Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие любовь в философии. Что такое химия любви - научный взгляд. Образы любви в Древней Греции

Прояснение семантики концепта «любовь» позволит раскрыть наш повседневный культурный опыт любви. С какими представлениями, характеристиками, предрассудками связывается в массовом сознании, а также в нашем личном понимании любовь?

Для приближения к культуре текстовой следующим шагом соберем разного рода высказывания (пословицы, крылатые выражения, сентенции, банальности) о любви. Например, «Любовь зла… » или «Любви все возрасты покорны ». Когда наша подборка приобретет очертания почти коллекции, постараемся сделать вывод: «И о чем все это?»

А потом сопоставим свои изыскания с опытом одного уникального читателя - Р.Барта. Что обнаруживается в его фиксациях, наблюдениях, комментариях?, собранных в книге «Фрагменты речи влюбленного»? Что нам непременно надо добавить в свою коллекцию? Есть ли что-либо в нашей коллекции, мимо чего прошел Барт?

Литература

Барт Р. Фрагменты речи влюбленного / Пер. с фр. В.Липицкого. Ред., вступит ст. С. Зенкина. М.: Ad Marginem, 1999.
Косиков Г.К . Идеология. Коннотация. Текст (По поводу книги Р. Барта “S/Z”) // Барт Р. S/Z / Перевод Г.К. Косикова и В.П. Мурат. Общая редакция, вступит. статья Г.К. Косикова. - М.: Ad Marginem, 1994. С. 277-302.

Творческое задание к теме 1

На основе общего, возможно, беглого знакомства с книгой Р.Барта «Фрагменты речи влюбленного» необходимо написать эссе, объемом не более одной страницы (1800 знаков с пробелами) на одну из следующих тем:

* «Так вот что такое любовь!»

* «Барт так ничего и не понял в любви!»

Рассуждение, хоть и в свободной форме, должно быть не сочинением (по типу: «а мне вот так кажется!»), а философским эссе, референтным тексту (в широком смысле слова) Барта. Оппонирование Барту или выражение солидарности с ним должны быть обосновываться текстом Барта.

Тема 2. Понятие любви. Истрико-философский обзор

1. Предварительно и в самом общем плане любовь можно определить как отношение к кому-либо (чему-либо) как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается как благо (как высшая ценность). В этом определении отражены устремленность к другому* (иному) в любви, желание объединиться с ним. Если брать чувственную любовь (законченным проявлением которой является сексуальная любовь), т.е. любовь, вдохновленную чувственным влечением и опосредованную им, то в любви главным оказывается исключительность неповторимость другого и неповторимость самого субъективного отношения (в пределе - исключительность другого и самого отношения к другому). Исключительность сама по себе представляется столь ценной, что жизнь вне отношения к другому, вне отношений с другим теряет смысл. Не только любовь как соединенность с другим воспринимается как благо, но и любимый сам по себе воспринимается как благо, и благо любимого воспринимается как цель сама по себе.

Эти и другие особенности любви характеризуют любовь как феномен внутренне разнообразный, что отражается в понимании своеобразия различных проявлений любви - любви-страсти, романтической любви, супружеской любви, конфлюентной любви, любви-партнерстве и т.д.

2. В европейской традиции тема любви начинается с Пифагора и Эмпедокла. Для них любовь - великий принцип мировой (космической), жизненной связи. Эта традиция продолжается и в поздней философии (А.Бергсона, П.Тейяр де Шарден). Начиная с Сократа любовь - особое состояние человеческой души и человеческое отношение. В платоновском «Пире» воссоединительная функция любви-Эроса предстает как главная. В платоновском учении об эросе обнаруживается «перфекционистс-ки-симпатическая» парадигма добродетели: отношением к высшему определено и опосредствовано отношение к «ближнему». Эта же парадигма этики - в учении о любви-дружбе Аристотеля. При этом в интеллектуальном движении от Платона к Аристотелю происходит изменение в понимании любовного отношения: у Платона любовь - это отношение любящего к возлюбленному; отношение неравных, у Аристотеля в дружбе проявляется уравненность.

Христианская концепция любви как она выражена в Новом Завете, соединяя иудаистскую и античную традиции, выдвигает на первый план в понимании любви самопожертвование, заботу, дарение. В христианстве теория любви изначально оформляется как этика; христианство явно и настойчиво предписывает любовь; агапэ - фундаментальный принцип христианской этики. Августин, развивая новозаветные представления о любви, соединяет их с неоплатонистским учением об эросе как мистической способности познания. Отсюда берет начало традиция философии сердца (Б.Паскаль, П.Д.Юркевич, М.Шелер). Фома Аквинский в трактовке любви следует Аристотелю: в любви воплощается желание блага; отношение к чему-то как к благу и есть отношение любви; стремление к высшему благу выражается в любви к Богу.

В эпоху Возрождения тематика любви расщепляется и развивается в духе либо неоплатонистски-мистического (напр., М.Фичино, Л.Эбрео, Дж.Бруно), либо гедонистического (напр., М.Мон-тень) эротизма.

Расщепленность любовной тематики сохраняется и в философии Нового времени. Наиболее полно познавательная функция любви была выражена Паскалем. В рационализме познавательная функция любви дезавуируется и любовь вытесняется в область «несуществен-но-го» (Р.Декарт, Б.Спиноза). Отрицая вслед за Спинозой за любовью возможность быть предметом желания и тем более долженствования, И.Кант помещает любовь вне морали: она не вменяема. Вместе с тем, у Канта обнаруживается тенденция новоевропейской мысли экстраполировать существенные характеристики, изначально выявленные по отношению к любви уже в античности, на мораль и личность. Второй практический принцип категорического императива в снятом виде содержит в себе характеристики не только христианской любви-агапэ, но и аристотелевской любви-филии, и платоновской любви-эроса. Близкое содержание обнаруживается в раскрытии Г.В.Ф.Гегелем понятия свободы, а также в раскрытии И.Г.Фихте отношения Я не-Я. Для Л.Фейербаха характеристика любви как ощущения стала отправной точкой в понимании любви как принципиального момента в структуре человеческого отношения к миру. Благодаря Фейербаху европейская философия возвращается к целостному пониманию любви. Проблематизировав любовь в контексте концепции диалога Фейербах задал новое направление философствованию о любви, которая определяется им не в статичности состояний личности - любящей или возлюбленной, - но в реальности живых межличностных отношений. Это стало парадигмальным в последующих философских рассуждениях о любви.

С конца ХIX - нач. ХХ в. философия любви развивается в трех основных направлениях: а) на почве русской религиозной философии, б) философской антропологии, в) психоаналитической философии. По В.С.Соловьеву, любовь - это отношение полного и постоянного обмена, полного и постоянного утверждения себя в другом, отношение совершенного взаимодействия и общения. Смысл любви - в преодолении эгоизма. Идеи философии любви получили развитие также в творчестве В.В.Розанова, Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева, др.

В феноменологически-аксиологической антропологии М.Шелера любовь рассматривается в качестве особой разновидности той силы, которая направляет «каждую вещь» в свойственном ей направлении совершенства. Вырабатываемые в отдельной личности правила предпочтения одного и небрежения другим образуют, по Шелеру «порядок любви». Эта идея получила развитие у Д. фон Гильдебранда, для которого любовь характеризуется установкой на единение и благожелательность, благодаря чему происходит преодоление эгоизма и обретение единения с другим.

Хотя представители феноменологически-аксиологической антропологии в общем придерживаются классической, т.е. перфекционистской, парадигмы любви, в их рассуждениях отчетливы мотивы, характеризующие пост-классическую парадигму, а именно те, которые представляют любовь как особого рода отношение между людьми, значимое само по себе. Основные феномены, через которые раскрывается любовь, - ценностный ответ, единение, благожелательность, - указывают на то, что в любви человек соединен с другим, и в этом обнаруживается подлинный смысл любви.

Историко-идейный анализ философии любви и сопоставление классической, идущей от Платона, вплоть до Д. фон Гильдебранда, и постклассической (Э.Фромм, М.Фуко, Р.Барт, Э.Гидденс, З.Бауман) традиций любви свидетельствует о принципиальном различии между ними. В классических концепциях любовь рассматривалась в ее идеальных воплощениях, и все, несоответствующее этому идеалу, отвергалось как искривление любви. Классические концепции были преимущественно перфекционистскими по своему характеру, и любовь рассматривается в них как, в конечном счете, путь совершенствования и возвышения личности. В постклассических концепциях любовь осмысляется как феномен, диверсифицированный по многим основаниям, разнообразный по своему коммуникативному содержанию. Причем это разнообразие воспринимается не только как психологически достоверное и моральное допустимое, но и этически оправданное. Постклассические концепции - преимущественно персоналистски-коммуникативные, и любовь рассматривается в них как форма общения, реальной человеческой связи.

Литература

Апресян Р.Г . Понятие любви: Конспект лекции // auditorium.ru/books/2278/lections/lection 1.htm
Апресян Р.Г. От «дружбы» и «любви» - к «морали»: об одном сюжете в истории идей // Эти-ческая мысль: Ежегодник. / Под ред. А.А.Гусейнова. М.: ИФРАН, 2000. С. 182-194.
Апресян Р.Г . Агапе, Дружба, Любовь, Милосердие // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.
Апресян Р.Г . Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» // Этическая мысль. Вып. 6. / Под ред. А.А.Гусейнова. М.: ИФРАН, 2005.

Тема 3. Классическое понятие любви

1. В учении Платона надо иметь в виду два круга проблем: а) любовь как отношения между возлюбленными. б) любовь как путь к благу, как совершенствование. Два вида любви: к телу (любовь-вожделение) и к душе (любовь-дружба). Любовь - как стремление к целостности, путь к совершенству. Любовь и бессмертие. «Перфекционистски-симпатическая» парадигма этики в сократическом учении о любви: отношением к высшему определено отношение к «ближнему»; отношение к высшему и отношение к «ближнему» взаимно опосредствованы. Иерархия красоты: через правильное отношение к «ближнему» (к конкретному) человек восходит к отношению к высшему; первое несомненное условие второго.

2. Учение В.С.Соловьева. Любовь - это преодоление эгоизма; способность жить не только в себе, но и в другом; осуществление подлинной человеческой индивидуальности; духовное соединение двух (мужчины и женщины) в «одной абсолютно идеальной личности»; побуждение к «воссозданию целости человеческого существа»; избавление от неизбежности индивидуальной смерти. Взаимоопосредствованность любви к Богу и любви к конкретному человеку. Верой утверждается безусловное значение другого и другой мысленно переносится в сферу Божества. Смысл истинной любви - в индивидуальном совершенствовании и «всемирном объединении». Утопия сизигии (интеграции и целостности всех форм человеческой жизни на основе всеединой идеи).

Литература

Платон. Пир // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 81-134.
Соловьев В.С. Жизненная драма Платона [Гл. XIX-XXVII] // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 607-620.
Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 493-547.

Творческое задание к теме 3

Для дополнительного прояснения сути классического понимания любви предлагается к анализу текст третьей части «Этики» Б.Спинозы. Спиноза как правило не рассматривается как значимый амурологический источник. Спиноза, на первый взгляд, в самом деле, трактует любовь довольно неспецифически. И все же стоит в него вчитаться.

О чем рассуждает Спиноза, произнося слово «любовь» и другие, связанные с ним? Если не о любви, то о чем? А если и не о любви, то что он говорит нам или так и не может сказать про любовь?

Со Спинозой предстоит обойтись так же, как с Бартом, и подвергнуть проверке вопросом: говорит ли он что-либо нам о любви или только путает нас?

Итак, вновь две темы:

* «Так вот что такое любовь!»

* «Спиноза так и ничего не понял про любовь!»

Напоминаю, что по смыслу творческого задания эссе должно представлять собой последовательное рассуждение по поводу и только по поводу текста Спинозы. Все остальные источники должны быть сдвинуты на поля всего лишь как дополнительные.

Литература

Спиноза Б. Этика. Часть III.
Апресян Р.Г. Спиноза // История этических учений / Под ред. А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2003. С. 383-390.
Божович М. Узы любви: Лакан и Спиноза // Долар М., Божович М., Зупанчич А. Истории любви: Лакан и Спиноза. СПб.: Алетейя; Историческая книга, 2005. С. 65-106.

Краткий комментарий к учению Спинозы о любви

1. При восприятии учения Спинозы о любви следует иметь в виду три обстоятельства. Первое, некоторое различие в определениях любви в «Трактате» и «Этике». В «Этике» Спиноза чуть ли ни дезавуирует определение, данное в «Трактате», указывая на то, что «желании любящего соединиться с любимой вещью» - есть свойство, а не сущность любви (Этика, III , Опред. 6, объ.). Второе, Спиноза развивает свою концепцию любви в контексте более общих учений о психической жизни (Этика, Ч. III ), самообладания (Ч. IV ) и обретения свободы в духовном возвышении (Ч. V ). Третье, в «Этике» у Спинозы постоянно с(пере)мещаются два ключевых представления о любви: а) как положительного и заинтересованного отношения вообще, б) как то, что в высшем и подлинном своем проявлении предстает как «познавательная любовь к Богу». Во втором значении любовь, несомненно, есть соединение.

2. Понимаемая как положительное и заинтересованное отношение вообще любовь может проявляться различным образом (см. определения преданности, благорасположения, сочувствия, а также чревоугодия, пьянства, скупости и разврата в Определениях аффектов, заключающих Ч. III ). Любовь к Богу - «чистая любовь» (см. Ч. 5, Т. 19, 20, 32, 33, 36, 37). Человек в любви предстает различным: это самосохраняющийся и себялюбивый человек в Ч. III , снисходительный и милосердный в Ч. IV , обращенный к совершенству в Ч. V . Хотя Спиноза затрагивает в отдельных определениях коммуникативные стороны любви, любовь у Спинозы не коммуникативна. Любовь как собственно человеческое отношение (а не как познавательная любовь к Богу) Спинозу не очень и интересует.

Литература

Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье.
Спиноза Б. Этика. Части III - V .
Гейне Г. К истории религии и философии в Германии // Гейне Г. Собр. соч: В 6 т. Т. 4. М.: Худлит, 1982. С. 244-253.
Ионкис Г. Очки, отшлифованные Спинозой // «Слово\Word » 2005, № 47, http://magazines.russ.ru/slovo/2005/47/ion37.html .
Шеллер М. Спиноза // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.

Тема 4. Любовь как «ценностный ответ»

Концепция любви как ценностного ответа была предложена одним из наиболее крупных католических теологов ХХ веке - Дитрихом фон Гильдебрандом, последователем Э.Гуссерля и М. Шелера. Его перу принадлежит фундаментальнейший трактат - «Метафизика любви» («Das Wesen der Liebe », 1971). В этой и других работах Гильдебранда философия любви трансформируется в целостное учение о человеке, в котором любовь предстает как сущностное выражение человека. В произведениях Гильдебранда философия любви вновь была поднята на ту теоретическую высоту, которая была задана Платоном. Вместе с тем, Гильдебранд прерывает платоновскую традицию решения ряда проблем философии любви, оспаривая и дезавуируя ряд ее центральных постулатов. С Гильдебранда начинается новая философия любви.

1. Философские предрассудки относительно любви . Любовь нельзя понять (а) по аналогии с явлениями, которые ассоциируются с любовью, например, самосовершенствованием или самолюбием, (б) сводя ее к сущностно иным явлениям, например, сексуальности, инстинктивному влечению, (в) и тем более себялюбию, (г) анализируя личный опыт переживания любви.

2. Любовь - это «ценностный ответ» , т.е. такое отношение к другому, при котором другой выступает как ценность сама по себе. Этим любовь отличается от привязанности, заинтересованности, устремленности. В любви другой тематизируется , воспринимается целостно .

3. Установка на единение и установка на благожелательность . Как выражение стремления к единению любовь отличается от восхищения, восторга, благоговения. Сущность единения в любви; степени единения в любви. Как выражение установки на благожелательность любовь отличается от уважения, почтения, восхищения. Принципиальность благожелательности в любви: она целостна, нелицеприятна, универсальна.

Литература

Гильдебранд фон Д . Метафизика любви. СПб.: Алетейя; Ступени, 1999. С. 31-168, 205-304.
Шелер М . Ordo amoris // Шелер М. Избр. произв. М.: Гнозис, 1994. С. 339-377.

Тема 5. Психоаналитические теории любви

1. З.Фрейд . Редукция любви к либидо (и сексуальности) в психоанализе раннего Фрейда: половая любовь - основа всех иных форм любви. Критика Гильдебрандом и Фроммом редукционизма Фрейда в трактовке любви. Представление неизменности либидо и ограниченности его ресурса. Базисное противоречие между любовью к себе и любовью к другим; "первичный" и "вторичный нарциссизм". Сублимация либидо. Либидо и понятие влечения к смерти у позднего Фрейда. Танатос (инстинкт смерти) и Эрос (инстинкт жизни). Различие платоновского и фрейдовского понимания эроса. Расширенное понимание К.Юнгом либидо как психической энергии, желания и воли вообще.

2. Э.Фромм о любви как способе преодоления одиночества и объединения с другим людьми. Место теории любви в общей антропологии. Продуктивная любовь, ее отличие от любви в обычном понимании слова. Основные свойства продуктивной любви - дарение, забота, ответственность, уважение, знание. Взаимоопосредованность любви к себе и любви к ближнему. Самоутверждение в любви.

Литература

Фрейд З . Введение в психоанализ: Лекции. [Лекция XX. Сексуальная жизнь человека]. М.: Наука, 1989. С. 192-202.
Фрейд З . Введение в психоанализ: Лекции. [Лекция XXIII. Пути образования симптомов]. С. 228-241 .
Фрейд З . Введение в психоанализ: Лекции. [Лекция XXVI. Теория либидо и нарциссизм]. С. 263-275 .
Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С. 85-93, 100-114 .
Хорни К . Женская психология [Переоценка любви. О рапространенном в наше время феминном типе]. СПб.: Восточно-Европейский ин-т психоанализа, 1993.
Юнг К . Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994.
Мэй Р . Любовь и воля. М.: Рефл-бук; Киев: Веклер, 1997. С. 81-99.

Тема 6. Потребность в любви

1. Э.Фромм о роли первоначальных материнских уз в развитии личности . Любовь - один из путей преодоления одиночества, обособленности, удовлетворения потребности в единении. Извращенные формы единения через подчинение (мазохизм) и господство (садизм). Любовь - объединение с другим при условии сохранения обособленности и целостности самого себя.

2. Матернализм . Архетип матернализма ("матерналистской работы"): a) бескорыстие и самоотверженная забота, б) спонтанность, в) безусловность, нетребовательность, г) инициативность, принципиальность, д) автономия. Гендерная вариативность исполнителей "матернальной работы"; матернализм - по ту сторону гендерных различий. Матернализм как фемининный образ мысли. Альтернативность матернализма идеалу европейской рациональности; ограниченность рационалистических реконструкций материнства как образа жизни, мысли, действия. Матернализм и патернализм: забота и покровительство. Матернализм и этика заботы . Материнство как пример продуктивной любви. Э.Фромм о различии материнской и эротической любви, с точки зрения единства и разобщенности. Трагичность материнской любви.

3. Патернализм . Патернализм и воля к власти. Этический архетип патернализма: а) покровительствующая забота, б) договор, в) права и обязанности, г) порядок. Коммуникативные характеристики патернализма: а) отношения, порожденные самим человеком - искусственные отношения; б) отношения, основанные на силе, установленном порядке; в) условные отношения, опосредствованные ожиданиями отца в отношении сына как наследника; г) отношения, допускающие «взаимовыгодные» договоренности. Гендерная вариативность субъекта патерналистских отношений.

Литература

Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. С. 195 - 389.
Гиллиган К . Иным голосом (Фрагмет из книги) // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. М.: Политиздат, 1992. С. 352 - 371 .
Фромм Э . Здоровое общество // Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: АСТ, 1998.
Чодороу Н . Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола (гл. III. Половая идентификация и воспроизводство материнства) // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С. 29 - 76.
Юнг К . Либидо, его метаморфозы и символы [Борьба за освобождение от матери]. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. С. 286 - 305.

Тема 7. Меняющаяся интимность

1. Факторы перемен в амурно-эротическом этосе . Сексуальная революция как фактор перемен, по Э.Гидденсу: а) освобождение сексуальности от репродуктивной функции,
б) освобождение от доминирования мужского начала, в) эгалитаризация сексуальности,
г) преодоление императивности гетеросексуальности и гендерной дифференцированности в интимных отношениях; д) сексуальность стала «пластичной».

2. От любви-страсти к романтической любви . Гидденс по-своему интерпретирует любовь-страсть и романтическую любовь; его интерпретация своеобразна и не во многом не совпадает с привычными. Однако он смог провести концептуальное различие между этими типами любви. С коммуникативной точки зрения, любовь-страсть: а) эмоционально доминантна,
б) нонконформна, в) автономна, г) освободительна. Романтическая любовь: а) рефлексивна,
б) сориентирована на дальнюю жизненную перспективу, в) непременно взаимна, проникновенно-взаимна, г) свобода - ее сущностная характеристика, д) возвышенна (эмоциональность доминирует над сексуальностью; возлюбленный(ая) воспринимается как исключительная личность; любовь воспринимается как данная судьбой).

3. Конфлюентная любовь (confluent love): а) сексуальность становится непременным и основным компонентом любовных отношений; б) ценным в любви оказывается не объект любви, который не воспринимается более в качестве неповторимого, единственного и в идеале обретенного навсегда, а сами отношения; в) «текучая», «преходящая» любовь; г) одно из воплощений «чистых отношений » (pure relationship ); д) взаимное сексуальное удовлетворение становится непременным условием успешности любовного союза; е) ничто, кроме влечения и желания партнеров, не обеспечивает прочность союза; ж) не непременно гетеросексуальность.

Литература

Giddens A . The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love, and Eroticism in Modern Societies. Stanford: Stanford University Press, 1992.
Апресян Р.Г. Рецензия: Э.Гидденс. «Трансформация интимности: Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах» (Пер. с англ. В.Анурина) // Вопросы философии, 2005, № 2. С. 187-189.
Апресян Р.Г. Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» // Этическая мысль. Вып. 6 (в производстве).
Альберони Ф . Дружба и любовь. М.: Прогресс, 1991.
Райх В . Сексуальная революция / Пер с нем. В.А.Брун-Цеховского. Общ. ред. и предисл. В.П.Наталенко. СПб.: Университетская книга; АСТ, 1997.

Тема 8. Романтическая любовь: интерпретация Р. Джонсона

1. Юнгианская основа концепции любви Р.Джонсона . Существенные моменты теории личности К.Юнга, имеющие отношение к теории любви: а) психика человека андрогинна: мужское и женское начала, она маскулинна и фемининна; б) психика складывается из сознательного и бессознательного; в) грубо говоря, сознательное предстает через эго , бессознательное - через душу ; г) бессознательное - душа, особый психический орган, посредством которого образы бессознательного транслируются сознательному эго-образу; д) структура психики мужчины и женщины аналогичны, но различны: душа мужчина - Анима, женщины - Анимус; е) для мужчины символом души является женщина, для женщины - мужчина; ж) влюбленность - это проекция бессознательного. Вслед за Юнгом Джонсон представляет романтическую любовь как эмоциональный и коммуникативный ответ на глубинные потребности бессознательного.

2. Виды любви. Романтическая любовь противопоставляется любви-заботе, любви-содружеству, житейскому партнерству. Двойственность романтической любви - она одновременно «божественная» и «земная». Полемичность джонсоновской трактовки двойственности любви классической, в частности, платоновской: земному человеку надо отказаться от устремленности в любви лишь к возвышенному, божественному как иллюзорному, обусловленному упованиями бессознательной части души, и поверить в земную, человеческую любовь. Джонсон меняет саму схему рассуждения о двух видах любви: небесная любовь - это любовь к Богу, и она прекрасна, а земная любовь - это любовь к человеку, и эта любовь священна.

Романтическая любовь, по Джонсону: а) исторически возникает как антипод патриархального отношения к женщине; б) влюбленные не вступают в сексуальные отношения, постоянно поддерживая и распаляя в себе страсть; в) не вступают и в брак; г) даже вступая в сексуальные отношения, они стремятся одухотворить свою страсть; д) одухотворенность, или возвышенность взаимного влечения - важнее чувственного наслаждения, которым опосредствована любовь между мужчиной и женщиной; е) эти отношения не обусловлены субъективными мотивами и в общем не являются предметом сознательного выбора; ж) неуправляема, мистериальна.

3. Джонсон и Гидденс . Аналогия джонсоновского противопоставления земной романтической любви гидденсовской картине вытеснения идеала романтической любви конфлюентной любовью. Возможность взаимоисключающей и комплиментарной интерпретации отношений между концепциями любви Джонсона и Гидденса. Недостаточность социально-практического компонента в концепции любви Джонсона; недостаточность психологического компонента в концепции любви Гидденса.

Литература

Джонсон Р . Мы: Источник и предназначение романтической любви / Пер. В.К.Мершавки. М.: Гиль-Эстель, 1998 (другое издание: М.: Когито-Центр, 2005).
Джонсон Р . Она: Глубинные аспекты женской психологии. М.: Когито-Центр, 2005. С. 55-60.
Апресян Р.Г. Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» // Этическая мысль. Вып. 6 / Под ред А.А.Гусейнова. М.: ИФРАН, 2005. С.201-218.
Полеев А . Свет и тени романтической любви // http://www.follow.ru/article/123 .
Хендрикс Х . Романтическая любовь // Подсознательный брак. Гл. 4, http://homefamily.rin.ru/articles/1220.html
Романтизм - оружие сатаны // http://www.islam.ru/lib/douknow/romantizm/

Тема 9. Постклассическое понятие любви

1. Классическим теориям любви свойственны две черты: а) в нормативном плане, любовь в них по существу десексуализирована и деэротизирована; б) в метатеоретическом плане, они как правило содержат в себе своего рода этику - этику любви. Этический компонент очевиден в перфекционистских теориях. Но этика легко просматривается в теориях, где непременно указывается, какой любовь должна быть и какими должны быть любовники; при этом имеется в виду не их счастье, а их надлежащий образ взаимоотношений, а если и счастье, то как следствие надлежащих взаимоотношений.

2. Ситуация меняется в постклассических теориях любви, в которых: а) любовь представляется по существу опосредствованной сексуальностью; б) теории любви выстраиваются скорее как дескриптивные, а не нормативные теории.

3. Граница между классическими и постклассическими теориями любви определяется методологическими различиями, а не хронологической атрибуцией. Как в классической философии, по крайней мере, модернной, легко проследить тенденции, систематически обнаружившиеся в постклассической философии, а с появлением новой философии классический стиль философствования вполне сохраняется, - так и в философии любви элементы того, что развернуто проявится в новых теориях, встречаются в классических теориях, а характерные элементы последних - в новых теориях любви. Несомненно, коммуникативная парадигма амурологии как таковая возобладала в новых теориях любви в том смысле, что она оттеснила на задний план перфекционистскую амурологию. Не в отречении от эротизма и сексуальности, а в эротической полноте любовных чувств и отношений увидели новые философы любви специфическое проявление природы и даже предназначения человека.

Литература

Апресян Р.Г. Постклассические трансформации в философии любви // Вестник РГНФ. М.: РГНФ, 2007. С. 126-135. - 0,7 а.л., http://www.rfh.ru/vestnik/vesnik-3-2007.pdf .
Bauman Z. Liquid Love. Cambridge: Polity, 2003.
Soble A. The Structure of Love. Yale University Press, 1990.
Swidler A. Talk of Love: How Culture Matters. Chicago: University of Chicago Press, 2001.
Vannoy R. Sex Without Love: A Philosophical Exploration. Buffalo, New York: Prometheus Books, 1980.

Требования к зачетному реферату

Тема реферата непременно должна быть согласована с преподавателем. Рефераты, тема которых не согласована с преподавателем, к рассмотрению не принимаются .

Тематическая направленность рефератов может быть различной:

I . Анализ отдельной концепции любви, с опорой на небольшой и концептуально внятный философский текст. Предметом анализа может быть и нефилософский - художественный или какой-либо иной - текст. Но именно текст. Референтность тексту должна быть подтверждена внятными и корректно описанными библиографическими ссылками.

Реферат не должен быть простым пересказом.

Приветствуются "компаративистские" темы.

Выбор в качестве предмета реферата "Пира" Платона, "Смысла любви" В.С.Соловьева или "Искусства любить" Э.Фромма потребует со стороны студента сверхубедительных аргументов.

II . Анализ одной из идей (проблем) в рамках философии любви - как в историко-философском, так и общетеоретическом контексте.

III . Реконструкция анатомии любви (не-любви) по некоему художественному произведению (рекомендации этого года: «Дневник обольстителя» Кьеркегора, «Записки из подполья» Достоевского, «Коллекционер» Фаулза, «Парфюмер» Зюскинда).

IV . В виде исключения реферат может представлять собой "сочинение", т.е. описание, рефлективное и концептуальное описание, отдельного опыта любви.

В идеале реферат представляет собой мини-исследование, так что позиция автора должна быть выражена в обоснованных, т.е. рационализированных суждениях, а не в манифестации личных мнений-впечатлений. Реферат должен иметь план и грамотно составленный небольшой список достоверно использованной литературы.

Очевидная соотнесенность реферата с лекционным содержанием спецкурса обязательна.

Объем реферата не должен превышать 5 стандартных страниц (из расчета 1.800 знаков, включая пробелы, или 200 слов на странице), с левым полем не менее 4 см. Титульный лист необязателен. В верхнем правом углу должны быть полные сведения об авторе реферата (ФИО, курс, специализация, эл. адрес), ниже тема реферата, ниже план реферата, далее текст, далее список использованной литературы.

Вопросы к зачетному собеседованию

  • Методологические рамки возможного определения любви.
  • Общая характеристика исходных идей любви: эроса, филии, агапэ.
  • Основные вехи исторического развития философии любви.
  • Коммуникативная и перфекционистская парадигмы любви в истории философии.
  • Динамика идеи эроса в «Пире» Платона.
  • Коммуникативные и перфекционистские характеристики любви-эроса в «Пире» Платона.
  • Идея двух типов любви в истории философии.
  • Идея совершенствования в любви в истории философии.
  • Широкое и узкое понимание дружбы в «Этике» Аристотеля.
  • Коммуникативные характеристики «филии» в «Этике» Аристотеля.
  • Нормативное содержание ветхозаветной и новозаветной «формул» любви к ближнему.
  • Нормативный контекст новозаветной концепции любви к ближнему.
  • «Эротософия» как этика. Сопоставление концепций эроса, филии и агапэ.
  • Интерпретации любви как дара в истории философии.
  • Различие пониманий сущности любви Спинозой в «Кратком трактате…» и «Этике».
  • Двойственность установки Спинозы в определении любви в «Этике».
  • Различие контекстов анализа любви в «Этике» Спинозы.
  • Смысл любви по Соловьеву.
  • Критика Соловьевым «непонимающих» теорий любви.
  • Утопия «сизигии» теории любви Соловьева.
  • Критика Гильдебрандом «философских предрассудков» относительно любви.
  • Концепция любви как «ценностного ответа» Гильдебранда.
  • «Установка на единение» и «установка на благожелательность» - существенные характеристики любви по Гильдебранду.
  • «Либидо» и «эрос» в антропологии Фрейда.
  • «Принцип удовольствия» Фрейда и интерпретации эротического поведения.
  • Представление о любви в контексте концепции «изначальных потребностей» человека Фромма.
  • Основные характеристики «продуктивной любви» по Фромму.
  • Взаимоопосредованность любви к себе и любви к ближнему в антропологии Фромма.
  • Основные характеристики «матерналистской заботы».
  • Концепция трансформации интимности Гидденса.
  • Характеристики любви-страсти и романтической любви по Гидденсу.
  • Характеристики конфлюентной любви по Гидденсу.
  • Природа романтической любви, по Джонсону.
  • Два образа любви, по Джонсону, в свете платоновского и пост-платоновского различения двух видов любви.

С точки зрения философии то, что я кого-нибудь люблю, объясняется не предметом любви, а способностью любить. Начиная с Сократа, любовь рассматривается как особое состояние человеческой души и человеческое отношение. В своих диалогах, таких, как «Федр», «Пир», Платон разрабатывает свою теорию любви. У Платона любовь - это отношение любящего к возлюбленному; отношение неравных. Любовь, по Платону, имеет два начала, которые находятся в человеке одновременно. Первое из них, влечение к удовольствиям, — это явление безнравственное, а второе, стремление к возвышенному, — это та самая возвышенная любовь, которой Платон более всего восхищается. Любовь в произведениях Платона — это явление идеальное, которое делает любящего человека гениальным, так как без конца он открывает в любимом человеке то, что скрыто от других, нелюбящих. Итак, следуя Платону, можно сделать вывод, что чувство любви — это чувство идеальное, которым человек наделяется свыше, с помощью бога Эрота. Бог любви в диалогах Платона предстает вечным стремлением к красоте, благу, а любовь — это всегда любовь к благу и бессмертию, проявление бессмертия в смертном существе. Античность оставила нам большое количество произведений о любви. Аристотель же настаивает на том, что в дружелюбии проявляется уравненность. Эпикур говорит о любви только как о любовных удовольствиях. У Лукреция же о любви говорится как о низкой чувственности. Августин говорит о любви как о мистической способности познания: «мы познаём в той мере, в какой любим». Вслед за Августином Б.Паскаль рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» - как основу истины. Любовь к Богу должна сопровождаться ненавистью к себе. Христос искупил грех человека. Для Р.Декарта и Б. Спинозы место любви - в сфере страстей. И.Кант и Г.Ф.Гегель не уделяли любви как таковой специального внимания. Основные положения европейской философии любви воспроизводятся Гегелем в рассуждении об основе семьи. Любовь для Фейербаха - это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга. По В.С. Соловьёву, любовь - это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом. Смысл любви - в преодолении эгоизма.

Идеи философии любви получили развитие также в работах В.Розанова, Н.Бердяева. По Шелеру в любой своей разновидности любовь есть незавершённая любовь к Богу. Наиболее фундаментальное в 20в. произведение на тему любви - «Метафизика любви» Д. фон Гильдебранда. У Э.Фромма любовь как способ преодоления одиночества, как созидательная и творческая сила, проявляющаяся главным образом в заботе, ответственности, уважении и знании; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему.

Исключительная роль в понимании и утверждении смысла любви принадлежит христианской религии. Согласно ей, Бог есть любовь, любовь вообще, чистая любовь, поднимаясь к которой человек начинает жить в атмосфере любви и становится способным к любому конкретному её проявлению - может полюбить человека, животное, природу. В Новом Завете говорится: «..всякий любящий рождён от Бога и знает бога; Кто не любит, тот не познал Бога…» Понимание того, что человек без любви - жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования, выражено в словах апостола Павла: « Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто… Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится…Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится. А теперь пребывают сии три: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ; но любовь из них больше.» (1-е послание Коринфянам Апостол Павел 13,1-2). Христианская концепция любви, как она выражена в Новом Завете, выдвигает на первый план в понимании любви самопожертвование, заботу, дарение. К тому же в христианстве теория любви изначально оформляется как этика.

Реферат

Философия любви


Введение


Любовь, подобно огню, не знает покоя: она перестает жить, как только перестает надеяться или бояться.

Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел.

Франсуа де Ларошфуко


В повседневной речи мы часто встречаемся со словами «высшие человеческие чувства», «любовь», как правило употребляя их в достаточно узком смысле, не подозревая о всем богатом разнообразии эмоций, которые скрываются за этим словом. Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под которой здесь и далее будем понимать любые (как духовные, так и физические) отношения между мужчиной и женщиной, как наиболее характерном проявлении этого чувства. Суть и значимость этих отношений пытались раскрыть многие философы на протяжении всей истории существования человеческой мысли: начиная с античности и по сей день. Однако ни одна эпоха не смогла дать полного определения понятия любви, приоткрывая лишь отдельные грани этого феномена человеческой души.

Заинтересовавшись данным вопросом, была поставлена следующая цель:

·Исследовать, как менялись отношения между людьми в данном аспекте.

Нами также были поставлены следующие задачи:

·Ознакомиться с философскими концепциями различных эпох.

·Выявить характерные черты философии любви в каждой из эпох.


Важное чувство, которое сопровождает каждого человека на протяжении всей его жизни - это, конечно же, любовь . Любовь мужчины и женщины, любовь к родителям и детям, любовь к чтению, любовь к мудрости (отчего, собственно, и произошло название «философия»), любовь к Родине, наконец….

С того момента, как софисты возвели человека в ранг философского объекта, тема любви стала одной из ведущих в философских размышлениях. И хоть это чувство, которое словами трудно описать, тем не менее, многие философы пытались и пытаются это сделать.

Любовь в философских изысканиях рассматривается обычно в двух направлениях:

перечисление возможных видов любви;

исследование специфических черт, которые присущи каждому из видов.

Классическая типология видов любви выработана еще в античности. Она подразделяется на следующие виды:

Филия (от греч. ????? - симпатия, расположение). Этот вид любви обязательно базируется на свободном выборе человека и носит, можно сказать, даже какой-то платонический характер.

Сторге (от греч. storge, что означает привязанность). Этот вид любви порождает уже чувство семейного-родового единения (любовь между родителями и детьми, между супругами). Она, в отличие от филии, предполагает уже устоявшиеся социальные отношения вне сознательного выбора.

Агапе (от др. греч. ?????, что означает любовь к ближнему) или разумная любовь. Она основана на убеждении, а не на страстном чувстве.

Эрос (от др.-греч. ????) любовь-страсть. Названа так по имени бога любви Эроса, который олицетворяет любовное влечение, способствующее продолжению рода на Земле.

Наш русский язык тоже достаточно богат, чтобы помимо слова «любовь» использовать и другие слова: нравиться, испытывать приязнь, предпочитать, обожать, наслаждаться и т.п. Тем не менее, у нас «любят» практически ВСЁ. «Любят» не только людей, но и любые объекты, явления, процессы и понятия, к людям никакого отношения не имеющие. «Любят» Родину и истину, музыку и литературу, яблочный пирог и соседний магазин, грозу и телепередачу и т.д. и т.п. Подобные отношения «не между людьми», к любви как таковой касательства не имеют.

Что касается отношений между людьми, то здесь можно выделить следующие виды этих отношений, которые, как правило, называются любовью:

Родственные отношения между людьми близкими друг другу по крови:

a.Любовь родителей к своим детям.

b.Любовь детей к своим родителям..Любовь детей (братьев и сестёр) друг к другу..Любовь более отдалённых по крови родственников друг к другу.

2. Отношения между людьми не связанными кровными узами:

a.Любовь к самому себе.

b.Любовь конкретного мужчины к конкретной женщине..Любовь ко всем людям вообще (братская (не кровная), христианская любовь).

В самом общем и кратком виде современная психология определяет любовь как совокупность трех составляющих: сексуального влечения, симпатии и уважения. При этом, сексуальное влечение и симпатия без уважения понимаются как влюблённость; симпатия и уважение, без сексуального влечения как дружба.

Если принять данное определение за основу, и посмотреть на перечисленные выше виды отношений, то становиться совершенно ясно, что сексуальное влечение возможно только для одного вида этих отношений - между конкретным мужчиной и конкретной женщиной. Во всех остальных случаях подобное влечение будет половым извращением и психопатией.

Все психически нормальные люди желают настоящей, чистой и светлой Любви, но мало кто осознаёт главный парадокс реальной Любви. Желание быть любимым, а не любить самому - это путь в никуда, который не может дать ни настоящей Любви, ни настоящего Счастья. Но, и стремление, а главное способность, любить самому не гарантирует Счастья взаимной Любви. Если самая настоящая, чистая и светлая Любовь (реальная Любовь) направлена на человека, не способного любить в принципе (эгоизм, альтруизм), то и она не сможет вызвать у него ответной реальной Любви.

Реальная Любовь - это любовь конкретного мужчины к конкретной женщине (или наоборот), как стремление любить, а не как желание быть любимым. Именно такая Любовь будет рассмотрена в нашей работе.


. Истоки и эволюция понятия любви


В истории религий любовь дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения - в языческом фаллизме (еще сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы, например, индийские сактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного единения - в христианской агапэ.

Естественно, что и в истории философии понятие занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла любовь была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения и центростремительного движения. У Платона любовь есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда «творчество в красоте». Это эстетическое значение любви было оставлено без внимания в философии патриотической и схоластической. Платон в своём трактате «Пир», вводит существенно формулировку о связи любви и познания. Любовь у него процесс непрерывного движения. Платонический эрос - есть эроспознания.

Согласно Аристотелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение. Аристотель предложил так определить понятие любви: «любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага».

Иной смысл в понятие вкладывали суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока во времена Средневековья. Так в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу. Тем не менее существование Бога само по себе не являлось у них обязательной атрибутикой. И направление, вектор любви, мог иметь различные значения.

В средние века любовь становится тем связующим звеном, что приближает человека к познанию Бога. Главный принцип ее существования - любовь дана не каждому, ее надо еще «заслужить». В свете этой божественной любви и любви ко всему человечеству особый отпечаток накладывается и на интимные чувства. Любовь между двумя людьми воспринималась как некое эгоистичное и греховное проявление. Так, Августин, крупнейший представитель и завершитель латинской патристики, выделял два вида любви: одна земная, нечистая, плотская, увлекающая ко всему переходящему, а в результате - в глубины ада; другая любовь - святая, которая поднимает нас к высотам, к небесам. Земная любовь тяжелая, она не позволяет человеку наслаждаться истинной красотой жизни. Надо очиститься от нее через две заповеди: любви к Богу и любви к ближнему, которые составляют основу жизни и главный стимул к познанию мира. «Если ты любуешься телами, то восхвали за них Бога-Творца и перенесись любовией своей к самому Художнику. Если тебя восхищают души, то люби их в Боге, ибо все постоянство их в Боге,» - писал Августин порицая низменность земной любви.

Параллельно с осуждением плотской любви в философии позднего средневековья все чаще и чаще затрагивается вопрос о высокой любви между мужчиной и женщиной, которая рассматривается как данный Богом пример бескорыстной любви, которому надо следовать в повседневной жизни. «Единение человека с его возлюбленным выше всякого единения, так что этого никто не в состоянии понять или изобразить каким-либо образом,» - писал Кавасила. Византийские «гуманисты» X-XIII вв пытались достичь гармонии человека и земной любви. Крайностям эстетики античного аскетизма они противопоставляют эстетику эротизма, заключенную в рамки христианской нравственности. Осознав любовь мужчины и женщины неотъемлемым и прекрасным свойством человеческой природы, философы говорят о том, что она достойна уважения, но лишь под покровом целомудрия. Любовь и красота должны привести в конечном итоге к созданию семьи, что соответствовало нормам средневековой этики.

В эпоху Возрождения и в философии Нового Времени понятие любви широко развивается. Появляется своеобразный жанр философских трактатов, которые становятся чуть ли не одним из основных жанров философской литературы. Ни один из мыслителей того времени не упускал случая, чтобы не поговорить на тему любви. В эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других, начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.

В эпоху барокко Бенедикт Спиноза дал следующее определение: «Любовь есть наслаждение, сопровождающееся идеей внешней причины» Спиноза отождествляет любовь с абсолютным познанием и утверждал, что философствовать есть не что иное, как любить Бога.

В новой философии следует отметить теорию половой любви у Шопенгауэра. Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняет тем, что жизненная воля стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и наоборот), то значит, он именно с ней может в данных условиях произвести наилучшее потомство.

В XX веке взаимосвязь между любовью и сексуальностью легла в основу работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.

Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.

Каждый из философов привносил что-то свое, но никто так и не смог дать однозначного ответа, что же такое любовь…


. Значение любви

Смерть и Время царят на земле, -

Ты владыками их не зови;

Всё, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

(В.С. Соловьёв)


Эрих Фромм, в своих работах, предложил сберечь слово «любовь» только для особенного вида единения между людьми, которое, по его мнению, «имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах прошедших четырёх тясячелетий истории Запада и Востока », единения, которое он считает зрелым (единственным разумным и удовлетворительным) «ответом на проблему человеческого существования ». Фромм выделяет такую любовь из других форм любви, которые, по его мнению, являются незрелыми.

Сознание человека может породить дихотомии. Основная экзистенциальная дихотомия - это проблема существования: человек осознает, что он смертен, так стоит ли жить, и если жить, то как? История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос. Зрелый и плодотворный ответ на этот вопрос и есть любовь.

В историю религии навсегда вошли такие имена учителей человечества как Будда, Моисей (Муса), Иисус Христос (Иса) и многие другие. В философии широко известны такие имена как Гегель, Маркс, Толстой, Ленин и многие другие.

Л.Н. Толстой полагал, что «Любовь есть единственная разумная деятельность человека» и предостерегал: «Любовь эта, в которой только и есть жизнь, проявляется в душе человека, как чуть заметный, нежный росток среди похожих на нее грубых ростков сорных трав, различных похотей человека, которые мы называем любовью. Сначала людям и самому человеку кажется, что этот росток, - тот, из которого должно вырастать то дерево, в котором будут укрываться птицы, - и все другие ростки все одно и то же. Люди даже предпочитают сначала ростки сорных трав, которые растут быстрее, и единственный росток жизни глохнет и замирает; но еще хуже то, что еще чаще бывает: люди слышали, что в числе этих ростков есть один настоящий, жизненный, называемый любовью, и они вместо него, топча его, начинают воспитывать другой росток сорной травы, называя его любовью. Но что еще хуже: люди грубыми руками ухватывают самый росток и кричат: «вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, возрастим его. Любовь! Любовь! высшее чувство, вот оно!», и люди начинают пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так, что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят: все это вздор, пустяки, сентиментальность. Росток любви, при проявлении своем нежный, не терпящий прикосновения, могущественен только при своем разросте. Все, что будут делать над ним люди, только хуже для него. Ему нужно одного, - того, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое одно возращает его ».

По мнению Фромма незрелая любовь выражалась и в милитаристских захватах. В новейшей истории широко известна незрелая (садистская) любовь Гитлера к народам Германии.

По мнению Фромма, для понимания природы любви необходимо понимать природу человека. Важное место в учении о природе человека занимает раздел об экзистенциальных и исторических дихотомиях человека, о доминанте гуманистической, а не авторитарной этики.

Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида:

1.Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создает отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт.

2.Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться так же на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества.

.Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т.п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.

Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображается преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь.

Подводя итог, отметим, что тема любви стара, как мир и бесконечна, как наша Вселенная. В любом случае, как бы понятие любви не менялось со временем, как бы не трансформировались представления о ней, вряд ли кто усомнится, что это позитивное чувство. Человеку надо кого-то любить и чувствовать ответное чувство или отдачу. Только так мы становимся добрее и терпимее.


Заключение


Любовь как высшее человеческое чувство - это часть жизни любого из нас. Так было во все времена. Античные философы не сомневались в могуществе и силе любви. Однако она мнилась как некий вселенский дар, некое космическое чувство, способное порождать в равной степени как добро, так и зло. Любовь рассматривалась не столько как факт личной жизни, сколько как универсальный космический процесс, в котором человек участвует, но не играет решающей роли. Брак же мужчины и женщины рассматривался как соединение двух противоположных полисов, каждый из которых выполнял свою функцию, откуда и произошла идея о неравенстве мужчины и женщины в любовных отношениях. Для средневековья же характерно вообще пренебрежительное отношение к эротической любви. И сочинения Аврелия Августина появились в эпоху, когда женщина рассматривается христианством как «врата адовы», «сосуд соблазна» и виновницей Адамова прегрешения. Для верующего мыслителя средних веков любовь к женщине - это угроза спасению души, самому великому долгу христианина. Любовь к Богу, противостоит эротической любви во всех ее отношениях.

Эпоха Ренессанса стала переходным этапом между философией христианства и Нового времени. Для этого периода характерны попытки вернуть эротической любви ее права, притесненные божественным авторитетом. Стремление к удовлетворению наслаждений, названными проявлениями человеческой Природы, рассматривалось в качестве основного смысла любви. Эпоха Нового времени, впитав в себя опыт предыдущих исторических этапов развития человеческой мысли, породила целую плеяду философов, каждый из которых высказал свою оценку сущности любви между мужчиной и женщиной. Каждая из философских концепций глубоко индивидуальна, однако их всех объединяет общая идея антропоцентризма, ставшая ведущим мотивом всей идеологии Нового времени.

Список литературы

любовь философский родственный

1.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001.

2.Иванченко Г.В. Логос любви. - М.: Смысл, 2007.

.Слободяник А.П. Любовь, определение // Психотерапия, внушение, гипноз. Киев: Здоровя, 1977.

.Фромм Э. Искусство любить. Душа человека. М., 1992.

Http://www.erudition.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Любовь – абстрактное понятие, поэтому выразить определенным термином ее сложно. Для каждого человека любовь означает что-то свое. К этому понятию обращаются философы всех веков, так как это такая же важная и актуальная проблема, как смысл жизни, познаваемость мира, первичность материи или идеи.

Что такое любовь?

Любовь – фундаментальное понятие, которое стоит в одном ряду с умом, честью, совестью и свободой. Нельзя дать ему четкого определения, а само слово используется людьми, чтобы объяснить это абстрактное понятие.

Это понятие не имеет никаких внешних причин, и не вызывается какой-либо определенной причиной: красотой, умом или силой. Если в отношениях человек любит другого за какие-то определенные качества, это просто имитация чувств. Потому что в нашем мире всегда есть другие более красивые, сильные, умные люди. По-настоящему мы любим не за что-то, а потому, что человек есть. И если мы испытываем настоящие чувства, то избранник для нас самый красивый и самый лучший, хотя изначально чувства появились не из-за этого.

Психологические, физиологические и физические причины не объясняют возникновения этих чувств. Чувства показывают человека с метафизической точки зрения, что отличает его от других форм жизни.

Философия любви

Философия любви – отрасль философской мысли, которая отвечает на вопрос о том, что же такое любовь. Эта отрасль также работает над такими понятиями, как: «Существует ли любовь?», «В каких формах она выражается?», а также думает о ее влиянии на организм.

Философы дают разные определения в зависимости от их философских взглядов, культуры разных стран и особенностей общества в конкретный период времени. Из-за этого до сих пор не получается создать единую концепцию этого понятия.

Виды

В древнегреческом языке выделяли следующие ее виды:

  • эрос – любовь с почтением, когда другой человек кажется идеалом;
  • филия – дружба или привязанность к индивиду, который не является сексуальным объектом;
  • сторге – нежность, чаще проявляется к членам семьи;
  • агапэ – безусловная, чаще всего проявляется к Богу, и выражается в жертвенности;
  • людус – возникает на основе физического влечения, и длится до тех пор, пока приносит удовольствие, с первым появлением скуки проходит;
  • мания – одержимость, которая сопровождается ревностью и дикой страстью;
  • прагма – явление, когда человек побуждает в себе чувство привязанности с корыстной целью.

Русский философ Соловьев выделял три вида чувств:

  • Нисходящая – человек в таких отношениях отдает больше, чем получает. Чаще это чувства родителей к детям, человека к младшим и слабым, а также к Отечеству.
  • Восходящая, когда человек получает больше, чем отдает. Это чувства детей к родителям, или животных к хозяевам.
  • Половая – дает и получает в равной степени. Это взаимоотношения мужчины и женщины.

Классификации также встречаются разные, что связано с разными мнениями философов и временем, когда эти классификации были созданы.

История возникновения и эволюция понятия

В религии чувство получает первичное значение, как сила полового влечения, и как начало духовного единения. В течение веков она занимало разное место в обсуждениях и мыслях философов.

Античность

В древности люди пытались объяснить ее при помощи божественных и космических сил. Она казалась для них чем-то непонятным. Эмпедокл считал ее началом вселенной, Платон считал, что это демоническая сила, побуждающая стремится к полноте жизни и ее наполненности. Для Аристотеля конечной целью являлась дружба, когда человек желает избраннику всего самого лучшего, и готов пожертвовать собой.

Ферекида, учитель Пифагора – первый сказал о том, что мир существует благодаря этому явлению. Пифагор поддерживал мысль своего учителя, и подчеркивал, что небо и земля связаны чувствами.

Представитель элейской школы Парменид утверждал, что существование вселенной началось с любви. После переворота в философском учении, которое совершил , о чувствах начинают говорить более приземленно, в рамках человеческого . Сам Сократ считал ее болезнью, потому что она также, как и болезнь меняет наше . Сократ выделяет свою классификацию:

  • по телу – она быстротечна, и заканчивает тогда, когда избранник больше не привлекает;
  • по душе – она долгосрочна, и основывается не только на физическом влечении, но и на глубокой привязанности.

В целом, в этот период люди пытаются понять, что это за чувство, почему оно появляется, и что из себя представляет.

Средневековье

В патристическую эпоху внимание направлено на четыре вида этого чувства: к противоположному полу, к другу, к врагу и Богу. При этом, восточная патристика верит в то, что основой человеческого существования являются чувства к противоположному полу, в то время как западная патристика говорит о первичности любви к Богу.

Развивается любовная поэзия, которая несет в себе культ женщины, и прославляет любовь к противоположному полу.

Основное отличие этой эпохи – это соотношение любви с мистикой или религией. Над этой проблемой в средневековье работали Данте, Бернард Клервоский и Бонавентура.

Эпоха Возрождения

Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно работали над этой проблемой. Отличительное чертой этого период времени является стремление к красоте, поэтому любовь тоже понимается как красота. Это стремление оказывает большое влияние на произведения искусства того времени.

Новое время

Чувство изучали философы классической немецкой школы, такие как: , Георг Фридрих Вильгельм , Людвиг Фейербах.

Русский философ Лосский отмечал, что люди стремятся стать объектом любви другого человека неосознанно.

История развития этого понятия непостоянна, также как и сама философия. Она зависит от конкретных потребностей общества в определенный момент времени, уровня развития культуры и существующий философских учений.

Восточная философия

На Востоке это понятие тесно связано с сексуальностью и красотой. Такое отношение выражается в произведениях искусства, и является неотъемлемой частью восточной философии. Любовь для восточных людей – соединение сексуальности и духовного начала.

Русская философия

В России философы, которые исследовали это понятия, относятся к представителям религиозной философии. Это Владимир Сергеевич Соловьев, Павел Александрович Флоренский, Николай Федорович Федоров, Иван Александрович Ильин, Николай Александрович Бердяев. Эти философы рассматривали любовь как основание для оправдания человеческого существования.

Для Соловьева – это одновременно развитие личности, и избавление от эгоизма. Бердяев придерживался похожего мнения.

Любовь находит отражение в произведениях русской литературы, где авторы произведений пытаются раскрыть ее сложный характер и стихийную природу. Отличительной чертой русской любовной философии является ее соотношение с религией. Она – Божий дар.

Русские люди считают ее трагичным явлением, что легко прослеживается в произведениях литературы. Почти в каждом произведении можно найти безответную любовь, или отчаянных и несчастных возлюбленных. Именно в этом отражается понятие любви для русского народа – она непроста, за нее нужно бороться, и она приносит боль. Она воспринимается как неотъемлемая часть существования человека, придает его жизни смысл, и приносит с собой эмоциональные переживания.

Творчество отражает мысли и чувства людей в определенный период времени, а также определенные течения, которые существовали в это время. Если взять «Война и мир» Толстого, то мы увидим любовные линия в книге, которые наполнены трагичностью. Хотя, не всегда для русского народа это беда и горе. Достигнув цели, или завоевав любимую, человек становится счастлив.

Объяснить, что такое любовь – очень сложно. Она является предметом изучения философов, писателей и обычных людей. Мы все ощущаем ее по отношению к кому-то, но дать конкретное определение не можем. Она сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни, дает повод для размышлений и надежду в сложное время. Люди думают о ее влиянии на нас, о том, почему она появляется. Другим вопросом является настоящая любовь и искренняя. Эта тема никого не оставляет в покое, потому что чувства зарождаются бессознательно. Она врывается в наши жизни, когда мы ее не ждем, и завладевает нашим разумом и чувствами. У каждого народа свое определение и восприятие. Но сколько бы философия о любви ее ни исследовала, одно останется неизменным – она навсегда останется большой частью нашей жизни, без которой просто не было бы смысла жить.

В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество и т.д. Сложность и важность любви продиктованы тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое. Нет такого развитого общества и нет такого человека, кто не был с ней знаком хотя бы в малой мере. Более того, без любви не может сформироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития.

Страсть любить, отмечает в книге “Искусство любить” американский социолог Э. Фромм, это самое существенное проявление человеческих положительных, жизнеутверждающих влечений. “Любовь - единственный утвердительный ответ на вопрос о проблеме существования человека”. 11 Фромм Э. // Искусство любви. Минск:Полифакт,1990, 134стр. Однако, продолжает он, большая часть людей не способна развить ее до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь вообще - это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, его надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по мнению Фромма, следующие обстоятельства: 1) большая часть людей смотрит на любовь с позиции “как быть любимым”, но не “как любить”, не с позиции возможности любви; 2) представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить; 3) смешиваются понятия “влюбленность” и “состояние любви”, в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе. Чтобы преодолеть это состояние, надо осознать, что любовь - искусство (равно как человеческая жизнь вообще), что его необходимо постичь. Прежде всего, надо понять, что любовь нельзя сводить только к отношению между противоположными полами, мужчиной и женщиной. Любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях (любовь к труду, родине, удовольствиям и т.п.), более того, любовь может быть побудительницей этой деятельности, ее стимулом, источником энергии. “Любовь становится более плодотворной от наших внутренних переживаний, - пишет Х. Ортега-и-Гассет, - она рождается во многих движениях души: желаниях, мыслях, стремлениях, действиях; но все то, что прорастает из любви, как урожай из семени, еще не сама любовь; любовь - это условие, чтобы названные движения души проявились”. 11 Гуревич П.С.// Основы философии, Москва, 2004, стр.265 Поэтому в каждую эпоху выделились разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы ее проявления, расположив их по мере значимости и смыслу.

Концепция любви у Платона была первой попыткой раскрыть сущность “чистой” любви, понять и осмыслить то, что отличает эту сторону человеческой жизни от физиологического инстинкта, чувственного удовлетворения. Половой инстинкт отличается от любви тем, что он соответствует нашей психофизиологической организации, зависит от нашей чувственности, а его интенсивность - от степени нашей насыщенности. Половой инстинкт легко удовлетворить, и его монотонное повторение вызывает лишь утомление.

Любовь же - другая сторона человеческой жизни, она не сводится к удовлетворению нашей чувственности, так как вызывает не чувство утомления и пресыщения, а радость, восторг от бесконечного обновления. Она, как и человек, открыта для бесконечности и по сути своей антипрагматична. Любовь преодолевает не только ограниченность человека на пути к совершенству, истине, но и делает его понятнее другому человеку.

В эпоху Возрождения происходит существенный поворот в восприятии любви, тематика которой расщепляется и развивается в духу либо неоплатонически-мистического (М.Фичино, Л.Эбрео, Дж.Бруно), либо гедонистического эротизма. Наиболее полно познавательная функция любви была выражена Паскалем: вслед за Августином он рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» - как основу истины. Роль сердца как морального чувства в постижении духовных явлений высоко оценивалось и в сентиментализме этическом. Для Р.Декарта и Б.Спинозы место любви - в сфере страстей. При этом Декарт сохранял существенное дл европейской мысли понимание любви как воплощенной целостности, в которую человек включает наряду с собой и другого человека, а Спиноза полагал, что желание любящего соединиться с объектом любви является не сущностью любви, но лишь его свойством.

И. Кант и Гегель не уделяли любви как таковой специального внимания, но в их учениях окончательно обнаруживается тенденция новоевропейской мысли экстраполировать существенные характеристики, изначально выявленные по отношению к любви уже в античности, на мораль и личность. Второй практический принцип категорического императива Канта в снятом виде содержит характеристики не только христианской любви-агапэ, но и аристотелевской любви-филии, и платоновской любви-эроса. Близкое содержание обнаруживается в раскрытии Гегелем понятия свободы как тождества меня с другим. Основные положения европейской философии любви воспроизводится Гегелем в рассуждении об основе семьи. По Л.Фейербаху, любовь, с наибольшей полнотой выражающее отношение Я-Ты, является основой человеческих отношений и заключает в себе всю тайну бытия. Любовь для Фейербаха - это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга и в единении «представляют собой род, т.е. совершенного человека». Благодаря Фейербаху европейская философия по сути дела возвращается к пониманию любви в единстве ее сущностных проявлений. Вместе с тем, проблематизировав любовь в контексте концепции диалога (рассматривая ее не в статичности состояний личности, но в динамике конкретных межличностных отношений), Фейрбах задал новое направление философствованию о любви.

С кон. 19 - 20 вв. философия любви развивается в трех основных направлениях: а) на почве русской религиозной философии; б) философской антропологии; в) психоаналитической философии. По В.С Соловьеву любовь - это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом, отношение совершенного взаимодействия и общения. Смысл любви - в преодолении эгоизма, которое происходит, однако, благодаря «вполне объективированному субъекту» - другому. Как и для Фейрбаха, для Соловьева существенно то, что физическое, житейское и духовное соединение двух существ приводит к «созданию нового человека»; в любви как половом отношении эмпирические мужчина и женщина соединяются в «одной абсолютно идеальной личности». В любви другой мысленно переносится в сферу Божества, и т.о., по Соловьеву, происходит избавление от неизбежности индивидуальной смерти. Идеи философии любви получили развитие также в работах В.В.Розанова, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева.

В феноменологически-аксиологической антропологии Шелера любовь рассматривается в качестве особой разновидности силы, которая направляет «каждую вещь» в сторону свойственного ей совершенства. Вырабатываемые в отдельной личности правила предпочтения одного и небрежения другим образуют, по Шелеру, «порядок любви» (ordo amoris) или его этос. Именно как «существо любящее» человек может быть «существом познающим» и « существом волящим». В любой своей разновидности любовь есть незавершенная любовь к Богу; как таковая она - наряду с ненавистью - представляет собой принципиальное ценностное основание бытия человека. Идея «порядка любви» получила развитие в книге «Метафизика любви» Д.фон Гильдебранда - наиболее фундаментальна в 20 в. философском произведении на тему любви. Рассматривая любовь как разновидность ценностного ответа (в любви другой человек воспринимается целостно и безусловно - как ценность сама по себе), Гильдебранд сознательно противопоставляет свое понимание платоновскому, согласно которому любовь - это тоска по совершенству.

Фромм подчеркивает значение любви как страсти, преодолевающей отчуждение между людьми, порожденное чувством стыда, вины или волнения. “Без любви человек не мог бы просуществовать ни дня”. “Возмужавшая любовь - условие, при котором сохраняется целостность, единство, индивидуальность каждого. Любовь - активная сила человека, это сила, пробивающая стены, отделяющие одного человека от другого, и объединяющая его с другими: любовь помогает человеку преодолеть чувство изоляции и одиночества, одновременно он может остаться самим собой, сохранить свою индивидуальность. В любви реализуется парадокс - два существа становятся одним, и одновременно их двое”. 11 Фромм Э.// Искусство любви. -Минск:Полифакт, 1990, стр.142 Любовь, продолжает Фромм, не пассивное, а активное действие, “состояние, в котором любишь”, но вовсе не влюбленность. Любовь связана с отдачей, а не восприятием. Самая главная сфера отдачи - царство гуманизма, в котором человек отдает себя, часть своей жизни (не всегда это означает приносить в жертву жизнь): радость, понимание, задачи, юмор, интересы и т.д. Отдавая эту часть своей жизни, подчеркивает Фромм, человек обогащает другого, углубляет смысл своей жизни, углубляя смысл жизни другого. Возможности любви зависят от степени развития личности и предусматривают достижение состояния творчества, в котором человек побеждает зависть, самолюбование, властолюбие, приобретает сознание своей силы, уверенность в своих силах при достижении цели. В той мере, в какой у человека не хватает этих качеств, он боится отдать себя, то есть боится любить. Об активном характере любви, продолжает Фромм, говорят и следующие ее элементы:

забота как активное отношение к жизни и благосостоянию того, кого мы любим, труд на пользу других;

отзывчивость как готовность “отозваться” на призыв другого, просьбу и т.п.;

уважение как способность видеть человека таким, какой он есть, признавая его индивидуальность (а не таким, какой нужен для наших целей); это только тогда, когда любовь свободна;

познание, которое преодолевает слепоту, неумение разглядеть друг друга; только в любви реализуется жажда знать себя и своих близких. Единственно полный путь познания реализуется в акте любви. Мне надо знать себя и другого человека объективно, чтобы быть способным разглядеть его истинную сущность или, точнее, преодолеть иллюзии, неверные, уродливые представления о нем. Только тогда, когда я познаю живое существо объективно, я могу узнать его до самой интимной сущности, и это я делаю в процессе любви.

Аспект любви, связанный с необходимостью отдавать, преодолевая свой личный эгоизм, жизненные инстинкты, играет особую роль в христианской морали, что выразилось в известном тезисе о любви к ближнему и врагу как к самому себе. Такого рода любовь важна не только для христианства, но и для морали вообще.

Любовь - и в этом проявляется ее уникальная роль в жизни - одна из немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного человека можно заменить, заместить, сменить, только не в любви. В этой сфере жизни индивид имеет, таким образом, высшую ценность, высшее значение по сравнению со всем остальным. Здесь человек не функция, а он сам, в своем конкретном и непосредственном абсолюте. Именно поэтому только в любви человек может прочувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Это высший синтез смысла существования человека. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нем хорошее, положительное, ценное.

И, наконец, любовь - это одно из проявлений человеческой свободы. Никто не может заставить любить - ни другого, ни самого себя. Любовь - дело собственной инициативы, она основа самой себя.

Специфику любви Ортега-и-Гассет характеризует так: “Любовь - и именно любовь, а не общее состояние души любящего - есть чистый акт чувств, направленный на какой-либо объект, вещь или личность. Как одно из чувственных проявлений памяти, любовь сама по себе отлична от всех составных памяти: любить - это не соотносить, наблюдать, думать, вспоминать, представлять; с другой стороны, любовь отлична и от влечения, с которым она зачастую смешивается. Без сомнения, влечение - одно из проявлений любви, но сама любовь не есть влечение… Наша любовь - в основе всех наших влечений, которые, как из семени, вырастают из нее”. 11 Гуревич П.С.// Основы философии.- Москва:2004,стр.266

Революционирующее воздействие на понимание источника и психической природы любви оказала антропология З.Фрейда, хотя он и не привнес новых идей в понимании ее сути. Фрейд редуцировал любовь к либидо, любовь есть «душевная сторона сексуальных стремлений». Феномен Я-либидо, в отличие от объект-либидо получил название нарциссизма- своеобразное выраженного себялюбия. Либидо - это психофизическая основа не только любви в собственном смысле слова, но всего разнообразия тех привязанностей и влечений, которые в живом языке называются любовью в неспецифических и частных смыслах. В отношении к другому человеку либидо реализуется в сексуальном единении; однако спроецированное на иные объекты или виды деятельности либидо сублимируется и преобразуется в различные формы творчества. В поздних работах Фрейда намечается характерное различие между либидо и эросом: поскольку полное удовлетворение либидо как сексуальной энергии мыслиться в реализации инстинкта к смерти (танатоса), именно эрос как инстинкт жизни позволяет человеку сохранить себя, придает жизни новизну и усиливает напряжение творчества. Полемизируя с Фрейда, Э.Фромм синтезирует его поздние идеи с классическими философскими представлениями о любви как о способе преодоления одиночества и объединения с другими людьми; деструктивному либидо противопоставляется «продуктивная любовь»- созидательная и творческая сила, проявляющаяся главным образом в заботе, ответственности. Уважения и знаний; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему. Углубленный психологический анализ позволил последователям Фрейда (К.Хорни, Фромму,Э.Эриксону и др.) развернуто представить феноменологию любви, в т.ч. в разнообразии ее аберраций.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса