Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Композитор шаляпин федор произведения. Музыканты ХХ века: Федор Шаляпин. Некоторые факты биографии

Шаляпин Фёдор Иванович (1873─1938) – великий русский камерный и оперный певец, блистательно соединивший в себе уникальные вокальные данные с актёрским мастерством. Партии исполнял высоким басом, солировал в Большом и Мариинском театрах, а также в театре Метрополитен Опера. Руководил Мариинским театром, снимался в кино, стал первым народным артистом Республики.

Детские годы

Фёдор появился на свет 1 февраля 1873 года в городе Казани.
Отец певца, Иван Яковлевич Шаляпин, был крестьянином, родом из Вятской губернии. Мать, Евдокия Михайловна (девичья фамилия Прозорова), тоже была крестьянкой из Кумёнской волости, где располагалась в то время деревня Дудинцы. В селе Вожгалы в церкви Преображения Господня Иван и Евдокия повенчались в самом начале 1863 года. И только через 10 лет у них родился сын Фёдор, позже в семье ещё появились мальчик и девочка.

Отец трудился в земской управе в должности архивариуса. Мама занималась тяжёлым поденным трудом, мыла у людей полы, стирала бельё. Семья была бедная, денег на жизнь хватало с трудом, поэтому Фёдора с ранних лет начали обучать различным ремёслам. Мальчика отдавали на обучение к сапожнику и токарю, резчику по дереву, столяру, переписчику бумаг.

Также с ранних лет стало понятно, что у ребёнка отменный слух и голос, он частенько подпевал маме красивым дискантом.

Сосед Шаляпиных, церковный регент Щербинин, услышав пение мальчугана, привёл его с собою в церковь Святой Варвары, и они вместе спели всенощную и обедню. После этого в возрасте девяти лет мальчик начал петь в церковном слободском хоре, а также на деревенских праздниках, свадьбах, молебнах и похоронах. Первые три месяца Федя пел бесплатно, а потом ему было положено жалование в 1,5 рубля.

Уже тогда его голос не оставлял равнодушных слушателей, позже Фёдора приглашали петь в церкви соседних деревень. А ещё у него была мечта – играть на скрипке. Отец купил ему инструмент на барахолке за 2 рубля, и мальчик самостоятельно начал учиться тянуть смычок.

Один раз отец пришёл домой сильно пьяный и выпорол сына неизвестно за что. Мальчик от обиды убежал в поля. Лёжа на земле у озера, он горько рыдал, а потом ему вдруг захотелось петь. Затянув песню, Фёдор почувствовал, что стало легче на душе. А когда замолчал, ему показалось, что песня ещё где-то летает рядом, продолжает жить…

Юные годы

Родители, несмотря на бедность, заботились о том, чтобы дать сыну образование. Его первым учебным заведением стала частная школа Ведерникова, затем последовали четвёртое приходское казанское и шестое начальное училища. Последнее Шаляпин окончил в 1885 году, получив похвальный лист.

Летом этого же года Фёдор работал в земской управе писарем, зарабатывая 10 рублей в месяц. А уже осенью отец устроил его учиться в Арск, там только что открылось ремесленное училище. Юному Шаляпину почему-то очень сильно хотелось уехать из слободы, ему казалось, что впереди его ждёт прекрасная страна.

Но вскоре юноша вынужден был вернуться домой в Казань, потому что заболела мать, и надо было ухаживать за ней и младшими братом с сестрой.

Здесь ему удалось примкнуть к театральной труппе, которая гастролировала по Казани, он участвовал в спектаклях в качестве статиста. Однако это увлечение Фёдора не нравилось отцу, он говорил ему: «В дворники надо идти, а не в театр, тогда у тебя будет кусок хлеба». Но юный Шаляпин театром просто болел с того самого дня, когда впервые он попал на постановку пьесы «Русская свадьба».

Начало театрального пути

Когда юноше было 15 лет, он обратился к театральному руководству с просьбой прослушать его и принять в качестве хориста. Но в этом возрасте у Фёдора начал меняться голос, и во время прослушивания спел он не очень хорошо. Шаляпина не приняли, но это никак не повлияло на его любовь к театру, она только крепла с каждым днём.

Наконец в 1889 году его приняли статистом в драматическую труппу Серебрякова.
В начале 1890 года Шаляпин впервые выступил как оперный певец. Это был «Евгений Онегин» Чайковского П. И., партия Зарецкого. А уже осенью Фёдор уехал в Уфу, где поступил в местную опереточную труппу, во многих спектаклях ему доставались небольшие роли:

  • Стольник в «Гальке» Монюшко;
  • Феррандо в «Трубадуре»;
  • Неизвестный в «Аскольдовой могиле» Верстовского.

А когда закончился театральный сезон, в Уфу приехала малороссийская странствующая труппа, Фёдор примкнул к ней и поехал гастролировать по российским городам, на Кавказ и в Среднюю Азию.

В Тифлисе произошло знакомство Шаляпина с профессором Дмитрием Усатовым, когда-то служившим в Императорском театре. Эта встреча оказалась жизненно важной для Фёдора, профессор предложил ему остаться на обучение, причём денег за это с него не потребовал. Более того, он не только поставил голос юному дарованию, но и помогал ему материально. И в начале 1893 года Шаляпин дебютировал в Тифлисском оперном театре, где проработал почти год, исполняя первые басовые партии.

В конце 1893 года Фёдор переехал в Москву, а в следующем году в столицу Санкт-Петербург. Начинающий актёр, его прекрасный голос, правдивая игра и потрясающей выразительности музыкальная декламация обратили на себя внимание и публики, и критиков.

В 1895 году Фёдора Ивановича приняли в Мариинский театр.

Расцвет, успех и слава

Жил в то время в Москве известный меценат Савва Мамонтов, он держал оперный театр и уговорил Шаляпина перейти к нему, предложив жалование в три раза больше, чем в Мариинском театре. Фёдор Иванович согласился и проработал у Мамонтова в театре около четырёх лет с 1896 года. Здесь у него был тот репертуар, который позволил ему проявить весь свой темперамент и артистический талант.

С 1899 году Шаляпин поступил в Большой театр в Москве, успех его выступлений был грандиозным. Тогда часто любили повторять, что в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас (это о Шаляпине). А когда он приезжал с гастролями на Мариинскую сцену, для Санкт-Петербурга это становилось грандиозным событием в мире искусства.

В 1901 году прошли десять его выступлений в миланской Ла-Скале. Гонорар за гастроли был по тем временам неслыханный, теперь Фёдора Ивановича всё чаще стали приглашать за границу.

О Шаляпине говорят, что он лучший бас всех народов и времён. Его первого из русских певцов признали в мире. Он создал уникальные и великие образы в опере, которые по сей день никто не может превзойти. Говорят, что перепеть оперу можно, превзойти Шаляпина – никогда.

Критики утверждают, что только благодаря оперным партиям в его исполнении многие русские композиторы получили мировое признание.

Произведение Композитор Образ, созданный Шаляпиным
«Русалка» Даргомыжский А. Мельник
«Севильский цирюльник» Дж. Россини Дон Базилио
«Борис Годунов» Мусоргский М. монах Варлаам и Борис Годунов
«Мефистофель» А. Бойто Мефистофель
«Иван Сусанин» Глинка М. Иван Сусанин
«Псковитянка» Н. Римский-Корсаков Иван Грозный
Руслан Глинка М. «Руслан и Людмила»

В 1915 году Фёдор Иванович дебютировал в кино, исполнив роль царя Ивана Грозного.

С 1918 года он руководил Мариинским театром и в это же время первым получил звание Народного артиста Республики.

Общий репертуар певца состоит из 70 оперных партий и около 400 романсов и песен.
Недаром Максим Горький сказал о Шаляпине: «В русском искусстве он – эпоха, как Пушкин».

Личная жизнь

Первой супругой Фёдора Шаляпина была Иола Торнаги. Говорят, что противоположности притягиваются, наверное, следуя этому закону их, абсолютно разных, так сильно тянуло друг к другу.

Он, высоченный и басистый, она, тоненькая и маленькая балерина. Он ни слова не знал на итальянском языке, она совершенно не понимала по-русски.

Итальянская молоденькая балерина была у себя на родине настоящей звездой, уже в 18 лет Иола стала примой венецианского театра. Затем последовал Милан, французский Лион. И тут её труппу пригласил на гастроли в Россию Савва Мамонтов. Здесь и произошло знакомство Иолы и Фёдора. Она понравилась ему сразу, и молодой человек стал оказывать всяческие знаки внимания. Девушка же напротив долгое время оставалась холодна к Шаляпину.

Однажды во время гастролей Иола заболела, и Фёдор пришёл её проведать с кастрюлей куриного бульона. Постепенно они стали сближаться, завязался роман, и в 1898 году пара обвенчалась в небольшой деревенской церкви.

Свадьба была скромной, а через год появился первенец Игорь. Иола оставила сцену ради семьи, а Шаляпин стал ещё больше гастролировать, чтобы зарабатывать на приличное содержание жены с ребёнком. Вскоре в семье родились две девочки, но в 1903 году произошло горе – первенец Игорь умер от аппендицита. Фёдор Иванович с трудом смог пережить это горе, говорят, что он даже хотел покончить жизнь самоубийством.

В 1904 году супруга подарила Шаляпину ещё одного сына Бореньку, а в следующем году у них родились близнецы – Таня и Федя.

Но дружная семья и счастливая сказка разрушились в один момент. В Петербурге у Шаляпина появилась новая любовь. Более того, Мария Петцольд, была не просто любовницей, она стала второй супругой и матерью трёх дочерей Фёдора Ивановича. Певец разрывался между Москвой и Санкт-Петербургом, и гастроли, и две семьи, он наотрез отказывался бросать свою любимую Торнаги и пятерых детей.

Когда Иола всё узнала, долгое время скрывала от детей правду.

В 1922 году Шаляпин эмигрировал из страны со второй своей женой Марией Петцольд и дочерьми. Лишь в 1927 году в Праге они официально зарегистрировали свой брак.

Итальянка Иола Торнаги осталась в Москве с детьми, пережила здесь и революцию, и войну. На родину в Италию она вернулась лишь за несколько лет до своей смерти, прихватила с собой из России лишь фотоальбом с портретами Шаляпина.

Из всех детей Шаляпина последней умерла Марина в 2009 году (дочь Фёдора Ивановича и Марии Петцольд).

Эмиграция и смерть

В 1922 году певец уехал на гастроли в США, откуда уже больше никогда не вернулся в Россию. На родине его лишили звания Народного артиста.

Летом 1932 года он снялся в звуковом кино, где сыграл Дон Кихота. А в 1935─1936 годах состоялись его последние гастроли, он дал 57 концертов в Японии и Китае, Маньчжурии и на Дальнем Востоке.

Весной 1937 года врачи диагностировали у Шаляпина лейкоз. Через год, 12 апреля 1938 года, он умер в Париже на руках своей второй жены. Его похоронили на кладбище Батиньоль. В 1984 году прах певца перевезли из Франции в Россию. В 1991 году было отменено постановление о том, чтобы лишить Шаляпина звания Народного артиста.

Фёдор Иванович вернулся на Родину…

ПРЕДИСЛОВИЕ

Искусство Федора Ивановича Шаляпина - гениального русского певца, ставшего по выражению М. Горького „символом русской мощи и таланта", и сегодня воспринимается во всем мире как высочайший образец.
Продолжатель реалистических традиций отечественного музыкального театра, Шаляпин обогатил и развил их, создав незабываемые образы в операх русских классиков — М, Глинки, А. Даргомыжского, А. Серова, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина. Свежесть трактовки, глубина и своеобразие отличали и спетые им партии западноевропейского репертуара, среди которых особенно выделялись Мефистофель в одноименной опере А. Бойто и „Фаусте" Ш. Гуно, Дон Базилио в „Севильском цирюльнике" Дж. Россини, Король Филипп в „Дон Карлосе" Дж. Верди.

Голос певца - высокий (баритональный) бас, basso cantante мягкого, бархатного тембра был поставлен от природы. Он славился не столько мощью и силой, широтой диапазона, сколько необыкновенной гибкостью, богатством интонаций, оттенков, уменьем передавать сложнейшую гамму переживаний. Виртуозно владея искусством бельканто, кантиленой, певец никогда не делал мастерство самоцелью, его пение всегда было наполнено, как писал дирижер А. ПазовскиЙ, „глубоким чувством и конкретной образной мыслью". Он всегда „пел, как разговаривал", но именно пел, интонировал слово музыкально, передавал смысл и значение слова через полнозвучную музыкальную речь". Подобно Карузо среди теноров и Титта Руффо среди баритонов, Шаляпин стал басом-эталоном", - утверждал итальянский певец Лаури-Вольпи.
Ф. И. Шаляпин родился 1/13 февраля 1873 года в Казани в семье писаря городской управы. Раннее его детство прошло в деревне Ометьево, и память певца на всю жизнь сохранила воспоминания о деревенских праздниках, хороводах. Первые народные песни Шаляпин услышал от своей матери. Мальчиком он пел в церковном хоре, необыкновенно быстро освоил азы нотной грамоты. Участие в церковных службах приобщало будущего певца к музыке, развивало природную музыкальность. „Священная песня. живет неразрывно и нераздельно с той простой равнинной песней, которая, подобно колоколу, также сотрясает сумрак жизни. Много горького и светлого в жизни человека, но искреннее воскресение - песня, истинное вознесение - песнопение", - писал Шаляпин в своей книге „Маска и душа".

„Первые театральные ожоги", по воспоминаниям Шаляпина, были связаны с ярмарочными гуляньями, выступлениями балаганного „деда" Якова Мамонова. А позже, попав в Казанский городской театр, юноша жадно впитывал впечатления от игры талантливых драматический актеров - В. Андреева-Бурлака, И. Киселевского, Н. Пальчиковой, посещал оперные спектакли с участием известного певца Ю. Закржевского. Тогда же Шаляпин начал выступать статистом в драматических и оперных представлениях ив семнадцать лет получил первый ангажемент в Уфу, став хористом в опереточной труппе С. Семенова-Самарского.
Дебют Шаляпина на сцене состоялся в небольшой партии Стольника в опере С. Монюшко „Галька" 18 декабря 1890 года. В первом своем бенефисном спектакле начинающий артист с успехом исполнил роль Неизвестного в опере А. Верстовского „Аскольдова могила". В скитаниях по югу России в составе различных провинциальных трупп, часто оставаясь без средств к существованию, молодой Шаляпин добрался до Тифлиса, где встретил первого своего учителя Д. А. Усатова, когда-то тенора московского Большого театра, первого исполнителя роли Ленского. „С этой встречи с Усатовым начинается моя сознательная художественная жизнь, - писал Шаляпин. - Он пробудил во мне первые серьезные мысли о театре, научил чувствовать характер различных музыкальных произведений, уточнил мой вкус и - что я в течение всей моей карьеры считал и до сих пор считаю самым драгоценным - наглядно обучил музыкальному восприятию и музыкальному выражению исполняемых пьес"

Уже через год после дебюта в Тифлисе, где впервые были исполнены такие партии, как Мельник в „Русалке" Даргомыжского и Мефистофель в „Фаусте" Гуно, Шаляпин пробует свои силы в столице на сцене прославленного Мариинского театра. Однако здесь он пробыл недолго. В 1896 году в Нижнем Новгороде певец познакомился с С. И. Мамонтовым, встреча с которым определила его дальнейшую судьбу. Мамонтов почувствовал, угадал будущее Шаляпина, в творческой, живительной атмосфере Московской русской частной оперы талант артиста развивался и крепнул не по дням, а по часам.
Ведущее место в репертуаре мамонтовского театра занимала русская опера. Первый триумф Шаляпина связан с партией Грозного в „Псковитянке" Римского-Корсакова, Вдумчивая режиссура Мамонтова, впечатления от картин И. Репина, В. Шварца, В. Васнецова, скульптуры М. Антокольского способствовали созданию противоречивого, сложного образа царя-тирана. Впервые современники ощутили то новое, что было характерно для всего последующего творчества Шаляпина - неповторимый синтез драматического мастерства с редчайшей музыкальностью, Увидев Грозного-Шаляпина на гастролях оперы Мамонтова в Петербурге, В, Стасов - признанный патриарх русского искусства -восклицал в статье „Радость безмерная": „Великое счастье на нас с неба упало. Новый великий талант народился".

В тесном содружестве с художниками, оформлявшими спектакли в Частной опере Мамонтова, — В. Поленовым, В. Серовым, К. Коровиным, М. Врубелем, научившими певца внимательному отношению к гриму, костюму, пластическому решению каждой роли, - создавались яркие, поражавшие новизной образы Варяжского гостя в „Садко", Сальери в „Моцарте и Сальери" Римского-Корсакова, ассирийского военачальника Олоферна („Юдифь" Серова), Досифея („Хованщина" Мусоргского), Партию Бориса Годунова в опере Мусоргского, ставшую лучшим созданием артиста, Шаляпин проходил вместе с Сергеем Васильевичем Рахманиновым, который был приглашен дирижировать спектаклями Частной оперы. Тогда же началась дружба артиста и композитора, много раз выступавших вместе в концертах. Рахманинов посвятил Шаляпину несколько своих романсов, любил аккомпанировать певцу. Проходя оперные партии, а потом разучивая романсы для совместного выступления в концертах, чуткий гениальный певец подхватывал малейшие указания или совет более музыкально образованного Рахманинова и исполнял вещи так, как только он мог это сделать", - вспоминала двоюродная сестра и биограф Рахманинова С. А. Сатина.
В 1899 году Шаляпин возвратился на императорскую сцену, став солистом Большого и Мариинского театров. Начало двадцатого века связано с расцветом его творчества, славой и признанием на родине и за ее пределами, В 1901 году он впервые едет на гастроли в „оперную столицу" Европы Милан, чтобы спеть Мефистофеля в опере Бойто на сцене Ла Скала. Признание миланцев, горячо принявших выступление русского певца, выразил в своем восторженном отклике знаменитый итальянский тенор Анджело Мазини, который написал в газету „Новое время": Пишу вам под свежим впечатлением спектакля с участием Вашего Шаляпина. Это и прекрасный певец и превосходный актер, а вдобавок у него прямо дантовское произношение". Участие Шаляпина в исторических русских концертах в Париже (1907 г.), а затем в Русских сезонах, организованных С. П. Дягилевым (1908-1914), становится огромным событием в музыкальной жизни Европы.
Необычайно требовательный к себе, Шаляпин никогда не переставал работать над своими ролями, постоянно совершенствуя те образы, которые казались его современникам настоящими шедеврами. В своей душе я ношу образ Мефистофеля, который мне так и не удалось воплотить", - писал он на склоне жизни". Даже тогда, когда музыка оперы была несовершенной, как, скажем “Дон Кихот" Ж. Массне, артист умел так обогатить партию глубоким содержанием, выразительной пластикой, вдохновенной игрой, что публика забывала о слабости музыкальной драматургии.
Обширным и разнообразным был концертный репертуар певца. Его выступления на эстраде составили особую, блистательную страницу камерного пения. Большой драматический дар, сила сценического воображения помогли Шаляпину создать целую галерею портретов, психологически точных характеров, будь то инфернальный Мефистофель („Песня о блохе“) или несчастный, обреченный на смерть крестьянин („Трепак").

Певец неизменно включал в свои программы и лирические произведения: песни Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, романсы Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова. Б. В. Асафьев вспоминал: „Шаляпин пел истинно камерную музыку, бывало, так сосредоточенно, так „вглубь", что, казалось, он с театром ничего общего не имеет. Совершенное спокойствие и сдержанность овладевали им. Например, помню: „Во сне я горько плакал" Шумана - одно звучание, голос в тишине, эмоция скромная, затаенная, — а исполнителя словно нет, и нет этого крупного, жизнерадостного, щедрого на юмор, на ласку, ясного человека. Звучит одиноко голос - и в голосе всё: вся глубь и полнота человеческого сердца."
Горький считал Шаляпина „лицом символическим", „образом демократической России." Знаменитая „Дубинушка", спетая Федором Ивановичем в ресторане „Метрополь" в 1905 году (этот эпизод вошел в роман Горького „Жизнь Клима Самгина”, казалась писателю предвестием грядущих революционных событий. Знание глубин и тягот народной жизни делали шаляпинское исполнение русских песен особенно проникновенным. „Шаляпин среди наших певцов - что русская песня среди всей слушаемой нами музыки. органическое порождение русского климата, русской природы, вольных просторов русских степей, свежего воздуха русских лесов, всей шири и глуби русского характера и русского национального гения." — писал композитор и музыкальный критик В. Г. Каратыгин.

После Октября Шаляпин работал особенно интенсивно -как певец, оперный режиссер, общественный деятель. Его аудитория в эти годы стала поистине массовой. Не случайно именно Шаляпин вместе-с М. Н. Ермоловой впервые в истории страны были удостоены звания Народных артистов республики.
В 1922 году Шаляпин уехал на длительные гастроли за границу. На одном из его последних концертов побывал начинающий тогда певец С. Я. Лемешев. Он навсегда запомнил, как прощался артист с московской публикой. „Ясно одно, — писал впоследствии Лемешев, — после Шаляпина уже нельзя было петь так, как пели до него. Великий певец открыл новые возможности выразительно спетого слова и могущественные силы, таящиеся в романсе, в песне, в оперном образе, показал всему миру величие русской музыки”

Последние шестнадцать лет жизни Шаляпина прошли на чужбине. Возвращение на родину для него, как и для многих других деятелей русской культуры, в сложной политической атмосфере того времени оказалось невозможным. Шаляпин умер в Париже 12 апреля 1938 года. В 1984 году прах великого артиста был перенесен в Москву на Новодевичье кладбище.
Огромен и неиссякаем интерес к творчеству Шаляпина у нас и за рубежом, голос его постоянно звучит по радио, с многочисленных пластинок. В настоящий сборник из репертуара певца - третий по счету, выпускаемый издательством „Музыка", — включены арии из опер, романсы и песни, которые дополнят представление любителей вокальной музыки о его творческом облике.
Е. Дмитриевская

  • М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы „Руслан и Людмила"
  • А. Верстовский. Песня Неизвестного из оперы „Аскольдова могила"
  • М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы „Борис Годунов"
  • А. Аренский. Каватина Пустынника из оперы „Сон на Волге".
  • В. А. Моцарт. Речитатив и ария Фигаро из оперы „Свадьба Фигаро". Перевод М. Слонова
  • Ш. Гуно. Заклинание цветов из оперы „Фауст". Перевод П. Калашникова
  • Ж. Массне. Серенада Дон Кихота из оперы „Дон Кихот". Перевод Ф. Шаляпина
  • А. Бойто. Баллада Мефистофеля (со свистом) из оперы „Мефистофель". Перевод Ф. Шаляпина и М.Слонова
  • М. Глинка. Ночной смотр. Слова В. Жуковского
  • А. Даргомыжский. Мельник. Слова А. Пушкина
  • А. Рубинштейн. Клубится волною. Русский текст П. Чайковского.
  • М. Мусоргский. Трепак. Слова А. Голенищева-Кутузова
  • Н. Римский-Корсаков. Ненастный день потух. Слова А. Пушкина.
  • С. Рахманинов. Вчера мы встретились. Слова Я. Полонского
  • Г. Лишкн. Она хохотала. Слова А. Майкова (из Гейне)
  • Ж.П. Мартини. Ария („Восторг любви")
  • Ф. Шуберт. Двойник. Слова Г. Гейне, перевод М. Свободина
  • Р. Шуман. Я не сержусь. Слова Г. Гейне, перевод Ф. Берга
  • Во сне я горько плакал. Слова Г. Гейне, перевод М. Михайлова.
  • Ж. Массне. Элегия. Слова Л. Галле
  • Ноченька. Русская народная песня. Обработка М. Слонова
  • Дубинушка. Рабочая песня. Обработка М. Слонова

Федор Иванович Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 г., в Казани. В детстве Федор пел в церковном хоре. До поступления в школу обучался сапожному делу у Н. А. Тонкова и В. А. Андреева. Начальное образование было получено им в частной школе Ведерниковой. Затем он поступил в Казанское приходское училище.

Обучение в училище закончилось в 1885 г. Осенью этого же года он поступил в ремесленное училище в Арске.

Начало творческого пути

В 1889 г. Шаляпин стал членом драматической труппы В. Б. Серебрякова. Весной 1890 г. состоялось первой сольное выступление артиста. Шаляпин выступил с партией Зарецкого в опере П. И. Чайковского , “Евгений Онегин”.

Осенью этого же года Федор Иванович перебрался в Уфу и поступил в хор опереточной труппы С. Я. Семенова-Самарского. В опере С. Монюшко “Галька” 17-летний Шаляпин заменил заболевшего артиста. Этот дебют принес ему известность в узком кругу.

В 1893 г. Шаляпин стал членом труппы Г. И. Деркача и перебрался в Тифлис. Там произошло его знакомство с оперным певцом Д. Усатовым. По совету старшего товарища, Шаляпин всерьез занялся своим голосом. Именно в Тифлисе Шаляпин исполнил свои первые басовые партии.

В 1893 г. Шаляпин переехал в Москву. Через год он перебрался в Санкт-Петербург и поступил в оперную труппу М. В. Лентовского. Зимой 1894-1895 гг. присоединился к труппе И. П. Зазулина.

В 1895 г. Шаляпина пригласили в состав питерской оперной труппы. На сцене Мариинского театра Шаляпин выступал в ролях Мефистофеля и Руслана.

Творческий взлет

Изучая краткую биографию Шаляпина Федора Ивановича, следует знать, что в 1899 г. он впервые вышел на сцену Большого театра. В 1901 г. артист выступил в роли Мефистофеля в театре “Ла Скала” в Милане. Его выступление очень понравилось европейским зрителям и критикам.

В время революции артист выступал с народными песнями, а гонорары жертвовал рабочим. В 1907-1908 гг. стартовали его гастроли по Соединенным Штатам Америки и Аргентине.

В 1915 г. Шаляпин дебютировал в кино, сыграв заглавную роль в картине “Царь Иван Васильевич Грозный”.

В 1918 г. Шаляпин возглавил бывший Мариинский театр. В этом же году ему было присвоено звание Народного артиста Республики.

За границей

В июле 1922 г. Шаляпин уехал на гастроли в США. Сам по себе этот факт глубоко взволновал новую власть. А когда в 1927 г. артист пожертвовал свой гонорар детям полит.эмигрантов, это было расценено как предательство советских идеалов.

На этом фоне в 1927 г. Федора Ивановича лишили звания народного артиста и запретили возвращаться на Родину. Все обвинения с великого артиста были сняты только в 1991 г.

В 1932 г. артист сыграл заглавную роль в кинофильме “Приключения Дон Кихота”.

Последние годы жизни

В 1937 г. у Ф. И. Шаляпина диагностировали лейкоз. Великий артист ушел из жизни через год, 12 апреля 1938 г. В 1984 г., благодаря барону Э. А. фон Фальц-Фейну, прах Шаляпина был доставлен в Россию.

Церемония перезахоронения выдающегося певца состоялась 29 октября 1984 г., на Новодевичьем кладбище.

Другие варианты биографии

  • В жизни Ф. И. Шаляпина было немало интересных, забавных фактов. В юности он пробовался в один и тот же хор вместе с М. Горьким . Шаляпина руководители хора “забраковали” по причине мутации голоса, предпочтя его нагловатому конкуренту. Обиду на гораздо менее даровитого, по его мнению, конкурента Шаляпин сохранил на всю жизнь.
  • Познакомившись с М. Горьким, он рассказал ему эту историю. Удивленный писатель, весело смеясь, признался, что конкурентом в хор, которого вскоре выгнали из-за отсутствия голоса, был именно он.
  • Сценический дебют юного Шаляпина был достаточно оригинальным. В то время он был главным статистом, и на премьере спектакля выступал в бессловесной роли кардинала. Вся роль заключалась в величественном шествии через всю сцену. Свиту кардинала играли младшие статисты, которые очень волновались. Репетируя, Шаляпин велел им на сцене делать все в точности, как и он.
  • Выйдя на сцену, Федор Иванович запутался в мантии и упал. Думая, что так и надо, то же самое сделала и свита. Эта “куча мала” проползла по сцене, сделав трагическую сцену невероятно смешной. За это взбешенный режиссер спустил Шаляпина с лестницы.

Федор Иванович Шаляпин – знаменитый русский оперный певец, один из самых ярких и талантливых солистов Большого театра Москвы первой половины 20 века.
Родился в 1887 году в Казани, получил начальное образование в приходской школе, где также участвовал в церковном хоре. В 1889 году был зачислен в театральную труппу Василия Серебрякова на должность статиста, но уже через год исполнил свою дебютную сольную партию в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин».
После переезда в Москву на Федора Ивановича Шаляпина обратил внимание известный столичный меценат Савва Мамонтов, который предсказал начинающему певцу всемирную славу и пригласил в оперный театр на ведущие роли. Несколько лет работы в частной труппе Мамонтова открыли Федору Шаляпину путь на сцену Большого театра, где он прослужил с 1899 по 1921 год.
Первый успех пришел к Федору Шаляпину во время зарубежных гастролей в 1901 году, после которых он был признан одним из лучших русских оперных солистов.
В 1921 году, оправившись в мировое турне вместе с труппой Большого театра, Шаляпин решил не возвращаться на родину, и с 1923 года начал сольную карьеру, параллельно снимаясь в кино у австрийского режиссера Георга Пабста.
В 1938 году скончался в Париже от лейкемии, а спустя 46 лет его прах был перевезен в Москву и перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Песни в исполнении Федора Ивановича Шаляпина

Название: «Блоха»
Размер файла: 2,62 Мб, 128 кб/с

Название: «Дубинушка»
Размер файла: 3,06 Мб, 128 кб/с

Название: «Два гренадера»
Размер файла: 2,79 Мб, 128 кб/с

Название: «Элегия»
Размер файла: 3,83 Мб, 128 кб/с

Название: «Из-за острова на стяжень»
Размер файла: 3,61 Мб, 128 кб/с

Название: «Очи черные»
Размер файла: 3,17 Мб, 128 кб/с

Название: «Вдоль по Питерской»
Размер файла: 1,77 Мб, 128 кб/с

Название: «Вниз, по матушке, по Волге»
Размер файла: 3,07 Мб, 128 кб/с

Название: «Эй, ухнем!»
Размер файла: 2,93 Мб, 128 кб/с

Название: «Уймитесь, волнения, страсти...»
Размер файла: 4,06 Мб, 128 кб/с

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин соединил в своем творчестве два качества: актерское мастерство и уникальные вокальные данные. Был солистом Большого и Мариинского театров, а также Метрополитен Опера. Один из величайших оперных певцов.

Детство Федора Шаляпина

Будущий певец родился в Казани 13 февраля 1873 года. Родители Федора Шаляпина обвенчались в январе 1863 года, а через 10 лет у них родился сын Федор.

Отец работал архивариусом в земской управе. Мать Федора – Евдокия Михайловна была обычной крестьянкой из села Дудинцы.

Уже в детстве стало ясно, что у маленького Федора музыкальный талант. Обладая красивым дискантом, он пел в слободском церковном хоре и на деревенских праздниках. Позже мальчика стали приглашать петь и в соседние церкви. Когда Федор с похвальной грамотой окончил 4 класс, его отдали в учение к сапожнику, затем к токарю.

В 14 лет мальчик начал работать в земской управе Казанского уезда писарем. Зарабатывал 10 рублей в месяц. Однако о музыке Шаляпин никогда не забывал. Научившись нотной грамоте, Федор старался все свое свободное время посвящать музыке.

Начало творческой карьеры певца Федора Шаляпина

В 1883 году Федор впервые попал в театр на постановку пьесы П.П.Сухонина «Русская свадьба». Шаляпин «заболел» театром и старался не пропускать ни одного спектакля. Больше всего мальчику нравилась опера. А самое большое впечатление на будущего певца произвела опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». Отец отправляет сына в училище учиться на столяра, однако когда заболела мать, Федор был вынужден вернуться в Казань, чтобы ухаживать за ней. Именно в Казани Шаляпин начинает пытаться устроиться на работу в театр.

Наконец в 1889 году его принимают статистом в престижный хор Серебрякова. До этого Шаляпина в хор не приняли, а взяли какого-то долговязого, страшно окающего юношу. Через несколько лет, познакомившись с Максимом Горьким, Федор рассказал ему о своей первой неудаче. Горький усмехнулся и сказал, что этим окающим юношей был он, правда и его быстро изгнали из хора ввиду полного отсутствия голоса.

А первое выступление статиста-Шаляпина закончилось провалом. Ему была поручена роль без слов. Кардинал, которого играл Шаляпин, вместе со свитой должен был просто пройти по сцене. Федор очень волновался и постоянно повторял свите: «Делайте все как я!».

Едва вступив на сцену, Шаляпин запутался в красной кардинальской мантии и упал на пол. Свита, помня о наставлениях, последовала за ним. Кардинал так и не смог подняться и пополз через всю сцену. Едва ползущая свита во главе с Шаляпиным оказалась за кулисами, режиссер от всей души дал пинка «кардиналу» и спустил его с лестницы!

Первую сольную роль - роль Зарецкого в опере «Евгений Онегин» -Шаляпин исполнил в марте 1890 года.

В сентябре того же года Шаляпин переезжает в Уфу и начинает петь в местной опереточной труппе Семенова-Самарского. Постепенно Шаляпину стали поручать небольшие роли во многих спектаклях. После окончания сезона Шаляпин присоединился к странствующей труппе Деркача, с которой он гастролировал по городам России, Средней Азии и Кавказа.

Жизнь Федора Шаляпина в Тифлисе

Как и для многих других великих представителей русской литературы и искусства Тифлис сыграл очень важную роль и в жизни Шаляпина. Здесь он познакомился с бывшим артистом Императорских театров, профессором Усатовым. Прослушав певца, Усатов сказал: «Оставайтесь учиться у меня. Денег за учебу я не возьму». Усатов не только «поставил» голос Шаляпину, но помогал ему материально. В 1893 году состоялся дебют Шаляпина на сцене Тифлисского оперного театра.

ЭЙ, УХНЕМ! Русская народная песня. Исполняет: ФЁДОР ШАЛЯПИН.

Через год все партии для баса в тифлисской опере исполнялись Шаляпиным. Именно в Тифлисе Шаляпин приобрел славу и признание, и из певца-самоучки превратился в профессионального артиста.

Расцвет творчества Федора Шаляпина

В 1895 году Федор Шаляпин приезжает в Москву, где заключает контракт с дирекцией Мариинского театра. Первоначально на сцене Императорского театра Федор Иванович исполнял только второстепенные роли.

Встреча с известным меценатом Саввой Мамонтовым положила начало расцвету творчества Шаляпина. Мамонтов пригласил певца на работу в Московскую частную оперу с окладом в три раза превышавшим зарплату в Мариинском театре.

В частной опере по-настоящему раскрылся многогранный талант Шаляпина, а репертуар пополнился многими незабываемыми образами из опер русских композиторов.

В 1899 году Шаляпина пригласили в Большой театр, где он имел ошеломляющий успех. Сценическая жизнь певца превратилась в грандиозный триумф. Он стал всеобщим любимцем. Современники певца так оценивали его уникальный голос: в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Шаляпин.

Федор Шаляпин. Элегия. Романс. Old Russian Romance.

Музыкальные критики писали, что, видимо, русские композиторы XIXвека «предвидели» появление великого певца, поэтому написали столько замечательных партий для баса: Иван Грозный, Варяжский гость, Сальери, Мельник, Борис Годунов, Досифей и Иван Сусанин. Во многом благодаря таланту Шаляпина, включавшего в свой репертуар арии из русских опер, композиторы Н.А.Римский-Корсаков, А.С.Даргомыжский, М.Мусоргский, М. Глинка получили мировое признание.

В эти же годы певец получает европейскую известность. В 1900 году его приглашают в знаменитый миланский La Scala. Сумма, которая выплачивалась Шаляпину по контракту, на тот период являлась неслыханно высокой. После пребывания в Италии певца стали каждый год приглашать на гастроли за рубеж. Мировая война революции и гражданская война в России на долгих 6 лет «поставили крест» на зарубежных гастролях певца. В период с 1914 по 1920 годы Шаляпин не выезжал из России.

Период эмиграции

В 1922 году Шаляпин отправляется на гастроли в США. В Советский Союз певец больше не вернулся. На Родине, в свою очередь, приняли решение о лишении Шаляпина звания Народного артиста. Путь в Россию был окончательно отрезан.

За границей Шаляпин пробует силы в новом искусстве – кино. В 1933 году он снимается в фильме «Дон Кихот» режиссера Г.Пабста.

Личная жизнь Федора Шаляпина

Федор Шаляпин был женат дважды. С первой женой, итальянской балериной, Ионой Торнаги певец познакомился в 1898 году в Нижнем Новгороде. В этом браке родилось сразу семеро детей.

Позже, не расторгнув первого брака, Шаляпин сближается с Марией Петцольд. У женщины на тот момент уже было двое детей от первого брака. Они долго тайно встречались. Официально брак был зарегистрирован лишь в 1927 году в Париже.

Память

Умер Шаляпин весной 1938 года в Париже. Великий певец был погребен на кладбище Батиньоль в Париже. Только почти через полвека в 1984 году его сын Фёдор добился разрешения на перезахоронение праха отца в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Повторные похороны прошли со всеми почестями.

А через 57 лет после смерти артиста ему посмертно вернули звание Народного артиста СССР.

Так, наконец, состоялось возвращение певца на Родину.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса