Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Соединительные о и е в. Сложные слова. Соединенные о, е в сложных словах

В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е . Сложные слова, образованные при помощи соединительных гласных о и е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: нефтегазодобыча, пятидесятилетие, двухмиллиметровый .

Соединительная гласная О

После основ на твердый согласный (кроме ж , ш и ц ) пишется буква о , например: миро воззрение, вольно любивый .

В немногих сложных словах согласный звук первой основы отвердевает, поэтому пишется соединительная гласная о , например: басно писец, крово обращение .

Соединительная гласная Е

После основ на мягкий согласный, на й , на шипящий звук и ц пишется соединительная гласная е , например: море плаватель, крае ведение, пеше ход, птице водство, сине глазый, больше крылый .

В отдельных случаях в первом слове сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяпрепровождение, времяпровождение, времяисчисление .

Примечание

Слова на -ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификаци-я , поэтому пишутся с буквой и .

Сложные слова с числительными

Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: пяти летка (пяти лет), одиннадцати метровый (одиннадцати метров), сорока минутный (сорока минут).

Числительные сто и девяносто , входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие , девяностолетие .

С буквой о пишется и слово сороко ножка .

Числительное тысяча , входя в состав сложного слова, имеет соединительную гласную е , например: тысяче летие .

(6 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Тема урока: Соединительные гласные о - е в сложных словах (6-й класс) (Слайд 1)

Девиз: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни» (Шерлок Холмс) (Слайд 2)

Цель:

1) Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о - е.

2) Уметь: верно выбирать соединительные гласные о - е в сложных словах.

3) Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

4) Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям. (Слайд 3)

Оборудование: Компьютер, презентация (Приложение), карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово

Задача: Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе, ознакомление с планом работы.

Прозвенел звонок, и вновь мы с вами встретились на очередном уроке, который бы мне хотелось начать со слов Шерлока Холмса: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни», которые и станут девизом нашего урока. (Слайд 2)

II. Актуализация знаний (Слайд 4)

Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.

Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.

Веселые стихи

Как растут слова

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.

Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.

Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в сад у словесном.
(Е. Измайлов )

III. Новый материал

Задача: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.

1. Исследовательская работа

Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.

Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.

Все торопятся узнать,
Как их правильно писать,
- Эти сложные слова
Не выносят буквы А.

А поставишь букву О -
Скорость будет – ого - го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море - мореход плывет.

Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е - тогда
Каждый скажет: «Это - да!»

На доске выписаны сложные слова из стихотворения. (Слайд5)

Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.

Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?

Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (с. 74).

Сформулируй тему урока. Какие задачи будут стоять перед нами? Чему мы должны научиться на уроке? Где пригодятся эти знания?

(Слайд 6)

А теперь моё правило о написании соединительных гласных ОиЕ при сложении слов:

Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.

Какие слова называются сложными?

Когда пишется соединительная о, а когда - е в сложных словах?

Составьте опорную схему на изученное правило. (Слайд 7)

IV. Закрепление полученных знаний

Задача: Закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения по их применению.

Промежуточный контроль: контроль усвоения новых знаний.

1. Лингвистическая загадка (Слайд 8)

Может ли водоросль расти на суше? Ответ найдите в слове.

2. Словарная работа (Слайд 9)

МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнетор­говых операций; ведет коммерческие переговоры.

3. Игра «Менеджер по закупкам» (Слайд 10)

Уровень «5»

Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.

Уровень «4»

«Немой диктант». Напишите названия по картинкам.

4 . Игра «На бирже труда» (Слайд 11)

Уровень «5»

Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о?

Уровень «4» (Слайд 10)

«Немой диктант». Напишите названия необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о по картинкам.

Составь предложения. Объясни знаки препинания, составь схему.

5 . Образуй сложные слова и закончи предложение (Слайд 12)

Любая профессиональная деятельность требует от человека:

  • Человек, который любит труд.
  • Человек, который любит знания.
  • Люди, которые помогают взаимно.
  • Человек, который стремится к цели.

6. Подбери антоним (Слайд 13)

Враждебное отношение - … (дружелюбное)
Ленивый ученик - … (трудолюбивый)
Серьезный юноша - …(легкомысленный)

7. Заполни квадрат со словами-перекрестками сложными словами

1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.

8. Игра «Третий лишний» (Слайд 14)

1. Вод... провод, земл... трясение, гром... отвод.
2. Вод... мерка, дожд... мер, земл... делие.
3. Жизн... описание, картоф … лекопалка, книг... печатание.

9. Работа с карточками. Проверь себя

10. Исследование текста. Самостоятельная работа. (Работа выполняется на карточках) (Слайд 15-16)

Уровень «5»

Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Найди и выпиши слова с ошибками.

Печка на колёсах.

Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - лож, да в ней намёк». Люди довно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самалёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самадвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.

Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тежолый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах. (Н. Санина)

1)___________________________

2)______________________

3)___________________________

4)______________________

5)___________________________

6)_______________________

Ложь, давно, самолете, самодвижущейся, приделывали, тяжелый.

Уровень «4»

Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Впишите пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните сложные слова, выделите в них корни. От каких слов и как они образованы?

Печка на колёсах.

Ребята, помните, как Емеля - дурачок из ска(з,с)ки «По щучьему велению» в...ехал на печк... прямо в царские поко...? Так вот, «ска(з,с)ка - лож(?), да (в)ней намёк». Люди д...вно м...чтали о том, чтобы п...р...двигат(?)ся быстро и без помощи. лошади: о к...вре-сам...лёте, семимильных сапогах, на худой конец и о сам...движущейся печк.... Чего только (ни)пр...думывали первые изобретатели: пр...делывали к обычной т...леге педали, рычаги, даже паруса ставили (на)неё, а т...лега ни с места.

Впервые успеха д...бился французский инж...нер Кюньо. Он «запряг» в т...легу паровую м...шину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал св...ему детищу имя - «автомобиль», что значит «сам...движущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: (в)переди паровой медный к...тел, (с)зади т...жёлый ящик с углём, на скамейке в...дитель, проедет немного и останавливает(?)ся: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы (не)затухла и чтобы пар в к...тле (не)кончился - ведь он-то и т...лкает м...шину. Нет пара, и к..леса (не)работают. Пр...ходилось в...дителю то и дело к...чегарить. Недаром его назвали ш...фёром, а «ш...фёр» - в переводе с французского озн...чает «кочегар». Вот и выход...т, что первые автомобили не что иное, как печка на к...лесах. (Н. Санина.)

V. Рефлексия

Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

Что нового вы узнали?

Достигли ли мы цели урока?

Упражнение «Профи» . Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

VI. Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 17-18)

  • Правило на стр. 71. (Упражнения по выбору учащихся.)
  • Упражнение № 168.
  • Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.
  • Представьте, что вы являетесь автором учебника. Вам необходимо составить упражнение (карточку) для учащихся 6-го класса на изученную орфограмму. Выпишите из любого текста предложения, где встречаются сложные слова с соединительными гласными о - е и «заминируйте» орфограмму.

Литература

  1. Русский язык. 6-й класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова/С.С. Колчанова.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
  2. Дидактический материал к учебнику русского языка: Д 44 6-й класс: Пособие в двух тетрадях: Тетрадь 1/М.М. Стракевич. - М.: «Светоч Л», 1998.
  3. В. Волина. Русский язык переиздание – Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996.
  4. Русский язык. Первое сентября.
  5. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6-м классе: Кн. для учителя.-3-е изд. - М.: Просвещение, 1999.

Сложные слова. Соединенные о, е в сложных словах. Правописание сложных слов вместе и через дефис

Сложные слова образуются сочетанием двух и более оснований.

Компоненты сложных слов могут соединяться между собой сочинительной или подчинительной связью. При сочинительной способе связи основы, из которых образуются сложные слова, сочетаются как равноправные, и между ними можно поставить союз и: премьер-министр, физико-математический.

При подрядном способе связи одна основа синтаксически зависит от второй: зализопрокат (прокатывать железо), электросварка (сваривать электричеством), кратковременный (короткое время), красноречивый (красно сказать), рукописный (писать рукой), вагоноремонтный (ремонтировать вагоны).

Основы сложных слов могут соединяться при помощи соединительных гласных о, е (есть) или без них. Буква о пишется, если образующая основа заканчивается на твердый или шипящий согласный: железобетон, человеко-день, голубоглазый.

Буква е пишется, если образующая основа оканчивается на мягкий согласный: сталевар. Связующее является пишется после основания, заканчивается на и или удлиненный мягкий согласный: пейзаж, животворный. Если первой частью такого слова является прилагательное мягкой группы, то перед ним пишется ь: древнерусский.

Сложные существительные могут писаться вместе или через дефис.

Вместе пишутся сложные существительные, образованные:

1. Из двух основ с помощью соединительных гласных о, е, являются: аист, земледелец, чаеризка, Новопетровке, Белополье, Красноводск.

2. Без соединительных гласных сочетанием

— Глаголы в повелительной форме и существительного: болиголов, перекати, Тягнырядно, Гуляйполе;

— Числительные (написанного буквами) и существительного: десятилетия, но: 10-летие, Триполье, Пятигорск.

Сложные прилагательные могут писаться вместе или через дефис.

Вместе пишутся сложные прилагательные, образованные от:

1) сложных существительных, которые пишутся слитно: железобетонный, черноземный, Новобеличский (Новобеличи), Староконстантиновский (Староконстантинов)

2) словосочетаний с подчинительной связью сочетания:

— Существительного и прилагательного: темноглазый (темные глаза), восточно (восточная Украина), белоцерковский (Белая Церковь);

— Числительные (написанного буквами) и существительного: пятиэтажный, двадцятипьятитомний;

— Существительного и глагола: вугледробильний, зерноуборочный;

— Наречия и прилагательного: вышеупомянутый, долгосрочный;

— Из нескольких прилагательных, которые образуют термины новогреческий (язык), сложносочиненный, древненемецкий, слепоглухонемой.

Через дефис пишутся сложные прилагательные:

1) образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис: дизель-моторный, экс-чемпионский, Пуща-Водицкий (Пуща-Водица), Ивано-Франковский (Ивано-Франковск);

2) образованные от словосочетаний с сочинительной связью: русско-украинский, курортно-санаторный, но: хитроумный, зловредный;

3) с первой частью, которая заканчивается на-ико, (-ико): физико-математический, химико-технологический;

4) с первой частью военно-, военно-: военно-воздушный, военно-промышленный. Исключение: военнообязанный, военнопленный;

5) которые означают дополнительные оттенки качества, цвета: горьковато-соленый, темно-красный. Исключение: оранжевый, пунцовым;

6) которые означают названия сторон света: юго-западный, северо-восточный;

7) географические названия, в состав которых входят названия сторон света: Северо-Западный фронт, Юго-Западная железная, но: Северокрымский канал, Западно низменность, южно степи (по общему правилу подрядной зависимости словосочетаний).

Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. "О" и "е" в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.

Определение

Если слово состоит из двух и более основ - оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).

Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.

Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.

Образование и варианты написания

Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:

  • Сложение полных основ: диван-книжка, кресло-качалка, левобережный, железобетонный, быстрорастворимый. Образовываться эти слова могут при помощи сочинительных и подчинительных связей. О различиях в правописании таких конструкций поговорим позже.
  • Сложение усеченных основ: спецкор, драмкружок, юннат. Усекаться могут как обе основы (юннат - юный натуралист), так и какая-либо одна: турфирма (туристическая фирма - урезана первая основа, а вторая неизменна).
  • Можно образовать сложное слово, используя соединительные гласные. В русском языке их всего две - "о", "е". Слова птицеферма, древнерусский, домосед, водопад, атомоход образованы именно таким способом.
  • К сложным словам относят и аббревиатуры, кстати, самый молодой способ образования слов. К примеру, РАН (Российская академия наук), ВУЗ (высшее учебное заведение), АЭС (атомная электростанция).
  • Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.

    Слова с соединительной "о"

    Разберем, когда употребляются соединительные "о", "е" в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать "о" следующие:

    • железнодорожный;
    • фабрично-заводской;
    • лесостепь;
    • народно-освободительный;
    • железобетон.

    Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной "о".

    Слова с соединительной "е"

    Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:

    • древнерусский;
    • пешеход;
    • овощехранилище;
    • птицелов;
    • кожедел;
    • кашевар;
    • общежитие;
    • путешественник;
    • бурелом;
    • дождемер.

    Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на "ц" (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную "е".

    Варианты основ

    Иногда соединительные "о" и "е" в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.

  • Слово образовано из сочетания наречия с именем прилагательным: малоисследованный, вечнозеленый, сугубоотрицательный, зловеще-гордый. Здесь "о" и "е" - не соединительные гласные, а суффиксы.
  • Первая часть - глагол в повелительном наклонении: вертихвостка, перекати-поле.
  • Слово-оттенок цвета. Соответственно, для связи основ используется суффикс -а-/-я-: изжелта-красный, иссиня-черный.
  • Когда соединительная гласная не нужна

    В русском языке немало случаев, когда соединительные "о" и "е" в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:

  • Если первая производящая основа - имя числительное в форме родительного падежа: двухспальный, пятидневка, двудонка. В данном случае имеют место суффиксы, омонимичные окончаниям формы родительного падежа.
  • В ряде случаев слово образовано без данных гласных просто с помощью сложения основ. К примеру, сравним слова "психотерапия" и "психастения". В первом случае слово имеет соединительную "о", а во втором буква "а" - начальная в слове "астения".
  • Иногда первая производящая основа - начальная форма имени существительного: семяножка (но: семенохранилище), пламяизвергающий (но: пламеносец).
  • Также первая производящая основа может иметь форму какого-либо падежа. Так, все слова с первой частью сума- и ума- будут писаться без соединительных гласных: умалишенный, сумасшедший.
  • Многие части - слова иноязычного происхождения: авиа-, авто-, мото, фото-, электро-, квази- и другие. Здесь вне зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного остается первоначальный гласный: квазиинтересный, электродвигатель, авиамоделирование, мотоклуб.
  • Следует отличать сложные слова от простых. Так, в слове "электрификация" всего один корень электри-. Все, стоящее за ним - это суффикс и окончание. Другое дело слова "электроноситель", "электромонтер", "электродвигатель". В них уже две основы, одна из которых - электро-.
  • Правописание сложных слов

    Соединительные "о" и "е" в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.

    Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз "и". Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать - диван-кровать; научный и технический - научно-технический; русский и английский - русско-английский; фабрика и завод - фабрично-заводской; мясо и молоко - мясо-молочный; военно-медицинский - военный и медицинский и другие.

    Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.

    Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.

    Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки - великолукский, Сергиев Посад - сегриевопосадский, Старая Русь - старорусский.

    Слова - научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.

    Слова - обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.

    Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.

    Если первая производящая основа - обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.

    Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).

    «Медвежанская ООШ»

    Соединительные о,е в сложных словах

    6 класс

    Учитель 1 категории: Жаркова Ирина Александровна

    2016г.

    Русский язык 6 класс дата: 21.11.2016

    Урок № 53

    Тема урока «Соединительные о и е в сложных словах»

    Цель урока: Формирование грамотности, создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании соединительных О и Е в сложных словах
    Задачи: обучающие: анализировать случаи правописания соединительных о - е в сложных словах;
    развивающие: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;
    воспитательные: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.
    Планируемые результаты Предметные:
    - знать условие выбора букв о – е в сложных словах;
    - уметь находить изучаемую орфограмму; уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор; уметь использовать в речи и на письме слова на изученную орфограмму
    Личностные:
    - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
    - определять общие для всех правила поведения;
    - определять правила работы в парах;
    - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
    - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
    Метапредметные: Регулятивные УУД:
    - определять и формулировать цель деятельности на уроке;
    - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
    - высказывать свое предположение на основе учебного материала;
    - отличать верно выполненное задание от неверного;
    - осуществлять самоконтроль;
    - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
    Коммуникативные УУД:
    -слушать и понимать речь других;
    - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
    -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
    Познавательные УУД:
    - ориентироваться в учебнике, тетради;
    - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
    - проводить анализ учебного материала;
    - проводить классификацию, указывая на основание классификации;
    - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

    Базовый учебник : Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.

    Тип урока: урок открытия новых знаний
    Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая
    Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, презентация
    Основные понятия темы: сложные слова, способ словообразования, морфема, корень, основа, твердый согласный, мягкий согласный

    Ход урока

      Организационный момент. Мотивация.

    Проверка готовности к уроку

    Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Всё ль на месте?

    Всё ль в порядке?

    Книжка, ручка и тетрадка?

    Проверили? Садитесь!

    С усердием трудитесь!

    Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка? (интересный, познавательный, плодотворный, развивающий)

    Сегодня у нас урок не простой, мы сегодня будем исследователями. Нашей исследовательской лаборатории предстоит сделать очередное научное открытие. Чтобы ваши исследования прошли успешно, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь.

    Какими должны быть на уроке ученики? (активными, внимательными, помогать друг другу)

    Результаты своей работы будем заносить в лист контроля. Подпишите его.

    ____________________________(Ф.И.)

    - Ребята, сегодня мы продолжаем работать по разделу «Словообразование».

    Выявление восприятия. И начнем мы нашу работу исследователей с загадок. Я читаю загадки, вы отгадываете, ответы записываем у доски. (картинки вывешиваются на доску)

    Хоть заманчив он на вид,

    но однако ядовит.

    Знают люди с давних пор:

    Несъедобен (МУХОМОР)

    Смело в небе проплывает,
    Обгоняя птиц полёт.
    Человек им управляет.
    Что такое? (САМОЛЁТ)

    Есть у нас квартире робот,

    У него огромный хобот,

    Любит робот чистоту

    И гудит, как лайнер «ТУ».

    Он охотно пыль глотает.

    НЕ болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)

    Каждый день выходит утром
    В повседневный свой поход.
    Знать все правила обязан
    На дорогах … (ПЕШЕХОД)

    И на земле, и на снегу

    Я зверя выследить могу

    По следу лапок и копыт.

    На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)

    По волнам плывёт отважно,
    Не сбавляя ход.
    Лишь гудит машина важно,
    Что такое? (ПАРОХОД)

    2. Актуализация знаний.

    Но сначала вспомним изученное.

    Ребята какие слова мы с вами записали? (сложные

    Какие слова называются сложными?

    Сложными называются слова, состоящие из 2-х(реже 3-х) корней.

    Работа с сигнальными карточками.

    Я называю слова и утверждаю, что они сложные. Если я права – поднимите правую руку.

    Хлебница, хлеборезка. Пылесос, пылища, синеглазый, синеватый, музыкант, водовоз, варенье, сталевар, жизнелюб, огородник.

    3. Открытие новых знаний.

    1. Постановка проблемы.

    Какие слова вызвали затруднения? Почему? Какую гласную нужно вставить?

    Итак, можно ли ошибиться в выборе соединительной гласной?

    2. Определение темы.

    Сформулируйте тему урока.

    Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах.

    Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, «классная работа» и тему урока « Соединительные о-е в сложных словах»

    3. Постановка цели урока.

    Исходя из проблемы урока, сформулируйте, пожалуйста, цель нашего исследования.

    Научиться правильно писать сложные слова, не ошибаться в выборе соединительной гласной.

    4. Поиск решения проблемы

    Продолжим наше исследование. Обратимся к словам на доске.

    Внимательно рассмотрите слова. Найдите закономерность: когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.

    Если у обучающихся возникли трудности, можно обратить их внимание на согласную перед соединительной гласной.

    Попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной.

    В сложных словах после твердой согласной пишется О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – Е.

    Откройте учебники и сравните свое правило с правилом в учебнике на стр. 112. Верно ли мы сформулировали вывод исследования?

    Историческая справка: появление е после твёрдых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV – XV в., когда употребление О//Е было уже прочной традицией.

    5. Переработка и преобразование полученной информации.

    Составление схемы (работа в парах)

    На следующем этапе исследования, работая в парах, попробуйте схематически (без слов) записать данное правило.

    Когда работа будет закончена, несколько пар могут продемонстрировать полученные схемы на доске.

    Пример схемы

    [ц]

    Сильный ученик. Составление алгоритма

    Что же мы должны сделать, чтобы правильно определить выбор соединительной гласной в сложном слове? Составим алгоритм.

    1. Определить, что это сложное слово, как образовано.

    2. Определить, какой согласный звук стоит перед гласным.

    3. В соответствии с правилом выбрать подходящую соединительную гласную букву.

    Читает правило в стихотворной форме:

    Этих гласных только две:

    Буква О и буква Е.

    Коли тверд согласный звук,

    Буква О подходит тут.

    Если мягок этот звук,

    Букву Е пишите тут.

    6. Закрепление. Работа у доски

    Работа с учебником. Упражнение 215. Работают по цепочке, образовывают сложные слова. Проговаривают условия выбора изучаемой орфограммы, обозначают графически. Составляют сложные предложения.
    Рефлексия.
    - Сложно было выполнить задание?
    - О чем нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?

    7. Физминутка.

    «Найди себе пару»

    Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит карточку, на котором написано слово. Ваша задача - найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной. Объяснить правописание.

    Книга любовь

    Пыль сосать

    Земля мерить

    Вода падать

    Лёд колоть

    Лес рубить

    Рыба ловить

    Составить предложения со сложными словами.

    8. Выполнение заданий дифференцированного характера.

    1 уровень

    Прочитайте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы

    Плывёт в море пар…ход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый тепл…ход.

    Но вот в северных морях появился лед…кол «Сибирь» - гордость русских мор…ходов. Палубы и все надстройки у лед…кола оранжевые.

    В снег…пад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за лед…колом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет.

    2 уровень

    Замените словосочетания одним сложным словом

    Пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди одной фамилии, любить свободу, резать овощи, описывать жизнь, качать воду.

    3 уровень

    Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Исключите слова по одному из цепочки по самостоятельно найденному признаку так, чтобы осталось одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте

    Мяс…рубка, птиц…фабрика, выпускник, пар…возы, земл…делие, сад…вод.

    9. Распределить слова в 2 столбца в зависимости от соединительной гласной.

    Мясорубка, путешествие, общепринятый, теплолюбивый, слабовольный, картофелечистка, птицефабрика, широкоплечий, грушевидный, паровозы, единодушие, земледелие.

    10. Итог. Самостоятельная работа по перфокарте в парах. Взаимопроверка.

    На карточке написаны слова. По вертикальной полосе написаны гласные О и Е, листок отгибается.

    Карточки

    вод..провод

    земл..трясение

    гром..отвод

    вод..мерка

    земл..делие

    дожд..мер

    жизн..описание

    груз..подъемник

    картофел..копалка

    каш..вар

    книг..печатание

    корабл..строение

    лед..ход

    машин..строение

    нефт..провод

    овц..водство

    пар..ходство

    растени..водство

    ча..питие

    басн..писец

    власт..любие

    кон..водство

    песн..пение

    чест..любие

    вод..пой

    язык..знание

    стал..вар

    гряз..лечение

    хлеб..резка

    газон..косилка

    птиц..лов

    пеш..ход

    овощ..хранилище

    черн..морец

    сад..водство

    птиц..фабрика

    газ..провод

    прав..писание

    олен..водство

    лед..кол

    11. Итоги урока

    Какова была тема исследования?

    Сделайте вывод: как выбрать написание соединительной гласной в сложном слове?

    Вы замечательно потрудились, каждый из вас поработал в полную силу.

    Оценка устных ответов учителем

    Приём незаконченного предложения

    Сегодня я узнал …
    Мне было трудно …
    Теперь я могу …
    Я приобрёл …
    Я научился …

    Я благодарю вас за работу на уроке. Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро, дарить благо друг другу и жить так, чтобы у вас всегда был смысл в жизни.

    Поставьте себе общую оценку за урок.

    Домашнее задание.

    1. Выучить правило на с.119 п. 41

    2. На выбор:

    а) упр. 217;

    б)составить диктант для соседа на изученное правило.

    Спасибо за внимание!

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса