Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Скульптура микеланджело пьета оплакивание христа. "оплакивание христа" - восхитительная пьета микеланджело. Нападение на творение

Практически каждому приходилось сталкиваться если не с биографией, то хотя бы с именем выдающего мастера Микеланджело. Давайте же ознакомимся с описанием жизни и мастерством великого гения.

Кто такой Микеланджело?

Микеланджело Буонарроти (1475‒1564) ‒ одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Его считают великим мастером Высокого и Позднего Возрождения, ведь именно эта личность смогла проявить свою универсальность в архитектуре, в живописи, в поэзии, в скульптуре. На протяжении жизни он неоднократно брался за грандиозные художественные задачи и шел твердо к своей цели, при этом совершенно игнорируя препятствия. Можно сказать, что Микеланджело был мыслителем-одиночкой, так как он вел непрерывную борьбу с окружающим миром, при этом чувствуя себя весьма отчужденным и неустроенным. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств.

Гениальность скульптора

Наряду с такими знаменитыми художественными деятелями, как Леонардо да Винчи и Рафаэль, Микеланджело приобрел неувядающую известность. Для него первоосновой являлось познание окружающего мира, и именно его возводят в ряды первейших скульпторов своего времени. Почему? Дело в том, что именно Микеланджело познавал в деталях строение человеческого организма, при этом показывая изящность и великолепие тела. Невзирая на то, что ему приходилось часто подчиняться капризам правителей, он с легкостью мог переходить к новым преобразованиям в архитектуре, в создании фресок, в живописи. Легкость в выполнении работ подчеркивает уникальность этого человека, произведения которого и сегодня можно увидеть в музеях.

Знаменитая скульптура Микеланджело «Пьета»

Микеланджело очень много работал как скульптор, и сейчас мы познакомимся с пиком его творчества. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» - первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Она является показателем непоколебимой веры самого создателя, глубины и драматизма Библейской истории, которая подчеркивает гуманистические идеалы Ренессанса.

Кратко об истории создания

Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Тема была весьма ответственная, но срок на создание скульптурной композиции был отведен очень малый - всего лишь год. Однако работал Микеланджело около двух лет. Пожалуй, поэтому работа так мастерски выполнена, ибо скульптор детализировал объемы так точно и академично, и было просто невозможно сотворить все быстро. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства.

Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Из уст зрителей лился бескрайний восторг, некоторые из них читали молитвы и божились на такое великолепное творение. Реакция людей была поразительна, и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Отныне скульптор стал узнаваемым гением.

Трагическая тема в скульптуре «Пьета» Микеланджело. Описание

На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Бесстрашно нарушив традицию, он воссоздал образ юной Марии, скорбящей матери, с ее чувственностью, любовью, великодушной воздержанностью. Мы можем наблюдать, насколько мастерски Микеланджело смог передать композиционное построение, выражающее психологическую окраску трагедии. Слегка склонена голова Богородицы. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Глядя на это изваяние, можно прочувствовать то глубочайшее недоумение матери, горесть, которая ложится на ее сердце. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Посредством натуральной величины композиции и положения фигур скульптор отбросил прежние взгляды по данной теме.

Нападение на творение

К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. Случилось это в 1972 году. После празднования Дня Святой Троицы на произведение искусства было совершенно нападение одним австралийским геологом - Ласло Тота. Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело.


Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась - у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. После этого инцидента скульптуру отреставрировали и поместили под защиту пуленепробиваемого стекла.

Последний вздох творческого гения

Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Оно оставалось на стадии первоначальной обработки, идейная аналогия которой имела также библейский мотив. Прежде всего, скульптор хотел воссоздать фигуру Богоматери, которая поддерживает тело своего Сына. Тело имеет настолько исхудалый вид, что подчеркивает безнадежность и безвозвратность жизни. Руки его, по замыслу, должны были быть раскинутыми в стороны, но в последние дни мастер видоизменил композицию. Отныне руки Христа были прижаты к телу. Мы видим некую внешнюю бессвязность двух фигур, но при этом чувствуется нераздельность их духовного характера, внутренняя, которая создает единую форму. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез.

Итак, мы рассмотрели только два из всеобщего числа произведений Микеланджело. Этот гений создал немало творений, которые подчеркивают в буквальном смысле безграничность внутреннего мира итальянского художника времен Ренессанса.

В самом сердце Ватикана - Базилике Святого Петра - находится бесподобная скульптурная группа «Пьета» (итал. pieta - милосердие), одна из самых известных работ великого сына Италии Микеланджело Буонаротти. В возрасте двадцати четырех лет еще никому не известный итальянец создал композицию «Оплакивание Христа», изображающую фигуру Девы Марии, скорбящей над безжизненным телом Иисуса.

Конечно, осматривать основные достопримечательности Ватикана интереснее и лучше в компании гида Но если вы решили посетить Пьету самостоятельно - ниже для вас наша полезная информация.

История необычной скульптуры

Прибыв в 1496 году в Рим, 21-летний Микеланджело довольно скоро знакомится с состоятельным финансистом и знаменитым собирателем памятников прошлого Якопо Галли. Благодаря посредничеству своего нового влиятельного покровителя, начинающий скульптор получает солидный заказ от французского духовного лица Католической церкви. Кардинал Жан Билэр де Лагрола заключает с юным мастером договор, согласно которому скульптору отводится год для создания надгробной Пьеты в Соборе Святого Петра. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года.

Скульптурная группа «Пьета» поражает великолепным мастерством композиции и человечностью выполненных образов. Практически всегда в аналогичных работах были задействованы одновременно несколько героев, а не два, как у итальянца. Во время работы перед молодым скульптором стояла непростая задача: нужно было соединить в единую композицию стоящую и лежащую фигуры, не нарушая при этом естественные пропорции и гармонию.

Преодолев все сложности, Микеланджело превосходно справился с заказом французского кардинала. Выполненная работа прославила неизвестного до этого времени скульптора на всю страну и за ее пределами. Мастерство и талант Микеланджело позволили ему встать в один ряд не только со своими современниками, но и со знаменитыми предшественниками.

Автограф Микеланджело

«Оплакивание Христа» - единственная работа известного итальянского гения, на которой он оставил свою подпись.

После установки скульптурной композиции в Соборе Святого Петра мастер частенько туда заходил, чтобы лишний раз полюбоваться собственным произведением. Но однажды молодой итальянец услышал разговор, в котором собеседники автором его творения ошибочно называли другого скульптора - миланца Гоббо. Микеланджело не позволил себе вмешаться в разговор. Вместо этого ближайшей ночью он красиво высек на складке платья Девы Марии фразу: «Микеланджело Буонаротти флорентинец исполнил».

Акт вандализма

Шедевр Микеланджело Буонаротти сохранился до настоящего время. Скульптурная группа по-прежнему находится в Ватикане, в Базилике Святого Петра, но после трагических событий, произошедших в 1972 году, рассмотреть ее можно только через пуленепробиваемое стекло.


Установка защитной конструкции была произведена после совершенного по отношению к скульптуре акта вандализма. Ласло Тот, геолог из Австралии, возомнивший себя Христом, восставшим из мертвых, нанес пятнадцать ударов скальным молотком по знаменитым фигурам. Оцепеневшие от ужаса посетители не сразу поняли, что происходит, и слишком поздно схватили сумасшедшего человека. Безумец успел причинить серьезный вред творению Микеланджело - рука Марии была отбита до локтя, ее нос и левый глаз тоже пострадали от действий вандала. Имелись также и другие небольшие повреждения. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация.

Сегодня отреставрированная работа великого Микеланджело является украшением Базилики Святого Петра, вызывая, как и прежде, искреннее восхищение зрителей.

Добро пожаловать на интересные экскурсии в Риме и Ватикане

Декабрь 1, 2018

В соборе Святого Петра в Ватикане хранится одно из величайших скульптурных произведений, сделанных когда-либо рукой человека. Пьета Микеланджело бесспорно относится к выдающимся примерам искусства эпохи Возрождения. А по силе эмоционального воздействия она до сих пор не имеет себе равных! Характерно, что ни одна из множественных копий, которые можно увидеть в разных католических соборах мира, не способна передать даже малой доли подобных чувств.


Скульптура изображает скорбящий образ девы Марии, удерживающей на своих коленях безжизненное тело Иисуса, только что снятого с креста. Подобный сюжет, кстати, не подтвержденный ни в одном тексте Евангелия, использовался, тем не менее, довольно-таки часто в католической иконографии того времени и отражал, главным образом, случившуюся трагедию. Интерпретация Микеланджело Буонарроти, воплощенная в мраморе, представляет собой религиозное видение смерти через спокойный и умиротворенный облик Божьего сына. Она впервые в истории искусства уравновешивает натурализм обнаженного тела с идеалами классической красоты эпохи Возрождения, что стало беспрецедентным в итальянской скульптуре.

Пьета Микеладжело появилась во время первого пребывания Буонаротти в Риме, куда он приехал в конце июня 1496 года по приглашению римского аристократа и банкира Яколо Галли. Являясь посредником и гарантом в различных комитетах, связанных с группой кардиналов, Галли предложил начинающему талантливому зодчему ряд заказов. Одно из предложений поступило от кардинала Жана Билереса де Лаграуласа, служившего послом короля Франции Карла VIII при Святом Престоле. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник.

Получив первоначальный авансовый платеж за заказ, в марте 1498 года Микеланджело отправился в один из карьеров горы Альтиссимо в Апуанских Альпах, чтобы лично выбрать в каменоломнях Каррары мраморный блок для будущей статуи. Материал из этих мест, отличавшийся особой белой чистотой и мелкой зернистостью горной породы, более всего подходил для изготовления деликатных скульптурных произведений. Пьета Микеланджело была завершена в 1499г. (по другим источникам – в 1500г.), т.е. когда мастеру было всего лишь около 25 лет.

Pieta — Скорбь


Скульптурное надгробие кардинала, изготовленное из цельного куска белого каррарского мрамора высотой в 174 см и массой более двух с половиной тонн, вызвало всеобщее восхищение у именитых современников. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Тем не менее, вскоре после установки Пьеты, Микеланджело стал случайным свидетелем разговора нескольких приехавших в Рим из Ломбардии художников, приписывавших авторство памятника скульптору из Милана Кристофоро Солари. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую.

Подпись, высеченная Микеланджело

Надпись, которая гласит: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал», можно отчетливо видеть на перевязи, лежащей поверх мантии Богородицы. Эта скульптура – единственная, которую мастер когда-либо подписывал. По свидетельству итальянского художника и писателя Джорджо Вазари, впоследствии Микеланджело сожалел об этом своем порыве гордости и поклялся больше никогда не подписывать свои работы.

Изначально Пьета Микеланджело, как это и было согласовано в договоре, украсила надгробие в южном трансепте старой церкви Санта Петронилла, которую кардинал избрал в качестве своей погребальной часовни. Так как эта часовня была разрушена архитектором Донато Браманте в ходе начавшегося в 1506г строительства нового собора Святого Петра, Пьета Микеланджело до 1517 года временно заняла свое место в ризнице часовни Санта Мария делла Феббре, располагавшейся рядом со старой базиликой. В1568г. скульптурную группу поместили на алтарь Санта Симона и Иуды в старом Сикстинском хоре базилики Святого Петра. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г.– ее переместили в новый хор. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Его изготовил Франческо Борромини. Текущее местоположение – в первой капелле от входа в правом нефе – Пьета Микеланджело заняла в 1749 году.

Фотографическое изображение статуи начала прошлого века

Многочисленные перемещения не самым лучшим образом отразились на состоянии скульптуры. Четыре пальца на левой руке Девы Марии, сломанные во время движения, были восстановлены в 1736 году Джузеппе Лириони. Эта первая серьезная реставрация впоследствии вызвала неоднозначные мнения у многих ученых относительно того, насколько Джузеппе в своей работе позволил определенные вольности, чтобы сделать жест Богородицы более риторическим.

Фрагмент статуи

Тем не менее, рентгеновский анализ Пьеты Микеланджело, проведенный в ходе подготовки скульптуры для ее показа в павильоне Ватикана на Всемирной выставке 1964 года в Нью-Йорке, не выявил никаких критических уязвимостей. И это лишний раз явилось свидетельством того, насколько тщательно мастер отнесся к выбору мраморного блока.

Показ скульптуры в павильоне Ватикана на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1964 год

В 1972 году Пьета Микеланджело подверглась беспрецедентному акту вандализма. 21 мая душевнобольной Ласло Тот, родом из Венгрии, несколькими ударами скального молотка, сильно повредил статую, отбив левую руку и практически уничтожив скорбное обличие Мадонны.





Разбросанные вокруг скульптуры отбитые фрагменты немедленно подбирались столпившимися зеваками в качестве бесплатных сувениров. Многие из них впоследствии были возвращены – посылки приходили даже из Америки.

Это интересно!

Некоторые довольно авторитетные культурологи высказывались против восстановления изуродованной статуи, предлагая оставить ее в таком виде в назидание последующим поколениям в качестве невинной жертвы. Черту под разногласиями подвел Деоклечио Редиж де Кампос, назначенный руководителем реставрационных работ, заявив, что «Пьета Микеланджело черпает свою выразительную силу от духовной чистоты, воплощенной в мраморе. И даже простая царапина на ней беспокоит более, чем отсутствие рук Венеры Милосской».


Длившиеся девять месяцев восстановительные работы были практически завершены к концу 1972 года. 21 декабря папа Павел VI помолился перед статуей и поблагодарил всех людей, которые сделали это чудо. Помещенная за пуленепробиваемым стеклом, Пьета Микеланджело была возвращена верующим 25 марта 1973 года.

Собор Святого Петра в Ватикане богат шедеврами: Папы не скупились, приглашая для его украшения лучших мастеров своего времени. Посещать Базилику , в рамках организованного тура или , где рассказывается в том числе и как получить полноценный аудиогид дешевле, чем в Соборе. В противном случае Вы рискуете упустить львиную долю впечатлений: каждый квадратный метр Базилики преисполнен символизма, а каждая из статуй в нем имеет свою, необычную и чрезвычайно интересную историю. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место.

«Вы говорите только слова, он же говорит вещи», – так отзывались вдумчивые современники о поэзии Микеланджело. Эта простая формулировка как нельзя лучше характеризует и все его скульптурные, живописные и архитектурные работы: их форма совершенна, а содержание – неисчерпаемо. Такова и пьета Микеланджело: глыбу холодного каррарского мрамора резец мастера сумел превратить в бессмертный одухотворенный образ испепеляющего одиночества. Одиночества, знакомого только матери, потерявшей сына…

Пьета: происхождение

Пьета (Pietà) в переводе с итальянского – это «жалость, милосердие, сочувствие, сострадание», пьета в изобразительном искусстве – иконографическая (не повествовательная) сцена оплакивания Христа девой Марией. Откуда взялась эта сцена, если ни в канонических, ни даже в апокрифических Евангелиях о ней не упоминается?

Пьета Микеланджело - оплакивание Христа девой Марией

Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа, и 9, и 15, и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях; при бегстве в Египет; скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим; во время Крестного пути; при Распятии; при снятии с Креста; при погребении. День Воспоминания Горечи и Скорби Благословенной Девы Марии был приурочен к Страстной Пятнице. Много позднее, уже в 1727 году, католическая церковь утвердила праздник Семи Скорбей – 15 сентября.

В качестве своеобразного символа скорби и одновременно утешения для верующих во время религиозных шествий и церемоний на Страстную Пятницу использовались деревянные или глиняные скульптуры (нем. Vesperbilder), изображающие в том числе и Богородицу, держащую на коленях тело Иисуса.

Во второй половине XV века сюжеты готической скульптуры сначала привлекли внимание пытливых мастеров Ломбардии и Феррары, позже в переосмысленных вариантах став своеобразной «подпиткой» для творческого мышления и художников, и скульпторов, работавших по всей Италии. Так, широко известны картины «Оплакивание Христа» Перуджино (около 1493-94 гг.) и «Пьета» Боттичелли (1495 г.), центральное композиционное решение которой практически соответствует пьете Микеланджело, созданной несколькими годами позднее.

История создания

Без сомнения, Микеланджело был знаком и с полотнами Перуджино и Боттичелли, считавшихся в конце XV в. лучшими художниками Италии, и со множеством иных каноничных и не каноничных изображений сцены оплакивания Христа. Однако выбор был сделан в пользу не крестообразной (как у Перуджино), а конической композиции пьеты (как у Боттичелли, но без второстепенных фигур).

Только так, по мысли Микеланджело, эта сцена смогла бы обрести внутреннюю динамику (что особенно заметно по складкам одежды Девы Марии и жесту ее левой руки) и объединить две фигуры в одно целое.

Глубина трагедии "читается" в опущенной голове и самой позе Богоматери

Заказчиком пьеты выступил кардинал Жан Билэр де Лагрола, посол французского короля Карла VIII при дворе папы Александра VI Борджиа. Скульптурная группа должна была украсить капеллу Святой Петрониллы (капеллу короля Франции) в соборе Святого Петра в Риме. Доверить такой серьезный заказ 23-летнему скульптору стало возможным благодаря посредничеству Якопо Галли, влиятельному римскому банкиру, другу и покровителю Микеланджело.

Контракт был подписан 26 августа 1498 г., когда уже был выбран мрамор, за которым скульптор по обыкновению сам отправился в Каррару, созданы эскизы и наняты помощники. На всю работу стоимостью 450 золотых дукатов (по тем временам целое состояние) отводился год; при этом Галли ручался, что пьета Микеланджело станет «самым красивым творением из мрамора во всем Риме».

Мастер сдержал слово: в 1499 г. скульптурная группа, равных которой нет и по сей день, была готова. Ее размеры – 174×195×69 см. Пьедестал для пьеты был изготовлен Франческо Борромини в 1626 г.

Анатомические реалии пьеты Микеланджело

Согласно готическим и раннеренессансным канонам, Богоматерь в сцене оплакивания изображалась либо в виде безмятежной девушки, либо – пожилой матроны, убитой горем. Микеланджело остановил свой выбор на изображении молодой женщины, во внешней сдержанности которой легко угадывается бездонная глубина охватившего ее отчаяния и ужас безмерной скорби.

Прижизненный биограф Микеланджело Асканио Кондиви в духе своего времени полагал, что мастер этим хотел подчеркнуть, что «целомудрие, святость и неподкупность способны сохранить молодость». Ряд современных исследователей считает, что Микеланджело стремился таким образом передать свою бесконечную тоску по рано умершей матери.

Но, скорее всего, он руководствовался иным соображением, достойным человека, основавшего еще в 1492 г. анатомическую школу при монастыре Санто-Спирито во Флоренции: скорбь на гладком юном лице выглядит гораздо более выразительной, чем на лице, испещренном морщинами – от возраста, страстей или от жизненных тягот.

И вместе с тем лицо Богоматери не искажено от горя: глубину трагедии намного сильнее передают ее опущенная голова, жесты, сама ее поза – поза женщины, еще стремящейся защитить сына, еще прижимающей его к себе, но уже понимающей, что в этом мире защита ему не понадобится.

Скульптуру Пьеты защищает пуленепробиваемое стекло

Без анатомических штудий Микеланджело не удалось бы настолько правдоподобно изобразить и тело Христа. Его тяжесть, вид и положение начинающих коченеть конечностей, лицо, на котором отразились пережитые страдания (что подчеркивает и игра светотени от складок одежд Богородицы) – все это показывает, что человек, лежащий на коленях у матери, действительно не имеет никаких признаков жизни.

Такой виртуозный натурализм придает скульптуре дополнительную динамику движения матери к сыну, непосильным грузом лежащим у нее на коленях. При этом, чтобы сохранить равновесие композиции, мастеру пришлось поступиться естественными пропорциями тел: ученые подсчитали, что если бы фигуры выпрямились, то рост Иисуса составил бы 175 см, а рост Марии – 204 см.

В переводе с итальянского, Pietà – «сострадание, скорбь, жалость, сочувствие». Сюжет этой иконографической скульптуры не упоминается в 4-х текстах Евангелия, нет его и в апокрифах. Но в католицизме Пьета великого мастера – один из самых сильных образов по воздействию на умы и сердца верующих.

Пьета Микеланджело – скульптурная композиция пирамидальной формы, высеченная из цельной глыбы светлого мрамора. Рука мастера отсекла все лишнее, и миру явился потрясающий образ скорбящей матери, утратившей сына. Скульптура находится за бронированным стеклом, ее нельзя рассмотреть со всех сторон. Но есть в ней нечто, влекущее любопытные взгляды туристов и порождающее особые чувства у тех, кто уверовал в искупительную жертву Иисуса Христа.

В XIV веке в христианстве зародилось почитание скорбей Девы Марии, что находило отражение в европейском искусстве того времени. На ребрах и кистях рук безжизненного Иисуса – следы от ран после Голгофы. Поразительно, как молодому удалось в фигуре Святой Марии, держащей на руках умершего Сына, выразить весь трагизм произошедшего.

Цельный образ скульптурной композиции Микеланджело Буонарроти передает всю глубину трагедии скорбящей над телом Христа Богоматери.

Правая рука удерживает тело в привычной для женщин позе – так кормят грудью младенцев. Но это зрелый мужчина, и его голова ниспадает с плеча матери. Левая рука как бы вопрошает – это немой вопрос, выраженное пальцами скорбящей матери недоумение о бесцельной смерти безгрешного Христа. Накидка на голове как бы небрежно заломлена, небольшие складки ткани максимально открывают чело и последний взор Богоматери.

Мария изумленно смотрит не на лицо Иисуса, а на пронзенные рёбра и кисть руки, пытаясь запечатлеть малейшие детали перед тем, как отдать Его тело на погребение. Изломы грубой ткани искусствоведы ассоциируют с изломами души – от невосполнимой утраты. Ее лицо не искажено гримасой скорби, такое ощущение, что это все уже позади, остался последний взгляд на фигуру Сына и осмысление происходящего. Возможно, скульптор хотел передать ее воспоминание о пророчестве Христа, который обещал воскреснуть на 3-й день. А, может, так выглядит смирение – немое безучастие оттого, что ничего не исправить?

На материнских коленях – безжизненное тело 33-летнего Христа. Лицо не выражает перенесенных Им страданий, голова откинута назад, вся фигура расслаблена, но удерживается Марией. Кисти рук и стопы ног – со следами от гвоздей после распятья. Рёбра Иисуса были проколоты на кресте уже после его смерти, перед тем, как Его сняли римские воины (так повествует Святое Писание).

Фигуры персонажей библейского сюжета выполнены в полный рост. Реалистичность также выражена в очевидных признаках распятия и скорбном и смиренном лике Марии.

Мать Христа изображена молодой, без глубоких возрастных морщин, хотя ей во время распятия Первенца было около 50 лет. Теологические каноны были нарушены, но искусствоведы настаивают на идее, что так во времена Ренессанса было принято изображать чистоту души и одухотворенность Непорочной Девы. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Но в христианстве принято говорить о ней как Пречистой и Святой Деве Марии, Богородице и Матери Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.

Работа была затяжной и кропотливой, мало кто верил, что никому неизвестный 24-летний художник и начинающий скульптор справится с такой задачей . Но результат превзошел все ожидания – никто не смог превзойти этот шедевр Микеланджело, как по эстетике, так и силе эмоционального воплощения.

Микеланджело Буонарроти был задан вопрос: «Как Вам это удается – не совершить ни единой ошибки, ведь это камень, а не глина?» Мастер ответил: «Ничего сложного, я держу в уме совершенный образ и отсекаю от глыбы мрамора всё лишнее!»

Разрушение шедевра и его реставрация

Одна из известнейших статуй неоднократно была повреждена – при транспортировке и нападении сумасшедшего вандала. В 1972 году статую повредил молотком одержимый венгр Ласло Тот (геолог, работавший в Австралии), возомнивший себя одним из воплощений Христа. Скальным молотком он отбил около 50 кусков мрамора, пока его не схватила охрана и передала полиции.

От акта вандализма пострадал лик Богородицы, отбита часть носа и покрывала, а также рука Христа. Часть кусков было утрачено, но многие были тут же возвращены служителям храма туристами и очевидцами. После реставрации она обрела первоначальный вид, хотя утраченные фрагменты были вырезаны из маловажных участков скульптуры на заднем плане.

Спектральный анализ показал, что пару столетий назад была отбита часть левой руки Марии (до локтя), но отлично восстановлена. Во время одной из недавних транспортировок были отбиты 4 пальца левой руки, но реставрационные работы исправили и этот изъян.

С тех пор скульптура Пьеты надежно защищена от неуравновешенных посетителей закаленным стеклом. А безумец был схвачен и передан властям. Итальянские реставраторы сделали все возможное, чтобы Пьета Микеланджело Буонарроти, выставленная в Соборе Св. Петра (Ватикан) выглядела как новая. Композиция подсвечена на возвышении, чтобы и за акриловым стеклом была отлично видна паломникам и многочисленным туристам главного храма Ватикана.

История создания Pietà

Интерес к библейскому сюжету о времени между распятием Иисуса и его чудесным воскресением давно волновал умы христиан разных конфессий. Начиная со времен готической скульптуры и искусства , мастера Италии в других соседних с ней европейских стран воспевали скорбный образ Марии, утратившей Первенца. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г.) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.

Никто не верил в успех Микеланджело, но он не только отлично справился с задачей, но и превзошел своих талантливых учителей. Его Пьета не только прославила его на весь вскоре о его работе заговорила Италия и Франция, куда должна была отправиться работа.

Но в религиозных и богемных кругах не все могли принять, что никому не известный, но способный юноша способен внести весомый вклад в искусство и превзойти шедевры Античности и . Он частично нарушил каноны, в чем-то использовал удачные находки предшественников, но отказался от второстепенных фигур «очевидцев».

Пьета была сотворена для кардинала Жана Билэра де Лагрола, служившего французским послом при дворе папы Александра VI Борджиа во времена Карла VIII. Мраморная композиция предназначалась для капеллы Святой Петрониллы, принадлежавшей французской общине. Маловероятно, что серьёзный заказ мог получить молодой скульптор, но за него поручился влиятельный патриций – римский банкир Якопо Галли, покровитель таланта Микеланджело.

Пришлось приложить все усилия, чтобы оправдать высочайшее доверие и отработать щедрый гонорар в 450 золотых дукатов.

Договор был заключен 26 мая 1498 года, и в карьер за глыбой мрамора скульптор отправился в Каррару с подсобными рабочими, которые обязались доставить материал на место работы. Галли поручился перед заказчиком, что за год Пьета Микеланджело предстанет взору скептиком и завистников. Работать пришлось дольше, но было выиграно пари, что скорбная скульптура станет красивейшим мраморным творением Рима.

Факт признания шедевра подтвержден множественными копиями по всему миру. Некоторые кустарные мастерские выполняют грубые подделки для состоятельных заказчиков, желающих видеть Пьету у себя в саду, у фонтана или среди скульптурных копий мировых шедевров.

Единственная подписанная работа Микеланджело

«Оплакивание Христа» – одна из самых любимых работ великого Микеланджело. Завершив ее, скульптор отбыл во , но очевидцы свидетельствовали, что при каждом удобном случае он посещал своё величайшее творение в Риме. Никто не знал, влекла ли его эстетика собственного шедевра или глубина образа с восхитительным контрастом живого и мёртвого тела…

Микеланджело, как утверждали его современники, жил как аскет, был немногословен, никогда не вступал в споры, не отстаивал своё авторство, которое нередко ставили под сомнение. Вероятно, сторонним наблюдателем было сложно признать гениальность юного скульптора. А бездарные завистники не могли согласиться с тем, что его руками из камня высечен неподражаемый шедевр, признанный эталоном.

Это неподписанное творение послужило поводом для курьёзного случая – Микеланджело не оставлял подписей на своих творениях. А на Пьете был оставлен автограф, да ещё и с ошибкой!

Во время посещения своей статуи Микеланджело, изображая постороннего, наблюдал за тем, как реагируют на его произведение искусства наблюдатели. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Великий мастер не стал спорить с неосведомленными соотечественниками, решив увековечить подлинность своего шедевра автографом по перевязи Марии. Об этом рассказал миру (Giorgio Vasari), поэт и биограф нескольких итальянских художников.

Намерение было настолько твердым, что Микеланджело решил на ночь остаться в базилике, где стояла его скульптурная композиция, и выбить на мраморе свое имя. Однако «бедный художник» был полуграмотным, поэтому допустил ошибку в начертании своего имени. До сих пор её никто не исправил:

«МИКИЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ»

Никто не посмел исправить неверную 4-ю букву, нарушив целостность автографа, хотя мрамор – мягкий камень. Глыбу чистейшей породы почти без вкраплений и трещин скульптор выбирал лично, отправившись в Карарские каменоломни. Его усилия и хлопоты оправдались – великолепная статуя телесного цвета превзошла все ожидания.

Хотя заказчик не дожил до завершения шедевра, слухи о превосходном творении быстро разошлись по всему Риму. Вскоре вся Италия говорила про «Пьету» Микеланджело Буонарроти, и многие спешили это видеть. Гениальный образец был удостоен самого почетного места в Ватикане – Соборе Святого Петра. А молодых скульпторов учителя обязывали осмотреть ее в качестве образца для подражания.

До наших дней дошел еще один автограф великого мастера, хотя большинство эскизов и работ было уничтожено им собственноручно, как «далёкие от совершенства». На аукционе Sotheby’s с молотка ушли 30 исторических документов с автографами знаменитостей, включая подпись Микеланджело от 1521 года – контракт об оплате работы 2-х ваятелей. Они помогали Буонарроти работать над статуей Христа в церкви Санта-Мария Сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) в Риме. Но тот шедевр остался без подписи.

Увидеть статую Христа можно во время индивидуальной на рассвете.

  1. Сюжет скорбящей Марии над снятым с креста телом Иисуса Христа не новый, ран ее он находил отражение на полотнах и в скульптурах мастеров Раннего Ренессанса. Сила трагизма этих работ, скорее всего, и побудила к работе Микеланджело Буонарроти, который решил все сделать немного иначе.
  2. Сложная задача – соединить в общую скульптурную композицию 2 фигуры во весь рост, не нарушая пропорций, но мастер блестяще справился. Стоит напомнить, что это мрамор, и многотонная глыба после работы должна была сохранять равновесие.
  3. Натурализм выражен в росте фигур Пьеты. Специалисты подсчитали, что рост Христа (если бы Он поднялся) составлял бы около 175см, Марии – немного больше. Но это естественно для композиции скорбящей Матери с Сыном на руках.
  4. Фигуры прославленной композиции были высечены из мрамора для кардинала из Франции. Такой шедевр нельзя было оставлять неизвестным. Его объявили «национальным достоянием» итальянцев и «образцом для подражания», поэтому перенесли в Ватикан в XVIII веке.
  5. Размеры многотонной скульптуры 174×195×69см. Основание для пьеты изготовлено в 1626 г. . Это единственная работа Микеланджело, где стоит его подпись (на перевязи Богоматери), поскольку еще до завершения шли споры об авторстве и ее подлинности.

Где находится, как посмотреть работу великого мастера

Пьета Микеланджело выставлена на всеобщее обозрение за пуленепробиваемым стеклом в главном культовом сооружении Ватикана – Соборе Св. Петра

Доступ свободный, сразу у входа справа в первой капелле. Но она находится на некотором удалении от присутствующих, видна только с переднего ракурса.

Собор открыт ежедневно – с 7:00 до 18:30. Тут всегда многолюдно, и чтобы рассмотреть шедевр поближе, многие предусмотрительные туристы спешат к открытию, а самые любознательные посещают авторскую экскурсию .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса