Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Программа спецкурса театр и литература от уроков литературы к истории театра. Конспект занятия «Основы театрального искусства» по предмету «Основы общей и театральной культуры Урок литературы как основа изучения театра

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В. М. Стеценко

СТО УРОКОВ ТЕАТРА

Учебно-методическое пособие

для студентов специальности 053000

Народное художественное творчество

квалификации Режиссер любительского театра, преподаватель

Челябинск 2003

ББК 85.33я73 С 79

Рецензенты:

Л. В. Трубайчук, доктор педагогических наук, профессор; Т. В. Скорокосова, заслуженная артистка РФ

Стеценко В. М. Сто уроков театра: Учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ, Челябинск, 2003. - 42 с.

Учебное пособие создано автором в соответствии с Госстандартом второго поколения на основе многолетнего педагогического опыта работы, как с детьми, так и со студентами и призвано помочь студентам-педагогам во время практики в школах и детских театральных коллективах выстроить свои занятия не только методически правильно, но и увлекательно. Работа будет полезна учителям уроков театра и руководителям детских театраль­ных коллективов.

Утверждено редакционно-издательским советом ЧГАКИ

© Челябинская государственная академия

культуры и искусств, 2003 © Стеценко В. М., 2003

Введение 4 Программа курса «Уроки театра в школе» (1-й класс) 6 Программа курса «Уроки театра в школе» (2-й класс) 16 Программа курса «Уроки театра в школе» (3-й класс) 26 Список литературы 32 Приложение. Тренинговые упражнения комплексного харак­ тера для учащихся 1-2-го классов 33

Введение

Цель данного учебно-методического пособия - помочь студентам (будущим руководителям детских театральных коллективов и учителям уроков театра) на первых порах их педагогической деятельности.

Как правило, выходя на краткосрочную практику, студенты легко за­воевывают любовь к своему предмету, но лишь только занятия приобре­тают системный характер, становится очень трудно удерживать постоян­ный интерес и внимание на уроке, если практикант не ставит перед детьми и собой конкретной цели или не знает этапов ее достижения. Автор вы­страивает пособие в виде программы уроков театра в начальной школе, что позволяет тем, кому оно адресовано, использовать в своей практике, как отдельные составные части, так и программу целиком.

В наше сложное время огромное значение приобретает нравственное оздоровление общества, его гуманизация. Само слово «гуманизм» означает человеколюбие. Воспитание человеколюбия, доброты - основа гуманиза­ции общества. Перефразируя известные слова Достоевского, можно ска­зать: доброта спасет мир, ибо именно доброта - своеобразный синоним красоты, - красоты духовных качеств человека.

Педагогическая наука давно ищет пути воспитания гармоничного -образованного и доброго - человека. И один из таких путей - воспитание искусством. Основная задача заключается в том, чтобы создать определен­ный тип личности с широкими эстетическими запросами, высокой культу­рой художественных способностей и потребностью в активной творческой деятельности, т. е. реализации творческой энергии.

Искусство, прежде всего, воздействует на чувства человека, которые всегда индивидуальны. Они зависят от качества личности, и каждый из нас был бы счастлив иметь рядом такого человека, который умеет сочувство­вать нам, сердце которого открыто для добра. Открыть эти качества в ре-

бенке, развить их, научить понимать другого человека, сочувствовать ему, лучше всего помогает искусство театра.

Это важное, но далеко не единственное качество, которое помогает раскрыть в ребенке способности путем воспитания искусством театра. Те­атр, как известно, искусство синтетическое, сочетающее в себе множество других видов: драматургию, изобразительное искусство, музыку, хорео­графию, искусство парикмахера и гримера и др. Кроме того, театр требует очень много самой простой работы: от забивания гвоздей до задергивания занавеса, а значит, в театральном процессе задействовано большое число людей. Навыки совместной работы, ответственность за порученное дело, взаимопомощь - то, без чего театр невозможен. Но главное - театр невоз­можен без творчества, которое здесь всегда активно. Театральный творче­ский процесс универсален. Он раскрывает множество граней в любом че­ловеке, а в ребенке особенно. Ведь он активен по своей природе, и ребенку интересно все. Театр требует фантазии, интеллекта, определенной суммы знаний и жизненного опыта, а также специальных умений и навыков, при­родных способностей и умения работать над собой, развивая и дополняя то, что подарено природой. Все эти качества помогут человеку и в его обыденной жизни, сделают ее более наполненной, а самого человека - бо­лее интересным для окружающих.

Предлагаемая программа не ставит перед собой задачу сделать из каждого ребенка в будущем театрального деятеля, но научить понимать искусство театра, а через него и искусство вообще, раскрыть творческий потенциал, сформировать художественные потребности, сделать внутрен­ний мир человека богаче, а его самого добрее.

ПРОГРАММА КУРСА «УРОКИ ТЕАТРА В ШКОЛЕ» (1-й класс)

примерный тематический план

и/и

Название темы, раздела

Количество часов по четвертям

I. Искусство быть зрителем

Подготовка к просмотру спектакля

Беседа после просмотра спектакля

II. Развивающие игры

Организация внимания

Организация себя в пространстве

Развитие ловкости и координации движений

Развитие фантазии

Развитие речевого аппарата

Тренировка памяти

III. Навыки этикета

Приветствие. Нормы поведения на уроке, в театре. Взаимоотношения девочек и мальчи­ков в классе

ГОДОВОЙ ОБЪЕМ КУРСА:

ТЕМА ГОДА: Развивающие игры.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ (по четвертям): I. Мы знакомимся.

II. Будем дружить.

    Умные игры.

    Первые театральные опыты.

ЦЕЛЬ КУРСА: Пробудить интерес к искусству театра, а через него -к другим видам искусства - музыке, живописи, хореографии, кино. ЗАДАЧИ КУРСА:

1. Помочь учителю в создании спокойной и доброжелательной атмо­ сферы в классе.

    Через совместные игры и групповые упражнения формировать у детей навыки коллективной работы.

    Формировать навыки этикета, норм поведения в школе, в классе на перемене, на уроке, в театре.

    Развивать эмоциональную сферу ребенка - чувство сострадания и сочувствия, умение радоваться и огорчаться вместе со своими однокласс­ никами, друзьями.

    Развивать личностные качества ребенка: память, внимание, на­ блюдательность, фантазию, чувство ритма, пространства.

    Создавать условия для заинтересованного и доброго отношения детей друг к другу, формировать у них стремление разрешать конфликты между собой только мирным путем.

    Воспитывать в детях волевые качества, смелость, настойчивость. Помогать преодолевать застенчивость при выполнении упражнений на уроках театра, при ответах у доски на других уроках.

    Тренировать речевой аппарат ребенка: дикцию, подачу звука, точность интонации, умение слышать правильное и неправильное произ­ ношение.

    Формировать зрительскую культуру и грамотность ребенка.

ЛИТЕРАТУРА и ТЕАТР – два вида искусства, общим для которых является слово

Дата добавления: 2013-01-16

Театрализация – один из самых популярных методов работы не только учителей-словесников. Ее используют все учителя, стремящиеся сделать свой урок интересным и разнообразным.

Но урок литературы – всегда маленький спектакль , в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Но это особый театр, где импровизация – душа всего. Кажется, режиссер готов к любому изменению в «сценарии», предвидит реакцию актеров на некоторые вопросы, но даже он не всегда знает все варианты разворачивающегося театрального действия.

Современные уроки литературы выгодно отличаются, если учитель владеет театральными приемами организации педагогической деятельности. Умению организовать работу на уроке помогают социоигровые приемы, которые предлагает учителям театральная педагогика. И тогда в инсценировании и режиссуре урока появляется групповая работа, которая дает возможность участвовать всем детям в разных позициях: смена лидерства, смена ролевых функций «учитель–ученик».

Учителя организовывают учебную деятельность так, чтобы дети взаимообучали друг друга, обменивались информацией, а для этого им надо создать проблемную ситуацию.

Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. Такие занятия предоставляют подросткам возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения. В связи с данными целями необходимо решение следующих задач:

  • установить точки соприкосновения двух предметов;
  • выявить общие понятия.

Закономерная взаимосвязь литературы и театра постигается учащимися на уроках анализа художественных произведений. Таким образом, литература и театр неотделимы и естественно дополняют друг друга.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес школьников к урокам литературы, помочь понять характеры героев.

В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр – два вида искусства, общим для которых является слово.

Сопоставление текста произведения с театральным изображением отдельных сцен усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения, расширяет знания и умения учащихся. Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.

Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность. Пятиклассники и шестиклассники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою, часто нескладную речь, жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита, рисунок, живопись и т. д. Тем самым создаются благоприятные условия для формирования эстетических ценностей (чувство красоты).

В современной школе педагоги все чаще обращаются к разного рода театрализации. Театрализация и игра уже давно входят в большинство традиционных предметов – в форме ролевых игр, творческих экзаменов. Освоение самого принципа игры, умение взять на себя ту или иную роль, обучение способам общения с аудиторией, умение концентрироваться и многое другое все чаще становится необходимой реальностью учебного процесса.

Услышать голоса разных героев помогает такой методический прием, как «проживание» образа. Условия игры таковы: каждый выбирает роль одного из героев романа и пытается представить себя на его месте (задание домашнее). Вхождение в образ происходит с первых минут урока. (Важно, что ребята находятся в круге, видят лицо друг друга).

Учитель: Вы знакомы? Представьтесь друг другу. Слово о себе.
Что вы думаете о мире, в котором живете? Как поступает он с вами?
(Представление героев, которое начинается с попытки перевоплощения.
Я, Мармеладов...
Я, Дуня, сестра Раскольникова...
Я, Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Родиона...
Я, Сонечка Мармеладова...
Я, Катерина Ивановна...
Я, Родион Романович Раскольников...).

В момент краткого рассказа о своей жизни и месте в этом мире «герой» пытается оценить себя и других участников диалога. Возможность задать вопрос любому – непременное условие в данной ситуации. Так, например, на вопрос Алене Ивановне, старухе-процентщице, о ее сестре: «Почему она так жестока и несправедлива к ней?» был сразу же дан ответ: «А почему она позволяла такое отношение к себе? Значит, Лизавета заслужила это».

То есть дети, играя в театр, находятся в прочной зависимости друг от друга, свободно фантазируют, находят выход из трудной ситуации мгновенно.

Учитель: А вы, Петр Иванович Лужин, и вы, господин Свидригайлов, – кто в этом мире? «Сильные мира сего?» Почему?
Слово Раскольникову. В чем был ваш эксперимент и удался ли он?
Ваше отношение к Раскольникову, кто желает высказаться?

В ходе разговора возникает естественное обсуждение проблем романа, где звучит и слово Сони, ее «правда», и «правда» Лужина и Свидригайлова, и попытка выбора Раскольникова – чью правду принимает он и почему?

Задача учителя на данном уроке-спектакле – постановка вопросов-раздражителей , которые заставляют ученика мыслить, вникать в проблему, позволяют еще раз обратиться к роману и подумать о жизни.

Такой урок дает пищу для размышления и не заканчивается со звонком – ребята еще долго обсуждают его, теперь уже выйдя из образов и высказывая свое мнение. На следующем уроке целесообразно это обсуждение довести до логического конца, дав возможность оценить игру-исполнение каждого из героев, естественно, с учетом знания текста и правдоподобия исполнения роли. Кстати, иное обсуждение бывает не менее интересно, чем сам урок.

Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями. Нельзя не заметить рост интереса у школьников к всемирной истории, культуре, искусству. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом.

Так у подростка формируется новая психология – творца, созидателя. Такое состояние импонирует ему, поскольку в этом возрасте человек стремится стать взрослым, самостоятельным, самоутвердиться.

Использованные источники:

  • Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
  • Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175.
  • Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993. – С. 127.
  • Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения. – Владимир, 1991. – С. 11–24.
  • Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 63–71.
  • Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980. – С. 192.
  • Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. – 1991. – № 1. – С. 131–140.
  • Основы системы Станиславского: учебное пособие / авт.-сост. Н. В. Киселева, В. А. Фролов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  • Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т. – М., 1954–1961.

Тема : Н. В.Гоголь. Знакомство с комедией «Ревизор».

Цель : знакомство с театральной постановкой, с историей создания комедии, развитие познавательных способностей учащихся, обучение внимательному прочтению авторского текста, повторение основных теоретических понятий.

Оборудование : афиша, театральные программки, словарь Даля В. И., карточки, презентация.

Оформление : Ученик раздает программки у входа. Музыка, воспроизведение на экране картинки, звуков перед началом спектакля (кинофильм « Война и мир»)

Вбегают мальчишки (одеты, как уличные мальчишки 19 века).

1 мальчишка: Покупайте билеты, новое сочинение Гоголя!

2 Мальчишка: Новое сочинение Николая Васильевича Гоголя!

1 мальчишка: Комедия «Ревизор» сегодня в Александринском театре!

Раздают программки и садятся.

Из-за занавеса выходят девочка и парень (дамы и господин) садятся на места.

Музыка и шум театра.

1 дама: Господа, вы слышали, что это новое сочинение Николая Васильевича Гоголя.

2 дама: Это который «Ночь перед рождеством написал»?

2 дама: Как, Александр Сергеевич?!

1 дама: Да, господа, представляете, будто бы его самого приняли за проверяющего, т. е. ревизора, когда он проезжал по Нежинской губернии!

Учитель: Здравствуйте, сегодня у нас необычный . И вы все это уже почувствовали. Мы первый раз попадаем в мир театра, первый раз знакомимся с литературным произведением, написанным специально для постановки в театре. Такой род литературы называется драмой. (Посмотрели на доску, на свои карточки). А какой еще род литературы мы уже знаем? (Эпос, лирика). Любое произведение для сцены называется пьесой.

Открыть слайды.

Драма – род литературы.

· Пьеса – драматическое произведение, написанное специально для театральной постановки.

· Комедия – драматическое произведение веселого, жизнерадостного характера, осмеивающее отрицательные качества человеческого характера, недостатки в общественной жизни, быту.

· Ремарка – замечание на полях или между строк, пояснение автора пьесы для режиссера или актеров.

· Ревизор – проверяющий.

· Инкогнито – тайно, скрытно.

Литературоведческий комментарий.

Для того, чтобы понять произведение “Ревизор”, мы с вами поговорим о том, каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется Пьесой ).

В пьесе в диалогической и монологической форме воссоздается речь действующих лиц, их поступки. В Ремарках , пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются Афишей );

Учитель: Мы видим афишу на занавесе нашего театра. Точно такая же афиша

Слайд афиши

Слайд театра

Это старейший театр России. Он назван так в честь жены императора Николая Первого Александры Федоровны. В 18, 19 и начале 20 веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры. До появления «Ревизора» здесь ставили только переведенные иностранные пьесы. Гоголь, возмущаясь этим, писал:

Слайд «Гоголь»

« Русского мы просим! Своего давайте нам! Что нам французы и весь заморский народ? Разве мало у нас нашего народа? Русских характеров? Давайте нам наших плутов! На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им!» И написал комедию «Ревизор». Где «решился собрать все дурное в России, и за одним разом посмеяться надо всем».

Директор(ученик) : Мы разоримся! У нас благородный театр, где благородные люди смотрят на благородных иностранных героев. Кто к нам пойдет смотреть на русских чиновников? Что в них интересного, срам один, мон ами, это низко и неблагородно. Мы разоримся!

Режиссер(ученик) : Спокойно, голубчик. Мы должны подчиниться Его Высочайшему повелению. Ведь сам император одобрил эту постановку.

Директор : Да знаю, знаю. Но ведь разоримся, как пить дать разоримся!

1 дама: Посмотрите, господа, тут в программке какие-то замечания для господ актеров.

2 дама: Да, действительно, очень интересно.

Учитель: Да, давайте и мы обратимся к нашей комедии. А что такое комедия, вы уже догадались? Если еще нет, то нам поможет наш уважаемый словарь.

Словарь (ученица) – читает, что значит комедия (на слайде)

Уч.: Откроем наши учебники и познакомимся с действующими лицами «Ревизора» (Ученики читают по очереди).

Ант. Ант. Сквозник - Дмухановский

Мы встречаем у Гоголя очень много «говорящих» фамилий. Это прием повсюду в его произведениях. Не стал исключением и Городничий. Посмотрим, что расскажет о характере его фамилия. Господин Словарь?

Словарь(ученица) : Согласно словарю Даля, сквозник – это «хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз». Есть еще и вторая часть фамилии. Прочтем, что дмухан – это «напыщенность, гордость, киченье. спесь, чванство».

Учитель: Итак, Сквозник-Дмухановский – городничий. Что это за должность в 19 веке? У вас на столах есть карточки – это выдержки из исторических документов. У кого карточка с определением «Городничий»?

Ученик: Городничий-это..

ГОРОДНИЧИЙ.

Гл. Х1Х. О городничем и его должности.

253. В каждом уездном городе назначается городничий.

256. Городничий сам и все в городе живущие обязаны клятвою перед всемогущим богом в сохранении ненарушимо подданнической верности к особе И. В. Городничему поручается и предписывается бдение, дабы никто, в противность подданического долга и послушания, в городе ничего не предпринял и не учинил.

257. …Городничий должен сохранять в городе благочиние, добронравие и порядок, иметь смотрение за постами, переправами и улицами, иметь попечение за казёнными строениями.

«Учреждение о губерниях» 1775 г.

«Городнич Iй – полиц Iймейстеръ уездного или заштатнаго города, начальник полиц Iи».

Городничий заведует долговыми тюрьмами, адресными столами, расквартированием и содержанием местного войскового гарнизона, в его ведении находятся богоугодные заведения, включая больницы и дома призрения убогих...»

Учитель:Хлопов – от « хлоп»- пустое, хлопок.

ПОЧТМЕЙСТЕР

Из словаря В. Даля.

Почта - 1) учреждение срочного сообщения, для пересылки писем, вещей, а иногда и для езды путников.

2) место приёма писем и посылок, почтамт и почтовые конторы, место содержания лошадей для едущих по почте на переменных. Кроме того, в обязанности почтмейстера входило: предоставление проезжающим по почте лошадей.

Почтамт - центральное учреждение почтового ведомства. В Петербурге находился на Почтамтской улице.

Почтамт в столицах заведует губернскими почтовыми конторами; им управляет почтдиректор, а конторами правят почтмейстеры.

Почтмейстер - чиновник, управляющий почтовой конторой .

«Генерал-губернатор Западной Сибири Пестель. был настоящий римский проконсул, причём из самых яростных. Он завёл открытый, систематический грабёж во всём крае. Ни одно письмо не переходило границы нераспечатанным, и горе человеку, который осмелился написать что-нибудь о его правлении.»

Герцен А. И.

Судебные должности были выборные.

Судья являлся вторым лицом по своему служебному положению после городничего.

Уездный судья большею частью не знал законов и ограничивал свою деятельность подписыванием бумаг.

ПОПЕЧИТЕЛЬ БОГОУГОДНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Чиновники, поставленные на местах, должны были следить за созданием народных школ, сиротских домов, больниц, приютов для бедных, домов престарелых. Должность надзирателя над этими чиновниками занимал попечитель богоугодных заведений. Он должен был следить, чему и как учат детей, как содержатся больничные и школьные помещения, как кормят и содержат больных и престарелых, куда расходуются государственные средства.

СМОТРИТЕЛЬ УЧИЛИЩ

1. В приходских училищах за порядком учения наблюдает смотритель училища того уезда, к которому они принадлежат.

2. В каждом уездном городе должно быть, по крайней мере, одно уездное училище.

3. Смотрители уездных училищ подчинены губернскому директору во всех отношениях по училищам, в их ведении находящимся.

1 дама(ученица) : Почему-то в списке действующих лиц нет никакого ревизора. В чем же дело? Может, у меня опечатка? 2 Дама(ученица) : Нет, у меня тоже нет, странно. Господин(ученик): Это штучки Гоголя, он любит напустить тайн, загадок. Известный мастер! 1 дама : Как интересно!

О необходимой интеграции литературы и театра на школьных уроках изучения драмы пишет Е.Н. Колокольцев: «Во взаимодействие со смежными искусствами вступают три основных рода литературы. Но если для эпоса и лирики таксе взаимодействие является возможным, но отнюдь не обязательным, то драма прямо рассчитывает на помощь другого искусства - искусства театра. Пластическое воплощение замысел драматурга получает на сцене благодаря соединению творческих усилий актера, режиссера, художника - оформителя, композитора. Театральное представление придает драматургическому тексту его смысл, который может приобретать определенные нюансы в зависимости от замысла исполнительского коллектива. Практически каждый компонент спектакля может быть соотнесен с текстом и прояснить общий замысел драматурга» .

Урокам литературы и театра посвящена книга Т.С. Зепаловой. Она пишет: «Методические и организационные формы содружества между преподаванием литературы и театром складывались на протяжении многих лет и нередко видоизменялись в зависимости от реальных условий (изменения программы, характера репертуара, особенностей интересов того или иного классного коллектива), но основной принцип - принцип связи изучения литературы с формированием зрительского опыта - всегда оказывался чрезвычайно плодотворным и вполне оправдывал те усилия, которые тратил учитель на его осуществление: расширялся круг литературных интересов учащихся, возникал стойкий интерес к фактам современной культуры и прежде всего - к театру, действеннее обогащался мир эмоций, нравственных чувств и знаний школьников, активно формировались нравственно-эстетические оценки, заметно повышалась самостоятельность и обоснованность суждений» .

По мнению опытного педагога Т.С. Зепаловой , для преодоления трудностей восприятия школьниками драмы эффективными являются следующие условия:

Организация школьной драматической самодеятельности.

Методические приемы по подготовке учащихся к сознательному чтению и анализу драматического произведения: самостоятельное инсценирование небольших эпизодов, создающее у школьников представление о «технологии» драматического творчества и способствующее проникновению в художественную форму драмы; обучающий анализ драматургического эпизода, когда под руководством учителя школьники получают представление о конфликтности драматического действия и средствах его выражения, об источниках характеристики драматического персонажа, о значении речи действующих лиц драмы и т.д.; обязательное чтение вслух драматургического произведения на уроках литературы, благодаря чему в определенной мере реализуется та художественная энергия звучащей сценической речи, на которую драма рассчитана.

Анализ драмы, учитывающий ее специфические художественные свойства. Здесь имеется в виду зависимость драматургического произведения от художественных законов, которым подчиняется драма как особый род литературы.

Знакомясь с комедией «Вишневый сад» Чехова, школьники должны увидеть новый тип драматургического конфликта, новый характер драматического действия, новые средства характеристики персонажей.

Обращение к профессиональному театру.

Интересны внеклассные формы интеграции литературы и театра, которые, как отмечает Т.С. Зепалова , развиваются по 3 основным линиям:

Коллективные посещения спектаклей профессиональных театров.

Знакомство с театральной культурой России и мира.

Театральная самодеятельность школьников.

Программа по литературе в старших классах предоставляет огромные возможности обращения к театру как в целях углубления в литературное произведение, так и с целью совершенствования зрительского опыта.

Наибольшая необходимость в спектакле встает перед нами при изучении драматургического произведения - и прежде всего при изучении классической драматургии. Потребность в театральном воплощении диктуется здесь не только и не столько трудностями восприятия давно ушедшего быта и нравов, сколько теми художественными законами, на основании которых организуется в драме жизненный материал. Не восприняв или не воссоздав в воображении зрительный образ спектакля, юный читатель не может открыть за внешним действием ни пластической выразительности сценических характеров, ни убеждающей силы идейно-нравственного содержания. При отсутствии достаточно развитого зрительского опыта беспомощность в восприятии драматургического текста становится тем более разительной.

Произведение, которое при чтении кажется молодежи абсолютно мертвым, в свете театральных рефлекторов наполняется силой, блеском и цветом, пробуждает богатые интеллектуальные и эмоциональные ассоциации, глубоко западает в память.

Наблюдаемые на сцене действия, поступки, переживания живого человека наполняют дыханием жизни как будто бы устарелые образы и вовлекают юного зрителя в новый, более высокий мир чувств и эмоций, благодаря чему происходит активное формирование нравственных и эстетических критериев с активной действенной силой .

Театральное зрелище побуждает коллектив учащихся к размышлениям и спорам о человеческой жизни

Театр воспроизводит в зрительных образах особенности быта - обстановку, костюмы, прически, манеры, формы общения людей друг с другом и таким образом содействует накоплению исторических представлений у школьников, создает конкретно-исторический опыт, облегчающий понимание сущности драматического конфликта.

Коллективное посещение спектакля по изучаемой на уроках пьесе позволяёт углубить анализ, обратив внимание учащихся на сценические возможности, заключенные в пьесе и реализованные в спектакле, что развивает и активизирует навыки чтения и восприятия драматического текста. Спектакль и пьеса могут быть сопоставлены и оценены с точки зрения трактовки отдельных ролей, выражения главной мысли драмы, воплощения особенностей авторского стиля. Наконец, спектакль дает возможность предложить учащимся не только новые темы для письменных работ, но и подготовить их к овладению новым видом творческой работы (рецензией на спектакль).

Организуя коллективные посещения спектаклей, учитель литературы каждый раз ставит перед собой разные цели, основываясь на своеобразии изучаемого драматургического материала, характерных особенностях театральной постановки и ориентируясь на накопленный к этому времени учащимися опыт чтения драматургических произведений и понимания языка сцены.

Методические поиски последних лет направлены к тому, чтобы, включив спектакль в систему анализа драматургических произведений, найти наиболее успешный путь к воспитанию театральных знаний и интересов, к тому, чтобы учащиеся овладевали элементами театральной культуры при чтении драматургической литературы. Если при этом на каком-то этапе спектакль используется как своеобразная форма наглядности, то это не означает, что ему придаются качества лишь иллюстративные. Спектакль для учащихся необходим как художественный синтез, объединяющий все собранные наблюдения над текстом и возвращающий восприятию непосредственность и цельность .

Для учителя крайне желательно предварительное знакомство со спектаклем, который избирается для коллективного посещения. Этот предварительный просмотр знакомит учителя с той интерпретацией пьесы, которую избирает для себя театр, с трактовкой отдельных ролей, с характером мизансцен и массовых сцен, с особенностями художественного оформления. На основе собранных наблюдений и разрабатывается план использования спектакля в системе изучения драмы.

Очень важно активизировать восприятие учащимися спектакля, поставленного по пьесе, входящей в программу. На первых этапах приобщения юного зрителя к театру, особенно когда мы имеем дело с произведениями классики, весь процесс ознакомления с драматургическим произведением - чтение, комментирование, анализ - одновременно представляет собою своеобразную подготовку к спектаклю, который, в свою очередь, должен помочь учащимся глубоко освоить идейно-художественную специфику драмы.

Драматургия А.П. Чехова, чеховский театр - новая страница русской и мировой театральной культуры, принципиально иная, новая драматургическая система для выражения проблем своего времени.

Противоречие желаемого и возможного - основной конфликт пьес Чехова протекает в скрытом, зашифрованном виде, в многообразных формах разобщенности людей, их духовного одиночества в потоке обыденной жизни, лишенной острых, значительных событий .

По мнению Т.К. Шах-Азизовой, «перед драматургией встает неблагодарная для ее веками формировавшихся законов задача: показать не открытый и яркий драматизм выламывающихся из повседневности событий, а потаенный трагизм самого хода жизни… не случайность конфликтов, а протяженность во времени, давнишность, их обязательность для жизни» .

Здесь мы не найдем ответа на вопрос «кто виноват?». Причины человеческих страданий не персонифицированы в образах персонажей, они угадываются и в совокупности происходящего на сцене, и во внесценическом течении жизни, в общем порядке вещей.

Затрудненность восприятия чеховских драматургических персонажей вызывается тем, что характеры их не даются сразу, а лишь постепенно вырисовываются по мере движения действия. В процессе многообразных связей героя с окружающей действительностью накапливаются внутренние психологические изменения, и «представление о характере возникает тогда, когда исчерпаны все формы его проявления в пьесе» .

Получают иное, чем в предшествующей драме, значение будничный обиход жизни, материальное окружение людей. То, что было обстановкой, сценическим интерьером, включено теперь в эмоциональную сферу драмы, чаще всего как выражение противодействия «желаемому», как тягостное «данное», вторгающееся тысячами мелочей в жизнь героя и ранящее его своим несоответствием идеалу.

Сложность драматургического материала определяет и сложность его сценического воплощения. Еще большая трудность возникает для восприятия того и другого далеко еще не опытным театральным зрителем - десятиклассником. И тем не менее именно на этом этапе возникает необходимость и возможность самостоятельно осмыслить то, что впервые открывается перед учащимся средней школы в драме и театре Чехова.

Вот почему, даже имея возможность показать школьникам хороший чеховский спектакль, методически целесообразно предварительно рассмотреть общие, принципиальные вопросы чеховской драматургии, определившие потребность в новых художественных приемах. Это даст учащимся ту художественную позицию, тот аспект, который позволит театральным впечатлениям и наблюдениям над текстом слиться воедино и предстать в форме известной «концепции».

Таким образом, самостоятельное домашнее чтение и коллективный просмотр спектакля по одной из пьес Чехова до ее анализа в классе получает опору в уроке-лекции с элементами беседы «Драматургия и театр А.П. Чехова», предшествующем посещению театра.

Спектакль по одной из пьес Чехова не сразу откроется ученику 10 класса во всей совокупности своего содержания и формы. Он воздействует прежде всего эмоционально и снимает неизбежно возникающее у подростков при чтении стремление к прямолинейным и поверхностным оценкам персонажей, к упрощенному пониманию авторской позиции. Для углубления в своеобразие драматургической манеры Чехова потребуется небольшая предварительная работа учащихся (которой может закончиться вводное занятие) по выявлению психологического подтекста 1-2 сцен. Именно это предварительный опыт «чтения между строк» облегчит понимание школьниками сложнейших душевных состояний, не выявленных в слове сценических персонажей.

Нужно подготовить школьников быть очень внимательными ко всем деталям поведения действующего лица, к интонациям его речи, к паузам, которые помогают почувствовать то, что глубоко переживается персонажем в ту или иную минуту его сценической жизни и что необходимо, чтобы его понять и получить право судить его и судить о нем .

Подобная беседа проводится с учащимися перед посещением спектакля лишь как начало последующего анализа - анализа, принимающего форму обсуждения просмотренного спектакля, в котором реализовались художественные принципы чеховской драматургии.

Одновременно перед школьниками впервые можно будет поставить вопрос о том, в чем же современность спектакля, дающего жизнь классической пьесе.

Вопрос этот носит проблемный характер и позволит мобилизовать весь зрительский и читательский опыт учащихся, но ответить на него можно лишь на заключительном этапе работы, после просмотра чеховских пьес и их анализа.

Литература и театр. Опыт работы литературного театра в общеобразовательной школе

Школа в школе

Ольга Бакуревич

Ольга Витальевна Бакуревич (1963) - учитель литературы школы № 58 г. Томска.

Литература и театр

Опыт работы литературного театра в общеобразовательной школе

Театр - искусство эмоционального переживания, он не только отвечает нашим эстетическим запросам, но, самое главное, помогает пробуждению порой уснувших глубинных чувств. Для зрителя театр - это возможность прожить драматургическую ситуацию, для актёра - ещё и воплотить это переживание, “пропустить” его через себя. Приобщая к культуре, театр способствует эмоциональному пробуждению и расширяет личностные рамки человека, давая ему возможность выразиться, воплотиться в новом качестве. Таким образом, театр способствует раскрепощению человека. Но драматический театр в школе требует профессиональной режиссуры, это, увы, не всегда возможно. Литературный же театр не ставит перед собой цель достижения зрелищности (хотя и не отказывается от этой задачи). Его цель - приобщение учеников к культуре через искусство слова и сценического действия. Участие учеников в работе литературного театра способствует, кроме того, развитию речи, образного и вербального мышления, расширению кругозора, овладению литературой, не вошедшей в образовательный стандарт, закреплению лингвистических знаний.

Работа над созданием литературного спектакля проходит несколько этапов.

Чтение и работа с текстом

На этом этапе выявляются проблемы, поднимаемые в литературе и живо волнующие современного молодого человека. Выбирается тема будущего спектакля, ставится проблема, формируется цель. Идёт работа по выявлению позиции автора или авторов тех произведений, которые лягут в основу сценария. Учениками представляются особенно сильно подействовавшие на них тексты, фрагменты текстов. Одновременно даётся интерпретация представленного материала.

Работа с языковыми и художественными средствами

На этом этапе идёт работа со словом: выявляются смысловые акценты фразы, происходит наблюдение над речью, портретом персонажа, учащимися создаётся его характеристика, оценка его психологического состояния.

Литературное творчество учащихся

На этом этапе происходит вторичное интерпретирование текстов, создаются свои тексты - фантазии на основе данного, идёт работа по представлению возможного пространства сцены с аргументацией предложенных решений. Здесь учащиеся овладевают приёмами литературной правки: формируют реплики персонажей стилистически заострённые, уточняющие, углубляющие основную мысль создаваемой пьесы.

Работа над созданием образов-персонажей

Идёт детальная работа по осмыслению характера персонажа, совместное обсуждение его психологического портрета с учётом речевых и портретных характеристик, данных автором, символического значения образа в рамках идеи пьесы. На этом этапе начинается работа в “тренажёрном зале”. Она заключается в упражнениях по подбору наиболее точных слов (прочитать предложение, озвучить слова, если бы мы играли на скрипке, внимательно прислушаться к внутренней музыке, повторить фразу несколько раз, добиваясь лучшего звучания). Насколько ясно звучит слово? Является ли мысль чёткой и определённой? Нет ли в мысли мельчайшей бреши, кратких пауз, сомнения? Может быть, слова звучат слишком невнятно, потому что какая-то часть вашего внимания отвлечена на другое? Хорошо ли оформлено в вашем сознании каждое слово? Как расставлены акценты в реплике, фразе? Концентрация внимания во время чтения реплик, выделение ключевых; идеи несущих слов в реплике, перефразирование, тренировка в ведении диалога; скороговорение, построение ассоциаций. Для этого надо на некоторое время расслабиться (музыка поможет), затем, чтобы включить нужную ассоциацию, необходимо мысленно произнести это слово или предложение, при этом подобрать нужный ритм, пусть каждое слово станет завершённой мыслью, отделённой от прочего продолжительной паузой.

Работа по созданию пространства сцены

Создание эйдос-конспектов как фундамента декораций. Подбор цвета и обоснование связи его с идеей пьесы. Подбор звука (музыка и другие сценические звуки) и его обоснование ведущим настроением пьесы.

Так был создан спектакль «Смятение Серебряного века», где слились воедино философские размышления о судьбах культуры, судьбах поэтов, их стихи. Спектакль сопровождали музыка, пантомима.

Сейчас готовится спектакль «Вон из зверинца», он создан по мотивам рассказов Чехова, действие сопровождают стихи Бунина, Бальмонта, музыка русских классиков и современная рок-музыка.

Если говорить о том, нужен ли литературный театр детям, ответ будет однозначным: “Да!”. В театр приходят всё больше старшеклассников, готовых выполнять любые функции (декоратор, осветитель), потребность в самореализации сильна, и школа обязана её удовлетворить, так как именно здесь формируется личность.

Программа факультатива «Литература и театр»

Программа рассчитана на 34 учебных часа и строится по шести сквозным направлениям, в совокупности своей образующим систему работы по развитию речи учащихся, развитию образного и вербального мышления, обогащению культуры и расширению кругозора, по овладению литературой, не вошедшей в образовательный стандарт, по закреплению и расширению лингвистических знаний учащихся:

а) чтение и работа с текстом;

б) работа с художественно-языковыми средствами;

в) литературное творчество учащихся;

г) работа по созданию образов-персонажей;

д) работа по созданию художественного пространства сцены;

е) публичное выступление.

Кроме основного содержания курса словесности, отвечающего требованиям образовательного стандарта, в программе даётся перечень направлений для углублённого, профилированного изучения русской словесности, овладения определёнными видами лингворечевой деятельности, умениями и навыками поисковой, исследовательской деятельности.

В первом разделе даётся перечень видов работы, реализующей часть программы, в которой проходит подготовительная работа перед созданием сценария литературного спектакля. Выбираются проблемы “живые” для современного юношества и позволяющие выходить на общечеловеческие обобщения. Для этого необходим тщательный отбор авторов и текстов, анализ и установление смысловых связей между произведениями разных авторов одной эпохи.

Второй раздел программы акцентирует внимание на языковых особенностях произведений, работа по осмыслению языка проводится параллельно с работой, связанной с анализом текстов.

Третий раздел посвящён литературному творчеству учащихся. Этот этап проходит, когда тексты уже проанализированы и отобраны нужные. На данном этапе учащиеся пробуют себя в создании своих интерпретаций с целью обогащения сценария спектакля.

Четвёртый раздел посвящён созданию сценического образа. В связи с необходимостью “проживания” произведения, “вживания” в образ учащиеся детально анализируют речь персонажа, “рассматривают” его внутренний портрет посредством изучения деталей его поведения, мимики, внутренних монологов и создают сценический портрет и образ.

Пятый раздел описывает работу по созданию художественного пространства сцены. Здесь делается акцент на разработку декораций спектакля, то есть идёт работа по созданию эйдос-конспектов. Совмещается развитие логического, образного и вербального мышления, кроме этого развивается письменная и устная речь, так как декорации должны иметь письменное или устное обоснование.

Предлагаемая система работы выходит за рамки сложившихся школьных стереотипов. В ходе подготовки литературного спектакля обобщается и систематизируется изученный литературный материал, углубляются знания культурологического порядка и накапливаются новые. Воспитывается уважительное, внимательное отношение к слову как к явлению эстетического порядка. Достигается предельное эмоциональное переживание не только художественных текстов, но и затрагиваемых в них проблем. Таким образом, идёт духовный и интеллектуальный рост учащихся.

В работе факультатива осуществляется личностно-ориентированный принцип педагогической деятельности, что способствует более полному раскрытию индивидуальности ребёнка.

Целью работы факультатива является формирование эстетически и духовно развитой личности.

1. Чтение. Работа с текстом

Подбор произведений из русской литературы XIX и XX веков, связанных с определённой темой (выбор темы связан с пониманием авторами одних и тех же проблем человеческого бытия). Чтение вслух фрагментов, литературно-критических статей, посвящённых творчеству выбранных авторов. Самостоятельная интерпретация учащимися данных фрагментов, произведений в целом (в связи с поставленной проблемой). Комментирование отдельных сцен. Овладение приёмами эмоционально-образной выразительности чтения. Выразительное чтение роли одного из действующих лиц. Практическое овладение ритмикой, интонацией писателей.

2. Работа с языковыми и художественными средствами

Работа с нравственно-этической, театральной лексикой. Языковая форма выражения нравственных, эстетических, социальных ценностей, её творческое использование при построении реплики персонажа - действующего лица. В этой связи дальнейшее овладение стилистическим аспектом лексических средств языка.

Анализ языковых средств создания портрета, речевой характеристики персонажа, средств изображения пейзажа, интерьера; анализ внутреннего содержания художественной детали.

Художественные приемы и языковые средства передачи психологического состояния персонажа.

3. Литературное творчество учащихся

Устные высказывания на основе самостоятельного анализа сцены, эпизода, произведения, вошедших в канву пьесы.

Описание возможных декораций с аргументацией с точки зрения их воздействующей способности. Инсценирование эпизода, сцены.

Импровизация на заданную тему, свободная импровизация.

Овладение приёмами литературной правки: формирование реплик персонажа стилистически заострённых, уточняющих, углубляющих основную мысль создаваемой пьесы. Литературно-музыкальная композиция.

Литературный монтаж.

4. Работа по созданию образов-персонажей

Осмысление психологического портрета на основе анализа текста.

Осмысление внешнего портрета с учётом психологических особенностей личности: костюм, мимика, жестикуляция и прочее.

Тренажёрный комплекс: подбор наиболее точных слов; расстановка акцентов в реплике, фразе; рисование в уме фразы, мизансцены; концентрация внимания во время чтения реплик; выделение ключевых слов в реплике; перефразировка; тренировка в ведении диалога; скороговорение; построение ассоциаций.

5. Работа по созданию художественного пространства

Создание эйдос-конспектов как фундамента декораций. Подбор цвета и его обоснование идеей пьесы, её ведущим настроением. Подбор звука и его обоснование идеей и ведущим настроением пьесы.

6. Публичное выступление

Демонстрация спектакля.

Содержание работы факультатива «Литература и театр»

I. Введение

Составление плана работы на год.

Формирование целей и задач.

Выбор тем и проблем.

Поиск литературного материала.

1. Самостоятельное чтение. Выписки.

2. Подготовка аргументации в пользу выбранных фрагментов (фундамент: рассказы Чехова «Крыжовник», «О любви», «Учитель словесности», «Человек в футляре», «Чёрный монах», «Палата № 6»; пьесы Чехова «Вишнёвый сад», «Чайка». Лирика конца XIX - начала XX века).

3. Выборочное чтение фрагментов, связанных с характеристикой персонажей. Подбор слов, наиболее точно характеризующих основные свойства характеров.

4. Выборочное чтение фрагментов, рисующих художественное пространство произведений.

5. Поиск символики, цветового и светового акцента в произведениях.

1. Творческое устное изложение одного из рассказов Чехова.

2. Подбор и обоснование музыкального оформления.

3. Поиск художественных средств, отражающих основной замысел Чехова в рассказах и пьесах: наблюдение за ремарками, описаниями действующих лиц.

4. Способы создания настроения, напряжённой эмоциональной атмосферы.

5. Световое оформление; декорации, усугубляющие эмоциональное воздействие.

6. Работа с лирическими произведениями (интерпретация, выразительное чтение, устное описание лирического героя).

1. Создание сценария спектакля.

2. Работа по созданию сценических образов (повторная характеристика, продумывание поведения, речи, интонаций).

3. Отработка диалогов.

4. Инсценировка отдельных фрагментов.

Следующие занятия посвящаются репетициям и тренажам (12 занятий).

Второй спектакль основывается на творчестве М.Зощенко и М.Булгакова.

Знакомство с рассказами Зощенко «Голубая книга», романом Булгакова «Мастер и Маргарита»:

Анализ лексики М.Зощенко в рассказах, посвящённых историческому прошлому;

Анализ проблематики в рассказах Зощенко, посвящённых историческому прошлому;

Сопоставление проблематики рассказов Зощенко с проблематикой романа Булгакова;

Почему оба обратились к далёкому прошлому?

В чём разница интонаций писателей, разница манер изложения материала?

Комментированное чтение начала второй главы романа (анализ характеров, настроение, ритм, интонация), сцена в варьете (детали в раскрытии характеров, характеристика общества, детали, позволяющие прогнозировать поведение людей).

Работа над сценарием.

1. Литературный шарж. Полилог в романе: способы введения, способы его ведения на сцене, его эффект.

2. Создание сценических образов (работа с портретами, речью, авторскими характеристиками).

VI. Работа по созданию сценического пространства, декораций, подбор музыкального сопровождения (деталь, рисующая пространство у Булгакова, звук, соответствующий настроению, создание эйдос-конспектов).

VII. Тренажёрный комплекс.

Следующие занятия - репетиции спектакля.

Проект педагогической технологии

Преподавание литературы как предмета, формирующего личность. «Эйдос-конспект» на уроках литературы. Теоретическое обоснование технологии

Эйдос-конспект на уроках литературы

Проблема, которая стоит перед преподавателями литературы в школе:

В современных условиях жизни, когда информация к человеку поступает благодаря стремительному развитию информационных технологий самыми различными способами - от телевидения до интернета - до минимума сведена потребность в чтении вообще, а тем более в чтении вдумчивом, приносящем эстетическое наслаждение;

Всё более сокращаются часы, отводимые базисным планом на изучение литературы;

Темпы жизни современного человека не позволяют ему концентрироваться на прочитанном, создавать мысленные, эмоциональные образы.

Ученик в школе в процессе изучения литературы также сталкивается с проблемами:

Недостаток времени для чтения в связи с большой загруженностью;

Необходимость анализа или интерпретации художественного текста и недостаток доступных для восприятия среднего ученика методик;

Жажда творческого самораскрытия и самореализации и трудности насыщения этой жажды в связи с причинами, перечисленными выше.

Выявленные проблемы требуют решения, поэтому данный проект ставит своей целью разработать методическую технологию, в рамках которой создадутся условия для:

Становления, воспитания, развития мыслящей, творческой, личности;

Развития и становления познавательных сил ребёнка;

Обеспечения психологического комфорта, для получения расширенного и углублённого объёма знаний и умений;

Принцип гуманизации: урок литературы имеет уникальные возможности для развития нравственности;

Учитель на уроке литературы несёт ответственность за то, чтобы ученик захотел вступить в диалог с писателем;

Диалог с книгой - это не только её восприятие на эмоциональном уровне, а стремление понять слово писателя;

Учитель должен видеть в ученике личность, доверять его вкусу, эстетическому чутью, но аккуратно направлять его поисковую деятельность, ставя живую, волнующую ученика проблему;

Образ, обращающий хаос в эстетически значимое понимание, в античной культуре воплощался в идее эйдоса, при помощи эйдос-конспекта возможно более глубокое осмысление художественного произведения и любого явления культуры;

Эйдос-конспект позволяет осуществить переход к диалогу читатель-писатель, так как в эйдос-конспекте отражается восприятие ученика, его отклик на “сигналы” писателя;

При исследовании художественного текста читатель сталкивается с проблемой постижения авторской позиции; решить проблему может творческое прочтение произведения.

Каждое художественное произведение, изучаемое в курсе литературы в школе, содержит огромное число нравственных проблем, имеет способность эмоционального воздействия, а значит, становится источником нравственного, эмоционального и эстетического опыта. Писатель имеет в своём арсенале слово, которое в качестве сигнала воспринимается читателем, но на этом не заканчивается процесс общения с книгой. Диалог писатель–читатель , как и любой диалог, подразумевает общение: слово надо не только услышать, но понять, в чём поможет работа со словарями (толковый словарь русского языка, словарь иностранных слов, словарь синонимов, словарь символов и другие). Когда писатель понят на лексическом уровне, он “ожидает” эмоционального отклика, поэтому важно создать условия для ассоциативной работы. Следующий этап обучения - собственная интерпретация прочитанного.

В своём воображении человек может слышать звуки, ощущать запах, вкус, видеть предметы, которые на самом деле отсутствуют.

В мысленных образах могут воплощаться абстрактные идеи: образ свободы, власти, ужаса и красоты. Способность создавать мысленные образы может быть не у каждого, но в любом случае попытка напрячь мускулы воображения - это эффективный способ повысить творческие способности, развить многогранность мышления и добавить непосредственности чувствам.

О проблеме диалога читатель–писатель как комплексной лингвометодической говорили и говорят лингвисты, филологи всех уровней. Однако, видимо, универсальных методик анализа существовать не может, так как общение с художественной литературой - дело индивидуальное, каждый выбирает свой способ.

Особо следует говорить о том, что школьник - это не профессиональный лингвист, филолог, исследователь, а личность, которую ещё надо увлечь чтением и творческим подходом к осмыслению текстов.

Проникновение в семантику текста для ученика должно стать увлекательным исследовательским процессом, позволяющим в ходе познания реализовать и свои творческие возможности, почувствовать радость открытия.

Проникнуть в смысл текста поможет, во-первых, информация, исходящая от учителя, связанная со специфическими особенностями того или иного произведения, его ролью и значением в творчестве писателя; во-вторых, чёткая формулировка цели работы, которая также исходит от учителя и предусматривает последовательное решение ряда задач; в-третьих, работа с языковыми средствами; в-четвёртых, создание эйдос-конспекта. А результатом этой деятельности становится письменная работа.

Подготовка создания эйдос-конспекта позволяет акцентировать внимание детей на детали художественного текста. Эйдос-конспект - это проживание текста на уровне образного восприятия и создание собственной творческой работы на основе данного.

Логическая схема уроков в рамках данной технологии:

Чтение произведения;

Выявление первого эмоционального впечатления;

Постановка проблемы, цели исследования, формулировка задач с целью их последовательного решения;

Выявление ключевых эпизодов, фраз, слов;

Создание ассоциаций, связанных с ними, важно их цветорешение в связи с необходимостью освободить подсознание;

Работа с разными типами словарей;

Постепенное создание эйдос-конспекта и его описания;

Итоговое создание эйдос-конспекта с целью сделать вывод в диалоге писатель–читатель , показывающий, что читатель понял писателя и эмоционально почувствовал его;

Оформление “находок”, сделанных в ходе работы с текстом, в письменную работу с целью развития письменной речи ученика.

Работа с рассказом А.П. Чехова «Архиерей»

1. Информация. К концу послесахалинского периода творчество А.П. Чехова приобретает новые черты. К середине 1897 года писатель всё чаще ощущает своё бессилие перед внешним миром, физическое перед болезнью, делающей писателя зависимым от климата, капризов погоды. Чехов теперь сомневается в возможностях человека. Рассказы, написанные в это время («На подводе», «Ионыч», «В родном углу», «Печенег», «У знакомых»), отражают ощущение слабости и рисуют человека, который пасует перед миром, оказывается слабее его и несостоятелен духовно.

К осени 1898 года в творчестве Чехова усиливается мотив общего для всех людей контакта с миром. Картина мира, видимая героями или возникающая в их сознании, объединяет героев. Большой мир - активное начало, а человек - часть, выражающая закономерности этого мира, “организма чудесного и разумного” («По делам службы»). Человек находится в природном единстве с этим “организмом”, он теряет индивидуальные черты. Герои, занимающие разные места в социуме, объединяются тем, что являются частями единого жизненного пространства, где смерть - естественное явление. В поздних рассказах, таким образом, выстраивается единая сфера бытия. Внутреннее единство мира создаёт условия для контакта человека с пространством, человек вовлекается в эту связь, несмотря на то, что он сам по себе бессилен.

В 1902 году Чехов написал рассказ «Архиерей», в котором реализовались описанные выше представления писателя о взаимоотношениях человека и мира.

2. Задание. Проанализируйте рассказ Чехова «Архиерей» и выявите позицию писателя относительно взаимоотношений человека с миром, то есть ответьте на вопрос: какими видит Чехов взаимоотношения человека с миром?

1) Проанализируйте и сравните две сцены богослужения, описанные в рассказе, имея в виду поставленную цель.

2) Проанализируйте сцену «Архиерей в уединении» (глава 3).

3) Проследите за функционированием мотива света в рассказе.

4) Проследите за функционированием мотива покоя–беспокойства в рассказе.

5) Проследите за семантикой слова “всё” в рассказе.

4. Задание. Прочитайте рассказ «Архиерей» и запишите, каково ваше эмоциональное состояние после его чтения.

5. Задание. Подчеркните в эпизодах богослужения ключевые слова, рисующие пространство, одной чертой, людей - двумя, архиерея - тремя чертами.

6. Задание. Напишите свои ассоциации по каждой группе подчёркнутых характеристик отдельно по каждому из эпизодов: что вы видите, чувствуете, слышите? В какой цветовой гамме решён эпизод?

Решение:

1.1. Пространство: полумрак, тишина, всхлипывания, невозможно разглядеть отдельные детали пространства.

1.2. Люди: стихийно объединены, находятся в “хаотичном” единстве, какой-то живой организм, в котором не видно отдельных лиц.

1.3. Архиерей: находится как бы вне людей и пространства, он не видит ничего перед собой (кроме клироса), а если видит, то ощущение узнаваемости кажущееся. Однако слёзы объединяют его с людьми, которых он воспринимает отстранённо.

Эпизод нарисован тусклыми, телесными красками, как бы полустёрт.

2.1. Пространство: светло, ярко, радостно.

2.2. Люди: их присутствие только ощущается.

2.3. Архиерей: он в центре пространства, на нём акцентировано внимание, он видит свет вокруг, слышит треск свечей, обретает бодрость, проникает в вечность, думает о связи времён.

Картина написана яркими, торжественными красками.

7. Задание. Выявите, в чём различие этих эпизодов при обрисовке взаимоотношений человека с миром.

Решение:

1. В первом эпизоде герой находится в пространстве, но не видит его, занят своим физическим недомоганием, что описано в мрачных тонах.

2. Во втором - он преодолевает свою отстранённость, чувствует своё единение с вечностью, что звучит радостно и торжественно.

8. Задание

а) Перечитайте третью главу рассказа.

б) Какие слова вы считаете ключевыми для определения душевного состояния героя в начале главы?

в) Каким словом или предложением вы охарактеризуете его состояние в начале главы?

г) На чём сконцентрированы мысли Петра?

д) Чем же, таким образом, вызвано его душевное состояние?

е) Почему ему легко с Сисой?

ж) О чём думает Пётр в финале главы?

з) Как изменилось его душевное состояние?

и) Как вы думаете, с чем связаны эти изменения?

к) Петру “чего-то недоставало, не хотелось умирать”, мысли об этом предшествуют описанию второго богослужения, во время которого он ощутил контакт с пространством. Чего ему не доставало?

л) Какими красками вы нарисовали бы эту картину? Почему?

м) Прилагал ли сам герой усилия к такому преображению?

Решение:

б) Пустота, раздражённость, угнетение, не мог привыкнуть к страху, какой он сам возбуждал в людях.

в) Страдание в одиночестве.

г) На своём недуге.

д) Тем, что он концентрируется на себе.

е) Потому что Сиса - единственный человек, который искренне открыт Петру.

ж) О прошлом, о будущем, о нездешней жизни.

з) Он чувствует покой, а не раскаяние. С тем, что он перешёл границы времени, находится на пути к соединению с вечностью.

к) Единения с миром.

л) Переход от тёмных, мрачных тонов к светлым, небесным, потому что происходит душевный подъём, единение с небом, с вечностью.

м) Нет, это случилось благодаря тому, что он услышал пение монахов, голос мира.

9. Задание

а) Выпишите слова, несущие мотив покоя/беспокойства в рассказе.

б) С каким душевным состоянием героя связаны эти характеристики? Можно ли говорить о наличии трагизма в них?

в) Воспринимается ли смерть как трагедия или как закономерный уход в вечность? (Вспомните, при каких условиях она пугала героя.)

Решение:

а) “На душе было покойно...”, “...чувствовал не раскаяние в грехах, не скорбь, а душевный покой, тишину”, “...доносилось с полей пение жаворонков, нежное, призывающее к покою”, “...не стану я беспокоить вас своими разговорами”, “стал беспокоить страх, что вот-вот что-то упадёт”, “не беспокойте владыку”, “И только старуха, мать покойного”.

б) Это ощущение очищенности, а не трагедии.

в) Смерть в этом контексте воспринимается как закономерность, она как бы логична, так как пугала героя тогда, когда он был одинок, был лишь на пути к единению с пространством, теперь он един с ним.

10. Задание. Проследите за мотивом света в рассказе.

Один из литературных критиков (Н.В. Капустин) заметил: “С луной, как и с солнцем, соотносятся мотивы душевной радости и весеннего обновления”. Чехов не противопоставляет эти мотивы (свет луны и свет солнца), так как понимает вечность как вечную жизнь, ведь природа вечна, её жизнь циклична - за ночью всегда наступает утро, поэтому целесообразно увидеть, какую роль играет свет в рождении чувств и мыслей героя. Попробуйте ответить на вопросы на основании прочтения эпизодов, изображающих весеннюю лунную ночь (глава 1), солнечный день (начало главы 4), воспоминания героя о детстве и загранице, его предсмертное видение и финал.

Вопросы

1) Какую картину высвечивает лунный свет в первой главе?

2) Какое настроение создаёт эта чёрно-белая картина?

4) Что говорит Чехов о традиции, приписывающей луне семантику смерти, сна, бесовства?

5) О чём вспоминает герой этой лунной ночью?

6) Каким настроением сопровождается это воспоминание?

7) Как связан свет вечной луны с тем, что герой начинает мысленно молиться? (Луна у Чехова - символ вечной природной жизни.)

8) Какие краски и образы изберёте вы для изображения этого эпизода в виде рисунка?

9) Обратитесь к началу четвёртой главы. Почему в разгар солнечного дня ощущается стремление к покою всего живущего?

10) Чем же в контексте всего, что сказано выше, является смерть?

11) Как понимать предсмертное видение архиерея: “...И представлялось ему, что он, уже простой, обыкновенный человек, идёт по полю быстро, весело, постукивая палочкой, а над ним широкое небо, залитое солнцем, и он свободен теперь, может идти, куда угодно!”

12) Что символизирует солнечный свет в этом эпизоде?

13) Какими словами в финале рассказа Чехов подчёркивает закономерность человеческой смерти, течения времени, смены поколений - подчинённость человеческой жизни единому природному закону?

14) Почему в финальной сцене события происходят под ярко светящим солнцем?

15) Что говорит Чехов о возможностях человека в природном существовании?

16) Что говорит, таким образом, писатель о смене поколений, а значит, традиций, идеалов?

17) Просмотрите ещё раз ваши ответы, попробуйте зафиксировать в цвете и в образе (образах) своё впечатление от рассказа.

18) Выберите из текста слова, наиболее точно соответствующие чувствам, выраженным в рисунке; запишите их в виде цитаты на рисунке.

19) Ответьте на вопрос, заданный в начале работы, и запишите ответ под рисунком. Это ваш вывод из проделанного анализа.

20) Напишите размышление: «Жизнь и смерть или жизнь - смерть - жизнь?»

Решение:

1) “Белые стены, белые кресты на могилах, белые берёзы и чёрные тени...”

2) Ощущение тайны, страх.

3) Герою кажется, что всё вокруг живёт “своей особой жизнью, непонятной, но близкой человеку”.

4) Чехов спорит с этой трактовкой, так как его герой в свете луны видит жизнь.

5) Он вспоминает о детстве.

6) Он вспоминает радостно, с нежностью и умилением.

7) Это момент соединения героя с вечной жизнью, с природой.

8) Свеча, ярко горящая, как символ веры, горение - символ жизни.

9) Потому что закон природы в том и состоит - беспокойство сменяется покоем.

10) Значит, смерть - это закономерный процесс смены циклов, но не трагедия, а благостное соединение с вечной природой.

11) Смерть не пугает героя, потому что он воспринимает её как освобождение от тягостных обязанностей земного существования, от физической боли.

12) Солнечный свет символизирует начало новой жизни.

13) “На большой базарной площади было шумно, колыхались качели, играли шарманки, визжала гармошка, раздавались пьяные голоса. На главной улице после полудня началось катание на рысаках, - одним словом, было весело, всё благополучно, точно так же, как было в прошлом году, как будет, по всей вероятности, и в будущем. Через месяц был назначен новый викарный архиерей, а о преосвященном Петре уже никто не вспоминал...”

14) Потому что жизнь продолжается.

15) Жизнь идёт, не завися от желаний человека, он является частью природы и существует по её законам.

16) Они должны меняться - на смену старому должно приходить новое, это естественно и не связано с трагедией.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса