Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Соломин виталий мефодьевич - чтобы помнили. Некролог виталию соломину Какой рост у виталия соломина

Биография и эпизоды жизни Виталия Соломина . Когда родился и умер Соломин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты актера, фото и видео .

Годы жизни Виталия Соломина:

родился 12 декабря 1941, умер 27 мая 2002

Эпитафия

Ни разумом, ни сердцем не постичь

Бездны горя и утраты.

Биография

Однажды он оказался в кинотеатре на дневном сеансе фильма «Судьба человека». Кроме него в зале было всего еще два зрителя. Виталий тогда подумал, что, наверняка, этим людям фильм нужен был для того, чтобы разобраться в важных жизненных вопросах. И что, наверное, это очень здорово - заниматься чем-то, что очень важно хотя бы для троих. Вдохновил его и пример старшего брата, Юрия, поступившего в театральное училище, когда Виталию было еще 11 лет. Так решилась биография Виталия Соломина - будущего народного артиста России.

Окончив школу в Чите, Виталий Соломин поступил в театральное училище имени Щепкина, которое в свое время окончил его брат. Уже со второго курса он играл в Малом театре, полюбив его на всю жизнь. Он уходил из театра лишь однажды, устав от разногласий с руководством, но вскоре снова вернулся в Малый, который стал вторым домом Соломина. Из подающего надежды актера Соломин быстро стал главным артистом театра и даже занимался постановкой своих спектаклей. Что же касается актерской биографии Соломина, то в кино он прославился даже быстрее, чем его старший брат, художественный руководитель Малого театра. Фильмы с Соломиным, такие как драма «Зимняя вишня», музыкальные кинокартины «Летучая мышь», «Сильва», «Пиковая дама», всегда пользовались неизменным успехом. Уже первая картина, в которой Виталий сыграл главную роль, «Женщины», принесла актеру любовь зрителей. А роль доктора Ватсона в сериале о Шерлоке Холмсе - настоящую всенародную славу. За свою жизнь Соломин сыграл в более чем 50 картинах, сыграл примерно в 30 спектаклях.

Виталий Соломин был женат дважды. Обе жены Виталия Соломина - Наталья и Мария - были актрисами. У актера остались две дочери - Анастасия и Елизавета. За месяц до смерти Соломина с ним случился инсульт, прямо во время спектакля. Сначала он почувствовал боль в сердце и принял таблетки, чтобы все-таки выйти на сцену, но в антракте ему стало плохо. В институт Склифосовского актер был доставлен без сознания. Спустя некоторое время его прооперировали, еще несколько дней организм Соломина боролся с болезнью. Смерть Виталия Соломина наступила во сне. Причиной смерти Соломина стала остановка сердца. Похороны Соломина состоялись 31 мая 2002 года. Могила Соломина находится на Ваганьковском кладбище. День памяти Соломина в Малом театре отмечается в день его смерти - 27 мая. Почти через пять лет после ухода актера из жизни у посольства Великобритании был установлен памятник Соломину - вернее, Шерлоку Холмсу и герою Соломина доктора Ватсона. Именно образы Ливанова и Соломина послужили прототипом для его создания.

Линия жизни

12 декабря 1941 г. Дата рождения Виталия Мефодьевича Соломина.
1959 г. Поступление в театральное училище имени Щепкина.
1974 г. Получение звания заслуженного артиста РСФСР.
1979-1986 гг. Съемки в сериале о Шерлоке Холмсе в роли доктора Ватсона.
1992 г. Получение звания народного артиста РФ.
1998 г. Получение премии правительства Москвы.
24 апреля 2002 г. Инсульт во время спектакля «Свадьба Кречинского».
27 мая 2002 г. Дата смерти Виталия Соломина.
31 мая 2002 г. Похороны Виталия Соломина.

Памятные места

1. Высшее театральное училище имени Щепкина, где учился Соломин.
2. Театр имени Моссовета, где Соломин играл в 1987-1989 гг.
3. Малый театр в Москве, где работал Соломин.
4. Ваганьковское кладбище, участок № 24, где похоронен Соломин.
5. Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону у посольства Великобритании, прототипами для которого послужили герои Ливанова и Соломина.

Эпизоды жизни

Несмотря на то, что в «Зимней вишне» Соломин сыграл мягкого, нерешительного человека, в жизни он был полной противоположностью своему герою - волевым и сильным. Нередко коллеги признавали, что спорить с Соломиным бесполезно - так он умел настаивать на своем, а режиссер Андрон Кончаловский назвал Соломина однажды «каменным цветком».

На прощании с Соломиным присутствовала певица Людмила Зыкина - она исполнила в память о Соломине свою песню «Хранила колечко», рассказав затем историю, связанную с актером. Как-то она вышла из студии после записи этой песни и встретила плачущего Соломина. Весь в слезах, он спросил: «Как ты можешь все это выстрадать? В этой песне ведь целая жизнь!», на что певица в ответ спросила: «А как ты можешь играть на сцене так, как ты это делаешь?».

Завет

«Надо любить тех, с кем работаешь».


Телепередача «Чтобы помнили» памяти Виталия Соломина

Соболезнования

«Его уход из жизни был неожиданным и трагически несправедливым. Он умер как подобает самым великим из артистов - последний свой шаг он сделал на сцене. Он умер, только что отметив свой 60-летний юбилей, только что представив москвичам чеховского «Иванова», где выступил как режиссер и исполнитель главной роли. Потрясена Москва, потрясена Россия».
Виктор Коршунов, директор Малого театра

«Ушел замечательный артист, но останется его голос, который не спутаешь ни с каким другим, останутся в сердце и в памяти его движения, его глаза, его энергия. Есть артисты, замены которым нет, и их место никто не займет другой. Таким был Виталий Мефодьевич Соломин».
Алексей Баталов, актер

«Виталий Соломин пользовался поистине всенародным признанием и любовью. Он навсегда останется в памяти всех, кто знал этого яркого и удивительно обаятельного человека».
Владимир Путин, президент РФ

«Всю свою жизнь Виталий Соломин посвятил самоотверженному служению российской национальной культуре. Результатом творческой деятельности Виталия Соломина стали многочисленные роли в театре и кино, которыми восхищались миллионы зрителей. Память о великом Мастере, истинно народном артисте, навсегда останется в сердцах миллионов».
Леонид Кучма, бывший президент Украины

«Я считаю, что и погиб он именно потому, что работал слишком много. Он и снимался, и ставил спектакли, он был и режиссером, и педагогом, и артистом. Он был совершенно неутомим в искусстве».
Игорь Масленников, первый секретарь Союза кинематографистов РФ, кинорежиссер

В новогодние каникулы показывают многие славные советские фильмы. Вот и двухсерийная музыкальная кинолента «Летучая мышь» (Ленфильм, 1979, реж. Ян Фрид) пришлась весьма кстати. Юрий и Виталий Соломины, замечательные Максакова и Удовиченко, Шурик – Александр Демьяненко в эпизодической роли, Филиппов, Ольга Волкова (стрельба глазами), Олег Видов, еще не эмигрировавший в Штаты, Весник, Дмитриев, Светин…

Фальк - в "Летучей мыши"

Многих из этого великолепного актерского ансамбля уже нет с нами. Как и одного из главных героев ленты – Виталия Мефодьевича Соломина. Жизнь мне подарила две встречи с этим глубоким человеком и актером. В прошлом декабре ему бы исполнилось 70 лет…

***
Когда я договаривался об интервью с Виталием Соломиным (это было самое начало мая 1999 года), он предложил мне приехать рано утром в аэропорт, где собирался проводить Ирину Розанову, игравшую у него и вместе с ним в антрепризном спектакле «Сирена и Виктория» (обкатка до премьеры в Москве). Дело в том, что гримерку Ирины накануне, во время спектакля в латвийском Художественном театре, в антракте навестил вор под видом электрика - к счастью, унес только деньги, но не документы… Поэтому Виталий Мефодьевич во избежание недоразумений решил проводить удрученную актрису на рейс лично. Мы проговорили некоторое время за чашкой кофе в аэропорту, проводили Ирину, и Соломин, поняв, что я настроен на серьезный разговор, пригласил меня продолжить его уже в гостиничном номере. Мы возвратились в Ригу и проговорили около двух часов. Предлагаю фрагменты нашей беседы, набранные мною по сохранившейся вырезке из рижской газеты «СМ». В Интернете, понятное дело, этого интервью до сих пор не было…

Proficinema.ru

НОВЫЕ РУССКИЕ

Виталий Мефодьевич, в отличие от антрепризных спектаклей, где обходятся одной тумбочкой или надувным матрацем для создания интерьера, у вас очень богатые декорации, не говоря уже о прекрасных актерах. Расписанные свисающие с потолка ткани, стол и кресла, которые по ходу действия « со смыслом» вдруг взмывают вверх…

Зритель соскучился по настоящим декорациям, расписанным задникам. У нас центральная героиня – «новая русская». Сама по себе тема для меня скучная. Мне совсем неохота разбираться, что это такое, кто это придумал. Но тем не менее мы попытались придумать, как может выглядеть квартира нувориша. Ведь по тексту наша новая русская живет почти на самой Красной площади. От буквальной символики – светящихся звезд на заднике – мы решили, в конце концов, отказаться. А для создания образа придумали парящие в воздухе стол и кресла – уж такого, наверное, точно ни у кого нет.

По ходу спектакля к тому же все постоянно пьют из кубков – разных, случайных. Я в жизни такого человека встречал, хотя подобный идиотизм есть везде, в любой стране. Когда деньги начинают главенствовать, все уродство и вылезает. А люди интеллигентные, ученые – они не приспособлены к этому. Поэтому когда одна из героинь пытается приспособиться, то сразу теряет в уровне, как, кстати, все уезжающие за границу.

Вот этот идиотизм есть и в спектакле, когда доктор наук стрижет фокстерьеров. Но у нашей новой русской, с ее природным нахальством и отсутствием образования и культуры, не все потеряно.

Хорошо, что вы не сделали ее полной идиоткой…

Так в этом смысл. Она становится чуть другой от общения с умными людьми. Это вселяет надежду. Поэтому нам надо всем напрячься и сделать такое же маленькое движение друг к другу. В этом весь смысл жизни. Тем более для России, когда сейчас всеми средствами воспитывается страх друг перед другом, враждебность, неуважение. Когда государство обманывает, постоянно оскорбляет народ, унижает его нищенством, озлобляет.

Но, к счастью, в отличие от вашего героя, вы фокстерьеров не стрижете…

Вообще, надо бы актеру национального театра нигде больше не работать, все силы отдавать лишь своему делу. Тем более, что впереди остаются считанные годы…

(Как страшно и пророчески это звучит сейчас! Заслуженный артист РСФСР и народный артист России Виталий Мефодьевич не скрывал горечи, обиды на театр и брата – художественного руководителя Малого театра – Авт.)

Юрий Соломин и Виталий Соломин rusactors.ru

Когда ты тридцать с лишним лет проработал в этом театре, у тебя должны быть определенные планы на несколько лет. Чтобы готовиться к серьезным ролям, чего, увы, не существует. Очень хочется сделать спектакль в Малом театре. Но два года на все мои предложения не отвечают. Никаким образом. Такое своего рода хамство. Но я в таком возрасте, что на них не обижаюсь.

Театр мне предложил поставить только один спектакль – «Свадьбу Кречинского» (Виталий Соломин скончался в Москве 27 мая 2002 года от инсульта, случившегося с ним 24 апреля на сцене в первом акте «Свадьбы Кречинского» - Авт.). Теперь два года опять стою, как будто мне 20 лет. Придется вернуться к тому, с чего начинал, - делать самостоятельную работу, вне планов, вне времени. Понимаю, что при этом не будут учитывать занятость актеров у меня, а может, и специально выдергивать их на другие спектакли. Ну, найду что-нибудь похитрее. Но мне очень не хочется искать деньги. Я уже этим занимался для того же «Кречинского» и для фильма…

- …«Охота»?

Да. Но думаю, что кончится все тем, что я найду деньги на спектакль, и тогда можно будет заняться плановой работой. У меня есть пьеса, которую я очень хочу поставить. Я не могу долго ждать, иначе по возрасту не сыграю в этом спектакле. Не буду называть автора, но он очень непростой. Я долго – лет 20 – к этому подбирался. А теперь уже знаю.

Перед тем, как я начинаю репетировать, у меня уже весь спектакль сочинен, я могу его рассказать, проиграть все роли, чтобы знать, как сделать, чтобы это было интересно, чем можно удивить в этой пьесе, найти то новое, из-за чего стоит ее делать.

Возвращаясь к антрепризе. Почему вы обратились именно к пьесе Галина?

Один пожилой режиссер, работавший в Александринке, ему сейчас 90 (это мой тесть), мне как-то посоветовал: «Виталик, обрати внимание, это хорошая пьеса!» Он до сих пор все пьесы читает и перелопатил, кстати, больше меня. Но я не очень люблю комедии, не смеюсь, когда их читаю. Мне и «Двенадцать стульев» не смешно – так дочитать и не смог.

Галина сперва тоже проскочил. Потом перечитал, стал перепроверять на близких. У жены, кстати, очень хороший вкус. Ей пьеса понравилась. Она мне сказала: «Я вначале так смеялась, а потом заплакала.» Вот это для меня было решающим. Тогда я в третий раз взялся за «Сирену и Викторию» и увидел, как можно все сделать, каких артистов пригласить, чтобы было не только смешно, но и со смыслом.

А вы не сомневались, когда приглашали на роль Ларису Удовиченко, прежде в театре никогда не игравшую?

Дело в том, что я работал с ней во многих кинофильмах. Не сомневался, что у нее получится. Хотя существует закономерность, что киноактеры, приходящие на работу в театр, тускнеют, теряются. Поэтому мы репетировали полгода, не спеша, пока Лариса все не прочувствовала. Но у нее самой есть вкус именно к Малому театру, ей нравится, как здесь говорят, как речь – она наполненная, не собачья, когда нет гласных. А в гласных весь смысл.

Лариса очень хотела сыграть на сцене и многое для этого освоила. Она и в кино необыкновенно индивидуальна – с романтической хрупкой внешностью и при этом весьма прагматична. Вот и в спектакле она очень расчетливо как актриса строит свою роль. Это редкое соединение – и лиричности, и комедийности, и даже фарсовости, что есть у нее и в киноработах. У Ларисы очень большой диапазон, и актрис такого плана очень мало.

Лариса Удовиченко и Виталий Соломин в фильме "Летучая мышь"

Повезло и с Розановой. Я никогда с ней не работал и очень рад тому, что вместе с продюсерской группой не ошибся. Ведь могут быть и глубина, и сила характера, а юмор отсутствовать. Ира владеет и тем и другим.

А как складываются ваши творческие, да и не только, отношения с Юрием Мефодьевичем – по-братски или?..

Об этом я не хотел бы говорить, потому что он как раз и является руководителем Малого театра.

Когда же было легче: когда брат был министром культуры или сейчас?

Мне все равно, кем он когда становится. Потому что я всю жизнь живу сам по себе, вообще ни от кого не завишу. Конечно, каждый актер мечтает, как женщина, чтобы его заметили. У меня были очень сложные отношения с Михаилом Ивановичем Царевым, который руководил Малым театром. Но он во мне видел актера-лидера. И, несмотря на конфликтные отношения, понимал, что Чацкого смогу сыграть только я. И срежиссировать, и сыграть. Он мне давал очень большую свободу. При нем, как ни странно, я почти весь свой репертуар сыграл.

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ?

Кадр из знаменитой "Зимней вишни"

Чернуха в жизни, в прессе. Не потому ли таким успехом пользуются старые советские фильмы? За что боролись? Не сожалеете о том, что стояли на баррикадах в 1991-м?

Да нет, это вообще не надо сравнивать. У нас было в принципе преступное государство. Оно сейчас, правда, тоже преступное, но в другом плане.

Поменяли шило на мыло?

Что значит поменяли? Это процесс. Вдруг никто никем не становится. Из этого нашего свинства надо выйти всем. И никакой дядя Ельцин или еще кто-то один никогда ничего не сделает.

Могут быть благоприятные или неблагоприятные условия, но все же от людей зависит. Нашего даже очень богатого человека, одетого хоть от Версаче, все равно в любой загранице отличишь. У нас у всех беспокойные глаза. Но это пройдет, надо только устоять. Вот Малый театр правильную политику ведет, сохраняет классику, и зрители возвращаются, приводят своих детей, чтобы они увидели настоящую пьесу, настоящих актеров, а не эти американские боевики с фокусами и фортелями.

Вам не предлагали заняться профессионально политикой?

Я не подаю для этого никаких сигналов и надежд. Это совсем не мое дело. Мне это неинтересно. Хотя я думаю, что у каждого в жизни может наступить такой момент, когда надо будет выйти на трибуну или баррикаду и сказать: ну, хватит! И в шею погонят этих всех как будто бы профессиональных политиков. Это же совершеннейшее безобразие! Жиреют, глаза сальные, хватают квартиры, миллионные счета за границей, виллы здесь и там. Не разбазарить бы то, что еще не разбазарено. Преступно расхватали всю страну, и несколько человек качают себе состояния!

Нужно ведь систему создать экономическую, чтобы не разваливать производство и не восстанавливать его. Теперь мы, как послевоенная Германия или Япония, имеем возможность сразу сделать огромный скачок. Не восстанавливать старое, а сделать все новое, ввести новые технологии. И мы сможем выскочить из этой ямы довольно быстро.

Когда становится особенно тяжело, многие обращаются к Богу. Скажите, а вы соблюдаете какие-то церковные каноны?

Я не крещен, такие времена были, когда я родился. А дети мои крещены. Их крестный – мой ближайший друг. Я очень этому рад, у меня появилась уверенность, что, даже если меня не будет, о моих детях есть, кому позаботиться.

Для себя я давно понял, что независимо от того, веришь ты или не веришь в Бога, христианам необходимо посещать церковь. Ведь из звериного состояния человечество способно выйти благодаря тем же десяти заповедям.

Так же в стране: нужно несколько законов, которые должны выполняться, даже если ты президент. Нельзя врать, что у дочери не строится дача на Николиной горе. Там же люди живут рядом, есть строители, наконец, я сам был там и видел. Это огромный участок с семиметровыми заборами. Человек, единожды совравши, своровавши, не может пользоваться доверием. Нельзя, например, чтобы люди из охраны лагерей ГУЛага повышались в чине и вдруг становились работниками ФСБ. Надо сказать, что партия, которая 70 лет возглавляла страну, - преступная партия! Ее нужно осудить, и она не должна существовать.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон

А вы сами были коммунистом?

Нет, никогда, чем и горжусь. Меня и обрабатывали, и хотели, чтобы я вступил в партию: мол, ведущий актер театра не может быть беспартийным. Но я ушел от этого. Мне и звания заслуженного и народного присваивали потом значительно позже, чем другим актерам моего возраста.

Где вы чувствуете себя защищенным от всего происходящего вокруг?

В нашей стране никто нигде не может себя чувствовать защищенным. Только сознание, что у меня есть друзья, позволяет более или менее чувствовать какую-то опору. Это единственное, что нас поддерживает, защищает и помогает устоять.

Семья – это другое. Семью надо защищать. И друзей, впрочем, тоже. Такая круговая порука. Есть кто-то, кто за меня пойдет, даже тогда, когда я буду неправ.

Конечно, мы собираемся с друзьями, ходим в Сандуны, выпиваем. Такой способ снять стресс, нервное напряжение, чувство страха за своих близких, за самого себя. Никто из моих друзей, высококлассных профессионалов в разных областях, не имеет запасов средств. Если, допустим, заболеешь, перестанешь работать, то нет никакой надежды выжить. Это у всех мужиков сидит в голове. Да и за свою машину страх постоянный – угонят, спалят, и ты ничего ни от кого не добьешься. Вторую купить с ходу я завтра не смогу.

НЕРОМАНТИЧНЫЙ РОМАНТИК

История вашего знакомства с супругой на съемках «Городского романса» словно сюжет из романтического кино. Вы без малого уже 30 лет вместе. Скажите, романтика в отношениях осталась или все тайны друг о друге давно известны?

Forum.xvid.ru

Я вообще не романтик. Одно дело, когда у нас роман происходил. Маша снималась в Одессе, я в Москве в это время находился. Вот я копил деньги и летел к ней в Одессу на столько, на сколько у меня хватало денег – на три, на четыре дня. Потому получалось так, что она прилетала в Москву, а наш театр отправлялся на гастроли в ту же Одессу. Оттуда я уже летал в Москву. Можно это назвать романтикой, а можно романом с ограниченными средствами. Мы начинали с того, что у нас не было жилья. Поэтому первый год она продолжала жить с родителями в Ленинграде, а я в Москве строил кооператив. Он так и не достроился, и я перевез ее в общежитие Малого театра, в котором жил. В нашей коммуналке жили еще две дворничихи и один артист, у которого на четвертом этаже в комнате стоят мотоцикл с коляской. Он его собрал сам, спустить вниз не мог, но время от времени, когда был выпивши, заводил.

Я перевел Марию в текстильный институт, перевез в Москву и в тот же день уехал в Армению на месяц на гастроли. Вот она и осталась, а там одна дворничиха матерщинницей страшной была – не то, чтобы злобная, просто других слов не знала, а мысли выражала только матом. Меня она стеснялась, и поэтому молчала вообще. А когда я уехал, моя жена наслушалась за месяц всего – 70 процентов, правда, не понимала. Потом меня спрашивала иногда прямо на улице: а что означает вот это?.. Люди резко оборачивались и не понимали, что происходит.

Мы эту очень непростую бытовую жизнь прошли вместе. Жена – художник-модельер, с внешностью идеальной лирической героини. Она одеться может лучше всех – новых, старых русских и прочих. И она, естественно, хочет этого как женщина. Но она также понимает, может ли она себе это позволить, есть у меня средства или нет.

Я работаю всегда и много. Потому что Малый театр никогда не мог меня содержать. Мизерные зарплаты, что при социализме, что при капитализме. Я там только из-за того, что это – Малый театр. Приходится постоянно работать параллельно. Это довольно тяжелый труд. Но самое главное, что и жена, и обе дочери все прекрасно понимают, очень переживают и следят за моим творчеством. Особенно когда наступает период ожидания работы, когда я ее сам себе придумываю, не сплю ночами, мучаюсь.

С женой мне повезло. Она любит то, что я делаю, она этим гордится, считает, что у меня много еще неосуществленного. Очень переживает, что в Малом театре все происходит таким образом, что я оказываюсь ненужным. Волновалась и за «Сирену и Викторию». Дожидалась, пока мы не выпустим этот спектакль, не говорила, что у нее проблемы со здоровьем. У нее образовался тромб на ноге, и как закончен был спектакль, в тот же день мы отправились в больницу. Ей тут же сделали операцию, потому что дольше медлить было нельзя.

У вас две дочери, внук – Кирилл. У старшей – Насти – своя семья, а младшая – Лиза – пока учится в школе. Кто, на ваш взгляд, продолжит актерскую династию Соломиных?

Настя уже продолжает, хоть и не напрямую. Ей 25 лет, она танцует в ансамбле Моисеева. Я думаю, она вполне могла бы быть очень хорошей актрисой, у нее природный талант. Если возникла бы возможность, я с удовольствием сделал бы спектакль или фильм, рассчитанный на Настю. Она очень артистична и одновременно комедийна. Она так точно помнит реплики и так точно показывает ту же Раневскую или каких-то знакомых! К тому же, постоянно танцуя, она сохраняет прекрасную форму. Хотя я предполагаю. Что мои недоброжелатели могут ударить по ней, если я сниму ее в главной роли – мол, проталкиваю дочь.

Младшая, в 9-м классе, она сейчас в поисках, чему себя посвятить. Пока усиленно занимается математикой.

В кругу семьи

Вы сказали: недоброжелатели. Их у вас много?

Есть, а как же без них. Сейчас московский театральный бомонд, критики вымещают на Малом театре всю накопившуюся желчь. Такое впечатление, что Малый пытаются вообще исключить из театральной жизни. Нас обходят премиями, почти не приглашают на фестивали. Подобное переносится на меня. А потом, я человек достаточно прямой в отношениях – могу и обидеть. Не люблю всякие подонистые вещи, бездарность, которая нахально лезет вперед. Многие меня поэтому побаиваются. Я могу и в лоб дать…

ЗА ДВА МЕСЯЦА ДО…

Через три года Виталий Соломин показывал в Риге премьеру другой антрепризы – спектакля «Мышеловка» с большим звездным актерским составом и традиционно богатыми декорациями, которые не у всякого стационарного театра найдешь в наличие. На фуршете после премьеры Виталий Мефодьевич смешно, оттопыривая уши, показывал своего полугодовалого второго внука Федора, рассказывал о старшем Кирилле – большом фантазере… Я тогда в конце небольшого интервью спросил у актера:

Вы поставили «Иванова» по Чехову в своем Малом театре, играете в антрепризах, взяли курс погибшего Ромашина во ВГИКе… Работа на износ?

Почему на износ? – вопросом на вопрос ответил мне великий актер. – Преподавать мне нравится. Я прихожу и вижу молодых энергичных людей, которые все хотят познать, все им интересно. Так что это – одно удовольствие. Но, конечно, на все нужны время и силы. Когда двенадцатый час беспрерывной работы идет, некоторая усталость появляется. Но пока есть силы, я буду этим заниматься. Мне это нравится…

… А через два месяца организм не выдержал таких нечеловеческих нагрузок. Виталий Мефодьевич дорвался до любимой работы, от которой его так долго отстраняли. И – надорвался…

Карен Маркарян.
(снимки из открытых источников в нете)

Вита́лий Мефо́дьевич Соло́мин (1941-2002) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1992), лауреат Премии Москвы (1998), член Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов России.

Младший брат Юрия Соломина.
Биография

Виталий Соломин родился 12 декабря 1941 года в Чите в семье профессиональных музыкантов. С детства увлекался музыкой, под руководством родителей занимался игрой на фортепиано.

По окончании читинской школы поехал в Москву, в 1959 году поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, в класс к народному артисту СССР Н. А. Анненкову (к этому времени Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина уже окончил старший брат Виталия, Юрий). Педагогом Соломина в течение ряда лет был Б. М. Казанский.

Уже начиная со второго курса Виталия приглашали репетировать и играть роли в спектаклях Малого театра. По окончании училища стал актёром этого театра.

На короткое время (1987-1989) Соломин перешел в Театр имени Моссовета, здесь он сыграл в спектакле по пьесе В. Астафьева «Печальный детектив». Затем вернулся в Малый театр, поставил спектакль по пьесе Островского «Дикарка» (1991), в котором сыграл роль Ашметьева.

Ещё с 1960-х Виталий Соломин начал сниматься в кино. Фильмом, в котором он дебютировал как киноартист, стала «Старшая сестра» (Соломин исполнил роль Кирилла). Затем последовал фильм «Женщины», в котором Виталий сыграл главную роль - Жени.

Особенно удачно складывалась судьба ролей, сыгранных Соломиным в фильмах режиссёра Игоря Масленникова. Самой знаменитой из этих работ стала роль доктора Ватсона в сериале о Шерлоке Холмсе (1979-1986). Весьма успешной стала также работа Соломина в фильме «Зимняя вишня». Впоследствии Масленников пригласил актёра сыграть в «Пиковой даме».

Одна из последних актёрских работ Виталия Соломина - участие в многосерийном фильме «Пан или пропал».

Виталий Соломин участвовал в съёмках телепередачи «Маркиза».

Брат Юрия Соломина. Первым браком женат на актрисе Н. В. Рудной, вторым - на актрисе М. А. Соломиной (дочери Анастасия и Елизавета).

Виталий Соломин скончался в Москве 27 мая 2002 года от инсульта, случившегося с ним 24 апреля на сцене в первом акте «Свадьбы Кречинского». Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Награды

* Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (25 октября 1999) - за большой вклад в развитие отечественной театральной культуры и в связи со 175-летием Государственного академического Малого театра России

Интересные факты
Москва, Смоленская набережная: скульптурная композиция «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»

27 апреля 2007 года в Москве, на Смоленской набережной, напротив посольства Великобритании, открыли скульптурную композицию «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (скульптор Андрей Орлов). Прототипом доктора Ватсона послужил Виталий Соломин.
Творчество
Роли в театре

* «Твой дядя Миша» Г. Мдивани (1966)
* «Не всё коту масленица» А. Н. Островского (1973) - Ипполит
* «Ревизор» Н. Гоголя - И. А. Хлестаков 1982 г.
* «Горе от ума» А. Грибоедова (1975) - Чацкий
* «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера (1977) - Фиеско
* «Живой труп» Л. Н. Толстого - Протасов (1984)
* 1977 - «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Режиссёр: Пётр Фоменко - Швандя
* 2001 - «Иванов» А. П. Чехова - Иванов
* «Свадьба Кречинского» (1975) - Кречинский
* «Мой любимый клоун» В. Ливанова (1982) - Сергей Синицын

Роли в кино

1. 1963 - Улица Ньютона, дом 1 - Боярцев, студент-филолог
2. 1964 - Председатель - Валежин
3. 1965 - Любимая
4. 1966 - Женщины - Женя
5. 1966 - Старшая сестра - Кирилл
6. 1967 - Крепкий орешек - Лейтенант Иван Родионович Грозных
7. 1967 - Бабье царство - Костя Лубенцов
8. 1967 - Происшествие, которого никто не заметил - Толя
9. 1968 - Бег иноходца
10. 1970 - Салют, Мария!
11. 1970 - Впереди день
12. 1971 - Даурия - Роман Улыбин
13. 1971 - Расскажи мне о себе
14. 1972 - Последние дни Помпеи
15. 1972 - У нас на заводе
16. 1973 - Открытие (Рукопись академика Юрышева) - сын Юрышева
17. 1973 - Вот моя деревня - Дмитрий Николаевич, директор школы
18. 1975 - Мальчик со шпагой - Олег Московкин, руководитель «Эспады»
19. 1975 - Свадьба Кречинского
20. 1976 - Вишнёвый сад - лакей Яша
21. 1978 - Сдаётся квартира с ребёнком - Рыбаков, валторнист
22. 1978 - Прыжок с крыши - Кирилл
23. 1978 - Сибириада - Николай Устюжанин
24. 1979 - Шерлок Холмс и доктор Ватсон - доктор Ватсон
25. 1979 - Летучая мышь - Фальк
26. 1980 - Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона - доктор Ватсон
27. 1980 - Кто заплатит за удачу?
28. 1981 - Сильва - Бони
29. 1981 - Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей - доктор Ватсон
30. 1981 - Полоса везения
31. 1982 - Пиковая дама
32. 1982 - Человек, который закрыл город - Крот
33. 1982 - Предел желаний
34. 1983 - Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры - доктор Ватсон
35. 1983 - Полоса везения
36. 1983 - Возвращение с орбиты - космонавт Вячеслав Мухин
37. 1984 - Предел возможного
38. 1985 - Искренне Ваш - Паша Добрынин
39. 1985 - Зимняя вишня - Вадим Дашков
40. 1988 - Он, она и дети - Вячеслав Михайлович
41. 1986 - 55 градусов ниже нуля
42. 1986 - Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается - доктор Ватсон
43. 1988 - Гражданский иск - Черебец
44. 1989 - Светик
45. 1990 - Зимняя вишня - 2 - Вадим Дашков
46. 1991 - Рогоносец
47. 1992 - Чёрный квадрат - Константин Дмитриевич
48. 1993 - Пленники удачи
49. 1995 - Интервью с Гитлером
50. 1995 - Зимняя вишня - 3 - Вадим Дашков
51. 1996 - Тесты для настоящих мужчин - друг Алексея
52. 2000 - Воспоминания о Шерлоке Холмсе - доктор Ватсон
53. 2001 - Остановка по требованию-2 (телесериал)
54. 2001 - С новым счастьем!-2. Поцелуй на морозе - Константин Куропатов, учёный, отец Леночки
55. 2003 - Пан или пропал (телесериал) - Лех Кшижановский (по роману Иоанны Хмелевской). За эту роль награждён призом «ТЭФИ» за лучшую мужскую роль.
56. 2003 - Казус Белли - Михаил

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Соломина Виталия Мефодьевича

Соломин Виталий Мефодьевич (12.12.1941, Чита - 27.05.2002, Москва) – отечественный актер кино и театра.

Детство

Виталий Мефодьевич Соломин родился 12 декабря 1941 года в Чите. Семья Соломиных квартировалась в деревянном доме, построенном для врача, приехавшего лечить ссыльных декабристов. Одно из ярких воспоминаний детства – окна дома, не по-сибирски большие – ведь мороз там жуткий! Идешь за водой – не дай Бог ее разлить и наступить в лужу. Нога тут же примерзнет. Вечерами Виталя любил сидеть, положив ноги на горячую печку, с книжкой и стаканом сладкого чая. Одним из любимых писателей был, конечно, . Кстати, доктор Ватсон представлялся тогда будущему актеру пузатым и низеньким человеком, никак не похожим на него самого – рослого и подтянутого.

Любовь к Малому театру

Виталий Соломин не из тех, кто метался по жизни. Раз и навсегда влюбившись в Малый театр с его традициями, атмосферой, наполненной присутствием нескольких великих актерских поколений, актер был верен ему и в дни громкого успеха (его принесли роли в спектаклях «Ревизор», «Горе от ума», «Живой труп»), и в годы затяжного простоя.

Малому Соломин «изменил» лишь однажды: устав от вечных разногласий с руководством, он на два года ушел в Театр им. Моссовета. Здесь он сыграл в спектакле по пьесе «Печальный детектив». Актер очень быстро понял, что везде одно и то же. И нет никакого смысла менять свой театр на чужой. Тем временем в Малом театре произошла смена руководства – худруком стал . Виталий Мефодьевич поддался уговорам брата и вернулся «домой». И тут же на родной сцене поставил спектакль по пьесе «Дикарка», в котором сам же и сыграл Ашметьева.

Пришло время, когда из подающего надежды актера Виталий Соломин стал актером, на которого можно ставить спектакли. Из театральных работ того периода запомнилась ставшая любимой роль Ипполита в спектакле, поставленном и режиссером Юнниковым, «Не все коту масленица», роль Чацкого в спектакле Царева «Горе от ума», и роль в пьесе Салынского «Летние прогулки». Далее были спектакли «Заговор Фиеко в Генуе» и «Живой труп», совместная работа с Нелли Корниенко.

Режиссура

Впрочем, Виталий Соломин не ждал годами у моря погоды. Прочитав пьесу Александра Галина «Сирена и Виктория», он увидел частную антрепризу. Уговорив киноактрису впервые в жизни выйти на театральную сцену и заручившись согласием , режиссер Виталий Соломин поставил спектакль «на троих актеров». Третьим, разумеется, стал он сам. «Сирена» собирала аншлаги в гастрольном туре по России, в Москве...

На сцене Малого театра была поставлена антреприза по пьесе Макса Фриша «Биография: игра». Премьеру, правда, пришлось отложить: за день безвременно ушел из жизни артист и труппе пришлось срочно искать замену. На роль был приглашен . Режиссер Виталий Соломин считал, что антрепризные работы не просто способ заработать. В них артист может реализовать себя в интересных работах, когда артисты выходят на сцену без предварительной репетиции. Что, однако, по его мнению, не мешает зрителям в полной мере воспринимать пьесу. Кроме того, он считал, что антреприза – это то, что нужно зрителю сегодня.

Спорить с Виталием Мефодьевичем было бесполезно. Не тот характер. «Каменный цветок» , – говорил о нем , снимавший Соломина в «Сибириаде». Он считал чуть ли не самым страшным грехом... необязательность. Для организаторов театральных гастролей Соломин был настоящим наказанием. Не дай Бог какие-то накладки, задержки с гонораром или что-то подобное! Он мог и вообще отказаться выйти на сцену, а уж о дальнейшем сотрудничестве не могло быть и речи.

Работа в кино

В театральной жизни актера были разные периоды – менялись режиссеры, руководство театра, были перерывы, даже по несколько лет. Спасали съемки в кино. Виталий Соломин прославился быстрее своего брата – фильмы с его участием вышли раньше, чем «Адъютант его превосходительства». Первым фильмом, в котором дебютировал Виталий Соломин в небольшой роли, стала картина «Улица Ньютона, дом 1». Потом последовали «Председатель» и фильм «Женщины», где актер сыграл главную роль – роль Жени. Картина была прекрасно встречена специалистами, имела огромный успех у зрителей. В киноленте «Старшая сестра» он исполнил роль Кирилла. Его партнерами стали замечательный и несравненная . В дальнейшем Виталий часто и успешно снимался.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон

Благодарное чувство испытывал Виталий Соломин к режиссеру Игорю Масленникову, в фильмах которого сыграл ведущие роли. Любимая, принесшая актеру настоящую популярность – доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе. Среди многочисленных пар Холмсов и Ватсонов, которых в истории набралось несколько десятков, сами англичане признают только своих собственных и... русских: ливановский Холмс и соломинский Ватсон стали лучшими в мировом кино.

Хотя какая разница?! Главное, чтобы нашим зрителям нравилось, чтобы наши признали. А то, что думают по этому поводу англичане... В процессе съемок фильма актер познакомился и на всю жизнь подружился с . А в одной из серий «Шерлока Холмса» по рассказу «Пестрая лента» Соломин даже разрешил сняться жене. По требованию мужа Мария Соломина несколько лет отказывалась от режиссерских предложений.

Сам же Соломин считал: «Ватсон – это «чтиво», всего лишь детектив, хорошо и стильно сделанный хорошим оператором и режиссером, талантливыми актерами. Но – это же не , не и не Сухово-Кобылин! Театральные роли намного интереснее! Только в классике актер может продемонстрировать, на что он способен» . Впоследствии режиссер Игорь Масленников пригласил актера сыграть в «Пиковой даме».

«Зимняя вишня»

Большой успех принес Виталию Соломину фильм «Зимняя вишня». Психологический фильм, остроумный художественный эксперимент, поставленный режиссером над отдельно взятым индивидом мужского пола. Дуэт Соломина и играет двух разных мужчин, которые сражались за сердце одной и той же женщины.

Виталий Соломин играет то, что случилось бы с героем, если бы в отношениях с любимой женщиной он поступил бы так-то и так-то, а – если бы он поступил наоборот, вот так и вот эдак. Кто победит – флегматик Соломин или супермен ?..

«В жизни мужчины-актера бывает всякое. Творческий человек всегда должен находиться в состоянии любви – и те, кто считает, что это любовь к чему-то абстрактному, очень ошибаются. Актеры влюбляются в партнершу по сцене, а вовсе не в пейзаж за окном , – откровенно признался Соломин. – Вживаться в роль всегда трудно, это только на экране все смотрится легко и просто» .

Другие фильмы

Фильмография актера насчитывает несколько десятков картин, принесших Виталию Мефодьевичу огромную популярность и любовь миллионов зрителей. Очень дорога была ему работа в фильме «Даурия»: действие романа разворачивается в Сибири, Забайкалье, родных для актера местах.

С удовольствием Виталий Соломин снимался в музыкальных фильмах «Сильва» и «Летучая мышь»: любил музыку, хотел петь, танцевать, был даже период записи песен на радио, к сожалению, небольшой. Одна из последних работ Виталия Соломина – многосерийный фильм «Пан или пропал».

Виталий Соломин пробовал себя и в качестве кинорежиссера, сняв полнометражный фильм «Охота». Действие фильма происходит в конце XVIII в. Костюмы для него – расшитые камзолы и платья – делались мастерами по специальной технологии. Съемки происходили на киностудии «Ленфильм», картина демонстрировалась по телевидению.

Личная жизнь

Первая супруга – Рудная Наталья Владимировна, актриса кино и театра.

Вторая супруга – Соломина Мария Антониновна, выпускница Текстильного института, художник-модельер. Работала в Доме моделей, участвовала в выпуске журналов мод. Снялась в фильмах «Городской романс», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Сильва».

Дочери от второго брака: Анастасия, окончила школу при ансамбле Игоря Моисеева, потом начала работать в этом коллективе; и Елизавета. Внук Кирилл.

Виталий Соломин не ездил на фестивали, не посещал кинотусовок, редко появлялся на экране телевизора. Просто он слишком хорошо чувствовал вкус частной жизни... Место, в котором легко можно было застать Виталия Соломина, – ресторан Дома журналистов. Там работали официанты из бывшего ВТО, с которыми актер был знаком добрых три десятка лет. Они знали все про его жизнь, а он – все про них.

Меньше всего Виталий Соломин похож на своего знаменитого персонажа из «Зимней вишни» – человека слабовольного, нерешительного, склонного к вечным компромиссам. Хотя сам актер считал, что между ними все же есть нечто общее: «Любовь к двум женщинам сразу – это не так уж и ненормально, только очень тяжело» . Впрочем, его собственная семейная лодка благополучно миновала и эти рифы. Маша оказалась на редкость понимающей женой. Как-то Виталий Соломин спросил свою старшую дочь, что такое жизнь. Она ответила: «Это наш круг на Земле» . Очень точно.

«Свой круг» для Виталия Соломина – это и жизнь на даче. Он купил старую, 37-го года, с огромными яблонями в саду, березами, зарослями малины, смородины, черемухи. Там какие-то закоулочки, старые скамейки, сараи, а в них – старинные лампы, пишущие машинки конца XIX века, оплетенные бутылки. Красивые творения человеческих рук. Во всем этом есть ощущение присутствия людей. Плотная атмосфера.

Чтобы научить внука Кирилла чувствовать эту атмосферу, Виталий Мефодьевич трудился над обустройством специального сарая – с инструментами, верстаком, а главное – с колесом наподобие того, что крутили Тимур и его команда: чтобы все звенело, дребезжало, жило... А чтобы Кирилл знал, что такое земля и как на ней что-то произрастает, Виталий Мефодьевич, совершенно равнодушный к садоводству и огородничеству, поставил парник для огурцов. Вскапывали землю вдвоем с Кириллом – оба по пояс голые, чумазые, рыжеволосые, курносые, упрямые, вредные...

Рядом с Соломиными купил дом и его друг Матякин – тот самый, за честь которого актер вступил в рукопашный бой. Не важно, что поселок расположен слишком близко от аэропорта Шереметьево и рев самолетов не дает заснуть. Зато близко к другу! Этой дружбе было тридцать лет. Виталий Соломин официально отпраздновал это событие – организовал несколько костров, пригласил симпатичных людей... Справлять тридцатилетие дружбы – это тоже «свой круг» на Земле.

В Малом театре Виталий Соломин славился своим умением праздновать. Праздники – это целый ритуал. Не нужно никакой нарочитой роскоши. Главное, чтобы все было душевно, с любовью, с фантазией. Премьер его спектаклей ждали все – и не только ради самих спектаклей, но и ради банкетов. Что-нибудь Виталий Мефодьевич всегда придумывал – то раздобудет гигантского осетра, которого вносят в обеденный зал восемь человек, то фейерверк устроит. Лишь бы ощущение «своего круга» не уходило, лишь бы вкус жизни не пропадал...

Скучновато стало в театре к концу сезона – так нужно устроить Новый год! Не важно, что на дворе апрель! Елка, Дед Мороз со Снегурочкой, а главное – капустник, для которого каждый должен свой номер приготовить, все – от режиссера до пожарника – и людям станет немного легче жить. И не беда, что на следующий день Соломину ничего не стоило, погрузившись в свои мысли, забыть поздороваться со вчерашними товарищами по празднику жизни... Коллеги в театре ему прощали и рассеянность, и подчас тяжелый нрав.

Сцена Малого, близкие актера – все это был его круг. И те места, где его встречали с любовью, – это тоже был его круг на этой Земле.

Смерть

В конце апреля 2002 года у Виталия Соломина случился инсульт – прямо на сцене во время спектакля… После этого неприятного происшествия актер прожил всего лишь месяц, несмотря на старания докторов. Виталий Мефодьевич Соломин скончался 27 мая 2002 года.

Основные награды и премии

Народный артист России (1991).

Лауреат Премии Москвы (1998).

Лауреат ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999).

Несмотря на то, что Народный артист РСФСР, актёр Виталий Соломин известен российским телезрителям по многим успешным ролям в кино и на театральной сцене, он особенно полюбился всем за роль друга и биографа легендарного британского сыщика в знаменитом телесериале «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Он был влюблённым в свою профессию человеком и однажды выразил желание закончить свою жизнь на сцене. Причиной смерти Виталия Соломина стал инсульт.

Он родился в 1941 году, в Чите, в музыкальной семье: родители преподавали музыку. С детства учился игре на фортепиано. В 1959 году, после окончания школы поступил в Высшее театральное училище имени Щепкина, которое уже успел окончить его старший брат – известный актёр Юрий Соломин. На театральную сцену Виталий вышел уже на втором курсе училища и прекрасно зарекомендовал себя режиссёрам, поэтому, сразу же после выпуска был принят в труппу Малого театра. Свои первые роли – Чацкого в «Горе от ума», Хлестакова в «»Ревизоре», Астрова в «Дяде Ване», Соломину посчастливилось сыграть в самом начале карьеры.

Дебютом в кино стала для актёра роль Боярцева в драме «Улица Ньютона, дом 1», затем он был замечен и оценен зрителями в роли Жени в фильме «Женщины». В целом творческая карьера Виталия Соломина в кино складывалась ничуть не хуже, чем театральная. За 40 лет работы в этой сфере актёр снимался более чем в 70 проектах и 4 из них были сериалами. Если роли в фильмах «Бабье царство», «Даурия», «Летучая мышь», «Сибириада», «Зимняя вишня» и других, добавляли ему популярности, то роль доктора Ватсона принесла любовь многих поколений телезрителей на долгие годы.

Затребованность Соломина в киноиндустрии дополнялась успехами его театральной деятельности: в театре он работал много, очень успешно и плодотворно. В начале 70-х годов он начал пробовать свои силы как режиссёр и ему это великолепно удавалось. В родном театре Соломин поставил «Живой труп» Льва Толстого и «Мой любимый клоун» по повести Василия Ливанова. Позже, после 2-хлетней отлучки из малого театра, он вернулся с массой новых идей и сил, чтобы стать режиссёром пьесы «Дикарка» Алексея Островского, спектакля «Иванов» по произведению Чехова, мюзикла «Свадьба Кречинского» по пьесе Сухово-Кобылина и сыграть в них главные роли.

В жизни Виталий Соломин отличался от большинства своих героев: он был замкнутым, молчаливым и даже угрюмым. Однажды он полушутя сказал, что завидует Андрею Миронову, умершему на сцене и, как говорят, накликал свою беду. В апреле 2002 года, во время первого акта пьесы, коллеги даже решили, что он пьян: у Соломина стал заплетаться язык. А это был удар, который парализовал актёру левую руку и ногу. Виталий Мефодьевич доиграл акт и упал после занавеса. Его срочно отвезли в больницу. Соломин перенёс операцию в клинике Склифософского и целый месяц находился под наблюдением врачей. Актёру даже стало лучше, но ненадолго. В конце мая 2002 года он скончался во сне. Сказались последствия инсульта – вот почему умер Виталий Соломин на 61 году жизни.

Он похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

2843 Просмотров
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса