Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Егэ по литературе про старуху изергиль. Сочинение по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль. Повышенный уровень сложности

Как решается конфликт свободы и морали в рассказе. Какова позиция автора и как она выражена в рассказе “Старуха Изергиль”

Для героев рассказа мораль не ограничивает их свободы. Ларра всегда получает все, чего хочет, не задавая себе вопрос: правильно это или неправильно? Он ставит себя выше людей, ведь он сын орла, а значит, ему все позволено.

Но вскоре он сам становится рабом своего положения: в его жизни нет ни любви, ни дружбы; он не может даже умереть, когда захочет.

Старуху Изергиль отличает свобода чувств. В ее жизни было много любви. Уже в 15 лет она узнала всю прелесть этого чувства, но любовь к лодочнику длилась недолго (“…мне уж не нравился он тогда – только поет да целуется, ничего больше!”). Успела Изергиль побывать и в гареме богатого турка, и в публичном доме в Польше. Много мужчин ее любили, некоторым она отвечала взаимностью, но возлюбленные ей быстро надоедали. Она не помнила даже их имена, в рассказе упоминается лишь одно имя – Аркадэк. Это был человек, которого она по-настоящему любила (“Встретила одного шляхтича… Вот был красив. Как черт.

Я же стара уже была, эх, стара!”). Из-за этого поляка она убила человека – русского солдата, который караулил пленных, среди которых был Аркадэк. Единственное, что он мог ей сказать после освобождения: “Моя королева!” Это ее разозлило, она прогнала его и пошла своей дорогой. Неслучайно старуха Изергиль сравнивается с кукушкой – птицей, которую не отличает привязанность к чему-либо; даже потомство она бросает на произвол судьбы.

Идеал человека в рассказе изображен в образе Данко (“Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы”). Он пожертвовал жизнью ради свободы людей, потому что он любил их, и в этой любви заключался весь смысл его жизни (“Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…”)

Он вырвал из груди свое сердце, наполненное любовью к людям, и осветил им путь к благодатной земле. Данко умер, а люди не заметили этого, они растоптали его сердце. Но он умер счастливым, потому что ему ничего не нужно было за свой подвиг, главное для него – счастье людей. Наверное, в этом и заключается мораль рассказа.


Другие работы по этой теме:

  1. Писательский Гений Максима Горького в том, что за свою жизнь он успел написать какое-либо творение, пожалуй, в каждом литературном жанре. Ранние его произведения написаны в...
  2. На уроке литературы мы изучали произведение Максима Горького “Старуха Изергиль”, в котором затронута проблема жертвенности человека ради других. Примером могут послужить два героя из произведения:...
  3. “Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”,- так начинает свое повествование Максим Горький. В рассказе ” Старуха Изергиль ” отразились впечатления...
  4. Старуха Изергиль Рассказ­ Горького “Старуха Изергиль” – из раннего романтического периода его творчества. У автора главный объект в его художественных исследованиях – это человек, который...
  5. Рассказ М. Горького “Старуха Изергиль” написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А. П. Чехову в том, что считает его самым стройным...
  6. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”: “Идея подвига во имя общего счастья” “Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво,...
  7. М. Горький. Старуха Изергиль Определите основную тему легенды о Данко. Тема легенды о Данко - подвиг во имя спасения людей. Найдите завязку легенды. Почему именно...

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Старуха Изергиль» А.М. Горький

Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.

Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лѐжа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

Они шли, пели и смеялись; мужчины - бронзовые, с пышными, чѐрными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки - весѐлые, гибкие, с тѐмно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шѐлковые и чѐрные, были распущены, ветер, тѐплый и лѐгкий, играя ими, звякал монетами, вплетѐнными в них. Ветер тѐк широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили всѐ дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всѐ прекраснее.

Кто-то играл на скрипке... девушка пела мягким контральто, слышался смех...

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождѐм. Ещѐ и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-чѐрные или коричневые. Между ними ласково блестели тѐмно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звѐзд. Всѐ это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И всѐ как бы остановилось в своѐм росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.

Что ты не пошѐл с ними? - кивнув головой, спросила старуха Изергиль.

Время согнуло еѐ пополам, чѐрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Еѐ сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями.

Не хочу, - ответил я ей.

У!., стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны... Боятся тебя наши девушки... А ведь ты молодой и сильный...

Луна взошла. Еѐ диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своѐм веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей.

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1

Определите жанр произведения.

2

Каким термином принято обозначать описание природы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождѐм. Ещѐ и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-чѐрные или коричневые»?

3

Мир экзотической южной природы погружает читателя в атмосферу таинственности, загадочности, необычности. Какому типу художественного мышления свойственны такие эстетические установки?

4

Установите соответствие между героями произведения и доминирующими качествами их личности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

5

Укажите художественный приѐм, с помощью которого автор наделяет явления природы человеческими свойствами и качествами («...она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своѐм веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, стала такой жирной и щедрой»).

6

Какое средство художественной изобразительности используется в данном фрагменте: «Мрачные все, как демоны...»?

7

Одним из средств характеристики персонажей является изображение их внешности: «мужчины - бронзовые, с пышными, чѐрными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки - весѐлые, гибкие, с тѐмно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шѐлковые и чѐрные, были распущены, ветер, тѐплый и лѐгкий, играя ими, звякал монетами, вплетѐнными в них». Как называется такое описание?

Повышенный уровень сложности

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

«Шѐпот, робкое дыханье...» А.А. Фет

Шѐпот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слѐзы,

И заря, заря!..

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10

Каким термином принято обозначать в литературоведении максимально ослабленное повествовательное начало лирики А. А. Фета, когда преобладающие в тексте существительные называют яркие зрительные и слуховые впечатления героя и передают его напряжѐнно-ликующее состояние?

11

Назовите номер строки, в которой появляется подхват - повтор какого-либо слова, предложения, стихотворной строки в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи.

12

Укажите название стилистического явления, свойственного художественной манере А. А. Фета и характеризующегося особым подходом к изображению чувства, передачей его в цвето-световом выражении, воспроизведением «впечатления» от предмета.

13

Из приведѐнного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приѐмов, использованных поэтом в последних четырѐх строках данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

2) градация

3) эпифора

4) метафора

14

Определите способ рифмовки.

Размышляя над вопросом на заданную тему, используйте справочные материалы и понятийный аппарат литературоведения. Представьте термин, который вы будете применять для характеристики понятия «пейзаж».

Проанализируйте предложенный вам фрагмент с точки зрения его типологических особенностей. Покажите, что пейзаж гармонирует с необычной, фантастической тональностью легенды. Отметьте, что картины природы созданы на основе контраста (возвышенное в них преобладает над обыденным, поэтическое - над прозаическим и т.д.). Подчеркните, что природа - яркая, экзотическая, необычная, исполненная стихийной силы - выступает как таинственное, одухотворённое существо. Убедитесь в том, что пейзаж во многом условен, обобщён, в нём актуализируется чудесное, фантастическое. Покажите, что линии, формы, краски в созданной картине природы создают выразительный эмоциональный фон.

Сделайте вывод о том, что это романтический пейзаж. Средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты, одушевление природных стихий и т.д.) служат средством создания пейзажа с откровенно выраженным оценочным отношением к нему писателя.

Формируя концепцию суждения на предложенную тему, покажите, что литературные истоки изображения гидронимов уходят своими корнями в древнерусскую литературу.

Вспомните, что реки в «Слове о полку Игореве» предстают как реально-географические и условно-мифологические пространства. Отметьте, что водная стихия является частью пейзажа в «Медном всаднике» А. С. Пушкина. Покажите, что завершением первого любовного свидания Гурова и Анны Сергеевны становится поездка в Ореанду, где герои созерцают прекрасный морской пейзаж («Дама с собачкой» А. П. Чехова). Вспомните роман Л. Н. Толстого «Война и мир» и убедитесь в высокой функциональной значимости водных объектов, изображённых в этом произведении (переход через Энс, переход через Неман). Приведите другие примеры.

Суммируя свои наблюдения, отметьте, что включение в пейзаж водных объектов позволяет писателю показать, что человек органично вписан в природный мир, он подчиняется и бытовому круговороту, и вечному мировому движению. Водный пейзаж становится средством символизации пространства и времени и отражает процессы, протекающие в душе персонажа.

Приступая к выполнению задания, уточните значение термина «эмоция». Для этого обратитесь к справочной литературе и покажите, что «эмоция» определяется с помощью слов «чувство и переживание»: «душевное переживание, волнение», «сильное душевное чувство, переживание». Покажите, что чувства могут иметь положительный и отрицательный эмоциональный тон (радость - печаль), особую группу образуют высшие чувства - нравственные, эстетические, интеллектуальные. Подчеркните, что лирика А. А. Фета - прежде всего лирика любви и природы, поэтому наименования эмоций чаще всего используются при описании внутреннего мира человека и природного мира, которые тесно связаны между собой.

Отметьте, что эмоциональный фон стихотворения «Шёпот, робкое дыханье...» создаётся совокупностью положительных эмоций, чувств и настроений. Проанализируйте текст и убедитесь в том, что базовой эмоцией в нём является любовь. Покажите сложную структуру эмоционального фона. Вспомните, что в лирике А. А. Фета чувство любви имеет физиологические проявления. Представьте градацию эмоций, охарактеризуйте их физиологические проявления (шёпот, лобзания, слёзы). Отметьте эмоциональную знаковость, всеохватность (« И заря, заря!..»).

Завершите свои наблюдения выводом о высокой эстетической значимости созданного в стихотворении эмоционального фона.

Для того чтобы успешно построить связное высказывание на заданную тему, используйте понятийный аппарат литературоведения. Вспомните бытующее в науке мнение о том, что А. А. Фет является одним из первых импрессионистов в русской поэзии.

Охарактеризуйте своеобразие импрессионистического видения мира (особое состояние сознания, интуитивная реакция на окружающий мир, приоритетность ощущений, способность передавать переходные состояния природы и оттенки душевных движений, умение зафиксировать мимолётные впечатления и т.д.).

Далее отметьте, что такое видение мира (обострённый психологизм, интуитивность, ассоциативность, метафоричность, суггестивность, музыкальность и т. д.) характерно не только для творчества А. А. Фета. Глубоко индивидуальное импрессионистическое видение мира свойственно поэтам К.Д. Бальмонту, И.Ф. Анненскому, А. А. Блоку, А. Белому, В. Я. Брюсову.

Отметьте, что в прозе к импрессионизму тяготели А. П. Чехов, И. А. Бунин, Б. К. Зайцев и др.

Подводя итоги своим наблюдениям, сделайте вывод об общности эстетических принципов А. А. Фета и перечисленных литераторов.

Прежде чем приступить к формированию концепции сочинения, вспомните, что оппозиция «человек и мир» является главной в лирике М. Ю. Лермонтова, а одиночество - постоянным признаком лирического героя.

Проанализируйте стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён...». Покажите, что отношения поэта с миром выявляются в нём через внутренний конфликт героя с социумом. Отметьте, что разрешение этого конфликта возможно либо в форме спасительного ухода в область воспоминанья, мечты, «святых звуков», либо через обращение к поэтическому творчеству, к «железному стиху». Назовите главные семантические и пространственные центры произведения (образы маскарада и дома). Подчеркните взаимосвязь сатирического и элегического начал, которым соответствуют разные грани облика лирического героя.

Покажите идейно-художественное своеобразие стихотворения «Дума». Убедитесь в том, что в основе этого произведения оказывается изображение образа времени и героя времени. Отметьте, что драматизм существования современного человека в мире проявляется в несовпадении слова и поступка, в соединении «бремени познанья» с бездействием.

Проследите, какое наполнение получает тема «человек - мир» в стихотворении «Тучи». Покажите, что в нём намечаются два возможных пути «пребывания» человека в мире: странничество и изгнанничество. Они предполагают две модели личностного поведения человека: сознательный разрыв с миром, уход как возможность обретения высшего «Я» или органическую причастность к жизни страны, природы, других людей, от которых человек насильственно отторгнут.

Обратитесь к содержанию стихотворения «Выхожу один я на дорогу...», лирический герой которого ощущает свою неприкаянность и бесприютность в мире. Охарактеризуйте специфику другого пути - «ухода» в небытие, в котором лирический герой хотел бы сохранить неповторимое своеобразие собственной личности, свои идеалы.

В заключении отметьте, что дисгармония в отношениях человека и мира в лирике М. Ю. Лермонтова обусловлена особенностями мировидения художника и спецификой эпохи, в которой поэту довелось жить.

Приступая к ответу на вопрос, вспомните авторскую оценку, данную в письме О. Л. Книппер-Чеховой: «Это лучшая роль...» Покажите, почему эпизодический по своему месту в списке действующих лиц персонаж приобретает необыкновенную важность для автора. Выявите, как подчёркивается сценическая значимость этого образа. Отметьте, что каждое из немногочисленных появлений Шарлотты сопровождается развёрнутым комментарием (внешний облик, поступки и т.д.), все её реплики и поступки кажутся неожиданными и не мотивированы внешней логикой той или иной ситуации и т.д. Сделайте промежуточный вывод о сфокусированности авторского внимания на этом персонаже.

Далее объясните, какими способами создаётся эффект смысловой и художественной загадочности образа Шарлотты. Отметьте, что данный персонаж характеризуется абсолютной «размытостью» индивидуальных примет: неизвестен возраст («У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне всё кажется, что я молоденькая»); неизвестна национальность («И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить»); ничего не известно о происхождении и генеалогическом древе («Кто мои родители, может, они и не венчались... не знаю»).

Рассмотрите ещё одну деталь художественной концепции персонажа: в одежде Шарлотты присутствуют мужские и женские атрибуты («в белом платье» - «в старой фуражке... сняла с плеч ружьё и поправляет пряжку на ремне»), а в имени сочетаются европейские и русские компоненты (Шарлотта Ивановна).

Установите, что профессия Шарлотты оказывается случайной и ненужной, одиночество среди остальных людей доходит до предельной степени («Так хочется поговорить, а не с кем... Никого у меня нет»). Абсолютная свобода от условностей, налагаемых на человека обществом, подчиняют поведение лишь собственным внутренним импульсам.

Подводя итоги своим наблюдениям, согласитесь с мнением исследователя. Создавая эффект «загадочности», автор концентрирует внимание читателя и зрителя на образе Шарлотты и инициирует стремление читателя постигнуть суть этого образа, вовлекая тем самым и читателя, и зрителя в процесс «сотворчества».

Продумывая концепцию сочинения, вспомните, в каких произведениях В. П. Астафьева были созданы прекрасные женские образы, воплощающее материнское начало («Последний поклон», «Царь-рыба», «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Ода русскому огороду» и др.).

Представьте тип «бабушки» и покажите его идейно-эстетическую значимость. Для этого проанализируйте образ Катерины Петровны («Последний поклон», «Ода русскому огороду»). Покажите связь его с фольклорной традицией, неотделимость от природного мира и место в мире народном (в деревне её с почтением прозвали «генералом», она «матриарх», «матерь» села). Бабушка Катерина Петровна заменила мальчику-сироте мать, подарила ему кров, пищу и свою любовь. Объясните, почему писатель чаще всего изображает её прядущей или молящейся (связь с высшими языческими и христианскими силами в их сложном взаимопроникновении).

Отметьте, что данный тип «бабушки» с характерными для него функциями кормилицы, врачевательницы, наставницы находит отражение в других героинях: в Афимье Мозглячихе, «ворожее и матери всему здешнему народу, как по возрасту, так и по нраву», в безымянной супруге капитана Парамона Парамоновича, от которой Аким перенимает искусство врачевания травами («Царь-рыба»), в бабушке Секлетинье из глухой старообрядческой деревни («Прокляты и убиты»).

Далее покажите, какое значимое место занимает в творчестве В. П. Астафьева образ матери. Отметьте, что образ Лидии Ильиничны («Ода русскому огороду») наделён особой «бестелесностью» (автобиографический герой не помнит своей мамы, она появляется только во снах, мечтах, воспоминаниях, и это порождает особую, ностальгическую и печальную тональность). Объясните, что ведущие черты этого образа (трудолюбие, забота о детях - своих и чужих, сострадание) легли в основу целого ряда других героинь- «крестьянских тружениц» (её сёстры и невестки из семьи Потылицыных, бабушка Мария из Сисима, праведница Паруня, сестра Акима Касьянка). Покажите, что ещё объединяет этих женщин (сложная судьба, полная утрат и лишений). Охарактеризуйте женский тип, в котором сочетается материнская мудрость и простодушие, открытость «детскости» (Лида из повести «Звездопад», Люся из «Пастуха и пастушки»).

Покажите значение образа озорной, наивной и весёлой матери Акима, которая «была и осталась девочкой-подростком по уму и сердцу» («Царь- рыба»), Отметьте, что в нём воплощена сама стихия материнства: героиня живёт в гармонии с природой, следует зову и вечному закону продолжения жизни. Вспомните, что автор уподобляет её, кормящую ребёнка, дереву, которое даёт малому ростку сок и жизнь.

В заключении согласитесь с мнением исследователя о том, что героини В. П. Астафьева являются воплощением жертвенности, сострадания, хранительницами жизни на земле.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» противопоставляются равнодушие и отзывчивость. Безразличие к людям выражается в образе сына орла Ларры - гордого, эгоцентричного юноши, который хочет оставаться полностью свободным от людей и обязанностей перед ними. Отзывчивость выражается в образе Данко - это мужественный, сильный, ответственный герой, который решил вывести людей из лесов и болот и указать им путь. Поэтому данное произведение идеально подходит для того, чтобы стать литературным материалом для аргументов к итоговому сочинению.

  1. Равнодушие никогда не приводит человека к счастью. Например, Ларра, сын орла, презирает людские законы и относится безразлично к человеческим чувствам, которых не испытывает. Он никого не уважает, убивает девушку на глазах у людей из её племени, не отдавая себе полностью отчёта в том, что поступает жестоко: он слышит только себя и свои желания. Но за это он обречён на вечное страдание от одиночества. Из племени его изгнали, а Бог «наградил» героя вечной жизнью, чтобы тот познал бездну отчаяния за свою гордыню. Так, несчастный персонаж стал скитальцем, в глазах которого навеки поселилась тоска, что не утолить ни времени, ни пространству.
  2. К сожалению, люди далеко не всегда понимают и ценят отзывчивость. Например, благородный Данко приносит себя в жертву интересам племени, а его народ остается равнодушным к подвигу и не осознает его роли в своем спасении. Без храброго юноши они никогда бы не выбрались. Даже находясь в пути к цели, соплеменники начали осуждать и упрекать вождя за то, что он не знает сам, куда их ведёт. Тогда он в порыве человеколюбия вырвал из своей груди пылающее сердце и, осветив им дорогу, вывел толпу на волю, а сам умер. И кто-то даже растоптал его сердце – в этом поступке Горький изобличил черную неблагодарность общества за отзывчивое отношение к себе.
  3. В легенде о Ларре люди более отзывчивы, нежели в легенде о Данко. Они пытаются разговаривать с убийцей, понять его, объяснить ему правила жизни в человеческом обществе. Но герой - их антагонист, он чёрств, равнодушен и не желает вникать в сущность людей. Он считает их слабыми и ограниченными: куда их свободе до его вседозволенности? Однако именно эта «ограниченность» возвышает племя над сыном орла. Персонажи не решаются лишать преступника жизни, они не дерзнули покуситься на это священное право, хоть Ларра и дал повод для жестокого наказания. Община просто отправила его в изгнание, и более мудрого решения в данном случае не придумать. Если людьми правит отзывчивость, к ним приходит гармония и мудрость, а вот равнодушие сулит лишь разрушения и жестокость.
  4. На способность индивидуума к отзывчивости не влияет социум. Например, в образе Ларры и Данко выражены две противоположных стороны человеческой натуры: равнодушие и отзывчивость. В первой легенде в образах людей в определённой степени присутствуют черты отзывчивого Данко, а в третьей легенде - черты равнодушного Ларры. Образы второстепенных персонажей контрастируют с главными героями обеих легенд. Так автор показывает читателю то, что в каждом человеке одновременно присутствуют качества Ларры и Данко, и они проявятся в независимости от того, как окружение будет относиться к личности.
  5. Равнодушие приводит человека к одиночеству. Например, старуха Изергиль из одноименного рассказа Горького всю жизнь предавалась легкомысленным увлечениям, не щадя чувств кавалеров. Она нередко разбивала сердца и лишь забавлялась этим процессом. Но ее красота и сила были растрачены попусту, ведь на настоящую любовь их не хватило. Человек, которого она спасла из плена, рискуя погибнуть, мог любить ее лишь в благодарность, а она из гордости не приняла подачку. В результате «роковая красотка» влачила одинокую старость, ведь молодость и успех и мужчин покинули ее. Вот, к чему привело ее безразличие к чувствам других людей. Теперь всем было наплевать на нее.
  6. Настоящая отзывчивость – это человеколюбие. К примеру, Данко приносит себя в жертву ради народа, и только всепоглощающая любовь к людям могла позволить ему простить упреки и смешки недалекого племени. Он, невзирая на неблагодарное поведение соплеменников и отсутствие поддержки, шел к цели и вел за собой толпу. Любой на его месте сдался бы, видя такое обращение. Однако герой обладал непоколебимым подспорьем для своей отзывчивости – любовью, которая когда-то заставила Христа взойти на Голгофу.
  7. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ рассказа "Старуха Изергиль" для тех, кто сдает по русскому языку и литературе.

Композиция рассказа (вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни Изергиль – легенда о Данко – заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в рассказе противостоят друг другу. Они освещают две концепции жизни, два представления о ней. Ларра – гордец, себялюбец, эгоист. Он утверждает право на господство сильной личности, противопоставляет себя массе, но люди не принимают его. Ларра ценит только себя и свою свободу, Данко стремится добыть свободу для всех. Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», а Данко отдает всего себя.

Образ Изергиль противоречив. Героиня рассказывает о себе лишь то, что лучше всего запомнилось. Юная Изергиль – воплощение стихийного вольнолюбия. Девушка не хотела быть ничьей рабой и жила, не зная забот о других. Впрочем, она была умна и наблюдательна, ценя людей за их личные качества, а не за положение в обществе (предпочла пана с изрубленным лицом, готового к подвигам, вельможе, осыпавшему ее с головы до ног золотом). История шляхтича Аркадэка является связующим звеном между преданиями и реальной жизнью.

Романтические рассказы: Макар Чудра. Старуха Изергиль.

Творческий путь писателя начался в 1892 году, когда в газете «Кавказ» (А.М.Пешков в это время находился в Тифлисе, куда его привели странствия по Руси) был опубликован его первый рассказ «Макар Чудра». Тогда же родился псевдоним – М.Горький.

А в 1895 году три апрельские номера «Самарской газеты» познакомили читателей с рассказом «Старуха Изергиль». Стало очевидно, что в литературу пришел новый яркий писатель. Горький начал свой литературный путь как романтик. Его первые произведения вполне вписывались в философию и поэтику романтизма как творческого метода. Герой в произведениях романтиков – исключительная личность, вступающая в борьбу с целым миром. Он подходит к действительности с позиции своего идеала. Люди, окружающие романтического героя, не понимают его. Герой-романтик одинок. Равное себе начало он видит лишь в стихийных силах природы. Поэтому огромную роль в романтическом произведении играет пейзаж, передающий таинственную могучую и неукротимую силу природы. Только она может быть адекватна романтическому сознанию. Романтический герой не соотносим с реальными жизненными обстоятельствами. Он отторгает реальность, живя в мире своих идеальных устремлений. Этот принцип романтического художественного мира называется принципом романтического двоемирия. Противостояние героя и действительности – одна из важнейших черт романтизма как литературного метода. Герои вышеназванных рассказов писателя именно романтические. Все художественные средства подчинены раскрытию романтического характера.

И Макар Чудра, и Изергиль (их именами названы оба произведения) не случайно в центре авторского внимания. Они герои-рассказчики. Из их уст мы слышим удивительные легенды о красивых людях Лойко Зобаре и красавице Радде («Макар Чудра»), о герое, спасшем свой народ, Данко («Старуха Изергиль»). Но, пожалуй, эти рассказы в рассказе (использование легенд, преданий, былей, сказочных элементов – характерный прием в творчестве писателей-романтиков) прежде всего выражают представления об идеальном и антиидеальном в человеке самих рассказчиков и автора.

Макар Чудра и Изергиль как романтические герои устремлены к одной цели, они носители одной мечты, страсти. Д ля Макара Чудры – это безудержное стремление к свободе, воле; Изергиль подчинила всю свою жизнь любви. И герои рассказанных ими легенд также носители единственного начала, доведенного до максимальной степени. Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям. Ларра – его романтический антипод – крайний индивидуализм, эгоцентризм (по представлениям автора – антиидеал).

Романтический герой – цельная натура, ни при каких обстоятельствах не способная к компромиссу. Когда жизнь искушает, «провоцирует», в его сознании возникает неразрешимое противоречие. Так происходит с Лойко и Раддой. Они не в силах сделать выбор между гордостью, вольнолюбием и любовью. Верные своему идеалу, они предпочитают смерть. И герой-рассказчик, Макар Чудра, сам романтик, воспринимает такое разрешение как естественное и единственно возможное. По представлению Макара, только таким образом можно было сохранить свою свободу, дороже которой для Лойко и Радды нет ничего. Закономерен вывод рассказчика из романтической истории о гордых цыганах: «Ну, сокол, ...век свой будешь свободной птицей»– но при одном условии – надо запомнить историю молодых цыган на всю жизнь. Таким образом, можно сказать, что идеал героев и рассказчика единый. Композиция повествования – вставные легенды и были – помогает раскрыть представления о ценностях жизни, идеалы автора и рассказчика.

Немаловажную роль играет композиция в создании образа Изергиль. Две легенды, рассказанные ею, – о Данко и Ларе – как два выражения идеала и антиидеала. Между ними автор помещает рассказ Изергиль о своей мятежной жизни, в которой главным началом была любовь. Изергиль полагает, что сама она близка Данко силой любви, но в ее рассказе о бывших возлюбленных читатель видит эгоистический характер любви героини. Она совершенно равнодушно отвечает на расспросы повествователя о судьбе ее возлюбленных. Даже о смерти их говорит безразлично. Это сближает Изергиль с Ларрой. Ее любовь, действительно всепоглощающая, не несла в себе света ни тем, кого она любила, ни ей самой. Не случайно, в старости она показана как испепеленная и опустошенная, она даже напоминает тень. Как мы помним, и Ларра вечной тенью бродит по свету. В портрете, данном глазами повествователя, оценка личности Изергиль дается средствами поэтической образности, которые подчеркивают ее близость с Ларрой: «...Сидит рядом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, – тоже почти тень». Антиэстетичные детали портрета «тусклые черные глаза», «черные ямы щек» говорят об отношении автора к героине. Он не считает ее жизнь служением идеалу любви. Напротив, Изергиль так же эгоистична, как и Ларра. И потому одинока, далека от людей.

Очевидно, что представление об идеале повествователя в этом рассказе связано с образом Данко. Именно такой герой, любовь которого к людям ведет его к подвигу самопожертвования, близок автору. Свет его подвига из древних времен дошел до наших дней. Его сердце рассыпалось искрами по степи, и эти голубые искры, как живые, являются людям перед грозой.

Кроме композиции повествования, особую роль, как уже отмечалось, в горьковских романтических рассказах играет пейзаж. Природа у Горького одушевлена. Она дышит свободой и тайной. Старый цыган Макар показан во «мгле осенней ночи». Ночь, как живая, «вздрагивала и пугливо отодвигалась, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море» (подчеркнутые нами глаголы передают одушевленность природы. – И.С.). Еще более торжествен и выразителен пейзаж в рассказе «Старуха Изергиль»: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными». Пейзаж кроме того играет роль фона для героя.

Важнейшим средством создания образа и необычной атмосферы у Горького является язык. Язык и стиль повествования экспрессивен, насыщен изобразительно-выразительными средствами. То же относится и к языку героя-рассказчика. Прием инверсии (в данном случае расположение эпитета после определяемого слова) усиливает выразительность тропов: «Их волосы, шелковые и черные», «ветер, теплый и ласковый». Сравнения характеризует тенденция к гиперболизации, выявлению исключительного; «Сильнее грома крикнул Данко»; сердце «пылало так ярко, как солнце». Нередко портрет персонажа строится на сравнении: «очи, как ясные звезды, горят, а улыбка целое солнце... стоит весь, как в огне крови, в огне костра» (портрет Лойко Зобара в рассказе «Макар Чудра»).

Необходимо отметить и роль синтаксиса: повтор однотипных синтаксических конструкций делает повествование ритмичным, усиливает эмоциональное воздействие на читателя всего произведения.

Романтическое творчество Горького, его мечта о свободном человеке, воспетый им герой, совершающий подвиг самопожертвования во имя любви к людям, оказали определенное революционизирующее влияние на русское общество того времени, хотя автор не вкладывал прямой революционный смысл в образ своего Данко.

Романтический период в творчестве Горького был достаточно коротким, но цельным в содержательном и стилевом отношении. Горьковский идеал свободной, активной, созидающей личности нашел воплощение в романтически приподнятом стиле его рассказов. Для них характерна обобщенно-лирическая характеристика героев, использование сказочно-легендарных образов и сюжетов, торжественная лексика, усложненный синтаксис, эмоционально окрашенные изобразительно-выразительные средства языка.

Легенда о Данко

Мы произносим это знаменательное слово – подвиг, и вслед за ним должно в нашем сознании возникнуть другое слово – подвижник, потому что без одного нет другого. Что такое подвиг? Каким должен быть человек, совершающий его? Над этими вопросами мы задумываемся, читая легенду о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

Легенды известны с древности. Создавая их, люди стремились ярко, образно рассказать о героях и событиях, передать народную мудрость, мечты. Данко – это и есть тот подвижник, который храбро заглянул в глаза смерти не ради личной выгоды, он совершает самоотверженный поступок во имя людей.

Легенда о Данко – это заключительная часть рассказа М.Горького. Ей предшествует история Ларры и повествование о жизни самой старухи Изергиль.

Писатель словно бы подготавливает нас, читателей, к рождению легенды о Данко с помощью романтического пейзажа, который придаёт повествованию особую таинственность, загадочность: «На месте луны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки».

Начало легенды похоже на сказочный зачин: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь». В повествование вкрадываются мотивы тревоги, страха.

Чтобы показать, в каком тяжелом положении оказались люди, М.Горький создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены соплеменники пробираться, убегая от врагов: «…каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры…»

Необычный романтический пейзаж автор рисует с помощью эпитетов, метафор, олицетворений. Ветер бьёт по вершинам деревьев, лес «глухо» гудит, шум леса сравнивается с «похоронной песней». На фоне мрачной, страшной картины возникает яркий образ Данко. Именно он будет спасителем, именно он поведёт людей из болот и мёртвого леса. Старуха Изергиль, рассказывая историю, так характеризует романтического героя: «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелые».

Соплеменники верят Данко и идут за ним: они «увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Но долго идти за ним люди не могут. Усталые и измождённые, они начинают винить во всех бедах Данко и готовы убить его. Но он «любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».

Для спасения людей требовалось чудо, и герой это чудо совершил! Так наступает кульминационный момент в развитии действия. Данко вырывает из груди своё сердце и освещает им путь людям. Сердце героя изображается М.Горьким с помощью разных средств выразительности. Особую эмоциональность придаёт градация («Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца»), повторы («пылало», «ярко», «солнце», «освещенный»). Своеобразный перифраз — «факел великой любви к людям» — символизирует жертвенную любовь к ближним, благородство и смелость героя.

Данко погибает. Напрасна ли его смерть? Нет, смерть героя вовсе не напрасна! Он спасает целое племя от гибели. И хотя люди оказались неблагодарными, желание Данко пожертвовать собой ради счастья своего народа – это уже подвиг. Не каждый способен на смелый, самоотверженный поступок. Но самое главное, чтобы в нашей жизни были такие герои – отважные, добрые, любящие людей.

Данко сдержал слово, он спас людей, но племя забыло о своём спасителе, люди «не заметили смерти и не увидели, что ещё пылает смелое сердце народного героя. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

В рассказе автор подчёркивает и гордость другого героя – Ларры, противопоставляя этот образ образу Данко. Ларра, желая иметь всё, не хотел отдавать ничего, за что люди придумали ему страшное наказание – безграничную свободу. Ларра отрицает законы общества, его моральные устои. Он силён, но его сила не несёт добра людям, его неограниченная свобода делает его отверженным, изгнанником. Данко же смел, свободен, это о таких людях вслед за М.Горьким можно сказать: «Человек – это звучит гордо…». Данко бессмертен, его бессмертие – награда за подвиг во имя людей. В отличие от Ларры, похожего на могучего зверя, не встречавшегося с людьми «лицом к лицу», Данко безмерно любит людей, тех, кто «были как звери», «как волки».

Человеколюбие Данко противопоставлено и образу самой старухи Изергиль. Героиня эгоистична, равнодушна и жестока: она с лёгкостью забывает прежнюю любовь ради новой, оставляет некогда любимых ею людей, живёт только для себя и теперь обречена на одиночество. Несмотря на это, именно старуха Изергиль произносит ключевую фразу: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». И сам М.Горький верит в это, изображая великолепные картины природы, окружающей героев.

Образ Данко интересен нам, современным людям. Герои, жертвующие собой ради спасения людей, безусловно, заслуживают уважения. Подвиг Данко напоминает подвиг мифического Прометея, который похитил огонь для людей и сам же понёс за это страшное наказание.

Каким должен быть настоящий человек? Всегда ли окружающие нас люди достойны помощи, поддержки? Нуждаются ли они в благородных, мужественных спасителях? Над этими и другими вопросами о сути Человека, о его предназначении в этом мире заставляет задуматься прочитанная мною легенда о Данко и в целом весь рассказ.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса