Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Режиссер и продюсер Елена Райская. Ее творческая биография и размышления. Тигр для Веры Брежневой: Чем занимаются исполнительные продюсеры


Д о 2003 года в нашей стране учиться на кинопродюсера было негде. А потом кафедра продюсерства открылась в Университете кино и телевидения. С самого начала здесь набирали курсы ведущие продюсеры страны - Сергей Сельянов, Игорь Каленов, Ада Ставиская. Первоначально кафедрой заведовал Александр Голутва, сейчас директор «Ленфильма» Вячеслав Тельнов.
Наталия Горина - генеральный директор Агентства «ТВИН Медиа», продюсер таких фильмов, как «1814» и «Государь», сериалов «Брежнев», «Достоевский» и «Белая гвардия», - преподает на кафедре вместе с Сергеем Мелькумовым:

На кафедре продюсерства я работаю не с самого начала. До моего прихода в университет она существовала уже три года. Курс я веду совместно с моим партнером Сергеем Мелькумовым. Нам так удобнее, поскольку он - московский житель, кроме того, мы - работающие продюсеры. Кафедра и была организована с тем, чтобы курсы вели реальные продюсеры, а не профессура, не имеющая отношения к живому кинопроизводству. В настоящий момент мы ведем пятикурсников. В этом году у них диплом. Новый опыт получили и они, и мы.

- Что абитуриенты вашей кафедры сдают при поступлении?
- Помимо результатов ЕГЭ, мы учитываем еще и результаты творческого конкурса. Для меня самая важная часть в конкурсе - собеседование, выявляющее интеллект, общее развитие, эрудицию. Чтобы работать в кино, недостаточно быть просто хорошим учеником. Нужно, чтобы человек кинопроцессом интересовался и соображал. Это самая важная часть. К творческому конкурсу надо еще написать синопсис фильма, который абитуриенту хотелось бы снять. Но на него мы не обращаем особого внимания, потому что непрофессионалы пишут, конечно, всякую ерунду. Да и продюсеру уметь это делать не так важно, как режиссеру. Общие знания, быстрота реакции, ориентация в современном пространстве, знания об экономике, представления о том, как движется кинопроцесс, что идет в кинотеатрах, какие фильмы популярны, и так далее - гораздо важнее. Если все это есть, значит, человек может прийти в профессию.

- Мне казалось, что продюсирование теснее связано с точными науками, нежели с гуманитарными дисциплинами.
- Несомненно. Кинопродюсер должен хорошо понимать кинопроизводство, а также ориентироваться в экономике. Ему необходимо знать всю линейку техники, разбираться в марках камер, звукозаписывающих устройств, системах долби. Но вообще, продюсер должен быть способен к получению разносторонних знаний.

- И кто больше способен к этому: вчерашние школьники или более опытные люди?
- Набрав курс практически целиком из бывших школьников и проведя с ними пять лет, мы пришли к выводу, что это неправильно. Отсутствие жизненного опыта мешает этим людям дальше развиваться в профессии. Кроме того, продюсеров не может быть много. Так же, как и режиссеров. Несмотря на это, на наш курс было набрано больше 30 человек, сейчас осталось всего 18. Но если три-четыре человека действительно приобрели первоначальные знания в специальности, то всем остальным, думаю, еще надо будет где-то учиться и приобретать какие-то другие профессии. Вряд ли эти люди будут продолжать себя в продюсировании. Вообще, нашу специальность идеально было бы давать как второе высшее образование - после экономического, например. Или просто набирать курс из людей, которые успели поработать в кино. Это было бы более продуктивно.

- Молодежь сейчас толковая?

- Всякая разная. Но из тридцати первоначально набранных к нам на курс людей к себе на работу я бы взяла максимум троих.

- Вы говорите, что продюсеров не должно быть много. А сколько их должно быть?
- В стране их может быть сколько угодно. Я имела в виду, что их не может быть много в одной конкретно набранной группе. Потому как обучить тридцать человек кинопроцессу - задача дурацкая. Ее не надо ставить. Обучение такой специальности требует индивидуальной работы. Одному человеку надо больше внимания обращать на цифры, другому - развивать креативное мышление. И это надо выявить, показать примеры, поработать с каждым. А когда ты работаешь с тридцатью студентами, это невозможно. Ты усредняешь тот разговор, который ведешь с ними. У нас же нет системы лекций. Конечно, мы что-то читаем. Но в большинстве случаев наши занятия - это какой-то разговор, который не может быть неперсонифицированным. Ты должен понимать, с кем именно ты говоришь. Поэтому оптимальное количество студентов для меня - восемь, от силы десять человек. И так считают все наши мастера. А кафедра этого не понимает пока что.

Я когда смотрю кино, особенно голливудское, всегда удивляюсь количеству продюсеров, работавших над фильмом. И редко понимаю, кто из них за что отвечает. У вас сразу происходит разделение на узкие специализации?
- Нет, не сразу. В общем и целом, выпускник нашей кафедры должен уметь организовывать весь процесс. От нуля до результата. Но, конечно, в системе российского кино сформировалась своя иерархия продюсеров. Один человек практически не может сделать кино. Обычно главный продюсер это тот, кто задумал проект, собрал основной состав и занимается следующим делом. А исполнительный и линейный продюсеры ведут непосредственно один фильм. Поэтому у главного продюсера одновременно может быть десять проектов, а у линейного только один. Но все равно он продюсер, потому что является рупором студии, организовавшей съемки, непосредственно на площадке. В его обязанности входит получение качественного результата - то есть фильма. Соответственно, линейный, исполнительный и главный продюсеры осуществляют всю работу над фильмом. Только линейный делает оперативную работу на месте, исполнительный контролирует производство, а главный пожинает плоды и вмешивается в нужный момент. При этом в обязанности линейного и исполнительного продюсеров входит держать главного в курсе всех дел. А уж каким образом - ночными звонками, ежедневными отчетами или еще как-то - вопрос их договоренностей.

- Продюсирование - нестабильная деятельность с точки зрения зарплат. Какие качества должны быть у продюсера, чтобы фильм пошел и он мог бы заработать?

- Кино вообще - едва ли не самая нестабильная и рискованная сфера бизнеса. Достаточно сказать, что за последние десять лет прибыль принесли всего два или три фильма. Все остальные, хорошо если вышли в ноль, а вообще, они все в минусе. Да в нашей стране в целом кинопроизводство находится в глубоком минусе. И самое ужасное, что успешные фильмы в основном сняты непрофессионалами.

- Это какие же?
- «О чем говорят мужчины», «Самый лучший фильм-2» и еще какой-то. Про все остальные не верьте, что они кассовые. Фильмы в нашей стране не зарабатывают. Почему - предмет другого разговора. Есть объективные и субъективные причины. Кинотеатров пока что мало, невозможно окупить прокат, затраты на производство не приносят должной отдачи. И можно валить все на зрителя, но вот только фильм «Аватар» собрал у нас столько денег, сколько ни один русский фильм никогда не собирал. Это значит, что на нашей территории кино может окупаться. Нужно просто понять, какие фильмы должны создаваться. Но пока ситуация удручающая. Немногие захотят снимать кино такого качества, какое пока что приносит в прокате прибыль. Поэтому человек, который идет в кинопродюсеры, должен отчетливо понимать, с чем он столкнется. Именно поэтому в кинопроизводстве одни из самых высоких зарплат. Люди таким образом формируют рынок, чтобы спасти себя от любых рисков.

- То есть у продюсера есть зарплата?
- Конечно. Например, линейный продюсер зарабатывает от 80 до 120 тысяч рублей в месяц. В этом смысле в самой тяжелой ситуации находится продюсер, владеющий студией, которая запускает проект.

- Почему? Он тратит на фильм свои деньги?
- Это миф, что продюсеры снимают кино на свои деньги. Собственно говоря, и в нашей стране, и где угодно продюсер это тот человек, который умеет привлечь инвестиции для съемок. А они могут быть самого разного толка. Государственные - от Госкино, эти гранты надо уметь выбивать. Есть деньги от банков - спонсорские. Есть деньги инвестиционные, когда компания вкладывает и хочет получить средства обратно через какое-то время. Есть деньги партнерские, копродюсерские, когда несколько студий объединяются и потом делят права. Продюсер должен уметь правильно собрать деньги на проект и правильно оценить его бюджет. Это только кажется, что чем больше денег, тем лучше для фильма. Ничего подобного. Важно понять, что будет в конце, сколько этот фильм может собрать, и вложить в два раза меньше. Потому что конечные сборы всегда делятся между прокатчиком и продюсером. Соответственно нужно окупить в два раза больше, чем вложил. Там немножко сложнее, но примерно схема такая.

- А какие деньги самые популярные?
- Телевизионные. Когда телеканал решает спонсировать кино с тем, чтобы потом получить права на трансляцию.

Но сейчас в этой сфере очевидный кризис. Если «Дозоры» и даже «Ирония судьбы-2» были успешными, то вот «Край», к примеру, уже не был так интересен публике.
- «Край», я бы сказала, провалился в прокате полностью. Каналы до сих пор вкладывают деньги в кинопроизводство. Но в последнее время их больше интересуют крепкие многосерийные фильмы. Иногда они из этих сериалов делают полный метр.

- Есть мнение - конечно, режиссерское, - что продюсера можно допускать к фильму только на этапах подготовки и в постпродакшн. Вы с этим согласны?

- Только очень плохой продюсер может позволить так обойтись с собой и с фильмом. Я даже не знаю, что от продюсера не зависит в кинопроизводстве. Если он не вторгается в процесс на каждом этапе, получаются фильмы некассовые, некоммерческие, неинтересные.

- А режиссеры сами могут выступать в качестве продюсеров?
- Не могут. Это всегда неудачно. Большинство из них, конечно, убеждены, что способны быть продюсерами. Но режиссер не может увидеть свою работу со стороны. И его нельзя в этом обвинять - это же плод его творчества. Для того чтобы оценить успех, нужен другой глаз. Творец сам никогда в жизни не увидит, хорошо или нет смонтирован фильм, нужна или нет та или иная сцена. Для этого нужен продюсер, с хорошим чутьем. Хороших, профессиональных, знающих, понимающих продюсеров в нашей стране немало. И все успешные фильмы так или иначе создавались продюсерами, а не режиссерами. Понятно, что мы не можем работать друг без друга. Но в конечном итоге доведением фильма до ума занимается именно продюсер.

- Российский кинопроцесс имеет свой собственный путь, или мы калькируем Голливуд?
- Мы не можем ничего калькировать, потому что на это нет денег. Мы даже не приблизились к Голливуду ни на йоту. Там, где у них работают десять человек, у нас один. Там, где у них восемь подготовительных этапов, у нас половина. Мы не можем себе позволить их кинопроцесс. Мы стараемся. Но пока это недостижимо.

- Так в чем же особенность нашего пути?
- У нас в кино задействовано меньше людей, чем в любом западном фильме. У нас люди более синтетические. Один человек может на площадке исполнять роль ассистента режиссера, заниматься медиапланированием, а еще и помогать всем и каждому. Называется «второй режиссер». У них же все, что я назвала, исполняют разные люди. В те редкие моменты, когда мы объединяемся с западной группой для каких-то съемок, они всегда удивляются, что мы больше умеем. И руками, и головой. В голливудском производстве вообще каждый плевок регламентирован, и находятся разные специалисты на отдельную манипуляцию. От этого и фундаментальность, и тщательность, и профессионализм, конечно же. Наши фильмы все немножко самодеятельные, все немножко поделки. Мы не можем достичь каких-то незыблемых вещей, не можем организовать нормальную подготовительную работу - у нас на это нет денег и нет специалистов. Мы не можем позволить себе раскадровать весь фильм, а уж тем более нарисовать анимационную картинку. Это нереально, никто таким не занимается. Поэтому мы с Голливудом разные планеты.

Куда идут ваши студенты после окончания учебы? Студий сейчас мало. «Ленфильм» вообще фактически прекратил работу.
- Кто-то из тех, кто уже закончил учиться, работает у своих же мастеров. Со мной работают четверо моих студентов. Но на постоянную работу, наверное, оставлю двоих. Про остальных я вообще не знаю, что они будут делать. Они вряд ли найдут себе место в нашей профессии.

- То есть можно считать, что для них обучение - это развлечение?

- Думаю, да.

- Они чего хотят? Денег? Или есть романтики, мечтающие в корне изменить весь кинопроцесс?

- Молодежь сейчас вообще хочет только денег. Из них лишь два или три человека готовы работать в кино. Это значит, что они способны бесплатно день и ночь делать все подряд - хоть чай подавать. Способны сидеть годами без денег, лишь бы быть внутри съемочной группы. Вот они у меня так посидели два месяца, и я им начала платить. Потому что они реально работают. Чего хотят остальные, я не понимаю. Перед летом я провела эксперимент: работы было полно, и я предложила студентам прийти ко мне на практику. Пришло пять человек. Всё. Так что о чем тут говорить?
Одна девочка пришла на съемочную площадку - очень хотела работать. Буду, говорит, делать все, что угодно. Пару раз режиссер выругался при ней матом, она расплакалась и сказала «это не мое». Я спрашиваю - что не твое? Не могу, говорит, быть на съемочной площадке. Но ты же хочешь быть продюсером. Как ты себе представляешь свою работу вне съемок? Ушла.

- Вообще продюсеров нужно учить? Большинство же как-то обходится без специального образования.
- И все от этого страдают. Конечно, продюсером можно стать, нигде не учась. Но на данный момент у нас есть нехватка квалифицированных кадров. Нет хороших линейных и исполнительных продюсеров. Сельянов приходит на заседание кафедры и не устает повторять: «Вас хотя бы двое с Мелькумовым, а у меня-то никого». У него есть директор, экономист, бухгалтер, а вот хороших линейных и исполнительных продюсеров нет. Нам не хватает управленцев высокого класса, понимающих, чем они управляют и как. И чтобы они появились, их надо учить.

Сегодня удивительно популярным и модным стало громкое звание продюсера. Профессия продюсера кажется невероятно прибыльной и престижной, многие стремятся стать ими, а отдельные звезды меняют своих продюсеров, как перчатки, или же самостоятельно занимаются продюсированием. В чем же выгода почетного звания? Почему быть продюсером сложно, интересно и опасно?

Кто такой продюсер?

Продюсер (от лат. produce - производить, создавать) - это доверенное лицо товара, бренда или производителя. В настоящее время высокая востребованность профессии обусловлена заинтересованностью в реализации творческих проектов различного назначения. В обязанности продюсера может входить как оценка вложенных инвестиций с целью их возрастания, так и профессиональное чутье будущей популярности артиста или кинофильма.

Каждый уважающий себя актер или режиссер имеет личного продюсера, чем увеличивает шансы профессионального признания в широких общественных кругах. Без услуг специалиста в данной сфере искусства сегодня невозможно обойтись: без того, что делает продюсер, сложно самостоятельно установить нужные связи и отношения. Только хороший специалист способен грамотно оценить потенциал артиста, певца или группы и применить должностные обязанности продюсера в полной мере. Иногда, для того, чтобы создать шедевр недостаточно . Нужны деловая хватка и опыт, которые присущи именно продюсерам.

Роль продюсера - это не только сопровождение своих подопечных на различные мероприятия, тусовки, организаторские функции, это, в первую очередь, финансовое инвестирование в выбранный товар - ту или иную «звезду». В мире шоу-бизнеса на продюсеров, словно пчелы на мед, слетаются те, кто желает быть раскрученным, стать интересным для него. В первую очередь, обязанностями продюсера является финансирование и заботливое отношение к своим вкладам.

В развлекательной индустрии и мире шоу-бизнеса профессия продюсер является одной из самых популярных и опасных одновременно. Окупаемость проекта он должен определять самостоятельно, опытом и интуицией чувствовать потенциал в том или ином артисте. Каждый продюсер для своего подопечного царь и бог, потому что открывает для него мир популярности, славы и успеха. Иногда, вложившись в , продюсер добивается для своего подопечного невиданной популярности.

Финансовая сторона вопроса по-прежнему остается за продюсером. В этом и заключаются основные обязанности продюсера - контролирование всех процессов. Однако на самом деле продюсировать можно не только звезду – певца, артиста, актера или танцора. Предметом продюсирования может быть бренд или товар, но самое важное во всем этом - опыт и тонкое чутье специалиста.

Как стать продюсером?

Многие думают, что в роли продюсера есть много преимуществ и уникальных возможностей, но на самом деле это далеко не так. Чтобы стать продюсером стоит иметь не только солидный капитал, стремление, опыт и большое желание, а также массу полезных знакомств и навыков. В противном случае его ждут лишь неудачи и финансовые потери. О том, как стать хорошим продюсером, никто не сможет научить или рассказать, ведь успешные люди секретом своего достатка и успеха никогда не поделятся. Также залогом достижения определенных результатов становится доскональное знание предлагаемого продукта, независимо от его вида и рода. Порой успеха в продюсировании добиваются опытные кино и .

В музыкальной или шоу-индустрии продюсер должен быть широкопрофильным специалистом, который качественно разбирается во вкусах и современных предпочтениях, поскольку неправильный выбор объекта продюсирования может стать плачевным.

Многие продюсеры также являются хорошими звукорежиссерам, организаторами и даже стилистами-менеджерами. На начальных этапах продюсер должен самостоятельно оценить человека, рассмотреть его шансы на успех и только потом подключать все свои активы для того, чтобы добиваться желаемого результата.

Легко ли стать продюсером

Если вы не знаете, как стать продюсером, то помочь в этом могут специализированные курсы и семинары. Овладев профессией, вы сможете самостоятельно продюсировать клиентов в музыкальной, танцевальной, кино- и шоу-индустрии. Многопрофильный опыт позволяет отслеживать ситуацию с более широкой панорамы, предугадывая желания публики и максимально глубоко изучая всю сопутствующую информацию. Разумеется, учиться на продюсера следует, если вы располагаете достаточным для вложений капиталом, деловой прозорливостью и высокой степенью ответственности.

Можно легко узнать, где учат на продюсера, получив образование в соответствии с выбранным профилем. Должностные инструкции продюсера не исключают также овладение дополнительной профессией актерами, сценаристами, режиссерами для самостоятельного продвижения проектов. Выбрав курсы, где вы будете учиться на продюсера, можно в короткое время научиться тонкостям данного вида искусства, одновременно овладевая организаторскими, режиссерскими, а также операторскими и актерскими навыками.

В чем основа работы продюсера?

Чтобы узнать, чем занимается продюсер, достаточно посмотреть на степень окупаемости проекта и известности той или иной звезды. Конечно же, без личных качеств интуиции и чутья, умноженного на обширный опыт, здесь не обойтись. Это то, чем отличается режиссер от продюсера - продюсирование предполагает тонкий расчет окупаемости проекта, который зачастую недоступен его творческому полету фантазии.

Помимо организации мероприятий, пресс-конференций, вечеринок, показов продюсер занят контролированием всех процессов, ведущих к славе и успеху. Поэтому для начинающих талантов креативный продюсер - это человек, формирующий творческую составляющую и способный воздвигнуть их на вершину Олимпа.

Продюсер или шарлатан

Продюсера тоже нужно уметь выбирать, потому как отдаваться в первые попавшиеся руки не стоит. Достаточно оценить его умения, связи и средства. Сегодня на отечественных просторах есть немало тех, кто желает возвыситься за счет других, получить баснословные гонорары и быстро окупить вложения. Основополагающими являются документы, которые перед подписанием должен посмотреть опытный юрист.

Сейчас профессия продюсера находится в стадии становления, перехода от организатора производства, директора картины — к собственно продюсеру, вдохновителю новых проектов. Минимальная функция продюсера — это помочь режиссеру сделать то кино, которое он задумал, найти денег и постараться максимально оптимизировать производство. Многие сегодня не справляются и с этим минимумом.

Если говорить цинично, продюсер сегодня — это тот человек, который достает денег на фильм и зарабатывает на его производстве. Это порочная практика, губительная для нашего кинематографа. Продюсеры, которые сами придумывают проект и ведут его от идеи до ее воплощения на экране, в российском кино — редкость. Увы, большинство наших продюсеров просто не думает о конечном результате — для них он заканчивается соблюдением сроков сдачи копии в архив.

На мой взгляд, эта роль глобально преувеличена, потому что продюсеров в нормальном понимании этого слова в нашей стране человек десять. А остальные — это просто связующее звено между местом, где лежат деньги, и несчастным человеком, который за оставшиеся после этой связки деньги должен снять кино.

Каждый второй российский продюсер, как правило, находит деньги в какой-то государственной структуре, часть этих денег отдает на производство фильма, а часть оставляет себе. Не хочу никого обидеть, но правила игры, увы, таковы. За конечный результат отвечает режиссер, который вынужден снимать кино с дырой в бюджете. Так что роль продюсера — это роль «дыры», и в эту дыру, к сожалению, часто попадают очень хорошие работы.

В отсутствие логично действующей цепи киноиндустрии — от производства до проката — продюсеры не являются продюсерами как таковыми, а остаются директорами картин, причем в советском понимании. То есть людьми, которые получают бюджет и его более или менее эффективно осваивают. Ни один директор картины на «Мосфильме» никогда не думал, сколько будет копий фильма, как его прокатывать, и, в общем-то, не особо думал о том, откуда приходят деньги, потому что приходили они откуда-то из Главка. Нынешний российский продюсер — это директор киностудии имени Горького образца 1972 года.

На мой взгляд, одна из основных задач продюсера — создать картине долгую и счастливую жизнь. А у нас сформировался класс продюсеров, которые не прикладывают никаких усилий для того, чтобы картина после завершения как-то состоялась в сознании зрителя.

Роль, скорее, техническая. Мало креативности и неумеренные аппетиты по освоению бюджета. Есть исключения, но они должны быть правилом, а не исключениями.

Роль продюсеров в современном российском кино, к сожалению, почти всегда провокационна. Что они провоцируют, не знает никто: ни сами продюсеры, ни те, с кем они работают, — но у них абсолютно провокационные ухватки и провокационные методы. Всегда это кончается ужасными обидами всех на всех. Но это входит в замысел глобальной провокации под названием «продюсерское участие в современном кинопроцессе».

Это не одна, а две роли: конструктивная и деструктивная. В первом случае продюсер решает целый комплекс вопросов, причем не только финансовых, но и творческих, командных. Во втором — разрушает проекты и человеческие судьбы. Думаю, что процент тех, кто играет вторую роль, сегодня сокращается, потому что после так называемого ренессанса русского кино, о котором начали говорить десять лет назад, многие уже обожглись и поняли, что продюсирование — очень сложная и очень часто неблагодарная пахота.

Не все до конца понимают, что это за профессия. Одетый в хороший костюм человек, сидящий в офисе, — примитивное представление. Мы отбираем литературный материал, производим кастинг, формируем съемочную команду. Продюсер активно вмешивается в авторскую работу. Если говорить объективно, то по закону 1996 года формально субъектом производства является не режиссер, а продюсер. Девяносто процентов картин сделано на государственные деньги, и получателем господдержки является продюсер, а не режиссер.

Большинство российских продюсеров — посредники между источником денег и автором, благодаря чему и существует так называемая иждивенческая модель кинематографа, в которой потенциальные прокатные результаты никоим образом не связаны с решением о производстве фильмов. Эта «иждивенческая» модель позволяет финансировать фильмы режиссеров, чьи картины многократно проваливались и в широком, и в ограниченном прокате. Естественно, есть и вторая категория продюсеров — скорее, несколько всем известных исключений, чья деятельность обусловлена наличием сантиментов по отношению к кинематографу. Это лучшая, самая образованная часть киносообщества, мотивированная любовью к кино, к определенным режиссерам или просто буйным желанием сделать качественную, достойную картину. Но для того чтобы эти явно выпадающие из «иждивенческой» модели люди могли успешно работать, они должны быть либо частью значительно больших медиакомпаний, корпораций, или иметь другие источники заработка, позволяющие им рисковать и, как правило, терять на производстве того типа кино, которое они так хотят делать. Есть и третья категория продюсеров — уж совсем единицы, пытающиеся встроиться в международные контексты и диверсифицировать естественные риски российской киноиндустрии.

На мой взгляд, очень правильно говорит Сергей Сельянов, который считает, что продюсер должен разбираться в двух вещах — в сценарии и монтаже. Продюсер — это человек, который должен принимать осмысленное решение, стоит или не стоит запускать фильм в производство. А потом он должен знать и понимать, как спасти то, что получилось. К сожалению, таких продюсеров у нас можно пересчитать по пальцам.

Я только недавно понял, что у продюсеров такой же химический состав, как и у других людей. Мы все хотим счастья, успеха, реализации. Все участники кинопроцесса — от гримера до продюсера — имеют право на ошибку. Главное — чтобы люди делали вместе общее дело, которое им нравится, а не играли в какие-то игры в своей голове, пытаясь угнаться за стремительно меняющейся реальностью. Продюсер должен не бороться с режиссером, а помогать ему. Нужно помнить, что фильм — это не побочный продукт борьбы двух эго, а коллективный труд.

Еще на Шестом съезде Союза кинематографистов в 1990 году говорилось о том, что в новых экономических условиях кинематограф неизбежно должен стать продюсерским, при этом продюсер должен стать агентом зрителя. Этого не произошло: в основном продюсеры обслуживают ту часть зрительской аудитории, которая обладает самыми низменными вкусами и ждет от кино только развлечения. Правительство, умыв руки, уже воспитало поколение зрителей американского кино. Мне бы хотелось, чтобы продюсер в России осознал свою роль культуртрегера, озаботился судьбой культуры. На самом деле у нас хоронят курочку, которая способна нести золотые яйца. Но тут есть и другая сторона — выросло поколение, которое понимает кино чисто по-голливудски: они понимают, что такое «Трансформеры», что такое «Аватар», а «Проверку на дорогах» их не заставишь смотреть. Это доказывает успех всяких «Елок». Я полагаю, что сегодня отсутствует политика государства в области кино. Но я надеюсь, что эта политика все-таки родится с помощью кинематографистов в самое ближайшее будущее. Продюсер должен осознать, что кино — это часть культуры, а не просто бизнес. При этом необходима строгая экспертиза не только при выборе сценария, который получает государственное финансирование, но и по окончании производства: как деньги были потрачены, почему не вернулись. Как ни жестко это звучит, но дальнейшая судьба режиссера или продюсера должна складываться в зависимости от результатов его деятельности.

Эта роль во многом зависит от масштаба продюсера и от масштаба режиссера. Большие режиссеры в нашей стране сами продюсируют себя, ищут себе продюсера, неважно, знаменитого или не очень, который бы занимался производственными вопросами придуманного ими проекта. У нас очень редко продюсеры являются авторами проекта, хотя, конечно, такие фигуры есть. Даже Сергей Сельянов, один из лучших российских продюсеров, не влияет на такого мастера, как Алексей Балабанов, — скорее, наоборот. Именно поэтому каждый уважающий себя режиссер имеет собственную производящую компанию. У нас сотни производящих компаний, что говорит о слабости продюсерского дела. Я думаю, первой фигурой киноиндустрии в России продолжает оставаться режиссер.

Продюсер ничем не отличается от актеров, режиссеров и других людей. От милиционеров, например. Все люди, которые живут в нашем государстве, вынуждены принимать правила игры, которые оно навязывает. И продюсеры — не исключение. Прокат независимого кино почти умер, и у продюсеров мало шансов на то, чтобы оставаться свободными творческими личностями. Продюсеров-мыслителей, продюсеров-выдумщиков будет все меньше и меньше. Недавно проводили исследование рейтингов главных российских каналов: первые пять мест заняли телемувики. А это значит, что закупочные цены на каналах скоро упадут, и последняя лазейка, позволявшая продюсеру окупать вложения — продажа прав на телепоказ, — закроется. Поэтому нет никакой роковой роли продюсера в том, что происходит, он такой же заложник времени и обстоятельств, как и мы все.

В отечественном кино профессия продюсера еще только формируется. Рассматривать проблему продюсера вне проблемы формирования профессиональных качеств режиссера бессмысленно. Ни одна из профессий кино не связана так с режиссурой, как профессия продюсера.

Мизерные бюджеты, пьяные актеры, капризные режиссеры - с чем ежедневно сталкиваются российские исполнительные продюсеры и какими навыками они должны обладать?

Всем более-менее ясно, чем занимаются режиссер, оператор, сценарист, актеры, художники-постановщики, костюмеры и гримеры, а вот разнообразный продюсерский состав, который можно увидеть в титрах картины, для многих остается загадкой. Самый главный продюсер, понятно, ищет деньги на проект и в идеале доводит фильм до большого экрана. Тогда чем занимается исполнительный продюсер и какую роль он играет в создании фильма? Это не так очевидно. Чтобы расставить точки над «i» в этом вопросе, КиноПоиск отправился на круглый стол в Московскую школу кино , где представители российских кинокомпаний приоткрыли реалии «самой адской профессии на земле» - отечественного исполнительного продюсера.

Деревня для Гоголя и платье для Брежневой: Что входит в обязанности исполнительного продюсера

«Исполнительный продюсер - самая адская профессия на земле. Это люди, которые отвечают за все, что происходит на съемочной площадке. Не привезли тигра, не пустили актера сниматься в Украину - это все головная боль исполнительного продюсера. На все тратятся деньги, а исполнительный продюсер действует в рамках того бюджета, который заложен, и выйти из него не может. Ему нужно решать проблемы на месте», - объясняет генеральный продюсер компании «Приор» Родион Павлючик .

Расчет количества съемочных дней, приемлемых актерских гонораров, вопросы жилья, питания и привоза группы на место съемок - это все обязанности исполнительного продюсера. Даже если он лично не занимается покупкой билетов, он всегда должен быть на связи и контролировать процесс расхода выделенных на производство средств. Причем максимально эффективно.

«Обычно все ложится на плечи исполнительного продюсера. Хорошо, если ему нужно только тигра привезти - это самая элементарная задача, - вступает ведущий продюсер компании Александра Цекало «Среда» Александра Ремизова , которая много лет работала исполнительным продюсером в «СТВ» Сергея Сельянова и «Базелевсе» Тимура Бекмамбетова . - Обычно исполнительному продюсеру говорят: „У тебя есть 100 рублей, еще у тебя есть режиссер, который стоит 99 и привык за 99 снимать, но тебе надо уместить все это в 100. И еще есть сценарий, который вообще стоит 500, но, к сожалению, у нас есть только 100. Вот это все нужно совместить, придумать, как это сделать круто. Так, чтобы было интересно. Так, чтобы режиссер не капризничал, а получал все, что он хочет, оператор бы снимал на нужную ему технику, а художники бы построили декорацию, потому что никто не хочет снимать в тесной квартире. И ты все это один должен с ними со всеми решать».

Исполнительный продюсер на проекте появляется, как правило, на стадии заявки, поддержанной кинокомпанией. Уже во время проработки сценария хороший специалист видит сцены или сюжетные повороты, от которых вполне можно избавиться в целях экономии бюджета. Например, когда герои летают из одного города в другой или когда постоянно меняют средства передвижения. Если, конечно, это не несет реальной смысловой нагрузки и не является важным для сюжета будущей картины.

«Ко мне часто приходят и говорят: вот тут написали гонки, поезда, машины, но у нас нет денег, мы это не снимаем. Я говорю: „Хорошо, вы это не снимаете, предложите другой вариант“. На поезде дорого? Пусть едут на автобусе. Всегда предлагайте замену, всегда находитесь в диалоге с режиссером. Это вообще самое главное. Бывает, что оператор настаивает, например, на использовании крана, а режиссер ему говорит: „Перестань, мы сейчас придумаем, как это сделать по-другому“», - рассказывает Ремизова.

«От его решений и дискуссий с режиссером зависят состояние и содержание картины. Умный исполнительный продюсер понимает драматургию будущего фильма и съемочного процесса», - считает Шутко.

«Если актер пьющий, это надо сразу иметь в виду»: Какими качествами должен обладать исполнительный продюсер

Помимо того что исполнительный продюсер должен разбираться в съемочном процессе и основах работы над сценарием, он должен быть еще и прекрасно самоорганизованным.

«На плечах исполнительного продюсера лежит такой объем организационной работы, что он просто обязан быть самоорганизованным, все помнить, - поясняет Родион Павлючик. - Он должен очень хорошо знать, что он должен сделать в эту минуту и что должен в это время сделать другой. И помнить, что если другой что-то не сделал, то надо пнуть его посильнее, чтобы это было сделано тогда, когда нужно».

Еще исполнительный продюсер должен обладать аналитическим мышлением и способностью прогнозировать потенциальные проблемы.

«Если актер пьющий, то это надо сразу иметь в виду. И желательно с этим актером поселить кого-то еще, кто сможет его контролировать или хотя бы открыть дверь, чтобы его утром можно было вынести под холодный душ. У нас были ситуации на площадках, когда невозможно было добудиться человека. Надо было дверь ломать, чтобы привести его в порядок», - поясняет Павлючик.

Исполнительный продюсер должен еще и обладать навыками психолога. Помните сцену из сериала , где герой Михаила Ефремова уговаривает героя Павла Деревянко

Она утверждает, что талантливых режиссеров сегодня можно пересчитать по пальцам. Не относит себя к сторонникам СССР, однако в советском кинематографе, по ее мнению, были понятны правила игры, сейчас же они размыты. Она говорит, что подчиняться идеологии или зависеть от кого-то финансово для режиссера всегда малоприятно.

Она считает, что отечественные продюсеры отличаются от западных коллег тем, что не вкладывают своих денег в производство картин, а только лишь выступают в качестве посредников. Проблема ей видится в том, что они, ничем, по сути, не рискуя, считают вправе для себя не только диктовать условия сценаристам и режиссерам, но и увольнять их, если что-то им придется не по душе.

Она говорит, что в современном отечественном кинематографе появляются очень достойные работы. Хотя в 90-е годы он переживал тяжелые времена, когда кинотеатры повсеместно использовались под торговые площадки. По ее высказыванию, когда-нибудь она соберет все свои сценарии и перепишет их в прозе. Она убеждена, что на Западе востребована русофобия, потому и хотят там видеть фильмы о кровавых режимах в России. Знакомьтесь.

Общая информация

Елена Райская - советский и российский режиссер, сценарист и продюсер. В ее профессиональном багаже 38 кинематографических работ. Трудилась в качестве сценариста над такими популярными художественными проектами, как «Я - русский солдат» и «Империя под ударом».

Среди поставленных этим режиссером картин числятся полнометражный фильм «Супертеща для неудачника» и телевизионный сериал «Другая жизнь». Фильмография Елены Райской состоит из картин многих жанров: драма, триллер, мелодрама, военный, криминал и др. Сотрудничала с такими актерами, как Яна Райская, Сергей Жигунов, Александр Яцко, Леонид Бичевин и др.

Краткая биография

Наша героиня родилась 28 февраля 1957 года. По словам Елены, в молодости она хотела стать писателем, но по подсказке своего супруга поступила на факультет сценаристов во ВГИК. Когда училась на первом курсе этого вуза, Елена Райская написала по заданию учителей киноновеллу, которую впоследствии купила студия «Мосфильм», и начинающий тогда режиссер взял ее за основу для своего фильма «Ангел мой». В 1981 году стала профессиональным сценаристом.

Режиссерские работы

В 1993 году наша героиня поставила фильм жанра драма «Роль», главную роль в котором исполнил Валерий Гаркалин. Спустя год выступила в качестве режиссера комедийной картины «Президент и его женщина», где от лица дочери известного политика рассказывается о перипетиях его предвыборной кампании. В 2003 году создала сериал «Другая жизнь» и полнометражную ленту «Супертеща для неудачника». В 2004-м села в режиссерское кресло фильма «Неравный брак».

Основные сценарные работы Елены Райской

  • «Я - русский солдат».
  • «Империя под ударом».
  • «Спецназ 2».
  • «Тормозной путь».
  • «Ненависть».
  • «Остров ненужных людей».
  • «О нем».
  • «Зоннентау».
  • «Жена офицера».
  • «София».

В 2017 году Елена Райская адаптировала произведение писателя Алексея Толстого, работая над созданием сценария к фильму «Хождение по мукам». Тогда же выступила в роли сценариста короткометражного проекта «Неслучайность-ти». Пожелаем Елене покорения новых творческих вершин!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса