Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В каких сферах проявил себя симеон полоцкий. Краткая биография семеона полоцкого

Симеон Полоцкий - монах, общественный и церковный деятель, писатель, публицист, поэт, педагог, переводчик.

В миру Самуил Гаврилович (Емельянович?) Петровский-Ситнианович, а прозвище Полоцкий присвоено ему впоследствии в Москве, по месту его первоначальной службы. Родился в 1629 г. в Белоруссии (по мнению некоторых — в Полоцке).

С 1637 по 1651 гг. - учился в Киево-Могилянской коллегии.

В 1653 окончил Виленскую иезуитскую коллегию.

В 1656 принял иночество и стал преподавателем (дидаскалом) в Полоцкой братской школе. При посещении Полоцка в 1656 г. Алексеем Михайловичем Симеону удалось лично поднести царю приветственные "Метры" своего сочинения.

В 1660 году впервые приехал в Москву, перед царским семейством в Кремле читал свои стихи и предложил царю свою литературную "службу", которая была принята.

В 1663/1664 г. он перехал в Москву. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Тайного приказа, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

В 1665 г. Симеон поднес царю "благоприветствование о новодарованном сыне" и этим укрепил за собой благосклонность царя. В то же время Симеон с усердием выполнял некоторые поручения Паисия Лигарида, требовавшие специальных познаний и ловкого пера.

По уполномочию вост. патриархов, приехавших в Россию по делу Никона, Симеон произнес пред царем орацию о необходимости "взыскати премудрости" (т. е. усилить образовательные средства в государстве). По поручению собора 1666 г. он составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 г. этот труд был напечатан и издан от имени царя и собора под заглавием "Жезл правления на правительство мысленнаго стада православно-российския церкви, — утверждения во утверждение колеблющихся во вере, — наказания в наказание непокоривых овец, — казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих". Книга является типичным образцом схоластической риторики. Богословская эрудиция, хорошая по тому времени обработка формы, утонченная аргументация — все это оказалось совершенно неубедительным для неискушенного ума "простецов", мало оценивших внешние литературные достоинства трактата и не нашедших здесь ответа на "сумнительства" свои. "Жезл" не только не оказал никакого влияния, но высокомерное отношение Симеона к противникам в связи с некоторыми резкими выражениями крайне оскорбило челобитчиков и усилило их враждебность к церковным новшествам. Хотя собор отозвался о труде Симеона с высокой похвалой, признав "Жезл" "из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным", однако в нем оказалось немало точек соприкосновения с западными богословскими мнениями, что и было впоследствии отмечено одним из противников Симеона, чудовским монахом Евфимием.

С 1667 г. на Симеона было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: "Вертоград Многоцветный" (сборник стихотворений, предназначенный служить "книгой для чтения"), "Житие и учение Христа Господа и Бога нашего", "Книга кратких вопросов и ответов катехизических". В "Венце веры кафолическия" Симеон сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией. В основу "Венца" положен апостольский символ (вместо никейского), причем Симеон пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаж. Иеронима и Августина). Несомненно, что в свое время "Венец" должен был привлекать внимание читателей занимательностью и новизною.

Своим независимым положением при дворе Симеон воспользовался в целях возрождения давно угасшей в Москве живой церковной проповеди, взамен которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди Симеона (числом более 200) представляют собой образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворных результатов для церковной жизни. Проповеди Симеона изданы уже после его смерти, в 1681—83 гг., в двух сборниках: "Обед душевный" и "Вечеря душевная".

Стихотворческие опыты Симеона лишены малейшей искры поэтического таланта и объясняются отчасти влиянием пройденной им школы, отчасти принятою им на себя ролью придворного стихотворца. Кроме стихотворного переложения Псалтири (изд. в 1680 г.), Симеона написал множество стихотворений (составивших сборник "Рифмологион"), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в "Вертоград Многоцветный".

Симеон написал также две комедии для зарождавшегося театра: "Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных" и "Комедия притчи о Блудном сыне"; особенным успехом пользовалась последняя.

Значение Симеона должно быть измеряемо не количеством написанного им; гораздо важне то влияние, которое оказала на московскую жизнь кипучая деятельность его. Явившись в Москву проводником идей, воспринятых в преобразованной Петром Могилою киевской коллегии, Симеон служил живым и активным отрицанием той косности и неподвижности, в которой застывала московская церковная жизнь. Не успокоиваясь в сфере житейских удобств, какие давало ему положение воспитателя царских детей, он не переставал словом и делом ратовать за распространение образования, обогащая по мере сил московскую книжность почерпнутыми в Киеве из западных источников сокровищами знания. Его деятельность встречала глухую вражду со стороны представителей церковной власти и ее приспешников; но высокое положение Симеона делало его неуязвимым.

В 1678 организовал при дворе типографию, первой изданной книгой которой стал "Букварь".

В 1679 составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии.

Симеон Полоцкий умер в 1680 г. и похоронен в Заиконоспасском монастыре.

После его смерти были изданы его труды: "Тестамент Василия, царя греческого, сыну своему Льву Философу" и "История или повесть о житии преподобного Варлаама и о Иоасафе, царевиче индейском". Сборники его стихотворений остались неизданными; впоследствии напечатаны из них лишь отрывки. Cbvtjy создал в Москве литературно-научную школу, представителем которой стал его ученик Сильвестр (Медведев). Лучшее исследование о Симеоне — Л. Майкова, "Симеон Полоцкий" (в "Древн. и нов. России", 1875; в дополненном виде вошло в "Очерки из истории русской литер. XVII и XVIII ст.", СПб., 889).

Ивана. Яркий представитель силлабической поэзии.

Педагог и богослов

Симеон Полоцкий родился в Полоцке в 1629 году. Помимо него в семье было четверо детей.

Получил образование в Киево-Могилянской академии у Лазаря Барановича и в Виленской иезуитской академии. Вернувшись в Полоцк в 1656 году, принял монашеский постриг в православии и стал дидаскалом полоцкой православной братской школы. Тогда же познакомился с царем Алексеем Михайловичем (1645-1676) при посещении тем города.

В 1664 году Симеон уехал в Москву. Здесь по поручению царя в 1665 году он организовал школу при Заиконоспасском монастыре для обучения подьячих Приказа тайных дел, где был также преподавателем (в 1669 году его в этом сменил ученик Сильвестр Медведев).

Полоцкий выступал с идеей о том, что светские знания не противоречат истинной вере, отстаивал необходимость развития светского образования, приобщения к европейской культуре через изучение латинского языка.

Эти взгляды он воплощал как в Заиконоспасской школе, так и при обучении царских детей, став их наставником в 1667 году. Благодаря Полоцкому Федор, Софья и Иван получили хорошее образование, знали польский и латынь, Федор Алексеевич даже писал стихи. Для их обучения монах написал несколько сочинений: сборник стихов для чтения «Вертоград многоцветный», «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книгу кратких вопросов и ответов катехизических», «Венец веры кафолической» (в этой книге Полоцкий пользовался Библией по тексту Вульгаты, часто цитировал западных Отцов церкви).

В 1680-х годах Симеон Полоцкий был одним из тех, кто стоял у истоков создания . Ему приписывают авторство первоначального Устава академии, поданного царю Федору Алексеевичу на утверждение Сильвестром Медведевым в 1682 году.

Помимо педагогики, Симеон занимался и церковной деятельностью. В 1665 году он участвовал в подготовке Поместного собора по низложению , который прошел в 1666 году при участии восточных патриархов. Этот же собор поручил Полоцкому написать сочинение, получившее название «Жезл правления» и призванное утвердить колеблющихся в вере. Оно было рекомендовано патриархами к прочтению христианами, однако в 1690 году, уже после смерти Симеона, книга была осуждена за наличествующие в ней католические ереси (например, хлебопоклонную ересь, связанную с вопросом о времени пресуществления Св. Даров). Именно по данной проблематике в 1673 году состоялся богословский диспут, в котором против Епифания Славинецкого выступал Симеон Полоцкий, представлявший «латинствующих». Тогда его взгляды еще на находили осуждения.

Полоцкий также занимался переводами трудов епископа Иерусалимской церкви Паисия Лигарида.

Литератор и общественно-политический деятель

Новым явлением в литературе XVII века стало силлабическое стихосложение, основанное на равном количестве слогов в строке, паузе в середине строки и ударении на предпоследнем слоге последнего слова. Расцвет силлабической поэзии связан с именем Симеона Полоцкого. Он был автором стихотворных сборников «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный», а также переложенной на стихи «Псалтири рифмованной». Вирши Симеона, прославлявшие членов царской семьи, имели панегирический характер. Творчество Полоцкого и его продолжателей - Сильвестра Медведева и Кариона Истомина - носило черты литературы барокко с ее аллегориями, метафорами, языковыми заимствованиями. Полоцкий также написал два драматургических произведения для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне».

В литературных произведениях Симеона Полоцкого нашли выражение и его общественно-политические представления. Он видел реальное воплощение «общего блага» и «всеобщей справедливости» в царском правосудии. Провозглашенный им принцип равного суда был абсолютистским принципом равенства подданных перед монархом. Полоцкий высказывал мысли о внесословной значимости человека, призывал ценить его не за происхождение, а по заслугам, вкладу в «общее благо». В то же время Симеон выступал за укрепление сословного строя, но предлагал смягчить угнетение крестьян и холопов, чтобы избежать народных восстаний.

В своих сочинениях Симеон Полоцкий создал образ идеального монарха - мудрого, просвещенного, справедливого, стоящего на страже закона. Долг истинного монарха, как он полагал, - заботиться о просвещении своих подданных. Полоцкий считал, что распространение в русском обществе просвещения является основой процветания государства и нравственности его жителей.

Симео́н По́лоцкий (в миру - Самуил Гаврилович (по другим данным - Емельянович ) Петровский-Ситнянович (Ситниянович ); Полоцкий - топонимическое прозвище ; 12 декабря , Полоцк , Полоцкое воеводство , Речь Посполитая - 25 августа , Москва , Царство Русское) - деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов , поэт , драматург, переводчик, монах-базилианин , московский придворный астролог . Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской : Ивана , Софьи и Фёдора . Основатель школы при Заиконоспасском монастыре , учитель Сильвестра Медведева .

Значение

Наряду с такими поэтами как Сильвестр Медведев , Карион (Истомин) , Феофан Прокопович , Мардарий Хоныков и Антиох Кантемир , считается одним из ранних представителей русской силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова .

По мнению исследователя истории русской богословской мысли и культуры протоиерея Георгия Флоровского , «довольно заурядный западно-русский начётчик, или книжник, но очень ловкий, изворотливый, и спорый в делах житейских, сумевший высоко и твёрдо стать в озадаченном Московском обществе <…> как пиита и виршеслагатель, как учёный человек для всяких поручений» .

Биография

Около 1656 года С. Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке. При посещении этого города в 1656 году Алексеем Михайловичем , Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.

В 1664 году отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия (Иевлевича) ; однако в родной Полоцк не вернулся. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел , назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.
А. С. Пушкин сообщает о том, что Симеон Полоцкий занимался астрологией при царском дворе, был придворным астрологом: «Иеромонах Симеон Полоцкий и иеромонах же Димитрий (впоследствии св. ростовский митрополит) занимались при дворе Алексея Михайловича астрологическими наблюдениями и предсказаниями. Первый из них прорек за девять месяцев до рождения Петра славные его деяния и письменно утвердил, что „по явившейся близ Марса пресветлой звезде он ясно видел и как бы в книге читал, что заченшийся в утробе царицы Наталии Кириловны сын его (царя) назовется Петром, что наследует престол его и будет таким героем, что в славе с ним никто из современников сравниться не может“ и проч. (А. С. Пушкин „История Петра I“) »

В 1665 году Симеон поднёс царю «благоприветствование о новодарованном сыне» . В то же время он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона и был переводчиком при Паисии Лигариде .

В 1667 году назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича , благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. С. Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено «соорудить» Деяния Соборов 1666-1667 годов; переводил полемические трактаты Паисия Лигарида .

Богословие и педагогика

Симеону Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилегии на Академию ») Славяно-греко-латинской академии , представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии в редакции Симеона Полоцкого ректору и преподавателям академии предоставлялся высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями , причём за многие преступления привилегия предусматривала сожжение. С. Соловьёв писал о «Привилегии»: «Московская академия по проекту царя Феодора - это цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при необходимом столкновении своем с иноверным Западом; это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал: произнесут блюстители с учителями слова: „Виновен в неправославии“ - и костер запылает для преступника.»

В богословском споре о времени преложения Святых Даров Симеон Полоцкий был поборником взгляда, впоследствии (в 1690 году) осуждённого как «хлебопоклонная ересь». Участвовал на «латинской» стороне в «разглагольствии» (диспуте) по данному вопросу в 1673 году с Епифанием Славинецким в Крестовой палате у патриарха Питирима в присутствии последнего и властей. В тот период спор имел чисто богословский характер; общественно-политическое звучание он приобрёл значительно позже, уже после смерти Симеона.

Проповеди

Своим независимым положением при дворе С. Полоцкий воспользовался в целях возрождения в Москве живой церковной проповеди, вместо которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди С. Полоцкого (числом более 200) представляют собою образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворительных результатов для церковной жизни. Проповеди С. Полоцкого изданы уже после его смерти, в 1681-1683 годах, в двух сборниках: «Обед душевный» и «Вечеря душевная».

Поэзия

Симеон Полоцкий - один из первых белорусских и русских поэтов, автор силлабических виршей на церковнославянском и польском языках. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная» (издано в 1680 году), Полоцкий написал множество стихотворений (составивших сборник «Рифмологион»), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный» . По мнению Л. И. Сазоновой, «Вертоград многоцветный» является вершиной творчества Симеона Полоцкого, а также одним из наиболее ярких проявлений русского литературного барокко. С. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне»; особенным успехом пользовалась последняя.

Память

Почтовая марка Белоруссии, 1995 год

Симеон Полоцкий в литературе

В 2008 году был издан исторический роман М. М. Рассолова «Симеон Полоцкий» . В этой книге внимание уделяется в большей степени российскому быту второй половины XVII века и общественной деятельности Симеона Полоцкого, а не его литературной и богословской деятельности. Роман содержит ряд неточностей, в частности, утверждается что Симеон является создателем силлабо-тонической (на самом деле - силлабической) системы стихосложения в русской поэзии.

Библиография

Современные издания

  • Вирши. Силлабическая поэзия XVII-XVIII веков - Л., 1935. - С. 89-119.
  • Симеон Полоцкий. Избр. соч. / Подгот. текста, статья и комм. И. П. Еремина. - М., Л., 1953.
  • Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII ст. / Вступ. ст., подг. текста и примеч А. М. Панченко. - Ленинград: Советский писатель, 1970. - С. 164-173.
  • Симеон Полоцкий. Вирши / Симеон Полоцкий; сост., подг текстов, вступ. ст. и комм. В. К. Былинина, Л. У. Звонарёвой . - Минск: Мастацкая літаратура, 1990. - 447 с. ISBN 5-340-00115-6
  • Симеон Полоцкий. Избранные сочинения / Симеон Полоцкий; подготовка текста, статья и комм. И. П. Еремина. - Санкт-Петербург: Наука, 2004. - 280 с. ISBN 5-02-026993-X
  • Жезл правления. - Факсимильное издание, выпущенное по заказу ОАО «Белгазпромбанк» / Симеон Полоцкий; автор исследования А. Суша; адаптация церковнославянского текста, перевод на русский и белорусский языки, составление словарей А. Брезгунова. - Мн.: Издательство Национальной библиотеки Беларуси, 2013. - В 2-х кн.

Электронные публикации

  • Венец веры Симеона Полоцкого [рукопись]. - [Б.м.], XVIII в. - 226, [из них 1 чистый], л.; 1˚(31,5 х 20,5)
  • Букварь языка славенска. - Москва: Типография Верхняя, декабрь 1679 . - 1 пустой, 1 тит. л., -, 1-16, , 1-103, 1-36 = 160 л.; 8°.
  • Месяцеслов / стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий. - 1680. - 18 с.
  • Во славу господа Бога в троице лиц в единстве естества славимаго Псалтирь царя и пророка Давида художеством рифмотворным равномерно слоги и согласноконечно по различным стихов родом преложенная... / / Стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий. - Москва: Типография Верхняя, апрель 1680 . - 1-8, 1 гравюра, 1-126, 126₂, 127-139, 1-18 = 167 л.
  • Обед душевный . - Москва: Типография Верхняя, октябрь 1681г. . - Тит. л., 1 лист в 2 гравюрами, 1-20, 1-560, 560, 561-688 = 771 л.

См. также

Примечания

  1. Державина О. А. Симеон Полоцкий // Краткая литературная энциклопедия - М. : Советская энциклопедия , 1962. - Т. 6. - С. 841–842.
  2. Вялікае княства Літоўскае / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш. - Мн. : БелЭн, 2007. - Т. 2. - С. 567. - 792 с. - ISBN 978-985-11-0394-8 .
  3. Беларуская энцыклапедыя. - Мн. : БелЭн, 2002. - Т. 14: Рэле - Слаявіна. - С. 391. - 512 с. - ISBN 985-11-0238-5 .
  4. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. - М. , 1896-1918.
  5. Прот. Георгий Флоровский . Пути русского богословия . Париж, 1937, стр. 75.
  6. Margarita Korzo, Studi Slavistici VI (2009), s. 59-84

Борис Викторович Сапунов

Как происходят превращения

Симеон Полоцкий - в миру Самуил Гаврилович (Емельянович) Петровский Ситнианович (1629—1680) - по праву занимает почетное место в развитии русской культуры второй половины XVII века.

В те годы Москва стала общепризнанным центром духовной и культурной жизни восточных славян. Здесь синтезировалось всё лучшее, что было наработано в процессе исторического развития этих народов.

Наш герой всей своей деятельностью осуществлял обогащение культур братских народов, продвигал культуру белорусского и украинского народов в русскую культуру своего времени.

Высшее образование Самуил Петровский Ситнианович получил в Киеве, в Киево-Могилянской академии, основанной выдающимся украинским гуманистом Петром Могилой в 1632 году.

Учёба в этом украинском центре образования приобщила его к культуре братского народа, по многим параметрам близкого к великороссам-москвичам. Огромное влияние на формирование его личности оказал сам основатель Академии, человек широкого европейского образования, Пётр Семёнович Могила (1596—1647 гг.). Он был киевским митрополитом с 1632 года, последовательно боролся с усилением католического влияния. Через него наш герой приобщился к европейской цивилизации в её восточном варианте, многие элементы которой впоследствии он пытался перенести на русскую почву.

По окончании учёбы в Киеве наш фигурант возвратился в родной Полоцк, где в 1656 году принял монашество под именем Симеона. Там он и получил прозвище Полоцкий, по месту своего рождения.

Тайный приказ. Воспитание императора

В Полоцке Симеон работал в Братской школе, где воспитывал и обучал будущих православных монахов. В 1656 году, во время Первой войны за освобождение Белоруссии, в Полоцк прибыл русский царь Алексей Михайлович. На торжественном приеме государя Симеон вручил ему приветственные «Метры» своего сочинения.

Государь ознакомился с текстом, запомнил талантливого монаха и пригласил его в Москву. Однако переезд задержался по ряду обстоятельств, и Симеон прибыл в столицу только через восемь лет, в 1664 году.

Сначала государь поручил ему работу в Тайном Приказе. Симеон обучал молодых подьячих в школе, которая тогда размещалась в Спасском монастыре.

В 1665 году Симеон поднёс государю «Благо приветствие» по случаю рождения царского сына и тем самым укрепил расположение государя к своей особе. А в 1667 году Симеон удостоился «великой государевой милости» - был назначен учителем царских детей - Алексея, Фёдора и Софьи. Специально для них он написал произведение «Ветроград многоцветный».

Таким образом, Симеон Полоцкий получил возможность оказывать влияние на формирование ментальности высших лиц государства, внушать им свою идеологию. С этого момента С. Полоцкий находился под «высокой крышей» и стал недоступен проискам многочисленных врагов.

Как утверждает профессор Б.Н. Митюров, в числе воспитанников С. Полоцкого был и молодой Пётр Алексеевич, будущий император Пётр Великий.

Это весьма интересная информация. Общеизвестно, что Пётр приобщился к западной цивилизации в Кукуе, немецкой слободе Москвы. Но если в Кукуе Пётр Алексеевич видел немецкий быт в русской модели, то его учитель С. Полоцкий познакомил царевича с европейской культурой, так сказать в учебном, строгом академическом изложении 1 .

Окно в Европу через Москву

Активная деятельность Симеона в Москве знаменовала собой окно в Европу задолго до «прорубленного» Петром окна через Петербург.

Эту мысль в своё время подчёркивал В.О. Ключевский, утверждавший, что посредником в процессе проникновения в Россию западной культуры, быта и европейского просвещения был «православный монах латинской выучки С. Полоцкий» 2 .

С. Полоцкий не только обучал своих царственных учеников гуманитарным наукам (языкам, риторике), но и формировал у них политическое сознание, утверждая, что «Россия славу расширяет не мечом только, но скоротечным типом, через книги, сущим многовечным» 3 .

Школа, основанная С. Полоцким в Спасском монастыре, получила признание московской элиты. Она успешно функционировала, привлекая под свои своды большое число желающих получать там солидное образование. Она была первым в Москве (и в России) светским государственным учебным заведением, где утверждалось прозападное направление в русском просвещении, но при этом не терялся национальный и православный его общий характер.

Такой знаменитый гимназион! Славяно-греко-латинская академия

По инициативе С. Полоцкого был выработан проект создания в Москве «гимназиона», где учащиеся изучали бы славянский, греческий и латинский языки, философию и риторику.

Так была подготовлена концепция высшего гуманитарного образования в России и предприняты первые практические шаги по его осуществлению. Но реально Славяно-греко-латинская Академия была открыта в 1687 году, уже после смерти Симеона Полоцкого.

Большую роль в распространении просветительских идей С. Полоцкого сыграла так называемая «Верхняя типография», которая с 1676 года находилась в полном его распоряжении и издания которой носили светский характер.

Можно утверждать, что деятельность С. Полоцкого в области просвещения, его успехи по распространению в России светского образования, в котором слились лучшие русские, белорусские и украинские традиции с элементами европейской культуры, подготовили почву для петровских преобразований в области культуры.

О сути раскола и важности единения

Особо следует подчеркнуть ясное понимание С. Полоцким роли православия в деле единения трёх братских восточнославянских народов.

Он занимал чёткую позицию по вопросу церковного раскола.

Русская Православная Церковь, в отличие от наднациональной римско-католической церкви, всегда была национальной структурой, выражавшей и защищавшей интересы русского, белорусского и украинского народов. Выступавшие против Единой национальной церкви раскольники-староверы разрушали общность народа, для которого православие означало нечто большее, чем конфессия. Раскол был прежде всего выгоден врагам России. Не случайно А.И. Солженицын назвал раскол «великой трагедией русского народа».

В 1666 году С. Полоцкий выступил с резким осуждением челобитников - раскольников Лазаря и Никиты. В 1667 году было опубликовано его сочинение «Жезл православия», в котором резко осуждались взгляды старообрядцев. В том же году Церковный собор высоко оценил этот трактат С. Полоцкого.

Перу С. Полоцкого принадлежит стихотворный перевод одной из наиболее читаемых книг Библии, «Псалтыри» (Псалтырь рифмованная. М, 1686). В этом издании воедино слились усилия С. Полоцкого и авторов иллюстраций: великого русского изографа С. Ушакова и талантливого гравера А. Трухменского.

Наш фигурант стоял у истоков русского национального театра. Для его сцены он написал две пьесы, одна из которых, «Притча о блудном сыне», имела в своё время большой успех у зрителей.

Талантливый поэт, драматург, проповедник, С. Полоцкий был зачинателем в России национальной силлабической поэзии , идея которой сформировалась в его сознании под влиянием украинской литературной традиции.

Подведём некоторые итоги.

Симеон Полоцкий был крупнейшим деятелем эпохи Московского барокко. Он привнёс на русскую почву элементы культуры братских белорусского и украинского народов, соединив их с элементами европейской образованности, сохранив при этом основы русского менталитета.

Рассматривая и оценивая его вклад в русскую культуру второй половины XVII века, не следует ограничиваться только контекстом историко-культурного фона Москвы того времени. Многое из того, о чём писал и что реально делал белорусский просветитель, актуально сегодня, в начале ХХI века.

Это есть высшая оценка деятельности в России белоруса по происхождению, украинца по образованию, русского по самосознанию Симеона Полоцкого.

1 Митюров Б.Н. Ценное педагогическое наследие Симеона Полоцкого // Симеон Полоцкий: мировоззрение, общественно-политическая и литературная деятельность. Полоцк, 1999 . С. 109.
2 Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. IX. М., 1988. С. 259.
3 Симеон Полоцкий. Избранные сочинения. М.-Л., 19953. С. 159

Литература

1. Абецадарский Л.С. Белорусы в Москве XVII в. Минск, 1957.
2. Еремин Н.П. Симеон Полоцкий - публикации и комментарии. М.-Л., 1952.
3. Пушкарев Л. Симеон Полоцкий (Русские писатели XVII в.). М., 1972. С. 197—335.
4. Татарский Н. Симеон Полоцкий. М., 1886.

Город Полоцк - это не просто областной центр современной Республики Беларусь. Это также город с древними традициями, пополнивший историю культуры не одним именем, прославившим нашу землю. Одним из таких славных земляков был Симеон Полоцкий - «книжник», богослов, поэт, переводчик и драматург. Если говорить о жизненном пути Симеона Полоцкого и о его талантах и успехах, то можно выделить несколько областей, где он проявил свой недюжинный ум и политическую смекалку. Это - религия, педагогика, литература. Не вдаваясь в чрезмерные подробности, попытаемся дать обобщенную характеристику его.

1629 год ознаменовался рождением в городе Полоцке Самуила Гавриловича Петровского-Ситняновича, в будущем - Симеона Полоцкого. Про родителей и детство будущего общественного и религиозного деятеля источники умалчивают. Известно лишь то, что отец его умер достаточно рано.

В 1651 году Самуил заканчивает крупнейшее православное учебное заведение - Киево-Могилянскую коллегию, где можно было получить гуманитарное и богословское образование. Далее была Виленская иезуитская академия. Обучение в этих, для того времени лучших учебных заведениях, заложило основы для дальнейшей деятельности Самуила.

Симеон Полоцкий: педагогическая деятельность.

В 1656 году Самуил принимает монашество и становится Симеоном. Впоследствии, уже в Москве, к этому имени добавится еще топонимическое прозвище «Полоцкий». В этом же году он становится дидаскалом (преподавателем) в местной братской школе (такие школы создавались при православных монастырях, их целью было распространение образованности и православия среди населения). Этот же год ознаменовался для Симеона знакомством с русским царем Алексеем Михайловичем (Тишайшим). В 1664 году Симеон отправляется в Москву, что кардинально меняет его жизнь. Из обычного, пусть и отличающегося незаурядным умом и талантами, монаха, Симеон Полоцкий превращается в значительного общественного деятеля своего времени. Сначала царь поручает ему обучать подьячих Приказа тайных дел, а после - назначает учителем своих детей - царевны Софьи и Петра (в будущем великого Петра I).

Именно Симеону Полоцкому было поручено восточными патриархами выступить с речью перед царем и призвать царя Алексея Михайловича «взыскати премудрости», то есть поспособствовать повышению уровня образованности в Русском государстве, с чем он справился блестяще.

Религиозная и литературная деятельность.

В Москве Симеон Полоцкий не только преподавал, но и с головой окунулся в религиозную жизнь, которая в те времена была достаточно сумбурной. Так, он лично участвовал в низложении патриарха Никона, и был активным участником Московского собора. Также Симеон Полоцкий активно участвует в религиозной полемике, благодаря чему публикуются некоторые его публицистические работы.

Кроме публицистики, Симеон Полоцкий был неплохим поэтом. В 1667 году он был назначен придворным поэтом царя. Известность и популярность приобрела его книга «Псалтырь Рифмотворная» (перевод библейской книги «Псалтирь» поэтическим слогом) Вершиной же поэтического творчества С.Полоцкого считается сборник нравственно-дидактических поэм «Вертоград многоцветный».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса