Виды и уровни взаимоотношений. Теория объектных отношений феноменология отношений любвив структуре объектных отношений личности
Психоанализ является постоянно развивающейся системой. Одним из свидетельств этого может быть внимание современных теоретиков к различным аспектам личностного развития как существенным принципам личностной организации и психопатологии. В то время как З.Фрейд подчеркивал, что конфликты на пути удовлетворения и контроля Ид-процессов есть центральный организующий принцип человеческой жизни, Эго-аналитики видят в Эго центральный организующий принцип; достижение базового доверия, автономия и инициатива определяют жизненный путь. Те, кто разрабатывал теорию объектных отношений: Мелани Кляйн (1946, 1952) Маргарет Малер (1971, 1975), Рональд Ферберн (1952), Отто Керн! берг(1975, 1976),ХайнцКохут(1971, 1977), Джеймс Мастерсон (1976, 1989) - подчеркивают важность взаимоотношений между Я и объек-тами как главного организующего принципа человеческой жизни источника здорового или аномального развития.
Термин «объектные отношения» не однозначен. Считается, что он описывает скорее интрапсихические структуры, чем реальные межличностные отношения. Объектные отношения во многом окрашены аффектами любви-ненависти, фантазийными образами, со-провождавшими ранние межличностные отношения и, в свою очередь, сильно эмоциональ-но влияют на последующие межличностные взаимоотношения и отношения в настоящем. Обобщая ряд определений, которыми оперирует современный психоанализ, мы определяем термин «репрезентация Я» и «объект-репрезентация» как сложный, с достаточной регуляр-ностью воспроизводящийся комплекс или паттерн аффектов, фантазмов, синкретических образов памяти, перцепции, когниций, на разных стадиях онтогенеза различающихся по степени дифференцированности, ясной очерченно-сти и осознанности объективных и субъективных границ, внутренней связности и интегрированности в единое целое.
«Объект» - термин, используемый 3. Фрейдом (1923) для обозначения «других», потому что в Ид-психологии «другие» выступают первично объектами инстинктивного удовлетво-рения значительно в большей степени, чем аутентичными личностями со своими соб-ственными потребностями и желаниями.
Теоретики объектных отношений по-разному оценивают важность сил Ид во взаимоотношениях родителей и ребенка. Основательница британской ветви теории объектных отношений Мелани Кляйн значительное место уделяет взаимодействию орально-либидных и орально-деструктивных влечений. О. Кернберг (1976) видит объектные отношения частично энергезируемыми базовыми инстинктами, особенно агрессией. М.Малер, Г.Салливан, В.Р.Ферберн (1952) и Х.Кохут (1971) подчеркивают не столько влияние импульсов Ид и характер отношений с родительскими фигурами эдипаль-ного периода, сколько решающую роль значимого Другого и характера эмоциональных отношений, в которые младенец включен от самого рождения; причем определяющими дальнейшее развитие ребенка считаются отношения первого-второго года жизни.
Остановимся подробнее на некоторых основополагающих положениях указанных авто-ров, осознавая всю схематичность нашего изложения и ограничивая его акцентом преимущественно на аспектах развития, поскольку современные психоаналитические сис-темы в теоретическом отношении, а также в обосновании методической стратегии фактически построены как системы, предоставляющие пациенту с расстройствами личности условия, корригирующие его раннее патологическое развитие.
Еще по теме Варианты теории объектных отношений:
- Глава 3. СОВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ ПСИХОАНАЛИТИ-ЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ: ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- Обзор теории формирования объектных отношений: контекст развития пограничных и нарциссических расстройств
- Психотерапия, сфокусированная на проективной идентификации (интегративная модель на основе теории объектных отношений)
Объектное отношение - это отношение, соединяющее потребность человека с объектом, удовлетворяющим данную потребность. Когда говорится об объекте, то имеется в виду прежде всего объект удовлетворения. Основное объектное отношение складывается в отношении ребенка и матери. Именно мать удовлетворяет потребности ребенка, что имеет структурное значение. В принципе все в объектном отношении ориентировано на удовлетворение потребности.
С точки зрения М. Кляйн, объектные отношения существуют с самого начала жизни ребенка. Первыми объектными отношениями младенца являются его отношения с материнской грудью и матерью. Если этот первичный объект интроецируется и укореняется в младенце с достаточной стабильностью, то тем самым закладывается основа для удовлетворительного развития ребенка.
Основываясь на клинических наблюдениях, М. Кляйн выдвинула положение, в соответствии с которым первые переживания ребенка, связанные с присутствием матери и кормлением грудью, способствуют возникновению объектного отношения к ней. При этом она выделила феномен жадности в качестве основополагающего. «Поскольку, - подчеркивала М. Кляйн, - жадность является врожденным компонентом первых желаний, связанных с грудью, она оказывает чрезвычайно важное влияние на отношение к матери и на общий характер объектных отношений» .
Известны случаи, когда некоторые младенцы с удовольствием сосут грудь матери, но при этом не проявляют признаков жадности. Известны и другие случаи, когда некоторые младенцы отличаются так называемым «ленивым сосанием», впоследствии перерастающим в спокойное и равномерное сосание. В свете этих наблюдений тезис М. Кляйн о жадности как врожденном компоненте первых желаний и важной составляющей объектных отношений может быть воспринят в качестве сомнительного и не подкрепленного реальными наблюдениями над младенцами.
Однако она исходила из того, что встречающийся у ряда младенцев спокойный подход к сосанию или имеющие место проблемы с ним могут быть связаны с тревогой преследования, когда материнская грудь под воздействием направленных на нее агрессивных импульсов превращается в восприятии ребенка в «вампироподобный пожирающий объект», вследствие чего тревога преследования затормаживает жадность и происходит уга-
ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
сание желания сосать. Кстати сказать, наличие тревоги способно приводить, по ее мнению, не только к вышеописанным проблемам, но и к усилению жадности младенца.
Наряду с проявлением младенцем жадности М. Кляйн рассматривала также феномен зависти, который воспринимался ею в качестве выражения оральных и анально-садистских импульсов ребенка. Подобно жадности, зависть проявляется в самом раннем детстве. Она направлена на овладение объектом и имеет первичную деструктивную цель. Зависть испытывается младенцем по отношению к груди матери, а затем по отношению к матери вообще.
Как М. Кляйн представляла себе взаимодействие ребенка с материнской грудью сразу же после его рождения? Является ли это взаимодействие наследственно данным или приобретенным в первые дни жизни ребенка?
Психоаналитическая работа привела ее к выводу, в соответствии с которым новорожденный младенец на бессознательном уровне ощущает существование объекта, олицетворяющего материнскую грудь. Бессознательное знание о груди и переживание ребенком определенных чувств по отношению к ней рассматривались М. Кляйн в качестве филогенетического наследственного фактора. Другое дело, что онтогенетические факторы тоже играют определенную роль.
Так, с точки зрения М. Кляйн, первоначально имеет место такое отношение, когда орально-либидозные и орально-деструктивные импульсы ребенка направлены на материнскую грудь. В виде психического представления грудь матери воспринимается ребенком как «хорошая», если она удовлетворяет его, или как «плохая», когда служит источником его фрустрации. В течение первых месяцев жизни ребенка в его психике нет четкого различия между «хорошим» и «плохим» объектом, причем материнская грудь в обоих качествах сливается у него с ее телесным присутствием. В конечном счете первым объектным отношением ребенка является, как подчеркивала М. Кляйн, отношение к любимой и ненавистной, удовлетворяющей и фрустрирующей, «хорошей» и «плохой» груди. Расщепление подобного рода имеет своим результатом разделение любви и ненависти.
С одной стороны, благодаря процессу проекции, когда ребенок переносит на «хорошую» или «плохую» грудь свои любовные импульсы, эти импульсы приписываются матери. С другой стороны, благодаря процессу интроекции, когда материнская грудь, как частичный объект, как бы вбирается ребенком вовнутрь, свойства и качества данного объекта формируются внутри его психики. В результате этого представление ребенка о внешнем и переведенном во внутренний план объекте оказывается
искаженным в его психике фантазиями, обусловленными проецированием собственных импульсов младенца на объект. « "Хорошая" грудь - внешняя и внутренняя - становится прототипом всех полезных и удовлетворяющих объектов, "плохая" же грудь - прототипом всех внешних и внутренних преследующих объектов» .
Говоря о двойственном отношении ребенка к первому объекту, М. Кляйн рассмотрела различные стороны подобного отношения. В частности, она полагала, что «плохая» грудь становится для ребенка ненавидимой, наделяется орально-деструктивными качествами его собственных импульсов, возникающих в состояниях фрустрации и ненависти. Находясь под воздействием деструктивных фантазий, ребенок может кусать грудь матери и пожирать ее. Одновременно у него может возникать такое чувство, что и грудь может воздействовать на него аналогичным образом. Соответствующие деструктивные фантазии служат питательной почвой для возникновения у ребенка различных страхов, выступающих в качестве внешних и внутренних преследователей.
Так, «плохая» грудь может выступать в качестве пожирающей ребенка, точно так же, как он испытывает желание пожрать ее, в результате чего у него возникает тревога преследования. Другое дело, что на ранних стадиях развития ребенка тревога преследования как бы нейтрализуется его отношением к «хорошей» груди, а физическая близость к матери во время кормления укрепляет его доверие к хорошим объектам.
Если плохой, фрустрирующий объект (грудь матери) воспринимается ребенком как преследующий, то «хорошая» грудь идеализируется им и становится таким объектом, который доставляет ему немедленное, неограниченное и вечно длящееся удовольствие. Идеализации «хорошей» груди способствует сила страха преследования, вызывающая у ребенка потребность в защите от преследования со стороны плохого объекта. Так возникает представление об идеализированной груди, являющейся средством защиты ребенка от тревоги.
М. Кляйн считала, что при исследовании ранних процессов расщепления важно различать хороший и идеализированный объекты. Хотя различение между этими объектами не является четким, тем не менее можно говорить о том, что идеализированный объект в меньшей степени интегрирован в Я, чем хороший объект. В целом расщепление имеет место не столько между хорошим и плохим объектами, сколько между идеализированным и очень скверным объектами.
Таким образом, в понимании М. Кляйн с самого начала объектные отношения формируются во взаимодействии между проекцией и интро-екцией, внешними и внутренними объектами и ситуациями. В рамках этих отношений деструктивные импульсы ребенка направляются про-
ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
тив объекта. Сперва они проявляются им в фантазировании орально-садистических атак на материнскую грудь. Затем эти атаки трансформируются в фантазии нападения на тело матери, будь то стремление ребенка лишить материнское тело всего его хорошего содержания (орально-садистские импульсы) или желание проникнуть внутрь его, чтобы контролировать изнутри (анально-садистские импульсы).
По мнению М. Кляйн ребенок может прибегать к галлюцинаторному удовлетворению, когда смягчается тревога, устраняется фрустрация и возникает чувство обладания идеальной грудью внутри себя. При этом может возникнуть такая ситуация, при которой галлюцинаторное удовлетворение сопровождается обособлением преследующей груди от груди идеализируемой, а переживания фрустрации - от переживаний удовлетворения. Подобное обособление рассматривалось М. Кляйн как связанное с процессом отрицания, крайние формы которого сопряжены с уничтожением любых фруст-рирующих объектов, ведущим к ослаблению тревоги преследования.
Отрицание касается не только самого факта существования фрустри-рующего объекта, но и ситуации фрустрации в целом. Оно охватывает также неприятные ощущения, проявляющиеся в результате фрустрации. Наконец, отрицание распространяется и на психическую реальность. Отрицание последней становится возможным благодаря сильному чувству всемогущества, являющемуся важной характеристикой ранней психики. Помимо идеализации и отрицания к первым методам защиты ребенка от тревоги на ранней стадии его развития М. Кляйн относила также расщепление, всемогущество, контроль над внешними и внутренними объектами. Хотя все эти защиты препятствуют процессу интеграции, тем не менее они крайне важны для целостного развития Я, поскольку каждый раз облегчают тревогу ребенка. Отношение ребенка к частям тела матери, сосредоточенное в первую очередь на ее груди, постепенно сменяется отношением к ней как к личности.
В целом объектные отношения рассматривались М. Кляйн как формирующиеся под влиянием либидо и агрессии, любви и ненависти. Эти отношения наполнены как тревогой преследования, так и вновь обретенной уверенностью во всемогуществе, которое возникает на основе идеализации объекта. Наконец, именно с интроекцией целостных объектов ребенка она соотносила фундаментальные изменения в его объектных отношениях.
К этому следует добавить, что представления М. Кляйн об объектных отношениях оказали соответствующее влияние на становление и развитие теории объектных отношений, первоначально возникшей среди британских психоаналитиков, а позднее получившей признание у ряда других психоаналитиков, особенно латиноамериканских и части американских.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА М. КЛЯЙН
Важно также отметить и то обстоятельство, что размышления М. Кляйн об объектных отношениях сопровождались полемикой с теми представителями теории объектных отношений, которые предпринимали шаги по ее развитию. Так, она сочла необходимым подчеркнуть принципиальные, на ее взгляд, различия между собственными взглядами и идеями Р. Д.Фейрберна, выраженными в его работах «Пересмотренная психопатология психозов и неврозов» (1941), «Внутрипсихическая структура в понятиях теории объектных отношений» (1944), «Объектные отношения и динамическая структура психики» (1946).
Согласившись с выделением Р.Д.Фейрберном «шизоидной позиции», представляющей собой часть нормального развития и являющейся основой возникновения шизоидных и шизофренических заболеваний, М. Кляйн в то же время отметила, что в отличие от данного аналитика, подходившего к исследованию объекта с точки зрения развития Я, она акцентировала внимание на модификации ранних тревог. Кроме того, она не разделяла мнения Р.Д.Фейрберна, в соответствии с которым интерна-лизированным является прежде всего «плохой» объект, а придерживалась взглядов, согласно которым интроецированная «хорошая» грудь образует одну из важных частей Я.
Теории объектных отношений
Теории объектных отношений (object relations theory ) - психодинамическая теория, утверждающая, что стремление к взаимоотношениям является главной мотивирующей силой в человеческом поведении. Система психологических взглядов, основанная на постулате, согласно которому психика состоит из элементов, взятых из внешних, первичных аспектов функционирования других людей. Это происходит через посредство процессов интернализации . Такая модель психики объясняет психические функции с точки зрения отношений между различными интернализированными элементами.
Понятие объектных отношений используется во многих теориях:
1) мотивации взаимоотношений;
2) развития взаимоотношений от примитивных в детском возрасте до комплексного психического функционирования у взрослого;
3) в теории структурных аспектов или отдельных паттернов взаимоотношений, характеризующих индивида.
Впервые внимание к этим теориям привлекла работа Кляйн, Фэйрбейрна, Винникотта и Балинта ; их теории объектных отношений привели к созданию британской школы в психоанализе. Свой вклад внесли также и другие исследователи - Кернберг , Лёвальд, Мейснер, Моделл, Шефер, Стопоров, Кохут и Сандлер. Отчасти эти теории проистекают из наблюдений самого Фрейда относительно влияния объектов на развитие . Некоторые теоретики, в частности Кернберг, предприняли попытку объединить различные аспекты теории объектных отношений с классической фрейдовской теорией.
Ссылки
- Психоаналитические теории развития - теории объектных отношений
См. также
- Кляйн Мелани
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Теории объектных отношений" в других словарях:
Теория объектных отношений модель, система психологических взглядов, существующая в рамках психодинамического подхода, отталкивающаяся от предположения, что психика состоит из внутренних объектов, представляющих собой интернализированные… … Википедия
Теория объектных отношений общий термин, обозначающий специальный подход в психоанализе, который рассматривает метапсихологические и клинические вопросы в свете динамики интернализованных объектных отношений. Утверждается, что… … Психотерапевтическая энциклопедия
Т. о. наз. неск. различных видов психотер., каждый из к рых фокусируется на отношениях между психотерапевтом и клиентом как на эффективном средстве достижения терапевтических изменений. Бубер видит сущность челов. жизни во «встрече» с др. чел. в… … Психологическая энциклопедия
Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно Я Сверх Я Либидо Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос … Википедия
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи … Википедия
Мелани Кляйн Melanie Klein Дата рождения: 30 марта 1882(1882 03 30) Место рождения: Вена Дата смерти: 22 … Википедия
- (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… … Википедия
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Когнитивно … Википедия
АБРАХАМ (Abraham) Карл (3 мая 1877, Бремен 25 декабря 1925, Берлин), немецкий психоаналитик, автор работ по прегенитальной стадии либидо (см. ЛИБИДО), анализу психозов, положил начало разработке теории объектных отношений. Работал под… … Энциклопедический словарь
КЛЯЙН МЕЛАНИ - (Klein, Melanie) (1882 1950) австрийский психоаналитик, расценивший ранний опыт ребенка в первичном отношении привязанности как важнейший в развитии личности. Под влиянием теории объектных отношений Карла Абрахама она идентифицировала мать как… … Большой толковый социологический словарь
Книги
- Основы теории объектных отношений , Шарфф Дж., Шарфф Д.. В книге известные специалисты в области теории и практики терапии объектных отношений Дэвид и Джилл Шарфф отвечают на вопросы, связанные с этим бурно развивающимся направлением.…
Какие бывают уровни отношений? Согласно Ведам, существует восемь различных уровней отношений, на которых люди могут быть совместимы друг с другом.
В этой статье вы найдете восемь уровней отношений между мужчиной и женщиной, описанных в Ведах¹. Так же узнаете, как их сделать долгими и крепкими.
УРОВНИ ОТНОШЕНИЙ
1 уровень отношений — «телесный»
Этот уровень еще называют «дискотечная» любовь. Это самый низкий уровень, за который отвечает Марс, отношения здесь строятся на низших центрах (телесных).
Гармония в таких отношениях будет присутствовать примерно месяцев 6, но спустя максимум 2−3 года такие отношения изживут себя.
Как правило, партнеры находят друг друга на увеселительных мероприятиях, - например, дискотеках. Счастье для них существует лишь на физическом уровне. Брак, в котором присутствует только эта совместимость, обречён на разрыв.
2 уровень отношений — уровень Венеры
Люди, которые совместимы на этом уровне, как правило, находят совместное счастье в совместных увлечениях, хобби, путешествиях, турпоходах, песнях под гитару, занятиях спортом и т.д.
3 уровень отношений — уровень Солнца
Совместимость на этом уровне даёт людям ощущение гармонии, покоя и комфорта. Женское проявление счастья выражается в радости быть рядом с любимым мужчиной, как правило, уважаемым в обществе и с достатком, а мужское проявление счастья - в состоянии умиротворения и покоя быть рядом с такой женщиной.
4 уровень отношений — уровень Луны
Счастье для людей на этом уровне - в беседе. Они находят друг друга по своим хорошим качествам характера.
Таких людей может объединять совместный труд на благо людей. Отношения начинаются с дружбы, женщину в таких отношениях хочется защищать и оберегать. Это лучший вид гармонии, так как Луна - это символ крепости отношений².
5 уровень отношений — уровень Меркурия
Счастье для людей, совместимых на этом уровне отношений, заключается в тонком восприятии мира. Им часто знакомо ощущение трепещущего счастья.
6 уровень отношений — уровень Сатурна
Отношения мужчины и женщины на этом уровне способствуют совместному глубокому пониманию мира.
7 уровень отношений — уровень Юпитера
Люди, которые стремятся найти своего избранника на этом уровне, постоянно занимаются самосовершенствованием. Девушка ищет мужа как наставника, с которым она сможет совместно заниматься духовной практикой. Когда они находят друг друга, то не сразу понимают необходимость быть вместе всю жизнь.
8 уровень — высший уровень, уровень божественного
Люди на этом уровне гармонии уходят от брака в духовный мир.
Чем выше уровень, на котором люди начинают строить отношения друг с другом, тем легче им в последующем будет развить все уровни, расположенные ниже; тем крепче и гармоничнее будет такой союз.
Для долгих отношений желательна совместимость как минимум на трех уровнях из восьми перечисленных.
Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала
¹ Веды - сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите (