Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Родные пенаты марка шагала. Марк Шагал – биография и картины художника в жанре Примитивизм – Art Challenge. Книги и альбомы

Марк Захарович (Моисей Хацкелевич) Шагал (1887– 1985 гг.) родился в Российской , а затем переехал во Францию. В мире его знают как художника-авангардиста XX века. Хороший график и живописец, также работал над сценографией, оформлял спектакли, придумывал образы героев. Кроме этого, он писал стихи на идише. Картины М.З. Шагала и их фото с названиями можно посмотреть ниже.

Будущий художник, Мовша Хацкелевич был старшим из семерых детей приказчика Х.М. Шагала и его супруги Ф.М. Черниной, которые венчались в 1886 г. и являлись друг другу кузеном и кузиной. М. Шагал учился на дому, хорошо знал древнееврейский язык (библейский иврит), Тору и талмуд. Затем окончил Витебское четырехклассное училище. Проучившись один год в школе Ю. Пэна, отличного педагога и деятеля еврейского ренессанса, переезжает в Петербург.

Свое художественное образование Шагал продолжил в рисовальной школе, возглавляемой Н.К. Рерихом, куда его приняли сразу на третий курс. С 1909 по 1911 годы учился в частной школе у Льва Самойловича Бакста, который был дружен с С. Дягилевым.

В 1909 г. М. Шагал встретил Берту (Беллу) Розенфельд, учившуюся на Высших женских курсах в Москве, и влюбился. Это не было мимолетным увлечением, Белла стала его музой, она дарила ему вдохновение. Все женские образы на картинах М. Шагала смотрят на зрителей глазами его любимой женщины, память о которой он хранил на протяжении всей своей долгой жизни. М. Шагал жил в сложное время. Вокруг бушевали войны, революции. Он часто переезжал, менял работу. В 1916 году в семье Марка и Берты появилась дочь Ида.

В 1920 г. Марк Шагал переезжает в Москву и начинает работать в Еврейском камерном театре, которым руководил Алексей Грановский. Он принимал активное участие в становлении театра - оформлял росписями стены, выполнял эскизы для декораций и костюмов. В 1921 г. состоялось открытие театра, ознаменовавшееся премьерой спектакля «Вечер Шолом Алейхема», над которым также трудился художник.

По личному приглашению Амбруаза Воллара, торговца картинами, который поддерживал многих одаренных художников, Шагал с семьей в 1923 г. переезжает в Париж, где в 1937 г. получает гражданство Франции. Но в 1941 г., в связи с происходящими в Европе событиями, Марк Шагал был вынужден уехать в США. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. После завершения Второй мировой войны, в 1947 г. художник с новой женой, дочерью бывшего британского консула Вирджинией Макнилл-Хаггард, и маленьким сыном Дэвидом возвращается во Францию. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года.

Отношения с Валентиной Бродской, владелицей лондонского салона моды, дочерью крупного сахаропромышленника и мецената, в 1952 г. завершились браком.

С 1960 года в творчестве М. Шагала наступили изменения. Он увлекся монументальными видами современного искусства:

  • с увлечением изготавливал различные мозаики, красочные витражи, даже создавал гобелены, занимался скульптурой;
  • выполнил ряд заказов для здания парламента в Иерусалиме, после этого ему предложили много заказов по украшению синагог и христианских храмов в Европе.

Согласно заказу французского президента Шарля де Голля, в 1964 г. Шагал работает над росписью плафона парижской Гранд Оперы и выполняет ряд серьезных работ в США. В 1973 г. художник посетил СССР. Его работы были выставлены в Третьяковской галлерее.

Работы Марка Шагала были известны во всем мире, его работы заслужили большое внимание многих творческих людей и критиков. За долгую творческую деятельность он был удостоен высшей правительственной награды французского государства - Большого креста Почетного легиона. К 90-летию художника в Лувре была создана выставка его работ. Умер М. Шагал в 1985 г. в Сен-Поль-де-Ванс.

Картины

Творчество Марка Шагала основано на его национальном еврейском мироощущении. Его первый учитель Юдель Пэн передал ему представление о направлении деятельности художника. Для художественных приемов Шагала характерны его личные визуализации многих народных поговорок на идиш и воплощение на полотне героев еврейского фольклора. Художника считают предшественником будущего сюрреализма и экспрессионизма.

Это самый известный портрет жены художника. Крупным планом Шагал изобразил любимую женщину, а далеко внизу, выполненные в значительно меньшем масштабе, видны две крохотные фигурки. Предполагают, что таким образом художник изобразил себя с дочерью. В картине Марк Шагал показал то огромное значение, которое имела для его жизни и всей творческой деятельности его жена.

В центре картины произошло настоящее таинство - только что родился человек. Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. Кто-то сосредоточен на том, что в семье стало на одного человека больше, а другие занимаются своими делами и воспринимают событие спокойно. Новорожденного спешат показать главе семейства, благообразному старику с длинной белой бородой. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. Рождение, жизнь и смерть - главные темы в творчестве любого художника, но Марк Шагал показывает это как обыденный случай, отношение к которому у героев этой картины самое разное.

Эту печальную картину Марк Шагал написал в 1908 г. В ней очень мощно показаны переживания женщины, потерявшей своего близкого человека. На переднем плане виден умерший, он выделен шестью окружающими его горящими свечами. Она не одна, неподалеку еще видны люди. Каждый из них переживает уход человека по-своему. Но и у них в этот момент не лучшее настроение. Осознание мимолетности жизни, горе оставшейся в одиночестве женщины выражены в музыканте, играющем грустные мелодии на крыше.

Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. В центре картины очень крупным планом изображен художник, который трудится над своим очередным произведением. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. В левом верхнем углу изображение Эйфелевой башни, в правом - в куче белых облаков виднеется небольшая церковь в окружении небольших одноэтажных домиков. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. Скорее всего, своим произведением Шагал выразил свои надежды и желания соединить в своей жизни французскую деловую активность и русский уклад, воспоминания о жизни в Витебске и Москве.

Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». В то время он был в Европе. В центральной части полотна показано распятие Иисуса, одетого в талес, специальное молитвенное облачение в иудаизме. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. Иисус показан как символ страданий всего человечества. Его освещает яркий луч света. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Люди в панике. В правом нижнем углу нарисована фигура, которую можно увидеть на нескольких работах Шагала. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Эту картину очень ценит папа Римский Франциск.

Это лишь несколько картин из большого наследия известного мастера авангарда.Лучшиекартины Шагала, с названиямии описаниями представлены на нашем сайте. Творчество этого художника ценят и изучают наши современники. На протяжении всей своей жизни он пытался выразить свое отношение к происходящим вокруг него событиям в картинах и скульптурах, мозаиках и гобеленах.

российский и французский художник белорусско-еврейского происхождения

Марк Шагал

Краткая биография

Марк Заха́рович (Моисе́й Ха́цкелевич) Шага́л (фр. Marc Chagall, идиш ‏מאַרק שאַגאַל‏‎; 7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Белоруссия) - 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) - российский и французский художник белорусско-еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863-1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871-1915). У него был один брат и пять сестёр. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824-?), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин»; мать художника происходила из Лиозно. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844-?, бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40 км от Витебска.

Получил традиционное еврейское образование на дому, изучив древнееврейский язык, Тору и Талмуд. С 1898 по 1905 год Шагал учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище. В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, затем переехал в Петербург.

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: "Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги - отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1909-1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек - школе Герье в Москве. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я - вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, её глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.

В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но началась война, и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В 1916 году у них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.

В сентябре 1915 года Шагал уехал в Петроград, поступил на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал вступил в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 году с семьей возвратился в Витебск. После революции его назначили уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. 28 января 1919 года Шагалом было открыто Витебское художественное училище.

В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

В 1922 году вместе с семьей уехал сначала в Литву (в Каунасе прошла его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уехала в Париж. В 1937 году Шагал получил французское гражданство.

В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило Шагала переселиться из контролируемой нацистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала приехала в Нью-Йорк. После окончания войны Шагалы решили вернуться во Францию. Однако 2 сентября 1944 года Белла умерла от сепсиса в местной больнице; спустя девять месяцев художник написал две картины в память о любимой жене: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».

Отношения с Вирджинией Макнилл-Хаггард, дочерью бывшего британского консула в США, начались, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии - 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид (в честь одного из братьев Шагала) Макнилл. В 1947 году Шагал приехал с семьёй во Францию. Через три года Вирджиния, забрав сына, неожиданно убежала от него с любовником.

12 июля 1952 года Шагал женился на «Ваве» - Валентине Бродской, владелице лондонского салона моды и дочери известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского. Но музой всю жизнь оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней как об умершей.

В 1960 году Марк Шагал стал лауреатом премии Эразма

С 1960-х годов Шагал в основном перешёл на монументальные виды искусства - мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекся скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.

В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). В 1966 году Шагал переехал в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы - Сен-Поль-де-Вансе.

В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посетил Ленинград и Москву. Ему организовали выставку в Третьяковской галерее. Художник подарил Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина свои работы.

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почётного легиона, а в 1977-1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы ещё живущего автора.

Шагал скончался 28 марта 1985 года на 98-м году жизни в Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре его наследника. Полного каталога работ художника нет.

1997 - первая выставка художника в Белоруссии.

Роспись плафона парижской Оперы Гарнье

Плафон, расположенный в зрительном зале одного из зданий парижской оперы, - Оперы Гарнье, был расписан Марком Шагалом в 1964 году. Заказ на роспись 77-летнему Шагалу сделал в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро. Было много возражений против того, чтобы над французским национальным памятником работал еврей - выходец из Белоруссии, а также против того, чтобы здание, имеющее историческую ценность, расписывал художник с неклассической манерой письма.

Шагал работал над проектом около года. В результате было израсходовано приблизительно 200 килограммов краски, а площадь холста занимала 220 квадратных метров. Плафон был прикреплён к потолку на высоте более 21 метра.

Плафон был разделён художником цветом на пять секторов: белый, синий, жёлтый, красный и зелёный. В росписи прослеживались основные мотивы творчества Шагала - музыканты, танцоры, влюблённые, ангелы и животные. Каждый из пяти секторов содержал сюжет одной или двух классических опер, либо балета:

  • Белый сектор - «Пеллеас и Мелисента», Клод Дебюсси
  • Синий сектор - «Борис Годунов», Модест Мусоргский; «Волшебная флейта», Вольфганг Амадей Моцарт
  • Жёлтый сектор - «Лебединое озеро», Пётр Чайковский; «Жизель», Шарль Адан
  • Красный сектор - «Жар-птица», Игорь Стравинский; «Дафнис и Хлоя», Морис Равель
  • Зелёный сектор - «Ромео и Джульетта», Гектор Берлиоз; «Тристан и Изольда», Рихард Вагнер

В центральном круге плафона, вокруг люстры, предстают персонажи из «Кармен» Бизе, а также персонажи опер Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди и К. В. Глюка.

Роспись плафона украшают также парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Бурбонский дворец и Опера Гарнье. Расписанный плафон был торжественно представлен зрителям 23 сентября 1964 года. На открытии присутствовало более 2000 человек.

Творчество Шагала

Основным направляющим элементом творчества Марка Шагала является его национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником », - сформулировал он свою позицию в одном из эссе.

От своего первого учителя Юделя Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашёл выражение и в особенностях его образного строя. Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) - принцип, которому он остался верен до конца жизни.

Помимо художественного творчества, Шагал на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Часть из них переводились на иврит, белорусский, русский, английский и французский языки.

О М. Шагале

  • Фильм «Эпоха Марка Шагала» авторского цикла Олега Лукашевича (цикл «Эпоха» рассказывает о выдающихся личностях, которые родились на территории Беларуси и внесли значительный вклад в мировую культуру, науку, политику) был признан лучшим документальным фильмом на IX Евразийском телефоруме в Москве, и удостоен диплома и медали.
  • Google Doodle
  • Фильм «Шагал - Малевич» режиссёра А. Митты, 2014 г.

Память

  • В 1992 году на родине Шагала в Витебске был открыт дом-музей.
  • Лайнер Airbus A321 (VP-BUP) авиакомпании «Аэрофлот» «М. Шагал».
  • 28 марта 2014 года на фасаде дома в Санкт-Петербурге, где Шагал с супругой Беллой проживал с 1915 по 1918 годы (Перекупной пер., д. 7), была установлена мемориальная доска в виде палитры живописца.
  • В марте 2016 года именем Шагала была названа набережная в Москве.
  • 6-7 июля 2017 года отметили 130-летие со дня рождения Марка Шагала в Витебске..

Семья

  • первая жена - Белла Розенфельд (15.12.1889 или 1895 - 2.09.1944)
    • единственная дочь Ида, биограф отца; первый брак (Мишель Горди) бездетный, во втором (искусствовед Франц Мейер) - трое детей
  • Вирджиния Хаггард (официально в отношениях не состояла) - мать единственного сына Шагала, Дэвида МакНила, писателя и музыканта.
  • вторая жена, с 1952 г - Валентина Григорьевна Бродская (1905-1993).

Книги и альбомы

  • Каменский А. А. Марк Шагал и Россия. - М.: Знание,1988. - 56 с.
  • Марк Шагал. Альбом / вступ. ст. Д. В. Сарабьянова. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - 46 с.
  • Апчинская Наталия. Марк Шагал. Графика. - М.: Советский художник, 1990. - 224 с. - 25 000 экз.
  • Марк Шагал. Альбом / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. - Усть-Илимск: Сибирь, 1992. - 46 с.
  • Шагал. Возвращение мастера / С вступ. словом Андрея Вознесенского. - М.: Советский художник, 1988. - 326 с.
  • Шагал М. З. Ангел над крышами. Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма / Сост., авт. предисл., коммент., пер. с идиша Л. Беринский. - М.: Современник, 1989. - 224 с. - 50 000 экз.
  • Шагал М. З. Моя жизнь. - М.: Эллис Лак, 1994. - 208 с. - 50 000 экз.
  • Шагал М. З. Моя жизнь. - М.: Азбука, 2000. - 416 с. - 5000 экз.
  • Марк Шагал. Здравствуй, Родина! / Третьяковская галерея. - Сканрус, 2005. - 352 с.
  • Марк Шагал об искусстве и культуре / Под ред. Б. Харщава. - М.: Текст, 2009. - 320 с. - (Чейсовская коллекция). - 3500 экз.
  • Александр Каменский. Марк Шагал. Художник из России. - М.: Трилистник, 2005. - 304 с., 170 цв. ил.
  • Каменский М. А. Александр Каменский пишет о Шагале. (К 90-летию Александра Абрамовича Каменcкого) // Марк Шагал и Петербург: жизнь, творчество, наследие: Материалы международного симпозиума. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. - С. 97-101.

Галерея

  • Иллюстрация с дарственной надписью Шагала
Категории:

7 июля 1887 года в Витебске в границах осёдлости, которые были определены ещё Екатериной II для компактного проживания евреев, родился Марк Шагал . Искусствоведы, занимающиеся творчеством Шагала, называют его авангардистом — за свою долгую жизнь художник отразил в своих работах большое количество разнообразных течений. Помимо графики и живописи, он занимался сценографией и писал стихи.

Марк Шагал, 1967 г. Фото: Public Domain

Досье

Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал) родился 7 июля 1887 года в городе Витебске. Настоящая фамилия семьи — Сегал . По воспоминаниям Марка Шагала, её изменил на «Шагал» отец художника.

Отец художника Хацкель (Захар) Мордух Шагал работал грузчиком в лавке купца-селёдочника. Мать Марка Фейга Ита Чернина была дочерью мясника из Лиозно. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Марк был старшим из десяти детей.

Образование

В 1900 - 1905 годах он учился в витебском первом четырёхклассном городском ремесленном училище.

Портрет молодого Марка Шагала кисти его учителя Пэна (1914). Фото: Public Domain

В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна.

В 1907 году с 27 рублями в кармане он отправился в Петербург поступать в Рисовальную школу «Общества поощрения художеств», которую возглавлял Николай Рерих . Работы Шагала настолько поразили приёмную комиссию, что юношу взяли сразу на третий курс без экзаменов.

В 1910 году подающего большие надежды художника берёт под своё покровительство депутат Государственной думы Максим Винавер , обеспечивая Шагала стипендией и возможностью уехать в Париж для продолжения обучения.

Творческая деятельность

В 1911 году в Париже художник работает над холстами, посещает выставки и экспозиции Ван Гога, Сезанна, Гогена, Курбе . На второй год открывает мастерскую в знаменитом прибежище бедных иностранных художников под названием «Ла Рюш».

В 1914 году принимает участие в выставке в Берлине, работы Марка Шагала начинают пользоваться популярностью и признанием критиков. В этот период он создал свои лучшие полотна «Посвящается Аполлинеру» (1911- 12), «Скрипач» (1912) и «Париж из окна» (1913).

После берлинской выставки Шагал вернулся в Витебск. В этот период появились такие картины, как «Молящийся еврей» (или «Раввин Витебска»; 1914) и «Еврей в зеленом» (1914).

В 1915 году уехал в Петроград, поступил на службу в Военно-промышленный комитет.

В 1916 году Шагал вступил в Еврейское общество поощрения художеств.

В 1918 году был назначен комиссаром по искусству Витебской губернии, а затем основал художественную школу и руководил ей.

В 1919 году открыл Витебское художественное училище.

Из-за разногласий с супрематистами, в частности с Казимиром Малевичем , переехал в 1920 году в Москву. Работал в Московском Еврейском камерном театре под руководством Алексея Грановского . Принимал участие в художественном оформлении театра: рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации.

В 1921 году работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

В 1922 году вместе с семьёй уехал сначала в Литву, а затем в Германию.

В 1923 году по приглашению известного торговца произведениями искусства Амбруаза Воллара семья переехала в Париж.

В 1937 году Шагал получил французское гражданство.

В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило Шагала переселиться из контролируемой нацистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала приехала в Нью-Йорк.

В 1947 году вернулся во Францию.

В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посетил Ленинград и Москву. Его картины были выставлены в Третьяковской галерее. После выставки художник подарил Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина свои работы.

В 1977-1 978 работы художника были выставлены в Лувре в честь его 90-летия.

28 марта 1985 года скончался в во французском Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на местном кладбище.

Известные работы

С 1960-х годов Шагал увлёкся скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.

В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года».

Часть плафона Оперы Гарнье, расписанного Марком Шагалом. Фото: Commons.wikimedia.org / CC-BY-SA/Joe deSousa

Автор витражного панно «Окно мира» в вестибюле здания Генеральной Ассамблеи ООН. Витраж посвящён памяти Дага Хаммаршёльда , занимавшего пост Генерального секретаря ООН с 1953 по 1961 год и погибшего в авиакатастрофе во время очередной миссии мира.

Картины :

Старуха с клубком (1906)

Девочка на софе (1907)

Окно. Витебск (1908)

Сидящая обнажённая рыжая женщина (1908)

Семья или материнство (1909 год)

Русская свадьба (1909 год)

Зелёный еврей (1914)

Автопортрет (1914)

Молящийся еврей (Раввин Витебска) (1914)

Марк Шагал, автопортрет. 1914 г. Фото: Public Domain

Праздник (Раввин с лимоном) (1914)

Портрет брата Давида с мандолиной (1914)

Старый Витебск (1914)

Автопортрет с мольбертом (1914)

Зелёные любовники (1914)

Синие любовники (1914)

Цирюльня (Дядя Зусман) (1914)

Портрет сестры Марясинки (1914)

Продавец газет (1914)

Еврейская свадьба (1910)

Корова с зонтиком (1946)

Мадонна и сани (1947)

Влюблённые у моста (1948)

Часы с голубым крылом (1949)

Ночь (1953 год)

Набережная Берси (1953)

Мосты над Сеной (1954)

Марсово поле (1954)

Деревенский двор (1962)

Портрет Вавы (1966)

Наездница на красной лошади (1966)

Коровы над Витебском (1966)

«Над городом», Марк Шагал, 1918 год. Фото: Public Domain /

Лунник (1967)

Синее лицо (1967)

Завет Одиссея. Фрагмент (1910)

Большой цирк (1968 год)

Пасха (1968 год)

Волшебник (1968)

Солнце Пороса (1968)

Семья рыбака (1968)

Игроки (1968)

Художник и его жена (1969)

Влюблённые над Сен-Полом (1971)

Деревня (1975)

Лестница Иакова (1973)

Цветной клоун (1974)

Песня песен (1974)

Синяя деревня (1975)

Святое семейство (1975)

Древо Иессея (1975)

Падение Икара (1975)

Художник и его невеста (1980)

Новобрачные на фоне Парижа (1980)

Воспоминание художника (1981)

Автопортрет с букетом (1981)

Художник на фестивале (1982)

Художник над Витебском (1982)

Новобрачные на фоне Эйфелевой башни (1983)

Букет цветов (1982)

Пара на красном фоне (1983)

Большой цирк (1984)

Награды

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почётного легиона.

Семейное положение

Был трижды женат.

Первая жена — Белла Розенфельд , дочь витебского ювелира. С ней Шагал вступил в брак в 1915 году. В 1916 году у них родилась дочь Ида , которая стала биографом и исследователем творчества художника.

Вторая жена — Вирджиния Макнилл-Хаггард , дочь бывшего британского консула в США. От этого брака у них родился сын Дэвид . В 1950 году после переезда во Францию Вирджиния, забрав сына, сбежала от Шагала с любовником.

Третья жена — Валентина Бродская , «Вава», владелица лондонского салона моды и дочь известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского .

Всю жизнь музой Шагала оставалась Белла, которая умерла от сепсиса в США в 1944 году. Но, несмотря на это, художник всегда говорил о ней, как о живой.

  • © / Евгений Гаврилов
  • © / Евгений Гаврилов
  • © / Евгений Гаврилов
  • © / Евгений Гаврилов
  • © / Евгений Гаврилов
  • © / Евгений Гаврилов
  • © / Евгений Гаврилов
  • ©

Русский живописец и график, гротескный художник, так же многие его считают французским художником, авангардистом. Писал иллюстрации в стиле экспрессионизма к театральным постановкам. Ирреальные произведения художника колоритны и выразительны.

Марк Шагал выходец из бедной еврейской семьи. Отец работал складским грузчиком. С самого детства мальчик обладал неуёмной фантазией и в возрасте 15 лет твёрдо решил стать живописцем, что не приветствовали родители. Будучи глубоко верующими, они следовали законам иудаизма, в котором изобразительное искусство считается грехом и неподобающим ремеслом.

В 1900 году Марк Шагал зачисляется в Витебское училище, рассчитанное на четыре года обучения. В 1906 году учится в витебской художественной школе Ю.М. Пэна. Юный художник вознамерился продолжить учёбу в Петербурге, куда и отправляется с приятелем. Отец был против, но дал ему на художественное образование 27 рублей.

В Петербурге Марк Шагал обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, поступив без экзаменов он попал в третий класс. Школу возглавлял Н.К. Рерих. Приятель Виктор Меклер и Тая Брахман, дочь витебского врача помогли Шагалу войти в круг молодой интеллигенции. С 1909 по 1911 год русский художник учился в частной художественной школе Е.Н. Званцевой, под руководством Л.С. Бакста.

Осенью 1909 года, когда Марк Шагал посещал Витебск, Тая познакомила его с будущей женой Беллой Розенфельд, учившейся в лучшем учебном заведении для девушек – Школе Герье в Москве. Об этой встрече художник пишет позднее в своей книге «Моя жизнь».

В 1911 году Марк Шагал поехал в Париж, который полюбил сразу. В Париже художник продолжает учёбу и также находит много друзей из мира искусства. В 1914 году молодой художник возвращается на Родину, к близким и родным людям. Начало Первой Мировой войны препятствовало возвращению Шагала в Европу. В 1915 году Марк Шагал жениться на Белле. Год спустя у них родилась дочь Ида, посвятившая в дальнейшем свою жизнь исследованию творчества отца.

В 1915 году Шагал в Петрограде поступает на службу в военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал становится членом Еврейского общества поощрения художеств. Когда революция окончилась русский художник со своей семьёй едет в Витебск, где его учредили уполномоченным комиссаром по делам искусств.

С 1920 года, по протекции А.М. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. А в 1921 году преподаёт в еврейской трудовой школе-колонии, которая была организована для беспризорников. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. И, наконец, в 1923 году семья Марка Шагала была приглашена в Париж, здесь художник провёл всю оставшуюся жизнь во французской Ривьере, 60 лет. Причина отъезда русского художника за границу заключается в его не принятии беспредметного искусства в послереволюционный период истории России, в годы бунтарства и новаторства.

После смерти Беллы Резенфельд Марк Шагал женился на Валентине Бротской. Этот брак также послужил взлёту в искусстве. В это время художник получил всемирное признание, высокие награды, множество выставок работ: картин, графики, витражей, скульптур, керамики и мозаики… По масштабности с Марком Шагалом не может сравниться не один художник 20 века. Марк Шагал расписывает Гранд Оперу, витражи средневековых соборов.

Известные произведения Марка Шагала

Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Вдоль забора расположены маленькие деревянные домики и сарайчики, утопающие в лёгкой дымке. Над городом в небе летят мужчина и женщина. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение.

  • Над городом

  • Я и деревня

Стиль Марка Шагала настолько необычен, что его трудно причислить к какому-то основному направлению живописи. Согласно манере художника, произведение веет сказочной атмосферой, адетали окружения героев тщательно прорисованы. На картине "Свадьба" мы можем видеть […]

"Часы" Марка Шагала - одно из самых загадочных и притягивающих взгляд произведений мастера. Полотно вызывает легкую грусть, тревогу и ощущение потерянного времени. Практически все пространство картины занимает изображение массивных деревянных часов. Часы […]

Марк (Мовша) Шагал получил традиционное еврейское образование, изучал иврит и Тору. Национальное самоощущение стало основной темой творчества художника. Большинство его полотен – визуализация образов еврейского фольклора. Стиль Шагала настолько самобытен, что его […]

Картина «Витебск, рыночная площадь» была написана художником М. Шагалом в 1917 году. Мастер красок решил посвятить творение своему любимому городу и изобразил на холсте его крупнейшую рыночную площадь с яркими вывесками, завлекающими […]

Марк (Мовша) Шагал родился в Витебске, в еврейской семье, получил традиционное домашнее образование. Основным элементом его картин всегда была еврейская народная культура. Часто художник визуализировал пословицы на идиш, обращался к библейским сюжетам. […]

В 1920 году Марк Шагал был приглашен Эфросом в Еврейский камерный театр для создания декораций. Планировалось, что декорации будут созданы по миниатюрам произведений Шолом-Алейхема. Во время осмотра помещений театра, художник вдруг сообщил, […]

Марк Шагал, художник, который стал знаменит и известен благодаря серии картин, посвященным двум. Большой период своей жизни художник провел за территорией России. Несмотря на это, он всегда считал себя русским живописцем, каждый […]

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса