Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ван гог год рождения. "биография винсента ван гога". Последние годы жизни

Казалось бы, у Винсента ван Гога (Vincent Willem van Gogh, 1853-1890) и , двух величайших художников второй половины XIX века, могло быть много общего. Но их недолгое общение закончилось трагедией.


Судьба распорядилась так, что ван Гог и Гоген оказались в одно время в одном месте. И те 70 дней, которые им было суждено провести в Арле, городе на юге Франции, стали для них трудным испытанием. Но если для Поля тяжелое соседство превратилось только в неприятное воспоминание, то для Винсента совместное проживание обернулось потерей физического и душевного здоровья. Ведь безумная история с отрезанным ухом произошла именно там, и до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, какую роль в ней сыграл Гоген.

Мотивы поселиться в Арле у художников были разными. Винсент ван Гог был одержим идеей создать коммуну. Именно для Южной Студии и был снят в городе небольшой желтый дом.

Воплощение этой мечты потребовало от Винсента большого напряжения, потому что судьба редко была благосклонна к нему. Художник работал консультантом по продаже картин, был учителем, осваивал богословие и читал проповеди бельгийским углекопам. Но живого отклика разносторонняя деятельность в его душе так и не нашла.



Не лучше обстояли дела и на личном фронте: связь с уличной женщиной закончилась «дурной» болезнью и пагубной страстью к абсенту.

Картины не продавались, творчество не обеспечивало даже скромного существования, и чтобы приступить к очередной работе художнику зачастую приходилось брать холст и краски в долг у папаши Танги, торговца материалами для рисования.



Он, кстати, выставлял в витрине своего магазина картины «невостребованного» в то время ван Гога.

К моменту приезда в Арль художник был худым, крайне изможденным, потерявшим половину зубов тридцатипятилетним человеком с расшатанной нервной системой, неконтролируемыми вспышками ярости и букетом вредных привычек.

Но в творческом плане жизнь ван Гога в Арле оказалась на редкость плодотворной. Там не было язвительных критиков и вездесущих газет, комментирующих безумные выходки художника, поэтому только за два первых месяца жизни в провинции появились 200 картин.

Такая трудоспособность не давалась даром: художник выпивал в день более 20 чашек крепкого кофе, а засыпал только после немеренного количества алкоголя. Так продолжалось с февраля по октябрь 1888 года, до момента появления в Арле Поля Гогена, жизнь которого складывалась совсем иначе.

Крепкий достаток, большой дом в престижном районе Парижа, жена, пятеро детей – что еще нужно для счастья? Но Поль тосковал по былой свободе и тяготился условностями жизни обеспеченного буржуа. В семье его опекуна, где все очень увлекались живописью, ему в руки попали краски и кисти. Гоген начал писать.

На него сразу же обрушились многочисленные тяготы непризнанного гения: буквально за несколько лет рухнула карьера, с молотка был продан дом, жена-датчанка забрала детей и уехала на свою родину.

Слава откладывала визит к художнику, и он был вынужден согласиться на предложение Тео ван Гога, который обещал Полю выплачивать по 150 франков за то, что тот поедет в Арль и будет жить в одном доме с его братом Винсентом.

22 октября Гоген приехал в Арль. До трагических событий оставалось немногим больше двух месяцев. Обстановка накалилась в первые же минуты после встречи художников. Гогену не понравился страшный беспорядок, царивший в комнатах, и то, что в доме не оказалось никакой еды. К тому же он заявил, что будет жить в самой светлой и большой спальне, где уже успел обосноваться Винсент. Казалось бы, чашу терпения хозяина мог переполнить язвительный отзыв о картине, которую он нарисовал специально к приезду гостя – это, кстати, были знаменитые «Подсолнухи».

Но ван Винсент ван Гог терпеливо снес все замечания будущего, как он надеялся, друга, потому что абсолютно не претендовал на роль лидера в их отношениях.

На этом Поль не остановился и взялся руководить не только бытом, но и творчеством соседа. Он считал, что незачем часто ходить на пленэр, потому что рисовать можно и по памяти. Но ван Гог мог писать только с натуры, а созданные в комнате пейзажи вызывали у него приступы ярости.

Когда же художники все-таки попадали на природу, то раздражался уже Гоген – его товарищ за день рисовал полноценную картину, а он приносил домой только наброски.

Но в их видении, безусловно, было нечто общее, и именно этим объясняется то, что художники несколько раз «пересеклись» в сюжетах картин. Так, их обоих вдохновила на написание портрета местная красавица Мари Жино и не оставили равнодушными пейзажи Прованса, знаменитые красные виноградники Арля и скромные жилища местных фермеров.

Ван Гог называл желтый дом монастырем, где Гоген будет аббатом, а он – всего лишь послушником, но жили художники не по монастырскому уставу. Они много пили, часто посещали местную корриду и городской публичный дом. И, возможно, эти обстоятельства к отрезанному уху Винсента ван Гога имеют самое прямое отношение.

На корриде в Арле матадор не убивал побежденного быка, а только отрезал ему ухо. В очередной раз художники посетили арену буквально накануне трагедии, и у ван Гога была возможность еще раз увидеть, что происходит с проигравшими.

Эта история не могла обойтись и без женщины. Ею оказалась «жрица любви» Рашель, которая предпочла провести ночь с внешне привлекательным Гогеном. Он же позволил себе не только привести девушку в дом, но и обсуждать с ней картины своего товарища.

Вполне вероятно, что после этого в воспаленном воображении ван Гога возникла бредовая мысль, что он – неудачник, а Гоген и Рашель – победители, которые вправе «претендовать» на его ухо. Тогда становится понятно, почему утром Винсент принес Рашель такой страшный «подарок».

Но есть и другая версия, где события развивались иначе. Согласно ей, крепко нетрезвые друзья подрались, Винсент ван Гог кинулся на Поля с бритвой, а тот, защищаясь, случайно отсек ему ухо рапирой. Это вполне могло случиться, тем более что сам пострадавший никогда и никому о членовредительстве не говорил, но в одном из писем брату заметил:

«Хорошо, что у Гогена не было огнестрельного оружия, а то все могло кончиться гораздо хуже»

Винсент Ван Гог. Эта фамилия знакома каждому школьнику. Ещё в детстве мы шутили между собой «рисуешь как Ван Гог»! или «ну ты Пикассо!»… Ведь бессмертен лишь тот, чье имя навсегда останется в истории не только живописи и мирового искусства, но и человечества.

На фоне судеб европейских художников жизненный путь Винсента Ван Гога (1853-1890) выделяется тем, что он достаточно поздно обнаружил в себе тягу к искусству. До 30 лет Винсент не подозревал, что именно живопись станет конечным смыслом его жизни. Призвание созревает в нём не спеша, чтобы подобно взрыву вырваться наружу. Ценой труда почти на грани человеческих возможностей, который станет уделом всей его оставшейся жизни, на протяжении 1885-1887 годов Винсент сумеет выработать свой индивидуальный и уникальный стиль, который в будущем назовут «импасто». Его художественная манера будет способствовать укоренению в европейском искусстве одного из самых искренних, чутких, человечных и эмоциональных направлений – экспрессионизма. Но, главное, она станет истоком его творчества, его картин и графики.

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в семье протестантского пастора, в голландской провинции Северный Брабант, в деревне Грот Зюндерт, где его отец пребывал на службе. Семейная среда очень многое определили в судьбе Винсента. Род Ван Гогов был старинным, известным ещё с XVII века. В эпоху Винсента Ван Гога было два традиционных семейных занятия: кто-то из представителей этого рода обязательно занимался церковной деятельностью, а кто-то – торговлей произведениями искусства. Винсент был старшим, но не первым ребёнком в семье. Годом ранее родился, но вскоре умер его брат. Второй сын и был назван в память умершего Винсентом Виллемом. После него появилось ещё пятеро детей, но только с одним из них будущий художник будет связан тесными братскими узами до последнего дня своей жизни. Не будет преувеличением сказать, что без поддержки младшего брата Тео, Винсент Ван Гог как художник вряд ли бы состоялся.

В 1869 году Ван Гог переезжает в Гаагу и начинает заниматься торговлей картинами в фирме «Гупиль» и репродукциями произведений искусства. Винсент активно и добросовестно работает, в свободное время много читает и посещает музеи, понемногу рисует. В 1873 Винсент начинает переписку с братом Тео, которая продлится до самой его смерти. В наше время письма братьев изданы в книге, которая называется «Ван Гог. Письма к брату Тео» и купить её можно практически в любом хорошем книжном магазине. Эти письма – волнующие свидетельства внутренней духовной жизни Винсента, его поисков и ошибок, радостей и разочарований, отчаяния и надежд.

В 1875 году Винсент получает назначение в Париж. Он регулярно посещает Лувр и Люксембургский музей, выставки современных художников. К этому времени он уже сам рисует, однако ещё ничто не предвещает, что занятие искусством скоро станет всепоглощающей страстью. В Париже происходит перелом в его душевном развитии: Ван Гог сильно увлекается религией. Многие исследователи связывают это состояние с несчастной и односторонней любовью, которую Винсент пережил в Лондоне. Много позже, в одном из писем к Тео, художник, анализируя свою болезнь, отметит, что психическое нездоровье является их семейной чертой.

С января 1879 года Винсент получает должность проповедника в Ваме, поселке, расположенном в Боринаже – области в южной Бельгии, центре угольной промышленности. Его глубоко поражает крайняя нищета, в которой живут шахтеры и их семьи. Начинается глубокий конфликт, который открывает глаза Ван Гога на одну истину – служители официальной церкви вовсе не заинтересованы по-настоящему облегчить участь людей, оказавшихся в нечеловеческих условиях.

Поняв до конца эту ханжескую позицию, Ван Гог испытывает ещё одно глубокое разочарование, порывает с церковью и делает свой окончательный жизненный выбор – служить людям своим искусством.

Ван Гог и Париж

Последние приезды Ван Гога в Париж были связаны с работой в «Гупиль». Однако ни разу до этого художественная жизнь Парижа не оказывала заметного влияния на его творчество. На этот раз пребывание Ван Гога в Париже длится с марта 1886-го по февраль 1888-го. Это два чрезвычайно насыщенных года в жизни художника. За этот короткий период он осваивает импрессионистическую и неоимпрессионистическую техники, что способствует высветлению его собственной цветовой палитры. Приехавший из Голландии художник превращается в одного из самых оригинальных представителей парижского авангарда, новаторство которого разрывает изнутри все условности, сковывающие огромные выразительные возможности цвета как такового.

В Париже Ван Гог общается с Камилем Писсаро, Анри де Тулуз-Лотреком, Полем Гогеном, Эмилем Бернаром и Жоржем Сера и другими молодыми живописцами, а также с торговцем красками и коллекционером папашей Танги.

Последние годы жизни

К концу 1889 года, в это сложное для себя время, обостряющееся припадками сумасшествия, душевных расстройств и тяге к суициду, Ван Гог получает приглашение принять участие в выставке Салона независимых, организованной в Брюсселе. В конце ноября Винсент отсылает туда 6 картин. 17 мая 1890 года у Тео есть план поселить Винсента в городке Овер-сюр-Уаз под присмотром доктора Гаше, который увлекался живописью и был другом импрессионистов. Состояние Ван Гога улучшается, он много работает, пишет портреты своих новых знакомых, пейзажи.

6 июля 1890 года Ван Гог приезжает в Париж к Тео. Альбер Орье и Тулуз-Лотрек навещает дом Тео, чтобы встретится с ним.

Из последнего письма к Тео Ван Гог говорит: “…Через меня ты принимал участие в создании кое-каких полотен, которые даже в бурю сохраняют мой покой. Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так… Но я не сожалею”.

Так закончилась жизнь одного из величайших художников не только XIX века, но и во всей истории искусства в целом.

Винсент Виллем Ван Гог (Vincent Willem van Gogh) – нидерландский художник, заложивший основы направления постимпрессионизма, во многом определивший принципы творчества современных мастеров.

Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревеньке Грот-Зюндерт (Groot Zundert) в провинции Северный Брабант (Noord-Brabant), граничащей с Бельгией.

Отец Теодор Ван Гог (Theodore Van Gogh) – священнослужитель-протестант. Мать Анна Корнелия Карбентус (Anna Cornelia Carbentus) – из семейства уважаемого книгопродавца и специалиста по переплету книг из города (Den Haag).

Винсент был 2-ым ребенком, но его брат умер сразу после появления на свет, поэтому мальчик оказался старшим, а после него в семье родилось еще пятеро детей:

  • Теодорус (Тео) (Theodorus, Theo);
  • Корнелис (Кор) (Cornelis, Cor);
  • Анна Корнелия (Anna Cornelia);
  • Элизабет (Лиз) (Elizabeth, Liz);
  • Виллемина (Вил) (Willamina, Vil).

Назвали младенца в честь дедушки, служителя протестантизма. Это имя должен был носить первый ребенок, но из-за его ранней смерти досталось Винсенту.

Воспоминания близких рисуют характер Винсента как очень странный, капризный и своенравный, непослушный и способный на неожиданные выходки. Вне дома и семьи он был воспитан, тих, вежлив, скромен, добр, отличался поразительным умным взглядом и полным сочувствия сердцем. Однако сторонился сверстников и не включался в их игры и забавы.

В 7-летнем возрасте отец и мать записали его в школу, но спустя год его и сестричку Анну перевели на домашнее обучение, и с детьми занималась гувернантка.

В 11 лет, в 1864 году, Винсента определили в училище в Зевенбергене (Zevenbergen). Хотя это было всего в 20 км от родных мест, ребенок тяжело переносил разлуку, и эти переживания запомнились навсегда.

В 1866 году Винсента определяют слушателем в учебное заведение Виллема II в Тилбурге (College Willem II in Tilburg). Большие успехи делал подросток в освоении иностранных языков, прекрасно говорил и читал по-французски, по-английски, по-немецки. Педагоги отметили и способности Винсента к рисованию. Однако в 1868 году он внезапно бросил учебу и возвратился домой. Больше в учебные заведения его не отдавали, он продолжал получать образование дома. Воспоминания знаменитого художника о начале жизни были печальными, детская пора ассоциировалась с мраком, холодом и пустотой.

Бизнес

В 1869 году в Гааге Винсента принимает на службу его дядя, носивший такое же имя, которого будущий художник называл «Дядюшка Сент». Дядюшка был хозяином отделения компании Goupil&Cie, занимавшейся экспертизой, оценкой и продажей арт-объектов. Винсент приобретает профессию дилера и делает значительные успехи, поэтому в 1873 году его отправляют трудиться в Лондон.

Работа с художественными произведениями была очень интересна Винсенту, он научился разбираться в изобразительном искусстве, стал постоянным посетителем музеев, выставочных залов. Его любимыми авторами стали Жан-Франсуа Милле (Jean-françois Millet) и Жюль Бретон (Jules Breton).

К этому же периоду относится история первой любви Винсента. Но история была не понятная и запутанная: он жил на съемной квартире у Урсулы Лойер (Ursula Loyer) и её дочки Евгении (Eugene); биографы спорят о том, кто был предметом любви: одна из них или Каролина Хаанебик (Carolina Haanebeek). Но кем бы ни была возлюбленная, Винсент получил отказ и утратил интерес к жизни, работе, искусству. Он начитает вдумчиво читать Библию. В этот период, в 1874 году, ему пришлось перевестись в парижское отделение компании. Там он снова становится завсегдатаем музеев и увлекается созданием рисунков. Возненавидев деятельность дилера, он перестает приносить компании доход, и его увольняют в 1876 году.

Учительство и религия

В марте 1876 года Винсент переезжает в Великобританию, поступает на безвозмездной основе преподавателем в школу в Рэмсгейте. Одновременно задумывается о карьере священнослужителя. В июле 1876 года он переходит в школу в Айзлворте, где дополнительно оказывает помощь священнику. В ноябре 1876 года Винсент читает проповедь и убеждается в предназначении нести истину религиозного учения.

В 1876 году Винсент приезжает на рождественские праздники в родной дом, и мать с отцом упросили его не уезжать. Винсент устроился в лавку, торгующую книгами, в Дордрехте (Dordrecht), но торговля ему не нравится, все время он посвящает переводам библейских текстов и рисованию.

Отец и мать, радуясь его стремлению к религиозному служению, отправляют Винсента в Амстердам (Amsterdam), где он с помощью родственника – Йоганесса Стрикера (Johaness Stricker) подготавливается по теологии для поступления в университет, а проживает у дядюшки – Яна Ван Гога (Jan Van Gogh), имевшего адмиральский чин.

После поступления Ван Гог был студентом-теологом до июля 1878 года, после чего, разочарованный, отказывается от дальнейшего обучения и бежит из Амстердама.

Следующий этап исканий был связан с Протестантской миссионерской школой в городе Лакен (Laken) неподалеку от Брюсселя (Brussel). Школой руководил пастор Бокма (Bokma). Винсент в течение трех месяцев набирается опыта в составлении и чтении проповедей, но покидает и это место. Сведения биографов противоречивы: то ли он бросил работу сам, то ли был уволен из-за неаккуратности в одежде и неуравновешенного поведения.

В декабре 1878 года Винсент продолжает миссионерскую службу, но теперь в южном районе Бельгии, в поселке Патюраж (Paturi). В поселке жили шахтерские семьи, Ван Гог бескорыстно занимался с детьми, посещал дома и рассказывал о Библии, ухаживал за заболевшими. Чтобы прокормиться, он рисовал карты Святой Земли и продавал их. Ван Гог проявил себя как подвижник, искренний и неутомимый, в результате ему определили небольшое жалование от Евангелического общества. Он планировал поступать в Евангельскую школу, но обучение было платное, а это, по убеждению Ван Гога, несовместимо с истинной верой, которая не может быть связана с деньгами. Одновременно он подает руководству шахт просьбу улучшить условия трудовой деятельности шахтеров. Ему отказали, лишили права проповедовать, что потрясло его и повлекло очередное разочарование.

Первые шаги

Успокоение Ван Гог обретает у мольберта, в 1880 году решается попробовать себя в брюссельской Королевской Академии художеств. Его поддерживает брат Тео, но спустя год обучение снова брошено, и старший сын возвращается под родительскую крышу. Он поглощен самообразованием, без устали работает.

Он испытывает любовь к овдовевшей двоюродной сестре Кее Вос-Стрикер (Kee Vos-Stricker), воспитывавшей сына и приехавшей к семейству в гости. Ван Гог отвергнут, но проявляет настойчивость, и его выгоняют из отчего дома. Эти события потрясли молодого человека, он бежит в Гаагу, погружается в творчество, берет уроки у Антона Мауве (Anton Mauve), постигает законы изобразительного искусства, делает копии литографических работ.

Ван Гог много времени проводит в кварталах, заселенных беднотой. Произведения этого периода представляют собой зарисовки дворов, крыш, переулков:

  • «Задворки» (De achtertuin) (1882);
  • «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога» (Dak. Het uitzicht vanuit de Studio van van Gogh) (1882).

Интересна техника, объединяющая акварельные краски, сепию, тушь, мел и др.

В Гааге он выбирает в жены женщину легкого поведения по имени Христин (Van Christina), которую он подобрал прямо на панели. Христин переехала к Ван Гогу вместе со своими ребятишками, стала для художника моделью, но характер у нее был ужасный, и им пришлось расстаться. Этот эпизод приводит к окончательному разрыву с родителями и близкими людьми.

После разрыва с Христин Винсент уезжает в Дрент (Drenth), в сельскую местность. В этот период появляются пейзажные работы художника, а также картины, на которых запечатлена жизнь крестьянства.

Ранние работы

Период творчества, представляющий первые работы, выполненные в Дренте, отличается реалистичностью, но они выражают ключевые характерные особенности индивидуальной манеры художника. Многие критики считают, что эти особенности объясняются отсутствием элементарного художественного образования: Ван Гог не знал законов изображения человека , поэтому персонажи картин и этюдов кажутся угловатыми, неграциозными, как будто вышедшими из лона природы, подобными скалам, на которые давит небесный свод:

  • «Красные виноградники» (Rode wijngaard) (1888);
  • «Крестьянка» (Boerin) (1885);
  • «Едоки картофеля» (De Aardappeleters) (1885);
  • «Старая церковная башня в Нюэнене» (De Oude Begraafplaats Toren in Nuenen) (1885) и др.

Эти работы отличаются темной палитрой оттенков, передающих тягостную атмосферу окружающей жизни, мучительное положение простых людей, сочувствие, боль и драму автора.

В 1885 году он вынужден покинуть Дренте, так как он вызывал недовольство священника, считавшего рисование распутством и запрещавшего местным жителям позировать для картин.

Парижский период

Ван Гог едет в Антверпен (Antwerpen), берет уроки в Академии художеств и дополнительно в частном учебном заведении, где много трудится над изображением обнаженной натуры.

В 1886 году Винсент переезжает в Париж к Тео, служившему в дилерской конторе, специализировавшейся на сделках по продаже арт-объектов.

В Париже в 1887/88 году Ван Гог берет уроки в частной школе, постигает основы японского искусства, азы импрессионистической манеры письма, творчество Поля Гогена (Pol Gogen). Этот этап в творческой биографии Ваг Гога называют светлым, в работах лейтмотивом проходят нежно-голубые, ярко-желтые, огненные оттенки, манера письма легкая, предающая движение, «струение» жизни:

  • «Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (Agostina Segatori in het Café «Tamboerijn»);
  • «Мост через Сену» (Brug over de Seine);
  • «Папаша Танги» (Papa Tanguy) и др.

Ван Гог восхищался импрессионистами, познакомился благодаря брату Тео со знаменитостями:

  • Эдгар Дега (Edgar Degas);
  • Камиль Писарро (Camille Pissarro);
  • Анри Тулуз-Лотрек (Anri Tuluz-Lautrec);
  • Поль Гоген;
  • Эмиль Бернар (Emile Bernard) и др.

Ван Гог оказался среди добрых друзей и единомышленников, включился в процесс подготовки экспозиций, которые организовывались в ресторанчиках, барах, театральных холлах. Ван Гога зрители не оценили, признали их ужасными, но он погружается в учение и самосовершенствование, постигает теоретическую базу техники цвета.

В Париже Ван Гог создал порядка 230 произведений: натюрморты, портретная и пейзажная живопись, циклы картин (например, серия «Башмаки» 1887 года) (Schoenen).

Интересно, что человек на холсте приобретает второстепенную роль, а главным является светлый мир природы, его воздушность, сочность цветов, и их тончайшие переходы. Ван Гог открывает новейшее направление – постимпрессионизм.

Расцвет и поиск своего стиля

В 1888 году Ван Гог, переживая по поводу непонимания зрителей, уезжает в южный французский город Арль (Arles). Арль стал городом, в котором Винсент понял цель своего творчества: не стремиться отразить реальный зримый мир, а с помощью цвета и несложных технических приемов выразить свое внутреннее «Я».

Он принимает решение порвать с импрессионистами, но особенности их стилистики долгие годы проявляются в его произведениях, в способах изображения света и воздуха, в манере расстановки цветовых акцентов. Типичными для импрессионистических работ являются серии полотен, на которых один и тот же пейзаж, но в разное время дня и при разном освещении.

Притягательность стиля работ Ван Гога времени расцвета – в противоречии между стремлением к гармоническому мироощущению и осознанием собственной беспомощности перед дисгармоничным миром. Полные света и праздничной природы работы 1888 года соседствуют с мрачными фантасмагорическими образами:

  • «Жёлтый дом» (Gele huis);
  • «Кресло Гогена» (De stoel van Gauguin);
  • «Терраса кафе ночью» (Cafe terras bij nacht).

Динамичность, движение цвета, энергия кисти мастера является отображением души художника, его трагических исканий, порывов понять окружающий мир живого и неживого:

  • «Красные виноградники в Арле»;
  • «Сеятель» (Zaaier);
  • «Ночное кафе» (Nachtkoffie).

Художник задумывает учредить общество, объединяющее начинающих гениев, которые будут отображать будущее человечества. Чтобы открыть общество, Винсенту помогает средствами Тео. Ведущую роль Ван Гог отводил Полю Гогену. Когда Гоген приехал, они поссорились до того, что Ван Гог 23 декабря 1888 года чуть не перерезал ему горло. Гоген сумел спастись, а Ван Гог, раскаявшись, отсек часть мочки собственного уха.

Биографы по-разному оценивают данный эпизод, многие считают, что поступок этот был признаком сумасшествия, спровоцированного чрезмерным потреблением алкогольных напитков. Ван Гог отправлен в психбольницу, где его содержат в строгих условиях в отделении для буйнопомешанных. Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Но жители города выразили протест, и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rémy-de-Provence), под Арлем.

С мая 1889 года Ван Гог живет в Сен-Реми, за год пишет более 150 крупных вещей и порядка 100 рисунков и акварельных произведений, демонстрирующих мастерское владение полутонами и приемом контраста. Среди них преобладает пейзажный жанр, натюрморты, передающие настроение, противоречия в душе автора:

  • «Звёздная ночь» (Nightlights);
  • «Пейзаж с оливковыми деревьями» (Landschap met olijfbomen) и др.

В 1889 году плоды творчества Ван Гога выставляются в Брюсселе, встречены восторженными отзывами коллег и критиков. Но Ван Гог не испытывает радости от наступившего наконец признания, переезжает в Овер-сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise), где живет его брат с семейством. Там он постоянно творит, но угнетенное настроение и нервическое возбуждение автора передаются полотнам 1890 года, они отличаются ломаными линиями, искаженными силуэтами предметов и лиц:

  • «Деревенская дорога с кипарисовыми деревьями» (Landelijke weg met cipressen);
  • «Пейзаж в Овере после дождя» (Landschap in Auvers na de regen);
  • «Пшеничное поле с воронами» (Korenveld met kraaien) и др.

27 июля 1890 года Ван Гог получил смертельное ранение из пистолета. Неизвестно, был ли выстрел спланированным или случайным, но через сутки художник умер. В этом же городке он похоронен, а через 6 месяцев от нервного истощения умер и его брат Тео, могила которого находится рядом с Винсентом.

За 10 лет творчества появилось свыше 2100 работ, среди которых порядка 860 выполнено маслом. Ван Гог стал родоначальником экспрессионизма, постимпрессионизма, его принципы легли в основу фовизма и модернизма.

Посмертно прошла череда триумфальных выставочных мероприятий в Париже, Брюсселе, Гааге, Антверпене. В начале XX века проходит еще одна волна показов произведений знаменитого голландца в Париже, Кельне (Keulen), Нью-Йорке (New York), Берлине (Berlijn).

Картины

Сколько картин написал Ван Гог точно не известно, но искусствоведы и исследователи его творчества склоняются к цифре порядка 800. Только за последние 70 дней жизни он написал 70 картин – по одной в день! Давайте вспомним самые известные картины с названиями и описанием:

«Едоки картофеля» появились в 1885 году в Нюэнене. Задачу автор описал в послании к Тео: он стремился показать людей тяжелого труда, получивших за свою работу малое вознаграждение. Руки, обрабатывающие поле, принимают его дары.

Красные виноградники в Арле

Знаменитое полотно датируется 1888 годом. Сюжет картины не выдуманный, о нем Винсент рассказывает в одном из посланий к Тео. На полотне художник передает поразившие его насыщенные цвета: густо-красные виноградные листья, пронзительно-зеленое небо, ярко-фиолетовая умытая дожем дорога с золотыми бликами от лучей заходящего солнца. Краски как будто перетекают одна в другую, передают тревожное настроение автора, его напряженность, глубину философские раздумий о мире. Такой сюжет будет повторяться в творчестве Ван Гога, символизируя вечно обновляющуюся в труде жизнь.

Ночное кафе

«Ночное кафе» появилось в Арле и представило раздумья автора о человеке, который самостоятельно разрушает собственную жизнь. Идею саморазрушения и неуклонного движения к безумию выражает контраст кроваво-бордового и зеленого цветов. Чтобы попытаться проникнуть в тайны сумеречной жизни, автор работал над картиной по ночам. Экспрессионистическая манера письма передает наполненность страстями, тревожность, болезненность жизни.

В наследии Ван Гога есть две серии работ, изображающих подсолнухи. В первом цикле – разложенные на столе цветы, они написаны в парижский период в 1887 году и вскоре приобретены Гогеном. Вторая серия появилась в 1888/89 годы в Арле, на каждом холсте – цветы подсолнечника в вазе.

Этот цветок символизирует любовь и верность, дружбу и тепло человеческих взаимоотношений, благодеяние и благодарность. Художник выражает в подсолнухах глубины своего миропонимания, ассоциируя себя с этим солнечным цветком.

«Звездная ночь» создается в 1889 году в Сен-Реми, она изображает звезды и луну в динамике в обрамлении безграничного неба, вечно существующей и несущейся в бесконечности Вселенной. Расположенные на переднем плане кипарисы стремятся достигнуть звезд, а поселок в долине статичен, неподвижен и лишен стремлений к новому и бесконечному. Экспрессия цветовых подходов и использование разных типов мазков передает многомерность пространства, его изменчивость и глубину.

Этот знаменитый автопортрет создан в Арле в январе 1889 года. Интересная особенность – диалог красно-оранжевого и сине-фиолетового цветов, на фоне которого происходит погружение в пучину искаженного сознания человека. Внимание приковывает лицо и глаза, как будто смотрящие вглубь личности. Автопортреты – это беседа живописца с собой и с мирозданием.

«Цветущие ветки миндаля» (Amandelbloesem) создаются в Сен-Реми в 1890 году. Весеннее цветение миндальных деревьев – символ обновления, зародившейся и крепнущей жизни. Необычность холста – в том, что ветки парят, не имея под собой основания, они самодостаточны и прекрасны.

Этот портрет написан в 1890 году. Яркие краски передают значимость каждого мгновения, работа кистью создает динамичный образ человека и природы, которые связаны между собой неразрывно. Образ героя картины болезненный и нервный: мы всматриваемся в образ печального старика, погруженного в свои мысли, как будто впитавшего тягостный опыт лет.

«Пшеничное поле с воронами» создано в июле 1890 года и выражает ощущение приближения гибели, безысходную трагичность бытия. Картина наполнена символикой: небо перед грозой, приближающиеся черные птицы, дороги, ведущие в неведомое, но недоступные.

Музей

(Van Gogh Museum) открылся в Амстердаме в 1973 году и представляет не только самое фундаментальное собрание его творений, но и работы импрессионистов. Это первый по популярности выставочный центр в Нидерландах.

Цитаты

  1. Среди священнослужителей, как и среди мастеров кисти, царит деспотичный академизм, унылый и полный предрассудков;
  2. Задумываясь о будущих лишениях и невзгодах, я не смог бы творить;
  3. Живопись – моя радость и успокоение, дающая возможность отвлечься от жизненных неприятностей;

Сын пастора. В 1869-76 служил комиссионером художественноторговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 - учителем в Англии. Занявшись изучением теологии, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров; защита их интересов привела ван Гога к конфликту с церковными властями.

В 1880-х гг. ван Гог обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе (1880-81) и в Антверпене (1885-86), пользуется советами А. Мауве в Гааге. Ван Гог с увлечением рисует обездоленных людей - шахтёров Боринажа, а позже - крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых он наблюдал в Голландии в 1881-85. В 30-летнем возрасте ван Гог начинает заниматься живописью и создаёт обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям ("Крестьянка", 1885, Гос. музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; "Едоки картофеля", 1885, фонд В. ван Гога, Амстердам). Развивая традиции критического реализма 19 в., прежде всего творчества Ж. Ф. Милле, ван Гог соединял их с эмоционально-психологической напряжённостью образов, болезненно чутким восприятием страданий и подавленности людей.

В 1886-88, живя в Париже, ван Гог посещает частную студию; одновременно он изучает пленэрную живопись импрессионистов и японскую гравюру, приобщается к исканиям А. Тулуз-Лотрека, П. Гогена. В этот период тёмная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее становился мазок ("Мост через Сену", 1887, фонд В. ван Гога, Амстердам; "Портрет папаши Танги", 1887, Музей Родена, Париж).

Переезд ван Гога в 1888 в Арль открывает период его зрелости. Здесь вполне определилось своеобразие живописной манеры художника, который выражал своё отношение к миру и своё эмоциональное состояние, используя контрастные сочетания цвета и свободный пастозный мазок. Пламенное чувство, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в пейзажах, сияющих радостными, солнечными красками юга ("Жатва. Долина Ла-Кро", "Рыбачьи лодки в Сент-Мари", оба-1888, фонд В. ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью ("Ночное кафе", 1888, частное собрание, Нью-Йорк).

Динамика цвета и длинных извилистых мазков наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей ("Красные виноградники в Арле", 1888, Музей изобразит, искусств им. А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевлённый предмет ("Спальня ван Гога в Арле", 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам).

Напряжённая работа ван Гога в последние годы его жизни осложнялась приступами душевной болезни, которая привела художника к трагическому конфликту с Гогеном, также приехавшим в Арль; ван Гог попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овере-сюр-Уаз (1890), где кончает жизнь самоубийством.

Творчество двух последних лет жизни ван Гога отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений - от исступленного отчаяния ("У врат вечности", 1890, Гос. музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов ("Дорога с кипарисами и звёздами", 1890, там же) до трепетного чувства просветления и умиротворённости ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890).

Творчество ван Гог отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Вместе с тем оно выразило с огромной искренностью кризис буржуазного гуманизма и реализма 19 в., болезненно мучительные поиски духовных нравственный ценностей. Отсюда особая творческая одержимость ван Гога, его порывистая экспрессия и трагич. пафос; ими определяется особое место В. Г. в искусстве постимпрессионизма, одним из главных представителей которого он стал.

Лучшие дня


Посетило:636
Первый продюсер Советского Союза

30 марта 2013 года - 160 лет со дня рождения Винсента Ван Гога (30 марта 1853 — 29 июля 1890)

Винсент Виллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) — всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист


Автопортрет (1888, Частное собрание)

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог, протестантский пастор, а матерью — Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.

Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус Ван Гог (Тео). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нём что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера — был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20 км от родного дома. Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым. 15 сентября 1866 года он начинает обучение в другом интернате — колледже Виллема II в Тилбурге. Винсенту хорошо даются языки — французский, английский, немецкий. Там же он получал уроки рисования. В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом. На этом заканчивается его формальное образование. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…».


Vincent van Gogh im Jahr 1866 im Alter von 13 Jahren.

В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Цент»). Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. В июне 1873 года его перевели в Лондонский филиал Goupil & Cie. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить её. Помимо этого, он посещал городские музеи и галереи, любуясь работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В Лондоне Винсент становится успешным дилером, и в возрасте 20 лет зарабатывает уже больше, чем его отец.


Die Innenräume der Haager Filiale der Kunstgalerie Goupil&Cie, wo Vincent van Gogh den Kunsthandel erlernte

Ван Гог пробыл там два года и пережил болезненное одиночество, которое сквозит в его письмах к брату, все более и более печальных. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе на Хакфорд Роуд 87, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным - Евгению) и оказывается отвергнутым. Это первое острое любовное разочарование, это первая из тех невозможных связей, которые с постоянством будут омрачать его чувства.
В тот период глубокого отчаяния в нем начинает созревать мистическое понимание действительности, перерастая в прямо-таки религиозное исступление. Его порыв крепнет, вытесняя при этом интерес к работе в «Гупиле».

В 1874 году Винсента перевели в Парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы он снова уезжает в Лондон. Дела у него шли всё хуже, и в мае 1875 он опять был переведён в Париж. Здесь он посещал выставки в Салоне и Лувре. В конце марта 1876 года его уволили из фирмы Goupil & Cie перешедшей к тому времени к компаньонам Буссо и Валадону. Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решил стать священником.

В 1876 году Винсент возвратился в Англию, где он нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте. В июле Винсент перешёл в другую школу — в Айлворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь. Его интерес к Евангелию рос, и он загорелся идеей проповедовать беднякам.


Винсент Ван Гог в 23 года

На Рождество Винсент поехал домой, и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Эта работа была ему не по душе; большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский. Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 году в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна Ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. В конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 уехал из Амстердама. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди.

В декабре 1878 года его направили на полгода миссионером в Боринаж, бедный шахтёрский район на юге Бельгии. Пройдя полугодичный стаж, Ван Гог намеревался поступить в евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации, и отказался от стези священника.

В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств. Однако из-за непримиримого характера он весьма скоро ее бросает и продолжает художественное образование самоучкой, используя репродукции и регулярно занимаясь рисунком. Еще в январе 1874 года в своем письме Винсент перечислял Тео пятьдесят шесть любимых художников, среди которых выделялись имена Жана Франсуа Милле, Теодора Руссо, Жюля Бретона, Констана Труайона и Антона Мауве.

А сейчас, в самом начале своей художественной карьеры, его симпатии к реалистической французской и голландской школе девятнадцатого века ни в коей мере не ослабли. К тому же социальное искусство Милле или Бретона, с их народнической тематикой, не могло не найти в нем безоговорочного последователя. Что касается голландца Антона Мауве, тут была еще одна причина: Мауве, наряду с Иоганнесом Босбоомом, братьями Марисами и Йозефом Израэльсом, был одним из крупнейших представителей Гаагской школы, наиболее значительного художественного явления в Голландии во второй половине XIX века, которая объединила французский реализм Барбизонской школы, сформировавшейся вокруг Руссо, с великой реалистической традицией голландского искусства XVII века. Мауве был еще к тому же дальним родственником матери Винсента.

И именно под руководством этого признанного мастера в 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт).


Натюрморт с кружкой пива и фруктами. (1881, Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт)

Для Винсента все как будто складывается к лучшему, да и семья вроде бы довольна его новым призванием. Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются. Причиной тому опять-таки его бунтарский характер и нежелание приспосабливаться, а также новая, неуместная и вновь неразделенная любовь к кузине Кее, которая недавно потеряла мужа и осталась одна с ребенком.

Сбежав в Гаагу, в январе 1882 года Винсент встречает Христину Марию Хоорник по прозвищу Син, проститутку старше его возрастом, алкоголичку, с ребенком, да еще беременную. Находясь в апогее своего презрения к существующим приличиям, он живет вместе с ней и даже хочет жениться. Несмотря на финансовые трудности, он продолжает быть верным своему призванию и завершает несколько произведений. В большинстве своем картины этого самого раннего периода - пейзажи, в основном морские и городские: тематика вполне в традиции Гаагской школы.

Однако ее влияние ограничивается выбором сюжетов, поскольку для Ван Гога не были свойственны та изысканная фактура, та проработка деталей, те в конечном счете идеализированные образы, которые отличали художников этого направления. С самого начала Винсент тяготел к изображению скорее правдивому, чем прекрасному, стараясь в первую очередь выразить искреннее чувство, а не просто добиться добротного исполнения.

К концу 1883 года бремя семейной жизни сделалось невыносимым. Тео - единственный, кто от него не отвернулся, - убеждает брата уйти от Син и полностью посвятить себя искусству. Начинается период горечи и одиночества, который он проводит на севере Голландии в Дренте. В декабре того же года Винсент перебирается в Нюэнен, в Северный Брабант, где теперь живут его родители.


Тео ван Гог (1888)

Здесь за два года он создает сотни полотен и рисунков, даже занимается с учениками живописью, сам же берет уроки музыки, много читает. В значительном количестве работ он изображает крестьян и ткачей - тот самый трудовой народ, который мог всегда рассчитывать на его поддержку и которого воспевали те, кто был для него авторитетами в живописи и литературе (любимые Золя и Диккенс).

В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Башмаки» (1886), Музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.


Выход из протестантской церкви в Нюэнене, (1884—1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)


Старая церковная башня в Нюэнене, (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)


Башмаки, (1886, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)

Начиная с картины «Уборка картофеля» (ныне в частной коллекции в Нью-Йорке), написанной в 1883 году, когда он еще живет в Гааге, тема простых забитых людей и их труда проходит через весь его голландский период: упор делается на экспрессивность сцен и фигур, палитра темная, с преобладанием глухих и мрачных тонов.

Шедевром этого периода является полотно «Едоки картофеля» (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога), созданное в апреле-мае 1885 года, на котором художник изображает обычную сцену из жизни крестьянской семьи. К тому моменту это было для него самым серьезным произведением: против обыкновения, он сделал подготовительные рисунки крестьянских голов, интерьеров, отдельных деталей, композиционные наброски, и написал его Винсент в студии, а не с натуры, как он привык.


Едоки картофеля, (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)

В 1887 году, когда он уже переехал в Париж - место, куда с XIX века неотступно стремились все те, кто так или иначе был причастен к искусству, - он пишет своей сестре Виллемине: «Я считаю, что из всех моих работ картина с крестьянами, которые едят картофель, написанная в Нюэнене, безусловно лучшее из того, что я сделал». К концу ноября 1885 года, после того как в марте неожиданно умер его отец да к тому же распространились клеветнические слухи, что он является отцом ребенка, который родился у позировавшей ему молодой крестьянки, Винсент перебирается в Антверпен, где вновь соприкасается с художественной средой.

Он поступает в местную Школу изящных искусств, ходит по музеям, восхищаясь произведениями Рубенса, и открывает для себя японские гравюры, столь популярные в то время среди западных художников, особенно у импрессионистов. Он с усердием занимается, намереваясь продолжить обучение на высших курсах Школы, однако обычная карьера - явно не для него, и экзамены оборачиваются неудачей.

Но Винсент так об этом никогда и не узнает, поскольку, повинуясь своему импульсивному характеру, он принимает решение, что для художника существует один-единственный город, где действительно имеет смысл жить и творить, и уезжает в Париж.

Ван Гог прибывает в Париж 28 февраля 1886 года. Брат узнает о приезде Винсента только из записки с предложением встретиться в Лувре, которую ему доставляют в художественную галерею Буссо & Валадон, новых владельцев фирмы «Гупиль и Ко», где Тео постоянно работает с октября 1879 года, дослужившись до директора.

Ван Гог начинает действовать в городе возможностей и побуждений при помощи брата Тео, который дал ему пристанище у себя в доме на улице Лаваль (ныне улица Виктор-Массе). Позднее будет найдена квартира побольше на улице Лепик.


Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).

После прибытия в Париж Винсент начинает занятия у Фернана Кормона (1845-1924) в его ателье. Хотя, это были не столько занятия, сколько общение с его новыми товарищами по искусству: Джоном Расселом (1858-1931), Анри Тулуз-Лотреком (1864-1901) и Эмилем Бернаром (1868-1941). Позже Тео, который тогда работал менеджером в галерее «Боссо и Валладон», познакомил Винсента с работами художников-импрессионистов: Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Камиля Писсаро (вместе со своим сыном Люсьеном он станет другом Винсента), Эдгара Дега и Жоржа Сера. Их работы произвели огромное впечатление на него и изменили его отношение к цвету. В этом же году Винсент знакомится с еще одним художником, Полем Гогеном, горячая и непримиримая дружба которых стала важнейшим событием в жизни обоих.

Время, проведенное в Париже с февраля 1886-го по февраль 1888 года, оказалось для Винсента периодом технических исканий и сопоставлений с наиболее новаторскими тенденциями в современной живописи. За эти два года он создает двести тридцать полотен - больше, чем за какой-либо другой этап своей творческой биографии.

Переход от реализма, характерного для голландского периода и сохранившегося в первых парижских работах, к манере, свидетельствующей о подчинении Ван Гога (правда, никогда - безоговорочном или буквальном) диктату импрессионизма и постимпрессионизма, явственно проявился в серии натюрмортов с цветами (среди которых - первые подсолнухи) и пейзажи, написанные в 1887 году. Среди этих пейзажей - «Мосты в Аньере» (ныне в частной коллекции в Цюрихе), где изображено одно из излюбленных мест в импрессионистской живописи, которое неоднократно привлекало художников, как, впрочем, и другие деревеньки на берегу Сены: Буживаль, Шату и Аржантейль. Подобно художникам-импрессионистам, Винсент в компании Бернара и Синьяка отправляется к берегам реки на пленэр.


Мост в Аньере (1887, Bührle Foundation, Zürich, Switzerland)

Такая работа позволяет ему упрочить его отношения с цветом. «В Аньере, я видел больше красок, чем когда-либо раньше», - отметит он. В этот период изучение цвета приковывает все его внимание: теперь Ван Гог схватывает его в отдельности и уже не отводит ему чисто описательную роль, как во времена более узкого реализма.

По примеру импрессионистов палитра значительно светлеет, готовя почву для того желто-синего взрыва, для тех буйных красок, которые стали характерными для последних лет его творчества.

В Париже Ван Гог больше всего общается с людьми: он встречается с другими художниками, беседует с ними, захаживает в те же места, что облюбовали его собратья. Одно из них - «Тамбурин», кабаре на бульваре Клиши, на Монмартре, хозяйкой которого была итальянка Агостина Сегатори, в прошлом модель Дега. С ней у Винсента возникает короткий роман: художник делает с нее красивый портрет, изображая ее сидящей за одним из столиков собственного кафе (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Она же позирует для его единственных написанных маслом ню, а может быть, и для «Итальянки» (Париж, Музей д"Орсэ).


Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин», (1887-1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)


Обнажённая в постели (1887, Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания, США)

Еще одно место встречи - это лавочка «папаши» Танги на улице Клозель, магазинчик красок и других художественных материалов, владелец которого был старым коммунаром и щедрым меценатом. И там и там, как и в других аналогичных заведениях того времени, иногда служивших выставочными помещениями, Винсент организует показ своих собственных работ, а также произведений ближайших друзей: Бернара, Тулуз-Лотрека и Анкетена.


Portrait of Père Tanguy (Father Tanguy), (1887-8, Musée Rodin)

Вместе они формируют группу Малых бульваров - так Ван Гог называет себя и своих сотоварищей, чтобы подчеркнуть разницу с более знаменитыми и получившими признание мастерами Больших бульваров, по определению того же Ван Гога. За всем этим стоит мечта о создании сообщества художников по модели средневековых братств, где друзья живут и работают в полном единодушии.

Но парижская действительность совсем иная, там царит дух соперничества и напряжение. «Чтобы преуспеть, нужно тщеславие, а тщеславие мне кажется абсурдом», - заявляет Винсент брату. Вдобавок импульсивный характер и бескомпромиссная позиция часто вовлекают его в споры и распри, и даже Тео наконец не выдерживает и жалуется в письме к сестре Виллемине, как сделалось «почти невыносимым» жить с ним вместе. В конце концов Париж становится ему отвратителен.

«Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны», - признается он в письме к брату.

Так он и поступает. В феврале 1888 года он отправляется в сторону Арля, в теплые объятия Прованса.

«Природа здесь необычайно прекрасна», - пишет Винсент брату из Арля. Ван Гог прибывает в Прованс среди зимы, там даже лежит снег. Но краски и свет юга производят на него глубочайшее впечатление, и он привязывается к этому краю, как позднее пленились им Сезанн и Ренуар. Тео посылает ему на жизнь и работу двести пятьдесят франков в месяц.

Винсент старается возместить эти деньги и - как он стал делать с 1884 года - посылает ему свои картины и снова забрасывает письмами. Его переписка с братом (с 13 декабря 1872 года по 1890 год Тео получает 668 его писем из общего числа 821) как всегда полна трезвого самоанализа относительно своего умственного и эмоционального состояния и насыщена ценной информацией о художественных замыслах и их воплощении.

Прибыв в Арль, Винсент поселяется в гостинице Каррель, в доме №3 по улице Кавалери. В начале мая он снимает за пятнадцать франков в месяц четыре комнаты в здании на площади Ла-Мартин, у въезда в город: это знаменитый Желтый домик (разрушенный во время Второй мировой войны), который Ван Гог изображает на одноименном полотне, ныне хранящемся в Амстердаме.


Жёлтый дом (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)

Ван Гог надеется, что со временем он сможет разместить там сообщество художников по типу того, что сформировалось в Бретани, в Понт-Авене, вокруг Поля Гогена. Пока помещение еще окончательно не готово, он ночует в соседнем кафе, а питается в привокзальном кафе, где становится другом хозяев, четы Жину. Войдя в его жизнь, друзья, которых Винсент заводит на новом месте, почти что автоматически оказываются и в его искусстве.

Так, госпожа Жину будет позировать ему для «Арлезианки», почтальон Рулен - старый анархист веселого нрава, описанный художником как «человек с большой сократовской бородой», - будет запечатлен на некоторых портретах, а его жена появится в пяти вариантах «Колыбельной».


Портрет почтальона Джозефа Рулена. (Июль-август 1888, Музей изобразительных искусств, Бостон)


Колыбельная, портреи мадам Рулен (1889, Художественный институт, Чикаго)

Среди первых работ, созданных в Арле, много изображений цветущих деревьев. «Места эти мне кажутся прекрасными, как Япония, из-за прозрачности воздуха и игры жизнерадостных красок», - пишет Винсент. И именно японские гравюры послужили образцом для этих работ, а также для нескольких вариантов «Моста Ланглуа», напоминающих отдельные пейзажи Хиросиге. За плечами остаются уроки импрессионизма и дивизионизма парижского периода.



Мост Ланглуа близ Арля. (Арль, май 1888. Государственный Музей Креллер-Мюллера, Ватерлоо)

«Я нахожу, что то, чему я научился в Париже, исчезает, и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», - пишет Винсент в августе 1888 года Тео.

То, что все же остается от предыдущего опыта, так это верность светлым тонам и работе на пленэре: краски - в особенности желтая, преобладающая в арлезианской палитре в таких насыщенных и ярких тонах, как в полотнах «Подсолнухи», - приобретают особое сияние, как бы вырываясь из глубины изображения.


Ваза с двенадцатью подсолнухами. (Арль, август 1888. Мюнхен, Новая Пинакотека)

Работая на открытом воздухе, Винсент бросает вызов ветру, который опрокидывает мольберт и поднимает песок, и для ночных сеансов изобретает систему столь же гениальную, сколь опасную, укрепляя горящие свечи на шляпе и на мольберте. Таким образом написанные ночные виды - отметим «Ночное кафе» и «Звездная ночь над Роной», оба созданные в сентябре 1888 года, - становятся одними из его самых чарующих картин и обнаруживают, до какой степени яркой может быть ночь.


Терасса ночного кафе Плейс ду Форум в Арле. (Арль, сентябрь 1888.Музей Кроллер-Моллер, Отерлоо)


Звездная ночь над Роной. (Арль, сентябрь 1888.Париж, Музей д"Орсэ)

Краски, наносимые плоскими мазками и мастихином для создания больших и однородных поверхностей, характеризуют - наряду с «высокой желтой нотой», которую, по утверждению художника, он нашел на юге, - такую картину, как «Спальня Ван Гога в Арле».


Спальня в Арле (первый вариант) (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)


Художник на пути в Тараскон, август 1888 года, Винсент Ван Гог на дороге у Монмажура (бывший музей Магдебурга; предполагается что картина погибла в огне во время Второй мировой войны)


Ночное кафе. Арль, (сентябрь 1888. Коннектикут, Йельский Университет Изобразительных искусств)

А 22-е число того же месяца стало важной датой в жизни Ван Гога: в Арль прибывает Поль Гоген, которого неоднократно приглашал Винсент (в конце концов его убедил Тео), приняв предложение разместиться в Желтом домике. После начального периода восторженного и плодотворного существования отношения между двумя художниками, двумя противоположными натурами - беспокойным, несобранным Ван Гогом и уверенным, педантичным Гогеном - портятся вплоть до разрыва.


Поль Гоген (1848-1903) Van Gogh Painting Sunflowers (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)

Трагичным эпилогом, как расскажет Гоген, станет канун Рождества 1888 года, когда, после бурной ссоры, Винсент хватает бритву, чтобы, как показалось Гогену, напасть на друга. Тот, испугавшись, бежит из дома и отправляется в гостиницу. Ночью, впав в неистовство, Винсент отрезает себе мочку левого уха и, завернув ее в бумагу, относит в подарок проститутке по имени Рашель, с которой знакомы они оба.

Ван Гога обнаруживает на кровати в луже крови его друг Рулен, и художника отвозят в городскую больницу, где, против всех опасений, он через несколько дней поправляется и может быть отпущен домой, однако новые приступы неоднократно возвращают его в больницу. Тем временем его непохожесть на других начинает пугать арлезианцев, и до такой степени, что в марте 1889 года тридцать граждан пишут петицию с просьбой освободить город от «рыжего безумца».


Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой. Арль, (январь 1889, Коллекция Ниарчос)

Итак, нервный недуг, который всегда в нем тлел, все-таки прорвался наружу.

Вся жизнь и творчество Ван Гога находились под влиянием его физического и душевного нездоровья. Его переживания всегда были переживаниями в превосходной степени; он был очень эмоционален, реагировал душой и сердцем, во все кидался как в омут с головой. Родители Винсента уже с раннего возраста начали беспокоиться о своем сыне «с больными нервами», и особых надежд на то, что из сына что-то может получиться в жизни, у них не было. После того, как Ван Гог принял решение стать художником, Тео - на расстоянии -присматривал за старшим братом. Но и Тео не всегда мог помешать тому, что художник совершенно забывал о себе, работая как одержимый, или по причине нехватки средств. В такие периоды Ван Гог дни напролет сидел на кофе и хлебе. В Париже он злоупотреблял алкоголем. Ведя подобный образ жизни, Ван Гог нажил себе всяческие болезни: у него были проблемы с зубами и плохой желудок. По поводу болезни Ван Гога существует огромное количество версий. Есть предположения, что он страдал особой формой эпилепсии, признаки которой прогрессировали, когда ослабевало физическое здоровье. Его нервный темперамент только усугублял дело; в припадке он впадал в депрессию и полнейшее отчаяние в отношении себя самого

Отдавая себе отчет в опасности своего психического расстройства, художник решает сделать все, чтобы вылечиться, и 8 мая 1889 года добровольно ложится в специализированную лечебницу Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»). В этой больнице, которую возглавляет доктор Пейрон, Ван Гогу все же предоставляется некоторая свобода, и он даже имеет возможность писать на открытом воздухе под надзором персонала.

Так рождаются фантастические шедевры «Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой», «Оливы, синее небо и белое облако» - произведения из серии, отличающейся предельным графическим напряжением, которое усиливает эмоциональное исступление неистовыми завихрениями, волнообразными линиями и динамичными пучками.


Звездная ночь (1889. Музей современного искусства, Нью-Йорк)


Пейзаж с дорогой, кипарисом и звездой (1890. Музей Кроллер-Мюллер, Ватерлоо)


Оливковые деревья на фоне Альпилля (1889. Коллекция Джона Хея Уитни, США)

На этих полотнах - где как предвестники смерти вновь возникают кипарисы и оливковые деревья с искореженными ветвями - символическая значимость живописи Ван Гога особенно заметна.

Живопись Винсента не укладывается в рамки искусства символизма, находящего вдохновение в литературе и философии, приветствующего мечту, тайну, волшебство, устремляющегося в экзотику, - того идеального символизма, линия которого прослеживается от Пюви де Шаванна и Моро до Редона, Гогена и группы «Наби».

Ван Гог ищет в символизме возможное средство для того, чтобы раскрыть душу, чтобы выразить меру бытия: именно поэтому его наследие будет воспринято экспрессионистской живописью XX века в ее различных проявлениях.

В Сен-Реми у Винсента чередуются периоды бурной активности и длительные перерывы, вызванные глубокой депрессией. В конце 1889 года, в момент кризиса, он проглатывает краски. И все же, при помощи брата, который в апреле женился на Иоганне Бонгер, он принимает участие в сентябрьском Салоне Независимых в Париже. В январе 1890 года он выставляется на восьмой выставке Группы двадцати в Брюсселе, где продает за весьма лестную сумму в четыреста франков «Красные виноградники в Арле».


Красные виноградники в Арле (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва)

В январском номере журнала «Меркюр де Франс» в 1890 году появилась первая критическо-восторженая статья про картину Ван Гога «Красные виноградники в Арле» за подписью Альбера Орье.

А в марте он снова среди участников Салона Независимых в Париже, и там Моне хвалебно отзывается о его работах. В мае брат пишет Пейрону о возможном переезде Винсента в Овер-на-Уазе в окрестностях Парижа, где его готов лечить доктор Гаше, с которым Тео недавно подружился. И 16 мая Винсент один отправляется в Париж. Здесь он проводит три дня у брата, знакомится с его женой и недавно родившимся ребенком - своим племянником.


Цветущие миндальные деревья, (1890)
Поводом к написанию этой картины было рождение первенца Тео и его жены Иоганны - Винсента Виллема. Ван Гог нарисовал миндальные деревья в цвету, используя декоративные композиционные приемы в японском стиле. Когда полотно было закончено, он отправил его в качестве подарка новоиспеченным родителям. Иоганна писала позднее, что малыш был под впечатлением от небесно-голубой картины, висевшей в их спальне
.

Затем он едет в Овер-на-Уазе и вначале останавливается в гостинице Сент-Обен, а после поселяется в кафе супругов Раву на площади, где расположен муниципалитет. В Овере он энергично принимается за работу. Доктор Гаше, который становится его другом и приглашает к себе домой каждое воскресенье, ценит живопись Винсента и, будучи художником-любителем, приобщает его к технике офорта.


Портрет доктора Гаше. (Овер, июнь 1890. Париж, музей д"Орсэ)

В многочисленных картинах, написанных Ван Гогом в этот период, наблюдается невероятное усилие растерянного сознания, жаждущего каких-то правил после крайностей, заполнивших его полотна в тяжелый год, проведенный в Сен-Реми. Это желание вновь начать, упорядоченно и спокойно, контролировать свои эмоции и воспроизводить их на холсте четко и гармонично: в портретах (два варианта «Портрета доктора Гаше», «Портрет мадмуазель Гаше за пианино», «Двое детей»), в пейзажах («Лестница в Овере») и в натюрмортах («Букет роз»).


Мадемуазель Гаше за фортепиано. (1890)


Деревенская улица с фигурами на лестнице (1890. Художественный Музей Сент-Луиса, Миссури)


Розовые розы. (Овер, июнь 1890. Копенгаген. Глиптотека Карлсберга)

Но в последние два месяца своей жизни художнику с трудом удается заглушать внутренний конфликт, который куда-то гонит и подавляет его. Отсюда такие формальные противоречия, как в «Церкви в Овере», где изящество композиции диссонирует с буйством красок, или же конвульсивные беспорядочные мазки, как в «Стае ворон над хлебным полем», где медленно парит мрачное предзнаменование неминуемой смерти.


Церковь в Овере. (Овер, июнь 1890. Париж, Франция, Музей д"Орсэ)


Пшеничное поле с воронами (1890, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам)
В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами». Она была свидетельством трагической смерти художника.
Картина была закончена предположительно 10 июля 1890 года, за 19 дней до его смерти в Овер-сюр-Уазе. Существует версия, что Ван Гог покончил жизнь самоубийством в процессе написания данной картины; данная версия финала жизни художника была представлена в фильме « Жажда жизни», где актёр, играющий Ван Гога (Кирк Дуглас) стреляет себе в голову в поле, завершая работу над полотном. Тем не менее, нет никаких доказательств в поддержку данной теории. Долгое время считалось, что это последняя работа Ван Гога, но исследование писем Ван Гога с высокой долей вероятности свидетельствует, что последней работой художника была картина «Пшеничные поля», хотя в этом вопросе всё ещё существует неоднозначность

К тому времени Винсент уже полностью одержим дьяволом, который прорывается наружу все чаще и чаще. В июле его сильно беспокоят семейные проблемы: у Тео финансовые трудности и плохо со здоровьем (он умрет через несколько месяцев после Винсента, 25 января 1891 года), да и племянник не совсем в порядке.

К этим волнениям добавляется разочарование, что брат не сможет провести летние каникулы в Овере, как обещал. И вот 27 июля Ван Гог выходит из дома и отправляется в поля, чтобы поработать на пленэре.

По возвращении, после настойчивых расспросов четы Раву, обеспокоенных его подавленным видом, он признается, что стрелял в себя из пистолета, который он, якобы, купил для отпугивания птичьих стай во время работы на пленере (оружие так никогда и не будет найдено).

Срочно прибывает доктор Гаше и сразу же сообщает Тео о случившемся. Брат устремляется к нему на помощь, но судьба Винсента уже предрешена: он умирает ночью 29 июля в возрасте тридцати семи лет, спустя 29 часов после ранения, от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). Земная жизнь Ван Гога закончилась - и начиналась легенда о Ван Гоге, последнем истинно великом художнике на планете Земля.


Ван Гог на смертном одре». Рисунок Поля Гаше .

По словам брата Тео (Theo), который был при Винсенте в его смертные минуты, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»). Винсент Ван Гог был похоронен в Овер-сюр-Уаз. Через 25 лет (в 1914 году) рядом с его могилой были захоронены останки его брата Тео.

В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что Ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса