Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Возрождение (Ренессанс), эпоха Возрождения. Возрождение

Итальянской культуры в период 1200-х — 1300-х годов . Иногда — этап общеевропейской культуры 1100-х — 1200-х годов. В этот период закладываются основные черты Ренессанса.

Раннее Возрождение

Раннее Возрождение, которое характеризуется зарождением ре-нессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисцип-лин, охватывает XIV и большую часть XV в., то есть хронологиче-ски относится ещё к Средним векам.

Высокое Возрож-дение

Высокое Возрождение — это период в истории искусства Италии конца XV — первой трети XVI вв., отмеченный небывалым взлетом живописи, архитектуры, литературы. Самые яркие представители — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Высокое Возрож-дение стало н аиболее ярким и плодотвор-ным периодом, когда ренессансная мысль и изобразительное искусство достигли наивысшего расцвета. В этот момент Возрожде-ние вышло за пределы Италии, превратившись в общеевропейский феномен. Именно тогда современники этого культурного переворо-та явственно ощутили наступление новых времён , а в обиход обра-зованных людей вошло само понятие «Возрождение».

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение (последние десятилетия XVI в.) совпало по времени с началом и первыми успехами религиозной Реформации в Европе. Культура Позднего Возрождения поэтому в той же мере является и культурой эпохи Реформации, результатом сложного взаимодей-ствия двух этих исторических процессов. В этот период Европа окончательно вступила в Новое время.

В эпоху Возрождения мировоззрением, ле-жащим в основе всего культурного развития, стал гуманизм . Для него характерно восхищение реальным че-ловеком, верой в его творческие возможности, при-знание важности земного существования. Гуманисты считали себя последователями античных мыслите-лей, Античность для них была идеалом и эталоном. Однако в культуре Возрождения элементы, сформи-рованные в Средние века, оказались не менее важны, чем элементы античной культуры . Культура Возрож-дения стала синтезом средневековой и античной культуры и была подготовлена всем многовековым процессом европейского культурного развития.

Гуманистические идеи произвели настоящую рево-люцию в искусстве. Произведения искусства стано-вятся более реалистичны, в них прослеживается вос-хищение уже не только красотой человеческой души , но и совершенством человеческого тела. Художники и скульпторы стремятся передать всю гамму человеческих чувств и переживаний, связанных в том числе и с земными радостями и заботами.

Великое переломное значение эпохи Возрождения, определившей пути даль-нейшего развития мировой культуры, яр-че всего проявилось в изобразительном искусстве. Материал с сайта

Литература Возрождения

Основоположником итальянского Возрождения считается Франческо Петрарка (1804-1374), в твор-честве которого звучат мотивы земной человеческой любви. Гуманистические традиции в итальянской ли-тературе развивал младший современник Петрарки Джованни Боккаччо (1313-1375), получивший все-мирную известность благодаря сборнику новелл, на-званному «Декамерон».

Живопись Возрождения

Подлинными мастерами Раннего Возрождения в итальянской живописи можно назвать Джотто и Сандро Боттичелли , а в италь-янской скульптуре — Бернардо, Антонио Росселино, Донателло — создателя первой обнажённой скульптуры.

Почему роль эпохи Возрождения заметна больше, чем значение какой-либо другой эпохи? Потому что концепция эпохи Возрождения была достаточно жизнеутверждающей, излучающей веру в то, что человек способен на многое. И деятели этого времени доказали правдивость подобных мыслей своими работами, идеями. Ренессанс не остался в учебниках или музеях, он вдохновлял и продолжает вдохновлять множество людей. Идеи меняются, дополняются или переосмысляются, но человеку не просто приятно, но и важно думать, что его деятельность не бесполезна.

Творения эпохи Возрождения мы можем видеть не только на альбомах известных исполнителей (например, Lady Gaga – «Artpop»), но и в качестве принта. Часто можно увидеть нежную Венеру Боттичелли на футболках, а Мона Лиза Леонардо да Винчи и вовсе где только не использовалась. Поэтому ренессанс ближе, чем вы думаете, и знать важные принципы, основные признаки и особенности произведений и деятелей того времени просто необходимо тем, кто считает себя образованным человеком. А помочь вам сможет эта статья, где всё описано кратко и доступно.

Значение эпохи Возрождения для европейской культуры настолько огромно, что определило дальнейшее развитие всех областей: от науки до поэзии. Оно стало переходным между Средневековьем и Просвещением, но сделанные за этот период творения делают эпоху Ренессанса по-настоящему особенной. Все началось с Италии, как таковые термины тоже были придуманы итальянцами, в том числе и название «ренессанс», который означает «заново рожденный». Возникновение эпохи Возрождения действительно стало рождением нового мира. Рост влияния сословий создает людей, которым была чужда религиозная, аскетичная культура, созданная Средневековьем. Потому строится новая культура, где личность провозглашается центром мироздания. За образец были взяты эстетика и идеология античности. Она благодаря изобретенному книгопечатанию распространилась по всей Европе.

Эпоха Возрождения длилась с XIV века по конец XIV века. Этапы развития таковы:

  1. Проторенессанс (Раннее Возрождение) – с XIV века по начало XV века;
  2. Высокое Возрождение (Наивысший расцвет эпохи, который простирался во времени со второй половины XV века по первую половину XVI века);
  3. Позднее (Северное) Возрождение – с конца XVI, а в некоторых странах начало XVII века. Когда в Италии уже началась эпоха Барокко, другие народы лишь постигали ее перезревший плод.

Однако Позднее Возрождение становится более мрачным. Кризис идей происходит неизбежно, ибо беды и битвы продолжаются, и наивное утверждение, что человек – центр чего-либо, подвергается сомнению. Возвращается мистицизм, средневековое мировоззрение, знаменуя собой эпоху Барокко.

Основные черты

Общая характеристика эпохи Возрождения такова, что интерес к человеку возводится в культ его возможностей, а в области эстетики и философии происходит возрождение античной культуры. Античность признается классикой, которую активно изучают и переделывают. Появляется материальное изображение мира, люди восхваляют разум личности. Индивидуальность и личная ответственность в эпоху Возрождения дают основания взглянуть иначе на церковную структуру, религию в целом. Свободная критика создает нападки на религиозную жизнь, на соответствие писаниям. Благодаря этому возникает эпоха Реформации, происходит реформирование католической церкви. Именно благодаря таким настроениям и экономическим причинам эпоха Ренессанса зарождается именно в Италии.

Какие основные признаки эпохи Возрождения?

  1. Как мы уже сказали выше, происходит ослабевание хватки церкви. Религиозный аскетизм подвергается критике, появляются театры, разрешаются карнавалы, праздник, наслаждения;
  2. Внимание с Бога теперь перенаправлено на его творение (антропоцентризм);
  3. Статус творца приобретает авторитет. Люди больше не стесняются подписывать свои работы и не считают, что их рукой водит Бог;
  4. Распространяется философия гуманизма – уважение к человеку, как к крупной, сильной, независимой личности;
  5. Возникает идея богоподобия человека.

Корни европейской цивилизации уходят в античность, а не в средневековье. Далее мы подробнее рассмотрим все аспекты эпохи Ренессанса и как именно ее достижения повлияли на дальнейшую европейскую культуру.

Философия

Философия эпохи Возрождения – это множество философских школ, объединенных общими идеями. Отказ от теоцентризма заставляет людей сконцентрироваться на собственных возможностях, тем самым ими провозглашается гуманистическая эпоха.

Идеи эпохи Возрождения обращены к античной культуре, из которой мыслители не только осваивали знания, но и перерабатывали их. Из этого складывались следующие принципы, ценности эпохи:

  1. Антропоцентризм;
  2. Признается право человека на творческое самовыражение, свободу. Человек-творец;
  3. Всё сущее в мире понимается через человека;
  4. Эстетика важнее науки и морали, культ тела.

Рассмотрим некоторые философские направления и идеи Ренессанса подробнее.

Гуманизм

В европейских широтах гуманизм распространился в XIV – середине XV вв. Это философское направление имело антиклерикальную направленность. Отныне мыслители доказывают, что задатки личности не из милости даны Богом, а становятся результатом собственных усилий людей. Человек имеет право на активную, творческую деятельность, реализацию индивидуальности и свободы.

Философия гуманизма прорывается в литературу, поэтому известные гуманисты эпохи Возрождения взялись за перо. Ещё великий Данте Алигьери в « » уже иронизирует по поводу фанатических заблуждений христианства и его полуграмотных толкователей. Данте верит в добродетель человечества, не как в качестве божьей воли, а в порядке осознанного решения личности. Однако первым гуманистом считают итальянского поэта . В своих стихах он проповедовал идеалы любви и земной радости, которых мы можем добиться и без божьей воли. Он сомневается в загробных наградах за благочестие, однако знает способ достичь реального бессмертия души. Как это сделать? Заниматься творческой, активной деятельностью, ведь бытие происходит лишь здесь и сейчас, другого шанса не будет.

Мыслители эпохи Возрождения (Петрарка, Боккаччо, Лоренцо Валла и другие) исповедовали страстную веру в умственный и физический потенциал человека, который еще не раскрыт. А потому философия гуманизма несет жизнеутверждающий характер. Именно в эпоху Ренессанса гуманизм обрел целостную систему взглядов, вызвав настоящую революцию в культуре и мировоззрении новых людей.

Антропоцентризм

Антропоцентризм, как философская мысль, стала характерной чертой гуманизма. Происходит от греческих слов «άνθροπος» - человек и «centrum» - центр, уже по этимологии слова можно догадаться о его значении. Буквально, это помещение человека в центр Вселенной, полное сосредоточение на нём внимания. Он больше не рассматривается как греховное, несовершенное существо, как носитель определенной социальной группы. Он – индивидуальность, неповторимая, уникальная личность. Делается акцент на богоподобии человека, которое выражается в его способности к творчеству, созиданию.

От античной культуры перенимается эстетическое внимание ко всему телесному и природному. Восхищаются не только духом, но и человеческим телом, возвеличивают единство этих начал.

Итальянский философ Томмазо Кампанелла в трактатах писал, что телесная красота – это божий дар, а телесное несовершенство – это предостережение для других, что перед ними злой человек. Личность эпохи Возрождения ставила эстетическое начало выше этических соображений.

Человек, как центр Вселенной, прекрасен и создан для наслаждения миром. Но проводить свою жизнь он должен не в праздном наслаждении, а в творческой деятельности. Таким образом, антропоцентризм рушит средневековую этику аскетизма, пассивности и бессилия людей перед всемогущим роком.

Натурфилософия

Мыслители Ренессанса вновь обращаются к изучению природы, пересматривая её средневековое понимание как несамостоятельной сферы.

Характерные черты философии таковы:

  1. Натурфилософы подходили к изучению природы не через опыт, а через размышления;
  2. Стремление отделить философию от теологии;
  3. Мир можно познать разумом и чувствами, а не благодаря Божественному откровению;
  4. Познание природы сочетается с мистицизмом.

Представители натурфилософии развивали различные концепции. Например, философ Франческо Патрици развивал учение о мире, как об одушевленной бесконечности. А мистик Якбо Бёме разработал сложную космогоническую систему, где природа является наставницей человека.

К натурфилософам примыкал легендарный немецкий врач Парацельс, выдающийся исследователь естественного мира.

Парацельс считал человека малым миром, который в себе заключает всю природу. По его мнению, никаких запретов для человеческих знаний нет, мы способны изучать не только все сущности и природу, но и то, что находится за пределами мира. Необычность знаний не должно смущать, останавливать человека в процессе исследования.

Человек и природа всё ещё в гармонии. Но расширение человеческих возможностей влечет за собой изучение и подчинение природы.

Пантеизм

Философское учение пантеизм отождествляет Божественные силы с тем, что они, якобы, сотворили. Творец в пантеизме не тратил неделю зря, он не созидал наш мир, ибо сам является его частью, равнозначной всему живому. Обращаясь к античному наследию и натурфилософии, пантеисты уделяли внимание естественным наукам, признавая одушевленность мира и космоса. В данном учении есть два совершенно разных направления:

  1. идеалистический (природа – это проявление божественной силы)

  2. натуралистический (Бог лишь совокупность законов природы).

То есть, если в первом направлении Вселенная находится в Боге, то во втором Бог – во Вселенной.

Философ Николай Кузанский считал, что Бог раскрывает мир из себя, а не творит его из ничего. А Джордано Бруно полагал, что Бог есть во всех вещах, но в виде связанных закономерностей.

Изучать природу продолжили Галилео Галилей (изучал античную философию, которая приводила его к мысли о единстве мира), Николай Коперник (он хоть и отводил людям первые позиции в рейтинге всего живого, но все же в глобальном смысле их место – периферийное, так как Земля – не лидер в открытой Солнечной системе).

Пантеизм был свойственен для многих философских теорий эпохи Ренессанса и именно он стал объединяющим звеном между натурфилософией и теологией.

Культура и искусство

Переход от средневековой, темной мысли к свободе Ренессанса не был форсированным. Главенство церкви сохранялось в умах людей, и не сразу живопись и поэзия, само по себе творчество приобрело хорошую репутацию. К тому же среди населения преобладала неграмотность. Но направления эпохи Возрождения постепенно положили начало новой культуре, где образование имело вес, где творческие личности пытались завоевать всеобщее признание умом и талантом.

Например, итальянский писатель Боккаччо считал, что истинный поэт должен обладать обширными знаниями: грамматика, история, география, искусства, даже археология.

Видимо и сами творцы пытались подражать идеалам, которые они же и выпестовали. Эти особенности эпохи Возрождения породили образ богоподобного Человека, создающего, универсального, который воплотился в скульптуре и картинах, получил голос в книгах. Именно в искусстве лучше всего раскрылся дух эпохи Возрождения.

Живопись

Новая картина мира ставит искусство на первое место в Италии, так как это было единственное творческое выражение самого себя. Живопись, скульптура, архитектура – великие мастера и творения, которые знает каждый образованный человек. Искусство Ренессанса делится несколько этапов, и каждый из них имеет свои интересные особенности.

Например, проторенессанс (XIV – начало XV вв.) стал переходным периодом из Средневековья. Великие живописцы Джотто, Мозаччо обращаются к религиозным темам, однако делается акцент на эмоциях, на жизненном опыте людей. Герои очеловечиваются, а нимбы у святых становятся на картинах прозрачнее, незаметнее, как это происходит на картине Боттичелли «Благовещение» или Рафаэля «Сикстинская мадонна».

Художники этой эпохи стремились к материальному изображению мира. Они были рациональными живописцами, картины эпохи Возрождения отличаются применением геометрии, золотого сечения. Изображалась перспектива, благодаря которой мастера могли расширить круг изображаемых вещей и явлений. Живопись становилась монументальной, например, такой является роспись Сикстинской капеллы Микеланджело, созданная в период Высокого Возрождения (вторая половина XV – первая половина XVI вв.). Это объемные и выходящие за
рамки фрески, представляющие собой цикл, и созданные за три года. Среди сюжетов можно заметить важное для эпохи Ренессанса изображение сотворения Адама, где Бог вот-вот коснется Человека и внесет в его тело душу. Еще одно значимое творение Микеланджело – скульптура Давида, которое
провозглашает собой культ человека, тела. Гордый, самоуверенный, физически развитый – явный реверанс в сторону античной скульптуры. Сущность человека мастерами ухватывалась в позе, жесте, осанке. Портреты этой эпохи тоже отличались особым видом лица – гордого, сильного, понимающего свои возможности.

На протяжении долгого времени искусство развивалось на основе созданных художниками эпохи Возрождения принципов. В наши дни искусство Ренессанса не утратило свою притягательность, многие образы, созданные в эту эпоху, можно встретить повсюду. Например, косметическая фирма Lime Crime посвятила палетки теней картине Боттичелли «Рождение Венеры». Создатели косметики каждому цвету присвоили тематические названия, например, «ракушка», «муза». Безусловно, популярность таких продуктов говорит о бессмертии созданных в эпоху Ренессанса шедевров.

Литература

Гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения повлияло и на литературу. На первом плане – человек, освобожденный от влияния средневековья. Важную роль в развитии литературы в Италии сыграло сохранение наследия античной культуры. Оттуда берется понятие идеала человека, образец высокой человечности. Произведения эпохи Возрождения имеют характерные черты, например, основной предмет изображения –сильная личность, ее жизнь и противоречия. Отношение к природе тоже изменилось – ею стали любоваться.

Легче всего показать литературу эпохи Возрождения на примере сборника новелл Джованни Боккаччо «Декамерон». Первая новелла сборника является основной, связывающей историей. 7 девушек и 3 юноши прячутся от чумы в замке. Они поют, танцуют и рассказывают друг другу различные истории. Эти живые, молодые люди есть олицетворение нового человека Ренессанса, а чума – это оковы Средневековья. Основные темы рассказов различные: любовные, антицерковные, приключенческие, поучительные. Впервые читатель может увидеть героев из народа, а именно студентов, конюхов, плотников и других. Но при этом автор осуждает героев, которые некрасивы, смеется над недостатками тела, что вполне в рамках эпохи с её культом физически развитого организма. Боккаччо показывает жизнь такой, какая она есть, допуская некоторые фривольности. Поэтому церковные служители сильно не любили эту книгу, и даже публично сжигали её на площади. Но даже подобные гонения не были способны убить популярность сборника Боккаччо, потому что мировоззрение людей менялось, а за ними и предпочтения.

Поэты

«Через слово человеческое лицо становится прекрасным» — пишет поэт эпохи Возрождения Франческо Петрарка.

Именно он стал родоначальником новой европейской лирики, создавая в сонетах гармоничное сочетание чистоты и любовного томления, страсти и непорочности. Пушкин отождествлял «язык Петрарки» и язык самой любви, так как поэт Ренессанса виртуозно, вдохновенно, живо писал о чувствах между мужчиной и женщиной. Подробнее о его творчестве мы написали .

В Италии появляются ещё талантливые поэты, а именно Лудовико Ариосто (автор поэмы «Неистовый Роланд»), Торквато Тассо, Якопо Саннадзоро. Во Франции великим поэтом эпохи был Пьер де Ронсар, вот . Тогда он считался «князем поэтов», так как он внёс в поэзию разнообразные поэтические размеры, гармонию рифмы и слога. В Англии наиболее крупными представителями поэзии были Джефри Чосер и Эдмунд Спенсер. Правда, Джефри Чосер предвосхищал эпоху Возрождения, он стал «отцом английской поэзии». А Эдмунд Спенсер придал английскому стиху мелодичность, был «архи-поэтом Англии». Поэтов эпохи Ренессанса почитали, считали великими мастерами слова, и это звание они сохраняют и по сей день.

Композиторы

В Италии развились влиятельные композиторские школы: римская (Джованни Палестрина) и венецианская (Андреа Габриели). Палестрина создал образец католической духовной музыки, а Габриели соединил хор со звучанием других инструментов, приближаясь к светской музыке.

В Англии в разные века творили композиторы Джон Дабстейл и Уильям Бёрд. Мастера предпочитали духовную музыку. Уильям Бёрд получил звание «родоначальника музыки».

Талантливый композитор Орландо Лассо проявлял музыкальные способности с самого детства. Его светская музыка способствовала тому, что Мюнхен стал музыкальным центром Европы, куда приезжали учиться другие талантливые музыканты, а именно Иоганн Эккард, Леонард Лехнер и Габриели.

Безусловно, композиторы эпохи Возрождения развивали не только традиционные направления, но и инструментальную музыку, расширяя ряд используемых музыкальных инструментов (струнно-смычковые инструменты, клавир и так далее). Деятельность музыкантов эпохи Ренессанса создала возможность появления в будущем оперы, обеспечив искусству звуков и мелодий планомерное и продуктивное развитие.

Архитекторы

«Отцом архитектуры» эпохи Возрождения называют Филиппо Брунеллески. Он создал множество произведений искусства, одним из которых является церковь Сан-Лоренцо. Ещё один представитель раннего Ренессанса архитектор Альберти построил во Флоренции дворец Ручеллаи. В отличие от Брунеллески, он не использовал стрельчатость и применял для разных этажей индивидуальные ордена. В период Высокого Возрождения главным в архитектуре был Донато Анджело Браманте. Он был первым архитектором собора святого Петра в Риме, создал его план.

Но чем примечательны мастера эпохи Возрождения, так это тем, что многие заканчивали, доделывали проекты друг друга. Так, строительство собора святого Петра продолжил Микеланджело, а после его смерти проект на себя взял другой архитектор. Вышло, что к строительству главного католического храма были причастными в разное время аж 12 архитекторов.

Или ещё пример, внутреннюю отделку церкви Сан-Лоренцо, которую построил Брунеллески, создал Микеланджело. В других странах распространяется стиль архитектуры итальянского Ренессанса, но с внедрениями местных архитектурных традиций. В дальнейшем, эксперименты в архитектуре приводят к таким стилям, как барокко и рококо.

Заключение

Надеемся, что эта статья помогла вам ознакомиться с эпохой Возрождения или же побудила вас более подробно изучить ту или иную область культуры. Ведь именно благодаря сильному стремлению гениев Ренессанса к знаниям свершались великие открытия и разрушались жесткие рамки предубеждений.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История эпохи Возрождения начинается в Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI-XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Представителями эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения - это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Краткая характеристика эпохи Возрождения. Возрождение (Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной ЕвропыИталии XIV – XVI вв в других странах конец XV начало XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.

Отличительные черты культуры Возрождения: антифеодализм в своей основе, светский, антиклериканский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже XIII – XIV вв. его предвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и другие.

Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма (гуманистическая этика). Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб.

В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. Используя арочные галереи, колоннады, своды, купала, архитекторы (Альберти, Палладио в Италии; Леско, Делорм во Франции и др.) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.

Художники (Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан и др. в Италии; Ян ван Эйк, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Нитхардт – в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали отражением всего богатства действительности – передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе и обнаженной) и реальной среды – интерьера, пейзажа.

Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533 – 1552 гг.) Рабле, драмы Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605 – 1615 гг.) Сервантеса и т.д органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия.

Сонеты Петрарки, новеллы Бокаччо, героическая поэма Аристо, философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского "Похвала Глупости", 1511), эссе Монтеня – в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения.

В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской музыки – сольная песня, кантата, оратория и опера, способствующие утверждению гомофонии. В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии, астрономии, анатомии. Идеи Возрождения способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом объективно отвечали потребностям зарождающегося буржуазного общества.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Творчество Шекспира - вершина английского возрождения

Шекспира называют крупнейшим гуманистом эпохи Позднего Возрождения, одним из величайших писателей мира, гордостью всего человечества.Представители.. Бесконечное разнооб-разие форм, рождающееся под столь мощным влиянием так или.. Доказать, что творчество Шекспира является вершиной английского Возрождения и высшим синтезом традиций..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В развитии мировой художественной культуры Возрождение явля­ется эпохой исключительного значения. Термин «Возрождение» (фр. renaissance) впервые употребил известный живописец, архитектор и ис­торик искусства Дж. Вазари (1512-74 гг.) в своей книге «Жизнеописа­ние наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в., эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако истоки такого толкования культуры Италии XIV - XV вв. берут начало в самой этой эпохе. Как бы ни спорили ученые-историки о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс при­сущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая куль­тура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются явления возрождения в культурах других стран.

Основными чертами культуры Возрождения являются: антро­поцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности - возрождение антич­ных памятников искусства и античной философии, новое отноше­ние к миру. Названные черты тесно связаны друг с другом. Изучение одной в отрыве от других грозит потерей объективности в оценке этого интересного времени.

Ренессансная культура сложилась не во всех странах Европы. Она имела разный характер, и разные границы во времени. Классической страной Возрождения была Италия. Уже в конце XIII в. появились ро­стки нового мировоззрения и нового искусства (проторенессанс); яр­кое развитие эта культура получила в XV веке (Раннее Возрождение) и достигла вершины в начале XVI в. (Высокое Возрождение) - (1490-1530 гг.). Ренессанс изживает себя в Италии в 30-х гг. XVI в., но в Ве­неции он продолжается до конца столетия.

Почему классическая страна Возрождения - Италия? На Апеннин­ском полуострове раньше, чем в других странах Европы начали скла­дываться новые экономические отношения. Благодаря своему геогра­фическому положению города Италии стали центром международной торговли и банковского дела. Такими городами были Флоренция, Пиза, Сиена, Генуя, Милан, Венеция. Отличалась Италия и политическим ук­ладом. Она не была единой страной, а представляла ряд независимых, постоянно соперничавших и враждовавших друг с другом областей и городов. Уже в XI - XIII вв. в некоторых из них произошли антифео-дальные революции, в результате которых эти города обрели самостоя­тельность и установили республиканскую форму правления.

Первенство среди итальянских городов-гос}"дарств принадлежало Флоренции, подобно Афинам в Греции. Городом управлял совет из глав различных цехов. В 1289 г. крестьяне были освобождены от кре­постной повинности, а в 1293 г. было принято "Установление Справед­ливости", которое лишало патрициев всех привилегий.

И, наконец, Италию выделяло еще одно важнейшее с точки зрения культуры, обстоятельство: именно здесь была заново открыта антич­ность. В забытых хранилищах разыскивали творения древних авторов: извлекали обломки колонн, прекрасные греческие и римские статуи, барельефы, горельефы. Измерения руин античных построек обнаружи­вали закономерности гармонических пропорций.

С определением основных черт связана и хронология эпохи итальянского Возрождения (Ренессанса). Периоды истории итальян­ской культуры принято обозначать названиями столетий:

Дученто - (XIII в.) - Проторенессанс;

Треченто (XIV в.) - продолжение Проторенессанса;

Кватроченто (XV в.) - Ранний Ренессанс;

Чинквеченто (XVI в.) - Высокий Ренессанс.

При этом хронологические рамки столетия не вполне совпадают с определенными периодами культурного развития: так, Проторенессанс датируется концом XIII в., Ранний Ренессанс заканчивается в 90-х гг. XV в., а Высокий Ренессанс изживает себя уже к 30-м гг. XVI в. Лишь в Венеции к этому периоду чаще применяют термин «венецианское Возрождение» или «поздний Ренессанс».

Основой изменений в сфере культуры явилось новое мировоз­зрение, обусловленное существенными переменами в жизни многих стран Европы: Италии, Нидерландов, Франции, Германии, Англии. Земное существование было названо единственно реальным, а че­ловек - прекрасным или стремящимся к красоте. Аскетизм был отринут, а провозглашено право человека на наслаждение земны­ми радостями.

Складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир. Средние века были временем господства религии, утверждавшей ничтожество человека перед лицом Всемогущего Бога. Религиозный аскетизм провозглашал земной мир и человека воплощением греха и зла, призывал к непрерывной борьбе со страстями, к покаянию, умер­щвлению плоти, терпению и смирению в ожидании перехода в лучший потусторонний мир. Главным в новом - гуманистическом мировоззре­нии стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Утверждалось его высокое предназначение, достоинство и ценность, его безграничные возможности. Идеалом стала гармони­ческая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая (homo universale - человек универсальный) личность. Свобода - вот самое драгоценное приобретение человека.

Образцы нравственного и прекрасного, языческую любовь ко все­му земному гуманисты (прежде всего Италии) находили в наследии ан­тичности - памятниках искусства, истории, философии. Отсюда и на­звание эпохи - Возрождение (по ит. - Ринашименто, по фр. - Ренес­санс), хотя изучение и увлечение античностью было следствием нового понимания жизни.

В области философии новое развитие и наполнение получили ан­тичные учения:

Стоицизм (Петрарка),

Эпикуреизм (Валла),

Неоплатоноизм (Фичино, Пико делла Мирандолла),

Пантеизм (Н. Кузанский, Парацельс, Кампанелла, Бруно). Согласно пантеистическим воззрениям, законы, управляющие

миром, есть внутренние закономерности природы. Бог понимался не как внешняя сверхъестественная сила, а отождествлялся с приро­дой. Возрождена была и древнегреческая идея тождества микрокосмо­са (человека) и макрокосмоса (природы).

В Мантуе в 1425 г. была основана первая гуманистическая школа (В. да Фельтре). Ее название - "Дом радости" - подчеркивало стрем­ление придать учению характер удовольствия, а не зубрежки.

В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки. Больших успехов достигают астрономия, география, анатомия, матема­тика: Христофор Колумб в 1492 г. открыл Америку; Васко де Гамма в 1498 г. открыл морской путь в Индию; Америго Веспуччи (1499-1504), Магеллан (1519-22 гг.) и другие мореплаватели доказали шаро­образность Земли. Научной революцией стала гелиоцентрическая сис­тема Н.Коперника (опубл. в 1543 г.). Дж. Бруно под влиянием теории Коперника и Н. Кузанского создал учение о бесконечности Вселенной и сделал другие открытия.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса