Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Традиции и новаторство в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”. Традиции и новаторство в комедии Фонвизина «Недоросль

Ум, коль он только что ум, - самая
безделица. С пребеглыми умами мы
видим худых мужей, худых отцов, худых
граждан. Прямую цену уму дает
благонравие.
Д. Фонвизин. «Недоросль».

Тип урока: анализ произведения.

Цель урока:


  1. продолжить работу над понятиями «традиция», «новаторство», «канон»;

  2. развивать умение анализировать драматические произведения, работать с художественным текстом и учебником;

  3. показать актуальность комедии, в наши дни (т.к. главная идея эпохи Просвещения - патриотизм, служение государству) и бессмертие образов Фонвизина.
Технические средства:

Выставка книг, доска, тесты, портрет Д.И.Фонвизина, иллюстрации к комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль” Е. Суматохина.

Методы : эвристический метод; репродуктивный метод; исследовательский метод; метод творческого чтения.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и целей урока.

3. Проверка домашнего задания:

« Положительные и отрицательные персонажи комедии».

Что такое традиция?

а) в переводе с латинского «передача»;

б) исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения;

в) передача исторически установившегося порядка, сложившегося опыта, знаний представлений;

г) то, что передается из поколения в поколение.

Что такое новаторство?

а) творческое развитие традиции и ее обогащение чем-то новым;

б) введение чего-то нового.

в)Что такое канон? (образец)

4. Изучение нового.

а) Слово учителя. Традиции в комедии « Недоросль» рассмотрим в двух планах: на уровне содержания и на уровне формы.

Традиции древнерусской литературы в 18 веке как бы отодвинуты в тень, но главная традиция осталась. Это, конечно, патриотизм, любовь к стране родной. Это величайшая ответственность писателя за свои слова, вера в то, что слово может изменить, улучшить самого человека. Писатели 18 века верили, что если показать порок, зло, посмеяться или гневно обличить их, то порок исчезнет, зла станет меньше. (Наиболее часто употреляемые слова у писателей этого времени - «порок» и «добродетель»). Только добродетельные, человеколюбивые, благочестивые, образованные люди, т.е. просвещенные, могут создать справедливые, гуманные законы. Но это далеко от русской действительности, т.к. нет «особливого старания о воспитании. Фонвизин пытается эту действительность исправить « с пером в руках». Показать людские пороки легче в театре, самом наглядном виде искусств. Чтобы сделать зло бессильным, его нужно высмеять. Поэтому любимый жанр Фонвизина - комедия.

Какая основная традиция эпохи Просвещения взята Фонвизиным? (Идея служения государству). Главное в эпохе Просвещения - воспитание, т.к. образованные, воспитанные люди могут принести больше пользы государству.

б) Работа с учебником (с. 180 - 182). Составляем таблицу « Традиции классицизма и новаторские черты в комедии».


Традиции классицизма

Новаторские черты

1.Резкое деление героев на положительные и отрицательные. Каждый герой должен иметь какую-то одну, характерную черту (положительные герои таковы).
2.Присутствует герой - резонер (напрямую несет идеи автора). Такой герой в комедии - Стародум.
3.Главная идея - идея просвещения.
4.Триединство: времени - 1 сутки; места; действия - 1 интрига, проблема.

1. Характеры героев сложны.
2.Речь героев передает характеры действующих лиц.
3. Просвещение важно, но сначала надо добродетель, позаботиться о душе, а уж потом об уме - главная идея комедии.
4. Нарушает триединство: вместо одной проблемы поднимает несколько очень важных.
5. Типизация и зоологизация героев.

в) Работа с текстом. Составление таблицы « Основные проблемы комедии « Недоросль» и противоположные точки зрения на них положительных и отрицательных персонажей».

Проблема

Отношение положительных героев

Отношение отрицательных героев

1 . Проблема воспитания.

« Чтоб в достойных людях не было недостатка, прилагается нынче особливое старание о воспитании». (Правдин, д.5. явл.1).

« Без науки люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был 1 5 лет, и с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить». (Простакова, д.4, явл.8).

2. Проблема крепостного права.

« Каждый должен искать своего счастья и выгод в том, что законно и что угнетать рабством себе подобных беззаконно» (Стародум, д.5. явл.1).

« Не волен! Дворянин, кого захочет, и слуги высечь не волен, да на что нам указ от о вольности дворянства». (Простакова, д.5, явл. 4).

3. Проблема служения Отечеству.

« Но что всего более - он для пользы и славы отечества не устрашается забыть свою собственную славу». (Милон, д.4, явл.6).

« По мне - куда велят». (Митрофан, д.5, явл. 7).

4. Проблема брака и семьи.

« Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу бы походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Муж благоразумный! Жена добродетельная! Что почтеннее быть может? Надобно, мой друг, чтоб муж твого повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны». (Стародум, д.4, явл.2).

« я и своих поросят завести хочу. Меня не проведешь... Для нее одной отдам угольную с лежанкой». (Скотинин, д.2, явл.3).

Что говорит Стародум о воспитании и просвещении? Что, по его мнению, важнее? (см. эпиграф).

Какие « способы сделать людей добрыми» видит Стародум?

5. Выводы по уроку.

Кто является носителем добродетели, а кто носителем злонравия в комедии? - Как обернулось злонравие Простаковой против нее самой в последнем действии? Почему Фонвизин назвал свою комедию « Недоросль»? (С образом Митрофана связаны раздумья писателя о том наследии, которое готовят России простаковы и скотинины. Митрофан - недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий наук; он недоросль и в моральном отношении, т.к. не умеет уважать достоинства других людей.)

Почему комедия « Недоросль» не сходит со сцены театров? Актуальна ли она сейчас? В чем ее актуальность?

6. Домашнее задание. Написать характеристику героя (по вариантам).

Новаторство Фонвизина
Одним из самых успешных произведений Д.И. Фонвизина является комедия «Недоросль». Это небольшая история о том, что происходит в семье русской дворянки Простаковой. «Недоросль» была написана в XVIII веке – веке господствующего классицизма, от канонов которого Фонвизин отшел. Я могу уверенно, без сомнений сказать, что Фонвизин – новатор. В чем же заключалось новаторство «русского из прерусских» ? (так Фонвизина называл юный А.С. Пушкин).
Классицизм имеет определенные рамки и строгие правила, такие как застывшие характеры; обязательная система амплуа; одна идея; один конфликт; единство действия; говорящие фамилии; счастливый конец и т.д. Фонвизин же, хоть и писал произведение во время расцвета классицизма, затронул несколько видов конфликтов. Например, любовный конфликт (Скотинин, Милон и Митрофан хотят в жены Софью), причем данный конфликт не является главным, он выполняет функцию фона. Также Фонвизин затронул социальный конфликт – отношение Простаковой к крестьянам. Бессердечие, тирания, деспотизм… Все это качества дворянки, представительницы элиты Российской Империи. Автор показывает недопустимое в классицизме развитие характеров героев, действительно, Митрофанушка не до конца остается «маменькиным сынком», он отказывается от «матушки любимой», когда узнает, что она лишена прав на управление имением.

Несомненно, новаторством является идея произведения – вина государства. Начиная с комедии «Недоросль» , русская литература вступает в благородную борьбу с государственной властью, борьбу за справедливость. Действительно, Фонвизин указал на проблему власти, проблему законов и их реализации в обществе XVIII века. Если хорошо задуматься над комедией, то можно понять, что в проблемах образования и крепостного права автор винит именно правительство.
«Русская комедия начиналась еще задолго до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле, эти комедии – суть произведения ума сильного. Человека даровитого». Я полностью согласна со словами Виссариона Григорьевича Белинского. Фонвизин не только талантливый, но и смелый писатель. Далеко не каждый в то время мог указать властям на их пороки и бездействие. В классицизме представители правительства – идеал, нечто высокое и благородное, а в комедии «Недоросль» Фонвизин показал правду, за что ему пришлось уйти в отставку.

Фонвизин – отец Великой русской комедии, разрушивший каноны классицизма.

Традиционное и новаторское в комедии «Недоросль»

(литературная статья)

Славу принесла поставленная в 1782 году комедия «Недоросль», над которой он работал в течение многих лет.,

Новая комедия «Недоросль» была завершена в 1781 году и в следующем 1782-м, после упорной борьбы, поставлена была Дмитревским. Над комедией Фонвизин начал работать в пору своей политической и творческой зрелости - после возвращению осенью 1778 года из Франции. Одновременно с комедией писалось «Рассуждение о непременных государственных законах». Ясность политической мысли Фонвизина, его приверженность идеалам свободы человека, сказавшаяся с такой силой в «Рассуждении», обусловили политическую остроту комедии, ее общественный пафос.

Главная тема комедии обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой: «Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил» - вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола. Так начинается «Недоросль». Главный конфликт социально-политической жизни России - произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных - становится темой комедии. Драматическим конфликтом «Недоросля» является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян - Правдина и Стародума - с крепостниками - Простаковыми и Скотининым.

Главным намерением Фонвизина в «Недоросле» и было показать все действия, поступки, мысли Простаковых и Скотинина, всю их мораль и интересы в социальной обусловленности. Они порождены крепостным правом, утверждает Фонвизин. Вот почему от первого до последнего акта тема крепостного права пронизывает все произведение.

Комедия «Недоросль» справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18-го века. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.

Чем же комедия «Недоросль» соответствует положениям русского классицизма? Прежде всего, автор сохраняет все признаки «низкого» жанра.

«В основу сюжета «Недоросля», согласно традиции классицизма, положена любовная интрига. Однако она играет в комедии Фонвизина необычную роль и теснейшим образом связана с идейной направленностью пьесы. Любовную интригу Фонвизин всецело подчиняет задачам социальной сатиры. В психологическом отношении, как средство раскрытия внутренних переживаний героев, любовь Милона и Софьи его мало интересует: она нужна ему как удобный повод для изображения «злонравных» характеров людей, пытающихся из личных целей помешать их соединению» .

Раскрытию идейной сущности «Недоросля» служат прежде всего выведенные в комедии художественные образы.

Типичным для комедии этого времени приемом борьбы со злом было противопоставление отрицательному явлению явления положительного, причем в тех случаях, когда его не существовало в действительности, оно изображалось якобы реально существующим.

В полном соответствии с этими эстетическими требованиями четырем отрицательным персонажам «Недоросля» - Простаковой, Простакову, Скотинину и Митрофану - Фонвизин противопоставил такое же число положительных действующих лиц - Стародума, Правдина, Софью и Милона.

«Действующие лица пьесы отчетливо делятся на три группы. Первую группу составляют отрицательные персонажи: центром ее является Простакова. Группа положительных персонажей объединяется вокруг Стародума. Наконец, третья группа включает в себя действующих лиц комедии, стоящих вне собственно сюжетной интриги, но нужных автору для создания социально-бытового фона пьесы: Тришку, Еремеевну, Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана, слугу Простакова и камердинера Стародума» .

Из пятнадцати действующих лиц комедии одиннадцать наделены значащими именами. Объяснение слова «простак» или «простяк», данное в «Словаре Академии Российской» («малоумный, оплошливый»), как нельзя более соответствует образу самого Простакова. Но характер его жены отнюдь не покрывается таким определением. Не следует забывать, что она - урожденная Скотинина. Ее «простота» другого рода, такого, о котором говорится в пословице: «Простота хуже воровства». Простакова хочет прикинуться простодушной, но это никого не убеждает.

Сами за себя говорят и не нуждаются в объяснениях такие фамилии-характеристики, как Скотинин, Стародум, Правдин, Вральман. Фамилии Кутейкин и Цыфиркин выражают в первую очередь социальное лицо персонажей. Кутейниками в насмешку называли причетников. Цыфирное учение означало арифметику.

Таким образом, самая фамилия Цыфиркина указывала на его занятие. Наряду с открыто «говорящими» именами Фонвизин пользуется и скрыто «говорящими». Неспроста недоросль назван Митрофаном. Это имя в дословном переводе с греческого означает: «являющий свою мать», то есть подобный матери. Положительной героине пьесы Фонвизин дает имя Софья («мудрость»), ставшее в русской комедии традиционным. Особый смысл заключается в имени Милона. Софье противны такие претенденты на ее руку, как Митрофан и Скотинин, но ей «мил он», этот честный и благородный молодой офицер.

«Если уже в самом перечне действующих лиц «Недоросля» содержатся намеки на характер или социальную принадлежность как отрицательных, так и положительных персонажей, то внешним приемам их обрисовки, каковыми являются имена и фамилии, вполне соответствует и внутренняя их сущность.

«Дурак бесчестный» и «презлая фурия, которой адский нрав делает несчастье целого их дома» - такое представление о муже и жене Простаковых сложилось у Правдина за три дня его пребывания под их кровом» .

Характер Простакова определяется в самом начале комедии его собственным признанием жене: «При твоих глазах мои ничего не видят» На всем дальнейшем протяжении пьесы зритель убеждается в этом не раз. Простаков всецело под башмаком у своей супруги. Его роль в доме подчеркивается авторской ремаркой при первой же реплике Простакова: «от робости запинаясь» Эта «робость» или, как характеризует ее Правдин, «крайнее слабомыслие» и приводит к тому, что «бесчеловечие» Простаковой не встречает со стороны ее мужа никаких ограничений и в конце комедии сам Простаков оказывается, по собственному признанию, «без вины виноватым» .

Гораздо более сложными изобразительными средствами очерчен Фонвизиным характер «презлой фурии» - госпожи Простаковой, урожденной Скотининой. «... Все сцены, в которых является Простакова, - писал Вяземский, - исполнены жизни и верности, потому что характер ее выдержан до конца с неослабевающим искусством, с неизменяющейся истиною. Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего, как из мутного источника, истекают все сии свойства, согласованы в характере ее живописцем сметливым и наблюдательным». В этих словах соединены воедино основные черты характера Простаковой. Но не само по себе невежество, которому Вяземский склонен приписывать причину всех зол, а разлагающее влияние крепостного права, порождающее, в частности, и это невежество, является их «мутным источником» .

В обрисовке характера Простаковой Фонвизин отступает прямолинейности и схематизма, свойственных классицизму. Если образ ее мужа с первого до последнего действия комедии остается неизменным, то характер самой Простаковой постепенно раскрывается входе пьесы. При всей своей хитрости Простакова глупа, а потому постоянно выдает себя с головою.

В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма.

«В «Недоросле» были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе . Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян» .

В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, «Недоросль» - произведение многотёмное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания - с проблемами крепостного права и государственной власти.

«Для разоблачения пороков автор использует такие приёмы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику «развращённого века», бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы» .

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.

Новаторской является и система образов комедии. Действующие лица, правда, традиционно делятся на положительных и отрицательных. Но Фонвизин выходит за рамки классицизма, вводя в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыфиркин).

Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепостница Простакова в финале становится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном. Она даже вызывает наше сочувствие.

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Таким образом, формально следуя правилам классицизма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским произведением. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин - первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления.

Проблема воспитания - центральная в идеях Просвещения, является основной в комедии Фонвизина, что подчёркивается её названием. (Недоросль - молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание). Конкретности изображаемой действительности соответствует и язык произведения (одно из правил классицизма). Например, речь Простаковой: грубая в обращении к слугам («мошенник», «скот», «воровская харя» - портной Тришка; «бестия», «каналь» - нянька Еермеевна), заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой («век живи, век учись, друг мой сердешный», «душенька»).

«Правильный», книжный язык составляет основу речи положительных персонажей: на нём говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Таким образом, речь героев как бы делит подразделяет персонажей на отрицательных и положительных (одно из правил классицизма).

Соблюдается в комедии и правило трёх единств . Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места). Единство времени вроде бы тоже присутствует. Единство действия предполагает подчинения действия пьесы авторской задаче, в данном случае - решение проблемы истинного воспитания.

В «Недоросле» Фонвизин уже не ограничивается бытовой характеристикой своих героев, не замыкается в семейных отношениях, умея за семьей увидеть Россию, за точно выписанным интерьером помещичьего дома - экстерьер человеческой судьбы в обществе. Индивидуальные особенности характера каждого из членов семьи Простаковых оказываются связанными с определенной социальной системой, которая существует при поддержке двора. Так естественно и закономерно рассказ о поведении семьи Простаковых оборачивается осуждением правительства и монарха, осуждение жестокости Простаковой приводит к выводу, что угнетать рабством себе подобных недопустимо. Здесь же, в частном доме, в миниатюре разыгрывается та идейная борьба, которая проходила внутри дворянства между лучшими людьми господствующего сословия, стоявшими на просветительских позициях, и помещиками-рабовладельцами. Все это делало «Недоросль» новаторским произведением.

Созданная Фонвизиным общественная комедия преодолевала противоречия драматургии «во вкусе Дидеротовом». При этом развитие «высшего содержания» не приводило к отказу от комического начала. «Недоросль» - смешная, исполненная истинной веселости, обличительная комедия. Но то был смех карающий, смех, убивающий трусость и подлость, моральную низость дел и помыслов, ничтожество и преступность жизни Простаковых и Скотинина. Таковы сцены, раскрывающие материнскую любовь Простакововй, любовное соперничество Скотинина и Митрофана, мечты о семейном счастье Скотинина, обучение Митрофана наукам, экзамены и многие, многие другие.

Но иногда смех вытесняет горькая ирония. Под знаком иронии проведены, например, беседы учителей Митрофана с Еремеевной. Итак, «Недоросль» - комедия реалистическая. Но мало констатировать этот факт. Необходимо тщательно изучить и определить конкретно-исторический характер фонвизинского реализма. Все исследователи справедливо отмечают, что в пору, когда классицизм еще не сдал господствующих позиций, написание реалистического произведения связано с огромными трудностями.

Власть традиции сказалась и в «Недоросле». Отсюда и значащие фамилии, и сохранении симметрии в распределении отрицательных и положительных персонажей, и условность некоторых действующих лиц, и, главное, недостаточная в ряде случаев индивидуализация их. В «Недоросле» не всегда тип раскрываемый как социальное явление, показан и как личность. Несмотря на внешнее соблюдение традиционных правил классической комедии, пьеса Фонвизина отражает общее для русской комедии того времени движение через «слезную драму» к реализму. «Вся комедия Фонвизина вызывает не простой, веселый смех, а горький смех, внушающий раздумье… Именно такой смех всегда был присущ передовым деятелям русской литературы . Каждый из них мог бы применить к себе стих Кантемира: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу». Этот смех-ирония составляет одну из черт национального своеобразия русской сатиры и русской комедии….

Список литературы

1. Куликова К. и его комедия «Недоросль» // Фонвизин: комедия в 5-ти действиях. - Л., 1989.- С. 5-42.

2. Макогоненко Фонвизин. Творческий путь. - М.-Л., 1961. – С. 238-280.

3. Пигарев Фонвизина. - М.: Наука, 1954. - С.

4. Степанюк комедии «Недоросль» Д. Фонвизина в «Горе от ума» А. Грибоедова. Грозный, 1986. – 122 с.

5. Фонвизин / В кн. Избранные произведения. – М.: Академия, 2004. – С. 30-66.

Урок по литературе на тему: «Традиции и новаторство в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

«Русская комедия начиналась задолго ещё до

Фонвизина, но началась только с Фонвизина»

В.Г.Белинский.

Цели урока: 1) рассмотреть влияние литературных традиций на комедию Фонвизина;

2) анализировать комедию «Недоросль» как новаторское произведение в литературе 18 века;

3) показать мастерство драматурга в создании системы образов комедии.

Ход урока:

    Предкоммуникативная фаза.

Продолжая разговор о литературе 18 века, вспомним, какие традиции повлияли на её формирование. Было дано задание составить опорную схему (рисунок), прокомментируйте их.

(Опора на статью учебника «Новая русская литература и традиции»).

    Коммуникативная фаза.

Наша сегодняшняя задача – рассмотреть традиции и новаторство в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», раскрыть значение эпиграфа урока.

К какому из 4-х источников, проникших в литературу 18 века, относится жанр комедии?

К традициям русского фольклора.

Почему Фонвизин обращается к комедии?

1) Самый наглядный вид искусства – театр, 2) чтобы сделать зло бессильным, нужно его высмеять.

Откуда идёт традиция, вера в то, что слово, сказанное от сердца, может изменить что-то в жизни людей, улучшить?

Из древнерусской литературы.

Да, сатира должна исправлять нравы, учить. Порок и добродетель должны быть представлены наглядно. А что должно восторжествовать?

Добродетель.

- … как в фольклорных произведениях.

Поэтому главные герои делятся на 2 лагеря: с одной стороны, представители порока- Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофан, с другой стороны, представители добродетели- Стародум, Правдин, Милон, Софья.

Проверка индивидуальных заданий.

Выделите самую характерную черту, качество героя.

Скотинин- скотоподобие

Митрофан- невежество

Простаков- забитость

Стародум- прямота

Правдин- честность

Софья- благородство

Милон- добропорядочность

Большинство персонажей наделены «говорящими» фамилиями и именами, широко применявшимися в русской сатирической литературе. (рассуждения учащихся).

В пьесах того времени всегда есть герой, который напрямую выражает идеи автора, его заветные мечты, единомышленник. Кто этот герой?

Стародум.

Какой нравственный итог подводит он?

- «Вот злонравия достойные плоды…» (пожинают свои плоды).

Комедия Фонвизина продолжает традиции литературы того времени, перенимая все присущие ей черты.

- …Но не назвали бы современники Фонвизина комедию «лучшей из театральных пьес в комическом роде», не было бы полного успеха, не писал бы великий Пушкин о драматурге слова восхищения:

«…Писатель знаменитый,

Известный русский весельчак,

Насмешник, лаврами повитый,

Денис- невежде бич и страх»,

«Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…»,

Величие комедии Фонвизина в её новаторстве. В чём же оно проявилось?

Запись в тетрадях:

    Неодносложность системы образов.

    Речь героев.

    Новые идеи комедии.

1)- К отрицательным или положительным героям отнесём остальных героев комедии Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана, Еремеевну, Тришку?

Нельзя ответить только «да» или «нет» (характеристика второстепенных героев).

Фонвизин отходит от традиции изображать односложные характеры.

Вспомним экзамен, который устроил Митрофану Стародум (чтение сценки по ролям).

Каковы его ответы?

Невежественные.

А ещё они остроумные.

Но он не только невежда, он бессердечен, когда отталкивает мать, посвятившую ему жизнь. Здесь он не вызывает смех, он страшен.

Есть ли положительные черты у Простаковой?

Она жестока и груба, но безумно любит сына. Для неё «воспитание» и «питание» одно и то же. Вспомните финал комедии, когда она теряет последнюю надежду- сына. Перед нами страдающая женщина, вызывающая сочувствие.

Фонвизин отходит от традиции 18 века изображать односложные, одноцветные характеры. Герои комедии сложнее, сложнее система образов.

2) Речь героев.

Новаторство Фонвизина проявилось и в умении строить речь своих героев. Даже не видя на сцене, а только читая комедию, мы хорошо представляем характер действующих лиц. Речь госпожи Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она переходит к грубому тону (скот, болван, воровская харя – Митрофанушка, друг мой сердечный) (запись в тетради)

Речь Скотинина груба, соответствует фамилии.

Речь Стародума, Правдина… Цыфиркин – пословицы, поговорки (примеры учащихся).

3) Новаторскими оказались и идеи драматурга.

Во времена Фонвизина не была новаторская мысль о воспитании просвещенного дворянина. Об этом говорили великие люди XVIII в. Петр I , Елизавета II , Ломоносов и др. Но Фонвизин понимает, что одного просвещения мало.

Как вы думаете, что нужно еще к просвещению?

Стародум говорит: «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Значит, вначале надо воспитать добродетель, а потом уже – дум (добродетель (уч-ся)).

Влияние комедии с. 183. на читателей и зрителей Оленин.

III . Посткоммуникативная фаза.

Вывод к уроку.

Объясните смысл эпиграфа, слова великого русского критика.

Да, Фонвизин внес много новаторского в русскую комедию, углубил ее, усовершенствовал, не забывая при этом о традициях.

Комедия Ф. «Недоросль» - окончена в 1782 г. Это первая социально-политическая комедия, пронизанная антикрепостническим пафосом. И хотя Фонвизин, несмотря на смелость обличения социальных пороков в обще-государственном масштабе, будучи просветителем, не осознавал необходимости полной отмены крепостного права, а хотел лишь его ограничения введением «фундаментальных» законов, что нашло отражение в указе об опеке Простаковой, тем не менее его комедия, вскрывшая причины и следствия злонравия помещиков, пагубность крепостичества, давала возможность делать далеко идущие выводы. «Недоросль» - комедия, в которой побеждает реалистический принцип видения и отражения характеров.

Ф. показывает, что появление Простаковых – следствие крепостнического уклада жизни, который развращающе влияет на помещиков.

Теме воспитания Ф. уделяет важнейшее место в комедии.

Положение избалованного барчука и пример матери развили в Митрофанушке задатки будущего крепостника. Он груб с Еремеевной, с учителями.

Образы персонажей комедии, и прежде всего Простаковой, Митрофана и Скотинина, во многом гротескны, но это лишь усиливает их верность действительности. Сатирически нарисован образ Скотинина, заботящегося об одних свиньях и почитающего своих людей хуже скотов.

Скотолюбие Простаковых и Скотининых только подчеркивало их бесчеловечность в отношении крепостных крестьян.

Отрицательным персонажам в комедии противопоствлены честные и благородные дворяне, выразители авторских идей: Стародум, Правдин, Милон и Софья. И хотя эти персонажи уступают отрицательным типам в глубине реалистического показа, тем не менее их изображение нельзя назвать схематичным. Ф. стремится вдохнуть жизнь в героев, показать значение воспитания. Стародум благороден, честен, его отличает глубина и ясность мысли, способность критически воспринимать недостатки и пороки действительности. Вместе с тем ему присуща горячность, вспыльчивость, в нем развито чувство иронии. Правдин – государственный чиновник, который своей честностью, серьезным отношением к исполнению обязанностей представлял собой явление хотя и не столь частое в русской жизни того времени, но и не надуманное. Ему принадлежат слова о «злонравных невеждах», употребляющих во зло свою власть над людьми.

Устами Стародума Ф. резко обличает не только мир Скотининых и Простаковых, но и двор Екатерины II. В этом образе писатель воплощает свои представления об идеально честном дворянине, друге честных людей. В разговоре с Правдиным Стародум противопоставляет эпоху Петра I царствованию Екатерины.

В основу сюжета, согласно традиции классицизма, положена любовная интрига, но Фонвизин подчиняет ее задачам социальной сатиры. Любовь Софьи и Милона способствует прояснению характеров корыстолюбивых, злонравных помещиков. Характерно, что комедия не кончается благополучным решением судьбы Софьи и Милона. Развязка комедии – оглашение Правдиным указа об опеке, вызвавшего новый прилив бешенства Простаковой.


В «Недоросле» нарушается замкнутость комедийного жанра: рядом с комическими сценами – серьезные, поучительные разговоры, подчас драматические ситуации. Все это способствовало разрушению классицизма, усилению реалистических тенденций в драматургии Фонвизина. Вместе с тем в «Недоросле» сохраняется рационалистическая структура комедии, соблюдены единство места, времени и внешне единство действия, однако оно нарушается введением ряда бытовых сцен, которые необязательны для развития основного сюжета, но позволяют воспроизвести жизнь во всей ее повседневной сложности.

Новаторство Фонвизина находит выражение в создании социально-политической комедии, насыщенной реальным, жизненным материалом, типическими характерами в их индивидуальном проявлении (это относится прежде всего к отрицательным персонажам), в показе влияния окружающей среды, воспитания на формирование характера человека. Персонажи комедии даны в сложных взаимоотношениях. Фонвизин мастерски пользуется речевой характеристикой, язык персонажей индивидуализирован. Если характер Простакова фактически ясен с начала его появления на сцене – он под башмаком у своей супруги, то характер Простаковой сложен. Казалось бы, все человеческие чувства чужды ей. Она жестока, деспотична. Но как меняется ее поведение в разговоре с Правдиным, Стародумом. Ложь и подобострастие, зависть и лесть – черты, которые раскрываются в ней.

Художественный метод писателя-сатирика, вскрывающего «раны и болезни нашего общества» (Гоголь), стоит у истоков русского критического реализма.

(просветительский реализм).

полемика Фонвизина с Екатериной на страницах «Собеседника»

Борьба Ф. с Екатериной II и царствующим в стране злом особенно усилилась в 1782-1783 гг. Она развернулась на страницах журнала Академии наук «Собеседник любителей российского слова». Это был наиболее значительный журнал. «Собеседник издавался частями, и сроки выхода этих частей были неопределенны. Большое место в журнале отводилось «Запискам касательно русской истории» - тенденциозному произведению Екатерины, преследовавшим определенные политические цели. Здесь же, в «Собеседнике» печатает Екатерина и фельетоны «Были и небылицы». Это попытка возродить улыбательную сатиру «Всякой всячины», но если раньше она встретила отпор со стороны Новикова, то теперь в смелую полемику с ней вступил Фонвизин, напечатавший в 3 книжке «Вопросы» к автору «Былей и небылицей». Полемика носила ярко выраженный политический характер, недаром Екатерина была возмущена «дерзостью» Фонвизина. В «Вопросах» он касался внутреннего положения в стране: фаворитизма, отсутствия гласности в суде, нравственного разложения дворянства.

В той же книжке, где были напечатаны «Вопросы», Екатерина поместила ответы. Так, Фонвизин спрашивал: «Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?»

Фонвизин: «От чего известный и явные бездельники принимаются везде равно с честными людьми?»

«Отчего много добрых людей видим в отставке?»

«отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а нынче имеют, и весьма большие?»

Последний вопрос, в котором был намек на приближенного Екатерины Льва Нарышкина, вызвал особенно резкую отповедь:

Она написала в ответе, что «сей вопрос родился от свободоязычия, которого наши предки не имели».

Рассматривая полемику Фонвизина с Екатериной, Добролюбов писал об «Ответах» Екатерины: «Только ответы эти такого рода, что большая часть их уничтожает вопросы, не разрешая их.

Не была разрешена к напечатанию в «Собеседнике» еще одна публицистическая статья Фонвизина «Всеобщая придворная грамматика» (1783), в которой сатирическому осмеянию подвергались приближенные императрицы.

Екатерина не могла простить Ф. его независимости и «дерзости» в полемике с ней на страницах «Собеседника». Весной 1788 был запрещен его журнал «Друг честных людей, или Стародум».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса