Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Краткая биография лопе де вега. Испанский соблазнитель Лопе де Вега: биография и произведения Смотреть что такое "Вега, Лопе де" в других словарях

Родился 25 ноября 1562 в Мадриде. Учился в иезуитской коллегии, затем в университете в Алькала. К двадцати двум годам заявил о себе как поэт и драматург. После разрыва с актрисой Еленой Осорио (Филида в его стихах) распространял стихотворения, порочащие ее саму и ее семью, в 1588 был судим за клевету и изгнан из Мадрида на восемь лет. Воспоминания об этом эпизоде впоследствии вдохновили его на шедевр – повествование Доротея (La Dorotea, 1632). В изгнание Лопе прихватил с собой юную Исабель де Урбина (Белиса в его стихах), чья семья начала против него судебный процесс, прекращенный после женитьбы. Оставив жену в Валенсии, служил на галеоне «Сан Хуан» в походе «Непобедимой Армады». По возвращении поселился с женой в Валенсии, в 1595 вернулся в Толедо секретарем герцога Альбы. Овдовев (обе дочери от этого брака умерли в младенчестве), в 1596 Лопе переехал в Мадрид секретарем маркиза де Малпика, а затем графа де Лемоса. С 1605 и до смерти состоял на службе у герцога де Сессы.

В 1598 Лопе вступил во второй брак с Хуаной де Гуардо. Сын от этого брака умер в детстве, дочь не пережила отца, сама Хуана умерла в 1613, ее последние годы были омрачены связью Лопе с актрисой, родившей ему двоих детей. В 1614 Лопе принял духовный сан, через два года вступил в связь с замужней женщиной Мартой де Неварес (Марсия Леонарда, или Амарилида в его стихах), чей муж начал против него судебный процесс, но умер, не успев довести его до конца. Лопе жил с Мартой до ее смерти в 1632. Через два года после смерти Марты дочь, рожденная от этой связи, убежала с мужчиной, который так и не женился на ней, а единственный оставшийся в живых сын Лопе погиб в море. Эти семейные горести, последовавшие за ранней смертью почти всех его детей, представлялись ему возмездием за грехи, и в последние месяцы жизни его мучили угрызения совести. Умер Лопе в Мадриде 27 августа 1635. Том панегириков, опубликованный через год после его смерти, составили произведения 153 авторов. Знаком международного признания стало присвоение ему папой Урбаном VIII, которому он посвятил эпическую поэму о Марии Стюарт Трагический венец (La corona trgica), степени почетного доктора теологии и награждение крестом ордена Иоаннитов.

По признанию Лопе, он написал 1500 комедий, а его первый биограф доводил их число до 1800. Эти цифры почти наверняка завышены. Известны названия около 800 пьес Лопе, сохранились тексты 470. Его недраматические произведения, при первой публикации составившие 21 том, складываются из Доротеи (длинное прозаическое повествование в форме диалога), трех романов, нескольких новелл, пяти крупных и четырех малых эпических поэм, трех больших дидактических поэм, рассказа о христианских мучениках в Японии, двух религиозных произведений и огромного массива лирической поэзии.

В его творчестве выделяются две стилевые тенденции – усложненная, искусственная, старательно возводимая к гуманистической традиции Возрождения и более свободная, живая, естественная манера, своей непосрественностью близкая народному творчеству. Первая представлена эпическими поэмами, романами и стихотворениями «на случай», вторая – пьесами, автобиографическими стихами, балладами и песнями. В целом различие определялось аудиторией: ученый стиль – для просвещенных знатоков, народный – для широкой публики. В теории Лопе признавал законность классических правил, составлявших для него понятие «искусства». При этом он постоянно подчеркивал превосходство естественного над условным, динамического над статическим: драматическая поэзия, будучи живым делом, а не доктриной, обращается прежде всего к воображению и чувствам, а не к разуму. Созидательная энергия Лопе дала ему силы вопреки рассудочности века утвердить неклассицистический тип пьесы, «новую комедию», как стали ее называть (новая комедия охватывает и трагедию, и комедию, и граница между ними часто размыта). Внешне она характеризуется делением на три акта и широким спектром стихотворных размеров в рамках одной пьесы. Внутренне этот тип драмы характеризуется преобладанием действия над характером.

Сюжеты пьес Лопе отражают ценности, общественные нормы и условности эпохи. По этой причине драму Лопе называют «национальной», однако речь идет преимущественно о внешних приметах, и несправедливо по отношению к Лопе считать, что в его драме не находят выражения общечеловеческие истины. Во многих его драмах наличествует исторический сюжет, в иных он вымышленный, однако, сравнительно с предшественниками, все они у Лопе исполнены социальной напряженности. Любовь, например, в соответствии с традициями литературы 16 в. поначалу идеализировалась в романтическом и рыцарственном духе, как в Средстве от несчастий (El remedio en la desdicha, ок. 1599), но затем она предстает источником социального конфликта, рожденного противостоянием природы и цивилизации. У Лопе есть развлекательные комедии, типичные для этого жанра, такие, как Изобретательнаявлюбленная (La discreta enamorada, ок. 1606), в которой интрига построена на хитроумии, с каким молодая женщина обходит светские условности, чтобы завоевать любимого. Более оригинальную комедию представляет собой Собака насене (El perro del hortelano, ок. 1613), в которой графиня обнаруживает, что влюбилась в собственного секретаря. Легкий финал не заглушает заложенной в пьесе социальной критики: классовые различия искусственны и должны отступить перед уравнивающей всех силой природы, проявляющей себя в любви. Оригинальна и группа пьес, в которой подобная тема трактуется со всей серьезностью, присущей трагедии, как в Девушке скувшином (La moza de cntaro, ок. 1624).

Наиболее своеобразный тип испанской трагедии представлен «драмами чести», в которых муж убивает жену, дабы отомстить за ее реальную или предполагаемую измену. В ранний период творчества «драмы чести» у Лопе мелодраматичны в своей жестокости, как Командоры Кордовы (Loscomendadores de Crdoba, ок. 1597), в конце творческого пути он умел с трагической иронией вскрыть неоднозначность подобного конфликта. В Наказание – не мщение (El castigo sin venganza, ок. 1631) изменницу-жену убивает муж, чье собственное безнравственное поведение заставило ее отплатить ему той же монетой; и поступок, который, как он воображает, смыл пятно с его чести, на деле привел егок полному краху. Тем более неоднозначна тема чести у Лопе на фоне социального противостояния. В широко известных пьесах Овечий источник (FuenteOvejuna, ок. 1613), Лучший алькальд –король (El mejor alcalde el Rey, ок. 1621) и Перибаньес (Peribez, ок. 1621) Лопе отстаивал равенство простых людей и знати в праве на собственное достоинство.

Лопе не только придал испанской драме мощное социальное звучание, но также расширил ее диапазон, выведя религиозную тематику на подмостки публичного театра, который до него был преимущественно светским. Его религиозные пьесы в большинстве своем либо носят библейский характер и иллюстрируют эпизоды Ветхого Завета, либо представляют собой «комедии о святых» («comedias de santos»), т.е. повествуют о жизни исторических и легендарных святых.

Лирика Лопе ставит его в первый ряд испанских поэтов. В основном его стихи рождены непосредственными переживаниями, что придает жизненность и свежесть любовной поэзии, ставшей к тому времени условным и отвлеченным искусством.

Пасторальный роман Аркадия (La Arcadia, 1598) и религиозно-буколическое повествование Вифлеемские пастухи (Pastores de Beln, 1612) стоят далеко в стороне от мощного развития испанского романа. Эпические поэмы длинны, искусственны и скучны. И только обратившись в старости к воспоминаниям о своей бурной юности в Доротее (1632), он создал произведение, стоящее в одном ряду с шедеврами испанской прозы.

Вега Карпио Лопе Феликс де (1562-1635 гг.)

Испанский драматург, основоположник испанской национальной драматургии. Родился 25 октября 1562 г. в Мадриде, в семье портного-золотошвея. Лопе де Вега сумел получить отличное образование в иезуитском колледже, а затем в университете. Литературное дарование проявилось чрезвычайно рано -свою первую пьесу «Истинный любовник» он написал уже в 13 лет. С этого времени зарабатывал на жизнь преимущественно литературным трудом, создав огромное число пьес, разнообразных как по жанрам, так и по тематике.

По его собственному свидетельству, количество пьес превышает 800, однако некоторые исследователи называют цифру в 1800 пьес, другие -в 2000. До нас дошли всего 470. Кроме того, будучи человеком разносторонних дарований, работал и в других литературных жанрах: писал поэмы, романсы, новеллы.

Такая невероятная литературная плодовитость изумляет тем более, что он прожил весьма бурную жизнь, полную любовных историй и авантюр, ничуть не смущаясь принятием сана священника и даже принадлежностью к инквизиции. Это было свойственно многим писателям эпохи Высокого Возрождения, которые несмотря на авантюрный образ жизни зачастую принимали монашеский сан и начинали жить за счет церкви.

Так, Лопе де Вега стал священником в 1614 г., а с 1624 г. возглавлял братство служителей инквизиции. Именно в этот период были написаны знаменитые комедии «Собака на сене» и «Глупая для других и умная для себя».

Большинство его пьес строятся по единой сюжетной схеме - воссоединение влюбленных, преодолевающих самые разные препятствия (принцип комедии дель арте: бесконечные вариации единого сюжета).

В его творчестве присутствуют две основные линии, в обеих из них явственно чувствуются жизнелюбие, любовь к отечеству, стремление к гармонии, обостренное чувство достоинства, отвага, ум и изобретательность в достижении цели. Первая - так называемая «крестьянская», народная драма, высшим достижением которой стала пьеса «Фуэнте Овехуна». В пьесах Лопе де Вега так мощно звучат освободительные мотивы, мотивы личного достоинства и чести. При этом широкий народный фон его пьес ничуть не противоречит идеям справедливой монархии («Звезда Севильи», «Наказание -не мщение», «Периваньес и командор» и др.).

Вторая линия - так называемая «комедии плаща и шпаги», пьесы, написанные в блестящей стихотворной форме, с яркими живыми характерами и запутанной интригой («Учитель танцев», «Собака на сене», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином» и др.) Здесь господствует идеальный мир гармонии, к которому герои неизбежно приходят в результате разрешения всех конфликтов.

Незадолго до смерти Лопе де Вега покаялся в своих грехах, мнимых и реальных, и впал в аскетизм. Фактически уморив себя голодом, великий испанский драматург умер 27 августа 1635 г. в Мадриде.

Биография
Лопе де Вега
Lope Félix de Vega Carpio
(Полное имя Лопе Феликс де Вега Карпио)
Испанский писатель
Родился 25 ноября 1562 г. в Мадриде в бедной дворянской семье. С ранних лет обнаружил недюжинные творческие способности (в 10-летнем возрасте перевел в стихах «Похищение Прозерпины» Клавдиана). Учился в иезуитской коллегии, затем в университете в Алькала.
Некоторое время Лопе де Вега служит в пажах у епископа Херонимо Манрике, а в 1583 г., по некоторым сведениям, принимает участие в военной экспедиции на Азорские острова. Вскоре он уже обращает на себя внимание как поэт, и Сервантес с похвалой отзывается о нём в своём пастушеском романе «Галатея» (1585).
Конец 80-х – первые выступления Лопе де Вега как профессионального драматурга, сблизившие его с закулисным миром, с актерской средой. Он увлекается одной из популярных мадридских артисток – Еленой Осорьо, дочерью театрального антрепренера Херонимо Васкеса. Связь Лопе с замужней актрисой длилась около пяти лет. Она окончилась разрывом после того, как у Елены Осорьо появился новый, более богатый поклонник.
1588 – после разрыва с актрисой Еленой Осорио (Филида в его стихах) Лопе распространяет стихотворения, порочащие её саму и её семью, и вскоре попадает под суд за клевету и изгоняется из Мадрида на восемь лет. Воспоминания об этом эпизоде впоследствии вдохновили его повествование «Доротея» (La Dorotea, 1632).
Через три месяца после оглашения этого приговора Лопе де Вега женится на дочери придворного герольда Исабеле де Урбина, а через три недели после свадебной церемонии отбывает на борту галеона «Сан Хуан» к британским берегам в качестве солдата – участника похода «Непобедимой армады». На палубе корабля им была написана поэма «Красота Анджелики» (La hermosura de Angelica, опубликована в 1602 г.), в которой он стремился соперничать с «Неистовым Роландом» Ариосто.
После поражения «Непобедимой Армады» Лопе де Вега селится с женой в Валенсии.
1590-1596 – служит секретарем в сначала в Толедо, затем в Альба де Тормес у герцога Альбы. За это время создается ряд комедий, в том числе «Учитель танцев» (El maestro de danzar, 1594) и пасторальный роман «Аркадия» (La Arcadia, опубликован в 1598 г.).
1595 – умирает жена Лопе де Вега, затем и две его малолетние дочери. Примерно к этому же времени относится начало связи Лопе де Вега с одной из талантливейших артисток его времени, Микаэлой де Лухан, связи, длившейся до 1613 г.
1596 – служит секретарем у маркиза Мальпика.
1598 – драматург переселяется в Мадрид и служит секретарем у герцога Лемосского. Лопе вступает во второй брак с Хуаной де Гуардо, дочерью крупного мясоторговца-оптовика.
Первые два десятилетия XVII века были периодом необычайной продуктивности Лопе де Вега. В поэтическом трактате «Новое искусство сочинять комедии в наше время» (Arte nuevo de hacer comedias en este tiempo, 1609) Лопе де Вега формулирует важнейшие эстетические принципы своей драматургии: отказ от строгого следования правилам аристотелевско-классицисткой поэтики; следование вкусам испанского массового зрителя, совпадающим с законами естественного искусства; эти законы отвечают требованиям «постоянного совершенствования искусства и принципу подражания природе», вечно меняющейся и диктующей соответствующие изменения в содержании и форме драмы. В этом трактате Лопе де Вега упоминает о том, что написал четыреста восемьдесят три пьесы. В предисловии к XI части собрания своих комедий, вышедшей в свет в 1618 г., драматург говорит уже о восьмистах своих драматических произведениях. А через два года в предисловии к XIV части этого же собрания сообщается, что число их достигло девятиcот.
Наряду с огромным количеством комедий, созданных Лопе де Вега до конца 20-х годов XVII века, множится количество его поэтических и прозаических творений. Лопе де Вега публикует поэму «Песнь о Драконе» (La Dragontea, 1598), изображавшую гибель ненавистного Испании английского адмирала пирата Фрэнсиса Дрейка, поэму о легендарном покровителе Мадрида «Исидор» (Isidro, 1599) и назидательно-авантюрный роман «Странник в своем отечестве» (El peregrine en su patria, 1604), представляющий особый интерес для биографов и исследователей приложенным к нему списком, по-видимому, неполным, созданных драматургом до 1604г. двухсот девятнадцати комедий.
1604 – выходит первая часть собрания комедий Лопе де Вега без ведома и участия автора. Только начиная с IX части, выпущенной в 1617г., издание это стало осуществляться под наблюдением самого драматурга, который и довел его до XX части, напечатанной в 1625г. Части XXI-XXV были изданы уже после кончины Лопе де Вега его зятем Луисом де Усатеги.
1605-1635 – состоит на службе у Луиса Фернандеса де Кордова-и-Арагон, герцога де Сессы. Обширная переписка между драматургом и его патроном служит ценнейшим источником биографии Лопе и материалом для характеристики мадридской литературной и светской жизни.
К этому же периоду относится расцвет его драматического творчества.
1608 – Лопе де Вега публикует большую эпическую поэму «Завоеванный Иерусалим» (La jerusalen conquistada).
1609 – Лопе де Вега получает звание familiar del Santo oficio de la Inquisicio"n (добровольного слуги инквизиции) и в этой роли, как сообщают современники, распоряжается в 1623г. церемонией сожжения на костре одного францисканского монаха, заподозренного в ереси.
До 1610г. написана пьеса «Саламейский алькальд».
1612 – Лопе де Вега вступает в религиозную, полумонашескую организацию терциариев ордена св. Франциска Ассизского. В этом же году публикуется роман в стихах и прозе «Вифлеемские пастухи» (Los pastures de Belen).
Между 1613 и 1618гг. написана комедия «Собака на сене».
1614 – Лопе де Вега принимает духовный сан. Издан сборник «Священные стихи» (Rimas sacras).
1619 – опубликована пьеса «Овечий источник», написанная в 1612-1613гг.
1621 – издана поэма «Соловей» (La Filomena), в которой Лопе де Вега использует античное предание о происхождении сладкозвучной птицы для полемики со своими литературными врагами.
1624 – изданы четыре новеллы («Приключения Дианы», «Бедствия из-за чести», «Самая благоразумная месть» и «Гусман Храбрый»).
1625 – Лопе де Вега исчисляет количество своих драматических произведений цифрой одна тысяча семьдесят, а в поэтическом послании к своему давнему другу Клаудьо Конде («Egloga a Claudio»), написанном в 1632 г., умножил их до тысячи пятисот. Эта же цифра фигурирует и в заключительных словах одной из поздних комедий Лопе – «Девушка с кувшином» (написана до 1627г.).
1627 – за поэму «Трагическая корона» (Corona tragica), посвященную возвеличению Марии Стюарт, папа Урбан VIII награждает Лопе де Вега титулом доктора теологии.
1630 – Лопе де Вега публикует поэму «Лавр Аполлона» (El laurel de Apolo), содержащую широкий обзор современной ему литературной жизни и характеристики двухсот восьмидесяти испанских и португальских писателей, тридцати шести иностранных поэтов и двадцати четырех древних авторов.
1632 – Лопе де Вега печатает давно уже созданное им действо в прозе – диалогический роман «Доротея», реалистическое повествование о современном дворянском обществе Мадрида.
«Эклога к Клаудьо», поэмы «Амариллис» (Amarilis, 1633) и «Филида» (Fills, 1635), шуточная поэма, пародировавшая итальянский рыцарский эпос, «Война котов» (La gatomaquia, 1634) и философско-утопическая поэма «Золотой век» (El siglo de oro, 1635) были последними крупными поэтическими творениями Лопе де Вега. По-видимому, последним драматическим произведением семидесятидвухлетнего писателя была комедия «Подвиги Белисы» (Las bizarrias de Belisa, 1634).
27 августа 1635 – Лопе де Вега умер в Мадриде. Погребен он был в церкви св. Себастьяна, которая в 1937 г. была взорвана фашистами.
Памяти Лопе де Вега были посвящены два сборника: «Посмертное прославление» (Fama postuma), изданное другом и учеником Лопе Хуаном Пересом де Монтальбан при участии ста пятидесяти трех испанских писателей, и «Поэтические похороны» (Essequie poetiche), составленные сто четырьмя итальянскими поэтами и напечатанные Фабьо Франки в Венеции. Официальные испанские круги воздержались от каких-либо знаков внимания к памяти писателя. Королевский совет отклонил просьбу городского управления Мадрида о торжественном погребении его праха. В 1644 г. этот же совет в своем постановлении о театрах и театральном репертуаре предписал изъять из репертуара почти все представлявшиеся до сих пор пьесы, «в сюжеты которых были вплетены любовные истории, и, в особенности, сочинения Лопе де Вега, которые принесли столько вреда добрым нравам».

Биография
Лопе де Вега
Lope Félix de Vega Carpio
(Полное имя Лопе Феликс де Вега Карпио)
Испанский писатель
Родился 25 ноября 1562 г. в Мадриде в бедной дворянской семье. С ранних лет обнаружил недюжинные творческие способности (в 10-летнем возрасте перевел в стихах «Похищение Прозерпины» Клавдиана). Учился в иезуитской коллегии, затем в университете в Алькала.
Некоторое время Лопе де Вега служит в пажах у епископа Херонимо Манрике, а в 1583 г., по некоторым сведениям, принимает участие в военной экспедиции на Азорские острова. Вскоре он уже обращает на себя внимание как поэт, и Сервантес с похвалой отзывается о нём в своём пастушеском романе «Галатея» (1585).
Конец 80-х – первые выступления Лопе де Вега как профессионального драматурга, сблизившие его с закулисным миром, с актерской средой. Он увлекается одной из популярных мадридских артисток – Еленой Осорьо, дочерью театрального антрепренера Херонимо Васкеса. Связь Лопе с замужней актрисой длилась около пяти лет. Она окончилась разрывом после того, как у Елены Осорьо появился новый, более богатый поклонник.
1588 – после разрыва с актрисой Еленой Осорио (Филида в его стихах) Лопе распространяет стихотворения, порочащие её саму и её семью, и вскоре попадает под суд за клевету и изгоняется из Мадрида на восемь лет. Воспоминания об этом эпизоде впоследствии вдохновили его повествование «Доротея» (La Dorotea, 1632).
Через три месяца после оглашения этого приговора Лопе де Вега женится на дочери придворного герольда Исабеле де Урбина, а через три недели после свадебной церемонии отбывает на борту галеона «Сан Хуан» к британским берегам в качестве солдата – участника похода «Непобедимой армады». На палубе корабля им была написана поэма «Красота Анджелики» (La hermosura de Angelica, опубликована в 1602 г.), в которой он стремился соперничать с «Неистовым Роландом» Ариосто.
После поражения «Непобедимой Армады» Лопе де Вега селится с женой в Валенсии.
1590-1596 – служит секретарем в сначала в Толедо, затем в Альба де Тормес у герцога Альбы. За это время создается ряд комедий, в том числе «Учитель танцев» (El maestro de danzar, 1594) и пасторальный роман «Аркадия» (La Arcadia, опубликован в 1598 г.).
1595 – умирает жена Лопе де Вега, затем и две его малолетние дочери. Примерно к этому же времени относится начало связи Лопе де Вега с одной из талантливейших артисток его времени, Микаэлой де Лухан, связи, длившейся до 1613 г.
1596 – служит секретарем у маркиза Мальпика.
1598 – драматург переселяется в Мадрид и служит секретарем у герцога Лемосского. Лопе вступает во второй брак с Хуаной де Гуардо, дочерью крупного мясоторговца-оптовика.
Первые два десятилетия XVII века были периодом необычайной продуктивности Лопе де Вега. В поэтическом трактате «Новое искусство сочинять комедии в наше время» (Arte nuevo de hacer comedias en este tiempo, 1609) Лопе де Вега формулирует важнейшие эстетические принципы своей драматургии: отказ от строгого следования правилам аристотелевско-классицисткой поэтики; следование вкусам испанского массового зрителя, совпадающим с законами естественного искусства; эти законы отвечают требованиям «постоянного совершенствования искусства и принципу подражания природе», вечно меняющейся и диктующей соответствующие изменения в содержании и форме драмы. В этом трактате Лопе де Вега упоминает о том, что написал четыреста восемьдесят три пьесы. В предисловии к XI части собрания своих комедий, вышедшей в свет в 1618 г., драматург говорит уже о восьмистах своих драматических произведениях. А через два года в предисловии к XIV части этого же собрания сообщается, что число их достигло девятиcот.
Наряду с огромным количеством комедий, созданных Лопе де Вега до конца 20-х годов XVII века, множится количество его поэтических и прозаических творений. Лопе де Вега публикует поэму «Песнь о Драконе» (La Dragontea, 1598), изображавшую гибель ненавистного Испании английского адмирала пирата Фрэнсиса Дрейка, поэму о легендарном покровителе Мадрида «Исидор» (Isidro, 1599) и назидательно-авантюрный роман «Странник в своем отечестве» (El peregrine en su patria, 1604), представляющий особый интерес для биографов и исследователей приложенным к нему списком, по-видимому, неполным, созданных драматургом до 1604г. двухсот девятнадцати комедий.
1604 – выходит первая часть собрания комедий Лопе де Вега без ведома и участия автора. Только начиная с IX части, выпущенной в 1617г., издание это стало осуществляться под наблюдением самого драматурга, который и довел его до XX части, напечатанной в 1625г. Части XXI-XXV были изданы уже после кончины Лопе де Вега его зятем Луисом де Усатеги.
1605-1635 – состоит на службе у Луиса Фернандеса де Кордова-и-Арагон, герцога де Сессы. Обширная переписка между драматургом и его патроном служит ценнейшим источником биографии Лопе и материалом для характеристики мадридской литературной и светской жизни.
К этому же периоду относится расцвет его драматического творчества.
1608 – Лопе де Вега публикует большую эпическую поэму «Завоеванный Иерусалим» (La jerusalen conquistada).
1609 – Лопе де Вега получает звание familiar del Santo oficio de la Inquisicio"n (добровольного слуги инквизиции) и в этой роли, как сообщают современники, распоряжается в 1623г. церемонией сожжения на костре одного францисканского монаха, заподозренного в ереси.
До 1610г. написана пьеса «Саламейский алькальд».
1612 – Лопе де Вега вступает в религиозную, полумонашескую организацию терциариев ордена св. Франциска Ассизского. В этом же году публикуется роман в стихах и прозе «Вифлеемские пастухи» (Los pastures de Belen).
Между 1613 и 1618гг. написана комедия «Собака на сене».
1614 – Лопе де Вега принимает духовный сан. Издан сборник «Священные стихи» (Rimas sacras).
1619 – опубликована пьеса «Овечий источник», написанная в 1612-1613гг.
1621 – издана поэма «Соловей» (La Filomena), в которой Лопе де Вега использует античное предание о происхождении сладкозвучной птицы для полемики со своими литературными врагами.
1624 – изданы четыре новеллы («Приключения Дианы», «Бедствия из-за чести», «Самая благоразумная месть» и «Гусман Храбрый»).
1625 – Лопе де Вега исчисляет количество своих драматических произведений цифрой одна тысяча семьдесят, а в поэтическом послании к своему давнему другу Клаудьо Конде («Egloga a Claudio»), написанном в 1632 г., умножил их до тысячи пятисот. Эта же цифра фигурирует и в заключительных словах одной из поздних комедий Лопе – «Девушка с кувшином» (написана до 1627г.).
1627 – за поэму «Трагическая корона» (Corona tragica), посвященную возвеличению Марии Стюарт, папа Урбан VIII награждает Лопе де Вега титулом доктора теологии.
1630 – Лопе де Вега публикует поэму «Лавр Аполлона» (El laurel de Apolo), содержащую широкий обзор современной ему литературной жизни и характеристики двухсот восьмидесяти испанских и португальских писателей, тридцати шести иностранных поэтов и двадцати четырех древних авторов.
1632 – Лопе де Вега печатает давно уже созданное им действо в прозе – диалогический роман «Доротея», реалистическое повествование о современном дворянском обществе Мадрида.
«Эклога к Клаудьо», поэмы «Амариллис» (Amarilis, 1633) и «Филида» (Fills, 1635), шуточная поэма, пародировавшая итальянский рыцарский эпос, «Война котов» (La gatomaquia, 1634) и философско-утопическая поэма «Золотой век» (El siglo de oro, 1635) были последними крупными поэтическими творениями Лопе де Вега. По-видимому, последним драматическим произведением семидесятидвухлетнего писателя была комедия «Подвиги Белисы» (Las bizarrias de Belisa, 1634).
27 августа 1635 – Лопе де Вега умер в Мадриде. Погребен он был в церкви св. Себастьяна, которая в 1937 г. была взорвана фашистами.
Памяти Лопе де Вега были посвящены два сборника: «Посмертное прославление» (Fama postuma), изданное другом и учеником Лопе Хуаном Пересом де Монтальбан при участии ста пятидесяти трех испанских писателей, и «Поэтические похороны» (Essequie poetiche), составленные сто четырьмя итальянскими поэтами и напечатанные Фабьо Франки в Венеции. Официальные испанские круги воздержались от каких-либо знаков внимания к памяти писателя. Королевский совет отклонил просьбу городского управления Мадрида о торжественном погребении его праха. В 1644 г. этот же совет в своем постановлении о театрах и театральном репертуаре предписал изъять из репертуара почти все представлявшиеся до сих пор пьесы, «в сюжеты которых были вплетены любовные истории, и, в особенности, сочинения Лопе де Вега, которые принесли столько вреда добрым нравам».

Любовь, деньги и заботы скрыть невозможно.

Прогресс - это лучшее, а не только новое.

Я - женщина; породе этой и чёрт бывает неподстать!

Любовь уходит, когда два сердца разделяет море.

Во все времена земля была человеку родной матерью, а вода злою мачехой.

Поверьте, признак мудреца - великодушное забвенье.

Помни, друг: трудней найти Друга, нежели подругу.

Ничто не усиливает любви так, как неодолимые препятствия.

Крайняя противоположность любви вовсе не разлука, не ревность, не забвение, не корысть, а ссора.

Когда мы любим, мы теряем зренье.

Сильней любви в природе нет начала.

Уважать женщин - это долг, которому всякий честный человек должен повиноваться с рожденья.

Когда любящий гневается на любимую, это приводит лишь к тому, что любовь становится еще более пылкой и нежной.

Человеку рождение не прибавляет заслуг и не отнимает их у него, ибо оно не зависит от его воли, но за свои поступки, как хорошие, так и дурные, он полностью отвечает сам.

Как бы ни был влюблен человек, себя он любит еще сильнее.

Раздражению неведомы полутона.

Чужой секрет Мучительнее всех несчастий!

В дороге и в тюрьме всегда рождается дружба и ярче проявляются способности человека.

Есть люди, которые не могут полюбить, прежде чем их не оскорбили, и то, что у других вызывает отвращение, только разжигает их страсть.

Когда душа к другой душе стремится,
Она ослеплена и не страшится.

У женщины - как опыт учит нас -
Здоровье с красотою неразлучны.

Кто не постучался в сердце,
Тот стучится в дверь напрасно!

Кто раз умеет обмануть,
Тот много раз еще обманет.

Слугу не терпят, если он
Кой в чем искусней господина.

Служить великодушным людям
Приятней всяких награждений.

Прелесть в женщине, конечно,
Быть новой и меняться вечно.

Непоправимым оскорбленьям
Приносит время исцеленье.

Нет для любящих сердец
Уместней кары, чем венец.

Кто мудр, испытывать не станет
Ни женщин, друг мой, ни стекла.

Кто мягко стелет для колен,
Тот голову не прочь отрезать.

Кто недостоин высоты,
Тому судьба очнуться павшим.

Вся доблесть состоит в уменьи
Стать выше, чем слепая страсть.

В чужой не шляйся дом блудливо,
Коль должен свой беречь от зла.

Глаза ревнивцев, повторяю это,
Опаснее любой другой напасти.

Давно известно - меж неравных
Не уживается любовь.

Ведь тот, кто больше не полезен,
Забыт и сердцу не любезен.

В любви всегда согласие и лад,
Но букву зачеркнуть - и выйдет ад!

Кто ловок, различает ясно,
Что пустяки, а что опасно.

Всегда надменна красота.
Да. Но жестокость - некрасива.

Поверьте мне: любовь уходит
Путем, которым входит ревность.

Плащ на золотой подкладке
Все прикрывает недостатки.

Бог любви неумолим:
Он за обиду мстит и губит.

Чем больше трудностей в борьбе,
Тем и победа будет краше.

Шепчет кривда, шепчет ложь,
А правда громко говорит.

Я знаю твердо, что любовь пройдет,
Когда два сердца разделяет море.

В деле чести непригоден
Астрологии язык.

Женщине влюбленной
Лукавой быть - немудрено!

Любовь - вернейшее родство,
И в мире ближе нет его.

Измена другу - преступленье
Без оправданья, без прощенья.

Быть легковерным - глупо и опасно,
И легковерье - это путь страданий,
Но -видеть без разумных оснований
Кругом обман - не менее ужасно.

А ведь жена при старом муже -
Что плющ, повисший на ветвях:
Когда раскидистому клену
Он обовьет и ствол и крону,
Он юн и свеж, а клен зачах.

Злословить, и остро при этом,
Весьма приятно, милый мой.
Ведь было сказано поэтом:
Злословье греет нас зимой
И освежает жарким летом.

Знай, о друзьях и об идеях,
О женщинах и о картинах
Не следует судить поспешно.
Друзья нам могут изменить;
Идеи требуется взвесить

Кто столько блеска проявил
В искусстве лгать и лицемерить,
Тому дозволено не верить,
Хотя б он правду говорил.

Любая книга - умный друг:
Чуть утомит, она смолкает;
Она безмолвно поучает,
С ней назидателен досуг.

В картины надобно всмотреться...
А женщины являют часто
Прекрасный облик без души.

Природу трудно изменить,
Но жизнь изменчива, как море.
Сегодня - радость, завтра - горе,
И то и дело рвется нить.

Проклятая любовь всему виной.
Кто ей поддастся, тот утратит разом
Свободу, мужество и разум.

Как много смерть несет открытий,
И перемен, и превращений
В любой державе или доме.

Ведь раб не тот, кто стонет под кнутом,
Не тот отшельник, кто по воле неба
Живет в уединении глухом,
И нищ не тот, кто просит корку хлеба.
Но тот и раб, и нищ, и одинок,
Кто в жизни выбрал спутником порок.

Учтивость отомкнет везде
Расположенье и доверье,
А глупое высокомерье -
Ключ к неприязни и вражде.

Тот, кто любит, но в разлуке
Подавить не может ревность,
Тот любви не знает, ибо
Нет любви, где нет смиренья.

Тем, кто в бой вступил с судьбой,
Не о гордости пустой,
А о долге печься надо.

Танцы прелестью своей,
В полете, в радостном порыве
Красавиц делают красивей,
Дурнушек делают милей.

Раз сделать глупость - не беда.
Беда - хотеть ее исправить.
И глупость первую оставить
Нам безопаснее всегда.

Свободу, царство, счастье нашел
Тот, кто избрал при жизни ореол
Высокой чести и бессмертной славы.

Прелестниц ветреных, мой друг,
Мы страстно любим, но не вечно.
Мы любим долго и сердечно
Лишь добродетельных подруг.

Нет! Никогда не умирает тот,
Чья жизнь прошла светло и беспорочно,
Чья память незабвенная живет,
В сердцах людей укоренившись прочно.

Влюбленных зренье услаждает,
И только тот в любви вкушает
Весь аромат ее, кто зряч.

Ведь женщине во мненьи света
Легко упасть, когда весь день
Ей в зеркало глядеть не лень.

Нет ядовитее сосудов
Для чувства смертного мужчины,
Чем эти женские глаза.

Но лучше всякого обмана -
В беседе с умным человеком
Сказать ему простую правду.

Порыв рождается душой,
Осуществленье - грудью смелой,
Отвага - внутреннею силой,
Гордыня - тайным размышленьем,
Решимость - пламенным желаньем,
Одушевление - надеждой,
Неколебимость - мощью духа,
Непримиримость - раздраженьем,
Общительность - благоразумьем,
Бесстрашие - высокомерьем,
Великодушье - благородством,
Влюбленность - прелестью предмета,
Благожелательность - радушьем,
Отчаянье - самозабвеньем,
Все дружелюбное - любовью,
А грозное - ревнивым сердцем.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса