Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сочинение: "Первый бал Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Доклад: Первый бал Наташи Ростовой по роману Льва Толстого Война и мир

ЭПИЗОД «ПЕРВЫЙ БАЛ НАТАШИ РОСТОВОЙ»

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» построен на чередовании картин войны (заграничного похода русской армии и войны 1812 года) и мирной жизни общества в период 1805-1820 годов. Одной из замечательнейших сцен «мирной жизни» является описание первого бала Наташи Ростовой, состоявшегося 31 декабря 1810 года. Наташа Ростова - одна из любимейших героинь автора, он неоднократно обращается к ее описанию: на именинах графини, в Отрадном, на охоте,- но одним из запоминающихся, ярчайших описаний Наташи является картина подготовки к первому балу героини. Здесь раскрывается суть ее характера: ценность натуры Наташи в том, что она «не имела на себе общего светского отпечатка». Выросшая в любящей семье, Наташа привыкла к обожанию, искреннему проявлению чувств, она не умела сдерживать эмоции, а выплескивала их на окружающих родных ей людей. Это была естественная жизнь, если и не очень аристократическая, то полная душевной атмосферы. Но в том-то и заключалась прелесть этой девушки, что она была естественна: огорчалась и смеялась до слез, готова была любить весь мир, не видя плохих черт в людях, а чистым и открытым сердцем воспринимала непосредственно все происходящее. Готовясь к балу, Наташа в первую очередь заботится о нарядах матери и Сони, она совершенно лишена чувства зависти, хочет видеть вокруг себя всех красивыми, счастливыми и нарядными. Прелесть этой девушки в том, что она не может, да и не хочет, скрывать своего счастья от полноты жизни, бьющей через край энергии. Ее открытость приятно поражает князя Андрея, он давно, а может быть, никогда не встречал в свете такую естественную, лишенную фальши натуру. «Князь Андрей любил танцевать... и выбрал Наташу потому, что на нее указал Пьер... но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась, вино ее прелести ударило ему в голову: и он почувствовал себя ожившим и помолодевшим...» Толстой недаром упоминает, что Наташа «отлично танцует», ведь в танце открывается душа человека, его умение раскованно держать себя, открыть свое сердце навстречу людям. Конечно, научиться танцевать, отточить мастерство можно упорными тренировками, но не будет той легкости, очарования непосредственности, которое исходило от Наташа Ростовой. Описание этого бала имеет важное значение в характеристике образа Ростовой. Мы еще раз увидим ее танцующей русский народный танец, так поразивший Николая. Только чистая, светлая, безыскусная натура способна до конца отдаться музыке, движению, радужно воспринимать окружающих, пропуская эмоции через свое сердце. Л. Н. Толстому очень важно обрисовать характер героини, и бал как нельзя лучше подошел для этой цели. Наташа очаровала своей непосредственностью не только Пьера, князя Андрея, Бориса Друбецкого, вдруг забывшего, что ему нужна богатая невеста, но и читателей. Нельзя не любоваться этой изящной девушкой, восхищающейся жизнью, дарящей радость общения с ней. Не это ли так привлекло к Наташе князя Андрея, заставило его пересмотреть планы на собственную жизнь. Ему, прекрасно знающему свет, захотелось связать свою судьбу с этой искренней и доброй душой, появилась в его сердце надежда на счастье, о котором князь Андрей уже и не мечтал. В образе Наташи Ростовой писатель запечатлел те черты, которые ценил в женщине, считал их главными достоинствами ее. Наташа не блещет красотой, как Нарышкина, не пугает, как Элен Курагина, но покоряет своей душевностью, умением любить искренне, подчиняясь эмоциям, а не рассудку, выгоде, рационализму.

Задачи и тесты по теме "Эпизод «первый бал Наташи Ростовой»"

  • Личные окончания глаголов первого и второго спряжений - Глагол как часть речи 4 класс
  • Местоимения первого и второго лица единственного и множественного числа - Местоимение как часть речи 4 класс

    Уроков: 2 Заданий: 9 Тестов: 1

О писание балов встречается во многих текстах русской литературы. На протяжении XIX - начала XX века балы были не просто развлечением, но и местом для неформального общения, местом, где молодой офицер низшего чина, умеющий танцевать и развлекать дам, мог почувствовать себя выше стареющего генерала, а мужчины и женщины - разговаривать друг с другом, не боясь пересудов в обществе.

Мы собрали самые известные описания балов в русской классике и попытались проанализировать, о чем идет речь в том или ином эпизоде.

Московский бал 1810 года, ставший дебютом для Наташи Ростовой, - первое, что приходит в голову, когда речь заходит о балах в литературе. Запоминается этот эпизод прежде всего своим эмоциональным накалом, где смешаны мотивы ожидания, разочарования и радости. А между тем, помимо описаний чувств Наташи, Лев Толстой дает в «Войне и мире» довольно интересные подробности бального ритуала XIX века , начиная с того, что бал открывался полонезом, который после Великой французской революции вытеснил менуэт, считавшийся премьерным танцем, и заканчивая порядком, в котором располагались танцы: полонез, мазурка, вальс…

Кстати, именно на вальс - танец, считавшийся молодежным и среди старшего поколения неприличным, - была приглашена дебютантка Наташа.

Еще немного про полонезы. Толстой указывает на то, что император Александр I вел в этом танце хозяйку дома, что полностью соответствовало бальному этикету. Если же самодержец открывал придворный бал, то его партнершей становилась старшая (по положению мужа) приглашенная гостья. В случае с Александром I это часто была его невестка, Александра Федоровна. Имейте это в виду, если вам встретится не вошедшее в итоговый текст «Евгения Онегина» , но также очень известное описание бала.

Лалла-Рук - прозвище хорошенькой Александры Федоровны, полученное ею после публикации одноименного стихотворения Жуковского, а царем здесь, конечно, является Александр, а не Николай, как ошибочно полагали некоторые комментаторы романа Александра Пушкина .

В «Войне и мире» после полонеза оркестр заиграл мазурку - один из важнейших танцев вечера. Так же как и полонез, этот танец появился в Польше и стал популярным на европейских балах. В начале века умение танцевать мазурку, особенно среди кавалеров, у которых были сольные партии, было своеобразным маркером хорошего воспитания. К 30-м годам XIX века в моду вошел дендизм, молодые мужчины стали пренебрегать танцем вообще, однако тот же Евгений Онегин «легко мазурку танцевал». Это пушкинское замечание доказывает, что «сплин» его героя в начале романа наполовину поддельный.

Нередко во время исполнения этого танца между юношами и девушками происходили судьбоносные, невозможные в любой другой ситуации объяснения. Именно на мазурку надеялась Кити Щербацкая, героиня «Анны Карениной» .

Частью мазурки была и игра с выбором партнера. В «Евгении Онегине» этот эпизод танца послужил началом конфликта Онегина и Ленского.

Иногда такой выбор был сопряжен с угадыванием каких-либо качеств, причем выбирать могли не только юноши, но и девушки.

Завершался бал обычно котильоном - веселым танцем-игрой, сочетавшим в себе элементы вальса, мазурки, галопа и многих других танцев.

Особым явлением в России XIX - начала XX века был провинциальный бал. И если в крупных городах балы были привилегией дворян, то в провинции гостями становились все статусные жители города. Описание провинциального высшего общества можно встретить у Николая Гоголя в «Мертвых душах» .

В XVIII веке происходит эволюция маскарадов: из площадного зрелища, в котором чаще всего участвовали юродивые и люди с физическими отклонениями, он превращается в изысканный праздник. Однако публика, в отличие от бала, здесь по-прежнему была самая разная. Намек на это мы встречаем в

Первый «взрослый» бал Натальи Ростовым был важным этапом в ее жизни, как, впрочем, и первый бал любой другой молоденькой девушки аристократических кругов. Наталья не впервые побывала на балу, так например, она побывала на балу у Иогеля, но этот бал не был столь значимым в жизни общества и был рассчитан на таких же молодых людей, как и сама Наталья. Поэтому, ему и сами герои романа и Л.Н. Толстой не придают значения.

Однако совсем другое впечатление и значение в жизни Натальи играет бал, который посетила Ростова 31 декабря 1809 года. Именно на этом балу собрались все представители аристократии – важные и влиятельные люди. Так как девушке необходимо было создать о себе положительное впечатление, то подготовка к этому мероприятию была длительной и основательной. Перед балом Наталью раздирают эмоции – с одной стороны, она полна надежд и радости, с другой же стороны, боится быть непринятой обществом или совершить промах и закрепить за собой нехорошее впечатление.

Фрагмент текста:

Наташа с утра этого дня не имела минуты свободы и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей. В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах, - музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла все то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале, и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но, к счастью ее, она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видала ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешной, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И это-то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди, сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях. Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Все смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу равномерный гул голосов, шагов, приветствий оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «Charme de vous voir» (Очень, очень рады вас видеть), - так же встретили и Ростовых с Перонской. Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?- Charmante! (Прелесть!) - сказал он, поцеловав кончики своих пальцев. В зале стояли гости, теснясь перед входной дверью, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее. «Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас», - подумала она. Перонская называла графине самых значительных из лиц, бывших на бале.- Вот это голландский посланник, видите, седой, - говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых обильных волос, окруженного дамами, которых он чему-то заставлял смеяться.- А вот она, царица Петербурга, графиня Безухова, - говорила она, указывая на входившую Элен.- Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и старые и молодые. И хороша и умна. Говорят, принц… без ума от нее. А вот эти две хоть и не хороши, да еще больше окружены.Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.- Это миллионерка-невеста, - сказала Перонская. - А вот и женихи.- Это брат Безуховой - Анатоль Курагин, - сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы, через дам глядя куда-то. - Как хорош! не правда ли? Говорят, женят его на этой богатой. И ваш-то cousin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. - Как же, это сам французский посланник, - отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. - Посмотрите, как царь какой-нибудь. А все-таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья-то Антоновна! И как просто одета. Прелесть!- А этот-то, толстый, в очках, фармазон всемирный, - сказала Перонская, указывая на Безухова. - С женою-то его рядом поставьте: то-то шут гороховый! Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого-то. Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров. Но, не дойдя до них, Безухов остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким-то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.- Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? - сказала Наташа, указывая на князя Андрея. - Помните, он у нас ночевал в Отрадном.- А, вы его знаете? - сказала Перонская. - Терпеть не могу. Il fait à présent la pluie et le beau temps (По нем теперь все с ума сходят). И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие-то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, - сказала она, указывая на него. - Я бы его отделала, коли б он со мной так поступил, как с этими дамами.

XVI
Вдруг все зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли польский, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас». Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой-то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары польского. Все расступились и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых, не умолкая, называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись идти в польский. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в польский. Она стояла опустив свои тоненькие руки, и с мерной поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская, - у ней была одна мысль: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: „А! это не она, так и нечего смотреть!“ Нет, это не может быть! - думала она. - Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».Звуки польского, продолжавшегося довольно долго, уже начали звучать грустно - воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни, как в лесу, в этой чуждой толпе, никому не интересные и не нужные. Князь Андрей прошел с какой-то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что-то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташи тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцевавшие, подошли к ним. Наташе показалось оскорбительным это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что-то говорившую ей про свое зеленое платье. Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцевал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда-то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута - никто еще не начинал. Адъютант-распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она, улыбаясь, подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант-распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за все убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало, развеваясь, бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса. Князь Андрей в своем полковничьем белом мундире (по кавалерии), в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Барон Фиргоф говорил с ним о завтрашнем, предполагаемом первом заседании Государственного совета. Князь Андрей, как человек, близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня, о котором ходили различные толки. Но он не слушал того, что ему говорил Фиргоф, и глядел то на государя, то на сбиравшихся танцевать кавалеров, не решавшихся вступить в круг. Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть приглашенными.Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.- Вы всегда танцуете. Тут есть моя protégée, Ростова молодая, пригласите ее, - сказал он.- Где? - спросил Болконский. - Виноват, - сказал он, обращаясь к барону, - этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцевать. - Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.- Позвольте вас познакомить с моей дочерью, - сказала графиня, краснея.- Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, - сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.«Давно я ждала тебя», - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо. Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

XVII
После князя Андрея к Наташе подошел Борис, приглашая ее на танцы, подошел и тот танцор-адъютант, начавший бал, и еще молодые люди, и Наташа, передавая своих излишних кавалеров Соне, счастливая и раскрасневшаяся, не переставала танцевать целый вечер. Она ничего не заметила и не видала из того, что занимало всех на этом бале. Она не только не заметила, как государь долго говорил с французским посланником, как он особенно милостиво говорил с такой-то дамой, как принц такой-то и такой-то сделали и сказали то-то, как Элен имела большой успех и удостоилась особенного внимания такого-то; она не видала даже государя и заметила, что он уехал, только потому, что после его отъезда бал более оживился. Один из веселых котильонов, перед ужином, князь Андрей опять танцевал с Наташей. Он напомнил ей о их первом свиданье в отрадненской аллее и о том, как она не могла заснуть в лунную ночь и как он невольно слышал ее. Наташа покраснела при этом напоминании и старалась оправдаться, как будто было что-то стыдное в том чувстве, в котором невольно подслушал ее князь Андрей. Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке. Он особенно нежно и бережно обращался и говорил с нею. Сидя подле нее, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию. В то время как Наташу выбирали и она с улыбкой вставала и танцевала по зале, князь Андрей любовался в особенности на ее робкую грацию. В середине котильона Наташа, окончив фигуру, еще тяжело дыша, подходила к своему месту. Новый кавалер опять пригласил ее. Она устала и запыхалась и, видимо, подумала отказаться, но тотчас опять весело подняла руку на плечо кавалера и улыбнулась князю Андрею. «Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами всё это понимаем», - и еще многое и многое сказала эта улыбка. Когда кавалер оставил ее, Наташа побежала через залу, чтобы взять двух дам для фигур. «Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой», - сказал совершенно неожиданно сам себе князь Андрей, глядя на нее. Она подошла прежде к кузине. «Какой вздор иногда приходит в голову! - подумал князь Андрей. - Но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж… Это здесь редкость», - думал он, когда Наташа, поправляя откинувшуюся у корсажа розу, усаживалась подле него. В конце котильона старый граф подошел в своем синем фраке к танцующим. Он пригласил к себе князя Андрея и спросил у дочери, весело ли ей? Наташа не ответила и только улыбнулась такой улыбкой, которая с упреком говорила: «Как можно было спрашивать об этом?»- Так весело, как никогда в жизни! - сказала она, и князь Андрей заметил, как быстро поднялись было ее худые руки, чтоб обнять отца, и тотчас же опустились. Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя. Пьер на этом бале в первый раз почувствовал себя оскорбленным тем положением, которое занимала его жена в высших сферах. Он был угрюм и рассеян. Поперек лба его была глубокая складка, и он, стоя у окна, смотрел через очки, никого не видя. Наташа, направляясь к ужину, прошла мимо его. Мрачное, несчастное лицо Пьера поразило ее. Она остановилась против него. Ей хотелось помочь ему, передать ему излишек своего счастия.- Как весело, граф, - сказала она, - не правда ли? Пьер рассеянно улыбнулся, очевидно не понимая того, что ему говорили.- Да, я очень рад, - сказал он.«Как могут они быть недовольны чем-то, - думала Наташа. - Особенно такой хороший, как этот Безухов?» На глаза Наташи, все бывшие на бале были одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все должны были быть счастливы.
Подведем итог: Наталья Ростова была дружелюбно встречена на балу. Конечно, она не стала королевой бала, но между тем смогла выгодно привлечь внимание к своей персоне. Благодаря тому, что про своей сути она была еще ребенком и ее облик и взор не лишился детского дружелюбия и искренности, она выгодно отличалась от всех дам, присутствовавших на балу и даже могла бы стать значимой конкуренткой красавицы Элен Безуховой. В жизни Ростовой этот первый бал сыграл еще одно, на этот раз, уже символическое значение и по своей сути отображает процесс прощания с детством и обозначает начало освоения правил и принципов взрослой жизни. Как видим, Наталья успешно справляется с этой задачей – она не слепо верит впечатлениям и характеристикам, прозвучавшим из уст других персонажей, а руководствуется собственными знаниями об обсуждаемом человеке и личным впечатлением о нем. Девушка не противопоставляет свое мнение – она держит его при себе, но поступает так не из-за трусости и боязни высказать свое мнение, а потому, что на тот момент выяснения доказательства обратных характеристик обсуждаемых личностей для нее не важны – она наслаждается балом и в душе желает привлечь к себе внимание у представителей противоположного пола, чтобы стать королевой бала и испытать на себе восхищение от всеобщего внимания.

Что бы раскрыть образ главной героини романа Наташи Ростовой, проанализируем эпизод, в котором описан её первый петербургский бал. Он явился для Наташи самым важным в её жизни, ведь он стал некой ступенькой, поднявшись на которую, она вошла взрослую жизнь. Это же показывает и предшествующие действия, разворачивающиеся в романе. Наташа отвергает ухаживания её детской увлеченности – Бориса Друбецкого, тема самым оставляя детство позади.

В данном эпизоде раскрывает характер Наташи Ростовой и её внутренний мир. Всё начинается с того когда она едет в карете на бал и думает о том, что она там увидит, и её мысли претворяются в жизнь, она действительно испытала невообразимое счастье побывав на этом торжественном мероприятии. Когда кавалеры приглашали дам на танец, она осталась без внимания и не один из персонажей, которые в последствие внесут в её судьбу не мало не заметили её.

Наташу охватывают переживания, ей так хотелось танцевать и видя как адъютант и Элен растворяются в танце, она желала оказать на её месте.

Атмосфера бала пронизана не настоящими людьми, они скрывают под «масками» своё нутро. Когда на балу появился государь те, кто вел себя воспитанно, становились одержимыми.

Тут же на балу присутствуют Андрей Болконский и Пьер Безухов. Их характеристика такова, Пьер представлен как скоморох, а князь груб в общении с женским полом, так их характеризует Перонская. А Наташа отражающая отношение самого автора романа, находит в образе Безухова очень добродушное создание. Андрей же раскрывается для неё как чуткий и романтичный, сумевший проникнуть в её внутренний мир. Во время танца Андрея Болконского и Наташи Ростовой, они заводят разговор о их знакомстве в Отрадном. Тогда она рассказала ему тогда о своей мечте летать как птица, и скорее всего именно это чувство она испытывала в танце. Именно этот танец сыграл важную роль в отношении к ней огружающих, её тут же заметили мужчины, этот танец был для неё спасением, но это было в первую очередь не благодаря Андрею, а Пьеру Безухову, который посоветовал князю станцевать с ней. По ходу романа мы не раз столкнемся с эпизодами, в которых главную роль будет играть Наташа, именно они помогают наиболее полно раскрыть её образ и характер. Но возвращаясь к анализу нашего эпизода на балу, важно отметить тот перепад её переживаний, от невыносимости нахождения там, из-за того, что её никто не замечает, до наившей степени восторга когда, наконец она оказывается в центре внимания, и все то, о чем она думала в карете по пути на бал, начинает сбываться. И теперь она раскрывает свою душу, и готова подарить любовь совершенно не знакомому Андрею Болконскому, счастье Пьеру и улыбается своему отцу. И наверное за это автор романа так влюблен в неё.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

«В романе-эпопее „Война и мир“ есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые очень важны для развития романа как целого соединяющего в себе идеи о человеке, истории мироздании», - справедливо замечает писатель В. Круковер. Самый в этом ряду значительный эпизод, на мой взгляд, это первый бал Наташи Ростовой. Множество человеческих судеб, тесно связанных с крупнейшими историческими событиями, изображены в романе «Война и мир»: Толстой показывает героев, проходящих долгий и трудный путь в поисках истины и своего места в мире, переживающих мучительные моменты, когда жизнь кажется бессмысленной, а поиски правды заводят в тупик.

У Наташи Ростовой в романе свой, ни на чей непохожий, путь. Наташа - любимая героиня Льва Николаевича Толстого. В образе Наташи собраны черты русского национального характера. Главное, что привлекает в героине - это искренность, чуткость, душевная щедрость, тонкое понимание природы.

Вероятно самому Толстому в светском обществе очень не хватало непосредственности, а мы знаем, что в юности он увлекался балами, а в зрелости – женщинами, поэтому он с таким самозабвением описывает Наташу. Впервые мы знакомимся с Наташей Ростовой на ее же именинах. Девочка некрасива, но она пленяет своей живостью, блеском глаз. Наташа - отнюдь не светская кукла, связанная искусственными правилами хорошего тона. Ничто не мешает героине в середине обеда сказать: «Мама! А какое пирожное будет?»

В Наташе было то, что «не имело на себе общего светского отпечатка». С помощью образа Наташи Толстому удалось оттенить фальшь светского общества. Девушка едет на первый в своей жизни бал! Столько волнений и тревог во время приготовлений: вдруг приглашение не будет получено, или платье не будет готово. И вот наступает этот долгожданный день. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не могла поверить. В богатой душе Наташи не помещаются все чувства, которые она испытывает. Эти чувства отражаются на ее лице: «блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе».

Искренность человеческих чувств мало ценились в том обществе, в которое впервые вывезли Наташу. А ведь ей еще предстоит пронести ее через всю взрослую жизнь. В Наташе нет ни капельки кокетства и жеманства, свойственных молодым девушкам ее круга. Наташа вся как на ладони, все читается в ее глазах. А в глазах у нее уже стоят слезы, потому что танец начинается, музыка играет, а ее никто не приглашает. Досада на то, что мужчины не замечают ее, а ей так хочется танцевать, ведь она так замечательно танцует! На помощь Наташе приходит Пьер Безухов. Конечно же, именно он, эта благороднейшая душа. Толстый, неуклюжий, но с чутким и нежным сердцем. Пьер обращает на Наташу внимание Андрея Болконского, просит его танцевать с ней. Приглашая девушку на танец, князь Андрей видит, как ее лицо, готовое на отчаяние и на восторг, освещается благодарной, детской улыбкой. Наташа счастлива. И Болконский уже не может оторвать от нее глаз.

Если бы жизнь была к князю Андрею благосклоннее, он бы после этого бала стал счастливым до конца своих дней. Пригласив Наташу, князь Андрей после танца ощутил себя ожившим и помолодевшим. Наташа была особенной, и он не мог этого не заметить. На ней не было светского отпечатка, она была очаровательна. Наташа излучала столько счастья, что этот свет задел не только князя. «Наташа была так счастлива, как никогда в жизни. Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя». И она считала, что счастливы должны быть и окружающие, и иначе - просто невозможно.

Наташе еще не раз предстоит убедиться, что возможно и иначе, и далеко не все в жизни зависит от воли людей, пусть даже добрых и четких. Первый бал - это начало новой поры для Наташи. Радость переполняет эту богатую натуру. Но что ждет ее дальше? Путь Наташи Ростовой к счастью непрост, еще не раз ее искренность и порывистость заставит ее страдать, более того – станет причиной страдания близких ей людей. В особенной степени это коснется князя Андрея, пытавшегося стать ее супругом?

Автор не станет винить Наташу за ее опрометчивый поступок, помешавший счастью ее и князя, он своим отношением к героине даст понять читателю, что философский роман не предполагает простоты в отношениях героев, что настоящий русский характер интересен именно в развитии, и чем больше герою предстоит пережить сомнений и преодолеть препятствий, тем интересней этот образ в романе.

Знакомство с любимой героиней Толстого на первом балу Наташи обещает нам увлекательное погружение в уникальную судьбу замечательной русской женщины - Наташи Ростовой.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса