Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Место гендерной социологии в структуре социологического знания. Гендер как социологическое понятие

Гендер - это понятие которое обозначает социальный пол человека, в отличие от биологического пола, социально ролевой статус, который относительно социальных возможностей каждой в образовании, проф. . деятельности, доступа к власти, семейной роли и репродуктивному поведению и естьодним из базовых измерений социальной структуры общества.

Пол - это понятие что означает теанатомо-биологические особенностиі людей в основном в репродуктивной системе на основекоторых люди определяются как мужчины или женщины.

Женщины в средние века. Каждая благородная дама могла иметь одного или нескольких поклонников-рыцарей, которых законный супруг обязан был признавать без ревности.

Представление о способностях мужчин и женщин в разных сферах деятельности.

Оценивая социальный статус мужчин и женщин в современном украинском обществе, 43% респондентов определили статус мужчины и женщины как одинаковый, а 35% указали на то, что статус мужчиныесть высшим чем статус женщины. Гендерные стереотипы, которые существуют в обществе, очень часто становятся на помехе и мужчинам, и женщинам в их профессиональной деятельности и в личной жизни. Они существенно влияют на стремление и самооценку женщин и ужнин, предопределяют предубежденную оценку их действий и способностей Гендерная социализация.

Гендерная социализация - это процесс усвоения социальной роли, определенной для нее обществом от рождения, в зависимости от того, мужчиной или женщиной она родилась Отношение христиан к женщине.

В христианской традиции существует две противоположные тендэнции в отношении к женщине: ей поклоняються, в образе Божей Матери, воздаютженщин - мироносиц, которым первым появилсявоскресший Христос, уважаютженщин святых и великомучениц. С другой стороны женщинусчитают более близкой кпотусторонним силам, она сеть соблазна, она создана изАдамового ребра, нечистая и неполноценная, а самое главное виновная, потому что через нее произошло изгнание из рая.

Сексуальные домогательства на работе.

Сексуальные домогательства на работе стали понятием повсеместным. Отвергнувшигруду исторических подробностей, начнем из того, что различают двавида сексуального домогательства. Первый "работает" по законам бизнеса - услуга за услугу. В Украине нет четкого механизма прописания норм относительно сексуального домогательства (в том числе служебного), как, например, в США, где данной проблемой занимаются психологи, союзы, организации, научно-исследовательские институты и т.д. Но ответственность, хотя и очень коротко, прописанная в Уголовном кодексе Украины, а именно в статье 154 (Принуждениековступлению в половую связь), где в ч.1 говорится, что за принужденияженщины или мужчиныковступлению в половую связь естественным или неестественным образомлицом, от которого женщина или мужчина материально или служебно зависимы, - наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов.

Понятия стать, роль, маскулинность, феминность, идентичность.

Стать – это понятие, что обозначает те анатомо-биологические особенности людей в основном в репродуктивной системе на основании которые люди обозначаются как мужчины и женщины.

Роль – это характеристика поведения человека в условиях, определяемых социальными институтами.

Маскулинность - система свойств личности, которые традиционно полагают мужскими.

Феминность - это свойство личности, котораяпредусматривает соответствие женщины собственному психологическомуполу, соблюдение женских половых ролевых норм, типичного для женщины поведения, ценностей, установок.

Идентичность - собственные чувства и сознательное поведение лица которая редактируется его биологическим полом и обучение, усвоение и воспроизведение гендерных ролей.

Женщина в семейном быту.

В течение XIV - XVIII ст. семья в Украине, как и во всех тогда окружающих соседних странах, оставалась патриархальной. Главой семьи, итак, должен был бытьмужчина, которомуженщина обязанная была быть верной и послушной, во всем покорной. Женщина была будто полуполноправнымлицом, что все время находилась под чьей-то опекой: пока не выйдет замуж - ею охраняли родители, или, если они умирали, ближайшие родственники, a когда девушка выходила замуж, переходила под опеку своего мужчины.

Гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы - это обобщенные и упрощенные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям “мужское” и “женское. - Стереотипы маскулинности-фемининности. Маскулинность приравнивается к активно-творческому, культурному началу, а фемининность – к пассивно-репродуктивному, природному.

Стереотипы, закрепляющие семейные и профессиональные роли в соответствии с полом. Для женщины главные социальные роли – семейные роли, для мужчин – профессиональные. Женщин принято оценивать по наличию семьи и детей, мужчин – по профессиональному успеху.

Согласно обыденному сознанию, “нормальная” женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям.

Стереотипы, связанные с различиями в содержании труда. Согласно этому стереотипу, удел женщины – экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий труд. Тогда как инструментальная сфера, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд - это область деятельности для мужчин.

Понятие транссексуализма, трансвестизма, гомосексуализма.

Трансвестизм - это более легкая форма нарушения гендерной идентичности, которая проявляется в стремлении играть роль противоположного пола, потребности переодеваться, использовать имя и заимствовать другие ролевые атрибуты противоположного пола, хотя это не сопровождается полным осознанием себя лицом противоположного пола.

Транссексуализм - это полное осознание себя представителем противоположного пола Гомосексуализм (грец. Герц, герц, грек, грен, грець, греця, грецю, греці, грець, греця, грецю, греці homois - подобный и лат. seksus - пол) - психосексуальная ориентация, направленность полового прельщения и форм его реализации к лицам своего пола, половых отношений между лицами своего пола.

Государственная политика поддержки семьи.

Основными задачами Программы есть - усовершенствование нормативно-правовой базы по вопросам семьи для ее надлежащего развития и выполнения социальных функций - всестороннее укрепление правовых, моральных и материальных принципов семейного жизни -внедрение правовой, психолого-педагогической и организационно-методической системы с целью создания оптимальных социально-экономических условий для полноценного воспитания детей всемьи;

повышение уровня экономической активности и самостоятельности семей, оптимизация их социальной защиты, прежде всего тех, что имеют детей - создание системы целенаправленной подготовки будущих родителей к супружескому жизни, повышению уровня психолого-педагогической культуры граждан.

Гомосексуальность.

Гомосексуализм (грец. Герц, герц, грек, грен, грець, греця, грецю, греці, грець, греця, грецю, греці homois - подобный и лат. seksus - пол) - психосексуальная ориентация, направленность полового прельщения и форм его реализации к лицам своего пола, половых отношений между лицами своего пола. Формирование психосексуальной ориентации охватывает пубертатный (12-18 лет) и переходной (16-26 лет) периоды сексуальности. Становление психосексуальной ориентации есть конечным этапом психосексуального развития, на котором происходит формирования платонического, эротического и сексуального либидо. Термин "гомосексуал" впервые предложил венгерский журналист и защитник прав человека Карл - Мария Бенкерт в 1869 году. Этот срокпоявился в двух памфлетах, в которыхБенкерт высказывал протест против прусскогозакона что запрещал содомию. Гомосескуальність открыто в больше чем в 400 видов млекопитающих и птиц. Поэтому практически все ученые склоняются кмысли, которая сексуальная ориентация имеет генетические причины.

Ролевой конфликт работающей женщины.

Этот личностный конфликт между ролями чаще возникает у женщин, ориентированных на свою семью, но вынужденных работать вне дома, то есть половотипизированыхженщин. Ролевой конфликт работающей женщины рассматривается как комплекс субъективных негативных переживаний, которые возникают у женщины, при оценке ею того, как она справляется с совмещением ролей в профессиональной и семейной сферах. Деструктивным показателем ролевого конфликта являются чувства вины, которое рождается из модели восприятия женщин своїх ролей.

Гендерные конфликты.

На макроуровне гендерный конфликт - это конфликт интересов, то есть борьба женщин как социальной группы за высший статус в обществе Гендерные конфликты вызванные разногласиями между нормативными представлениями о чертах личности и особенности поведения женщин и мужчин и невозможностью или нежеланием личности и группы людей отвечать этим представлениям – требованиям.

Мужская и женская сексуальность.

Сексуальность - урожденная потребность и функция человеческого организма подобно к процессам дыхания, пищеварение и т.п. С биологической точки зрения - это готовность к полноценной сексуальной деятельности: развитыегеніталії, половой поезд, способность к сексуальному возбуждению и его интенсивность, возможность переживать оргазм, вековой и конституционный критерий. Но сексуальность значительно более широкая от нее сугубо генітальногоизмерения и, как говорят, 90% сексуальности - в голове, а не в половых органах.

Проблема гендерной неравности в Украине.

Существующее выраженное доминирование представителей мужского пола во многих сферах социального жизни в Украине базируется на постоянных гендерных стереотипах и устаревшей культурной детерминанте. Стали стереотипы создают значительные трудности в достижении женщинойдействительногоравенства в таких сферах жизни как семени, политика и бизнес. Если оказать в процессе формирования стереотипов тот период, когда возникает доминирование мужского типа в социуме, то можно максимально повлиять на этот процесс и добиться перераспределения мужского доминирования и тем самым значительного роста количества женщин, которые будут занимать ключевые руководящие должности в политике, бизнесе ит.п. И главное, отказ от старых гендерных стереотипов поможет росту демократизации государства и его культуры, созданию социального, открытого общества, в которомженщина, в качестве лидера, ценится также высоко, как и мужчина.

  • 1. Раскройте сущность, предмет, объект, функции социологии труда и занятости.
  • 9.2. Категории социологии политики
  • 9.3. Гражданское общество и правовое государство
  • 9.4. Политическое сознание и политическая культура
  • Тема 10. Социология общественного мнения
  • 10.1. Общественное мнение как социальное явление
  • 10.2. Формирование общественного мнения
  • 10.3. Общественное мнение как фактор социальных изменений
  • 10.4. Основные методы изучения общественного мнения
  • Тема 11. Социология коммуникаций
  • 11.2. Основные подходы к изучению массовой коммуникации
  • 11.3. Особенности функционирования средств массовой информации
  • 11.1. Объект, предмет, история возникновения массовой коммуникации
  • 11.2. Основные подходы к изучению массовой коммуникации
  • 11.3. Особенности функционирования средств массовой информации
  • 2. Охарактеризуйте основные подходы к изучению массовой коммуникации.
  • 3. Проанализируйте особенности функционирования сми.
  • Тема 12. Социально-поселенческая структура общества
  • 12.1. Социология города
  • 12.2. Социология села
  • Тема 13. Этносоциология
  • 13.1. Этносоциология как научная отрасль социологии
  • 13.2. Этнические общности: племя, народ, нация
  • 13.3. Национально-этнические отношения
  • 13.4. Национально-этническое возрождение
  • Тема 14. Социология образования
  • 14.1. Предмет социологии образования. История ее развития
  • 14.2. Образование и общество. Социальная сущность образования
  • 14.3. Система образования: ее структура и функции
  • Тема 15. Социология науки
  • 15.1. Социология науки: история возникновения и предмет
  • 15.1. Социология науки: история возникновения и предмет
  • 15.3. Определение ключевых понятий социологии науки
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тема 16. Социология молодежи
  • 16.1. Сущность, предмет, объект, функции социологии молодежи. Место и роль социологии молодежи в системе гуманитарных наук
  • 16.2. Молодежная проблематика в зарубежной и отечественной социологии
  • 16.3. Субкультура молодежи как социологическое понятие
  • 16.4. Государственная молодежная политика, ее основные направления
  • Тема 17. Социология семьи и брака
  • 17.1. Социальная сущность и функции семьи
  • 17.2. Классификация семейно-брачных отношений
  • 17.3. Кризис семьи и ее будущее
  • Тема 18. Социология конфликта
  • 18.1. Понятие конфликта, его социальные предпосылки
  • 18.2. Функции социальных конфликтов и их классификация
  • 18.3. Механизм социального конфликта и его стадии
  • Тема 19. Поколения как субъекты общественной жизни
  • 19.1. Понятие поколения: сущность и содержание
  • 19.2. Возрастная стратификация общества
  • 19.3. Отношения поколений: преемственность и конфликты
  • Тема 20. Гендерная социология
  • 20.2. Основные положения гендерной социологии
  • 20.3. Проблема гендерных отличий в мировой социологии
  • 20.4. Феминизм: сущность, этапы, направления
  • 1. Раскройте сущность и содержание основных категорий гендерной социологии.
  • Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания
  • Литература
  • Темы рефератов и докладов
  • Задания для самостоятельной работы Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания
  • Литература
  • Темы рефератов и докладов
  • Задания для самостоятельной работы Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания
  • Литература
  • Литература
  • Темы рефератов и докладов
  • Задания для самостоятельной работы
  • Литература
  • Семинар №11. Социальные конфликты (2 часа) План
  • Темы рефератов и докладов
  • Задания для самостоятельной работы
  • Литература
  • Типы семей
  • Словарь ключевых социологических понятий и терминов
  • Методические указания для самостоятельной работы студентов дневной формы обучения
  • Контроль (определение рейтинга) учебной работы студентов
  • Оценка видов учебной, организационной и научной деятельности студента в рейтинговой системе
  • Методические указания для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения Методические рекомендации к подготовке рефератов (контрольных работ)
  • Темы рефератов для студентов-заочников
  • Вопросы к экзамену (зачету)
  • 49. Сущность и содержание основных категорий гендерной социологии.
  • 50. Феминизм: сущность, этапы, направления.
  • Тема 20. Гендерная социология

    20.1. Сущность, основные категории гендерной социологии

    20.2. Основные положения гендерной социологии

    20.3. Проблема гендерных отличий в мировой социологии

    20.4. Феминизм: сущность, этапы, направления

    Основные понятия : гендерная социология, гендер, гендерные отличия, феминизм

    20.1. Сущность, основные категории гендерной социологии

    На рубеже XX-XXI вв. постсоветская социология стала осваивать новые подходы и направления, среди которых и гендерные исследования, хоть эту проблематику немало исследователей рассматривают как экстравагантную.

    Гендерная тематика вошла в научное обращение в западноевропейских странах, США и Канаде в начале 80-х годов XX в. А еще в 60-ые годы понятие «гендер» в современном понимании - «соотношение людей разного пола», «социальный конструкт пола» - было неизвестно и употреблялось лишь для обозначения грамматической категории, которая дословно переводится как «род». Активное использование во многих европейских странах понятия «гендер» в новом значении свидетельствует, что в последние десятилетия произошло не только переосмысление проблемы отношений полов, но и о том, что их теперь стали рассматривать как форму социальной организации.

    Английским аналогом понятия «пол» является «sex». Традиционно оно использовалось для обозначения морфологических и физиологичных отличий людей. Однако в 70-ые годы XX в. социологи предложили различать понятия «sex» и «gender», поскольку, кроме биологических отличий, между мужчинами и женщинами существует деление на социальные роли, формы деятельности. Они отличаются поведением, ментальностью, эмоциональностью. Внедрение этого понятия было вызвано необходимостью переосмысления взглядов на разные половые черты и роли как проявление «природных» качеств. Следовательно, в конце XX в. гендерную роль рассматривали не только как проявление природой заданных особенностей, но и как систему ожиданий адекватного поведения; не как естественный пол, а как «социально-культурный конструкт». С этой точки зрения, некоторые характеристики женщин (например, эмоциональность, склонность к самопожертвованию, ориентированность на семью и детей) становились не природными качествами, а характеристиками, сформированными определенным типом общества.

    Считается, что впервые понятие «гендер» было внедрено в научное обращение американским психоаналитиком Робертом Столлером в труде «Пол и гендер: о развитии мужества и женственности» (1968). «Гендер» он рассматривал как понятие, которое выражает психологические, социальные, культурные особенности, независимые от тех, что характеризуют биологический пол. Поэтому необязательно связывать сущность женщины с «женственностью», а сущность мужчины с «мужественным» поведением. Такой подход был поддержан многими социологами, он положил начало новому направлению социальных исследований - гендерных. Теперь это понятие употребляется в разных значениях: как обозначение пола - «социальный пол»; как ожидание того, что должны делать мужчины и женщины. Но понятийное поле этого понятия еще не до конца очерчено, а под гендерным подходом понимают:

    а) отдельную гендерную теорию, которая изучает семью и социальные отношения полов;

    б) универсальную концепцию патриархата как системы господства в обществе;

    в) общеметодологический подход, который рассматривает отношения полов как отношения власти.

    Стержнем научного интереса современной гендерной социологии является проблематика, которая раньше считалась второстепенной: сфера повседневного, интимного (гендерные роли, домашние обязанности, брак и др.). Ее интерес концентрируется на проблеме идентичности (самоопределенности). Гендерные исследования, не игнорируя количественных методов, отдают преимущество качественным: глубинному интервью, методу устных историй, биографическому методу, культурологическому анализу, психологическим и этнографическим техникам, которые передают драматизм субъективного опыта людей. Часто они применяют специфические методики: принцип «партнерства», соучастия, диалог, которые предают исследованию эмоциональную окраску. При этом отношение исследователя к объекту исследования имеет особое социальное проявление: гнев, радость, симпатия, которые возникают в процессе взаимодействия и могут влиять на результат исследования. Это предопределяет повышенное внимание к этике гендерных исследований. Гендерная социология должна учитывать в своих исследованиях отличия в экономическом, семейном и социальном статусах, особенности состояния здоровья, возраста, политических взглядов объектов. Ее интересует не обезличенное большинство, а отдельные специфические социальные группы. Не препятствуют этому немногочисленность и нерепрезентативность этих групп, поскольку лишь учет всех разногласий дает возможность адекватно познать реальность во всем ее разнообразии.

    Гендерная социология – отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских ролей, половые отличия на всех уровнях и их влияние на человеческое существование, сосуществование, на особенности социальной организации, специфику мужского и женского социальных сообществ.

    Понятие «гендер » (gender) означает социальное ожидание от представителей каждого пола. Но, в отличие от понятия «пол», оно характеризует не биологические особенности, по которым различаются мужчины и женщины, а социально сформированные черты. То есть если с полом связанны только физические различия в телосложении, то с гендером - психологические, социальные, культурные различия между мужчинами и женщинами. Соответственно понятие «пол » охватывает комплекс репродуктивных, поведенческих, телесных, социальных характеристик, которые определяют индивида как мужчину или женщину. В мировой социологии биологический пол определяют понятием «sex», а социальный – понятием «гендер».

    Не связанны с биологическим полом понятия «маскулинность » (лат. masculinus - мужской; здесь - мужество, сила) и «феминность » (лат. femina - женщина, самка; здесь - женственность). Они характеризуют различные психологические характеристики, исторически сформированные особенностями культуры определенного общества. Маскулинность ассоциируется с активностью, независимостью, самоуверенностью, а феминность - с зависимостью, несмелостью, сентиментальностью. Характеристики, объединяющие черты маскулинности и феминности, свойственные для в одного человека, свидетельствуют о его андрогенности (грец. androgynos - двуполый). Маскулинность, феминность и андрогенность являются предпосылками определенной модели социального поведения. Андрогенная личность имеет больший выбор вариантов моделирования поведения, она гибче в отношении социального приспособления. Профессор психологии Сандра Бем (США) объясняла андрогенность как индивидуальную способность индивида в зависимости от конкретных ситуативных условий действовать или по-женски, или по-мужски.

    Понятие «сексизм » (лат. sexus - пол) было внедрено в научный оборот феминистами по аналогии с расизмом и означал систему установок, которая оправдывает социальное неравенство женщины, ссылаясь на существенные недостатки (изъяны) женской природы, якобы неспособной к социальному творчеству. В наше время понятие «сексизм» получило более широкое значение и указывает на дискриминацию по половому признаку как женщин, так и мужчин. Как социальное явление, сексизм близок к патриархату. В начале 90-х годов XX в. профессор социологии Сильвия Волби (США) дала определение понятия «патриархат » как системы взаимоувязанных социальных структур, посредством которых мужчины подавляют и эксплуатируют женщин. В связи с этим категория «патриархат» является одной из самых употребляемых в феминизме, одна из представительниц которого американка К. Миллет считает, что патриархальными были все исторические цивилизации. Ведь под руководством мужчин всегда были армия, индустрия, технология, образование, наука, политика и финансы - все, из чего состоит власть. Современные общества тоже патриархальные, отличаются лишь степенью и особенностями социального неравенства, обусловленного социальным статусом мужчин и женщин, то есть гендерным неравенством. В отличие от патриархата, биархат является по форме общественным строем, при котором мужчины и женщины имеют равное положение в обществе. Он тесно связан с гендерной симметрией (совокупностью представлений об исконном равенстве людей).

    Актуальность современных гендерных исследований обусловлена социальными трансформациями общества, которые знаменуют выход на историческую арену такого феномена как «женская революция». Речь идет не только о новых женских проблемах и осложнении существующих. Женский фактор настойчиво и стремительно врывается в современную картину мира, нуждаясь в переосмыслении многих основ цивилизации, в том числе места и роли женщины в современном мире, без решения которых невозможно поступательное развитие. Осмыслить радикальные изменения положения женщины, укрепления и расширения женского начала в обществе призвана гендерная наука.

    Гендерные исследования не являются сугубо женскими, они сориентированы и на проблемы мужского сообщества, сравнительный анализ женских и мужских особенностей, отличий и проблем (в социальном контексте), но именно женский вопрос привлекает внимание научных работников больше всего. Теория гендера акцентирует внимание не на проблемах женщин, а на отношениях женщин и мужчин в обществе, на невозможности адекватно понять положение женщины в обществе без анализа и понимания гендерных отношений.

    Общество погибнет от того, что поверило словам,
    лишенным смысла или противоречивым...

    Маркиз де Кюстин. Записки о России. 1839 г.

    Понятие "гендер" было введено в русский язык в начале 1990-х г. Посадской Анастасией. Позднее оно все чаще начинает употребляться, в частности, социологами, однако в совершенно различных смыслах, что создает концептуальную путаницу и препятствует сопоставимости результатов. Некоторые авторы просто отождествляют "гендер" с "женщиной", другие под гендером понимают социокультурные аспекты жизнедеятельности полов (которые различны в разных этнокультурах в разные исторические периоды). Г.Г. Силасте предлагается понятие "социогендерных исследований ", предметом которых является "социальный (а не личностный, или профессиональный, или должностной) статус женщины" [ , с.16], в то же время, например, Е.А. Здравомыслова и А.А.Темкина определяют "гендер" как социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения [ , с.84]. На Западе конкретное содержание этого термина определяется концептуальным контекстом феминистски-ориентированных исследовательниц [см. подр. ]. Принципиальным для введения этого термина в российскую науку является разграничение двух смыслов, в которых "гендер" употребляется в английском языке. В рамках феминистских концепций - гендер (по аналогии с классом) прежде всего стратификационная категория и подразумевает наличие угнетения, субординации, социальное неравенство женщин, т.е. неравный в сравнении с мужчинами доступ к власти, богатству и престижу. Понятие гендера предполагает социальное конструирование различий с тем, чтобы использовать эти различия для сохранения власти мужчин, и каждодневное производство гендера, как подчеркивание полярности мужского и женского с целью обесценить женщин [ , с. 593]. Причем, если представительницы радикального феминизма считают гендерную стратификацию повсеместной и основной, другие исследовательницы рассматривают этот вектор наряду с иными стратификационными категориями - класс, возраст, инвалидность, этничность и т.д., чему во многом способствовало несогласие "черных" женщин с позицией представительниц "белого" среднего класса, исследования среди индейцев, рабочего класса и т.д. Гендер одновременно выступает и как эвристическое понятие и как обозначение того, что феминистки хотят изменить или элиминировать в социальных отношениях [ , с.604] .

    В широком смысле, вне феминисткой ориентации, в западном научном языке гендер употребляется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических (т. е. особенностей мужской и женской анатомии, сексуальности, гормонального баланса и т.д.), что также было инициировано феминистскими учеными. Это было достаточно разумно в связи с явной биосексуальной коннотацией, содержащейся в слове "sex".

    В русском языке понятие пол не содержит столь явной ассоциации, а если иметь в виду дореволюционную традицию, то, как отмечал Н. Бердяев, развивавший платоновскую идею андрогинности, пол - это половина человечества. Кстати он же рассматривал стремление женщин к эмансипации как потребность уйти от рода (т.е. gender) , т.е. игнорировать в числе биологических особенностей и свое репродуктивное предназначение (что является «пагубной» вехой движения цивилизации).

    В связи со сказанным представляется, что в русском языке имеет смысл употреблять понятие "гендер" лишь в узком смысле, предполагающем феминистскую интерпретацию, гендерный подход, т.е. выявление и изучение угнетения женщин/мужчин. При этом, вероятно, имеет право на существование и традиционная социология пола, в рамках которой анализируются субкультурная дифференциация полов (смысл которой возможно иной, нежели женская субординация и угнетение), половые аспекты сексуального поведения (см. напр. работы С.И.Голода , И.С.Кона), изучение половых различия в других сферах социального поведения. Явление стереотипизации (что препятствует развитию личностей в условиях дифференциации жизненных стилей) представляется как качественно отличное от дискриминации. И.С. Коном уже подчеркивалось, что половая стратификация и социальный статус могут быть разными не только в разных обществах, но и в "разных сферах жизнедеятельности одного и того же социума" [ , с.177]. Как, например, квалифицировать факт российской культуры - власть части матерей над взрослыми сыновьями, жен над мужьями, дочерей над пожилыми отцами и т.д. Возможно, необходимо другое понятие, описывающее обратную составляющую властных отношений по признаку пола. Таким образом, категория гендер это еще один вектор при анализе социальной стратификации, причем является ли он доминирующим в каждом конкретном обществе - это исследовательская проблема. Например, уже высказывались предположения, что советское общество было патриархатным преимущественно по вектору возраста, т.е. власти старших мужчин. Сегодня, похоже, именно этот вектор власти наряду с этничностью являются в большей мере конфликтным, отношения между полами вышли на уровень доминирующего противоречия внутри особых социальных групп (богатых, части среднего класса).

    Более сложная проблема в связи с понятием "гендер" стоит в гносеологическом аспекте. Феминистками поставлена проблема ограниченности знания, представленного в истории исключительно мужчинами (квалифицируемого как андроцентризм), т.е. в широком контексте речь идет о зависимости теорий и интерпретаций от особенностей субъекта познания, в данном случае по признаку пола. Феминистский подход также вполне согласуется с развитием нового типа рациональности - постнеклассической, которая учитывает не только особенности субъекта познания, но и ценностную ориентацию, т.е. дает ответ на вопрос "для чего необходимо знание". Если считать женщин маргинальной группой (в том числе в сфере науки), тогда вероятно необходим их вклад с точки зрения "особого видения" социальной реальности. Но, если отталкиваться от факта, что в бывшем российском обществе (многие элементы которого сохранились и поныне) женщины были достаточно сильно (в отличие от Западных стран того же периода) представлены в различных социальных институтах, в том числе в науке, и не имели длительного опыта исключительно "приватного существования" - возникает вопрос об основаниях (помимо биологических) такого особого видения реальности. Т.е. вопрос о женском особом месте в науке с точки зрения методологии пока остается открытым.

    Введение

    Существовавший в советский период отечественной истории гендерный порядок, при котором государство активно проводило политику эмансипации женщин и поддержки материнства, сменился свободными рыночными отношениями, обострившими многие социальные проблемы, в том числе и гендерные. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное воспитание как смыслопорождающий процесс (Становление теории) / Е.В. Бондаревская// Известия Южного отделения Российской академии наук. - 2014. - Выпуск VI. - С. 35 В первую очередь это коснулось женщин, которые потеряли свои позиции в области занятости и оплаты труда, общественной и политической жизни, снизилась социальная защищенность женщин, имеющих детей. Трансформационные процессы способствовали также и кризису маскулинности, выразившемуся в ограниченности, часто и в невозможности исполнения традиционных мужских ролей в различных сферах, включая семейную. Корякина А. Мальчики становятся мужчинами/ А. Корякина // Воспитание школьников. - 2014. -№2.- С. 24 Современные гендерные процессы в стране характеризуются трансформацией гендерно-дифференцированных моделей и сфер ответственности в производстве, общественной жизни, а также в семье и домашнем хозяйстве.

    В свете этих положений актуальность темы данной курсовой работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения гендерной социологии как значимой проблемы для современного общества.

    Целью написания данной курсовой работы явилось выявление содержания теоретических и практических аспектов гендерной социологии.

    Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством решения следующих задач:

    1. Рассмотрение теоретических основ изучения гендерной социологии,в т.ч. процесса становления гендерной социологии;

    2. Рассмотрение практики эмпирических исследований в области гендерной социологии

    3. Изучение социальных факторов формирования гендерных стереотипов студенческой молодежи.

    4. Анализ результатов исследования гендерных стереотипов современной студенческой молодёжи.

    Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.

    Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.

    Объем и структура данной курсовой работы определены логикой системного исследования вопроса и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

    Теоретические основы изучения гендерной социологии

    Понятие гендера в современной социологии

    гендер социология студенческий молодежь

    Понятия гендера и пола в социологии являются одними из фундаментальных. Для того чтобы отличать изучение пола в социологии (то есть в контексте социальных отношений и процессов), принято использовать понятие «гендер», впервые введённое в социологию сексологом Джоном Мани. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

    пол - совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. Силласте Г.Г. Гендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога / Г.Г. Силласте // Высшее образование в России. - 2011. - №2. - С. 11

    Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью и возникают во взаимодействии с другими людьми.

    Подтверждается мнение Л.Н. Пушкарева, выделившего два подхода к определению гендер: Котовская М.Г. Анализ феномена мачизма / М.Г. Котовская, Н.В. Шалыгина// Отечественные науки и современность. -2013.- №2.- С. 47

    1. гендер как мыслительная конструкция, новая научная дефиниция, определяющая социальные и культурные функции представителя того или иного пола;

    2. гендер как исконно присущее человеку качество, в котором половые (женские либо мужские) свойства и особенности теснейшим образом не только связаны, а сплавлены воедино с предписанными обществом нормами, стереотипами, взглядами, суждениями и т.д.

    Из второго подхода, описанного Л.Н. Пушкаревым, видно, что термин «гендер» актуализировал проблему соотношения биологического и социального.

    Анализ работ, посвященных гендеру, показывает существование биологического и социокультурного подходов в объяснении половых различий.

    Т.В.Бендас отмечает, что биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т. п. Ярким примером данного подхода является эволюционная концепция дифференциации полов В. А. Геодакяна, которая показывает, что дихотомия мужского и женского - это дихотомия изменчивости и наследственности, оперативной и долговременной памяти вида, качества и количества потомства, эволюции и консервативности, зрелого и ювенильного. Каменская Е.Н. Гендерный подход в социологии / Е.Н. Каменская// Известия ТРТУ. -2013.- Специальный выпуск.- . С. 92

    Концепция В.А. Геодакяна заключается в том, что генетическая обусловленность признаков у мужчин и женщин является определяющей в половых различиях и подтверждается множеством фактов. В.И. Кухаренко отмечает, что на 100 зигот женского типа приходится 120-150 зигот мужского типа. К рождению, отмечает Э. Бауст, соотношение полов составляет уже 103-106:100. Д.В. Колесов и Н.Б. Сельверова подчеркивают, что повышенная смертность особей мужского пола характерна для животных и человека. У животных она связывается с более рискованным поведением самца, а у человека - с опасными профессиями. Более высокую смертность представителей мужского пола. В.А. Геодакян рассматривает как выгодную для популяции форму контакта со средой. Он считает, что женский пол реализует преимущественно тенденцию стабилизирующего отбора, а мужской пол - движущую. Иными словами, поток информации от среды к популяции реализует преимущественно мужской пол, а от поколения к поколению - женский. При этом оказывается, что более высокая смертность представителей мужского пола не наносит ущерба численности популяции, так как она лимитируется в первую очередь числом представителей женского пола и их репродуктивной способностью. Горлач М.Г. Гендерный аспект семейно-ролевого диссонанса / М.Г. Горлач.// СОЦИС. - 2012. - №1. - С. 26

    Анализ биологических и социокультурных концепций гендера, показывает, что понятие «гендер» синтезирует биологический и социокультурный подходы. Среда образует условия для развития в онтогенезе врожденных программ, которые в свою очередь, являются необходимым условием превращения определяемых средой возможностей в действительность: гендер есть биосоциокультурное единство. Считается, что понятие гендер является многомерным и иерархичным, а формирование его необходимо понимать, как последовательное, преемственное и согласованное действие биологических и социокультурных детерминант.

    Таким образом, можно заключить, что гендер состоит их двух половин: пола биологического и пола социокультурного, в неразрывном единстве и можно дать следующее определение: гендер - система социокультурных половых отношений, возникающих у мужчин и женщин в результате их общения между собой и с внешним миром и проявляющихся во всех сферах жизни человека и общества.

    В научный оборот многих общественных наук вошли прилагательные от понятия «гендер» - гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерные идентичности и т.д., которые все в совокупности были названы Е.Гоффман «гендерным дисплеем», т.е. многообразием проявлений пола в общественных нормах и требованиях, в стереотипах и представлениях, в путях социализации и идентификации. Для педагогической науки данные категории также имеют важное значение, так как раскрывают сущность гендерного развития ребенка и являются началом разработки гендерного понятийно-категориального аппарата.

    В социологическом словаре, под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского отмечается, что для обозначения культурно-символического смысла «женского» и «мужского» используют термины «фемининный» и «маскулинный», которые обозначают нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

    Т.В.Бендас дает следующее толкование понятий маскулинность и фемининность: Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. - М., 2012. - С. 44

    Маскулинность (лат. masculinus - мужской) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т.д.

    Фемининность (лат. femina - женщина) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т.д.

    Также представляется плодотворной концепция взаимодополняемости полов Т. Парсонса - Р. Бейлза, согласно которой, женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, мужчина - инструментальную. Экспрессивная роль проявляется в сфере домохозяйства и вменяется исключительно в ведение женщины. Инструментальная роль мужчины заключается в регуляции отношений между семьей и другими социальными системами, это роль добытчика и защитника. Т. Парсонс считает, что роль инструментального лидера в семье всегда принадлежит мужчине, а женщина - это экспрессивный (эмоциональный) лидер. Т. Парсонс аргументирует такое распределение ролей природной способностью женщины к деторождению, что влечет за собой отстранение мужчины от функции заботы о ребенке и способствует его развитию в инструментальном направлении. Бондаревская Е.В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике / Е.В.Бондаревская // Известия Южного отделения Российской академии наук. - 2011, - выпуск III.- С. 78

    В качестве основной и превалирующей женской роли Т. Парсонс видит роль жены, матери, домохозяйки. Занятие мужчины профессиональной деятельностью, оценивается как социально ценная функция мужчины, определяющая его доминирующее положение в семье, а домашний труд женщины, не являющийся занятостью, определяет ее подчиненную роль. Данное разделение способствует снижению внутрисемейной конкуренции за власть, статус, престиж, что является основой функционального разделения семейных ролей. Т. Парсонс утверждал, что замужняя женщина может позволить себе работать, если такая работа не способствует построению карьеры для женщины, не приносит существенный доход. То есть вследствие такого разделения не происходит соревнования с мужем, что не подрывает его экономическую функцию и социальный авторитет. Хотя, с точки зрения Т. Парсонса, любая занятость женщины может вызвать нестабильность брака.

    В настоящее время наблюдается противопоставление традиционной теории гендерной социализации теорией конструирования гендера, в которой подчеркивается деятельный характер усвоения опыта и неравенство гендерных отношений мужчины и женщины.

    Также выделяется подход социального конструкционизма (П. Бергер, Т. Лукман), согласно которому «гендерная личность» конструируется в межличностных отношениях, «делающих» гендер в практиках обыденной жизни, где гендер становится основой и результатом общественных отношений, средством легитимизации одного из самых фундаментальных разделений в обществе. Разрабатывается теория «социального конструирования гендера», рассматривающая гендер как естественную сторону социального взаимодействия, являющуюся в то же время социально обусловленным достижением.

    Теории социального конструктивизма преобразуют теории социализации с точки зрения конструирования гендерной идентичности субъектом, путем идентификации себя с определенным социальным полом. Особенностью данных теорий является социальная обусловленность гендера, выражающаяся в построении определенного типа социальных отношений, имеющих ценностное значение для поддержания конкретного общественного порядка. Можно отметить, что, гендер конструируется на стыке этнических, классовых, культурных характеристик социального взаимодействия, и может быть использован для определения основных сущностных закономерностей и процессов существующей социальной реальности.

    Таким образом, конструктивистские теории способствовали углублению научных представлений о гендере и отделению биологически детерминированных качеств от качеств, конструируемых самим субъектом, что является неоспоримым достоинством конструктивистских теорий и в определенной мере подтверждается примерами современного социума.

    На IV Всемирной конференции в Пекине (1995 г.) по положению женщин (самой крупной за всю мировую историю развития женского движения) на согласительной комиссии было принято Заявление Председателя конференции относительно общепринятого толкования значения термина «гендерный».

    Именно принятая на форуме Пекинская декларация и «Платформа действий по положению женщин» стали программными документами для правительств всех стран в деле улучшения социального положения и статуса женщин в мировом сообществе и в полной мере институционализировали использование в научной и общественно-политической лексике «термина «гендерный» в его обычном общепринятом значении»: «как отражение биологической принадлежности к мужскому и женскому полу».

    Одновременно страны-участники Всемирной конференции отмежевались «от биологической детерминистской концепции, в соответствии с которой все функции и отношения между двумя полами закреплены в рамках жесткой структуры».

    Доклад IV Всемирной конференции по положению женщин, одобренный представителями 190 государств, впервые на общемировом уровне ввел в широкий оборот такие понятия как «гендерный фактор», «гендерные исследования», «гендерная политика», «гендерные аспекты», «гендерные различия», «гендерный анализ», «гендерная проблематика», «исследования по гендерным вопросам», «гендерный баланс», «гендерное равенство». В связи с этим получила развитие и новая частная социологическая отрасль – гендерная социология.

    Гендерная социология является отраслью социологии, частной социологической теорией, изучающей закономерности развития и социального взаимодействия гендерных общностей (мужской и женской) во всех сферах общественной жизни, эволюцию их социальных статусов, сознания и отношений с учетом влияния конкретных исторических условий, культурных традиций, символов и стереотипов, а также биопсихологических особенностей пола. Таким образом, можно отметить, что Предмет гендерной социологии – социальный статус мужчин и женщин, как гендерных общностей, и его эволюция под влиянием конкретных социальных условий (исторических, политических, экономических, духовных). Объект гендерной социологии – мужчины и женщины как крупные гендерные общности в социальной структуре населения, различающиеся статусными характеристиками, ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания.

    Хотя преобладающим объектом гендерной социологии в российской социологии традиционно является женский социум , но, тем не менее, в последнее время активно исследуется и мужская общность .

    Гендерная социология как отраслевая социология отличается методологией исследования – гендерным подходом. В основном он раскрывается в социально-конструктивистском подходе к гендеру. Кроме того, в зарубежных исследованиях для изучения особенностей психологии и социологии пола, а также индивидуального поведения мужчины или женщины широко применяются:


    · теория бихевиоризма – одного из направлений социологического психологизма, позволяющего изучать поведение индивида посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них (по схеме «стимул-реакция»);

    · психоанализ З.Фрейда;

    · концепция «коллективного бессознательного» Э.Фромма;

    · принципы феноменологической социологии, рассматривающей общество как явление, созданное и воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов разного пола;

    · теория символического интеракционизма (Дж.Мид, П.Бергер, Н.Лукман);

    · структурная антропология (Г.Рабин).

    Методология исследования гендерной социологии связана с методами, теориями, результатами и других наук. Так, в России гендерная социология тесно связана, с одной стороны – с такими частными социологическими теориями как социология личности, социальная геронтология, социология семьи, социология безопасности, социология детства, электоральная социология. С другой стороны, – с историей, демографией, экономикой, социальной психологией, культурологией.

    Социологический подход к изучению социального статуса гендерных общностей и гендерных отношений в социуме дополняется социолого-психологическим подходом к изучению гендерных особенностей, социально-ролевых установок, специфики женской и мужской психологии, поведенческих моделей и ценностных ориентаций.

    Специфика гендерных исследований может быть раскрыта в нескольких ключевых аспектах . Сюда относятся:

    · Специфика проблемы исследования .

    На Западе первой проблемой в области гендерных исследований является проблема гендерной идентификации , т.е. проблема полового самоотождествления: с какого возраста ребенок начинает ощущать и вести себя как мальчик или девочка? Долгое время преобладала теория, согласно которой гендерная идентификация является следствием воспитания. То есть общество постепенно формирует человека, готовит его к определенной роли, так как в обществе быть мужчиной или женщиной значит играть определенную социальную роль. Мужчина – защитник, добытчик, глава семьи, распорядитель, руководитель. Социальная роль женщины – хранительница домашнего очага, хозяйка, распорядительница по дому, родительница и воспитательница детей, а, кроме того, еще и украшение дома, показатель определенного престижа.

    Другой проблемой гендерных исследований является изучение реальных неравенств между мужчинами и женщинами . Это неравенство очевидно во всех сферах жизни. По данным ООН из 100% частного богатства немногим более 1% принадлежит женщинам, зарплата работающих женщин не превышает 2/3 зарплаты мужчины. Даже в развитых странах Европы, Северной Америки и Азии женщины получают на 7-27% меньше мужчин.

    Хотя в большинстве стран уже отменены законы, которые закрепляли неравенство женщин, но происходит столкновение социальных ролей – женщина-мать и женщина-работница. С одной стороны 53% женщин обладают высшим и средним специальным образованием, с другой стороны после замужества их карьера приостанавливается из-за детей или прекращается совсем. Им закрыты многие престижные сферы деятельности (политика, армия, церковь), но в последнее время происходят попытки потеснить мужчин и в этих сферах.

    · Специфика социального масштаба объекта исследования

    В гендерных исследованиях объект может быть и микромасштабный и макромасштабный. В том случае, когда объект узколокализованный, микромасштабный мужчина и женщина изучаются как индивиды, имеющие разную биологическую природу, психический склад, гендерные роли и культурно-символическую функцию (маскулинное и фемининное начало). Здесь осуществляется анализ на уровне межличностных отношений.

    Если же объект макромасштабный, то исследуются женский и мужской социумы как крупные социогендерные общности, образующие гендерную структуру общества, являющуюся важнейшим элементом социальной структуры общества в целом.

    · Специфика методологических подходов .

    в гендерных исследованиях могут быть использованы и социологический и социолого-психологический подходы, опирающиеся на общесоциологические законы и принципы социального детерминизма. В гендерных исследованиях в качестве ведущих могут выступать также и философский и историко-культурологический подходы, базирующиеся на конкретных теориях феминизма и психоанализа.

    · Специфика значимости социальных выводов , вытекающих из анализа объекта и предмета исследования.

    Выводы гендерных исследований характеризуют социальные явления и процессы, в которых участвуют крупные гендерные общности и отражается состояние «женского вопроса» на данном этапе общественного развития, качество и стиль жизни гендерных общностей, их ценностные ориентации и социальные установки. Основанием для таких выводов являются результаты общероссийских и региональных социологических исследований.

    · Методы сбора первичной информации и виды исследований .

    Гендерные исследования имеют некоторые особенности в методах исследования . Исследователь всегда стоит перед проблемой соотношения использования качественных и количественных методов в гендерных исследованиях. Целесообразность выбора тех или иных методов определяет приоритет стратегий и методик исследования. Нередко в качестве таковых выбираются качественные методы исследования.

    Количественные методы , используемые в гендерной социологии:

    1) Контент-анализ. Контент-анализ – это систематическое изучение объектов (артефактов) или событий посредством их пересчета или интерпретации содержащихся в них тем. При анализе «текстов» объектом, например, могут выступать детские книги, народные сказки, произведения искусства, художественная и любая другая литература, произведения разного рода творчества, мода, открытки, всевозможные руководства и инструкции, адресованные девочкам и женщинам (например, как стать хорошей хозяйкой), доски объявлений, газеты, медицинские записи, научные публикации, учебники социологии, сборники афоризмов или цитат.

    Компьютерные программы, подсчитывающие частоту употребления слов, могут помочь выявить скрытые механизмы, заложенные в большом количестве документов.

    Подобным образом может проводиться количественный контент-анализ авторства и содержания академических журнальных статей, например, по вопросу о процентном соотношении мужчин и женщин среди авторов или в качестве объектов исследований, в аспекте применяемых методов и обращения авторов к гендерной проблематике.

    2) Методы опроса . Методом анкетирования осуществляется изучение предпочтений мужчин и женщин, касающихся обширного числа вопросов гендерной направленности. Укажем лишь на некоторые из них. Это исследование гендерных отношений в семье (М.Ю.Арутюнян), лингвистические аспекты (А.В.Кириллина) ] , вопросы гендерной социализации (И.Клецина), предпочтение работодателей (А.А.Московская) ] , гендерные аспекты социально-экономической трансформации (Н.Риммашевская) ] и многое другое.

    Из качественных методов предпочтение отдается нескольким методам:

    1) Биографический метод . Здесь исследователь должен знать специфику биографического метода при изучении гендерной проблематики, виды интервью, используемые в качественных исследованиях. При изучении гендерных биографий наиболее часто используется нарративное интервью . Исследователь должен владеть способами анализа биографического материала (см. работу М.Рюткенен, Т.Г.Ткаченко). 2) Этнографические исследования. Исследователь должен знать об этапах развития этнографических исследований. Одним из ведущих методов в рамках этнографического исследования являетсявключенное наблюдение . 3) Метод фокус-групп. с помощью фокус-группы можно изучать вопросы гендерной идентичности. В фокус – группе рассматриваются такие понятия как «идентичность», «социальная идентичность», «женская идентичность», «мужская идентичность». Оцениваются различия в понятиях: «половая идентичность», «гендерная идентичность». Рассматривается конструирование женской идентичности (имеется в виду специфичный для женщины «женский опыт»).

    Особенность дневников в том, что они описывают жизненные события тогда, когда они происходят, тогда как в устных историях на воспоминания накладываются впечатления современности и срабатывает эффект места и времени. На материале дневниковых записей можно анализировать содержание повседневной жизни, бюджет времени, а также исследовать особенности практик и сообществ, скрытых от наблюдения. В тех случаях, когда респондент, заполняя дневник, следует схеме, предложенной исследователем, эти записи называются дневниковым интервью . Это интервью относится к полуструктурированным .

    В одном из своих качественных социологических исследований Шуламит Рейнхартц собрала рассказы женщин о неудачной беременности, записанные в дневниках, сочинениях и других личных документах. Затем она попыталась определить сходства и различия смысла неудачной беременности для женщин из различных мест, эпох и социальных страт. Оказалось, что разные женщины применяют различные категории для объяснения своей ситуации, говоря о причинах, последствиях, своем отношении к беременности и ее завершении, о той помощи, которую могут получить от окружающих.Татьяна Барчунова исследовала представление женщин в символическом дискурсе националистической прессы. Виктимизация женщин, по словам исследовательницы, является концептуальным кластером, включающим понятия жертвы, жертвенности, защиты, вины. Сюда же Барчунова относит мотивы старения и старости, смерти, суицида. В газете «Завтра», как показало это исследование, содержатся не только многочисленные примеры виктимизированной репрезентации женщин, но и материалы, содержащие ее идеологическое обоснования со ссылками на «объективные» условия современной кризисной ситуации.

    1. Гендерная социология как специальная социологическая теория изучает закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности и женственности, их влияние на разные стороны общественной жизни.

    2. В рамках гендерной социологии существует множество различных теоретических и эмпирических подходов. Но их объединяет признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих или даже решающим организационным принципом общества. Отсюда следует необходимость переосмысления под углом зрения гендера всех традиционных проблем социологии (социальной стратификации, разделения труда, проблем власти и собственности, социализации личности) и дополнения социологического знания новыми проблемными узлами – теми проблемами, которые релевантны с точки зрения женщин и мужчин.

    3. Гендерная социология опирается на гендерный подход. Новаторство гендерного подхода в рассмотрении неравенства полов состоит в попытках придать этому неравенству социальное, социально-экономическое или социально-культурное объяснение. Гендерный подход, во-первых, делает акцент на самоценности личности женщины и мужчины, признает неотъемлемым ее право на развитие, творчество, на свободу в проявлении себя. Во-вторых, представители гендерного подхода едины в критике традиционной патриархальной культуры, основанной на принципах господства мужчины над женщиной, на отождествлении человека и «подлинно человеческих» качеств с мужчиной и мужскими качествами.

    3. В настоящее время проблематика, разрабатываемая в русле гендерной социологии, включает выделение пола как важной дифференцирующей переменной в анализе разделения труда, социальной структуры, образа жизни, поведения в семье и в сфере профессиональной деятельности.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса