Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Композитор имя ему народ. Урок музыки Композитор - имя ему народ (4 класс). С радостью великою, с милостью богатою

Конспект урока музыки. 4 класс.

Тема урока: «Композитор - имя ему народ»

Место и роль урока в изучаемой теме:

Урок открытия нового знания и закрепления пройденного материала.

Цель урока: активизировать творческую активность познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей страны.

Задачи:

Образовательные:

    закрепить представления детей о разнообразии и особенностях жанров русской народной песни;

    выявить связь русской народной песни с жизнью и бытом русского человека;

    познакомить детей с обрядовыми весенними песенками-закличками.

    формировать у культуры, на примере русских народных песен;

    формировать духовно-нравственные качества личности, чувства гордости и уважения к историческому и культурному наследию своей страны.

Ожидаемый результат :

    Иметь представление о роли народной песни в жизни человека.

    Уметь выявлять характерные интонации и ритмические особенности народных песен.

    Владеть навыками сольного, ансамблевого и коллективного исполнения вокальных образцов фольклорной музыки.

Тип урока : комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока : объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности : групповая, индивидуальная, коллективная.

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 4 класс» - М. :Просвещение, 2012.

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4класс-М.: Просвещение, 2006.

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 1-4 классы. М. :Просвещение, 2014.

Музыкальный материал:

Русский хоровод. «Березка». Р.н.п. «Ах, ты степь широкая». Р.н.п. «Вниз по матушке по Волге».

Р.н.п. «Тонкая рябина». Р.н.п. «Лён зеленой». Р.н.п. «Ой, кулики, жаворонушки».

Р.н.п. « На горе-то калина». Обработки р.н.п. в исполнении ансамбля В.В.Андреева.

Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, бубны, ложки, трещётки.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Структура урока:

I. Организация учащихся на урок.

III. Работа над новым материалом.

IV.Вокально-хоровая работа.

V. Кульминация урока.

Ход урока:

I Организационный момент

Вход под музыку. Звучит русский хоровод «Березка».

Под какую музыку мы вошли?

Какой оркестр звучал?

Правильно. Под русскую народную мелодию. Звучал оркестр русских народных инструментов.

Какова же тема нашего урока: «Композитор-имя ему народ». Слайд №1.

Как вы думаете, для чего нам нужно изучать русские народные песни?

Мы живем в России, мы должны знать историю, традиции своей страны.

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о композиторской и народной музыке, вспомним особенности жанров русских народных песен.

Ты откуда русская появилась музыка?

То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

Как ты появилась, с самого начала?

В чьём ты сердце билась?

В ком ты зазвучала?

Пролетали утки - уронили дудки.

Пролетали гуси - уронили гусли,

Их весною вешней нашли, не удивились,

Ну, а песня? С песней на Руси родились. (Геннадий Серебряков ).

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека.

II. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

Слайд №2.

Перечислите, какие русские народные песни вы знаете, какие народные песни исполняются в вашей семье?

Сейчас проведем музыкальную викторину.

(Звучит мелодия песни «Ах, ты степь широкая»)

Какая песня прозвучала?

Какой жанр песни?

Какие особенности у таких песен?

Давайте исполним 1 куплет этой замечательной русской народной песни.

(Звучит мелодия песни «Вниз по матушке по Волге»).

Слайд №3.

Какая песня прозвучала?

В каком ладу написана?

Давайте пропоём её на звук «о».

Как вы думаете, почему мелодия такая грустная?

В этой песне мы слышим думы о тяжелой подневольной жизни крестьян. «Рекою рабства и тоски» назвал Волгу поэт Н.Некрасов.

Какой известной народной песней можно «озвучить» картину И.Репина?

(Если ребята затрудняются, можно сыграть припев песни « Эй, ухнем» ).

Слайд №4.

Это русская народная песня «Эй, ухнем».

Здесь мы слышим интонации размеренности и ритм шага.

Ты, словно море, весной широка,

Наша красавица Волга река

Пусть над рекой песня летит,

Русская ширь в песне звучит!

Слайд№5

Много песен сложил русский народ о красавице Волге. У истока реки в XIX веке была построена Преображенская церковь. Прочитайте, ребята, как раньше называли наши предки Волгу.

Щедрая, река рек, светлая.

Назовите жанр этой песни.

Правильно - это лирическая песня.

О чем еще могли рассказывать лирические песни? Подумайте, о чем мечтает девушка?

Слайд №6. (Звучит мелодия песни «Тонкая рябина»)

Что это за песня?

Давайте исполним её.

С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.

Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Слайд №7.

Какую вы знаете трудовую песню?

Какая особенность этих песен?

Ребята исполняют песню «Лён зеленой»

Песня сопровождается показом.

Выбираются дети, которые поют и показывают движениями то, о чем поется в песне. («Сеют» лен, «дергают» лен, «расстилают» лен).

III. Работа над новым материалом

Как называются песни, которые исполняются в определенное время года?

Календарные.

Сегодня мы поговорим об обряде встречи Весны и весенних песенках-закличках.

Слайд №8.

Веснянки - обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

Такие песни, как правило, исполняли дети. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Чтобы вызывать прилёт птиц, а, следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство заклинанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки - обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

IV. Вокально -хоровая работа.

а) Распевание различных певческих упражнений в диапазоне: до 1октавы - ми 2 октавы.

б) Показ песни учителем.

в) Простукивание ритма песни.

г) Разучивание 1 куплета.

А сейчас давайте прочитаем и подберём нужную интонацию в стихотворении о Весне:

Ребятам раздаётся текст со стихами (смотри приложение 1).

1.Весна, весна красная, приди, весна, с радостью,

С радостью великою, с милостью богатою.

2.Со льном высоким, с корнем глубоким,

С корнем глубоким, с хлебом обильным.

Давайте разделимся на 2 команды: 1 команда читает текст за детей, 2 команда - за Весну:

Дети: Весна - красна, на чем пришла?

Весна: На солнышке, на боронушке!

Дети: Весна - красна, что ты нам принесла?

Весна: Косу да серпок, золотой снопок.

Хлебушка краюшечку и водицы кружечку!

V. Кульминация урока.

На следующем уроке мы разучим игру «Идет матушка Весна», а сейчас ответьте на вопрос:

В каких песнях разыгрывался маленький спектакль?

Слайд №9. Давайте исполним один из таких хороводов.

Учащиеся исполняют на выбор знакомые хороводные песни: «На горе-то калина» или «Во сыром бору тропина».

Как правило, хороводные и плясовые песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах.

Назовите мне инструменты русского народного оркестра?

Вспомните создателя оркестра народных инструментов?

Создатель оркестра народных инструментов В.В.Андреев (1861-1918).

Слайд №10.

В 1887 году В.В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а также концертные пьесы В.Андреева.

«Какая прелесть эти балалайки. Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре; по тембру - это незаменимый инструмент!» - говорил великий русский композитор П.И.Чайковский.

Сейчас прозвучит музыка в исполнении этого знаменитого оркестра. А мы с вами представим себя музыкантами и исполним музыку все вместе. (Учащимся раздаются бубны, ложки и трещётки).

Звучит оркестр народных инструментов (обработка русских народных песен.) Ребята импровизируют на детских музыкальных инструментах

VI . Рефлексия. Подведение итогов урока

В русских народных песнях - мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. Послушайте, какие слова нашёл для русской народной песни Н.В.Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

Слайд №11.

Какая тема была сегодняшнего урока?

Какие песни звучали?

Вы сегодня хорошо работали, в заключение урока выполните задание.

Тест по теме «Жанры русской музыки» (смотри приложение 2 ).

Домашнее задание: Нарисуйте иллюстрацию к вашей любимой русской народной песне.

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы)

Слайд № 12 . - Урок окончен. До свидания.

Литература

    Т.Петрова. Про свирель, гудок и бубен. Детская энциклопедия русских народных музыкальных инструментов. «Янтарный сказ», Калининград,1994г.

    А. Пересада. Балалайка. Москва. «Музыка».1990г.

    Е.А.Сухарникова. Музыкальный Санкт-Петербург. Учебник-тетрадь. Санкт-Петербург. СпецЛит.2000 г.

    Фольклор в школе. Материалы к занятиям по детской бытовой, народно-обрядовой культуре и фольклору с учащимися начальных классов. Нижний Тагил, 1993 г.

Композитор – имя ему народ

Что такое фольклор?

Фолькло́р (от англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего устное

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека

Жанры русских народных песен

Жанры русских народных песен

Музыкальный жанр - различные виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и словиями их исполнения.

Музыкальные жанры – исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры.

Жанры народных песен

исторические

лирические

трудовые

плясовые

хороводные

солдатские

обрядовые

шуточные

частушки

колыбельные

Колыбельные песни КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ

Календарные песни - это песни, исполняемые в определенное время года и связанные с годовым кругом земледельческих работ, другими словами, это песни, исполнение которых в другое время, вне праздничного обычая, было лишено всякого смысла

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ

Хоровод – древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней.

Хороводные песни - это песни, сопровождающие хороводы.

Солдатские песни

СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ - народные песни, возникшие в солдатской среде. Возникновение солдатских песен в России относится к XVIII в.

В первых получили отражение военные события начиная со времен Петра I (Северная война 1700-21) и кончая первой мировой войной 1914-18. В большинстве военно-исторических солдатских песен от лица очевидца изображаются яркие батальные сцены, смелость, находчивость и выносливость русских воинов, создаются образы полководцев - А. В. Суворова, М. И. Кутузова.

Бытовые солдатские песни создаются, как правило, в стиле традиционных крестьянских лирических песен. В них нарисованы картины повседневной солдатской жизни. Глубокой грустью проникнуты песни о трудном солдатском ученье, тяжелых походах.

Трудовые песни

Трудовые песни возникли в глубокой древности. Их появление связано со стремлением древних славян облегчить физический труд. Ритм этих песен организовывал движения работающих

Большое количество песен было сложено в среде бурлаков

Бурла́к - наёмный рабочий в России XVI- начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII-XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

Картина И. Репина «Бурлаки на Волге» Песни часто сопровождались народными инструментами

Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны. Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен и использовали народные мелодии в своих произведениях.

Конспект урока музыки. 4 класс.

(Программа «Музыка 1 - 4 кл., авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская)

Тема урока: «Композитор - имя ему народ»

Место и роль урока в изучаемой теме:

Урок открытия нового знания и закрепления пройденного материала.

Цель урока: активизировать творческую активность познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей страны.

Задачи:

Образовательные:

    закрепить представления детей о разнообразии и особенностях жанров русской народной песни;

    выявить связь русской народной песни с жизнью и бытом русского человека;

    познакомить детей с обрядовыми весенними песенками-закличками.

    формировать у культуры, на примере русских народных песен;

    формировать духовно-нравственные качества личности, чувства гордости и уважения к историческому и культурному наследию своей страны.

Ожидаемый результат :

    Иметь представление о роли народной песни в жизни человека.

    Уметь выявлять характерные интонации и ритмические особенности народных песен.

    Владеть навыками сольного, ансамблевого и коллективного исполнения вокальных образцов фольклорной музыки.

Тип урока : комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока : объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности : групповая, индивидуальная, коллективная.

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 4 класс» - М. :Просвещение, 2012.

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4класс–М.: Просвещение, 2006.

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 1-4 классы. М. :Просвещение, 2014.

Музыкальный материал:

Русский хоровод. «Березка». Р.н.п. «Ах, ты степь широкая».Р.н.п. «Вниз по матушке по Волге».

Р.н.п. «Тонкая рябина». Р.н.п. «Лён зеленой». Р.н.п. «Ой, кулики, жаворонушки».

Р.н.п. « На горе-то калина». Обработки р.н.п. в исполнении ансамбля В.В.Андреева.

Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, бубны, ложки, трещётки.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Структура урока:

I. Организация учащихся на урок.

II. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

III. Работа над новым материалом.

IV .Вокально-хоровая работа.

V . Кульминация урока.

Ход урока:

I Организационный момент

Вход под музыку. Звучит русский хоровод «Березка».

Под какую музыку мы вошли?

Какой оркестр звучал?

Правильно. Под русскую народную мелодию. Звучал оркестр русских народных инструментов.

Какова же тема нашего урока: « Композитор-имя ему народ». Слайд №1.

Как вы думаете, для чего нам нужно изучать русские народные песни?

Мы живем в России, мы должны знать историю, традиции своей страны.

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о композиторской и народной музыке, вспомним особенности жанров русских народных песен.

Ты откуда русская появилась музыка?

То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

Как ты появилась, с самого начала?

В чьём ты сердце билась?

В ком ты зазвучала?

Пролетали утки - уронили дудки.

Пролетали гуси - уронили гусли,

Их весною вешней нашли, не удивились,

Ну, а песня? С песней на Руси родились. (Геннадий Серебряков ).

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека.

II . Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

Слайд №2.

Перечислите, какие русские народные песни вы знаете, какие народные песни исполняются в вашей семье?

Сейчас проведем музыкальную викторину.

(Звучит мелодия песни «Ах, ты степь широкая»)

Какая песня прозвучала?

Какой жанр песни?

Какие особенности у таких песен?

Давайте исполним 1 куплет этой замечательной русской народной песни.

(Звучит мелодия песни «Вниз по матушке по Волге»).

Слайд №3.

Какая песня прозвучала?

В каком ладу написана?

Давайте пропоём её на звук «о».

Как вы думаете, почему мелодия такая грустная?

В этой песне мы слышим думы о тяжелой подневольной жизни крестьян. «Рекою рабства и тоски» назвал Волгу поэт Н.Некрасов.

Какой известной народной песней можно «озвучить» картину И.Репина?

(Если ребята затрудняются, можно сыграть припев песни « Эй, ухнем» ).

Слайд №4.

Это русская народная песня «Эй, ухнем».

Здесь мы слышим интонации размеренности и ритм шага.

Ты, словно море, весной широка,

Наша красавица Волга река

Пусть над рекой песня летит,

Русская ширь в песне звучит!

Слайд№5

Много песен сложил русский народ о красавице Волге. У истока реки в XIX веке была построена Преображенская церковь. Прочитайте, ребята, как раньше называли наши предки Волгу.

Щедрая, река рек, светлая.

Назовите жанр этой песни.

Правильно - это лирическая песня.

О чем еще могли рассказывать лирические песни? Подумайте, о чем мечтает девушка?

Слайд №6. (Звучит мелодия песни «Тонкая рябина»)

Что это за песня?

Давайте исполним её.

С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.

Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Слайд №7.

- Какую вы знаете трудовую песню?

Какая особенность этих песен?

Ребята исполняют песню «Лён зеленой»

Песня сопровождается показом.

Выбираются дети, которые поют и показывают движениями то, о чем поется в песне. («Сеют» лен, «дергают» лен, «расстилают» лен).

III . Работа над новым материалом

Как называются песни, которые исполняются в определенное время года?

Календарные.

Сегодня мы поговорим об обряде встречи Весны и весенних песенках-закличках.

Слайд №8.

Веснянки - обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

Такие песни, как правило, исполняли дети. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Чтобы вызывать прилёт птиц, а, следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство заклинанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки - обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

IV . Вокально -хоровая работа.

а) Распевание различных певческих упражнений в диапазоне: до 1октавы - ми 2 октавы.

б) Показ песни учителем.

в) Простукивание ритма песни.

г) Разучивание 1 куплета.

А сейчас давайте прочитаем и подберём нужную интонацию в стихотворении о Весне:

Ребятам раздаётся текст со стихами (смотри приложение 1).

1.Весна, весна красная, приди, весна, с радостью,

С радостью великою, с милостью богатою.

2.Со льном высоким, с корнем глубоким,

С корнем глубоким, с хлебом обильным.

Давайте разделимся на 2 команды: 1 команда читает текст за детей, 2 команда – за Весну:

Дети: Весна - красна, на чем пришла?

Весна: На солнышке, на боронушке!

Дети: Весна - красна, что ты нам принесла?

Весна: Косу да серпок, золотой снопок.

Хлебушка краюшечку и водицы кружечку!

V . Кульминация урока.

На следующем уроке мы разучим игру «Идет матушка Весна», а сейчас ответьте на вопрос:

В каких песнях разыгрывался маленький спектакль?

Слайд №9. Давайте исполним один из таких хороводов.

Учащиеся исполняют на выбор знакомые хороводные песни: «На горе-то калина» или «Во сыром бору тропина».

Как правило, хороводные и плясовые песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах.

Назовите мне инструменты русского народного оркестра?

Вспомните создателя оркестра народных инструментов?

Создатель оркестра народных инструментов В.В.Андреев (1861-1918).

Слайд №10.

В 1887 году В.В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а также концертные пьесы В.Андреева.

«Какая прелесть эти балалайки. Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре; по тембру - это незаменимый инструмент!» - говорил великий русский композитор П.И.Чайковский.

Сейчас прозвучит музыка в исполнении этого знаменитого оркестра. А мы с вами представим себя музыкантами и исполним музыку все вместе. (Учащимся раздаются бубны, ложки и трещётки).

Звучит оркестр народных инструментов (обработка русских народных песен.) Ребята импровизируют на детских музыкальных инструментах

VI . Рефлексия. Подведение итогов урока

В русских народных песнях - мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. Послушайте, какие слова нашёл для русской народной песни Н.В.Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

Слайд №11.

Какая тема была сегодняшнего урока?

Какие песни звучали?

Вы сегодня хорошо работали, в заключение урока выполните задание.

Тест по теме «Жанры русской музыки» (смотри приложение 2 ).

Домашнее задание: Нарисуйте иллюстрацию к вашей любимой русской народной песне.

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы)

Слайд № 12 . - Урок окончен. До свидания.

Литература

    Т.Петрова. Про свирель, гудок и бубен. Детская энциклопедия русских народных музыкальных инструментов. «Янтарный сказ», Калининград,1994г.

    А. Пересада. Балалайка. Москва. «Музыка».1990г.

    Е.А.Сухарникова. Музыкальный Санкт-Петербург. Учебник-тетрадь. Санкт-Петербург. СпецЛит.2000 г.

    Фольклор в школе. Материалы к занятиям по детской бытовой, народно-обрядовой культуре и фольклору с учащимися начальных классов. Нижний Тагил, 1993 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

урок музыки в 4в классе

Тема урока:

«Композитор – имя ему народ»

учитель музыки: Вакуленко Г. А.

Характеристика деятельности:

Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки, сравнение с зарубежной народной музыкой.

Коммуникативные УУД : участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса, владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

Познавательные УУД: формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки.

Ход урока:

Дети заходят в класс под музыку Золотая ярмарка»

Здравствуйте, ребята! Как принято на уроке музыки, исполним музыкальное приветствие.

Здравствуйте ребята, добрый день.

Здравствуйте учитель, добрый день.

У нас на уроке много гостей. Поприветствуем их.

Здравствуйте, гости добрый день.

(Музыкальная разминка)

Ребята, а можно ли при помощи музыки или песни, узнать о культуре и жизни людей, которые очень далеко от нас?

(Ответы детей)

Каким образом? Что для этого нужно сделать?

(Послушать или спеть музыку разных народов)

И эпиграфом к нашему уроку будут слова «Через напевы слышится душа народа». О какой музыке мы будем говорить?

(О народной)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Тема нашего урока звучит так «Композитор – имя ему народ». Мы сегодня попытаемся узнать о жизни других народов при помощи музыки.

Подумаем, какая у них музыка, какие в ней есть особенности? Какие у них музыкальные инструменты?

Свою работу на уроке вы будете оценивать в листе достижений. Это вот такая балалайка. Используя цвета светофора, вы будете рисовать ей струны.

Зеленая струна – все получилось

Желтая – были затруднения

Красная – не получилось.

Итак, внимание: нам пришло музыкальное письмо из неизвестной страны. Послушайте внимательно и попробуйте отгадать откуда оно?

(Слушание)

Ваши предположения: восточные страны.

Давайте поточнее узнаем. Внимание на слайд. Что это за страна?

(Япония)

Мы попали в страну, где восходит солнце. С древности японцы умеют видеть бесценную красоту каждого кусочка жизни. Ребята, вы заметили деревья на слайде, точно в розовой пелене. Это Сакура – японская вишня, символ Японии. В Японии есть праздник – день цветения сакуры. Люди терпеливо ждут, когда распустится первый цветок. Сакуре японцы посвящают стихи и песни.

Вы слышали мелодию японской народной песни «Сакура», в исполнении на инструменте кото. Послушайте эту песню с текстом и дайте характеристику музыке. Обратите внимание на лад.

(Слушание песни «Сакура»)

Давайте сами споём эту песню.

(Пение песни «Сакура»)

Итак, какая музыка по характеру.

(Напевная, нежная, мелодичная, мягкая, спокойная, созерцательная)

Что мы можем сказать о ладе – мажор или минор, а может быть …?

Необычное звучание. Не похожа ни на мажор, ни на минор. Этот лад называется пентатоника - пятиступенчатый лад без полутонов. Если посмотреть на клавиатуру, то играть такой лад можно на черных клавишах. Я сейчас вам сыграю го вам. Теперь давайте его напоём.

Ребята, как вы думаете какие японцы по характеру.

(Спокойные, неторопливые, рассудительные).

А нас ждет следующее письмо. (Поют горцы)

Как вы думаете, из какой страны пришло письмо?

(Ответы детей)

А точнее из Грузии. Какие особенности вы услышали в грузинской песне.

План ответа:

Характер музыки, кто исполняет.

Ответы детей.

Молодцы. А теперь послушайте еще одну знаменитую грузинскую мелодию и придумайте свои пластические движения под эту музыку.

(Звучит Лезгинка)

Как вы думаете, какие грузины?

(Смелые, отважные, темпераментные, резкие)

А вот и третье письмо. Ваш ответ – «Россия». Как называется эта песня?

Песня была певучая, широкая, раздольная, задушевная и бескрайняя как матушка Русь. Много пелось песен на Руси, давайте вспомним жанры народных песен.

Поиграем в игру «Разгадай анаграмму».Из данных букв вы должны составить слово, которое будет ответом на заданный вопрос.

(Проверка)

Ребята. А как вы думаете, почему столько много жанров в русской песне?

Правильно, жизнь народа очень многообразна, для каждой жизненной ситуации народ сочинял особые песни.

Послушайте песню и определите её жанр.

(Лирическая)

Правильно, песня «Ой, по над Волгой» лирическая. Сегодня мы доучим её до конца.

Молодцы. Песня у вас получилась широкая, протяжная, а это основная особенность русских песен.

Народные песни часто пелись в сопровождении музыкальных инструментов.

А какого жанра эта песня?

(Плясовая)

Это песня «Светит месяц». Послушайте, как исполняла её знаменитая певица Лидия Русланова.

(Слушание песни «Светит месяц» в исполнении Лидии Руслановой)

Какой оркестр вы услышали? (оркестр русских народных инструментов)

Какие вы знаете русские народные инструменты?

(Дети перечисляют)

Давайте представим себя народными музыкантами и попробуем сыграть эту весёлую плясовую песню. Чтобы сыграть слаженно, надо сначала разучить партии каждого инструмента.

(Работа по партитуре на слайде над партиями, затем игра на инструментах песни «Светит месяц»)

Спасибо, у нас с вами получился слаженный оркестр.

Как вы думаете, какие по характеру русские люди?

(Смелые, отважные, справедливые, открытые, умеют работать и веселиться, любят свою Родину)

Итак, о какой мы музыке сегодня поговорили и что самое главное выявили?

О японской музыке – спокойная, напевная, есть лад пентатоника.

О Грузинской – ритмичность, темперамент, многоголосная.

О Русской – многожанровость, певучесть, широта. Исполнение а капелла.

Вывод:

Мы познакомились с музыкой и характером людей, которые живут далеко от нас. У каждой страны есть свои особенности и музыка – отражение жизни и души народа.

А одним символов России является балалайка. Покажите мне ваши балалаечки и их разноцветные струны. На этом наш урок окончен, до следующего урока.

Заокская школа-интернат


Ты откуда русская появилась музыка?

То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

Как ты появилась, с самого начала?

В чьём ты сердце билась?

В ком ты зазвучала?

Пролетали утки - уронили дудки.

Пролетали гуси - уронили гусли,

Их весною вешней нашли, не удивились,

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Геннадий Серебряков.


В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека.




Трудовые песни

И.Репин. Бурлаки на Волге.


С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Ф.Журавлёв. Пряха.


Пословицы и поговорки о труде:

  • Терпение и труд все перетрут.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Что посеешь то и пожнешь.
  • Делу время, а потехе час.
  • Беседа дорогу коротает, а песня- работу.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Труд человека кормит, а лень портит.


РЕКРУТСКИЕ ИЛИ СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ

Солдатушки! Бравы ребятушки! Где же ваши деды?

Наши деды – славные победы! Вот, где наши деды!

Солдатушки! Бравы ребятушки! Где же ваша слава?

Наша слава – Русская держава! Вот, где наша слава!











Рожок

Свирель

Жалейка

Свистульки


УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Бубен

Ложки

Трещотки


Василий Васильевич Андреев (1861-1918)

В 1887 году В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а также концертные пьесы В.Андреева.



Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны. Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен и использовали народные мелодии в своих произведениях.


Познакомимся с музыкальными произведениями русских классиков, которые сохранили фольклорные образцы через профессиональное творчество.

  • Г. Свиридов. Хор «Ты воспой, жавороночек» из сюиты «Курские песни»
  • А.К. Лядов «Шуточная», «Колыбельная», «Плясовая»
  • Н.А. Римский-Корсаков, обр. р.н.п. «Как за речкою да за Дарьею»
  • А. Аренский «Фантазия на темы Рябина»
  • М.П. Мусоргский «Песня Марфы» из оперы «Хованщина»

В русских народных песнях - мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек». Такие слова нашёл для русской народной песни Н.Гоголь.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса