Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Вересаев писатель и врач. Врач смидович и писатель вересаев. Сенсация книжной индустрии

Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия - Смидович). Родился 4 (16) января 1867 года, Тула - умер 3 июня 1945 года, Москва. Русский и советский писатель, переводчик, литературовед. Лауреат последней Пушкинской премии (1919), Сталинской премии первой степени (1943).

Отец - Викентий Игнатьевич Смидович (1835-1894), дворянин, был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать организовала в своём доме первый в Туле детский сад.

Троюродным братом Викентия Вересаева был Пётр Смидович, а сам Вересаев приходится дальним родственником Натальи Фёдоровны Васильевой - матери генерал-лейтенанта В. Е. Васильева.

Окончил Тульскую классическую гимназию (1884) и поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1888 году.

В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности. Скоро переехал в Петербург, где в 1896-1901 годах работал ординатором и заведующим библиотекой в Городской барачной в память С. П. Боткина больнице, а в 1903 году поселился в Москве.

Викентий Вересаев увлекся литературой и начал писать в гимназические годы. Началом литературной деятельности Вересаева следует считать конец 1885 года, когда он помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумье». Для этой первой публикации Вересаев выбрал псевдоним «В. Викентьев». Псевдоним «Вересаев» он избрал в 1892 году, подписав им очерки «Подземное царство» (1892), посвящённые труду и жизни донецких шахтёров.

Писатель сложился на грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а рабочие - крестьянству.

В автобиографии Вересаев пишет: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы тактики... Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня... Зимой 1885 года вспыхнула знаменитая Морозовская стачка ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью» .

Творчество писателя этого времени - переход от 1880-х к 1900-м годам, от близости к социальному оптимизму к тому, что впоследствии выразил в «Несвоевременных мыслях» .

В годы разочарований и пессимизма примыкает к литературному кружку легальных марксистов (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, П. П. Маслов, Неведомский, Калмыкова и другие), входит в литературный кружок «Среда» и сотрудничает в журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь».

В 1894 году была написана повесть «Без дороги» . Автор даёт картину мучительных и страстных поисков молодым поколением (Наташа) смысла и путей жизни, обращается за разрешением «проклятых вопросов» к старшему поколению (врач Чеканов) и ждёт ясного, твёрдого ответа, а Чеканов бросает Наташе тяжёлые, как камни, слова: «Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и гордое миросозерцание, что оно мне даёт? Оно уже давно мертво». Чеканов не хочет признать, «что он безжизненно нем и холоден; однако обмануть себя он не в состоянии» и погибает.

За 1890-е годы происходят события: создаются марксистские кружки, появляются «Критические заметки об экономическом развитии России» П. Б. Струве, выходит книга Г. В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», вспыхивает известная стачка ткачей в Петербурге, выходит марксистское «Новое слово», потом «Начало» и «Жизнь».

В 1897 году Вересаев издаёт повесть «Поветрие». Наташа уже не томится «беспокойными исканиями», «она нашла дорогу и верит в жизнь», «от неё так и веет бодростью, энергией, счастьем». Повесть зарисовывает полосу, когда молодёжь в своих кружках набросилась на изучение марксизма и пошла с пропагандой идей социал-демократии в рабочие массы, - на заводы и фабрики.

Всероссийская известность к Вересаеву пришла после издания в 1901 году в журнале «Мир Божий» произведения «Записки врача» - биографической повести об экспериментах на людях и о столкновении с их чудовищной реальностью молодого врача.

«Врач - если он врач, а не чиновник врачебного дела - должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова» , - отмечает писатель.

Затем в 1903-1927 годах было 11 изданий. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя, выступавшего против любых экспериментов на людях, в том числе и против социальных экспериментов, кто бы их ни проводил - бюрократы или революционеры. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях.

Не случайно Сталинскую премию писатель получил за эту работу в 1943 году, в разгар борьбы с чудовищными экспериментами нацистов. Но всемирную известность эта работа получила только в 1972 году. Действительно, с годами актуальность позиции Вересаева возрастает, - если иметь в виду те научные исследования и те новые технологии, которые так или иначе воздействуют на здоровье, благополучие, достоинство, безопасность человека. Такие исследования в наше время проводятся далеко за рамками собственно медицинской и биомедицинской науки. В полемике с противниками Вересаев показал убожество сторонников права сильного на эксперименты якобы «в интересах общественного блага» над «бесполезными членами общества», «старухами-процентщицами», «идиотами» и «отсталыми и социально чуждыми элементами».

К началу столетия развёртывается борьба между революционным и легальным марксизмом, между ортодоксами и ревизионистами, между «политиками» и «экономистами». В декабре 1900 года начинает выходить «Искра». Выходит «Освобождение» - орган либеральной оппозиции. Общество увлекается индивидуалистической философией Ф. Ницше, частью зачитывается кадетско-идеалистическим сборником «Проблемы идеализма».

Эти процессы нашли своё отображение в повести «На повороте», вышедшей в конце 1902 года. Героиня Варвара Васильевна не мирится с медленным и стихийным подъёмом рабочего движения, это её раздражает, хотя она и сознает: «я - ничто, если не захочу признать этого стихийного и его стихийности».

Ближе к 1905 году общество и литературу охватил революционный романтизм и зазвучала песнь «безумству храбрых»; Вересаев не увлёкся «возвышающим обманом», он не побоялся «тьмы низких истин». Во имя жизни он дорожит истиной и без всякого романтизма рисует те пути и дороги, которыми шли различные слои общества.

В 1904 году, во время русско-японской войны, его призывают на военную службу в качестве военврача, и он отправляется на поля далёкой Маньчжурии.

Русско-японская война и 1905 год нашли отражение в записках «На японской войне» . После революции 1905 года началась переоценка ценностей. Многие из интеллигенции разочарованно отошли от революционной работы. Крайний индивидуализм, пессимизм, мистика и церковность, эротизм окрасили эти годы.

В 1908 году, в дни торжества Санина и Передонова, выходит повесть «К жизни» . Чердынцев, видный и деятельный социал-демократ, в момент распада, утратив ценность и смысл человеческого существования, страдает и ищет утешения в чувственном наслаждении, но все напрасно. Внутренняя сумятица проходит лишь в общении с природой и при связи с рабочими. Поставлен острый вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и массы, «Я» и человечества вообще.

В 1910 году совершил поездку в Грецию, что привело к увлечению древнегреческой литературой на протяжении всей его дальнейшей жизни.

В Первую мировую войну служил в качестве военного врача. Послереволюционное время провёл в Крыму.

За первые годы после революции 1917 вышли работы Вересаева: «В юные годы» (Воспоминания); «Пушкин в жизни»; переводы с древнегреческого: «Гомеровы гимны».

С 1921 года жил в Москве.

В 1922 году вышел роман «В тупике» , в котором показано семейство Сартановых. Иван Иванович, учёный, демократ, вообще ничего не понимает в развернувшейся исторической драме; дочь его Катя, меньшевичка, не знает, что делать. Оба - по одну сторону баррикады. Другая дочь, Вера, и племянник Леонид - коммунисты, они - по другую сторону. Трагедия, столкновения, споры, беспомощность, тупик.

В 1928-1929 годах опубликовал в 12 томах полное собрание своих сочинений и переводов. В том 10 вошли переводы с древнегреческого эллинских поэтов (исключая Гомера), в том числе «Работы и дни» и «Теогония» Гесиода, неоднократно затем переиздававшиеся.

По манере письма Вересаев - реалист. Что особенно ценно в творчестве писателя, - это его глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения «вечных вопросов» с позиции любви и правды. Его герои даны не столько в процессе борьбы, работы, сколько в поисках путей жизни.

Вересаев пишет и о рабочих и крестьянах. В повести «Конец Андрея Ивановича» , в очерке «На мёртвой дороге» и в ряде других произведений писатель изображает рабочего.

В очерке «Лизар» рисуется власть денег над деревней. Деревне посвящено ещё несколько очерков.

Большой интерес представляет работа о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом и Ницше, озаглавленная «Живая жизнь» (две части). Это теоретическое оправдание повести «К жизни» - здесь автор вместе с Толстым проповедует: «Жизнь человечества - это не тёмная яма, из которой оно выберется в отдалённом будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся все выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!..» «Не прочь от жизни, а в жизнь, - в самую глубь её, в самые недра». Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь - вот основа жизни.

В 1941 эвакуировался в Тбилиси.

Умер в Москве 3 июня 1945 года, похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2). Через 13 лет в Туле был установлен памятник писателю.

Личная жизнь Викентия Вересаева:

Был женат на своей троюродной сестре - Марии Гермогеновне Смидович.

Свои взаимоотношения с супругой Вересаев описал в рассказе 1941 года "Эйтимия", что означает "радостнодушие".

Детей у Вересаевых не было.

Библиография Викентия Вересаева:

Романы:

В тупике (1923)
Сёстры (1933)

Драмы:

В священном лесу (1918)
Последние дни (1935) в соавторстве с М. А. Булгаковым

Повести:

Без дороги (1894)
Поветрие (1897)
Два конца: Конец Андрея Ивановича (1899), Конец Александры Михайловны (1903)
На повороте (1901)
На японской войне (1906-1907)
К жизни (1908)
Исанка (1927)

Рассказы:

Загадка (1887-1895)
Порыв (1889)
К спеху (1897)
Товарищи (1892)
Лизар (1899)
Ванька (1900)
На эстраде (1900)
Мать (1902)
Звезда (1903)
Враги (1905)
Состязание (1919)
Собачья улыбка (1926)
Княгиня
Невыдуманные рассказы о прошлом.


(настоящая фамилия - Смидович) (1867-1945) русский писатель

В сознании большинства писателей имя Вересаева Викентия Викентьевича занимает видное место в ряду известных художников слова начала XX века. Лишь в последние годы стало очевидно, что он занимал заметное место и в советской литературе, но был сознательно отлучен от нее в тридцатые годы.

Викентий Вересаев родился в Туле, где его отец работал земским врачом. Мальчик начал рано читать, поскольку в доме была собрана прекрасная библиотека. В семье было много детей, и все они получили прекрасное образование, вначале домашнее, а потом гимназическое.

Закончив Тульскую классическую гимназию, Викентий Вересаев поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Уже на втором курсе он напечатал свое первое произведение - стихотворение «Раздумье», а через год вышли первые рассказы молодого писателя «Мерзкий мальчишка» и «Загадка». Уже в это время юноша понял, что литературное творчество является его настоящим призванием.

После окончания Петербургского университета, со степенью кандидата исторических наук, Викентий Вересаев поступил на медицинский факультет Дерптского (Тартуского) университета. В то время он находился под сильным влиянием идей народников и считал, что должен своим трудом приносить практическую пользу людям.

В 1894 году Вересаев получает диплом врача и возвращается в Тулу. Вскоре наступает разочарование в народнических идеях. Свои настроения писатель отражает в повести «Без дороги» (1895). Она ввела его в круг известнейших русских писателей того времени - Ивана Бунина , Максима Горького , Владимира Короленко , Антона Чехова . Повесть открыла цикл произведений Викентия Викентьевича Вересаева, посвященных настроениям русской интеллигенции, - «Поветрие» (1898), «Лизар» (1899) и «На повороте» (1902).

Он становится активным участником литературного кружка Н. Телешова «Среда», постоянно печатается в сборниках товарищества «Знание», а после выхода «Записок врача» (1901) окончательно входит в среду демократически настроенных писателей начала XX века. С этого времени Вересаев перестает заниматься медициной и целиком посвящает себя литературному творчеству.

Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. писатель был призван в армию, где ему вновь пришлось вернуться к врачебной деятельности. Он проявил себя как пацифист, противник войны, отразив свои наблюдения в автобиографических записках «На войне» и сборнике очерков «Рассказы о войне» (1906).

После демобилизации, Викентий Вересаев живет в Москве и активно занимается публицистикой, а также пишет повесть «К жизни» (1909), в которой рассказывается о революционерах.

В 1911 году по его инициативе было создано «Книгоиздательство писателей в Москве». В нем он активно выступает не только как писатель, но и как литературовед: выпускает книги о Достоевском, Толстом, а также переводы с древнегреческого языка. Интерес к античности возник у Вересаева после путешествия в Грецию в 1912 году. Сборник его переводов из греческой поэзии был удостоен Пушкинской премии - высшей литературной награды России.

Октябрьскую революцию Викентий Викентьевич Вересаев вначале принял и даже; вошел в руководство всероссийского союза писателей. Однако политика новой власти, направленная на подавление интеллигенции, вскоре оттолкнула писателя от участия в общественной, жизни. К тому же в 1918 году было закрыто его издательство, что вызвало у писателя вполне обоснованный протест. В 1926 году он начинает писать «Воспоминания», в которых, как и другие писатели старшего поколения - М. Горький и В. Короленко, рассказывает о значительных событиях начала XX века.

Сознательный уход от современности в область прошлого обусловил и переход Вересаева к художественной публицистике. Он составляет книги «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни», где занимательный рассказ о жизни писателя создается посредством умелого подбора цитат. Такой прием создания биографии был совершенно новаторским, поэтому произведения Викентия Вересаева неоднократно издавались в советское время и практически стали восприниматься как единственные, которые им были написаны. Остальные же его рассказы и романы были опубликованы гораздо позже.

В 1933 году Викентий Викентьевич Вересаев завершает роман «Сестры», в котором продолжает основную тему своего творчества. Он всегда писал об интеллигенции в сложные драматические периоды истории. Но рассказанное им наслоилось на один из самых, пожалуй, страшных периодов в развитии русского общества XX века. Вересаев описывает начало процесса создания тоталитарного мышления и одновременно выносит своеобразный приговор происходящему.

Последствия было легко предугадать. Как и многие другие произведения того времени, роман был запрещен и остался неизвестным широкому читателю точно так же, как и произведения на ту же тему А. Платонова. Только в 1988 году он был впервые опубликован полностью.

Писателю не оставалось ничего другого, как снова уйти в прошлое. Он продолжает писать мемуары, которые будут собраны его близкими. Для читателя Викентий Вересаев становится известным как автор переводов поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», а также поэмы Гесиода «Труды и дни». В это время писатель жил в подмосковном поселке Николина Гора, где позже его вдова открыла музей.

В конце тридцатых годов начинают печататься рассказы о детях, потом окажется, что это были начальные главы из его воспоминаний, открывавшиеся описаниями детских лет писателя. Последний из рассказов был опубликован в газете «Пионерская правда» буквально за несколько дней до смерти Вересаева.

Викентий Викентьевич Вересаев (1867 – 1945) – русский советский писатель, рассказавший об исканиях и метаниях интеллигенции на переходе от XIX к XX вв., переводчик Гомера, литературовед, создавший философские и документальные работы о русских писателях (Ф. Достоевском, Л. Толстом, А. Пушкине и Н. Гоголе). Редкое творческое долголетие выпало на долю В. Вересаева. Современник М. Салтыкова-Щедрина и , В. Короленко и Л. Толстого, А. Чехова и М. Горького, он был современником , А. Твардовского, Л. Леонова. Викентий Вересаев вошёл в историю, прежде всего как писатель, однако немаловажными являются и его заслуги в области медицины и общественной деятельности первой половины ХХ столетия.


Викентий Вересаев (литературное имя Викентия Викентьевича Смидовича*) родился 16 января 1867 г. в Туле в русско-польской семье. Отец из рода польских дворян (по семейной легенде, когда-то давно предки Смидовичей спасли на охоте жизнь польскому королю, за что получили дворянское звание), был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать организовала в своём доме первый в Туле детский сад. В семье было 8 детей, и все они получили прекрасное образование, вначале домашнее, а потом гимназическое. Викентий начал рано читать, поскольку в доме была собрана прекрасная библиотека.

Учился В. Вересаев в Тульской классической гимназии, учение давалось легко, был «первым учеником». Больше всего преуспевал в древних языках, много читал. В 13 лет начал писать стихи.

Учёба на историко-филологическом факультете Петербургского университета

В 17 лет в 1884 году закончил гимназию с серебряной медалью и поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. В это время с увлечением участвовал в разных студенческих кружках, «живя в напряжённой атмосфере самых острых общественных, экономических и этических вопросов». Уже на втором курсе в 1885 году в журнале «Модный свет» напечатал своё первое произведение – стихотворение «Раздумье», подписанное никому не известной фамилией В. Викентьев (под таким псевдонимом вначале выступал в печати В. Вересаев). «Раздумье», по мнению самого автора, относилось к эпохе его «байронизма», целиком примыкало к темам и настроениям юношеской поэзии.

В.В. Вересаев – студент Санкт-Петербургского университета, 1885 г.

В. Вересаев много пишет и много читает, стремясь овладеть «секретами» творчества. В гимназические и первые студенческие годы им было написано около 80 оригинальных стихотворений и переведено свыше 40 поэтических произведений И. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллера, Т. Кернера, Ф. Горация и др. Время от времени юноша посылал свои стихи в редакции журналов, но неизменно получал отказ, стихи не печатали. Однако первое увидевшее свет стихотворение было одновременно и одним из последних. В. Вересаев ещё 8 мая 1885 года записывает в дневнике: «... Во мне что-то есть, но... это «что-то» направится не на стихи, а на роман и повесть».

Через год вышли первые рассказы молодого писателя «Мерзкий мальчишка» и «Загадка». Уже в это время юноша понял, что литературное творчество является его настоящим призванием. Скромный и застенчивый студент Петербургского университета становится писателем.

Учёба на медицинском факультете Дерптского университета

В 1888 году, уже кандидатом исторических наук, В. Вересаев поступает в Дерптский (Тартуский) университет, на медицинский факультет. «...Моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоёв и укладов», – так позднее объяснял В. Вересаев своё обращение к медицине («Автобиография»).

В 1892 г., ещё, будучи студентом, он ездил в Екатеринославскую губернию «на холеру» и в одном из участков заведовал бараком на Вознесенском руднике (ныне г. Донецк). Полученные тогда впечатления отразились в первой его повести «Без дороги».

В период обучения он с большим усердием и увлечением работал в клиниках, проявлял большой интерес к научной работе. Перу В. Вересаева принадлежат две научные работы, которые были напечатаны в медицинской прессе и вызвали интерес медицинской общественности: «К упрощению способа количественного определения мочевой кислоты по Гайкрафту» и «О влиянии воды Вильдунген на обмен веществ » (1893).

В тихом Дерпте, вдали от революционных центров страны, провёл он 6 лет, занимаясь наукой и литературным творчеством.

В. Вересаев – врач

После окончания Дерптского университета в 1894 году В. Вересаев приезжает в Тулу заниматься врачебной практикой. Убедившись в том, что даже хорошая (по тем временам) теоретическая подготовка не позволяет заниматься самостоятельной врачебной деятельностью, отправляется в Петербург, где устраивается сверхштатным ординатором в барачной больнице для острозаразных больных им. С.П. Боткина. «Сверхштатным» означало много работать и ничего не получать.

Осенью 1894 года заканчивает большую повесть «Без дороги», напечатанную в «Русском богатстве». «Без дороги» – это повесть о поколении, «ужас и проклятие» которого в том, что «у него ничего нет». «Без дороги, без путеводной звезды оно гибнет невидно и бесповоротно…». Повесть написана в форме исповеди-дневника молодого врача Дмитрия Чеканова, тщетно пытавшегося претворить в жизнь свои мечты о служении народу. Он отказался от научной карьеры, от обеспеченного и уютного дома, бросил всё и пошёл на земскую службу. Земское начальство, однако, невзлюбило гордого и независимого доктора, и он «должен был уйти, если не хотел», чтобы ему «плевали в лицо...». Повесть открыла цикл произведений В. Вересаева, посвящённых настроениям русской интеллигенции, – «Поветрие» (1898), «Лизар» (1899) и «На повороте» (1902).

Демократически настроенный писатель начала XX века

В «Русском богатстве» В. Вересаеву было предложено постоянное сотрудничество. Он примкнул к литературному кружку марксистов, поддерживал тесные отношения с рабочими и революционной молодёжью.

Он становится активным участником литературного кружка Н. Телешова «Среда», постоянно печатается в сборниках товарищества «Знание», а после выхода «Записок врача» (1901) окончательно входит в среду демократически настроенных писателей начала XX века. С этого времени В. Вересаев целиком посвящает себя литературному творчеству.

Большую известность В. Вересаеву принесли «Записки врача» , опубликованные в журнале «Мир Божий». «Записки врача» – биографическая повесть об экспериментах на людях и о столкновении с их чудовищной реальностью молодого врача. «Врач – если он врач, а не чиновник врачебного дела – должен, прежде всего, бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова». Работая над книгой, В. Вересаев штудировал медицинскую литературу и периодику, протоколы научных медицинских обществ, письма врачей, статистические отчёты, материалы врачебных съездов. В итоге была создана впечатляющая объективная картина состояния не только современной медицины, но и общества в целом. Немалое место в ней занимают вопросы обучения профессии, ярко описываются переживания студента-медика. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя, выступавшего против любых экспериментов на людях, в том числе и против социальных экспериментов, кто бы их ни проводил – бюрократы или революционеры. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях. Вскоре после этого Л. Толстой предложил В. Вересаеву стать его лечащим врачом, но Викентий Викентьевич посчитал, что не имеет права лечить такого гениального человека.

Иллюстрация к книге В.В. Вересаева «Записки врача»


Деятельность В. Вересаева обращает на себя внимание властей. В апреле 1901 года у него на квартире производят обыск, его увольняют из больницы, а в июне постановлением министра внутренних дел ему запрещают в течение двух лет жить в столичных городах. В. Вересаев уезжает в родную Тулу, где находится под надзором полиции. Но и там активно участвует в работе местной социал-демократической организации.



В. Вересаев побывал в Ясной Поляне у Л. Толстого. Но не как врач, а как приглашённый молодой писатель. В своих воспоминаниях В. Вересаев рассказывал, что пришлось долго ждать в приёмной, и чувствовал он себя во время встречи как студент, которого экзаменовали в вопросах философии и мировоззрения. Со временем, по словам В. Вересаева, вся муть ощущений и эмоций осела, и он смог увидеть снежную вершину, которая перед ним тогда засияла во всём своём блеске. Один из первых вопросов, который задал Л. Толстой: есть ли дети? И, услышав отрицательный ответ, по воспоминаниям В. Вересаева, как бы потупился и внутренне отдалился. Вересаев уехал с ощущением недопонятости**.

Когда срок высылки закончился, В. Вересаев переехал в Москву.

В. Вересаев и А. Чехов

Тёплые отношения сложились у В. Вересаева с А. Чеховым. Особенно тесно они общались после 1902 года, когда В. Вересаев уехал в Ялту. Местная общественность чествовала его как автора взбудораживших всю Россию «Записок врача».

«Я познакомился с Чеховым в Ялте весною 1903 года. Повёз меня к нему Горький, который был с ним знаком уже раньше.

Кабинет Антона Павловича. Большой письменный стол, широкий диван за ним. На отдельном столике, на красивом картонном щите, веером расположены фотографические карточки писателей и артистов с собственноручными надписями. На стене печатное предупреждение: «Просят не курить».

Чехов держался очень просто, даже как будто немножко застенчиво. Часто покашливал коротким кашлем и плевал в бумажку. На меня он произвёл впечатление удивительно деликатного и мягкого человека. Объявление «Просят не курить» как будто повешено не просто с целью избавить себя от необходимости говорить об этом каждому посетителю, мне показалось, это было для Чехова единственным способом попросить посетителей не отравлять табачным дымом его больных лёгких. Если бы не было этой надписи и посетитель бы закурил, я не представляю себе, чтобы Чехов мог сказать: «Пожалуйста, не курите, – мне это вредно»…» («Из литературных воспоминаний»).

Личное общение В. Вересаева с А. Чеховым продолжилось в активной переписке, где больше затрагивались медицинские вопросы. А. Чехов советовался с В. Вересаевым относительно своего здоровья. И писал, что В. Вересаев – единственный врач, который может чётко и прямо сказать о положении вещей.

В. Вересаев – врач на японской войне

С началом Русско-японской войны (1904) В. Вересаев попал в Тамбовский госпиталь, а потом на передовую в качестве доктора. Вернулся с войны В. Вересаев лишь в начале 1906 года. Был награждён орденом Св. Анны и орденом Св. Станислава II степени.

Впечатления этих лет получили отражение в записках «На японской войне» (1906 – 1907) и в примыкающем к ним цикле «Рассказов о японской войне» (1904 – 1906), которые признаны документами большой впечатляющей силы, по которым современники и потомки изучали кошмарные события войны.

Предреволюционные годы

После демобилизации В. Вересаев живёт в Москве и активно занимается публицистикой, а также пишет повесть «К жизни» (1908), в которой рассказывается о революционерах.

Большой интерес представляет работа о Ф. Достоевском, Л. Толстом и Ницше, озаглавленная «Живая жизнь» (2 части). Это теоретическое оправдание повести «К жизни»; здесь автор вместе с Толстым проповедует: «Жизнь человечества – это не тёмная яма, из которой оно выберется в отдалённом будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся всё выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!..». «Не прочь от жизни, а в жизнь, – в самую глубь её, в самые недра». Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь – вот основа жизни. В. Вересаев считал «Живую жизнь» одним из самых дорогих произведений в своём творчестве. Первая часть – «О Достоевском и Льве Толстом» – вышла в 1910 году, вторая – «Аполлон и Дионис» – в 1914 году. В то время они вызвали большую полемику.

В 1911 году по инициативе В. Вересаева было создано «Книгоиздательство писателей в Москве». В нём он активно выступает не только как писатель, но и как литературовед.

В этом же году в Москве В. Вересаев познакомился с . Но назвать дружественными эти отношения было нельзя. В. Вересаев отдавал должное И. Бунину как писателю, а вот человеческие качества будущего нобелевского лауреата ему совсем не нравились – было странно видеть соединение в И. Бунине «совершенно паршивого человека с непоколебимо честным и взыскательным к себе художником»**.

С увлечением занимался В. Вересаев и переводами. Ещё в гимназические годы он проявил интерес к философии и поэзии древних греков, обострившийся в конце 1900-х годов, что было связано с разрабатывавшейся им тогда теорией «живой жизни». Путешествие в 1910 году по Греции утвердило писателя в мысли, что мироощущение древних греков как раз и воплощало радостное единение человека с окружающей его природой. Он вновь, как и в юности, увлёкся переводами (в 1912 году вышли в свет его переводы «Из Гомеровых гимнов» ) и до конца жизни не расставался с эллинской поэзией.

Когда в 1917 году Россию потряс новый революционней взрыв, В. Вересаев не остался в стороне: он принимает па себя обязанности председателя художественно-просветительной комиссии при Совете рабочих депутатов в Москве, задумывает издание дешёвой «Культурно-просветительной библиотеки».

Крым

Осенью 1918 года, когда в Москве стало голодно, В. Вересаев уезжает в Крым, на свою коктебельскую дачу, чтобы переждать трудные времена на хлебном Юге. Не тут-то было: Крым переходил из рук в руки и периодически оказывался в полной блокаде. Исчезло горючее, электричество, сено, продукты и промтовары. В. Вересаев кормился врачебной практикой, взимая плату яйцами и овощами. В свои 50 лет он объезжал пациентов на велосипеде.

В 1919 году В. Вересаев становится членом коллегии Феодосийского наробраза, заведует отделом литературы и искусства. Сборник его переводов из греческой поэзии был удостоен высшей литературной награды России – Пушкинской премии Академии наук (1919).

5 мая 1920 года по доносу провокатора, проходившая на даче В. Вересаева подпольная областная партийная конференция большевиков была обнаружена белогвардейцами. В газетах появились сообщения, что В. Вересаев расстрелян белогвардейцами. Но, всё обошлось.

В. Вересаев начинает писать роман «В тупике» (1920 – 1923) – первый роман крупного русского автора о гражданской войне. Роман рассказывал о событиях в Крыму, о зверствах белых и красных.

Москва

Вернувшись в 1921 году в Москву, он много сил отдаёт работе в литературной подсекции Государственного учёного совета Наркомпроса, созданию советской литературной периодики (был редактором художественного отдела журнала «Красная новь», членом редколлегии альманаха «Наши дни»). Его избирают председателем Всероссийского союза писателей. В. Вересаев выступает с лекциями перед молодёжью, в публицистических статьях изобличает старую мораль и отстаивает новую, советскую.

Роман «В тупике» прочли в Политбюро. Автора пригласили в Кремль на праздничный вечер 1 января 1923 года почитать избранные места. На вечере Каменев заявил, что всё написанное – клевета на ЧК и намекнул, что пора познакомить автора с этой организацией поближе. Сталин, имея репутацию ценителя словесности, высказался, что государственному издательству печатать такое неудобно, но в целом-то книга неплохая. Последним выступил Дзержинский: «Вересаев… очень точно, правдиво и объективно рисует как ту интеллигенцию, которая пошла с нами, так и ту, которая пошла против нас. Что касается упрёка, что он будто бы клевещет на ЧК, то, товарищи, между нами – то ли ещё бывало!» ***.

Последний этап творчества. Литературоведение и переводы

После романа «В тупике» начинается последний этап творчества В. Вересаева. И в этот период у него случались неудачи, но никогда раньше он не достигал такой поистине философской глубины в анализе действительности, никогда он не работал столь активно в самых разных литературных жанрах.

В 1926 году он начинает писать «Воспоминания», в которых, как и другие писатели старшего поколения – М. Горький и В. Короленко, рассказывает о значительных событиях начала XX века. Сознательный уход от современности в область прошлого обусловил и переход В. Вересаева к художественной публицистике.

В 20-е и 30-е годы В. Вересаев отдаёт много сил литературоведческой и публицистической работе. Он стремился говорить с самым широким читателем. Статья о мужском эгоизме в семье – «Разрушение идолов» , – напечатанная в 1940 году «Известиями», породила горячую дискуссию. А с заметками «О культурности в быту» и «О культурности на производстве» писатель выступал по радио.

Огромный читательский интерес и жаркие споры среди пушкинистов вызвал «Пушкин в жизни» (1926). В этом своеобразном монтаже свидетельств современников великого поэта В. Вересаев стремился дать представление о «живом Пушкине, во всех сменах его настроений, во всех противоречиях сложного его характера, – во всех мелочах его быта». В. Вересаев писал не монографию о жизни и творчестве A.С. Пушкина, а воссоздавал «пушкинскую легенду», рисующую образ «невыразимо привлекательного и чарующего человека». Строгому анализу биографии великого поэта B. Вересаев посвятил другую книгу – «Жизнь Пушкина» (1936).

В 1933 г. писатель заканчивает ещё один «свод подлинных свидетельств современников» «Гоголь в жизни». Продолжает заниматься и Пушкиным, в 1934 году издаёт «дополнение» к книге «Пушкин в жизни» – «Спутники Пушкина».

В статье «Великим хочешь быть – умей сжиматься» (1939) даёт советы молодым писателям, опираясь на поэтическую практику Пушкина. А когда началась Великая Отечественная война, В. Вересаев в своей антифашистской публицистике широко использует патриотические стихи великого поэта («Пушкин о борьбе за родину» ).

В 1926 году был издан отдельной книгой перевод «Работ и дней» Гесиода, а в 1930 – 1940-е годы писатель перевёл «Илиаду» и «Одиссею» Гомера (8000 строк древнегреческого текста были переведены всего за 4 года). Переводы В. Вересаева получили высокую оценку эллинистов. Академик И. И. Толстой писал в одном из писем: «сделанные В. Вересаевым переводы Сафо, Архилоха, Гесиода и Гомеровых гимнов... я считаю, по точности передачи и стилистическому чувству подлинника, лучшими переводами с древнегреческого во всей нашей русской литературе».


В конце 30-х годов начинают печататься рассказы о детях, как потом оказалось, что это были начальные главы из его воспоминаний, открывавшиеся описаниями детских лет писателя. Последний из рассказов был опубликован в газете «Пионерская правда» буквально за несколько дней до смерти Вересаева.

Последней книгой В. Вересаева, своего рода книгой итогов, стало весьма своеобразное в жанровом отношении произведение, названное им «Без плана». Писатель так и не успел полностью завершить работу над ним. Замысел книги возник в середине 20-х годов. В. Вересаев отдал ей двадцать лет из шестидесяти, посвящённых литературе, и вложил в неё весь свой писательский опыт. «Без плана» – по сути, книга всей его жизни: многие страницы почти дословно воспроизводят заметки из дневников и записных книжек ещё 80 – 90-х годов прошлого века, а последние строки относятся к 1945 году, к году смерти писателя.

Книга должна была состоять из трёх циклов: «Невыдуманные рассказы о прошлом», «Литературные воспоминания» и «Записи для себя». Её жанр определён в подзаголовке так: «Мысли, заметки, сценки, выписки, воспоминания, из дневника и т.п.». Их сотни, сотни документальных новелл и миниатюр – от довольно крупных мемуарных очерков до совсем коротеньких рассказов, просто отдельных наблюдений и замечаний автора порой всего в несколько строк, – спаянных в единое произведение. Появление такого жанра в творческой биографии В. Вересаева вполне логично, больше того – это итог определения писателем своей художнической индивидуальности.

В предисловии к «Невыдуманным рассказам о прошлом» он писал: «С каждым годом мне всё менее интересными становятся романы, повести и всё интереснее – живые рассказы о действительно бывшем...». В. Вересаев стал одним из родоначальников жанра «невыдуманных» рассказов-миниатюр в советской прозе.

«Воспоминания» (о детстве и студенческих годах, о встречах с Л. Толстым, А. Чеховым, В. Короленко, Л. Андреевым и др.), «Записи для себя» (по словам автора, это «нечто вроде записной книжки, куда входят афоризмы, отрывки из воспоминаний, различные записи интересных эпизодов» ). В них отчётливо проявилась та «связанность с жизнью» , к которой В. Вересаев всегда тяготел в своём творчестве.

Осенью 1942 года В. Вересаев писал в дневнике: «Мне кажется, я мог бы быть крупным писателем, если бы имел другой темперамент. По склонности я – кабинетный учёный, мне бы сидеть у себя в кабинете с книгами, больше мне ничего не надо. В жизнь меня не тянет... А писательская моя сила – именно в связанности с жизнью. Часто, когда слушаю рассказы бывалого человека об его жизни... я думаю: «Эх, мне бы это пережить, – что бы я сумел дать!».

Редкая по суровости самооценка!

Вот так, трезво учитывая особенности своего дарования, свои сильные и слабые стороны, В. Вересаев упорно искал собственную дорогу к правде в искусстве. И нашёл её в жесткой документальности изображения.

Несмотря на старость и резкое ухудшение здоровья, последние годы в творчестве В. Вересаева очень продуктивны. Его плодотворная литературная деятельность в 1939 году отмечена орденом Трудового Красного Знамени, а в 1943-м – присуждением Государственной премии I степени.

Вплоть до дня смерти он поглощён работой: переводит, продолжает заниматься книгой «Без плана», полон новых замыслов.

Упорно доискиваясь правды в вопросах, которые его волновали, В. Вересаев, завершая свой творческий путь, по праву мог сказать о себе: «Да, на это я имею претензию, – считаться честным писателем». 3 июня 1945 года В. Вересаева не стало. Он умер в тот день, когда закончил редактировать «Илиаду». Изданы были переводы уже после смерти писателя: «Илиада» – в 1949, а «Одиссея» – в 1953.

Как-то В. Вересаева спросили: «Если бы никогда не появилось в печати ничего, что вы написали, было бы что-нибудь в нашей жизни хоть немножко иначе, чем теперь?». И он ответил: «Вот перед вами упала капля дождя. И вы спрашиваете: изменилось ли бы что в урожае, если бы этой капли совсем не было? Ничего бы не изменилось. Но весь дождь состоит из таких капель. Если бы их не было, урожай бы погиб» («Записи для себя»).

В. Вересаев всегда был скромен. Лучшие его произведения явились живительной влагой для всех, кто посвятил себя народу и революции. На долгом и трудном писательском пути он порой ошибался, но никогда не лгал, не заключал сделок с совестью, а честно искал правду. В. Вересаев «не произнёс в своих писаниях ни одного лукавого, неверного слова. Правдивостью, искренностью проникнуты все его произведения, и они оказали громадное влияние на формирование сознания дореволюционной молодежи и интеллигенции». Эти строки А. Серафимовича, написанные им в связи с присуждением государственных премий 1943 года, очень точно объясняют, почему такой весомой «капелькой» в русской литературе был Викентий Викентьевич Вересаев.

Вересаев, В. В. Спутники Пушкина: в 2т. Т.2 [Шрифт Брайля] / В. В. Вересаев. – М. : «Репро», 2002. – 12 кн. – С изд.: М.: Советский спорт, 1993.

Аудиокниги на флеш-картах

Аннинский, Л.А. Серебро и чернь: русское, советское, всемирное в поэзии Серебряного века [Звукозапись] / Л.А. Аннинский; читает В. Герасимов. Пушкин в жизни: систематический свод подлинных свидетельств современников / В. В. Вересаев ; читает В. Герасимов. Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах / И. Л. Волгин; читает Е. Терновский. Лиля Брик. Жизнь / В. В. Катанян; читает В. Герасимов. Савва Морозов / Т. П. Морозова; читает Л. Ларионова. Сергей Есенин. Воспоминания родных. Стихотворения / читает В. Лебедева. – М. : Логосвос, 2011. – 1 фк., (88 час.50 мин.).

Васильев, Б. Л. Глухомань [Звукозапись] ; Дом, который построил дед. Кн.2 ; Картёжник и бретёр, игрок и дуэлянт; Отрицание, отрицания; Утоли моя печали: романы / Б. Л. Васильев; читает В. Герасимов, Ю. Заборовский. Бегство от Франка: роман / Х. Вассму; читает И. Воробьёва. Записки врача / В. В. Вересаев ; читает Ю. Заборовский. Размышления о Кристи Т. : повесть / К. Вольф; читает Н. Грачёва. – М. : Логосвос, 2013. – 1 фк., (87 час.25 мин.).

Веллер, М. И. Рассказы [Звукозапись] / М. И. Веллер; читает Л. Музырь. Ураган идёт с юга: исторический роман / А.А. Вахов; читает Л. Селезнёва. Живая жизнь: философские иссследования / В. В. Вересаев ; читает Ю. Оборотов. Нашла себе блондина! : роман / Е. Н. Вильмонт; читает Т. Дюпина. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2012. – 1 фк., (81 час.11 мин.).

Плоскопечатные издания

Вересаев, В. В. В тупике. Сёстры [Текст] : романы / В. В. Вересаев. – М. : Книжная палата, 1990. – 400 с. Вересаев, В. В. Сочинения: в 4т. [Текст] / В. В. Вересаев. – М. : Правда, 1990.

Вересаев, В. В. Собрание сочинений: в 4т. [Текст] / В. В. Вересаев. – М. : Правда, 1985.

Викентий Вересаев - писатель-врач. January 18th, 2016

16 (4) января 1867 года родился Викентий Вересаев (Смидович) - писатель, который стал врачом, чтобы расширить круг общения и найти интересных героев. Когда он освоился в медицинской профессии, то написал "Записки врача", которые вызвали грандиозный скандал и повлекли изменение законодательства в России и европейских странах.

Викентий Смидович, сын тульского врача, с детства ощущал присутствие в своей жизни какой-то тёмной силы. Много лет спустя он вспоминал: «Давно уже я заметил, если скажешь: "Я, наверно, пойду завтра гулять", то непременно что-нибудь помешает: либо дождь пойдет, либо нечаянно нашалишь, и мама не пустит. И так всегда, когда скажешь "наверно". Невидимая злая сила внимательно подслушивает нас и, назло нам, все делает наоборот». Ощущение это не покидало Смидовича до последнего вздоха. Не веря в сверхъестественное, он считал эту силу гнездящейся внутри нас и называл её «чувство зависимости». С детства пытался он обмануть её.

В.В. Вересаев (1867-1945) в 1913 году, когда он был одним из самых модных русских писателей.


В гимназии Витя Смидович показал великолепную память и способности к древним языкам. Но он чувствовал, что злая сила не пустит его просто так ни в литературу, ни в гуманитарное знание. И окончив университет кандидатом исторических наук, не стал писателем, а решил выучиться на врача. Сам себе он объяснил этот манёвр тем, что «специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоев и укладов; для меня это было особенно нужно, так как характер у меня замкнутый». На медицинском факультете Смидович был одним из первых студентов: усердно занимался, в анатомичке не дрожал. Во время холерной эпидемии 1892 года ему доверили заведование бараком на Вознесенском руднике, ныне в черте города Донецка. В других местах докторов тогда били, порой до смерти, но студенту шахтёры доверяли.

Холера сдалась, и Смидович уже собрался уехать, когда в барак вбежал санитар Степан, взятый из горняков «… растерзанный, окровавленный. Он сообщил, что пьяные шахтёры избили его за то, что он "связался с докторами" и что они толпою идут сюда, чтобы убить меня. Бежать было некуда». Сейчас в этом месте проходит Водолечебная улица Донецка, и кругом возвышаются дома. А тогда до горизонта простиралась голая степь - не спрячешься. «Мы сидели со Степаном в ожидании толпы. Много за это время передумалось горького и тяжелого. Шахтёры не пришли: они задержались по дороге во встречном шинке и забыли о нас».

Злой рок отступил. Наш герой сделал вывод, что ему предстоит некая миссия. Новую жизнь надо начать под новым именем: так возник псевдоним Вересаев. В качестве миссии была избрана ещё незатронутая тема - трагическое положение, в которое врач поставлен самой своей профессией: «Я буду писать о том, что я испытывал, знакомясь с медициной, чего я ждал от нее, и что она мне дала… Постараюсь писать все, ничего не утаивая, и постараюсь писать искренне». Жанр самый новаторский - откровенное художественное рассуждение с цитатами, историческими примерами и рассказами из своей и чужой практики. Впоследствии так был написан «Архипелаг ГУЛАГ».

Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович) в своём рабочем кабинете. Москва, 1930-е годы.
Фото: Сергей Красинский.

Начинается книга с того, что студентов учат плохо, и молодые врачи набивают руку ценой здоровья пациентов. Вересаев решился рассказать, как лично погубил двух больных - старику-штукатуру выписал по непроверенной новой методе смертельную дозу наперстянки, и неумело сделал маленькой девочке первую и последнюю в своей жизни трахеотомию. Другого пути в медицине нет: он идёт «через горы трупов». Мало того, через эксперименты над больными. Тут Вересаев со знанием дела приводит много примеров.

Профессор Коломнин в 1886 году решил попробовать обезболивание, вводя кокаин в прямую кишку. Больная умерла от отравления. Коломнин «приехал домой, заперся у себя в кабинете и застрелился». Безопасная доза кокаина была ещё неизвестна, она оказалась в 25 раз меньше той, что вводил Коломнин.

Но не все доктора так щепетильны. Иные сознательно ставят опыты на пациентах. Доктор Фосс в Калинкинской больнице решил убедиться, что сифилис передаётся через грудное молоко. Он подкожно ввёл юной проститутке, госпитализированной с уретритом, целый шприц молока сифилитички. Девушка заболела. Фосс уверял, что его жертвы сами дали на опыт своё согласие. Но знала ли та девочка, на что согласилась?

С другой стороны, и общество относится к врачам безобразно. Вот предприниматель обратился к редактору «с просьбою "пропечатать" в газете врача, подавшего на этого знакомого в суд за неуплату гонорара.
- Да отчего вы не заплатили ему? - спросил сотрудник газеты.
- Да так, знаете, - праздники подходят, дачу нанимать, детям летние костюмчики, ну, всё такое прочее...
Врач должен быть бескорыстным подвижником - ну, а мы, простые смертные, будем на его счет нанимать себе дачи и веселиться на праздниках».

А между тем врачи гибнут на работе. «От заразных болезней умирает 37% русских врачей вообще, около 60% земских врачей в частности». Из десяти умерших врачей в возрасте от 25 до 35 лет один кончает с собой. Причина в том, что медики плохо живут - большинство получает не более 1000 рублей в год. «Мало есть интеллигентных профессий, труд которых вознаграждался бы хуже». Но пациентам живётся ещё горше. Вересаев из личной практики знал, что на фабриках «рабочему ставится условием не просить по городу милостыни, женщина-работница принуждена у нас отдавать себя мастеру, быть проституткой, за одно право иметь работу». Изменить это положение врачи не в силах, нужно переустройство всего общества.

Книга вышла в 1901 году и стала сенсацией в России и по всей Европе. Печать обрушилась на Вересаева с обвинениями во лжи. Студенты-медики предложили своим профессорам дискуссию с автором на Высших женских курсах. Очередь за билетами растянулась на квартал, пока желающие не выломали двери, так что диспут пришлось перенести в более просторный зал консерватории.
Позиция автора оказалась неуязвимой: ведь результаты опытов на людях публиковались в научных журналах. Дискуссия привела к тому, что эксперименты по заражению добровольцев запретили в России и других цивилизованных государствах.

Автор же попал под надзор полиции за то, что якобы отдал свои гонорары социал-демократам на революцию. Даже если и так, отдал он не всё. Вересаев разбогател, и на время поверил, что злой рок оставил его. Осенью 1918 года, когда в Москве стало голодно, он уехал в Крым, на свою коктебельскую дачу, чтобы переждать трудные времена на хлебном Юге. Не тут-то было: Крым переходил из рук в руки и периодически оказывался в полной блокаде. Исчезло горючее, электричество, сено, продукты и промтовары. Вересаев кормился врачебной практикой, взимая плату яйцами и овощами. В свои 50 он объезжал пациентов на велосипеде, при этом из одежды на нём была только ночная рубашка, подаренная Ильёй Эренбургом.

Он стал писать роман «В тупике» о том, что творилось в Крыму - первый роман крупного русского автора о гражданской войне. Известие об этом произведении достигло Политбюро. Автора пригласили в Кремль на праздничный вечер 1 января 1923 года почитать избранные места. Вересаев описывал зверства белых и красных. Закончилось чтение на главе, в которой положительная героиня бросает своему бывшему другу-коммунисту:
«Когда вас свергнут, когда вы даже сами сгинете на месте от своей бездарности и бессмысленной жестокости, - и тогда… всё вам простят! Что хотите, делайте, омохнатьтесь до полной потери человеческого подобия, - всё простят! И даже ничему не захотят верить… Где же, где же справедливость!»

Каменев заявил, что всё - клевета на ЧК и намекнул, что пора познакомить автора с этой организацией поближе. Сталин, имея репутацию ценителя словесности, высказался, что государственному издательству печатать такое неудобно, но в целом-то книга неплохая. Последним выступил Дзержинский: «Вересаев… очень точно, правдиво и объективно рисует как ту интеллигенцию, которая пошла с нами, так и ту, которая пошла против нас. Что касается упрека, что он будто бы клевещет на ЧК, то, товарищи, между нами - то ли еще бывало!»

Раненый в сражении при Мукдене, 1905 год.
" Все раненые в один голос заявляли, что ужасны не столько раны, сколько перевозка в этих адских двуколках и теплушках. Больные с полостными ранами гибли от них, как мухи. Счастлив был тот раненный в живот, который дня три-четыре провалялся на поле сражения неподобранным: он лежал там беспомощный и одинокий, жаждал и мерзнул, его каждую минуту могли загр ызть стаи голодных собак, -- но у него был столь нужный для него покой; когда его подобрали, брюшные раны до известной степени уже склеились, и он был вне опасности.

Нарушая прямые приказы начальства, врачи мукденских бараков на свой риск отделили часть барака под полостных раненых и не эвакуировали их. Результат получился поразительный: все они, двадцать четыре человека, выздоровели, только один получил ограниченный перитонит, один -- гнойный плеврит, и оба поправились."

Из записок В.В. Вересаева "На японской войне". Автор нёс службу в мукденских бараках, где был развёрнут полевой госпиталь.
Фото: Карл Булла.

За ужином Дзержинский сидел рядом с Вересаевым и совершенно очаровал его. Он сказал, что бойня, которую устроили в Крыму Пятаков, Землячка и Бела Кун - это ошибка, перегиб и превышение полномочий. Интересовался творческими планами. Вересаев поведал, что собирается написать о Пушкине - это будет совершенно новый жанр: ни одного слова от автора, только впечатления и воспоминания окружавших поэта людей. Пушкин глазами других. Реакция Сталина и Феликса Эдмундовича на этот замысел выглядела обнадёживающе.

Но злая судьба явила Вересаеву свою новую черту: когда берёшь в герои историческое лицо, с тобой начинают происходить те же несчастья, что и с ним. «Пушкин в жизни» начинается с приезда поэта к царю из ссылки. Николай I заверяет Пушкина в полной поддержке и сам собирается стать его цензором, причём весьма доброжелательным. В ответ Александр Сергеевич выжимает из себя нечто верноподданное, ощущая «подлость в каждом члене», а новые, да и старые его вещи цензура пощипывает всё сильней. Это же самое стало происходить с Вересаевым. Даже роман «В тупике» беспощадно кромсали, отвечая наглым смехом на слова «Политбюро одобрило».

Понимая по сюжету «Пушкина», чем это закончится, Вересаев опять обманул злой рок и перестал сочинять. Он решил сделать то, о чём мечтал ещё на историческом факультете - перевести «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. 8000 строк древнегреческого текста были переведены всего за 4 года. Вересаев умер в тот день, когда закончил редактировать свою «Илиаду». Специалисты говорят, что это лучший перевод Гомера на современный европейский язык.

Санитарный трамвай, перевозивший раненых с приёмных пунктов Московского железнодорожного узла, где служил военным врачом Вересаев, в Лефортовский госпиталь. Кондуктором трамвая был другой писатель - молодой Константин Паустовский.

"Иногда серьезно начинаешь верить в "прану" йогов и в то, что люди избыток этой жизненной силы -- праны -- страстным своим желанием способны переливать в других людей. На империалистической войне у меня в госпитале было две сестры с огромнейшим запасом этой жизненной силы и подлинной любви к каждому больному, горячего желания его спасти. И что же? На их дежурстве почти ни один больной не умирал! Помню один случай. У больного была газовая гангрена ноги -- делались подкожные вливания, сделана была экзартикуляция тазобедренного сустава. Я подошел: умирает. Говорю: "Через десять минут умрет. Покройте его". Уж достаточно был в этом опытен. Но -- при нем была одна из упомянутых сестер. И он начал теплеть и ожил. Многое еще нам неизвестно в организме человека."
В.В. Вересаев. "Записи для себя".

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ»

ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Медицинский факультет

Кафедра инфекционных болезней и общественного здравоохранения

Реферат по предмету «История медицины »

«В.В. Вересаев – врач или писатель? »

Выполнил:

студентка гр. ЛД2-С14А

Кулагина Е.А.

Проверил:

преподаватель

Каткова А.И.

Обнинск, 2015

В.В. Смидович (псевдоним Вересаев он избрал в 1892 г.) родился 4 января 1867 г. в городе Туле. Умер 3 июня 1945 года. Викентий Викентиевич вошел в историю прежде всего как писатель, автор знаменитых «Записок врача», однако немаловажными являются и его заслуги в области медицины и общественной деятельности первой половины ХХ столетия. В своих «Воспоминаниях» писатель объясняет свой выбор «влечением к наукам точным и знаниям реальным», а главное желанием стать писателем. По его мнению, писатель должен хорошо знать человека как в здоровом состоянии, так и во время болезни. В период обучения он с большим усердием и увлечением работал в клиниках, проявлял большой интерес к научной работе. Перу Вересаева принадлежат две научные работы, которые были напечатаны в медицинской прессе и вызвали интерес медицинской общественности: «К упрощению способа количественного определения мочевой кислоты по Гайкрафту» и «О влиянии воды Вильдунген на обмен веществ (1893).

Во время холерной эпидемии 1892 г. Вересаев поехал на борьбу с болезнью в Донецкий бассейн, где два месяца заведовал холерным бараком недалеко от Юзовки.

В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности. Скоро переехал в Петербург, где в 1896–1901 годах работал ординатором и заведующим библиотекой в Городской барачной в память С. П. Боткина больнице. В Первую мировую войну служил в качестве военного врача. С 1921 года жил в Москве.

Во время русско-японской войны он был мобилизован на фронт в качестве младшего ординатора одного из полковых госпиталей, где не только занимался врачебной деятельностью на передовой, но и выполнял гражданский долг писателя - быть честным и беспристрастным свидетелем происходящего.

Выпускник медицинского факультета, в истории остался как прозаик, литературовед, поэт-переводчик. «Записки врача» - это автобиография, написанная от первого лица.

«Записки» пережили двенадцать изданий только при жизни автора и вызвали волну критических обсуждений, как в газете «Врач», так и в светских кругах. Вересаев, работая над «Записками», следовал примеру глубоко уважаемого им Пирогова, основным правилом которого было ничего не скрывать от своих учеников, откровенно рассказывать обществу о своей врачебной деятельности и ее результатах, а также о своих врачебных ошибках. Врачебное сообщество в массе своей не одобрило «Записки врача Вересаева». Круг рассматриваемых вопросов. Выходили не только гневные статьи, но и целые книги-опровержения. Доктора опасались, что широкая аудитория после прочтения откровений их коллеги настроится против медицины как науки в целом и врачей в частности.

Начиная с поступления на медицинский факультет, а особенно в клинике перед героем «Записок» становились вопросы касающиеся медицинской этики, которые не освещались классической врачебной этикой (того времени). В повести «Записки врача» Викентий Вересаев поднимает целый пласт нравственно-этических проблем, с которыми сталкивается молодой врач, не только думающий, но и способный сочувствовать пациенту.

Вересаев подробно описывает, как под руководством учителей-врачей он приобретал практические навыки. Через неудачи, страдания пациента, опасность осложнений – автор обучался интубации, треахеотомии, и т.д. Вопрос встает следующим образом: если думать о каждом больном, то обучение молодых врачей станет невозможным. С точки зрения врача можно смириться: «все равно, ничего не поделаешь», но стоит представить себя пациентом. Выход из этой ситуации – это хирургическая практика в анатомическом театре. Однако переход с неживой материи на живую осложнен боязнью тяжелых ошибок. Таким образом, хирург приобретет опытность за счет здоровья и жизни себе подобных. Вивисекция, во времена Вересаева, осуждаемая обществом, позволяет избежать человеческих жертв! «Разве у нас нет, - пишет он, - существ, которые должны иметь в наших глазах меньше цены, и на которых было бы позволено применять свои первые попытки?»

О моральном праве врача на нововведения, клинический эксперимент. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя, выступавшего против любых экспериментов на людях, в том числе, и против социальных экспериментов, кто бы их ни проводил - бюрократы или революционеры. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях. В начале самостоятельной врачебной практики героя «Записок» появлялись ему на глаза попадается газетная заметка о новом подходе к лечению малярии. Попавший к нему в тяжелом состоянии больной оказывается подходящим для испытания методики, описанной в статье. Однако больной умирает и невозможно точно установить причину приведшую к смерти. Герой разочаровывается в новых, не опробованных методиках, дает себе обещание «впредь употреблять только те средства, которые безусловно испытаны и не грозят моим больным никаким вредом». Он хочет уверенности в том, что лечение безопасно и действительно лучше старого. В частности Вересаев предлагает схему эксперимента, называемую сейчас «двойной слепой плацебо контроль» (признанный эталон клинического эксперимента).

В итоге рассказчик приходит к тому, что, «употребляя только испытанное», медицина не смогла бы достичь ничего, и даже опыты на животных были бы не более, чем спекулятивным изысканием. Где выход? Где граница допустимого? Чтобы отказаться от старого, нужна не меньшая дерзость, чем для того, чтобы ввести новоеВ продолжение темы клинических экспериментов, Вересаев приводит множество описаний экспериментов острых, в основном на безнадежных пациентах. Это искусственные прививание сифилиса, туберкулеза, рака безнадежным больным с целью определения механизма передачи заболевания. Показательно для медицинской этики то, что эти эксперименты продолжались годы, независимо в разных клиниках разными врачами. результат уже был известен, а врачи, будучи ограниченными в своих действиях лишь совестью но не законом – продолжали «исследования». Законодательная база этики медицинских экспериментов появилась только после Второй Мировой Войны.

Одним из наиболее злободневных вопросов для Вересаева является беспомощность врача на первых порах своей самостоятельной врачебной деятельности. Раздумывая на эту тему, он приходит к выводу, что студент изучает много теоретических предметов, которые ему, конечно, знать необходимо, но у него в годы обучения в университете мало практики. Поэтому отсутствие профессиональных навыков и делает его таким беспомощным, когда он ступает на путь самостоятельной работы и встречается лицом к лицу с больным человеком. Вересаев приходит к выводу: студентам нужно предоставить более широкие возможности для практических занятий в клинике и поликлинике. Только при таких условиях не будет серьезной проблемы «первой операции», когда молодой врач впервые вне стен клиники самостоятельно оказывает хирургическую помощь.

В книге немалое место уделено вопросу врачебных ошибок. В.В. Вересаев так пишет о хирургии: «Хирургия есть искусство, и, как таковое, она более всего требует творчества и менее всего мирится с шаблоном. Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка. Долгим путем таких ошибок и промахов и вырабатывается мастер, а путь этот лежит опять-таки через «горы трупов». Он приводит примеры, как неопытность, неосторожность врача приводят к трагическим последствиям. «Да, ошибки возможны в любой специальности, - рассуждает В.В. Вересаев, - но нигде они так не ощутимы, как в медицине, где имеешь дело с человеком, и поэтому надо делать все, что в силах врача и медицины, чтобы ошибок было как можно меньше». Однако, предостерегая врачей от ошибок, он в то же время посвящает немало страниц защите ставших жертвами тяжких обвинений потому лишь, что им не удалось вылечить больного.

В.В. Вересаев поднимает вопрос и о врачебной тайне: «Врач обязан хранить вверенную ему больным тайну, - пишет он, - но к этому одно существенное ограничение: если сохранение тайны грозит вредом обществу или окружающим больного, то врач не только может, но и должен нарушить тайну. Однако в каждом таком случае он должен уметь дать и перед больным и перед собственною своею совестью точный и исчерпывающий ответ, на каком основании он нарушил вверенную ему больным тайну».

Размышления Вересаева о медицине будущего оптимистичны: «В будущем каждый сможет исполнять все предписания гигиены и каждый заболевший получит полную возможность пользоваться всеми достижениями науки». Но и в этом прекрасном будущем, по мнению В.В. Вересаева, процесс физического развития будет протекать крайне односторонне: будет развиваться интеллект, физически же человек будет регрессировать; он все более будет терять положительные качества, унаследованные от природы. Для того чтобы этого не было, писатель считает необходимым, чтобы все больше развивался не только мозг, но и мышцы человека.

Где же выход из этих противоречий? На этот вопрос В.В. Вересаев отвечает: если врач не чиновник врачебного дела, а подлинный врач, он должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной.

Список литературы

1. Вересаев В.В. - М.: Правда, 1980.- 400 с.

2. Вересаев В. В. Полное собрание сочинений: в 16 т. / В. В. Вересаев. - М. : Недра, 1929.

3. Бровман Г. А. В. Вересаев: Жизнь и творчество. - М.: Советский писатель, 1959.

4. Ю. Фохт-Бабушкин. О Вересаеве // В.В. Вересаев Повести и рассказы. - М.: «Художественная литература», 1987.

5. Русские писатели. 1800 - 1917: Биографич. Словарь. | редкол. : П.А. Николаев (гл. ред.) и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989 - серия биографических словарей, с.28 - 30

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса