Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тематика произведения и ее анализ. Тематика и проблематика произведений современных поэтов

В повести нельзя выделить только одну тему, поскольку повесть затрагивает многие сферы жизни и взаимоотношений человека с окружающими миром (другими людьми, собой, природой, Богом). Соответственно можно выделить несколько тем.

1. Тема взаимосвязи поколений, «мальчика и старика». Она особо не выражена и даже не заявлена именем произведения, но тем не менее значима.«В ней выражена живая связь поколений, преемственность мужества и борьбы, та цепкая сила жизни, которая присутствует и в образе самого Сантьяго,и в целом, как реальный мотив, противостоит фаталической и пессимистической струе в творчестве Хемингуэя». Вера мальчика в старика, как в самого лучшего рыбака на свете, показывает насколько глубоко уважение Манолина к Сантьяго. С желанием мальчуган старается быть исправным помощником старику, то принесёт немного еды, то сардины для наживки и обязательно поможет загрузить снасти в лодку. Мальчик тянется к старику и заботится о нем, ни в коем случае не потому, что он старый и немощный, и уж тем

более не потому, что его жалко.… Просто он видел мудрость старика, и хотел научиться у него - «всему-всему». Он уважал его за колоссальный жизненный опыт.

2. Тема «старика и моря». Они являются двумя стихиями, которые сталкиваются бок о бок ежедневно, ежегодно. Эти стихии дают друг другу силы. Душа, сила и уверенность в удачной охоте дают желание жить старому рыбаку. Море и рыба, которая в нём живёт как зеркальное отражение старика и его души.

3. Тема любви к природе. Окружающий мир предстает как божественная целостная картина. Человек должен уважать место, в котором он живет, недра планеты, которые его кормят. Любому, живущему на Земле, следует осознавать, что он не просто ее хозяин. А зависимое от нее существо.

4. Тема сакральности человеческого отношения к морю. Старик не воспринимает море как лавку, в которой можно взять все необходимое. Для него море это магия, иной, неповторимый в своей красе, мир со своими законами и убеждениями. «Мысленно он всегда звал море la mar, как зовут его по-испански люди, которые его любят. Порою те, кто его любит, говорят о нем дурно, но всегда как о женщине, в женском роде. Рыбаки помоложе <…> называют море el mar, то есть в мужском роде. Они говорят о нем как о пространстве, как о сопернике, а порою даже как о враге». Только старики могут просить у моря, про себя называя его “la mar”, женского рода, ждать чуда и не удивляться неудачам. Море - это символ жизни, сама жизнь. Также здесь нельзя не отметить, каким образом Хемингуэй подчеркивает преклонение перед «волшебным» морем, показывая рыбную ловлю, как священный ритуал, который должен проходить по определенным канонам, правилам (угол наклона лески, необходимость тишины, время суток).


5. Тема человеческого смирения.Сантьяго думал о море как о женщине, которая дарит великие милостыни или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, - что поделаешь, такова уж её природа.
Старик уже не может сам бороться с морем, как те, которые считают море мужчиной и врагом. У него уже нет сил. Поэтому он считает море матерью (богиня-мать, рождающая и убивающая), женщиной, и просит у нее. Гордость старика не позволяет просить у мальчика, а только у нее, у матери, у женщины. И тот факт, что он просит, означает, что к нему уже начало приходить смирение. Слово “смирение” не раз встречается в тексте. Сказано, что старик не помнит, когда к нему пришло смирение. В процессе борьбы смирение только начало к нему приходить. Смысл текста - описание того, как к старику пришло смирение. Эта притча - о смирении старости.

6. Тема стойкости. Она развивается по двум направлением. Во-первых, стойкость старика-рыбака при ловле марлина. Несмотря на его размеры, старик знает, что он должен приложить все свои, пусть и последние, силы, чтобы победить, одолеть его, поймать, выловить. А это, как

мы знаем, дается ему с огромным трудом. А этом плане перед нами предстает Человек-Борец.

Во-вторых, стойкость марлина при той же встрече. Марлин осуществляет роль Природы-Воительницы. Между ними тесная связь, которая будет существовать до полного исчезновения одного из этих звеньев. Формула стойкости старика и рыбы выражается в словах "Бороться до самого конца". Эта мысль подтверждается следующими строками повести: " - Рыба, - позвал он тихонько, - я с тобой не расстанусь, пока не умру.Да и она со мной, верно, не расстанется", - подумал старик и стал дожидаться утра.[Хемингуэй Э. Старик и море. ]. «Будь спокойным и сильным, старик»,- сказал он себе.

7. Тема веры. Вера - это ключевое понятие в произведении “Старик и море”. Хотя он и не прочитал сто раз “Отче наш” в пределах повествования, но он приобрел ту беспомощность, которая необходима для веры. Он понял, что надо верить не в себя (ему было важно, что мальчик в него верит, именно в него). Что нужно не “покупать” счастье у языческого моря, у языческой золотой рыбки, а другое. Именно веру приобрел старик, а вместе с верой - смирение. Хемингуэевская притча о старике и море - также о смирении и о силе духа. Вера в Бога, вера в себя. «Богородица дева, радуйся, благодатная Мария, господь с тобою. Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего, яко спаса родила еси души наших. Аминь».

1. Проблема человеческого счастья. Что такое счастье для человека? Много ли его нужно? Есть ли оно?

2. Проблема отношения к Богу. Есть ли Бог? Все ли он может дать? Всем ли он дает то, что они просят?

3. Проблемы победы и поражения. Что такое победа? Всегда ли плохо поражение? Кто победитель в конечном итоге?

4. Проблема смерти, или же уничтожение, в произведении выражена вечным законом: надо либо убивать, либо быть убитым. По Хемингуэю- смерть неизбежна, однако как люди, так и животные отказываются отдаться в ее власть.

5. Проблема одиночества человека. Может ли один человек противостоять безграничному водному пространству? Когда человека можно назвать одиноким?

По словам известного критика И. Кашкина, «гуманизм Хемингуэя – это безрадостный стоический гуманизм, гуманизм внутренней победы ценой неизменного поражения». Так решаются в данном произведении общечеловеческие проблемы: вопросы человеческого счастья, молодости и старости, отношений человека и природы.

Так как драматическое произведение рассчитано на постановку в театре, куда приходят сотни зрителей, то круг жизненных явлений, рассматриваемых автором (тематика произведения) должна быть актуальной для зрителя - в противном случае зритель уйдет из театра. Поэтому драматург выбирает для пьесы тематику, обусловленную либо эпохой, либо вечными человеческими потребностями, в первую очередь, духовными, конечно. То же можно сказать и о проблематике, то есть о тех вопросах, которые беспокоят автора и которые он выносит на читательский и зрительский суд.

А.Н.Островский обращался к темам из жизни русского купечества, мелкого и крупного чиновничества, горожан, творческой, в первую очередь, театральной публики - то есть тех слоев русского общества, которые были ему хорошо знакомы и изучены как с позитивных, так и с негативных сторон. И проблемы, поднимаемые драматургом, также касались общественных сфер:

Как пробиться в жизни молодому умному, талантливому человеку, но не имеющему по бедности и происхождению сильной поддержки богатого и влиятельного родственника или знакомого? ("На всякого мудреца довольно простоты")

Куда подевалась совесть русского купечества? Как случилось, что в погоне за прибылью и дочь, и зять готовы обобрать тестя и оставить его в долговой тюрьме, лишь бы не платить за него долги? ("Свои люди - сочтемся!")

Почему мать торгует красотой дочери? ("Бесприданница")

Что делать красивой, но бедной и не защищенной девушке, чтобы не была погублена ее любовь и честь? ("Бесприданница")

Как жить человеку чувствующему, любящему и тянущемуся к свободе среди "темного царства" невежд и самодуров? ("Гроза") и т.д.

А.Чехов посвятил свои пьесы людям других кругов: русской интеллигенции, последним "осколкам" дворянских семей и людям искусства. Но интеллигенты Чехова слишком глубоко запутываются в "вечных" вопросах, лишающих их способности принимать решения; его помещики, боготворя вишневый сад как общероссийское достояние, ничего не делают для его спасения и готовятся к отъезду как раз тогда, когда сад начинают вырубать; а чеховские актеры, художники и писатели на сцене совершенно не похожи на "звезд", "кумиров", которым рукоплещет публика: они мелочны, скупы, ругаются из-за рубля, скандалят с близкими, малодушно терпят уже угасшую и теперь совсем не любовную, а скучную и обременительную связь… И проблемы чеховских пьес также во многом обусловлены временем:

А будет ли это столь благоговейно ожидаемое чеховскими героями "завтра", "потом", "когда-нибудь"? ("Три сестры")

Почему время идет, а человек не меняется? ("Чайка", "Три сестры", "Дядя Ваня")

Будет ли когда-нибудь счастливый конец того пути, тех скитаний, которые выпадают на долю родившемуся человеку? ("Вишневый сад")

Что такое вообще счастье, слава, величие? ("Чайка")

Почему, чтобы освободиться от заблуждений и раскрыть собственный талант, человек должен настрадаться? ("Чайка")

Почему искусство требует от человека таких страшных жертв? ("Чайка")

Способен ли человек выйти из той рутинной колеи, в которую сам себя загнал? ("Три сестры", "Вишневый сад", "Чайка")

Чеховские пьесы привнесли в русскую драматургию новую специфику сценического действия: никаких особенных событий, "приключений", на сцене не происходит. Даже из ряда вон выходящие события (например, попытка самоубийства и самоубийство Треплева в "Чайке") происходят лишь "за кулисами".

На сцене герои только разговаривают: ссорятся по пустякам, выясняют отношения, которые и так всем понятны, говорят о ничего не значащих вещах, скучают и обсуждают то, что произошло "за сценой". Но их диалоги наполнены мощной энергией внутреннего действия: за малозначащими репликами скрывается тяжелое человеческое одиночество, осознание собственной неприкаянности, чего-то не сделанного, но очень важного, без чего жизнь не наладится никогда. Это свойство чеховских пьес позволило считать их пьесами внутренней динамики и стало новым шагом развития русской драматургии.

У многих часто возникает вопрос: почему же при постановке таких проблем и таком развитии сюжетов пьесы "Вишневый сад" и "Чайка" являются комедиями? Не забывайте, так их определили не критики, а сам автор. Вернитесь к таблице. Какова творческая задача комедии?

Правильно, высмеять порок. Чехов же высмеивает, а лучше сказать, посмеивается - тонко, иронично, красиво и грустно - не столько над пороками, сколько над несообразностями, "неправильностями" жизни современного ему человека, будь то помещик, писатель, доктор или кто-то другой: великая актриса - жадина; знаменитый писатель - подкаблучник; "в Москву, в Москву" - и просидим всю жизнь в провинциальной глуши; помещик из знатного и богатого рода - и собирается идти в банк рядовым служащим, ничего не смысля в банковском деле; денег нет - и даем золотой нищему проходимцу; собираемся преображать мир - и падаем с лестницы…

Именно это несоответствие, переполняющее чеховские пьесы (по сути, фундаментальная основа комического), и делает их комедиями в высшем, древнем смысле слова: это настоящие "комедии жизни".

Рубежная эпоха (конец XIX-начало XX вв.) потребовала от драматургов внимания к новым темам и в первую очередь - внимания к самому явлению "человек". М.Горький в пьесе "На дне" рисует страшную модель "дна" человеческого общества, создав на сцене этакую ночлежку-пещеру, словно вместив в нее весь мир современных ему человеческих отношений.

Но "дно" для Горького - это не только нищета и неприкаянность. У души тоже есть "дно", и раскрытие глухих темных тайн этой души воплотилось в образах Барона, Клеща, Актера, Костылевых, Пепла… Появление Луки раскрыло ночлежникам не только призрачные возможности другой, "лучшей" жизни, оно высветило в них невозможность противостоять той тьме, тому негативу, который скопился в их душах на протяжении их реальной, фактической жизни. Никто не сделает твою жизнь другой, кроме тебя самого, - таков итог авторских наблюдений за героями драмы. И потому драма Горького "На дне" определяется по жанровой принадлежности как социально-философская. Ключевыми стали для Горького проблемы:

В чем действительная правда жизни?

Насколько способен сам человек взять в руки свою судьбу? Что ты сделал, чтобы твоя жизнь стала другой, такой, какой ты хотел бы ее видеть?

Кого винить, что попытка "спрыгнуть с трамвая" и начать новую жизнь не удалась?

Каким следует видеть человека сегодняшнего, современного автору, момента?

Жалеть или клеймить? - что действительно помогает человеку?

Насколько ответственны общество и среда за жизнь человека? И др.

Проблема – аспект содержания произведения, на котором акцентирует внимание автор. Круг проблем, охваченных авторским интересом, вопросов составляет проблематику произведения. Разрешение поставленной задачи – часть творческого процесса писателя.

Проблематика напрямую связана с авторским замыслом. Она может быть отражена «напрямую», когда проблемы явлены в тексте вне зависимости от образной системы. Автор подчёркивает наиболее существенные, с его точки зрения, стороны предмета изображения.

Проблема может реализовываться на разных уровнях произведения, чаще всего – в изображении характеров, в художественном конфликте (Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Наряду с этим проблематики может органически выткать из тематики произведения. Так происходит в историческом и художественно-историческом произведении (Пушкин «Арапе Петра Великого»)

Проблематика зависит от многих факторов: исторических событий, социальных проблем, «идей времени», «литературной моды». Но в первую очередь – миросозерцание автора, его точка зрения. Она отражается в тех авторских акцентах, которые составляют проблематику художественного произведения. (Тургенев «Отцы и дети» и Чернышевский «Что делать?»)

Проблемность как качество появилась достаточно поздно, не было: в архаике, древнем эпосе, или ограничивалась рамками разнообразных правил (к примеру, позиция персонажа в классицизме неизменна и выбор предрешён заранее).

Чем разносторонне изображаемое, тем важнее и интереснее проблематика. Она многообразна (философское, социальное, моральное и т.д.). В русской литературе видное место занимает социальное и социально-психологическое (Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»).

Проблематика реализуется или напрямую, или опосредованно (через образы, систему).

Тема – предмет художественного изображения (о чём говорится) и художественного познания (что стало основой авторского интереса, оценки). Как фундамент подчиняет себе отдельные элементы произведения. Темы подразделяются на несколько групп:

    Предметом познания становятся «вечные темы». Это комплекс значимых для человечества во все эпохи и во всех литературных явлениях – темя жизни и смерти, света и тьмы, любви, свободы, долга и т.д. они осознаются писателями по-своему, но всегда оставляют неотъемлемую часть тематики. Некоторые ученые выделяют подгруппы:

    Онтологические – бытийные, вселенские, хаос и космос, мифология

    Антропологические – глубинные основы человеческого бытия, телесного и духовного) (Булгаков «Мастер и Маргарита»)

    Реалии жизни народов, стран и времен в их исторической конкретности (Блок «Двенадцать»). Они характерны в былинах, сказаниях, исторических романах.

    Будущее, научная фантастика, фэнтези (Данте «Божественная комедия»)

    Современность, проблемы, волнующие современное писателю общество (Гоголь, Тургенев и т.д.)

    Наиболее существенная – тема человека и его существования в мире, внутренний мир. Несколько условных тематических групп:

    Одиночество (Лермонтов)

    Творчество и искусство (Булгаков «Мастер и Маргарита»)

    Изображение и познание действительности

Произведения эпоса и драма чаще всего содержат в себе много тем. Выделяют главную тему или темы, которая формирует содержательный план произведения, и темы побочные, возникающие по ходу. Глубинные темы обогащают произведения и дают возможность неоднозначных толкований (Набоков).

Под рубрикой "Главное" представлены мнения театральных деятелей по вопросам культуры и искусства, а также по наиболее острым актуальным проблемам действительности. Точка зрения представителя искусства вводится в текст при помощи интервью. Тематика звучит в названиях материалов: "27 марта - Международный день театра" (6 марта 2008 г.), "Бывшие советские - что нас объединяет?" (1 апреля 2008 г.), "Чем должен заниматься министр культуры?" (1 июня 2008 г.) и т.д.

Показывая свое личное отношение к рассматриваемому общественному явлению, выражая субъективную точку зрения, актеры, режиссеры, музыканты обращаются к современному состоянию искусства, выявляют тенденции его развития, подчас негативные. К примеру, в материале "27 марта - Международный день театра" (6 марта 2008 г.) Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра и Центра им. Мейерхольда, обрисовывает сегодняшнее состояние российского театра, акцентирует внимание на сложной ситуации, в которой развивается современное театральное искусство: "Репертуарный театр сегодня в серьезном кризисе. Сейчас в стране очень много театров, но среди них слишком много мертвых, не востребованных зрителем. И дело совсем не в серьезности происходящего на сцене. Огромное количество театров вообще не понимают, что им делать". В данной цитате режиссер говорит о состоянии кризиса в российском театре, выявляет его причины: невостребованность данного вида искусства зрителем, непонимание театрами, по какому пути им сегодня развиваться.

Внимание к общественным и культурным процессам, которые в настоящее время происходят в стране, обуславливает наличие в публикациях аналитики. Постановка проблем по большей части не отличается глубиной анализа (определение причин и последствий), но сводится к выявлению негативной ситуации, ее обрисовке. Своеобразно, что при этом определенная роль в исправлении проблемы, ее минимизации отводится именно деятелям культуры. Так, в публикации "Россия - Грузия: Что дальше?" (1 сентября 2008 г.), появившейся как отклик на события в августе 2008 г., речь идет о разрешении последствий военного конфликта. В связи с этим Олег Басилашвили, актер БДТ им. Товстоногова, заявляет о той обязанности, которая ложится на плечи людей, связавших свою жизнь с искусством: "И гигантская ответственность лежит на нас, на деятелях культуры, в том, чтобы это скорее было забыто или приобрело бы определенную, общую для нас всех оценку". Характерно, что при этом обращается внимание на нравственно-психологическую ситуацию в сегодняшней России. Актер обрисовывает портрет современного человека, говорит о постепенной деградации личности: "Я с ужасом наблюдаю наши телевизионные программы, которые в основном делаются для того, на мой взгляд, чтобы превратить зрителей телевидения в послушную быдлообразную массу, гогочущую, регочущую, не думающую ни о чем" . И в этих условиях ведущая роль в исправлении массового сознания, в донесении истинных духовных ценностей до каждой отдельной личности отводится представителям культуры: "Вот, на мой взгляд, деятели культуры, театра, кинематографии, писатели, художники должны сделать все, чтобы воспитывать в наших людях, в русских людях все то, что воспитывалось великой русской культурой. Гуманизм, доверчивость, любовь, уважение к другим народам".

В публикации "Чем должен заниматься министр культуры?" (1 июня 2008 г.) артисты не просто высказывают свои точки зрения о том, какова сегодня роль министра культуры, но указывают на существующие проблемы в сфере искусства, которые должны быть решены. "Посмотрите, в каком состоянии театры периферии. Режиссеры, директора театров на местах изыскивают любую возможность привлечь капитал к своим театрам, договариваются с чиновниками, ищут спонсоров. На это уходит огромное количество времени вместо того, чтобы думать о духовном качестве спектаклей. И хорошо, если министр будет помнить, что провинция - это вся Россия за исключением двух точек - Москвы и Питера", - говорит Эммануил Виторган, народный артист России. Как видно, в этой цитате ставится также вопрос о духовной стороне театральной деятельности, о ценностной, морально-нравственной стороне спектаклей. Сергей Безруков также указывает на духовную составляющую искусства, говорит о возможном решении проблем в творческой сфере: "Важно создать такие условия, чтобы искусство легко подпитывалось творчеством талантливых ребят. Понятно, что у министра много других обязанностей, но все же хочется, чтобы на первом месте стояла не столько экономика, сколько духовные ценности". И вновь в реплике актера звучит слово "духовные". Оно является ключевым, поскольку указывает и на проблему в театральном искусстве - отсутствие нравственной стороны у спектаклей, - и на необходимость ее решения - развитие у зрителя соответствующих духовных ценностей и потребностей

Следует отметить, что деятели театра и кино, высказывающие свое мнение по конкретному вопросу, во многом солидарны друг с другом. Их в равной степени заботит судьба театрального искусства в современном мире.

Под рубрикой "Главное" публикуются материалы аналитического характера, в которых известные актеры и режиссеры рассуждают о процессах, которые сегодня происходят в сфере театрального искусства, поднимают актуальные для нынешнего поколения проблемы культуры и указывают на неразрывно связанные с ними аспекты нравственного развития современного общества. Однако не ограничиваются только этим. Они затрагивают наиболее острые социально-политические события, к примеру, война Грузии с Цхинвале. И в связи с этим заявляют о миротворческой функции театра.

Определена тематика выступлений:

обязанности министра культуры ("Чем должен заниматься министр культуры", июнь 2008 г.);

подведение итогов театрального сезона ("Закрытие сезона - что запомнилось?", июль 2008 г.);

что сегодня объединяет людей в России ("Бывшие советские - что нас объединяет?", апрель 2008 г.);

Героями публикаций являются актеры, режиссеры, разные представители сферы театрального искусства. Четко обозначены в текстах речи - театральные деятели.

Характер мнений под рубрикой "Главное" полностью определяется субъективной позицией их авторов по данному вопросу. Но при этом представители культуры и искусства стремятся не столько высказать свою точку зрения на данную конкретную проблему, сколько раскрыть основные негативные тенденции ее развития.

Таким образом, на основе тематического, жанрового, структурного анализа публикаций в журнале "Театрал", мы установили, что это издание о театре как искусстве и образе жизни, нацеленное на освещение самых свежих театральных новостей. На страницах журнала рассказываются истории любви из жизни популярных персон прошлого и современности, публикуются сообщения о фестивалях и театральных съездах, интервью с известными актерами и режиссерами, а также рецензии на спектакли.

В журнале сложилась своя система рубрик, каждая из которых связана с одним из тематических направлений информационной политики журнала.

В рамках узкой тематической модели издания, соответственно специфике целей и задач информационной политики, сложились определенные особенности жанров. Характерно, что каждой рубрике соответствует своя жанровая разновидность.

Заметка появляется в рубрике "Новости". Специфика ее выражается в обязательной оценочности, в необычной интерпретации журналистом описываемых событий с нравственной точки зрения и с позиции актуальности для нынешней социально-психологической ситуации, поэтому в публикациях речь идет о проблематике спектаклей, о тех философских и морально-этических вопросах, которые поднимаются в постановках.

Присутствие нравственной оценки в заметках говорит о специфической цели материалов: развитие у читателя духовных ценностях и потребностях.

Публикации отличаются многотемностью, о чем позволяет говорить наличие двух подтезисов, раскрывающих главную тему, содержащуюся в установочном тезисе.

В жанровом отношении заметки тяготеют к анонсу, поскольку речь идет о будущих премьерах. Однако при этом в материалах сочетаются элементы событийности, взгляда в будущее и экскурса в прошлое. Отсюда преобладание превентивной информации. Важным элементом текстов становится интервью. За счет его использования заметка становится персонифицированной, обретает "лицо", героя, который показывает свое видение реальности.

Особенность отдельных заметок проявляется в характере их построения. Тексты имеют двухчастную структуру: образное начало и информационный конец. Это делает текст ярким, придает повествованию динамичность и определенную эмоциональность. Специфическая структура определяет цель публикаций: не просто сообщить о состоявшемся мероприятии, информировать о нем, ответив на вопросы что?, где?, когда?, но рассказать о наиболее интересных подробностях случившегося.

Отличительные черты приобретает в "Театрале" жанр информационной корреспонденции, появляющийся в рубриках "Около театра", "Фестивальный гид", речь в которых идет о состоявшихся спектаклях, прошедших выставках и фестивалях.

Одна из характерных особенностей - использования в информационном тексте особых художественных приемов, характерных для публицистических жанров.

) Маска. Журналист надевает на себя маску, разговаривая с читателем от лица героя материала, безжизненной марионетки. Все, о чем рассказывает автор показано глазами кукол, воспринято их чувствами. Превращаясь в марионетку, журналист тем самым воплощает некий художественный образ, создает мини спектакль с главными действующими лицами - куклами, организует в тексте публикации игру с читателем. Благодаря этому приему сухой информационный текст оживляется, что способствует эмоционально-образному рассказу о событии.

)"Портрет-иллюзия". Журналист дает портретную зарисовку, однако не обозначает, относится она к живому человеку или к неживому предмету. Тем самым создается некая интрига: читатель не догадывается, о ком на самом деле идет речь, о настоящем человеке или о кукле, поскольку может показаться, что говорится о реальном историческом лице, на самом же деле описывается марионетка.

) Деталь. С ее помощью создается описание обстановки. Выявлено наличие следующих разновидностей детали:

портретное описание - по описанию одежды можно понять, к какому слою общества принадлежит герой;

характеристика обстановки, выполняет психологическую функцию, так как посредством использования данной детали можно понять состояние персонажей;

) Стилизация. Употребление особых образных фраз и просторечных выражений из русского фольклора делает манеру повествования похожей на сказочную. Это делает текст интересным, а чтение занимательным.

Выявлен особый элемент информационной корреспонденции - оценка. Ей подвергается постановка в одной из публикаций. И хотя сама оценка не отличается глубиной анализа и направлена на формирование общих представлений о действии на сцене, тем не менее она демонстративно противоречива и парадоксальна, подразумевает игру с читателем. Журналист через оценку делится своими впечатлениями от увиденного на сцене. Это позволяет не только взглянуть на происходящее глазами автора, но и прочувствовать то же, что ощущал сам журналист. Это привносит в оценку элемент эмоциональности, что усиливается воздействие текста корреспонденции на читателя.

Можно говорить о присутствии художественных элементов в жанре информационной корреспонденции, что способствуют созданию эмоционально-образного представления о событии.

Специфика другого жанра, четко обозначенного в названии рубрики "Рецензии", заключена в особом нравственно-психологическом ракурсе анализа постановок. Он заключается в том, что рецензенты стремятся проникнуть в подтекст постановок, выявить взаимосвязи между поступками персонажей и их внутренним миром, соотнести темы, поднимаемые режиссерами, с морально-этическими аспектами жизни человека. Отсюда особый интерес рецензентов к символике постановок. Описание символического ряда в том или ином спектакле позволяет журналистам выявить скрытую идею поставленного на сцене произведения и определить ее значимость для читателя.

Ключевым элементов рецензий становится оценка, ей подвергаются: талант актеров, содержание спектакля, структура постановки, жанровые особенности, музыкальное сопровождение, костюмы и декорации, поведение и поступки персонажей, мастерство режиссера. Объекты оценки расположены по убыванию, в зависимости от частотности ее употребления.

Определены приемы построения оценки.

Контраст - противопоставление понятий.

. "Обманчивая оценка". Вначале рецензент описывает обстановку на сцене, создавая иллюзию положительной оценки. Однако следом опровергает представленное ранее мнение. Оценка строится на противопоставлении положительного и отрицательного смыслов.

Своеобразные черты в "Театрале" приобретает и жанр портретного очерка в рубрике "Love story". Здесь журналисты рассказывает об актерской карьере знаменитостей XX века.

Специфика очерка заключается в особом ракурсе рассмотрения жизни известных театральных деятелей прошлого - журналист описывает любовные истории, но сосредотачивает внимание не на интимных связях, а на творчестве актеров. Очеркиста интересует, как личная жизнь героев очерка влияла на их карьеру, на творческий рост. Отсюда следует целевая установка публикаций: раскрытие творческой стороны жизни личности через любовные истории, поэтому личные отношения актеров - лишь фон, на первом же плане - карьерные успехи и этапы творческой деятельности.

Своеобразна трактовка человеческой судьбы в очерках журнала. Жизнь известных людей интерпретируется как спектакль, фильм или книга о любви с хорошим либо плохим концом, поэтому в очерках прослеживается мысль, что жизнь для актера - сцена, где он играет определенные роли.

Выявлены художественные приемы создания характера и образа героя.

) Символика. В текстах очерка не раз возникают слова, которые являются ключом к пониманию поступков, становятся способом выражения изменений, происходящих в душе и сознании актеров. При этом слово-символ имеет далеко не однозначное значение.

Мы выявили наличие ряда слов, семантика которых проецируется на судьбу личности. Впервые обозначив их в заглавии очерка ("Поцелованные Богом", "Ледяные осколки зеркала"), журналист постоянно возвращается к ним в тексте, проецируя их на жизнь и поступки человека. В подтексте это создает целостную картину, посредством которой раскрывается неповторимость внутреннего мира героев очерков.

Лед - отчужденность, холодность, отгороженностью от мира, одиночество, безразличие к жизни и окружающим; недолговечные, хрупкие отношения с людьми.

Зеркало - замкнутость в себе, закрытость внутреннего мира от посторонних глаз, тайна, одиночество, существование наедине с самим собой.

Створки раковины - начало и конец жизни человека, сама же раковина - символ неприступности человека, его закрытости.

"Поцелуй бога" (метафорический символ) - шрам на лице, покровительство высших сил, божественное вмешательство в жизнь людей.

) Метафоризация - сравнение героя с мифологическим персонажем (русалкой, сфинксом), тем самым раскрываются особенности внутреннего мира человека.

) Антитеза - противопоставление понятий и обозначаемых ими смыслов. Характеризуется тем, что в определенном отрывке текста одного очерка журналист раскрывает отдельные, противоположные друг другу черты характера героя. Тем самым указывает на исключительность актера.

Можно говорить об особой, сложившейся в очерках, системе художественных средств, также способствующих созданию характера героя.

) Художественная деталь:

портретные зарисовки, иногда создающиеся с помощью метафоры.

психологические описания - "через внешность персонажа выявляется его внутренний мир, настроение или смена психологических состояний".

речевая характеристика, способствует пониманию психологического состояния героя.

) Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).

Все эти художественные приемы не просто делают текст очерка ярким, а повествование занимательным, но помогают понять настроение, состояние, внутренний мир героев очерка, выразить глубину их душевных переживаний.

Своеобразие очерка заключается в постоянном присутствии в тексте автора. Он выказывает свое отношение к поступкам героев, выражает мысли и чувства по отношению к ним. Формы представления авторской позиции в очерках "Театрала" многообразны.

раскрывающие черты характера человека,

способствующие выражению отношения журналиста к героям,

обобщенного характера, по форме близкие к афоризмам, с их помощью автор, не выступая напрямую от своего лица, выражает свое мнение относительно происходящих в жизни героев событий.

) Вопросно-ответные комплексы, с помощью которых организуется диалог с читателем, а также вводится в текст отношение автора к героям. Посредством вопросов очеркист призывает читателя вдуматься в те условия и обстоятельства, которые привели героев к совершению определенного поступка.

) Использование фраз с восклицательным знаком, а также особых частей речи, междометий. Их наличие делает текст очерков эмоциональным, а также способствует пониманию внутреннего ощущения самого журналиста, его отношения к людям, о которых он пишет.

Мы установили, что жанры очерка, информационной корреспонденции и рецензии на страницах "Театрала" обретают одну общую особенность, связанную с их тяготением к художественности, о чем свидетельствует: наличие образности, символики, использование маски и разнообразных изобразительно-выразительных средств, стилизация текста. Подобная тенденция продиктована установкой журнала на занимательное и доступное для читателя-непрофессионала изложение материала о театральном искусстве.

В ходе контент-анализа публикаций "Театрала" в период за один год были определены субъекты деятельности и субъекты речи.

Субъектами деятельности в материалах журнала становятся популярные актеры прошлого и современности, а также известные режиссеры, реже - зрители и другие представители театрального искусства (музыканты, костюмеры, хореографы). Встречаются и весьма необычные герои - неживые предметы, куклы, от лица которых автор описывает событие.

В качестве субъектов речи чаще всего выступают сами журналисты, реже приводятся точки зрения актеров и режиссеров.

Исходя из тематики и способом подачи информации была определена целевая установка издания:

Представить театр как важнейший и необходимый сегодня элемент культуры;

Показать значительную роль театра в формировании мировоззрения и представления человека о современном искусстве и стиле жизни;

Развитие духовных потребностей личности;

Информирование о последних событиях из "жизни сцены";

Сформировать представление о миротворческой роли деятелей искусства в урегулировании острых социально-политических конфликтов в обществе.

Соответственно целям издания определена аудитория: массовый читатель, который интересуется театральной деятельностью, стремится быть информированными о готовящихся к выходу постановках, читатель, для которого театр - это стиль жизни.

Соотношение субъектов деятельности и субъектов речи, а также специфика целей и задач издания позволили определить преобладающую коммуникативную стратегию как презентационно-конвенциональную. С одной стороны выявлено наличие публикаций, цель которых: только сообщение о каких-либо событиях. С другой стороны, преобладает число текстов, в которых авторы, стремясь развить духовные потребности общества, посредством выхода на нравственную проблематику театрального искусства, организуют внутритекстовый диалог с читателем в виде вопросно-ответных комплексов.

На основе типологического, структурного, контактно-сопоставительного анализа, выявив преобладающую коммуникативную стратегию, определив цели издания, можно говорить о концепции журнала.

"Театрал" - издание, в котором присутствуют: во-первых, аналитические материалы с установкой на выявление и констатацию проблем современного театрального искусства, во-вторых, информационные публикации, нацеленные на сообщение новостей из мира театра, в-третьих, развлекательные тексты, в которых занимательность сюжета соединяется с эмоциональностью. Все материалы объединяет установка на эмоционально-образное восприятие содержания, а также рассмотрение событий театральной жизни, спектаклей, деятельности актеров и режиссеров в морально-нравственном аспекте. Это позволяет говорить о том, что "Театрал" сочетает в себе черты информационно-развлекательного и литературно-художественного журналов.

Тема (гр. thema буквально значит нечто, положенное в основу) - это предмет познания. Тематика - это те явления жизни, которые отражены в произведении.

В древности полагали, что целостность литературного произведения определяется единством главного героя. Но еще Аристотель обратил внимание на ошибочность подобного взгляда, указав на то, что рассказы о Геркулесе остаются разными рассказами, хотя и посвящены одному лицу, а «Илиада», повествующая о многих героях, не перестает быть целостным произведением.

Целостный характер произведению придает не герой, а единство поставленной в нем проблемы, единство раскрываемой идеи.

Предметом изображения в произведениях худо­ж литературы могут быть самые различные явления человеческой жизни, жизни природы, животного и растительного мира, а также материальной культуры (здания, обстановка, виды городов и т. п.).

Но основным предметом познания в художествен­ной литературе являются харак­терные особенности человеческой жизни. Это социаль­ные характеры людей как в их внешних проявле­ниях, отношениях, деятельности, так и в их внутренней, душевной жизни.

Есин: Тема – «объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации, которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания».

Томашевский: «Единство значений отдельных элементов произведения. Она объединяет компоненты художественной конструкции».

Сюжет может быть одним и тем же, но тема различается. В массовой литературе сюжет тяготеет над темой. Жизнь очень часто становится объектом изображения.

Тема часто определяется литературными пристрастиями автора, принадлежностью его к определенной группировке.

Понятие внутренней темы – темы, сквозные для писателя, это то тематическое единство, которое объединяет все его произведения.

Тема является организующим началом произведения .

Проблема – это выделение какого-либо аспекта, акцент на нем, разрешающийся по мере развертывания произведения, - это идейное осмысление писателем тех социальных харак­теров, которые он изобразил в произведении. Писатель выделяет и усиливает те свойства, стороны, отношения изображаемых характеров, которые он считает наиболее существен­ными.

Проблематика в еще большей степени, чем тематика, зависит от миросозерцания автора. Поэтому жизнь одной и той же социальной среды может быть осознана различно писателями, имеющими разное идейное миро­созерцание.

Мольер в комедии «Тартюф», выведя в лице главного героя пройдоху и лицемера, обманывающего прямодушных и честных людей, изобразил все его мысли и действия как проявления этой основной отрицательной черты харак­тера. Имя Тартюфа стало нари­цательным обозначением лицемеров.

Идея – это то, что хочет сказать автор, зачем написано это произведение.

Именно благодаря выражению идеи в образах литератур­ные произведения так сильно действуют на мысли, чувства, волю читателей и слушателей, на весь их внутренний мир.

Выраженное в произведении отношение к жизни, или ее идейно-эмоциональная оценка, всегда зависит от осмыс­ления писателем изображаемых им характеров и вытекает из его мировоззрения.

Идея литературного произведения - это единство всех сторон его содержания; это образная, эмоциональная, обобщающая мысль писателя.

Читатель обычно искренне поддается иллюзии того, что все, изображенное в произ­ ведении, - это сама жизнь; он увлекается действиями, судьбами героев, переживает их радости, сочувствует их страданиям или же внутренне их порицает. При этом читатель часто сразу не осознает, какие существенные особенности воплощены в героях и во всем ходе изо­ бражаемых событий и какое значение имеют подробности их поступков и переживаний.

А ведь эти подробности создаются писателем для того, чтобы через них возвысить характеры одних героев в сознании читателя и снизить характеры других.

Только перечитывая произведения и раздумывая о них, читатель может прийти к осознанию того, какие общие свойства жизни воплощены в тех или других героях и как их осмысляет и оценивает писа­ тель. В этом ему часто помогает литературная критика.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса