Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Александр Трифонович Твардовский. «Снега потемнеют синие…. Анализ стихотворения твардовского снега потемнеют синие

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

01.04.2012 01.04.2012 А.Т. Твардовский. Снега потемнеют синие Автор: Турчина Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы МОБУ Магдагачинская СОШ № 3

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества.

В стихотворении «Снега потемнеют синие…» перед читателем разворачивается картина уходящей зимы, когда Снега потемнеют синие Вдоль загородных дорог, И воды зайдут низинами В прозрачный еще лесок…

Недвижной гладью прикинутся И разом - в сырой ночи В поход отовсюду ринутся, И русел выбив ручьи. И, сонная, талая, Земля обвянет едва, Листву прошивая старую, Пойдет строчить трава, И с ветром нежно-зеленая Ольховая пыльца, Из детских лет донесенная, Как тень, коснется лица.

Лирический герой наблюдает за изменениями, происходящими в природе. Используемые олицетворения «снега потемнеют», «воды зайдут низинами», «в поход… ринутся ручьи», «пойдет строчить трава» делают представленную картину живой, одухотворенной. Поэт употребляет в произведении эпитеты и метафоры, которые создают неповторимость художественной картины: «прозрачный еще лесок», «в сырой ночи», «из русел выбив ручьи», «листву прошивая старую», «нежно-зеленая ольховая пыльца».

Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землей, с нежной ольховой пыльцой. Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот в природе вселяет оптимизм: И сердце почует заново, Что свежесть поры любой Не только была да канула, А есть и будет с тобой.

http://www.bing.com/images/ http://coolreferat.com/ Ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война в поэзии К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского.

Данная работа может быть использована учителем как на уроках литературы при изучении темы войны в поэзии русских советских поэтов, так и на классных часах, посвященных 70-ой годовщине Вел...

Твардовский А.Т. Пейзажная лирика. "Снега потемнеют синие...", "Июль- макушка лета", "На дне моей жизни..." Презентация к уроку литературы в 7 классе

Презентация у року литературы в 7 классе. А.Т. Твардовский. Пейзажная лирика. Стихотворения "Снега потемнеют синие...", "Июль - макушка лета", "На дне моей жизни..." Цели: -познакомить с биографией...

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества.

В стихотворении «Снега потемнеют синие...» перед читателем разворачивается картина уходящей зимы, когда

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок...

Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землёй, с нежной ольховой пыльцой. Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот в природе вселяет оптимизм:

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой.

Лирический герой наблюдает за изменениями, происходящими в природе. Используемые олицетворения: «снега потемнеют», «воды зайдут низинами», «в поход... ринутся ручьи», «пойдет строчить трава» - делают представленную картину живой, одухотворенной. Поэт употребляет в произведении эпитеты и метафоры, которые создают неповторимость художественной картины: «прозрачный ещё лесок», «в сырой ночи», «из русел выбив ручьи», «листву прошивая старую», «нежно-зеленая ольховая пыльца». Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие...» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

О каком времени года идет речь в данном стихотворении А.Т. Твардовского? (о весне)

С чем у поэта ассоциируется весна? (со звоном ручьев, появляющейся зеленью, с детством)

Какие художественно-выразительные средства используются А.Т. Твардовским в данном стихотворении? (эпитеты, метафоры, олицетворения и др.) Приведите конкретные примеры из текста стихотворения.

Школа: МКОУ «Эрпелинская СОШ им. Апашева М.Д.»

Учитель : Хадисова Мадина Гусейновна

Предмет: литература

Класс : 6

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

А. Т. Твардовский.Жизнь и творчество. «Снега потемнеют синие.»

Цели:

1 . Образовательная цель : совершенствование навыков анализа лирического произведения

2 . Развивающие цели:

Развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);

Развитие элементов творческой деятельности;

Развитие навыков устной и письменной речи;

Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

3. Воспитательные цели:

Воспитание любви к прекрасному, родной природе;

Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

1. Иллюстрации «Весеннее пробуждение природы»,

2. Аудиозапись стихотворения «Снега потемнеют синие» в исполнении самого поэта

А. Т. Твардовского.

3. Фрагмент музыкального видеоролика, «Весеннее пробуждение природы»

4 . Компьютер, проектор.

5 . Мультимедийное обеспечение (презентация).

6. Видеоролик о жизни и творчестве А Т Твардовского.

Структура урока .

I. Оргмомент.(1 мин.)

II. Проверка домашнего задания. 10 мин.)

III. Изучение нового материала (30 мин.)

1. Вводное слово учителя. Просмотр видеоролика о жизни и творчестве А.Т.Твардовского (5 мин.)

2.Анализ стихотворения А.Т.Твардовского «Снега потемнеют синие» (10 мин.)

3. Словарная работа (5 мин.)

4. Чтение стихотворения учащимися (5 мин.)

V. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

VI. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Задание на дом. (4 мин.)

Ход занятия

I . Организационный момент

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сядем поудобнее, приготовим тетради, ручки. Откройте тетради и запишите тему нашего урока.

(Слайд № 1)

II . Проверка домашнего задания

1.Факты жизни А.Т.Твардовского.

2. Презентация учащихся

3. Рисунки, иллюстрации учащихся «Наступление весны»

III . Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук.

(Слайд № 2) Просмотр видеоролика о жизни и творчестве А.Т.Твардовского

Вы уже познакомились с биографией поэта, высказываниями о нем современников. Какой вам видится личность Твардовского?

Беседа по вопросам.

Какие качества души матери унаследовал будущий поэт?

О чем его первые стихи?

(Впечатлительность и чуткость, ей нравилось все: и далекая песня и запах сена, и одиноко стоящее деревце. Тема первых стихов – защита природы.)

Кто помог Твардовскому сделать первые шаги на пути всеобщего признания?

Так о чем же пойдет речь на нашем уроке? (о том, как прекрасна природа)

Постановка целей и задач занятия

(на примере лирического произведения А.Т.Твардовского, музыки и изобразительного искусства попытаемся понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык.)

Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему.

Давайте послушаем стихотворение А.Т.Твардовского «Снега потемнеют синие», как же он изображает картины природы.

(Слайд № 3)

2) Чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения «Снега потемнеют синие».

(Слайд № 4)

3) Словарная работа

(Слайды № 5,6)
низи́на – низкое место, откуда текут ручьи
ру́сло - углубление,направление, путь, по которому
течёт вода
ри́нутся – устремятся, бегут
та́лая – влажная земля
обвя́нет – станет мягкой
ольха́ – лиственное дерево или кустарник семейства березовых.
ка́нула – была исчезла

Анализ стихотворения.

(Слайд № 7)

Докажите, что тема – уходящая зима

(Снега потемнеют, воды зайдут, ручьи ринутся, пойдёт строчить траву)

С чем в сознании поэта связана наступающая весна?

(Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землей, с нежной ольховой пыльцой.)

С чем ассоциируется у лирического героя ранняя весна?

Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется
у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот
в природе вселяет оптимизм.

(Слайд № 8)

С каким настроением герой встречает весну?
Движение, нежные цвета, активность природы, ее прозрачность тронули сердце автора, заставили его биться с новой силой. Он радуется .
(Слайд № 9)
Какие изобразительно – выразительные средства использует поэт? Приведите примеры эпитетов, олицетворений, метафор
.

(Слайд № 10)

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И
воды зайдут низинами
В
прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся
И разом -
в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся ,
Из русел выбив
ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава ,

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца
,
Из детских лет донесенная,
Как тень , коснется лиц

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только
была да канула ,

А есть и будет с тобой. 1965

(Слайд № 11)

Картина, созданная Твардовским, напоминает вышивку. Что, по-вашему, должно быть на этой вышивке (по тексту - примеры)?

Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение?

(Слайд № 12)

(Возрождает лучшие чувства; радость, восхищение, ожидание новой жизни в природе).

(Слайд № 13)

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества..

4. Чтение стихотворения учащимися

V. Подведение итогов. Рефлексия.

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

VI. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Задание на дом.


Выучить стихотворение наизусть
Письменно проанализировать стихотворение по плану:
Название стихотворения (если есть), его значение (почему стихотворение так названо?)
Основная тема стихотворения (о чем идет речь в стихотворении?).
Определите стихотворный размер стихотворения.
Выпишите художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.). Зачем их использует автор?
Какие чувства лирического героя переданы в стихотворении? Какие ключевые слова можно выделить в тексте?

Школа: МКОУ «Эрпелинская СОШ им. Апашева М.Д.»

Учитель : Хадисова Мадина Гусейновна

Предмет: литература

Класс : 6

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

А. Т. Твардовский.Жизнь и творчество. «Снега потемнеют синие.»

Цели:

1 . Образовательная цель : совершенствование навыков анализа лирического произведения

2 . Развивающие цели:

Развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);

Развитие элементов творческой деятельности;

Развитие навыков устной и письменной речи;

Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

3. Воспитательные цели:

Воспитание любви к прекрасному, родной природе;

Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

1. Иллюстрации «Весеннее пробуждение природы»,

2. Аудиозапись стихотворения «Снега потемнеют синие» в исполнении самого поэта

А. Т. Твардовского.

3. Фрагмент музыкального видеоролика, «Весеннее пробуждение природы»

4 . Компьютер, проектор.

5 . Мультимедийное обеспечение (презентация).

6. Видеоролик о жизни и творчестве А Т Твардовского.

Структура урока .

I. Оргмомент.(1 мин.)

II. Проверка домашнего задания. 10 мин.)

III. Изучение нового материала (30 мин.)

1. Вводное слово учителя. Просмотр видеоролика о жизни и творчестве А.Т.Твардовского (5 мин.)

2.Анализ стихотворения А.Т.Твардовского «Снега потемнеют синие» (10 мин.)

3. Словарная работа (5 мин.)

4. Чтение стихотворения учащимися (5 мин.)

V. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

VI. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Задание на дом. (4 мин.)

Ход занятия

I . Организационный момент

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сядем поудобнее, приготовим тетради, ручки. Откройте тетради и запишите тему нашего урока.

(Слайд № 1)

II . Проверка домашнего задания

1.Факты жизни А.Т.Твардовского.

2. Презентация учащихся

3. Рисунки, иллюстрации учащихся «Наступление весны»

III . Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук.

(Слайд № 2) Просмотр видеоролика о жизни и творчестве А.Т.Твардовского

Вы уже познакомились с биографией поэта, высказываниями о нем современников. Какой вам видится личность Твардовского?

Беседа по вопросам.

Какие качества души матери унаследовал будущий поэт?

О чем его первые стихи?

(Впечатлительность и чуткость, ей нравилось все: и далекая песня и запах сена, и одиноко стоящее деревце. Тема первых стихов – защита природы.)

Кто помог Твардовскому сделать первые шаги на пути всеобщего признания?

Так о чем же пойдет речь на нашем уроке? (о том, как прекрасна природа)

Постановка целей и задач занятия

(на примере лирического произведения А.Т.Твардовского, музыки и изобразительного искусства попытаемся понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык.)

Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему.

Давайте послушаем стихотворение А.Т.Твардовского «Снега потемнеют синие», как же он изображает картины природы.

(Слайд № 3)

2) Чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения «Снега потемнеют синие».

(Слайд № 4)

3) Словарная работа

(Слайды № 5,6)
низи́на – низкое место, откуда текут ручьи
ру́сло - углубление,направление, путь, по которому
течёт вода
ри́нутся – устремятся, бегут
та́лая – влажная земля
обвя́нет – станет мягкой
ольха́ – лиственное дерево или кустарник семейства березовых.
ка́нула – была исчезла

Анализ стихотворения.

(Слайд № 7)

Докажите, что тема – уходящая зима

(Снега потемнеют, воды зайдут, ручьи ринутся, пойдёт строчить траву)

С чем в сознании поэта связана наступающая весна?

(Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землей, с нежной ольховой пыльцой.)

С чем ассоциируется у лирического героя ранняя весна?

Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется
у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот
в природе вселяет оптимизм.

(Слайд № 8)

С каким настроением герой встречает весну?
Движение, нежные цвета, активность природы, ее прозрачность тронули сердце автора, заставили его биться с новой силой. Он радуется .
(Слайд № 9)
Какие изобразительно – выразительные средства использует поэт? Приведите примеры эпитетов, олицетворений, метафор
.

(Слайд № 10)

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И
воды зайдут низинами
В
прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся
И разом -
в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся ,
Из русел выбив
ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава ,

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца
,
Из детских лет донесенная,
Как тень , коснется лиц

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только
была да канула ,

А есть и будет с тобой. 1965

(Слайд № 11)

Картина, созданная Твардовским, напоминает вышивку. Что, по-вашему, должно быть на этой вышивке (по тексту - примеры)?

Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение?

(Слайд № 12)

(Возрождает лучшие чувства; радость, восхищение, ожидание новой жизни в природе).

(Слайд № 13)

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества..

4. Чтение стихотворения учащимися

V. Подведение итогов. Рефлексия.

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

VI. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Задание на дом.


Выучить стихотворение наизусть
Письменно проанализировать стихотворение по плану:
Название стихотворения (если есть), его значение (почему стихотворение так названо?)
Основная тема стихотворения (о чем идет речь в стихотворении?).
Определите стихотворный размер стихотворения.
Выпишите художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.). Зачем их использует автор?
Какие чувства лирического героя переданы в стихотворении? Какие ключевые слова можно выделить в тексте?

Весна, влекущая за собой пробуждение природы, на протяжении многих веков вдохновляла писателей и поэтов. И именно весне посвящается стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Снега потемнеют синие», которое относится к позднему периоду творчества поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Снега потемнеют синие» по плану, который будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания - Стих написан в 1965 году. Произведение стало символом обновления и прихода светлых дней, в которых поэт отчаянно нуждался после смерти матери.

Тема стихотворения – Приход весны, описание пробуждающейся природы.

Композиция – Композиция произведения состоит из двух условных частей. В начале стихотворения лирический герой описывает изменения, которые произойдут в природе с приходом первых теплых весенних дней. Во второй части он приходит к выводу, что все перемены в природе имеют много общего с ходом человеческой жизни.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Амфибрахий с применением перекрестной рифмовки.

Метафоры – «свежесть поры любой», «сырая ночь ».

Эпитеты – «синие», «ольховая», «недвижимая ».

Олицетворения – «пойдет строчить трава», «воды зайдут низинами ».

История создания

На счету Александра Трифоновича немало лирических произведений, в центре которых - невыразимое очарование природы России. Пейзажная лирика всегда была одной из любимых тем в его творчестве.

Однако стихотворение «Снега потемнеют синие», написанное Твардовским в 1965 году, имеет несколько иной подтекст, чем просто любование природой. В этом году поэту пришлось пережить тяжелую утрату - смерть своей матери. Уход из жизни самого дорого человека стал для Александра Трифоновича глубоким потрясением, с которым он справился при помощи творчества.

В этот период им было написано немало произведений, посвященных Марии Митрофановне. Однако были и те, что, на первый взгляд, не имели к ней никакого отношения. Именно к таким стихотворениям и относится «Снега потемнеют синие». В нем автор проводит параллель между природой и собственной жизнью: в весне он видит обновление, начало перемен, ожидание светлых и радостных дней. Горечь утраты уйдет, словно талый снег, оставив место новым мечтам и надеждам.

Тема

Центральная тема произведения - описание природы, которая вот-вот скинет с себя зимние оковы и раскроется навстречу долгожданной весне.

Поэт с большой тщательностью и любовью описывает все изменения, которые происходят в живой природе с приходом весны. Земля, освобождающаяся из-под снежного покрывала, стремительные ручьи, чистая, сверкающая зелень волнует поэта, наполняет его душу новыми, живительными силами.

Момент встречи зимы и весны, когда « листву прошивая старую, пойдет строчить трава », является очень важным для лирического героя. Это яркое образное описание можно применить не только к природе, но и к жизни человека, поскольку очень точно передает идею преемственности поколений.

Так же, как зима уступает место весне, юность плавно перетекает в зрелость, а затем - в старость. Старое поколение уходит, чтобы уступить место юным потомкам, которые только делают первые робкие шаги навстречу своему будущему. Пройдут годы, и они точно так же, как и их предки, уйдут в небытие, оставшись в памяти своих детей и внуков.

Но, пока этого не произошло, нужно ценить каждый миг своего пребывания на земле, радоваться каждой мелочи - именно в этом и заключается главная мысль произведения. Если в природе смена сезонов является цикличным процессом, то человек способен лишь один раз испытать на себе все перемены, уготованные ему самой жизнью. И время, отпущенное судьбой, нужно ценить на вес золота.

Композиция

Композиционно произведение делится на две условные части. В первой части лирический герой предвкушает скорое приближение весны. Он описывает радужную картину тех перемен, что принесет с собой это время года.

Во второй части лирический герой сопоставляет перемены в природе с неизменным ходом жизни. Смену времен года он отождествляет с естественным ходом жизни человека, когда на смену старому поколению приходит новое.

Жанр

Произведение, в котором очень трепетно описана природа, готовая вот-вот пробудиться после долгого зимнего сна, относится к жанру пейзажной лирики.

При написании стихотворения поэт использует такой стихотворный размер как амфибрахий с применением перекрестной рифмовки.

Средства выразительности

Для описания всего очарования всех весенних изменений в природе Твардовский мастерски использует богатую палитру средств художественной выразительности.

В произведении встречаются метафоры («свежесть поры любой», «сырая ночь»), эпитеты (« синие», «ольховая», «недвижимая »), олицетворения (« пойдет строчить трава», «воды зайдут низинами »).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса