Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Великий пианист Святослав Рихтер: жизненный и творческий путь. Биографии, истории, факты, фотографии Кто такой святослав рихтер

М узыкальный гений Святослав Рихтер не рос на гаммах и этюдах. Его мощнейшее «фортиссимо» и завораживающее «пианиссимо» – дар Божий, который в один прекрасный момент заявил о себе.

Первым учителем Рихтера был отец. Теофил Данилович – выпускник Венской академии музыки – первые уроки дал сыну в пять лет. Это не был стандартный курс фортепиано. Лишь азы.

Потом Рихтер учился сам – по произведениям великих. Просто брал все ноты, что были в доме. Любил, к примеру, Шопена. Научившись виртуозно читать с листа, после окончания школы работал концертмейстером в Одесской филармонии. В 19 лет дал первый сольный концерт и лишь в 22 решил поступать в Московскую консерваторию . Рихтера сочли самоучкой… и приняли.

«По-моему, он гениальный музыкант, – отозвался о начинающем пианисте маститый Генрих Нейгауз, – после Двадцать восьмой сонаты Бетховена юноша сыграл несколько своих сочинений, читал с листа. И всем присутствующим хотелось, чтобы он играл еще и еще...»

И он играл. Потому что учить Рихтера было уже нечему. Нейгауз просто развивал талант своего любимого ученика.

Молодой виртуоз переиграл практически всю фортепианную классику, кроме Пятого концерта Бетховена. В этом произведении он заранее признавал исполнительское превосходство своего педагога. Заканчивал обучение Рихтер уже известным исполнителем. Его государственным экзаменом стал концерт в Большом зале консерватории. А вместе с дипломом музыкант удостоился «золотой строчки» на мраморной доске в фойе Малого зала.

На Родине – победа на Всесоюзном конкурсе исполнителей. На Западе – «Грэмми» за Второй фортепианный концерт Брамса.

Впервые советский музыкант получил эту престижную награду. Рихтер много гастролировал. Огромным залам предпочитал камерные. Софитам – темноту, в которой луч света выхватывает лишь ноты, чтобы не отвлекать зрителя от главного – музыки.

Более семидесяти концертов в год. Широчайший репертуар: от барокко до сочинений современников.

«Вчера ночью слушала Прокофьева. Играл Рихтер. Это чудо. Я до сих пор не могу опомниться. Никакие слова (в никаком порядке) даже отдаленно не могут передать, что это было. Этого почти не могло быть».

Анна Ахматова

Даже в период негласного запрета на музыку Прокофьева Рихтер исполнял его произведения. В том числе Девятую сонату, которую великий композитор посвятил великому пианисту.

Святослав Рихтер. Музыкальная академия Ференца Листа. Будапешт. 1954

«А у меня что-то интересное есть для вас, – сказал однажды С. Прокофьев Рихтеру, и показал наброски Девятой сонаты. Это будет ваша соната... Только не думайте, это будет не на эффект... Не для того, чтобы поражать Большой зал». Но Рихтер все же поражал… Своим талантом.

Он был многогранен. Одно из первых увлечений пианиста еще с детства – живопись. Уже будучи знаменитым музыкантом, он брал уроки у своего друга Роберта Фалька, художника на стыке модерна и авангарда.

В результате появились воздушные пастели Рихтера и Декабрьские вечера – гармоничное соединение изобразительного искусства и музыки.

Пушкинскому музею пианист доверил свое уникальное собрание живописи и графики. Многие из картин были подарены пианисту его друзьями-художниками.

Всеобщее признание зачастую тяготило Рихтера. Несмотря на мировую славу, известный музыкант оставался человеком скромным. Объездив весь земной шар, самыми красивыми местами считал Оку и Звенигород. Любил жареную картошку. И не любил повышенное внимание журналистов: «Мои интервью – мои концерты». И максимально допустимая для себя похвала: «Кажется, в этот раз что-то получилось…»

Немец по отцу, который бесконечно любил Россию. «Беспризорник», избравший своим домом весь мир. Строптивый гордец, которого не могли сломить ни войны, ни угрозы ареста, ни грохот вражеских орудий почти за окнами концертного зала.

Пианист Святослав Рихтер стал одним из самых известных российских музыкантов, почти целиком прожив со своей страной бурный XX век.

Сын музыканта, композитора житомирской консерватории, Святослав родился в 1915 году. Том самом году, когда победа России в Первой мировой войне еще казалась возможной, солдаты империи без страха шли в штыковую на немецкие окопы, ложась под пулеметным огнем, а на горизонте композитора, сотрудничали страшные события революции.

Отец будущего пианиста был талантливым музыкантом немецкого происхождения, мать – русской дворянкой. Не самое лучшее сочетание для страны, в которой за три первых года жизни Святослава сначала возненавидели немцев, а потом начали уничтожать дворян.

В ранние годы жизни Рихтер не был обласкан особенным вниманием: родителям приходилось тяжело работать, да еще находить способ пережить нападки агентов молодого советского ЧК, которые не могли не обратить внимания на дворянку и немца в бывшем оплоте контрреволюции – Одессе.

Чудом или огромным трудом семье Рихтера все же удалось пережить революцию и Гражданскую, суметь выжить, когда вокруг гремели взрывы и трещали винтовки расстрельных команд.

Но маленький Святослав, возможно, сумел пережить страшные времена достаточно легко: в его жизни уже тогда была музыка.

Строптивый ученик

Говоря о Рихтере, многие исследователи заявляют, что он был самоучкой. Якобы гениальный пианист Святослав Рихтер ничему не учился, а постиг великую тайну музыки по щелчку пальцев. Это не совсем так.

Первой учительницей Святослава была его собственная мать – талантливая ученица отца Рихтера, который был композитором, пианистом и к тому же играл на органе.

Недолгое время и даже его отец Теофил пытался обучать свое чадо музыке. Но они не сошлись характерами. Ученик попался строптивым: он напрочь отказывался играть гаммы, упражнения, этюды.

Ребенок заявлял, что гаммы и упражнения не имеют к музыке никакого отношения. За что неоднократно был порот любимым папенькой, который умел преподавать музыку только так, работал в консерватории, где выучил уже не одного музыканта, да к тому же отличался немецким формализмом.

Непонятый отцом, но поощряемый матерью, Святослав плюнул на гаммы и принялся играть все, что попадалось в доме. Любой нотный лист, оставленный без присмотра, становился законной добычей юного виртуоза.

Поражая отца и удивляя мать, молодой Рихтер, так и не получив полноценного образования, сумел уже к пятнадцати годам стать вполне способным аккомпаниатором в одесском Доме моряков, чего несложно ожидать от ребенка, сумевшего сыграть в десять лет ноктюрн Шопена.

Вновь и вновь опровергая убеждения отца, Рихтер становится помощником дирижера, начинает давать сольные концерты, проявляя отличные навыки пианиста, интересуется театром и оперой, пишет пьесы собственного сочинения.

В 1937 году Рихтер поступил в Московскую консерваторию. В консерватории преподавал гениальный и въедливый педагог, тоже немец, по фамилии Нейгауз, широко известный в музыкальных кругах. Так началась истинная история пианиста Святослава Рихтера.

Вот что по этому поводу говорил сам учитель гениального человека:

«И вот он пришел. Высокий, худощавый юноша, светловолосый, синеглазый, с живым, удивительно привлекательным лицом. Он сел за рояль, положил на клавиши большие, мягкие, нервные руки и заиграл. Играл он очень сдержанно, я бы сказал, даже подчеркнуто просто и строго. Его исполнение сразу захватило меня каким-то удивительным проникновением в музыку. Я шепнул своей ученице: «По-моему, он гениальный музыкант».

И вновь Рихтер продемонстрировал себя строптивым учеником, в 1937 году, в Москве. Будучи по происхождению от отца-немца и матери-дворянки, Святослав отказывался ходить на занятия по политическим предметам, обязательным для слушателей консерватории.

Двадцатидвухлетний студент заявлял, что они не имеют отношения к музыке, больше того – он назвал Маркса «каким-то социалист-утопистом».

Но по настоянию Нейгауза, ждавшего такого студента всю свою жизнь, Рихтера восстанавливали на учебе. Святослав Рихтер не был оппозиционером или несогласным, он просто никогда и ничего не боялся, не позволял кому-либо себе указывать и никогда не делал того, чего не хотел.

Рихтер и война

На войне есть вещи не менее важные, чем граната, брошенная под брюхо вражеского танка, или точный штыковой удар, позволяющий противнику умереть за свою родину. Есть такое понятие – боевой дух, состояние, без которого солдат не сможет сражаться и тем более побеждать.

Начиная с зимы 1941 года, пианист Святослав Рихтер начинает путешествовать по СССР, охваченному войной. С агитбригадами он ездит на фронт, с концертами появляется в городах, разрушенных бомбами.

Везде, где люди слышат музыку, рождаемую пальцами гениального человека, они вновь находят силы поднимать оружие и сражаться за свою свободу.

В Москве, Новгороде, Брянске, Туле – везде музыка Рихтера помогает вновь обрести усталым бойцам веру в победу. В 1944 музыка Святослава звучит в разоренном блокадой Ленинграде.

Там, в концертном зале, выбиты окна, от взрывов бомб повреждены стены, холодно, люди сидят в шубах, а Рихтер на сцене только в концертном фраке, ему не холодно: он играет музыку – великую классику для себя и для этих переживших ад людей, на лицах которых вновь расцветают улыбки. Он впервые принес в Ленинград произведения «опального» Прокофьева.

На войне Рихтер встречает и свою любовь – певицу Нину Дорлиак, женщину, с которой не расстанется уже никогда и которая переживет его на один год.

Несгибаемая музыка


По словам Нейгауза, Рихтера нечему было учить, нужно было лишь развивать его талант, ведь Святослав всегда был с роялем на ты. Умея подобрать правильную музыку на каждый случай, Рихтер отличался потрясающим чувством времени, неповторимым стилем.

Он совмещал силу, душу, эмоции, вложенные в произведения с таким уровнем технического исполнения, который был недостижим ни для одного другого музыканта. Святослав знал, как сыграть каждое произведение так, чтобы его запомнили, чтобы оно запало в душу, стало для человека ярким моментом музыкального откровения.

В отличие от канадского виртуозного пианиста который считал выход на сцену поединком, борьбой воли музыканта и зрителя, пианиста и оркестра, Рихтер видел в публике свою паству.

Гениальный пианист в своем исполнении будто брал аудиторию за руку и вел по волнам музыки туда, где рождается ее удивительное звучание. Недаром, начиная с восьмидесятых годов, Рихтер приказывал погружать зал в полную темноту, оставляя освещенными лишь ноты и рояль.

Он считал, музыку надо видеть и чувствовать, а не смотреть на пианиста. Также, в отличие от Гульда, Рихтер терпеть не мог студийные записи.

Любой его концерт был неповторим: под каждую аудиторию, будь то огромный концертный зал или небольшая «каморка» сцены в сельском клубе, он выбирал именно ту музыку и то исполнение, которое позволяло тронуть публику за живое, ощутить классику именно для себя.

Обладатель «Грэмми», зачинатель музыкальных фестивалей во Франции и Японии, человек, способный играть на расстроенном старом рояле где-то в ресторане на станции, лишь бы был благодарный слушатель, Рихтер ненавидел одно – когда его боготворили. Он играл не для славы, не для денег, он играл музыку для людей.

Святослав Рихтер - одессит, хотя родился он 20 марта 1915 года в Житомире, где прошло его раннее детство. Дедушка будущего пианиста был музыкальным мастером и настройщиком фортепиано. У него было двенадцать детей. Один из них — Теофил — стал профессиональным музыкантом, учился в Венской академии музыки, провел в Вене около двадцати лет. В памяти Святослава на всю жизнь сохранилось, как отец «хорошо играл на фортепиано, особенно романтические пьесы - Шумана, Шопена. В молодости, как пианист, давал концерты. Но панически боялся эстрады и из-за этого так и не стал концертирующим пианистом. Превосходно владел органом, часто на нем импровизировал. Его импровизации приходили слушать многие…». Мать Святослава - Анна Павловна Москалева «была художественно одарена, хорошо рисовала, любила театр, музыку. По своему характеру напоминала один из персонажей пьесы Булгакова «Дни Турбиных» - Елену Турбину. Вообще, когда смотрел этот спектакль, многое ассоциировалось у меня с детством»,- так вспоминал Рихтер. В Житомире и другом украинском городе - Сумы маленький Святослав прожил в семье дедушки пять лет, а затем до 1937 года его детство, юность и молодость прошли в Одессе. Здесь он закончил семилетнюю школу, начались его музыкальные увлечения. В доме Рихтеров часто собирались, чтобы поиграть трио, квартеты. По четвергам домашние музыкальные вечера устраивались в квартире профессора Одесской консерватории Б. Тюнеева.

Музыке Святослав прежде всего учился у своего отца, пианиста и органиста . Формально не имея музыкального образования, работал концертмейстером хора Одесской оперы.

Рихтер так вспоминал о начале своей музыкальной жизни: «Тем, что я стал музыкантом, я обязан главным образом своему отцу — он создавал в семье музыкальную атмосферу. Это получалось совершенно естественно: он был пианист, окончил Венскую консерваторию — очень давно! Он был довольно пожилого возраста, гораздо старше матери, на много лет. У отца были ученики. Как музыкант, он пользовался авторитетом, но сам я с ним не мог заниматься совершенно. У меня он не пользовался авторитетом — вероятно, именно потому, что я был его сыном. Трижды мы пробовали, и каждый раз кончалось тем, что он отказывался со мной заниматься. Отец было очень мягким человеком, а я почему-то делал все наоборот… Отец тогда еще играл на рояле, но когда мне исполнилось пятнадцать лет (1930 г.), он уже перестал играть на нем, теперь он был органистом… С пятнадцати лет я начал бесплатно работать в качестве концертмейстера-стажера в любительском кружке при Дворце моряков, где собирались преимущественно неудачники-артисты. С ними я разучивал оперные партии. Конечно, все это было ужасно, пели они ужасно! Тут очень много комических воспоминаний… После этого в шестнадцать-семнадцать лет я выступал как аккомпаниатор на концертах Одесской филармонии. Аккомпанировал в сборных концертах, в которых могли участвовать и скрипачи, и фокусники, и жонглеры. Там я был один год (до 1933 г.), потом рассорился, и меня уволили. На следующий год была договоренность, что меня опять возьмут, но я больше в филармонию не вернулся. Я поступил концертмейстером в Одесский оперный театр, но не в оперу, а в балет. И целый год (до 1934 г.) я аккомпанировал в балете. У меня тогда уже выработался свой собственный пианистический стиль, оркестровый несколько… На следующий год я перешел в оперу. Три года (до 1937 г.) работал в опере… Еще когда я поступил концертмейстером в балет, мне пришла в голову очень смелая мысль — дать свой концерт, за один год работы на рояле, может быть, за полтора-два года. В Одессе был , где я решился дать концерт из произведений Шопена. Конечно, это был странный концерт! Он был очень многолюдным и прошел с большим успехом (19 февраля 1934 г.)…»

В возрасте 22-х лет (1937 г.), фактически будучи самоучкой, Святослав поступил в Московскую консерваторию, где учился у Генриха Нейгауза. Вот как описывают современники поступление Рихтера: «…С самого начала явление Рихтера было подобно чуду. Этот чудесный факт запечатлен в воспоминаниях Генриха Густавовича Нейгауза: «Студенты попросили послушать молодого человека из Одессы, который хотел бы поступить в консерваторию, в мой класс. «Он уже окончил музыкальную школу?» — спросил я. «Нет, он нигде не учился». Признаюсь, этот ответ несколько озадачивал… Человек, не получивший музыкального образования, собирался поступать в консерваторию! Интересно было посмотреть на смельчака. И вот он пришел. Высокий, худощавый юноша, светловолосый, синеглазый, с живым, удивительно привлекательным лицом. Он сел за рояль, положил на клавиши большие, мягкие, нервные руки и заиграл. Играл он очень сдержанно, я бы сказал, даже подчеркнуто просто, строго. Его исполнение захватило меня. Я шепнул своей ученице: «По-моему, он гениальный музыкант». После Двадцать восьмой сонаты Бетховена юноша сыграл несколько своих сочинений, читал с листа. И всем присутствующим хотелось, чтобы он играл еще и еще… С этого дня Святослав Рихтер стал моим учеником».

С 1937 по 1941 годы Святослав несколько раз приезжал в Одессу навестить родителей. Однако после начала войны связь Рихтера с Одессой была прервана, и, как оказалось, навсегда. Вот как рассказывает об этом Анатолий Вассерман: «…перед самым уходом советских войск из Одессы в начале октября 1941-го органы безопасности успели расстрелять церковного регента и органиста, профессора Одесской консерватории и концертмейстера Одесского оперного театра немца Теофила Даниловича Рихтера – отца выдающегося пианиста ХХ столетия Святослава Рихтера. Вместе с ним расстреляны другие 23 члена «немецкой» церкви. Об этом напоминает мемориальная табличка в кирхе. Святослав Теофилович, объездивший весь мир и дававший более 70 концертов в год, никогда не гастролировал в Одессе…»

Со студентами, Киев, 1948

Отец Рихтера был расстрелян перед входом в Одессу немецких войск только за то, что был немцем. Мать покинула Одессу вместе с отступавшими немецкими войсками. Из-за этого Рихтера много лет не выпускали на Запад, опасаясь, что он не вернётся. Его звала из Германии мать.

Вот что вспоминала об этом Вера Ивановна Прохорова, друг семьи Рихтеров:
«…[Вера Ивановна] упоминает о сложных отношениях Святослава Рихтера с матерью, которую он считал виновной в гибели отца в начале войны. Родители пианиста жили в Одессе, и в последние дни перед приходом в город немцев им предложили эвакуироваться. Но мать отказалась это сделать, так как в противном случае ее любовник - некто Сергей Кондратьев - вынужден был бы остаться в городе. Отец Рихтера - немец по происхождению - был арестован и убит НКВД вместе с тысячами своих соплеменников, которые, как считалось, симпатизировали фашистам. Мать же при отступлении немецких войск ушла с ними и впоследствии жила в Германии. Всю свою жизнь Рихтер ужасно переживал эту историю и, хотя он встречался и общался с матерью, был невероятно травмирован произошедшим.»

Святослав Рихтер за работой

(7 марта по старому стилю) 1915 года в Житомире (Украина). Его отец Теофил Рихтер (1872-1941) был сыном немецкого колониста, жившего в России. Мать, Анна Москалева (1892-1963), происходила из русской дворянской семьи.

Детство и юность Святослав Рихтер провел в Одессе , где учился у своего отца - пианиста и органиста, получившего образование в Вене. В 1941 году его отец был репрессирован как немецкий шпион, а мать вынуждена была эмигрировать в Германию.

В 1932-1937 годах Святослав Рихтер работал концертмейстером в Одесской филармонии, с 1934 года - в Одесском театре оперы и балета.

В 1934 году он дал свой первый концерт.

В личной коллекции музыканта были собраны картины и рисунки его друзей и почитателей, среди которых Пабло Пикассо, Оскар Кокошка, Ренато Гуттузо, Василий Шухаев, Роберт Фальк, Дмитрий Краснопевцев, Анна Трояновская и другие.

Последний публичный концерт Рихтера состоялся в марте 1995 года в Германии.

Святослав Рихтер - народный артист СССР (1961). Он был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1975). Лауреат Государственной премии СССР (1950), Ленинской премии (1961), Государственной премии РФ за 1995 год . Награжден тремя орденами Ленина (1965, 1975, 1985), орденом Октябрьской Революции (1980), орденом "За заслуги перед Отечеством III степени, другими орденами и медалями, в том числе иностранных государств. Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция, 1985).

Святослав Рихтер был женат на певице (сопрано) и профессоре Московской консерватории Нине Дорлиак (1908-1998), дочери известной певицы Ксении Дорлиак.

Большую часть своего собрания живописи Рихтер завещал в дар Государственному музею изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина. В настоящее время картины находятся в Музее личных коллекций.

В 1999 году на Большой Бронной улице в Москве был открыт Музей-квартира С.Т. Рихтера - филиал ГМИИ.

В июне 2013 года в дар Московской консерватории был передан бронзовый бюст Святослава Рихтера работы скульптора Эрнста Неизвестного.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Родился 20 марта 1915 года в Житомире. Творческий потенциал Мастера не нуждается в каких-либо характеристиках и комментариях. Биографию знаменитого музыканта можно найти в любой энциклопедии, однако ее советская цензурированность противоречит многим важнейшим биографическим фактам музыканта, особенно одесского периода. Например, у многих биографов одесский период жизни Рихтера начался с 1921 года. По поздним воспоминаниям самого Святослава Теофиловича, его привезли родители младенцем в Одессу в 1916 году, после приглашения отца на должность профессора Одесской консерватории ректором Витольдом Малишевским. Отец музыканта Теофил Данилович Рихтер был одаренным пианистом и органистом, окончившим Венскую академию музыки и совмещавшим профессорскую должность в консерватории с местом органиста Одесской евангелической лютеранской церкви Св. Павла (Кирха).

Часто посещая Житомир (особенно в летний период), С.Т. Рихтер, все же, как творческая личность, в основном, формировался в Одессе, вплоть до 1941 года, когда уже был студентом Московской консерватории в классе прославленного профессора Г.Г. Нейгауза. Именно Нейгауз, впервые услышавший игру музыканта, приехавшего из Одессы в 1937 году и не имевшего формального музыкального образования, воскликнул: “По-моему, он гениален!” . Впоследствии Нейгауз неоднократно подтверждал эту оценку своего студента, а тот, в свою очередь, поражал своим дарованием С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Д.Б. Кабалевского и многих других.


С. Рихтер, А. Москалева, Т. Рихтер

Практически весь довоенный одесский период С.Т. Рихтера преисполнен коллизий и парадоксов, никак не резонирующих с честолюбивыми чаяниями его сверстников. Грандиозные лауреатские триумфы пианистов Э. Гилельса и Я. Зака (впрочем, как и других впоследствии именитых одесситов), скрипачей Н. Мильштейна, Б. Гольдштейна и, конечно, Д. Ойстраха , не волновали уже совсем не юного музыканта. Увлеченный разнообразнейшими, порой противоречащими друг другу творческими планами (драматургией, поэзией, композицией, концертмейстерством, дирижированием), Святослав Рихтер и не помышлял о карьере солиста-виртуоза, как его сверстники. Только в 19-летнем возрасте, услышав в Житомире на концерте Д.Ф. Ойстраха игру его концертмейстера В. Топилина (четвертую Балладу Ф. Шопена), он задумал провести сольный концерт из произведений гениального польского композитора.

Диапазон увлечений юноши, не проявлявшего столь важных для профессии виртуоза-инструменталиста амбиций, не импонировал ведущей фортепианной профессуре консерватории, прохладно относившейся и к отцу, и к сыну Рихтерам. В результате синклит фортепианной кафедры постепенно низвел Т.Д. Рихтера до должности преподавателя общего фортепиано, а одаренность сына просто игнорировал. Зато широкая общественность Одессы, как и ее музыкально-профессиональная часть, не ошиблись, обнаруживая в юноше невероятные потенциальные творческие задатки. Молодой концертмейстер сначала в филармонии, затем в опере демонстрирует чудеса читки с листа партитур и клавиров, претендуя на дирижерский пульт в балетном спектакле А. Глазунова “Раймонда”, восхищая артистов зрелостью и мастерством.

Возможно, в этот довоенный период и сложились предпосылки сложного, противоречивого отношения С.Т. Рихтера к родному городу, в котором перемежались взлеты и падения признаний и разочарований. Отъезд в Москву в класс Г.Г. Нейгауза, бурная столичная жизнь не вовлекли в свой водоворот одесского музыканта, он постоянно сбегал в Одессу к своим привязанностям, в значительной мере семейным, заставляя своего учителя Г.Г. Нейгауза прилагать немалые усилия для его возвращения в Москву.

Отдельной темой биографии музыканта служит его немецкое происхождение по отцу и частично по матери (А. Москалевой), также в немалой степени отдалявшее семью Рихтер от одесской музыкальной интеллигенции. Появившиеся материалы последнего десятилетия достаточно ярко иллюстрируют вовсе не просоветски настроенный круг знакомых и друзей семьи органиста кирхи, вынужденного бросить эту должность после “выразительных” намеков администрации консерватории, перейдя на место органиста оперы.

Наиболее спорным может быть личное отрешение С.Т. Рихтера от приездов в Одессу в послевоенный период с мотивировкой расстрела отца энкаведистами в августе 1941 года. Несмотря на то, что он прочно вошел в когорту известнейших музыкантов страны в 40-е годы, на его биографии оставалось пятно из-за репрессированного отца, а после отъезда матери в Германию в конце войны с антисоветски настроенным новым мужем С. Конд-ратьевым карьера Рихтера могла быть предрешена. Между тем, на Всесоюзном конкурсе пианистов в 1945 году немец Рихтер делит первую премию с фронтовиком В. Мержановым по повелению самого Сталина, постоянно находясь в поле зрения эстетствующего деспота. В 1950 году Рихтер получает Сталинскую премию, уже будучи известнейшим в СССР артистом, в биографии которого одесский период однозначно требовал официального отречения. Однако, по имеющимся данным, это было внешне выполненное обязательство и самим Рихтером, и в значительной мере его окружением. Вместе с тем Рихтер никогда не отказывался от старых одесских связей, друзей и коллег, проявляя теплоту и к любимым местам юности, и к очагам, где зрел его гений, правда, избегал это афишировать.

Не стоит замалчивать и тот факт, что образ его жизни и в стране, и за рубежом был под неусыпным оком спецслужб, находивших возможности для наблюдения за его особой со всех дистанций, о чем он всегда помнил. Тем не менее, Рихтер раскрывался в переписке с “людьми из одесского прошлого”, которым он полностью доверял, но которые не просматриваются ни в одной из официальных биографий. Такова семья Натальи Завалишиной-Вербицкой, с которой Рихтер переписывался все годы до ее смерти в 1974 году. А семья известного одесского педиатра Г.С. Леви, спасшего С. Рихтера в детстве от менингита, была для музыканта родным домом, как и другие близкие ему семьи. В гостиной С. Рихтера (в ныне мемориальной квартире-музее) по сей день сохранен подаренный музыканту гобелен с дарственной надписью от семьи Леви.

Был ли Рихтер в Одессе после войны? Вплоть до 90-х годов это были легенды, предположения, свидетельства отдельных лиц. Сам Рихтер об этом не говорил даже самым близким людям. Только в последнее десятилетие Рихтер признался Н. Журавлевой, дочери прославленного чтеца Дмитрия Журавлева, и некоторым другим особо близким о том, что он несколько раз был в родном городе, видел разрушенную, сгоревшую к тому времени кирху, квартиру первого периода жизни на Нежинской и некоторые другие важные для его памяти объекты.


Одесса, увы, оставалась прохладной к Ве-ли-кому Музыканту, не стремясь выяснять отношения, и тем более, подлинные факты рихтеровских привязанностей к опасному прошлому. Только с 2002 года усилиями Миссии Д. Ойстраха и С. Рихтера рихтериана вспыхнула с небывалой силой международными фестивалями “Рихтерфест” (2002, 2005) с открытием мемориальной доски музыканту на Пасторском доме возле кирхи.

Биография Великого Музыканта с годами становится все более полной и уточненной, раскрываясь шекспировским размахом, как отражение эпохи, породившей эту гениальную личность.

Юрий Дикий, пианист

2 сентября 2015 года, в рамках празднования Дня города, на Аллее Звезд Одессы была открыта новая звезда – в честь Святослава Теофиловича Рихтера.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса