Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чувство ритма: что это такое и как его проверить? Упражнения на чувство ритма

Музыка – это движение звуков во времени. Понимание времени в музыке – один из главных факторов для начинающего гитариста. Ведь во многом степень точности в ощущении времени определяет уровень и класс мастерства, как музыканта так и слушателя. Отсюда следует, что для развития понимания времени в музыке необходимо заниматься.

Шаг 1 – это понимание теории музыки с точки зрения самого времени. Такт, размер такта, темп, длительности нот и т.д. Проще сказать, нужно уяснить для себя организацию нот во времени. ()

Шаг2 – научится слышать и четко исполнять, все то, о чем говориться в на шаге №1. Другими словами, нужно перейти с теории на практику.

Шаг3 – довести все практические навыки до автоматизма, а значит уверенно и свободно.

Для того, чтобы пройти первые два шага, вам понадобиться метроном . ()

Занятия под метроном должны быть четкими и ясными для музыканта. Если вы будете попросту тупо играть под метроном, то это не принесет нужных результатов. Поэтому и нужно в обязательном порядке пройти шаг-1, а именно до полного понимания уяснить всю теорию. Это в будущем сэкономит ваше время, т.к построит верную теоретическую структуру в голове.

Как правильно играть (заниматься) под метроном?

С ритмической точки зрения игра под быстрый темп метронома имеет ту же сложность, что и игра под медленный темп. Поэтому для начала лучше всего будет поставить определенный темп, а именно – 40 BPM (кол-во долей в минуту). Для лучшего усваивания ритма играйте для начала только правой рукой.

УПРАЖНЕНИЯ:

Включив метроном, сначала играем по открытой первой струне вместе с каждым ударом, стараясь попадать совершенно точно:

А теперь 4 звука:

Это довольно сложный момент – совместить 3 удара с 2-мя, но он дает некую ритмическую свободу, так невольно начинаешь ощущать себя пританцовывающим.

А сейчас сыграем все вместе – разные ритмические варианты:

Эту третью долю уловить сложно, но важно. Это очень часто используется в более быстром темпе в роке (пример):

Частые ошибки во время упражнений:

Внутренняя скованность при игре из-за излишней концентрации на процессе. В результате ритм сбивается. Нужно учиться быть максимально расслабленным.

Ритмы c нами везде и всюду. Жизнь наша пропитана ритмами. Нельзя представить себе сферу деятельности, где бы человек ни обнаруживал ритмов. Ученые даже привели доказательства того, что ритм сердца матери успокаивает ребенка во время беременности. Таким образом, ритм приходит в жизнь к человеку еще до его рождения! На свете было бы меньше людей, страдающих комплексом «ритмической» несостоятельности, если бы это чувство ритма рассматривалось как чувство, которое, подобно обонянию или осязанию, было у человека всегда. Ведь чувство ритма — оно же чувство! Однако – не все так просто. Как много встречается людей, у кого с чувством ритма существуют явные проблемы. Вроде и слышит такой человек ритм, а повторить его ну никак не может. И как же нужно развивать чувство ритма? Так же как и остальные. Просто чувствуем. Чувствуем и анализируем. Анализируем и воспроизводим.

Что же даст нам улучшение чувства ритма путем специальных тренировок?

  1. Уравновешенность, слаженность всех движений при любых видах деятельности: ходьба, монотонная скучная работа, более сложные действия – наклоны, повороты туловища, переноска грузов, танцевальные движения, игра на музыкальных инструментах. Тренированное чувство ритма позволяет человеку лучше чувствовать, понимать и ощущать свое тело и, как следствие, более качественно управлять им. Повышается выносливость, сокращается время на физическое восстановление после значительных нагрузок.
  2. Речь и пение становятся более управляемыми, выразительными, правильно акцентированными. Это дает человеку возможность сознательно правильно оперировать смысловыми оттенками речи или пения. А это способствует раскрытию художественного образа для певцов и артистов речевого жанра. В обычной жизни такие навыки обогащают речь человека дополнительными интонационными и эмоциональными красками.
  3. Тренированное, сбалансированное чувство ритма создает предпосылки хорошего кровотока во всем организме, ликвидирует психические и физические зажимы. А это – улучшение тканевого обмена и питания. Естественно все это укрепляет организм в целом, повышает сопротивляемость инфекциям, улучшает трудоспособность. При этом улучшается самочувствие и настроение.

Здесь можно было еще много перечислять положительные стороны хорошо развитого чувства ритма. Однако цель этой статьи не в этом.

СВЯЗЬ РИТМА СО СЛУХОМ.

Главное отличие чувства ритма от других — он тесно, напрямую связан со слухом. Это, по сути, часть того, что мы слышим. Поэтому все упражнения на развитие чувства ритма развивают так же и слух. У музыкантов есть понятие «врожденный слух», подразумевающее музыкальный дар - абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью.

Но есть ли, по аналогии, «врожденный ритм»? Несомненно. Ведь многие дети самого раннего возраста могут свободно повторить за вами довольно сложные ритмические рисунки без всяких предварительных тренировок. Занимаясь с детьми «ясельной группы» в детском саду, я имею возможность наблюдать, как эволюционирует музыкальный слух и чувство ритма у детей раннего возраста. Малыши реагируют на музыку просто: заиграл баян – пришли в движение ручки, ножки. Веселая музыка – притопывание, прихлопывание. Медленная музыка – покачивание туловища из стороны в сторону и т.д.

Если ритм сопровождает нас еще до рождения, то чувство ритма есть у каждого, только в разной степени развитости. Конечно, взрослому человеку сложнее его развивать, чем ребенку, но все равно — возможно.

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ

Стишки, песенки, чередование звуков в определенной ритмической последовательности — все это может являться содержимым понятия «развития чувства ритма». Существует довольно много упражнений для развития чувства ритма у детей младшего возраста. Их без великого труда можно найти в интернете. Но вот, что я хотел подчеркнуть: не упустите время, как можно раньше внедряйте в комплексное воспитание ваших детей упражнения на развитие чувства ритма. Помните, что в более старшем возрасте начинать ритмическое развитие будет сложнее.

Ребятам постарше — дошкольникам и младшим школьникам — предлагается следующее:

-Во время чтения стихов хлопать или притопывать на сильную и слабую долю поочередно, или маршировать.

-Играть в ударно-шумовом оркестре.

-Исполнять элементарные ритмичные танцевальные движения под музыку.

Детские игрушки, подобные барабанам, погремушкам, колокольчикам, очень хороши для развития чувства ритма. Если вы приобрели подобное для своего ребенка и хотите заниматься с ним самостоятельно, то предложите ему повторять за вами последовательности простых одинаковых ударов, или наоборот — нескольких ударов в каком-либо неприхотливом ритме.

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ВЗРОСЛЫХ

Самый главный принцип развития чувства ритма неизменный для всех возрастов. «Слушаем — анализируем — повторяем». Просто для взрослых нужна более сложная версия. Существует несколько простых правил:

1.Слушать много музыки, а затем воспроизводить услышанное с помощью голоса.Причем, слушать музыку нужно не автоматически, жуя при этом жвачку, как делают это в подавляющем большинстве подростки и молодежь. Слушание музыки для развития чувства ритма должно быть целенаправленным. Цель — развитие чувства ритма, задача для достижения цели — отслеживание ритмических секций прослушиваемых композиций. Хорошо развивает чувство ритма прослушивание произведений со сложными, часто меняющимися ритмами. Это классика. Да, симфоническая музыка богата самыми разнообразными ритмическими рисунками и может стать хорошей школой для развития у вас чувства ритма.

2.Играть на музыкальных инструментах с метрономом. Подойдет любой инструмент. Блок флейта, губная гармошка, бубен, колокольчик и т.д. А если владеете баяном, гитарой, фортепиано — это вообще здорово.

3.Воспроизводить ритмы с помощью хлопков и постукиваний, постоянно усложняя ритмические рисунки. Этим можно заниматься когда угодно и где угодно: в общественном транспорте, на скучной лекции, дома на диване и т.д.

4.Танцуйте или обучайтесь этому. Танец очень хорошо способствует развитию чувства ритма.

5.Работайте в группе или в паре. Это относится к пению, игре на инструментах, танцам. Если вы можете посещать занятия оркестров или ансамблей — то участвуйте, играйте с ними, или пойте в хоре, или танцуйте с партнером!

Следует отметить, что чувство ритма нужно развивать целенаправленно. Настоящий комплект видео упражнений разработан специально для тренировки ритмических данных обучающихся.При должном подходе результаты не заставят себя долго ждать - буквально после освоения нескольких упражнений вы почувствуете изменения в лучшую сторону. Не стоит бояться кажущейся сложности ритмов. Они все достаточно просты и понятны, чтобы в них можно было разобраться, хотя и кажутся на первый взгляд громоздкими и невыполнимыми.

Пример ритмического упражнения для начинающих баянистов и аккордеонистов

Пример аудио упражнений на улучшение ритмических данных из комплекта:

Вы когда-нибудь задумывались о том, что ритм – это не только что-то из мира музыки и танцев? Ритм — это сама наша жизнь. Мы спим и бодрствуем, опять спим и бодрствуем. Нормальный сердечный ритм и ритмичное дыхание (попробуйте задержать его хоть надолго) дают нам возможность радоваться этой жизни и тому, что нас окружает. Но и то, что нас окружает, — тоже ритмично. Утро, день, вечер и ночь, смена времен года, приливы и отливы — это ритм планеты, на которой мы живем. Развивая чувство ритма у малыша , мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире.

Почему мы говорим «чувство ритма» и как его развивать?

Как общее понятие, ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов. Музыкальный ритм – сочетание звуков разной длительности в определенном порядке. А танцевальный ритм добавляет к чередованию звуков еще и движения. Вы, наверное, не раз слышали такие выражения: «в ритме вальса», «в ритме марша», «танго».

Вы можете играть песенки и попевки, играть один и тот же ритм на разных инструментах, сопровождать чтение стихов игрой на музыкальных инструментах:

С бубнами
Мы все с бубнами сидим (Стучим по бубну правой ладошкой.)
И ладошкой мы стучим
Ручка стала уставать,
Надо ручку поменять.

Мы все с бубнами сидим (Стучим по бубну левой ладошкой.)
И ладошкой мы стучим.
Ручка стала уставать,
Надо пальцами стучать.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну пальчиками правой руки.)
Пальчиками мы стучим.
Пальцы стали уставать,
Нужно ручку поменять.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну пальчиками левой руки.)
Пальчиками мы стучим.
Пальцы стали уставать,
Нужно кулачком стучать.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну правым кулачком.)
Кулачками мы стучим.
Ручка стала уставать,
Нужно ручку поменять.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну левым кулачком.)
Кулачками мы стучим.
Ручка стала уставать,
Нужно бубен убирать.
(Е. Железнова)

Ежик и Барабан
С барабаном ходит ежик.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами…
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум-бум-бум!
(Г.Виеру)

Для игры на металлофоне прекрасно подходят песенки Железновых из цикла «Абсолютный слух». Например, песенка «Два кота».

Слушаем сильную долю (с 4 лет)

Дайте малышу маракас, барабан или любой другой шумовой и ударный инструмент. Покажите, как издавать звук на сильную долю. Когда малыш освоится, предложите ему играть вдвоем: он играет на барабане сильную долю, а вы на погремушке — слабую. Когда и это освоите, дайте малышу в руки две погремушки: одну — звонкую, другую — глухую. Пусть на сильную долю такта малыш играет звонкой погремушкой, на слабую — глухой.

Если вдруг музыкальных инструментов под рукой не оказалось, можно на сильную долю хлопать в ладоши, а на слабую негромко топать ногами.

Если малышу трудно услышать сильные доли в музыке, попробуйте поиграть со словами: ударный слог — это сильная доля, безударные слоги — слабые доли.

Все просто

Вы, наверняка, уже заметили, что игры с малышом на развитие чувства ритма не потребуют от вас ничего особенного — ни музыкального образования, ни абсолютного слуха. Нужно лишь немного времени и желания, а без музыкальных инструментов и музыкального сопровождения иногда можно и обойтись. А чтобы не забывать об играх на развитие у малыша чувства ритма , запишите себе на телефон нужные песенки и попевки и «привяжите» игры к режимному моменту — прогулкам на свежем воздухе. Кстати, можно успеть поиграть, даже когда вы поднимаетесь и опускаетесь в лифте. А если вас не смущают зрители, игры на развитие чувства ритма скрасят ваше ожидание в очереди (нужно только заранее выучить стихотворения или иметь с собой телефон с музыкальным сопровождением).

Ритм и здоровье: неожиданный плюс

Развитие чувства ритма не только готовит ребенка к восприятию музыки, но и способствует его оздоровлению. Попробуйте запомнить текст, ходя по комнате кругами и выучить стихотворение с малышом во время катания с горки или на качелях. Скорее всего, у вас это получится быстрее и легче. Вы, наверняка, ловили себя на том, что, слушая понравившуюся музыку, вы отстукиваете ритм мальцами или ногой или покачиваетесь в такт музыке. На самом деле, мы воспринимаем ритм не только через крупную моторику: также почти незаметно двигаются язык и голова, пальцы ног и рук, сокращаются мышцы гортани, грудной клетки.

Я преподаю вокал по Skype.

Ученикам отправляю аккомпанемент вокальных упражнений в формате mp3 для самостоятельного разучивания.

В этих аудио файлах звучит сначала моё исполнение — образец того, как надо петь, потом идёт пауза, для повтора учеником, опять моё пение, опять пауза. И в эти паузы нужно вписываться, вовремя вступать, петь не только чисто, но и в заданном ритме.

На первых порах, если ученики никогда раньше музыкой не занимались и никогда не пели ничего подобного, у них возникают трудности при первом знакомстве с упражнениями: они не знают, когда им нужно вступать, им сложно вписаться в эти паузы. Тут нужна помощь педагога! Разбираем упражнения на уроке — и всё получается.

Для того, чтобы красиво петь, необходимо не только учиться управлять своим голосом и развивать музыкальный слух. Нужно ещё и развивать чувство ритма.

Хорошее чувство ритма необходимо, чтобы

  • петь вокальные упражнения,
  • исполнять песни под фонограммы-минусовки или под караоке,
  • петь в хоре или вокальном ансамбле,
  • играть на музыкальных инструментах

Так что же следует делать, чтобы развить ритмическое чувство?

Нужно больше двигаться под музыку.

Обязательно в соответствии с темпом, ритмом и характером музыки!

  • танцевать,
  • выполнять любые спортивные упражнения, хоть утренней гимнастики, хоть аэробики и т. п.,
  • маршировать, бегать, прыгать (обязательно в согласии с музыкой),
  • хлопать в ладоши, шлепать по коленкам, топать ногами,
  • стучать в барабаны,
  • играть на ложках,
  • бить в бубен,
  • дирижировать под музыку.

Самые ритмичные люди — это танцоры.

Если учитесь петь или играть на музыкальном инструменте, отправляйтесь ещё и в класс хореографии. Это невероятно полезно.

Ну а самое простое и доступное для исполнения ритмическое упражнение — это хлопки в ладоши. С группами маленьких детей я это упражнение практикую регулярно, практически на каждом занятии.

Можно хлопать в ладоши, шлепать по своим коленям, по коленям соседа, по предплечьям, по плечам. Много вариантов.

Например под такую веселую музыку:

В музыке, как и в речи, есть фразы, предложения. Музыка развивается во времени. Это время нужно как-то измерять. В быту время измеряем в долях секунды, в секундах, минутах, часах.

А как измерить время в музыке? Музыка делится на равные промежутки времени, которые называются метрическими долями. Обычно одна фраза или музыкальное предложение равно восьми долям, то есть в музыке удобно считать до восьми. Не всегда, конечно, но в большинстве произведений.

Вот послушайте. Сначала я считаю до восьми, а потом отстукиваю доли на ложках:


Как в словах есть ударные и безударные слоги, так и в музыке есть сильные и слабые доли.

Вот удары приходятся на сильные доли , на счет «раз», «три», «пять», «семь»:

А вот как звучат удары на слабые доли на счёт «два», «четыре», «шесть», «восемь»:


А вот только на счет «раз», на начало музыкальных предложений:


А вот на счет «раз» и «пять»:

А теперь сами определите на какие доли приходятся удары ложек и поупражняйтесь в этих разных ритмах самостоятельно. Я рассказала об основных понятиях. А Вы экспериментируйте, импровизируйте как угодно:

Желаю успехов и хорошего настроения!

admin

Спутником человека на протяжении жизни является широкий спектр чувств и ощущений. Невозможно отыскать область, попав в которую, он избегает встречи с ритмом, сопровождающим его повсюду.

Прошли времена, когда ученым требовалось доказывать миру размер роли, играемой чувством ритма в жизни человека, ведь еще в животе матери ритм ее сердцебиения успокаивал младенца, выполнял для него роль колыбельной мелодией. Люди не успевают появиться на свет, но уже сталкиваются с ритмом.

Если рассматривать его развитие со стороны развития остальных человеческих чувств, помогающих выживать с момента рождения, то большое число людей избегут возникновения комплексов, по поводу отсутствия чувства ритма. Не выдвигались бы теории на ту же тему. В конце концов, врожденное чувство ни чем не уступает обонянию или осязанию, и развивается по равным законам. Человек чувствует, привыкает, анализирует.

Связь ритма со слухом

Ритм прямым образом зависит от слуха, связь двух чувств стала главным и единственным отличием чувства ритма от вкуса, зрения или другого врожденного чувства.

Правило легло в основу создания упражнений, направленных на развитие чувства ритма, поэтому они подходят и для тренировки слуха.

Среди людей распространен термин «врожденный слух», но насколько правильным станет употребление словосочетания «врожденный ритм»? Музыканты используют первый термин, когда желают подчеркнуть дар человека, помогающий ему достичь небывалых высот в профессии - , опираясь на который индивидуум может безошибочно определить высоту и тембр звука.

Если принять во внимание доводы ученых, человек имеет чувство ритма, находясь в утробе матери, задолго до рождения, поэтому оно не может быть «неврожденным». Люди, жалующиеся на отсутствие способности чувствовать ритм, на самом деле просто не развили . Легче всего заниматься раскрытием чувства ритма в детстве, когда любой навык изучается легче и быстрее, но взрослый человек способен справится с задачей не хуже маленького ребенка.

Способы развития чувства ритма у детей

Ответственные родители, неравнодушные к судьбе любимого чада, должны с первых дней жизни ребенка заниматься развитием у него сразу целого комплекса чувств и навыков, не забывая и о ритмическом развитии. Мама малыша, занимаясь с ним каждодневными гимнастическими упражнениями, может облегчить задачу, если начнет обращать внимание на звуки, издаваемые собой во время этого процесса. Детские песни, колыбельные, веселые стихи - каждое действие влияет на развитие чувства ритма у ребенка.

Дети, достигшие школьного возраста, или приблизившиеся к статусу первоклассника, могут заняться следующим:

Читать вслух стихотворения, уделяя внимание ударениям. Стихотворение является одним из видов ритмического произведения.
Читать вслух стихотворения, на этот раз, выделяя ударения жестами. Хлопком или притопом ноги, на слабой или сильной доле произведения.
Занимать время маршировкой.
Учиться танцевать, начиная с простых ритмичных движений под соответствующую музыку.
Записаться на дополнительные занятия, посвященные игре на ударно-шумовых инструментах.

Приобретите ребенку бубен или колокольчик, а затем займитесь с ним самостоятельным домашним обучением. Посадите малыша перед собой, а затем попросите его повторить за вами простое упражнение, направленное на развитие чувства ритма:

Равномерная последовательность однообразных ударов.
Серия ударов в простом или сложном ритме.

Способы развития чувства ритма у взрослого человека

Принцип построения упражнений, помогающий взрослому человеку развить чувство ритма, не меняется. Он так же слушает, анализирует и повторяет, разница в сложности и способе подачи материала. Взрослый, желающий развить способность чувствовать ритм, должен придерживаться списка упражнений:

Ежедневно слушайте разную музыку в большом объеме, после прослушивания композиции пробуйте повторить услышанную мелодию с помощью голоса.
Играйте на любимом музыкальном инструменте, используя метроном.
Повторяйте сложные последовательности ритма, прибегая к методу постукивания пальцами или хлопков. Не стойте на месте, повышайте уровень сложности, останавливая выбор на трудных композициях.
Ежедневно , развивайте навык или учитесь. Танец помогает развить способность чувствовать ритм.
Не занимайтесь самостоятельно. Если имеете возможность танцевать с партнером, петь дуэтом, играть в компании друзей или в музыкальной группе - непременно используйте ее.

Работа над способностью чувствовать ритм не терпит снисходительного отношения, над улучшением навыка нужно трудиться старательно, нужный уровень усердия поможет достичь видимых результатов уже после первой или второй тренировке.

Упражнения, направленные на развитие чувства ритма имеют разную степень сложности: простые, не требующие космических усилий, и трудные, заставляющие человека «поломать голову».

Не нужно бояться сложностей, твердое желание достичь цели поможет вам разобраться с ними так же легко, как решить школьное уравнение по математике.

24 марта 2014, 17:06
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса