Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Игорь растеряев где живет. Игорь растеряев, биография, новости, фото. Жизнь и работа в северной столице

Игорь Растеряев - питерский артист, поющий под одну гармонь нехитрые и привязчивые песни про комбайнеров, водку и богатырей всколыхнул рунет в конце лета 2010 года.

Родился 10 августа 1980 года в Ленинграде.
В 2003 году окончил Санкт-Петербургскую Государственную Академию Театрального Искусства.
Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады-2006
Актер Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра «Буфф».

Первый официальный концерт Игоря Растеряева прошёл 23 сентября 2010 года в Москве, в клубе «Контакт». На концерте присутствовали друзья исполнителя, ставшие прообразами героев его песен. Игорь исполнил ряд старых песен, записи которых были в разное время выложены в интернет, и новые, до этого не исполнявшиеся песни.

И уже меньше, чем через месяц после первого концерта, 15 октября 2010 года состоялся концерт в московском клубе «Вермель», который показал, что на концерты Игоря Растеряева готовы ходить не только его друзья и близкие. На концерт, который был организован за неделю до даты фактического выступления собралось первых 130 настоящих поклонников Игоря. Здесь же состоялась премьера песни «Русская дорога».

5 февраля 2011 года был презентован дебютный альбом Игоря «Русская дорога» в клубе «Milk» (Москва)

Актер, артист, интеллигент просто по факту профессии, он, конечно, строит утопию, воспевает лихую и горькую деревню, которой уже почти не осталось, - понятно же, что на деле это скорее похоже на роман «Елтышевы», чем на песню «Комбайнеры». Но это возвышающий обман, важный, нужный. Это трагически-жизнеутверждающая музыка: «когда мы отступаем, это мы вперед идем»; по выражению коллеги Петра Фаворова, «песни народа в отступлении». В этих песнях есть от чего поморщиться, но на круг они все за добро и за жизнь; и можно сколько угодно проводить параллели с «Любэ» или «Сектором газа», но у тех никогда не получалось произносить заветные запрещенные слова на букву «р» так, чтобы они звучали весело и гордо, с настоящих больших. У Растеряева - как у Высоцкого, как у Шукшина (авансом, да, но все же) - пока получается. Не исключено, что это пустые надежды, но Растеряев, быть может, намечает третий путь для новой массовой эстрады: пока кое-как обустроившаяся городская культура порождает музыку для тех, кому до 30 (социальный хип-хоп), и для тех, кому за 45 («жизненный» постшансон в формате артистов Ваенги и Михайлова), он выходит в поле - и обнаруживает под ногами все такую же черную землю, а в этой земле - все те же ромашки, все те же родные кости, все такое же звонкое слово.

Фарукшин Раян, 05.02.2013 год.

Пару лет назад страну, самую негламурную ее часть, подорвала "Песня про комбайнеров", под гармошку и в реальных деревенских декорациях лихо исполненная Игорем Растеряевым, малоизвестным артистом из питерского театра "Буфф".

Песня, выросшая из быта волгоградских хуторов, родины его отца и места жительства друзей детства, близка и понятна и для горожан, и для жителей глубинки. Патриотичная лирика, искренняя мелодия гармони и немудреные истории о трудной жизни сельских работяг сложили образ новой знаменитости - парня из соседнего двора...

Сегодня его берущие за душу песни, песни о простых людях и о родной земле, стали поистине общенародными. Я слышал, как "Георгиевскую ленточку", вышагивая по непыльной дороге одной из республик Северного Кавказа, бубнит себе под нос молодой офицер спецназа. Припев "Русской дороги", песни о разговоре природы с нашими войсками, в качестве рингтона на телефон установил мой близкий друг - подполковник воздушно-десантных войск. Другой мой товарищ, герой множества специальных мероприятий и операции по принуждению Грузии к миру, по причине обмытия заслуженной награды заложив сто грамм за воротник, не постеснялся выйти к микрофону и исполнить в переполненном разным людом столичном кафе песню "Про Юру Прищепного". Не это ли признак народности и признания, когда твои песни поют в любой обстановке и в любом городе нашей необъятной Родины?

- Игорь, расскажи об истории возникновения тво их патриотических песен "Про Юру Прищепного", "Георгиевская ленточка", "Русская дорога". Откуда в твое м творчестве непопулярная ныне тема любви к Родине и уважения к истории?

- Сам я никак не связан с силовыми структурами и Вооруженными силами, даже срочную в армии не служил. Я всю жизнь играю на гитаре и гармошке, рисую книжки и пытаюсь что-то сочинять, поэтому я абсолютно мирный товарищ, сугубо гражданская личность. Зато все мои предки по отцу были военными. Все без исключения, потому что были казаками. Очень опасные и профессиональные ребята были, как я догадываюсь, типа сегодняшних спецназовцев. Владели оружием в совершенстве, умели маскироваться и намять противнику бока могли как следует. И лошади у них были умные и выученные.

Как-то раз мой прадед, донской казак, в Гражданскую войну возвращался из разведки и первым увидел в степи вражеский разъезд. Разъезд шел в сумерках прямо на него и прадед понял, что он не сумеет ни принять бой, ни ускакать незамеченным. Видимо, их гораздо больше было или конь был уставшим, я не знаю, но факт в том, что он соскочил с дороги в балку и закопался с конем в глубокий снег. Разъезд прошел почти у них над головами и ничего не заметил, лошади противника всхрапывали и ржали, и лошадь прадеда, конечно, тоже хотела всхрапывать и ржать из-под снега, но молчала, лежала, не шевелясь, потому что ей так было приказано. Что касаемо дня сегодняшнего, то мой родной дядя - полковник запаса - преподает в Калининграде в военном университете.

Что касается темы любви к Родине в моем творчестве, то скажу честно, тут не все зависит от меня. Все темы песен мне диктует инструмент - гармошка, и песня обычно создается так: сначала совершенно случайно придумываешь какую-нибудь мелодию, просто так, сидя в машине, или идя по улице, напеваешь какую-нибудь глупость просто от скуки. Слова и темы в этих импровизированных песнях обычно очень далеки от патриотических, они из разряда "что вижу, то пою". Если мелодия нравится, слова "выкидываются", а мелодия подбирается на гармошке и в процессе подборки обрастает какими-то проигрышами и приемами, но в целом не меняется. И вот тут-то и происходит самое удивительное. Дело в том, что какая бы мелодия изначально ни была, пройдя через гармошку, все получается про русскую дорогу, про тоску, боль в сердце и Отечество. Дальше просто нужно слушать гармошку и понимать, про что конкретно она тебе рассказывает. Гармошка - самый патриотичный инструмент, я ее слушаю и выполняю ее рекомендации. Все это Божий промысел.

- В "Георгиевской ленточке" есть эпизод про бабушку, к оторая не выбрасывала крошки. Я из своего детства помню, как дед после еды сгребал крошки со стола и засыпал в рот. У тебя тоже есть такие воспоминания? Как Великая Отечественная коснулась тво ей семьи?

- Если говорить про родственников со стороны отца, то коснулась относительно несильно. Прадед был уже старым, поэтому не воевал. Дед работал экскаваторщиком на заводе на Урале, в Златоусте, если я не путаю. Бабушка работала в колхозе, рыла на Дону противотанковые рвы, возила на быках пшеницу, но и ей повезло больше, чем ее ровесницам, она была грамотной и поэтому в основном была учетчицей, а ее неграмотные подруги работали на тракторах и многие застудились и рано умерли. Двоюродные деды воевали, но, повезло, все вернулись живыми.

Гораздо сильнее война прошлась по родственникам по материнской линии. Прадед - финн. Но в финскую войну командиром лыжного батальона воевал против финнов, за страну, в которой жил. А с немцами его воевать не взяли, потому что финн. Умер в блокаду, похоронен на центральной аллее Пискаревского кладбища, о чем мы узнали спустя полвека, когда издалась Книга памяти. Его брат пропал без вести в боях под Ленинградом, а сестру в 24 часа выслали в Сибирь. Прабабушка во время бомбежки получила тяжелое увечье, ее родной брат воевал и умер от ран в военном госпитале Кронштадта.

Моя "...ленточка" о том, что самое страшное событие в истории человечества замывается временем, остаётся в виде значка на антенне автомобиля, концерта по телевизору и пары мифов о том событии. Я из того последнего поколения, кто лично успел пообщаться с героями Великой войны, и должен об этом рассказать.

- Расскажи о Юре Прищепном, что вас связывает?

- Юра Прищепный - мой ровесник, жил на хуторе Субботин Волгоградской области. Во время второй чеченской кампании попал служить в разведку, в элитные войска, где летучая мышь на эмблеме.

27 мая 2001года разведчики выполняли боевые задачи в Веденском ущелье и попали в засаду бандитов. В перестрелке Юру тяжело ранили, но он, будучи пулеметчиком, продолжал вести бой и, стреляя из пулемета с одной руки, заставил боевиков залечь, кого-то даже навсегда. А когда увидел, что враг подошел совсем близко к его позиции, вызвал по рации огонь товарищей на себя. Юрий погиб, но не отступил, не сдался. За этот подвиг в хуторе Субботин назвали улицу в его честь. А потом приехали чиновники и отобрали у отца Юрину посмертную пенсию, потому что его отец воевал в Афганистане, а военный пенсионер не может получать две военные пенсии, как-то так он мне объяснил, когда мы с друзьями приехали в Субботин просить разрешения петь про его сына и снимать ролик для интернета. Лично мы с Юрием Прищепным особенно дружны не были, и это вполне объяснимо. Между нашей Раковкой и его Субботиным целых 25 километров, а это огромное расстояние для деревенских пацанов, у которых в баке "Минска" или "Явы" вечно нет бензина, и особенно не покатаешься по гостям. Помню даже наоборот, он дружил с физруками из пионерского лагеря "Салют" в Глинище, а наша компания нет, потому что мы приходили на танцы из леса в фуфайках и распугивали пионеров. Но это была совсем другая жизнь, не имеющая отношения ни к подвигу, ни к войне, это было прекрасное детство.

Сам я на Северном Кавказе не был, если не считать концерта в одном городе Ставропольского края, где мое выступление согласовывали в местном ФСБ. Организаторов вызвали и сказали: "Что это за Растеряев? Он что - фашист? Что это еще за "Русская дорога"? Почему именно Русская?" И этот разговор был в России, даже не в национальной республике, заметьте! И еще могу сказать: я и на Ставрополье, и в Ростове почувствовал и увидел некую накаленность людей в национальном вопросе, готовность к мобилизации в кратчайшие сроки. Это идет в полный разрез с благостными репортажами по телевизору, и эту проблему необходимо решать.

- Сел а, а вместе с ними самобытная их культура исчезаю т?

У моего прадеда, Егора Васильевича, есть фотография, которая отражает, как мне кажется, всю суть Сталинградской битвы. Сделана она после войны, и нет там ни танков, ни солдат. Просто сидят будущие председатели колхозов в белых косоворотках, а внизу голое поле, маленький одинокий домик, а вокруг до горизонта идут трамвайные пути. На доме написано "Сталинградская сельскохозяйственная академия". Война все разрушила, и первым делом построили "академию", чтобы село поднять. И ведь поднять сумели!

Сегодня из сел, хуторов, где есть работа, дороги, газ, школа и прочие минимальные социальные учреждения, молодежь массово не уезжает. В Раковке, например, остались многие мои ровесники, хотя если сравнивать с советскими годами, то за последнее время там все развалили, разбазарили. А в хуторах, где нет работы, магазина, дороги, кто же сможет выжить? Вот и бегут люди. Мне иногда кажется, что вся эта антидеревенская политика - это глобальный заговор по очистке нашей огромной территории от коренного населения для заселения инородцами, чужаками. По крайней мере, выглядит это так.

Однако, думаю, на "деревенской" теме не стоит спекулировать, как и не нужно делать легенды из моего творчества. Это в кино сегодня можно увидеть одетый в рваньё вечно полупьяный хуторской люд. В реальности селяне - самодостаточные и очень умные, сметливые, работящие люди. Иначе там не проживешь.

- Россия на грани вымирания или в шаге от возвращения позиций лидера мирового сообщества? Каким види шь будущее России?

Как-то я спросил у своего архангельского друга дяди Саши Потапова, какое качество русских он считает основным? Он подумал и ответил: "Способность восставать из пепла". Я с ним согласился. Поэтому, не смотря ни на что, я расцениваю наши перспективы позитивно. Ведь в той же Европе уже все сделано. Все тепленько, комфортненько и отлажено. Это прекрасно, но непонятно, куда они пойдут дальше, и не закиснут ли в этой благости. Нам такое закисание не грозит, у нас чище воздух и отношения между людьми чище. И путь из разоренных до основания хуторов и брошенных полей только один - к хорошему.

Дорогие спецназовцы, мужики! Добра вам, военной удачи и Божьего присутствия!

Растеряев Игорь Вячеславович (р. 1980) – российский актер кино и театра; многогранный одаренный исполнитель и автор песен, написанных на реальные сюжеты из жизни народа. На концертах аккомпанирует себе сам на гармони. Известность пришла к Игорю после того, как в 2010 году его клип к песне «Комбайнеры» взорвал интернет. Поклонники его творчества присвоили Растеряеву титул «Певец из народа».

Детство

Игорь появился на свет 10 августа 1980 года в Ленинграде. Семья была творческая, его родители – художники. Мама – коренная жительница Северной столицы, окончила технический ВУЗ. По материнской линии все родственники пережили блокаду. С папой Игоря она познакомилась, когда тот приехал в Ленинград поступать в институт. Отец был родом из села Раковка Михайловского района Волгоградской области. Все предки по папиной линии были казаками.

Детство Игоря проходило в историческом центре Ленинграда, среди дворцов, что, несомненно, наложило на него свой отпечаток. А вот лето мальчик всегда проводил на реке Медведице на родине отца в селе Раковка. Любимым занятием было строительство игрушечного хутора на заднем дворе. С двоюродным братом они сооружали домики под камышовыми крышами, ставили маленькие снопы, делали из вишневых веток плетни. А потом придумывали, что в каждой хибарке должен кто-то проживать – доярка или тракторист.

В Раковке Игорь познакомился с московским мальчиком Алексеем Ляховым, который тоже каждое лето приезжал к родным в деревню. Эта мужская и крепкая дружба растянулась на долгие годы.

С шести лет Игорь пел сначала для своих бабушек, потом для друзей. Петь мог по несколько часов в день. В школьные годы начал рисовать и писать рассказы о людях, о жизни в Раковке.

Образование

Учился Растеряев в ленинградских школах № 189 и 558. К концу десятого класса мама посоветовала сыну обучаться дальше на журналиста. Технические ВУЗы он не потянул бы, так как с химией и физикой совсем не дружил, а вот сочинения писал хорошо.

Получив аттестат о среднем образовании, Игорь почти стал студентом журналистского факультета, окончил подготовительные курсы и даже имел рекомендации от приемной комиссии. Но там пришлось бы изучать английский язык и другие предметы, которые ему не нравились. А Растеряев мечтал о высоко духовном будущем, поэтому забрал документы и поступил в театральный институт. Хотя до этого никогда не был настоящим театралом, на премьерные постановки активно не ходил, за театральной жизнью не следил, да и актеров почти никаких не знал.

Во время учебы ничем особенным не выделялся. В студенческих постановках роли ему доверяли второстепенные. Главную роль майора ветеринарной службы сыграл лишь в выпускном институтском спектакле.

Отучился пять лет и в течение года проходил школу жизни в труппе «Белого театра». Ездили по малым городам и селам Ленинградской и Московской областей, ставили детские спектакли в деревенских клубах, заброшенных кинотеатрах и почти не работающих дворцах культуры. Наряжались в самодельные костюмы и играли для детей, сидящих в холодных залах в шапках и варежках.

Театр

А потом он попал в театр «Буфф». Здесь у него поначалу роли тоже были маленькие, играл в основном алкашей, солдат, лакеев.

Но со временем в его репертуаре появились и более заметные персонажи:

  • Восьмибратов в спектакле «Все тот же Лес».
  • Грегуар в «Авантюристке».
  • Буч в «Примадоннах».
  • Приказчик в постановке «Казанова в России».
  • Ефрейтор Захар Косых в спектакле «Женя, Женечка и «катюша»».
  • Константин в «Страстях у фонтана».
  • Бочар в «Великолепном рогоносце».
  • Тишка в «Свадьбе Кречинского».
  • Официант в постановке «Цирк уехал, клоуны остались».
  • Емельян Черноземный в «Квадратуре круга».

Игорь проработал в театре двенадцать лет и в ноябре 2015 года покинул труппу.

И также снимался в эпизодических ролях в фильмах:

  • «Принцесса и нищий».
  • «Тайны следствия-6».
  • «Версия».
  • «Агент особого назначения».
  • «22 июня. Роковые решения».

Музыкальное творчество

В юности Игорь научился играть на гитаре, потом купил в комиссионном магазине и стал осваивать подержанную гармошку. Пел для друзей песни разных авторов и постепенно начал сочинять сам. Так появилась его первая веселая композиция «Комбайнеры».

Главные темы, которые затрагивает Игорь в своем творчестве – широта русской души со всеми ее недостатками и достоинствами, Бог, война, родные просторы и то, как трудно, но крайне важно в любой ситуации оставаться человеком.

Сразу же с первых строк его песен (и музыкальных, и стихотворных) чувствуется, что написал их человек одаренный. В одном интервью на вопрос: «Во что верит Игорь Растеряев?», певец ответил: «В Бога верю, в его абсолютную силу и в свою абсолютную человеческую слабость». Внезапную песенную популярность он объясняет вмешательством высшей силы. Кто-то взял и спустил на него этот дар, потому что одними собственными желаниями и потугами за такой короткий срок столько песен не написать. Ведь до этого он никогда ничего не сочинял и даже не имел музыкального образования.

Толком объяснить, как появляются его песни, не может. Музыка сама рождается где-то в голове, а уже на гармошке он подбирает мелодию. Потом, перебирая клавиши, через ритм начинают прорываться слова, постепенно они складываются в строки. Над текстами ему работается особенно сложно, иногда целый месяц ничего в голову не идет.

Первые слушатели новых песен – это всегда родители и сестра. Все клипы снимает его друг детства Леха Ляхов. Именно он когда-то выложил в сеть первую песню Растеряева «Комбайнеры». Леха предположил, что это может кому-то понравиться. Но никак не ожидал, что потом ему придется на долгие годы стать видеооператором.

Песня не сразу принесла славу своему создателю, за первые полгода набрала всего 300 просмотров на канале ютуб. Но после того как в конце лета 2010 года ссылку на ролик разместили на одном из сайтов популярного блогера и писателя Дмитрия Пучкова, в интернете произошел настоящий взрыв. За четыре дня песню послушали почти 300 000 пользователей. Уже к концу года клип вошел в десятку самых популярных роликов в России.

С этого времени Игорь стал записывать и выкладывать в сеть новые композиции. Так страна узнала его песни:

  • «Ромашки».
  • «Медведица».
  • «Казачья».
  • «Весна».
  • «Метель в Раковке».
  • «Русская дорога».
  • «Глинище».
  • «Дальнобойная».
  • «Прогулка по городу».
  • «Георгиевская ленточка».
  • «Песня ангелов-хранителей».
  • «За окном зима и ночь».
  • «Звонарь».
  • «Бой».

Первый концерт Растеряева состоялся с московском клубе «Контакт» в сентябре 2010 года. Спустя пару месяцев певец уже выступил в родном Санкт-Петербурге на сцене клуба «Грибоедов». Здесь же он представил своего соавтора – друга отца Василия Мохова, несколько песен Игорь написал на его стихи.

В феврале 2011 года вышел дебютный альбом «Русская дорога». В июле этого же года Растеряев выступил на рок-фестивале «Нашествие», где ему присудили независимую музыкальную премию «Степной волк» в номинации «Нечто».

Большую часть в его творчестве занимает деревенская тема. Село Раковка зацепило певца не на шутку. Возможно, потому, что это приятные воспоминания детства и летних каникул, когда не надо было ходить в школу и работать, а только отдыхать, развлекаться и рыбачить. Но, по словам Игоря, чтобы писать песни про деревню, надо быть городским жителем, а туда периодически приезжать и наблюдать незамыленным взглядом, что изменилось. Ведь если жить в деревне, будет не до песен. Люди там очень тяжело трудятся, и природные просторы в виде речки, степей, бугорков для них обыденные и особых впечатлений не производят.

Про себя Растеряев говорит, что у него двойное гражданство – городское и деревенское. Ему одинаково нужна и сельская жара в +45 градусов, и питерская сырость, он, словно аккумулятор, заряжается и от запаха полыни, и от дождя. В этом и заключается успех его песен. Игорю удалось поймать струну русской души, которой на самом деле хочется не гламурных выкрутасов, а простой идущей от сердца музыки.

Сейчас певец успешно гастролирует, объехал уже почти всю Россию, выступал также в Польше, Белоруссии и на Украине.

Увлечения, хобби, жизненные ценности

Кино смотреть не особо любит. В принципе относится к нему хорошо, и если что-то заинтересует, может посмотреть. Но за новинками киноиндустрии не следит. Дома у Игоря телевизора нет, смотрит его иногда, когда приходит в гости к родителям.

Что касается праздников, пришедших в Россию не так давно из-за границы (типа Хэллоуина или Дня Святого Валентина), то Растеряев их не признает. Для певца в жизни существует три праздника – Новый Год, Пасха и 9 мая. Они вызывают в его душе трепетные ощущения, нравится Игорю внешняя атрибутика этих праздников:

  • У Нового Года елка.
  • У Пасхи куличи с крашеными яичками и ночной крестный ход вокруг храма.
  • У 9 Мая это военные песни и фильмы, за которыми стоит культурное наследие страны.

Людей любит веселых, незапарных, легких на подъем, способных к куражу и неожиданным действиям. Не нравятся Игорю люди обидчивые.

Среди увлечений больше всего певцу по душе рыбалка.

Он пока не женат, детей нет.

В 2003 году Игорь завязал с алкоголем, в юности эта пагубная привычка в его жизни присутствовала. Хорошо помнит, как промозглым ноябрьским утром проснулся с похмелья. Дома никого не было: мама с папой на работе, бабушка пошла в собес, сестренка в школе. Он тогда пообещал кошке Мусе, что больше никогда не притронется к рюмке.

Жизненный девиз Игоря Растеряева: «Живу себе спокойно и не дергаюсь. Друзья не врут, родители живые, значит, все отлично. Главное – жить по совести и стараться хорошо делать свое дело».

В 2010 году Рунет взорвало видео, на котором какой-то деревенский парень поет под гармонь песню про комбайнеров. Снятый на мобильный телефон ролик стал очень популярным на YouTube и в других социальных сетях. Люди быстро запомнили Игоря Растеряева: самородка из-под Волгограда, который поет понятные всем и правильные песни.

Позднее Рунет узнал, что Игорь - профессиональный актер и питерский интеллигент, пусть и с казацкими корнями. Он просто каждый год отдыхает на родине предков в Волгоградской области.

Творчество Растеряева родом откуда-то из-под Волгограда, Ростова-на-Дону, Рязани или Твери. Оно не столичное, а из глубинки. Оно правильное: искреннее, глубокое. Этим оно выделяется на фоне фальшивого мейнстрима и ванильно-гламурного мельтешения столичных поп-звездочек. Игорь поет для и про настоящих людей, поэтому его песни цепляют.

Видео «Комбайнеры» снял на мобильный телефон и опубликовал на YouTube друг и соратник Растеряева Леха Ляхов. Он снимает видео с Игорем до настоящего времени.

Кто такой Игорь Растеряев

Растеряев родился в Ленинграде в 1980 году в семье интеллигентов. Он окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Игорь играл в театре «Буфф». У него есть роли в кино.

Предки Растеряева - казаки. Родители каждое лето отправляли Игоря отдыхать в Волгоградскую область. Здесь молодой человек познакомился с сельской жизнью, узнал жизнь простых людей из глубинки, подружился с «трактористами, комбайнерами и грузчиками арбузных фур».

Как бы пафосно это ни звучало, Игорь Растеряев вернулся к истокам. Благодаря отдыху под Волгоградом он научился чувствовать родную землю, общаться с обычными людьми. Главное, Игорь смог выражать свои мысли и эмоции без капли фальши.

Игорь Растеряев преимущественно исполняет свои песни. Также он поет песни поэта Василия Мохова. Одна из них - представленная выше «Раковка». В репертуаре Игоря есть каверы на композиции известных рок-исполнителей, включая «ДДТ», «Король и Шут» и других.

Ни в какие рамки

Именно так можно охарактеризовать творчество Игоря Растеряева. Ближе всего его можно описать термином «авторская песня». Но в то же время Растеряев - самый настоящий рокер. Дело не в том, что он выступает на «Нашествии». Творчество Игоря - это русский рок, который отличается глубиной и философской наполненностью песен, искренностью и отвязностью.

Кстати, об отвязности. В песнях Растеряева часто можно услышать обсценную лексику. Некоторые композиции артист давно не исполняет, так как в них есть только жесткий стёб и даже кич. В других нецензурные выражения звучат настолько органично, что без них песня была бы неполной.

В композициях Растеряева явно слышатся фольклорные мотивы. Это еще одна грань и жанровый ориентир его творчества.

В 2011 году Игорь оформил первый полноценный альбом «Русская дорога». В нее вошли полюбившиеся людям песни «Комбайнеры», «Казачья», «Богатыри». А песня «Ромашки» до настоящего момента остается одной из самых сильных в репертуаре исполнителя.

Вокальные данные Игоря Растеряева не впечатляют. Уровень владения музыкальным инструментом далек от виртуозного. Артист использует простые слова. Тем не менее его песни цепляют сильнее, чем композиции профессиональных авторов и музыкантов.

Великая Отечественная война

Это одна из ключевых тем в творчестве Игоря Растеряева. Он возвращается к ней постоянно. У всех песен о Великой Отечественной авторства Растеряева есть одна общая черта. Они помогают увидеть страшные дни большой войны глазами простого человека, обычного солдата.

Красивый вокал Елене Гвритишвили и сильная песня о ключевой битве Великой Отечественной - один из примеров.

Растеряев - ленинградец. Он не мог обойти стороной тему блокады. В «Ленинградской песне» он благодарит людей, которые возили продовольствие в блокадный город по льду «Дороги Жизни». Тех, благодаря кому живут современные питерцы.

Игорь рассказывает о личных трагедиях и откровениях людей, которые прошли Великую Отечественную. История деда Агвана заставляет замолкнуть и глубоко задуматься. Подумать о том, как и почему люди в течение всей истории воюют друг с другом. Подумать, чтобы выиграть «главный бой за звание человека».

«Дед Агван» - стихотворение Растеряева. Оно раскрывает Игоря как поэта-декламатора.

Одинаковая форма, очень разные смыслы

Музыка и манера исполнения Игоря Растеряева действительно не отличаются разнообразием. Но его песни очень разные. Более того, они удивляют полярностью настроений и мыслей. От задиристых «Казачьей» и «Ермака» автор легко переходит к антивоенной тематике. Она раскрыта в песне «Бой».

Творчество Растеряева полностью мужское. Оно понятно женской аудитории, женщины слушают Игоря. Но поет он в основном для мужчин и о мужчинах. Вернее, о мужиках, которые умеют пахать зябь, гоняют фуры по федеральным трассам, а иногда мешают пиво с водкой.

«Ходики», «Кореш», «Дальнобойная» - примеры мужских песен. Их можно назвать зарисовками из жизни людей, которые столкнулись с кризисом среднего возраста. И у которых этот кризис растянулся на много лет.

Творчество Растеряева ни в коем случае не депрессивное. Игорь помогает слушателю почувствовать и пережить личные и общие трагедии. Тут же он дает действенные рецепты от хандры и надуманных трудностей. Песню «Дядя Вова Слышкин» можно назвать гимном жизнерадостности и здравого смысла.

Простой деревенский житель Владимир Слышкин в резиновых сапогах - живое воплощение позитива и правильного отношения к жизни. Кстати, дядя Вова появляется и в других клипах Растеряева. Это реальный человек, с которым Игорем дружит и общается.

Любовь к родной земле

Эта тема наполняет все без исключения песни Растеряева. Игорь поет не о каком-то абстрактном понятии, а о настоящей Родине. Это больше, чем географическое определение. В песнях артиста чувствуется любовь к окружающему его пространству, людям, укладу жизни.

Это хорошо слышно в песне «Весна». Кстати, в клипе снимается уже знакомый вам дядя Вова Слышкин.

«Но поет он не про Италию, а как дома хорошо» - в этой строчке весь Растеряев. Без пафоса и лишних слов он говорит о Родине больше, чем многие авторы учебников.

Новый Высоцкий? Нет, просто Игорь Растеряев

Действительно, Растеряева часто сравнивают с Высоцким. До масштабов Владимира Семеновича Игорю еще предстоит вырасти. Но он уже стал в чем-то похожим на предшественника. Высоцкий был таким же искреннем и понятным всем: от работяг и дальнобойщиков до профессоров и творческой интеллигенции.

И все же Растеряев - самобытный артист, не похожий ни на кого, кроме себя. Это неординарная фигура: яркий поэт и настоящий артист. Игорь сам сказал, что при царе Горохе служил бы церковным звонарем. А в наше время он звонит в колокола и колокольчики человеческих душ, как бы это пафосно не звучало. И благодаря творчеству Игоря в людях звучат самые тонкие струны.

СПб церковный вестник "Вода живая", № 4, 2011

Колорит песен Растеряева замешан на житье-бытье волгоградской станицы, где с детства Игорь проводит каждое лето. Это казачья родина его отца и постоянное место жительства его хуторских друзей. В Петербурге артист живет в обычном спальном районе. На встречу Игорь Растеряев пришел с другом Алексеем Ляховым, который делает все видео интернет-звезды, называет себя «продюсером в кавычках» и отвечает на вопрос о стратегии продвижения таким образом: «Вы напишите, что это все произошло по воле Божией. Иначе бы не получилось. Обыкновенная посиделка на кухне, снятая телефоном. Остальные клипы сняты вообще в степи. Людей сегодня трудно чем-то удивить, и вдруг такая простота понравилась всем»...

В певцах не хаживал

Игорь, Вы уже определились, к какому музыкальному направлению себя относите?
—Я не музыкант на самом деле, ни одной ноты не знаю. Играю на гармони ощупкой, по клавишам попадаю на удачу. В общем, со стилем своего творчества никак заранее не определялся и так же, как и все слушатели, с удивлением взирал на то, что же из этого получается. Ведь еще полгода назад я вообще музыкой заниматься не думал. Работал в театре, дома рисовал и писал книжки про своих волгоградских друзей. Когда вся шумиха поднялась, стали просить концерты. А с чем выступать? С одной случайной песней «Комбайнеры» и тремя матерными, которые я написал еще в студенческие годы? Мне на помощь пришел дядя Вася Мохов. У него есть песня «Раковка», я ее знал и на гармошке исполнял. Дядя разрешил взять ее для концерта, плюс я написал две новых песни: «Ромашки» и «Казачью». К следующему выступлению появилась «Русская дорога», потом «Богатыри»...

В православной среде можно услышать споры о Вашем творчестве. Одни Ваши песни, о простых людях и о родной земле, берут за душу, а другие, шутовские, с нецензурными выражениями — отталкивают.
—Что сказать? Что не нравится, лучше вообще не слушать. Сначала я сам не знал, в какую сторону склонится творчество, либо это будет веселый стеб, как самые первые песни, либо социально-патриотическая тема, которая полезла из меня в итоге. Потом стало ясно, что серьезность перевесила. А песни с нецензурщиной я в свой первый альбом включать не стал, чтобы поддержать наметившуюся тему.

Некоторые не верят, что Вы в городе родились. Вроде как «самородок из деревни».
—Пусть так и думают, я бы это всячески поддерживал.Ромашки и пустота—Каким же Вы себя больше видите городским или хуторским? Такие разные миры, а Вы везде свой парень.—Миры одинаковые. Никакой разницы нет, только быт отличается. И в своих песнях я ничего не идеализирую. Вот песня «Ромашки», какая там идеализация? На-оборот, набат по вымирающему российскому селу.

В «Ромашках» есть строки о парнях, которых сгубило пьянство: «Себе такую дорогу ребята выбрали сами, но все же кто-то, ей-Богу, их подтолкнул и подставил». Что же послужило этим толчком?
—Все началось с революции. Не было раньше такого повального пьянства и безработицы, это видно хотя бы по тому, что вся донская степь была покрыта маленькими хуторками, сплошное заселение, вся земля в округе обрабатывалась. Нормально жили, семейно. Хутора сохранились даже после войны, а окончательно исчезли после укрупнения колхозов. Сейчас едешь — огромные пустынные пространства, сел мало, хуторов нет, как в Диком поле в XIV веке.

Кто может заселить эти территории? Есть на казачьих землях проб-лема приезжих чужаков?
—В Раковке, где живет моя родня, есть турки-месхетинцы, которых 20 лет назад приняли беженцами. Сейчас их уже половина населения. Мечеть собираются строить раньше, чем православный храм.

То есть в Раковке нет церкви?
—На территории всего района дореволюционный храм остался только в Раздорах. Все остальное в последние годы построено. А старая раздорская церковь своими масштабами не соответствует нынешнему приходу. Когда она строилась, станица была огромной: в ней жили тысячи человек. Юртовая станица была! Но ее уже давно в хутор переименовали, народу живет немного, молодежи совсем мало. Храм лишь напоминает о былом величии. А церковная жизнь в районе сосредоточена в городе Серафимович, где есть Усть-Медведевский монастырь со своими святынями, подземными ходами. Все туда ездят.

Я так понимаю, что Вы от Церкви держитесь на расстоянии?
—Сам стараюсь как-то напрямую с Богом общаться, а к Церкви отношусь с уважением. Мне кажется, Церковь отображает душу народа. Вот взять католический костел. Все чинно, орган играет, сидеть можно. Они и на вечеринках так же: по бокалу возьмут и по углам разбредутся. А у нас свечи, иконы, хор, в золоте все, колокола звенят! Праздник! Вот это по-нашему! В этом есть театральность, она нам близка. Помню, как меня крестили. Окунули, я батюшку за бороду ухватил, думал, утопят! Вытащили.

Будем знакомы

На одном из сайтов мне попалась на глаза история о том, что Вы задались целью разыскать родовое гнездо — хутор, который основал ваш предок. Нашли это место в степи, крестом отметили, родственников созвали. Для чего?
—Мы этнические донские казаки с Верховых юртов, станица Раздорская на реке Медведице, хутор Растеряев. Мне еще в детстве отец рассказывал, что был такой хутор Растеряев, потом туда приехал жить поп, и стал хутор называться Поповский. Во всех источниках хутор значится как Поповский. Я посылал запросы по своим предкам Растеряевым в различные архивы: в Волгоград, Ростов-на-Дону, в Московский военно-исторический архив. Наконец, вышел на московского историка Сергея Корягина, который занимается историей донского казачества. У него оказалась карта конца XVIIIначала XIX века, на которой нет еще железной дороги Москва — Волгоград. И там я увидел черным по белому написано «Хутор Растеряев», то есть семейное предание подтвердилось. Мы карту сфотографировали, размножили, я ее всей родне показал. И решили мы поставить крест на месте нашего родного хутора.

А какой смысл вкладывали в это?
—Это память. В Волгоградской области практически в каждой станице на въезде и на выезде крест стоит. Первыми его поставили жители Раздорской станицы на Медведице. Крест зеркальный, железная основа и кусочки зеркала в цемент вбиты. Когда едешь, видишь, как он на солнце горит. Говорят, что зеркала должны отражать от станицы все невзгоды.

Христианство пополам с народными приметами.
—А как же, культура такая... И вот мы тоже захотели поставить крест. Место сложно найти, там даже опечек (опечек — каменное, глиняное либо деревянной рубки основание под печь.— Прим. ред.) нет, одни бугорки и сад в степи. В соседнем хуторе жила тетка, которая еще деда моего помнила (дед был председателем колхоза до 1950-х годов). И она показала точное место. По бугоркам только можно определить, где хаты стояли. Хутор небольшой, в XIX веке было 23 двора. Когда я решил, что пора за крест браться, то пошел на реку Медведицу, переплыл на другую сторону, свалил дубок замечательный, его обпилил и бревна по реке приплавил. И сам на них приплыл. Дотащил бревна до хаты своей, чуток обтесал и сказал папаше, дескать, так и так, основа для креста есть. Они с дядькой подключились, отшлифовали, отец выжег надпись: «Здесь стоял хутор Поповский, до XIX века называвшийся Растеряев». Съездили, установили. Потом дядька двоюродный из города Калач-на-Дону узнал, что мы эту акцию провели. И до того ему понравилось, что он на следующее лето сварил новый крест, железный, капитальный. Уже больше людей приехало. Ставили с другой стороны, чтобы на въезде и на выезде по кресту было. Второй крест уже бетоном закрепили и бутылку в основание положили, для потомков — кто и когда вкопал крест... Еще год прошел, и решили собраться родственниками. Набрали человек 40-45 со всей Волгоградской области.

Семьи у всех большие?
—У прадеда девять детей было, у каждого из этих детей — тоже по несколько, у деда — четверо. Мы ближних родных позвали, они своих, с кем общаются... Интересно было на всех сразу посмотреть! Даже мой папаша не видел половину этих родственников. Выхожу я из садочка, смотрю — идет караван машин. Все разом в степи останавливаются, вылезает из них несколько десятков человек. Ощущение удивительное, словно с трамвайной остановки сгребли прохожих, привезли и говорят: «Вот твои родственники, все они одинаково родные». Но чуть приглядишься и видишь, что этот мне симпатичен чуть больше, а вот этот чем-то интересен... Также и они на нас смотрят, изучают. Начинают связи какие-то формироваться. Потом мы развели костер, поставили палатки, сома большого поймали в Медведице, уху сварили. Они виноград привезли, лещей. Я с гармошкой как раз был, длились посиделки до следующего полудня. Всю ночь вместе провели. Не думаю, что каждый год стоит такое практиковать, но раз в несколько лет собираться надо. Обновить систему координат.

Возможна ли такая встреча с Вашей северной родней по материнской линии?
—С этой стороны гораздо меньше связей, во-первых, из-за их меньшего количества, во-вторых, половина из них живет в Эстонии. Но потихоньку общение восстанавливаем. По материнской линии у меня прадед был финном. Из-за этого в семействе бабушки все непросто сложилось. Младший брат прадеда в первые же дни войны в окружении под Ленинградом пропал без вести. Среднюю сестру в Сибирь отправили за то, что финка. А самого прадеда-финна в Сибирь не отправили, воевать не взяли, работы не дали, уехать не разрешили. Он умер от голода в блокадном Ленинграде. Лежит на центральной аллее Пискаревского кладбища, о чем мы узнали спустя полвека, когда делалась Книга памяти. Я домой прихожу, а там открыточка для бабушки: «Ваш отец лежит в такой-то могиле».

И когда была перепись населения, то каждый член Вашей семьи записал свою национальность: отец и сын — казаки, сестра — ингерманландка, мама — русская. Многим сегодня покажется это ненужными «тонкостями». Не хватит ли нам всем общего наименования «россияне»?
—Я категорически против того, чтобы всех называть россиянами. Своих родственников, когда пришли переписчики, я спросил по телефону, кто кем хочет быть записан, они сами определились. Ведь для чего мы поставили крест в степи? Национальность — это корневая база человека. Каждый должен точно знать, откуда он родом: со степи или из города, казак или помор. Как только задуют ветра перемен, удержать человека сможет только мощная корневая база. Чтобы не был он перекати-полем, не катался «россиянином» по белу свету.Из патриотичной лирики, наигрышей на гармони и задушевных историй сложился образ новой знаменитости. Игорь Растеряев — не далекая гламурная «звезда», а свой парень и для горожан, и для жителей глубинки. Для своих песен он берет темы, которые всем близки и дороги, но так бессмысленно «заезжены», что и сказать, казалось бы, по ним уже нечего: о погибших в войну солдатиках, о деревенском пьянстве, о трудной жизни сельских трудяг. Но у Растеряева находятся слова, которые «цепляют» многих.Разномастным слушателям одинаково симпатична его беззастенчивая привязанность к крепким семейным традициям. Визуальным символом корневой системы человека в рассказах Игоря Растеряева оказался крест. Им, порой бессознательно, цепляются за доставшуюся в наследство землю нынешние селяне. Им охраняются, обозначая свои владения. Соборная Церковь с опустошенных земель была изгнана и в сердца селян пока не вернулась. А крест живет. И собирает вокруг себя людей, которые снова хотят быть друг другу близкими родственниками.

Юлия Нурмагамбетова

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса