Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сценарий классного часа "деньги в нашей жизни и наше к ним отношение". Семейный сценарий о деньгах

Сценарий классного часа

«Деньги и наше к ним отношение»

Кошман Л.С. –

Преподаватель высшей квалификационной категории

ГБ ПОУ «ВПТ»

Цель : - обсудить со студентами значение денег в жизни человека, диагностировать

их знания в форме опросов и викторины;

Способствовать формированию интереса к нумизматике, истории денег,

здорового отношения к деньгам, умения ими распоряжаться.

Подготовительная работа:

    Объявляется конкурс презентаций на темы: «История денег», «История российских денег», «Самые…», «Валюты мира».

    Подбираются поговорки и пословицы о деньгах.

Оборудование: мультимедийный комплекс.

Педагогические технологии: Технология защиты презентаций (информационно-

коммуникационные технологии); проблемные технологии;

технология анкетирования, дифференцированная технология.

Ведущий: Мы пользуемся деньгами каждый день, монетами или бумажными банкнотами. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. Для развития человечества их появление было не менее важным, чем изобретение паровой машины, железной дороги или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги.

Но, в то же время, деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими. Их жажда доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с ними! Вспомним «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина:

Барон смотрит на свое золото:

Кажется, не много,

А сколько человеческих забот,

Обманов, слез, молений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Да! Если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь поток – я захлебнулся б

В моих подвалах верных.

В старину говорили, что деньги изобрел дьявол. Миф о деньгах, как порождение сатаны, пожалуй, единственный в мировой истории миф, создававшийся усилиями людей простых и самых просвещенных.

Парадокс!... С одной стороны, деньги – великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, - это зло, от которого нужно избавляться.

Представление и защита презентаций:

«История денег», «Самые…»

Деньги – одно из величайших достижений человечества. У разных народов на определенных этапах истории денежными эквивалентами выступали различные продукты:

в древней Мексике – какао-бобы,

в Перу и Боливии – перец,

на Филиппинских островах – рис,

на побережье Западной Африки – раковины каури,

на Руси – скот, мех.

Но это были крайне неудобные деньги. Постепенно роль денег перешла к благородным металлам. Первоначально металлические деньги обращались в форму слитков. Так денежной единицей в Киевской Руси служили слитки серебра – гривны. Наиболее распространенной была гривна весом в 200 гр. Гривна делилась на 20 ногат, 20 куп, 50 резан.

С развитием функции денег как средства обращения возникает монетная форма денег. Считается, что самые первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в VII в. до н.э. Первый монетный двор в Риме был учрежден при храме Юноны – Монеты. Отсюда пошел термин «монета». Монета – денежный знак, изготовленный из металла. Государство своим оттиском – штемпелем на монете удостоверяет чистоту и вес металла.

На Руси монеты собственной чеканки по виду похожи на монеты Византии и появились в конце Х в. Металлические деньги были не совсем удобны в обращении. Они теряли вес в результате длительной эксплуатации, их можно было легко подделать.

На смену металлическим деньгам пришли бумажные. Они появились в Китае в VII – начале VIII в. В России бумажные деньги появились в 1769 году.

В современной экономике одновременно с бумажными и металлическими деньгами существуют деньги безналичного расчета. Хранение денег на расчетных счетах в банках получило широкое распространение. Это было безопасно и удобно.

Большое распространение на Западе получила система электронных платежей. Это компьютерные системы расчетов и кредитования. Это деньги, перемещающиеся по скоростью света в масштабах земного шара.

Самая легкая металлическая монета из серебра была выпущена в Непале в 1740 году, ее размеры 2х2 мм. Самая дорогая из современных монет достоинством в 10 тысяч долларов отчеканена из платины в 1943 году в Австралии, ее вес 1 кг и диаметр 57 мм. Самая крупная сумма за покупку одной монеты - 314 тыс. долларов уплачена 30 июня 1974 года на аукционе в Цюрихе за серебряную декадрахму из древних Афин.

Викторина «Валюты мира»

(На 10 - 15 слайдах денежные знаки различных стран.

Необходимо узнать и назвать их).

Проблемная беседа «Природа денег»

Ведущий: Есть еще один парадокс, в котором кроется причина непонимания феномена денег. Деньги созданы человеком , однако ведут себя подчас как природная стихия , причем опасная.

Предпринимателям известно: когда дело касается денег, невозможно учесть все случайности. Поэтому и говорят о том, что деньги нужно «чувствовать».

На Западе человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учится всю свою жизнь. Как воспитывают детей богатые американцы? Папа – миллионер, а сын стоит у конвейера, заворачивает гамбургеры или торгует газетами, зарабатывая себе на каникулах. И это не жестокость, не редкая жадность, а норма жизни. На Западе деньги – воспитательное средство .

В детстве Маргарет Тэтчер все свободное время проводила за прилавком, помогая отцу, но игрушек и обновки почти не видела.

За рубежом общество всеми силами старается создать условия, чтобы подростки, не спекулируя и не воруя, зарабатывали столько, сколько им требуется. Можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом . Они, как не громко звучит, учат жить, если, конечно, относиться к ним с уважением, не делать накопление денег смыслом всей своей жизни и не совершать ради них безумства.

В 90-е годы 19 века электрическая компания Детройт приняла на службу молодого механика с оплатой 11 долларов в неделю. Он работал по 10 часов в день, а вечерами уединялся в сарае и работал над новой машиной.

Соседи называли молодого энтузиаста чокнутым. После трех лет упорного труда странный парень выехал в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд. Впоследствии он стал одним из богатейших и уважаемых деловых людей своей эпохи. Рассказывая о себе, он писал: «Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с того естественного пути».

В нашей стране ситуация несколько иная. Много лет у нас говорили, что деньги – зло. Сегодня распространено мнение, что деньги – самое главное в жизни, что за деньги можно купить все. И это печально.

Конкурс – аукцион знатоков народной мудрости

Победителем становится участник, закончивший аукцион.

Ведущий: Народная мудрость неоднократно обращалась к деньгам и отношению к ним. Давайте вспомним пословицы и поговорки, которые сложили люди.

Деньги счет любят.

Свой грош везде хорош.

Копейка рубль бережет.

Богатство разум рождает.

Долг платежом красен.

Долго спать – с долгом встать.

Денег куры не клюют.

Денежка дорожку прокладывает.

Захочешь добра – посыпь серебра.

Тот мудрен, у кого карман ядрен.

С деньгами мил, без денег постыл.

Есть грош, так будет и рожь.

Денежка нет бог, а бережет.

Денег наживешь – без нужды проживешь.

Лишние деньги – лишняя забота.

Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Без денег сон крепче.

Меньше денегменьше хлопот.

Без нужды живет, кто деньги бережет.

Общий язык с деньгами можно найти, если не делать их накопление смыслом всей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы.

Культура обращения с деньгами – это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении к ним, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми: там, где используются деньги.

Анкетирование

Ведущий: Попробуйте определить, можете ли Вы подружиться с деньгами. По каждому высказыванию необходимо просуммировать баллы. Высказывания, которые вам не соответствуют, не оцениваются.

Тест «Можете ли вы подружиться с деньгами?»

1. В работе меня привлекает результат, а не процесс. (1 балл)

2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам. (1б)

3. Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое. (1 б)

4. Деньги – самое важное в жизни. (7 б)

5. Я могу работать по 10 – 12 часов в сутки, даже если работа мне неприятна.

6. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к

прерванной работе. (1б)

7. Если разбогатею, я решу все свои проблемы. (7 б)

8. Любая компания признает себя лидером. (5 б)

9. Я не вижу более привлекательной цели, чем богатство. (4 б)

10. Я хочу получить в будущем высшее образование. (2 б)

11. Бедность – следствие недостатка способностей. (5 б)

12. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей. (1 б)

13. Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других. (3 б)

14. Я – хороший организатор. (3 б)

15. Мне не нужно времени на «раскачку» перед работой. (1 б)

16. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся. (1 б)

17. Я не рискнул бы начать собственное дело вместо работы на кого-то еще. (3 б)

18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего. (5 б)

19. Я не могу сидеть без дела. (1 б)

20. Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна. (1 б)

21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш. (1 б)

22. Деньги необходимы для решения любой проблемы. (4 б)

23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно. (4 б)

24. Ничто не привлекает меня так, как зарабатывание денег. (7 б)

25. Мне легко производить на людей приятное впечатление. (3 б)

26. У меня очень много знакомых. (3 б)

27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно. (5 б)

28. Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок. (1 б)

29. Я с интересом изучаю иностранный язык. (1 б)

30. Я почти никогда не опаздываю.

Подсчет результатов

Меньше 6 баллов. В джунглях бизнеса вас вряд ли ждет успех. Советуем вам все же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения.

От 6 до 18 баллов. Ваших задатков, возможно, вполне достаточно для работы по найму. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности.

От 19 до 50 баллов. Вы можете добиться успеха, если попадете на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной готового поддержать босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.

От 51 до 75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет недоразумением. Никогда не оставляйте попыток – вас ждет успех.

Более 75 баллов. Страшно подумать о тех высотах, которые вы можете достичь. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы собираетесь за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.

Подведение итогов

Задумайтесь над последней фразой всерьез.

Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены. Например, здоровье. Поэтому экономьте на пирожных и сладком, но не на обедах. Экономьте на сверхмодной одежде, но не на хорошей книге или музыке. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение близких, их любовь. Далеко не все на свете продается и покупается.

Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Советы обучающимся

1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Стендаль до франка прикидывал,

сколько ему требуется на содержание дома, сколько на путешествия и сколько –

на любимую женщину.

2. Избегайте вести подсчеты прилюдно. Многие люди могут вас не понять и счесть

3. Планируйте расходы, будьте сдержанны.

4. Не экономьте на заботе о своих близких. Подарки обрадуют их и вас: ведь

подарки так же приятно дарить, как и получать.

5. Если вы в состоянии дать в долг – дайте и никогда не настаивайте, если ваш

должник тянет с возвращением.

6. Старайтесь не влезать в долги!

Подведение итогов

Как изменить свой денежный сценарий Когда к вам в руки попадают деньги, что вы с ними делаете? Для большинства людей вопрос покажется странным, а ответ очевидным. Само собой разумеется - мы их тратим. А потратив, ждем, когда придут следующие деньги. Именно такой подход к деньгам делает нас зависимыми от них. Нами руководит страх, что деньги закончатся, что их не хватит. Однако когда речь идет о деньгах, страх плохой советчик. Он лишает нас объективности в оценке своих потребностей, и мы начинаем вкладывать деньги не в то, что нам нужно на самом деле. Из-за страха мы совершаем много лишних, ненужных и даже вредных действий. Причем раз от раза действия повторяются. Так формируется так называемый денежный сценарий. Он показывает, во что мы вкладываем или как мы тратим свои деньги, точнее, на что. Денежные сценарии отражают наши внутренние приоритеты, даже если мы их не осознаем. Многие считают, что руководствуются логическими соображениями при совершении каких-либо действий, в частности, при совершении покупок. Однако это не так. Нами руководят наши чувства. Чем сильнее чувство, тем сильнее его влияние на наши поступки. Особенно сильное влияние оказывают вытесненные, задавленные, скрытые чувства. Так уж устроен человек, что он стремится избегать того, что ему неприятно. В частности, избегать неприятных чувств. Но от них никуда не деться. Чувства связаны с эмоциями, а они, в свою очередь, являются нашей реакцией на внешний мир. Реакции возникают иногда так быстро, что мы не успеваем их осознать. Механизм реагирования работает в автоматическом режиме. Чтобы управлять процессом, нужно знать, какие задействованы «кнопки», или как работают механизмы нашей психики. Один из законов гласит: любая система стремится к равновесию. Это значит, что как только система из равновесия выходит, тут же включаются силы, которые стремятся его восстановить. Эти силы заставляют нас совершать действия, чтобы компенсировать их влияние. Например, если мы испытываем какую-то неприятную эмоцию, мы будем совершать какие-то действия, чтобы ее погасить или уравновесить. Сделать это можно, вызвав другую эмоцию - приятную. Если мы долго жили под влиянием неосознаваемого страха, то так же неосознанно будем стремиться к удовольствию. Отсюда известная страсть - покупать, перерастающая в болезнь шопоголика. Это попытка излечить страх недостатка избытком. Но радость от покупки длится недолго, и во внутреннем мире снова утверждается страх. Он заставляет делать новые покупки, пытаясь создать иллюзию изобилия. Иллюзию потому, что сама попытка создать внешнее изобилие смешна, если не проведена соответствующая внутренняя работа. Изобилие определяется не количеством денег и не дороговизной купленных вещей. Это внутреннее состояние достаточности. Когда это состояние достигнуто, места страху уже не остается, а денег приходит ровно столько, сколько нужно. Их хватает на все, что необходимо. Денежные сценарии формируются в детстве под влиянием родителей. У каждого родителя есть свой сценарий, по которому деньги добываются и расходуются. Ребенок может взять готовый сценарий одного из родителей или составить из них микс. В течение дальнейшей жизни сценарий обкатывается и иногда меняется. Это может произойти автоматически, но человек может и осознанно поменять сценарий, если поставит себе такую цель. Чтобы ее достичь, нужно прилагать осознанные усилия. «Осознанные» означает, что вы понимаете, что делаете и зачем вы это делаете, т.е. вы осознаете, к чему вас приведут ваши действия. Чтобы поменять сценарий, нужно как минимум создать другой. В прошлых статьях я рассказывала вам, как составляется финансовый отчет. Он отражает ваш старый сценарий, то, как вы уже тратите деньги. Также мы говорили, как составить финансовый план будущих трат. Это будет ваш новый сценарий. Смена сценария не может произойти мгновенно. Это похоже на обучение танцам. Сначала вы разучиваете простые движения, потом соединяете их в танец. Первые движения, как правило, не очень уверенные. Повторяя их снова и снова, мы обретаем опыт, а опыт дает нам возможность в дальнейшем делать легко то, что вчера казалось невозможным. Чтобы изменить что-то в своей жизни, нужно измениться самому и научиться делать то, чего вы раньше не умели. Чтобы научиться, нужно начать учиться, а для этого начать посещать семинары и тренинги. Многие люди считают, что для смены сценария достаточно прочесть хорошую книгу. На самом деле, с помощью книг можно только выбрать другой сценарий. Но, чтобы его запустить, нужно сформировать новые навыки. Навыки вырабатываются при совершении действий, при чем лучше делать это под наблюдением наставника или тренера, чтобы быть уверенным, что вы делаете это правильно. Положительный эффект тренинга заключается еще и в том, что он дает энергию для старта. Самому человеку бывает трудно раскачаться и преодолеть силу инерции своих старых привычек. Гораздо легче это сделать в группе единомышленников. Я обещала рассказать в декабрьском номере, куда нужно вкладывать деньги. Большинство книг по финансам советуют начать инвестировать. Я же порекомендую сначала вложить в инструмент инвестирования - в самого себя, чтобы выйти из-под действия старого финансового сценария. Все богатые люди учатся: они занимаются своим финансовым образованием и личностным ростом. Последуйте их примеру. Так что приглашаю наших читателей на тренинги, чтобы в Новый год вы вошли с новым денежным сценарием. С уважением, Ольга Малевицкая, тренер, психолог, журналист

Сценарий внеурочного мероприятия на базе общежития ГАПОУ «ИКЭСТ»

Тема: "Политическая дискуссия"

Преподаватель: Ефремова К.А.

Место проведения: диско-зал общежития ГАПОУ «ИКЭСТ»

Группа: первокурсники, проживающие в общежитие

Время проведение дискуссии: 90 мин.

Цель дискуссии:

Сформировать политическую культуру, научить адекватно воспринимать и оценивать явления и события, происходящие в стране и заграницей.

Задачи:

    учить мыслить и спорить, аргументировать свои убеждения, взгляды;

    вооружать знаниями учащихся о политике;

    поддерживать интерес к поисковой деятельности;

    накапливать позитивный опыт.

Форма проведения: Игра состоит из нескольких туров, проводится по принципу “Брейн-Ринга”. Участники должны выполнить задания каждого тура и набрать больше очков, побеждает та команда, которая наберет к концу игры наибольшее количество баллов.

Материальное обеспечение:

    Ноутбук и мультимедиопроектор

    Экран

    Презентации к дискуссии

    Раздаточный материал

План-сценарий внеурочного мероприятия.

«Политическая дискуссия».

    Организационные моменты.

Мероприятия будет проходить в актовом зале (диско-зале) общежития ГАПОУ «ИКЭСТ» 16.11.2016 в 17:00. Принимать участие в нём будут первокурсники колледжа, проживающие в общежитии.

Первая задача организатора - разделить студентов на команды(5-7 человек). Каждая команда будет представлять определенную партию и соответственно политическую программу.

Всего команд будет 3 и соответственно они будут представлять три самые популярные партии в США:

1.Ремпубликанская партия (кандидат – Дональд Трамп)

2. Демократическая партия (кандидат – Хилари Клинтон)

3. Либертарианская партия (кандидат – Гэри Джонс)

    Введение слушателей в тематику дискуссии. Постановка проблематики дискуссии ведущим.

Политика прочно вошла в повседневную жизнь каждого человека. Например: при демократическом политическом строе каждый человек имеет право голоса. Данное право человек реализует на выборах, когда голосует за понравившегося кандидата и тем самым определяет судьбу своей страны.

Цель сегодняшнего мероприятия - это показать и доказать вам важность политической активности человека, рассказать вам о том что происходит зарубежом и как события происходящие в другой стране могут повлиять на Россию.

Для этого мы с вами обсудим последнее крупное политическое событие в мире – выборы американского президента. В процессе обсуждения мы попытаемся определить:

- плюсы и минусы победы Дональда Трампа

- составим прогноз действий Трампа на посту президента

- попытаемся решить, а что было бы выгоднее для России: победа Трампа или Клинтон, а может России нужен был другой менее известный кандидат?

- сравним программы главных кандидатов: Клинтон и Трампа

-составим прогноз возможных действий Хилари Клинтон на посту президента.

- и т.д.

    Первый тур «Обсуждение».

Опрос будущих участников дискуссии на предмет их политических взглядов, а также располагаемых знаний по теме дискуссии. Примерные вопросы:

    Что вы знаете об американских выборах? О кандидатах в президенты? (От партий в США выдвигается свою кандидаты на пост президента и вице-президенты. После кандидаты проводят агитацию приезжая в различные штаты США. Голосуют в США не всё население как в России, а только отдельные представители от штатов. Кандидат набравший 270 голосов побеждает).

    Как Х. Клинтон и Д. Трамп относятся к России?

    Что вы знаете о предвыборной компании кандидатов в президенты США? Об их отношений к России? (Хилари Клинтон политический противник РФ на мировой арене. Дональд Трамп, наоборот, в своих многочисленных выступлениях подчеркивал важность хороших отношений с РФ)

    Какой по счету избран американский президент?(45)

    Каким образом политическая жизнь в США может повлиять на жизнь в РФ? (РФ проживает в мире, где все страны взаимосвязаны и зависят друг от друга. Влияние лидера одной из крупнейших держав в мире трудно недооценивать).

    Какую роль Конгресс играет в политической жизни США?(Конгресс – это законодательный орган по типу парламенты или нашей Гос-ой Думы. Состоит из двух палат Верхней (Сенат состоит из 100 человек: по два от каждого штата независимо от численности населения) и Нижней (палата представителей, состоящей из 435 представителей штатов))

    Прокомментируйте представленные на слайдах цитаты Д. Трампа и Х. Клинтон.

    Второй тур «Кто есть кто?».

    Дональд Трамп (кандидат в президенты от республиканцев)

    Владимир Владимирович Путин (президент РФ)

    Хилари Клинтон (кандидат в президенты от демократов)

    Владимир Вольфович Жириновский (лидер ЛДПР)

    Майк Пенс (вице-президент от республиканцев)

    Дмитрий Анатольевич Медведев (премьер-министр РФ)

    Третий тур «Политическая программа»

Политические программы кандидатов в президенты были розданы командам заранее (раздаточный материал). Из представленного материала студенты должны сделать краткие выжимки и заполнить представленную ниже таблицу:

Четвертый тур «Политическая викторина».

Для заключения политической дискуссии будет проведена небольшая викторина, где студенты должны будут отразить приобретенные сегодня знания.

    Как расшифровывается аббревиатура США? РФ?(Соединенные Штаты Америки)

    Как расшифровывается аббревиатура РФ (Российская Федерация)

    Столица США? (Вашингтон)

    44-ый президент США? (Барак Обама).

    Президент РФ. (В.В. Путин)

    Что происходит в США после избрания Д. Трампа?(Митинги и протесты)

    Кандидатом, от какой партии является Д. Трамп? (Республиканская партия)

    Самый ярый русофоб на американской политической арене (сенатор Дж. Маккейн)

    45-ый президент Америки? (Д. Трамп)

    Сколько кандидатов конкурировало в предвыборной гонке в США? (9)

    Заключение.

В заключение подводится итоги прошедшего занятия. Вместе со студентами стоит сделать вывод о полезности сегодняшнего занятия, достигнута ли поставленная цель занятия и т.д.

Что такое сценарий жизни? Какое влияние на план жизни человека оказывают родительские программы? Ключи судьбы – находим свои основные сценарии. Статья «Исправляем сценарий жизни» продолжает посты «Свобода или предопределенность ?», «Как программируют людей? » и тематически пересекается с «Карта жизни – алгоритмы судьбы », «Наши убийцы – «тараканы» в голове ».

Этой статьей я открываю практический курс по изменению своей судьбы. В материалах темы, опубликованных до этого много полезной информации, но отсутствуют пошаговые практики. За годы работы сложилась действенная и эффективная система, с которой я тебя познакомлю.

Сценарий жизни – базовые программы

Психология, психоанализ и психосинтез, а также все прикладные направления с приставкой психо- сходятся в том, что у ребенка складываются исходные представления, определяющие впоследствии ценности и жизненную позицию. Во многом определяющие судьбу. Одни школы называют их базовыми установками, другие – рамками или программами.

Это первые программы, формирующие отношения к событиям. Все последующие, как правило, укладываются в эти рамки и никогда не нарушают их границы.

Получается, что базовые программы строят границы нашего отношения и, соответственно, поведения. Именно эти программы определяют сценарий судьбы. Последний пункт стоит пояснить.

Наше сознательное поведение может идти вразрез с бессознательными программами. Однако в нем будут присутствовать саботирующие элементы, которые мы чаще всего даже не заметим. Это аберрации поведения или состояния, которые, скорее всего, перечеркнут возможность добиться нужного сознанию, но противоречащего бессознательным программам результата. Об этом очень много написано и снято передач, не вижу смысла приводить примеры.

Что формирует базовые программы?

Рамки, в которых мы развиваемся, являются последствиями импринтирования. Прежде всего это реакция на травму рождения и детские физические и душевные травмы. Второе по значимости – прямое и косвенное внушение в момент импринтной уязвимости. Взгляни на диаграмму:

Размер окружности определяет значимость фактора.

Виды базовых программ

Базовые программы, формируемые в первые годы жизни, нацелены на выживание. Психологи выделяют основную группу, связанную с благополучием человека в мире. Это экзистенциальные позиции, формирующие все основные ценности и, соответственно, мировоззрение личности. Программа благополучия себя, окружения и мира в целом. Она может иметь четыре формы, схематически это матрица:

Люди с позицией в зеленом и желтом квадрате претендуют и добиваются. В сером – претендуют, но не добиваются. В красном – даже не претендуют. У всех людей, кроме находящихся в зеленом квадрате, страх и насилие пропитывает психическую организацию и, соответственно, судьбу.

Позиции – это бессознательные убеждения. Соответственно, наши мысли, мечты, ожидания и поведение несут в себе отпечаток этих убеждений. Иногда очевидный, но чаще всего неявный.

Два нижних квадрата – место людей с хронической базальной тревогой. Желтый квадрат – параноидальные страхи, подобные поиску заговоров и интриг в окружении и мире в целом. Людей, находящихся в зеленом квадрате, менее 3% населения земли.

Практика выяснения убеждений

Теория должна способствовать выполнению прикладных задач, иначе она бесплодна. Я рассказываю о базовых программах тоже не просто так. Упражнение, изложенное ниже, обязательное. Если ты его пропустишь, работа с дальнейшим материалом – пустая трата времени.

Упражнение «Твои убеждения о людях»

Пошаговая инструкция:

  1. Возьми листок и ручку.
  2. Расслабься. Главное – сними утомление спины и глаз, потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.

I блок вопросов

1. Когда ты думаешь о людях, какая первая мысль приходит в твою голову?

Записать надо именно негативную мысль, а не мысль вообще.

2. Вторая?

3. Третья?

4. Четвертая?

6. Шестая?

8. На какой по счету негатив закончился? Почему? Что пришло в голову?

Это надо подробно изложить, даже если ответы будут, вроде «не могу подобрать слова», «я все сказал» и тому подобное.

II блок вопросов

1. Какие мысли из выписанных в первом блоке пришли из детства?

Запиши их, укажи, порождены они собственным печальным опытом или скопированы у сверстников, родителей или родственников. Нужно четко определиться в этом вопросе.

2. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоей мамы?

Пиши то, что приходит в голову. Важно не то, что она думала или думает на самом деле, а твои мысли.

3. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоего папы?

4. А у твоего друга?

5. Подведи общий знаменатель – запиши предложение, собранное из фраз, приходящих в голову.

Следующий шаг нашей программы – узнать, что ты думаешь о себе самом.

Твои убеждения о себе

Пошаговая инструкция:

  1. Отнесись с полной ответственностью к предстоящему упражнению.
  2. Найди не менее 20 минут времени для спокойной внутренней работы.
  3. Убери звук на телефоне или отключи его.
  4. Возьми листок и ручку.
  5. Расслабься. Сними утомление спины и глаз – потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.
  6. Честно и непредвзято отвечай на вопросы. Когда человек обманывает других – это театр, когда себя самого – клиника.
  7. Не конструируй ответ, он придет сам, причем почти мгновенно. Все ответы – это много-много раз использованные нами заготовки.
  8. Важны не только мысли, но и их порядок. Поэтому записывай сразу и четко нумеруй.

Вопросы:

1. Какая первая негативная мысль о себе приходит тебе на ум?

2. Вторая мысль?

3. Третья?

4. Что думал/думает о тебе папа?

Это могут быть как его мысли, так и твои догадки о них. Не имеет значение степень соответствия, важно, что ты думаешь по этому поводу.

5. Что думала/думает о тебе мама?

6. Что думают о тебе друзья?

7. Что думают о тебе недоброжелатели?

Это могут быть не только враги, но и просто завистники, сварливые соседи и тому подобное.

8. Что думали о тебе одноклассники?

Распиши конкретно как минимум два абзаца.

Когда запишешь, переключись на другую деятельность. Ответы должны отлежаться. Анализировать будем потом.

Родительские послания и сценарии жизни

Пару слов о сценариях

Во все времена находились люди, склонные к анализу действительности. Некоторые из них обладали незаурядным умом и проницательностью. Последние становились признанными мудрецами и философами. Эти люди задолго до психологов и психотерапевтов подметили, что жизнь каждого человека подчиняется некому плану. Она полна закономерностей, выяснив которые, можно успешно предсказать ход дальнейших событий.

В наши дни исследователи дали такое определение. Психологический сценарий – это бессознательный жизненный план, предписывающий, каков будет итог и как мы к нему придем.

Сценарий в психологии – жизненный план человека, созданный им еще в детстве под значительным влиянием родителей или близких людей.

Повторяющиеся события и, соответственно, повторяющиеся результаты указывают на сценарий.

Сценарный анализ Эрика Берна выявил базовые скрипты, передаваемые нам родителями и формируемые до 12 лет. Большинство школ психологии сходятся в том, что подобные скрипты реализуются в жизни каждого человека, осознает он это или нет.

От силы личности, его интеллекта, независимости и критичности суждений зависит степень подчиненности сценарию. Есть люди, чье движение по жизни не отличается от движения робота. Слепая реализация заложенных в детстве программ. Другие люди экспериментируют и выходят за рамки предустановленной роли. Тех, кто вообще стирает старые сценарии и пишет новые самостоятельно, единицы из миллионов. Без знания и применения специальных психотехник это невозможно.

Форма, в которую укладываются скрипты (сценарии) – базовая позиция. Мы их рассмотрели. Сами скрипты представляют собой высказывания, ставшие командами. Они становятся таковыми в моменты импринтной уязвимости, психологической зависимости или от частого повторения в течение нескольких лет. Назови человека сто раз свиньей, он захрюкает.

Родители, специально и неосознанно, навязывают ребенку свои ожидания. Выучиться на того-то, работать там-то, дружить с тем-то, жить так-то. Если подобные директивы настойчиво высказываются в моменты импринтной уязвимости, они становятся командами. Ребенок, соответственно, становится заложником моделей родителей. Моделей, которые чаще всего неадекватны действительности.

Скрипты прошиваются четырьмя путями – повторением директив и указанием на события, подтверждающие логику сценария, воздействием значимой информации извне.

Первый вариант – «Не подражай Васе. Его родители богачи и воры. Мы бедные, зато честные».

Пример второго варианта – «Я же говорила, что он подонок».

Третий вариант – это сказки, в которые ребенок верит.

Четвертый вариант – культурогенное программирование. Это национальные, субкультурные и семейные сценарии:

Программирование сценариев во времени соответствует этой шкале:

До трех лет ядра всех сценариев жизни сформированы. С 3 до 7 лет они обрастают деталями, склеиваются и уравновешиваются. Дальше мы реализуем эти скрипты в течение жизни.

Человек, имеющий слабую психическую конституцию, без помощи со стороны не сможет сломать прошитый скрипт. Сильный человек способен реализовать антисценарий. С одной стороны, это победа, с другой – он вынужденно привязан к обратной стороне сценария. Действуя от противного, мы все равно не свободны.

Человек с сильно выраженным сценарием адекватно действует в редчайших случаях. Его бессознательное опирается на решения, заложенные в сценарном плане. Например, сколько бы бедняга ни прилагал усилий, направленных на финансовый рост, в сценарии это не предусмотрено. Поэтому его мировоззрение исказится таким образом, чтобы отбрасывать верные решения, даже если они лежат на поверхности. Более того, он будет постоянно искать подтверждения нечистоплотности партнеров, мздоимстве чиновников, ненадежности коллег и так далее. Естественно, он их найдет во множестве.

Сейчас мы проведем практическую работу по отлову «тараканов» в голове. Ты обдумаешь приведенные ниже фразы и выпишешь свойственные тебе.

Упражнение «Мои сценарии»

Выпиши то, с чем ты согласен. То, что составляет твои убеждения.

Я никогда не получу то, чего действительно хочу.

Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это.

Каждый сверчок знай свой шесток. Я свой знаю.

Ничего или чего- то хорошего не будет, пока я не … (сделаю то-то и то-то, например: закончу вуз, начну получать такую-то сумму, встречу женщину/мужчину своей мечты и так далее).

В следующей статье будет подробный разбор твоего сценария в зависимости от ответов, которые ты дал на вопросы упражнений. Помимо диагностики будут приведены методы стирания негативных сценариев, описаны слабые стороны популярных методов. Естественно, познакомлю с альтернативой.

Не теряемся!

С уважением и признательностью, Владимир Даров.

Конспект классного часа для 11 класса

В настоящее время в России происходит смещение в системе жизненных ценностей, переосмысливается значимость денег в жизни. Данные различных социологических исследований говорят о том, что у многих молодых людей приоритетной жизненной целью становится достижение богатства любыми средствами, в т. ч. и незаконными. Таким образом, тема богатства, денег, материальной обеспеченности очень актуальна для выпускников.

Предлагаемый классный час - это дискуссия о роли денег в обществе, в жизни человека.

Ход дискуссии : два ведущих, представляющих полярные точки зрения, «вбрасывают» в аудиторию аргументированные идеи-утверждения о роли и значении денег (б утверждений - б раундов дискуссии). Задача участников дискуссии - подтвердить или оспорить эти утверждения. В конце каждого раунда ведущий проводит голосование, сколько участников поддерживают предложенную идею. Классный руководитель следит за временем, за полминуты предупреждает участников об окончании раунда. По результатам всех раундов участники дискуссии получат срез мнений относительно места и роли денег в жизни человека.

Цели : дать представление о различных стереотипах, касающихся роли денег и богатства в жизни человека, углубить знания о традиционном для России отношении к богатству; воспитывать позитивную оценку таких качеств характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, формировать отрицательное отношение к стяжательству, эгоизму; побуждать к самообразованию, саморазвитию, к активному поиску своего места в жизни.

Форма проведения: дискуссия.

Подготовительная работа:

Предложить двум ученикам сыграть роли ведущих. Их задача - «вбрасывать» в аудиторию спорные мысли, чтобы спровоцировать обсуждение. Примерные тезисы и аргументы приводятся в сценарии;

Можно предложить одному из учеников сделать слайд-фильм, сопровождающий вступительное слово учителя. Фильм должен создать определенное настроение для дискуссии (богатство и бедность, контрасты современной России и т. п.).

Оборудование: компьютер (если будет сделан слайд-фильм).

Оформление: написать на доске содержание шести раундов (из плана классного часа).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Дискуссия по теме «Мифы и деньги».

1. Первый раунд. «Деньги - это абсолютное зло».

2. Второй раунд. «Деньги - это Бог».

3. Третий раунд. «Богат тот, кто мало тратит».

4. Четвертый раунд. «Деньги - это свобода».

5. Пятый раунд. «Не в деньгах счастье».

6. Шестой раунд. «Деньги - это символ успеха».

7. Обсуждение результатов.

III. Заключительное слово.

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы поговорим о роли денег, богатства в жизни общества. О деньгах, их силе и влиянии на судьбы людей написано и сказано немало. На протяжении веков люди обожествляли деньги, приписывали им магические свойства, боялись и ненавидели их. Но, так или иначе, деньги всегда влияли на судьбы людей. В России отношение к богатству и деньгам традиционно было отрицательным. Эту мысль выразила великая русская поэтесса Марина Цветаева, заметив, что «сознание неправедности денег в русской душе невытравимо». Может быть, именно в этом корни нашей бедности, материального неблагополучия?

Но в XXI в. Россия вступила в новый - капиталистический - этап развития, и вот уже большинство молодых людей ставят деньги, богатство в число своих приоритетных жизненных ценностей. Что это? Изменение сознания? Преодоление мифов и стереотипов? «Тлетворное влияние Запада»? Изменение роли денег в современном российском обществе? Или исчезновение русской души?

Эти вопросы мы обсуждаем в ходе дискуссии. В сегодняшней дискуссии - 6 раундов. Их по очереди проводят двое ведущих, которые представляют различные мифы и стереотипы о деньгах. В каждом раунде ведущий «вбрасывает» аргументированную мысль для обсуждения. Задача участников дискуссии - в течение 5 мин. поддержать своими аргументами или опровергнуть эту мысль. В конце раунда проводится голосование о том, сколько участников поддерживают предложенную идею. По результатам всех раундов мы получим срез различных мнений и увидим, какое отношение к деньгам и богатству преобладает в нашем классе.

Передаю слово ведущим ток-шоу (имена, фамилии).

II. Дискуссия по теме «Мифы и деньги»

1. Первый раунд. «Деньги - это абсолютное зло»

Ведущий 1. Первый раунд. Его идея: «Деньги, богатство - это абсолютное зло».

Аргументы:

Все войны всегда совершались из-за богатства (нефть, газ, золото и т. п.)

Большинство преступлений в мире совершается из-за денег.

Деньги калечат души людей, порождая высокомерие, заносчивость, гордыню, тщеславие и самодовольство. По меткому выражению В. Скотта, «золото убило больше душ, чем железо - тел».

И в Евангелии говорится, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24).

Примерные возражения:

Имущественные преступления - это скорее проявление такого порока, как зависть (к успеху, красоте, благополучию и т. п.). Основным мотивом преступлений сейчас является склонность к насилию, как способу самоутверждения.

Не только преступления, но и много добра в мире совершается с помощью денег: помощь бедным, сиротам, операция, которая может спасти жизнь человека, тоже не обходится без денег.

Если «игольное ушко» понимать в прямом смысле, как «ушко» иголки для шитья, тогда действительно, выходит, что богатство - это грех и богатому невозможно спасти свою душу. Но в данном отрывке Евангелия говорится не об игле, а об Иерусалимских воротах, ведущих в город. В древнем Иерусалиме было много ворот, и одни из них назывались «Игольные уши», т. к. были тесны. И когда верблюдам путешественников случалось входить в город через эти ворота, то им приходилось вставать на колени и протискиваться сквозь них с усилием, в результате чего они входили в Иерусалим. Значит, исходя из смысла этого отрывка, богатому возможно войти в Царство Божие, но трудно.

Законы Библии не препятствуют человеку быть богатым. Бог желает видеть своих детей преуспевающими, живущими в избытке, но при этом умеющими противостоять искушениям сытой и богатой жизни. Не Его воля, чтобы люди проводили жизнь в бедности и лишениях. Что же действительно Библия осуждала, так это не сами деньги, а сребролюбие («Корень

всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10), т. е. любовь к деньгам, неправильное к ним отношение. К деньгам необходимо относиться как к условию благосостояния, «жизни с избытком», но не как к объекту любви.

Ведущий 1. Время обсуждения истекло. Напоминаю основную мысль первого раунда: «Деньги - это зло». Прошу голосовать: кто готов поддержать эту идею?

2. Второй раунд. «Деньги - это Бог»

Ведущий 2. Объявляется второй раунд. Его идея: «Деньги - это Бог. Они всемогущи».

Аргументы:

Само слово «богатство» произошло от слова «Бог».

С помощью денег можно решить абсолютно все проблемы. То, чего нельзя купить за деньги, можно купить за очень большие деньги.

Деньги правят миром. Только с помощью денег можно получить власть. Реальной властью над миром сейчас обладают несколько семейств, которые контролируют финансовые потоки.

Примерные возражения:

Не все можно купить за деньги (здоровье, любовь, уважение, вера, дружба, честь - всего этого не купишь).

Не все проблемы можно решить за деньги, есть люди, которые не берут взяток, не продаются.

Слово «богатство» может означать «данное Богом», а не взятое насильно любой ценой.

Ведущий 2. Обсуждение закончено. Напоминаю основную мысль второго раунда: «Деньги - это Бог». Прошу голосовать: кто с этим согласен?

3. Третий раунд. «Богат тот, кто мало тратит»

Ведущий 1. Объявляется третий раунд. Его идея: «Богат тот, кто мало тратит». Богатство дается только тому, кто может ограничить свои потребности, отказывая себе во всем, откладывая по копеечке.

Аргументы:

Такому богатству никто завидовать не будет, потому что не каждый способен на аскетизм.

Большинство миллиардеров на Западе известны своей скромностью: они не пользуются такси, одеваются очень скромно, держат в строгости детей, не балуют их дорогими вещами. Эта экономия и позволила им накопить миллиарды.

И народная мудрость об этом говорит: «Курочка по зернышку клюет - и сыта», «Копейка рубль бережет» и т. п.

Примерные возражения:

Это идея пассивных, трусливых, жадных людей, которые боятся рисковать.

Ограничивая потребление, человек теряет стимулы к труду.

Можно копить деньги всю жизнь, а потом потерять в одну минуту. Как известно, у людей старшего поколения «сгорели» вклады в Сбербанке СССР, и никто пока не может выплатить эти вклады, пропали сбережения и во время дефолта; банки могут обанкротиться, может упасть курс валюты, и тогда все усилия пропадут. Зачем тогда такие подвиги и самоограничение?

Человек может так и не воспользоваться накопленным богатством, а наследники просто растранжирят его на пустяки.

Кто много тратит, у того появляется стимулы к тому, чтобы много работать и много зарабатывать.

Что касается западных миллиардеров, то многие из них получили свои капиталы в наследство, а предки сколотили деньги преступным путем.

Ведущий 1. Раунд закончен. Напоминаю его идею: «Богатый тот, кто мало тратит». Прошу голосовать: кто поддерживает эту идею?

4. Четвертый раунд. «Деньги - это свобода»

Ведущий 2. Внимание: четвертый раунд! Его основная мысль - «Деньги - это свобода и независимость».

Аргументы:

Только деньги, богатство могут дать свободу. Свободу покупать любые вещи, путешествовать, выбирать страну проживания.

Только деньги делают человека независимым от мнения окружающих. Богатый человек может не обращать внимания на то, что о нем скажут, наоборот, все интересуются его мнением.

Деньги позволяют человеку нарушать правила и законы - всегда можно заплатить выкуп или взятку.

Примерные возражения:

Деньги - это рабство, страх и зависимость, ведь нужно постоянно заботиться, как их не потерять.

Привычка сорить деньгами ведет к распущенности, а не к свободе.

Нарушение законов чревато потерей свободы, не всегда можно откупиться. Например, в США полицейские штрафуют и привлекают к суду невзирая на лица.

Ведущий 2. Время вышло! Напоминаю идею этого раунда: «Деньги - это свобода». Прошу голосовать: кто поддерживает эту мысль?

5. Пятый раунд. «Не в деньгах счастье»

Ведущий 1. Объявляется пятый раунд. Его идея: «Не в деньгах счастье».

Аргументы:

По мнению ученых*, для большинства людей главным источником счастья является досуг. Причем это не связано с тратой денег: общение с друзьями, прогулки, хобби, публичные библиотеки и занятия спортом, телевидение и радио.

Большие деньги рождают зависть у окружающих, лишают друзей.

Большие деньги поощряют развитие пороков: алкоголизм, наркомания, игромания и др.

Большие деньги, если они «свалились» в качестве выигрыша, наследства, лишают детей стимула к труду, к самореализации.

- «Большие деньги - большие проблемы», - гласит народная мудрость.

Примерные возражения:

Чаще бывает, что именно отсутствие денег создает очень большие проблемы.

Можно не демонстрировать своего богатства, сохранить уважение друзей.

Чтобы не провоцировать преступления, можно переехать в район, где живут равные тебе люди.

Бедность гораздо чаще становится источником различных пороков.

Насчет стимула к саморазвитию, так во всем мире, да и в России, есть династии предпринимателей, в которых дети входят в бизнес и успешно продолжают семейное дело. Стимулом для них служит желание передать своим детям процветающий бизнес.

- «Счастье не в деньгах, а в их количестве»,- гласит народная мудрость.

Ведущий 1. Раунд закончен! Его основная идея: «Не в деньгах счастье». Прошу голосовать: кто с этим согласен?

6. Шестой раунд. «Деньги - это символ успеха»

Ведущий 2. Объявляется шестой раунд. Его идея: «Деньги - это символ успеха». Только деньги могут показать, чего ты достиг в жизни.

Аргументы:

Эта идея нашла отражение в пословицах многих народов. Всем известна русская пословица: «Какие труды, такие и плоды».

Талант, мастерство, инициатива, опыт всегда получают вознаграждение, а лень, пассивность ведут к бедности.

Высокий уровень жизни на Западе можно объяснить тем, что люди там просто умеют работать.

Дом, район, марка машины, одежда - достаточно на это посмотреть, и сразу увидишь, сколько стоит человек.

Знаменитые актеры, спортсмены, фотомодели получают миллионы за час работы.

Примерные возражения:

Эта идея была справедлива для феодального общества, а в наше время деньги - это мерило человеческой подлости, жадности, скупости.

Большинство крупных состояний нажито преступным путем: уклонение от налогов, устранение конкурентов (вплоть до убийства), наркоторговля, рэкет и т. п.

Во всяком случае, к России это не относится: у нас часто прекрасный врач, учитель, инженер получают такую же зарплату, что и халтурщик, невежа, лентяй.

Дом, машина, одежда и тому подобное - не показатель успеха: все эти материальные блага можно украсть или получить в подарок. При этом сам человек может быть ничтожным.

А знаменитые на весь мир художники умерли в нищете, великие писатели, поэты, актеры, ученые жили очень скромно.

Мерилом успеха являются не деньги, а продукты человеческого труда.

Ведущий 2. Раунд закончен! Его основная идея: «Деньги - это символ успеха». Прошу голосовать: кто с этим согласен?

7. Обсуждение результатов

Классный руководитель. Наше обсуждение подходит к концу. Посмотрите на результаты дискуссии. Наибольшую поддержку получила идея (называет).

Соответствует ли эта идея российской традиции с ее сознанием «неправедности денег», о котором говорила М. Цветаева?

Вытравилось ли в русской душе сознание неправедности денег? И если нет, то почему?

Что представляет собой общество, в котором господствует культ денег? Хотели бы вы жить в таком обществе?

Деньги для вас - это цель или средство?

Бедность - это порок?

Какие из мифов, на ваш взгляд, мешают россиянам богатеть?

(Дети высказываются.)

III. Заключительное слово

Классный руководитель. По мнению западных психологов, поговорка «Не в деньгах счастье» справедлива только для благополучных стран. И наиболее безразличными к деньгам являются там именно представители среднего класса. В России пока среднего класса нет, отсюда и наша нынешняя денежная одержимость. В последние годы сотни иностранных специалистов ринулись в Россию, чтобы объяснить русским, почему они так бедны, рассказать, что такое деньги и как ими пользоваться. Но вот что интересно: в США русские составляют всего 1,1% американских семей, но при этом 6,4% из них - семьи миллионеров.

«Непропорционально большой процент русских в Америке - владельцы, управляющие собственным делом, причем дух предпринимательства у них передается из поколения в поколение». Это цитата из книги американских авторов Стэнли и Данко «Ваш сосед - миллионер: Невероятные тайны богатства в Америке». Оказывается, русские прекрасно понимают, что такое деньги и умеют их зарабатывать.

И в заключение - 7 черт, которыми обладают все люди, скопившие значительные состояния:

1. Они живут намного скромнее, чем позволяют средства.

2. Они эффективно распределяют время, энергию и деньги так, чтобы увеличить свое состояние.

3. Финансовая самостоятельность для них важнее, чем демонстрация высокого социального статуса.

4. Родители не оказывали им материальную помощь.

5. Их взрослые дети финансово самостоятельны.

6. Они следят за рыночной конъюнктурой.

7. Они правильно выбрали профессию*.

Надеюсь, вы сможете выработать в себе эти черты и сумеете стать богатыми и успешными... Если захотите.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса