Это был внушительных размеров деревянный храм, перекликающийся своим художественным решением с традициями храмового зодчества Украины и Дона.
Уже в жилых постройках начала XIX столетия прослеживаются классицистические черты. В качестве примера можно привести реконструированные дома атаманов Бурсака и Кухаренко. У Бурсака - четырехколонный дорического ордера деревянный портик, треугольный фронтон. У Кухаренко - треугольный деревянный фронтон с резьбой в тимпане, пилястры, имитация рустовки. Но о полном проявлении классицизма в екатеринодарской архитектуре можно говорить лишь применительно к 30-60-м гг. прошлого века, когда в обеих столицах и крупных городах империи этот стиль уже сдал позиции эклектизму.

Примерами классицизма в Екатеринодаре могут служить здание войскового архива (1834 г.) с акцентированным четырьмя дорическими колоннами главным входом и двумя боковыми ризалитами с треугольными фронтонами, а также решенный без применения ордеров комплекс войсковой богадельни со Скорбященской церковью (1837-1872 гг., последняя сохранилась) и церковь во имя Св. Дмитрия Ростовского (1848 г.).
Архитектура Александро-Невского войскового собора, строившегося более 20-ти лет и освященного в 1872 г. (архитекторы И.Д. Черник, Е.Д. Черник), имела черты как классицизма (подчеркнутая гладкость фасадов, центричность, монументальность, четкое членение объемов), так и "русско-византийского" стиля, проявившегося в килевидных закомарах, арматурном поясе, шлемовидных куполах. Такие проекты были очень близки к "образцовым", применяемым во многих городах страны, - налицо сходство екатеринодарского войскового собора с московским храмом Христа Спасителя, киевской Десятинной церковью и другими.

Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для екатеринодарской архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей в убранстве зданий.
Ретроспективная сущность эклектики выражалась в декоративном подражании архитектурным мотивам минувших эпох. Например, готические формы отчетливо видны в решении южного и западного фасадов отеля "Централь" (1910 г. арх. Козлов), барочные и ренессансные - в решении главных фасадов "Гранд-Отеля" (конец XIX в.), романские - здания коммерческого училища (1912-1914 гг., арх. Мальгерб), в мотивах стиля "туркери" ("турецкий" или "восточный") выдержан дом Рымаревича-Альтманского (нач. XX в.).
В конце первого десятилетия нынешнего века в гражданскую архитектуру Екатеринодара проникает новый стиль – модерн. В качестве примеров екатеринодарского модерна укажем здания Зимнего театра (1909 г., арх. Шехтепь), водолечебницы и домов Фотиади и Каплана (1915, 1910, 1911, арх. Козлов).
Развитие архитектурной мысли привело к появлению в предреволюционные годы зачатков нового стиля - конструктивизма, сложившегося в крупных городах России уже в советское время. В Екатеринодаре в 1916 г. было построено здание почтово-телеграфной конторы (арх. Косякин), близкое к конструктивистскому решению (в сочетании с элементами модерна и неоклассицизма). Это единственное сооружение такого рода: в 20-30-х гг. теперь уже краснодарская архитектура вернулась к эклектичным формам (напр., жилой дом 1926 г.п. по ул. Пушкина, 53), а в единичных случаях - к неоклассицизму (многоквартирный дом по ул. Орджоникидзе, 69, арх. Кпюнков, 1940 г.). В 6О-70-х гг. неоклассицизм переходит в псевдоклассицизм, копирующий лишь декоративные элементы классики (в основном коринфский и композитный ордер). Ярким примером псевдоклассицизма в Краснодаре является здание центрального универмага (1955 г.).
Массовое жилищное строительство 60-80-х гг. породило архитектурный рационализм (отрицающий декор и выделение главного фасада), началось повсеместное внедрение типовых проектов многоквартирных домов. В том же направлении унификации развилась архитектура зданий школ, детских учреждений, магазинов и т.д. Комплексы подобных сооружений сформировали пространственный облик новых жилищных массивов города.
Наряду с рационалистической архитектурой в застройке Краснодара 60-80-х гг. встречаются отдельные здания, решенные в стиле а-ля "неоконструктивизм". Наиболее заметным сооружением такого рода является, несомненно, здание кинотеатра "Аврора" (1967 г., арх. Сердюков) с ясно выраженной архитектонической идеей, основанной на нетрадиционной геометризации объемов. Намного проще решено кубическое здание Дома быта (1965 г.).
В конце 80 - начале 90-х гг. интересным явлением стало интенсивное индивидуальное жилищное строительство. Соединяя в себе и откровенный рационализм, и новую, "функциональную" эклектику, и модернизм, такая застройка определяет сейчас пространственный и архитектурно-художественный облик городских окраин.
В советское время художественные стилевые идеи в краснодарской архитектуре прослеживаются нечетко, "стильные" здания единичны, застройка чрезмерно рационалистична.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса