Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Смысл названия каникулы брэдбери. Рэй Дуглас брэдбери. рассказ «каникулы





































Назад Вперёд

В Литве эмоциональный интеллект также называется эмоциональным сознанием или эмоциональной грамотностью. Теория Даниэля Големана, описанная в книге «Эмоциональный интеллект». Поэтому, пока мир не победит в войне, голод, болезни, лишения, мало эмоциональная грамотность думают. Естественно, что в странах, чья историческая ситуация более благоприятна, экономика стабильна, и люди чувствуют себя в безопасности от поколения к поколению, эмоциональный интеллект, естественно, выше.

В конце концов, никто не научил нас распознавать эмоции, следить за нашим поведением и развивать эмпатию. С другой стороны, если мы будем наплевать на себя и других, которые ищут вину, но ничего не изменят, ничего не изменится. Характер ребенка развивается около 9-го года жизни, и некоторые исследователи говорят, что это было раньше. Люберене. - Все они уже являются личностями со своими собственными мнениями и реакциями, которые они чему-то научились. Учителя реагируют на таких детей различными способами: те, чей эмоциональный интеллект ниже, могут кричать о ребенке.

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс : 7

УМК : “Литература. Начальный курс.7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений” . Автор-составитель Г.И.Беленький.

Поэтому он не такой громкий. Парадоксально, что ребенок делает следующий вывод: «Позвонить можно, только в этой ситуации нужно быть старше, больше и превосходить». Он говорил со студентом, терпеливо слушал его и узнавал, каковы его интересы, внутренний мир, его благополучие. Люберене. - Но после того, как в кабинете директора появился учитель математики на полгода, он с изумлением спросил: Откуда вы вытащили этот гений?

Мальчик чрезвычайно талантливый математик! Преподаватель показал, что на данный момент молодой гений, улыбающийся молодой человек, изучающий докторскую степень по математике в одном из самых известных университетов мира, оказался в науке и делает то, что ему больше всего нравится. Это здорово, если учитель может рассказать детям, где он чувствует, что гнев в теле, что можно сделать, чтобы уменьшить этот гнев, это пример того, как ребенок сердится, ищет способы успокоиться и т.д. важно понимать, что дети эмоциональной грамотности учатся копированием примеров, поэтому для учителей особенно важно развивать свои собственные эмоциональные эмоциональные навыки.

Технология : “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Приемы : древо предсказаний, синквейн, кластер, письмо

Тип урока: Знакомство с новыми знаниями.

Урок рассчитан на учебный 1 час (= 45 минут).

Оборудование : компьютер, проектор, презентация учителя, текст Р. Брэдбери “ Каникулы”

К сожалению, социальное эмоциональное образование в Литве еще не включено в общую программу образования, и осведомленность педагогов о развитии их эмоционального интеллекта и создании эмоционально интеллектуальной школьной среды по-прежнему очень бедна. Поэтому школы, в поисках решений, сегодня могут выбрать ту или иную превентивную программу для своих собственных средств.

Никогда не поздно начать развивать эмоциональную грамотность, но чем сложнее это будет, тем труднее это, потому что развиваются привычки и убеждения, и их сложнее изменить. Мальчик уже был удален из четырех учебных заведений и имел проблемы с полицией.

Цель урока: провести идейно-художественный анализ рассказа американского писателя Рея Брэдбери “Каникулы”.

Задачи :

Обучающие :

  • Познакомить с творчеством Р. Брэдбери на примере рассказа “ Каникулы”.
  • Формировать отношение к фантастической литературе, как к литературе, отражающей явления реальной жизни.
  • Формировать навыки индивидуальной работы, самостоятельности мышления в условиях нетрадиционной ситуации.

Развивающие :

Администрация школы консультировалась с психологом, имеющим опыт развития эмоционального интеллекта детей, и установила строгие условия для подросткового возраста: никто не должен был знать о своем прошлом в школе, чтобы не было предрассудков между учителями и учениками. Участники младших детей часто приходят с героями или игрушками, которые рассказывают истории, связанные с ситуацией в группе. В рамках программы Кимати детский сад играет с сентиментальными плюшевыми игрушками и, с помощью педагогов, может создавать звуки и играть в ситуации - он учит детей очень конкретным вещам: распознавать и принимать чувства.

  • Развивать речь обучающихся, способствовать умению аргументировано излагать свои мысли., обобщать, делать выводы.
  • Развивать познавательный интерес к изучению творчества писателя.

Воспитательные :

Ход урока

В течение полугода у школы действительно были проблемы с поведением и посещаемостью мальчика, когда он даже обратился к кинологи за поиском наркотиков в классе. Литва впервые получит возможность учиться на инструментах, которые интегрировали задачи эмоционального интеллекта.

Отношения с родителями очень важны. Эмоциональный интеллект развивается сам по себе, как только ребенок рождается. Ребенок учится, копируя реакции и поведение ближайших людей. Тесные и тесные отношения с матерью и папой, их правильный ответ на эмоции ребенка и ответ на потребности ребенка - это самые важные вещи для развития эмоционального интеллекта младенцев.

1. Организация класса.

(Приветствие, создание благоприятного эмоцианального климата)

Вступительное слово учителя. (слайд № 1)

Дорогие ребята, сегодня нам предстоить познакомиться с рассказом замечательного американского писателя Рея Брэдбери “ Каникулы”. Эпиграфом к уроку я взяла слова знаменитого писателя А. де Сент-Экзюпери: “Человек не остров. Он не может быть счастлив без людей. Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения”. (слайд № 2) .

Родители часто склонны подавлять чувства ребенка, как бы для того, чтобы изменить одну эмоцию на другую: Что мы сейчас плачем? Ученые говорят, что одна из вещей, которая вызывает много гнева для человека, - это отсутствие понимания или отрицание его чувств. Итак, ребенок, чьи эмоции не принимаются родителями, испытывает большое недовольство, гнев, в конечном итоге становящийся раздражительным, может привести к нервным расстройствам. Развивая эмоциональный интеллект, нет необходимости подавлять эмоции, но принимать, открыто разговаривать с ребенком, быть рядом.

К нему мы вернемся в конце урока.

Целеполагание:

Какую цель поставим для себя н уроке? (дети высказываются, учитель обобщает) (слайд № 3)

2. Проверка домашнего задания. (слайд № 4)

Для начала скажем несколько слов о Р.Брэдбери.

Что вы узнали о писателе из статьи, прочитанной дома в учебнике?

3. Изучение нового материала.

Предположим, если ребенок плачет, не пытайтесь поднять настроение или притвориться, что мы его не видим. Давайте заметьте эмоции ребенка и открыто скажем: Ты, наверное, плачешь, потому что тебе грустно, ты разочарован или ранен? Когда ребенок избивает, предположим, что он сильно избит одним из родителей, ребенку необходимо объяснить, насколько болезненным, неприятным и почему нет необходимости для мамы делать это.

Давайте не будем терять терпение: ребенок не поймет и не поймет в первый раз, но если мы будем последовательны, один день, несомненно, начнет копировать наше поведение. И в этом случае родители должны быть терпеливыми, не нажимать ребенка, не просить его понять это - просто дайте понять, что он является хозяином его чувств, и вы принимаете его так, как он есть в то время, показывая, что он важен для вас. Ребенку должно быть позволено чувствовать себя комфортно с ней.

Стадия вызова.

1. Работа со словом каникулы.

Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово каникулы ?

Давайте оформим все ваши высказывания как кластер. (слайд № 5) В центре запишем словосочетание “ отличные каникулы”. Кружочки в схеме мы разделим на две части. В верхней части запишите свои слова, обозначающие наши ассоциации, связанные с этим словом. Один кружок оставим пустым, его мы заполним позднее.

Репетитор замечает, что ребенок, который говорит о чувствах, чаще всего не отступает и сначала скажет: «Знаете ли вы, что мне больно?» Если родители открыто говорят о своих чувствах дома, и не только когда они счастливы или счастливы,, способные правильно общаться с грустью, болью, гневом, их дети также учатся справляться с этими эмоциями.

Рано или поздно такой ребенок захочет поговорить со своими родителями и вернется к теме или событию, которое важно для него, потому что он будет чувствовать себя в безопасности и понятно. Родители смогут послушать его, помочь найти решение и посоветовать. В большинстве случаев родители, имеющие такие отношения с ребенком, не испытывают проблем в подростковом возрасте и продолжают тесно взаимодействовать со взрослыми детьми.

2. Работа с названием.

Рассказ Рея Брэдбери тоже называется “Каникулы”. Как вы думаете, о чем пойдет в нем речь? Сделайте свои предположения.

Учащиеся высказывают предположения, о чем может идти речь в рассказе.

Стадия осмысления.

1 отрывок.

День был свежий - свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось. Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком. Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда. На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор.

Мураускене: «Мы должны понимать не систему образования, а наших детей» Помните ли вы себя в школе? Как вы чувствовали, что вам не понравилось, разве вы не понимали учителей или родителей, просто потребовали хорошего образования? Но можете ли вы честно сказать, что вы никогда не выполняли все обещания «Я действительно действительно сделал своих детей»? Вы, однако, открыто признаете, что стали копией своих родителей, и теперь вы карантинируете своих детей по тем же причинам, что у ваших родителей были нервы для вас?

К счастью, мир не стоит на месте, но пытается выяснить, кто и почему. Поэтому, беседуя с психологом Рамуне Мураускене об обучении, мотивации и помощи в обучении и понимании наших детей. Быть простым: не все, что дети учат в школе, так важно и необходимо в жизни. Многие из того, что мы узнаем, если мы не будем использовать, в конечном итоге будут забыты, - предупреждает психолог.

Неожиданно рельсы задрожали. Сидя на путях, одинокий дрозд ощутил, как рождается мерное слабое биение, словно где-то, за много миль, забилось чье-то сердце.Черный дрозд взмыл над морем.

Рельсы продолжали тихо дрожать, и наконец из-за поворота показалась, вдоль по берегу пошла небольшая дрезина, в великом безмолвии зафыркал и зарокотал двухцилиндровый мотор.

С какого времени можно поговорить с ребенком о самообучении? Мураускене утверждает, что этот вопрос неверен: Подростки считают, что воспитание в основном состоит в разговоре с ними о том, что должно быть важно для них. Изучение ребенка будет иметь важное значение, когда это важно для родителей и учителей, но не для результатов в оценках класса, школы или страны. По словам психолога, когда знание ребенка о возможности стать счастливым, реализация его потенциала будет важна для взрослых, и это будет деятельность ребенка важно.

Мураускене, просто нет возраста, из которого можно говорить об обучении с ребенком, но не раньше: Дети очень умны и мудры, и они наблюдают за нами. И если они чувствуют черноту носа, что их долг - учиться, и вокруг никто не задается вопросом, как наука повлияет на его личность, тогда ребенок примет этот процесс как обязательство. И все же мы относимся к нам по-разному с нашими обязательствами: и мы не всегда готовы идти на работу - бывают дни, когда мы находимся там только потому, что должны быть и действительно не работать.

На этой маленькой четырехколесной дрезине, на обращенной в две стороны двойной скамейке, защищенные от солнца небольшим тентом, сидели мужчина, его жена и семилетний сынишка. Дрезина проходила один пустынный участок за другим, ветер бил в глаза и развевал волосы, но все трое не оборачивались и смотрели только вперед. Иногда, на выходе из поворота, глядели нетерпеливо, иногда печально, и все время настороженно - что дальше?

В то же время все наоборот. Психолог отмечает: Для учителей важно добиться результатов для детей в соответствии со стандартами, потому что учителя ценят свою работу. Существует даже неписаное правило: если вы хорошо образованы, тогда вы хороший учитель, и никто не думает о возможностях ребенка, его середине или стартовой линии.

Домашнее задание не должно быть стрессовым. По словам психолога, все также дома: когда ребенок принимает решение из школы, ребята редко спрашивают, что ребенок любит в школе, что случилось, почему он был удивлен и заинтересован. Самый распространенный вопрос: сколько у вас есть? И если ребенок получил слишком мало от ожиданий родителей, тогда возникает опасный вопрос - почему?

На ровной прямой мотор вдруг закашлялся и смолк. В сокрушительной теперь тишине казалось - это покой, излучаемый морем, землей и небом, затормозил и пресек вращение колес.

Бензин кончился.

Мужчина, вздохнув, достал из узкого багажника запасную канистру и начал переливать горючее в бак.

Его жена и сын тихо глядели на море, слушали приглушенный гром, шепот, слушали, как раздвигается могучий занавес из песка, гальки, зеленых водорослей, пены.

Психолог не решает, делать ли домашнее задание с ребенком хорошо или плохо: Я предлагаю родителям подумать о том, что такое процесс. Что, прежде всего, домашнее задание? Это консолидация содержания урока. И кто знает это, понимает, что если ребенок - человек с быстрым мышлением и самоучкой, ему или ей может не понадобиться делать столько домашних заданий, сколько они есть.

Для детей процесс обучения часто называют обязанностью. Из маленьких дней - «Я иду на работу, ты идешь учиться». Но долг не в том, что мотивирует. И мы не должны заниматься, мы должны. В противном случае психолог предлагает представить, что происходит, когда ребенок по той или иной причине не смог овладеть знаниями во время урока: Тогда домашнее задание не помогает ему овладеть знаниями, но это совершенно новая вещь.

1 остановка. Работа с 1 отрывком . (слайд № 6)

Рассказ открывается картиной пейзажа. В чем его необычность?

Какое ключевое слово используется по отношению к пространству? (пустынно)

Неожиданно тишину нарушает появление людей. Кто они? Предположите, как они здесь оказались?

Опишите взгляд этих людей? О чем он говорит?

Напряженность, потому что всем нужен результат - и не любой, но хороший. Учитель спрашивает: «Сделали ли вы домашнюю работу?» - «Да!» - «Почему это неправильный ответ?» В этом случае учителям нужно решить: нужен ли им ребенок для этого, они пытаются - когда мы пытаемся, мы получаем как успех, так и неудачу, или сделал бы так, чтобы ответ соответствовал только тому, что находится в конце книги.

Итак, ребенок растягивается, и если напряжение в домашней работе дома не показано впервые, родители тоже это видят, потому что хотят, чтобы их ребенок следил. Мураускене отмечает, что в этой ситуации отец реагирует более спокойно, и это лучше. И чаще всего нападают моменты: Что вы делали во время урока? Разве мы не можем попросить вас объяснить это? Психолог объясняет: И получается, что ребенок виноват в просьбе о помощи. Вместо того, чтобы помогать родителям, они могут вызывать эмоциональный стресс, и в определенный момент ребенок может сформировать реакцию на то, что домашнее задание является очень неприятным делом.

Чтение 2 отрывка.

Море красивое, правда? - сказала женщина.

Мне нравится, - сказал мальчик.

Может быть, заодно сделаем привал и поедим?

Мужчина навел бинокль на зеленый полуостров вдали.

Давайте. Рельсы сильно изъело ржавчиной. Впереди путь разрушен. Придется ждать, пока я исправлю.

Сколько лопнуло рельсов, столько привалов! - сказал мальчик.

Женщина попыталась улыбнуться, потом перевела свои серьезные, пытливые глаза на мужчину.

Сколько мы проехали сегодня?

Неполных девяносто миль. - Мужчина все еще напряженно глядел в бинокль. - Больше, по-моему, и не стоит проходить в день. Когда гонишь, не успеваешь ничего увидеть. Послезавтра будем в Монтерее, на следующий день, если хочешь, в Пало Альто.

Женщина развязала ярко-желтые ленты широкополой соломенной шляпы, сняла ее с золотистых волос и, покрытая легкой испариной, отошла от машины. Они столько ехали без остановки на трясучей дрезине, что все тело пропиталось ее ровным ходом. Теперь, когда машина остановилась, было какое-то странное чувство, словно с них сейчас снимут оковы.

Давайте есть!

Мальчик бегом отнес корзинку с припасами на берег. Мать и сын уже сидели перед расстеленной скатертью, когда мужчина спустился к ним; на нем был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути.

Раздавая сэндвичи и извлекая маринованные овощи из прохладных зеленых баночек, он понемногу отпускал галстук и расстегивал жилет, все время озираясь, словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы.

Мы одни, папа? - спросил мальчик, не переставая жевать.

И больше никого, нигде?

Больше никого.

А прежде на свете были люди?

Зачем ты все время спрашиваешь? Это было не так уж давно. Всего несколько месяцев. Ты и сам помнишь.

Плохо помню. А когда нарочно стараюсь припомнить, и вовсе забываю. - Мальчик просеял между пальцами горсть песка. - Людей было столько, сколько песка тут на пляже? А что с ними случилось?

Не знаю, - ответил мужчина, и это была правда.

2 остановка. Работа с 2 отрывком. (слайд № 8)

Почему мужчина так официально одет? Он все время в каком-то напряжении, как вы это разъясните?

Мы можем выдвинуть гипотезы, что произошло с остальными людьми? Запишите кратко несколько версий. Позже проверим их.

Физкультминутка для глаз.(Слайд № 9) Не поворачивая головы, посмотрите вправо – влево (№ 1), вверх-вниз(№ 2), нарисуйте глазами круг (№3, 4), нарисуйте глазами вертикальную восьмерку (№ 5). Затем быстро поморгайте в течение нескольких секунд. Несколько раз сильно зажмурьтесь. Закройте глаза на 5 секунд. Откройте.

Чтение 3 отрывка

В одно прекрасное утро они проснулись и мир был пуст. Висела бельевая веревка соседей, и ветер трепал ослепительно белые рубашки, как всегда поутру блестели машины перед коттеджами, но не слышно ничьего "до свидания", не гудели уличным движением мощные артерии города, телефоны не вздрагивали от собственного звонка, не кричали дети в чаще подсолнечника.

Лишь накануне вечером он сидел с женой на террасе, когда принесли вечернюю газету, и даже не развертывая ее, не глядя на заголовки, сказал:

Интересно, когда мы ему осточертеем и он всех нас выметет вон?

Да, до чего дошло, - подхватила она. - И не остановишь. Как же мы глупы, правда?

А замечательно было бы... - Он раскурил свою трубку. – Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!

Он сидел и курил, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла.

Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?

Наверно, да, - ответил он. - Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все что растет - цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.

Но мы-то должны остаться. - Она тихо улыбнулась.

Хорошо было бы. - Он задумался. - Впереди - сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории. И мы с корзиной припасов, и самый долгий пикник. Только ты, я и Джим. Никаких сезонных билетов. Не нужно тянуться за Джонсами. Даже автомашины не надо. Придумать какой-нибудь другой способ путешествовать, старинный способ. Взять корзину с сэндвичами, три бутылки шипучки, дальше, как понадобится, пополнять запасы в безлюдных магазинах в безлюдных городах, и впереди нескончаемое лето...

Долго они сидели молча на террасе, их разделяла свернутая газета.

Наконец она сказала:

А нам не будет одиноко?

3 остановка. Работа с 3 отрывком. (слайд № 10)

Теперь мы знаем, почему герои остались одни на всей планете.

Какое предположение оказалось верным? Если у вас не было верного, то допишите его.

Почему с такой легкостью мужчина и женщина готовы расстаться со всем?

Можно ли назвать желание мужчины эгоистичным? (Да, ведь он мечиает об исчезновении всего рода человеческого, но делает исключение для своей семьи)

Как герои рисуют себе эту мечту, эти самые длинные каникулы на Земле?

В нашем кластере можете ставить знаки “+” там, где признаки ваших счастливых каникул совпадают с рассказом, и “-” там, где – не совпадают.

Возникло ли сомнение у героев, будут ли они счастливы?

Чтение 4 отрывка

Вот каким было утро нового мира. Они проснулись и услышали мягкие звуки земли, которая теперь была просто-напросто лугом, города тонули в море травы-муравы, ноготков, маргариток, вьюнков. Сперва они приняли это удивительно спокойно, должно быть потому, что уже столько лет не любили город и позади было столько мнимых друзей, и была замкнутая жизнь в уединении, в механизированном улье.

Муж встал с кровати, выглянул в окно и спокойно, словно речь шла о погоде, заметил:

Все исчезли.

Он понял это по звукам, которых город больше не издавал.

Они завтракали не торопясь, потому что мальчик еще спал, потом муж выпрямился и сказал:

Теперь мне надо придумать, что делать.

Что делать? Как... разве ты не пойдешь на работу?

Ты все еще не веришь, да? - Он засмеялся. - Не веришь, что я не буду каждый день выскакивать из дому в десять минут девятого, что Джиму больше никогда не надо ходить в школу. Все, занятия кончились, для всех нас кончились! Больше никаких карандашей, никаких книг и кислых взглядов босса!Нас отпустили, милая, и мы никогда не вернемся к этой дурацкой, проклятой, нудной рутине. Пошли!И он повел ее по пустым и безмолвным улицам города.

Они не умерли, - сказал он. - Просто... ушли.

А другие города?

Он зашел в телефонную будку, набрал номер Чикаго, потом Нью-Йорка, потом Сан-Франциско. Молчание. Молчание. Молчание.

Все, - сказал он, вешая трубку.

Я чувствую себя виноватой, - сказала она. - Их нет, а мы остались. И... я радуюсь. Почему? Ведь я должна горевать.

Должна? Никакой трагедии нет. Их не пытали, не жгли, не мучили. Они исчезли и не почувствовали этого, не узнали. И теперь мы ни перед кем не обязаны. У нас одна обязанность - быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?

Но... но тогда нам нужно заводить еще детей?

Чтобы снова населить мир? - Он медленно, спокойно покачал головой.

Нет. Пусть Джим будет последним. Когда он состарится и умрет, пусть мир принадлежит лошадям и коровам, бурундукам и паукам. Они без нас не пропадут.

А потом когда-нибудь другой род, умеющий сочетать естественное счастье с естественным любопытством, построит города, совсем не такие, как наши, и будет жить дальше. А сейчас уложим корзину, разбудим Джима и начнем наши тридцатилетние каникулы. Ну, кто первым добежит до дома?

Он взял с маленькой дрезины кувалду, и пока он полчаса один исправлял ржавые рельсы,

женщина и мальчик побежали вдоль берега. Они вернулись с горстью влажных ракушек и чудесными розовыми камешками, сели, и мать стала учить сына, и он писал карандашом в блокноте домашнее задание, а в полдень к ним спустился с насыпи отец, без пиджака, без галстука, и они пили апельсиновую шипучку, глядя, как в бутылках, теснясь, рвутся вверх пузырьки. Стояла тишина. Они слушали, как солнце настраивает старые железные рельсы. Соленый ветер разносил запах горячего дегтя от шпал, и мужчина легонько постукивал пальцем по своему карманному атласу.

Через месяц, в мае, доберемся до Сакраменто, оттуда двинемся в Сиэтл. Пробудем там до первого июля, июль хороший месяц в Вашингтоне, потом, как станет холоднее, обратно, в Йеллоустон, несколько миль в день, здесь поохотимся, там порыбачим...Мальчику стало скучно, он отошел к самой воде и бросал палки в море, потом сам же бегал за ними, изображая ученую собаку.

Отец продолжал:

Зимуем в Таксоне, в самом конце зимы едем во Флориду, весной – вдоль побережья, в июне попадем, скажем, в Нью-Йорк. Через два года лето проводим в Чикаго. Через три года - как ты насчет того, чтобы провести зиму в Мехико-Сити? Куда рельсы приведут, куда угодно, и если нападем на совсем неизвестную старую ветку - превосходно, поедем по ней до конца, посмотрим, куда она ведет. Когда-нибудь, честное слово, пойдем на лодке вниз по Миссисипи, я об этом давно мечтал. На всю жизнь хватит, не маршрут - находка...

4 остановка. Работа с 4 отрывком. (слайд № 11)

Итак, мечта героев сбылась. Когда мечта сбывается, человек счастлив. Какие положительные моменты “отличных каникул” вы выделили?

Как вы думаете, действительно ли эти каникулы принесут счастье героям?

В пустой круг впишите слово счастье . Если считаете, что они будут счастливы, тот поставьте “+”, если нет, то “ - ”. (слайд 12)

Физкультминутка. (слайд № 13)

Чтение 5 отрывка.

Он смолк. Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек.

Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка.

Она ахнула. Взяла его руку и крепко сжала.

Он стиснул ее руку и, закрыв глаза, через силу заговорил:

Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места. Все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо?

Она подумала, потом кивнула.

И тут оба вздрогнули.

Потому что между ними (когда он пришел?), держа в руке бутылку из-под шипучки, стоял их сын.

Лицо мальчика было бледно. Свободной рукой он коснулся щеки отца, там где оставила след слезинка.

Ты... - сказал он и вздохнул. - Ты... Папа, тебе тоже не с кем играть.

Жена хотела что-то сказать.

Муж хотел взять руку мальчика.

Мальчик отскочил назад.

Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны!

Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами. Мать хотела пойти за ним, но отец ее удержал.

Не надо. Оставь его.

Тут же оба оцепенели. Потому что мальчик на берегу, не переставая плакать, что-то написал на клочке бумаги, сунул клочок в бутылку, закупорил ее железным колпачком, взял покрепче, размахнулся - и бутылка, описав крутую блестящую дугу, упала в море.

Что, думала она, что он написал на бумажке? Что там, в бутылке?

Бутылка плыла по волнам. Мальчик перестал плакать.

Потом он отошел от воды и остановился около родителей, глядя на них, лицо ни просветлевшее, ни мрачное, ни живое, ни убитое, ни решительное, ни отрешенное, а какая-то причудливая смесь, словно он примирился со временем, стихиями и этими людьми. Они смотрели на него, смотрели дальше, на залив и затерявшуюся в волнах светлую искорку - бутылку, в которой лежал клочок бумаги с каракулями.

Он написал наше желание? - думала женщина. Написал то, о чем мы сейчас говорили, нашу мечту?

5 остановка. Работа с 5 отрывком. (слайд № 14)

Почему отец плакал? (Он сожалеет, он понимает, что был не прав)

– Как наказан эгоизм мужа и жены?

Почему мальчик зол на родителей? Чем вызвана эта истерика?

(Они обречены на одиночество. Герои пытаются казаться счастливыми , хотя бы перед своим сыном. Мечтая избавится от людей, шума, гама, они не думали о том, что обрекают себя и своего сына на одиночество, что лишают себя и сына настоящей жизни, превратив ее в скучные, бесконечные каникулы.)

О чем теперь мечтают герои? Что мог написать мальчик в письме, вложенном в бутылку?

4. Итоги урока

У этих людей было все. Сбылась их главная мечта, но счастливыми они не стали. Что же им не хватало? (друзей, общения)

(слайд № 15) Обратимся к эпиграфу нашего урока, к словам А. де Сент-Экзюпери: “Человек не остров. Он не может быть счастлив без людей. Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения”.

Согласны ли с этими словами? Запишите их.

5. Рефлексия. (слайд № 16)

Составим синквейн к слову каникулы .

Заслушиваем несколько ответов.

6. Домашнее задание на выбор (слайд № 17) :

1. Напишите письмо, которое вложил мальчик в бутылку.

2. Напишите концовку рассказа.

Хвалим ребят за работу. Просим их прокомментировать свою работу на уроке. (слайд № 18). Комментируем выставление оценок.

Рассказ «Каникулы»

Жанр - фантастический рассказ. Однако, читая его, мы не сразу это понимаем. Повествование начинается с пейзажной экспозиции.

«День был свежий -- свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось. Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком».

Пейзаж идеален своим величественным спокойствием. Нарушается гармония всего лишь одним предложением: «Парадокс, сплошной парадокс». Слово «парадокс» как инопланетное существо нарушает земной пейзаж. Что же оно означает?

Парадокс (от др.-греч.-- неожиданный, странный) -- ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

Что же в описании пейзажа парадоксального? Это какая-то неестественная тишина, непривычное спокойствие. Такое, что становится не по себе и как-то тревожно на душе: «Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда. На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор».

Железная дорога обозначила присутствие человека и одновременно подчеркнула его загадочное отсутствие. В чем же причина запустения, почему по дороге не ходят поезда? Может быть, это просто заброшенная железнодорожная ветка, и поезда здесь уже вообще не ходят? Однако вскоре на горизонте появляется маленькая четырехколесная дрезина, на которой едет семья: супружеская пара с семилетним сынишкой. Они останавливаются, чтобы перекусить на природе. Сначала кажется, что в этом нет ничего странного: обычный уикенд, когда семья выехала за город на пикник. И только из разговора мы узнаем страшное: оказывается кроме них, в мире больше нет людей. Как же такое могло случиться? А все началось с разговора, когда однажды вечером, измученный каждодневной рутинной работой, герой размечтался: «-- А замечательно было бы… Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!

Он сидел и курил, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла.

Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?

Наверно, да, -- ответил он. -- Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все, что растет -- цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.

Но мы-то должны остаться, -- она тихо улыбнулась.

Хорошо было бы, -- он задумался. -- Впереди -- сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории…»

Мечты героя нам понятны. Кто из нас в минуты усталости не мечтал о долгих каникулах. Однако настораживает другое: почему-то для окончательного счастья героям захотелось уничтожить всех людей. Почему? Надоело сравнивать с другими: ведь кто-то успешнее в бизнесе, у кого-то больше дом, дороже автомобиль, счастливее и интереснее жизнь. И вот сбылась мечта:

«Они проснулись и услышали мягкие звуки земли, которая теперь была просто-напросто лугом, города тонули в море травы - муравы, ноготков, маргариток, вьюнков. Сперва они приняли это удивительно спокойно, должно быть потому, что уже столько лет не любили город и позади было столько мнимых друзей, и была замкнутая жизнь в уединении, в механизированном улье.

Муж встал с кровати, выглянул в окно и спокойно, словно речь шла о погоде, заметил: -- Все исчезли. Он понял это по звукам, которых город больше не издавал».

Жизнь героев изменилась: не надо ходить на работу и в школу, можно много путешествовать. Сначала они были бесконечно счастливы:

«-- И теперь мы ни перед кем не обязаны. У нас одна обязанность -- быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?»

Но иллюзия счастья продлилась недолго. С каждым днем герои все острее ощущают необходимость в людях, потребность в общении с ними, пускай не всегда приятном, но, как оказалось, таким важным. Их маленький сын скучает, потому что ему не с кем играть. Он открыто выражает свои эмоции: «Мальчик отскочил назад. -- Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны! Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами».

Взрослые не так откровенны, особенно отец. Ведь это он мечтал о нескончаемых каникулах. Теперь ему сложно признать свою ошибку. Наблюдая за героем, мы видим, что он живет надеждой на то, что все вернется на круги свои: «Мать и сын уже сидели перед расстеленной скатертью, когда мужчина спустился к ним, на нем был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути. Раздавая сэндвичи и извлекая маринованные овощи из прохладных зеленых баночек, он понемногу отпускал галстук и расстегивал жилет, все время озираясь, словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы».

Кульминацией рассказа стал момент, когда отец с атласом в руках строит планы дальнейших путешествий. Кажется, что герой бодр, весел и даже счастлив, особенно когда говорит о возможности осуществить мечту и отправиться на лодке вниз по Миссисипи. «Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек. Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка».

Наш герой строит планы счастливого будущего и плачет. Его слезы -- это слезы отчаяния, бессилия и одновременно надежды на то, что все можно изменить:

«-- Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места. Все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо?»

Герои рассказа Брэдбери поняли, что счастье состоит не только в том, чтобы жить для себя. Оказывается, для счастья человеку нужны друзья, работа. И даже трудности, которые преодолевает человек, позволяют насладиться радостью победы, осознанием своего личностного роста.

Рассказ Брэдбери заканчивается тем, что мальчик пишет письмо и отправляет его в морское плавание в закупоренной бутылке. Мы не знаем, что он в нем написал, но вместе с его родителями надеемся, что там написано приблизительно следующее: «Люди, пожалуйста, вернитесь! И пусть все будет так, как прежде!»

«Все лето в один день»

В новелле Рэя Брэдбери "Все лето в один день" тон автора-повествователя абсолютно серьезен и даже поэтически возвышен. Таким же он остается и при описании героини - девочки Марго: "...дождь, казалось, смыл с нее все краски: голубые глаза, розовые губы, рыжие волосы - все вылиняло. Она была точно старая поблекшая фотография, которую вынули из забытого альбома..." Имя девочки, в сочетании с ее обликом не создает впечатление явного диссонанса. Оно звучит по-королевски возвышенно, однако и сама Марго обладает почти королевской привилегией, по сравнению с другими детьми: она единственная помнит, как выглядит солнце - "яркий желтый карандаш, монета - такая большая, что можно купить целый мир".

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса