Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сочинение на тему Алёша в доме деда в повести Детство, Горький читать бесплатно

В 1913 году пишет первую часть известной трилогии Максим Горький. «Детство» (содержание и анализ приводятся в статье) - произведение о формировании личности главного героя Алеши Пешкова, прототипом которого стал сам автор. Повествование в нем ведется от первого лица, что позволяет в полной мере ощутить чувства и переживания мальчика, оказавшегося в непривычной для него среде, которая тем не менее способствовала его становлению и взрослению.

Особенности жанра

«Детство» Максима Горького - автобиографическая повесть. Ее основу составили факты из жизни самого писателя, он даже героям оставляет их реальные имена. Вместе с тем это художественное произведение, так как задача автора - не просто рассказать о себе - ребенке, а переосмыслить произошедшее с ним с позиции взрослого человека, дать оценку событиям. По мысли автора, его судьба не единична: людей, существующих в том «тесном, душном кругу впечатлений», в котором находился в доме Кашириных Алеша, немало. И эту правду необходимо «знать до корня», чтобы вырвать из памяти и души человеческой, из самого уклада русского, «тяжкого и позорного». Таким образом, повествуя о самом себе и одновременно описывая «свинцовые мерзости жизни», Горький выражает авторскую позицию относительно настоящего и будущего России.

Начало взросления героя

Алеша Пешков воспитывался в семье, основанной на взаимном уважении и любви. Отец Максим занимался строительством триумфальных ворот, которые возводили к приезду царя. Мать Варвара ожидала рождения второго ребенка. Все изменилось, когда отец умер от холеры. Его хоронили в дождливый день, и Алеша навсегда запомнил лягушек, сидевших в яме, - их закопали вместе с гробом. Мальчик смотрел на них и сдерживал слезы. Никогда не плакать - к этому приучили его родители. А у матери от горя начались преждевременные роды. Так невесело начинается первая глава произведения Горького.

Потом был долгий путь по Волге из Астрахани в Нижний Новгород. Новорожденный по дороге умер, а мать все не могла успокоиться от свалившегося горя. Алешей занималась приехавшая в трудный для семьи момент бабушка, Акулина Ивановна. Она-то и забрала дочь и внука в Новгород, из которого Варвара в свое время уехала против воли отца. Именно бабушке Горький посвятил лучшие страницы повести. Она была добрым, отзывчивым человеком, готовым всегда прийти на помощь. Это сразу заметили и матросы на судне, которые нашли героя, когда он заблудился на одной из пристаней. Несмотря на полноту и возраст, Акулина Ивановна двигалась быстро и ловко, напоминая кошку. Она часто рассказывала удивительные истории, привлекавшие внимание окружающих. А Алеше казалось, будто она вся светилась изнутри. Именно бабушка в будущем станет для мальчика источником добра и главной опорой, поможет вынести предстоящие невзгоды. А их с приездом в Нижний в жизни героя будет немало, о чем напишет в своей повести Максим Горький.

Произведение «Детство» продолжается знакомством с новыми героями. На берегу приехавших встречала большая семья Кашириных, главным в которой был Василий Васильевич. Маленький и сухонький, дед сразу не понравился Алеше, и пройдет время, прежде чем он взглянет на него по-новому и попытается понять его как человека.

Первая порка

В большом доме Кашириных, помимо деда и бабушки, жили еще два их сына с семьями. Алеше, раньше росшему совсем в другой обстановке, было трудно привыкнуть к постоянной вражде и злобе, царившим между родственниками. Их главная причина заключалась в стремлении Михаила и Якова быстрее поделить имущество, чего не желал делать дед. С приездом Варвары обстановка накалилась еще больше, так как ей тоже причиталась доля в отцовском наследстве. В своем стремлении досадить друг другу взрослые не знали границ, а их противоборство распространялось и на детей.

Еще мальчик стал свидетелем страшной для него процедуры - каждую субботу детей пороли. Не избежал этой участи и герой. По совету одного из своих братьев, он решил покрасить праздничную скатерть, чтобы доставить радость бабушке. В результате оказался на лавке под розгами деда. От наказания не смогли спасти ни Акулина Ивановна, ни мать. Это одно из первых горьких событий в новой жизни героя, с которой знакомит читателя повести Максим Горький. Детство Алеша запомнит и благодаря Цыганку, который во время порки подставлял руки, пытаясь основную силу ударов принять на себя.

Дед запорол внука до полусмерти, и мальчик несколько дней пролежал в постели. За это время Василий Васильевич навестил его и рассказал о своей молодости. Оказалось, что когда-то дед был бурлаком, и страдания, душевные и физические, ожесточили его сердце. Это было, по сути, новое знакомство с дедом, которое дало понять, что он не так страшен и жесток, как Алеше казалось раньше. Как бы то ни было, по признанию автора, первая порка словно обнажила сердце Алеши и заставила по-иному взглянуть на все, что происходило вокруг.

Цыганок

Иван в семье Кашириных был подкидышем. Бабушка рассказывала внуку, что она родила восемнадцать детей, из которых выжили только три. Лучших, по ее мнению, бог забрал к себе, а взамен послал Цыганка. Повесть «Детство» Горький продолжает рассказом о его горькой судьбе.

Ивана нашли у калитки, и бабушка взяла его на воспитание. В отличие от родных сыновей, он вырос добрым и заботливым. А еще показал себя хорошим работником, что стало очередным поводом для вражды Михаила и Якова: каждый из них мечтал в будущем забрать Цыганка к себе. Часто на забаву всем Иван устраивал увеселения с тараканами или мышами, показывал фокусы с картами. Запомнил Алеша и вечера, когда дед и Михаил уходили из дома. В эти часы все собирались на кухне. Яков настраивал гитару, и после песен начиналась веселая пляска Цыганка. Затем к нему присоединялась Акулина Ивановна, которая словно возвращалась в этот миг в свою пору юности: так молодела и хорошела она во время танца.

Бабушка пророчила юноше нехорошее будущее и боялась за него. Дело в том, что Цыганок каждую пятницу ездил за продуктами и, чтобы сэкономить деньги и порадовать деда, воровал. Акулина Ивановна считала, что когда-нибудь его поймают и убьют. Ее опасения сбылись, но отчасти: Цыганка сгубили не чужие люди, а Михаил и Яков. Последний до смерти забил свою жену, и в качестве раскаяния дал обет поставить на ее могиле дубовый крест. Его понесли втроем, причем под комель поставили Ивана. По дороге он споткнулся, и его придавил крест, который братья в этот момент отпустили, - отмечает Максим Горький.

«Детство» в сокращении знакомит лишь с основными моментами из жизни главного героя, но нельзя не упомянуть, что Цыганок, чья мучительная смерть также отложилась в сознании мальчика, наряду с бабушкой стал для него источником светлого и доброго и помог пережить первые испытания в новой жизни.

Бабушка

Алеша любил наблюдать, как по вечерам молилась Акулина Ивановна. Перед иконами она рассказывала обо всем, что случилось за день, и просила за каждого. А еще нравились мальчику рассказы о том, какой он, Бог. В эти минуты бабушка молодела, а глаза ее излучали особый, теплый свет. Иногда Акулине Ивановне виделись черти, но они ее не пугали. Страх у бабушки вызывали только тараканы, и часто по ночам она будила Алешу и просила убить их. Но особенно ярко предстает образ бабушки в сцене пожара, которая продолжает (ее подробно описывает Максим Горький) «Детство».

Бабушка молилась, когда дед вбежал с криком: «Горим!» Пылала мастерская, и Акулина Ивановна бросилась в пламя, чтобы не допустить взрыва. Вынесла бутыль и стала отдавать приказы, что делать дальше. Успокоила коня, которого испугался сам дед. А потом с обожженными руками принимала роды у тетки Натальи. И только когда все закончилось (жена Михаила все ж умерла), Алеша услышал стоны бабушки, вызванные сильными ожогами. Все это подводит к мысли: только широкой души человек может так бесстрашно сражаться с пожаром, а потом еще, мучаясь от боли, находить слова утешения для других. Именно такой и была Акулина Ивановна, сыгравшая решающую роль в жизни Алеши, что не раз подчеркивает Максим Горький. «Детство» (характеристика бабушки это подтверждает) - произведение о том, как душевная щедрость и любовь могут противостоять злобе и ненависти, не давая погибнуть росткам доброго и хорошего, изначально заложенного в характере человека.

Новый дом

Каширины все же разделились. Алеша с бабушкой и дедом переехали в каменный дом с садом. Комнаты, кроме одной, сдавали. Ее оставил для себя и гостей дед. Акулина Ивановна с внуком разместились на чердаке. Бабушка опять была в центре всех событий: квартиранты постоянно обращались к ней за советом, и для каждого она находила доброе слово. Внук постоянно был рядом с ней, словно прирос. Иногда появлялась мать, но она быстро исчезала, не оставив даже воспоминаний о себе.

Как-то бабушка рассказала Алеше о своей жизни. Она родилась от увечной девушки-кружевницы, которая выбросилась из окна, когда ее напугал барин. Вместе они ходили по миру, пока не осели на Балахне. Акулина научилась кружева плести, а потом ее высмотрел дед. Знатный он на ту пору был. И выбрал в жены девку нищую, решил, что всю жизнь покорной будет.

А еще дед вздумал учить Алешу буквам. Видя смышленость внука, он стал реже его сечь и глядел на него все внимательнее, иногда рассказывал побасенки из собственной жизни. Так проходило детство Максима Горького.

И снова вражда

Несчастья Кашириных не закончились. Как-то прибежал Яков и сообщил, что Михаил идет деда убивать. Подобные сцены стали повторяться часто. И снова главная тяжесть выпала на долю бабушки. В один из вечеров она высунула в окно руку, надеясь образумить сына, и Михаил сломал ее колом. Наблюдая за всем этим, Алеша все чаще стал думать о матери. То, что она отказывалась жить в подобной семье, заметно возвышало ее в глазах сына. И он представлял Варвару или в стане разбойников, или в образе князь-барыни Енгалычевой, о которых рассказывала ему бабушка. А иногда грудь мальчика будто бы наливалась свинцом, и ему становилось душно и тесно в этой комнатке, напоминающей гроб. Горькие мысли и чувства вызывало в герое, как показывает Максим Горький, детство. Анализ их оставляет такую же тяжесть на душе читателя.

Несправедливость

Есть в произведении еще один герой, с которым Алеша познакомился сразу по приезду в Новгород. Это Григорий Иванович, мастер, работавший у деда. Он был стар и слеп, и мальчишки, так же как и дядья, часто издевались над ним. Например, могли подложить под руку раскаленный наперстник. Когда Каширины поделились и дед переехал на Полевую улицу, мастера просто выгнали на улицу. Это было мучительно стыдно: видеть, как побирается Григорий, потому Алеша избегал с ним встречи и всякий раз при его появлении прятался, - вспоминает Максим Горький. «Детство», герои которого - люди разных социальных пластов, показывает, как в мальчике постепенно зрело недовольство той жизнью, которую он видел. И заслуга писателя в том, что он дал понять: не всегда человек плывет по течению. Многие находят в себе силы противостоять злу, тем самым понемногу изменяя мир в лучшую сторону.

Что касается Григория, бабушка часто звала его к себе и пыталась хоть как-то умалить беды, выпавшие на долю того, кто всю жизнь отдал ее семье. Однажды она сказала Алеше, что Бог сильно накажет их за этого человека. Спустя годы, когда Акулины Ивановны уже не стало, дед сам пошел побираться, повторив судьбу своего мастера.

Хорошее Дело

И снова Василий Васильевич поменял место жительства, - продолжает повесть «Детство» Горький. На Канатной улице, где теперь обосновались Каширины, судьба свела Алешу еще с одним удивительным человеком. Хорошее Дело - так прозвали квартиранта за слова, которые он неизменно употреблял в речи, - считался нахлебником и постоянно проводил в своей комнате какие-то опыты, чем вызывал недовольство деда. Как-то вечером все по традиции собрались у бабушки, и она завела рассказ об Иване-воине. Эта история произвела на Хорошее Дело необыкновенное впечатление. Он вдруг вскочил и закричал, что это обязательно необходимо записать. А позже дал совет Алеше: непременно учиться. И еще - записывать все, что рассказывает Акулина Ивановна. С этого, возможно, и началась любовь писателя к литературе.

Но вскоре Хорошее Дело покинул дом, и Горький по этому поводу написал в повести: так закончилась дружба с первым (лучшим) человеком из «бесконечного ряда чужих людей в родной… стране».

Встреча с матерью

Варвара появилась в доме Кашириных неожиданно. Алеша сразу заметил, что она изменилась, но по-прежнему не похожа на братьев и отца. И опять подумал: долго здесь не проживет. Мать стала учить сына читать и даже решила заняться его воспитанием. Но за время, проведенное вдалеке друг от друга, они перестали понимать друг друга. Мальчика угнетали и постоянные ссоры деда и матери, тем более что Варвара не собиралась меняться в угоду кому-либо. И все-таки она переломила Каширина. После отказа выйти замуж за старого часовщика, которого присмотрел дед, Варвара практически стала хозяйкой в доме, - продолжает Максим Горький «Детство». Главы, посвященные матери героя, знакомят с тем, как она против воли отца вышла за совсем не похожего на ее семью Максима. Как молодые приходили кланяться старику-Каширину, но отказались жить в его доме, чем вызвали новый гнев старика. Как невзлюбили мужа сестры Михаил и Яков, мечтавшие отхватить ее долю в наследстве. Как, наконец, Пешковы уехали в Астрахань, где зажили дружно и счастливо.

И хотя мать вызывала в Алеше всегда только теплые чувства, она так и не стала для сына человеком, который помогал ему побороть первые жизненные невзгоды, выстоять перед ударами судьбы.

Опять перемены

А Варвара между тем все хорошела и все реже заходила к сыну. Затем опять вышла замуж и съехала. Теперь жизнь в доме стала еще тягостнее - дает понять Максим Горький. Детство (анализ произведения подводит к этой мысли) для героя постепенно заканчивалось. Алеша все чаще проводил время в одиночестве, стал нелюдим. Он вырыл себе в саду яму и устроил там уютное сиденье. Сюда часто приходил дед, возившийся с растениями, но рассказы его внуку были уже неинтересны. Да и сам Василий Васильевич после отъезда дочери озлобился, часто ругался и выгонял бабушку из дома. Стал еще жаднее, чем раньше. При этом поучал внука: «Мы не баре. Нам нужно всего самим добиваться». А осенью и вовсе продал дом, заявив Акулине Ивановне, чтобы она теперь сама себя кормила. Следующие два года, по признанию автора, прошли в страшной тряске, которую он ощущал с того момента, когда сидел в телеге при переезде в подвал.

«Свинцовые мерзости жизни»

Такое определение появляется в повести «Детство» Максима Горького после рассказа о том, как Алеша чуть не зарезал отчима. Мать с маленьким сыном и мужем появилась в подвале Кашириных вскоре после их переезда туда. Сказала, что дом сгорел, но всем было ясно, что Максимов все проиграл. Брат героя оказался больным мальчиком, сама Варвара заметно подурнела и снова была беременна. Отношения ее с молодым мужем не складывались, и однажды Алеша стал свидетелем их ссоры: Максимов направлялся к любовнице, а мать истошно кричала. Герой схватил нож и бросился на отчима, но благо только разрезал мундир и слегка зацепил кожу. Эти воспоминания наряду со всеми остальными, описанными выше, и заставили автора задуматься над тем, а нужно ли рассказывать об этих мерзостях? И он с уверенностью отвечает: да. Во-первых, только так можно с корнем вырвать зло «из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной» (цитата из произведения Горького). Во-вторых, подобные низости показывают (это уже отмечалось в статье), что русский человек все же «настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их». И это «яркое, здоровое и творческое», воплощенное в повести в образах бабушки, Цыганка, Хорошего Дела, дает надежду на то, что возрождение человечества возможно.

В люди

После случая с отчимом Алеша снова оказался у деда. Василий Васильевич настоял на том, чтобы обеды они с бабушкой готовили по очереди, и каждый на свои деньги. При этом он всегда экономил. Герою пришлось самому зарабатывать: после школы он шел собирать ветошь и продавал ее по дешевке. Заработанное отдавал бабушке и однажды подсмотрел, как она плакала над его пятаками.

В школе приходилось туго. Здесь Алешу звали тряпочником, и никто не хотел с ним сидеть. Но экзамены в третий класс он все же сдал, за что получил в награду похвальный лист и несколько книг. Последние мальчик снес в лавку, когда Акулина Ивановна слегла и жить стало не на что.

Еще одно памятное событие в жизни героя повести «Детство» Максима Горького - смерть матери. Варвара вернулась к Кашириным совсем больной, высохшей и вскоре умерла от чахотки. Спустя несколько дней после ее похорон дед отправил Алексея «в люди», чтобы он сам зарабатывал себе на хлеб. С этого момента заканчивается детство, и начинается вторая повесть автобиографической трилогии Горького.

Эпилог

Способность к духовному саморазвитию в условиях трагической действительности - это, пожалуй, главное, на что хочет обратить внимание читателя Максим Горький. Детство (тема произведения, заявленная в названии, это подчеркивает) - главная пора в жизни человека. Ребенок обычно навсегда запоминает то, что произвело на него большое впечатление. И хорошо, что в этот период Алеша стал свидетелем не только бесчеловечности и жестокости, но и познакомился с людьми, безгранично добрыми и открытыми для других. Это помогло ему противостоять «свинцовым мерзостям» и вырасти человеком светлым и не мирящимся со злом, что может стать примером для всех остальных.

авг. 31, 2011 11:14 pm Прогулки по Нижнему Новгороду. Домик Каширина. Часть пятая.

Музей детства А.М.Горького «Домик Каширина»

Один из красивейших городов России Нижний Новгород невозможно представить без Алексея Максимовича Горького. Жители помнят великого писателя, чтут память о нём. На одном из высоких холмов города, на красивейшей набережной, возвышается большая скульптура писателя сидящего и смотрящего вдаль.

Город бережно хранит память о человеке, сделавшем много добрых дел для самого города и для его жителей. Давайте пройдёмся по памятным местам и начнём с музея детства писателя.

Музей «Домик Каширина» был открыт 1 января 1938 года в доме, принадлежащем ранее дедушке писателя – нижегородскому мещанину, старшине красильного цеха, гласному городской думы Нижнего Новгорода, Василию Васильевичу Каширину.

Дед Каширин занимался торговлей. У него была довольно большая семья – два сына и дочь Варвара – мать Алеши Пешкова. Сыновья дрались из-за отцовского наследства и очень боялись, что что-то достанется их сестре. Дед даже боялся, что они пойдут на самое страшное – «изведут Варвару». Жизнь была сложной. В Астрахани умер Алёшин отец Максим Савватиевич Пешков (1840-71) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) - дочь Василия Васильевича Каширина; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки.
Мать взяла сына и уехала к родителям. Алёша попадает в семью деда тогда, когда дела у Каширина еще идут неплохо. Семья живет в достатке, и дед пока всем доволен.
Таким образом, детство писателя прошло в доме деда, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения и в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни». «Домик Каширина» - это яркая иллюстрация повести «Детство» - написала в книге отзывов Екатерина Павловна Пешкова (жена писателя). Автобиографическая повесть «Детство» признана сегодня одним из выдающихся произведений мировой литературы XX века, «вечной русской книгой» (Д.Мережковский), энциклопедией русского национального характера и образа жизни.
Дом Каширина – постройка конца XVII - начала XIX вв., восстановлен в своём подлинном виде. А.К.Заломова – дальняя родственница Кашириных, ставшая прототипом главной героини повести А.М.Горького «Мать», написала: «Каширины – словно только что вышли отсюда», настолько правдива обстановка этого дома. Большая каширинская семья из шестнадцати человек располагалась в пяти комнатах одноэтажного на полуподвале деревянного дома.

Пройдёмся по комнатам музея. Осмотр бытовой мемориальной экспозиции музея-домика начинается с комнаты старшего сына Михаила, который по праву имел отдельное помещение. Типичная мещанская комната того времени. Фотографии на стене знакомят с богатыми родственниками Кашириных, в центре фотография Михаила с его второй женой.

Следующая комната – кухня, которая в давние времена являлась одновременно и столовой, и рабочей комнатой, и спальней многочисленной каширинской семьи. Кухня самое большое помещение в доме. Именно здесь собиралась вся каширинская семья за трапезой и в часы досуга, ссорились Яков и Михаил из-за наследства, играли дети, устраивали редкие праздники, здесь умирал Ванюша-цыганок, когда его придавило тяжелым комлем креста, который и по сей день лежит во дворе у ворот.

Перед нами стол, накрытый старинной самотканной скатертью, на столе большое деревянное блюдо для еды, общее для всех членов семьи, деревянные ложки и солоница, деревянная же тарелка-круг для резки мяса, огарок сальной свечи в простом железном подсвечнике. В переднем, правом углу иконы с темными ликами святых, в левом - «горка» со столовой, чайной и винной посудой; вдоль стены русская печь, на которой любил лежать Алеша, наблюдая суматошную жизнь обитателей кухни; у печи в деревянной лохани под чугунным рукомойником, подвешенным к углу широких полатей, пучок замоченных розг; напротив, у стены, низкая широкая деревянная скамья, на которой дед Каширин порол розгами провинившихся за неделю внуков. Розги мокли в лохани у печки. Не избежал карающей руки деда и маленький Алеша. В заднем углу, за печкой,- ухваты, кочерга, у стены - полка с кухонной посудой и кухонный стол у окна в сени; у двери в углу медный умывальник для хозяев. Здесь, все то, что впоследствии дало Алексею Максимовичу основание сказать в повести «Детство», что «дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие».

Из кухни дверь ведет в парадную комнату деда Каширина. Двери её чаще всего были закрыты. Открывались лишь в праздничные дни и для приёма гостей. В застекленной горке выставлена парадная посуда. Рядом на стене висит купеческая шуба на енотовом меху. Дед всю жизнь мечтал получить купеческое звание. По другую сторону стены - праздничная одежда старшины красильного цеха – кафтан шитый золотым позументом и тут же бархатный «в цветочек» мещанский жилет. Дед его носил девять лет подряд, когда избирался старшиной красильного цеха. На левой стене фотография членов городской думы 1868-1869 гг. В.В. Каширин был избран в члены городской думы в 1861-1863 гг.

На стене у окна портрет нижегородского купца Нестерова. На столике под иконами – шкатулка «Укладка», где дед хранил деньги, документы. Переступая порог этой комнаты, испытываешь такое ощущение, что из нее только что вышел «небольшой сухонький старичок... с рыжей, как золото, бородой, с птичьим носом и зелеными глазками», оставив на круглом столе, у дивана, раскрытую недочитанную книгу - «Христианский памятник, содержащий в себе: исчисление праздников и святых, благочестивые размышления, пасхалию на 100 лет, с присовокуплением хозяйственных замечаний, врачебных наставлений и других общеполезных сведений» - своего рода настольную энциклопедию мещанской жизни. Рядом с книгой - отточенное для письма гусиное перо, найденное при реставрации домика под полом.

Енотовая шуба

Своеобразная обстановка этой комнаты ярко подчеркивает вкусы и характер ее хозяина. В. В. Каширин скуп и недоверчив,- он все в доме и во дворе тщательно запирает, не доверяя ни своим, ни чужим. Ключи хранит у себя. В комнате висит большая связка огромных ключей и больших тяжелых замков, а в переднем углу на маленьком круглом столике под иконами окованный жестью деревянный сундучок укладка-подголовник, запертый замком «с секретом», для хранения денег и других ценностей.

Посуда для гостей.

Рядом с комнатой деда - комната бабушки. В ней уютно и тихо. В углу старинный киот с иконами и лампадой перед ними. У окна - комод, на нем - копилка, маленькие сундучки-укладки, различные бурачки-игольники и другие предметы. Рядом с комодом, у окна, на деревянных козлах подушка с коклюшками для плетения кружев (дар музею от А. К. Заломовой). Вдоль стены - деревянная двуспальная кровать с пуховой периной, покрытая сатиновым стеганым одеялом темно малинового цвета, в головах - гора подушек в белых наволочках с кружевами. Бабушка была искусной кружевницей.


На стене, над кроватью,- черная шелковая тальма, «шитая стеклярусом». За кроватью, в углу, у двери в кухню - большой деревянный сундук, окованный жестью, на нем - деревянные швейки. Над сундуком, на стене, развешаны женские платья прежних покроев, здесь же старинные большие часы с выцветшей розой на циферблате, большими медными гирями и длинным медленно качающимся маятником, которого так боялся Алеша, проводя долгие зимние вечера в комнате любимой бабушки.

Прямо перед сундуком - небольшая изразцовая печь с лежанкой, на ней - домашние туфли-«шлепанцы». Изразец печи расписан фантастическими фигурами людей, птиц, животных и рыб. По вечерам бабушка по картинкам рассказывала Алёше сказки.

Дверь из бабушкиной комнаты ведёт в сени и подклеть или черную рабочую избу – полуподвальное помещение с отдельным входом из сеней. Подклеть предназначалась для работников, но с августа 1871 года там поселилась мать А.Пешкова – Варвара Васильевна. Помещение довольно большое. Несколько широких лавок, большая кровать, два отдельно стоящих стола с самоварами, детский стульчик, дорожки на деревянном полу, ширма разделяющая помещение на две половины.

Через небольшие сени-«галдерею», заставленные различной хозяйственной утварью (сундук, деревянное корыто для стирки белья, на стене коромысло, фонари, над окном с цветными стеклами различные по форме и величине вальки для белья), здесь же висит бурлацкая лямка деда. На полу прибита подкова, об неё опирались башмаками или сапогами и снимали обувь, так же она служила символом благополучия и счастья.

Выходим во двор и затем в красильню, где и заканчивается осмотр бытовой экспозиции музея.



Красильня - это небольшое деревянное строение в углу двора, прямо перед воротами. В красильне - большая низкая печь, в нее вмазаны три больших чугунных котла для крашения материи, потемневшие от красок и времени деревянные мешалки, старые деревянные же ковши и железные черпаки. Напротив печи, около окон - сколоченный из простых, плохо оструганных досок длинный стол, на нем тяжелые утюги, различной формы и величины гладильные доски, рабочие рукавицы; на стене - выпачканные краской рабочие фартуки, на полу - стеклянная бутыль для купороса.

Двор Кашириных небольшой, по углам заросший травой. Во дворе находится сарай-каретник с сеновалом наверху; вдоль забора - старые, треснувшие котлы, выброшенные из красильни; по верху забора набиты железные кованые гвозди - «от воров»; к забору прислонен большой дубовый надмогильный крест, напоминающий посетителям музея о трагической гибели Ванюши-Цыганка. Вдоль дома тянется узкая дорожка-тротуар из красного кирпича, уложенного в «елочку». Такая же дорожка и на улице, вдоль небольшого палисадника перед домом, в котором одиноко растет большой старый вяз. В доме деда В.В.Каширина А. Пешков живёт недолго: после раздела наследства между Яковом и Михаилом он вместе с дедушкой и бабушкой переезжает в дом на улицу Полевую, затем на Канатную. В 1879 году дед отправляет внука «в люди».

В самом начале экспозиции на старинной тумбочке лежит книга отзывов, в которой каждый посетитель может оставить свою запись. О большой любви людей к А. М. Горькому, к его ярким, полным жизненной правды произведениям, ко всему, что, так или иначе, связано с его именем, свидетельствуют многочисленные записи.
Одна из посетительниц музея пишет: «С великим волнением я переступила порог домика, где провел детство Алеша Пешков! Вот эти стены, которые знали страдания мальчика. Мое поколение счастливо, что не испытало таких «свинцовых мерзостей». На всю жизнь сохраню впечатления, произведенные на меня этим домиком. Да здравствует Человек! Да здравствует жизнь!»
Ее мысль продолжает студентка Дробинская, которая, с большой теплотой отзываясь о музее-домике, говорит, что именно здесь она «еще яснее представила себе мерзости жизни мещанского мира Кашириных, в котором жил и воспитывался любимый писатель Алексей Максимович Горький в раннюю пору своего детства... Великий писатель, - продолжает тов. Дробинская, - останется для нас «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»

Подобных отзывов много. Все они являются ярким доказательством того, что светлая память об Алексее Максимовиче Горьком, о его прекрасных творениях жива и вечно будет жить в сердцах нашего народа и всего прогрессивного человечества, и к маленькому домику-музею на родине Горького - «не зарастет народная тропа!».

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос самоучкой. Тяжелая работа (посудник на пароходе, мальчик в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира.
«Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» - сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».
Маленький домик-музей пользуется большой любовью народа. Его посещают приезжие из Москвы, Санкт-Петербурга, солнечной Грузии, Украины, Поволжья, далеких городов Сибири и других районов нашей великой Родины. Неоднократно бывали в нем представители и различные делегации зарубежных стран. Особенно многолюдно в музее бывает летом, когда количество посетителей нередко превышает 700 человек в день.

Впервые посетив музей, поймала себя на мысли, что моё отношение к этому писателю изменилось, ибо увидев окружавший его быт, взглянула на него другими глазами. Он стал мне ближе и человечнее, во многом это перечеркнуло школьную программу, когда учишь Горького, потому что надо. После посещения музея захотелось перечитать его книги.

А потом мы пошли по Почтовому съезду, на котором расположен домик Каширина вниз к Волге, нам нужно было на пристань и по дороге увидели рыжего кота, который с утра пораньше точил свои коготки

И птичку трясогузку

Через час мы входили на трап трехпалубного корабля «Отдых -1». Название нас насмешило, ибо мы не представляли, что такое отдых-2,3 и т.д. Предстояла поездка по Волге.

Творчество М. Горького связано с его личным жизненным опытом Богатая событиями жизнь Алексея Максимовича Пешкова, будущего писателя Максима Горького, отразилась в автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Огромную ценность для изучения жизненного пути будущего писателя, для понимания процесса его духовного становления имеет повесть «Детство». Живость и достоверность изображаемого достигается тем, что картины, герои, события несутна себе печать детского восприятия.

История формирования и роста человеческой личности показана в ней на фоне русской действительности 70 - 80-х годов 19 века. Автор писал: «...и ведь не про себя я рассказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил... простой русский человек». Вместе с тем повесть проникнута мыслью о духовной силе народа, о «добром - человечьем», которое заложено в нем. Поэтому характеристика тех действующих лиц повести, с которыми сталкивается Алеша, как и анализ картин быта мещан, должны стать важным звеном урока. На каждом уроке следует также обращать внимание учащихся на психологию Алеши, показывать, как зреют его силы в непрестанном общении с настоящими людьми из народа и в борьбе с косностью, жестокостью людей, изуродованных тягой к собственности.

Автобиографичность «Детства» усиливает ее воспитательное значение, и от учителя зависит умелое использование ее эмоционального воздействия на детей.

На первом уроке необходимо прочитать с учащимися первую главу произведения, потом перейти к беседе об основной проблематике повести - борьбе «доброго - человечьего» с миром косности и стяжательства. Чувство красоты мира, открывающегося во время плавания на пароходе по Волге, сочетается с острым ощущением в нем враждебных сил. Уже здесь дается завязка конфликта Алеши со старым миром.

Предлагаем основной круг вопросов и заданий, которые должны быть освещены на уроке: какие картины открываются перед нами в первой главе? С какими героями они связаны? Чьими глазами мы смотрим на все происходящее в повести? Что и как рассказал Горький о Волге, ее берегах и городах? Кто открывает перед мальчиком прекрасный мир?

Какое место в жизни Алеши заняла бабушка? Ответьте словами повести.

Опишите первое впечатление Алеши от встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши? Как об этом сказано в тексте? Прочитайте описание дома Кашириных. Найдите в этом описании эпитеты и сравнения и определите их роль.

В заключение учитель говорит, что в этом доме, среди не понравившихся Алеше людей, и будет протекать тяжелое детство мальчика.

Дома учащиеся читают вторую главу и отвечают на вопросы, предложенные в учебнике.

Второй урок посвящается раскрытию «свинцовых мерзостей» русской жизни в повести и уяснению характера деда Каширина.

Почти исчерпывающий материал для освещения этих вопросов дает вторая глава, в которой рисуются ужасающие картины пьяной жестокости, озорства, издевательства над слабыми, семейных драк из-за собственности, извращающей человеческие души.

Работу над темой начинаем с обсуждения вопроса: что поразило Алешу в доме Кашириных? Следует подробнее остановиться на авторской характеристике обстановки в доме деда (первые три абзаца второй главы), найти слова и выражения, наиболее точно характеризующие ее. Затем на конкретных примерах показать «взаимную вражду всех со всеми», которая отравляла и взрослых, и детей. В центре внимания учащихся станут следующие эпизоды: ссора дядьев, сцена с наперстком, порка детей, донос Саши на Алешу.

Наиболее полно нравы в доме деда переданы в сцене ссоры (она прочитывается). Обращаем внимание школьников на то, как автор передает звероподобный облик дерущихся братьев, как ведут себя во время ссоры бабушка и дед и как это характеризует каждого из них. Хотя дед также одержим духом стяжательства, но вместе с тем он жалок, так как не в силах остановить сыновей. Светлым пятном на мрачном фоне жестокого быта выделяется бабушка, которая старается внести мир в этот дом.

Разговоры деда с бабушкой о необходимости раздела имущества покажут учащимся, что главной причиной вражды в семье Кашириных была тяга к собственности, порождающая беспощадную жестокость. Учитель должен объяснить школьникам, что вражду братьев обостряло непрочное положение мелких предприятий в эпоху развития капитализма.

Что особенно поразило Алешу в семье Кашириных? Обращается внимание на отношение в этом доме к женщинам и детям. Анализируется сцена наказания, важная не только для изображения жестокости, с одной стороны, и покорности - с другой. Она интересна и тем, что показывает, как жестокость в свою очередь порождает такие не менее страшные и низменные качества, как лицемерие и предательство. Приспособившись к миру насилия и лжи, стал доносчиком и подхалимом Саша дяди Якова, рабски покорным и безвольным - сын дяди Михаила. Выясняем: что рассказал Горький о детях Якова и Михаила? Какие эпитеты и сравнения наиболее ярко передают их характер? Какое чувство вызывает у учащихся Саша Яков? В каких эпизодах он наиболее полно проявляет себя?

Кто из героев особенно вызывает чувство сострадания и почему? Анализ эпизода с наперстком покажет, какое место занимает Григорий в доме Кашириных, что судьба его - это типичная судьба труженика в царской России. Бывший компаньон деда, всю жизнь отдавший Кашириным, он теперь, полуслепой и больной, выносит издевательства даже детей.

Естественным продолжением беседы по этой теме явится обсуждение вопроса: кто был главным виновником той «обильной жестокостью» жизни в доме Кашириных? Так учащиеся переходят к анализу образа Каширина. Следует подвести их к пониманию всей сложности и противоречивости образа деда, хранителя собственнических устоев, жертве собственной жадности и корыстолюбия, показать, почему жестокость и жадность стали преобладающими чертами его характера.

Выслушав мнение учащихся о том, какое чувство вызвало у них первое знакомство с дедом, переходим к анализу эпизодов, в которых особенно ярко проявляется его характер. Выясняем его манеру разговаривать с людьми, отыскиваем в первой и второй главах характерные для речи деда повелительные интонации.

Учащиеся продумывают ответы на вопросы: как изображена внешность Каширина? Чем отличается дед от своих сыновей, Якова и Михаила? Как портретная характеристика деда подтверждается его поступками и суждениями о людях? Почему у Алеши было «особенное внимание, опасливое любопытство» к деду?

Осмыслив особенности характера деда, зачитываем и анализируем далее его рассказ о своем прошлом; обращаем внимание на то, о чем и как рассказывает дед. Для восприятия содержания его рассказа могут быть предложены следующие вопросы:

Какими были детство и юность деда? Какие картины рисуются Алеше в рассказе деда о своей молодости? Сопоставьте эти картины с описанием Волги в произведениях Некрасова Н.А. и в картине Репина И.Е. «Бурлаки на Волге». Богатство интонации, напевность и образность речи, близость ее к фольклору дают полное представление о народной основе характера деда, богатстве его фантазии, тяге к прекрасному.

Каким увидел деда в этой беседе Алеша? Оказывается, дед может быть и ласковым, и сердечным, умеет интересно рассказывать. Иной кажется Алеше и его наружность (сравнить с первоначальным портретом). Мальчик понял, что дед выдвинулся благодаря своему уму.

Что же ожесточило деда? На анализе причин следует остановиться несколько подробнее. Испив до дна горькую чашу бурлака, испытав унижения и побои, дед наконец выбился в люди, стал хозяином. Но жестокая мораль капитализма, погоня за копейкой, постоянная боязнь лишиться красильни породила в нем дух собственника, озлобленность, недоверие к людям. Каширин постепенно терял все лучшее, что было в нем от народа, противопоставив себя людям труда. Желательно зачитать отдельные строки из тринадцатой главы, рассказывающие о дальнейшей судьбе деда, когда он, разорившись, теряет остатки человеческого облика.

Дома учащиеся готовят выразительное чтение рассказа деда о своем прошлом, читают третью и четвертую главы и отвечают на вопросы учебника.

На третьем уроке учитель приступит к работе над второй темой повести - « яркое, здоровое и творческое» в русской жизни. В центре внимания - история формирования характера Алеши и образ Цыганка.

В начале урока выясняем, что говорится в третьей главе о жестоких нравах в доме Кашириных (злые «шутки» дядьев с бывшим компаньоном деда, их отношение к Цыганку). Желательно, чтобы учащиеся высказали свое отношение к дядьям, дали оценку поведению Григория: прав ли он, так терпеливо сносящий все обиды? Подытоживая беседу по первой теме, можно спросить учащихся: каким авторским чувством пронизаны страницы повести, рассказывающие о быте и нравах в доме Кашириных?

Работая над основной темой повести - формированием характера Алеши Пешкова, надо помочь учащимся понять, почему Алеша чувствовал себя «чужим» среди «неумного племени». В дом Кашириных Алеша попал, когда ему было четыре года, но впечатления иной жизни уже жили в нем. Он помнил дружную семью, отца Максима Савватеевича, умного, веселого и талантливого человека, гордился сначала своей матерью, не похожей на окружающих людей. На всю жизнь запомнил Алеша и «первые дни насыщения красотою» во время плавания на пароходе.

Как первое впечатление от семьи Кашириных отразилось в чуткой душе и большом сердце мальчика? Выделяем те строки, в которых говорится, что все не понравилось Алеше: и взрослые, и дети, и даже «бабушка как-то померкла», тягостные мысли вызывали в нем и слова матери, которой он «мешает уйти из дома, где она не может жить». «Густая, пестрая, невыразимо странная жизнь» в семье Кашириных воспринимается Алешей как«суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, номучительно правдивым гением». За эпитетами и сравнениями, которыми передает автор душевное состояние мальчика, угадывается тонкая, поэтическая натура, человек добрых чувств, не мирящийся со злом.

Как изменился Алеша за дни «нездоровья»? - Учитель поможет ребятам глубже понять те изменения, которые произошли в Алеше с помощью более узких вопросов: как Горький передает состояние Алеши? Что нового появилось у мальчика в отношении к людям?

Раскрываем происшедшие в Алеше изменения на материале седьмой главы. Учащиеся расскажут, как Алешу доводит до бешенства жестокость уличных забав, как он испытывает стыд перед ослепшим мастером Григорием за то, что дед не кормит его.

Другой источник, укреплявший Алешу на его пути, это общение с настоящими людьми из народа. Немалая роль в нравственном возмужании Алеши принадлежит Цыганку, с образом которого связана вторая тема повести - изображение того, как «сквозь... пласт... скотской дряни прорастает яркое, здоровое и творческое». В Цыганке воплощены прекрасные человеческие качества: необычайная доброта и человечность, трудолюбие, глубокая внутренняя порядочность, талантливость, тяга к лучшему.

Образ Цыганка не вызывает особых затруднений у учащихся.

Учитель даст направление работе следующими вопросами:

Что узнал Алеша о прошлом Цыганка из рассказов бабушки? Опишите его портрет. Какое место занимал Цыганок в доме деда? Как к нему относились окружающие? Какую характеристику ему дали дед и бабушка? Как вы понимаете выражение «золотые руки»? В каких эпизодах показана одаренность, талантливость Цыганка? Расскажите о его забавах и выразительно прочитайте сцену пляски (анализ этого эпизода можно провести с одновременным просмотром кинофрагмента). Каким видит Алеша пляшущего Цыганка? Найдите в описании сравнения и определите их роль. Сумел ли художник Б. А. Дехтерёв в своем рисунке передать характер Цыганка? Почему Алеша полюбил Цыганка «и удивлялся ему до немоты»? Какое влияние оказал Цыганок на Алешу?

В заключение выясняем (или сообщаем), как погиб Цыганок, случайна ли его гибель.

Можно предложить учащимся в конце урока самостоятельно составить план к образу Цыганка.

Дома учащиеся читают четвертую главу и получают индивидуальные задания по сбору материала к образу бабушки.

Четвертый урок целиком посвящается анализу образа бабушки. Человек большого природного ума, яркого художественного дарования и чуткой сердечной отзывчивости, Акулина Ивановна внушила внуку любовь к миру и людям, раскрыла глаза на красоту природы, сроднила его с народным творчеством. По высокому строю своей души она на всю жизнь осталась для Горького, по его словам, «другом, самым близким сердцу... самым понятным и дорогим человеком»; ее бескорыстная любовь к миру обогатила Алешу, «насытив крепкой силой для трудной жизни». Первоначально Горький даже был намерен назвать повесть «Бабушка».

Материал для наблюдений над образом учащиеся найдут в первой - четвертой и седьмой главах. Формы работы могут быть разными: беседа по вопросам или рассказ учителя.

Возможна и непосредственная самостоятельная работа учащихся над указанными главами, когда ученик сам уясняет смысл текста и его художественную сторону, а затем о своих наблюдениях сообщает классу. В последнем случае необходимы конкретные задания, которые можно индивидуализировать: первый ряд готовит наблюдения над первой главой, второй - над второй, третьей и седьмой главами, в центре внимания третьего ряда - четвертая глава.

Вопросы и задания к первой главе могут быть следующими:

Опишите портрет бабушки. Какими средствами образного языка пользовался Горький, создавая этот портрет? Какие эпитеты при этом преобладают? Назовите их. В чем проявляется талантливость бабушки? Как разговор бабушки с Алешей и отрывок из ее сказки подтверждают слова Горького об особенностях ее речи? Какими словами выразил писатель чувство благодарности своей бабушке? Для выразительного чтения можно рекомендовать портрет бабушки и ее разговор с внуком.

Чувство прекрасного, свойственное бабушке, делает ее непримиримой ко всему уродливому. Эту сторону ее характера писатель раскрыл во второй, третьей и седьмой главах. Акулина Ивановна показана в них на фоне мрачного быта семьи Кашириных. Зададим школьникам следующие вопросы:

Какую роль играла бабушка в доме? В каких эпизодах переданы ее доброта, стремление внести в отношения между людьми дух миролюбия? (Обратить внимание на форму обращения бабушки к разным людям). Как ее характеризует разговор с Алешей о мастере Григории (седьмая глава)? Какова молитва бабушки? Какой показана Акулина Ивановна в праздничные вечера? Какой представляется она Алеше во время пляски и какой запечатлел ее художник на рисунке? (Прочитать этот эпизод выразительно, назвать слова, передающие красоту движений бабушки и богатство ее творческих сил).

В четвертой главе бабушка показана в момент опасности (всю главу желательно прочитать в классе). Рекомендуем для подготовки к сообщению следующие вопросы:

Почему Алешу так поразила бабушка во время пожара? Какими глаголами передается быстрота ее движений? Как она организует тушение пожара? Чем интересен эпизод с конем Шарапом? Какие строки из повести можно подписать под рисунком Дехтерёва Б. А.? Как оценил силу бабушки дед? Какие строки из поэмы Некрасова Н. А. «Мороз, Красный нос» вспоминаются при чтении этих страниц?

Подводя итоги, скажем о необыкновенной человечности бабушки, о ее любви к людям, умении в обстановке зла делать людям добро, о ее вере в победу справедливости. В образе бабушки Горький воплотил все лучшее, что было свойственно простым русским людям. Вместе с тем мудрость бабушки - это мудрость патриархального народа, в ней выражена его покорность, всепрощение. Бабушка примиряется даже с жестокостью, какую ей самой не раз приходилось испытывать со стороны деда, находя оправдание вспышкам его гнева.

Завершит работу над образом составление плана.

Дома учащиеся читают повесть до конца и готовят ответы на вопросы учебника.

На последнем уроке выясняется роль квартиранта Хорошее Дело в жизни Алеши и говорится о вере писателя в творческие силы народа и его будущее (главы пятая, восьмая, двенадцатая, тринадцатая).

Урок начинается с беседы о том, под влиянием каких людей и событий формировался характер Алеши. Следует кратко повторить, какие впечатления вынес Пешков из жизни в доме Кашириных, чему учил его дед (дополнительный материал дает пятая глава), какое влияние оказали на мальчика Цыганок и бабушка. Важно, чтобы учащиеся уяснили, как неосознанный протест Алеши против насилия перерастает в осознанное сопротивление той несправедливости и жестокости, которую он наблюдал вокруг себя, и какая роль в росте этого чувства принадлежит тем замечательным людям, с которыми сталкивала его судьба.

Своим внутренним ростом и духовным обогащением Алеша обязан и постояльцу по прозвищу Хорошее Дело, который покорил мальчика прямотой и правдивостью.

Выслушиваем ответы учащихся на вопросы учебника и углубляем их с помощью следующих вопросов:

Как вы думаете, кто такой Хорошее Дело? (Читается отрывок, в котором говорится о его таинственной и непонятной деятельности). Почему Алеша подружился с Хорошим Делом и что ценил в этой дружбе? Учащимся предлагается привести примеры дружеских бесед квартиранта с Алешей и зачитать наиболее яркие диалоги. Что роднит Алешу с Хорошим Делом? Что в отношении взрослых к нему вызывало особенное возмущение Алеши? Как Алеша выражает свой протест против несправедливости? Случаен ли он? Объясните, как вы понимаете слова: «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране - лучших людей ее».

Таковы были первые уроки суровой жизни, полученные Алешей в доме Кашириных. Несомненный интерес будет представлять вопрос: есть ли в Алеше черты, позволяющие верить, что из этого мальчика может вырасти человек с большим сердцем?

Простые русские люди, умные, добрые, интересные, талантливые, укрепляли в Алеше благородные и светлые черты его личности: правдивость и смелость, доброту и чуткость, стремление к знаниям, волю и трудолюбие (тринадцатая глава), которые получили дальнейшее развитие во время скитаний «в людях» (рассматриваем заключительный рисунок к повести).

Следует сказать о воспитательном значении жизненного пути Алеши. Учитель может привести примеры тяжелого детства многих людей в дореволюционной России, когда только благодаря огромной воле и энергии они смогли победить окружающее зло и выйти на широкую дорогу жизни.

В заключение читаем двенадцатую главу, в которой выражена основная идея повести, и обсуждаем вопрос: чему учит нас повесть?

Дома учащиеся подбирают материал к теме «Алеша в семье Кашириных».

Задача следующего урока, урока развития речи, - привести знания учащихся по этой теме в строгую систему, то есть составить план, выделить в каждом пункте самое главное, отработать переходы от одного пункта плана к другому, повторить приемы цитирования (одна из форм - пункты плана), продумать небольшое вступление и заключение к теме.

Примерный план

I. Алеша Пешков - центральный герой повести А. М. Горького «Детство».

II. Суровая школа жизни Алеши.

  1. Дом «взаимной вражды всех со всеми».
  2. Чужой среди «неумного племени».
  3. Протест Алеши против «свинцовых мерзостей русской жизни».
  4. Что дала Алеше дружба с Цыганком.
  5. Друг на всю жизнь - бабушка.
  6. Роль квартиранта Хорошее Дело в духовном созревании Алеши.
  7. «Крепкая сила для трудной жизни».

III. Что мне нравится в Алеше.

Один-два рассказа учащихся должны быть прослушаны в классе.

Дома учащиеся пишут сочинение.

Литература

  1. Горький М. «Детство». Москва, Просвещение 1982 г.
  2. Вайнберг И. Страницы большой жизни. Москва, 1980 г.
  3. Горький в школе. Сборник статей под редакцией Голубкова В.В. Москва, 1960 г.
  4. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 6 – 7 классах. Киев, 1977 г.
  5. Коровина В.Я. Литература в 7 классе: Методические советы. Книга для учителя. Москва, Просвещение, 1995 г.
  6. Снежевская М.А., Шевченко П.А., Курдюмова Т.Ф. и др. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии «Родная литература». 6 класс. Москва, Просвещение, 1986 г.

Повесть А. М. Горького «Детство» относится к лучшим образцам отечественной прозы. Она рассказывает не только о «свинцовых мерзостях» русской жизни провинциального мещанства, простого люда - полуграмотного, а потому дикого, духовно скудного, ожесточённого и оскотинившегося в ежеминутной борьбе за «копейку». В центре внимания автора - чистая детская душа главного героя, проходящего через жестокие этапы становления, а также светлые и добрые характеры тех героев, которые скрасили тяжкие минуты обид и несправедливостей, коих видел он в доме деда немало.

Предыстория

История жизни деда Каширина занимательна и поучительна одновременно. Однако начнём мы не с неё, а с того, каким образом Алёша Пешков оказался в приземистом, крашеном грязной охрой одноэтажном доме Кашириных. Мать его вышла замуж без благословения родителей. Потом родился Алёша. Жили они дружно и весело, пока отец не умер, а мать от горя едва не лишилась рассудка. Тогда к ним приехала бабушка Акулина Ивановна, чтобы отвезти осиротевшее семейство в родовое гнездо - Нижний Новгород. Именно с этого момента как читателям, так и главному герою становится интересной история жизни деда Каширина.

Глава семейства

Василий Васильич Каширин, как называет его автор, внешность имеет совершенно невнушительную, скорее, комичную. Это маленький сухонький старичок с острой, золотисто-рыжей бородкой, суетливый, с зелёными глазами и птичьим крючковатым носом. Личность довольно колоритная, но особенно нелепость его бросается в глаза рядом с крупной, даже большой и слишком полной, но как-то плавно-степенной женой Акулиной Ивановной. Впрочем, история жизни деда Каширина наглядно показывает, что не от внешности зависит судьба человека, а от черт его характера. И от обстоятельств, в которых он жил.

Основные события

Своим чутким маленьким сердцем Алёша скоро понимает, что всех членов большого семейства объединяет одно общее чувство. Нет, не любовь, как это должно быть между родственниками, а ненависть, помноженная на злобу и зависть. А причина всему - деньги. История жизни деда Каширина - как зеркало, отражающее судьбы его потомства. Когда старый Каширин первый раз порет Алексея за провинность, то потом, в порыве жалости и раскаяния признаётся: «Думаешь, меня не били?..» Оказывается, самого деда в детстве секли так, что «и в страшном сне» не увидеть. И так обижали, что, наверное, сам «Господь Бог глядел и плакал» от жалости! Значит, не сам по себе, от природы, зол и жесток дед! Окружающая обстановка, в которой он рос, испортила и ожесточила его характер, внушила, что именно на таких условиях держится порядок в доме и авторитет старших. Тогда же и узнал внук, какой несчастной была судьба деда Каширина. Прежде чем завести красильню, он много лет бурлачил на Волге, таскал с товарищами на себе неподъёмные баржи, надрывался, терпя издевательства от хозяев. Жуткий призрак нищеты заставлял его всю жизнь, подобно Чичикову, собирать и беречь копейку, трястись над каждым рублём.

Глава большого семейства

Когда писал Горький «Детство», характеристика деда играла важную роль в реализации замысла и идеи произведения. На его примере он показывала, как страшно и безысходно калечатся недюжинные русские характеры средой, если не имеют достаточных внутренних сил к сопротивлению. Кода Василий Васильич обзавёлся семейством, разбогател, открыл красильню, он нещадно эксплуатирует работников и своих, домашних. Он не хочет отделить взрослых женатых сыновей, чтобы не пришлось отдавать им часть причитающегося имущества. Дочь Варвару Каширин лишил приданого за то, что та самовольно вышла замуж. Алёшины дядья нещадно дерутся между собой, но деда это не останавливает. И только изрядно выпив, захмелев, он с тоской признаётся себе, в каком «гадюшнике» живёт. Да и семья, в конце концов, распадается. Гибнет всеобщий любимец Цыганок. Страшный пожар уничтожает львиную долю имущества. Расселяются дядья, но также пьют и приходят бить окна в новый отцовский дом. Разоряется, нищает и ещё больше «усыхает» душою дед. Жалкий, просящий милостыню, морящий голодом бабушку и внука, предстаёт он перед нами в конце повести. И надрывно-щемящей нотой зря промученной жизни раздаётся в наших ушах его тоскливое «Эх, вы-и-и…»

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

«Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо» Валентин Распутин

3 слайд

Описание слайда:

Встреча с писателем И.Е.Репин 1889 Портрет Максима Горького Любите книгу, она облегчит вам жизнь….она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. М.Горький

4 слайд

Описание слайда:

Фотография парохода 1807 года. Именно на таком пароходе мог плыть из Астрахани в Нижний Новгород маленький Алеша Пешков «Не торопясь, лениво и гулко бухая плицами по серовато-синей воде, тянется вверх по течению светло-рыжий пароход»…

5 слайд

Описание слайда:

Вид на Нижний Новгород. Фотография 19 века «…пароход остановился против красивого города, среди реки, тесно загроможденной судами, ощетинившейся сотнями острых мачт…» Современный Нижний Новгород.

6 слайд

Описание слайда:

Музей детства Максима Горького "Домик Каширина" был открыт в январе 1938 года. Расположен музей в одноэтажном деревянном домике, ранее принадлежавшем ремесленнику-красильщику Василию Васильевичу Каширину, деду великого русского писателя. В небольшой дом на Успенском съезде (ныне - Почтовый) трёхлетний Алёша Пешков (А.М. Горький) переехал со своей матерью Варварой Васильевной из Астрахани после смерти отца. «На самом верху съезда, прислонясь к правому откосу и начиная собой улицу, стоял приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами» .

7 слайд

Описание слайда:

В музее воспроизведена подлинная обстановка дома мещан Василия Васильевича и Акулины Ивановны Кашириных, деда и бабушки писателя А. М. Горького. В этом доме Горький жил с августа 1871 по весну 1872 г. «С улицы он показался мне большим, но внутри его, в маленьких, полутемных комнатах, было тесно…»

8 слайд

Описание слайда:

Экскурсия начинается с кухни. Обстановка: стол, накрытый самотканной скатертью, на столе большое деревянное блюдо для еды. деревянные ложки и солоница, тарелка для резки мяса, огарок свечи в железном подсвечнике. в правом углу - иконостас, в левом -«горка» с посудой. Вдоль стены - русская печь. У печи, в деревянной лохани под чугунным рукомойником розги, напротив - деревянная скамья, на которой Василий Каширин порол внуков. За печью - ухваты. кочерга, полка с кухонной посудой.

9 слайд

Описание слайда:

Из кухни дверь ведёт в комнату деда. В этой комнате, у стены стоит диван. Над ним висит большая фотография - гласные Нижегородской думы 1862-1863 гг. В центре помещения - стол, на нём раскрытая книга «Христианский памятник», рядом - гусиное перо для письма. В переднем углу, под иконами - сундук-подголовник для хранения ценностей, около двери - горка с парадной посудой. На вешалке, возле печи - парадный кафтан старшины красильного цеха и бархатный жилет. Около двери, на гвоздике висит енотовая шуба.

10 слайд

Описание слайда:

Комната бабушки. У окна комод, на нём - копилка, сундучки-укладки, предметы для рукоделия. Рядом с комодом, у окна подушка с коклюшками. Вдоль стены - кровать с пуховой периной, покрытая стёганым одеялом, сверху - гора подушек в белых наволочках. Над кроватью висит чёрная шёлковая тальма, украшенная стеклярусом. За кроватью, в углу - большой деревянный сундук. Над ним развешана женская одежда и укреплены старинные часы с маятником. «Несколько дней я хворал…в маленькой комнате с одним окном и красной, неугасимой лампадой в углу пред киотом со множеством икон».

11 слайд

Описание слайда:

Комната Михаила - дяди А. М. Горького. Обстановка комнаты: комод, овальное зеркало, полумягкий диван с резной спинкой. Около окна небольшой стол, на нём медный самовар с чайной посудой, штоф из-под вина, большие рюмки. На стене, над комодом висят семейные фотографии. В комнате можно увидеть парадную одежду: сюртук из чёрного сукна, рубахи-косоворотки, тканые пояса, женские платья.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса