Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чем отличается общеобразовательная школа от гимназии. Чем отличается гимназия от школы? Где лучше учиться

Гимназия или школа для первоклассника, что лучше?

Что выбрать: престижную гимназию или обычную школу? Быть нашему ребёнку гимназистом или обычным школяром – вопрос, пожалуй, посложнее, чем у Гамлета. Потому что слишком много нюансов нужно учесть при выборе, начиная от «начинки» учебной программы, заканчивая территориальным положением учебного заведения, от количества ребят в классе до материального положения семьи. Чем отличается школа от гимназии, в чём её «элитарность» – действительно ли так важно для современного человека попасть в «круг избранных»? Попробуем разобраться в плюсах и минусах.

Тяга к переменам названий сидит в нас давно: улицы и города изменили свои имена, институты гордо переименованы в Академии и Университеты, бывшие средние школы стали гимназиями, а некоторые даже лицеями. Скептик внутри нас настойчиво шепчет, что внешнее отнюдь не всегда отражает внутреннее, и что, по сути своей, мало что изменилось. Хотя, конечно, звучит красиво: “я учусь в «универе»” или: “мой сын – гимназист”. Какая-то избранность и элитарность в этом читается, приятно!

Однако, нашему скептику придётся признать, что он всё же во многом не прав, по крайней мере, в отношении школ и гимназий. Существует целый ряд объективных характеристик, утверждённых и узаконенных на самом высшем уровне, которые позволяют (или не позволяют) школе называться гимназией. Это обязательное изучение нескольких языков, это повышенные по сравнению с обычными школами требования к педагогическому составу – как профессиональные, так и чисто технические, например, в обыкновенной школе может быть один-единственный учитель физики, а в гимназии это невозможно. В гимназии по сравнению с обычной школой куда более насыщенная и разнообразная учебная программа, на помощь приходят последние новинки компьютерных технологий, большое внимание уделяется общему культурному уровню учащихся. Активно поддерживается “корпоративный дух”, который выражается в каких-то знаках отличия воспитанников именно этой гимназии от других: форма, эмблема. А также дисциплина, атмосфера – это тоже “лицо” гимназии, достойное выражение которого должно тщательно поддерживаться. Есть ещё много признаков, отличающих элитное учебное заведение от обычной школы.

То есть, различия всё-таки налицо. Так что, милый скептик, спрячь свою улыбку. Всё выглядит более чем шикарно – наверное, всё же мы станем гимназистами. Если, конечно, попадём по конкурсу в престижную гимназию, если потянем это финансово … Да, часто гимназия – это платное и весьма дорогое удовольствие. И если будет кому возить ребёнка на другой конец города. Искусство требует жертв, но , судя по всему, стоит свеч!

И вот она – вторая сторона медали: оправданы ли эти жертвы? Не затмевают ли собой плюсы обучения? Мы же совсем забыли про нашего будущего первоклассника. Нужно ли ему обилие предметов и углублённое их изучение, готов ли он к таким нагрузкам? Учить латынь, фехтовать, держаться в седле, уметь танцевать вальс – это, бесспорно, очень интересно. Но так ли уж необходимо? Возможно и так, но не всем и не всегда. Гимназический марафон может осилить далеко не каждый ребёнок. А долгая ежедневная дорога, если гимназия находится далеко от дома, это большое испытание для маленького ученика. Да и что греха таить – далеко не каждая гимназия на практике соответствует своему высокому званию, бывает, что процесс обучения, несмотря на обилие предметов, формален, «для галочки». Так что же, не мучаем ребёнка и идём в школу в своём дворе?

Рискну сказать, что учебный план, образовательный стандарт и все программы вместе взятые – это далеко не самая важная вещь, тем более в начальной школе. Дружный класс, добрый и нравственный первый учитель, хорошая доброжелательная рабочая атмосфера – пожалуй, именно это самое важное в первые годы учёбы. А поскольку вступает в игру человеческий фактор – это в какой-то степени везение в любом случае, где бы не учился ребёнок. Поэтому, наверное, будет разумным сфокусироваться на личности учителя, набирающего первый класс, а не смотреть так уж пристально на престижную вывеску. Учитель от Бога может найтись как в скромной средней во всех смыслах школе, так и в роскошной гимназии, и встретить такого – большая удача.

Школа или гимназия? Выбор за родителями, главное, не упустить из виду истинные потребности ребёнка.

Время обычной средней школы постепенно отдаляется. Большинство учебных заведений пытаются возвыситься над серой массой, уделяя тем самым огромное внимание развитию каждого ребенка по индивидуальной программе в соответствии с его особенностями личности.

В последнее время многие школы меняют свое название либо на гимназию, либо на лицей, хотя иногда сами люди и не понимают, в чем их существенное отличие.

Выяснить, чем лицей отличается от гимназии , в чем между ними разница - может совсем не каждый.

Значительная часть людей вполне уверена, что гимназия определяется в гуманитарных предметах, а лицей – в технических.

Оказывается, это просто заблуждение. И то и другое учебное заведение может сделать обязательным изучение и математических дисциплин, и различных языков.

Такое учебное заведение как гимназия углубляется своим происхождение в Древнюю Грецию.

Именно там и возникли первые заведения для обучения грамоте, названные гимназиями.

На самом деле, в V веке нашей эры опытной моделью нынешних школ были гимназии и строились они практически в каждом городе Греции, а в больших городах даже по несколько штук.

Происхождение лицея не отличается такими древними корнями, но на территории России приблизительно с середины XIII века это было практически самое элитное учебное заведение. Обучали в таких лицеях как минимум шесть лет. За это время ученики получали знания о тех же предметах, что и в обычных школах. После этого было введено одиннадцатилетнее обучение в лицеях, которое открывало возможность в дальнейшем сделать карьеру чиновника.

В такое учебное заведение как лицей приходят учиться сознательно, ведь его главной задачей служит подготовка учащихся для поступления в высшее учебное заведение, с которым у лицея подписан договор.

Гимназия же является обычной школой с более углубленным изучением основных предметов. Ее задачей является всесторонние развитие учащегося, помощь в поиске определенного пути, подготовка к выбору будущей специальности.

Определенная направленность у обоих учреждений все же имеется, хотя и встречается много заблуждений. Направление процесса обучения в лицее определяется профилем высшего учебного заведения, с которым этот лицей заключил договор. Она может быть и гуманитарной, и математической.

В гимназии осуществляется углубленное обучение по многим направлениям. Такое образование делает упор на множество предметов и его можно назвать пред-профильным.

Для получения всестороннего развития ребенка, гимназия – исключительный вариант, но не стоит забывать о том, что обучающийся в гимназии будет получать постоянную дополнительную загруженность.

После окончания гимназии выпускники получают аттестат о среднем образовании, абсолютно ни чем не отличающийся от аттестата обычного школьника.

Лицей практически всегда приравнивают к вузовскому образованию. Многими высшими учебными заведениями было принято решение принимать окончивших лицеи и решивших продолжить обучение по направлению полученного среднего образования, автоматически на 2 курс. При этом лицеисты ни в чем не уступают обычным студентам высших учебных заведений, напротив, отличаются наилучшей подготовкой.

Программа обучения традиционных школ имеет общеобразовательный стандарт. Программа же лицеев и гимназий - это углубленное состоящее из многих профилей дополнительное обучение. В большинстве гимназий после 9 класса идет разделение учащихся по профильным классам с углубленным изучением математический, гуманитарных,или естественных наук. Для тех, кто не определился со своим профилем дальнейшего обучения обычно формируется общеобразовательный класс.

Отличия также имеются и в преподавательском составе. Обычно, он полностью скомплектован по таким предметам как русский язык, литература, физика, математика и химия. Старшеклассников в гимназиях и лицеях обычно больше, чем в простых школах. Возможно, это связано с престижем гимназий или лицеев.

Разумеется, большинство учебных заведений делают упор на качественные, а не на количественные показатели. Как правило, по окончании 9 класса отдельный ученик лицея и гимназии окончательно определяется со своим будущим профилем обучения и сдает 5 экзаменов, в которые входят эти самые предметы по профилю. По итогом сдачи экзаменов в 10 класс идут только те, кто успешно сдал экзамены.

Немаловажно отметить, чем лицей отличается от гимназии точно - это стоимость обучения, как правило, в лицее она дороже, потому что после него можно автоматически быть зачисленным в высшее учебное заведение, за которым он закреплен.

Еще с давних времен укрепилась традиция, что школа с углубленным изучением гуманитарных предметов стала называть себя гимназией, а с углубленным изучением математики и физики – лицей, но это опять же не всегда так.

Так или иначе, чем лицей отличается от гимназии, в чем между ними разница и куда лучше пойти учиться – решать Вам. Главное, чтобы знания были в радость.

Если в семье есть дети, то рано или поздно все равно будет поднят вопрос о возможности получения образования в гимназии. Это престижно, дает больше шансов на успешное поступление в высшее учебное заведение. Однако следует понимать, что ребенок будет уставать больше, останется меньше времени на отдых и здоровый сон. Поэтому перед тем как принимать окончательное решение, стоит изучить все «за» и «против» школы и гимназии, и, учитывая особенности конкретно вашего ребенка, сделать правильный выбор.

Школа представляет собой учреждение образования, процесс обучения в котором состоит из трех этапов:

  1. начальная школа (1-4 класс)
  2. базовое образование (5-9 класс)
  3. среднее образование (10-11 класс).

Формой организации рабочего времени является чередование уроков, длительностью 40-45 минут, и перемен (от 5 до 30 минут).

Гимназия относится к элитным учебным заведениям.

Изначально гимназия была площадкой для обучения спортивным наукам, о чем свидетельствует и название данного заведения. «Гимназия» с греческого переводится как «место для гимнастических упражнений».

Образовательная программа школы и гимназии

Программы для общеобразовательных школ во многом уступают программе для гимназии.

После 9 класса предусматривается разделение на профильное обучение.

Кроме более глубокого изучения стандартных дисциплин, в гимназиях преподают ряд общеразвивающих предметов: искусство, философия, ритмика и т.д. В результате выпускники гимназии имеют широкий кругозор, являются приятными собеседниками, умеют рассуждать и делать выводы, имеют свою точку зрения по любому вопросу и могут с честью ее отстоять, с легкостью преодолевают экзамены в ВУЗ.

Педагогический состав

Для того, чтобы школа могла обрести статус гимназии, необходимо, чтобы большая часть преподавателей имела высшую категорию, которые при этом соответствовали выбранному уровню сложности предмета.

Если в школе возможна взаимозаменяемость учителей-предметников (например, учитель истории может провести физкультуру в отсутствии физкультурника), для гимназии такая замена недопустима. Штат должен быть полностью укомплектован специалистами, и, по возможности, иметься некоторый резерв.

Иностранные языки

В обыкновенной школе, начиная с 5-6 класса, как правило преподается один иностранный язык. Гимназия должна предоставить возможность изучения как минимум двух языков, один из которых английский. Один язык преподается уже с первых классов, второй добавляется с пятого.

Материальное обеспечение

Кабинеты гимназии должны быть укомплектованы всем лабораторным и демонстрационным оборудованием, а библиотека наполнена учебной и художественной литературой. Внешнее и внутреннее состояние помещений должно находиться в достойном состоянии.

Финансирование гимназии значительно превышает финансирование школы, а соответственно, и материальная база намного лучше.

В гимназии обязательно имеется компьютерный класс с выходом в Интернет, и чаще всего не один. Для школы рекомендовано иметь компьютерный класс, но еще не во всех школах эта рекомендация реализована.

Внеклассная работа

Кроме различных секций и кружков, которые встречаются и в общеобразовательной школе, в гимназии широко распространена научная работа детей. Проводятся конференции, научные круглые столы, лекции известных научных деятелей. Ведется тесное сотрудничество с преподавателями университетов.

Выводы сайт

  1. Обучение в гимназии многопрофильное, по расширенной программе. Школа довольствуется общеобразовательными стандартами.
  2. Укомплектованность педагогами и материальной базой в гимназии 100 процентная.
  3. В школе достаточно обучать одному иностранному языку, в гимназии – минимум два, причем один с начальной школы.
  4. В гимназии ведется научная работа, сотрудничество с научными центрами. В школах достаточно спортивных секций и кружков по интересу.

Чем в России лицеи отличаются от гимназий - актуальный вопрос для всех родителей, детям которых рано или поздно предстоит пойти в первый класс. Многие люди по ошибке продолжают считать, что главное различие между этими учебными заведениями - в программе. Якобы, лицеи имеют технический уклон, а гимназии гуманитарный. Это абсолютно неверно, оба рассматриваемых вида школ готовят разносторонне развитых выпускников.

Тем не менее, определяясь с будущим своего ребенка, начинать планировать его дальнейшее образование в ВУЗе, лучше предпочесть лицей гимназиям. Причины и отличия этих двух учебных заведений рассмотрим поподробнее.

Что такое лицей?

Во-первых, расскажем об истории лицеев в России, тем более что их роль в системе образования за века осталась практически той же. Впервые данный вид школ возник в далеком XIII веке, и готовились там первоклассные специалисты, которым была прямая дорога в чиновничество. Обучение, как правило, продолжалось шесть лет. Но уже к концу XIX века инженеры и мастера всевозможных специальностей должны были учиться много дольше и постигать многие науки, так что после лицеев обязаны были поступать в институты или академии.

Лицеям пришлось подстраиваться под новую ситуацию. Теперь они заключали договор с конкретным ВУЗом, для которого и готовили своих учеников. Выпускник с хорошими оценками мог рассчитывать на снисхождении со стороны приемной комиссии. При удачных вступительных экзаменах он сразу же переводился на второй курс. Такая же система действует и сегодня - большинство российских лицеев сотрудничают со своим высшим учебным заведением. Выпускники могут без экзаменов зачисляться в институт, а в некоторых случаях диплом об окончании особых элитных лицеев равнозначен документам об окончании ВУЗа.

Что такое гимназия?

Само собой, лицеисты вынуждены проходить особую программу, которая максимально облегчит им учебу в институте. Таким образом, главное, чем лицей отличается от гимназии, это список предметов и количество часов в неделю, выделяемых на их изучение. Уклон может быть как в сторону гуманитарных, так и в сторону технических наук. В свою очередь гимназии - это стандартные школы, которые работают по общероссийской программе. Аттестат об их окончании ничем не отличается от обыкновенных школьных.

Но не стоит путать гимназии с обычными МОУ-СОШ. Нагрузка у детей в стандартных школах сравнительно легче, а объем получаемых знаний несравнимо меньше. Правильнее всего было бы назвать образование в гимназиях пред-профильным. Кроме того, институты, академии и университеты отдают предпочтение при поступлении именно выпускникам гимназий.

Еще одно важное отличие - это стоимость обучения ребенка. Учеба в лицеи почти всегда платная, причем расценки во многом зависят от профильности и ВУЗа, в который в дальнейшем открывается доступ выпускникам. Гимназии же, зачастую, ничуть не отличаются от обычных школ, то есть формально бесплатны.

Таким образом, то, чем в России лицеи отличаются от гимназий, можно определить одним словом - профильностью. Первый вид учебных заведений предпочтительнее в том случае, если нет сомнений, куда ребенок в дальнейшем будет поступать.

Когда на свет появляется ребёнок, современные родители уже после того, как определились с его именем, начинают задумываться над тем, куда отдать маленькое чадо, чтобы из него получился гений, ну, или хотя бы, всесторонне развитая личность.

Поэтому чаще всего выбор выпадает на лицеи и гимназии, чем на средние общеобразовательные школы. Что обещают лицеи для воспитания и развития ребёнка?

Чем принципиально отличается лицей от средней школы?

На самом деле, разница между школой и лицеем велика. Придя в любой лицей, можно обратить внимание на количество завоёванных наград: дипломов, грамот, благодарностей районного, областного и республиканского уровней. Как правило, в лицеях учатся одарённые дети.

Как же разглядеть в обычном, на внешний вид, ребёнке будущего гения?

Всё дело в том, принципиальная заключается первоначально в наборе детей.

Как известно, в школу принимают всех детей, без исключения. А если школа ещё и находится в районе прописки ребёнка, то в школу его обязаны принять, несмотря на дальнейшую успеваемость и поведение. В лицее, конечно, принцип приёма документов другой.

Для того, чтобы стать лицеистом, ребёнок должен пройти, своего рода, вступительные испытания, доказать, что он обладает способностями по предмету и может претендовать на громкое звание «лицеист». Часто родителям приходится даже отдавать своих детей на предварительные курсы для поступления в лицей.

Но, даже если ребёнок выдержал все испытания и поступил, это вовсе не значит, что теперь он будет «почивать на лаврах». За поступлением в лицей следует ежедневная работа над собой и своими способностями.

Ведь, как известно, не так сложно разжечь пламя, как постараться не затушить его. Учёба в начальных классах в лицее практически ничем не отличается от программы общеобразовательной школы. Разве что некоторые предметы, такие как иностранные языки, вводятся раньше и изучаются на повышенном уровне. Всё это делается для того, чтобы не перегружать учеников начальных классов сложными примерами и терминами, а дать им возможность развиваться гармонично, в соответствии с возрастом, не погасить в них искорку стремления к учёбе.

Чем же лицей отличается от школы при обучении детей в классах среднего звена?

Зачисление детей в 5 класс общеобразовательной школы происходит без каких-либо условий, то есть автоматически. Что касается зачисления в лицейский 5 класс, то здесь всё намного серьёзнее. Как правило, детям предлагают сдать переводной экзамен по некоторым основным предметам (математика, русский язык, иностранный язык).

По результатам тестов осуществляется перевод. Но это вовсе не значит, что на детей оказывается давление, этот переводной экзамен проводится, прежде всего, ради самих детей. Дело в том, что далеко не все дети способны освоить дальнейшую программу. Так зачем же мучать ребёнка, заставляя его учиться так, как он, может быть, никогда и не сможет? Можно сказать, что начиная с этого времени, разница между лицеем и школой заключается в том, что школа работает на аттестат, а лицей – на результат. Ведь даже к этому возрасту дети часто определяются с выбором любимого предмета, а иногда – и будущей профессии.

Конечно, начиная с 5 класса, программа лицейского класса усложняется, появляются новые профильные предметы, увеличивается количество факультативов. Что касается последних, то набор на большинство факультативов проходит на добровольной основе, то есть ребёнок, посоветовавшись с родителями и преподавателями, может остановить свой выбор на дополнительном изучении предмета.

Факультативы, как правило, готовят детей для выступления на предметных олимпиадах различного уровня. Чаще всего эти занятия ведёт педагог с высшей категорией или преподаватель вуза. Вообще, отбор преподавательского состава – это ещё одна отличительная черта лицея от школы.

На работу принимаются преподаватели с первой и высшей квалификационной категорией, а часто на контрактной основе, преподаватели высших учебных заведений. Это, конечно, говорит о том, что дети, обучаясь у опытных учителей, часто добиваются больших успехов.

Принципиальная разница между школой и лицеем видна в старшей школе. После окончания 9 класса, происходит разделение классов на профили: биолого-химический, филологический, математический и т.д.

Дети на экзаменах подтверждают свои знания по тому или иному предмету, и по итогам зачисляются в профильный класс.

Обучение в классах определённого профиля нацелено уже не только на победу в различных олимпиадах и научных конференциях. Здесь уже следует задумываться о дальнейшем поступлении.

Опытные преподаватели помогут определиться с выбором, согласно способностям ребёнка, а посещение профориентационного центра и высших учебных заведений района, области и страны ещё больше укрепят стремление учиться в самых престижных из них.

Конечно, разница между школой и лицеем велика, и всё больше родителей отдают предпочтение именно лицеям. Однако, при выборе учреждения образования, следует обращать внимание и на способности самого ребёнка, его ощущения и возможности.

Как известно, выше головы не прыгнешь. Одарённость, к сожалению, даётся не каждому, а усидчивость – тем более. И если эти качества хотя бы немного прослеживаются у ребёнка, то попробовать поступить в лицей стоит обязательно.

Это не только престижно, но и на самом деле очень важно для развития всесторонне развитой личности. Иногда стоит приложить усилия для того, чтобы ребёнком гордились не только родители, но и, возможно, вся страна.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса