Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что нужно художнику иллюстратору для работы. Известные представители профессии. Современные иллюстраторы книг

Художник-иллюстратор - это человек, занимающийся созданием смысловых изображений для оформления книг, журналов и других печатных изданий.

Художник-иллюстратор — это человек, занимающийся созданием смысловых изображений для оформления книг, журналов и других печатных изданий. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Описание

Специалисты в этой области должны отличаться прекрасным художественным вкусом, знать все о том продукте, для которого они создают иллюстрации. Каждая картинка должна отображать суть статьи в журнале или сюжет книги, дополняя общий смысл.

Важно постоянно обучаться, узнавать о новых направлениях и знать работы мэтров, выбирая удобный и понятный жанр иллюстрации:

  • плакатная, ретро и направление фэшн;
  • декоративная иллюстрация и рисунки для художественной литературы;
  • иллюстрации для комиксов;
  • карикатуры (сатирическая иллюстрация);
  • фантастическая, спортивная или концептуальная.

Специалист должен уметь не только хорошо рисовать, но и иметь предпринимательскую жилку, которая нужна ему для поиска заказчиков и рекламы своих работ.

Специфика профессии

Человек, который создает образы и делает описанные в книге или журнале события настоящими — это художник-иллюстратор. Он помогает воображению читателя сделать сюжет реальным, поэтому талантливые художники никогда не останутся без работы.

Такие специалисты должны не только хорошо рисовать, но и отвечать следующим критериям:

  • работа в разных жанрах живописи;
  • хорошо развитая фантазия;
  • умение создавать тематические изображения, которые будут дополнять содержание, сливаясь с ним в единое целое;
  • умение создавать несколько разных изображений для одного издания, среди которых заказчик выберет подходящее.

Для работы специалист может использовать компьютер, графический планшет и специальные программы. А эскизы создаются с помощью карандашей и обычной акварели. Тип рисунка и материалы, которые применяются для его создания, зависят от формата издания и требований заказчика.

В любом случае иллюстратор должен уметь работать со всеми доступными средствами, что открывает ему доступ к высокооплачиваемым заказам.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Солидная оплата за выполненную работу.
  • Возможность проявить творческий талант.
  • Всегда можно найти работу в любом регионе страны или за рубежом.
  • Возможность удаленной работы.

Минусы

  • Высокая ответственность.
  • Могут возникнуть сложности с поиском работы, что особенно касается молодых специалистов.
  • Необходимость подстраиваться под требования заказчиков и редакторов.
  • Работа над каждым проектом занимает много времени.
  • Нужно работать с оглядкой на требования, что может вызвать уныние у творческого человека.

Личные качества

Опытные художники-иллюстраторы должны иметь отличный вкус и желание изучать издания, для которых они готовят иллюстрации. Также важны следующие личные качества:

  • ответственность и упорство;
  • неконфликтность и способность осознавать свои ошибки;
  • стремление получать новые знания;
  • креативность;
  • умение работать в коллективе;
  • усидчивость, ведь на изучение материалов и создание иллюстраций нужно тратить много времени.

Специалист редко встречается с заказчиком, поэтому должен рисовать такие изображения, которые без слов расскажут о его таланте. Перовое, что должен сделать представитель профессии, — это создать собственное портфолио.

Обучение на художника иллюстратора

Без высшего образования сложно найти работу в творческой сфере, но если человек действительно талантливый, то он может пройти ускоренный курс обучения. Для поступления нужно будет сдать следующие экзамены:

  • литература и русский язык;
  • история;
  • творческий конкурс. Это может быть живопись или композиция, но тип конкурса напрямую зависит от требований того или иного вуза.

Во время обучения студенты получат навыки работы с компьютерными программами и графическими редакторами, освоят разные техники живописи и теорию (история искусств, живопись и другие). Также научатся составлять портфолио и искать заказчиков!

Код специальности: 54.05.03.

Школа иллюстрации и живописи Bratec Lis School

В этой школе студенты смогут получить знания и попробовать свои силы в практической работе, а также будут посещать мастер-классы и интересные лекции. Некоторые занятия и лекции — бесплатные, а обучение будет интересно людям, которые уже освоили эту творческую специальность и желают совершенствовать свои навыки.

Школа Дизайна и Компьютерной Графики при РГУ им. А.Н. Косыгина

Обучение длится 9 месяцев, а студенты должны посещать занятия, длящиеся 4 часа, 3 раза в неделю. Также можно посещать факультативные занятия, а в конце обучения каждый студент получает диплом гос. образца и свой первый заказ!

Место работы

Представитель этой творческой профессии сможет найти работу в издательствах, выпускающих разнообразные литературные произведения, редакциях и агентствах, которые занимаются изготовлением буклетов, листовок, журналов и т. д.

Оплата работы

Зарплата на 01.04.2019

Россия 15000—40000 ₽

Москва 30000—50000 ₽

Художник-иллюстратор может работать в издательстве и получать фиксированную заработную плату. Если специалист хочет свободно работать, подбирая интересные заказы на разные темы, то он ищет заказчиков самостоятельно, получая за свой труд гонорары.

Средний гонорар за 1 работу составляет 5-10 тыс. руб., что зависит от количества и сложности иллюстраций, сроков, региона и опыта специалиста.

Карьерный рост

Специалист может получить должность руководителя отдела, креативного директора, создать собственное агентство или школу. Также специалист всегда может работать педагогом в школе или на курсах, проводить мастер-классы или онлайн-уроки.

Профессиональные навыки

Представитель профессии должен уметь работать с графическими редакторами (Corel Painter X3, SketchBook Pro и другими). Также важно уметь рисовать кистью, карандашами и знать все о художественных стилях.

Известные представители профессии

  1. Иван Яковлевич Билибин.
  2. Джим Кей (иллюстрации для серии книг о Гарри Поттере).
  3. Ник Баттерворт.

Иллюстратор – это в первую очередь художник. Он должен уметь создавать рисунок на заданную тематику или по указанному тексту.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Иллюстратор - это человек-художник, который создает образ по написанному тексту или истории. Именно они создают тематические картинки в книгах и журналах. Красивые иллюстрации на сайтах - тоже их работа.

История живописи корнями уходит во времена существования первобытных людей. Наскальные рисунки - первые иллюстрации, созданные руками человека. По мере развития цивилизации начали появляться и новейшие техники. Еще в Античной Греции и Древнем Египте росписи на стенах имели огромнейшее значение и ценность. В эпоху средневековья или темные времена живопись была непопулярной. Приветствовались исключительно канонические церковные мотивы и портреты вельмож. И все же, все то, что пыталось прорваться за рамки установленных инквизицией клише, становилось «делом рук сатаны» и заканчивалось сожжением картины и мастера. Ситуация изменилась с наступлением эпохи Возрождения. Появились такие именитые мастера, как Леонардо Да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Буаноротти и многие другие. С течением времени живопись наполнялась жанрами и развивалась. Появились такие стили, как модерн, авангард, кубизм и т.д. Начали отделяться различные жанры. Одним из них и стало искусство иллюстрации. Впервые оно появилось еще в летописях, когда изображались войска, как рисунок к тексту. В 20 веке иллюстрация появилась как термин и заняла значимое место в изобразительном искусстве. Все мы хоть раз в жизни покупали себе или своим детям книжки с яркими и красочными рисунками. Иллюстрации придают книге жизнь и краски. Они побуждают наш мозг к визуализации прочитанного, создавая образы персонажей. Современная иллюстрация - это настоящее искусство.

Описание

Суть работы иллюстратора - создание эскизов и готовых работ для заказчиков. Иллюстраторы должны владеть огромным количеством различных техник рисования:

  • Графическая иллюстрация. Выполнение рисунка в технике графики. Это может быть простой либо черный карандаш. Рисунок наносится в виде штрихов и пятен. Основным требованием графики является присутствие только одного цвета линий.
  • Ботаническая иллюстрация. Это картинка, являющаяся изображением описываемого объекта. Такие обычно применяют в школьных или университетских учебниках.
  • Техническая иллюстрация. Это всевозможные чертежи, которые являются обязательным сопровождением всей инженерной документации.
  • Иллюстрация особыми техниками. К ним относятся оригами, вышивка, лепка, аппликация, икебана и т.д.

Любой иллюстратор должен владеть каждой из данных техник, ведь разные заказчики предъявляют абсолютно разносторонние требования к выполняемой работе.

Сфера применения иллюстрации довольно широкая. Данное искусство востребовано в следующих сферах:

  • литература и пресса;
  • плакаты, постеры - полиграфия;
  • мультипликация - раскадровка;
  • интернет-баннеры, состоящие из иллюстраций;
  • рекламная продукция.

Иллюстратор - одна из постоянно востребованных профессий.

На каких специальностях учиться

Для того чтобы стать художником-иллюстратором, необходимо научиться технике рисования. Ведь именно она является основным требованием заказчиков. Получить необходимые знания можно, выбрав такие специальности:

  • художник-иллюстратор;
  • художник-оформитель;
  • иллюстрация и эстамп;
  • иллюстрация.

Данные специальности позволят вам стать настоящим художником, способным создавать неповторимые образы с помощью рисования.

Где учиться

Для того чтобы стать иллюстратором, вы можете выбрать любую ближайшую художественную школу города. В наше время таких заведений не слишком много, поэтому все большее количество людей стремится получить необходимое образование онлайн. Среди учебных заведений можно выделить:

  • МГУП (Московский Государственный Университет Печати).
  • ВАШГД (Высшая Академическая Школа Графического Дизайна).
  • Британская Высшая Школа Дизайна.

Это самые именитые учебные заведения, в которых не просто учат различным техникам. Здесь вам откроют мир прекрасного. Вы сможете увидеть прелесть даже в тех вещах, которые ранее вызывали только отвращение.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Работа иллюстратора ненормированная. Ежедневно вы будете заниматься рисованием. Учитывая тот факт, что большинство таких художников работают через интернет, важно понимать, что вы будете скованны сроками. Неважно, есть ли у вас вдохновение в ближайшие 12 часов или же у вас что-то случилось. Вы обязаны сдать работу в срок, и нет никаких оправданий.

Большинство иллюстраторов уже давно перешли на интернет-просторы и используют в работе только графические редакторы. Поэтому особенно важно изучить все нюансы работы в них:

  • Illustrator.
  • Photoshop.
  • CorelDRAW.

Именно файлы, обработанные в таких редакторах, являются одним из основных требований заказчиков.

Работа в офисе радует удобством. Вы будете иметь возможность творить, не отвлекаясь ни на что. Но даже здесь важно соблюдение сроков.

Рисование - основная обязанность иллюстратора. Это разнообразная и творческая работа, которая способна дарить массу удовольствия. Но она требует усидчивости и умения создавать качественные рисунки даже в те дни, когда для художеств вдохновения нет.

Кому подходит данная профессия

Данная профессия подходит творческим и креативным личностям. Хороший иллюстратор обладает поразительной и сильно развитой фантазией. Услышав слова, его мозг сразу создает яркие и оригинальные образы к ним.

Помимо высокой креативности, иллюстратор должен обладать усидчивостью и силой воли. Это человек цели. Поставив задачу, он идет к ней, невзирая ни на что. Это важнейшее качество для художника - преодолевать себя, даже в самые угрюмые дни, и творить.

Востребованность

Данная профессия востребована всегда. Даже если нет вакансий в офисах ведущих компаний, то вы всегда сможете найти заказчиков через Всемирную паутину. Иллюстраторы востребованы в таких направлениях бизнеса:

  • издательства, редакции, полиграфические компании;
  • организации, специализирующиеся на дизайне;
  • рекламные компании;
  • частные лица и организации;
  • зарубежные компании.

Вы с легкостью сможете найти работу в одной из такого рода организаций. Для этого следует регулярно просматривать сайты с вакансиями в интернете, форумы и фрилансерские каналы, дизайнерские сайты.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Оклад иллюстратора измеряется в условных единицах. Чаще всего зарплата в долларах США. В среднем это от 1000$ до 5000$. Доход напрямую зависит от количества заказов, скорости и качества выполнения работ.

Легко ли устроиться на работу

Иллюстратору найти работу несложно. Это всевозможные подработки через интернет, на которых можно получать солидные гонорары. Но вот устроиться в офис престижной компании, которая специализируется на иллюстрировании, полиграфии и дизайне, уже намного сложнее. Вакансии появляются редко, а претендентов на их замещение намного больше.

Самым важным фактором будет ваше портфолио. Не забывайте распечатывать все ваши работы не только как картинку, но и как скрин экрана. Это даст будущему работодателю возможность оценить вашу востребованность, талант и наличие опыта работы.

Встречают иллюстраторов по одежке. Вы должны быть аккуратными и в то же время демонстрировать свое творчество во всем.

Если на собеседовании вы понравились, вам в течение недели отправят тестовое задание. Вам нужно будет создать иллюстрацию к такому-то описанию. Помните, что такое задание получили не только вы. Важно не просто создать картинку, но и сделать это максимально быстро и качественно.

Успешно пройденное тестовое задание гарантирует вам последующее трудоустройство.

Как обычно строится карьера

Карьера иллюстратора обычно заключается в работе на дому. Вы можете заработать уважение начальства, и вас назначат удаленным куратором группы художников. Вы будете отправлять сформулированные технические задания исполнителям, принимать их, редактировать или отправлять на доработку. Такой иллюстратор служит связующим звеном между руководством и исполнителями.

В случае трудоустройства в офисе карьеру построить вполне возможно. Набравшись опыта и проявив свои лидерские качества, вы можете получить должность руководителя художественного направления.

Также работа иллюстратором позволит вам изучить все тонкости профессии и открыть собственное художественное агентство.

Перспективы профессии

Иллюстрация постоянно развивается. Это развитие и стремление к совершенству. Основной перспективой профессии является реальная возможность открытия собственного бизнеса.

KYKY: Надя, с чего ты начинала свой путь иллюстратора? В детстве рисовала, наверное?

Сейчас покажу! (убегает и возвращается с фотографиями своей первой «книги» ). Вот с таких макетов. Мне было тогда года три. Я помню только, что рисовала зайцев на параде – и все, больше ничего. Причем, тогда у меня с версткой было лучше, чем сейчас (смеется) . Компоновка шрифтовых блоков, посмотри, какая - смело, по-современному. У меня еще есть пачка рисунков, где тоже зайцы на параде и у них в лапах флаги с серпом и молотом и букеты гвоздик. Почему зайцы, почему на параде? Не помню. Родители говорят, на парады любила ходить.

Иллюстрации: , фото: Маша Храмцевич

Многие люди определяются с профессией после старшей школы, а я знала еще с детства, что моя жизнь будет связана с искусством. Девять классов я отучилась в архитектурно-художественном лицее, параллельно посещая детскую художественную школу, потом поступила в художественный колледж, позже – в Академию Искусств, где училась на отделении Графика (Художественный факультет). По жизненному пути я следовала целенаправленно.

Мне говорили: «Нарисуй ад». И я рисовала, как его себе представляла

KYKY: Что тебе дало художественное образование? Многие считают, что оно необязательно, можно быть самородком и свободно творить…

На эту тему: «Когда люди прекратят ныть и станут думать: я делаю Беларусь?» Американская мечта художника Захара Кудина

Надя: Оно может быть и необязательным, смотря чем человек хочет заниматься. Если вы хотите нарисовать академический рисунок, без образования с этой задачей вы не справитесь. Можете обучиться нескольким приемам и начать рисовать определенные вещи, например, портрет, но при малейшем отступлении от наработанного шаблона станут заметны ваши ошибки и пробелы из-за нехватки знаний по анатомии. Если же вас тянет к абстракции и коллажам – вы легко справитесь, при условии, что у вас есть чувство композиции и стиля. Этому можно первоклассно научиться за год-два.

А вот с дизайнерами другая история: я не раз сталкивалась с ребятами без художественного образования, которые были гораздо сильнее меня.

Те, у кого есть определенная хватка или навык замечать тенденции и приемы, могут за год-два стать такими крутыми, что ребята с профессиональным образованием и опытом с ними не смогут конкурировать. А если говорить об образовании как о «корочке» – она в принципе ничего не может гарантировать в данной области: здесь на первом этапе важно наличие портфолио и отлично сделанное при запросе тестовое задание. А дальше – хорошо и на уровне сделанная работа.

KYKY: Но дизайн и рисунок - совсем разные области…

Надя: Да. Дизайн - это прежде всего утилитарность. А искусство - красота и эмоции.

Надя: Мне нравится разнообразие в работе. Идеально, когда у меня есть возможность совместить и иллюстративную, и дизайнерскую часть в одном проекте. Но если выбирать между дизайном и иллюстрацией, я выберу последнее. Иллюстрацию я чувствую, могу аргументировать любое свое решение, добиться от себя именно таких результатов, которые были мной же самой поставлены.

KYKY: Помнишь рисунок, за который ты получила первые деньги?

Надя: Ой, это очень смешно вспоминать (смеется) . Когда я была в пятом классе, мама моей подруги заказывала рисунки для последующего перевода их на чайные сервизы. Помню, за эти деньги я купила себе серьги. А вот когда я поняла, что могу реализовать то, что вижу у себя в голове на первоклассном уровне? Это произошло только на втором курсе Академии.

KYKY: Ты прошла путь от штатного дизайнера до свободного художника-иллюстратора. Обрисуй свой профессиональный путь после Академии.

На эту тему: В гостях у Руси. Беседа о гостеприимстве с певицей, которая ставит голос политикам и бизнесменам

Надя: Все началось к бара-клуба «Граффити», куда меня привели друзья - я тогда еще училась в Академии, на предпоследнем курсе. В «Граффити» я рисовала на стенах, потом начала делать для ребят открытки и афиши. А через год мне уже было необходимо искать работу по распределению, и я устроилась концепт-художником в Eligame, фирму, которая занимается компьютерными играми. Параллельно работала над дипломом, который был довольно масштабен, страшно уставала. А однажды утром проснулась и поняла, что на работу просто не приду. Позвонила и сказала: «Извините, я пас» (смеется) . Через два месяца пришлось искать новое место работы, чтобы по распределению случайно не уехать учителем рисования в деревню (варианты по распределению от Академии были только такими). И я пошла в Cubincup Animation Studio концепт-художником и дизайнером. Ребята занимались 3D-райдами. Это такие ролики, которые показывают в 5D-кинотеатрах по 3-5 минут с разными эффектами: на вас надевают 3D-очки, при этом брызгают водой, кресла вращаются и так далее. Я рисовала персонажей: зомби, демонов и локации. Рисовать нужно было одного и того же персонажа со всех сторон, чтобы 3D-моделлеры знали, что сзади, например, должен быть хвост или шрам на черепе. Мне говорили, например: нарисуй ад. Я, как представляла, так его и рисовала. Эта работа мне нравилась, было интересно.

После этого я три года работала в Red Graphic. Дизайну там и училась. Изначально устраивалась на позицию иллюстратора, но постепенно меня стали привлекать к веб-дизайну. Позже мне полученные знания помогли, как минимум, сделать собственный сайт. Почему ушла? В определенный момент мне начали поступать интересные заказы по иллюстрации. Приходилось работать вечерами до ночи и по выходным. Так прошел год, и я поняла, что за лето ни разу не прогулялась с друзьями, не вышла вечером на улицу. Осознала, что нужно что-то менять. В этом решении меня поддержали близкие мне люди, которые все замечали. Я стала заниматься иллюстрацией. В какой-то момент было страшно, что запросов на иллюстрацию не будет, но люди меня находили, заказы поступали.

«К сожалению, беларуские клиенты, как правило, рассматривают иллюстрацию как дешевую замену фотографии»

KYKY: Что самое сложное для тебя в работе с заказчиком?

На эту тему: Хэндмейд по-беларуски. Как живут люди, зарабатывающие руками

Надя: Непредсказуемость. Особенно это касается сотрудничества с физическими лицами, у которых не было практики работы с иллюстраторами или дизайнерами, и которые не знакомы с процессом работы агентств. Они или не понимают четко, чего хотят в целом, или хотят чего-то очень абстрактного, что гарантирует большой шанс услышать в финале «это не то, чего мы ожидали». Правки и комментарии они сформулировать не умеют, конструктивных ответов от них не дождаться. И забраковывается результат полугодовой работы, хотя каждый этап был согласован. Это грустно.

KYKY: Получается, у беларусов нет доверия к иллюстратору?

Надя: Да, именно так. У большинства из них. Не доверяют! Европейцы и россияне к моему мнению прислушиваются, и от них необъективных правок нет. Я пишу, например, что какой-то элемент будет стилистически выбиваться. Они посмотрят и согласятся, а беларусы скажут: «Нет, мне нужно именно так. И тут еще аквариум с рыбками дорисуйте». Чувствую, что наш рынок рассматривает иллюстрацию как дешевую замену фотографии.

Если нет денег на дорогостоящую фотосессию, то просят нарисовать картинку или ряд изображений за какие-нибудь 50 долларов. Не думая о том, что это часы твоей работы.

Или не осознают это пока, или просто хитрят – не знаю. В Беларуси иллюстрация не востребована: на рекламу ее не размещают, боятся и не хотят рисковать, смотрят друг на друга и делают «как у всех». Основные заказы приходят от журналов и издательств. Я очень надеюсь, что эта ситуация скоро изменится.

KYKY: Расскажи, как ты стала иллюстратором онлайн-журнала Republic, который раньше знали как Slon.ru?

Надя: Republic я считаю одним из самых крутых своих заказчиков, это крупнейший российский онлайн-журнал о политике, экономике и бизнесе. Они меня нашли сами, написали мне через Behance с предложением о сотрудничестве. Я делаю иллюстрации к их текстам уже два месяца. Когда мне приходит задача, я, как правило, сразу вижу то, что хочу изобразить. И, не теряя времени, приступаю к работе. Рисую в Photoshop, в нем все выходит более живым. Кривее, чем в Illustrator, но живее (смеется) . Работа в этом проекте еще интересна тем, что включает образовательную составляющую. Перед стартом я изучаю вопрос: например, когда рисовала иллюстрацию к статье «Трансаэро», смотрела, что именно у них за самолеты используются, каких моделей.

KYKY: Когда ушла во фриланс, как организовала свой рабочий график? Нет ли сложностей?

На эту тему: Как выжить на $250. Рассказывает солистка Naka и актриса театра Горького Анастасия Шпаковская

Надя: Есть проблемы с нормированием графика, но я стараюсь не работать вечерами и по выходным. Приучаю себя, и стараюсь объяснить клиентам, что рабочий день длится с десяти утра до семи-восьми вечера. Стараюсь работать по офисному принципу, но иногда это получается с трудом, так как нет временного планирования, которое бы кто-то сделал за меня. Иногда случаются завалы, несколько заказов приходит одновременно, и всем, само собой, результат нужен «вчера». Несмотря на все эти нюансы, в офис возвращаться у меня желания нет. Мне очень нравится то, что я делаю. Что-то внутри меня говорит, что я довольна, когда утром просыпаюсь с улыбкой.

KYKY: Ты считаешь себя успешным иллюстратором?

Надя: Да, считаю (улыбается) .

Надя: В первую очередь, нужно верить в себя и знать себе цену. Бывает, тебе говорят: «Ты делаешь плохо», и ты с этим соглашаешься. А потом получаешь медальки на Behance, за свой якобы плохой дизайн . И получаешь личное письмо от администрации Behance на почту со словами о том, какая же ты крутая. Понимаешь, что уж если эти ребята так тебя оценили – не все настолько плохо, как тебе внушали.

А мораль такова: не стоит обвинять во всех неудачах себя и слушать всех подряд. Будьте уверены в том, что вы делаете.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Один парень недавно задал мне вопрос “можно ли стать иллюстратором с нуля? с чего начать? как выйти из тумана войны?”

Dan Gartman

Можно, вот план действий:
1. Найти время и силы для практики
2. Решить, каким именно иллюстратором вы хотите быть
3. Начать практиковать основы
4. Рисовать эскизы
5. Использовать референсы
6. Смотреть видеоуроки и спидпеинты
7. Выкладывать работы, что бы следить за развитием
8. Выгребать на реальных заказах

Инвентарь
1. Графический планшет (хотя бы bamboo)
2. Монитор с хорошей цветопередачей
3. Базовое знание Adobe Photoshop, Illustrator (обязательно), либо их альтернативы вроде SAI, Corel и тп. Если вы не знакомы с программами, то на Youtube уже есть большое количество уроков для новичков.
4. Карандаш, бумага, ластик (для тру-художников)

Каким иллюстратором хочу быть?

Раньше уже в средних учебных заведениях всех студентов-художников делили на 2 специальности:
1. Станковисты (этюд, пейзаж, масло, мастихин, холст)
2. Оформители (декоративный натюрморт, плакат, бумага)

Разделение вполне верное и логичное. В нынешних реалиях я добавлю еще один тип “Авантюристы”. О каждом типе по порядку:

Компьютерные художники (digital art, concept art, digital painting, speed painting) Эти ребята обычно сидят на Artstation и рисуют эльфов для Blizzard. Их сильные стороны это крепкая академическая база, построение фигуры, понимание анатомии, отличное чувство объема, штрих и мазки. Внешний вид работ идет рядом с реализмом, что делает рисунки художников похожими между собой. Выделяться на фоне других и вносить свой неповторимый стиль очень сложно. По своей сути это ремесло, требующее много однотипных тренировок и отточенных механических навыков.

Rudy Siswanto

Дмитрий Уткин

Nikolai Lockertsen

Оформители (книжные иллюстраторы, дизайнеры персонажей, постеров и тп) Наиболее универсальный лагерь. Эти иллюстраторы часто базируются на Dribbble и Behance. Сайты, приложения, книги, анимационные ролики - это все те места где висят их картинки. Сильные стороны это умение мыслить декоративно, стилизовать, упрощать, компоновать в ограниченных условиях и экспериментировать. Именно по-этому работы сильно разнятся между собой и каждый может выделиться особенностью стиля. Такие иллюстраторы на 40% дизайнеры, отсюда вытекает отличный вкус и чувство цвета. Конечно в этом есть и минус. Стоит одному придумать интересный прием, как тут же многие начинают делать тоже самое.

AQ Studio

James Gilleard

Bee Johnson

Авантюристы (обладатели одного необычного стиля) Обычно это человек, который нигде не учился, опираясь только на чувства, рисует что-либо - получается криво и круто. Такие иллюстраторы наседают на стиль, который “выстрелил” и плодят, до тех пор, пока их стиль востребован. Некоторым иногда даже удается выйти за рамки стиля и пробовать развиваться. Об универсальности говорить нет смысла.

Fil Dunsky

Jack Teagle

Стоит изначально разобраться, каким именно иллюстратором вы видите себя в будущем. Конечно, можно комбинировать, но как показывает практика, придется сделать упор на что-то одно ради достижения максимального результата.

Основы

Для любого профессионального иллюстратора (в не зависимости от его рабочих задач) основополагающими являются:

1. Основы композиции
2. Цветоведение
3. Основы пластической анатомии

Они же являются наиболее сложными во всей художественной практике. Все достигается путем частых тренировок и упражнений. Это тяжело, скучно и однообразно. Нужно быть очень терпеливым, что бы вынести из этого опыт.

Основы композиции
Хотел прикрепить книгу Ирины Сержантовой “Основы композиции”, однако не нашел цифрового варианта. Однако существует масса книг для художников, которые можно поискать в интернете.

Композиция- это фундамент иллюстрации. Какие позы, цвета, детали ни рисуй, при плохой композиции рухнет все и сразу. Чувство композиции тренируется уравновешиванием примитивных объектов в различных форматах, контраста формы, статики и динамики. Ох, не завидую…

О выше перечисленных ресурсах я сделаю отдельный пост. В целом стоит там зарегистрироваться, поискать и подписаться на понравившихся иллюстраторов. Заходить, вдохновляться и подсматривать приемы.

ВАЖНО! Нужно найти грань между вдохновением и копированием. Если вам нравится как у кого-то нарисованы елки, то не стоит срисовывать их один в один. Нужно взять основной прием и как-то видоизменить например сделав форму не треугольной, а немного кругловатой.

Не понимание разницы между копированием и вдохновением на примере моей работы:

Pinterest Данный ресурс хорош тем, что можно собрать целую доску из разных тематических картинок для определенного проекта.

Портфолио

Нужно иметь обязательно. Если даже никому не показывать, то для себя. Можно взять любой удобный ресурс (тот же Behance) и закидывать работы по-мере продвижения. Это нужно для того, что бы отслеживать прогресс развития и сравнивать результаты.

Что именно делать

Рисовать и фантазировать. Много рисовать! Как можешь. Со временем будет получаться все лучше. Фантазию тоже нужно тренировать. Искать идеи, какие-то интересные сюжеты, предметы или атмосферу. Фантазировать - это значит не рисовать девочек с большими глазами, как делают все на deviant art. Именно по-этому я категорически не рекомендую данный ресурс. Это платформа для любителей (мы хотим стать профи). Даже будучи новичком, ориентироваться на данное комьюнити не стоит. Искать стиль не нужно, он появится сам. Если не заниматься копированием, то определенные приемы будут получаться по-своему - эти детали и будут формировать стиль.

Работа и практика

Нет ничего лучше, чем реальные проекты. Груз ответсвенности просто не позволит отлынивать и подвести заказчика. Человек бежит в экстремальной ситуации так быстро, как никогда в жизни. Так же и вы будете делать свою иллюстрацию, как никогда прежде хорошо.
Высшей точкой развитие будет день, когда в 3 часа ночи, с красными глазами вы осознаете, что сделали все, что в ваших силах для результата.

Где брать реальные проекты?

  1. Самый лучший вариант. Найти понравившуюся студию с хорошим арт-директором, который наставит и поможет и устроиться туда стажером или джуниором. Первое время будет тяжело, но здесь и начнется запуск развития.
  2. Хороший вариант - фрилансить(я сейчас говорю не о всяких freelance.ru и прочих трешовых ресурсах). Сначала придется рисовать дешево, возможно, бесплатно, для друзей, по собственной инициативе для малобюджетных стартапов и тп. Можно искать конкурсы для иллюстраторов - это хороший способ засветиться. Получив первый серьезный заказ, нужно обязательно за него браться, даже если нет опыта в подобном стиле. Теперь будет.

Возраст и образование

Часто спрашивают “не поздно ли начать заниматься в N лет?”

Ответить однозначно нельзя. Конечно, если человек рисует с детства, потом учится в художественной школе, колледже, академии искусств, то его навыки уже в 20 лет могут быть профессиональными. Объективно, если взять человека с образованием и без, при условии одинаковой загруженности и стараний, безусловно первый будет на голову выше. Но это теория, а на практике все зависит от характера и упорства. В жизни все получается наоборот и в итоге у меня в студии работает больше людей без худ.образования, чем с ним.

Стать иллюстратором “авантюристом” можно вообще хоть в 70 лет.

Художник-иллюстратор — специалист по иллюстративному оформлению книг и журналов, использующий в большинстве своём собственные художественные работы.


Заработная плата

35.000–50.000 руб. (hh.ru)

Место работы

Художник иллюстратор может работать удалённо и выполнять заказы сразу нескольких компаний. А может работать в офисе издания.

Обязанности

Главная задача художника-иллюстратора — нарисовать смысловые изображения для книг и журналов. Иллюстрации послужат эмоциональным фоном для текста, помогая читателю быстрее уловить канву произведения, построить собственные ассоциации, лучше понять героев. В начале работы художник-иллюстратор должен прислушаться к пожеланиям редактора, подготовить эскизы, утвердить их и подготовить окончательные изображения.

Важные качества

Профессия художника-иллюстратора требует креативного мышления, художественного вкуса, а также умения правильно уловить смысл статьи или целой книги и представить подходящее видение иллюстраций.

Отзывы о профессии

«Творчество — это всегда совместный процесс: сначала, когда создают предмет внимания, а затем, когда на него смотрят. Обе стороны заинтересованы в наилучшем результате, поэтому я постоянно ставлю себя на место заказчика и не смотрю на свою работу влюбленными глазами».

Татьяна Прокофьева,
художник-иллюстратор.

Стереотипы, юмор

Работа художника-иллюстратора уникальна. По сути, художник, творческая личность, должен работать по заказу. С одной стороны, требуется креативность и богатая фантазия, с другой — есть условные рамки и требования заказчика. Не каждый художник способен на такое.

Обучение

Чтобы стать художником-иллюстратором, необходимо получить высшее дизайнерское образование в таких вузах, как: Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна.

Художественные вузы Москвы: Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова (МГАХИ им. В. И. Сурикова), Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова (МГХПА им. С. Г. Строганова).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса